Социально-кадровая политика российских предприятий1 icon

Социально-кадровая политика российских предприятий1



НазваниеСоциально-кадровая политика российских предприятий1
страница1/4
Дата конвертации11.07.2012
Размер376,36 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>
  1   2   3   4

Социально-кадровая политика российских предприятий1



ГУРКОВ И.Б., ЗЕЛЕНОВА О.И., МУТОВИН А.А


В статье поднимается проблема соотношения бизнес-стратегии фирмы и ее социально-кадровой политики, рассматриваемого с точки зрения подхода «стратегического соответствия» (strategic fit). На основе результатов проведенного исследования авторами предложена типология социально-кадровой политики (СКП) российских предприятий, определены основные черты выделенных типов СКП, проанализирована их взаимосвязь со стратегическими типами предприятий. Выявлено наличие серьезного разрыва между бизнес-стратегией и социально-кадровой политикой российских фирм. Отмечено, что ситуация «стратегического соответствия» не достигается автоматически, а является результатом целенаправленных действий менеджмента фирмы, комбинирующих отдельные параметры социальной и кадровой политики для наиболее устойчивого достижения результатов.


Постановка проблемы


Принцип соответствия общей стратегии фирмы и ее социально-кадровой политики является аксиомой современного менеджмента. Определение параметров оптимального соотношения бизнес-стратегии фирмы и ее кадровой политики, действительно, позволяет достигать максимальной эффективности обоих параметров. Данное положение постулируется в текущей учебной и деловой литературе, заявляется на сайтах ведущих российских корпораций (Интеррос, АФК «Система» и т. д.). Услуги по «приведению бизнес-стратегии фирмы в соответствие с кадровой политикой» (и наоборот) предлагаются рядом консультационных центров. Одновременно, наряду с интересом к кадровой политике (социальным отношениям внутри фирмы), в последнее время растет внимание к параметрам социальной ответственности бизнеса, проводимой фирмами социальной политике, взаимоотношениям с социальной средой.

Однако, в российской научной литературе отсутствуют развернутые исследования реального соотношения бизнес-стратегий и социально-кадровой политики фирмы, где оба параметра принимаются как управляемые. Это тем более странно, что подобные исследования широко проводятся в странах СНГ, например, на Украине [Горбатовская, Бойченко] и в странах Восточной Европы [Stьting 2003].


Проблема соотношения бизнес-стратегий предприятий и социально-кадровой политики применительно к России традиционно исследуется в двух аспектах (выделим наиболее значимые работы, написанные в соответствии с общепризнанными методологическими стандартами):

социальные аспекты реструктуризации предприятий [Friebel, Guriev 2000; Standing 1996; Grosfeld et al. 1999; Brown, Earle 2001, 2002; Moers 2000];

взаимоотношения внутри предприятий при реализации стратегий [Clarke 1995, 1996a, 1996b].

Если первый подход опирается на микроэкономический инструментарий (эконометрические методы) и анализирует в основном композитные процессы, то второй подход базируется на этнографическом инструментарии (качественные монографические исследования) и анализирует социальную динамику на уровне средних и малых групп.

В обоих подходах в минимальных размерах присутствует предприятие как субъект (а не только объект) хозяйственной и социальной деятельности, игнорируется целеположенность отбора вариантов развития предприятия.

Попытка преодоления ограничений указанных выше подходов предпринята в последнее время в нескольких интересных работах [Российская промышленность: институциональное развитие, 2002; Московская, 2003]. Тем не менее, и в данных работах не используется инструментарий именно стратегического менеджмента, собственно стратегии предприятий выделены нечетко.


Таким образом, основные цели нашего исследования были сформулированы следующим образом:

построение типологии бизнес-стратегий российских предприятий;

разнесение российских предприятий в соответствии с предложенной типологией, используя доступные данные массовых опросов;

определение основных вариантов построения кадровых систем и социальных политик российских предприятий;

выявление основных типов соотношений бизнес-стратегий, кадровых систем и социальных политик.


Теоретические основы решения проблемы соотношения бизнес-стратегий и социально-кадровой политики предприятия


Общие принципы соотношения бизнес-стратегий и социально-кадровой политики фирмы


Анализ литературы приводит нас к констатации наличия двух взаимодополняющих подходов в описании соотношения стратегии и социально-кадровой политики фирмы: «стратегического соответствия» (strategic fit) и «стратегического растяжения» (strategic stretch).

Идея стратегического соответствия стратегии фирмы и ее социально-кадровой политики была выдвинута в начале 1980-х годов представителями Мичиганской школы [Tichy et al. 1982]. Социально-кадровая политика выступает здесь средством обретения одного из важнейших видов стратегических ресурсов фирмы – способностей и умений работников. Смысл стратегического соответствия – «естественное» соотношение отдельных параметров стратегии фирмы (целей, конкурентной позиции, интенсивности продуктовых инноваций) и элементов социально-кадровой политики (типа организационного климата, системы мотивации и контроля, параметров внутрифирменных коммуникаций и т. д.). Наиболее четко варианты возможных соответствий были продемонстрированы в работе Р. Шулера и С. Джексона [Schuler, Jackson 1987]. Модель «стратегического соответствия» активно использовалась на протяжении последних 15 лет, как в нормативных, так и в дескриптивных работах. В результате, структура «стратегического соответствия» стала восприниматься как сложная многоуровневая модель, которая в результате может быть оптимизирована путем организационного развития [Barton, Obel 2003].

Однако, уже в начале 1990-х годов «прямолинейность» модели стратегического соответствия стала вызывать серьезную критику. Еще в 1993 г. Г. Хамел и К. Прахалад [Hamel, Prahalad 1993] отметили, что несоответствие между ресурсами и амбициями (целями) ведет не только к инновациям в продуктах и услугах, но и к поиску более экономных методов организации основных функций. Таким образом, подход «стратегического растяжения» (strategic stretch) не отвергает в целом идею оптимальной организации, но обращает внимание менеджеров на наличие и достаточность «суб-оптимального решения».

Подход «стратегического соответствия», дополненный идеей «стратегического растяжения», был принят Г. Хамелом и К. Прахаладом как основная теоретическая парадигма. Соответственно, мы не ставили своей задачей оценить эффективность построения социально-кадровой политики в разных стратегических ситуациях, заранее постулируя, что какой-то один из вариантов является оптимальным. Скорее, мы пытались обнаружить общую закономерность выбора варианта социально-кадровой политики одновременно с поисками «степеней свободы» фирмы в данном вопросе.


Методика анализа бизнес-стратегий фирмы


Не меньшую сложность, чем выбор общей теоретической парадигмы анализа, представляло создание методики анализа бизнес-стратегии фирмы. Мы сознательно выбрали модель бизнес-стратегий, основанный на школе позиционирования [Минцберг и др. 2000]. Данный подход к стратегии является не единственным, но он в максимальной степени служит минимизации усилий при эмпирическом анализе. Действительно, согласно данному подходу, основные действия фирмы предопределяются ее исходной позицией на релевантных рынках [Гурков 2004]. В нашей предыдущей работе [Гурков и др. 2004] мы ввели простую, но достаточно надежную метрику позиционирования фирмы – соотношение качества и удельных издержек выступает главным параметром конкурентоспособности бизнеса.

Таким образом, мы сформулировали следующие варианты сочетания качества и удельных издержек (Рис. 1):

Высокое качество и низкие издержки позволяют фирме успешно конкурировать в любой выбранной ею позиции (назовем такие фирмы «отличниками»);

Высокое качество, достигаемое за счет высоких удельных издержек, оставляет фирме возможности конкурировать лишь на верхних сегментах рынка (назовем такие фирмы «ботаниками»);

Низкое качество, сочетающееся с низкими издержками, может позволить фирмам конкурировать на нижних сегментах рынка (назовем такие фирмы «халявщиками»);

Низкое качество, сочетающееся с высокими издержками, дает фирме мало шансов на успех (мы назвали подобные фирмы «провальными»);

Наконец, в любой отрасли существует значительное число фирм, поддерживающих «среднее» качество при «средних» ценах.





Рис. 1. Основные типы позиционирования бизнеса


Обратим внимание на два важных аспекта проблемы. Прежде всего, не абсолютный уровень качества или издержек, а именно представления руководства фирмы об уровне данных параметров и превращает позиционирование в исходный пункт стратегических действий. Во-вторых, чем выше соотношение качество — удельные издержки, тем больше (в общем случае) это является результатом прошлых инноваций и, одновременно, тем больше у фирмы есть ресурсов и стимулов продолжать особо интенсивное инновационное развитие.


Методика анализа социально-кадровой политики


Если в отношении анализа стратегий фирмы накоплено большое количество как методических подходов, так и эмпирических исследований, то в отношении метрики социально-кадровой политики ситуация оказалась более сложной. Проблема заключается в том, что абсолютное большинство исследований рассматривает данную проблему порознь. Соответственно, существуют замечательные работы, описывающие кадровую политику2, и отдельно работы, посвященные социальной политике компаний3. Даже в тех работах, где ставилась задача провести синтез данных направлений4, описание все равно распадалось на организацию кадровой работы и социальные политики. Соответственно, нам предстояло создать композитную метрику социально-кадровой политики.

Данная метрика создавалась в несколько итераций, и в итоге содержит ряд элементов. Первым по важности элементом анализа социально-кадровой политики выступила «целеположенность» – степень ориентации руководства фирмы на поддержание занятости и уровня оплаты как самостоятельной важной цели функционирования фирмы5.

Вторым элементом метрики стала позиция компании на рынке труда – легкость привлечения персонала необходимой квалификации. Данный параметр является производным от конкурентоспособности условий труда и уровня оплаты и социальных благ.

Третьим элементом метрики стала «требовательность» при приеме на работу – количество параметров, принимающихся в расчет при принятии решения о найме как производственного (операционного) персонала, так и менеджеров.

Четвертым элементом метрики стал «тип социального контракта» на фирме [Rousseau 1996; Conway, Briner 2005] – основанного на экономическом, рациональном подходе (соглашение о цене труда) либо основанного на эмоциональном подходе (соглашение об общих ценностях).

Пятым элементом метрики стала «общая подвижность системы кадровой работы» – интенсивность инноваций в области форм набора, оценки персонала, систем мотивации и т.д.

Наконец, шестым, наиболее традиционным элементом метрики социально-кадровой политики стала «экстенсивность социальных программ» фирмы – количество и разнообразие финансируемых социальных программ.

Операционализация данной метрики была уже более простым делом. Каждый из элементов оценивался по ряду прямых либо косвенных параметров:

Степень «целеположенности» социально-кадровой политики была определена исходя из степени реферирования руководством фирмы целей «сохранение трудового коллектива» и «поддержание/повышение заработков работников» как «важные»;

Степень конкурентоспособности оплаты и условий труда была оценена по реферируемой сложности привлечения персонала;

Степень требовательности при приеме на работу определялась исходя из количества параметров (опыт работы, образование, связи и т. д.), реферированных как «крайне важные» при решении о найме;

Тип психологического контракта определялся по реферируемой сложности изменения должностных инструкций и служебных обязанностей работников. Предполагалось, что чем выше сложность данных действий, тем больше в отношениях работник-работодатель наблюдается экономического, а не эмоционального начала;

Подвижность кадровой работы оценивалась по реферируемой интенсивности изменений в отдельных видах кадровой работы фирмы за последние годы.

Респондентам также предстояло отметить все реально финансируемые типы социальных программ.

Новизна созданной метрики и соответствующего инструментария не позволила нам заранее постулировать типологию социально-кадровой политики российских предприятий. Нам предстояло получить данную типологию из анализа данных на репрезентативной выборке.


Подходы к построению эмпирической базы для анализа


Поставив амбициозную цель – выявить реальное соотношение стратегий и социально-кадровой политики на российских предприятиях, мы серьезно сузили возможную информационную базу исследования. Действительно, постулировав, что именно оценки высшего руководства фирмы относительно параметров конкурентоспособности являются основой для стратегических решений, и, признав «целеположенность» социально-кадровой политики ее важнейшей характеристикой, мы должны были получить данные оценки и представления именно от высших руководителей предприятий. Анализ процессов принятия стратегических решений в российских фирмах [Гурков 2005] привел нас к убеждению в том, что мнение генеральных директоров предприятий является в данных вопросах решающим.

Кроме того, задачи построения типологий, валидных для предприятий различных отраслей, требовал размерности выборки, в которой общее количество наблюдений на два порядка превышает количество сочетаний исследуемых параметров, а количество наблюдений в каждой отрасли позволяет надеяться на присутствие предприятий каждого из выделенных типов в количестве не менее пяти6.

В соответствие с данными ограничениями, мы использовали для анализа часть базы данных, полученной при опросе работодателей – участников Президентской программы, а именно ответы генеральных директоров предприятий. Распределение респондентов – генеральных директоров по отраслевой принадлежности предприятий представлено в таблице 1.


Таблица 1 Распределение респондентов по отраслевой принадлежности предприятий


Группы

предприятий

Сферы экономической деятельности

Количество предприятий

Доля (%)

Промышленная сфера

Добывающая промышленность

25

1,6

Энергетика

24

1,5

Лесная промышленность

41

2,6

Химия, нефтехимия

31

2,0

Фармацевтика

34

2,2

Металлургия

13

0,8

Машиностроение и металлообработка

102

6,5

Электротехническая

35

2,2

Пищевая

86

5,5

Легкая индустрия

49

3,1

Итого по группе

440

28,0

Сфера услуг

Стройиндустрия

156

9,9

Сельское хозяйство

61

3,9

Розничная торговля и общепит

209

13,3

Оптовая торговля

143

9,1

Информационные технологии

104

6,6

Консалтинговые услуги

109

6,9

Образование, наука, культура

39

2,5

ЖКХ и услуги населению

69

4,4

Финансы и страхование

25

1,6

Транспортные услуги

42

2,7

Иные виды деятельности

173

11,0

Итого по группе

1130

72,0

Итого

1570

100
  1   2   3   4




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Социально-кадровая политика российских предприятий1 iconСоциально-кадровая политика российских предприятий1
Отмечено, что ситуация «стратегического соответствия» не достигается автоматически, а является результатом целенаправленных действий...
Социально-кадровая политика российских предприятий1 iconКадровая политика в организации
В этом отношении кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это...
Социально-кадровая политика российских предприятий1 icon«Бизнес-стратегии и социально-кадровая политика российских предприятий: отраслевой разрез»
«Формирование системы аналитических компетенций для инноваций в бизнесе и государственном управлении»
Социально-кадровая политика российских предприятий1 iconКонтрольная работа по дисциплине «Управление персоналом» Вариант 3 «кадровая политика современной организации»
Кадровая политика главное направление в работе с кадрами, набор основополагающих принципов, которые реализуются кадровой службой...
Социально-кадровая политика российских предприятий1 iconРеферат на тему " Кадровая политика " содержание : Сущность и содержание понятия " Кадровая политика "
Управление кадрами в рамках предприятия имеет стратегический и оперативный аспекты. Организация управления персоналом вырабатывается...
Социально-кадровая политика российских предприятий1 iconРеферат на тему "Кадровая политика " содержание: Сущность и содержание понятия "Кадровая политика" планирование кадровой политики
Управление кадрами в рамках предприятия имеет стратегический и оперативный аспекты. Организация управления персоналом вырабатывается...
Социально-кадровая политика российских предприятий1 iconПрограмма дисциплины "Кадровая политика и кадровый аудит организации"
Программа дисциплины "Кадровая политика и кадровый аудит организации" для направления 081100. 68-Государственное и муниципальное...
Социально-кадровая политика российских предприятий1 iconКадровая политика

Социально-кадровая политика российских предприятий1 iconКадровая политика

Социально-кадровая политика российских предприятий1 iconКадровая политика предприятия

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы