Понятие прав и свобод человека и гражданина icon

Понятие прав и свобод человека и гражданина



НазваниеПонятие прав и свобод человека и гражданина
Дата конвертации09.07.2012
Размер392,28 Kb.
ТипРеферат
Понятие прав и свобод человека и гражданина


Министерство общего и профессионального образования Московская Государственная Юридическая Академия Кафедра конституционного и муниципального права Понятие прав и свобод человека и гражданина, критерии их классификации. Курсовая работаСтудентки 2 курса8ой группыДемидовой С. В.Научный руководитель:к. ю. н., доцентСадовникова Г. Д. Москва 2002СодержаниеВступление…………………………………………………………………………………….стр.3 I. Что подразумевается под основными правами и свободами?…………………стр. 4 II. Критерии отнесения прав человека к основным………………………………..стр. 6 III. Права человека и права гражданина……………………………………………..стр. 8 IV. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина……………….стр. 11 V. Соотношение естественного и позитивного права……………………………..стр. 13 VI. Классификация прав и свобод человека и гражданина………………………...стр. 18 VII. «Поколения» прав человека……………………………………………………...стр. 22Заключение……………………………………………………………………………………стр. 26Список использованной литературы………………………………………………………...стр. 27Вступление. Целью данной работы является рассмотрение основных, фундаментальныхправ и свобод человека, значение этого института, основные концепции,теории, классификация. Необходимо исследовать развитие и обогащение правчеловека, появления новых «поколений» прав. Важно раскрыть структуру прав,определяемую спецификой сферы деятельности человека: личной, политической,социальной, экономической, культурной. При изучении прав человека неизбежнопересечение с такими юридическими науками, как теория государства и права,история государства и права, всеми отраслевыми юридическими науками -конституционным, гражданским, уголовным, административным правом. К числу современных актуальных проблем, на мой взгляд, относятсявопросы развития естественного права и основанные на этой теорииестественные права, основным признаком которых является их неотчуждаемостьи принадлежность человеку с рождения. Как известно из курса теориигосударства и права наряду с концепцией естественного права существуетконцепция позитивного права. С этой точки зрения позитивные права – те,которые закреплены в законе. Естественные права не совпадают с позитивными,даже когда Конституция закрепляет такие неотъемлемые права, как право нажизнь, на достоинство личности. В данной работе приводится соотношениеестественного и позитивного права, приводятся разработки видов естественныхправ многими правоведами. Такими как Г. Ф. Шершеневич, Н. М. Коркунов, В.Н. Хропанюк. В частности, такими проблемами занимались В. С. Нерсесянц, А.В. Малько, Н. И. Матузов, Е. А. Лукашева, Р. О. Халфина. Для жителей большинства развитых стран, выросших на традицияхправового государства, очевидно, что Конституция - основной закон, им ненадо объяснять прямое действие Конституции. Они обращаются к ней всякийраз, когда им надо защитить свои права. В России – наоборот, граждане еще вполной мере не осознали значимость Основного Закона на практике. На мойвзгляд, это, прежде всего, следствие низкой правовой культуры населения.Знать и защищать свои права - правовая возможность граждан, которая должнабыть реализована. Прямое действие подчеркивается и в самой Конституции РФ(ч. 1 ст. 15 и ст. 18) и в других нормативно-правовых актах[1].Конституцией реализуются только важнейшие нормы. Поэтому в гл. 2 записаныважнейшие, основные, фундаментальные (называются по-разному) права исвободы человека, но это далеко не все права, составляющие правовой статусличности. Рассмотрим вопросы понятия, происхождения прав и свобод, коснемсяисточников, критериев отнесения прав человека к основным, концепциюестественного права.I. Что подразумевается под основными правами и свободами? Итак, предметом гл. 2 Конституции РФ являются права и свободы человекаи гражданина. В ней изложены права и свободы, которые должны соблюдаться влюбое время и на любом уровне государственной власти. Такие права и свободыназываются «основными правами». Под «правами человека» понимаются такиеправа, которые не ограничиваются определенным кругом людей, араспространяются на любого человека. Государство обязано их соблюдать, вомногих случаях это вменяется в обязанность нормами международного права. Апод «правами гражданина» следует понимать права, основу которых составляетих связь с гражданством РФ. Государство, в зависимости от убеждений управляющих чиновников, моглобы стать порождением зла (согласно учению английского философа ТомасаГоббса). Но в любом случае институт государства существует ради каждогоотдельного человека, а не наоборот. Задача государства состоит в защитетого, что, собственно, и придает человеку человеческое достоинство: егосвободы самостоятельно принимать решения и строить свою жизнь сообразноэтим решениям, если только этим не нарушаются права других людей. Классически эта мысль выражена в американской Декларации независимостиот 4 июля 1776 г.: «Мы считаем очевидными истины: что все люди созданыравными; что Творец наделяет их определенными неотъемлемыми правами; что кчислу этих прав относится право на жизнь, свободу и на стремление ксчастью; что для обеспечения этих прав из среды людей создаютсяправительства, функции которых, облеченные в рамки закона, поставлены впрямую зависимость от согласия управляемых». Некоторые философы эпохи Просвещения были убеждены в том, что свободакаждого может быть обеспечена уже только тем, что верховная власть будет вруках самого народа.Жан-Жак Руссо, чьи идеи оказали мощное влияние на французскую революцию,считал абсолютное господство воли народа лучшей гарантией личной свободыкаждого. По этому образцу строилась и марксистско-ленинская теориягосударства, которая провозглашала, что свобода человека может бытьдостигнута через диктатуру пролетариата. Права каждого должны быть защищены перед государственной властьюнезависимо от того, обусловлена ли эта власть волей народа или былаустановлена без его согласия. Права и свободы отдельных людей являютсяодновременно и разумным оправданием государственной власти, и пределом дляее осуществления. Права государства заканчиваются там, где начинаются правагражданина. Соблюсти свои права позволяют предоставленные человеку игражданину возможности прибегать к судебной защите в случае неправомерныхдействий органов государства. Действия государственных органов в отношении граждан должны отвечатьзакону, ограничение их свобод возможно только в предусмотренных закономслучаях. Гарантию этого может дать лишь право каждого проверитьправомерность действий государственных органов посредством надлежащегоразбирательства беспристрастной инстанцией. Преимущество демократии по отношению к другим формам правленияопределяется тем, что на правителей возлагается - обязанность давать отчетперед гражданами, выносить на обсуждение свою политику и переизбираться. Непременным условием для этого является свобода всех принимать участиев обсуждении государственных и общественных вопросов. Поэтому те права,которые защищают свободу формирования и высказывания мнений, свободу печатии других средств коммуникации, свободу собраний и демонстраций, образованияпартий, представляют особое значение для действия демократии. Не является оправданным посягательство государства на убежденияграждан, если они не представляют угрозы для демократии, прав и свободдругих граждан. Но, с другой стороны, основные права позволяют властипресекать случаи, когда возникает угроза для прав и свобод каждогочеловека. В частности, юрисдикция Конституционного Суда РФ позволяетотменить решение большинства, если, выраженное в законе, оно противоречитКонституции России. «Дело о расовой сегрегации» (Дело Brown v. Board of Education 347 U.S.483, 1954): Несмотря на то, что представленное в меньшинстве чернокожеенаселение Америки после гражданской войны 1861-1865 гг. стало полноправнымигражданами США, в южных штатах сохранялось строгое разделение по расовомупризнаку в общественной сфере: черные и белые не могли сидеть на одних итех же скамейках в парках, ездить в одних и тех же трамваях и учиться водних и тех же школах. Верховный Суд на протяжении многих лет стоял назащите закона, за который выступало преобладающее (белое) большинствоГраждан этих штатов: положение чернокожего населения соответствует нормамКонституции, пока оно имеет хотя бы и раздельный, но равный доступ кобщественным заведениям. В ответ на иск чернокожего школьника Брауна, который хотел добитьсяразрешения на обучение в одном из предназначенных только для белых учебныхзаведений, эта судебная практика была изменена Верховным Судом: «Отдельныеучебные заведения вынужденно неравны», так как меньшинство за счет такогоразделения чувствует себя вытолкнутым большинством, что оказываетгубительное воздействие на детей школьного возраста». Это решение вызвало бурю негодования, так как шло вразрез свозведенными Демократией в ранг закона взглядами большинства. В некоторыхштатах на юге США оно открыто игнорировалось. Правительство штата Арканзасотказалось - несмотря на многочисленные постановления суда - отменитьделение по расовому признаку в школах столицы штата - Литтл-Рок.Федеральные войска вынуждены были, преодолевая сопротивление большинстваместного населения и избранного им правительства, насильственно претворятьв жизнь постановления суда. В конечном счете, точка зрения Верховного Суда,основанная на уважении сограждан, все же победила предубеждения и расовуюнеприязнь большинства белого населения в тех штатах, в которых сегодня лишьнемногие «неисправимые» намерены вновь ввести деление по расовомупризнаку.[2]II. Критерии отнесения прав человека к основным. Правовой статус личности включает совокупность прав и свобод человекаи гражданина. К основам правового статуса личности относятся закрепленные вКонституции права и свободы. Они составляют относительно небольшую частьвсех прав и свобод. Можно выделить следующие причины, по которым одни права и свободызакрепляются в Конституции, а другие – в текущем законодательстве. 1. Значимость данного права и данной свободы для человека и общества. В Конституции закрепляются те права и свободы, которые жизненно важны и внаибольшей мере значимы как для конкретного человека, так и в целом дляобщества, для государства. То есть основные права и свободы. Для человекаони – условие для достойного его существования, человек и, в частности,гражданин обладает естественным правом на участие в решении вопросовустройства и управления тем обществом, членом которого человек состоит. Само существование государства, общества обеспечивается совокупнойдеятельностью людей во всех сферах их жизнедеятельности — политической,экономической, духовной. Так, без реализации права на свободупредпринимательства не могла бы быть создана соответствующая экономическаясреда, без реализации избирательных прав граждан невозможно было быформирование структур управления обществом. Поэтому основные права исвободы не только признаются государством именно в Конституции, но изащищаются им как необходимое условие его существования. Вместе с тем,перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться какотрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека игражданина (ст. 55 Конституции).[3] 2. Их неотчуждаемость. Статья 17 Конституции, как известно, устанавливает, что основныеправа и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.Именнотакого рода права и свободы закрепляются в Конституции. 3. Особые юридические свойства основных прав и свобод. Эти права и свободы:а) лежат в основе всех других прав и свобод, закрепляемых иныминормативными актами.Так, все права, вытекающие из норм трудового права, основываются наконституционных положениях о труде; права граждан в области здравоохранения— на праве на охрану здоровья. Все права и свободы граждан в той или инойсфере жизни производны от основных прав и свобод; поэтому основные права исвободы являются главными в характеристике правового положения личности;б) адресованы самому широкому кругу субъектов; закрепляются за каждымчеловеком и гражданином. Все другие (неосновные) права и свободы,устанавливаемые нормами других отраслей права, увязываются со статусомлица — рабочий и служащий, собственник имущества, наниматель жилой площади,покупатель и т.д.;в) характеризуются всеобщностью: они равны и едины для всех без исключения,для каждого человека или для каждого гражданина.Основные права и свободы гражданина Российской Федерации отличаются отдругих прав и свобод основанием возникновения. Единственным такимоснованием является принадлежность к гражданству Российской Федерации. Онине связаны с осуществлением гражданином своей правоспособности ипринадлежат всякому гражданину как субъекту права. Это свидетельствует отом, что основные права и свободы выражают связь лица с государством, егостатус как гражданина. Они не приобретаются и не отчуждаются по его воле,принадлежат ему в силу гражданства и могут быть утрачены только вместе сутратой гражданства;г) отличаются особым механизмом реализации. Все другие права и свободычеловека и гражданина проявляются в процессе реализации егоправоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные жеправа и свободы выступают в качестве предпосылки любого правоотношения вконкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права каждого участникаправоотношения;д) имеют особую юридическую форму их закрепления. Они фиксируются внормативном правовом акте государства, имеющем высшую юридическую силу, — вКонституции;е) обеспечиваются повышенной правовой охраной: конституционные нормы, ихзакрепляющие, не могут быть изменены в рамках действующей Конституции, безпринятия новой; граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с жалобойна нарушение конституционных прав и свобод для проверки конституционностизакона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; причемжалоба допустима, если закон затрагивает именно конституционные права исвободы граждан; в Уголовном кодексе имеется специальная гл. 19«Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина». Указанные выше свойства характеризуют понятие основных прав и свободчеловека и гражданина. Оно может быть сформулировано следующим образом:конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина — это егонеотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащихслучаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющиеядро правового статуса личности. Глава 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина», включает48 статей, подавляющая часть которых посвящена конкретным правам исвободам. Они представляют собой определенную систему, имеющую логическиеоснования, отражающую специфику самих этих прав и свобод, тех сфержизнедеятельности человека и гражданина, которых они касаются. Система основных прав и свобод характеризуется и порядкомрасположения, который устанавливается в Конституции. Это имеет далеко нетехническое значение, а отражает соответствующую концепцию правовогостатуса личности, которой придерживается государство. В действующей Конституции, основанной на новой концепции правчеловека, перечень прав и свобод зафиксирован в такой последовательности:сначала указаны личные, затем политические, а потом социально-экономическиеправа и свободы. Именно такова последовательность во Всеобщей декларацииправ человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. В российском законодательстве такая последовательность впервые былавоспроизведена в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой22 ноября 1991 г., а затем отражена в Конституции Российской Федерации 1993года. Во всех предшествующих конституциях, вплоть до Основного Закона 1978года в его первоначальной редакции, последовательность закрепления прав исвобод была иной. Сначала фиксировались социально-экономические, затемполитические и личные права и свободы. Это свидетельствовало об инойсистеме приоритетов, при которой личные права отодвигались каквторостепенныеIII. Права человека и права гражданина Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека игражданина. Впервые такое разграничение ввела французская Декларация правчеловека и гражданина 1789 г. Оно вытекает из теории правового государстваи гражданского общества. Человеку отводится отдельное поле деятельности,независимое от государства, и движущей силой выступают его личные интересы.Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе,основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, иопирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения.Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призваноограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни быловмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на основе правчеловека создаются условия для самоопределения, самореализации личности,обеспечения ёе независимости от любого незаконного вмешательства. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, вкоторой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконноговмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации.Статус гражданина вытекает из его особой правовой связи с государством —института гражданства (ст. 6 Конституции РФ). Все статьи главы 2 Конституции РФ "Права и свободы человека игражданина" последовательно различают права и свободы по указанномупринципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идето правах человека, Конституция использует формулировки: "каждый имеетправо", "каждый может", "каждому гарантируется" и т. д. Использование такихформулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любымчеловеком, находящимся на территории России, независимо от того, являетсяли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства. Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы права, принадлежащиетолько гражданам РФ. Это преимущественно политические права — правособраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении деламигосударства; избирать и быть избранным; право равного доступа кгосударственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право наобращение. Однако ст. 36 закрепляет социально-экономическое право частнойсобственности на землю только за гражданами и их объединениями. В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только гражданеРФ — защита Отечества (ст. 59); возможность осуществления своих прав иобязанностей в полном объеме с 18 лет (ст. 60). Только на граждан РФраспространяется запрет высылки за пределы государства или выдачи другомугосударству (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранногогосударства — двойное гражданство (ст. 52). В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международногопакта о гражданских и политических правах: "каждый человек имеет право насвободу и личную неприкосновенность" (ст. 9), "никто не может быть лишенсвободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либодоговорное обязательство" (ст. 11); "все лица равны перед судами итрибуналами" и др. Личные права сформулированы применительно к человеку,который может быть, а может и не быть гражданином того или иногогосударства. Однако ст. 5, закрепляющая политические права (право научастие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным,допуск в своей стране на общих условиях равенства к государственнойслужбе), применяет термин "каждый гражданин". Стало быть, за различиемтерминов и понятий "человек" и "гражданин" следует различие в правовомстатусе индивида. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека,государство имеет право требовать от него поведения, котороесоответствовало бы поведению, зафиксированному в юридических нормах.Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системеобязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за ихневыполнение. Государство как носитель политической власти располагаетспециальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своихобязанностей[4]. Обязанность — это необходимое, должное поведение человека. Следуетвместе с тем подчеркнуть, что индивид не всегда осознает эту обязанность,часто это приводит к нарушению нормы. Государство в системе обязанностейуказывает социально полезный и необходимый вариант поведения. Частьобязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц,проживающих в государстве. Так, Конституция РФ устанавливает обязанностькаждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57); сохранятьприроду и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58), Наряду с этим обязанность, закрепленная в ст. 59, четко формулирует,что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РоссийскойФедерации. В правовой статус личности включаются, как видно, и обязанности,постольку, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностямидругих, реализованы быть не могут. Государство руководствуется на свободе и ответственности поведения,соответствие его интересам обществами интересами, а поэтому требуетвыполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащимиспользованием прав и свобод, с целью защитить интересы общества игосударства, права других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается вст. 29 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет обязанностиперед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитиеличности". Правовой статус охватывает все многообразие прав, относящихся к самымразличным сторонам деятельности индивида. В соответствии со сферами егодеятельности можно определить структуру и характер прав, составляющихправовой статус. Такая структура вытекает из Всеобщей декларации правчеловека, и особенно из международных пактов по правам человека, ивключает: гражданские (личные) права, политические права, культурные права,социальные и экономические права.IV. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, свозможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы,установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности.Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948г.: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек долженподвергаться только таким ограничениям, какие установлены закономисключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав исвобод других и удовлетворения справедливых требований морали,общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе". Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта огражданских и политических правах 1966 г., предусматривающей право человекабеспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мненияписьменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В.п. 3 ст.19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность иособую ответственность. "Оно может быть, следовательно, сопряжено снекоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Закономи являются необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц, б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка,здоровья или нравственности населения". В Международном пакте о гражданских и политических правахпредусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий —пропаганды воины, всяких выступлений в пользу национальной, расовой илирелигиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство кдискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт обэкономических, социальных и культурных правах допускает ограничения правпостольку, поскольку это совместимо с природой указанных нрав, иисключительно с целью способствовать общему благосостоянию вдемократическом обществе (ст. 4). Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека иосновных свобод гласит: "Осуществление этих прав не подлежит никакимограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы вдемократическом обществе в интересах государственной безопасности иобщественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков ипреступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты нрав и свободдругих лиц". В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основанияограничений прав и свобод: "Права и свободы человека и гражданина могутбыть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой этонеобходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности,здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страныи безопасности государства". Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду илиагитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть ивражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного илииного превосходства. Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этихзапретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственностьза нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 — за публичныепризывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию властиили к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 — завозбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижениенационального достоинства; ст. 354 — за публичные призывы к развязываниюагрессивной войны. Запрет на пропаганду религиозной вражды или религиозногопревосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которойникакая религия не может устанавливаться в качестве государственной илиобязательной. Российское законодательство содержит запреты, связанные с ограничениемсвободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше международнымстандартам. Так, ст. 242 УК РФ предусматривает ответственность занезаконное распространение порнографических материалов и предметов, которыеявляются угрозой нравственности общества. Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести,достоинства и деловой репутации граждан введено ч. 1 ст. 152 ГК РФ,согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащихего честь, достоинство или деловую репутацию сведений, еслираспространивший такие сведения не докажет, что они соответствуютдействительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловуюрепутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, онидолжны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст.152). Статья 62 Закона о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г.предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненныйгражданину в результате распространения средствами массовой информации несоответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинствогражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается порешению суда средствами массовой информации, а также виновными должностнымилицами и гражданами в размере, определенном судом. Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, дляограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям —государственной общественной безопасности, здоровью и нравственностинаселения, интересам других лиц. Следует отметить, что кроме этих универсальных оснований права исвободы могут быть ограничены Законом в условиях чрезвычайного или военногоположения. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условияхчрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защитыконституционного строя в соответствии с федеральным конституционным закономмогут устанавливаться отдельные ограничения нрав и свобод с указаниемпределов и срока их действия. При этом часть третья указанной статьиотмечает: "Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренныестатьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54Конституции Российской Федерации". V. Соотношение естественного и позитивного права Как известно, концепция естественных прав базируется на теорииестественного права. Для естественных прав не требуется закрепления их вКонституции и законах, достаточно просто родиться, и ты уже наделен такиминеотъемлемыми правами, как право на жизнь, на достоинство личности и др. Практически все определения права, которые формулируются в учебных инаучных изданиях по теории государства и права, имеют в виду именнопозитивное право. В отличие от естественного права позитивное право вюридической литературе находит несравненно большее отражение. Это ипонятно, ведь в случаях, когда право не разделяется на естественное ипозитивное (а так чаще всего и бывает), то имеется в виду именно позитивноеправо. Между тем для естественного права, как отмечалось, не обязательноодобрение или усмотрение какого бы то ни было государственного органа. Позитивное, или положительное (positivus — положительный, лат.) правопредставляет собой право официальное, т. е. издаваемое государственнымиорганами в установленном порядке и соответствующим образом фиксируемое внормативно-правовых актах (законах, указах президента, постановленияхправительства и др.). Позитивное право можно определить следующим образом:это совокупность множества прав физических и юридических лиц, закрепленныхв нормативно-правовых актах, изданных государственными органами, иреализация которых зависит от условий, указанных в этих актах[5]. При этомдля позитивного права характерны, разумеется, все другие признаки, присущиеправу (общеобязательность, охрана и защита государством и др.). Может возникнуть вопрос: если естественное право будет закреплено вправовом акте, то будет ли это означать трансформацию естественного права впозитивное право? Мне представляется, что в этом случае естественное правообретает лишь форму позитивного права, поскольку по сути естественное правоне может стать позитивным в полной мере, ибо позитивное право может бытьволевым государственным актом прекратить свое существование, в то время какестественное право реализуется вне зависимости от усмотрениягосударственных органов. Другое дело, что в случае закрепления естественных прав в нормативно-правовых актах значительно увеличиваются гарантии реализации естественныхправ. В этой связи Ю.И. Гревцов отмечает, что, например, "развитие нашегоправосудия в значительной степени сдерживалось и тем, что ни в Конституции1936 г., ни в Конституции 1977 г. не было признано в качестве естественногоправо человека на справедливое правосудие. Признание такого права наконституционном уровне "связало" бы общество (да и государство)обязанностью повседневно заботиться о правосудии именно в интересахподдержания его на уровне, обеспечивающем вынесение обоснованных исправедливых решений"[6] В действующей Конституции России впервые закреплено "первейшее "естественное право — право на жизнь (ст. 21 ), а также такие первичныеестественные права, как право на достоинство личности (ст. 21), право насвободу, право наличную неприкосновенность (ст. 22). Разумеется, если быэтого сделано не было, то все равно эти права каждый человек имел бы ссамого своего рождения. Однако их реализация была бы затруднительна, тогдакак закрепление их в Конституции усиливает правовые возможности реализацииэтих естественных прав, поскольку, обретя форму позитивных прав, ониодновременно получают соответствующую конституционную обязанностьгосударства гарантировать провозглашенные права человека и гражданина. Отметим еще одно обстоятельство, связанное с особенностями реализацииестественных прав. Оно заключается в том, что естественные права получаютразвитие в позитивных правах, но на более низком правотворческом уровне.Например, то же естественное право на жизнь (безотносительно оттого,закреплено оно в Конституции, как сейчас, или нет, как это было в нашейстране в предыдущих Конституциях) обеспечивается целым рядом позитивныхправ, например, на защиту со стороны правоохранительных органов в случаяхугрозы жизни или право на необходимую оборону.Взгляды ученых на естественное право и виды естественных прав. В юридической литературе сложилась неоднозначная трактовка понятияестественного права. Вместе с тем не подвергается сомнению то самоеглавное, что отличает естественное право, а именно его неотчуждаемость отчеловека. Естественное право существует само по себе, при этом оно исходитиз особенностей человека как социально-биологического существа. Это оченьхорошо видно на примере права на жизнь. Человек, родившись, начинает жить,реализуя это данное ему от природы естественное право безотносительно оттого, что об этом может записать законодательный орган. Соответственно право на жизнь можно назвать естественно-биологическим. Однако человек является не только биологическим, но исоциальным существом, и поэтому он имеет соответствующие естественно-социальные права. Примером может служить право на достоинство личности,которое возникает и формируется по мере развития общественных отношений, т.е. в той среде, которая принципиально отличает сообщество людей отживотного стада, и человек, таким образом, с рождения получает это право надостоинство. Нетрудно заметить, в том числе и по названию, что естественные правачеловека базируются на естественной теории права, ранее подвергавшейся внашей стране критике, что, видимо, является одной из причин явнонедостаточной разработанности в правовых науках соответствующих проблем.Между тем еще Г.Ф. Шершеневич в начале нынешнего века писал о том, чтоуяснение сущности права "невозможно без понимания природы человека во всехее проявлениях, без проникновения в потребности человека, его способности,стремления. Теория права должна начинать с антропологического момента". Помнению его современника Н.М. Коркунова, каким бы разнообразным и изменчивымни являлось право положительное, над ним стоит вечное право природы. В современных международных актах также указывается, вслед за научнымидоктринами, что естественные права вытекают исключительно из свойств самойличности, что они принадлежат человеку с рождения. Так, ст.1 Всеобщейдекларации прав человека гласит: «Все люди рождаются свободными и равными всвоем достоинстве и правах…». О достоинстве, присущем ребенку,свидетельствуют 3,4 и 9 принципы Конвенции о правах ребенка ( 1959 г.). ВСемейном кодексе РФ прямо указывается, что ребенок имеет право на уважениеего человеческого достоинства (ст. 54), а способы воспитания детей должныисключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческоедостоинство обращение (ст. 65).Наконец, о принадлежности неотчуждаемых прав человека с момента рожденияговорится в Конституции Российской Федерации (ст. 17), ГК РФ (ст. 150). Свои права человек приобретает от рождения, и они не могут как"дароваться" человеку государством, так и произвольно отчуждаться в пользупоследнего"[7]. В ст. 17 Конституции РФ речь идет об основных правах, такихкак жизнь человека, его достоинство, свобода – естественных правах,характеризующихся неотъемлемостью и неотчуждаемостью. Г. Д. Садовникова,известный конституционалист, считает, что «возможность отчуждения какого-либо из основных прав и свобод ставит под вопрос существование государствас такими характеристиками, какие закреплены в основах конституционногостроя»[8] Это так, государство не дарует человеку права, а признает игарантирует их согласно общепризнанным принципам и нормам международногоправа. Отчуждение основных прав, ограничение свободы каждого члена обществадолжно быть разумным и целесообразным, лишь в целях охраны конституционныхправ, свобод и законных интересов третьих лиц, защиты нравственности,охраны правопорядка. Известный дореволюционный российский правовед и философ П. И.Новгородцев естественное право трактовал как вечное, неотъемлемое правочеловеческой личности, имеющее нравственную природу и характер абсолютнойценности. По мнению С.С.Алексеева, естественное право представляет собой"исходный в жизни людей феномен", а источником этого права являются "либоБог, либо сама природа, либо иные явления, с ними однопорядковые "[9]. Как видно, большинство авторов в естественное право в обязательномпорядке включают его природный источник. С учетом изложенного естественное право (как социальное явление) можноопределить как совокупность сформированных человеческим сообществом прав нафундаментальные социальные блага, обретаемые человеком с рождения. Какие конкретно естественные права здесь имеются в виду? Кестественному праву человека авторы обычно относят право на жизнь, выделяя его в качестве основополагающего (В.А.Кучинский, М.И.Ковалев, В.М.Чхиквадзе и др.). В числе естественных разныеавторы называют также: право на свободу (И.Л. Петрухин); право на равенство (А. Б. Венгеров); право на достоинство личности (Ф.М. Рудинский); право на личную неприкосновенность (К. Б. Толкачев); право на охрану здоровья (Н.С. Малеин); право на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающуюсреду (В.А. Карташкин, ЕАЛукашева); право на общение с себе подобными, на продолжение рода (В.К. Бабаев), право на собственность (А. О. Хармати); право на индивидуальный облик (М.Н. Малеина); право на безопасность, на сопротивление угнетению (В.С.Нерсесянц); право на добровольное объединение в союзы, на справедливый судебныйпроцесс (Ю. И. Гревцов); право народов на определение своей судьбы, право наций насамоопределение, право придти на помощь народу - жертве агрессии, право наэквивалент в экономических отношениях (С. С. Алексеев). Аналогичное положение сложилось и в нормативных актах. Так, в ст. 17Конституции Российской Федерации говорится о том, что основные права исвободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, однако неуточняется, о каких именно основных правах и в каких случаях идет речь.Однако, как представляется, не все права, зафиксированные во второй главеКонституции, можно относить к числу естественных. Не являются таковыми,например, право обвиняемого на рассмотрение его дела судом присяжных (ст.47), право потерпевшего на компенсацию причиненного ущерба (ст. 52) и др.Ряд прав, например, право на жилище (ст. 40), при определенныхобстоятельствах подлежат отчуждению и также не могут быть отнесены к числунеотчуждаемых. Заметим, что, например, не может быть отнесено кнеотчуждаемым право на собственность, поскольку владелец собственностиможет произвести отчуждение по своей воле — передать, подарить, наследоватьи т. д. Вместе с тем не вызывает никаких сомнений неотчуждаемость такихправ человека, как право на жизнь, на свободу, на достоинство, на личнуюнеприкосновенность. Так, в основе права на жизнь лежит биологическоесуществование, которое не может протекать вне человека. Стремление ксвободе - свойство человеческой личности, свобода не существует безчеловека, а человек—без свободы. Изложенное позволяет подчеркнуть еще две особенности естественных правчеловека.Во-первых, они реализуются непосредственно, т. е. без какого бы то ни былоправоприменительного акта. Правами на свободу, достоинство, личнуюнеприкосновенность обладают все без исключения люди. Другое дело, что приопределенных обстоятельствах они могут быть уменьшены в объеме, в то времякак для других конституционных прав (например, на собственность, на жилище,на труд) требуется оформление юридических документов.Во-вторых, реализация естественных прав осуществляется объективно,независимо от воли людей. Такой вывод основывается на следующих положениях.Человек не выбирает родителей, времени и места рождения, пола; все это он,повзрослев, воспринимает как объективную данность, совершенную помимо егожеланий и интересов. Наряду с правом на жизнь наиболее значимыми естественными правамиявляются права на свободу, на достоинство личности, на личнуюнеприкосновенность, зафиксированные в международно-правовых документах поправам человека, а также в Конституции Российской Федерации (ст. 20,21).Именно они использовались для иллюстраций в ходерассуждений. Более того, именно эти права человека, абсолютно справедливопоставленные в первый ряд в перечне конституционных прав и свобод,исчерпывают круг обобщенных, целостных естественных прав человека, являютсяпервичными естественными правами. Все другие естественные права представляют собой так называемыевторичные права, исходящие из основных, первичных, либо входящих впервичные в качестве их частей, составляющих. Например, право на охрануздоровья (ст. 41 Конституции Российской Федерации), право на благоприятнуюокружающую среду (ст. 42) можно считать компонентами права на жизнь.Свобода передвижения (ст. 27), свобода мысли (ст. 29) - составляющиеобобщенного понятия свободы. Указанные обстоятельства дают основание выделить естественные правачеловека на жизнь, свободу, достоинство личности и личнуюнеприкосновенность в качестве фундаментальных человеческих ценностей ипоставить их в один иерархический ряд. VI. Классификация прав и свобод человека и гражданина Права человека имеют сложную структуру: существуют определенныеразличия в понятиях «права человека» и «права гражданина», «права» и«свободы» человека, «основные (фундаментальные) и иные права человека»,«права индивида» и «коллективные права». Права человека различаются повремени возникновения («поколения прав человека»), по сферамжизнедеятельности — личные (гражданские), политические, экономические,социальные и культурные права и свободы.Права и свободы человека и гражданина Различие между понятиями «право» и «свобода» в достаточной мереусловно. И то и другое означает юридически признанную возможность каждогоизбирать вид и меру своего поведения как человека, как гражданинагосударства. По своей юридической природе и системе гарантий права исвободы идентичны. Они очерчивают обеспечиваемые государством социальныевозможности человека в различных сферах. Вместе с тем понятие «свобода» в большей мере отражаютсамостоятельность личности, невмешательство в ее внутренний мир: "каждомугарантируется свобода совести, свобода вероисповедания..." (ст. 28);"каждому гарантируется свобода мысли и слова" (ст. 29); "каждый имеет правосвободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать роддеятельности и профессию" (ст. 37). Понятие «право» в большей мерепредполагает какие-то положительные действия, услуги со стороны государстваили правомочия человека на участие в деятельности определенных общественно-политических, хозяйственных структур(например, право участвовать вуправлении делами государства, право избирать и быть избранным). Однако разграничение между правами и свободами провести трудно,поскольку зачастую всю сферу политических прав с четко определеннымиправомочиями также именуют "свободами". Различие в терминологии являетсяскорее традиционным, сложившимся еще в XVIII-XIX вв.Основные и иные права человека и гражданина Необходимо внести ясность в понятие "основные", "конституционные" ииные права человека. Отсутствие строгости формулировок в ряде конституцийнесколько затрудняет ответ на этот вопрос. Некоторые авторы, в частности Е.А. Лукашева, считает, что «основные права индивида — это и естьконституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставленияст. 17 и ст. 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в КонституцииРФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умалениедругих общепризнанных прав и свобод человека и гражданина»[10]. На мойвзгляд, необходимо выделить и классифицировать такие понятия какестественные, конституционные, основные, фундаментальные права человека. Во-первых, в соответствии с концепцией «естественных прав», которой япридерживаюсь, естественные права не зависят от того, закреплены они вКонституции, или нет. Поэтому следует развести эти понятия. Предлагаю такуюклассификацию: естественные права, как принадлежащие от рождения, независящие от закрепления их в законах(такие как право на жизнь, на свободу,на достоинство личности); конституционные права, характеризующиесязакрепленностью их в Конституции(т. е. в разных станах наборконституционных прав неодинаков); и иные права, которые могут включатьполностью или частично естественные и конституционные, но необязательно,что они должны быть закреплены в Основном законе. Не все права закрепляетКонституция, человечество развивается, уровень науки и техники повышается,а законодательство всегда отстает от этого уровня, не многие законы пишутсяна будущее, в основном ставится вопрос об урегулировании отношений,сложившихся в обществе на сегодняшний момент. Для каждого должна бытьобеспечена возможность апеллировать к праву, не вошедшему в конституционныйперечень, а для судьи – возможность проверки соблюдения такого права. То,что неписанные права существуют, дает понять ч.1 ст. 55 Конституции,которая излагает предпосылки признания таких прав: «Перечисление вКонституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицаниеили умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Многие конституционалисты отождествляют основные права сконституционными – такая трактовка не лишена смысла. Но даже по названию,если есть основные права, значит есть неосновные, нефундаментальные. Япридерживаюсь такой точки зрения, что основные, или фундаментальные правазакрепляются в Конституции и международных договорах и отождествляются сконституционными. Но нельзя забывать, что существуют естественные права, независящие от позитивных, есть также и иные права, которые не ниже основных.Основные права являются стержнем правового статуса личности. Человеку длянормальной жизнедеятельности необходимо больше прав, чем их закреплено вКонституции, все они необходимы для нормального взаимодействия с обществоми государством. Но все иные права являются вторичными по отношению косновным(конституционным)(напр.: право на защиту доброго имени (ст. 23)вытекает из права на достоинство личности; право на неприкосновенностьчастной жизни (ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25) - частиправа наличную неприкосновенность; часть 1 ст. 22 Конституции РФ закрепляетсвободу и личную неприкосновенность каждого). Это основное право порождаетцелую систему прав, закрепленных в УК РФ, ГК РФ, КоАП РФ, УПК РФ и другихнормативных актах.Поэтому основные, фундаментальные права, зафиксированные в конституциигосударства, важнейших международно-правовых актах по правам человека,являются правовой базой для производных, но не менее важных его прав. Основные права являются субъективными. Это истина, которая сегодняочевидна, в ходе исторического развития неоднократно оспаривалась. Лишь вначале XX в. гражданин получил возможность ссылаться на них перед лицомвластных структур. Понимание под "основными" фундаментальными правами конституционныхправ получило достаточно широкое распространение с середины XIX в. Вспециальной литературе стало обычным рассматривать конституционные правакак основные. В современном мире, когда проблема защиты прав человека вышла далекоза пределы каждого отдельного государства, возникла необходимость всоздании универсальных международно-правовых стандартов, которые такжеявляются основными правами человека. Эти основные права отражены в рядеважнейших международно-правовых актов, установивших общечеловеческиестандарты прав и интересов личности, определивших ту планку, ниже которойгосударство не может опускаться. Это означает, что права и свободы человекаперестали быть объектом только внутренней компетенции государства, а сталиделом всего международного сообщества. Сегодня объем прав и свобод личностиопределяется не только конкретными особенностями того или иного общества,но и развитием общечеловеческих ценностей и культуры, уровнем и степеньюинтегрированности международного сообщества. Принятие Билля о правах человека, включающего Всеобщую декларацию правчеловека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах(1976 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурныхнравах (1976 г.), Факультативный протокол №1 и Факультативный протокол № 2к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренныеизменения в правосубъектность человека, который становится субъектом нетолько внутригосударственного, но и международного права. Согласно международному законодательству, все лица, проживающие вгосударстве — участнике пактов или на которых распространяется юрисдикцияэтого государства, получают возможность пользоваться правами,предусмотренными пактами, без различия по признаку расы, цвета кожи, пола,языка, религии, политических или иных убеждений, национального либосоциального происхождения, имущественного, сословного пли иного положения.Это обязывает все присоединившиеся государства привести свое национальноезаконодательство в соответствие с требованиями пактов. После присоединениясоздается правовая ситуация, при которой международно-правовые актыполучают приоритет над внутренним законодательством. Поэтому гражданин,политические или гражданские права которого нарушены, может обратитьсянепосредственно в Комитет по правам человека при ООН, если им исчерпаны всеимеющиеся внутренние средства правовой защиты (ст. 2 Факультативногопротокола № 1 к Международному пакту о гражданских и политических правах). Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.предусматривает возможность человека обратиться в Европейский суд длязащиты нарушенного права на тех же условиях — исчерпанности всехвнутригосударственных средств защиты прав, предусмотренных национальнымзаконодательством. Всеобщая декларация прав человека, международные пакты о правахчеловека, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свободопределили тот универсальный набор основных прав и свобод, который вединстве призван обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Этоткаталог прав возник не на пустом месте; он формировался на основетысячелетнего опыта борьбы за свободу и социальный прогресс. Поэтому в современных условиях под основными правами человека, на мойвзгляд, следует понимать права, содержащиеся в конституции государства имеждународно-правовых документах по правам человека, в частности вМеждународном Билле о правах человека, а также в Европейской конвенции озащите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейской социальнойХартии 1961 г. Любое основное право человека должно быть признано каждым государством-участником независимо от его конституционного закрепления. Приоритетмеждународного права по отношению к внутригосударственному в области правчеловека становится общепризнанным принципом международного сообщества. Онзакреплен в Конституции РФ. Другим важным источников основных прав являются Конституции или Уставысубъектов Федерации. Согласно п. «б» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, субъекты Федерацииправомочны принимать нормы, защищающие права и свободы человека игражданина. Субъекты Федерации, однако, лишены права самостоятельнорегулировать дела в связи с посягательствами на основные права, т.к. этотвопрос, согласно п. «в» ст. 71 Конституции, отнесен к исключительнойкомпетенции РФ Основные права, гарантируемые Основными Законами субъектов Федерации,находятся на уровень ниже любой нормы федерального закона. Т.к. защитаосновных прав относится к совместной компетенции Федерации и ее субъектов,то простор для создания собственных гарантий основных прав субъектамиФедерации существует для них только в той мере, в какой те же самые праваеще не гарантированы Конституцией РФ. Если Конституция(Устав) субъектагарантирует основное права, которое уже защищено Конституцией РФ, топрименяться должна последняя.VII. "Поколения" прав человека Как отмечалось выше, основные, фундаментальные права и вытекающие изних иные права и свободы обеспечивают различные сферы жизни человека:личную, политическую, социальную, экономическую, культурную. В соответствиис этим они подразделяются. Однако эти права различаются не только по сферамжизнедеятельности, но и но времени возникновения. Отсюда — появлениепонятия "поколения прав человека". Первым поколением прав человека признаются те традиционные либеральныеценности, которые были сформулированы в процессе осуществления буржуазныхреволюции, а затем конкретизированы и расширены в практике изаконодательстве демократических государств. Речь идет о личных(гражданских) и политических правах — праве на свободу мысли, совести ирелигии, праве каждого гражданина на ведение государственных дел, праве наравенство перед законом, праве на жизнь, свободу и безопасность личности,праве на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, праве нагласное и с соблюдением всех требований справедливости рассмотрение деланезависимым и беспристрастным судом и ряд других. Эти права выражали такназываемую "негативную" свободу: они обязывали государство воздерживатьсяот вмешательства в сферу личной свободы и создавать условия участия гражданв политической жизни. Второе поколение прав человека сформировалось в процессе борьбынародов за улучшение своего экономического уровня, повышение культурногостатуса (так называемые "позитивные права"), для реализации которыхтребуется организационная, планирующая и иные формы деятельностигосударства по обеспечению указанных прав.В конце XIX — начале XX в. новый либерализм, оценив неблагоприятнуюситуацию, связанную с резкой поляризацией буржуазного общества, выдвинулидею социального реформирования общества, которое призвано было смягчитьпротивостояние богатых и бедных. Можно отметить бисмарковскую социальнуюполитику(в стране была установлена единая система социального обеспечения всфере социального страхования). Так были положены начала второго поколения прав человека. Широкийнабор таких прав был закреплен в Конституции СССР 1936 г., хотя некоторыеиз них (например, право на образование) в качестве программы были заявленыеще в Конституции РСФСР 1918 г. Параллельно с социальными преобразованиями в Советском Союзе шлареформация экономических отношении в буржуазных государствах, посколькуреальная жизнь выдвигала проблемы формирования системы социальной защитычеловека, приобретавшее особое значение в XX в. в связи с ростом притязаниитрудящихся на улучшение экономических условий существования, возрастаниемнациональных богатств развитых капиталистических стран. И хотя социальная защищенность гражданина в СССР оказаласьминимальной, тем не менее она существовала и оказывала воздействие намировое общественное сознание, на идею формирования прав второго поколения. Нормативное выражение социальных, экономических и культурных прав —права на труд и свободный выбор работы, права на социальное обеспечение, наотдых и досуг, права на защиту материнства и детства, права на образование,права на участие в культурной жизни общества и др. нашло во Всеобщейдекларации прав человека и особенно в Международном пакте об экономических,социальных и культурных правах и явилось огромным шагом вперед в развитииправ человека. Природа у социальных прав второго поколения отличается от природы правпервого поколения. Для их осуществления недостаточно воздерживаться отвмешательства в данную сферу. Задача состоит в том, чтобы создаватьсоциальные программы и вести всестороннюю организационную и хозяйственнуюдеятельность, которая позволила бы гарантировать провозглашенные права. Рядсовременных буржуазных государств не присоединились к Международному пактуо социальных, экономических и культурных правах, мотивируя свою позициютем, что обозначенные в Пакте права не являются субъективными, поскольку немогут быть защищены в суде. Хотя такого рода позиция не лишена оснований,тем не менее присоединение к Пакту создаст обязательства для государствасовершенствовать свое внутреннее законодательство и организовывать всоответствии с ним свою деятельность. В конце XX в. государство не может нестремиться к тому, чтобы стать социальным. Это закономерность развитиясовременных государств, нашедших закрепление в ряде конституций зарубежныхгосударств — ФРГ, Франции, Италии, Испании, Португалии, Турции. В период после второй мировой войны стало сформироваться третьепоколение прав человека. Их природа составляет предмет дискуссий. На мойвзгляд, особенность этих прав состоит в том, что они являются коллективнымии могут осуществляться общностью, ассоциацией. Некоторые авторы высказываютточку зрения, в соответствии с который к третьему поколению относятсятолько коллективные права, основанные на солидарности, так называемые"права солидарности" — право на развитие, на мир, на здоровую окружающуюсреду, на общее наследие человечества а также право на коммуникацию,связанное с концепцией нового международного информационного порядка. Я согласна с такой позицией. Права третьего поколения — этоколлективные права, а не какие-либо "новые" права индивида. Разумеется,отдельный человек принимает участие в реализации таких прав, но это участиесвязано не с его личным статусом, а с его положением как члена какой-либообщности.Права индивида и коллективные права Между индивидуальными и коллективными правами существуетвзаимозависимость, в основе которой должен лежать принцип: осуществлениеколлективных прав не может ущемлять прав и свобод индивида. Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя иразличны по своей природе. Право индивида — это естественное право,присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, ив качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов,происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных правчеловека деформирует нормальное развитие общества. Коллективные права (право народа, право нации, право общности,ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются по мерестановления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзярассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или инуюобщность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемыецелями коллективного образования. Однако как бы ни были многообразны этиправа, их правомерность должна неизменно проходить проверку "человеческимизмерением" — правами индивида. Коллективные права никогда не должныигнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их (исключениемявляются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации).Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит,цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны. Противоречия, возникающие между правами человека, правами государства,народа, нации, национальных меньшинств, народностей, малых народов,являются одной из причин межнациональных конфликтов, в которых каждая изсторон выдвигает свои доводы правоты, справедливости, законности,отстаивает свое право на суверенитет. Однако право народа насамоопределение неотделимо от беспрепятственного осуществления всех правиндивида. Например право на развитие, осуществление которого народами,освободившиеся от колониальной зависимости, не должно ущемлять правиндивидов, принадлежащих к иной национальности или расе. Коллективные правакакой-либо общественной организации (ассоциации) не могут основываться наподавлении ограничении индивидуальных интересов. Завершая вопрос о третьем поколении прав человека, хотим отметить, чтов современных теориях наблюдается тенденция относить сюда те из них,которые конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений(например, право на отличие, право на тишину и покой и др.). Такие права неявляются коллективными, и их едва ли правильно относить к третьемупоколению. Наряду с этим можно признать правомерным включение в этукатегорию таких коллективных прав, как право на солидарность и намеждународное общение.Заключение В заключении хочу конкретизировать некоторые положения. Основныеправа человека и гражданина гарантирует глава 2 Конституции РФ, согласно ч.2 ст. 17, основные права и свободы человека «неотчуждаемы и принадлежаткаждому от рождения». Тем самым Конституция признает основные права каксуществующие независимо от конкретного законодательства естественные права.Гарантируемые гл. 2 Конституцией права и свободы имеют приоритет поотношению к любой норме федерального закона, указа или постановлениягосударственного органа на федеральном уровне. Следовательно, никакойнормативный акт уровнем ниже Конституции не может быть действительным, еслион не отвечает гарантированным Конституцией основным правам. С одной стороны основные права олицетворяют решения законодателя ипредставляют собой руководящие принципы для правового порядка, с другойстороны, это субъективные права тех лиц, которые могут требовать от органовгосударственной власти уважения их индивидуальных прав и свобод в каждомотдельном случае и имеют возможность добиться этого в судебном порядке.Органы исполнительной и судебной власти, в особенности, должны учитыватьобъективное содержание основных прав при применении норм закона. Длязаконодательных органов основные права и свободы – рамки, определеннаяпрограмма законотворческой деятельности. Конституционный Суд РФ обладаеткомпетенцией в ходе проводимого в судебном порядке контроля правовых норм,согласно пп. «а-г» ст. 125 Конституции РФ, проверить, соответствует лиданный нормативный акт нормам Основного Закона. Все государственные органыобязаны толковать и применять нормативный акт как отвечающий основнымправам. В случае если нормативный акт не может применяться без нарушенийосновных прав, нужно ставить вопрос о его отмене. Неправильно думать, что основные права есть некие привилегии иправомочия. Если кто-то создает предприятие, решает принять мусульманскуюверу или переезжает из Москвы в Тулу, он может это делать потому, что всеэто представляет собой неограниченное количество вариантов поведениячеловека. Сумма этих возможностей есть естественная свобода каждогочеловека, не зависящая от любого правопорядка. В общем эта свобода неограничена, и тот, кто решается на одно из допустимых в рамках этой свободыдействий, не нуждается в разрешении на это и не обязан предоставлять этомуоправдательные причины. Но есть и условия реализации этих прав и свобод:они не должны нарушать права третьих лиц, и не должны противоречить рамкам,установленным законом. Однако, не индивидуум обязан оправдывать своидействия, когда он хочет воспользоваться одной из своих свобод, агосударство, если оно хочет ограничить эту свободу.Список использованной литературы Нормативный материалВсеобщая декларация прав человека, 1948 г.Гражданский кодекс РФ, 1994 г.(в ред. 2001 г.)Декларация независимости США,1776 г.Закон о средствах массовой информации,1991Конвенция о правах ребенка, 1989 г.Конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950 г.Конституция РФ, 1993 г.Конституция СССР, 1936Конституция РСФСР, 1918Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966г.Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966Постановление Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. №8 «О некоторых вопросахприменения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»Семейный кодекс, 1995 г. (в ред. 2000 г.)Уголовный кодекс РФ, 1996 г.(в ред 2002 г.)Факультативный протокол №1 к Международному пакту о гражданских иполитических правах, 1966 г.Факультативный протокол №2 к Международному пакту о гражданских иполитических правах, 1989 г.ЛитератураАлексеев С.С. Теория права. М., 1993Гревцов Ю. И. Очерки теории и социологии права. СПб., 1996.Действующее международное право. Колосов Ю.М., Кривчикова Э.С.-М.: изд«МНИМП», 1997г.Козлова Е.И., Кутафин О Е. Конституционное право России: учебник. 2-е изд.-М.: Юристъ, 1998.Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практическийкомментарий к гл. 2 Конституции РФ-М.: «Издательство ЭКОМ», 2000Лукашева Е. А. Права человека. М., «Норма», 2001.Рассказов Л. П. Упоров И. В. Естественные права человека. СПб.: Лексикон,2001Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции РФ, 2е издание. М.: Юрайт. 2001Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993-----------------------[1] Напр. см. Постановление Пленума ВС РФ от 31 октября 1995 г. №8 «Онекоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществленииправосудия»[2] Лейбо Ю.И., Толстопятенко Г.П., Экштайн К.А. Научно-практическийкомментарий к гл. 2 Конституции РФ-М.: «Издательство ЭКОМ», 2000-стр. 22[3] Козлова Е.И., Кутафин О Е. Конституционное право России: учебни




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Понятие прав и свобод человека и гражданина iconПолитических прав и свобод
Политические права в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина
Понятие прав и свобод человека и гражданина iconПрограмма практических занятий занятие № Тема «Права человека: правовая природа, сущность, классификация, источники» (2 часа)
...
Понятие прав и свобод человека и гражданина iconПостановление От 22 ноября 1991 г. N 1920-1 о декларации прав и свобод человека и гражданина рассмотрев представленный Президентом рсфср проект Декларации прав и свобод человека и гражданина,
Комитету Верховного Совета рсфср по законодательству, Комитету Верховного Совета рсфср по правам человека, Комитету
Понятие прав и свобод человека и гражданина iconПрава и свободы человека и гражданина, защита прав и свобод человека и гражданина

Понятие прав и свобод человека и гражданина iconПрава, свободы и обязанности человека и гражданина, гарантии прав и свобод

Понятие прав и свобод человека и гражданина iconКонституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Понятие прав и свобод человека и гражданина iconКонституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Понятие прав и свобод человека и гражданина iconОсновные этапы развития наследственного права в россии содержание
Поэтапно проводится и правовая реформа. Конституция РФ 1993 г среди основных прав и свобод человека и гражданина называет право каждого...
Понятие прав и свобод человека и гражданина iconКурсовая работа по предмету: Конституционное право России
Конституционные гарантии основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации ”
Понятие прав и свобод человека и гражданина iconПрограмма учебной дисциплины Охрана и обеспечение прав личности в уголовном процессе
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – одна из основных обязанностей современного государства, предназначенная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы