Город и человек icon

Город и человек



НазваниеГород и человек
Дата конвертации10.07.2012
Размер377,4 Kb.
ТипРеферат
Город и человек


Город и Человек I. Введение « Города – великое творение ума и рук человеческих. Им принадлежитрешающая роль в территориальной организации общества. Они служат зеркаломсвоих стран и районов. Города-лидеры называют духовными мастерскимичеловечества и двигателями прогресса.» – такую восхищенную характеристикугороду дал Георгий Михайлович Лаппо в своей книге «География городов». С ним нельзя не согласиться. Действительно, урбанизация изаселенность играют немаловажную роль в жизни каждой страны. Одной из наиболее характерных особенностей развития современногообщества является быстрый рост городов, непрерывный темп увеличениячисленности их жителей, увеличение роли городов в жизни общества,преобразование сельской местности в городскую, а также миграция сельскогонаселения в города. Актуальность данной темы заключается в следующем: . большинство граждан мира рождаются горожанами; . в начале третьего тысячелетия в городах проживает пять с половиной миллиардов из семи миллиардов людей; . урбанизация влияет на экологическое состояние окружающей среды. II. Влияние деятельности человека на биосферу. Признаком устойчивой экологической системы является стабильностьопределённых характеристик. Так, например, экологически устойчивая системаЗемля имеет постоянную массу и постоянную среднюю температуру. Под экологической катастрофой следует понимать переход системы изодного устойчивого состояния в другое. Например, повышение среднейтемпературы Земли может привести к таянию полярных льдов, опустыниваниюпочв, вымиранию определённых видов флоры и фауны, может быть, даже к гибеличеловечества. Тем не менее, Земля как элемент Солнечной системы, скореевсего, останется такой же стабильной, как и ранее. Экологические катастрофымогут иметь различные уровни – от локальных (гибель леса, осушение моря ит. д.) до глобальных (в масштабах Земли, Солнечной системы, Галактики идаже Вселенной). Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет наразличные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных,воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озоновогослоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самымчеловек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что можетпривести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе. Ниже мы рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду– проблему городских отходов. Каждый крупный регион, представляющий собой территорию сопределенными природными условиями и конкретным типом хозяйственногоосвоения, заслуживает особого рассмотрения с экологической точки зрения.Важность регионального экологического анализа заключается в том, что егорезультаты имеют большое прикладное значение (проблемы региона “ближе”человеку, нежели проблемы страны, континента или планеты). Помимо этогоэкологическое состояние регионов в конечном счете определяет и глобальноесостояние природных компонентов. III. Экология городов . Общие экологические проблемы городов мира . Воздействие окружающей среды на здоровье городского населения . Состояние воздушного бассейна . Загрязнение водного бассейна . Микроклиматические характеристики городов . Зеленые насаждения в городах . Проблема городских отходов . Пути решения проблемы . Общие экологические проблемы городов мира Экологические проблемы городов, главным образом наиболее крупных изних, связаны с чрезмерной концентрацией на сравнительно небольшихтерриториях населения, транспорта и промышленных предприятий, собразованием антропогенных ландшафтов, очень далеких от состоянияэкологического равновесия. Темпы роста населения мира в 1.5-2.0 раза ниже роста городскогонаселения, к которому сегодня относится 40% людей планеты. За период 1939 –1979 гг. население крупных городов выросло в 4, в средних – в 3 и малых – в2 раза. Социально-экономическая обстановка привела к неуправляемости процессаурбанизации во многих странах. Процент городского населения в отдельныхстранах равен: Аргентина – 83, Уругвай – 82, Австралия – 75, США – 80,Япония – 76, Германия – 90, Швеция – 83. Помимо крупных городов-миллионеровбыстро растут городские агломерации или слившиеся города. Таковы Вашингтон-Бостон и Лос-Анжелес-Сан-Франциско в США; города Рура в Германии; Москва,Донбасс и Кузбасс в СНГ. Круговорот вещества и энергии в городах значительно превосходиттаковой в сельской местности. Средняя плотность естественного потокаэнергии Земли – 180 Вт/м2, доля антропогенной энергии в нем – 0.1 Вт/м2. Вгородах она возрастает до 30-40 и даже до 150 Вт/м2 (Манхэттен). Над крупными городами атмосфера содержит в 10 раз больше аэрозолей ив 25 раз больше газов. При этом 60-70% газового загрязнения даетавтомобильный транспорт. Более активная конденсация влаги приводит кувеличению осадков на 5-10%. Самоочищению атмосферы препятствует снижениена 10-20% солнечной радиации и скорости ветра.При малой подвижности воздуха тепловые аномалии над городом охватывают слоиатмосферы в 250-400 м, а контрасты температуры могут достигать 5-6(С. Сними связаны температурные инверсии, приводящие к повышенному загрязнению,туманам и смогу. Города потребляют в 10 и более раз больше воды в расчете на 1человека, чем сельские районы, а загрязнение водоемов достигаеткатастрофических размеров. Объемы сточных вод достигают 1м2 в сутки наодного человека. Поэтому практически все крупные города испытывают дефицитводных ресурсов и многие из них получают воду из удаленных источников. Водоносные горизонты под городами сильно истощены в результатенепрерывных откачек скважинами и колодцами, а кроме того загрязнены назначительную глубину. Коренному преобразованию подвергается и почвенный покров городскихтерриторий. На больших площадях, под магистралями и кварталами, онфизически уничтожается, а в зонах рекреаций – парки, скверы, дворы – сильноуничтожается, загрязняется бытовыми отходами, вредными веществами изатмосферы, обогащается тяжелыми металлами, обнаженность почв способствуетводной и ветровой эрозии.Растительный покров городов обычно практически полностью представлен“культурными насаждениями” – парками, скверами, газонами, цветниками,аллеями. Структура антропогенных фитоценозов не соответствует зональным ирегиональным типам естественной растительности. Поэтому развитие зеленыхнасаждений городов протекает в искусственных условиях, постоянноподдерживается человеком. Многолетние растения в городах развиваются вусловиях сильного угнетения. . Воздействие окружающей среды на здоровье городского населения В большой степени загрязнение атмосферы сказывается на здоровьегородского населения. Об этом свидетельствуют, в частности, существенныеразличия в заболеваемости населения в отдельных районах одного и того жегорода. Изменение здоровья горожан является не только показателемэкологического состояния города, но и важнейшим социально-экономическим егоследствием, которое должно определять ведущие направления по улучшениюкачества окружающей среды. В связи с этим весьма важно подчеркнуть, чтосамо здоровье горожан в пределах биологической нормы является функцией отэкономических, социальных (включая психологические) и экологическихусловий. В целом на здоровье горожан влияют многие факторы, в особенностихарактерные черты городского образа жизни – гиподинамия, повышенные нервныенагрузки, транспортная усталость и ряд других, но более всего – загрязнениеокружающей среды. Об этом свидетельствуют существенные различия взаболеваемости населения в разных районах одного и того же города. Наиболее заметные отрицательные последствия загрязнения окружающейсреды в крупном городе проявляются в ухудшении здоровья горожан посравнению с жителями сельской местности. Так, например, проведенное М. С.Бедным и соавторами углубленное изучение заболеваемости отдельных группгородского и сельского населения убедительно показало, что горожане чащестрадают неврозами, заболеваниями сосудов мозга, болезнями центральнойнервной системы, органов дыхания, чем сельские жители. Наряду с загрязнением воздушного бассейна на здоровье человекаотрицательно сказываются многие другие факторы окружающей среды городов. Шумовое загрязнение в городах практически всегда имеет локальныйхарактер и преимущественно вызывается средствами транспорта – городского,железнодорожного и авиационного. Уже сейчас на главных магистралях крупныхгородов уровни шумов превышают 90 дБ и имеют тенденцию к усилению ежегоднона 0,5 дБ, что является наибольшей опасностью для окружающей среды врайонах оживленных транспортных магистралей. Как показывают исследованиямедиков, повышенные уровни шумов способствуют развитию нервно-психическихзаболеваний и гипертонической болезни. Борьба с шумом, в центральныхрайонах городов затрудняется плотностью сложившейся застройки, из-закоторой невозможно строительство шумозащитных экранов, расширениемагистралей и высадка деревьев, снижающих на дорогах уровни шумов. Такимобразом, наиболее перспективными решениями этой проблемы являются снижениесобственных шумов транспортных средств (особенно трамвая) и применение взданиях, выходящих на наиболее оживленные магистрали, новых шумопоглощающихматериалов, вертикального озеленения домов и тройного остекления окон (содновременным применением принудительной вентиляции). Особую проблему составляет увеличение уровня вибрации в городских районах, главным источником чего является транспорт. Данная проблема мало исследована, однако несомненно, что ее значение будет возрастать. Вибрация способствует более быстрому износу и разрушению зданий и сооружений, но самое существенное, что она может отрицательно влиять на наиболее точные технологические процессы. Особенно важно подчеркнуть, что наибольший вред вибрация приносит передовым отраслям промышленности и соответственно ее рост может оказывать ограничивающее влияние на возможности научно-технического прогресса в городах. . Состояние воздушного бассейна Для большинства крупных городов характерно чрезвычайно сильное иинтенсивное загрязнение атмосферы. По большинству загрязняющих агентов, аих в городе насчитывается сотни, можно с уверенностью сказать, что они, какправило, превышают предельно допустимые концентрации. Более того, посколькув городе наблюдается одновременное воздействие множества загрязняющихагентов, их совместное действие может оказаться еще более значительным.Широко распространено мнение о том, что с увеличением размеров городавозрастает и концентрация различных загрязняющих веществ в его атмосфере,однако в действительности, если рассчитывать среднюю концентрациюзагрязнений на всю территорию города, то в многофункциональных городах снаселением более 100 тыс. человек она находится примерно на одном и том жеуровне и с увеличением размеров города практически не возрастает. Этообъясняется тем, что одновременно с увеличением объемов выбросов,возрастающих пропорционально росту численности населения, расширяется иплощадь городской застройки, которая и выравнивает средние концентрациизагрязнения в атмосфере. Существенной особенностью крупных городов с населением более 500 тыс.человек является то, что с увеличением территории города и численности егожителей в них неуклонно возрастает дифференциация концентраций загрязненияв различных районах. Наряду с невысокими уровнями концентрации загрязненияв периферийных районах, она резко увеличивается в зонах крупныхпромышленных предприятий и, в особенности в центральных районах. Впоследних, несмотря на отсутствие в них крупных промышленных предприятий,как правило, всегда наблюдаются повышенные концентрации загрязнителейатмосферы. Это вызывается как тем, что в этих районах наблюдаетсяинтенсивное движение автотранспорта, так и тем, что в центральных районахатмосферный воздух обычно на несколько градусов выше, чем в периферийных, –это приводит к появлению над центрами городов восходящих воздушных потоков,засасывающих загрязненный воздух из промышленных районов, расположенных наближней периферии. В настоящее время большие надежды в области охраны воздушного бассейнасвязываются с максимальной газификацией промышленности и топливно-энергетического комплекса, однако эффект газификации не следуетпреувеличивать. Дело в том, что перевод с твердого топлива на газ, конечно,резко снижает объемы серосодержащих выбросов, но увеличивает выбросыокислов азота, утилизация которых еще является технически проблематичной.Сходная ситуация складывается и при сокращении выбросов угарного газа,являющегося продуктом неполного сгорания топлива. Совершенствуя режимыгорения, можно свести выбросы угарного газа до минимума, но одновременно сповышением температуры увеличивается и окисление атмосферного азота,приводящее к росту объемов окислов азота, сбрасываемых в атмосферу. Вотличие от стационарных источников загрязнение воздушного бассейнаавтотранспортом происходит на небольшой высоте и практически всегда имеетлокальный характер. Так, концентрации загрязнений, производимыхавтомобильным транспортом, быстро уменьшаются по мере отдаления оттранспортной магистрали, а при наличии достаточно высоких преград(например, в закрытых дворах домов) могут снижаться более чем в 10 раз. В целом выбросы автотранспорта значительно более токсичны, чем выбросы,производимые стационарными источниками. Наряду с угарным газом, окисламиазота и сажей (у дизельных автомашин) работающий автомобиль выделяет вокружающую среду более 200 веществ и соединений, обладающих токсическимдействием. Несомненно, что в ближайшем будущем загрязнение воздушного бассейнагородов автомобильным транспортом будет представлять наибольшую опасность.Это объясняется главным образом тем, что в настоящее время еще несуществует кардинальных решений данной проблемы, хотя нет недостатка вотдельных технических проектах и рекомендациях. Кратко охарактеризуем основные направления решения проблемы уменьшениязагрязнения окружающей среды автотранспортом. Совершенствование двигателя внутреннего сгорания. Это технически вполне реальное направление может снизить удельноепотребление топлива на 10—15%, а также уменьшить объемы выбросов на 15—20%.Бесспорно, что этот путь может стать весьма эффективным в самое ближайшеевремя, поскольку не требует серьезных перестроек ни в автомобилестроении,ни в системе обслуживания и эксплуатации автомобиля. Здесь следует лишьучесть то, что реальный экологический эффект этих мероприятий не стольвысок, как представляется на первый взгляд, поскольку, например, снижениеобъемов выбросов угарного газа в значительной мере восполняется увеличениемвыбросов окислов азота. Перевод двигателя внутреннего сгорания на газообразное топливо.|Двигатель ||внутреннего ||сгорания. | Существующий многолетний опыт эксплуатации автомобиля на пропан-бутановых смесях показывает высокий экологический эффект. В автомобильныхвыбросах резко снижается количество угарного газа, тяжелых металлов иуглеводородов, однако уровень выбросов окислов азота остается достаточновысоким. Кроме того, применение газовых смесей пока возможно лишь нагрузовых автомобилях и требует налаживания системы газозаправочных станций,поэтому возможности данного решения в настоящее время еще ограничены. Перевод двигателя внутреннего сгорания на водородное топливо часторекламируется как чуть ли не идеальное решение проблемы, однако при этомчасто забывают, что окислы азота образуются и при использовании водорода ичто добыча, горение и транспортировка больших объемов водорода связаны сбольшими техническими трудностями, небезопасны и весьма накладны вэкономическом отношении. В городе, насчитывающем несколько сот тысячавтомобилей, пришлось бы иметь громадные запасы водорода, одно хранениекоторых потребовало бы (для обеспечения безопасности населения) отчуждениягромадных территорий. Если учесть при этом, что это дополнялось бы развитойсетью заправочных станций, то такой город был бы весьма небезопасен для егожителей. Даже если предположить, что будет найдено экономически приемлемоерешение проблемы хранения водорода (в том числе в самих автомобилях) всвязанном состоянии, то эта проблема, по нашему мнению, едва ли будетперспективной в ближайшие десятилетия.|Электромобиль. ||Электромобиль | Замена автомобиля электромобилем также весьма интенсивно рекламируетсяв популярной литературе, однако в настоящее время она столь же малореальна, как и предыдущее предложение. Во-первых, даже самые совершенныеаккумуляторы наряду со значительным собственным весом, ухудшающим параметрыавтомобиля, требуют для своей зарядки энергии в несколько раз больше, чемее затрачивает при равной работе обычный автомобиль. Тем самымэлектромобиль, являясь самым расточительным, в энергетическом отношении,средством транспорта, снижая загрязнение среды в месте своей эксплуатации,резко увеличивает его в месте производства энергии. Во-вторых, производствоаккумуляторов требует значительного количества ценных цветных металлов,дефицит которых растет едва ли не быстрее, чем дефицит нефти и газа. И, в-третьих, электромобиль, практически «чистый» для городской улицы, неявляется таковым для самого автомобилиста, поскольку при работеаккумуляторов происходит постоянное выделение многих токсичных веществ,которые неизбежно попадают в салон электромобиля. Даже если предположить,что все вышеуказанные проблемы были бы технически разрешены, следуетучесть, что на перестройку всей автомобильной промышленности, сменуавтопарка, перестройку систем обслуживания и эксплуатации транспортныхсредств потребовались бы не один десяток лет и несколько десятков, если несотен миллиардов долларов. Поэтому аккумуляторный автомобиль едва ли сможетстать перспективным решением проблемы загрязнения окружающей средыавтотранспортом. Помимо разобранных выше существуют десятки других технических решений,многие из которых доводятся до опытных образцов. Среди них есть какбесперспективные, например автомобиль с маховиковым аккумулятором, которыйможет хорошо двигаться лишь по идеально ровной и прямой дороге – впротивном случае гироскопический эффект маховика будет серьезно мешатьуправлению, так и достаточно перспективные «гибридные» конструкции. Средипоследних весьма любопытна идея грузового троллейбуса с аккумулятором длямежлинейных передвижений, реализация которой, при условии совершенствованиятокоприемников и реконструкции токоприводов, может резко уменьшитьзагрязнение воздушного бассейна, в особенности в центрах городов. Помимо совершенствования самих средств транспорта серьезный вклад вснижение загазованности атмосферы городов могут внести планировочныемероприятия, мероприятия по совершенствованию управления автомобильнымипотоками и мероприятия по рационализации перевозок внутри города. Созданиев городах единой автоматизированной системы управления перевозками можетрезко снизить пробег автомобилей в черте города и соответственно уменьшитьзагрязнение его воздушного бассейна. Характеризуя загрязнение воздушного бассейна города, необходимоупомянуть о том, что оно подвержено заметным колебаниям, вызываемым какпогодными условиями, так и режимом работы предприятия и автотранспорта. Как правило, загазованность атмосферы днем больше, чем ночью, зимойбольше, чем летом, но и здесь встречаются исключения, связанные, например,с фотохимическим смогом в летнее время или образованием над городомзастойных масс загрязненного воздуха в ночное время. Для городов,расположенных в различных климатических зонах и находящихся в специфическихландшафтных условиях, характерны различные типы критических ситуаций, вовремя которых загазованность атмосферы может достигать критическихзначений, но во всех случаях они связываются с продолжительной безветреннойпогодой. Загрязнение атмосферного воздуха является самой серьезной экологическойпроблемой современного города, оно наносит значительный ущерб здоровьюгорожан, материально-техническим объектам, расположенным в городе (зданиям,объектам, сооружениям, промышленному и транспортному оборудованию,коммуникациям, промышленной продукции, сырью и полуфабрикатам) и зеленымнасаждениям. Легко заметить, что с удорожанием стоимости промышленного оборудованияи промышленной продукции ущерб, наносимый загрязнением воздушного бассейна,будет неуклонно возрастать. Более того, оказывается, что уже сейчас целыйряд наиболее передовых отраслей промышленности, таких как электроника,точное машиностроение и приборостроение, испытывают серьезные затруднения всвоем развитии на территории городов. Предприятиям этих отраслей приходитсязатрачивать немалые средства на очистку воздуха, поступающего в цеха, и,несмотря на это, на производствах, расположенных в крупных городах,нарушения технологии, вызванные загрязнением воздушного бассейна, учащаютсяс каждым годом. Но даже если в цехах при производстве высокоточной ивысококондиционной продукции можно создать условия, близкие к идеальным,то, выходя за пределы цеха, она начинает подвергаться разрушающемувоздействию загрязняющих веществ и может быстро терять свое качество. Таким образом, загрязнение воздушного бассейна становится реальнымтормозом научно-технического прогресса в городах, действие которого будетпостоянно усиливаться по мере повышения требований к чистоте технологий,росту точности промышленного оборудования и распространениюмикроминиатюризации. Подобный же рост ущерба наблюдается при ускоренном разрушении фасадов зданий в загрязненной атмосфере городов. . Загрязнение водного бассейна Загрязнение водного бассейна в городах следует рассматривать в двухаспектах – загрязнение воды в зоне водопотребления и загрязнение водногобассейна в черте города за счет его стоков. Загрязнение воды в зоне водопотребления является серьезным фактором,ухудшающим экологическое состояние городов. Оно производится как за счетсброса части неочищенных стоков городов и предприятий, расположенных вышезоны водозабора данного города и загрязнения воды речным транспортом, так иза счет попадания в водоемы части удобрений и ядохимикатов, вносимых наполя. Причем, если с первыми видами загрязнения можно путем строительстваочистных сооружений бороться эффективно, то предотвратить загрязнениеводного бассейна, производимое сельскохозяйственными мероприятиями, оченьсложно. В зонах повышенного увлажнения около 20% удобрений и ядохимикатов,вносимых в почву, попадает в водотоки. Это, в свою очередь, может приводитьк эвтрофикации водоемов, которая еще больше ухудшает качество воды. Важно заметить, что водоочистные сооружения водопроводов не в состоянииочистить питьевую воду от растворов указанных веществ, поэтому питьеваявода может содержать их в себе в повышенных концентрациях и отрицательноповлиять на здоровье человека. Борьба с таким видом загрязнений требуетиспользования удобрений и ядохимикатов в зонах водосбора исключительно вгранулированной форме, разработки и внедрения быстроразлагающихсяядохимикатов, а также биологических методов защиты растений. Города также являются мощными источниками загрязнения водного бассейна.В крупных городах в расчете на одного жителя (с учетом загрязненныхповерхностных стоков) ежесуточно сбрасывается в водоемы около 1 м3загрязненных стоков. Поэтому города нуждаются в мощных очистныхсооружениях, эксплуатация которых вызывает немалые трудности. Так, приработе станции биологической очистки сточных вод городов образуется около1,5-2 т отработанного ила в год в расчете на одного жителя. В настоящеевремя такой ил складируется на суше, занимая значительные территории, ивызывает загрязнение почвенных вод. Причем из ила прежде всего вымываютсянаиболее токсические элементы, содержащие соединения тяжелых металлов.Наиболее перспективным решением этой проблемы является внедрение в практикутехнологических систем, предусматривающих получение из ила газа споследующим сжиганием остатков иловой массы. Особую проблему представляет проникновение загрязненных поверхностныхстоков в подпочвенные воды. Поверхностные стоки городов всегда имеютповышенную кислотность. Если под городом располагаются меловые отложения иизвестняки, проникновение в них закисленных вод неизбежно приводит квозникновению антропогенного карста. Пустоты, образующиеся в результатеантропогенного карста непосредственно под городом, могут представлятьсерьезную угрозу для зданий и сооружений, поэтому в городах, в которыхсуществует реальный риск его возникновения, необходима специальнаягеологическая служба по прогнозу и предотвращению его последствий. Микроклиматические характеристики городов Хозяйственная деятельность, планировка жилых кварталов, ограниченноеколичество зеленых насаждений приводят к тому, что в городах, особеннокрупных, складывается свой микроклимат, который в целом ухудшает егоэкологические характеристики. В безветренные дни над крупными городами на высоте 100-150 м можетобразовываться слой температурной инверсии, который задерживаетзагрязненные массы воздуха над территорией города. Это наряду созначительными тепловыми выбросами и интенсивным нагревом каменных,кирпичных и железобетонных сооружений приводит к нагреву центральныхрайонов города. Особо следует сказать о неблагоприятных ветровых режимах, возникающихво многих районах новостроек со свободной застройкой. Хорошо известно, чтоперепады атмосферного давления, в особенности его снижение, весьманеблагоприятно сказываются на самочувствии людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Вместе с тем во многих районах новостроек из-занерациональной планировки кварталов в отдельных их точках могут наблюдатьсяместные падения атмосферного давления. Так, в небольших промежутках междудвумя крупными домами при определенных направлениях ветра скорость ветровыхпотоков может значительно возрастать. Согласно законам аэродинамики в этихточках происходит местное падение атмосферного давления (до десятковмиллибар), которое с внутренней стороны квартала приобретает пульсирующийхарактер (частота около 5-6 Гц). Зона подобного пульсирующего давленияраспространяется на 15-20м в стороны от промежутка между домами. Сходное,хотя и менее четко выраженное положение наблюдается и на верхних этажахзданий с плоской кровлей. Излишне говорить, что пребывание в этих зонахлюдей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, может отрицательновлиять на их здоровье. Решение данной проблемы постоянно требует проведения в районахновостроек комплекса мер по нормализации ветрового режима в отдельныхмикрорайонах за счет более рациональной планировки кварталов, строительстваветрозащитных сооружений и высадки зеленых насаждений. . Зеленые насаждения в городах Наличие в городах зеленых насаждений является одним из наиболееблагоприятных экологических факторов. Зеленые насаждения активно очищаютатмосферу, кондиционируют воздух, снижают уровень шумов, препятствуютвозникновению неблагоприятных ветровых режимов, кроме того, зелень вгородах благотворно действует на эмоциональное состояние человека. При этомзеленые насаждения должны быть максимально приближены к месту жительствачеловека, только тогда они могут оказывать максимальный положительныйэкологический эффект. Однако в городах зеленые насаждения расположены крайне неравномерно.Зеленое строительство в районах новостроек также сопряжено с немалымитрудностями как технического, так и экономического характера. Стоимостьозеленения 1 га территории обходится в среднем в 20 тыс. руб., а устройствогазона на той же территории – 6 тыс. руб. Озеленение мелких участков стоитеще дороже, достигая 10-15 тыс. руб. за 1 м2. Ясно, что в последнем случаедешевле и проще асфальтировать дворовую территорию, чем озеленять ее. Втехническом отношении зеленое строительство затрудняется захламленностьютерритории новостроек и захораниванием в почве отходов строительства.Однако максимально возможное озеленение городских территорий относится кчислу наиболее важных экологических мероприятий в городах. Завершая разбор основных факторов, формирующих экологическое состояниев городах, остановимся еще на одной проблеме, непосредственно связанной сэкологией человека. Выше указывались факторы, формирующие окружающую средугородов, между тем взрослый житель крупного города в будний деньподавляющую часть времени проводит в замкнутых пространствах – 9 час. наработе, 10-12 – дома и не менее часа в транспорте, магазинах и другихобщественных местах и, таким образом, непосредственно соприкасается сокружающей средой города приблизительно 2-3 часа в день. Этот фактзаставляет обратить особенно серьезное внимание на экологическиехарактеристики производственной и жилой сред. Создание в замкнутых пространствах комфортных условий и прежде всегоочищенного кондиционированного воздуха и пониженного уровня шумов можетзначительно уменьшить отрицательное влияние городской среды на здоровьечеловека, да и мероприятия эти требуют относительно небольших материальныхзатрат. Решению этого вопроса, однако, пока еще уделяется недостаточновнимания. В частности, даже в новейших проектах жилых домов часто непредусматриваются конструктивные возможности установки кондиционеров ивоздушных фильтров. Помимо этого, в пределах самой жилой среды действуетнемало факторов, влияющих на ее качество. К ним следует отнести газовыекухни, значительно повышающие загазованность жилой среды, пониженнуювлажность воздуха (при наличии центрального отопления), наличиезначительного количества разнообразных аллергенов – в коврах, мягкой мебелии даже в теплоизолирующих материалах, употребляемых при строительстве, имногие другие факторы. Отрицательные последствия всего указанного вышедолжны не только предусматриваться при новом строительстве и капитальномремонте, но и требуются активные действия по улучшению качества жилой средыот каждого горожанина. . Проблема городских отходов До эры агломераций утилизация отходов была облегчена благодарявсасывающей способности окружающей среды: земли и воды. Крестьяне,отправляя свою продукцию с поля сразу к столу, обходясь без переработки,транспортировки, упаковки, рекламы и торговой сети, привносили малоотходов. Овощные очистки и тому подобное скармливалось или использовалось ввиде навоза как удобрение почвы для урожая будущего года. Передвижение вгорода привело к совершенно иной потребительской структуре. Продукцию сталиобменивать, а значит, упаковывать для большего удобства. В настоящее время жители Нью-Йорка выбрасывают в день в общей сложностиоколо 24000 т материалов. Эта смесь, состоящая в основном из разнообразногохлама, содержит металлы, стеклянные контейнеры, макулатуру, пластик ипищевые отходы. В этой смеси содержится большое количество опасных отходов:ртуть из батареек, фосфоро-карбонаты из флюорисцентных ламп и токсичныехимикаты из бытовых растворителей, красок и предохранителей деревянныхпокрытий. Город размером с Сан-Франциско располагает большим количествомалюминия, чем небольшая бокситовая шахта, меди – чем средняя медная копия,и большим количеством бумаги, чем можно было бы получить из огромногоколичества древесины. С начала 70-х до конца 80-х в России бытовых отходов стало в 2 разабольше. Это миллионы тонн. Ситуация на сегодняшний день представляетсяследующей. С 1987 года количество мусора по стране увеличилось в два раза исоставило 120 млрд. т в год, учитывая промышленность. Сегодня только Москвавыбрасывает 10 млн. т. промышленных отходов примерно по 1 т на каждогожителя! Как видно из приведенных примеров масштабы загрязнения окружающей средыгородскими отходами таковы, что острота проблемы нарастает с каждым днём. Пути решения проблемы Приблизительно за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый изизвестных эдикт, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающийорганизацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасыватьотходы не ближе чем за милю от города. С тех пор мусор складировали на различных хранилищах в сельскойместности. В результате роста городов свободные площади в их окрестностяхуменьшались, а неприятные запахи, возросшее количество крыс, вызванноесвалками, стали невыносимыми. Отдельно стоящие свалки были заменены ямамидля хранения мусора. Около 90 % отходов в США до сих пор закапывается. Но свалки в СШАбыстро заполняются, и страх перед загрязнениями подземных вод делает ихнежелательными соседями. Эта практика заставила людей во многих населенныхпунктах страны прекратить потребление воды из колодцев. Желая уменьшитьэтот риск, власти Чикаго с августа 1984 г. объявили мораторий на разработкуновых площадей под свалку до тех пор, пока не будет разработан новый видмониторинга, следящего за перемещением метана, так как если непроконтролировать его образование, он может взорваться. Даже простое захоронение отходов является дорогостоящим мероприятием. С1980 по 1987 гг. стоимость захоронения отходов в США возросла с 20 до 90долларов за 1 т. Тенденция к удорожанию сохраняется и сегодня. В густо населенных районах Европы способ захоронения отходов, кактребующий слишком больших площадей и способствующий загрязнению подземныхвод, был предпочтен другому – сжиганию. Первое систематическое использование мусорных печей было опробовано вНотингеме, Англия, в 1874 г. Сжигание сократило объем мусора на 70-90 %, взависимости от состава, поэтому оно нашло свое применение по обе стороныАтлантики. Густонаселенные и наиболее значимые города вскоре внедрилиэкспериментальные печи. Тепло, выделяемое при сжигании мусора сталииспользовать для получения электрической энергии, но не везде эти проектысмогли оправдать затраты. Большие затраты на них были бы уместны тогда,когда не было бы дешевого способа захоронения. Многие города, которыеприменили эти печи, вскоре отказались от них из-за ухудшения состававоздуха. Захоронение отходов осталось в числе наиболее популярных методоврешения данной проблемы. Наиболее перспективным способом решения проблемы является переработкагородских отходов. Получили развитие следующие основные направления впереработке: органическая масса используется для получения удобрений,текстильная и бумажная макулатура используется для получения новой бумаги,металлолом направляется в переплавку. Основной проблемой в переработкеявляется сортировка мусора и разработка технологических процессовпереработки. Экономическая целесообразность способа переработки отходов зависит отстоимости альтернативных методов их утилизации, положения на рынкевторсырья и затрат на их переработку. Долгие годы деятельность попереработке отходов затруднялась из-за того, что существовало мнение, будтолюбое дело должно приносить прибыль. Но забывалось то, что переработка, посравнению с захоронением и сжиганием, наиболее эффективный способ решенияпроблемы отходов, так как требует меньше правительственных субсидий. Крометого, он позволяет экономить энергию и беречь окружающую среду. И посколькустоимость площадей для захоронения мусора растет из-за ужесточения норм, апечи слишком дороги и опасны для окружающей среды, роль переработки отходовбудет неуклонно расти. IV. Урбанизация – процессы и результаты . Сущность урбанизации . Основные стадии урбанизации . Особенности урбанизации в России. . Сущность урбанизации XX век справедливо может быть назван веком урбанизации. В 1900 г. вгородах мира проживало 14% всего населения, насчитывалось 12 городов-"миллионеров". В канун XXI в. городским стало 45% мирового населения,имеется примерно 2,4 тыс. больших городов (свыше 100 тыс.жителей каждый) исвыше 200 городов - миллионеров. Человечество вступило в XX в., уже имея представление оградостроительном буме, о тягостных последствиях концентрации населения вкрупных городах, об их патологии. Многим казалось, что отчетливопроявившиеся недостатки больших городов не оставляют им шансов на будущее. На рубеже веков в Англии Э.Говард выступил с идеей создания городов-садов, которые должны заменить обремененные недостатками существующиегорода. Эта идея оказала заметное влияние на мышление градостроителей, ноона не смогла реализоваться. В начале 1960-х годов в США, а затем в других развитых странах началсяинтенсивный отток населения из крупных городов в окружающие их пригородныезоны. Быстрыми темпами формировались пригороды. Этот процесс, получившийнаименование субурбанизации, привел в США к тому, что численностьпригородного населения заметно превзошла численность населения городов. Этодало право американцам заявить: "Мы - нация не только городская, мы нация -пригородная". Профессор Ирвинг Кристолл из Нью-Йоркского университета в товремя выступил со статьей "Урбанизация без городов". Антиурбанистысобирались праздновать победу. Однако пригородные зоны, став важнымрезервом развития городов и дополнив их, вовсе не уменьшили их значение.Крупные центры остались узлами территориальной структуры страны, главнымисоциально-экономическими фокусами территории, генераторами прогресса. В 1970-х годах, также начиная с США, в индустриальных странах проявилсяпроцесс, получивший хлесткое название контрурбанизации. Это выразилось впритоке населения из крупных городов в сельскую местность, в малые городаглубинки. Статистика зафиксировала это явление вполне четко. Однако иконтрурбанизация вследствие своих весьма скромных масштабов (к тому же еестимулировали коньюктурные факторы) не внесла сколь-нибудь заметныхизменений в характер урбанизации и городского расселения. По некоторым теоретическим построениям после стадии концентрациинаселения в городах и их окружении должна наступить стадия дезурбанизации.Считалось, что большие города отдадут существенную часть своего населениясельской местности и малым городам, а сами сократятся в размерах. Казалосьбы, отмеченные выше явления контрурбанизации это подтверждали. Но вскореначался новый, не предусмотренный виток урбанизации. Произошло возвращениедеятельности и населения в центры старых городов. Этот процесс, оченьзаметный в городах США, а также в Западной Европе получил названиереурбанизации. Он отмечается и в современной России (например возрождениецентральной части - "ядра" Москвы). Таким образом, XX в. заканчивается на высокой урбанистической ноте вовсех развитых странах. Что же касается урбанизации развивающихся стран, тотам непомерно высокий уровень территориальной концентрации населения иэкономики в крупных городах продолжает нарастать, хотя уже побиты всемыслимые и немыслимые "рекорды". Ход урбанизации в XX в. показывает сложность этого процесса, еговолнообразный характер, многообразие форм. Но в основной своей сутиурбанизация - это исторический процесс повышения роли городов в развитииобщества. Будучи весьма многообразным, имея социально- экономические,демографические, политические, этнокультурные и географическиесоставляющие, этот процесс отражает и выражает изменения в территориальнойорганизации жизни общества, его производительных сил, расселения. Онразвертывается на основе углубления общественного разделения труда, в томчисле территориального или географического. В более узком пониманииурбанизация - рост городов, особенно больших, повышение удельного весагородского населения в стране. Уровень развития урбанизации обозначаетсятермином урбанизированность и выражается показателями удельного весагородского населения, удельного веса крупногородского населения, степениохвата территории зонами непосредственного влияния крупных городов. Урбанизация - интегральный и глобальный процесс, приводящий в действиемножеством разнообразных факторов и имеющий свою выраженность в видегородов, особенно крупных и других более сложных форм городскогорасселения. Архитектор А.Буров правомерно назвал город "интеграломчеловеческой деятельности". Урбанизация охватила все страны. Этот процесс в разных общественных игеографических условиях проявляется и в разных "географических одеждах".При этом основные закономерности урбанизации имеют общий характер. В ееходе происходит процесс формирования городской среды со специфическимисвойствами. Существует поговорка: "что ни город, то норов". В ходе урбанизации происходит последовательное и многостороннееусложнение городов как своеобразных социально-экономических организмов иградостроительных систем. Возрастает роль и значение больших городов, из ихсреды выделяются крупнейшие города, далее города-миллионеры имногомиллионные города. При этом важно подчеркнуть качественный характеризменений. Города не просто увеличиваются в размерах, но приобретают болеевысокий уровень своей организации - функциональной и планировочной;меняется их место в территориальной организации общества. Таким образом,большой город не есть увеличившийся в размерах малый или средний. Города впроцессе своего роста (а рост обычно сопровождает развитие) как быподнимаются по ступеням городской иерархии. Урбанизация - процесс пространственный. Он происходит, развивается,меняет темпы и направления под сильным воздействием территориальнодифференцированных факторов. Город - объект, для возникновения иформирования которого важнейшее значение имеет географическое или экономико-географические положение. Географическое положение - важнейший ресурсразвития города. Сами названия Владикавказа и Владивостока говорят об ихособом положении по отношению к региону. Екатеринбург - живой узел Урала(Д.Н.Мамин-Сибиряк), что и позволило ему стать во главе уральских городов.Феноменальный рост и развитие Новосибирска (возник как поселение в 1893г.,стал городом Новониколаевском в 1903 г., четверть века спустя обогнал почислу жителей все города Сибири и стал столицей Сибири). Новосибирск рос иразвивался в соответствии с теми возможностями, которые предоставило емуего выдающееся географическое положение (на выходе из Кузбасса, вблизихлебородных районов в узле дорог - на Транссибе, у начала Турксиба, по Обина север). Географически осмыслить город - значит, прежде всего,разобраться в его экономико-географическом положении. Взлеты и падения городов, которыми изобилует история, - нередкорезультат изменения их географического положения (Старая Ладога, Новгород,Верхотурье, Мангазея и ряд других). О географической выраженностиурбанизации говорят характерные особенности картины городского расселения:в Австралии- по периметру континента, в Канаде - концентрация вдольурбанизационной оси, в Бразилии мощный Атлантический фронт расселения. Пространственность урбанизации выражается и в тесной ее связи стерриториальной концентрацией деятельности. Социологи определяютурбанизацию как всемирно-исторический процесс развития, концентрации,интенсификации общения, интеграции все более разнообразных формпрактической жизнедеятельности. Это довольно широкое определение,"растворяющее" урбанизацию в общем процессе развития цивилизации. Но оно, впринципе, правильно акцентирует внимание на главном - на концентрациимногообразной деятельности, что является основой урбанизации. В процессеуглубления общественного разделения труда происходит все большеерасщепление деятельности, многообразные виды которой затем собираются впунктах, наиболее для них удобных. Таким образом, города, агломерации,мегаполисы представляют особую форму территориальной концентрации -урбанистическую. Ее можно определить как концентрацию разнообразия. Наконец, обращает на себя внимание двуединый характер урбанизации. Законцентрацией деятельности, в результате чего территория разделяется на"центр" и "периферию", происходит распространение результатов деятельностина окружающий район. А.С.Ахиезер говорит о "пульсации" как о важнейшейчерте механизма урбанизации. Урбанизация воспроизводит различия междуцентром и периферией и затем "снимает" эти различия, подтягивая перифериюдо уровня центра, что, в свою очередь, стимулирует дальнейшее его развитие. Последовательное усложнение форм расселения, выражая общие глобальныечерты и свойства урбанизации, связано с закономерно сменяющими друг другастадиями. Каждая стадия выделяется присущими ей особенностямитерриториальной концентрации. . Основные стадии урбанизации I. Развитие и рост городов (растущих как бы в отдельности). Это -"точечная" концентрация. Город накапливает потенциал, усложняет своифункциональную и планировочную структуры. Проблемы его становятся всемасштабнее и приобретают возрастающую остроту, однако их решение в рамкахсамого города становятся все затруднительнее ввиду ограниченноститерриториальных ресурсов. II. Формирование агломераций. Постгородская стадия развития расселения.Возникновение плеяды городских поселений на базе крупного города вноситкоренные изменения в картину расселения. Агломерации становятся ключевойформой территориальной организации производительных сил и расселения.Агломерирование носит выборочный характер, но в то же время весьмараспространено. Агломерации играют ведущую роль во всех развитых и в рядеразвивающихся странах. Крупный город находит в них свое дополнение иодновременно обретает новые возможности для решения своих проблем, в томчисле и экологических. Выдающийся потенциал крупного города реализуетсяполнее. В социальном отношении городская агломерация - ареал, в которомзамыкается недельный цикл жизнедеятельности современного горожанина. Уагломераций два фундаментальных свойства: сближенность образующих ихпоселений и взаимодополняемость (комплементарность) последних. Сагломерациями связан значительный экономический эффект, обусловленныйвозможностью замкнуть в пределах территориально ограниченныхагломерационных ареалов значительную часть производственных и иных связей.Это особенно важно для стран с большой территорией. В условияхцентрализованного управления экономикой агломерационный эффектиспользовался недостаточно: ведомства предпочитали организовывать связи всвоих рамках, не обращая внимания на их экономическую нецелесообразность. Положительные свойства агломераций сочетаются с их недостатками. Этообъясняется тем, что агломерации как бы аккумулировали в себе разрозненные,плохо согласованные между собой частные решения. Их развитие нерегулировалось в соответствии с заранее разработанным общим планом.Формирование агломераций можно рассматривать как одно из проявленийсаморазвития расселения. Преимущества агломераций неоспоримы, недостаткиустранимы. Важно, что агломерационный подход, ранее игнорировавшийся,пробивает себе дорогу в градостроительстве, что, в частности, подтвердилГенеральный план Москвы и Московской области 1988 г. III. Формирование опорного каркаса расселения. Рассредоточеннаяконцентрация. Опорный каркас представляет собой генерализованныйурбанистический портрет страны или региона. Он образован совокупностьюузловых (города, агломерации) и линейных (магистрали, полимагистрали)элементов. Там, где они достаточно сближены и территория оказываетсяперекрытой зонами их непосредственного влияния, формируютсяурбанизированные районы. Формирование опорного каркаса свидетельствует о проявлении двухосновных тенденций в развитии расселения - центростремительной илинейностремительной. О масштабах центростремительных тенденций говорит тотфакт, что на территории бывшего Советского Союза 1/3 всех вновь возникшихновых городов осело вблизи крупных центров, войдя, таким образом, в составагломераций. Примером отчетливо проявившейся линейностремительной тенденцииявлялось формирование урбанизированной полосы Москва - Нижний Новгород. Однако магистраль не во всех случаях проявляет себя в качестве осиразвития, вдоль которой складывается мощная полоса расселения. Так,например, не сложилась она вдоль магистрали Москва - Санкт-Петербург,соединяющей крупнейшие в России центры - столицу и вице-столицу и первой повремени постройки в нашей стране. Интересно, что русский писатель, авторфантастических новелл В.Ф.Одоевский в первой половине прошлого векапредсказывал, правда в далекой перспективе, соединение Москвы и Санкт-Петербурга в единый город. Сравнительно недавно с идеей формирования"линеарного города" Москваленинград выступил Д.С.Лихачев. Сейчас внимание кмежстоличному региону и прежде всего к "коридору" Москва - Санкт-Петербургвновь возросло в связи с проектом сооружения высокоскоростной магистралимежду этими центрами. Авторы проекта считают, что эта магистраль будет способствоватьсоциально-экономическому развитию межстоличного пространства, уже с давнихвремен испытывающего экономический застой и отток населения.Предполагается, что приток населения будет обеспечиваться путем расселениявынужденных переселенцев и демобилизованных офицеров (с членами их семей)частей, выведенных из стран Европы. Существующая и активно работающаямагистраль, принадлежащая к числу технически наиболее совершенных в России,имела все же, в основном, транзитное значение и пересекаемую ею территориюк себе не подключила. Поэтому уверенно прогнозировать и на этот разсоциально-экономический подъем местности и формирование своего родамегалополиса Москва - Санкт-Петербург трудно. Рассмотрение особенностей размещения городов в пределах регионов Россиипоказывает, что они не схватывают равномерно территорию. Города стремятсясблизиться, образуя, тем самым, ареал интенсивного взаимодействия -наиболее экономически акивную часть территории. Тем самым достигаетсяснижение затрат времени и средств на осуществление взаимодействий, чтоможно назвать экономией расстояний. В перспективе, когда будет осуществлено строительство системывысокоскоростных магистралей (а такова тенденция развития транспортныхсетей), возможно формирование суперкаркаса, в который войдут главные центрырегионов и основные коммуникационные узлы страны. В градостроительнойпрактике произошло признание идей опорного каркаса, которые до тех поримели хождение лишь в научной среде. Теперь идея признается какконструктивная и практически важная и в органах управления. В результатерассмотрения Генеральной схемы расселения на территории России Экспертныйсовет при правительстве Российской Федерации в своем решении отметилважность формирования опорного каркаса расселения. Его роль в новойгеополитической ситуации России возрастает. Город: основные черты и свойства Город - очень емкая форма территориальной организациижизнедеятельности, которая вбирает все черты, присущие обществу. Неслучайно город определяют как модель создавшего его общества. ФилософП.Г.Щедровицкий говорит о том, что в городах есть все, и это оченьзатрудняет определение города как явления. "Что такое город, скажет всякий, кроме урбаниста" - такой шутливыйэпиграф предпослан к главе "Представление о городе" в книге Дж.Голда"Основы поведенческой географии", переведенной на русский язык в 1990 г.Словом "город" в сущности обозначаются очень разные поселения - отгулливеров до лилипутов, очень непохожие по качеству жизни в них, разныефункционально и как жизненная среда для людей. Краткие энциклопедические определения характеризуют город лишь в самомобщем виде. Город - населенный пункт, отнесенный согласно законодательствугосударства к категории городов. Как правило, он обладает значительнойчисленностью населения (по сравнению с сельскими поселениями), котороезанято главным образом вне сельского хозяйства - в промышленности,торговле, сфере обслуживания, науке, культуре. Законодательство Россииустанавливает, что минимальная численность населения города - 12 тыс.человек, а минимальная доля рабочих, служащих и членов их семей в общейчисленности - 65%. Следует отметить условность этих показателей. По состоянию на начало1989 г. в России 140 городов имели менее 12 тыс. жителей. Границы междугородскими и сельскими поселениями не только в нашей стране, но и во многихдругих государствах расплывчаты изменчивы. По статистике ООН городамисчитаются населенные пункты, имеющие более 20 тыс. жителей. Нередко впоселениях, которые официально считаются городами, отчетливопросматриваются явно не городские черты. Что же такое истинный город? Каково его назначение? Приведем несколькоопределений "формул", подчеркивающих роль города в общественном развитии,его особое положение среди творений ума и рук человеческих. А.Буров: "Город - интеграл человеческой деятельности". Ле Корбюзье: "Города - духовные мастерские человечества". И.М.Гревс: "Город - один из сильнейших и полнейших воплощений культуры,один из самых богатых видов ее гнезд". В.И.Ленин: "Города - двигатели прогресса". Н.К.Баранский: "Города - это как бы командный состав страны". Вопрос об основных чертах и свойствах города, казалось бы простой, нона самом деле необычайно сложный. Если бы город как явление был познанглубоко, не было бы тех систематических просчетов и ошибок, которымиизобилует практика градостроительства. Архитектор А.Э.Гутнов спрашивает:"Почему город неизведан? Ведь мы создаем его собственными руками, своейволей. Он ведет себя совсем не так, как ему предписано. Иногда кажется, чтоон делает это нарочно, назло нашим тщательно продуманным сбалансированнымпланам - растет там, где ему надлежит остановиться, и нерешительно топчетсятам, где мы проектируем рост". Усилия по ограничению роста больших городови активизации малых и средних, столь важные для России, оборачивалисьсовсем противоположной картиной: большие города продолжали расти, а малыехиреть. Конечно, особое значение имеет фактор неопределенности. Городпроектируется и строится на века. Он войдет в те времена, о которых авторыпроекта не могли иметь сколько-нибудь точного представления. Появятся новыефакторы и условия, перед городом возникнет трудная задача адаптации. Ноглавное все же не в этом. Главное - в самом городе, в его свойствах,поведении, закономерностях развития, его саморазвитии, в непредсказуемостиповедения. Дж.Феррестер сказал: "Город - контринтуитивен. Нельзя управлятьего развитием, исходя из соображений здравого смысла". А.Э.Гутнов приводитстроки из Б.Пастернака: "О город! О сборник задач без ответов, О ширь без решенья и шифр без ключа". Знание позволяет сузить рамки неопределенности. Опираясь на знаниеосновных функциональных свойств города, закономерностей эволюциирасселения, легче прогнозировать развитие городов, используя при этомразличные сценарии, а не демонстрируя приверженность к жесткому незыблемомуплану. Истинный город многофункционален. Присущая ему сложная концентрациямногообразия обеспечивает городу экономическую устойчивость. В последниегоды в очень трудном положении оказались именно специализированные города,например, города-курорты, города-центры текстильной промышленности.Многофункциональность создает базу для социального разнообразия.Расширяются возможности выбора профессии, места учебы и работы, способовпроведения досуга, самообразования, встреч по интересам. У жителеймногофункционального города богатство общения. И как экономические центры икак среда жизни многофункциональные города предпочтительны. Курс намногофункциональность в развитии города закономерен и естественен. Дажекогда город сохраняет специализацию, у него есть возможность стать своегорода специализированным комплексом. В нем основная функция играет рольстержня, вокруг которого формируются сопутствующие и дополняющие видыдеятельности. Город динамичен и в развитии, и в функционировании. Ему свойственнавысокая концентрация взаимодействий. Динамизм города проявляется втрансформации функциональной структуры, в территориальном росте,перепланировке, обновлении застройки, в обогащении городской среды, впритоке нового населения. Эти свойства города породили концепциидинамического города. В конце 1920-х годов динамическую модель для Москвыпредложил Н.А.Ладовский. Город должен был иметь осью развития направлениена Ленинград. В градостроительстве получили широкое распространениеконцепции и схемы направленного развития городов и агломераций. В качествепримера можно назвать Схему развития Парижского района вдоль параллельныхосей, предложения о направленном развитии Москвы по приоритетнымнаправлениям в проекте его Генплана 1986 г. Город исторически многослоен. Это украшающее город свойство может такжестать причиной возникновения многих трудностей, воздвигнуть барьеры на путиразвития и реконструкции. В исторических городах видна история. К ней можноприкоснуться. Это города с особой атмосферой. Забота о том, чтобы городаприобретали и сохраняли историческую многослойность, должна проявляться и вотношении новых городов. Здесь надлежит использовать историческую памятьместности, ее исторический дух. Благодаря постоянному обновлению, динамизму, концентрации многообразия,особым свойствам многоконтактной среды, город является местом зарождения,становления и развития нового. Главное предназначение истинного города -быть двигателем прогресса. П.Г.Щедровицкий говорил, что "... город естьформа выращивания и создания ресурса для развития", "... город позволяетобществу построить встречу со своим собственным будущим". Высокий интеллектуальный потенциал делает город духовной мастерскойчеловечества. Эта способность города быть генератором идей связана с егоособой городской средой, которую надо рассматривать как один из главныхресурсов города. Городская среда - сложное, ключевое понятие. Изучение свойств иособенностей городской среды открывает путь к познанию города, его сущностикак явления. Городская среда - важнейшая составная часть потенциала города.Она позволяет реализовать творческий потенциал общества и способствуетнакоплению энергии общества для движения вперед. Городская среда представляет собой совокупность многочисленных иразнообразных каналов массовых коммуникаций, форм и способов общения,подключения к источникам разнообразной информации. Ее фундаментальныйпризнак - нарастающее разнообразие. О.Н.Яницкий делает вывод о том, чтонаучно-технический прогресс не может развиваться без нарастающегоразнообразия связей и общения. Разнообразие создает широту возможностей дляприобщения человека к бесконечному миру культуры. Городская средаопределяет притягательность большого города. Городской среде свойственна многокомпонентность. Она образована иматериальными (элементы города и природа), и духовными составляющими.Население - субъект, на которого ориентирована среда. И в то же время оноявляется элементом среды. Состав населения очень сильно влияет на состояниеи свойства среды. Усилиями многих живших в городе поколений создана духовная составляющаясреды. Можно говорить о духе города, его атмосфере. Очень сильночувствуется духовная составляющая в городе Пушкине, бывшем Царском Селе,благодаря Пушкину и лицеистам, Карамзину, Ахматовой, Гумилеву, Анненскому,Вс.Рождественскому, великим зодчим - Камерону, Растрелли, Стасову,Чевакинскому. Духовная составляющая городской среды обогащена великой литературой. Утаких замечательных городов, как Петербург, Москва, Париж многочисленно"литературное население" - герои произведений, вечно живущие в том или иномгороде. Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока - это и Петербург ихгероев. В силу присущих ему свойств город, как считает З.Н.Яргина, проявил себякак "наиболее масштабная и содержательная форма пространственнойорганизации общества". История человечества, события XX в подтверждают, чтогороду нет альтернативы. Со структурной сложностью и сложностью динамики города связаны такиеего свойства, как противоречивость, проблемность, парадоксальность. Город-противоречивая форма территориальной организации общества. Противоречиязаложены в нем изначально, заключены в самой его сущности. Они могут бытьослаблены продуманным регулированием, а могут быть и усилены ошибками ипросчетами руководителей и проектировщиков. Но корень проблем ипротиворечий - лишь отчасти в действиях людей. Противоречия и проблемыпорождает сам город. Ресурсы города используются разными функциями, между которыми ивозникают противоречия - своего рода конкуренция функций. Проявляетсяконфронтация между старыми и новыми производствами. Разные слои населенияпредъявляют разные требования к организации городской среды, стремятсясформировать ее в соответствии со своими потребностями, вкусами ипредставлениями. Город, увеличиваясь в размерах, как бы вырастает изставшей ему тесной одежды. Становятся слишком узкими улицы, не способныепропускать возросшие потоки транспорта. Центр не справляется собслуживанием и города, и агломерации. Мощность систем коммунальногохозяйства оказывается исчерпанной. Выражение американца Б.Берри "город - система в системе городов" сталокрылатым. Оно лаконично и точно выражает и суть города, и указывает на егоместо в расселении. Системный подход к изучению и проектированию городаплодотворен и необходим. Город - система, но система весьма парадоксальная.Разные элементы города развиваются разными темпами. Происходитрассогласование системы, нарушение соразмерности и соответствиясоставляющих город частей и элементов. Хотя, когда город проектируется, этисоразмерность и взаимное соответствие строго обеспечивается на основетщательных расчетов. Начиная свою жизн




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Город и человек iconИстория развития города Касимова
Город Касимов и Касимовский район расположены на северо-востоке природно-экономической зоны Рязанской области. Площадь города и района...
Город и человек icon«Универсиада 2013: мой город и я»
Казань… Загадочный город, сосредоточие многообразных культурных традиций, удивительный, гостеприимный… Город сердца моего… Город...
Город и человек iconСтарая Русса
Русса третий по величине город в Новгородской области. В 1968 году объединен со Старорусским районом в единую административно территориальную...
Город и человек iconПрограмма экзамена состоит из 30 вопросов. Из 20 студентов группы 8 человек выучили все вопросы, 6 человек по 25 вопросов, 5 человек по 20 вопросов, а один человек 10 вопросов.
В группе из 25 человек 10 учится на «отлично», 8 на «хорошо» и 7 на «удовлетворительно». Найти вероятность того, что из взятых наугад...
Город и человек iconУчебном году в 9-х классах обучались 136 учащихся: 9а 26 человек 9б 26 человека 9в 32 человек 9к 23 человек 9н 29 человек Выбор предметов для участия в гиа-9

Город и человек iconДоклад известный нижегородец
...
Город и человек iconТворческая работа «наш город»
«Наш город- один из крупнейших городов Российской Федерации», «У нашего города большая история», «Мы видим наш город в будущем еще...
Город и человек iconЧто такое «Я люблю Мой город»?
Проект в рамках Мой город, объединяющий в себя местные торговые сети, такси, Башавтотранс, аф банк. Все участники в первую очередь...
Город и человек iconНеобходима ли помощь животным
...
Город и человек iconАлександр Македонский
Прежде она называлась Эдессой и была известна как город, "богатый водой". Македоняне называли его просто Эги, что означало "козий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы