Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей» icon

Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей»



НазваниеГосударственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей»
Дата конвертации11.07.2012
Размер119,33 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
скачать >>>


Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации


Государственный университет –

Высшая школа экономики


Факультет психологии

Программа дисциплины


«Психология способностей»

(теоретический семинар)

для направления 030300 «Психология»

подготовки бакалавра (030300.62)


Автор Шадриков В.Д. – доктор психологических наук, профессор

Рекомендована УМС

Одобрена на заседании

кафедры общей и


экспериментальной психологии

Секция «Психология»

Зав.кафедрой


____________Болотова А.К.

_________Штроо В.А.

«__» _______2007


«__» ________2007 г.






Утверждено УС


Факультет психологии

Ученый секретарь

_________ Старовойтенко Е.Б.

«__» _______ 2007 г.






Москва 2007




Пояснительная записка


Автор программы – доктор психологических наук, профессор Шадриков В.Д.


Требования к студентам: знания по курсам общая и экспериментальная психология.


Аннотация.

Целью данного курса является формирование у студентов профессиональных компетенций, выражающихся в возможности на основе знаний и умений целесообразно, методически организованно и самостоятельно решать задачи, связанные с теоретическими проблемами психологии (на примере психологии способностей), а также оценивать результаты своей деятельности.

Работа в теоретическом семинаре должна способствовать формированию определенных личностных и социальных компетенций.


Личностные компетенции предполагают формирование таких качеств как самостоятельность, критическое конструктивное мышление, сознание ответственности и долга, способность проявлять свои дарования, осмысливать, оценивать и репрезентировать свои достижения.


Социальные компетенции предполагают формирование готовности работать и достигать результатов в социальном взаимодействии, учитывать социальные условия деятельности, развивать навыки социальной самоадаптации, понимать и соблюдать правила и принципы научной дискуссии, ведущей к достижению согласия с другими.

В основу работы семинара положены теоретические разработки автора по проблемам психологии способностей.

На занятиях перед студентами должен развернуться процесс реального осознания теоретической проблемы и последующего пути ее решения.

Завершающей частью семинара должна стать разработка инструментария для диагностики способностей в соответствии с принятыми теоретическими положениями и моделями.

Тематический план учебной дисциплины



Название темы

Всего часов

по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная

работа










Лекции

Сем. и

практ.

занятия




1.

Теоретические взгляды на природу способностей Б.М. Теплова.

10

2

2

6

2.

Теоретические взгляды на природу способностей Л.С. Рубинштейна.

10

2

2

6

3.

Теоретические взгляды на природу способностей М.А. Холодной

8

2

-

6

4.

Теоретические взгляды на природу способностей Шадрикова В.Д.

10

2

2

6

5.

Теоретические представления о структуре способностей.

8

2

-

6

6.

Проектировка системы тестов в соответствии с теоретическими представлениями о структуре способностей человека.

8

-

2

6




Итого:

54

10

8

36



Базовый учебник

  1. Шадриков В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Логос, 2006

  2. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека. М., 2002


Формы контроля:

  • Теоретический контроль: заслушивание выступлений на семинарских занятиях;

  • Промежуточный контроль: эссе.

  • Итоговый контроль: зачет.

  • Итоговая оценка складывается: оценка за работу на семинарах (Осем), оценка за эссе (Оэссе), оценка за зачет (Озач).

Оитог = Осем * 0,3 + Оэссе * 0,3 + Озач * 0,4

Содержание программы



Тема 1. Теоретические взгляды на природу способностей Б.М. Теплова.

Общие подходы к определению способностей. Задатки и способности. Наследственные способности. Развитие способностей. Способности и деятельность. Общие и специальные способности. Способности и интеллект. Диагностика способностей.

Основная литература:

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. Харьков-Минск. «Питер», 2002.гл. XVI. Способности.

  2. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М., Современный гуманитарный университет. 2004.

  3. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мир внутренней жизни человека. М., 2002.

Дополнительная литература:

        1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. Наука, 1977

        2. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух книгах. М., Педагогика, 1982. т.1., часть3.,с.205-316.

        3. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.3. М., Педагогика, 1983.

        4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.

        5. Платонов К.К. Проблемы способностей. М. Наука, 1972.

        6. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории.//Вопросы психологии, 1960, №3, с.3-15.

        7. Теплов Б.М. Избранные труды в двух томах. Т.1. Психология музыкальных способностей. С.42-222.М., Педагогика, 1985.

        8. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий М., 1998.

        9. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. М., 2004.

Тема 2. Теоретические взгляды на природу способностей С.Л. Рубинштейна.

Общие подходы к понятию способности. Задатки. Наследственность способностей. Способности и умения. Способности в структуре личности. Общие и специальные способности. Общая одаренность и специальные способности. Индивидуальные различия в способностях. Теория одаренности. Развитие способностей у детей.

Основная литература:

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. Харьков-Минск. «Питер», 2002.гл. XVI. Способности.

  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М. Харьков-Минск. «Питер», 1999 изд.2-е.

  3. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М., Современный гуманитарный университет. 2004.

  4. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мир внутренней жизни человека. М., 2002.

Дополнительная литература:

  1. Айзенк Г. Кэмин Л. Природа интеллекта. Битва за разум. М., «ЭКСМО-Пресс», 2002.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. ЛГУ, 1968.

  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. Наука, 1977

  4. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух книгах. М., Педагогика, 1982. т.1., часть3.,с.205-316.

  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.3. М., Педагогика, 1983.

  6. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.

  7. Платонов К.К. Проблемы способностей. М. Наука, 1972.

  8. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории.//Вопросы психологии, 1960, №3, с.3-15.



Тема 3. Теоретические взгляды на природу способностей М.А. Холодной.

Интеллектуальные способности. Интеллект как форма организации ментального (умственного) опыта: понятие ментального опыта, ментальные структуры, ментальное пространство, ментальные репрезентации. Состав и строение ментального опыта. Интеллектуальная одаренность как проявления своеобразия ментального опыта личности.

Основная литература:

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М. Харьков-Минск. «Питер», 1999 изд.2-е.

  2. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.-Томск. 1997. или М.-Харьков-Минск. «Питер», 2002.

  3. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М., Современный гуманитарный университет. 2004.

  4. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мир внутренней жизни человека. М., 2002.

Дополнительная литература:

  1. Айзенк Г. Кэмин Л. Природа интеллекта. Битва за разум. М., «ЭКСМО-Пресс», 2002.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. ЛГУ, 1968.

  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. Наука, 1977

  4. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух книгах. М., Педагогика, 1982. т.1., часть3.,с.205-316.

  5. Бине А. Измерение умственных способностей. С - Петербург. «Союз».1998, гл.V, с.99-162, гл. XII, 236-296.

  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.3. М., Педагогика, 1983.

  7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.

  8. Платонов К.К. Проблемы способностей. М. Наука, 1972.

  9. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории.//Вопросы психологии, 1960, №3, с.3-15.



Тема 4. Теоретические взгляды на природу способностей В.Д. Шадрикова.

Содержание понятия способности. Способности как категория психологической науки. Психологическая функция, способности и одаренность. Способности и родовая форма деятельности. Определения способностей. Единство физиологической структуры и психологической функции (принцип психофического единства). Биологические механизмы способностей. Способность индивида. Задатки и способности. Место способностей в структуре психики.

Структура способностей как единство функциональных и операционных механизмов, структура способностей как родовых форм деятельности. Развитие способностей. Общие и специальные способности. Способности человека как субъект деятельности. Духовные способности. Система ментальных качеств человека. Индивидуальность способностей. Способности и познавательные процессы. Способности и интеллект. Интеллектуальная операция. Мир внутренней жизни человека. Модель интеллекта. Диагностика способностей и интеллекта. Творческая одаренность личности.

Основная литература:

  1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М. Харьков-Минск. «Питер», 1999 изд.2-е.

  2. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М., Современный гуманитарный университет. 2004.

  3. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мир внутренней жизни человека. М., 2002.

Дополнительная литература:

        1. Айзенк Г. Кэмин Л. Природа интеллекта. Битва за разум. М., «ЭКСМО-Пресс», 2002.

        2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. ЛГУ, 1968.

        3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. Наука, 1977

        4. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух книгах. М., Педагогика, 1982. т.1., часть3.,с.205-316.

        5. Бине А. Измерение умственных способностей. С - Петербург. «Союз».1998, гл.V, с.99-162, гл. XII, 236-296.

        6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.3. М., Педагогика, 1983.

        7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.

        8. Платонов К.К. Проблемы способностей. М. Наука, 1972.


Тема 5. Теоретические представления о структуре способностей человека.

Исходя из теоретических представлений, рассмотренных ранее, проектируются теоретические системы видения структуры способностей.

Основная литература:

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. Харьков-Минск. «Питер», 2002.гл. XVI. Способности.

  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М. Харьков-Минск. «Питер», 1999 изд.2-е.

  3. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.-Томск. 1997. или М.-Харьков-Минск. «Питер», 2002.

  4. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М., Современный гуманитарный университет. 2004.

  5. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мир внутренней жизни человека. М., 2002.

Дополнительная литература:

  1. Айзенк Г. Кэмин Л. Природа интеллекта. Битва за разум. М., «ЭКСМО-Пресс», 2002.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. ЛГУ, 1968.

  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. Наука, 1977

  4. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух книгах. М., Педагогика, 1982. т.1., часть3.,с.205-316.

  5. Бине А. Измерение умственных способностей. С - Петербург. «Союз».1998, гл.V, с.99-162, гл. XII, 236-296.

  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.3. М., Педагогика, 1983.

  7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.

  8. Платонов К.К. Проблемы способностей. М. Наука, 1972.

  9. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории.//Вопросы психологии, 1960, №3, с.3-15.

  10. Теплов Б.М. Избранные труды в двух томах. Т.1. Психология музыкальных способностей. С.42-222.М., Педагогика, 1985.

  11. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий М., 1998.

  12. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. М., 2004.


Тема 6. Проектировка системы тестов в соответствии с теоретическими представлениями о структуре способностей человека.

(Практическая работа.)

Основная литература:

  1. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. Харьков-Минск. «Питер», 2002.гл. XVI. Способности.

  2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М. Харьков-Минск. «Питер», 1999 изд.2-е.

  3. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.-Томск. 1997. или М.-Харьков-Минск. «Питер», 2002.

  4. Шадриков В.Д. Способности и интеллект человека. М., Современный гуманитарный университет. 2004.

  5. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мир внутренней жизни человека. М., 2002.

Дополнительная литература:

  1. Айзенк Г. Кэмин Л. Природа интеллекта. Битва за разум. М., «ЭКСМО-Пресс», 2002.

  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. ЛГУ, 1968.

  3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М. Наука, 1977

  4. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух книгах. М., Педагогика, 1982. т.1., часть3.,с.205-316.

  5. Бине А. Измерение умственных способностей. С - Петербург. «Союз».1998, гл.V, с.99-162, гл. XII, 236-296.

  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.3. М., Педагогика, 1983.

  7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., МГУ, 1973.

  8. Платонов К.К. Проблемы способностей. М. Наука, 1972.

  9. Рубинштейн С.Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории.//Вопросы психологии, 1960, №3, с.3-15.

  10. Теплов Б.М. Избранные труды в двух томах. Т.1. Психология музыкальных способностей. С.42-222.М., Педагогика, 1985.

  11. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий М., 1998.

  12. Теплов Б.М. Труды по психофизиологии индивидуальных различий. М., 2004.

Тематика эссе:

?

Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:


    1. Общие подходы к определению способностей.

    2. Задатки и способности. Наследственные способности. Развитие способностей.

    3. Способности и деятельность. Общие и специальные способности.

    4. Способности и интеллект. Диагностика способностей.

    5. Способности в структуре личности.

    6. Теория одаренности.

    7. Развитие способностей у детей.

    8. Интеллект как форма организации ментального (умственного) опыта: понятие ментального опыта, ментальные структуры, ментальное пространство, ментальные репрезентации.

    9. Состав и строение ментального опыта.

    10. Интеллектуальная одаренность как проявления своеобразия ментального опыта личности.

    11. Способности как категория психологической науки.

    12. Психологическая функция, способности и одаренность.

    13. Способности и родовая форма деятельности.

    14. Биологические механизмы способностей.

    15. Структура способностей как единство функциональных и операционных механизмов.

    16. Структура способностей как родовых форм деятельности.

    17. Духовные способности.

    18. Система ментальных качеств человека.

    19. Индивидуальность способностей.

    20. Способности и познавательные процессы.

    21. Мир внутренней жизни человека.

    22. Диагностика способностей и интеллекта.

    23. Творческая одаренность личности.



Автор программы: ______________________________________Шадриков В.Д.





Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей» iconГосударственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей»
Целью данного курса является формирование у студентов профессиональных компетенций, выражающихся в возможности на основе знаний и...
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей» iconГосударственный университет- высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины Психология для направления 040200 «Социология»
Индивидуально-типологические свойства личности: темперамент, характер, способности
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей» iconВысшая школа экономики» Факультет психологии Программа дисциплины «Психология творческой личности»
Председатель Штроо В. А. Зав кафедрой: Старовойтенко Е. Б
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей» icon«Государственный университет Высшая школа экономики» Государственный университет Высшая школа экономики Факультет философии Программа дисциплины Экономическая теория
Курс состоит из 39 часов лекций, 20 часов семинаров и 52 часов самостоятельной работы студентов, которая включает подготовку к семинарским...
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей» iconГосударственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа научно-исследовательского семинара «Психологические проблемы современного бизнеса»
Семинар предназначен для студентов, обучающихся по магистерской программе «Психология в бизнесе». Для освоения данной дисциплины...
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей» iconГосударственный университет Высшая школа экономики Факультет психологии Программа научно-исследовательского семинара «Психологические проблемы современного бизнеса»
Семинар предназначен для студентов, обучающихся по магистерской программе «Психология в бизнесе». Для освоения данной дисциплины...
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики умк дисциплины глубинная психотерапия для направления 030300. 68 – «Психология»
Автор программы – профессор кафедры психологии личности факультета психологии гу-вшэ петровский В. А
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики умк дисциплины глубинная психотерапия для направления 030300. 68 – «Психология»
Автор программы – профессор кафедры психологии личности факультета психологии гу-вшэ петровский В. А
Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей» iconГосударственный университет – Высшая школа экономики Факультет Менеджмента Программа дисциплины

Государственный университет – Высшая школа экономики Факультет психологии Программа дисциплины «Психология способностей» iconГосударственный университет – Высшая школа экономики
Требования к студентам: Дисциплина «Психологии развития и возрастная психология» рассчитана на студентов второго курса факультета...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы