Безработица в России icon

Безработица в России



НазваниеБезработица в России
Дата конвертации10.07.2012
Размер304,93 Kb.
ТипРеферат
Безработица в России


Виды и формы безработицы 2 Расчет численности безработных. 5Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия. 7 Методы борьбы с безработицей 9Показатели занятости населения и безработицы в России за последние годы.13 Анализ динамики и структуры безработицы в России 22Литература 28Виды и формы безработицы Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. Поопределению Международной организации труда - безработным признается любой,кто на данный момент не имеет работы, ищет работу и готов приступить к ней.По российскому законодательству, безработными признаются трудоспособныеграждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органахслужбы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовыприступить к ней. Современная безработица в России - специфическая и в определенной мереуникальное явление, порожденное переходной экономикой страны, в которойпроисходит процесс становления рыночных отношений. Вместе с тем феноменбезработицы, независимо от того, о какой стране и о каком историческомпериоде идет речь, имеет общие черты и закономерности, актуальные и дляРоссии. К нашей сегодняшней действительности могут быть приложены концепцияестественного уровня безработицы, анализ типов безработицы, ееэкономических и социальных последствий, определение показателейбезработицы, исследование факторов, влияющих на динамику безработицы,включая взаимосвязь безработицы и инфляции. Современные экономисты рассматривают безработицу как естественную инеотъемлемую часть рыночного хозяйства. В этой связи большое вниманиеуделяется анализу типов безработицы. Критерием разграничения видовбезработицы, как правило, служат причина ее возникновения ипродолжительность, а основными видами безработицы считаются структурная,фрикционная и циклическая; упоминается также скрытая, сезонная и т.д.Рассмотрим их. Фрикционная - безработица, вызванная постоянными изменениями вразмещение ресурсов общества между видами и сферами производства товаров иуслуг. Эти изменения меняют требования к квалификации, знаниям, навыкам. Врезультате наниматель не находит нужного ему работника, а работник -нанимателя, хотя работник сохраняет достаточную квалификацию, но длявыполнения уже не требующихся обществу работ. Сегодня фрикционнуюбезработицу считают той ценой, которую общество должно платить заподдержание эффективности экономики, за постоянное обновление производствав угоду меняющимся запросам граждан. Главным признаком такой безработицыявляется ее небольшая продолжительность. И потому фрикционная безработица -явление, которое устранить не только невозможно, но и нецелесообразно.Более сложной является оценка структурной безработицы. Структурная - безработица, вызываемая крупными структурнымиизменениями в экономики, когда общество избавляется от устаревшихпредприятий, подотраслей, иногда даже целых отраслей, что влечетисчезновение большого числа рабочих мест для тех, кто там работал раньше.Избежать структурной безработицы невозможно. Она сопровождаетсяожесточенным сопротивлением профсоюзов, пытающихся сохранить рабочие места,удлинить сроки коллективных договоров и т. д. Подобные действия профсоюзовусиливают инерционность рынка труда, но не решают проблему. Социальнаязащита людей пострадавших от структурной безработицы, максимально возможноеснижение ее продолжительности обычно находятся в центре государственнойполитике занятости. Циклическая, как следствие спада производства в переходный периоддостигает своей максимальной величины. Поэтому в совокупности общей уровеньбезработицы может превысить ее естественный уровень (состояние рынка труда,при котором на нем существует примерный баланс между числом свободныхрабочих мест и числом квалифицированных работников, ищущих работу). Длясглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимыразработка и принятие специальных программ обеспечения занятости населения,субсидируемых государством. По оценкам западных специалистов, в периодыэкономических подъемов и спадов величина циклической безработицы можетколебаться от 0 до 8-10% и более, значительно увеличивая тем самым общийуровень безработицы. Еще один из видов безработицы - сезонная безработица, котораяпорождается временным характером выполнения тех или иных видов деятельностии функционирования отраслей хозяйства. К ним относятся сельскохозяйственныеработы, рыболовство, сбор ягод, сплав леса, охота, частично строительство инекоторые другие виды деятельности. В этом случае отдельные граждане и дажецелые предприятия могут интенсивно работать несколько недель или месяцев вгоду, резко сокращая свою деятельность в остальное время. В периоднапряженной работы происходит массовый набор кадров, а в период свертыванияработ - массовые увольнения. Этот вид безработицы по отдельнымхарактеристикам соответствует циклической безработице, по другим -фрикционной, так как она носит добровольный характер. Прогноз показателейсезонной безработицы можно определить с большой степенью точности,поскольку она повторяется из года в год, и, соответственно, естьвозможность подготовиться к решению проблем, вызванных ею. Одной из разновидностей безработицы является частичная безработица,которая возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия. Вэтом случае возможны два варианта поведения предпринимателя: либо онсохраняет возможность трудиться для части персонала полное рабочее время, адругую часть увольняет, либо без увольнения дает возможность работать всемнеполное рабочее время, что и ведет к возникновению частичной безработицы. Анализ экономических показателей дает возможность оценить издержкибезработицы. Так, считается, что при каждом увеличении реального объемапроизводства на 2% норма безработицы имеет тенденцию к снижению на 1%, инаоборот. Исходя из необходимости учета безработных и принятия соответствующихгосударственных мер по обеспечению работой всех желающих, различают:зарегистрированную безработицу, которая отражает количество незанятыхграждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет вгосударственной службе занятости; скрытую безработицу, к которой относятся работники, занятые напроизводстве, но в действительности являющиеся «лишними». Они, как правило,либо трудятся не по своей вине неполный рабочий день или неделю, либоотправлены в административные отпуска. Скрытая характерна в основном длястран с глубокими деформациями рыночных механизмов. Например, отсутствиестимулов к труду ведет к низкой производительности, когда работу одногочеловека выполняют двое. Это свидетельствует, что одно рабочее местолишнее, а уровень скрытой безработицы достигает 50%. Существует еще так называемая безработица по обследованию - оценочнаявеличина, характеризующая реальное положение на рынке труда на основепериодических специальных опросов трудоспособного населения.Расчет численности безработных. Безработица измеряется двумя основными показателями:уровень безработицы исчисляется как доля официально зарегистрированныхполностью безработных в численности самодеятельного населения, то естьлюдей, живущих на доходы от своего труда. Этот показатель не дает полногопредставления о ситуациях, складывающихся в сфере занятости. Так, человекможет быть фактически безработным: работать один час в день, нерегистрироваться на бирже труда, но официально он не будет числитьсябезработным. В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленной с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется как отношение официально зарегистрированных в государственной службе занятости безработных к численности экономически активного населения, выраженное в %. Числитель при этом определяется службой занятости за определенный период (месяц, квартал, полугодие и год), знаменатель является показателем, который представляют органы Государственного комитета по статистике России на основании проводимого с 1992 года обследования домашних хозяйств по проблемам занятости населения.продолжительность безработицы дает более верную оценку занятости. Она можетсвидетельствовать о быстром распространение технологических нововведений,вызывающих динамичные изменения в структуре спроса на рабочую силу и ееинтенсивную миграцию, высокой мобильности рынка рабочей силы, существованииэффективных систем информации о вакансиях и переквалификации работников идр., поэтому эта комбинация выглядит предпочтительнее.|Таблица 1 ||Особенности расчета показателей численности безработных ||По методологии МОТ (методике |По Федеральному закону о ||Госкомстата Российской Федерации|занятости населения в редакции ||от 25 мая 1993г.) |от 20 апреля 1996г. ||Лица 16 лет и старше, которые в |Трудоспособные граждане, ||рассматриваемый период: |которые: ||• не имели работу (доходного |• не имеют работу и заработка; ||занятия); |• ищут работу; ||• занимались поиском работы. | ||т.е. обращались в | ||государственную или коммерческую| ||службы занятости, использовали | ||или помещали объявления в | ||печати, непосредственно | ||обращались к администрации | ||предприятия (работодателю), | ||использовали личные связи и т.д.| ||или предпринимали шаги к | ||организации собственного дела; | ||• были готовы приступить к |• готовы приступить к работе; ||работе; |• зарегистрированы в органах || |службы занятости в целях поиска || |подходящей работы. ||• Обучались по направлению | ||службы занятости; | ||• учащиеся, студенты, пенсионеры| ||и инвалиды, занимающиеся поиском| ||работы и готовые приступить к | ||ней. | ||В составе безработных выделяются| ||лица: не занятые трудовой | ||деятельностью, | ||зарегистрированные в службе | ||занятости в качестве ищущих | ||работу, а также признанные | ||безработными. | | Сравнение методов расчета показывает, что МОТ трактует понятие“безработный” шире, чем Федеральный закон.Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия. Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение,толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнениемэкспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличиеследующих факторов: 1. подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53); 2. частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков); 3. условная безработица (непостоянная работа); 4. временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания); 5. потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность); 6. безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда; 7. безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство); 8. вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия); 9. безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;10. безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;11. безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;12. безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;13. первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);14. безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;15. безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;16. безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;17. безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)18. безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;19. безработица возвращающихся из мест лишения свободы;20. безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;21. безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);22. безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест. Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополненияармии потенциальных безработных. Под неучтенными источникамиподразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве вРоссии есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда непойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта массалюдей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, неоказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказыватьдавление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях набедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальныммиром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие впреступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - людисостоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являютсябезработными.Методы борьбы с безработицей При разработке федеральной и региональной программой обеспечениязанятости населения необходимо учитывать определенную специфику Россииисходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратитьбезработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременносмягчая социальные, политические и нравственные последствия неполногообеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только особлюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства,поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработнымуйдет 2.5% валового национального продукта. В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры,направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавшихинституциональные перемены в собственности и структурные сдвиги вэкономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровнеи гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. Врусле демократизации общества было модернизировано законодательство о трудеи занятости путем приведения его в соответствии с международно признаннымиправилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальнаяпродолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных,началось реформирование социального страхования. Регулирование социально -страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизацииэкономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущимихозяевами. Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальнойзащиты населения, пострадавшего от правительства « реформаторов».Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда(кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги.Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая,однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги. В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестокихсоциалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам,неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на неттрадиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованиемрабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплатытруда. Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новымиусловиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные поэкономическим мотивам составили более половины официальнозарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированныхработников со стажем и производственным опытом, были особенно нужныреальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам потрудоустройству социально незащищенных маргиналов. Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимостьпреобразования фондов занятости в полноценную систему социальногострахования. Безработица из негативного явления превращалась в постояннодействующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочиеместа. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностьюпроцессами реформирования экономики, искать новые формы эффективнойзанятости. Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали«рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуяправительственному курсу социальной защиты, служба занятоститрансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолженыраздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимыхмероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественностипроекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программахсодействия занятости сознательно принижалось значение трудовогопосредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы иее конкурентоспособности на открытом рынке труда. Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращениебезработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективностипроизводства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к томувремени правительство увидело выход из него в достижении финансовойстабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленногокапитала путем мобилизации ресурсов накопления. В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполнеестественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов исокращения возможностей инфляционного кредитования промышленностиисточником стабилизации экономики становились доходы населения. На сменусоциальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматическиезадачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейшихмонополий, возникших в результате «народной» приватизации. Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролемгосударства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих безоплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть бездолгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовоймотивации и доходов по основному месту работы замещается государственнымикомпенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготаминеимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся,им пытаются вернуть как социально незащищенным. Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слояквалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективныхпроизводств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растетдепрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынужденыперебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия вущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что женадо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте,неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять системуотношений труда и капитала? Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективномтруде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе,предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономическиобоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной являетсясоциальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальнуюреформу трудового законодательства в полном соответствии требованиямирыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде,бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которогоявляется свободный от внеэкономического принуждения и административногодиктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритетна рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности,образования, квалификации, опыта. Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться отрудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административныхограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Затемжелательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся иввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди нихпринципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойныеусловия труда, механизмы социального страхования экономических рисковпотери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулированиятрудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного трудав аграрном секторе, малом предпринимательстве. Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательногорегулирование труда, например, единый для всех размер минимальнойзаработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защитына практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственныенормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установитьминимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основутарифных систем. Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону надгосударственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицироватьнормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы.Для этого необходимо создать независимую от правительства и местнойадминистрации систему активного содействия безработным на основе страховыхвзносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынкатруда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденнобезработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованиемпреимущественно экономических стимулов привлечение к труду. Государственные гарантии незанятому населению должно заменитьобязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужноочистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоенийпопулистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовуюактивность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органысоциальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения кпосильным для них занятиям. Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать»официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности службзанятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные врезультате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затемнастает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших наперерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил,вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскореборьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными. По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямойпропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты затруд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу всоответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создаваяна ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивногоразвития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержаниювзаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, чтоявляется условием социально - экономической сбалансированности. Только такможет быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новыхрабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь,приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизацииразвития. Именно тогда становится возможным создание в обозримойперспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациямв экономике социально - трудовой сферы.Показатели занятости населения и безработицы в России за последние годы. Распределение занятого населения в России по секторам экономикипоказано в табл. 2. Анализ изменения числа занятых по отраслям экономики в 1997 годупоказывает их увеличение по 0,1 млн. чел. в сельском хозяйстве, в бытовомобслуживании и жилищно-коммунальном хозяйстве, в образовании, культуре иискусстве, науке и научном обслуживании, а также в сфере финансов,кредитовании и страховании. В целом по экономике ожидается за этот период сокращение числа занятыхна 0,6 млн. чел., в основном в промышленности, а также на транспорте и всвязи. Наблюдается дальнейшее увеличение числа занятых в негосударственномсекторе экономики с 62,2% в 1995 году до 66,7% в 1997 году и,соответственно, сокращение занятых в государственном секторе - с 37,8% до33,1% . Анализ ситуации на рынке труда России в 1996 г. свидетельствует, что из-за ухудшения основных макроэкономических показателей общественного развития(дальнейшего падения объемов промышленного производства и сниженияинвестиций), положение на рынке труда было очень сложным.Происходило увеличение масштабов неполной занятости, при которой частьнаселения вынуждено работала меньше установленной продолжительностирабочего времени. Ежемесячно на крупных и средних предприятиях в режименеполного рабочего времени трудилось свыше 3 млн. чел., что в 1,5 разапревысило данный показатель в 1995 г.|Таблица 2 ||Занятость населения России в 1995-1997 гг. (в среднегодовом ||исчислении, млн. чел.) ||Наименование |1995 |1996 |1997 |1996 год |1997 год ||отрасли |год |год |год |в % к |в % к || | | | |1995 |1996 ||1 |2 |3 |4 |5 |6 ||Численность | | | | | ||занятых в |67,1 |66,5 |65,9 |99,1 |99,1 ||экономике | | | | | ||в том числе: | | | | | ||в отраслях | | | | | ||материального |45,6 |45,1 |44,4 |98,9 |98,4 ||производства, | | | | | ||из них в: | | | | | ||промышленности|17,2 |17,1 |16,8 |99,4 |98,2 ||сельском и | | | | | ||лесном |10,6 |10,8 |10,9 |101,9 |100,9 ||хозяйстве | | | | | ||строительстве |6,5 |6,2 |6,0 |95,4 |98,4 ||торговле, | | | | | ||общественном | | | | | ||питании, | | | | | ||материально- |6,5 |6,2 |6,2 |95,4 |98,4 ||техническом | | | | | ||снабжении и | | | | | ||сбыте, | | | | | ||заготовках | | | | | ||прочих видах | | | | | ||деятельности в| | | | | ||сфере |1,5 |1,5 |1,5 |100,0 |100,0 ||материального | | | | | ||производства | | | | | ||в отраслях | | | | | ||непроизводстве|21,5 |21,4 |21,5 |99,5 |100,5 ||нной сферы, | | | | | ||из них в: | | | | | ||жилищно-коммун| | | | | ||альном | | | | | ||хозяйстве и |3,3 |3,2 |3,3 |97,0 |100,5 ||бытовом | | | | | ||обслуживании | | | | | ||транспорте и | | | | | ||связи | | | | | ||(обслуживание |1.7 |1,6 |1,5 |94,1 |93,7 ||населения) | | | | | ||здравоохранени| | | | | ||и, физической | | | | | ||культуре и | | | | | ||социальном |4,5 |4,4 |4,4 |97,8 |100,0 ||обеспечении | | | | | ||образовании, | | | | | ||культуре и | | | | | ||искусстве, |9,3 |9,4 |9,5 |101,1 |101,1 ||науке и | | | | | ||научном | | | | | ||обслуживании | | | | | ||прочих видах | | | | | ||деятельности в| | | | | ||непроизводстве|2,9 |2,8 |2,8 |96,6 |100,0 ||нной сфере | | | | | | В различных хозяйственных структурах ежемесячно около 2 млн. чел.находились в отпусках по инициативе администрации без сохранения или счастичным сохранением заработной платы. Продолжалось сокращение потребности организаций в работниках. Посравнению с 1995 г. число вакантных рабочих мест сократилось почти на 30%.На крупных и средних предприятиях в 1996 г. было ликвидировано в 3 разабольше рабочих мест, чем введено дополнительных. Общий прием на работу втечение 1996 г. был меньше выбытия на 2,4 млн. чел., что почти в 2 разапревышает показатель 1995 г. Основная часть граждан - 67% увольнялась пособственному желанию. Подавляющее большинство промышленно развитых стран с социальноориентированной рыночной экономикой главной целью в области политикизанятости провозглашают активную политику , направленную на содействиеполной, продуктивной и свободно избранной занятости. Подразумевается, что государство создает условия и, привлекая в тойили иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации иучреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа длявсех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такаяработа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существоваласвобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможностидля приобретения необходимой квалификации и использования ее и своихспособностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации. В развитой рыночной экономике субъектами на рынке труда выступаютработодатели и работники или органы, представляющие их интересы, напримерассоциации предпринимателей, профсоюзные органы и прочие структуры.Государство выступает в качестве работодателя на государственныхпредприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социальнозначимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается втом, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения ирегулирования интересов партнеров на рынке труда. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения,государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную,продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственнаяполитика Российской Федерации в области содействия занятости населениянаправлена на: •развитие людских ресурсов для труда; •обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерациинезависимо от национальности, пола, возраста, социального положения,политических убеждений и отношения к религии в реализации права надобровольный труд и свободный выбор занятости; •создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитиечеловека; •поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан,осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию ихспособностей к производительному, творческому труду; •обеспечение социальной защиты в области занятости населения,проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятостиграждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности впоиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым позаключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощьили надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь ввозрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста(за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию);беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, ичлены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающиенесовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителяпризнаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиациивследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф); •предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года)безработицы; •поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новыерабочие места прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальнойзащите и испытывающих трудности в поиске работы; •сочетание самостоятельности органов власти субъектов РоссийскойФедерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятостинаселения с согласованностью их действий при реализации Федеральнойпрограммы содействия занятости населения; •координацию деятельности в области занятости населения сдеятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики,включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение,регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; •координацию деятельности государственных органов, профессиональныхсоюзов, иных представительных органов работников и работодателей вразработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроляза ними; •обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленныхнародов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом ихнациональных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видовзанятости; •международное сотрудничество в решении проблем занятости населения,включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РоссийскойФедерации за пределами территории Российской Федерации и иностранныхграждан на территории Российской Федерации, соблюдение международныхтрудовых норм. В соответствии с утвержденной Правительством России Федеральнойцелевой программой содействия занятости населения, основными задачамигосударственной политики на рынке труда в 1996-1997 годах являютсяследующие три направления: •формирование благоприятных условий для занятости населения иобеспечения организаций работниками через экономическую стабилизацию; •повышение качества и конкурентоспособности работников; •развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службызанятости. Трудовая активность населения и предложение труда в 1996-1997 годахбудут характеризоваться показателями, приведенными в табл.3.|Таблица 3 ||(в среднем за год, млн. чел.) || |1996 год |1997 год ||Экономически активное население |72,3 |71,8 ||в том числе: занятое население или |66,5 |65,9 ||удовлетворенный спрос | | ||безработные или неудовлетворенный |5,8 |5,9 ||спрос | | ||Экономически неактивное население |8,0 |8,2 | Механизм государственного регулирования занятости населенияосуществляется через органы исполнительной власти путем составления иреализации федеральной и региональных программ обеспечения занятости. Показатели численности безработных и уровня безработицы в России запоследние годы характеризуются данными, приведенными в табл. 4.|Таблица 4 ||Динамика численности безработных и уровня официально ||зарегистрированной безработицы в России ||На конец периода, |Численность |Уровень безработицы, ||годы |безработных, тыс. |% || |чел. | ||1991 |61,4 |0.08 ||1992 |577.7 |0,76 ||1993 |835,5 |1,11 ||1994 |1635,7 |2,21 ||1995 |2326,9 |3,15 ||1996 |2506,0 |3,4 ||янв. 1997 |2515,5 |3,4 | Как следует из табл. 4, скачок численности официально зарегистрированныхбезработных произошел в 1992 г. Затем в течение четырех лет количествозарегистрированных безработных увеличилось еще в 4,4 раза и достигло кконцу января 1997 г. - 2,5 млн. чел. Показатели безработицы по причинам увольнений на основании данных олицах, обратившихся в государственную службу занятости в 1996 г., имеютследующий вид (в % к общей численности безработных): уволенные в связи с ликвидацией предприятий или сокращением численностиперсонала (штата) составляют - 19,0%, уволенные по собственному желанию -50,0%, уволенные за нарушение трудовой дисциплины - 1,0%, стремящиесявозобновить трудовую деятельность после длительного перерыва - 19,0%, ищущие работу впервые - 11,0%. За январь 1997г. численность безработных возросла на 9,5 тыс. чел., тогда как численностьлиц, которым назначено пособие по безработице. сократилась по России заянварь почти на 4 тыс. чел. Численность ищущих работу увеличилась в январе1997 г. быстрее, чем численность безработных; при этом в 28 субъектахРоссийской Федерации сократилось число ищущих работу, а в 38 субъектах -число безработных. При сохранении того же общероссийского уровня регистрируемой безработицыв 3,4% максимальный уровень безработицы в 10,7% сохраняется в Ивановскойобласти , в Республике Ингушетия - 8,9% и в Республике Калмыкия - 9,1% . Из16 регионов, отнесенных в 1992 г. к территориям с критической ситуацией нарынке труда, уровень безработицы снизился в 14-ти и только в двухповысился: в Архангельской области - на 0,3% и в Республике Дагестан - на1,3%. Характеристика масштабов безработицы в регионах России показана втабл. 5.|Таблица 5 ||Численность безработных и уровень регистрируемой безработицы в ||январе 1997 г. || |Зарегистриров|Доля |Уровень || |ано |безработных, |безработицы, || |безработных, |которым |% || |тыс. чел. |назначено | || | |пособие, % | ||Российская Федерация|2515,5 |89,9 |3,4 ||в том числе районы: |172,5 |86,0 |5,8 ||Северный | | | ||Северо-Западный |139,1 |91,6 |5,8 ||Центральный |477,9 |92,1 |3,1 ||Волго-Вятский |209.9 |88,3 |5,0 ||Центрально-Черноземн|92,6 |95,7 |2,5 ||ый | | | ||Поволжский |273,0 |92.0 |3,2 ||Северо-Кавказский |234,9 |81,9 |2,9 ||Уральский |336,5 |90.3 |3.4 ||Западно-Сибирский |215.8 |90,9 |2,8 ||Восточно-Сибирский |172,8 |89,1 |4,1 ||Дальневосточный |148,3 |91,9 |3,8 | Как видно из табл. 15 наибольший уровень безработицы отмечается вСеверном и Волго-Вятском районах, наименьший - в Центрально-Черноземном иЗападно-Сибирском экономических районах.|Таблица 6 ||Количество безработных на одну вакансию в отраслях экономики РФ ||Отрасли |1992|1993 |1994 |1995 |В среднем за 1992—1995 || |г. |г. |г |г. |гг. ||Строительство |20,8|15,6 |29,7 |47,1 |28,3 ||Торговля, |22,2|14,2 |33,3 |33,0 |25,7 ||общественное | | | | | ||питание, МТС, | | | | | ||сбыт, | | | | | ||заготовки | | | | | ||Сельское |13,0|12,6 |30,2 |24,6 |20,1 ||хозяйство | | | | | ||Промышленность|14,4|13,1 |15,1 |22,3 |16,2 ||Транспорт и |8,0 |5,9 |9,0 |11,8 |8,7 ||связь | | | | | ||Наука и |11,7|6,1 |5,2 |5,5 |7,1 ||научное | | | | | ||обслуживание | | | | | ||Лесное |4,7 |5,1 |7,8 |9,2 |6,7 ||хозяйство | | | | | ||ЖКХ |5,0 |3,5 |5,2 |7,5 |5,3 ||Другие отрасли|4,5 |2,7 |5,2 |5,1 |4,4 ||Образование |4,0 |2,6 |4,9 |5,5 |4,3 ||Культура и |4,0 |1,5 |3,5 |4,3 |3,3 ||искусство | | | | | ||Здравоохранени|2,7 |2,0 |3,3 |4,1 |3,0 ||е, физкультура| | | | | ||и спорт, | | | | | ||социальное | | | | | ||обеспечение | | | | | ||Кредитование, |1,7 |1,6 |2,3 |3,7 |2,3 ||финансы, | | | | | ||страхование и | | | | | ||пенсионное | | | | | ||обеспечение | | | | | ||Управление |1,8 |0,9 |1,6 |2,0 |1,6 ||В среднем по |9,0 |6,6 |10,0 |11,7 |9,3 ||отраслям | | | | | ||экономики РФ | | | | | |Анализ динамики и структуры безработицы в России Современная ситуация на рынке труда России существенно отличается оттой, что была еще 4 года назад. За эти годы численность занятого населениясократилась на 9%. В настоящее время, по данным Госкомстата, которые неотражают реального положения дел, более 6,5 млн. человек не имеют занятия,но активно его ищут; почти 2,7 млн. человек зарегистрированы в органахслужбы занятости в качестве безработных. В связи с изменением отраслевой структуры занятости (уменьшениемчисла работающих в отраслях обрабатывающей промышленности, особенно вмашиностроении и легкой промышленности) обострились региональные проблемызанятости. В 47 субъектах Российской Федерации безработица превышаетсредний уровень по стране, в отдельных городах наблюдается массоваябезработица. Вынужденная неполная занятость наиболее остра во Владимирской,Ульяновской, Ивановской областях - более 15% (т.е. в два раза большесреднероссийского показателя по данным Госкомстата) занятых находились впервом полугодии 1996 г. в административных отпусках или вынужденноработали неполное рабочее время. Минимальна вынужденная неполная занятостьв некоторых северных ресурсодобывающих регионах: Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО, Якутии. В этих регионах ею охвачено менее 0,7% занятых (т.е. в10 раз меньше чем в среднем по России). Интересна также дифференциация регионов страны по составубезработных. Первоначально основную массу безработных в России составлялиженщины, лица с высшим и средним специальным образованием, лицапредпенсионного возраста. Но затем в тех регионах, где уровень безработицыбыл выше среднего, стали расти доля мужчин, доля лиц с низким уровнемобразования, доля молодежи. Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутоститого или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, гдепреобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можноговорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы инапряженность на рынке труда в таких регионах как правило невелики(например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, вТатарии). В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь,мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы оченьостра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднемпо стране Итак, в России острая безработица имеется в регионах двух типов. Во-первых, это регионы с высоким естественным приростом населения(Дагестан, Калмыкия, Тува, Карачаево-Черкессия, Чечня, Агинский БурятскийАО и т.п.). Здесь на рынок труда постоянно выходит большое количествомолодежи, тогда как количество рабочих мест в условиях экономическогокризиса не только не увеличивается, но и сокращается. В особый подтипвыделяются регионы, где высокий естественный прирост сочетается с массовымпритоком беженцев ( Ингушетия и Северная Осетия). В регионах данного типабезработица существовала и в прошлом в виде аграрного перенаселения. Во-вторых, депрессивные регионы, т.е. с преобладанием наиболеекризисных отраслей. На данный момент таковыми являются легкаяпромышленность и военно-промышленный комплекс, отличающиеся наибольшимсокращением объемов производства по сравнению с концом 80-х. К этому типуотносятся Ивановская, Владимирская, Костромская, Ярославская, Кировская идр. области, Удмуртия, Мордовия, Марий-Эл. Важен также вопрос сельской безработицы в России. В прогнозах начала90-х годов ожидался резкий всплеск безработицы в городах в итоге развалапромышленности, сформировавшейся за советский период (гигантскиепредприятия, которые работали в основном на оборону, оказались неспособныадаптироваться к рыночным отношениям). Сельская же местность считаласькрайне трудодефицитной, способной отвлечь большое количество безработных изгородских поселений. Современная ситуация показывает, что и эти прогнозы неоправдались. Начиная с 1994 г. уровень безработицы среди сельскогонаселения превышает аналогичный показатель для городского населения. Оченьвысока также напряженность на сельском рынке труда, т.к. свободных рабочихмест здесь практически нет. В основном сельская безработица наблюдается врегионах с высоким естественным приростом и в северныхнесельскохозяйственных регионах. Так, в Ханты-Мансийском АО, в Томскойобласти и др. уровень сельской безработицы в 2 раза превышает городскойпоказатель (на конец 1995 г.). Повышенной сельской безработицей отличаютсятакже депрессивные сельские регионы со значительным развитием в прошломмаятниковых миграций из села в городские поселения (Ивановская,Владимирская и др. области). Итак, развитие безработицы в России на современном этапе существенноотличается от общемировых закономерностей. При резком сокращении объемовпроизводства (более чем в 2 раза) уровень безработицы с учетомнезарегистрированных безработных не превышает 10%. При этом уровеньбезработицы в сельской местности выше, чем в городских поселениях. Впричинах безработицы существует значительная региональная дифференциация.Существенными оказались и социальные причины (потоки беженцев и вынужденныхпереселенцев, высокий естественный прирост, значительный миграционныйотток), и экономические (резкий спад производства в одних отраслях,незначительный - в других). Наблюдается рост длительности безработицы. Как уже говорилось выше, сегодняшняя информация о масштабахбезработицы, предоставляемая Госкомстатом, занижает подлинный уровеньбезработицы приблизительно в 5 раз. Некоторые российские экономисты-аналитики видят в сознательном занижении уровня официальной безработицыпричины финансового характера, так как Государственный фонд занятостиспособен сегодня обеспечить финансирование региональных программ занятоститолько при уровне безработицы не более 3%. За низким показателем официально регистрируемой безработицы не видна,например, скрытая безработица (вынужденный досрочный уход на пенсию,сохранение рабочего места без реальной отработки и т.д.), что ставитнеобходимость подсчета макроэкономических издержек роста безработицы. Такаяцена роста безработицы должна определяться в большей мере не ростомкомпенсационных выплат и финансированием программ занятости, а в формепотерь возможного, но не произведенного ВНП вследствие незанятости частирабочей силы. Известный американский экономист Артур Оукен математическивыразил соотношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП.Закон Оукена показывает, что если фактический уровень превышаетестественный уровень безработицы на один процент, то отставание объемов ВНПсоставляет 2,5%. Например, попытки в 1953-1980 гг. уменьшить инфляцию путемроста безработицы создали для США потери в среднем от 6 до 18% ВНП. Придругом варианте экономической политики занятость населения могла быувеличиться на 4,5 млн. человек. Как отмечалось выше, официальная статистическая информация обезработице далеко не адекватна реальному положению дел. Так, в отчете Госкомстата за 1996 г. сообщается, что официальныйстатус безработного имеют 2,5 млн. человек, то есть 3,4% экономическиактивного населения. Такие цифры явно не соответствуют картине спадапроизводства, а только подтверждают, что фактическую ситуацию на рынкетруда определяет скрытая безработица. Международная организация труда (МОТ) провела исследование,показавшее, что уровень безработных в РФ значительно выше официальнопризнанного. Директор МОТ Гай Стандинг, составлявший отчет по результатамисследования, заявил, что российские источники “самым бесчеловечнымобразом” скрывают истинное положение вещей. По данным МОТ безработица вРоссии в 1996 г. составила 9,5% (16,72 млн. чел.). Причина такогорасхождения данных Госкомстата и МОТ в том, что людям не выгоднорегистрироваться в качестве безработных (с уходом с номинальной работычеловек лишается льгот), а предприятия стараются держать “мертвые души”чтобы сократить налоги. В отчете МОТ также отмечается неуклонное снижение общего количестварабочих мест с 1980 г. при том что трудоспособное население выросло. С 1990по 1995 гг. количество рабочих мест уменьшилось на 8,2 млн. Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаясядифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользукоторых перераспределяется сегодня национальный доход, не могутсформировать мощного спроса на предметы массового потребленияотечественного производства, что способствует его стагнации и, какследствие, безработице. В 1994 - 1995 гг. дифференциация доходов продолжала расти. Присохранении этой тенденции мы уже через два года догоним латиноамериканскиестраны по глубине расслоения общества по доходам. Однако не следует переоценивать значение безработицы каксамостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особеннопо отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которыхформируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в Россиипроходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономическойсфере демографические являются самыми точными в силу того, что демографиякак наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полнуюинформацию. Так, Центр экономической конъюнктуры правительства РФ иГоскомстат подготовили прогноз численности населения нашей страны.Население России будет продолжать уменьшаться несмотря на ощутимыймиграционный прирост, уровень которого зависит от экономико-политическойситуации в СНГ и обеспечения прав русскоязычного населения. В странеускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрастемоложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов)сократится с 25,1 млн. человек в 1993 году до 21,4 млн. человек в 2005 году(с 23,7% до 15,4%). Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составетрудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, -словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в рядетерриторий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдутизменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В этукатегорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людеймалочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблемузанятости, в особенности для молодежи. Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономическийспад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к2000 году на 4,8% по среднему варианту прогноза или на 8% попессимистическому, а к 2005 году - соответственно на 7% или 13%. Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономикиРоссии из кризиса безработица понимается как результат и следствиеэкономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей неотводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования.Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степенипредопределяющий его грядущую динамику. Уровень безработицы, достигнутый в 1996-1997 годах, говорит за то,что кризис занятости будет продолжаться по меньшей мере в течениенескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономическиедиспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамикезанятости, сегментация и маргинализация рынка труда. Резкий ростбезработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловойактивности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса ростбезработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов.По оценкам специалистов Министерства экономики такая так называемая"гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы.Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад,вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будетдезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.Литература1. А.И. Рофе, Б.Г.Збышко, В.В.Ишнин “Рынок труда, занятость населения, экономика ресурсов для труда” М.:1998.2. Б.М. Генкин “Экономика и социология труда” М.:1998.3. Линвуд Т. Гайгер “Макроэкономическая теория и переходная экономика” М.:1996.4. Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю “Экономикс” М.: 1995.5. Кейнс Дж.-М “Общая теория занятости, процента и денег” М.: 1993 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Безработица в России iconБезработица в экономике России: сущность, причины, особенности Аннотация Сущность понятия «безработица»
Государственное регулирование и пути ее минимизации на современном этапе развития
Безработица в России iconБезработица Содержание Введение Глава Анализ понятия «безработица»
Безработица выступает в качестве одной из фундаментальных макроэкономических категорий с современной экономической теории. Анализ...
Безработица в России iconКонтрольная работа по курсу "Экономическая теория" на тему : "Занятость и безработица"
Безработица это не просто отсутствие денег у человека, а одна из форм духовной смерти
Безработица в России iconБезработица в России анные на 1992г

Безработица в России iconРынок труда и безработица в России

Безработица в России iconБезработица в России: виды, формы, тенденции

Безработица в России iconБезработица в России и задачи Государственной службы занятости

Безработица в России icon"Безработица в России: виды, формы, тенденции" (курсовая работа)

Безработица в России iconМесто России среди стран мира по добыче и запасам нефти и газа
России. Он использует 10% продукции машиностроительного комплекса, 12% продукции металлургии, дает больше половины экспорта РФ и...
Безработица в России iconБезработица в РФ
Память о страданиях тех, кто в 30-е жил годами без работы, доминировала в экономической политике и представлениях об экономике в...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы