Использование видео на уроках английского языка icon

Использование видео на уроках английского языка



НазваниеИспользование видео на уроках английского языка
Дата конвертации10.07.2012
Размер290,03 Kb.
ТипУрок
Использование видео на уроках английского языка


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра иностранных языков Курсовая работа. Использование видео на уроках английского языка. Выполнила студентка:экономического фак-та 4 курса 42 группы Гвоздева А.С. Научный руководитель:Бондарева В.В. САМАРА 2004 Содержание: Введение…………………………………………………………………………3Глава 1. Этапы работы с видеотекстами и их задачи. Типы заданий длякаждого из этапов…………………………………………………………………6Глава 2. Использование видео на начальном этапе обучения……………......14Глава 3. Использование видео на среднем и среднепродвинутом уровне…...21Глава 4. Практическая часть…………………………………………………….32Заключение…………………………………………………………………….....38Библиография…………………………………………………………………….39 Введение. Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикойиностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достиженияявляется одной из наиболее актуальных. Современные интерпретации коммуникативной компетенции в областипреподавания иностранных языков восходят к определению американскогоученого Д. Хаймза, согласно которому, “коммуникативная компетенция - этото, что нужно знать говорящему для осуществления коммуникации вкультурозначимых обстоятельствах“. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясьв стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачейучителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения науроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемыработы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Не менее важной является задача приобщения школьников к культурнымценностям народа - носителя языка. В этих целях большое значение имеетиспользование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей ит.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном черезтекст и иллюстрации к нему. Несомненным достоинством современных учебников английского языка длясредней школы является насыщенность их страноведческой информацией.Значительное место среди текстов занимают такие их виды, как письма,рекламные объявления, вывески, анкеты, меню. Все факты и явления, всяинформация о разных областях действительности англоговорящих странотбирались с учетом возраста обучаемых и их интересов. Овладение этимматериалом позволит школьникам лучше ориентироваться в стране изучаемогоязыка в случае ее реального посещения. Наряду с этим важно дать учащимся наглядное представление о жизни,традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели могут служитьучебные видеофильмы, использование которых способствует реализацииважнейшего требования коммуникативной методики “...представить процессовладения языком как постижение живой иноязычной действительности...” Более того, использование видеозаписей на уроках способствуетиндивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельностиобучаемых. При использовании видеофильмов на уроках иностранного языкаразвиваются два вида мотивации: самомотивация, когда фильм интересен сам посебе, и мотивация, которая достигается тем, что ученику будет показано, чтоон может понять язык, который изучает. Это приносит удовлетворение ипридает веру в свои силы и желание к дальнейшему совершенствованию. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученики получали удовлетворение отфильма именно через понимание языка, а не только через интересный изанимательный сюжет. Еще одним достоинством видеофильма является сила впечатления иэмоционального воздействия на учащихся. Поэтому главное внимание должнобыть направлено на формирование учащимися личностного отношения кувиденному. Успешное достижение такой цели возможно лишь, во-первых, присистематическом показе видеофильмов, а во-вторых, при методическиорганизованной демонстрации. Следует отметить, что применение на уроке видеофильма - это не толькоиспользование еще одного источника информации. Использование видеофильма способствует развитию различных сторонпсихической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания и памяти. Вовремя просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательнойдеятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становитсявнимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит впроизвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на процессзапоминания. Использование различных каналов поступления информации(слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет напрочность запечатления страноведческого и языкового материала. Таким образом, психологические особенности воздействия учебныхвидеофильмов на учащихся (способность управлять вниманием каждогоучащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти иувеличение прочности запоминания, оказывать эмоциональное воздействие научащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификацииучебного процесса и создают благоприятные условия для формированиякоммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников. Глава 1. Этапы работы с видеотекстами и ихзадачи. Типы заданий для каждого из этапов. При работе с любым текстом в методике обучения иностранным языкам принятовыделять три основных этапа: дотекстовый этап (pre-viewing), текстовый этап(while viewing), послетекстовый этап ((post) after-viewing). I.Дотекстовый этап Цели этапа:1. мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделавактивными участниками процесса обучения;2. снять возможные трудности восприятия текста и подготовить к успешномувыполнению задания.Типы заданий:1. Различные варианты предвосхищения содержания текста, основанные на: . обобщении ранее полученных знаний по этой теме; . особенностях заголовка; . беглом просмотре части фильма без звука; . списке новых слов с переводом или дефинициями, предъявляемом до текста; . содержании вопросов или правильных/ложных утверждений. В таблице приведены примерные формулировки заданий, используемых наданном этапе (формулировки даны на русском языке, хотя в реальной практикепреподавания их необходимо формулировать на английском языке). Образецзаполнения граф дан в первом задании. Задание можно выполнить устно,работая в парах, группах или в ходе фронтального обсуждения в классе.|Формулировка задания |Действия |Требования к |Как || |учащихся |содержанию |обеспечивает:|| | |задания | || | | |1)мотивацию || | | |2)Снятие || | | |трудностей. ||1. Прочтите заголовок |В парах, | 1) Заголовок | 1) Высказав ||текста и постарайтесь |группах или |должен быть |предположения||определить, о чем может |индивидуально|соотносим с одной|, ученики ||идти речь в данном тексте.|: |или несколькими |будут ждать || |* читают |ранее пройденными|их ||2. Ознакомьтесь с |заголовок; |темами. |подтверждения||вопросами к тексту и |*устанавливаю|2) Тематика |или ||определите основное |т |должна быть |опровержения,||содержание этого текста, |ассоциативные|понятной и по |и, ||его тематику. |связи с ранее|возможности |следовательно||3. Прочтите приведенные |изученными |вызывать |, внимательно||ниже утверждения. До |тематическими|различные |воспринимать ||просмотра видео попробуйте|областями; |ассоциативные |текст. ||определить верные и |* определяют |связи. |2) ||неверные утверждения, |круг |3) Хорошо если |Ассоциативные||пользуясь здравым смыслом.|возможных |понятный на |связи || |ситуаций; |первый взгляд |строятся на ||4. Ознакомьтесь с |*формулируют |заголовок таит в |изученной ||заголовком |предполагаемы|себе что-то |тематике и ||видеофильма/вопросами/утве|е события или|нестандартное/нео|проблематике,||рждениями к тексту видео и|круг проблем |жиданное. |а значит и на||запишите: |для | |определенном ||а) что вы уже знаете по |обсуждения. | |семантическом||данной теме. | | |поле. ||б) что бы вы хотели | | |Употребление ||узнать. | | |конкретной ||5. Постарайтесь догадаться| | |лексики в ||о содержании | | |ходе ||видеофрагмента по | | |предварительн||заголовку и вопросам. | | |ого ||Составьте примерную | | |обсуждения ||схему/словарную паутинку с| | |активизирует ||выделением ключевых слов и| | |ее и ||проблем. | | |обеспечивает ||6. Посмотрите на список | | |распознавание||новых слов, которые | | |со слуха в ||встретятся в этом | | |дальнейшем. ||видеофильме. Определите | | | ||тематику сюжета на их | | | ||основе и вспомните уже | | | ||известные вам слова и | | | ||выражения, которые могут | | | ||встретиться в данном | | | ||тексте. | | | | 2. Краткое изложение учителем основного содержания текста Учитель может кратко передать основной сюжет видеофрагмента, объяснивтаким образом, что предстоит увидеть. Если сюжет представляет интерес дляучащихся, то это вступление призвано заинтересовать слушателей, а значит,первая цель этапа может считаться достигнутой. В своей речи учитель можетпередать основную идею текста простыми и понятными словами, а может исохранить ряд трудных для понимания выражений. Главным в данном случаеявляется предвосхищение возможных трудностей языкового, речевого исоциокультурного характера и их снятие с помощью различных приемов, включаяобъяснение, толкование, перевод, соотнесение с ранее изученным материалом ит.д. Очевидно, что для использования такого типа задания учителю необходимоиметь определенный уровень профессионально-методической и профессионально-коммуникативной компетенции. При использовании данного типа задания следует помнить о том, что самтекст вступления не является установкой на первичный просмотр, поэтому надоясно и понятно сформулировать задание на время просмотра текста, выбраводно из заданий второго этапа, о которых пойдет речь ниже. 3. Предварительное исследование или проектная работа Просмотром видеоматериалов можно завершать цикл уроков по какой-либотеме или проблеме. Учащиеся заранее получают задание на изучениеконкретного материла, что логично подготавливает их к просмотру видео.Предварительное чтение текстов и обсуждение проблем по той же тематике (народном и на иностранном языках), также способствуют повышению мотивации входе просмотра видео при условии, что видеосюжет открывает новыеперспективы видения данной темы, содержит элемент новизны инепредсказуемости. II. Текстовый этапЦель этапа: Обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой илисоциокультурной компетенций учащихся с учетом их реальных возможностейиноязычного общения. Типы заданий: 1. Задания на поиск языковой информацииДанный тип упражнений и заданий ориентирован на поиск, вычленение,фиксирование, трансформацию определенного языкового материала: лексики,грамматики, фонетики. В данном случае не столько формулировка задания,сколько содержание упражнения обеспечивает ту или иную степеньэффективности и оправданности выполнения задания. Формулировки заданиймогут звучать примерно так:Просмотрите видеофрагмент и...1. подберите английские/ немецкие/ французские/ испанские и т.д.эквиваленты к следующим русским словам и выражениям;2. подберите русский эквивалент к следующим английским/ немецким и т.д.словам и выражениям;3. заполните пропуски в предложениях нужными словами и выражениями;4. запишите все прилагательные, которые употреблялись в видеосюжете ссуществительным «дорога» (все глаголы, которые употреблялись ссуществительным «продукты» и т.д.);5. запишите глаголы из приведенного ниже списка в той грамматическойформе, в которой они были употреблены в тексте;6. с какой интонацией произносилось слово «действительно» в тексте;из приведенного ниже списка синонимических выражений отметьте те,которые (не) употреблялись в тексте видео. 2. Задания, на развитие рецептивных умений (на уровне выделениясодержательной и смысловой информации)На данном этапе работы могут использоваться традиционные упражнениянаправленные на:1) поиск правильных ответов на вопросы (вопросы предлагаются до просмотра);2) определение верных/ неверных утверждений;3) соотнесение разрозненных предложений со смысловыми частями текста (плантекста и заголовки каждой части предлагаются);4) выстраивание частей текста в логической последовательности;5) установление причинно-следственных связей и т.д. 3. Задания, направленные на развитие навыков говоренияСледующие приемы работы с видео направлены на развитие умениймонологической речи:1) Отсутствие изображения при сохранении звука. Чаще всего в данномслучае используются установки на описание: . предполагаемой внешности героев и их одежды; . предметов, которые могли находиться рядом; . места событий; . характера взаимоотношений между персонажами и т.д. Все эти задания представляют собой конкретный тип монолога - описания присохранении ярко выраженных особенностей описания людей, предметов и т.д.2) Задания, направленные на использование кнопки « ПАУЗА».В данном задании учащимся предлагают высказать предположения о дальнейшемходе развития событий, что неразрывно связано с развитием такихдискурсивных умений как определение и установление логико-смысловых связейтекста и их развитие.3) Задания, направленные на воспроизведение увиденного в формерассказа, сообщения и т.д.Ряд заданий может быть эффективно использован для развития навыковдиалогической речи, например: выключение звука при сохранении изображения споследующим воспроизведением предполагаемого текста. Данное упражнение врядли можно использовать для воспроизведения текстов монолога, посколькусодержание монолога в этом случае предвосхитить практически невозможно,если только человек не умеет читать по губам. Что же касается диалога, топри наличии таких- элементов речевой ситуации как места и времени событий,партнеров по общению, их невербальному поведению можно сделать определенныепредположения о содержании диалога, особенно, если ситуация являетсядостаточно стандартной (в магазине, в театре, у врача и т.д.) 4. Задания, направленные на развитие социокультурных умений Довольно часто приходиться сталкиваться с пониманием социокультурнойкомпетенции в очень узком смысле, практически тождественной по значениюстрановедческим знаниям. Безусловно, для того, чтобы достичь необходимого идостаточного уровня социокультурной компетенции, необходимо иметьопределенный набор знаний о странах изучаемого языка. Однако еще болееважно научиться сравнивать различные культуры мира, подмечать в нихкультурно-специфические особенности и находить общекультурныезакономерности. Самой трудной задачей для учителя в плане формированиясоциокультурной компетенции представляется умение научить учащихсяинтерпретировать различные ситуации речевого и неречевого характера с точкизрения культурных особенностей конкретной страны, избегая при этомформирования ложных стереотипов и не подпадая под влияние навязываемыхсуждений и представлений. Использование видео предоставляет для этого прекрасную основу,однако, было бы наивно полагать, что без направляющей роли учителя играмотной системы специально разработанных упражнений эти умениясформируются сами собой. Так, при работе с видеоматериалами, предлагаетсяиспользовать такой тип заданий как установление межкультурных сопоставленийи расхождений. Здесь учителю важно помнить о том, что до тех пора покаумения сравнивать и сопоставлять культуроведчески - маркированнуюинформацию не будут сформированы, необходимо продумывать систему опор,направляющих внимание учащихся на вычленение, фиксирование и интерпретациюнужной информации. III. Послетекстовый этап Цель этапа: использовать исходный текст в качестве основы и опоры дляразвития продуктивных умений в устной или письменной речи. Оба предыдущих этапа являются обязательными как в условияхиспользования видеотекста в качестве средства развития комплексныхкоммуникативных навыков, так и в качестве средства контроля рецептивныхнавыков (аудирования). Данный же этап может отсутствовать, если видеотекстиспользуется только для развития и контроля рецептивных умений. Те упражнения, которые могут быть направлены на развитие продуктивныхумений в устной речи, уже были частично названы в предыдущем разделе. Наданном этапе помимо выше перечисленных упражнений можно использовать: . проектную работу, связанную с подготовкой аналогичных видеосюжетов самостоятельно (проведение видеоэкскурсии по городу/ школе и т.д., посещение школьного концерта, рассказ о своей семье и т.д.) . ролевые игры, в основу которых положен сюжет или ситуации видеофильма. При этом их можно частично видоизменять Глава 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕО НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ Возможности использования видео для начинающих несколькоограничены в силу малого объема их словаря и знаний грамматики. Однакоиспользование видео время от времени приятно разнообразит занятие, вносит внего элемент настоящей жизни, пусть даже на экране, а также исподволь,приучает работать с видеоматериалами, а не просто глазеть на экран. Практика показывает, что особенно эффективными на начальном этапеобучения иностранному языку являются видеомультипликации. Ихиспользование позволяет развивать речевую активность школьников, а такжеповысить речевую активность обучения. Мультипликация дает возможность легкопроникнуть в суть реальных вещей и явлений и в простой наглядной формедонести информацию до учащихся. Методически важно и то, что интерес кмультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогаетподдерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу иобеспечивает эффективность восприятия. Несомненными достоинствами мультипликационных видеофильмов являютсяих: 1) аутентичность; 2) информативная насыщенность; 3) концентрация языковых средств; 4) эмоциональное воздействие на обучаемых и др. Эффективность использования видеофильмов зависит от рациональнойорганизации занятий. 1. Учебные задачи Одной из учебных задач, которую можно решать с помощью видео, являетсяповторение лексики и расширение словарного запаса. Для этого годится любой отрывок от 30 секунд до 1 минуты, в которомпредставлены предметы, действия или характеристики по соответствующей,лексической теме. Желательно, чтобы отрывок сопровождался музыкой илианглоязычным текстом. Если нет возможности получить такую видеозапись,запишите отрывок с текстом на родном языке, убрав звук. В зависимости от размера учебной группы вы делите ее на подгруппы илипары, каждая из которых получает свое задание. Задания не обязательнодолжны быть разными, они могут дублироваться для некоторых групп или пар. Учащиеся смотрят отрывок, где представлены разные животные (профессии,цвета, люди, совершающие различные действия). Затем обсуждают в группах(парах) увиденное. При необходимости они могут пользоваться словарем илиобращаться за помощью к преподавателю. Например: назовите по-английски первое животное, которое вы увидели;скажите, что делает жираф; кто по профессии человек, которого вы увидели наулице; какие зеленые предметы вы увидели на экране и пр. Потом учащиеся отвечают на вопросы. При этом учитель предупреждает,что они посмотрят отрывок еще раз и должны будут проверить, насколькоправильно группа выполнила свое задание.Затем вы смотрите отрывок второй раз и проверяете правильность ответов. Видео можно использовать и для введения новых лексических единиц илиновой лексической темы. Вместо того чтобы использовать для введенияназваний животных перевод или картинку, вы можете просто показать их взоопарке или на воле, что произведет гораздо более яркое впечатление ибудет способствовать лучшему запоминанию. Как в этом случае, так и для задания "опишите картинку" можноиспользовать функцию "пауза" (freeze-frame), чтобы у студентов, былавозможность разглядеть все детали на экране. Другой задачей, которую можно решить с помощью видео на этом этапе,является задача обучения пониманию речи на слух, которую многиепреподаватели в силу различных причин вообще не ставят перед собой. Следует отметить, что использование видео для обучения аудированиюимеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, видеозапись, по сравнению с аудиозаписью, носит болеежизненный характер - вы не только слышите, но и видите говорящих, их мимикуи жесты, а также получаете информацию о широком контексте происходящего -месте действия, возрасте участников и пр. С другой - все эти факторы отвлекают слушающего от собственно речи, ион может увлечься разглядыванием картинки, вместо того чтобысосредоточиться на аудировании. Поэтому, особенно на начальном этапе, ученики перед просмотром должныполучить четко сформулированное задание, на выполнении которого они должныбудут сосредоточиться. 2. Видеодиалоги (5-15 минут)1 Данные упражнения помимо аудирования включают в себя выработку навыковчтения. А. Учитель выбирает отрывок из фильма длиной 1-2 минуты, который состоитиз четко проговариваемых реплик, простых по форме и содержанию. Выписывает каждую реплику на отдельную карточку, пометив, какомуперсонажу она принадлежит. Разбивает класс на несколько групп и каждой группе дает полныйкомплект карточек, содержащих диалог. Группа должна посмотреть отрывок не заглядывая в карточки, а затемпоставить реплики в том порядке, как они встречались в записи. После этого следует посмотреть отрывок повторно, проверяя правильностьпорядка реплик. При необходимости следует делать паузы. Учащиеся в группе тренируются в чтении диалога.________________________________________________________________________________________________________ 1В скобках указывается продолжительность всегоупражнения, включая время на просмотр видеоотрывка. Преподаватель включает запись без звука, и учащиеся озвучивают диалогна экране (по желанию). В качестве вариантов можно предложить следующее: • Учащиеся раскладывают карточки в том порядке,который они считают правильным, перед просмотром, а затемпроверяют верность своей догадки. • Диалог дается не на карточках, а на одном листе, и имнадо пронумеровать реплики в порядке появления. Б. Учитель выбирает отрывок из художественного фильма на 1-3 минуты, вкотором беседу ведут от трех до пяти участников. Желательно, чтобы ученикибыли знакомы с персонажами. Учитель подготавливает два списка - имен персонажей и их реплик впроизвольном порядке. У каждого учащегося должна быть своя копия. При невозможности сделать копии списки записываются на доске. Учитель объясняет ученикам, что отрывок покажется без звука и их задачейбудет расположить реплики по порядку, а также разобраться, кто что говорит. Учитель показывает отрывок без звука. Учащиеся работают в парах,восстанавливая последовательность реплик и их авторство. Учитель показывает отрывок со звуком. Учащиеся проверяют правильностьсвоей работы. Диалог читается и обсуждается с классом. 3. Предсказания (30 минут). Учитель подготавливает отрывок из телепрограммы, спектакля или фильма, изкоторого довольно быстро можно понять, как дальше будут развиватьсясобытия. Далее готовит табличку:|TOPIC | ||SIGHTS | ||WORDS | ||SOUNDS | ||SMELLS | | Раздает учащимся таблички или рисует таблицу на доске, при этомучитель говорит, что покажет начало отрывка и надо придумать , как будутразвиваться события, а затем необходимо заполнить табличку. Учитель показывает достаточно большой кусок отрывка, чтобы можно былопонять сюжет и его дальнейшее развитие. Учащиеся в парах обсуждают увиденное и заполняют табличку:|TOPIC |тема отрывка ||SISHTS |что они ожидают увидеть ||WORDS |Какие слова они ожидают услышать ||SOUNDS |Какие звуки они ожидают услышать ||SMELL |какие запахи они могли бы почувствовать | Преподаватель обсуждают с детьми их догадки. Затем показывает оставшийся отрывок видеофильма. Учащиеся обсуждают в парах, что они увидели, услышали и сравнивают стем, что они ожидали увидеть. Учитель с классом обсуждает, оправдались ли их ожидания. Принеобходимости, отрывок смотрят еще раз. Варианты: • Во время просмотра учитель делает паузы, чтобы учащиесяугадывали, что случится дальше. • Говорит классу, что они увидят. Затем до просмотра учащиеся отвечаютна следующие вопросы: Who will you see? Where will the scene or action take place? What things will you see? What are some lines of the dialogue you will hear? Если это необходимо, перед тем как ответить на вопросы, учительпоказывает начало отрывка. С тем чтобы учащиеся могли предсказать следующую реплику, учителюследует останавливаться перед каждой репликой. Можно использовать следующее упражнение: учитель рассказывает, о чембудет отрывок, и на доске записывает названия шести предметов или именалюдей, из которых четыре появятся в отрывке, а два нет. Дети должны будутпредсказать, какие четыре появятся. Это прекрасный способ введения активнойлексики. 4. Five W's and H (10- 15 минут) Из телевизионной программы новостей учитель выбирает отрывок, которыйчитает диктор и который содержит достаточно материала, чтобы задать всевиды специальных вопросов. Учитель объясняет классу, что они сейчас увидят настоящие новости, вкоторых содержится информация для ответа на вопросы:Who is about?What is about?When did it happen?Where did it happen?Why did it happen?How did it happen? На доске учитель записывает эти шесть вопросов, предупреждает учениково том, сколько именно новостей будет в данном отрывке. Задание перед первымпросмотром - слушать и постараться понять темы. Задание перед вторымпросмотром - слушать и делать пометки напротив каждого вопроса. После второго просмотра учащиеся отвечают на эти шесть вопросов. Затем можно предложить посмотреть новости в третий раз, после чегонадо написать маленькую статью, содержащую новости, услышанные потелевизору. Можно дать это в качестве домашнего задания. Можно превратитьэто в конкурс: попросить детей изложить услышанное на отдельных листочках(иди напечатать на компьютере), а затем без подписи вывесить для оценки и"проголосовать" цветными кружочками. Получивший наибольшее количествокрасных кружков становится классным "журналистом" на ближайшую неделю. 5. Краткие новости (15-45 минут) Учитель выбирает отрывок программы с несколькими различными новостями. Для каждого учащегося заготавливает копию такой таблички (см. табл. 1). Учащимся раздаёт таблички. Нужно убедиться, что все поняли, что написано в левой колонке. Затем ученикам предлагает, посмотрев программу новостей, придумать для каждой новости наиболее подходящий заголовок и заполнить табличку. Учитель показывает новости. Учащиеся заполняют табличку (индивидуальная работа). Учитель показывает новости еще раз, делает пауза после каждой с тем,чтобы желающие могли дать свой заголовок. Класс обсуждает уместностьданного выбора. Таблица 1 News summary| | || | || | || | || | || | | Учитель раздает таблички учащимся и проверяет, все ли ясно, какого родаинформация требуется, чтобы заполнить табличку. Предупреждает класс, что сейчас будет показан рекламный ролик. Задача -заполнить табличку данными, которые они получат из ролика. Ученики просматривают ролик при необходимости несколько раз. Учащиеся заполняют табличку. После того, как они закончат, учитель предлагает каждому сравнить своиответы с ответами соседа. Ролик демонстрируется еще раз, чтобы прояснить непонятные моменты. Вариант - если мало времени, класс делится на группы, и каждая группаотвечает за информацию на какую-то одну тему. 6. Настоящие вопросы (15-20 минут) Учитель выбирает отрывок из документального фильма или новостей, которыйпредставляет интерес для учащихся. Новости должен сообщать диктор на экране(не за кадром). Задает вопросы учащимся, что они знают о предмете, который освещается вновостях. Ответы записывает на доске. Предлагает задать несколько (2-3) вопросов на эту тему. Разбившись на группы, учащиеся составляют еще минимум три вопроса на ту жетему. Перед просмотром учитель предупреждает, что на некоторые вопросы впредлагаемом отрывке, возможно, будут ответы. Они могут быть высказаныпрямо, косвенно, или их не будет вовсе. Задача учащихся - определить, накакие вопросы в отрывке будут даны ответы. Учащиеся просматривают отрывок. Представители групп читают вопросы, на которые они получили ответы. На оставшиеся вопросы учитель предлагает найти ответы в виде домашнегозадания или группового "проекта". Вариант – учитель показывает начало отрывка и проверяется, что всеучащиеся поняли тему для обсуждения. 7. Биографии (20-30 минут) Учитель выбирает отрывок на 5-10 минут, в котором персонажи общаютсямежду собой. Отрывок должен дать ответы или стимулировать догадки по поводутого, кто эти персонажи, откуда они и пр. В том случае, если ученики ужехорошо понимают устную речь, можно показать им более длинный отрывок илицелый фильм. На доске записывает вопросы: What is the character's full name? Where was he/she born? When was he/she born? What were his/her family like? Объясняет, о чем будет отрывок, и ученики выбирают одного из персонажей.После просмотра ученикам надо написать его краткую биографию, начав сответов на вопросы, написанные на доске. Ученики смотрят отрывок. Дается время для написания биографии. После этого учащиеся в группах обсуждают по очереди "свои" биографии. Ученики смотрят отрывок еще раз, чтобы обнаружить, что подтверждает илиопровергает предположения, сделанные учащимися. 8. Обзор мнений потребителей (30 минут) Учитель выбирает рекламу товара или услуги, которая может заинтересоватьучеников. Раздает анкету, отвечая на вопросы которой можно выяснить,сколько времени (в день, в неделю, в месяц) в среднем они смотряттелевизор. Учитель делает предупреждение, что покажет рекламный ролик. На доскезаписывает вопросы, на которые надо ответить: What is the message? What target audience is the message aimed at? Are you part of the target audience? Do you find the message convincing? Ученики просматривают рекламу. Учащиеся в группах обсуждают свои ответы на вопросы. Ученики просматривают ролик ещё раз, чтобы можно было убедиться вправильности ответов. 9. Заполните видеопропуск (10-15 минут) Учитель подбирает отрывок, в котором хорошо просматривается сюжетнаялиния. Записывает его начало и конец (длиной примерно по минуте). Объясняет классу, что будет показано два отрывка. Задача учащихся -написать историю, которая связывала бы эти отрывки. Ученики смотрят первый отрывок. Учащиеся (в группах) обсуждают ситуацию и персонажей (и представительгруппы высказывает мнение группы). Ученики смотрят второй отрывок. Порядок обсуждения такой же. Сравнивают два отрывка - место, события, отношения персонажей и пр. Каждая группа сочиняет историю, соединяющую эти два события. Представитель каждой группы зачитывает (или рассказывает) свой вариант.Учащиеся сравнивают убедительность и другие достоинства рассказа. Ученики смотрят весь отрывок целиком, затем сравнивают свои истории соригиналом. 10. Создайте видеоклип (40-50 минут) Учитель подбирает музыкальный видеоклип, желательно такой, который классне видел. Учитель записывает слова песни, делает анкету из двух частей: впервой - вопросы по тексту песни и ее исполнению, а во второй - посопровождающему ее видеоряду. Раздает слова ученикам. Обсуждаются настроение и содержание песни. Раздает анкету. Учитель предупреждает класс, что сначала они будут толькослушать песню, поэтому отвечать надо на первую часть анкеты. Проигрывается песня на магнитофоне или на видео, при этом изображениезакрывается. Учащиеся в группах обсуждают, каким изображением они сопроводили бы те илииные части песни (вторая часть анкеты). Группы рассказывают, какой видеоклип они сделали бы для этой песни. Учитель показывает видео. Класс отвечает на вопросы: Is the video what they expected? Did anythingin the pictures surprise them? Do the pictures add to their understandingof the song? Which do they prefer - listening only or watching the musicvideo? Видео демонстрируется еще раз, чтобы прояснить спорные моменты. 11. Люди в новостях (15-20 минут). Учитель выбирает отрывок новостей о каких-то известных людях. Делает копиитаблички для всех учеников (см. табл.3). Раздает таблички, и объясняетклассу, что будет показан отрывок из передачи новостей о несколькихизвестных людях. Задача учеников - определить, как их называли в отрывке. На доске учитель записывает пример: George W.Bush He President Bush Mr.Bush The President The Commander-in-Chief Ученики смотрят отрывок один или несколько раз. Затем заполняют таблицу. Все сравнивают результаты (можно вызвать желающих написать на доске). Ученики смотрят отрывок ещё раз для окончательного утверждениярезультатов. Для более продвинутых учащихся или групп - предлагается написатькраткую биографию данного деятеля (в качестве домашней работы или проекта). Таблица 3| ||TV commercial information sheet || ||Product information: || ||Brand/company name __________________________________________ ||Product/service ________________________________________________ ||About the product ______________________________________________ ||About the seller ________________________________________________ || ||Consumer information: ||About the buyer_______________________________________________ ||About the user (may be the same as the buyer) ____________________ ||Other information (concerning changes the product will make in the life ||of the buyer/user)___________________________________________________ || ||Language used: ||"Plus" words _________________________________________________ ||"Minus" words ________________________________________________ ||Action words _________________________________________________ ||Made-up words ________________________________________________ | 12. Реконструкция (15-20 минут) Учитель выбирает отрывок с ясной сюжетной линией. Очень хорошопоходит для этой цели немые фильмы. Объясняет классу, что покажется отрывок, в котором произойдет определенноесобытие (например, ограбление). Задача учеников состоит в том, чтобызапомнить как можно больше деталей и затем изложить их в хронологическомпорядке. Учащиеся просматривают отрывок. Учащиеся работают в группах, обсуждая увиденное и записывая в правильномпорядке. Представитель каждой группы читает свой список. Класс решает,какой список самый правильный и полный. Учащиеся просматривают отрывок снова, учитель делает пауз , чтобы уточнитьдетали. Можно также останавливать изображение и просить, чтобы учащиесясказали, что произойдет после этого. 13. Рецензия Данное упражнение имеет смысл предлагать только в том случае, если классхорошо понимает устную речь. Учитель выбирает фильм, который должен понравиться ученикам. Составляетвопросы, которые привлекают внимание класса к тому, что необходимо длянаписании рецензии. Учитель решает, какой длины должна быть рецензия(например, из газеты). Раздает вопросы. Объясняет ученикам, какого рода информация обычносодержится в рецензии. Обсуждает вопросы с учениками, чтобы все точнопоняли, что от них требуется. Ученики просматривают фильм целиком или частями, если это необходимо. Затем учащиеся в группах обсуждают вопросы и ответы на них. В качестве домашнего задания ученики пишут рецензию на фильм. 14. Дебаты Данное упражнение также предназначено для групп, хорошо владеющихязыком. Учитель выбирает отрывок, содержащий какую-то идею, которая может вызватьразногласия, например - "Каждый старый или смертельно больной человек имеетправо на быстрый и безболезненный уход из жизни (эвтаназия)". Это утверждение учитель записывает на доске. Предупреждает учеников, что покажет отрывок, в котором содержится этаидея. Ученики смотрят отрывок. Преподаватель объясняет, что в обсуждении все должны высказаться,используя доводы "за" и "против". Выбираются две команды (по 2-4 человека), которые будут представлять туили другую точку зрения. В каждой команде должен быть капитан. Капитан вначале высказывает точку зрения команды и в конце подводит итог. Если есть время и необходимость, ученики просматривают отрывок еще раз. Дома учащиеся готовят свои доводы. Учитель предупреждает учеников, что онимогут воспользоваться записями, но нельзя читать по бумажке. Каждоевыступление ограничено 3 минутами. Класс должен подготовить 3-5 вопросов квыступающим. Желательно, чтобы вопросы базировались на увиденном иуслышанном в видеоотрывке. На следующем занятии: Выступающие сидят лицом к классу. Каждая команда выступает со своимзаявлением. После выступлений и подведения итогов класс задает вопросы. В конце классголосует, чья позиция была высказана более убедительно. В том случае, если стоит задача показать художественный фильм целиком,обязательно необходимо дать классу задания, которые заставили быприслушиваться к диалогу, а также сопоставлять действия и поступкиперсонажей и делать из этого выводы. В том случае, если фильм - комедия, ученикам дается задание записатьшутки, которые были понятны. Если это детектив, фильм показывается до того места, где преступникизобличается, и попросите аргументировано ответить, кто виноват и почемуони так считают. Это может оказаться достаточно сложным, поэтомудетективные истории целесообразно смотреть по частям, обсуждая каждую частьи делая предварительные выводы о личности и мотивах преступления.Это не относится к тем историям преступника, которые начинаются с показапреступления (как в сериале "Коломбо"). В том случае, если фильм рассказывает о жизни людей, нужно задать вопросыоб их взаимоотношениях. Здесь также желательно останавливаться время отвремени и делать прогнозы о дальнейшем развитии событий и отношенийперсонажей. С точки зрения аудирования видовые и другие документальные фильмыпредставляются более легкими для понимания, поскольку большая часть текстачитается диктором с хорошо поставленным произношением и четкойартикуляцией. Помимо проверки понимания здесь можно дать задание написатьнебольшую статью на ту же или аналогичную тему, например "Самая ужаснаякатастрофа XX века" или "Особенности жизни южноамериканских индейцев". Глава 4. Практическая часть Существует, безусловно, множество нестандартных форм работы учителя,активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранномуязыку. Но работа над фильмом - это более эффективная форма учебнойдеятельности, которая не только активизирует, внимание ребят, но испособствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так какзрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогаетболее полному и точному пониманию его смысла. На первый взгляд предоставляется излишним доказывать преимуществаиспользования видео на уроках в учебных целях сегодня, поскольку онидостаточно очевидны. Тем не менее, простой вопрос о том, как часто нашиучителя используют видео на уроках иностранного языка показывает огромныйразрыв между утверждениями «понимаю все +» и « использую все + ». В МОУ школе № 25 учителя не используют видео на уроках только потому,что в классе нет видеоаппаратуры. Эту проблему учитель можно решитьсовместно с администрацией, используя различные источники финансирования.Даже если нет реальной возможности приобрести видео в каждый кабинет, можноиспользовать один или несколько мобильных комплектов. При этом необходимозаранее планировать и согласовывать время их использования с другимиколлегами, вести какой-то график или запись во избежание неприятных срывови накладок. Безусловно, использование видео на уроке иностранного языка и вовнеурочной деятельности открывает ряд уникальных возможностей для учителя иучащихся в плане овладения иноязычной культурой, в особенности в планеформирования социокультурной компетенции как одной из составляющихкоммуникативной компетенции в целом. В отличие от аудио или печатного текста, которые могут иметь высокуюинформативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность,видеотекст имеет то преимущество, что соединяет в себе различные аспектыакта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения,видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде иневербальном поведении участников общения в конкретной ситуации,обусловленных зачастую спецификой возраста, пола, и психологическимиособенностями личности говорящих. Визуальный ряд позволяет лучше понять изакрепить как фактическую информацию, так и чисто языковые особенности речив конкретном контексте. Видеоматериалы предоставляют практически неограниченные возможностидля проведения анализа, построенного на сравнении и сопоставлениикультурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуацияхмежкультурного общения (при условии, что отобранные видеотексты даютнеобходимую основу для такого сравнения). Очевидно и то, что видео может иметь сильное эмоционально воздействиена обучающих, служить стимулом и усилением для создания дополнительноймотивации в дальнейшей учебно-поисковой и творческой деятельности. Я полагаю, что простая перспектива просмотра видео на уроке (и нетолько в группе младших школьников, но и во взрослой аудитории) может статьхорошим стимулом для усиления степени эффективности работы учащихся ииспользуются учителем в качестве «поощрительной премии» за хорошую работу. Некоторые учителя, имея собственные видео-двойки в кабинетахиностранного языка, не часто используют их на уроке, мотивируя это тем, чтовременные затраты не оправдываются, поскольку практический эффект такихзанятий бывает очень незначительным. В данном случае необходимо заметить,что использование видео определяется многими факторами, в том числе идействиями самого учителя. Для действительно эффективного использованиявидео на уроке необходимо убедиться в том, что:содержание используемых видеоматериалов соответствует реальному уровнюобщего и языкового развития учащихся и корреспондируется с содержаниемсерии уроков по теме;длительность используемого видеофрагмента непревышает реальныевозможности урока/ этапа урока;ситуации видеофрагмента предоставляют интересныевозможности для развития языковой, речевой, социокультурнойкомпетенции учащихся;контекст имеет определенную степень новизны или неожиданности;текст видео сопровождается четкой инструкцией, направленной на решениеконкретной и реалистичной учебной задачи, понятной ученикам и оправданнойвсей логикой урока.видеоаппаратура настроена и проверена заранее, привычна виспользовании для учителя;видеофрагмент известен самому учителю и заранее поставлен на началопросмотра. Часто учителя, особенно молодые и недостаточно опытные, сетуют на то,что в процессе просмотра видео учащиеся отвлекаются от урока, плохо себяведут, воспринимают начало просмотра как сигнал к развлечению. Безусловно,далеко не все на уроке зависит от учителя, ситуации могут быть самымиразными, но чаще всего подобные ситуации возникают, когда преподаватель:не учел реальные интересы и возможности учащихся при выборе видеофрагмента;не достаточно четко объяснил цель задания и то, как его выполнение будетоцениваться или повлияет на ходдальнейшей работы;забыл или не сумел продумать дополнительные опоры для успешноговыполнения предложенныхзаданий для групп слабых/ средних и сильных учеников;первый раз использует видео;сам не уверен в необходимости и эффективности такой работы.Несомненно, самым удобным для учителя является использование учебныхвидеоматериалов к УМК, если таковые имеются. Данное утверждениеосновывается на том, что учебные видеокурсы разработаны авторамипрофессионально и поэтому:удачно дополняют и расширяют учебный материал, представленный вдругих компонентах УМК (фактический, языковой, речевой,социокультурный);видеокассеты идут в комплекте с книгой для учителя, в которой представленытекстовые расшифровки всех видеосюжетов, а также разработана системаязыковых и речевых упражнений с учетом конкретного уровня учащихся, чтоэкономит время учителя на подготовку уроков и снимает целый ряд сложностей;при условии, что тематика и уровень учебного общения данногоУМК совпадает с другим УМК, выбранным в качестве базового,видеокурсы могут использоваться автономно. К недостаткам данных материалов можно отнести их цену, частонедоступную для учителя и родителей, а также то, что совпадение различныхУМК по тематике и набору языкового и речевого материала редко бываетдостаточно полным для реальной возможности использования видеокомпонентаУМК автономно от других компонентов курса. Помимо учебных видео можно с успехом использовать такие видеоматериалыкак:художественные и документальные фильмы;мультфильмы;видеозаписи телевизионных новостей и других телепередач;музыкальные видеоклипы;рекламу;видеоэкскурсии по различным городам и музеям мира;различные компьютерные программы с видеорядом и т.д. Важно отметить и то, что язык видеоматериалов может быть какиностранным, так и родным. С большой эффективностью можно использовать науроке французского или немецкого языка материалы на английском или русскомязыке и наоборот. Следует помнить и о том, чтотрудный в языковом отношении текст видео может быть компенсировандостаточно легким заданием, например: определить основную идею текста,выбрав из ряда предложенных вариантов наиболее приемлемый, или соотнестивидеотекст с предложениями, выражающими основную идею отдельных егочастей, и выстроить их в нужной последовательности, и т.д. Этодает реальную возможность использования сложных текстов в группах сдостаточно низким уровнем языковой подготовки.Легкий в языковом отношении текст может стать основой для гораздоболее сложного в языковом отношении задания, если исходный материалслужит лишь исходной точкой для последующего рассуждения, установленияассоциативных связей с учетом реальных возможностей какобщекультурного, так и чисто лингвистического развития обучаемых. В данном случае не очень важен выбор языка видеофрагмента. Гораздо важнее так сформулировать инструкцию, чтобы,абстрагируясь от конкретно используемого языка, обучаемыемогли осознанно обобщить имеющийся опыт и знания ипродемонстрировать реальный для них уровень коммуникативных умений в ходевыполнения задания. Так, например, рекламный ролик /видеоклип /экскурсиямогут быть использованы для выявления сложныхзакономерностей межкультурного характера. Незамысловатый сюжетмультфильма (к примеру «Чебурашка», «Ну, Погоди», «Tom and Jerry», можетстать основой для такого сложного в социальном, академическом, речевом иязыковом отношении задания, как составление психологической характеристикигероя, написания рецензии и т. д. Заключение Подводя итог изложенного, можно утверждать, что учебные видеокурсыи мультипликации раскрывают широкие возможности для активной работы впроцессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебныйпроцесс овладения иностранным языком привлекательным для школьников навсех этапах обучения. Эффективность использования видеофильма при обучении речи зависит нетолько от точного определения его места в системе обучения, но и оттого, насколько рационально организована структура видеозанятия, каксогласованы учебные возможности видеофильма с задачами обучения. Вструктуре видеозанятия для обучения устной речи можно выделить четыреэтапа: 1) подготовительный - этап предварительного снятия языковых и лингвострановедческих трудностей; 2) восприятие видеофильма - развитие умений восприятия информации; 3) контроль понимания основного содержания; 4) развитие языковых навыков и умений устной речи. Четвертому этапу может предшествовать повторный просмотр фрагмента. Для решения каждой из поставленных задач ученики должны знать не толькообщее содержание видеофильма, но и помнить детали, а также уметь оцениватьсобытия, давать характеристику действующим лицам, используя при этом словаи выражения из речевого сопровождения видеофильма. Библиография: 1. О.И. Барменкова Видеозанятия в системе обучения иностранной речи//Иностранные языки в школе № 3 1999 г. стр. 20 2. Ю. И. Верисокин Видеофильм как средство мотивации школьников приобучении иностранному языку // Иностранные языки в школе № 5 2003 г. стр.31 3. М.Л. Вайсбурд, Л. Н. Пустосмехова Телепередача как опора дляорганизации речевой игры на уроке иностранного языка // Иностранные языки вшколе № 6 2002 г. стр. 6 4. Е. Ильченко Использование видеозаписи на уроках английского языка //Первое сентября, Английский язык №9 2003 г. стр. 7 5. Настольная книга преподавателя иностранного языка под. ред. Е.А.Мыслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова, Минск, 1996 г.стр. 298 6. Е.Н. Соловова Использование видео на уроках иностранного языка //ELT NEWS & VIEWS № 1 март 2003 г. стр. 2 7. Эффективные приемы обучения английскому языку: Пособие для учителя/О.И. Барменкова - г. Пенза, 1997. 8. Julie Tice The Mixed Ability Class . стр. 61 9. D. Vale Teaching Children English стр. 111, стр. 213




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Использование видео на уроках английского языка iconПлан работы по самообразованию учителя английского языка кузнецовой екатерины олеговны на 2009/2010 учебный год
Тема: «Использование педагогических и информационных технологий на уроках английского языка с целью выработки орфографической зоркости...
Использование видео на уроках английского языка iconИспользование икт на уроках английского языка
Вопрос использовать или нет новые технологии в процессе обучения не стоит ответ ясен Сегодня я хочу тезисно обозначить как и, самое...
Использование видео на уроках английского языка iconИспользование возможностей Интерактивной доски на уроках физики моу лицей №102
Внешнее видео устройство (для отображения видео от подключенных внешних устройств dv)
Использование видео на уроках английского языка iconСгибнева Светлана Владимировна- учитель английского языка высшей квалификационной категории мбоу экономический лицей
Икт на уроках английского языка как средство положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка
Использование видео на уроках английского языка iconДокументи
1. /Использование авторских учебных сайтов на уроках английского языка.docx
Использование видео на уроках английского языка iconОбучение диалогической речи на уроках английского языка
Халилова Л. Б., учитель английского языка высшей категории моу «сош №3 г. Осы» Пермского края
Использование видео на уроках английского языка iconИспользование информационных технологий на уроках английского языка
Моу «Салбанская средняя общеобразовательная школа мо «Намский улус» Республика Саха (Якутия)»
Использование видео на уроках английского языка iconЕ. А., учитель английского языка
Использование некоторых элементов интенсивных методов обучения иностранному языку на уроке английского языка в средней школе
Использование видео на уроках английского языка iconМкоу краснозвездинская сош им Г
Использование на уроках английского языка коммуникативно-информационных технологий позволяет развить творческую активность и зрительное...
Использование видео на уроках английского языка iconПримеры ролевых игр на уроках английского языка
В этом случае необходимая лексика английского языка и грамматические конструкции уже усвоены, речевые образцы проработаны, фонетические,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы