Государство и право в период нэпа icon

Государство и право в период нэпа



НазваниеГосударство и право в период нэпа
Дата конвертации09.07.2012
Размер241,33 Kb.
ТипРеферат
Государство и право в период НЭПа


Российский Университет Дружбы Народов РЕФЕРАТ (кафедра теории и истории государства и права) На тему: Советское государство и право в период НЭПа (1921-1929 гг.). Написал: студент юридического факультета Группа юю-108 Константинопольский Василий Викторович Принял: преподаватель Горячева М.В. Москва 1999 ПЛАН. 1. Введение. 2. Становление Российской Федерации. 3. Создание Союза Советских Социалистических Республик. 4. Первая конституция Союза и новые конституции республик. 5. Развитие государственного аппарата. 6. Реорганизация органов юстиции. 7. Органы государственной безопасности и рабоче-крестьянской милиции. 8. Развитие права. А) Финансовое право. Б) Гражданское право. В) Семейное право. Г) Трудовое право. Д) Уголовное право. 9)Заключение 10) Список использованной литературы. Введение. Исход гражданской войны и интервенции после Первой мировой войныубедительно показал, что вооруженной силой Советскую Россию и союзные с нейреспублики не возьмешь. Поэтому началось постепенное признание Советскогогосударства. Этот процесс привел к известной Генуэзской конференции. В конце 1921 г. Советская Россия обратилась к Антанте с предложениемпровести международную конференцию для подсчитывания итогов войны. Антантаоткликнулась на это предложение рассчитывая на взыскание долгов с СоветскойРоссии, а также за национализацию предприятий и прочего имущества,проведенную Советской властью. В свою очередь советская делегация,возглавленная наркомом иностранных дел Г.В. Чичериным, предъявила свойсчет. В результате оказалось, что не Россия в долгах у Запада, а западныедержавы еще должны нам. Впрочем, советские дипломаты не возражали противпостановки вопроса о возвращении долгов, но лишь при условии предоставленияСоветскому государству новых займов, необходимых для подъема хозяйства.Кроме того, Западу предлагалось широкое поле деятельности в СоветскойРоссии, в особенности всякого рода концессии. Западные державы не согласились на эти предложения и конференция зашлав тупик. Тем не менее в ходе конференции России удалось подписать впригороде Генуи - Раппало сепаратное соглашение с Германией о взаимномотказе от претензий. Это положило начало миролюбивым взаимовыгоднымотношениям между Россией, а потом и Советским Союзом и Германии, длившимсязатем до самого прихода к власти Гитлера. Историческое значение Генуи и в том, что усилилось признание СоветскойРоссии на международной арене. Переход к миру ставил пред страной новые сложные задачи, прежде всегов хозяйстве. Экономическое положение было ужасным. Нужно быловосстанавливать хозяйство, отброшенные по некоторым показателям на два веканазад. Военный коммунизм не создавал экономических стимулов для развитияпроизводства, ибо работник, прежде всего крестьянин, не был личнозаинтересован в его расширении. Наоборот, он стал производить продукции небольше, чем могла потребить его семья. Очень важна была и политическая обстановка в стране. Военный коммунизмсоздавал социальное напряжение. Крестьянство, еще терпевшее продразверстку,опасаясь возвращения помещиков, теперь, когда эта угроза отпала, пересталомириться с изъятием произведенной продукции. Грозным предупреждениемвластям явилось известное Тамбовское восстание, оно проходило уже не толькопод экономическими, но и под политическими лозунгами. На его подавлениебыла брошена даже регулярная армия во главе с бывшим царским офицером ибудущим советским маршалом Тухачевским. Жизнь диктовала: нужно уходить от прежних методов экономического иполитического руководства. Об этом и пошла речь на Десятом съезде РКБ(б).Основным звеном новой экономической политики, сокращенно именуемой нэпом,явился переход от продразверстки к продналогу. Государство теперь сталозабирать лишь часть произведенной крестьянином продукции и создавалопроизводителю возможность продать остальное на рынке, а следовательноулучшить свою жизнь. Переход к продналогу означал возвращение к рыночнымотношениям в экономике, прежде всего в сельском хозяйстве. Становление Российской Федерации. В послевоенные годы завершается процесс становления РоссийскойФедерации. К концу 1922 г. свою автономию получают все крупные икомпактно проживающие народы России. Создаются Дагестанская, Горская,Якутская автономные республики, восстанавливается на новой основе КрымскаяАССР, возникают Черкесская, Ойротская, коми, Кабардино-Балкарская,Карачаево-Черкесская, Монголо-Бурятская, Чеченская автономные области. Образование новых и развитие ранее созданных автономных единиц требуетустановления, уточнения и дальнейшего совершенствования их границ.Национально-территориальный принцип при определении границ автономныхобразований, который проводился уже во время гражданской войны, теперьосуществляется с некоторыми поправками. Если прежде обращалось главноевнимание на то, чтобы выделить территории, наиболее компактно заселенныетой или иной народностью, то теперь большее значение придаетсяэкономической целостности автономных республик и областей. Проводится такназываемое «округление», т.е. к прежнему национальному ядру присоединяютсятерритории, хотя и менее густо заселенные коренным населением, но затовкупе составляющие экономическое целое с этим ядром. Упорядочивается правовое положение автономных единиц и укрепляетсястабилизация структуры государственного механизма автономных республик иавтономных областей. Правоотношения РСФСР с ее автономными частями теперьприобретают более четкое и определенное содержание. В 1922 г. в состав РСФСР вошел Дальний Восток. В ноябре, когда здесьбыли окончательно разгромлены интервенты и белогвардейцы, Народное собраниеДВР провозгласило власть Советов и обратилось с просьбой в высшие органыСоветской России включить территорию республики в состав РСФСР. Создание Союза Советских Социалистических Республик. Развитие федеративных отношений между независимыми советскимиреспубликами, создание ЗСФСР, становление Российской Федерации подготовилиобразование Союза Советских Социалистических Республик, завершившееопределенный этап развития национально-государственного строительства встране. Советские республики, попробовавшие разной формы связи между собой, напрактике убедились в полезности и даже необходимости более многогранногообъединения. К нему их звала, в первую очередь, экономика: историческисложившееся разделение труда между отдельными экономическими районами,единство железнодорожной и водной сети, скудность материальных и финансовыхресурсов каждой из республик в отдельности, требовавшая их интеграции длянаиболее рационального использования. К 1922 г. экономическое объединениереспублик уже достигло больших успехов. Вместе с тем хозяйственные связимежду ними не были еще достаточно полными и единообразными. Взаимоотношениямежду соответствующими органами республик были усложненными и запутанными ине позволяли в необходимой мере достичь единства экономической политики.Строить социалистическую экономику в таких условиях было невозможно. Надобыло создать по-настоящему единый аппарат управления, обеспечивающийформирование единого хозяйства, регулируемого общим планом. Процесс преобразования федеративных отношений между советскимиреспубликами начался весной 1922 г. В советской литературе обычно делоизображалось так, что этот процесс был естественным результатомобъединенного движения народов. Конечно, за 5 лет, прошедших после Октября,народы убедились, что разделенное существование национальных республик ни кчему хорошему не приведет. Все более крепла вера, что спасение и развитиестраны возможно только в условиях объединения разрозненных национальныхрайонов. Документы показывают, что инициатива изменения этих форм пошла неснизу, а в определенной степени сверху, притом весьма своеобразно. Началидвижения не массы, а чиновники, притом как раз не в направлении кцентрализации, а в сторону ограждения прав республиканских органовуправления от директив центра. Новая форма государственного единства Советской страны была найдена несразу. Некоторые руководящие работники РСФСР и других республик считали,что вопрос об укреплении связей между независимыми советскими республикамидолжен быть решен путем вступления союзных республик в состав РСФСР и дажепутем превращения всей Советской страны в унитарное государство. Высказывалась и прямо противоположная точка зрения: выделить из РСФСРвсе автономные республики и дать им права союзных. Некоторыереспубликанские работники шли еще дальше, предлагая объединить советскиереспублики на основе конфедерации, что означало ослабление государственногоединства Советской страны по сравнению с уже достигнутым. В ноябре 1922 г. Политбюро ЦК РКБ (б) одобрило «Основные пунктыКонституции СССР», на базе которых в декабре 1922 г. специальная комиссияЦК разработала проекты Декларации и Договора об образовании Союза ССР. Как видим, вся подготовка создания СССР проходила на партийном уровне.Можно сказать, что именно партии мы прежде всего обязаны созданием новогосоюзного государства. Единая мощная партийная организация, объединяющая всюстрану, возглавляемая едиными Центральными органами, обеспечилаорганизованную, пропагандистскую и другую работу, направленную на созданиеСоюза. В конце 1922 г. на проводимую работу откликнулись и народные массы.Хотя каких-либо референдумов, опросов и т.п. по поводу создания СССР непроводилось, массовые собрания, многолюдные митинги, представительныесъезды различных обществ и организаций демонстрировали волю населения ксозданию Союза, поддержку этой идеи. Первая конституция Союза и новые конституции республик. Основной закон СССР явился новым этапом в истории советскогоконституционного строительства, отражающим в то же время определеннуюпреемственность принципов и идей, связывающую его с конституциямиреспублик, в первую очередь – с Российской, а так же с Закавказской. Прежде всего – это идея федерации. Советский Союз подобно двумназванным республикам был конституирован как федеративное государство. Нонельзя не заметить и существенной разницы между федерацией, сложившейся вРоссии, и новой формой федеративного объединения, каким явился СоветскийСоюз. Если РСФСР оформилась как государство с автономными образованиями, тоСССР – как союзное государство. В союзном государстве сочетается суверенитет Союза с сувереннымиправами его членов – союзных республик. Следовательно, носителямисуверенитета являются как Союз в целом, так и каждый из его членов вотдельности. Круг прав Союза очерчен преимущественно в ст. 1 и 2 Основного закона.Среди вопросов, отнесенных к компетенции высших органов власти Союза,выделяются две важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциямигосударства, и хозяйственные дела. Конституция относит к компетенции Союзаорганизацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны изаключение мира. Широко и подробно определяет Основной Закон права СоюзаСССР в сфере международных отношений – политических и экономических. Конституция отдает в ведение Союза представительство в международныхсношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза,заключение договоров займов, ратификацию международных договоров,руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров. К ведению Союза Конституция отнесла и общее управление народнымхозяйством, его важнейшими отраслями. Конституция закрепила за союзом большие и важные права, обеспечивающиеего нормальное функционирование, его внешнюю безопасность и внутреннееразвитие. Но большое внимание Основной закон уделяет и гарантиям правчленов Союза – союзных республик. Основной закон содержит специальную главу, трактующую суверенные праваэтих республик. Развитие государственного аппарата. Строительство высших органов власти и управления Союза ССР.Образование СССР означало возникновение нового государства ссоответствующим государственным аппаратом. Поскольку Советский Союзобъединял уже вполне сложившиеся республики, у него необходимости создаватьвсю систему государственных органов снизу доверху. Самым важным по значению и первым по времени возникновения явилсяорган, выражающий верховенство народа, - съезд Советов Союза ССР. Фактически съезд Советов, как высший орган власти Союза, выступил вмомент провозглашения СССР. I Всесоюзный съезд Советов, принявший решениеоб образовании Союза, тем самым стал его высшим органом власти. В основе организации всесоюзных съездов Советов лежали принципы,которые сложились в практике работы республиканских, главным образомвсероссийских, съездов советов. Очередные съезды Советов первоначально созывались ежегодно.Громоздкость съездов, определенные сложности и дороговизна их созывапобудили вскоре установить другую периодичность заседаний. IV съезд СоветовСССР в 1927 г. установил, что впредь съезды будут созываться раз в двагода. Конституция допускала также созыв чрезвычайных съездов. В компетенцию Всесоюзного съезда советов Входили все без исключениявопросы, которые Конституцией были отнесены к ведений Союза. Кисключительной компетенции съезда относилось утверждение и изменениеосновных начал Конституции СССР. В период между съездами Советов верховным органом власти являлсяЦентральный Исполнительный Комитет Союза. По своей структуре ЦИК Союзаотличался от ЦИКов союзных республик. ЦИК был двухпалатным. Цель созданиядвух палат заключалась в том , чтобы наиболее полно сочетать общие интересыСоюза со специфическими интересами отдельных народов, входящих в егосостав. Одна из палат носила название Союзного совета, другая – СоветаНациональностей. Обе палаты являлись равноправными. Законопроект получал силу законалишь в случае принятия его каждой из палат. В ходе разработки проектаКоституции выдвигалось предположение наделить Совет Национальностейбольшими по сравнению с Союзным Советом правами. Это предложение,означавшее бы ослабление единства союзного государства, было отвергнуто. ЦИК являлся законодательным и исполнителным органом. В качествеверховного органа власти он обладал компетенцией, тождественной компетенциисъезда Советов СССР, кроме вопросов, отнесенных к исключительному ведениюсъезду. В период между сессиями ЦИК высшими законодательным и исполнительнымограном являлся ответсвенный перед ним Президиум ЦИК Союза ССР. ПрезидиумЦик образовался из Президиумов Союзного Совета и Совета Национальностей, вкаждый из входило первоначально по семь человек. Представительством Союза Советских Социалистических Республик являлсяСовет Народных Комиссаров, образуемый ЦИК. Совнарком был исполнительным ираспорядительным органом, но в то же время обладал и законодательнымифункциями. В пределах предоставленных ему прав он мог издавать декреты ипостановления. В СНК входили, кроме председателя и заместителейпредседателя, наркомы СССР. Совет Народных Комиссаров СССР образовался позже, чем другие высшиеорганы власти Союза. Органами отраслевого управления в Союзе, как и в республиках, являлисьнародные комиссариаты. Общесоюзными именовались те наркоматы, которые образовывались только вСоюзе. В республиках подобных наркоматов не было. К общесоюзным относилисьнаркоматы иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путейсообщения, почт и телеграфов. Наконец, третью группу составляли наркоматы, которые именовалисьтолько в республиках. Сюда относились главным образом ведомства, надеятельность которых влияли в большей мере национальные особенностиреспублик (например, наркоматы просвещения, юстиции и т.п.). Реорганизация органов юстиции. Эта задача была решена, прежде всего, путем организации органов,непосредственно обязанных стоять на страже закона – советской прокуратуры –сначала в РСФСР, а затем, в том же 1922 г., в Белоруссии, на Украине, вЗакавказье. Ранее функции прокуратуры в той или иной мере выполнялиразличные органы, главным образом наркоматы юстиции республик. При создании прокуратуры возник спор о принципах ее организации.Предлагалось, в частности, осуществить двойное подчинение органовпрокуратуры – центру и одновременно местной государственной власти. В.И.Ленин при решении этого вопроса твердо высказался против двойногоподчинения органов прокуратуры, за подчинение их только центру. Ленинисходил из того, что в стране должна существовать единая законность, ипрокупатура нужна именно для обеспечения этого единства, для надзора заправильным и единообразным исполнением советских законов в каждой губерниии уезде. Прокуратуру возглавлял прокурор республики, которым по должностиявлялся комиссар юстиции. Прокурор республики назначал губернскихпрокуроров, подчинявшихся только ему. В уезды посылались помощникигубернского прокурора. На прокуратуру возлагался надзор за законностью действий центральных иместных органов власти и управления, она возбуждала уголовные дела противдолжностных и частных лиц, осуществлялся надзор за производством дознания ипредварительного следствия, поддержка обвинения в суде, опротествывалаприговоры и определения судов в кассационном и надзорном порядке, веланадзор за местами заключения. Наряду с прокуратурой возникла и адвокатура. Поо Положению обадвокатуре, принятому в мае 1922г., при губернских отделах юстициипредусматривалась организация коллегий защитников, на которые возлагалосьобеспечение защиты обвиняемых по уголовным делам, представительство сторонв гражданском процессе, оказание помощи населению – дача консультаций поюридическим вопросам. В том же году были внесены большие измениения в судебную систему.Проводилась реорганизация всех видов судов и органов судебного управления.Вместо общих судов и трибуналов, которые существовали в РСФСР, создаваласьединая стройная система из трех звеньев: народный суд, губернский суд,Верховный суд республики. Эта конституция строго соответствоваласуществовавшему административно-территориальному делению страны. В ведении судов находился и следственный аппарат. В уездах действовалинародные следователи, при губернских судах – старшие следователи, приВерховном суде республики – следователи по важнейшим делам. Основные принципы и положения, на основе которых была реформированасудебная система РСФСР, были восприняты и законодательством осудоустройстве других союзных республик. Районирование привело к определенному изменению системы судебныхорганов. Вместо прежних были созданы народный суд в районе, окружной суд вокруге, краевые и областные суды, главные суды в АССР. В 1922 г. были созданы специальные органы для разрешения имущественныхспоров между государственными учреждениями и предприятиями – арбитражныекомиссии. Они образовались при областных экономических совещаниях. Системаарбитража возглавлялась Высшей арбитражной комиссией при совете Труда иОбороны. Органы государственной безопасности и рабоче-крестьянской милиции.Борьба за дальнейшее укрепление законности нашла свое отражение и вреорганизации органов государственной безопасности. Надо было успокоитьвнутреннюю буржуазию, панически боявшуюся чекистов, и зарубежныхпредпринимателей, которых старались привлечь к восстановлению народногохозяйства страны.Органы государственной безопасности действовали при широкой поддержкенаселения. В частности, на Украине в борьбе с бандитизмом участвовало 730отрядов крестьянской бедноты, объединявших 56 тыс. бойцов.Большую роль играла милиция в охране народного достояния и борьбе схозяйственными и должностными преступлениями. К сожалению, органы милициисистематически сокращали. В 1929 г. они составляли лишь 40% численностибывшей царской полиции.Милицию считали лишь вспомогательным органом государства. Поэтому наряду ссокращением штатов урезали и расходы на ее содержание. Поскольку милицияфинансировалась по прежнему из местных бюджетов, то власти стремилисьсэкономить на ней. Кое-где милицию поставляли по существу даже нахозрасчет, выплачивая жалование за счет штрафов, собираемых ею же. Развитие права.Финансовое право.Переход к нэпу принципиально отразился на финансовой системе и финансовомправе. Товарно-денежные отношения, на которых стала строиться новаяэкономическая политика, не могли обойтись без четко налаженных финансов. Аони были, как уже отмечалось, разрушены, и в течении 1921 г. еще продолжалиразрушаться.Что бы восстановить и стабилизировать денежную систему, нужно было решитьдавно известную всем государствам задачу – сбалансировать доходы срасходами.Прежде всего были приняты меры к сокращению расходов, для этого уменьшилизатраты на государственный аппарат, как на чиновничество, так, и вособенности, на вооруженные силы. Однако только экономией решить проблемубыло невозможно. Главное – надо было наладить пополнение казны, т.е.обеспечить функционирование разного рода источников поступления средств.Прежде всего для этого был использован тоже дано испытанный способ –налоги.Складывается две основные системы налогов – прямые и косвенные. Прямыеналоги взыскивались с граждан и юридических лиц непосредственно и обычносоставляли определенную долю от их доходов. Одним из таковых налогов былподоходно-имущественный, введенный в 1922 г. Он взимался с частных лиц ихозяйств. Был введен так же промышленный налог, бравшийся первоначально сненационализированных предприятий, но затем распространенный и нагосударственные предприятия.Директивы партии нацеливали государственные органы на использованиепреимущественно прямых налогов, которые помогали бороться с буржуазией,нэпманами. Прямые налоги не позволяли нэпманам сосредоточить в своих рукахбольшие средства. Чем больше частник наживался, тем больше с неговзыскивало государство, притом не пропорционально, а прогрессивно. Инаоборот, с государственных и кооперативных организаций, с бедняцких исередняцких хозяйств прогрессивный налог взыскивался меньше. Такой принципбыл установлен еще Декретом о продналоге.Гражданское право.Гражданское право развивалось исходя из задачи обеспечить правовымисредствами ведущую роль социалистического сектора в системе народногохозяйства.Советское гражданское право открыто узаконило широкое вмешательствогосударства в гражданско-правовые отношения, существенно ограничило свободучастной собственности.Законодатель различал две категории субъектов гражданско-правовыхотношений: правоспособных граждан и юридические лица. Права юридическоголица предоставлялись учреждениям, организациям и объединениям лиц.Особую группу юридических лиц составляли государственные предприятия,переведенные на хозяйственный расчет. Среди них в первую очередь надоотметить тресты. Тресты, обладая широкими полномочиями, действовали в то жевремя на основе планов. В 1923г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли Декрет огосударственных трестах. В тресты входило одно или несколько предприятий,причем правом юридического лица обладал лишь трест в целом. Трестыобъединяли не только промышленные предприятия, создавались коммунальные исельскохозяйственные тресты.В целях защиты интересов государственных предприятий в сфере обмена ираспределения создавались синдикаты. На них была «возложена роль крупнойоптовой торговли по сбыту и заготовками в целях укрепления экономическойпозиции государственной торговли». Как правило синдикаты являлись торговымиобъединениями трестов.В гражданских кодексах союзных республик много внимания было уделено правусобственности. Различались три вида собственности: государственная,кооперативная и частная.В исключительной собственности государства были земля, ее недра, леса,воды, железные дороги общего пользования и их подвижной состав,летательные аппараты. Интересно отметить, что морские суда не только непризнавались исключительной государственной собственностью, но моглинаходиться в собственности отдельных граждан и акционерных обществ.Закон допускал широкий круг объектов кооперативной собственности,приравнивая ее во многих отношениях к государственной.Частная собственность, напротив, допускалась только на мелкие промышленныепредприятия и немуниципализированные строения. Мелкие промышленныепредприятия и маломерные жилые стремления денационализировались. Это былане столько уступка частному капиталу, сколько мера, создавшая удобство длягосударственного управления социалистическим сектором экономики.В годы восстановления народного хозяйства государство пользовалось услугамичастного капитала в области производства, организуя концессии,Особый способ использования частного капитала был предложен Декретом ЦИКСССР от 13 июля 1923 г. «О недрах земли и разработке их». Согласно Декретувсе граждане и юридические лица при получении соответствующего разрешения ивнесении платы, могли реализовать право на горнопромысловые работы, поиск,разведку, добычу и переработку полезных ископаемых.Гражданские кодексы советских республик подробно регламентировали различныевиды договоров, в том числе мены, займа, поручительства и доверенности,товарищества и др.В связи с ростом рыночных связей приобрел широкое распространение договоркупли-продажи, причем во внешней торговле советское государство сохранилосвою монополию. Статья 138 ГК РСФСР восстановила договор дарения.Договор имущественного найма был направлен главным образом наурегулирование отношений, возникающих из аренды государственных предприятийи найма жилого помещения.Договор подряда широко использовался государственными предприятиями. Приэтом он заключался не только между социалистическими организациями.Государственные предприятия могли вступать в подрядные отношения так же счастными организациями и гражданами.В гражданских кодексах было дано развернутое определение наследования. Былизакреплены институты нового, социалистического наследования права.Сохранение в рассматриваемый период частного сектора в экономике заставилозаконодателя ввести определенные ограничения в право наследования. Так,имущество, которое можно было передать по наследству, ограничивалось 10тыс. руб. Одновременно устанавливался прогрессивный налог на наследство,превышающее 1 тыс. руб. Лимит наследования был отменен в 1926 г.,одновременно был повышен и налог с наследства. Если по первоначальнымправилам максимальный налог устанавливался более чем в 500 тыс. руб. налогдоходил до 90% этой суммы.Гражданские кодексы устанавливали право наследования как по закону, так ипо завещанию.Советское авторское право распространялось на любое произведение науки,литературы и искусства, «каковы бы ни были способ и формы еговоспроизведения, а равно достоинство и назначение».Семейное право.КЗАГЗ 1918 г. , создавшийся в обстановке споров, не погасил их. Многиесчитали, что кодекс сохраняет буржуазные принципы семьи. В этих условияхосенью 1920 г. коллегия Наркомюста поставила разработать в кратчайший срокпроект нового семейного кодекса. Работа над проектом вызвала новуюдискуссию, в которой приняли участие и видные государственные деятели: А.М.Колонтай, А.В. Луначарский, Д.И. Курский и др.Главным нововведением кодекса было признание так называемого «фактическогобрака», т.е. приравнение брака незарегистрированного к зарегистрированному.Авторы этой идеи полагали, что такой порядок уменьшит вмешательствогосударства в личную жизнь, расширит свободу личности. Все правовыепоследствия для мужчин и женщин наступали с момента их вступления всожительство.В условия регистрации брака также вносились существенные изменения.Брачный возраст повышался для женщин с 16 до 18 лет. Регистрирующие бракобязаны были дать подписку о том, что они взаимно осведомлены о состоянииздоровья, в частности, в отношении венерических, душевных и туберкулезныхзаболеваний, а также узнать, в который по счету брак, зарегистрированныйили незарегистрированный, каждый из них вступал и сколько имел детей.Сокрытие этих сведений каралось в уголовном порядке.По кодексу 1926 г. восстанавливался институт усыновления, что было особенноважно при существовании огромной массы беспризорных, порожденныхгражданской войной.По-разному решались в кодексах союзных республик вопросы о брачномвозрасте, фамилии. В кодексах Узбекской, Таджикской и Туркменской республикв связи с национально-бытовыми особенностями при заключении брака лицамкоренной национальности в случае отсутствия у них фамилий допускалосьприсвоение общей фамилии по отчеству одного из супругов. В основном же,кодексы союзных республик исходили из общих принципов единобрачия и защитыинтересов матери и ребенка.Трудовое право.Переход от политики военного коммунизма к новой экономической политикепотребовал внесения изменений в советское трудовое законодательство,приведения его в соответствие с новыми условиями общественно-экономическойжизни. Отпала необходимость в привлечении населения к трудовой повинности вее прежнем смысле. Декрет СНК РСФСР 1921 г. отметил топливную, гужевую идругие повинности. Использование трудовой повинности допускалось лишь вслучае стихийного бедствия. Тем же декретом были отменены и трудовыемобилизации квалифицированных рабочих и специалистов для работы нагосударственных предприятиях. Аналогичные акты были приняты и в другихсоюзных республиках.Изменились основания найма на работу. В условиях мирного времени идостаточного количества рабочей силы появилась возможность последовательноучитывать желание гражданина работать в том или ином учреждении,организации, предприятии. Основанием для поступления на работу сталтрудовой договор, заключенный работником и администрацией.Введение хозяйственного расчета, допущение частного предпринимательствапотребовали возобновить заключение коллективных договоров междупрофсоюзными организациями и администрацией. В этих договорах должны былибыть оговорены условия труда работников, а также содержаться тарифызаработной платы.На профсоюзы в условиях нэпа ложилась задача контроля за соблюдениеадминистрацией государственных предприятий и, особенно, частнымпредпринимателями, норм советского трудового права. Одновременно профсоюзыпроводили постоянную работу по укреплению дисциплины труда.Все эти изменения нашли отражение в новом Кодексе законов о труде. КЗоТРСФСР был принял ВЦИК 30 октября 1922 г. В союзных республиках были принятысвои трудовые кодексы, основанные на общих принципах, закрепленных в КЗоТРСФСР. Продолжительность рабочего дня не могла превышать 8 часов, а дляподростков в возрасте от 16 до 18, для лиц, работающих на подземных работахи занимающихся умственным и конторским трудом, устанавливался 6-часовойдень. Сверхурочные работы, как правило, не допускались.Особое внимание было уделено регулированию труда подростков и женщин.Содержалось в кодексе и номы о технике безопасности, о правах иобязанностях профсоюзов.В связи с переводом большей части предприятий на хозяйственный расчет иналичием частного сектора в экономике изменились источники материальногообеспечения рабочих и служащих в случае потери ими трудоспособности. Встране переходят от системы государственного обеспечения к системегосударственного социального страхования.Успехи социалистического строительства создали возможность в октябре 1927г. объявить о переводе фабрично-заводских рабочих с 8-часового на 7-часовойрабочий день без уменьшения заработной платы. В 1929 г. был осуществленпереход на пятидневную (для непрерывно действующих предприятий) ишестидневную (для остальных предприятий, учреждений и организаций) неделю.Последний день такой укороченной недели являлся выходным днем.Земельное право.Переход к новой экономической политике потребовал четкого правовогорегулирования землепользования. Перед земельным правом стояла задачаспособствовать восстановлению и развитию сельского хозяйства в условияхпреобладания индивидуального крестьянского хозяйства и существованияобщины.Крупнейшими законодательными актами рассматриваемого периода являютсяземельные кодексы. ЗК РСФСР был принят ВЦИК 30 октября 1922 г.Земельные кодексы исходили из принципа национализации земли. Они определялиправовой режим земель сельскохозяйственного назначения, городов и поселков,свободных земель государственного фонда. Однако из всех видов особовыделяются земли сельскохозяйственного назначения, которые в совокупностисоставляли единый фонд, находящийся в ведении Наркомзема. Более половиныстатей кодекса посвящено правовому режиму именно этих земель.Обладая правом собственности на землю, государство передает ее во владениеи пользование.Правом на получение земли для сельскохозяйственного использования обладали,согласно закону, все граждане РСФСР, способные ее обрабатывать.Поскольку собственником земли являлось государство, распоряжение ею самимиземлепользователями было весьма ограничено и находилось под контролемгосударственных органов. Сдавать землю в аренду можно было лишь в случаеиндивидуального пользования землей, срок аренды был ограничен 8 годами (причетырехполье). Договор аренды регистрировался в зависимости от размероварендуемой земли в горисполкоме или в сельсовете.Кодекс разрешал использовать в земледельческих хозяйствах и наемный труд,который должен был носить характер вспомогательного, т.е. применялся приучастии всех трудоспособных членов хозяйства в работе наравне с наемнымирабочими. Труд последних охранялся законом.Крестьянам предоставлялась свобода в выборе форм землепользования. Статья90 предлагала следующие способы землепользования: общинный, участковый итоварищеский. Земельный кодекс давал подробную характеристику всех формземлепользования, особо останавливаясь на коллективных формах.Уголовное право.Важным событием для развития уголовного права явилось принятие ВЦИК в мае1922 г. Уголовного кодекса РСФСР, введенного в действие с 1 июня. В кодексенашла отражение четкая формулировка классовой сущности советскогоуголовного права. В нем указывалось, что «преступлением признается всякоеобщественно опасное действие или бездействие, угрожающее основам советскогостроя и правопорядку, установленному рабоче-крестьянской властью напереходный к коммунистическому строю период времени».УК РСФСР 1922 г. отказался от бессрочных и неопределенных приговоров вродепожизненного лишения свободы или изоляции до наступления какого-либособытия. Исключение составляло лишь бессрочное изгнание из пределов РСФСР.Одной из особенностей кодекса было введение института аналогии, притоманалогии закона. Это представляло шаг вперед по сравнению справотворчеством судей на основе революционного правосознания,применявшимся раньше.В Особенной части были систематизированы те рода и виды преступлений,которые накопила практика. На первое место были поставлены государственныепреступления, которые включали в себя деяния контрреволюционные и противпорядка управления.Следующие главы Особенной части посвящались должностным преступлениям,нарушениям правил об отделении церкви от государства, хозяйственнымпреступлениям.Преступления против личности предусматривались только в главе V. Затем шлиимущественные преступления и воинские.22 ноября 1926 г. ВЦИК принял новый Уголовный кодекс РСФСР, введенный вдействие с 1 января 1927 г. Кодекс не внес серьезных изменений в основныеположения и принципы советского права, сложившиеся к тому времени.УК РСФСР 1926 г. почти текстуально повторил определение преступления,которое давал кодекс 1922 г., в том числе подчеркнул такой важнейшийпризнак, как общественная опасность.Развитие уголовного права привело к тому, что постепенно стала складыватьсяспециальная подотрасль, регулировавшая порядок отбывания наказания в местахлишения свободы.Режим в местах лишения свободы различался в зависимости от того, к какойкатегории относились заключенные. Кодекс предусматривал 3 основныекатегории: приговоренные к лишению свободы со строгой изоляцией,профессиональные преступники, а так же нетрудящиеся, совершившиепреступления вследствие своих классовых привычек, взглядов или интересов,все остальные. В соответствии с эти места лишения свободы делились натрудовые колонии, исправительно-трудовые места, изоляторы особогоназначения, переходные дома.Согласно требованиям ИТК деятельность исправительно-трудовых учрежденийдолжна была осуществляться в строгом соответствии с принципамисоциалистической законности.Роста преступности в то время в принципе не отмечалось. Тем не менее, числоосужденных к лишению свободы возросло. Суды, первоначально широкоприменявшие принудительные работы и штрафы, постепенно отказываются от них,чаще приговаривая к лишению свободы. Заключение.Исход гражданской войны подтвердил, что большинство народа поддерживаетсоветскую власть, завоевания революции.Победив интервентов и белогвардейцев, новые хозяева страны взялись завосстановление народного хозяйства и в короткий срок решили эту необычайносложную задачу. Важным средством восстановления и развития хозяйстваявилась новая экономическая политика. Ее характерной чертой сталодопущение, но одновременно ограничение и вытеснение эксплуататоров.Рыночные отношения развиваются не только в частном, но и в государственномсекторе. Вместе с тем, не исключаются и административные формы руководствахозяйством.Мирные условия определили перестройку государственного аппарата.Упраздняются чрезвычайные органы военного времени, укрепляется законность вдеятельности органов управления и юстиции, перестраивается армия.В данный период происходит крупнейшее событие в области межнациональныхотношений, в организации государственного единства Советской страны –образуется Союз Советских Социалистических Республик.Советский Союз, организованный четырьмя республиками, не остановился всвоем развитии. Уже в 20-е годы количество его членов достигло семи.Районирование СССР покончило с архаичной административно-территориальнойсистемой и создало новое, построенное на научной основе и отвечающеепотребностям реконструкции народного хозяйства административное делениестраны.Важными событиями ознаменовано и развитие советского права. Проведенакодификация советского законодательства, оно оформляется в четкую системукодексов. Наряду с развитием республиканского права возникает и постепеннорасширяется общесоюзное законотворчество. Совершенствованиезаконодательства способствует укреплению законности. Однако, уже в данныйпериод возникает и необоснованные репрессии, особенно против интеллигенциии бывших эксплуататоров.Обеспечив своими средствами восстановление народного хозяйства, Советскоегосударство и право подготовили условия для шагов в деле построениясоциализма – индустриализации страны, коллективизации ее сельскогохозяйства. Список использованной литературы.1) История отечественного государства и права Ч. II : Учебник/ под ред. О. И. Чистякова. – М. 1997 г.2) История России. Учебник. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. – М. 1997 г.3) Исаев И.А. История Отечества: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы. – М. 1997 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Государство и право в период нэпа iconСоветское государство в период нэпа (1921-1929 гг.)

Государство и право в период нэпа iconСоветское государство и право в период нэпа (1921-1929 гг.)
Исход гражданской войны и интервенции после Первой мировой войны убедительно показал, что вооруженной силой Советскую Россию и союзные...
Государство и право в период нэпа iconПредпринимательство в период нэпа
Предприниматель имеет право без ограничений и на собственный риск принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность,...
Государство и право в период нэпа iconСоветское государство в эпоху нэпа

Государство и право в период нэпа iconВыработка и начало осуществления нэпа 1921 1923 г г
Период нэпа – едва ли не самый сложный из всех периодов советской истории. В то же время именно он наиболее значим для нас сегодня....
Государство и право в период нэпа iconЗакон РФ «Об рцб» №9 от 22. 04. 96
Рцб в РФ существовал в дореволюционный период, период нэпа в 20е годы, в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде....
Государство и право в период нэпа iconГосударство и право Российской империи в период абсолютизма

Государство и право в период нэпа iconГосударство и право Российской империи в период абсолютизма
Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности
Государство и право в период нэпа iconГосударство и право российской империи в период абсолютизма
Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности
Государство и право в период нэпа iconГосударство и право Российской империи в период абсолютизма Становление абсолютной монархии в России
Все эти признаки были присущи и российскому абсолютизму. Однако у него были свои существенные особенности
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы