Нейропсихологический подход к изучению эмоций icon

Нейропсихологический подход к изучению эмоций



НазваниеНейропсихологический подход к изучению эмоций
Т.П. Научный
Дата конвертации10.07.2012
Размер142,19 Kb.
ТипРеферат
Нейропсихологический подход к изучению эмоций


Московский Городской Педагогический университет Факультет психологии Реферат по курсу «Нейропсихология» на тему: [pic] Выполнила студентка III курса вечернего отделения Романенко Т.П. Научный руководитель профессор д.м.н. Урываев Ю.В. Москва 2004 ВВЕДЕНИЕ. ОБЩЕПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИЙ. Изучение мозговой организации эмоций – новая и сравнительно мало изученнаяобласть нейропсихологии. Это объясняется сложностью данной проблемы,недостаточностью ее общей теоретической разработки, а также методическимитрудностями изучения эмоций. Однако проблема мозговой организации эмоций имеет большое значение длясовременной нейропсихологии не только сама по себе, но и в связи с болееширокой проблемой личности, так как эмоции – одна из важнейшиххарактеристик личности. В современной общей психологии эмоции рассматриваются как сложныемногоаспектные психологические образования, выполняющие и познавательные ирегуляторные функции. Единой общепринятой теории эмоций на данный момент несуществует, она заменена многочисленными подходами к их изучению,классификации, детерминированию. В отечественной психологии можно выделить несколько основных подходов. С позиции деятельностной обусловленности всех психических явлений этупроблему разрабатывали А.Н. Леонтьев, В.К. Вилюнас, О.К. Тихомиров. В этомотношении эмоции можно характеризовать как внутренние регуляторыдеятельности. А.Н. Леонтьев указывает, что особенность эмоций состоит в том, что онинепосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающейэтим мотивам деятельности. При этом в качестве регуляторов деятельностивыступают не просто эмоции, а «значимые переживания», отражающие личностныйсмысл выполняемой деятельности. Эмоции осуществляют положительное иотрицательное подкрепление не отдельных этапов деятельности, а общегосоотношения достигнутых в деятельности результатов с ее мотивами и целями. Эмоции представляют собой сложные системные психологические образования,включенные в различные виды психической деятельности и базирующиеся наразных потребностях. Качественная специфичность эмоций во многом зависит оттех потребностей, на базе которых они формируются. Человеку кромеотносительно элементарных эмоций, связанных с витальными потребностями,присущи и сложные, социально опосредованные эмоции, формирующиеся на базесоциальных потребностей. В соответствии с представлениями таких авторов, как Л.С. Выготский, С.Л.Рубинштейн, В.К. Вилюнас, одной из самых важных характеристик эмоцийявляется их связь с познавательными процессами. В своих работах Л.С.Выготский указывает на необходимость изучения взаимосвязи «аффекта иинтеллекта». Изучение этой взаимосвязи в настоящее время становитсяактуальным в свете требований комплексного и системного подхода к изучениюпсихических явлений. В работах С.Л. Рубинштейна, В.К. Вилюнаса и другихавторов сформулированы общие положения о неразрывном единстве эмоций ипознания, согласно которым в различных видах познавательной деятельности,направленных на отражение объективной реальности, эмоции выполняютоценочную и побудительную функции, отвечая за пристрастность познавательнойдеятельности и ее целенаправленность. Поэтому в любой деятельности(мнестической, гностической, интеллектуальной) эмоции выступают какмотивирующие, запускающие компоненты этой деятельности и в то же времяконтролируют, регулируют ее протекание в соответствии с той потребностью, скоторой она связана. Из других направлений в отечественной психологии можно упомянуть П.К.Анохина, К.В. Судакова, подходивших к проблеме эмоции с точки зрения общейтеории функциональных систем, а также П.В. Симонова, рассматривавшегоэмоции в рамках информационного подхода. И.П. Павлов различал врожденные эмоции, связанные с удовлетворением илинеудовлетворением врожденных потребностей и инстинктов, и приобретенные (помеханизму условных рефлексов) эмоции, направленные на удовлетворениеприобретенных потребностей. У человека как социального даже элементарныеэмоции – продукт социально-исторического развития, в процессе которогоформируется культура эмоций. В современной психологии принято выделятьосновные (или базальные) и высшие эмоции. Согласно К.Изарду, к числубазальных эмоций относятся радость, горе, страх, гнев, интерес,отвращение, презрение, удивление, стыд, вина. Другие авторы называютменьшее количество базовых эмоций. Причем общепризнанного списка базальныхэмоций не существует. Эти эмоции рассматриваются большинством авторов какврожденные, присущие всем, независимо от национальной или половойпринадлежности, возраста или культуры. Их рассматривают как некиемежкультурные феномены. По Ч. Дарвину зачатки базальных эмоций есть и у животных. Базальные эмоцииявляются важнейшими средствами невербальной коммуникации. В процессесоциокультурного развития на основе базальных эмоций формируется сложныймногокомпонентный комплекс высших эмоций, эмоциональных явлений исостояний, объединенных в единую эмоционально-личностную сферу, имеющуюсложную мозговую организацию. Эмоционально-личностная сфера имеет уровневое строение. Первый уровеньсоставляет эмоциональная реактивность, характеризующая в основном базальныеэмоции. Второй уровень связан с эмоциональными состояниями – настроениями,эмоциональным фоном. Эти два класса эмоциональных явлений различаются подлительности и подчиняются различным закономерностям. Эмоциональнаяреактивность – это кратковременный ответ на то или иное воздействие,имеющий преимущественно ситуативный характер, эмоциональные состояния вбольшей степени отражают общее отношение человека к окружающей ситуации, ксамому себе, и больше связаны с его личностными характеристиками. Следует выделить еще один уровень эмоционально-личностной сферы –эмоционально-личностные качества. Этот уровень представляет собой теличностные качества человека, которые отражают его эмоциональныеособенности – оптимизм, пессимизм, смелость, трусливость, агрессивность ит.д. То есть те, которые определенным образом связаны с особенностями егобазальных эмоций. Эмоционально-личностная сфера включает положительную иотрицательную эмоциональные системы, ответственные за эмоциональные явленияразного знака. Знак и интенсивность эмоций являются их наиболее существеннымихарактеристиками. Л.С. Выготский, Л.С. Рубинштейн, Я. Рейковский указываютна тесную взаимосвязь этих параметров. Положительные и отрицательные эмоциивсегда характеризуются определенной интенсивностью. Важнейшим аспектом эмоциональных явлений является их осознание,самоооценка. Эмоции как отражение мотивов и результатов деятельностисуществуют либо в виде осознаваемых или неосознаваемых лишь частичнопереживаний, о которых человек не может дать вербальный отчет, либо в видечетко осознанных эмоциональных состояний или реакций, которые могут бытьвыражены в словесных категориях. Осознание собственных эмоций (ихкогнитивная самооценка) выполняет не только функцию регуляции деятельностии поведения в целом, но и функцию саморегуляции, направленную на коррекциюсобственных личностных качеств. Осознание эмоций непосредственно связано свозможностью их произвольной регуляции. Таким образом, эмоции как сложные системные психологические образованияхарактеризуются многими параметрами. В качестве важнейших можнорассматривать следующие:1. Качественная характеристика – модальность, связь с базальной потребностью.2. Знак.3. Интенсивность.4. Длительность.5. Реактивность – быстрота возникновения или изменения эмоции.6. Степень осознанности.7. Степень произвольного контроля. Перечисленные параметры характеризуют и эмоциональное реагирование, иэмоциональные состояния (т.е. собственно эмоции); в самом общем виде онимогут характеризовать любую эмоцию как в норме, так и при различныхпатологических состояниях. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ. Нарушения эмоций в клинике локальных поражений головного мозга известны сдавних пор. Описания эмоциональных нарушений можно найти среди публикаций,посвященных особенностям психики больных с поражением лобных долей мозга.Этого вопроса касались А.С. Шмарьян, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, Б.И. Белыйи др. В литературе по клинической нейропсихологии, посвященной патологии лобныхдолей мозга, эмоциональные (или эмоционально-личностные) нарушения входяткак обязательный симптом в описании «лобного синдрома». Нарушения эмоцийпри поражении лобных долей мозга описывается как эмоциональное безразличие,благодушие, эйфория или даже эмоциональный паралич. Эти эмоциональныенарушения у больных сочетаются с личностными изменениями в виде проявленийнекритичности, исчезновения чувства ответственности, нарушения системыотношений и т.д. Изменения психики при поражении лобных долей мозга длительное времяизучались преимущественно психиатрами в рамках и традициях психиатрическихтеорий эмоциональной и личностной патологии. А.С. Шмарьян указывает на то,что атрофические процессы, травматические и опухолевые поражения лобныхдолей мозга приводят к неоднородным изменениям характера и личностибольного в зависимости от места поражения. Особенно демонстративныеизменения характера возникают при поражении орбитальной поверхности лобныхдолей. В этих случаях в эмоционально-личностной сфере на первый планвыступает растормаживание примитивных влечений (например, пищевых,половых). К сходному выводу пришли и многие другие авторы. Следуетотметить, что обычно при клинических наблюдениях выявляются лишь достаточногрубые изменения эмоционально-личностной сферы., проявляющиеся в общемповедении больных. В последние года психиатры и невропатологи все большее внимание уделяютанализу эмоциональных нарушений с точки зрения межполушарной асимметриимозга. Согласно литературным данным, эмоциональные нарушения при пораженииправого полушария выражены ярче, чем при поражении левого полушария. Припоражении правого полушария чаще отмечается лабильность эмоциональныхреакций, неспособность к эмоциональному контролю. По данным Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Брагиной при поражении правой височнойдоли наблюдаются либо чрезмерные по силе аффекты, либо резкое снижениеаффективного тонуса. При правосторонних поражениях, наряду с эмоциональнымипароксизмами, значительно чаще встречаются и вегетативные нарушения. Припоражении височной доли левого полушария нередко возникает тревожно-фобическая депрессия. Клинические наблюдения за больными с локальными поражениями левогополушария показали, что у них часто возникают депрессивные состояния в видеприступов тревоги, беспокойства, страха. При этом усиливается интенсивностьотрицательных эмоциональных переживаний и их неадекватность. Больным споражениями правого полушария более свойственны состояния благодушия,веселости, а также безразличия к окружающему. Б.И. Белый, изучавший межполушарные различия в изменениях психическихпроцессов при поражении лобных долей мозга, отмечает, что больные споражением левого полушария лобных долей обычно отличаются общейзаторможенностью, вялостью, пассивностью, депрессивным состоянием,подавленностью. При поражении же правой лобной доли чаще возникалисостояния благодушия, эйфории, беспечности, отсутствие переживания своейболезни. Клинические наблюдения за случаями патологического навязчивого смеха иплача у больных показывают, что патологический смех связан справосторонним, а патологический плач – с левосторонним поражением. Т.А. Доброхотова отмечает, что в таких случаях возможны как постоянныеэмоциональные расстройства, так и пароксизмальные аффективные нарушения. Кпостоянным эмоциональным расстройствам относятся неврозоподобный синдром(на первых этапах заболевания), депрессивные, гипоманиакальные синдромы,маниакальноподобные синдромы, эмоциональные изменения в виде аспонтанности,обеднения эмоций и другие эмоциональные изменения на фоне массивныхнарушений психики. К пароксизмальным аффективным нарушениям автор относит спонтанновозникающие аффекты, не имеющие реального повода, а также аффекты,возникающие в ответ на реальную причину, но неадекватные ей. Первый типпароксизмов проявляется в виде сильных приступов страха, ужаса, тоски,которые сопровождаются висцерально-вегетативными реакциями игаллюцинациями. Возможны пароксизмы первого типа и в виде внезапныхощущений нереальности окружающего мира, отсутствие всяких эмоций.Пароксизмы первого типа характерны для эпилепсии, возникающей при пораженииглубоких структур височной доли. Второй тип пароксизмов составляют разныепо содержанию аффекты, которые развиваются на фоне устойчивых эмоционально-личностных изменений психики. Психиатры выделяют три основные локализации поражения мозга, связанные сэмоциональными нарушениями. Это поражения гипофизарно-гипоталамической,височных и лобных областей мозга. При гипофизарно-гипоталамической локализации очага поражения характернопостепенное обеднение эмоций, исчезновение выразительных средств на фонеизменения психики в целом. При поражении височной области (особенно правогополушария) характерны устойчивые депрессии и яркие пароксизмальные аффектына фоне сохранных личностных свойств. При поражении лобных долей мозгапроисходит обеднение эмоций, появление «эмоциональных параличей» илиэйфории в сочетании с грубыми изменениями всех психических процессов иличности больного. К перечисленным локализациям поражений мозга, вызывающим эмоциональныеизменения, добавляют также и медиобазальные образования. Задние отделылевого и правого полушарий в меньшей степени связаны с различнымиэмоциональными расстройствами. Считается, что поражение правого полушариячаще связано пароксизмальными аффективными изменениями, а поражение левого– с постоянными, стабильными. Отмечается также, что при поражении лобных долей мозга в первую очередьстрадают социальные по генезу эмоции. Другим направлением работ, имеющим терапевтическое назначение, являетсяизучение роли глубоких структур мозга в обеспечении эмоций с помощьювживленных электродов. Такие нейрофизиологические исследования показали,что электрическая стимуляция одних подкорковых структур вызываетположительные эмоциональные состояния (ощущения расслабленности, легкости,удовольствия), которые могут переходить в состояние эйфории, а других –неприятные ощущения (тревогу, печаль, подавленность и страх). Прираздражении некоторых областей ощущения имеют сексуальную окраску. При этомсубъективные ощущения больных различны. В одних случаях они могут точноописать свое состояние, в других – нет. Выделены зоны, раздражение которыхвызывает эйфорию (в гипоталамусе) и слабую положительную реакцию (впалеокортикальной области лобной доли). В нейропсихологической литературе нарушения эмоционально-личностной сферыизучаются в контексте различных нейропсихологических синдромов. А.Р. Лурияв описание нарушений высших психических функций, возникающих при той илииной локализации очага поражения, обязательно включал как один из важнейшихразделов общую характеристику личности больного, его эмоциональной сферы,его отношения к своему заболеванию. При этом, по словам А.Р. Лурия,большое значение имеет соответствие жалоб больного, его высказыванийотносительно изменений своего характера после заболевания его объективномуповедению, его реакциям на эмоциогенные вопросы и ситуации. А.Р. Луриясчитал, что сведения об изменении личности больного, его поведения вколлективе, его аффективной сферы должно контролироваться опросомокружающих его лиц. Расхождение между самоотчетом больного и отчетомокружающих может быть важным диагностическим признаком. А.Р. Лурия и его сотрудники выделяли различные нарушения эмоционально-личностной сферы при разных вариантах «лобного синдрома». Наиболеевыраженные эмоционально-личностные изменения возникают при массивном (частодвустороннем) поражении лобных долей мозга, сопровождающемся грубымиизменениями поведения. При менее грубых «лобных синдромах» эмоционально-личностные изменения более отчетливы при поражении медиобазальных отделовлобных долей мозга. При поражении одних базальных лобных структурэмоциональные нарушения приобретают иной характер – в виде вспыльчивости,повышенной раздражительности, аффективности. Причем даже больным с легкимипоражениями свойственны нарушения высокодифференцированных социальнодетерминированных эмоций, например, чувства юмора. Поражение диэнцефальных отделов мозга, приводящее к особомунейропсихологическому синдрому, согласно нейропсихологическим исследованиямнередко сопровождается эмоциональной нестабильностью, повышеннойреактивностью (иногда некоторой некритичностью, благодушием). При поражении медиальных отделов височных долей мозга возможныагрессивность, негативизм, а также при эпилептическом синдроме –пароксизмальные отрицательные эффекты. Большинство авторов подчеркивает, что эмоциональные изменения зависят нетолько от локализации очага, но и от ряда других факторов, таких какисходные эмоционально-личностные характеристики, возраст, пол больного,характер патологического процесса и т.д. В последние годы в отечественной нейропсихологии в русле нейропсихологиииндивидуальных различий началось изучение связи межполушарной организациимозга с особенностями психических процессов, в том числе и с особенностямиэмоционально-личностной сферы. Обнаружено, что у здоровых испытуемых имеется определенная зависимостьмежду характеристиками эмоционально-личностной сферы и типом межполушарнойорганизации мозга, что позволило уточнить представление о разнообразии«нормы эмоций». Разработаны новые экспериментальные (психологические ипсихофизиологические) методики, направленные на изучение разных аспектовэмоций: - распознавание эмоционального состояния по голосу; - ранжирование, оценку и выбор фотографий эмоционально-выразительных лиц; - анализ эмоционального состояния, проявляющегося в познавательныхпроцессах; - субъективную оценку собственного эмоционального состояния и т.д. В сочетании с уже известными экспериментальными методиками, эти методыпредставляют собой достаточно эффективные инструменты для изучения проблемыэмоций и их нарушений. Применение экспериментальных методов к изученияпроблемы нарушений эмоций в клинике локальных поражений головного мозгапоказало их пригодность для клинических условий и помогает получить новыеданные о нарушениях разных аспектов (параметров) эмоциональных состояний иэмоционального реагирования.. Эти исследования показали, что возможно объективизировать различныеаспекты эмоций, дать им количественную оценку. Оказалось, что эмоциональныенарушения складываются в эмоциональные синдромы, разные при различныхпоражениях мозга. Особое направление в исследованиях патологии эмоций составляют работы, вкоторых используются психофизиологические методы анализа – методы оценкиспектров “”U? Пространственно-временной синхронизации биопотенциалов,вызванных ответов, сверхмедленных потенциалов. Некоторые личностные характеристики, определяемые с помощью опросникаКеттела (аффективность, эмоциональная устойчивость, экстраверсия), такжекоррелируют с динамикой соотношения показателей синхронизациисверхмедленных колебаний потенциалов. У больных с поражением левогополушария и преобладанием отрицательного эмоционального фона наблюдалосьповышение синхронизации лобных и правого височных отведений, а у больных споражением правого полушария и с общим позитивным эмоциональным фоном те жепоказатели уменьшались. Таким образом, показатели пространственной синхронизации биопотенциалов,регистрируемые в лобных и височных отделах мозга, могут быть использованыдля изучения эмоциональных состояний и их нарушений при локальныхпоражениях мозга. Исследования психофизиологических коррелятов эмоциональных нарушений вклинике локальных поражений головного мозга пока единичны. Однако ониоткрывают новые возможности для объективного анализа мозговой деятельностипри разных формах эмоциональных патологий. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Во многих работах дается систематическое описание особенностей нарушенияэмоциональной сферы при различных локальных поражениях мозга и выделеныосновные области мозга, участвующие в мозговой организации эмоций. Авторамипризнается прямая зависимость между характером эмоциональных нарушений итопикой поражения мозга. Из клинический и нейропсихологических описаний ясно, что феноменологиянарушений эмоционально-личностной сферы при локальных поражениях головногомозга очень разнообразна. Но в них, как правило, отсутствует подробнаядифференцированная характеристика различных аспектов эмоций. Все этоуказывает на большую сложность реальной картины нарушения эмоций иотсутствие четких понятий, которые могли бы их определять. В целом современный этап изучения патологии эмоций при локальныхпоражениях головного мозга характеризуется недостаточным развитием точныхэкспериментальных исследований. Это объясняется большими методическимитрудностями, с которыми встречается каждый, начинающий изучение этойпроблемы на клиническом материале. Многие ученые признают, что пока еще далеки от точного понимания всехпсихологических звеньев, всей психологической структуры различныхэмоциональных реакций, состояний и эмоционально-личностных качеств.Современные психологические знания об этих психологических явлениях покане полны. Один из путей, который поможет раскрыть нормальные закономерности работы эмоционально-личностной сферы – это нейропсихологический путь ееизучения ее нарушений, который позволит уточнить ее мозговую организацию. Ученые отмечают, что в нейропсихологии назрела необходимость перехода отанализа отдельных психических процессов к изучению тех сложных формповедения и деятельности человека, которые связаны с понятиями «эмоции» и«личность», причем и в этой сложной области следует придерживатьсяпредставлений о системной динамической организации психических явлений и ихсистемной динамической локализации. Современная нейропсихология эмоций только формируется. Однако теэкспериментальные исследования, которые уже выполняются по данной тематике,свидетельствуют о перспективности изучения эмоций с позиций концепции А.Р.Лурия соотношения мозга и психики. Список использованной литературы: 1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб: Питер, 2001. 2. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Изд-во МГУ. 1973. 3. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: УМК «Психология», 2002.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Нейропсихологический подход к изучению эмоций iconКурсовая работа по физиологии Нейрофизиологические механизмы эмоций
Эмоции в жизни человека играют очень важную роль. Практический психолог, зная механизмы возникновения эмоций, может помочь людям...
Нейропсихологический подход к изучению эмоций iconЗадача Билет 2
Цивилизационный подход к изучению истории. Черты индустриальной, традиционной и постиндустриальной цивилизаций
Нейропсихологический подход к изучению эмоций iconВпф, нейропсихологический синдром и фактор, блоки мозга

Нейропсихологический подход к изучению эмоций iconТема урока: Избранные страницы жизни А. П. Чехова
Формировать личностный подход к изучению литературы, навыки проведения исследовательских и поисковых работ
Нейропсихологический подход к изучению эмоций iconН. П. Онегина Муниципальное образовательное учреждение
В режиме модульного обучения осуществляется системный подход к планированию и изучению материала, который характеризуется следующими...
Нейропсихологический подход к изучению эмоций iconРеферат по психологии на тему : "Природа эмоций и чувств" выполнила : студентка
Первый отождествлялся с гармонией, организацией, порядком, вторые же – с неопределенностью, непредсказуемостью, хаотичностью. Мысль...
Нейропсихологический подход к изучению эмоций iconИзард К. Э. Психология эмоций
Опубликовано множество книг и статей, так или иначе затрагивающих проблему человеческих эмоций. В настоящее время наука располагает...
Нейропсихологический подход к изучению эмоций iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Философско-культурологический подход к изучению городского пространства. Город как семиотическое пространство
Нейропсихологический подход к изучению эмоций iconХвост собаки виляет в сторону настроения
Именно на движущийся туда-сюда собачий хвост обратили своё внимание исследователи наших четвероногих друзей, чтобы разобраться с...
Нейропсихологический подход к изучению эмоций iconС. В. Киселёва (Санкт-Петербург)
Прототипический подход к изучению лексического значения дополняет системно-семасиологический, поскольку теория прототипов позволяет...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы