Рынок труда и безработица в России icon

Рынок труда и безработица в России



НазваниеРынок труда и безработица в России
Дата конвертации10.07.2012
Размер259,14 Kb.
ТипРеферат
Рынок труда и безработица в России


Министерство образования РФ Ивановский Государственный Энергетический Университет кафедра “Экономики и управления” Курсовая работа по предмету “Экономическая теория” на тему: [pic][pic] Выполнил: студент группы II-52 Бодайкин М.В. Проверил: Быстров Ю.В. Иваново 2002 СОДЕРЖАНИЕ| | стр. ||Введение. |3 || | ||I. Рынок труда и его структура: |4 ||Сущность и специфика рынка труда. |4 ||Структура рынка труда. |5 ||Особенности рынка труда в России. |8 || | ||II. Причины и формы безработицы: |9 ||2.1. Сущность безработицы. |9 ||2.2. Причины и основные формы безработицы. |9 ||2.3. Факторы, способствующие безработице в |11 || | ||России |13 ||2.4. Методы борьбы с безработицей. | ||2.5. Социальные последствия безработицы в |17 || | ||России. |18 ||2.6. Прогноз уровня безработицы в России на | ||конец 2002 г. | || |19 ||III. Государственное регулирование занятости: | ||3.1. Государственная политика по регулированию |20 || |21 ||рынка труда. | ||3.2. Федеральная служба занятости России. |22 ||3.3. Биржи труда. | || |23 ||Заключение. | || | ||Библиографический список. |24 || | ||Приложение: |25 ||Диаграмма 1: "Изменения в структуре населения в | ||трудоспособном возрасте в 1992-2000 гг." | ||График 1: "Численность безработных и лиц, ищущих | ||работу, декабрь 1999 г. – март 2002 г." | | ВВЕДЕНИЕ Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался какявление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – какследствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результатемногочисленных противоречий между трудом и капиталом. Считалось, что поступательное развитие советской экономики даетнеограниченные возможности для полной занятости в общественномпроизводстве, и задача состоит лишь в том, чтобы вовлечь в него всетрудоспособное население по принципу "кто не работает, тот не ест".Всеобщая обязательность труда и приоритет общественного над личнымопределяли социальный климат советского общества в течение десятилетий. Переход к рынку заострил проблемы занятости и добавил к ним новые,связанные со структурной перестройкой российской экономики и возникновениемновых трудовых отношений, обусловленных разными формами собственности. Врезультате произошло неизбежное высвобождение работников с предприятий вусловиях перехода к рыночным отношениям и пополнение ими уже и без тогомногочисленной армии безработных. Но рассматривать безработицу как явлениепереходного периода ошибочно. Она связана и с экономическим развитием, и сизменением потребности в рабочей силе и социальном статусе самогоработника. В толковании сущности категорий оплаты труда и оплачиваемого минимума,как в никакой другой области экономической деятельности, накопилось многомифов и догм. Здесь причудливым образом переплетаются догмы и социализма, имонетарного подхода. Порой сложно определить, чья вина больше вкатастрофическом состоянии нашего трудового потенциала: большевиков илинеолибералов. Цель данного исследования – показать сущность рынка труда какнеобходимой составной части рыночной экономики и основные причиныбезработицы в сегодняшних условиях, их взаимной обусловленности. Структураработы позволяет последовательно осветить в первой части теоретическиевопросы формирования рынка труда, во второй – вопрос о конкретных формахбезработицы, а в третьей – проблему доведения безработицы до оптимальногоуровня через государственное регулирование занятости. I. РЫНОК ТРУДА И ЕГО СТРУКТУРА 1.1. СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА РЫНКА ТРУДА Рынок труда представляет собой систему общественных отношений всогласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. В функционировании рынка труда можно отметить несколько принципиальныхположений: 1. Рынок труда – это совокупность экономических отношений между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. 2. Рынок труда – это место пересечения различных экономических и социальных и интересов и функций. 3. С позиции предприятий рынок труда – это сфера взаимоотношений его сотрудников, т.е. потенциальных или фактических работников, но думающих о переходе на новое место работы в пределах фирмы. Рынок труда имеет ряд важных особенностей, накладывающих отпечаток наего функционирование: 1. Неотделимость прав собственности на товар (труд) от его владельца. Труд представляет собой процесс расходования рабочей силы от своего носителя, в процессе купли-продажи труда возникают особые отношения. 2. Большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделка, совершаемая на рынке труда, предполагает начало длительных отношений между продавцом и покупателем. 3. Наличие и действие неденежных аспектов сделки. Это прежде всего условия труда, микроклимат в коллективе, перспективы продвижения по службе и профессионального роста. 4. Наличие большого числа институциональных структур особого рода. К их числу относятся: . система трудового законодательства; . различные учреждения и службы регулирования занятости, государственные программы в области труда и занятости и т.д. 5. Высокая степень индивидуализации сделок. Они отличаются огромным разнообразием, поскольку каждый работник в своем роде уникален, а каждое рабочее место в той или иной мере отличается от другого и предъявляет к претендентам свои специфические требования.[4,c.9] 1.3. СТРУКТУРА РЫНКА ТРУДА Главными составными частями рынка труда являются совокупноепредложение, охватывающее всю наемную силу, и совокупный спрос как общаяпотребность экономики в наемной рабочей силе. Они составляют совокупныйрынок труда (рис. 1.1). Рис. 1.1. Совокупный рынок труда: С – совокупный спрос на труд; П – совокупное предложение труда; УС – удовлетворенный спрос на труд. Таким образом, та часть, которую образуется путем пересечениясовокупного спроса и совокупного предложения, носит названиеудовлетворенный спрос на труд. Не пересекающиеся части соответствуюттекущему рынку: ТР=СР-УС, где СР – совокупный рынок труда; ТР – текущий рынок труда. Текущий рынок труда образуется за счет естественного и механическогодвижения рабочей силы и рабочих мест. Он состоит из отдельных элементов: . открытый рынок труда – это экономически активное население, которое ищет работу и нуждается в подготовке и переподготовке, а также все вакантные рабочие места во всех секторах экономики. . скрытый рынок труда – это лица, которые формально заняты в экономике, но в то же время в связи с сокращением производства или же с изменением его структуры могут быть высвобождены. Исходя из определения и характеристики рынка труда, можно установитьего основные элементы: . субъекты рынка труда; . правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; . конъюнктура рынка; . службы занятости населения; . инфраструктура рынка труда; . система социальной защиты населения и др. Основными субъектами рынка труда являются работодатели и наемныеработники. Работодатель – наниматель, который может быть представлен различными"фигурами" в зависимости от узаконенной структуры отношений собственности.Им могут быть государственные предприятия, акционерные общества,общественные организации, колхозы, частные предприятия, хозяйственныеассоциации, кооперативы, совместные предприятия, индивидуальные нанимателии т.п. Наемные работники – это свободные трудоспособные граждане, для которыхработа по найму является главным источником средств существования ииндивидуального воспроизводства. Для работодателей они представляютразличную ценность в зависимости от пола, возраста, квалификации,социального статуса и ряда социальных приобретенных качеств(ответственности, исполнительности, дисциплинированности, предприимчивостии др.).[1,c.79] Система отношений на рынке труда складывается из трех основныхкомпонентов (рис. 1.2): . отношения между наемными работниками и работодателями; . отношения между субъектами рынка труда и его представителями (профсоюзы, ассоциации работодателей, службы занятости); . отношения между субъектами рынка труда и государством. Рис. 1.2. Система отношений на рынке труда. Наличие и взаимодействие всех элементов рынка труда необходимо для егофункционирования. Рынок труда выполняет ряд функций: 1. Организация встречи работодателя и наемных работников. 2. Обеспечение конкуренции на рынке труда как между работодателями, так и наемными работниками. 3. Установление равновесных ставок заработной платы. 4. Решение вопросов занятости населения. 5. Осуществление социальной поддержки безработных путем перераспределения рабочей силы в народном хозяйстве между отраслями и сферами производства и обеспечения работой незанятого населения. Конъюнктура рынка – это соотношение спроса и предложения в разрезе всехсоставляющих структур рынка труда. Она складывается в зависимости от . состояния экономики (подъем или спад); . отраслевой структуры хозяйства; . уровня развития технического базиса; . благосостояния (уровень дохода населения, в том числе душевного); . развития рынков товаров, услуг, жилья, ценных бумаг; . состояния социальной и производственной инфраструктуры; . степени развития многоукладности экономики; . меры развития интеграционных связей (отраслевых и территориальных). Кроме того, на нее оказывают влияние демографические, этносоциальные,политические, экологические и некоторые другие факторы. В зависимости от соотношения между спросом и предложением конъюнктурарынка труда может быть трех типов: 1. трудодефицитный, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда; 2. трудоизбыточный, когда на рынке труда имеются большое число безработных и соответственно избыток предложения труда; 3. равновесный, когда спрос на труд соответствует его предложению. Текущая конъюнктура российского рынка труда характеризуетсядиспропорциями в соотношении спроса и предложения труда, которые носятзастойный характер, что сдерживает движение работников между предприятиями,секторами экономики. Конкуренция представляет собой наличие большого числа независимыхпокупателей и продавцов на рынке труда и возможность для нихбеспрепятственно входить на рынок труда и покидать его. Конкуренция –неотъемлемая составляющая механизма любого рынка. Чисто конкурентный рынокхарактеризуется . наличием большого числа покупателей (фирм), которые конкурируют друг с другом при найме конкретного вида труда; . свой труд предлагают независимо друг от друга многочисленные работники, имеющие равную квалификацию; . ни фирмы, ни работники не контролируют и не диктуют ставки заработной платы. Для полного функционирования рынку труда требуется развитаяинфраструктура. Инфраструктура рынка труда – это государственныеучреждения, негосударственные структуры содействия занятости, кадровыеслужбы предприятий и фирм, общественные организации и фонды и др.,обеспечивающие наиболее эффективное взаимодействие между спросом ипредложением на рынке труда. Инфраструктура призвана регулировать отношениямежду работодателем и работником по поводу цены рабочей силы, условийтруда, подготовки и переподготовки работников, а также организовывать ирегулировать процессы защиты прав работодателей и наемных работников нарынке труда. 1.4. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА ТРУДА В РОССИИ Еще совсем недавно рабочая сила в нашей стране не рассматривалась вкачестве товара. При этом миллионы людей вступали и вступают в отношениянайма. Однако существовавший в то время рынок труда был своего родаквазирынком – порождением административной экономики, отягощенныммногочисленными диспропорциями, во многом существующими и поныне. Главное отличие нашего рынка труда – это наличие административных,правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продажерабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников. Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90-е гг. стали трудоизбыточньми. Несмотря на все эти трудности, можно надеяться, что с нынешнимквазирынком скоро будет покончено. В 1995 г. на долю негосударственногосектора экономики уже приходился 61% общей численности занятых. Вобстановке конкуренции предприятия будут стремиться к оптимизации состава ичисленности работников; а работники, в свою очередь, получат возможностьпоиска работы на наиболее выгодных условиях. Но реализовано это может бытьтолько при создании подлинно конкурентной среды на основе приватизации, приотмене регистрации, препятствующей свободному передвижению рабочей силы,при создании рынка жилья и действенной системы содействия найму. II. ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 2.1. СУЩНОСТЬ БЕЗРАБОТИЦЫ Безработица – это социально-экономическое явление, при котором частьэкономически активного населения (рабочей силы) не занята впроизводственной сфере. Безработные наряду с занятыми формируют рабочуюсилу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силынад спросом на нее. Структура безработицы по ее причинам включает четыре основные категориирабочей силы: . потерявшие работу в результате увольнения; . добровольно оставившие работу; . пришедшие на рынок труда после перерыва; . впервые пришедшие на рынок труда. Существует несколько концепций, трактующих феномен безработицы. В марксистской теории безработицу обычно связывают с процессомнакопления капитала, при котором потребность в живом труде (переменномкапитале) растет медленнее, чем в машинах и оборудовании (постоянномкапитале). В западной экономической науке господствует точка зрения, согласнокоторой безработица в своей основе отражает экономическую целесообразностьиспользования ресурсов, подобно тому как, степень загрузки производственныхмощностей отражает целесообразность и эффективность использования основногокапитала. Об этом говорит так называемый естественный уровень безработицы,отражающий структурные диспропорции на рынке труда (между структурой спросаи предложения рабочей силы по квалификации, демографическим, географическими иным критериям). К естественной безработице относят также так называемуюфрикционную безработицу, связанную главным образом с добровольным переходомтрудящихся с одной работы на другую и с сезонными колебаниями в спросе нарабочую силу.[1, c.32] 2.2. ПРИЧИНЫ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗРАБОТИЦЫ Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики. Причиныданного явления разнообразны: . структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы; . экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых; . политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу; . сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики; . изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает спрос на труд и, возрастает вероятность безработицы. Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные формы. Фрикционная безработица связана с перемещением людей с одной работы надругую, из одной местности в другую. Причина этой формы безработицы в том,что и люди, и рабочие места неоднородны, поэтому требуется определенноевремя для "взаимного поиска". Добровольная безработица связана с увольнением работника пособственному желанию, в связи с неудовлетворительной заработной платой илиусловиями труда. Структурная безработица связана с изменением в технологиях, а также стем, что рынок товаров и услуг постоянно изменяется: появляются новыетовары, которые вытесняют старые, не пользующиеся спросом. В этой связипредприятия пересматривают структуру своих ресурсов и, в частности,ресурсов труда. Как правило, внедрение новых технологий приводит кувольнению части рабочей силы либо к переобучению персонала. Вынужденная безработица связана с сокращением объемов производства. Институциональная безработица возникает, когда сама организация рынкатруда недостаточно эффективна: информация о вакансиях неполна, пособие побезработице завышено, налоги на доходы занижены. Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства,выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, т.е. в однимесяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет, в другие –уменьшается. К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемовпроизводства, относятся прежде всего сельское хозяйство и строительство. Циклическая безработица связана с недостаточным совокупным спросом натовары и услуги, который вызывает рост безработицы в тех отраслях, где этитовары производятся. Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Ее сутьзаключается в том, что в условиях неполного использования ресурсовпредприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняютработников, а переводят на сокращенный режим рабочего времени (неполнаярабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденныенеоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признатьбезработными, однако фактически они являются таковыми. Застойная безработица: в любом обществе существует прослойка людей,которые не хотят работать. Оптимальная безработица – это безработица, уровень которой равенестественной, нормальной.[3,c.340] Естественная безработица характеризуетнаилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстросовершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости отколебаний спроса и обусловленных им потребностей производства. Таким образом, безработица является характерной чертой рыночнойэкономики. Она должна быть поставлена в определенные рамки, в пределахкоторых достигается режим оптимального роста и состояние экономическойстабильности.2.3. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ БЕЗРАБОТИЦЕ В РОССИИ. Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение,толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнениемэкспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличиеследующих факторов: 1. подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53); 2. частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков); 3. условная безработица (непостоянная работа); 4. временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания); 5. потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность); 6. безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда; 7. безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство); 8. вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия); 9. безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;10. безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;11. безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;12. безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;13. первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);14. безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;15. безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;16. безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;17. безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)18. безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;19. безработица возвращающихся из мест лишения свободы;20. безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;21. безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);22. безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.[4,c.61] Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополненияармии потенциальных безработных. Под неучтенными источникамиподразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве вРоссии есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда непойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта массалюдей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, неоказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказыватьдавление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях набедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальныммиром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие впреступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - людисостоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являютсябезработными.[7,c.117] 2.4. МЕТОДЫ БОРЬБЫ С БЕЗРАБОТИЦЕЙ. При разработке федеральной и региональной программой обеспечениязанятости населения необходимо учитывать определенную специфику Россииисходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратитьбезработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременносмягчая социальные, политические и нравственные последствия неполногообеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только особлюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства,поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработнымуйдет 2.5% валового национального продукта. В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры,направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавшихинституциональные перемены в собственности и структурные сдвиги вэкономике. Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровнеи гарантии занятости в условиях спада производства и роста безработицы. Врусле демократизации общества было модернизировано законодательство о трудеи занятости путем приведения его в соответствии с международно признаннымиправилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальнаяпродолжительность отпусков, расширены гарантии занятости безработных,началось реформирование социального страхования. Регулирование социально -страховых отношений способствовало их нормализации во время приватизацииэкономики, установлению перемирия между нынешними работниками и их будущимихозяевами. Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защитынаселения, пострадавшего от правительства « реформаторов». Государство навремя отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме егоминимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу рослореальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, отдинамики потребительских цен на товары и услуги. В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестокихсоциалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам,неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на неттрадиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованиемрабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплатытруда. Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новымиусловиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные поэкономическим мотивам составили более половины официальнозарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированныхработников со стажем и производственным опытом, были особенно нужныреальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам потрудоустройству социально незащищенных маргиналов. Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимостьпреобразования фондов занятости в полноценную систему социальногострахования. Безработица из негативного явления превращалась в постояннодействующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочиеместа. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностьюпроцессами реформирования экономики, искать новые формы эффективнойзанятости. Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали«рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуяправительственному курсу социальной защиты, служба занятоститрансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолженыраздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимыхмероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественностипроекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программахсодействия занятости сознательно принижалось значение трудовогопосредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы иее конкурентоспособности на открытом рынке труда. Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращениебезработицы не решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективностипроизводства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к томувремени правительство увидело выход из него в достижении финансовойстабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово - промышленногокапитала путем мобилизации ресурсов накопления. В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественнодля системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращениявозможностей инфляционного кредитования промышленности источникомстабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальнымприоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачиперераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий,возникших в результате «народной» приватизации. Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролемгосударства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих безоплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть бездолгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовоймотивации и доходов по основному месту работы замещается государственнымикомпенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготаминеимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся,им пытаются вернуть как социально незащищенным. Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слояквалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективныхпроизводств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растетдепрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынужденыперебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия вущерб своей квалификации и социально - профессиональному статусу. Что женадо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте,неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять системуотношений труда и капитала? Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективномтруде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе,предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономическиобоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной являетсясоциальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальнуюреформу трудового законодательства в полном соответствии требованиямирыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде,бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которогоявляется свободный от внеэкономического принуждения и административногодиктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритетна рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности,образования, квалификации, опыта. Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться отрудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административныхограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести вдействие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важнысправедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмысоциального страхования экономических рисков потери трудоспособности,независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов.Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе,малом предпринимательстве. Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательногорегулирование труда, например, единый для всех размер минимальнойзаработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защитына практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственныенормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установитьминимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основутарифных систем. Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону надгосударственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении.Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости,включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицироватьнормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы.Для этого необходимо создать независимую от правительства и местнойадминистрации систему активного содействия безработным на основе страховыхвзносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынкатруда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденнобезработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованиемпреимущественно экономических стимулов привлечение к труду. Государственные гарантии незанятому населению должно заменитьобязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужноочистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоенийпопулистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовуюактивность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органысоциальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения кпосильным для них занятиям. Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать»официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности службзанятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные врезультате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затемнастает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших наперерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил,вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскореборьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными. По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямойпропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты затруд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу всоответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создаваяна ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивногоразвития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержаниювзаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, чтоявляется условием социально - экономической сбалансированности. Только такможет быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новыхрабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь,приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизацииразвития. Именно тогда становится возможным создание в обозримойперспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациямв экономике социально - трудовой сферы. 2.5. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда,наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствийроста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий попредупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную ценурадикальных реформ. При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативныетенденции:Безработица ведет к неполному использованию экономического потенциалаобщества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национальногобогатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использованияпроизводственных возможностей.При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихсяработников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи смассовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированнуюработу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении впроизводительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высотупроизводительности труда, примерно за полугодовой срок.Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чегоявляется подрыв психического здоровья нации. Оценивая, безработицу как потери общества, следует отметить такжеследующие факторы экономической нестабильности: . снижение покупательного спроса; . сокращение сбережений; . снижение инвестиционного спроса; . сокращение предложения, спад производств.Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числапреступлений. 39% зарегистрированных преступлений в России совершают лица,не имеющие постоянного источника дохода, т.к. рост безработицы на 1% ведетк увеличению числа преступлений на 8%. При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровнеимеются и положительные аспекты. Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которуюможно задействовать при расширении производства или структурныхперестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивногоразвития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цехаоказались незадействованы, т.к. работникам было легче работать на старыхуже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными,эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться. Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требованияповышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулыпредпринимательской деятельности. В силу отмеченных причин, умеренная безработица (3-7% от числа занятых)считается необходимым спутником развития рыночной экономики. [7,c.123] 2.6. ПРОГНОЗ УРОВНЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ НА КОНЕЦ 2002 г. На конец июля 2002 г. численность безработных в России составляла 5,45млн. человек, уровень безработицы – 7,6% экономически активного населения.За январь-июль 2002 г. численность безработных уменьшилась на 738 тыс.человек. Уровень безработицы в России, рассчитанный по методологии Международнойорганизации труда, к концу нынешнего года может вырасти с 7,6% до 8,6%экономически активного населения, несмотря на прогнозируемый ростэкономики. Численность зарегистрированных безработных к концу года составитнескольким более 1,3 млн. человек, или 1,8% экономически активногонаселения. Такие данные приведены в обзоре, подготовленном министерствомэкономического развития и торговли России.[9] III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАНЯТОСТИ 3.1. НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА Политика регулирования рынка как составная часть экономической политикипредусматривает достижения трех основных целей: 1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников; 2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; 3. предоставление работы каждому, кто ее ищет. Рис. 3.1. Направления государственной политики на рынке труда. Меры государственной политики занятости дифференцируются по: . объекту воздействия (общие и специализированные меры); . источникам финансирования. К методам воздействия на занятость можно отнести: . прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры; . косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная политика. Типы государственного воздействия на занятость: . пассивный: социальная помощь незанятому населению; . активный: стимулирование предложения труда, стимулирование спроса на труд, меры по согласованию спроса и предложения (информация, консультативные услуги, профконсультации, разработка программ занятости для низкоконкурентных групп населения и т.д.), меры помощи регионам и т.д. 3.2. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ В настоящее время в России сложился ряд направлений в регулированиирынка труда, которые в большей мере исходят из федеральной службы занятостинаселения. Ее основная задача состоит в повышении эффективностифункционирования рынка труда за счет распространения информации о рынкетруда. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. Основныепринципы работы российской службы занятости населения соответствуютмеждународной практике. В настоящее время в России функционируют более 2,5тысяч центров занятости. В августе 1996 г. на базе трех социальныхведомств: Министерства труда РФ, Министерства социальной защиты населенияРФ и федеральной службы занятости – образовано Министерство труда исоциального развития России (рис. 3.2).[6,c.206] Рис. 3.2. Приоритетные направления служб занятости. 3.3. БИРЖИ ТРУДА Услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляютсяорганами службы занятости бесплатно. Развитие рыночных отношенийспособствует созданию негосударственных структур занятости частногохарактера. Это различного рода коммерческие агентства по подбору персонала,учреждения при учебных заведениях и т.п. Находят применения и биржи труда.Практика показывает, что они в полной мере могут стать действеннымрегулятором рынка труда. Биржи труда аккумулируют информацию о рынке труда,его состоянии и перспективах. Как рыночная структура, биржа труда выполняетмного образные функции (рис. 3.3). Рис. 3.3. Функции биржи труда. Существуют и другие формы коммерческих структур в области организациизанятости населения на негосударственном уровне. На конец 2000 г. в Россиинасчитывалось около 150 негосударственных структур занятости и подбораперсонала, которые располагались в различных городах России, но большая ихчасть сосредоточена в Москве. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Рынок труда с его классическими признаками в российской экономике ещеразвит недостаточно. Свои позиции сохраняет госсектор со сформировавшимисяв нем принципами занятости, подходам к оплате труда и профсоюзами как"школой коммунизма". Гарантий стабильной занятости, даже при относительной низкой заработнойплате, госсектор уже не дает. Негосударственный сектор экономики развивается медленно. Более высокаязаработная плата здесь свидетельствует о высоких доходах и возможностяхоплачивать высококвалифицированный труд, но выступает также своеобразнойкомпенсацией перспектив и непредсказуемость событий. В начале 90-х гг. поряду специальностей в этом секторе предлагались зарплаты величиной додвухсот минимальных окладов. Но предложение труд оставалось неэластичным,особенно по таким квалификационным группам, как банковские работники,менеджеры, аудиторы, биржевые маклеры, юристы, особенно молодых возрастов,но с международным опытом работы и знанием иностранных языков. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. "Экономика и социология труда": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: ЮНИТИ, 1999.2. Завельский М.Г. "Экономика и социология труда": курс лекций. Москва: Палиолит: Логос, 2001.3. под редакцией профессора Николаевой И.П. "Экономическая теория": учебник для вузов по экономическим специальностям. Москва: Финстатинформ, 1997.4. Рощин С.Ю., Разумова Т.О. "Экономика труда (Экономическая теория труда)": учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 20005. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. "Экономика". Москва: Дело, 1999.6. "Обзор экономики России. Основные тенденции развития 2002 г. III" Москва, 2002.7. "Вопросы экономики" №9, 2001: Г. Монусова "Незанятость в России: вынужденная или добровольная?"8. "Экономика и жизнь" сентябрь 2002г. №38.9. www.gazeta.ru10. www.lenta.ru ПРИЛОЖЕНИЕ: диаграмма 1. ПРИЛОЖЕНИЕ: график 1.----------------------- С УС П Наемные работники Профсоюзы Работодатели Организации работодателей Государство Государство на рынке труда Развитие гибкого рынка труда, правовое обеспечение Трудоустройство, подготовка и переподготовка кадров Социальная поддержкаСодействие трудоустройствуДополнительные меры по содействию занятости лиц, особенно нуждающихся всоциальной защите, включая квотирование рабочих местСоздание новых и дополнительных рабочих мест для отдельных приоритетныхсоциальных групп населения за счет целевого субсидирования работодателяСодействие самозанятости и предпринимательской деятельностиОрганизация общественных работ и временной занятости населения[pic]Профессиональная ориентация и консультированиеОбучение и переобучение безработныхСлужба занятости Функции биржи труда Сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах Профориентация, переподготовка и трудоустройство населения Содействие территориальной и профессиональной мобильности Участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости Контроль за соблюдением трудового законодательства Постановка на учет безработных и оказание им помощи, социальная защита населения и содействие местным органам власти в организации общественных работ[pic]




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Рынок труда и безработица в России iconРынок труда и безработица

Рынок труда и безработица в России iconРынок труда и Безработица

Рынок труда и безработица в России iconРынок труда и безработица

Рынок труда и безработица в России iconКурсовая работа по экономической теории на тему: «Рынок труда и безработица» Преподователь: Решетько Флюра Лутфуловна
В этой связи исследование процессов формирования рынка труда и разработка адекватной системы его регулирования является для России...
Рынок труда и безработица в России icon«Безработица. Ее причины, формы и последствия»
Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих...
Рынок труда и безработица в России iconВ г. Уфа курсовая
Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица...
Рынок труда и безработица в России icon2. Занятость и безработица. Формы и виды безработицы. Экономическая природа заработной платы. Теории и концепции зарплаты
Рынок труда отражает основные тенденции динамике занятости, ее основных структурах (отраслевой, профессионально- квалификационной,...
Рынок труда и безработица в России icon«занятость населения и ее регулирование»
Занятость как категория и социальное состояние. Рынок труда, занятость и безработица
Рынок труда и безработица в России iconПолитика эффективной занятости в СССР. Рынок труда в послереволюционной России. Рынок труда при нэпе
Еще совсем недавно в теории и практике управлении народным хозяйством начисто отрицалась сама возможность безработицы в нашей стране,...
Рынок труда и безработица в России iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности в т ч.: экономика труда)»
Рынок труда в системе рыночного хозяйства. Рынок труда, его специфика и главные действующие силы. Взаимосвязь и взаимозависимость...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы