Исследование уровня развития речи младших школьников icon

Исследование уровня развития речи младших школьников



НазваниеИсследование уровня развития речи младших школьников
Дата конвертации08.07.2012
Размер152,05 Kb.
ТипИсследование
Исследование уровня развития речи младших школьников


ШЯУЛЯЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Эдукологический факультет Кафедра психологии студентка III курса специальности ПНО Курсовая работаРуководитель работы – Шяуляй, 2001 СОДЕРЖАНИЕВведение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 1. Понятие речевой деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Общая характеристика речевого развития младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3. Исследование уровня развития речи младших школьников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 1. Методики исследования. 1. Определение понятий. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2. Выяснение пассивного словарного запаса. . . . 3. Определение активного словарного запаса. . . 4. Определение ригидности словарного запаса. . 2. Количественная и качественная обработка результатов исследования. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4. Выводы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Приложения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .347121213131415222324 ВВЕДЕНИЕ Общение - один из важнейших факторов общего психического развитияребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьмиобщественно-исторического опыта человечества. Овладение родным языком как средством и способом общения и познанияявляется одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языкасоставляет один из основных элементов формирования личности, освоениявыработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным,нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковомвоспитании и обучении младших школьников. [5, 98] Решение данной проблемы определяет цель и задачи работы, а такжепредмет и направление исследования. Цель работы - исследовать уровень развитие речи младших школьников. Данная цель требовала решения следующих задач: > Изучение психологической литературы поданной проблеме. > Проведение установления уровня развития речи младших школьников. Количественная и качественная обработка результатов исследования. > Обобщение материала в качестве выводов и рекомендаций. При решении поставленных задач применялись следующие методы: 1. Изучение психологической литературы по поставленной проблеме. 2. Психолингвистическая диагностика развития речи учащихся. 3. Качественная и количественная обработка результатов анкеты и опроса. Предметом исследования являются учащиеся 4 «А» класса (т.е. 10человек, в возрасте 10 – 11лет, из них 4 девочки и 6 мальчиков) среднейшколы Бержино города Шяуляй. Цель и задачи работы определили и ее структуру. Она состоит извведения, трех частей, выводов, списка литературы и приложений. 1. Понятие речевой деятельности. РЕЧЬ – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующейдеятельности людей форма общения, опосредствованная языком. [5, 232] Речь выполняет ряд функций: Обозначения – каждое слово, предположение имеют определенноесодержание. Сообщения – передача сведений, знаний, опыта. Выражения – обнаружение через интонацию, ударения, построение,использование сравнений, пословиц и т.п. чувств, потребностей, отношений. Воздействия – побуждение к выполнению задач, проявлению активности, кизменению взглядов. Функции речи по-разному проявляются в различных ее видах. Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системевысших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением,сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ееособенности, которые отражают структуру личности и деятельности.Большинство психологов рассматривает речь как речевую деятельность,выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеетспецифическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или ввиде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципесовпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки,планирования (в форме «внутреннего программирования"), реализации иконтроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, иреактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценкаиспользуемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как вписьменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место.Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям(например, разговорная речь допускает значительные отклонения отграмматической системы языка, особое место занимает логическая и тем болеехудожественная речь). [15, 321] В психологии речи можно выделить следующие виды речевой деятельности:внутреннюю и внешнюю. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую имонологическую) и письменную. Рассмотрим данные виды речевой деятельностиподробнее. Речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковыхзначений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структурувнешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичнаядля решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средствомышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем,предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру,отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление вспецифических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания,целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин идр.). В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризациивнешней речи. Речь письменная - вербальное (словесное) общение при помощи письменныхтекстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), инепосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменнаяотличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и вграмматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях —типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичнымидля нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложнаякомпозиционно-структурная организация, которой необходимо специальноовладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе.Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, вовсяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многомотличается от восприятия устной речи. Речь устная – вербальное (словесное) общение при помощи языковыхсредств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, чтоотдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаютсяпоследовательно. Процессы порождения устную речь включают звеньяориентировки, одновременного планирования (программирования), речевойреализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается подвум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи. Устная речи делится на > Диалогическую речь – это речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, свернутая, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие. И ситуативные, и контекстуальные диалоги – непосредственные формы общения людей, где участники диалога строят свои суждения и ждут на них реакции других людей. > Монологическую речь – длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Монологическая речь требует больших знаний, общей культуры, владения собой, активной и планомерной передачи информации. [7, 74-77], [2, 96- 99], [20, 11-15], [15, 321-322], [7, 233]. М. В. Гамезо, М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик различают речевуюдеятельность «по степени произвольности (активная и реактивная), по степенисложности (речь-называние, коммуникативная речь), по степенипредварительного планирования (монологическая речь, требующая сложнойструктурной организации и предварительного планирования и диалогическаяречь». [3, 131] 2. Общая характеристика речевого развития младших школьников. Содержание и форма речи человека зависят от его возраста, ситуации,опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. Спомощью речи обучаемые изучают учебный материал, общаются, влияют друг надруга и воздействуют на себя в процессе самовнушения. Чем активнееобучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняютсвой словарь, тем лучше уровень их познавательных возможностей и культуры. Поэтому далее в своей работе постараемся рассмотреть особенностиразвития речи младших школьников. Как отмечает Р. С. Немов, «с поступлением ребенка в школу в числоведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. Вразвитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежитособая роль. Именно она определяет характер других видов деятельности:игровой, трудовой и общения». Расширяется сферы и содержание общениямладших школьников с окружающими людьми, особенно взрослыми, которыевыступают в роли учителей, служат образцами для подражания и основнымисточником разнообразных знаний.[11, кн.2, 134] «Высказывания дошкольника и младшего школьника, как правилонепосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладаетсжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь», - высказывается всвоих трудах психолог Л. Зеньковский. [6, 87] Однако школьный курс способствует формированию произвольной,развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит передучащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос,рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно,законченными предложениями, связно пересказывать большой по объемуматериал. Передача рассказов, вывод и формулировка правил строится какмонолог. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладетьпроизвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологическойречью. [16, 146] Литовский психолог Р. Жукаускене пишет: «Дети в возрасте от 9 до 11 летв среднем употребляют около 5000 новых слов. Ребенок школьного возрастаупотребляет слово точнее по его значению, семантические знания все лучшесистематизируются и располагаются в иерархию. Взрослея ребенок все лучшеможет объяснить значение слова. Например: в начале ребенок характеризуетслово по его функциям или внешнему виде, позже характеризует болееабстрактно, употребляет синонимы, разделяет предметы по категориям. Этоозначает, что дети более старшего возраста умеют абстрактно объяснятьзначение слов, переходить от значения, основанного на собственных ощущенияхи опыте, к более обобщенному, полученному из информации других людей».[21,252] «Заботясь об обогащении лексикона детей, мы должны понимать, что ислова, усваиваемые детьми, распадаются на два разряда. В первый из них,который можно назвать активным запасом слов, входят те слова, которыеребенок не только понимает, но активно, сознательно, при всяком подходящемслучае вставляет в свою речь. Ко второму, пассивному запасу слов относятсяслова, которые человек понимает, связывает с определенным представлением,но которые в речь его не входят. Новое предлагаемое слово пополнитсловесный активный запас детей только в том случае, если оно будетзакреплено. Мало произнести его раз, другой. Дети должны воспринимать егослухом и сознанием возможно чаще», - рекомендуют С. Н. Карпова, Э. И.Труве. [8, 46] Н. В. Новотворцева пишет : «Письменная речь лишена жеста, интонации идолжна быть (в отличии от внутренней) более развернутой, однако длямладшего школьника перевод внутренней речи в письменную вначале оченьтруден». [12, 134] Исходя из исследований литовского психолога А. Гучаса можно сказать,что письменная речь младшего школьника беднее, чем устная. Однако, приправильном развитии речи ребенка, эта разница быстро пропадает. Об этомможно судить из таблицы №1. Таблица №1 Разница слов в устной и письменной речи учащегося. (по А. Гучасу)|Возраст |Количество слов ||ребенка | || |Устная речь |Письменная речь ||8 л 4 мес. |2462 |1596 ||10 л 6 мес. |4119 |3279 ||12 л 4 мес. |2408 |2681 ||14 л 3 мес. |2331 |2902 | [19, 139] «Каждое слово выученное ребенком кажется ему важным. Часто новое словоимеет общий корень с уже знакомым словом, поэтому ребенку легче егозапомнить. Если ребенку школьного возраста помочь понять, чем одни словасвязанны с другими, их словарь быстро увеличивается», - советует в своихработах психолог Е. И. Тихеева [17, 56]. По данным исследования М. Д. Цвиянович, они показывают, что уже к 3-емуклассу, в письменной речи учащихся выше процент существительных иприлагательных, в ней меньше местоимений и союзов, засоряющих устную речь.Здесь присутствуют простые распространенные предложения (71%). Количествослов колеблется от 30 до 150. Письменные работы короче, в них меньше слов-повторений, не так часты однообразные соединительные союзы, особенно «и».Следовательно, уже к 3-4-ому классу письменная речь учащихся в некоторомотношении превосходит устную, приобретая форму книжной, литературной речи.[3, 132] Огромную роль в развитии речи учащихся играет овладение письмом,специально грамматикой и орфографией. Опираясь на исследования многихпсихологов А. Ф. Обухова пишет: «Прежде всего повышаютсятребования к звуковому анализу слова: слуховой образ превращается взрительно-двигательный, т.е. поэлементно воссоздается. Ребенку необходимонаучиться различать произношение и написание... К концу начальногообучения дети могут свободно менять время излагаемого, лицо, от именикоторого ведется изложение, составить рассказ на заданную тему понаписанному плану или данному названию, могут успешно использовать основныеграмматические конструкции». [13, 257] Автор пишет, что при обучении анализу состава слова, подбираяоднокоренные, родственные слова, изменяя смысл слова путем подстановкиразличных приставок или включения суффиксов, дети осваивают лексику родногоязыка, подбирают нужные слова для выражения своих мыслей и точногоопределения качества предметов. В построении предложений, в пересказах исочинениях школьники осваивают правила орфографии и овладевают синтаксисом.[13, 258] «Развитие речи у младшего школьника выражается в том, что у неговырабатывается навык чтения, т. е. достаточно быстрое и правильноеузнавание букв и их сочетаний и превращение увиденных знаков в произносимыезвуки, звукосочетания, т.е. в слова. Осмысленность чтения проявляется втом, что появляются правильные интонации, дети обращают внимание на знаки,стоящие в конце предложения: точку, вопросительный и восклицательный знаки.Позже осмысленность чтения начинает проявляться во все более тонкойинтонационной его выразительности», - отмечает А. Люблинская. [10,296-297] Однако «понимающее» чтение дается не сразу. Здесь особенно помогаетвыразительное чтение вслух учителем, а затем и самими учениками. Психолог П. Блонский указывает на важность процесса перехода отгромкого чтения к чтению про себя, т. е. интериоризация чтения. Врезультате которого обнаружено несколько форм речевого поведения детей: 1. Развернутый шепот – отчетливое и полное проговаривание слов и фраз с уменьшением громкости. 2. Редуцированный шепот – проговаривание отдельных слогов слова при торможении остальных. 3. Беззвучное шевеление губ – действие инерции внешнего проговаривания, но без участия голоса. 4. Невокализированное вздрагивание губ, возникающее, как правило, в начале чтения и исчезающее по прочтении первых фраз. 5. Чтение одними глазами, приближающееся по внешним показателям к молчаливому чтению старших детей и взрослых. [1, 162] Психолог И. Ю. Кулагина связывает развитие речи младших школьников иумения читать и писать с изменением мышления и понимания учащихся. Отдоминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, отдопонятийного уровня развития и бедного логического размышления школьникподнимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий.Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления,для решения разнообразных задач. Развитие идет успешнее, если ребенкаобучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли иназывать полученный результат. [9, 128] Литовские психологи: Г. Буткене , А. Кепалайте обращают внимание наизменения в общении младших школьников. «Восьмилетний ребенок можетиспользовать один тип слов и грамматики при общении с учителем, другой –при общений со взрослым родственником, и третий – при общений с со своимидрузьями, сверстниками». [18, 254] Таким образом из всего вышесказанного можно сделать вывод, что речьдетей в младшем школьном возрасте претерпевает различные изменения ивсесторонне развивается под воздействием учебного процесса. Раскрываетсявсе функции речи, а это значит, что ребенок учится планировать, высказыватьсвои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакциисобеседника, меняющиеся условия общения, контролировать свою речевуюдеятельность. 3. Исследование уровня развития речи младших школьников. Для подтверждения всех вышеуказанных теоретических утвержденийизвестных психологов в апреле – мае 2001 года нами проводилось исследованиеуровня развития речи младших школьников. 3. 1. Методики исследования. При проведении исследования были использованы методики из следующихисточников Немов Р.С. Психология. Книга 3. – М.,1995, стр. 216 – 223.Исследование проводилось по следующим методикам. 3. 1. 1. Методика определение понятий. В этой методике ребенку предлагались следующие наборы слов: 1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый. 2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединяться, бить, тупой. 3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий. 4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий. 5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый. Перед началом диагностики ребенку предлагалась следующая инструкция: «Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что тывстретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов.Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово,например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?» Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов,выбранной наугад из пяти предложенных наборов. За каждое правильно данноеопределение слова ребенок получает по 1 баллу. Если предложенное ребенкомопределение слова оказалось не вполне точным, то за данное определениеребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла. При совершенно неточномопределении – 0 баллов. На то, чтобы дать определение каждого слова,отводится 30 сек. Если в течении этого времени ребенок не смог датьопределение предложенного слова, то мы оставляли его и зачитывали следующеепо порядку слово. 3. 1. 2. Методика выяснение пассивного словарного запаса. В этой методике в качестве стимулирующего материала ребенкупредлагались те же самые пять наборов слов по десять слов в каждом, которыебыли использованы в только что описанной методике. Процедура проведенияданной методики состояла в следующем. Ребенку зачитывалось первое слово изпервого ряда – «велосипед» и предлагалось из следующих рядов выбрать словаподходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу,определяемую единым понятием. Каждый последующий набор слов медленнозачитывался ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек.Во время прослушивания ряда ребенок должен был указать то слово из ряда,которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например: Если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго рядадолжен был выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «видытранспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующихнаборов он должен был выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл». Если с первого раза, т.е. после первого прочтения очередного рядаребенок не сумел отыскать нужное слово, то этот ряд прочитывался второйраз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этотвыбор оказался неправильным, то мы фиксировали ошибку и читали следующийряд. Как только для поиска нужных слов ребенку были прочитаны все четыреряда, переходили ко второму слову первого ряда и повторяли эту процедуру дотех пор, пока ребенок не примет попыток отыскать все слова из последующихрядов, подходящие ко всем словам из первого ряда. 3. 1. 3. Методика определения активного словарного запаса. Испытуемым предлагались рисунки (см. приложение 1, рис. 1, рис. 2), накоторых изображены люди и различные предметы. В течении некоторого времени,примерно 3 – 4 минут, дети как можно подробнее рассказывали, чтоизображено и что происходит на данной ему картинке. Речь ребенка фиксировалась в специальном протоколе, форма которогоприводится в таблице №2, и затем анализировалась. Таблица №2 Форма протокола к методике оценки активного словарного запаса младшего школьника| |Частота употребления этих || |признаков различными ||Фиксируемые признаки речи испытуемых |испытуемыми | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 | |Определение понятий |9 |9,5 |10 |8,5 |8 |7 |10 |8,5 |9,5 |9,5 | |Пассивный словарный запас |10 |10 |10 |9 |8 |6,5|10 |8 |9 |9 | |Активный словарный запас |8 |9 |10 |8 |7 |6 |10 |8 |9 |9 | |Коэффициент ригидности словарного запаса | 0,43 | 0,53 | 0,55 | 0,44 | 0,37 | 0,33 | 0,59 | – | 0,45 |0,45 | |Исследование показало, что у 20% испытуемых (ученики №3 и №7) очень высокий уровень развития речи, у 60% испытуемых (ученики №1, №2, №4,№8, №9, №10) относительно высокий уровень развития речи и лишь у 20%испытуемых (ученики №5и №6) средний уровень развития речи. ВЫВОДЫ Общение – одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которойлюди «как физически, так и духовно творят друг друга...» Вся жизнь человекапроходит в общении с другими людьми. Речь является одним из обязательных инезаменимых компонентов общения людей. Развитие речи у ребенка есть процесс овладения родным языком, умениемпользоваться языком как средством познания окружающего, усвоения опыта,накопленного человечеством, как средством познания самого себя исаморегуляции, как могучим средством общения и взаимодействия людей. В результате проведенного нами исследования четвероклассников среднейшколы Бяржино города Шяуляй мы пришли к выводу, что к концу младшегошкольного возраста речь учащихся достигает высокого уровня развития. Огромное влияние в данном процессе оказывает учебная деятельность детейи воздействие речи учителя на учащихся. Именно от учителя зависитформирование и успешное развития речи детей в младшем школьном возрасте. Напрактике учитель постоянно решает двуединую задачу: 1. Как преподнести знания, чтобы они были наилучшим образом поняты учащимися. 2. Поднимать уровень развития реи учащихся. Развитие речи у учащихся процесс управляемый, который идет по путирасширения их словарного запаса. Поэтому учитель на всех уроках сообщаяновый материал, включает в него и те новые слова, которые являютсяпонятиями. Раскрывая при этом их значение, следует опираться на ужесложившийся словарный фонд, чтобы ранее усвоенные слова не забывались, авновь усваиваемые – лучше понимались и сохранялись в памяти. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться этими словами прирешении конкретных учебных задач, так как пассивный запас является всеголишь подспорьем для пассивной речи, для понимания, а активный запас словпомогает излагать мысль. Для этого следует давать возможность учащимся чащевысказываться, применять активные формы ведения занятий (беседы,дискуссии). Особое внимание при этом надо обращать на молчаливых, замкнутыхучащихся, на тех кто сомневается в своих знаниях, в способности сказать что-либо интересное, новое. Таким образом развитие речи учащихся – одна изважнейших задач деятельности учителя. ЛИТЕРАТУРА 1. Блонский П. Психология младшего школьника. – М., 1997. 2. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М., 1988. 3. Возрастная и педагогическая психология. / Под. редакцией Гамезо М. В., Матюхиной М. В., Михальчик Т. С. – М., 1984. 4. Выгодский Л.С. Мышление и речь. – М.,1982. 5. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология. Словарь-справочник. – Минск, 1998. 6. Зеньковский Л. Психология детства. – М., 1996. 7. Казакова В. Г., Кондратьева Л. Л. Психология. – М., 1989. 8. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. - Ростов- на-Дону, 1987. 9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М., 1998.10. Люблинская А. А. Детская психология. – М., 1971.11. Немов Р.С. Психология. Книга 2 – 3. – М.,1995.12. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. – М., 1995.13. Обухова А.Ф. Детская психология. – М., 1995.14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М., 1994.15. Психология. Словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 1990.16. Селезнева Е.П. Развитие речи детей. – М., 1984.17. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. – М., 1985.18. Butkien? G., Kepalait? A. Mokymas ir asmenybes brendimas. – V., 1998.19. Gu?as A. Vaiko ir paauglio psichologija. – K., 1990.20. Zambacevi?ien? E. Kai kurie kalbos psichologijos klausimai. – V., 1979.21. ?ukauskien? R. Raidos psichologija. – V., 1996.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Исследование уровня развития речи младших школьников icon«Развитие интонационной выразительности речи младших школьников с онр»
Развитию понимания эмоционально образного содержания высказываний способствует ознакомление младших школьников с устным народным...
Исследование уровня развития речи младших школьников icon«Развитие интонационной выразительности речи младших школьников с онр»
Развитию понимания эмоционально образного содержания высказываний способствует ознакомление младших школьников с устным народным...
Исследование уровня развития речи младших школьников iconМуниципальное общеобразовательное учреждение
Работа над лексическим значением слова как средство развития речи младших школьников
Исследование уровня развития речи младших школьников iconИсследовательская деятельность младших школьников
Исследовательская деятельность младших школьников условие для развития духовности, для развития личности. Необходимо развивать способность...
Исследование уровня развития речи младших школьников iconДиагностика устной речи младших школьников

Исследование уровня развития речи младших школьников iconМониторинг уровня воспитанности младших школьников
Воплощая данную концепцию в жизнь, для учащихся я провожу диагностику уровня воспитанности. Детям предлагается оценить себя с помощью...
Исследование уровня развития речи младших школьников iconВоспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Экспериментальные исследования путей воспитания ответственности у младших школьников
Исследование уровня развития речи младших школьников iconВоспитание ответственности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Экспериментальные исследования путей воспитания ответственности у младших школьников
Исследование уровня развития речи младших школьников iconПроектно – исследовательская деятельность младших школьников
Сми и интернета; мало читают познавательной литературы. Поэтому целью учителя становится расширение уровня познавательной сферы ребенка...
Исследование уровня развития речи младших школьников iconСамостоятельная работа учащихся, её признаки и условия организации
Исследование влияния самостоятельной работы на повышение успеваемости младших школьников
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы