Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание icon

Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание



НазваниеОбраз Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание
Дата конвертации11.07.2012
Размер37,9 Kb.
ТипРеферат
Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание


Петербург в романе Достоевского «Преступление и наказание» . Под вечер жарчайшего июльского дня, незадолго до захода солнца, ужебросающего свои косые лучи, из жалкой каморки “под самой кровлей высокогопятиэтажного дома” выходит в тяжкой тоске бывший студент РодионРаскольников. Так начинается роман Ф.М.Достоевского “Преступление инаказание”. Уже в самом начале произведения автор показывает нам гнетущуюобстановку, которая будет окружать героев на протяжении всего действия. Сэтого момента - без передышки, без покоя и отдыха, в исступлении и взадумчивости, в бреду и страхе - мечется по петербургским улицам ,останавливается на мостах, заходит в грязные распивочные герой ДостоевскогоРодион Раскольников. И все это время мы не перестаем ощущать присутствиерядом с ним некоего неживого персонажа - огромного города. Действие романа погружено в эпоху, эпоху, прозванную “железным веком”.И не случайно Петербург у Достоевского становится ее олицетворением. Ведь было два Петербурга. Один - город, созданный руками гениальныхархитекторов, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, Петербургдворцовых переворотов и пышных балов, Петербург - символ величия ирасцвета послепетровской России, поражающий нас своим великолепием и по сейдень. Но был и другой, далекий и неизвестный нам , теперешним людям,Петербург - город, в котором люди живут в “клетушках”, в желтых грязныхдомах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душныхмастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, каки большинство знакомых нам героев Достоевского. Первый Петербург был воспет многими поэтами-лириками. Вот, например,бессмертные слова Пушкина о нем: “Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, Береговой ее гранит, Твоих оград узор чугунный, Твоих задумчивых сводов Прозрачный сумрак, блеск бездонный, Когда я в комнате моей Пишу, читаю без лампады, И ясны спящие громады Пустынных улиц и светла Адмиралтейская игла...” А вот как описан Петербург второй, увиденный Достоевским: “ На улицежара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса,кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждомупетербуржцу, не имеющему возможность нанять дачу, - все это разом неприятнопотрясло и без того уже расстроенные нервы юноши”. Образ жизни людей из высшего света, “высшего” и роскошного Петербургахарактеризуется только одной строкой из пушкинского “Евгения Онегина”:“Полусонный в постелю с бала едет он”. А людям Петербурга “низшего”приходится добывать свой кусок хлеба трудом тяжким, имея одну толькорадость - горько напиться под вечер. Если верить, что все на Земле получает энергию из космоса, то тогдато, как распределил свою долю Петербург между своими обитателями, нельзясравнить даже с тем, как делится добычей лев с гиенами: Петербург трущобкак-будто выжат весь в пользу Петербурга дворцов. И это та цена, которуюдолжен заплатить город за свое видимое процветание. Ведь не будь этогонесправедливого деления, в среднем, мы получили бы посредственный, серыйгород, который не смог бы вдохновлять собой писателе и поэтов, окутывая ихсвоей магической философией “двуличности” При всем этом Петербург еще и поразительно замкнут. Живущий в нем“закрыт от солнца” и от других людей, каждый - своем “шкафу”-каморке.Город болен, и чудовищно больны его обитатели. Сама окружающая обстановкасоздает у человека чувство безвыходности и озлобления. Она стимулируетвозникновение самых невероятных и фантастических теорий: “ Я тогда, какпаук, к себе в угол забился. Я любил лежать и думать”. Город - прекрасныйматериал для раздумий, подталкивает мысль в определенном направлении, и вконце концов заражает человека идеями, больше похожими на бред. Чертой, покоторой мы узнаем зараженного “болезнь большого города”, являетсянавязчивый желтый цвет. Желтые обои и мебель в комнате у старухи, желтое отпостоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая,”похожая на шкаф или насундук”, каморка Раскольникова, желтоватые обои в комнате у Сони, “мебельиз желтого отполированного дерева” в кабинете Порфирия Петровича. Этидетали подчеркивают безысходную атмосферу существования главных действующихлиц романа, являются предвестниками недобрых событий. Город, как зловещийдемон, ищущий грешные души, опутал все вокруг своими черными сетями, вкоторые попадают его обитатели. Он как бы отыгрывается на своих жертвах,высасывая из них недостающую ему энергию. И в эти мастерски расставленныеловушки попадают герои романа. Мармеладов испивается в грязной распивочной,Раскольников привязан нуждой к старухе-процентщице, Сонечка попала в“когти” Дарьи Францевны,” женщины злонамеренной и полиции многократноизвестной”. Раскольников, совершив свое преступление, пошел не толькопротив человеческой морали и своей совести, он невольно нанес рану игороду, обрубив одно из его щупалец. И город отомстил ему. задавив свойгромадой, заставив страдать во много раз сильнее. Но события помогаютРаскольникову, выхватив его из этого озлобленного мира. Он, дитя огромногомрачного города, попав в Сибирь, оказывается в новом для себя мире,вырванным из той искусственной почвы, на которой взросла его страшная идея.Это - иной, доселе неведомый Раскольникову мир, мир вечно обновляющейсяПрироды. И здесь, вместе с весною, охватывает его “необъятное ощущениеполной и могучей жизни”. Начинается его новый путь, свободный от своеволияи бунта, путь любви и человеколюбия. И тут мы видим, что каторга - место,предназначенное по своей сути для ограничения человеческой свободы ,оказывается местом более пригодным для свободного проявления человеческойличности, нежели реальная “воля” большого города. Итак, Достоевский показал нам , что появление его героя во многомпредопределила эпоха. И именно такой, неразрывно связанный с окружающим егомиром герой интересен и автору, и бесконечной череде благодарных емучитателей.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание iconИзображение петербурга достоевского в романе "преступление и наказание"

Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание iconРеферат Натурализм в творчестве Ф. М. Достоевского
Картины жизни «униженных и оскорбленных» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание iconПетербург в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание iconПроблема гуманизма в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Проблема гуманизма в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание iconЛужин и Свидригайлов в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание

Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание iconТема детства в романе Достоевского Преступление и наказание

Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание iconАвтор и его герой в романе Достоевского Преступление и наказание

Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание iconОбразы детей и их роль в романе Достоевского Преступление и наказание

Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание iconФ. М. Достоевского Преступление и наказание Достоевский «Преступление и наказание». Творческая история первоначально было задумано как повесть «Исповедь»,Психологический отчет

Образ Петербурга в романе Достоевского Преступление и наказание iconОбраз портрета в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Достоевский гениально умел проследить на самых сложных и “фантастических” (по его определению) фактах душевной жизни отражение общих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы