Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Реферат Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Выполнил ученик 10-ого класса шк. №12 Пушкарт Е. В icon

Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Реферат Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Выполнил ученик 10-ого класса шк. №12 Пушкарт Е. В



НазваниеНравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Реферат Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Выполнил ученик 10-ого класса шк. №12 Пушкарт Е. В
О.Е. Инта
Дата конвертации09.07.2012
Размер71,38 Kb.
ТипРеферат
Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л.Н. Толстого


Реферат Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л.Н. Толстого Выполнил ученик 10-ого класса шк. № 12 Пушкарт Е. В. Преподаватель: Попова О.Е. Инта 2002 Нравственные и идеологические противоречия в творчестве А.Н. Толстого. В России, да и на всём земном шаре, я думаю, немного было писателей-классиков, кому судьба подарила такую долгую жизнь, которую прожил ЛевНиколаевич Толстой. Это жизнь гениального художника, глубокого мыслителя,«деятеля по страсти», как назвал писателя его друг – художник И.Е. Репин.Интересная и, по-своему, поучительная судьба каждого человека, сделавшегочто-то нужное людям. И вдвойне интересна и значительна жизнь того, кто «былсамым сложным человеком среди всех крупнейших людей девятнадцатогостолетия». М. Горький, которому принадлежат эти слова, определяя масштабыдеятельности писателя и характеризуя сложную противоречивость его личности,нашёл удивительно ёмкую и краткую формулу: «Толстой – это целый мир».«Великим писателем русской земли» называл Толстого Тургенев. Ни одному изписателей минувшего века не удалось так широко и мощно войти в жизнь своихсовременников, как Толстому. Прожив более восьмидесяти лет он явился свидетелем и участникоммногих крупных и важных событий. Соответственно, творчество Л.Н. Толстогоохватывает большой период времени – с пятидесятых годов девятнадцатого векадо десятых годов двадцатого века. Оно выросло на почве современности, сталоеё зеркалом и правдивой летописью, её могучим рупором. «Почти в каждом новом произведении, - писал о Толстом Н.Г.Чернышевский, - он брал содержание своего рассказа из новой сферы жизни…Как расширяется постепенно круг жизни, обнимаемой произведениями графаТолстого, точно так же постепенно развивается и самое воззрение его нажизнь.» Эти две стороны идейного и творческого развития молодого писателя,проницательно отмеченные Чернышевским, характерны и для всего последующегопути Толстого в литературе. Как меняется сам гений и его взгляды на жизнь так менялись сами героиего произведений. Изображение духовного роста человек, «диалектики души» - самоепожалуй, характерное в творчестве Толстого. Но этим истинно человеческимкачеством – богатством душевного мира – он наделяет только симпатичных емулюдей. Эта своеобразная традиция прослеживается на протяжении всеготворческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем большевлияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир;человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, сприродой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют наразвитие характера. В «Казаках», какими они сложились в конечном счете, молодоймосковский дворянин Дмитрий Оленин, никем не гонимый и не утесняемы,покидает, как ему представляется, навсегда Москву, свет. Покидает потому,что в Москве ему не любится и не живётся, молодость проходит напрасно. Онедет на Кавказ, чтобы полюбить там «женщину гор», начать всё заново исовсем по другому. Толстой отправляет своего героя в подобном настроении именно наКавказ, помня, что здесь природа обладает особенной силой воздействия начеловека, а простые люди не испытывали крепостной зависимости, совместная,общая жизнь их не была нарушена, от горький впечатлений от отношений с«господами» они свободны. Таким образом, встреча Оленина с жителями казачьей станицы моглаявить собою поставленный в самом чистом виде и при наилучших условиях опытсближения человека из «образованного сословия» с миром простых людей. ГорыКавказа, а потом природа сразу же очищают душу Оленина. Он становитсявольней, естественней во всех своих поступках, в поведении. Казаков онмногим привлекает к себе: Ерошку тем, что проявляет внимание и интерес крассказам старого казака, Марьяну – нежностью, мягкостью своего обращения сней. Духовный мир гребенских казаков ясен, чист, ему чужды сомнения,терзающие душу Оленина. В «Казаках» уже довольно ясно проявляетсятолстовская «мысль народная», мысль о том, что искания лучших людейприводят их к глубинам народным, как и источнику самых чистых и благородныхпобуждений. Губительность для самих людей образованного круга их отдаленности отнарода, от народных нужд – тема комедии «Плоды просвещения». Мужики пришлик господам за землёй, но те, оказывается, отгородились от главного,насущного, погрязли в никчемных, неленых занятиях, стали верить в духов ипрочую чепуху, ни к чему серьёзному уже неспособны и заслуживают лишьвсяческого осмеяния – оно то пьесой и предлагается в форме острой ивыразительной. Толстой показал множество сфер бытия, в которых протекает жизньчеловека: мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый; мирсемьи; мир отдельного сословия; мир всех людей, живущих на земле; мирприроды в её самостоятельном развитии. Каждый человек живет во множествеэтих миров, так проявляются связи отдельной личности с другими людьми, всемье, обществе… Поиск смысла жизни героями Толстого сводится к постижению имиглубинных связей между людьми. Его любимым героям свойственно стремлениеобрести гармонию в общении с людьми. Все они в конченом итоге приходят кмысли о необходимости единения людей. Это важнейший критерий нравственнойоценки личности. Эта мысль очень ярко показана в «Войне и мире». «Война и мир» - итог нравственных исканий Толстого, вершинамастерства изображения «диалектики души», жизни сердца и интересов мысли».Толстой прослеживает сложную духовную эволюцию своих любимых героев.Постоянная неудовлетворенность действительностью, стремление жить так,чтобы восстановить внутреннюю гармонию, приводит князя Андрея к мысли, чтонельзя жить «в надоевшем ему мире интриг и женщин, французских фраз ипустоты». Он начинает понимать, что может найти смысл в армии, средисолдат. Герои толстого не чужды противоречий, в них происходит упорнаявнутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. ВотПьер – натура эмоциональная. Его жизнь – это путь открытий и разочарований,путь сложный и драматический. Путь особенный, неповторимо личный – и вместес тем, исполненный глубокого исторического значения. Пьера отличают ум,склонный к мечтательному философствованию, рассеянность, слабость воли,отсутствие инициативы, исключительная доброта. Его главная черта – поиски«успокоения, согласия с самим собой», поиски жизни, которая гармонировалабы с потребностями сердца и приносила бы ему моральное удовлетворение. Вспомним одну из важных вех в жизни Пьера. Женившись на ЭленКурагиной, Пьер всё больше осознает, что семейная жизнь его дурна, что женаего безнравственная женщина. В нём растёт недовольство, но не другими, асамим собой. Именно так и бывает с подлинно нравственными людьми. За своюнеустроенность они считают возможным казнить только самих себя. В результате большого морального напряжения происходит взрыв. Наобеде в честь Багратиона Пьер вызывает на дуэль Долохова, оскорбившего его.Но увидев лежащего на снегу раненного им противника, Пьер схватился заголову, повернувшись назад, пошёл в лес, шагаю по снегу, и вслухпроговаривая непонятные слова: «Глупо… глупо! Смерть… ложь… - твердил он,морщась». «Глупо» и «ложь» - это опять относится только к нему самому. После всего, что произошло с ним, Пьер был ввергнут в душевныйкризис. Кризис, переживаемый героем – это сильное недовольство собой, исвязанное с этим желание изменить свою жизнь, построить её на новых, добрыхначалах. Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, задаёт себе трудныевопросы: «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чегожить, и что такое я…». Здесь он встречает масона Баздеева. В моментдушевного разлада, который переживал Пьер, Баздеев представляется ему какраз тем человеком, какой ему нужен. Баздеев и масоны предлагают Пьеру путьнравственного совершенствования. Пьер принимает этот путь, потому чтобольше всего ему нужно сейчас улучшить свою жизнь и себя. В нравственномочищении для Пьера заключалась правда масонства и, увлеченный ею, он напервых порах не замечает в масонстве того, что было ложью. Но затем идеимасонства перестают удовлетворять Пьера, и он разочаровывается в нём. Желаяразделить судьбу народа, России, Пьер, не будучи военным, принимает участиев Бородинском сражении – его глазами Толстой передаёт своё пониманиеважнейшего в народной исторической жизни события. И вот, пожалуй, главнаявеха на пути нашего героя – его встреча с Платоном Каратаевым. Встреча этаознаменовала приобщение героя к народу, народной правде. В плену Пьеробретает «то спокойствие и довольствие собой, к которым он тщетно стремилсяпрежде». Здесь он «… узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, чточеловек сотворён для счастья что счастье в нём самом…». Пьер всегда искал решения вопроса о смысле жизни: «… он искал это вфилантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, вгеройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Онискал этого путём мысли, и все эти искания и попытки обманули его». И вот,наконец, с помощью Платонова Каратаева этот вопрос разрешен. Решение вопросов нравственности Л.Н. Толстой предлагает нам не толькопоказывая образы высоконравственные, но и глубоко безнравственные. ЭтоАнатоль, Элен… Автор рисует перед читателями «светских» людей, нравственностькоторых давно уже не похожа на нормальную. Особенно интересен в этомотношении образ Адольфа Берга. Отличительно чертой Берга было всегда бытьпохожим на других молодых людей высшего света, быть всегда и вездепреуспевающим: и на службе, и в личной жизнь. «Главное свойство характераБерга, - иронически замечает Толстой, - состояло в наивном и добродушномэгоизме». Вести разговор он мог лишь о вещах, которые волновали иинтересовали только его. Занимали его вещи, характерные для молодыхпридворных карьеристов. Он вовсе не считает себя лицемером, потому что тогда надо считатьбезнравственными лицемерами всё светское общество, по законам которого онживёт. Но, пожалуй, важным для характеристики Берга, является его поведениево время пожара в Москве. Во время бегства из Москвы Берг «чрезвычайновыгодно – за бесценок, покупает у управляющего оставивших Москву помещиковсекретер и приезжает к Илье Ростову с просьбой взять его на подводы.» Дажетакое всенародное горе не изменило Берга, и он продолжает заботиться толькоо своём благополучии. Л.Н. Толстой ярко показал представителя безнравственного светскогообщества, карьериста и лицемера Берга, который подобно многим, «жизнь своюсчитал не годами, а высочайшими наградами». В романе мастерски отображен сложнейший мир человеческой души. Содной стороны, великое душевное богатство Андрея Болконского и ПьераБезухова, душевная чуткость и красота Наташи Ростовой и княжны Марьи, а сдругой – примитивнейший мир души светских трутней Курагиных, Жерного,Шерер. Смысл духовных исканий заключается в том, что герои способны кдуховной эволюции, что по Толстому, является важнейшим критериемнравственной личности. Герои ищут смысл жизни и личное счастье. Толстойпоказывает этот процесс в его диалектической противоречивости. По мнениюсамого Толстого: «Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться,ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечнобороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость. Эти слова многое объясняют в судьбах самого писателя и его героев.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Реферат Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Выполнил ученик 10-ого класса шк. №12 Пушкарт Е. В iconОсобенности художественного изображения эпохи Ивана Грозного в творчестве А. К. Толстого

Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Реферат Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Выполнил ученик 10-ого класса шк. №12 Пушкарт Е. В iconI в творчестве А. С. Пушкина Реферат по литературе Образ Петра I в творчестве А. С. Пушкина Ученицы 9 «Б» класса ппк отделения гимназии Научный Псков 1998 г. Из предложенных тем реферат

Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Реферат Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Выполнил ученик 10-ого класса шк. №12 Пушкарт Е. В iconРеферат по филосифии. Тема: «Философия Л. Н. Толстого». Содержание введение второе рождение толстого что скрыто за вопросом о смысле жизни? Бог, свобода, добро
Не отвечать злом на зло, не противиться злу насилием – такова основа жизнеучения Льва Николаевича Толстого
Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Реферат Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Выполнил ученик 10-ого класса шк. №12 Пушкарт Е. В iconРоман Война и мир. Нравственные и философские изыскания Л. Н. Толстого план: История создания романа «Война и мир»

Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Реферат Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Выполнил ученик 10-ого класса шк. №12 Пушкарт Е. В iconСвоеобразие историко-литературной ситуации 70-80-х годов XIX века и общественное развитие. Типология реализма 70-80-х гг
Жанровое и тематическое многообразие в творчестве Л. Н. Толстого 50-х годов («Детство. Отрочество. Юность»; «Севастопольские рассказы»;...
Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Реферат Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Выполнил ученик 10-ого класса шк. №12 Пушкарт Е. В iconТема: Жизнь Л. Н. Толстого. Цели: Создать условие для успешного усвоения темы «Жизнь Л. Н. Толстого»
Создать условие для воспитания усидчивости, умения работать в коллективе. Оборудование: Слайды, рабочая тетрадь №2,, книги Л. Н....
Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Реферат Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Выполнил ученик 10-ого класса шк. №12 Пушкарт Е. В iconРеформы Солона и Клисфена
...
Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Реферат Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Выполнил ученик 10-ого класса шк. №12 Пушкарт Е. В iconПервое информационное сообщение
Организатор конкурса: гоу впо тульский Государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого (тгпу им. Л. Н. Толстого)
Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Реферат Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Выполнил ученик 10-ого класса шк. №12 Пушкарт Е. В iconМифологема ночи в романе л. Н. Толстого «воскресение» в «Воскресении»
В «Воскресении» одна из частотных мифологем, через которые раскрывается мироотношение Толстого, – ночь (встречается 50 раз); 7 раз...
Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Реферат Нравственные и идеологические противоречия в творчестве Л. Н. Толстого Выполнил ученик 10-ого класса шк. №12 Пушкарт Е. В iconРодины в творчестве А. Ахматовой тема родины в творчестве а. Ахматовой к теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получиларазвитие в таком масштабе, как в творчестве А.

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы