«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»



Название«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Дата конвертации10.07.2012
Размер335,55 Kb.
ТипПояснительная записка
скачать >>>

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»


Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от________200 г.

Зав.кафедрой_________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта»


Специальности


050716 Специальная психология

с дополнительной специальностью 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики





Самара – 2009



  1. Пояснительная записка


Курс «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта» рассчитан на студентов очной и заочной формы обучения по специальности «олигофренопедагог» 4 курса предполагает ознакомление студентов с содержанием коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта в образовательных учреждениях.

Важным значением курса является обеспечение понимания студентами, что педагогическая работа с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта, представляет собой систему мероприятий, имеющую коррекционную направленность.

Современные исследования в области коррекционной педагогики ориентированы на концепцию раннего начала коррекционной работы, что и является задачей специального дошкольного учреждения.

В ходе данного курса делается акцент на особенности дошкольников с умственной отсталостью и с задержкой психического развития, специфику работы с данными категориями нарушений. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, необходимы студентам при прохождении педагогической практики в специализированных дошкольных учреждениях.

Курс «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта» является важной составляющей частью подготовки будущих олигофренопедагогов.


Цель курса – формирование знаний о системе коррекционно – педагогической работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Задачи

- познакомить с системой дошкольных учреждений для детей с нарушениями интеллекта;

- раскрыть специфику работы с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта;

- сформировать представления о направлениях работы, видах помощи детям и родителям;

- показать формы сотрудничества всех специалистов дошкольного учреждения;

- упражнять в анализе занятий с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта;

- учить подбирать методический материал с учетом особенностей детей, соблюдать требования к его использованию;

- совершенствовать умения работать со специальной литературой;

- активизировать профессионально – педагогические умения.

Курс рассчитан на 36 (очное отд.) и 18 (заочное отд.) часов аудиторных занятий. Контроль знаний проводится в виде экзамена, в вопросы которого включены теоретические и практические задания. Отдельные вопросы курса выносятся для самостоятельной работы. В процессе изучения учебной дисциплины студенты знакомятся со специальной литературой, самостоятельно составляют разнообразные схемы, таблицы, просматривают, обсуждают занятия, анализируют конспекты занятий с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта. Внутрисеместровая аттестация предполагает выполнение контрольно-измерительных заданий.


Межпредметные связи. Изучение «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта» основывается на теоретических знаниях, полученных студентами в курсах: «Основы коррекционной педагогики», «Общая педагогика», «Специальная психология», «Обучение, воспитание детей с нарушением интеллекта», «Методика изодеятельности и ручного труда», «Методика развития речи на основе ознакомления с окружающим».


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид занятий

ОДО (4 к.,7 сем.)

ОЗО (4 к.,7 сем.)




Всего часов

70


100

Аудиторные занятия:

36

18

лекции

18

10

практические занятия

18

8

Самостоятельная работа

34

82

Вид итогового контроля

экзамен

экзамен






Раздел дисциплины

лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

лекции

Практические

Самостоятельная работа







Очное отд.




Заочное отд.

1.

Предметное содержание курса «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта». Теоретические положения. Междисциплинарные связи.

2

-

6

2

-

10

2.

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.




2

6

-

-

24

3

Система специальных учреждений для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Виды. Цели, задачи. Организация педагогической работы. Работа с родителями.

2

2

2

2

2

10

4.

Принципы, методы коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

2

2




2

2

4

5.

Направления работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью. Формирование способов усвоения общественного опыта.

2

4

4

2

2

4

6.

Направления работы с дошкольниками с ЗПР.

2

2




-

-

-

7.

Формы организации коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Планирование. Понятие «коррекционно-развивающая среда».

2

2

2

2

-

12

8.

Умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта.

2

2




-

2

8

9.

Педагогическая работа по формированию различных видов деятельности.

2




10

-

-

6

10.

Готовность к школе дошкольников с нарушениями интеллекта. Виды. Направления работы.

2

2

4

-

-

6







18

18

34

10

8

82




Всего:

36




18







  1. Содержание дисциплин и виды учебных занятий




    1. 3.1. Содержание лекционных занятий



    2. Занятие №1 (2 часа)

    3. Тема: Предметное содержание курса «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта».

    4. 1.Введение. Задачи курса «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта». Предмет, объект. Категории детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (с умственной отсталостью, с задержкой психического развития). Причины нарушений, классификации. Понятия: воспитание, обучение, знания, умения, навыки, коррекция, компенсация, реабилитация, интеграция.

    5. 2.Теоретические положения. Положения Л.С. Выготского: о сложной структуре дефекта, об общих закономерностях в развитии аномального и нормального ребенка, коррекция и компенсация в ходе развивающего обучения, о необходимости раннего начала коррекции. Опора на общедидактические педагогические теории и учения.

    6. 3.Междисциплинарные связи. Используются данные наук биологического цикла, медицинского, педагогического, психологического, социального.



    7. Занятие №2 (2часа)

Тема: Система специальных учреждений для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

1.Виды учреждений для дошкольников с умственной отсталостью, с задержкой психического развития: учреждения, находящиеся в ведении Министерства образования, здравоохранения, социальной защиты.

2. Цели, задачи специальных учреждений. Организация педагогической деятельности: педагоги, участвующие в организации коррекционной работе, виды их деятельности, формы сотрудничества и взаимодействия.


    1. Занятие №3 (2часа)

    2. Тема: Принципы, методы коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

    3. 1. Общедидактические принципы: развивающего и воспитывающего обучения, научности и доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, учета ведущего вида деятельности, наглядности, индивидуального подхода.

    4. 2. Принципы коррекционной педагогики: единство диагностики и коррекции, учет структуры дефекта, учет онтогенетического хода развития, дифференцированный подход, коррекционная направленность процесса обучения и воспитания.

    5. 3. Методы воспитания и обучения дошкольников с нарушениями интеллекта. Словесные, наглядные, практические, игровые группы методов. Специфика их использования в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.



    6. Занятие №4 (2 часа)

    7. Тема: Направления работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью.

1. Направления работы:

    1. - Укрепление здоровья, формирование представлений о здоровом образе жизни;

    2. - Социальное развитие. Формировать представления: я сам, я и другие, я и окружающий мир;

    3. - Физическое развитие, воспитание;

    4. - Познавательное развитие: сенсорное воспитание, формирование мышления, элементарных математический представлений, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и формирование коммуникативных способностей, обучение грамоте;

    5. - Формирование различных видов деятельности;

    6. - Эстетическое развитие.

  1. Этапы формирования сотрудничества ребенка со взрослым, овладение способами усвоения общественного опыта.




    1. Занятие №5 (2 часа)

    2. Тема: Направления работы с дошкольниками с ЗПР.

    3. Физкультурно – оздоровительная работа. Социально – нравственное. Познавательное развитие (сенсорное воспитание, формирование элементарных математических представлений, ознакомление с окружающим миром, развитие речи и формирование коммуникативных способностей, обучение грамоте). Формирование и развитие основных видов деятельности. Коррекционно-развивающая работа (формирование предпосылок для развития высших психических функций, развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы)

    4. .

    5. Занятие №6 (2 часа)

    6. Тема: Формы организации коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

    7. 1. Формы организации коррекционно-воспитательной работы. Занятие – основная форма организации воспитания и обучения дошкольников (виды, способы организации детей, структура, подготовка, требования к проведению). Организации коррекционно-воспитательной работы в повседневной жизни детей (в играх, на прогулках, в свободной деятельности).

    8. 2. Планирование. Виды. Программные требования. Взаимосвязь специалистов.

    9. 3. Понятие «коррекционно-развивающая среда».



    10. Занятие №7 (2 часа)

    11. Тема: Умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта.

    12. 1. Сенсорное воспитание – основа умственного воспитания дошкольников с нарушениями интеллекта.

    13. 2. Формирование предпосылок для развития высших психических функций. Работа по ознакомлению с окружающим миром дошкольников с умственной отсталостью и с ЗПР.



    14. Занятие №8 (2 часа)

    15. Тема: Педагогическая работа по формированию различных видов деятельности.

    16. 1. Этапы работы по формированию продуктивных видов деятельности.

    17. 2. Специфика работы по формированию игровой деятельности.

    18. 3. Педагогическая работа по формированию трудовой деятельности.



Занятие №9 (2 часа)

Тема: Готовность к школе дошкольников с нарушениями интеллекта.

  1. Понятие. Виды школьной готовности.

  2. Направления, и специфика работы по готовности к школе дошкольников с нарушениями интеллекта.




    1. 3.2. Содержание практических занятий



Занятие 1 (2 часа)

Тема: Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Цель: Закрепить, уточнить представления студентов об особенностях развития детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Систематизировать знания классификаций видов интеллектуальных нарушений.

Вопросы и задания для самоподготовки:

1. Составить и заполнить сравнительную таблицу «Особенности развития детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта».

  1. Проанализировать классификации видов интеллектуальных нарушений различных авторов.


Литература. Основная:

  1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в д/с для детей с ЗПР. (Организационный аспект). – М.,2004.

  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М, 2005. – С.20-52.

Дополнительная:

  1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М.,1985.

  2. Дети с задержкой психического развития./ Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.

  3. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990.

  4. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н.Новгород, 1994.


Занятие 2 (2 часа)

Тема: Система специальных учреждений для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Виды. Цели, задачи. Организация педагогической работы. Работа с родителями.

Цель: Систематизировать знания о различных видах специальных учреждений для детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Расширить представления об организации педагогической работы.

Вопросы и задания для самоподготовки:

  1. Определить критерии отбора детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта для направления в различные виды специальных учреждений.

  2. Разграничить виды коррекционно–педагогической деятельности разных специалистов.

  3. Изучите Учебный план для ст.дошкольников с умственной отсталостью в Приложении «Программа для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. / Под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой – М., 2003.

  4. Составьте схему организации работы учителя – дефектолога, с опорой на Методическое пособие Боряковой Н.Ю., Касициной М.А.

  5. Подготовить обзор статей из журнала «Дефектология» (1999 - №4, 2005 -№1). Познакомиться с формами работы с родителями.

  6. Представить один из вариантов формы работы с родителями.


Контрольно-измерительные задания

  1. Какой критерий лежит в основе деления дошк. образовательных специальных учреждений на систему учреждений: образования, здравоохранения, соц. защиты:

а) возраст детей

б) введении Министерства

в) работники образования

  1. В введении Министерства образования находятся:

а) специализированный д/с

б) дошкольные группы при коррекционных школах

в) ясельные группы

г) спец. дома-интернаты

  1. В введении Министерства здравоохранения не находятся:

а) центры психического здоровья

б) реабилитационные центры

в) психо-неврологические санатории

г) ясельные группы

  1. Основной целью дошк. образовательных специальных учреждений является

а) обучение, воспитание

б) создание условий для всестороннего развития личности

в) создание условий для развития высших психических функций

г) подготовка детей к обучению в школе

  1. Педагог – дефектолог проводит педагогическое обследование

а) 1 раз в течение учебного года

б) 3 раза

в) обследование проводит только психолог

  1. Укажите формы сотрудничества специалистов.




  1. Для взаимодействия в работе дефектолога и воспитателя существует

а) журнал контроля

б) список детей

в) тетрадь взаимодействия

  1. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс – это…

а) помощь учреждению

б) условие полноценного психического развития ребенка

в) принцип воспитания и обучения

  1. Распределите виды коллективной и индивидуальной работы с родителями

коллективные

индивидуальные









Литература. Основная:

  1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в д/с для детей с ЗПР. (Организационный аспект). – М.,2004.

  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М, 2005. – С.17-19, 54-80.

Дополнительная:

  1. Программа для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. / Под ред. Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой – М.,1991, 2003.

  2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-методические аспекты. – М.,1999.

  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. // Дефектология, 2006. -№6.

  4. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержания работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения. // Дефектология, 1999. -№4.

  5. Закрепина А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка с умеренной отсталостью. // Дефектология, 2004. -№2. – С.33-39.

  6. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Дефектология, 2005. -№1. – С.5-10.

  7. Хайртдинова Л.Ф. О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта. // Дефектология, 2005. -№1. – С.11-13.

  8. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. // Дефектология, 1999. -№1. – С.41-46


Занятие 3 (2 часа)

Тема: Принципы, методы коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

Цель: Закрепить понятия, группы принципов и методов. Упражнять в дифференциации общедидактических принципов и принципов коррекционной педагогики. Уточнить требования к соблюдению принципа коррекционной направленности. Показать специфику использования словесных, наглядных, практических, игровых групп методов.

Вопросы и задания для самоподготовки:

  1. Объясните необходимость соблюдения 2-ух групп принципов в работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

  2. Укажите требования к реализации принципа коррекционной направленности.

  3. При просмотре занятия с дошкольниками с ЗПР проанализируйте: была ли в работе опора на разные группы принципов.

  4. Определите эффективность использованных на занятии методов

- выделите группы.

- отметьте специфику их применения.


Контрольно-измерительные задания

  1. Принцип – это…

а) способ организации деятельности

б) форма организации обучения, воспитания

в) положение, правило

  1. Найдите принципы, не относящиеся к работе с дошкольниками с нарушениями интеллекта

а) развивающего и воспитывающего обучения

б) справедливости

в) учета ведущего вида деятельности

г) открытости

д) индивидуального подхода

е) сознательности и активности

  1. Какой принцип предполагает опору в обучении и воспитании на зону ближайшего развития

а) систематичности и последовательности

б) научности и доступности

в) развивающего и воспитывающего обучения

  1. Принцип индивидуального подхода – это …

а) приспособление к ребенку

б) приспособление ребенка к педагогу

в) поиск эффективных способов включения ребенка в работу

  1. Что из наглядной группы методов следует использовать в работе с дошкольниками

а) слово учителя

б) наблюдение

в) работа с учебником

г) показ образца

  1. Укажите виды игр, входящих в игровые группы методов

а)

б)

в)

  1. Дополните требования, обеспечивающие коррекционную направленность обучения и воспитания

а) адаптация содержания обучения

б) замедленность процесса обучения

в) упражняемость



  1. Обозначьте стрелками соответствие

объяснение

упражнения

наглядности метод

системности и последовательности

научности и доступности

дидактические игры принцип

учет структуры дефекта

соблюдение общего и охранительно-педагогического режима

беседа

обследование предмета

сознательности и активности

Литература. Основная:

  1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в д/с для детей с ЗПР. (Организационный аспект). – М.,2004.

  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М, 2005. – С.82-90.

Дополнительная:

  1. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1. /Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.,2003.

  2. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н.Новгород, 1994.

  3. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-методические аспекты. – М.,1999.


Занятие 4 (4 часа)

Тема: Направления работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью. Формирование способов усвоения общественного опыта.

Цель: Познакомить с содержанием и направлением работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью. Дать представления о необходимости работы по формированию способов усвоения общественного опыта.

Вопросы и задания для самоподготовки:

  1. Познакомиться с «Программами для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. / Под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой – М.,1991, 2003 и / Под ред. Гаврилушкиной О.П., Соколовой Н.Д.

  2. Проанализировать разделы программ.

  3. Подготовить презентацию одного раздела программы с анализом материала по всем годам обучения.

*Подготовить представление Программы воспитания и обучения в д/с. /Под ред. М.А. Васильевой. – М., 1984.

  1. Подберите дид. игры, помогающие формировать способы усвоения общественного опыта детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью.

  2. Объясните необходимость проведения работы по формированию сотрудничества ребенка со взрослым и обучению способам усвоения общественного опыта.

  3. Раскройте содержание работы на каждом этапе.


Контрольно-измерительные задания

  1. Выберите авторов Программ «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста»

а) Гаврилушкина Н.Д., Соколова О.П.

б) М.А. Васильева

в) Шевченко С.Г., Тригер Р.Д.

г) Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева

  1. Укажите разделы, которыми отличаются Программы

/ Под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой – М., 2003.

/ Под ред. Гаврилушкиной О.П., Соколовой Н.Д.











  1. Обозначьте цифрами последовательность этапов работы по формированию сотрудничества ребенка со взрослым и обучению способам усвоения общественного опыта

- этап овладения подражанием

- этап овладения действиями по образцу

- этап формирования эмоциального общения

- этап развития внимания

- этап обучения использованию слов

- этап формирования поисковой ориентировки

Литература. Основная:

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.,1991.

  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М, 2005. – С.91-103.

Дополнительная:

  1. Программа воспитания и обучения в д/с. /Под ред. М.А. Васильевой. – М., 1984.

  2. Программа для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. / Под ред. Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой – М.,1991, 2003.

  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-образовательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта. // Дефектология, 2000. -№3. – С.66-77.


Занятие 5 (2 часа)

Тема: Направления работы с дошкольниками с ЗПР.

Цель: Познакомить с содержанием работы с детьми с задержкой психического развития. Раскрыть направления работы. Проанализировать Программу Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - М.,2005.

Вопросы и задания для самоподготовки:

  1. Какие блоки в коррекционно-развивающей работе с детьми с задержкой психического развития выделил авторы Борякова Н.Ю., Касицына М.А., чем это обусловлено?

  2. Что определяет выбор направления работы с детьми с задержкой психического развития?

  3. Какие исследователи, занимающиеся проблемой обучения и воспитания дошкольников с задержкой психического развития вам известны?

  4. В ходе анализа Программы Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» - М., 2005 и Методического пособия Боряковой Н.Ю., Касицыной М.А., 2004.

а) познакомьтесь с режимом дня ст. дошкольников с ЗПР

б) изучите схему смены видов деятельности ст. дошкольников с ЗПР

в) составьте конспект «Учебный план»

г) разберите схему организации и обеспечения педагогического процесса в д/с комбинированного вида.

Литература. Основная:

  1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в д/с для детей с ЗПР. (Организационный аспект). – М.,2004. – С. 7-39.

  2. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-методические аспекты. – М.,1999.

Дополнительная:

  1. Дети с задержкой психического развития./ Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.

  2. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1. /Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.,2003.

  3. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н.Новгород, 1994.

  4. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «начальная школа – детский сад». // Дефектология, 2000. -№6.


Занятие 6 (2 часа)

Тема: Формы организации коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта. Планирование. Понятие «коррекционно-развивающая среда».

    1. Цель: Рассмотреть формы организации коррекционно-воспитательной работы. Проанализировать занятие с дошкольниками с ЗПР. Познакомиться с программными требованиями к занятиям. Охарактеризовать понятие «коррекционно-развивающая среда».

Вопросы и задания для самоподготовки:

  1. В ходе просмотра занятия с дошкольниками с ЗПР проанализировать:

а) вид занятия

б) способы организации детей

в) структуру, ход занятия

г) подготовка педагога, детей

  1. Заполните таблицу

Ход занятия

Методы

Принципы













  1. Составьте схему «Коррекционно – развивающая среда дошкольного учреждения». Выделите виды, компоненты. Определите требования.


Литература. Основная:

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.,1991. – С. 4-13.

  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М, 2005. – С. 81-90.

Дополнительная:

  1. Маркова Л.С. Организация коррекционно –развивающего обучения дошкольников с ЗПР. – М., 2002.

  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-образовательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта. // Дефектология, 2000. -№3. – С.66-77.

  3. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1. /Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.,2003.

  4. Программа для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. / Под ред. Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой – М.,1991, 2003


Занятие 7 (2 часа)

Тема: Умственное воспитание дошкольников с нарушениями интеллекта.

Цель: Раскрыть содержание работы по умственному воспитанию с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта. Упражнять в планировании работы по умственному воспитанию в разных формах деятельности детей.

Вопросы и задания для самоподготовки:

  1. Что вы понимаете под умственным воспитанием?

  2. Назовите направления работы по умственному воспитанию с дошкольниками, имеющими умственную отсталость и задержку психического развития.

  3. Каково значение занятий по формированию элементов математических представлений и занятий по ознакомлению с окружающей действительностью для умственного воспитания?

  4. Рассмотрите предложенные дидактические игры для дошкольников, определите:

- основную цель игры

- на формирование каких психических функций направлена

- соответствие требований к наглядности

  1. Составьте схему, покажите приемы коррекционно-воспитательной работы по умственному воспитанию и развитию:

- при проведении разных видов игр

- на прогулках

- в свободной деятельности детей

- в трудовой деятельности


Литература. Основная:

  1. Дошкольное воспитание аномальных детей. / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993

  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.,1991. – С. 45-182.

  3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М, 2005. –С. 109 -160.

Дополнительная:

  1. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М.,1985.

  2. Катаева А.А. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта. // Сб. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта. / Под ред. Л.П. Носковой – М.,1984. – С. 74-89.

  3. Лапошина Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения. // Дефектология. – 1991. -№ 6. – С. 72-77.

  4. Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии. // Сб. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта / Под ред. Л.П. Носковой – М.,1984.–С.65-73.



Занятие 8 (2 часа)

Тема: Готовность к школе дошкольников с нарушениями интеллекта. Виды. Направления работы.

Цель: Закрепить понятие «Готовность к школе». Выделить виды школьной готовности. Определить особенности школьной готовности дошкольников с нарушениями интеллекта. Рассмотреть направления работы по формированию школьной готовности дошкольников с нарушениями интеллекта.

Вопросы и задания для самоподготовки :

  1. Проанализируйте понятие «Готовность к школе» из разных педагогических источников. Что включают авторы в эти определения.

  2. Составьте схему, отражающую виды школьной готовности. Дополните каждый вид особенностями, которые проявляются у дошкольников с нарушениями интеллекта (по вариантам):

А) у дошкольников с задержкой психического развития

Б) у дошкольников с умственной отсталостью

  1. С опорой на схему (см п.2) и Программы обучения и воспитания определите и выпишите направления коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими нарушения интеллекта.

  2. Какие приемы работы помогают формировать мотивационную готовность дошкольников?

  3. Подберите игровые упражнения, направленные на формирование эмоционально-волевой сферы дошкольников.

  4. Какие изменения в коррекционно-развивающей работе со старшими дошкольниками способствуют формированию школьной готовности? Как отражаются эти изменения в работе всех педагогов?

  5. Что бы вы изменили в коррекционно-развивающей среде групповой комнаты для старших дошкольников с нарушениями интеллекта?


Литература. Основная:

  1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в д/с для детей с ЗПР. (Организационный аспект). – М.,2004. – С. 34-37.

  2. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М, 2005.- С. 194-202.

Дополнительная:

  1. Бабкина Н.В. Психологическая готовность к школьному обучению детей с с задержкой психического развития. // Сб. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2001.

  2. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1. /Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.,2003.

  1. Программа для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. / Под ред. Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой – М., 2003.

  2. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «начальная школа – детский сад». // Дефектология, 2000. -№6.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

4.1. Обязательная и дополнительная литература

Основная литература


1. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в д/с для детей с ЗПР. (Организационный аспект). – М.,2004.

2. Дошкольное воспитание аномальных детей. / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.

3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. – М.,1991.

4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.- М, 2005.


Дополнительная литература

1.Бабкина Н.В. Психологическая готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития. // Сб. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2001.

2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М.,1985.

3. Дети с задержкой психического развития./ Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.

4. Маркова Л.С. Организация коррекционно –развивающего обучения дошкольников с ЗПР. – М., 2002.

5. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта. / Под ред. Л.П. Носковой – М.,1984.

6. Подготовка к школе детей с ЗПР. Книга 1. /Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.,2003.

7. Программа воспитания и обучения в д/с. /Под ред. М.А. Васильевой. – М., 1984.

8. Программа для специальных дошкольных учреждений: Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста. / Под ред. Е.А.Екжановой, Е.А. Стребелевой – М.,1991, 2003.

9. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990.

10. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н.Новгород, 1994.

11. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-методические аспекты. – М.,1999.


Статьи, опубликованные в журналах «Дефектология»

  1. Волковская Т.Н. Возможные способы организации и содержания работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения. // Дефектология, 1999. -№4.

  2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-образовательного процесса в условиях специализированного дошкольного учреждения для детей с нарушением интеллекта. // Дефектология, 2000. -№3. – С.66-77.

  3. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. // Дефектология, 2006. -№6.

  4. Закрепина А.В. Педагогическая помощь семье в воспитании ребенка с умеренной отсталостью. // Дефектология, 2004. -№2. – С.33-39.

  5. Лапошина Э.В. Особенности ознакомления умственно отсталых дошкольников с некоторыми предметами ближайшего окружения. // Дефектология. – 1991. -№ 6. – С. 72-77.

  6. Стребелева Е.А., Закрепина А.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Дефектология, 2005. -№1. – С.5-10.

  7. Хайртдинова Л.Ф. О работе с родителями в специальном (коррекционном) дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушениями интеллекта. // Дефектология, 2005. -№1. – С.11-13.

  8. Шевченко С.Г. Организация специальной помощи детям с трудностями в обучении в условиях дошкольных учреждений, комплексов «начальная школа – детский сад». // Дефектология, 2000. -№6.

  9. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение. // Дефектология, 1999. -№1. – С.41-46.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составьте схему, укажите формы сотрудничества специалистов в дошкольном учреждении.

  2. Подберите, выпишите дидактические игры, упражнения (по 5), направленные на познавательное развитие, на формирование эмоциональной сферы дошкольника с нарушением интеллекта.

  3. Подберите различные по содержанию физ.минутки для дошкольников.

  4. Подготовьте вопросы, которые вы хотели бы задать олигофренопедагогу, работающему в специальном дошкольном учреждении.

  5. На основе примерного программного содержания самостоятельно составить программное содержание к просмотренному занятию.

  6. Выберите Программу обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта, составьте программное содержание к своему занятию.

  7. Задания к теме: «Педагогическая работа по формированию различных видов деятельности».
    А) Проанализировать программные требования по трудовому воспитанию дошкольников с умственной отсталостью. Заполнить таблицу

Год обучения

Виды труда

Формы организации




























Б) Продумайте схему, отражающую коррекционную направленность трудового воспитания (по каждому виду труда).

В) Прочитайте, составьте аннотацию книги Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. – М., 1990

Г) Определите, выпишите направления работы по развитию игровой деятельности умственно отсталых дошкольников (// Сб. Особенности развития и воспитания детей с недостатками слуха и интеллекта. / Под ред. Л.П.Носковой – М.,1984. – С. 30-46.


Контрольно-измерительные задания по курсу «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта»


Контрольно-измерительные задания по теме: «Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта».

  1. В введении Министерства образования находятся:

а) специализированный д/с

б) дошкольные группы при коррекционных школах

в) ясельные группы

г) спец. дома-интернаты

  1. В введении Министерства здравоохранения не находятся:

а) центры психического здоровья

б) реабилитационные центры

в) психо-неврологические санатории

г) ясельные группы

  1. Основной целью дошк. образовательных специальных учреждений является

а) обучение, воспитание

б) создание условий для всестороннего развития личности

в) создание условий для развития высших психических функций

г) подготовка детей к обучению в школе

  1. Педагог – дефектолог проводит педагогическое обследование

а) 1 раз в течение учебного года

б) 3 раза

в) обследование проводит только психолог

  1. Для взаимодействия в работе дефектолога и воспитателя существует

а) журнал контроля

б) список детей

в) тетрадь взаимодействия

  1. Включение родителей в коррекционно-педагогический процесс – это…

а) помощь учреждению

б) условие полноценного психического развития ребенка

в) принцип воспитания и обучения

  1. Распределите виды коллективной и индивидуальной работы с родителями

коллективные

индивидуальные








Контрольно-измерительные задания по теме: «Принципы, методы коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями интеллекта».


  1. Принцип – это…

а) способ организации деятельности

б) форма организации обучения, воспитания

в) положение, правило

  1. Найдите принципы, не относящиеся к работе с дошкольниками с нарушениями интеллекта

а) развивающего и воспитывающего обучения

б) справедливости

в) учета ведущего вида деятельности

г) открытости

д) индивидуального подхода

е) сознательности и активности

  1. Какой принцип предполагает опору в обучении и воспитании на зону ближайшего развития

а) систематичности и последовательности

б) научности и доступности

в) развивающего и воспитывающего обучения

  1. Принцип индивидуального подхода – это …

а) приспособление к ребенку

б) приспособление ребенка к педагогу

в) поиск эффективных способов включения ребенка в работу

  1. Что из наглядной группы методов следует использовать в работе с дошкольниками

а) слово учителя

б) наблюдение

в) работа с учебником

г) показ образца

  1. Укажите виды игр, входящих в игровые группы методов

а)

б)

в)

  1. Дополните требования, обеспечивающие коррекционную направленность обучения и воспитания

а) адаптация содержания обучения

б) замедленность процесса обучения

в) упражняемость



  1. Обозначьте стрелками соответствие

объяснение

упражнения

наглядности метод

системности и последовательности

научности и доступности

дидактические игры принцип

учет структуры дефекта

соблюдение общего и охранительно-педагогического режима

беседа

обследование предмета

сознательности и активности


Контрольно-измерительные задания по теме: «Направления работы с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью. Формирование способов усвоения общественного опыта».


  1. Выберите авторов Программ «Воспитание и обучение умственно отсталых детей дошкольного возраста»

а) Гаврилушкина Н.Д., Соколова О.П.

б) М.А. Васильева

в) Шевченко С.Г., Тригер Р.Д.

г) Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева

  1. Укажите разделы, которыми отличаются Программы




/ Под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой – М., 2003.

/ Под ред. Гаврилушкиной О.П., Соколовой Н.Д.











  1. Обозначьте цифрами последовательность этапов работы по формированию сотрудничества ребенка со взрослым и обучению способам усвоения общественного опыта

- этап овладения подражанием

- этап овладения действиями по образцу

- этап формирования эмоциального общения

- этап развития внимания

- этап обучения использованию слов

- этап формирования поисковой ориентировки


Перечень вопросов к экзамену


  1. Предмет, задачи курса «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта». Междисциплинарные связи.

  2. Система специальных дошкольных учреждений для детей с нарушением интеллекта.

  3. Принципы отбора детей в специализированные дошкольные образовательные учреждения.

  4. Цели, задачи, средства и методы специального дошкольного воспитания.

  5. Дидактические принципы специального дошкольного воспитания, обучения.

  6. Особенности психического развития дошкольника с нарушениями интеллекта.

  7. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталого дошкольника.

  8. Психолого-педагогическая характеристика дошкольника с ЗПР.

  9. Структура и принципы построения программы воспитания и обучения в СДОУ. (на выбор)

  10. Коррекционно-развивающая среда специального дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением интеллекта.

  11. Задачи, реализуемые программой специального дошкольного обучения и воспитания.

  12. Основные направления коррекционно-педагогической работы педагогов с детьми с нарушениями интеллекта в специальном дошкольном учреждении.

  13. Принципы коррекционной направленности процессов воспитания, обучения.

  14. Формирование способов усвоения общественного опыта как коррекционная задача обучения детей с нарушением интеллекта.

  15. Специфика работы на занятиях по «ознакомлению с окружающим миром» дошкольниками с задержкой психического развития.

  16. Формирование познавательных способностей дошкольников с нарушением интеллекта в процессе коррекционного обучения и воспитания.

  17. Умственное воспитание дошкольника с нарушением интеллекта. Основные направления работы по умственному воспитанию.

  18. Особенности сенсорного воспитания дошкольников с нарушением интеллекта.

  19. Развитие внимания и запоминания, как одно из направлений работы по умственному воспитанию дошкольников с нарушением интеллекта.

  20. Основные направления работы по формированию мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта.

  21. Коррекционно-педагогическая работа по развитию речи дошкольников с нарушением интеллекта. Разделы работы и их содержание.

  22. Формирование деятельности ребенка дошкольного возраста с нарушением интеллекта как коррекционная задача специального обучения и воспитания.

  23. Развитие и формирование предметной деятельности, элементов трудовой деятельности у детей с нарушением интеллекта.

  24. Особенности формирования игровой деятельности у детей с нарушением интеллекта (умственная отсталость).

  25. Этапы коррекционно-воспитательной работы по формированию сюжетно-ролевой игры у дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

  26. Продуктивные виды деятельности и работа по их формированию у дошкольников с нарушением интеллекта.

  27. Коррекционное значение занятий по изобразительной деятельности в специальном дошкольном образовательном учреждении для детей с нарушением интеллекта.

  28. Конструирование как действенное средство коррекции недостатков познавательной деятельности у детей с нарушением интеллекта.

  29. Коррекционное значение физического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта. Основные направления работы.

  30. Особенности нравственного и эстетического воспитания дошкольников с нарушением интеллекта, направления работы.

  31. Особенности трудового воспитания дошкольников с нарушением интеллекта в условиях СДОУ.

  32. Основные направления работы по подготовке дошкольников с умственной отсталостью к обучению в школе.

  33. Основные направления работы по подготовке дошкольников с задержкой психического развития к обучению в школе.

  34. Особенности работы с родителями в условиях специального дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением интеллекта.



Практические задания





  1. Перечислите игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и формирование представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

  2. Приведите примеры физкультминуток для дошкольников с интеллектуальными нарушениями.

  3. Подберите игры и упражнения, направленные на развитие мышления умственно отсталых детей.

  4. Перечислите игры и задания на развитие эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития.

  5. Назовите игры, упражнения для развития воображения детей с нарушением интеллекта.

  6. Перечислите игры и упражнения, направленные на развитие речи и ознакомление с окружающим детей с нарушением интеллекта.

  7. Составьте программное содержание к занятию с дошкольниками с умственной отсталостью.

  8. Составьте программное содержание к занятию с дошкольниками с задержкой психического развития.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconПоволжская государственная социально-гуманитарная академия факультет Кафедра Утверждаю

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconПоволжская государственная социально-гуманитарная академия кафедра социального менеджмента и управления образованием Утверждаю

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconСведения о соискателе
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная...
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconОрганизационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников
Работа выполнена в гоу впо «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Программа курса предназначена для студентов 1-го курса (1-й семестр) отделения логопедии
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Программа курса предназначена для студентов 2-го курса (3-й семестр) отделения логопедии
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Методические рекомендации для студентов (с перечнем заданий для самостоятельной работы по каждой теме)
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconФормирование критического мышления студента будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке гоу впо «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы