Организационная структура предприятия icon

Организационная структура предприятия



НазваниеОрганизационная структура предприятия
страница1/3
Дата конвертации10.07.2012
Размер334,02 Kb.
ТипРеферат
  1   2   3
Организационная структура предприятия


Организационная структура предприятия


СОДЕРЖАНИЕ:
Введение 2
Понятие и значение организации в менеджменте 3
Миссия организации 5
Цель как важнейшая характеристика менеджмента . 7
Понятие целевого управления . 10
Оценка эффективности организационных решений 12
Корректировка организационной структуры . 14
Внутренняя и внешняя среда организации 16
Список используемой литературы: . 25 Заниматься бизнесом – то же самое, что ехать на велосипеде: либо Вы движетесь, либо падаете.
Неизвестный автор

Введение

Рынок компьютеров не занимает ведущих ролей и не приносит сверхприбылей, как в алкогольном или нефтяном бизнесе, но и сказать, что он убыточен тоже нельзя. И все же, компьютеры прочно занимают свою нишу на рынке товаров и услуг. И как мне кажется, сдавать свои позиции рынок компьютеров не собирается, по двум главным причинам: всеобщая компьютеризация и фантастическое падение цен. К примеру, если Вы покупаете сегодня довольно хороший компьютер, через год, а то и меньше никто Вам за него не даст больше половины его сегодняшней стоимости! Так что, покупая компьютер, приходиться свыкаться с мыслью, что в некоторой мере выбрасываешь деньги на ветер. Мне понравилось высказывание одного человека, который сказал: «Если бы цены на самолеты падали также стремительно как на компьютеры, то сейчас не составило бы труда пойти в магазин, и купить себе неплохой самолет за пару долларов!». Но как бы то ни было, купить средний компьютер меньше чем за 500$ (на данный момент) практически нереально. И если богатенькому западному пользователю потратить такую сумму пара пустяков, то российский человек сводит концы с концами, но все же находит необходимую сумму для приобретения этого «ящика». Особенно испортилась ситуация после 17 августа 1998 г., когда, как известно, доллар подскочил в 3-4 раза, что неминуемо отразилось на ценах.
Выбрал же я для обзора этот сектор рынка потому, что он наиболее динамично развивающийся, и мне, по сфере деятельности, приходится с ним частенько сталкиваться, и быть в курсе событий.
В качестве своего объекта исследования я выбрал фирму ЗАО «Северодвинский компьютерный центр». Он находится по адресу: г. Северодвинск, ул. Труда, 12, филиал в Архангельске – Троицкий, 63. Этот сервисный центр начал работу, можно сказать, еще на заре компьютерной эры. Вот уже 22 года (!) они на рынке компьютерных услуг. Чем же занимается «СКЦ»? Это, прежде всего:
· продажа компьютеров и различных периферийных устройств
· ремонт любой компьютерной техники и оргтехники, контрольно-кассовых аппаратов
· продажа, установка компьютерных программ, а также первоначальное обучение работе с программами серии «1С» и «Консультант-Плюс»
· локальные вычислительные компьютерные сети
· различного рода услуги
· гарантийное и послегарантийное обслуживание
Перескакивая через многочисленные ухабы российской экономики, многочисленные экономические кризисы, северодвинские компьютерщики выжили, сохранили чувство уверенности в собственных силах. Кроме того, они открыли филиалы своего центра в Архангельске, Онеге, Котласе, Няндоме. В ближайшей перспективе – Новодвинск.
Среди клиентов СКЦ такие гиганты северодвинского ВПК как «Севмашпредприятие», «Арктика», «Север», «Полярная звезда», а также более мелкие организации – строительные управления, малые предприятия и, конечно же, частные лица.
"Офис достигает совершенства как раз к тому времени, когда фирма приходит в упадок".
12-й закон Паркинсона
Понятие и значение организации в менеджменте

Любую конкретную группу людей, объединившихся для реализации конкретных целей, можно рассматривать как орга­низацию и исследовать в ней все проходящие организационные процессы. Организация может быть плохо либо хорошо органи­зована, по мнению руководителей, однако конкретных крите­риев для оценки организации управления намного больше.
Можно рассматривать способы организации подразделений с целью выявления соответствия их будущим задачам. Реализа­ция целей или задач может тормозиться деятельностью отдель­ных групп фирмы, цели которых не совпадают с целями фир­мы. Например, отделы сбыта в некоторых фирмах сформиро­ваны по продуктам. Отсюда при сбыте продукции неизбежны противоречия и снижение эффективности работы фирмы.
Можно рассматривать также логику взаимосвязи сотрудни­ков при решении управленческих задач и судить о степени ор­ганизованности работы.
И, наконец, можно рассматривать регламентирующие доку­менты, заставляющие сотрудников выполнять свои функции. В этом случае особое внимание должно быть уделено полноте регламентирующих документов.
Можно рассматривать форму организации управленческой деятельности и приспособляемость ее к меняющимся целям организации.
Из всего сказанного следует, что работа в фирме должна быть организована таким образом, чтобы работники выполняли свою работу в соответствии с планом действий эффективно, знали свое место и цели в организации, причем эти цели должны совпадать с целями организации в целом.
Указанные факторы следует учитывать при построении лю­бой реальной структуры управления в организации.
Для четкой работы организации необходимо следующее:
· цели должны быть понятны всем работникам фирмы;
· система целей должна реализовать глобальную цель;
· информационные каналы связи не должны иметь «узких» мест;
· работники должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность;
· удовлетворенность в работе должна обеспечиваться вы­бранной системой мотивации.
Можно сделать вывод, что управление фирмами реализуется в рамках конкретного хозяйственного механизма, в котором различают статистику (его организационную структуру) и ди­намику (протекающие процессы принятия решений).
Сформулируем основные правила создания организацион­ной структуры управления:
1. организационная структура должна быть предельно про­ста, чем она проще, тем легче персоналу её понять;
2. схема организационной структуры должна быть обозрима;
3. каждый работник должен иметь должностную инструк­цию;
4. информационные каналы должны обеспечить передачу информации как в прямом направлении (передача управленче­ских решений), так и в обратном (контроль исполнения);
5. линии подчиненности и ответственности должны быть четкими, необходимо избегать двойного подчинения;
6. координацию всей деятельности осуществляет высшее руководство на уровне заместителей руководителей фирмы;
7. окончательные, глобальные решения принимаются на уровне руководителей фирмы с учетом возможностей и пер­спектив ее развития;
8. функции линейного руководства и функциональных под­разделений должны быть разграничены.
Реализация указанных правил позволит проектировать наи­более эффективную структуру управления фирмой.
Термин "организационная структура" сразу же вызывает в нашем воображении двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии показывают степень подчинения.
Организационная структура ЗАО «Северодвинский компьютерный центр».
В данный момент штат сотрудников фирмы составляет 17 человек. Организационная структура СКЦ выглядит следующим образом:

Рис. 1. Организационная структура ЗАО «СКЦ»
Таблица 1. Функции и обязанности сотрудников ЗАО «СКЦ»

Должность

Функции и обязанности

Директор

Управление фирмой, контроль за деятельностью и взаимодействием структурных подразделений, ведение переговоров с крупными поставщиками и клиентами

Коммерческий директор

Ведение переговоров, сбыт продукции, контроль и анализ финансового состояния фирмы

Секретарь – делопроизв-ль

Работа с документами, обеспечение и обслуживание работы руководителя

Менеджер по продажам

Изучение конъюнктуры рынка, разработка плана реализации продукции, разработка плана ценовой стратегии, подготовка и заключение договоров

Бухгалтерия

Ведение бухгалтерского учета и отчетности

Главный инженер

Руководство техническими службами, координация подразделений по разработке технического развития предприятия, обеспечение систематического повышения эффективности производства, производительности труда, обеспечение производства конкурентоспособной продукции.

Отдел технического обслуживания

Техническое обслуживание и ремонт компьютерной и оргтехники

Программисты

Изготовление, установка и настройка программного обеспечения

Отдел кадров

Обеспечение подбора, расстановки, изучения и использования рабочих кадров и специалистов; организация системы учета кадров, анализ текучести кадров

В связи с тем, что организация имеет слишком малый ассортимент продукции, а также, двое из программистов работают только с определенным программным обеспечением (Консультант-Плюс и 1С), организационная структура нуждается в переработке. Требуется ввести должности менеджера по продаже (закупке) компьютеров и менеджера по продаже (закупке) оргтехники и периферийного оборудования вместо менеджера по продажам. Вместе с тем, необходимо выделить отдельно программиста по программе «1С» и программиста по «Консультант-Плюс». Также, для уменьшения штата сотрудников, необходимо сократить должность инспектора кадров, и перепоручить полномочия коммерческому директору. Для реорганизации оргструктуры предприятия буде проведен SWOT-анализ.
Миссия организации

Предназначение фирмы в условиях постоянно меняющейся внешней среды является миссией фирмы, которая определяется руководством фирмы и реализуется через ее стратегию.
Следует подчеркнуть, что миссия организации — это скорее философское понятие, нежели управленческое. Однако она предполагает наличие определенных ценностей, правил и приемов, которыми пользуется фирма в своей деятельности. Это микрокультура фирмы, ее традиции, подход менеджеров к принятию решений, т. е. та уникальность, которая делает орга­низацию неповторимой, отличной от других. Как правило, миссия организации формируется годами, оттачивается и редко меняется. На формирование миссии влияют:
· собственники фирмы, развивающие организацию для того, чтобы за счет прибыли решать свои жизненные проблемы и интересы;
· сотрудники фирмы, непосредственно создающие про­дукт, организующие получение необходимых ресурсов, обеспе­чивающие (через маркетинг) реализацию продукции и решаю­щие таким образом свои жизненные проблемы и интересы;
· покупатели продукции фирмы, за счет своих финансовых ресурсов приобретающие продукцию для удовлетворения своих потребностей и интересов;
· деловые партнеры фирмы, оказывающие определенные коммерческие услуги фирме в своих интересах;
· внешняя среда организации, требующая от фирмы под­держки для формирования социальной и экологической среды обитания фирмы.
При формировании миссии фирмы необходимо учитывать интересы всех пяти указанных субъектов, каждый из которых в разных решениях оказывает разное влияние. Четко сформули­рованная миссия показывает отличие фирмы от других, подоб­ных ей. Для этого должны быть сформулированы следующие характеристики фирмы: философия фирмы, выбранная адми­нистрацией компании для организации работы; сфера деятель­ности фирмы, учет которой необходим для выбора ресурсов и продукта; система целей фирмы, показывающая, к чему стре­мится организация; технологические возможности фирмы.
Таким образом, миссия — это не конкретное указание о том, что и в какие сроки сделать. Она формирует лишь направ­ление движения организации с учетом ее внешних и внутрен­них условий.
Миссия организации в известной степени влияет на про­гноз действия фирмы, который определяется рыночными усло­виями и выбранным сроком существования фирмы. Именно здесь раскрывается управленческое содержание миссии, по­скольку миссия — это совокупность стратегий, которые выра­батывает администрация компании для достижения глобальных целей.
При разработке миссии, т. е. совокупности стратегий, ис­следуются не только внешняя среда (геополитические, эконо­мические и социальные условия), но и системные характери­стики фирмы, совокупность ресурсов, производственных либо организационных процессов, продукции. При рассмотрении всех этих характеристик важное значение приобретают разра­ботка и определение долгосрочных и краткосрочных целей ор­ганизации. И в этой связи понятие миссии тесно связано с по­нятием целевого управления.
Миссия ЗАО «Северодвинский компьютерный центр» состоит в обеспечении предприятий, организаций и населения компьютерной, орг-, и другими видами современной техники, а также предоставлением качественных услуг в сфере компьютерных технологий. Благодаря эффективности и бесперебойности функционирования подобных учреждений зависит не только успех деятельности отдельных хозяйственных единиц, но и темпы экономического и научно-технического развития страны в целом.
Что же касается ЗАО «СКЦ», то следует отметить, что он имеет некоторую отраслевую направленность. Поскольку организация сформировывалась очень давно (по компьютерным меркам), она должна была решать задачи связанные с обеспечением предприятий ВПК г. Северодвинска высокотехнологичной и качественной техникой. Времена гонки вооружений ушли в прошлое, но взаимосвязи и тесное деловое сотрудничество осталось. По-прежнему ЗАО «СКЦ» поставляет и обслуживает технику на большинстве оборонных предприятий Северодвинска. Все большее количество предприятий и организаций обслуживает сейчас «СКЦ» – это частные, муниципальные и другие организации, а также, что особенно приятно, частные лица. В соответствии с этим и определяется его миссия - содействовать экономическому и научно-техническому развитию и благосостоянию предприятий и организаций, обслуживаемых ЗАО «СКЦ», путем предоставления им качественной и надежной продукции и предоставления услуг, таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким профессиональным стандартам. Сотрудники фирмы всегда придерживаются негласного правила: «Клиент всегда прав!».
Общие положения из устава фирмы:
· закрытое акционерное общество «Северодвинский компьютерный центр» учреждено Комитетом по управлению имуществом г. Северодвинска
· закрытое акционерное общество несет ответственность за результаты своей деятельности, за выполнение взятых на себя обязательств перед акционерами и партнерами по заключенным договорам, а также перед трудовым коллективом, согласно действующему законодательству
· организация получает право юридического лица после ее государственной регистрации, вправе от ее имени заключать договоры, приобретать имущественные и не имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах
· организация отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия
· организация руководствуется в своей деятельности законодательством Российской Федерации, нормативными актами, регулирующую предпринимательскую деятельность
· организация имеет собственный баланс, расчетный и иные счета в банках, бланки, угловой штамп, товарный знак, печать со своим наименованием.
Кратко миссию ЗАО «СКЦ» можно изложить всего несколькими словами, которые произнес глава корпорации Microsoft Билл Гейтс:
«КОМПЬЮТЕР - НА КАЖДОМ СТОЛЕ!».
На основе общей миссии формулируются и устанавливаются цели предприятия - конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится достигнуть предприятие.
«Если вы идете без цели, то нет смысла выбирать дорогу»
Р. Эмерсон
Цель как важнейшая характеристика менеджмента

Любая система управления — это, прежде всего целенаправ­ленная система, имеющая иерархическое строение и организо­ванная для достижения целей фирмы, которые принято назы­вать целями функционирования.
Цели, стоящие перед системой управления, являются от­правной точкой планирования. В сущности, планирование — это разработка целей и задач фирмы, нашедших конкретное выражение в перспективных и текущих планах.
В зависимости от сроков достижения целей различают пер­спективное и текущее планирование.
Значение целей функционирования велико. Во-первых, по­тому, что в организации должны приниматься только такие решения, которые реализуют ее цели функционирования. Во-вторых, во избежание такой деятельности, которая мешает дос­тижению целей функционирования, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя. Для этого необходимы постоянный контроль за реальным состоя­нием системы и сравнение его с целями и задачами, стоящими перед фирмой.
Отсюда следует, что любая деятельность в системе оправда­на только в том случае, если она способствует достижению ее конечной цели функционирования. Иначе говоря, любая орга­низация должна быть спроектирована таким образом, чтобы вся деятельность в системе реализовала только те цели функ­ционирования, для которых она создавалась.
Поскольку задачей менеджмента является достижение цели, важно правильно ее определить. Если ставится задача совершенствования организации, не уточнив ее целей, то есть риск, что будут предложены лучшие способы выполнения ненужных функций или лучшие пути достижения неудовлетворительных конечных результатов, что может нанести материальный ущерб. Искусство выбора и формулирования правильной цели, управ­ление процессом ее реализации, включая оценку достигнутой степени реализации, отличают действительно умелого руково­дителя.
Невозможно управлять людьми, если и руководителям, и подчиненным цели совершенно не ясны. Управлять — значить побуждать других к достижению ясной им цели, а не заставлять делать то, что считаешь правильным.
Определение целей функционирования — один из наиболее важных этапов в деятельности фирмы. От того, насколько пра­вильно выбрана цель функционирования, насколько четко она сформулирована, зависит успех деятельности. Неправильное и нечеткое формулирование цели приводит к тому, что система управления, даже если она должным образом устроена, работа­ет не с полной отдачей, неэффективно, так как усилия аппара­та управления расходуются нецеленаправленно. В различных организациях, как правило, приходится иметь дело с совокуп­ностью целей. Задача руководителя организации любого уровня — суметь учесть все многообразие факторов, влияющих на функционирование организации, правильно оценить ситуацию и выбрать оптимальные решения.
В ряде случаев для характеристики целей функционирова­ния используется совокупность параметров, что затрудняет оценку степени достижения цели и требует выбора критериев, по которым можно судить о степени достижения цели. По су­ществу, если нет критериев выбора или оценки степени дости­жения целей функционирования, нет и самих целей функцио­нирования.
На каждом уровне организации возникают некоторые част­ные цели, причем только их совокупность необходимо рассмат­ривать как некоторую цель определенного уровня управления. Отсюда возникает необходимость построения дерева целей.
Следовательно, в современном менеджменте понятие цели — одно из основных. Без определения этого понятия, без вы­явления соотношения целей, средств достижения целей, оцен­ки эффективности и путей достижения целей нельзя решать проблему эффективного управления. Это означает, что без чет­кого формулирования целей функционирования нельзя ком­плексно решить ни одной проблемы, связанной с построением фирмы, с планированием ее деятельности, оценкой эффектив­ности, разработкой ее стратегии.
Когда цель функционирования сформулирована нечетко, тре­бовать четкой организации работ практически бесполезно, так как невозможно правильно выбрать средства достижения цели.
Выбор средств достижения цели зависит от многих факто­ров, которые по-разному влияют на конечные результаты функционирования фирмы. Так, выбор технических средств автоматизации управленческого труда представляется целесооб­разным проводить с учетом технических, экономических и ор­ганизационных факторов. Если цель функционирования не вы­брана точно, нет критерия, по которому можно судить о ее достижении, невозможно измерить эффективность текущей работы фирмы, скоординировать деятельность структурных подразделений, практически нельзя четко организовать работу аппарата управления и оценить ее эффективность.
Вследствие нечеткого формулирования целей невозможно рационально распределять обязанности между сотрудниками аппарата управления и оценивать деятельность каждого из них. Как уже отмечалось выше, четкое определение целей функцио­нирования, доведенных до каждого сотрудника аппарата управ­ления, повышает его производительность и способствует луч­шей мотивации.
Цели, стоящие перед фирмой, подразделяются на качест­венные и количественные. Если количественные цели могут быть оценены в едином эквиваленте, например, в денежном выражении, в годах, в тоннах и т. д., то оценка качественных целей в количественных показателях весьма затруднительна и требует применения метода, известного под названием метода экспертных оценок, который позволяет выбрать цель функцио­нирования, определить приоритет целей и их важность.
Метод экспертных оценок определяется как «процедура», учитывающая субъективное мнение с целью определения коли­чественных соотношений между переменными, когда эти соот­ношения нельзя установить из теоретических соображений или на основании накопленных статистических данных. Следова­тельно, задача формулирования целей функционирования ор­ганизации с помощью экспертных оценок — это задача полу­чения объективного результата на основании индивидуальных субъективных мнений группы экспертов.
Ценность результата, полученного с помощью метода экс­пертных оценок, во многом зависит от компетентности вовле­ченных в эксперимент специалистов. (Наблюдения показыва­ют, что опытный специалист еще до проведения эксперимента имеет определенное представление о правдоподобии различных его исходов). Следовательно, большое значение для получения объективного результата имеют формирование групп экспертов, их состав. Даже при наличии разумных критериев компетент­ности формирование групп экспертов затруднительно, ибо спо­собность к правильному и вероятному прогнозу или оценке це­ли — весьма специфическая черта человека. В менеджменте не все подлежит формализации, поэтому объективность и науч­ность выполняемых исследований требуют использования опы­та, интуиции специалистов. Объективность и научность означают правильное использование интуиции опытных специалистов.
Создание условий для плодотворной деятельности экспер­тов, производящих выбор целей функционирования, означает необходимость организации максимально эффективной систе­мы контактов между ними, позволяющей:
· создавать условия, при которых специалист может ак­тивно взаимодействовать с другими экспертами;
· иметь свободный доступ к относящейся к делу информа­ции;
· исключить возможность неправильной интерпретации мнения.
Такой метод наиболее прост, но имеет ряд недостатков, вы­званных чрезмерным влиянием психологических факторов. В последнее время разработаны методы, с помощью которых уда­ется преодолеть эти трудности путем устранения непосредст­венного общения специалистов друг с другом либо путем учета квалификации экспертов, взвешиванием их мнений.
Ниже перечислены приоритетные цели ЗАО «СКЦ»:
· увеличение объема продаж
· конкурентоспособность цен
· увеличение доли рынка
· увеличение качества и ассортимента продукции
· продвижение на рынок новинок
Понятие целевого управления

Каждая организация фиксирует свое состояние в будущем в виде долгосрочных и краткосрочных целей, которые служат исходной точкой планирования. Разделение целей на долго­срочные и краткосрочные имеет принципиальное значение. Краткосрочные цели более конкретны и определяются долго­срочными целями. Процесс управления организацией по целям или, как принято говорить, целевое управление осуществляется в несколько этапов.
  1   2   3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Организационная структура предприятия iconОрганизационная и производственная структура предприятия

Организационная структура предприятия iconОрганизационная структура предприятия, ее реорганизация

Организационная структура предприятия icon«Организационная структура предприятия, функции управления, принятие управленческих решений»
На тему: «Организационная структура предприятия, функции управления, принятие управленческих решений»
Организационная структура предприятия iconОрганизационная структура управления на примере муниципального унитарного предприятия рос-алкас-оренбург

Организационная структура предприятия iconОрганизационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям России 3
Организационная структура и задачи территориальных комиссий по чрезвычайным ситуациям 7
Организационная структура предприятия iconКонтрольная работа по дисциплине «Теория организации» тема «5» Исполнитель: специальность группа № зачетной книжки
...
Организационная структура предприятия iconСхематически организационная структура предприятия представлена в Приложении 1
В состав отделов управления входят: финансовый отдел, бухгалтерия, отдел мтс,отдел сбыта, отдел труда и заработной платы, планово-экономический...
Организационная структура предприятия iconКонтрольная работа по дисциплине «Экономика организаций (предприятия)» Вариант 5 Студент III курса Арасланова А. Н
Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma – подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне – это организационная структура...
Организационная структура предприятия iconОрганизационная структура

Организационная структура предприятия iconПояснительная записка к выпускной квалификационной работе (вкр)
В первой главе выпускной квалификационной работы вводится понятие «организационная структура управления предприятия», раскрывается...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы