Сущность и основные особенности научно-технической революции icon

Сущность и основные особенности научно-технической революции



НазваниеСущность и основные особенности научно-технической революции
Дата конвертации10.07.2012
Размер187,86 Kb.
ТипРеферат
Сущность и основные особенности научно-технической революции


Министерство общего и профессионального образования РФ Кубанский Институт Международного Предпринимательства и Менеджмента Факультет Международного Предпринимательства и менеджмента РЕФЕРАТ по предмету: «Концепции современного естествознания» на тему: «Сущность и основные особенности научно-технической революции» Выполнил: студент 1 курса Хашиев И.И. Научный руководитель: Суятин Б.Д. Краснодар 1998г. План. 1. Социально-экономическое положение различных стран мира накануне НТР. Предпосылки начала НТР. стр. 3 2. Научно-техническая революция и ее значение. Ускорение экономического роста. стр. 5 3. Проблема первая: Демографический взрыв. стр. 7 4. Проблема вторая: Нищета и отсталость. Их причины, влияние на демографический рост и пути решения. стр.10 5. Проблема третья: Война и Мир. стр.15 6. Проблема четвертая: Рукотворные катастрофы. Плата за сложность. стр.16 7. Что же дальше? стр.18 Литература стр.20 1. Социально-экономическое положение различных стран мира накануне НТР. Предпосылки начала НТР. Научный и технический прогресс впервые начали сближаться в 16-18веках, когда мануфактурное производство, нужды мореплавания и торговлипотребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Более конкретные формы это сближение приняло, начиная с конца 18 века, в связи с развитием машинного производства, что было обусловленоизобретением Д. Уаттом парового двигателя. Наука и техника начали взаимностимулировать друг друга, активно влияя на все стороны жизни общества,радикально преобразуя не только материальную, но и духовную жизнь людей. Двадцатый век человечество встретило с новыми видами транспорта:самолетами, автомобилями, огромнейшими пароходами и все более быстрымипаровозами; трамвай и телефон были в диковинку лишь жителям отдаленнойглубинки. Метро, электричество, радио и кино прочно вошли в быт передовыхстран. Но в то же время в колониях сохранялась ужасающая нищета иотсталость, да впрочем, в метрополиях все было далеко не так благополучно.В связи с развитием техники и транспорта мир познал, что такое безработицаи кризис перепроизводства, засилье только что появившихся монополий. К томуже, ряд государств (к примеру, Германия) не успели к разделу колоний, иначало крупномасштабных войн было лишь вопросом времени. Научно-техническийпрогресс встает на службу военно-промышленному комплексу. Создаются всеболее разрушительные виды вооружений, которые сначала были опробованы влокальных конфликтах (таких как русско-японская война), а затем примененыво время Первой Мировой Войны. Первая Мировая произвела огромный переворот в общественном сознании. Всеобщий оптимизм начала ХХ века под влиянием ужасов войны, пониженияуровня жизни, тяжести повседневного труда, стояния в очередях, холода иголода сменился на тяжелый пессимизм. Рост преступности, числа самоубийств,падение значения духовных ценностей - все это было свойственно не толькоГермании, проигравшей войну, но и странам-победительницам. Массовое рабочее движение, вызванное требованием перемен после войны иреволюцией в России, привело к небывалой до этого демократизации. Однако вскоре мир постигла очередная беда: Великая Депрессия.Неправильная экономическая политика приводит многие страны мира сначала кбиржевому, а затем к банковскому краху. По глубине и продолжительности этоткризис не имел себе равных: в США за 4 года производство сократилось натреть, а каждый четвертый стал безработным. Все это привело к очередномувсплеску пессимизма и разочарования. Демократическая волна уступила местототалитаризму и росту государственного вмешательства. Фашистские режимы,установившиеся в Германии и Италии, увеличив число военных заказов,избавили свои страны от безработицы, чем завоевали огромную популярность внароде. Униженная Германия увидела в Гитлере лидера, способного поднятьстрану с колен. Окрепший Советский Союз также начал активную милитаризациюи был готов ликвидировать унизительные последствия Брестского мира. Такимобразом, очередной глобальный конфликт был неизбежен . Вторая Мировая Война была самой разрушительной в истории человечества. В 1939-1945 годах погибло по разным оценкам от 55 до 75 миллионовчеловек, то есть в 5-7 раз больше, чем в Первую мировую. Ее последствияеще долго будут влиять на жизнь последующих поколений, но, как это непарадоксально, именно с первых неуклюжих реактивных самолетов, снарядов ФАУ-1 и первой атомной бомбы, сброшенной на Хиросиму, именно с изобретения разрушительного оружия началась новая прогрессивная эра в развитиичеловечества. 2. Научно-техническая революция и ее значение. Ускорение экономического роста. Научно-техническая революция - это качественно новый этап научно-технического прогресса. НТР привела к коренному преобразованиюпроизводительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развитияпроизводства. Начавшись в середине двадцатого века под влиянием крупнейшихнаучных и технических открытий, возросшего взаимодействия науки с техникойи производством (к примеру, значительное продвижение в изучении структуры исвойств атомных ядер привело в 1954 году к созданию первой промышленнойатомной электростанции в г. Обнинске), она оказала значительное влияние навсе стороны жизни общества. Главные направления НТР: комплекснаяавтоматизация производства, контроля и управления на основе широкогоприменения ЭВМ (сегодня уже никого не удивишь компьютером, а между тем лет30 назад они привлекали всеобщее внимание); открытие и применение новыхвидов энергии (начиная от строительства атомных, геотермальных и приливныхэлектростанций и кончая новейшими разработками в области использованияэнергии ветра, солнца и магнитного поля Земли); создание и применение новыхвидов конструкционных материалов (взглянув вокруг, мы можем увидеть,что различные пластики активно вытесняют металл и древесину) Резко возросли требования к уровню образования, квалификации иорганизованности работников. Об этом свидетельствуют следующие факты:численность ученых в мире удваивается каждые 10-15 лет и к 2000 годудостигнет 10 миллионов человек; в настоящее время в вузах обучается 70миллионов студентов. Информационный динамизм сегодняшнего мира привел крегулярному устареванию знаний , что породило новую образовательнуюконцепцию , известную как непрерывное образование . Также тенденцией вобласти образования становится его гуманизация . Это во многом вызванозаменой человека машиной в монотонном процессе промышленного производства иего переориентировкой на более творческие виды деятельности. В результате НТР по оценкам экспертов в США до 68% роста ВНП в 1945-1970 годах объясняется ростом производительности труда и лишь 32% ростомтрудозатрат. Следствием этого явилось повышение темпов экономического роста(см. табл.). Во многом именно благодаря этому фактору на западе смоглипостроить так называемое государство благоденствия, когда при сохранениидемократических прав и свобод и рыночной экономики гражданамгарантируется определенный уровень социального обеспечения иблагосостояния. Во многих капиталистических странах мира это привело кросту роли государства, которое по мнению, сформировавшемуся в обществепосле войны должно взять заботу о своих нуждающихся гражданах на себя| | | | | | ||среднегод| | | | | ||овые | | | | | ||темпы | | | | | ||роста | | | | | ||ВНП, % | | | | | || |США |Германия|Япония |Англия |Франция||1900-1950|3,5 |1,9 |4,4 |1,4 |2,1 ||1950-1970|3,9 |6,7 |9,6 |2,8 |5,3 | Крупномасштабные компании борьбы с бедностью, строительство дешевогожилья, пособия по безработице тяжелым бременем ложились на госбюджет, ноименно благодаря им заметно повысилось качество жизни рядовых граждан. НТРпривела развитые страны к эпохе массового потребления. Вещи одноразовогопотребления также стали спутником современного человека. Это создалодополнительные удобства, но привело к дополнительной нагрузке наокружающую среду (к примеру, одноразовые пластиковые бутылки, которыепросто не могут разложиться в природных условиях, оставаясь надолголежать на многочисленных свалках) К числу отрицательных последствий НТРследует отнести существовавшую до распада СССР гонку вооружений: ведьименно благодаря НТР появилось смертоносное оружие, способное уничтожитьвсе живое на Земле. Однако следует признать, что бомбы сбрасывают политикии военные, а не ученые, и не их вина, что великие открытия используют ввоенных целях. К счастью, теперь вероятность атомной войны самая низкая запоследние пять десятилетий . Несмотря на все положительное, что было создано благодаря НТР, онапородила новые и усугубила ряд старых глобальных социально-экономическихпроблем. С начала НТР прошло полвека, а человечество до сих пор не решилобольшинство из них . В чем заключаются эти проблемы, в чем состоит ихсложность и каковы наиболее вероятные пути их решения, я попытаюсьобъяснить далее. Итак: 3. Проблема первая: Демографический взрыв. В 40-х и 50-х годах шло активное изобретение новых лекарственныхпрепаратов (к примеру, в их числе класс препаратов-антибиотиков), что былоуспехом целого спектра наук, начиная от биологии и кончая химией. Примернов то же время были предложены новые способы промышленного производствавакцин и лекарств, что сделало многие лекарства дешевыми и доступными.Благодаря этим успехам НТР в области медицины отступили такие страшныеболезни как столбняк, полиомиелит и сибирская язва, значительносократилась заболеваемость туберкулезом и проказой . После второй мировой войны во многих странах Азии и Африки молодыенезависимые государства начали внедрять медицинское обслуживание Массовыедешевые прививки и введение элементарных правил гигиены привели к резкомуросту средней продолжительности жизни и сокращению смертности. Но в Европесмертность сокращалась постепенно на протяжении XIX века. Рождаемостьприходила в соответствие смертности, и это не привело к очень сильномудемографическому буму. К тому же, население Европы составляло меньшуючасть в народонаселении мира, и рост числа ее жителей отразился на общейчисленности населения не очень сильно. Другое дело демографический взрыв, начавшийся в середине ХХ века.Резкое сокращение смертности и сохранение рождаемости на прежнем уровне встранах третьего мира (а это, ни много ни мало, почти четыре пятых жителей современного мира) привело к небывалому за всю историю человечестваросту народонаселения (см. таблицу)| Динамика | | | | ||роста | | | | ||населения по | | | | ||категориям | | | | ||стран, | | | | ||млн.чел. | | | | || |1900 |1950 |1975 |2000(про|| | | | |гноз) ||Весь мир |1656 |2513 |4033 |6200 ||Развитые |506 |751 |985 |1152 ||страны | | | | ||страны Азии |950 |1379 |2318 |3611 ||Лат. Америка |64 |164 |323 |608 ||Африка |130 |219 |406 |828 | Сейчас человек потребляет более половины биологических ресурсовЗемли. Очевидно, что рост не может быть бесконечным в конечномпространстве. Если темпы роста населения сейчас хоть медленно, носнижаются, то абсолютный прирост населения растет : в 1988 году приростсоставил 86 млн. человек, а уже в 1991 90млн. В наше время переживаетвторое рождение мальтусианство, которое рисует мрачные картины грядущегоистощения ресурсов и экологической катастрофы (Вот пример, подтверждающийвыводы мальтусианцев: сбор зерновых в мире, выросший с 1950 по 1984 годы в2.6 раза и достигший максимального значения на душу населения (346 кг), стех пор почти не растет, составляя 1,6-1,7 млрд. т. А в расчете на душунаселения он упал на 9%) Поскольку решать проблему обеспечения населения путем дальнейшегороста потребления ресурсов просто самоубийственно (этот путь ведет кэкологической катастрофе), то очевидно, чтобы избавить мир от нищеты,необходимо стабилизировать уровень народонаселения на каком-нибудьопределенном уровне. Так как естественная стабилизация населения наступит нескоро, по моемумнению, рано или поздно придется создать, к примеру, на базе ООН или другоймеждународной организации, некий комитет по контролю рождаемости. Тем болеечто эффективную политику снижения рождаемости можно получить, изучив примерКитая. Я считаю, что развивающиеся страны не стали бы препятствоватьдеятельности этого комитета (им не выгоден рост нищеты в собственныхстранах), а развитые страны, желая оградить себя от волны иммигрантов избедных стран 3-его мира, профинансировали бы его. Правда, здесь могутсыграть соображения религиозного и политического характера, так что оченьважно повышение уровня образования в развивающихся странах. Существенной особенностью современной демографической картины мираявляется то, что 90% прироста населения приходится на страны 3-его мира, и,как следствие, это тормозит рост уровня жизни в этих странах. Но не надодумать, что все беды человечества происходят из-за быстро растущегонаселения развивающихся стран и, как следствие, роста давления наэкосистему Земли. Если средний американец потребляет в 40 раз большересурсов Земли, чем средний сомалиец, и в 75 раз больше мяса, чем индиец,кошка в Англии потребляет в 2 раза больше белков, нежели африканец, товиновниками возможных экологических и социальных катастроф будут, преждевсего, развитые страны (загрязняющие окружающую среду и не помогающиебедным странам) и отсталость стран 3-его мира. Именно нищета и отсталостьпорождают во многом демографический рост. 4. Проблема вторая: Нищета и отсталость. Их причины, влияние на демографический рост и пути решения. Смотря голливудские фильмы, пользуясь такими благами цивилизации, каквидеомагнитофон, телевизор и автомобиль, многие из нас наивно полагают,что большинство населения мира, за исключением небольшого числа людей,регулярно пользуются этими приборами в быту. Но реально картина мирасовершенно иная, ибо более половины человечества живет в нищете и бедности,а два миллиарда человек имеют на одежду и пропитание менее 1 доллара вдень. От голода умирает ежегодно 40 млн. человек, а это население такойстраны, как Испания . В США на стрижку газонов тратится сумма, равная ВНПТанзании - страны с 23 миллионами жителей ! Разрыв между богатыми и беднымистранами составляет 10 - 20 раз. Вот некоторые данные характеризующиедиспропорции развития стран :| | | | | | | ||Показате| | | | | | ||ли | | | | | | ||социальн| | | | | | ||о-эконом| | | | | | ||ич. | | | | | | ||развития| | | | | | ||в конце | | | | | | ||80-х | | | | | | ||годов | | | | | | ||Страна |ВНП на |продолжи|дет. |Грамотность|Потреблени|кг нефти|| |душу |т. |смертность|взрослых, %|е калорий|на 1чел.|| |населения,|жизни, |на 1000 | |на 1 чел. | || |дол |лет |рожд. | | | ||США |17480 |75 |11 |99 |3682 |7193 ||Бразилия|1810 |67 |60 |78 |2675 |830 ||Индия |290 |57 |94 |43 |2126 |208 ||Эфиопия |120 |51 |116 |5 |1704 |21 | Так в чем же причины нищеты и отсталости третьих стран? Во многом отсталость развивающихся стран обусловлена историческимифакторами. Колониальное прошлое наложило глубокий отпечаток на странытретьего мира. Монокультурная направленность сельского хозяйства (кпримеру, выращивание сахарного тростника на Кубе, какао-бобов в Гане),отсутствие промышленности национальных кадров и недостаточное развитиеинфраструктуры - эти факторы до сих пор играют свою отрицательную роль вразвитии бывших колоний. К тому же, весьма заметное влияние внешнегофактора в лице США и СССР, а также проведение политики неоколониализма,очень часто замедляло темпы развития или приводило к кровопролитнымконфликтам (Корея, Вьетнам). Во всех развивающихся странах ( кроме странЛатинской Америки ) сыграла свою роль и цивилизационная несовместимость,когда общемировые, европейские по своему происхождению, ценностипротиворечили местным патриархальным устоям . Из числа внутренних причин нищеты и отсталости следует, прежде всего,выделить перенаселенность. Прямая связь между нищетой и демографическимвзрывом видна в глобальном масштабе. Африка - континент, находящийся всамом тяжелом эколого-экономическом положении - имеет самые высокие темпыроста населения, и, в отличие от других континентов, они там пока неснижаются. При среднегодовых темпах роста населения 3% производствопродовольствия там растет лишь на 2% в год. Если учесть, что в большинствестран не так давно закончились социалистические эксперименты, вызвавшиеспад промышленного производства, и, как следствие, каждый третий вафриканском городе безработный, то становится понятна глубина кризисаохватившего континент. Нам, живущим в стране, в которой вследствие кризиса населениесокращается на 1 млн. человек ежегодно, непонятно, как нищета может вызватьрост населения. Но дело в том, что Россия и Африка относятся к разнымцивилизационным системам и уровню социально-экономического развития, иодни и те же предпосылки могут привести к прямо противоположнымрезультатам . В Африке нищета не уменьшает, а усиливает стимулы иметьбольшее число детей. Дети - важная часть семейной рабочей силы. Они смалолетства собирают хворост, пасут скот, нянчат младших детей, делаютмножество другой домашней работы. Как это на первый взгляд ни странно,детям в условиях тяжелой безработицы проще найти работу, чем взрослым, таккак их труд оплачивается гораздо дешевле. При отсутствии какого либосоциального обеспечения со стороны государства ,дети- это единственнаяопора родителей в старости . Так замыкается порочный круг : нищета -быстрый рост населения - деградация основных систем жизнеобеспечения . На момент обретения независимости отсталые страны не имелитехнического и научного потенциала, грамотность была уделом, в лучшемслучае, одной трети населения. Не сильно изменилась ситуация, и сейчаснеграмотность - одна из проблем стран 3-его мира. Развивающиеся страны с75% мирового населения выделяют на образование и науку лишь 4% от мировыхзатрат на эти цели. В эпоху НТР ,когда наука превратилась в ведущий факторразвития производства ,низкий уровень образования, отсутствие инженеров,врачей, учителей в развивающихся странах сильно тормозит развитиепромышленности и сельского хозяйства , медицины и культуры . Также одной из причин отсталости является тот факт, что большинстворазвивающихся стран по структуре своей экономики остались аграрными. Длясравнения: в Африке в сельском хозяйстве занято три четверти населения, а вСША - 3% . Но поскольку в США применяются передовые методы хозяйствования,связанные с применением удобрений, различной спецтехники и новейшихдостижений селекции и генетики, а в отсталых странах сохраняется мотыжноеземледелие, то США являются крупнейшим в мире производителем иэкспортером сельскохозяйственной продукции, а, к примеру, страны Африкимогут обеспечить лишь 80% своих потребностей в продовольствии. Но НТР необошла стороной и ряд стран третьего мира : благодаря комплексу мер помелиорации, механизации и внедрению новых видов с/х культур, получившемуназвание « зеленая революция », в таких странах как Индия, Китай и Таиланд отступила угроза голода . Тенденцией мировой экономики является то, что в основном цены насырье в долгосрочной перспективе растут медленнее, чем цены на продукциювысоких технологий, в результате чего страдают в первую очередьразвивающиеся страны. Впрочем, бывают и исключения: предпринятоеорганизацией стран - экспортеров нефти (ОПЕК) в 1973 и в 1979 годахповышение цен на нефть привело к резкому росту доходов этих стран. Однакоболее всего от « нефтяного кризиса » пострадали не развитые страны, адругие страны 3-его мира, поскольку сокращение спроса на сырье больнеевсего ударило именно по ним. Это привело к тому, что внешний долг этихстран начал расти. Огромная внешняя задолженность- одна из причинотсталости, так как, выплачивая огромные проценты по займам (к примеру навыплаты по внешнему долгу Гондураса уходит 60% гос. бюджета этой страны),развивающиеся страны не могут|Некоторые | | ||страны с | | ||крупным внешним| | ||долгом (конец | | ||80-х годов) | | ||страна |Размер |отношение внеш. || |внешнего |долга к ВНП,% || |долга | ||Бразилия |111 |32 ||Мексика |102 |63 ||Чили |21 |101 ||Филиппины |28 |66 | направить значительные средства на развитие медицины и образования,вынуждены повышать налоги, что замедляет экономический рост. Этоподтверждает статистика: если в среднем в конце 80-х в развивающихсястранах темпы экономического роста составили 3,9% то в странах с большойзадолженностью этот показатель составил лишь 1,1% . Все эти проблемы (неграмотность, аграрность стран 3 - его мира,проблема внешней задолженности), по моему мнению, развивающимся странамможно решить лишь при помощи развитых стран и устранении всех формдискриминации стран 3-его мира (например, они обладают лишь одной третьюголосов в различных международных экономических организациях). Да,конечно, новые индустриальные страны смогли преодолеть отсталость безблаготворительности развитых стран, но чего бы стоили эти « азиатскиедраконы » без многомиллиардных иностранных инвестиций. Но, к примеру,большинство стран Африки просто не в состоянии в ближайшее время создатьусловия для инвесторов, такие как политическая и социальная стабильность,дешевая, но образованная рабочая сила, низкие налоги и свобода рыночнойэкономики. То есть, без значительной помощи развитых стран не обойтись. Внастоящее время страны Запада тратят на помощь около 2% ВНП, но,учитывая, что в США на видеоигры тратится 10 млрд. долларов, что равновсему размеру американской помощи бедным странам, то это не намного меняетситуацию. И если в богатых странах откажутся от откровенных излишеств, томожно будет сломить цепь препятствий к построению мира без экономических исоциальных диспропорций между странами. 5. Проблема третья: Война и Мир. Взрыв атомной бомбы над Хиросимой ознаменовал начало новой эпохи вистории человечества. Благодаря новейшим достижениям науки в изученииприроды атомного ядра было убито 200 тысяч человек ,40% зданий превращено впепел ,а 92% процента территории города изуродовано до неузнаваемости . С тех пор ядерные арсеналы по мощности увеличились в миллионы раз.Этого достаточно для того, чтобы уничтожить жизнь на Земле. Но, к счастью,после бомбардировки двух японских городов у человечества хватилоблагоразумия не применять атомное оружие, а после долгой цепи переговоровмежду США и СССР, а также по причине распада последнегo, угроза ядернойвойны снизилась до самой низшей отметки за последние 50 лет. Но я думаю,что над человечеством еще нависнет эта угроза, учитывая, что число странобладательниц атомного оружия увеличится, ведь его, при желании, уже всостоянии получить Иран, Пакистан, Израиль и Индия. Из них наибольшуюугрозу представляют Иран и Пакистан, как страны с фанатиками-исламистами увласти . Выход же я опять вижу во всеобщей интеграции стран и контроле, кпримеру ООН, за всеми разработками в этой области. Но угрозу представляет не только и не столько ядерное оружие, но иусовершенствованные « классические » виды вооружений. После второй мировойвойны резко выросло число локальных конфликтов, причем 95% из них - вразвивающихся странах, что привело не только к массовым человеческимжертвам, но и к усугублению проблем отсталости. Но сейчас, по-моему, послепрекращения гонки вооружений и все более возрастающего понимания ролимирового сообщества в урегулировании локальных конфликтов, следует путемвведения в район нестабильности « голубых касок » пресекать набирающиеобороты сепаратизм и межнациональные столкновения. Если учесть, что на Земле в глобальном масштабе все более утверждаютсядемократические ценности, то в долгосрочной перспективе военные переворотыи гражданские войны должны сойти на нет, а им на смену придут политическиеметоды борьбы. Но все это возможно лишь при повышении уровня политическойкультуры, а это опять упирается в проблему отсталости . 6. Проблема четвертая: Рукотворные катастрофы. Плата за сложность. 26 апреля 1986 года произошла авария на чернобыльской АЭС. В спокойныеночные часы здание потряс страшный взрыв. Стены ядерного реактора,защищавшие все живое от губительного излучения, были моментальноразрушены . На свободу вырвались цезий стронций плутоний - радиоактивныеэлементы ,которые невозможно обезвредить никакими способами . Переносимыеветром и дождями ,они покрыли территорию площадью более 100 тысяч кв.километров с населением не менее 800 тысяч человек ! Так кто виноват в случившейся трагедии? Кто виноват в смерти 30человек, погибших сразу и тысячах заболевших и умерших затем? Кто виноват,что стронций находят в молоке скандинавских коров и на ледниках Памира? Виноваты были люди. Физики, инженеры ,создавшие далеко не совершенныйреактор ,операторы, отключившие систему аварийной защиты, чиновники изминатома, подгонявшие темпы строительства АЭС к очередному юбилею . Говоряконкретнее , виноваты были все мы . На протяжении всей своей истории человек сталкивался с природнымикатастрофами - цунами, смерчами, землетрясениями, чумой. Но 26 апреля1986 года стало ясно - человек способен создать катастрофу в 1000 разсильнее любого природного катаклизма. Мы уже привыкли к постоянным взрывамметана в шахтах, падениям самолетов и столкновениям поездов, но зачастуючеловек может стать даже причиной наводнения (закованный в бетон Рейн, несправляясь с ледоходом, регулярно обрушивает свои воды на густонаселенныерайоны Европы) или землетрясения (из-за образования подземных пустот врезультате добычи нефти в Калифорнии активизировалась подвижность земнойкоры). Человек - царь природы. Это «мудрое » изречение привело к осушениюАрала и наступлению пустынь . В 1950-2000 годах человечество потеряет 1/5плодородного слоя земли . Наступление пустыни привело к появлениюмиллионов экологических беженцев ,а всего от этого процесса пострадал 1миллиард человек. Но причины рукотворных катастроф не только в неумелом управленииприродой. В Японии за 10 лет 100 человек было убито роботами . В 1984 годуво Франции компьютер ,установленный на плотине водохранилища в долине рекиТари, самовольно дал команду открыть шлюзы . Водохранилище сбросило 2,5млн. кубометров воды, причинив немалый урон жителям долины . В декабре 1985 года в индийском городе Бхопал произошла катастрофа,которая по числу непосредственно погибших считается крупнейшей в историипромышленности. В результате технического сбоя из резервуаров завода ввоздух было выброшено вреднейшее химвещество, вызывающее удушье и потерюзрения . Только за 3 дня после катастрофы погибло от удушья 2000 человек . Причиной этих катастроф явилась созданная человеком искусственнаясреда обитания. Машины, в силу их сложности, не в состоянии не ломаться.Казалось бы, это единичные случаи, но сбой в сети компьютеров компанииАТ&Т в 1990 году, когда миллионы человек слышали в телефонной трубке сигнал«занято», показал, что машины могут «сойти с ума» сразу во всем мире.Избавившись от угрозы быть съеденным тигром, человек, попав в столь жечуждую ему городскую среду, может попасть под колеса автомобилей. В Россиина автодорогах гибнет в 4 раза больше человек ,чем погибло за все годывойны в Афганистане ! По подсчетам специалистов в техногенных катастрофахи авариях погибает больше людей, чем во всех стихийных бедствиях вместевзятых. 7. Что же дальше? Так что же ожидает человечество далее: решение проблем НТР или ихусугубление? Здесь нельзя дать однозначного ответа. Но можно с полнойуверенностью утверждать ,что будет продолжаться демографический взрыв,благодаря дальнейшему внедрению медобслуживания в отсталых странах . Попрогнозам специалистов население стабилизируется только к середине ХХIвека на уровне 10 - 12 млрд. человек . Вопрос состоит в том ,выдержит лиЗемля такое число обитателей без сползания к необратимой экологическойкатастрофе. Я считаю, что, чем быстрее человечество внедрит современный уровеньжизни среди большинства жителей стран 3 - его мира, тем быстрее ониперейдут от традиционного режима воспроизводства (высокая смертность -высокая рождаемость) к современному (низкая смертность - низкаярождаемость). А пока на переходный период следует ,во избежание необратимыхпоследствий перенаселенности, ввести административно - репрессивныйконтроль за рождаемостью ( по китайскому образцу ) . Следует также отметить, что выравнивания диспропорций в развитииразличных стран мира не следует ожидать в ближайшем будущем. Причиной этогоявляется то, что отсталость -это как бы пересечение всех глобальныхпроблем НТР, и разрубить гордиев узел этих проблем пока не удается :темпы развития развитых стран превосходят темпы развития развивающихсястран, и пропасть между этими странами увеличивается . По моему мнению, также следует ожидать некоторого спада числамежгосударственных конфликтов, но роста сепаратизма и конфликтов,связанных с ним. Это во многом связано с ростом национального самосознаниянародов. Однако интеграционные процессы (подобные происходящему в Европе) также будут укрепляться . Эти два взаимообратных процесса приведут ктому ,что вскоре мир будет состоять из небольшого числа конфедераций (наподобие ЕЭС ) ,состоящих из стран объединенных в таможенный,экономический, политический союз с единой валютой, но автономных в вопросахкультуры ,религии и внутренней политики . В промышленности будет развиваться дальнейшая автоматизация, но всеболее, в связи с истощением ресурсов, будут использоватьсяресурсосберегающие и экологически чистые технологии. Компьютерные сети, всеболее внедряясь в жизнь людей, приведут к созданию информационногообщества, когда ИНТЕРНЕТ заменит библиотеки и даже частично живое общение( как это сделал не так давно телефон ) . В общем, я представляю себе будущее, не лишенное проблем, но все жепредставляющее более высокую ступень развития, чем сейчас. Но это приусловии, что мир не придет к экологической или социальной катастрофе.Именно возможность таких катастроф, а также глобальность многих процессов -вот отличительные признаки эпохи НТР, и то, что человек пытаетсяконтролировать эти процессы, глобально означает, что мы сейчас находимсяна пути от традиционных взаимоотношений природы и общества ихпротивопоставления (Человек - царь природы) к ноосфере - взаимоотношениямна основе разума и целостности всего мира. Литература:1) География. Серия « Энциклопедия для детей » под редакцией С.Исмайловой Москва. Аванта+. 1994 2)Биология. Серия « Энциклопедия для детей » под редакциейС.Исмайловой . Москва . Аванта+. 1994 3)Экономикс. Р.Макконнел, Л.Брю .11-е издание. Москва .Издательство«Республика» . 1995 4)Д.Долан. Макроэкономика. Санкт-Петербург . Литера плюс .1996 5)Страны мира. Справочник под редакцией Р.Иванова .Москва .Политиздат.1989 6)Человек и Общество. Современный мир .Учебник для 11 класса . Подредакцией В.И. Купцова .Москва . Просвещение .1994 7)Материалы газеты «Известия» за октябрь-декабрь 1997 8)Горелов А.А. Концепции Современного естествознания, Москва. 1997 9)Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания, Москва, 1997




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Сущность и основные особенности научно-технической революции iconКомпьютерный файлово-загрузочный полиморфный стелс-вирус onehalf 3544, особенности алгоритма и методы борьбы с ним
Мы живем на стыке двух тысячелетий, когда человечество вступило в эпоху новой научно-технической революции
Сущность и основные особенности научно-технической революции iconI. Введение. II. Сущность процесса акселерации
Трудно установить грань, когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым. Это деление гораздо старше научно-технической...
Сущность и основные особенности научно-технической революции icon1 Развитие науки и философии в Европе в 17 веке. Начало 1 этапа научно-технической революции
Развитие науки и философии в Европе в 17 веке. Начало 1 этапа научно-технической революции
Сущность и основные особенности научно-технической революции iconВторой технологичекие предпосылки информационного общества глава третья Инновационная сущность становления информационного общества
Это была эра-предвестница научно-технической, а затем компьютерной революции, изменившей не только традиционный образ знаний, но...
Сущность и основные особенности научно-технической революции iconСтатья Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной...
Сущность и основные особенности научно-технической революции iconЗначение научно-технической революции ХХ века
Термин «Научно-техническая революция» возник в середине ХХ века, когда человек создал атомную бомбу, и стало ясно, что наука может...
Сущность и основные особенности научно-технической революции iconЗакон о науке и государственной научно-технической политике
Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной...
Сущность и основные особенности научно-технической революции iconДоговор № на выполнение научно-исследовательской работы
Протокола № от заседания Совета по инновационной и научно-технической политике тгпи им. Д. И. Менделеева и определения победителей...
Сущность и основные особенности научно-технической революции iconПреобразование и сохранение естественной среды обитания человека
В этой связи актуален интерес к возможностям сохранения утрачиваемых ценностей в период научно-технической революции и связанным...
Сущность и основные особенности научно-технической революции iconФилософия марксизма
Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы