Унитарное и федеративное государство icon

Унитарное и федеративное государство



НазваниеУнитарное и федеративное государство
Дата конвертации08.07.2012
Размер381,97 Kb.
ТипРеферат
Унитарное и федеративное государство


План1 Введение2 Понятие нормативно правовых актов3 Понятие и виды Законов РФ4 Подзаконные юридические нормативные акты5 Порядок вступления законов и подзаконных актов в силу Введение На мой взгляд вопрос «Нормативно правовые акты в РФ» является самым интересным из представленных на рассмотрение. Именно поэтому я решил пойти по пути рассмотрения данного вопроса и взять его в качестве основополагающего в теме моей курсовой работы. Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д. Настает черед и теме о форме права, т. е. о том, как, в каком реальном,практически воспринимаемом обличье мы можем право наблюдать, изучать,применять, использовать. В частности, от формы права зависят такие факторы,как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность,степень юридической силы различных правовых актов и т.д. Где действительно находятся со всеми присущими характеристиками, и прежде всего формальной определенностью, те правила поведения, которые составляют содержание права? Как это складывалось исторически и как могучая логика теории права выделила из всего многообразия и многотысячелетнего развития права различные виды формальной определенности права, и закрепила в понятном аппарате юридического сознания? Именно эти вопросы и составляют сердцевину вопроса о форме права. Процесс появления первичных юридических письменных источников (отдельных законов, кодексов, иных актов), имевших своим назначением регулирование складывающихся новых общественных отношений возникает очень давно. Тогда же подчеркивалась объективная нужда раннеклассовых государств в новых формах системы социального регулирования. Упорядочить, закрепить социальные отношения во вновь возникающих государственно организованных обществах можно было только с помощью четких, формально установленных, признанных правил поведения, охватывающих не единичные, а типичные, многократно повторяющиеся явления и процессы в трудовой, бытовой, иной социально-экономической сфере обществ. Была раскрыта и специфика этих правил, их отличие от социальных норм первобытного общества, в том числе обеспечение их обязательности, возможностью государственного принуждения. Необходимо обратить внимание, что в теории права категория «формальная определенность» употребляется в двух смыслах и характеризует право двояко. Во-первых, эта категория употребляется как четкая характеристика правила поведения, меру свободы. Во-вторых, как формальное выражение, закрепление различных правил поведения в актах государственных органов, решениях судов, международных договорах и иных формах. И именно в этом втором смысле категория «формальная определенность» приводит к формулированию понятия форма права. Таким образом, под - формой права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. Но прежде чем рассмотреть эти акты, решения, договоры и иные источники права, я хотел бы дать небольшой экскурс в историю и осветить вопрос «Как вообще возникало право»Право как особый регулятор общественных отношений возникает вместе сгосударством. В доклассовом обществе действовали, конечно определенныерегуляторы взаимоотношений членов первобытнообщинного строя. Эти регуляторыпредставляли собой обычаи, являвшиеся одновременно и правилами общежития ипредписаниям религиозного культа. Они обеспечивались не государственнымпринуждением, ибо тогда не было государства, а силой привычки, традиций,авторитетом, которыми пользовались старейшины рода, военачальники и т. д.Итак , первоначально право складывалось путем перерастания обычаев вправовые обычаи. Они стали записывать и объединяться в особые списки. Врезультате этого появляется обычное право. Однако надо обратить внимание и на следующее. Действительно, напротяжении длительной истории существования права как социального институтаразвивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было сразными условиями и потребностями того или иного этапа общественногоразвития, прежде всего в Европе. Уже юристы Древнего Рима выделяли в праве всех народов нечто общее,присущее всем системам, и особенное, те черты права, которые былихарактерны для отдельных государств и правовых систем. «Все народы, - писал Гай, - которые управляются на основании законов иобычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общимдля всех людей». А в XIII веке Фомой Аквинским была предложена концепция, одвух формах существования права: в виде божественного закона, закреплявшегогуманистические и нравственные начала появления, и существованиячеловечества, и в форме законов, идущих от власти государства, от человека. В скоре были сформированы естественно-правовые идеалы (право на жизнь,на свободу, на безопасность, на собственность и др.) В XX веке естественно-правовая доктрина приобрела форму концепции оправах и свободах человека, причем набор этих прав и свобод сталобщепризнанным и четко определенным. И самое главное - эти права и свободыперестали быть некими результатами умственных усилий тех или иных юристов ифилософов, а приобрели юридически законченную форму. Они вошли в четкоочерченных формулировках в международные декларации, конституции, иныеакты. Особенно значимым является закрепление прав и свобод человека,составляющих ядро в основополагающих разделах конституций.Таким образом, в XX веке по критерию формы права исчезает разница междуестественно-правовыми положениями, вытекающими из самого существованиячеловека (его основными правами и свободами), и другими правовымиположениями. Форма становится единой для всех сфер права - закреплениеполучают все правила поведения в актах и иных источниках. Некоторые ученые полагают, что в этой связи надо говорить о двух формахправа - внешней и внутренней. По их мнению, внешняя форма - этозакрепленные в актах и иных источниках объективированные правила поведения,а внутренняя - эта та самая формальная определенная которая четкозакрепляет меру свободы, границы, масштаб поведения в конкретной норме,устанавливает ее иерархию в системе права, отражает иные аспекты устройстваправа как системы.Наконец, об источниках права. Это понятие получило широкое распространениев XIX веке, стало предметом исследования в отечественной теории государстваи права. Выделяется два главных способа образования норм права. Первыйпроистекал из решающего участия государства в создании правовой нормы. Этобыл наиболее распространенный способ. Прямое предписание, властиустанавливало законы, обязательные для всех членов общества. Но некоторыенормы могут возникать и без непосредственного участия законодателя - онискладываются в виде обычая и уже затем утверждаются законодателем. Эти двеформы права - закон и правовой обычай - и называли в XIX веке источникамиправа. В этом смысле источник права, - это тот определенным образомформализованный акт, откуда, собственно, и черпаются, проистекают сведенияо правиле поведения. Однако высказывались и иные взгляды на источник права.Под источником права предлагалось понимать силы, причины, образующие право,но вовсе не те причины, которые так или иначе влияют на содержание правовыхнорм, а только те причины или силы, которые сообщают тем или другимправилам значение правовых норм, т. е. обусловливают, обеспечивают ихобязательность. Под правовым обычаем следует понимать нормы, которые сложились в общественезависимо от государственной власти и приобрели в общества обязательноезначение для всех членов общества. Действие обычного права начинается там,где молчит закон. Обычное право не должно противоречить закону. Вроссийском праве применение обычая как способа регулирования общественныхотношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что обычай вкачестве источника права действует лишь в порядке исключения и только в техслучаях, когда возможность его применения оговаривается действующимзаконодательством. Например, суды в дореволюционной России за недостаткомзакона вправе были обращаться к обычному праву (в делах торговых и др.). Не мало важную роль в понятии «нормы права» занимает судебный прецедент.Он имеет значение источника права в том случае, когда признается, чтосудебное решение, вынесенное по конкретному делу, может стать правилом дляразрешения подобных случаев на будущее. В этом случае судебное решение посуществу становится нормой права и на него будут ссылаться как наобщеобязательное правило. Особенное распространение судебный прецедентполучил в Великобритании. В нашей стране иной подход к судебной практике, ксудебным решениям, который можно выразить следующей формулой: задача судовсостоит не в создании, а в применении норм действующего права. Не имеет унас распространения и правовой обычай, хотя он и не отрицается. Так, ст. 5Гражданского кодекса РФ (часть первая) закрепляет положения об обычаяхделового оборота, то есть сложившиеся и широко применяемые в какой-либообласти предпринимательской деятельности правила поведения, непредусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксировано ли онов каком- либо документе. В некоторых странах источником права служатрелигиозные постулаты и воззрения. Например, мусульманское правопредставляет одну из сторон религии ислама. В основе мусульманского правалежат такие источники, как священная книга Коран, состоящая из высказыванийАллаха, обращенных к последнему из его пророков и посланцев Мухаммеду,Супца - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказыванийМухаммеда, и др. В Российской Федерации источниками права признаются договорынормативного содержания, среди которых важное место занимают международныедоговоры. Международный договор - это определенно выраженное соглашение между двумяили несколькими государствами относительно установления, изменения илипрекращения их прав и обязанностей. Договоры могут бытьнормоустанавливающими (например, Договор о нераспространении ядерногооружия, Договор по космосу) или учредительными (например, Договор оСодружестве Независимых Государств). Нормоустанавливающее значение имеет включенный в Конституцию РоссийскойФедерации Федеративный договор. Он был подписан 31 марта 1992 г.полномочными представителями Российской Федерации и ее субъектов -республик в составе России, автономной области, автономных округов, краев,областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Этим договором былиразграничены предметы ведения и полномочия федерации в целом и еесубъектов. Тем самым был сделан шаг от фактически унитарного государства кфедерации. Источниками права могут являться различные соглашения как разновидностидоговора. В Российской Федерации в современных условиях значительновозрастает роль соглашений в регламентации различных сторон общественной игосударственной жизни. Так, многие сферы отношений между краями, областямии входящими в них автономиями регулируются именно соглашениями. Известнысоглашения и между государственными органами Федерации и ее субъектов.Например, в соответствии с Законом Правительство Российской Федерациивправе передавать на основании соглашений администрации автономной области,автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербургаосуществление части своих полномочий. На основании соглашений возможно и обратное перераспределение полномочий. Договоры устанавливают нормы права и в российском трудовом праве. Так,нормоустанавливающее значение имеет коллективный договор - правовой акт,регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношениямежду работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации(ст. 2 Закона Российской Федерации "О коллективных договорах исоглашениях"). В коллективный договор могут включаться взаимныеобязательства работодателя и работников по таким вопросам, как механизмрегулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполненияпоказателей, перечисленных в договоре, а также по вопросам занятости,переобучения, условий высвобождения работников, соблюдения их интересов приприватизации предприятий и ведомственного жилья. Условия коллективныхдоговоров, заключенных в соответствии с законодательством, являютсяобязательными для предприятий, на которые они распространяются. Инымисловами, коллективный договор представляет собой специфическую локальнуюправовую норму. Понятие источник права имеет и информационное значение - определяет, куда надо «посмотреть» для того чтобы найти необходимое правило поведения, руководствоваться им, применять его и т. д. 1 Понятие нормативно правовых актов Рассмотрение источников права я начну с нормативно-правового акта. Этодействительно наиболее распространенный в настоящее время вид источника,который содержит нормы (правила поведения), установленные или признанныегосударством, обеспеченные возможностью государственного принуждения. Следует обратить внимание, что понятие акт вообще-то употребляется в теории права в двояком смысле. Один - это акт как действие, второй - это акт как материальный (письменный, электронный) носитель информации, как документ. Именно в последнем смысле и обозначается нормативно-правовой акт как источник права. Такая форма права, как нормативно-правовой акт, порождает и множествоактуальных научных проблем, одни из которых решены в теории права, а другиенаходятся в стадии обсуждения. Прежде всего, это проблема структуры нормативно-правового акта и еесоотношения со структурой самого права. Нормативно-правовой акт всегда имеет внешнюю структуру: определенныереквизиты, которые позволяют его относить к соответствующему виду,например, различать закон это или постановление, а также определить, когдаон был принят, когда вступил в действие, кем принят, утвержден, подписан ит. д. Официальные реквизиты представляют собой сведения о должностном лицеподписавшим акт, заголовок, вид акта, номер акта и дату принятия. (Например Постановление Верховного Совета РСФСР «О Концепции Судебной Реформы» от 24октября 1991 года №44 Или Федеральный закон «О Введении в действиеАрбитражного Процессуального Кодекса Российской Федерации» ПринятГосударственной Думой 5 апреля 1995 года Опубликован в Российской газете1995, 16мая). Также нормативно правовой акт имеет «преамбулу»- предисловие-вводная или вступительная часть. В которой обычно излагаютсяпринципиальные положения, побудительные мотивы, цели изданиясоответствующего акта. Преамбула содержит «нормы-цели» и «нормы-принципы»,которые не обладают непосредственной юридической силой, но могутучитываться при толковании других положений акта. В частности в КонституцииРФ написано « Мы, многонациональный народ РФ, соединенные общей судьбой насвоей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир исогласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходяиз общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтяпамять предков, возрождая суверенную государственность России, стремясьобеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности засвою Родину перед нынешним и будущим поколением, сознавая себя частьюмирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» это иявляется преамбулой. Но нормативно-правовой акт имеет и внутреннюю структуру: деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, предписания и т. п. Такое строение нормативно-правового акта - результат длительного нормотворческого развития и служит, с одной стороны, последовательному и четкому изложению правового материала в акте, а с другой удобству пользования им. В других же отраслях права мы находим различные способы изложенияправовых норм в статьях нормативно-правового акта - от полного соответствиядо изложения нормы права в разных статьях, а то и вообще в разныхнормативно-правовых актах. Следующий вопрос - это вопрос о юридической силе нормативно- правовогоакта или, иначе, о его месте в иерархии нормативных актов. Понятие «юридическая сила» как и многие иные выражения, юридическойнауки, заимствованы из других областей знания и наполнены специфическимюридическим содержанием. Так вот и физическое понятие «сила» в юридическомсмысле означает обязательное соответствие акта, принятого нижестоящимгосударственным органом, акту, принятому вышестоящим государственныморганом, или соответствие акта, принятого субъектом федерации, акту,принятому на федеральном уровне. И в этой связи неверными являются положения некоторых Конституцийсубъектов Российской Федерации, устанавливающие, например, приоритетреспубликанских законов над федеральными, особенно в бюджетной и иныхсферах. Разумеется, «война законов», которая возникает в подобных случаях,отражает борьбу федеральных и местных политических элит,общегосударственных и местных интересов. Но в правовом плане никакой войнызаконов не должно быть, вопрос решается однозначно в пользу федеральныхприоритетов, конечно же, с учетом и обеспеченностью местных интересов.Разрушение иерархии законов может вести к разрушению государства, егофедеративных основ. Но это уже иная тема, которая рассматривалась впредыдущей книге, в теории государства. Высшую юридическую силу имеет конституция, которую именуют по этомукритерию Основным законом. Иная юридическая сила у обычных законов,федеральных законов, иная - у постановлений Правительства и т. д. Но это незначит, что как то нормативно-правовые акты полностью или частично являютсяменее обязательными или менее «влиятельными». Нет, это означает лишьтребование соблюдать принцип «подзаконности», «соответствия» в построениисистемы нормативно-правовых актов, в иерархии актов. Разумеется, реализация и обеспечение этой иерархии, этого соответствиябольшая и трудная практическая задача, которая решается как самимигосударственными органами, так и специальными механизмами проверки«соответствия» (Конституционным судом, иными судебными органами,прокуратурой и т. п.). Таким образом, юридическая сила акта - это его местов иерархии нормативно-правовых актов, соответствие, соподчиненность актов,принятых нижестоящим органом, вышестоящим актам. Но следует учитывать, что понятие «юридическая сила» иногдаиспользуется в ином смысле - как юридическое значение документа, какопределение новых видов документов. Говорится, например, о юридической силедокументов на машинных носителях (магнитных лентах, дисках) наряду сюридической силой обычных, письменных документов. Это иное, весьма условноеупотребление понятия «юридическая сила». В этой связи устанавливаются и правила обработки, хранения документовна ЭВМ. И тогда отсутствие определенных реквизитов, формата, позволяющихобрабатывать для целей учета, использования документ, делают его юридическиничтожным, лишают «юридической силы», т. е. юридического значения. Еще один немаловажный вопрос связанный с определением нормативно правового акта. Почему нормативно-правовой, а не просто нормативный акт? Здесь существует весьма тонкое различие, которое и выделяет теория права. Дело в том, что наряду с нормами права (социальными правилами поведения), которые воплощает, содержит нормативно-правовой акт, существуют и нормы, не имеющие правового характера и значения, однако они также воплощены, закреплены в письменной и иной документальной форме. Например, в инструкциях, в которых определяются правила обращения с электротехникой, с бытовыми приборами (утюгом, электроплитой и т. д.). Эти акты также являются нормативными, но не правовыми, они содержат технические, но не правовые нормы. Существуют и смешанные акты, например, государственные стандарты. В них, с одной стороны, содержатся определенные технические требования к качеству продукции, с другой - устанавливается, что нарушение этих требований строго запрещается, влечет ответственность по закону.Иногда в юридической литературе, вместо словосочетания «нормативно-правовой акт» употребляется все же понятие нормативный акт, хотя, оно имеетв точном смысле иное содержание. Следует также отметить, что нельзя нормативно-правовой акт обозначатьпросто как правовой акт. И здесь существует тонкое различие, исключительноважное для юридической практики. Это различие становится понятным из такогопримера. Правовым будет являться акт, содержащий как правовые нормы(правила поведения), так, например, и указание о применении мерответственности к конкретному адресату этих правил, если он их нарушил.Например, приказ руководителя учреждения о наложении дисциплинарноговзыскания на нарушителя установленных в этом учреждении правил внутреннеготрудового распорядка (за опоздание на работу, прогул, другие нарушениятрудовой дисциплины) является правовым актом, так как имеет правовоезначение - Этот приказ является правовым, но не содержащим нормы права,актом. Этот второй вид правового акта обозначается как правоприменительный,а не как право содержащий. Он также правовой, но не нормативно-правовойакт. Поскольку сохраняется практическая потребность учитывать реальноеразличие между право, содержащими и право применяющими, право, реализующимиактами, постольку для рассматриваемого источника права сохраняетсянеобходимость его обозначения как нормативно-правового акта. Понятие нормативно-правовой акт как - источник права охватывает всевеликое многообразие правовых норм, регулирующих многообразные ибесчисленные - социальные связи в обществе. Теоретикам права пришлосьнемало потрудиться, чтобы классифицировать нормативно-правовые акты, найтичеткие критерии этой классификации, сделать ее удобной для научного и,главное, практического употребления. Итак Нормативно правовой акт - властное предписание государственныхорганов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Онявляется основным источником права в РФ и европейских государствах.Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на ихюридической силе. Можно определить наиболее важные критерии, по которым непосредственноили по их сочетанию выделяются виды нормативно-правовых актов. Этоследующие критерии: содержание нормативно-правового акта, процедура егопринятия, орган, принимающий акт, круг лиц, на которых распространяется егодействие, пространство и время, которые охватываются действием акта, утратаюридического значения, внутренняя структура, организационные этапы и ряддругих критериев.По содержанию, органу и процедуре принятия выделяется, прежде всего, такойвид нормативно-правового акта, как закон.2 Понятие и виды законов РФ Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается с соблюдениемправил по установленной процедуре в соответствии с компетенциейзаконодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом,собранием и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах - в ходеспециальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населенияпо тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. Посодержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественныеотношения. Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий внаучной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется каксиноним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX векепредлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. Вматериальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном -как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательныморганом. Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такоепроизошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Вовсех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Этофиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону». В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, каксиноним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебнуюдеятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этойформулой утверждается принцип законности в судебной деятельности. Однако в п.1 статьи 120 Конституции РФ эту формулу слегка подправили,подчеркивая значение Конституции. Она гласит так: «судьи независимы иподчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».Иными словами, понятие «закон» здесь употребляется в узком смысле, как акт,принятый федеральным законодательным органом. Но тогда возникает вопрос - апочему судья не должен подчиняться закону, принятому субъектом федерации,иным источникам права? Смешение двух значений понятия «закон» привело ксерьезной принципиальной ошибке в важнейшем виде закона - в КонституцииРоссийской Федерации. Закону посвящались, и посвящаются многие научные труды, известныклассические и метафорические определения закона как в узком, так и широкомсмысле, даже пословицы. Вот, например, как определяют закон юристы Древнего Рима: Папиниан -закон есть общее (для всех) предписание, решение опытных людей, обузданиепреступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее (для всехграждан) обещание государства; Цельс - права не устанавливаются, исходя изтого, что может произойти в единичном случае; Гай - все народы, которыеуправляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своимсобственным правом, частью правом, общим для всех людей. Наиболее красочноеопределение закона в древности дал Хризипп: закон есть царь всех божеств ичеловеческих дел; он должен быть начальником добрых и злых; вождем ируководителем существ, живущих в государстве; мерилом справедливого инесправедливого, - которое приказывает делать то, что должно быть, делаемо,и запрещать делать то, что не должно быть делаемо. Такая оценка закона в жизни общества породила и знаменитое утверждение:пусть торжествует закон (юстиция), если даже погибнет мир. И также - «законстрог, но он закон». Так исходя из этого я попытаюсь дать определение чтоже такое закон . На мой взгляд Закон - это нормативный юридический актвысшего государственного (представительного) органа или непосредственнонарода, обладающий высшей юридической силой и содержащий первичные(изначальные) правовые нормы страны. Закон как любой нормативно правовойакт обладает некими признаками: Во-первых, закон - юридический акт, притом акт-документ, в которомфиксируются правотворческие действия по введению в правовую системуюридических норм, по их отмене или изменению; закон - всегда письменныйдокумент, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или ихизменения, закон - источник права; во-вторых, закон - акт строго определенных, высших органов власти вгосударстве, как правило, представительного высшего органа страны - вРоссии Федерального Собрания, высших представительных органов субъектовФедерации или непосредственно народа (при принятии закона в порядкереферендума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственногосуверенитета; в-третьих, закон - нормативный акт, обладающий высшей юридической силой,т.е. акт самого высокого юридического "ранга"; ему, в принципе, "все подсилу", все иные акты "ниже" закона, находятся "под" законом, должнысоответствовать закону, ни в чем ему не противоречить; в-четвертых, закон - нормативный акт, содержащий первичные, изначальныеюридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было,притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другимпринципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам; с законаюридическое регулирование по данным вопросам "начинается". Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права,необходимо отличать его от иных правовых актов: во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальныепредписания по конкретным, "разовым" вопросам, например, назначение надолжность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписанияиногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации,управленческим вопросам); во-вторых, от интерпритирующих актов, актов толкования, т.е. актов, вкоторых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаютсяновые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования,например, "постановление", "разъяснение"). Законы в демократическом государстве должны занимать первое место средивсех источников права, быть основой всей правовой системы, основойзаконности, крепкого правопорядка. «Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.» Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировкахнормативных актов под термином "законодательство" понимаются не толькозаконы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовыенормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановленияПравительства). В настоящее время нормативные указы Президента, (а также постановленияПравительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательнойобласти, имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу допринятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГКРФ прямо записано: "В случае противоречия указа Президента РоссийскойФедерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящемуКодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующийзакон" (п. 5 ст. 3).Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законовЗаконы подразделяются на: а) конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные. К числу конституционных законов относятся прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст.108 Конституции РФ). Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященныеразличным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизниобщества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но самидолжны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим иобеспечивается единство всей законодательной системы и последовательноепроведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал,которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задачаособого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобыобеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всехзаконов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осуществление вовсех актах конституционных начал. законов Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях). В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законыфедеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона "Оязыках народов РСФСР" в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящихв Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законыдействуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождениязакона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действуетфедеральный закон. Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны -это основной, "заглавный" закон, определяющий правовую основу государства,принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права исвободы граждан, форму правления и государственного устройства, системуправосудия идр. В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятаяна референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кромекраткой преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:1. Основы конституционного строя.2. Права и свободы человека, и гражданина..3. Федеративное устройство.4. Президент Российской Федерации.5. Федеральное Собрание.6. Правительство Российской Федерации.7. Судебная власть.8. Местное самоуправление. 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатсязаключительные и переходные положения. Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление,учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные актыимператорской власти. Появление конституций как основных законов государства связано с приходомк власти буржуазии, возникновением буржуазного государства. Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однакоисторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствуетконституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единогоакта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организациигосударства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан.Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которуюсоставляют многочисленные акты, принятые в период ХШ-ХХ вв. Все они несвязаны между собой определенной системой и не образуют единого акта. Первой писаной конституцией (т. е. представляющей единый основной закон свнутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. идействующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями былиКонституции Франции и Польши 1791 г. 1. Как Основной Закон государства и общества Конституция, в отличие отдругих законодательных актов, имеет учредительный, основополагающийхарактер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболееважные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества,всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-экономическогостроя государства, его национально-территориальное устройство, основныеправа, свободы и обязанности человека, и гражданина, организацию и системугосударственной властии управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтомуконституционные нормы - основополагающие для деятельности государственныхорганов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц играждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовымнормам. 2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права,содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базудля текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаевКонституция содержит указания о необходимости принятия того или иногозакона (например, статья 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицынашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическаябаза законодательства Конституция суть центр всего правового пространства.Она способствует согласованности всего правового развития и систематизацииправа. 3. Конституция обладает высшей юридической силой. ВерховенствоКонституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иныеакты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней.Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения длявсех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов. 4. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Этоопределяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственногостроя. Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особымпорядком ее принятия и изменения.Согласно статье 135 Конституции РФ положения главы 1 (Основыконституционного строя), главы 2 (Права и свободы человека и гражданина) иглавы 9 (Конституционные поправки и пересмотр Конституции) не могут бытьпересмотрены парламентом России - Федеральным Собранием. Если же поступитпредложение о пересмотре положений этих глав Конституции и оно будетподдержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации идепутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральнымконституционным законом созывается Конституционное Собрание.Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ,либо разрабатывает проект новой Конституции РФ. Данный проект может быть,принят Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа егочленов или вынесен на всенародное голосование. В последнем случае дляпринятия проекта новой Конституции РФ требуется, чтобы за негопроголосовали более половины избирателей от более чем 50% всех принявшихучастие в голосовании. Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаютсяФедеральным Собранием в следующем порядке: поправка должна получитьодобрение не менее трех четвертей голосов от общего числа членов СоветаФедерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатовГосударственной Думы. Поправки вступают в силу после их одобрения органамизаконодательной власти не менее чем двумя третями субъектов РоссийскойФедерации (в Российской Федерации всего 89 субъектов Федерации). В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные(органические) законы, тоже посвященные правовым основам государства,государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам,предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении,Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционныйзакон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третейот общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобренбольшинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов СоветаФедерации. Принятый федеральный конституционный закон в течениечетырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации иобнародованию. (вопрос принятия законов и конституционных законов будетрассмотрен далее) Среди законов следует выделять: а) федеральные законы- - те, которые принимаются федеральнымзаконодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всютерриторию Российской Федерации, б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей,краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределениемкомпетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяютсятолько на их территорию. Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии сэтим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль взаконодательной системе (вслед за конституционными законами) играют:административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы;уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы отруде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы;природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевыезаконы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например,законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного,гражданского, других отраслей права Совокупность законов составляет законодательство. Опять же - понятиезаконодательства употребляется в узком, точном смысле именно как системазаконов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, аиногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах- значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят обактах законодательства, речь может идти не только о законах. Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы преждевсего, юристы, да и другие участники общественных отношений понимали другдруга. Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закреплениезакон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой- изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теорияправа выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников,списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы- это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, какправило, методу обширную совокупность, систему правовых норм. Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически илогически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт,обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группыобщественных отношений. Кодифицированные акты носят различное наименование - "кодексы", "уставы","положения", просто "законы". Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированнымактам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения,имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же идругих субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с ихкомпетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое "хозяйство", в котором должно быть "все", что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют "общая часть" или "общие положения", где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и "дух" данной ветви законодательства. Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: "Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу" (п. 2 ст. 3). В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно поэтому, например, что после принятия Гражданского кодекса (часть первая) большинство из ранее принятых отдельных законов отменено. В то же время по некоторым проблемам, требующим развернутого, подробного регулирования, кодекс может содержать только исходные, "рамочные" нормативные положения, в соответствии с которыми затем разрабатывается и принимается особый нормативный юридический акт. Все основные (профилирующие и специальные) отрасли законодательства имеют "свой" заглавный кодекса гражданское законодательство - Гражданский кодекс; уголовное законодательство - Уголовный кодекс, гражданское процессуальное законодательство - Гражданский процессуальный кодекс и т.д. Большинство кодексов имеет сокращенное буквенное обозначение, о чем уже говорилось, - ГК, УК, ГИК и т.п. При развернутом написании начальное слово названия кодекса начинается с заглавной буквы; с заглавной буквы пишется также слово "Кодекс" в тексте самого кодифицированного акта.Для кодексов характерны некоторые структурные, технико-юридическиеособенности, особые правила внесения в них изменений. У кодексовсуществует, как правило, вспомогательный поисковый аппарат, и т. д. Своеобразными видами нормативно-правовых актов, в которых находят своевыражение законы, являются своды законов, собрания законодательства и т. п.В частности, первоначально Свод законов Царской России, т. е. сборникзаконов, составленный в XIX веке путем включения действующих законов,прошедших чисто внешнюю систематическую обработку и продолжающий пополнятсяв XX веке, состоял из следующих восьми главных частей: законов основных,определяющих существо верховной власти; законов органических, определяющихустройство органов этой власти; законов правительственных сил, определяющихспособы действия этой власти; законы о состояниях, определяющих права иобязанности подданных по степени участия их в составе установлений и силгосударственных; законы гражданские и межевые, обнимающие семейственные иобщие имущественные отношения; уставы государственного благоустройства,обеспечивающие особенные имущественные отношения; уставы благочиния (законыполиции); законы уголовные Царской России. Все виды нормативно-правовыхактов, в которых могли быть выражены законы, устанавливались в статье 53Основных законов: «законы издаются в виде уложений, уставов, учреждений,грамот, положений, наказов (инструкций), манифестов, указов, мненийГосударственного Совета и докладов, удостоенных Высочайшего утверждения.Сверх того. Высочайшие повеления в порядке управления изъявляютсярескриптами и указами». Разумеется, такие формы выражения законов были присущи монархическойформе правления, в отсутствие парламентов и иных представительных органов. Но нормативно-правовые акты - это не только форма выражения законов. 3 Подзаконные нормативные юридические акты Характеристика законов как правовых документов высшей юридической силыозначают, что все другие нормативные акты, кроме законов, - акты иногоюридического качества: все они находятся "под" законом, т.е. являютсяподзаконными. Вместе с тем под законность нормативных юридических актов не означает их"меньшую" юридическую обязательность; они обладают необходимой юридическойсилой; дело лишь в том, что их юридическая сила не имеет такой жевсеобщности и верховенства, как это характерно для законов. Было бы неверным недооценивать социальное значение подзаконныхнормативных юридических актов. Они призваны обеспечивать на основаниизаконов конкретизированное нормативное регулирование всего комплексаобщественных отношений, и поэтому они занимают важное место во всей системенормативного регулирования. Подзаконные нормативные акты многообразны,между собой они различаются по своей юридической силе, образуют довольносложную иерархическую систему. Акт каждой "ниже расположенной"государственной инстанции должен не только находиться "под" законом, но исоответствовать нормативным актам всех государственных органов, которыезанимают более высокие ступеньки в государственной иерархии. Например, актыМинистерства культуры должны соответствовать не только закону, но инормативным актам Президента, Правительства, а также актам ведомств,которые в силу их статуса имеют межведомственное значение, например актамМинистерства финансов. Юридическая сила подзаконных нормативных актов, сфера их действия (потерритории, по лицам, по предмету) зависят от места государственногооргана, издавшего акт, в государственном аппарате, от его компетенции.Причем и здесь нужно строго отличать нормативные акты от индивидуальныхуправленческих актов, содержащих индивидуальные предписания, таких, как,например, назначение на должность, выделение бюджетных средств (они побольшей части именуются распоряжениями, приказами), а также отинтерпретационных актов. Наиболее важными подзаконными нормативными юридическими актами вРоссийской Федерации (если расположить их по убывающей "величине"юридической силы) являются: Указы (и распоряжения) Президента Российской Федерации, изданные в пределах его компетенции; По своему правовому статусу, определенному Конституцией, Президент Российской Федерации является главой государства, издающим распоряжения и указы. Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим вопросамоперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президентамогут иметь нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 115Конституции РФ 1993 г. (в отличие от прежней Конституции, где такойхарактеристики указов Президента не было). Нормативными являются, например,указы Президента от 6 марта 1995 г. "Об основных принципах осуществлениявнешнеторговой деятельности в Российской Федерации", от 23 февраля 1995 г."О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимся и другимкатегориям лиц". В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации Президентудано право утверждать своими указами положения о министерствах,государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах.Эти нормативные указы в случае их издания также будут являться источникамиправа. Указы Президента Российской Федерации как подзаконные акты не могутпротиворечить Конституции и законам Российской Федерации. В противномслучае действует норма Конституции и закона Российской Федерации. Немаловажным вопросом в теории государства и права, которому я хочууделить немного внимания - является вопрос о соотношение закона и указа каквидов нормативно» правовых актов. Он возникал и в монархических формахправления, при, конституционной монархии, например, как соотношение указаимператора, и актов парламента, был актуален в Советском государстве, неменее значим и в президентской республике. Его решение - неоднозначно.Например, при подготовке Конституции СССР 1936 года первоначально такуюформу права, как указ, предполагалось использовать для толкования закона.Затем, в окончательном виде, указ был установлен как нормативно-правовойакт, принимаемый Президиумом Верховного Советам СССР в перерывах междусессиями Верховного Совета СССР, однако с тем условием, что такие указы,если они имеют законодательный характер, должны утверждаться на последующихсессиях Верховного Совета. Первое время такая практика действительносуществовала. Однако впоследствии в силу политических соображений,«неудобства» открытого обсуждения тех или иных непопулярных законов многиеуказы остались неутвержденными и стали играть роль законов, причемдлительное время.. Появились закрытые, секретные указы законодательногохарактера. Их ценность как оперативно принятых нормативно-правовых актовбыла полностью утрачена, подчас тем геноцидным, антигуманным,недемократическим содержанием, которое они, эти указы, имели. В настоящее время проблема указа Президента и закона в России стоитиначе: вправе ли Президент вообще при отсутствии соответствующего законарегулировать те или иные важнейшие общественные отношения указами? Илиуказами до принятия соответствующего закона? Указ - это акт главы государства и должен реализовывать полномочияглавы государства, но подменять или даже временно замещать закон указ неможет, не должен. Иначе нарушается принцип «верховенства закона» и рушитсявся иерархия правовой системы, что, разумеется, имеет не только формальныепоследствия. Кроме этого, формального момента, происходят большиепотрясения и в социальной жизни, возникают большие социальныенапряженности. На ступеньку ниже в иерархии подзаконных нормативно правовых актов стоятакты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации(большинство ненормативных правительственных актов именуетсяраспоряжениями) Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения.Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являютсяактами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важнымвопросам хозяйственного и культурного строительства. Они, как правило,имеют общий характер, содержат нормы права и потому относятся к источникамправа (например, постановление Правительства Российской Федерации от 15марта 1993 г. "Об утверждении условий выпуска внутреннего государственноговалютного облигационного займа"), от 6 апреля 1995 г. "Об учрежденииспециальных государственных стипендий Правительства Российской Федерациидля аспирантов и студентов государственных образовательных учрежденийвысшего и среднего профессионального образования". Постановления Правительства Российской Федерации, если они противоречатКонституции, законам Российской Федерации и указам Президента, могут бытьотменены Президентом Российской Федерации. Первые две из указанных групп нормативных актов (президентские указы, правительственные постановления) являются общими актами, т.е. такими, которые распространяются на всю территорию Российской Федерации и в соответствии с законом могут распространяться на всех лиц. Указанные две группы подзаконных актов обладают значительной(преобладающей) юридической силой. С тем, однако, чтобы отграничить их отзаконов, в ГК РФ они названы "иные правовые акты" (ст. 3). Правительству подчиняются такие органы (например, Министерство финансов,Госкомимущества), акты которых в силу их статуса тоже приобретаютмежведомственное, общее значение, внешнее действие. Наряду с нормативными актами, которые принимает Правительство какколлегиальный орган, правовые документы в соответствии со своейкомпетенцией могут принимать Председатель Правительства и его заместители. Следующими в классификации подзаконных нормативно правовых актовявляются Акты центральных органов исполнительной власти. Центральными органамиисполнительной власти согласно Закону Российской Федерации о ПравительствеРоссийской Федерации являются министерства, государственные комитеты иведомства. Их акты обычно регулируют отношения, складывающиеся внутрисистем этих органов. Но в ряде случаев им предоставляется право издаватьакты, действие которых распространяется и на неподчиненные им объектыуправления, а также и на граждан. Такие полномочия особенно значительны уМинистерства финансов, Министерства транспорта. Центрального банка,Санэпидемнадзора и т.д. К нормативным по своему содержанию относятся,например, инструкция Министерства финансов Российской Федерации "О правилахвыпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации",утвержденные Минжилкомхозом "Правила пользования системами коммунальноговодоснабжения". Конституция Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемыхцентральными органами исполнительной власти, в силу чего единых формправовых актов у них нет. На практике министерства чаще всего издаютприказы и инструкции, государственные комитеты - приказы и постановления.Нормативными обычно являются инструкции и постановления. С 15 мая 1992 г. введена государственная регистрация нормативных актовминистерств и ведомств, затрагивающих права и законные интересы граждан илиносящих межведомственный характер. Государственная регистрация этих актоввозложена на Министерство юстиции Российской Федерации (вопрос огосударственной регистрации этих актов мной будет рассмотрен далее). Акты министерств, государственных комитетов и ведомств Российской Федерации могут быть отменены Правительством Российской Федерации. Кроме актов федеральных органов представительной и исполнительной ветвей власти источником права являются нормативные акты, принимаемые на уровне субъектов федерации. В республиках в составе Российской Федерации источниками права могут быть республиканские законы, акты президентов (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановления Советов Министров (Правительств) республик, а также нормативные акты республиканских центральных органов исполнительной власти. Нормативные акты органов власти края, области, автономной области,автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии сКонституцией России органы власти находящихся в составе РоссийскойФедерации краев, областей, автономной области, автономных округов, городовМосквы и Санкт- Петербурга наделены широкими полномочиями в сфере право-творчества. Достаточно сказать, например, что все края и области получилиправо принимать уставы края и области, которыми определяется правовойстатус этих субъектов федерации. Кроме того, многие отрасли законодательства (административное, жилищное, земельное, водное, законодательство об охране окружающей среды и т.д.) отнесены Конституцией РФ к сфере совместного ведения федерации и ее субъектов. По этим вопросам органы государственной власти субъектов федерации осуществляют в соответствии с федеральным законодательством собственное правовое регулирование, принимая нормативные правовые акты. Такими актами являются решения краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга представительных органов и решения глав соответствующих администраций. акты государственных региональных и местных муниципальных органов (представительных органов и органов администрации); Нормативные акты региональных и местных муниципальных органов являютсяограниченно-общими, т.е. такими, которые в соответствии с компетенциейданных органов обязательны для всех лиц, но в пространственно-ограниченныхрамках, в пределах данной территории - региона, области, города, района. В этих сложных взаимосвязях необходимо обратить внимание на такие моменты. Нормативные акты региональных и местных муниципальных органов являютсяограниченно-общими, т.е. такими, которые в соответствии с компетенциейданных органов обязательны для всех лиц, но в пространственно-ограниченныхрамках, в пределах данной территории - региона, области, города, района. Нижнюю ступеньку в иерархии подзаконных актов занимают ведомственныеакты, т.е. акты конкретных министерств, комитетов, департаментов (средиэтих актов много индивидуальных, нормативными являются акты, называемые,как правило, инструкциями, циркулярами, примерными положениями, уставами).Эти нормативные акты, в принципе, имеют внутреннее, внутриведомственноеюридическое значение, т.е. распространяются на лиц, находящихся в системеуправленческого, служебного и дисциплинарного подчинения только данноговедомства. Вместе с тем акты некоторых ведомств в силу статуса этих ведомств иделегированных им прав могут иметь межведомственное, общее значение иотсюда внешнее юридическое действие. Уже отмечалось, что таково значениенормативных актов Министерства финансов, Госкомимущества. В известныхпределах внешним действием обладают по ряду вопросов нормативные актыведомств, занимающихся транспортом, охраной общественного порядка. Наиболее узкое юридическое значение имеет особая разновидностьведомственных актов - локальные нормативные акты; это уставы, положения,правила внутреннего распорядка и другие, действующие только в пределахданного предприятия, учреждения, организации. Такое же локальноеюридическое значение имеют санкционированные государством акты сходов,гражданских институтов общественной самодеятельности. Все виды актов, о которых шла речь выше, являются подзаконными актамив том смысле, что должны соответствовать закону, если это предполагаетсясамим законом или вытекает из требования практики управления общественнымиделами. Особой разновидностью являются локальные нормативно-правовые акты,которые создаются, чтобы действовать в конкретных организациях, учрежденияхи на предприятиях, либо предназначены для опр.» деленного круга лиц, наопределенной территории. Например, конкретные уставы, правила внутреннеготрудового распорядка, должностные инструкции и т. п. относятся к локальнымактам. В теории права существует немаловажная проблема - соответствиеподзаконных актов самим законам, что выражается в принципе «верховенствазакона». «Верховенство закона» как принцип правового государства означает нетолько обязательность исполнения закона, но и обязательное соответствиевсех иных нормативно-правовых актов закону, в том числе соответствиезаконов субъектов федерации федеральным законам. Этот принцип «верховенства закона» следует отличать от принципа«верховенства права». В последнем заключена иная идея, а именно -приоритета права над произволом, усмотрением власти. Руководствоватьсяправом при решении всех дел, связанных с управлением, - таков смысл этогопринципа. И, следовательно, верховенство права над произволом, усмотрением,субъективизмом выражается в принципе «верховенство права». В рамках этогопринципа должно обеспечиваться также равенство всех перед судом, законом и,подчеркнем, властью. Следует упомянуть и о таких нормативно-правовых актах, которые со временем фактически утрачивают свою юридическую силу, не применяются и не отменяются. Законодатель и общество как бы забывают о них. Эти фактически утратившие силу акты именуются по аббревиатуре «фусами».Особое внимание хотелось бы уделить вопросу регистрации ведомственныхнормативных актов. Как уже было сказано выше с 15 мая 1992 г. введенагосударственная регистрация нормативных актов министерств и ведомств.Государственная регистрация этих актов возложена на Министерство юстицииРоссийской Федерации. Функция Министерства юстиции РФ по государственнойрегистрации актов, издаваемых министерствами н ведомствами России повопросам, которые затрагивают права и законные интересы граждан или носятмежведомственный характер, упомянута в Указе Президента РоссийскойФедерация от 5 декабря 1991г[1]. Постановлением




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Унитарное и федеративное государство iconУнитарное и федеративное государства

Унитарное и федеративное государство iconКонституция российской федерации
Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления
Унитарное и федеративное государство iconКонституция российской федерации
Российская Федерация Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления
Унитарное и федеративное государство iconТема 6 Россия как федеративное государство (4 час.)
Становление и развитие России как федеративного государства: советский и постсоветский период
Унитарное и федеративное государство iconПреподаватель прага 2002
Однако Россия — и это хотелось бы подчеркнуть — создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла...
Унитарное и федеративное государство iconЛекция 10. Федеративное устройство России (Продолжение)
На предыдущей лекции мы рассмотрели четыре первых вопроса по теме «Федеративное устройство России». Сегодня мы рассмотрим два оставшихся...
Унитарное и федеративное государство iconСодержание Введение Субъекты государственной социальной политики заключение список литературы Введение
Конституция Российской Федерации определяет Россию как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой...
Унитарное и федеративное государство iconЛекция Федеративное устройство России
Сегодня мы начинаем изучать одну из важнейших проблем Российского государства и права, а именно, Федеративное устройство России....
Унитарное и федеративное государство iconI нельзя не согласиться с тем, что «Газпром» — это не совсем корпорация, а нынешнее государство РФ — это не совсем государство, точнее, не совсем нация-государство.
Эксперт — Украина. Киев, 2006, №7, c. 52–57. Речь идёт не о том, что корпорация превращается в государство, а напротив, государство...
Унитарное и федеративное государство iconФедеративное устройство России

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы