«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»



Название«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Дата конвертации10.07.2012
Размер276,97 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
скачать >>>

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»


Утвержден

на заседании кафедры логопедии

Протокол № от________200 г.

Зав.кафедрой_________________


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ «Подготовка к школе детей с проблемами в развитии»


Специальности


050716 Специальная психология

с дополнительной специальностью 050715 Логопедия

факультет коррекционной педагогики





Самара - 2009

Содержание




1. Учебная программа дисциплины

3

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Содержание дисциплины

4

1.3. Рекомендуемая литература (основная)

4

1.4. Рекомендуемая литература (дополнительная)

4

2. Рабочая учебная программа дисциплины

5

2.1. Цель и задачи изучения дисциплины


5

2.2. Требования к уровню освоения учебной дисциплины

5

2.3. Объём дисциплины и виды учебной работы.

6

2.4. Содержание дисциплины и виды учебных занятий

6

2.5. Содержание разделов дисциплины

7

2.6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9

2.6.1. Рекомендуемая литература (основная)

9

2.6.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

9

2.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

9

2.8. Содержание промежуточного и итогового контроля

9

2.8.1. Перечень примерных контрольных вопросов

9

2.8.2. Примерный перечень вопросов к экзамену

12

2.8.3. Примерный перечень вопросов к государственным аттестационным испытаниям

13

2.9. Учебно-исследовательская работа по дисциплине

14

2.10. Научно-исследовательская деятельность студентов по дисциплине

16

2.11. Методические рекомендации для преподавателя по изучению учебной дисциплины

16

2.12. Методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины

17

Приложение на CD. Теоретические материалы по дисциплине (хрестоматия)






1. Учебная программа дисциплины




1.1. Пояснительная записка



Обоснование актуальности учебной дисциплины. Подготовка к школе является важнейшей задачей дошкольного образования. Успешное обучение может осуществляться на определенном уровне школь­ной готовности. Психологический аспект готовности к обучению под­разумевает сформированность определенного уровня: 1) знаний и представлений об окружающем мире; 2) ум­ственных операций, действий и навыков; 3) речевого раз­вития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связ­ным высказыванием и элементами монологической ре­чи; 4) познавательной активности, проявляющейся в со­ответствующих интересах и мотивации; 5) регуляции по­ведения. Дети с проблемами в развитии оказываются не готовыми к школьному обучению по этим параметрам. Недостатки школьной готовности свидетельствуют о необходимости проведения специальной коррекционно-развивающей работы. Поэтому должна проводиться подготовка специальных психологов, направленная на практическое решение вопросов школьной готовности детей с проблемами в развитии.

Курс «Подготовка к школе детей с проблемами в развитии» основывается на межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как «Общая психология», «Возрастная психология», «Специальная психология», «Логопедия», «Олигофренопедагогика», «Спецметодика обучения русскому языку», «Психолого-педагогическая практика» и др.

Дисциплина «Подготовка детей с проблемами в развитии к школе» изучается студентами, обучаюищмися по специальности 031900.00 «Специальная психология» в 7 семестре.

Изучение курса осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной внеаудиторной работы студентов. По окончании курса «Подготовка детей с проблемами в развитии к школе» студенты сдают зачет.


1.2. Содержание дисциплины

Проблема психологической готовности к обучению в школе в работах отечественных и зарубежных психологов. Физическая и психологическая готовность к обучению в школе. Интеллектуальная готовность к обучению в школе. Речевая готовность к обучению в школе. Тип общения со взрослым и сверстниками как показатель готовности к школьному обучению. Характеристика мотивационной готовности к обучению в школе. Произвольность, как показатель готовности к обучению в школе. Роль сюжетно-ролевой игры в подготовке ребенка к школе. Учет зоны ближайшего развития и зоны актуального развития в определении готовности к школьному обучению. Направления работы специальных дошкольных образовательных учреждени по подготовке детей с проблемами в развитии к школе. Задачи, содержание и методики коррекционно-развивающей работы по формированию готовности к обучению в школе.



1.3. Рекомендуемая литература (основная)


  1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей к школе . М.- 2002

  2. Специальная дошкольная педагогика/ под ред. Е.А.Стребелевой.- М, 2001.

  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002


1.4. Рекомендуемая литература (дополнительная)


  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.1968

  2. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. — М., 1998.

  3. Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с ЗПР шестилетнего возраста // Дефектология. — 1989. — № 4.

  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.-М, 2001.

  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М, 2001.

  6. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушени­ями умственного и физического развития // Дефектология. — 1998. — № 2,

  7. Кравцова Е,Е, Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.- 1991

  8. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. — М., 1990.

  9. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М.: 2001

  10. Марковская И. Ф. Задержка психического развития у детей. Клиничес­кая и нейро- психологическая диагностика. — М., 1993.

  11. Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой ручной моторики у детей с ЗПР // Дефектология. — 1988. — № 4.

  12. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М., 1997.

  13. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе.- М.,1993

  14. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе.- М.: 2000

  15. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития М., 1990.

2. Рабочая Учебная программа дисциплины



2.1. Цель и задачи изучения дисциплины

Цель дисциплины:

- подготовка специалиста, способного решать наиболее существенные практические задачи подготовки к школе детей с проблемами в развитии.

Задачи дисциплины:

  • обеспечение усвоения знаний в области предпосылок формирования и компонентов школьной готовности;

  • ознакомление с направлениями работы и частными методиками подготовки к школе детей с проблемами в развитии;

  • овладение приемами практического психолого-педагогического воздействия, направленными на повышение уровня школьной готовности

  • ориентирование студентов в вопросах комплексного характера подготовки к школе;

  • усвоение основ организации подготовки к школе в дошкольном коррекционном образовательном учреждении для детей с проблемами в развитии;

  • воспитание у студентов ответственного отношения к своей профессиональной деятельности.

2.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

- теоретические и практические основы подготовки к школе детей с проблемами в развитии;
- базовые понятия в области структуры и предпосылок школьной готовности;

- содержание педагогической работы по подготовке к школе детей с проблемами в развитии;

- междисциплинарные подходы к проблеме подготовке к школе детей с проблемами в развитии;

уметь:

  • проводить анализ причин недостатков школьной готовности у конкретного ребенка;

  • обосновывать выбор методов коррекции недостатков школьной готовности.

владеть практическими умениями и навыками:

  • организации подготовки к школе ребенка с проблемами в развитии;

  • использования в коррекционно-развивающей работе разнообразных средств;

  • консультирования родителей и педагогов по проблеме школьной готовности

  • профилактики недостатков школьной готовности в рамках дошкольного образовательного учреждения.



2.3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Количество часов

Общая трудоемкость

68

Аудиторные занятия

36

Лекции

18

Семинарские занятия

18

Самостоятельная работа

32

Вид итогового контроля

зачет


2.4. Содержание дисциплины и виды учебных занятий





Раздел дисциплины

Лекц.

Сем.

Самост

1.

Понятие школьной готовности.

6

6

14

1.1



Проблема психологической готовности к обучению в школе в работах отечественных и зарубежных психологов.

2



2

6



1.2.


Характеристика компонентов школьной готовности

4


4

8


2.



Направления работы специальных дошкольных образовательных учреждений для детей с нарушениями речи, с ЗПР, с умственной отсталостью, с нарушениями зрения и слуха, опорно-двигательного аппарата по подготовке к школе.

4


4

8


3.



Задачи и содержание коррекционно-педагогической работы учителя -дефектолога при формировании готовности к обучению в школе.

8



8

10



3.1.


Методологические принципы работы по подготовке детей к школе.

2


2

2


3.2.


Развитие познавательной мотивации и произвольности в учении.

2


2

2


3.3.

Развитие игровой деятельности.

2

2

2

3.4.

Формирование высших психических функций .

2

2

4




всего

18

18

32


2.5. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Понятие школьной готовности.

Тема 1. Проблема психологической готовности к обучению в школе в работах отечественных и зарубежных психологов. Современная трактовка понятия школьная готовность в работах отечественных ( Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Е.Е. Кравцова , Н.И. Гуткина) и зарубежных (А. Керн, Я. Йирасек, Р. Заззо) ученых. Разграничение понятий «школьная готовность» и «школьная зрелость».

Тема 2. Характеристика компонентов школьной готовности


Физическая и психологическая готовность к обучению в школе. Интеллектуальная готовность к обучению в школе. Речевая готовность к обучению в школе. Тип общения со взрослым и сверстниками как показатель готовности к школьному обучению. Характеристика мотивационной готовности к обучению в школе. Произвольность, как показатель готовности к обучению в школе .Роль сюжетно-ролевой игры в подготовке ребенка к школе. Учет зоны ближайшего развития и зоны актуального развития в определении готовности к школьному обучению.


Раздел 2. Направления работы специальных дошкольных образовательных учреждений.


Тема 3. Направления работы специальных дошкольных образовательных учреждений.

Анализ направлений работы специальных дошкольных образовательных учреждений по подготовке к школе детей с нарушениями речи ( Г.В. Чиркина), с ЗПР (Е.А.Екжанова; И. К. Белова. Р. В. Былич, И. И. Волкова, И. А. Куз­нецова, Г.Н. Максимова, С. Г. Шевченко) , с умственной отсталостью ( Е.А. Стребелева ), с нарушениями зрения ( Л.И.Плаксина ), с нарушениями слуха ( Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина), опорно-двигательного аппарата (О.Г. Приходько).


Раздел 3. Задачи и содержание коррекционно-педагогической работы учителя -дефектолога при формировании готовности к обучению в школе.


Тема 4. Методологические принципы работы по подготовке детей к школе. Развитие отдельных психических процессов через пе­рестройку и развитие мотивационной сферы ребенка;субъектное отношение к ребенку;

развивающая работа должна строиться на основе ин­дивидуального подхода, учитывающего "зону ближайшего развития"ребенка; занятия должны проходить в игровой форме и вызы­вать живой интерес; отношения с детьми должны быть доброжелательными и дружелюбными; недопустимы менторская позиция и пори­цание за неуспех; ребенок должен иметь право на ошибку; успех должен переживаться ребятами как радость; это­му способствует положительная эмоциональная оценка лю­бого достижения учащегося со стороны взрослого; большое внимание на занятиях должно уделяться раз­витию у детей способности к самостоятельной оценке своей работы.


Тема 5. Методика развития познавательной мотивации и произвольности в учении. Игры по правилам, появление мотивирующей силы выигрыша и пробуждения потребности в произвольном поведении; произвольное овладение психическими процессами через опосредствование с помощью специальных техник (метод поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина); формирование познавательных мотивов, мотивов дости­жения, широкие социальные мотивов учения.Основной используемый содержательный материал - развивающие игры (игры, расширяющие кругозор и словарный запас ре­бенка;логические игры; игры с правилами; игры, развивающие фонематический слух; игры, развивающие внимание и память; игры, развивающие мелкую и общую моторику ре­бенка)


Тема 6.Методика развития игровой деятельности.. Направления работы по формированию игровой деятельности. Формирование игры как деятельности. Формирование игры как совместной деятельности. Формирование содержания сюжетных игр. Формы обучения игре , виды взаимодействия взрослого с ребенком при обучении игре.


Тема 7. Формирование высших психических функций . Формирование пространственных представлений ( схема тела, осознание двигательных возможностей и расшире­ние диапазона движений, определение направлений в пространстве относительно своего тела, ориентация других объектов относительно друг друга и себя относителъно других объектов, схема тела человека, находящегося напротив, двигательные диктанты и графические схемы, конструирование и копирование). Формирование «квазипространственных» представлений (работа с предлогами, ориентация в линейной последо­вательности предметного и числового ряда, усвоение сравнительных словесных конструкций.). Совершенствование динамической организации двигательного акта. Развитие графических способностей. Формирование представлений о последовательности событий, времени. Формирование межмодальных перцептивных взаимодействий. Развитие тактильной , двигательной , зрительной , слухоречевой памяти. Развитие произвольного внимания.


2.6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины


2.6.1. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей к школе . М.- 2002

  2. Специальная дошкольная педагогика/ под ред. Е.А.Стребелевой.- М, 2001.

  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М., 2002


2.6.2. Рекомендуемая литература (дополнительная)


  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.1968

  2. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. — М., 1998.

  3. Екжанова Е.А. Формирование изобразительной деятельности у детей с ЗПР шестилетнего возраста // Дефектология. — 1989. — № 4.

  4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.-М, 2001.

  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М, 2001.

  6. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушени­ями умственного и физического развития // Дефектология. — 1998. — № 2,

  7. Кравцова Е,Е, Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.- 1991

  8. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с ЗПР. — М., 1990.

  9. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.- М.: 2001

  10. Марковская И. Ф. Задержка психического развития у детей. Клиничес­кая и нейро- психологическая диагностика. — М., 1993.

  11. Марковская И.Ф., Екжанова Е.А. Развитие тонкой ручной моторики у детей с ЗПР // Дефектология. — 1988. — № 4.

  12. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. — М., 1997.

  13. Обучение детей с ЗПР в подготовительном классе.- М.,1993

  14. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе.- М.: 2000

  15. Ульенкова У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития М., 1990.


2.7. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Для организации части лекционных и семинарских занятий необходимы компьютер, мультимедиапроектор, экран; видеомагнитофон, телевизор.


2.8. Содержание промежуточного и итогового контроля


2.8.1. Перечень примерных контрольных вопросов


А) Контрольные вопросы для промежуточной аттестации в форме письменного опроса

  1. Аргументируйте необходимость подготовки детей с проблемами в развитиии к обучению в школе

  2. Охарактеризуйте интеллектуальную готовность к обучению в школе.

  3. Охарактеризуйте речевую готовность к обучению в школе.

  4. Почему тип общения со взрослым и со сверстниками является показателем готовности к школьному обучению?

  5. Дайте характеристику новообразованию «внутренняя позиция школьника».

  6. Охарактеризуйте произвольность, как показатель готовности к обучению в школе .

  7. В чем состоит роль сюжетно-ролевой игры в подготовке ребенка к школе?

  8. Перечислите основные направления работы по подготовке к обучению в школе детей с нарушениями речи.

  9. Перечислите основные направления работы по подготовке к обучению в школе детей с ЗПР.

  10. Перечислите основные направления работы по подготовке к обучению в школе детей с умственной отсталостью.

  11. Перечислите основные направления работы по подготовке к обучению в школе детей нарушениями зрения.

  12. Перечислите основные направления работы по подготовке к обучению в школе детей с нарушениями слуха.

  13. Перечислите основные направления работы по подготовке к обучению в школе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  14. Перечислите этапы работы по формированию пространственных представлений .

  15. Назовите упражнения, направленные на развитие различных видов памяти.

  16. Назовите упражнения, направленные на развитие произвольного внимания.


Б) Контрольные вопросы для промежуточной аттестации в форме тестирования

После изучения раздела «Понятие школьной готовности» студентам могут быть предложены вопросы для промежуточной аттестации в форме тестирования. Тестирование проводится в конце занятия в течении 20-25 минут. Каждый вопрос имеет только один правильный ответ.

1. Для характеристики каких особенностей детей старшего дошкольного возраста употребляется термин «школьная зрелость»:

А) психических;

Б) психофизиологических;

B) психоанатомических;
Г) психофизических

2. Укажите аспекты школьной зрелости:

A) интеллектуальная, эмоциональная, социальная;

Б) эмоциональная, психологическая, физиологическая;

B) речевая, волевая, психологическая;

Г) интеллектуальная, личностная, физиологическая;

3. Какой подход к пониманию психологической готовности предполагает понимание возраста, как особое сочетание внутреннего и внешнего факторов развития?

А )возрастной; Б) генетический; Г) мотивационный.

4.Какие аспекты психологической готовности к школе рассматривает Л. И. Божович:

А) личностную, физическую готовность;

Б) личностную, интеллектуальную;

В) личностную, психологическую.

6. Перечислите компоненты психологической готовности к школе.

6. Социальная зрелость-это...

A) определенный уровень морфофункционального и психофизического
развития организма ребенка;

Б) потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детской группы;

B) достаточно развитое произвольное поведение.

7. Какой подход к пониманию психологической готовности к школе позволяет проследить, как в рамках игры развивается мотивация, произвольность, интеллект?

А) возрастной; Б) генетический; В) мотивационный.

8.Какой из компонентов психологической готовности к школе предполагает сформированность «внутренней позиции школьника»?

А) интеллектуальный;

Б) эмоционально-волевой;

В) физический;

Г) личностный

9.На какое количество групп разделяют детей при оценке состояния здоровья перед поступлением в школу:

А) 3; Б) 4; В) 5

10. В старшем дошкольном возрасте физическое развитие протекает интенсивнее:

А) у мальчиков; Б) у девочек.

11. Критерием биологического возраста является:

А) масса тела;

Б) жизненная емкость легких;

В) количество постоянных зубов

12. По каким показателям определяют уровень физического развития:

А) длина тела, масса тела, окружность головы;

Б) длина тела, масса тела, окружность грудной клетки;

В) длина тела, масса тела, возраст ребенка

Критерии оценивания

11-12 баллов – высокий уровень

9-10 баллов - хороший уровень

6 – 8 баллов – средний уровень

1 – 5 баллов – низкий уровень




2.8.2. Примерный перечень вопросов к зачету


На зачете студентам предлагается ответить на два вопроса. Первый касается теоретико-методологических основ подготовки к школе детей с проблемами в развитии. Второй вопрос выявляет знание конкретных методик работы, упражнений, используемых в коррекционно-развивающей работе. На вопросы студенты отвечают в письменной форме.


  1. Проблема психологической готовности к обучению в школе.

  2. Интеллектуальная готовность к обучению в школе.

  3. Речевая готовность к обучению в школе.

  4. Тип общения со взрослым как показатель готовности к школьному обучению.

  5. Тип общения со сверстниками как показатель готовности к школьному обучению.

  6. Характеристика мотивационной готовности к обучению в школе.

  7. Произвольность, как показатель готовности к обучению в школе .

  8. Роль сюжетно-ролевой игры в подготовке ребенка к школе.

  9. Методологические принципы работы по подготовке детей к школе.

  10. Методика развития познавательной мотивации и произвольности в учении.

  11. Методика развития игровой деятельности.

  12. Направления работы по подготовке к обучению в школе детей с нарушениями речи.

  13. Направления работы по подготовке к обучению в школе детей с ЗПР.

  14. Направления работы по подготовке к обучению в школе детей с умственной отсталостью.

  15. Направления работы по подготовке к обучению в школе детей нарушениями зрения.

  16. Направления работы по подготовке к обучению в школе детей с нарушениями слуха.

  17. Направления работы по подготовке к обучению в школе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

  18. Формирование пространственных представлений ( схема тела).

  19. Формирование пространственных представлений (осознание двигательных возможностей и расшире­ние диапазона движений).

  20. Формирование пространственных представлений (определение направлений в пространстве относительно своего тела).

  21. Формирование пространственных представлений (ориентация других объектов относительно друг друга и себя относителъно других объектов).

  22. Формирование пространственных представлений (схема тела человека, находящегося напротив).

  23. Формирование пространственных представлений (двигательные диктанты и графические схемы).

  24. Формирование пространственных представлений (конструирование и копирование).

  25. Формирование «квазипространственных» представлений (работа с предлогами).

  26. Формирование «квазипространственных» представлений (ориентация в линейной последо­вательности предметного и числового ряда).

  27. Формирование «квазипространственных» представлений (усвоение сравнительных словесных конструкций.).

  28. Совершенствование динамической организации двигательного акта.

  29. Развитие графических способностей.

  30. Формирование представлений о последовательности событий, времени.

  31. Формирование межмодальных перцептивных взаимодействий.

  32. Развитие тактильной и двигательной памяти.

  33. Развитие зрительной памяти.

  34. Развитие слухоречевой памяти.

  35. Развитие произвольного внимания.


2.8.3. Примерный перечень вопросов к государственным аттестационным испытаниям


Проблемная ситуация

К школьному психологу обратилась мама будущего первоклассника Сережи К. На момент обращения (апрель) ребенку исполнилось 6 лет. Мальчик посещает дошкольное образовательное учреждение для детей с ЗПР. Мама хотела бы, чтобы ребенок начал обучение в массовой (ближайшей к дому) школе, хотя у нее и есть сомнения – будет ли такое обучение успешным.

Беседа с мамой и психологическое обследование, проведенное психологом, показали, что в психическом статусе ребенка преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости (повышенная эмоциональная живость, неустойчивость, преобладание мотива получения удовольствия). Мальчик проявляет повышенный интерес к окружающему. Инертность, тугоподвижность психических процессов отсутствуют. Ребенок очень привязан к матери. Много и с удовольствием играет, игры разнообразные. Игровая деятельность характеризуется самостоятельностью, активностью, содержит элементы творчества, фантазии, воображения. В школу идти хочет, потому что «там дети играют». Интеллектуальные интересы развиты слабо. Активное внимание отличается повышенной неустойчивостью и пресыщаемостью, с трудом организовывает свою деятельность и подчиняется требованиям воспитателя. Конкретно-действенное и наглядно- образное мышление преобладает над абстрактно-логическим, наблюдается склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий, недостаточная целенаправленность психической деятельности, слабость логической памяти. Доступно использование помощи и перенос усвоенного на новый материал.

Вопросы и задания

  • Сделайте заключение о готовности ребенка к школе по данной ситуации (характеристике).

  • Укажите диагностические процедуры, на основании которых психолог мог составить данную характеристику.

  • Информируйте маму о возможных образовательных маршрутах для Сережи, их положительных и отрицательных аспектах.

  • Дайте психолого-педагогические рекомендации по повышению уровня школьной готовности для данного ребенка.

  • Разработайте развернутый план занятий мамы с ребенком в летнее время



2.9. Учебно-исследовательская работа по дисциплине

Учебным планом учебно- исследовательская работа по дисциплине не предусмотрена. Однако, учитывая широкие межпредметные связи курса и чрезвычайную актуальность его проблематики перечислим ряд возможных тем курсовых и дипломных работ.


Примерные темы курсовых работ


  1. Развитие мотивационной готовности к обучению в школе у дошкольников с проблемами в развитии.

  2. Развитие интеллектуальнаой готовности к обучению в школе.

  3. Развитие речевой готовности к обучению в школе.

  4. Развитие произвольности, как показателя готовности к обучению в школе .

  5. Развитие игровой деятельности как предпосылки школьной готовности.



2.10. Научно-исследовательская деятельность студентов по дисциплине


Темы студенческих сообщений могут быть определены по инициативе самих студентов с участием ведущего преподавателя. Список представленных тем не является окончательным.


Тематика студенческих докладов на заседаниях научного кружка или

выступлений на научных конференциях


    1. Проблема психологической готовности к школе в современной литературе в разных странах мира.

    2. Проблема педагогической диагностики психологической готовности к школе.

    3. Анализ имеющихся учебных пособий по проблеме психологической готовности к школе .

    4. Сопоставительный анализ программ подготовки к школе.

    5. Варианты индивидуальных программ подготовки к школе.


2.11. Методические рекомендации для преподавателя по изучению учебной дисциплины


При рассмотрении проблематики школьной готовности необходимо сформировать у студентов представление о том, что содержание и объем данного понятия существенно различаются в зависимости от теоретических взглядов автора и контекста рассмотрения. Важно достичь понимания того, что готовность к школе является закономерным итогом нормативного онтогенеза в дошкольном возрасте, а при отклонениях в развитии – предметом деятельности специалистов различного профиля. Необходимо подчеркивать, что несмотря на огромную роль целенаправленного обучения в дошкольном возрасте, подготовка к школе все же базируется на совокупности предпосылок учебной деятельности, а не на сумме знаний, умений и навыков.

Предпосылки учебной деятельности нуждаются в тщательном анализе, что составит в дальнейшем необходимую методологическую базу коррекции недостатков школьной готовности. Особого внимания заслуживает роль игры как «предшественницы» учебной деятельности и рассмотрение методик ее формирования.

Необходимо создать у студентов знание последовательности упражнений по каждому из возможных направлений коррекционно-развивающей работы, навыков их самостоятельного подбора и модификации.

Подробное рассмотрения содержания работы и организационных формы обучения при подготовке к школе детей с проблемами в развитии позволит будущим специалистам уверенно осушествлять коррекционно-развивающую работу, взаимодействуя с коллегами.

Для решения поставленных задач используются такие средства обучения как конспектирование, решение ситуационных задач, составление схем, таблиц на основе программ подготовки к школе.


2.12. Методические рекомендации для студентов по изучению учебной дисциплины

Вопросы и задания для самоподготовки



Раздел 1. Понятие школьной готовности.

Тема 1. Проблема психологической готовности к обучению в школе в

  1. Какова проблематика школьной готовности?

  2. Дайте определение школьной готовности.

  3. Охарактеризуйте взгляды Л.И. Божович на проблему школьной готовности.

  4. Охарактеризуйте взгляды Д.Б. Эльконина на проблему школьной готовности.

  5. Охарактеризуйте взгляды Е.Е. Кравцовой на проблему школьной готовности.

  6. Охарактеризуйте взгляды Н.И. Гуткиной на проблему школьной готовности.

  7. В чем заключается специфика взглядов зарубежных ученых (А. Керн, Я. Йирасек, Р. Заззо) на проблему школьной готовности?

  8. Чем различаются понятия «школьная готовность» и «школьная зрелость»?



Тема 2. Характеристика компонентов школьной готовности


  1. Охарактеризуйте физическую и психологическую готовность к обучению в школе.

  2. В чем состоит интеллектуальная готовность к обучению в школе?

  3. В чем состоит речевая готовность к обучению в школе?

  4. Почему тип общения со взрослым и сверстниками является показателем готовности к школьному обучению?

  5. Дайте характеристику мотивационной готовности к обучению в школе.

  6. Охарактеризуйте произвольность, как показатель готовности к обучению в школе.

  7. В чем состоит роль сюжетно-ролевой игры в подготовке ребенка к школе?

  8. Как производится учет зоны ближайшего развития и зоны актуального развития в определении готовности к школьному обучению?


Раздел 2. Направления работы специальных дошкольных образовательных учреждений.


Тема 3. Направления работы специальных дошкольных образовательных


  1. Какие учреждения решают задачи подготовки к школе детей с проблемами в развитии?

  2. Чем обусловливается специфика работы при подготовке к школе детей с различными нарушениями?

  3. Каковы направления работы по подготовке к школе детей с нарушениями речи ?

  4. В чем состоит специфика работы по подготовке к школе детей с нарушениями речи ?

  5. Каковы направления работы специальных дошкольных образовательных учреждений по подготовке к школе детей с ЗПР?

  6. В чем состоит специфика работы по подготовке к школе детей с ЗПР?

  7. Каковы направления работы специальных дошкольных образовательных учреждений по подготовке к школе детей с умственной отсталостью?

  8. В чем состоит специфика работы по подготовке к школе детей с умственной отсталостью?

  9. Каковы направления работы специальных дошкольных образовательных учреждений по подготовке к школе детей с нарушениями зрения?

  10. В чем состоит специфика работы по подготовке к школе детей с нарушениями зрения?

  11. Каковы направления работы специальных дошкольных образовательных учреждений по подготовке к школе детей с нарушениями слуха?

  12. В чем состоит специфика работы по подготовке к школе детей с нарушениями слуха?

  13. Каковы направления работы специальных дошкольных образовательных учреждений по подготовке к школе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?

  14. В чем состоит специфика работы по подготовке к школе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата?


Раздел 3. Задачи и содержание коррекционно-педагогической работы учителя -дефектолога при формировании готовности к обучению в школе.


Тема 4. Методологические принципы работы по подготовке детей к школе


  1. Перечислите методологические принципы работы по подготовке детей к школе.

  2. Расскажите о развитии отдельных психических процессов через пе­рестройку и развитие мотивационной сферы ребенка.

  3. Что предполагает принцип субъектного отношения к ребенку?

  4. Как реализуется принцип ин­дивидуального подхода при подготовке к школе детей с проблемами в развитии?

  5. С помощью каких педагогических средств создается ситуация успеха в процессе развивающих занятий по подготовке к школе?

  6. Каким образом в процессе занятий у детей раз­вается способность к самостоятельной оценке своей работы?



Тема 5. Методика развития познавательной мотивации и произвольности в учении.


  1. Расскажите о формировании игры по правилам как средства развития познавательной мотивации и произвольности в учении.

  2. Как осуществляется произвольное овладение психическими процессами через опосредствование с помощью метода поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина?

  3. Охарактеризуйте средства формирования познавательных мотивов.

  4. Охарактеризуйте средства формирования мотивов дости­жения?

  5. Какой содержательный материал используется в развитии познавательной мотивации и произвольности в учении?



Тема 6.Методика развития игровой деятельности..


  1. Охарактеризуйте роль сюжетно-ролевой игры в подготовке ребенка к школе.

  2. Каковы особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с различными отклонениями в развитии?

  3. Перечислите направления работы по формированию игровой деятельности.

  4. Охарактеризуйте работу по формированию игры как деятельности.

  5. Охарактеризуйте работу по формированию игры как совместной деятельности.

  6. Охарактеризуйте работу по формированию содержания сюжетных игр. Какие формы обучения игре вы знаете?

  7. Перечислите виды взаимодействия взрослого с ребенком при обучении игре.



Тема 7. Формирование высших психических функций .


  1. Расскажите об этапах формирования пространственных представлений.

  2. Опишите методику работы по формированию «квазипространственных» представлений.

  3. Какие приемы работы позволяют совершенствовать динамическую организацию двигательного акта у дошкольников?

  4. Какие приемы работы позволяют развивать графические способности у дошкольников?

  5. Опишите методику работы по формированию представлений о последовательности событий, времени.

  6. Опишите методику работы по формированию межмодальных перцептивных взаимодействий.

  7. Какие упражнения по развитию тактильной , двигательной , зрительной , слухоречевой памятивы знаете?

  8. Опишите методику развития произвольного внимания.










Нажми чтобы узнать.

Похожие:

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconПоволжская государственная социально-гуманитарная академия факультет Кафедра Утверждаю

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconПоволжская государственная социально-гуманитарная академия кафедра социального менеджмента и управления образованием Утверждаю

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconСведения о соискателе
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально-гуманитарная...
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Дисциплины «Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта»
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «поволжская государственная социально-гуманитарная академия»

«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconОрганизационно-педагогические условия формирования ценностных ориентаций младших школьников
Работа выполнена в гоу впо «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Программа курса предназначена для студентов 1-го курса (1-й семестр) отделения логопедии
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Программа курса предназначена для студентов 2-го курса (3-й семестр) отделения логопедии
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» icon«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Методические рекомендации для студентов (с перечнем заданий для самостоятельной работы по каждой теме)
«Поволжская государственная социально-гуманитарная академия» iconФормирование критического мышления студента будущего учителя в процессе обучения в педагогическом университете
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке гоу впо «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы