Верховный суд РФ icon

Верховный суд РФ



НазваниеВерховный суд РФ
Дата конвертации08.07.2012
Размер374,93 Kb.
ТипРеферат
Верховный суд РФ


ПланВведение 2Верховный суд РФ 3Демократические принципы судебной власти в РФ 3Конституционно- правовой статус судей 11Верховный Суд Российской Федерации 16Заключение 20Список литературы: 22Введение Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственнойвласти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, чтоорганы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны(ст. 10 Конституции). Статья 11 Конституции предоставляет правоосуществления государственной власти Президенту Российской Федерации.Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству РоссийскойФедерации и судам Российской Федерации. Таким образом. Конституцией определено, что судебная власть- один извидов государственной власти. Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можноговорить, что судебная власть - это суд, система соответствующихучреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарьопределяет судебную власть как систему судебных органов государства,осуществляющих правосудие[1]. В ряде случаев можно встретить рекомендации«обратиться к судебной власти» для защиты тех или иных интересов,разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации, носящаяназвание «Судебная власть», содержит статьи, определяющие не толькокомпетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы,правовое положение судей, ряд принципов судебной деятельности. Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляютсоответствующие органы. Власть- это не только те или иные учреждения,должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществлениеэтих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается восновном значении как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий ираспоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться,повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила».Верховный суд РФДемократические принципы судебной власти в РФ Правовое демократическое государство придерживается совершенно иныхпредставлений о роли судебных учреждений. Рыночное хозяйство, основанное начастной собственности и свободе предпринимательства, безмерно расширяетсферу действия судов. Важнейшая задача государственной власти - охранятьправа и свободы человека- требует демократизации уголовного процесса ипрактического внедрения в жизнь права граждан на судебное обжалованиедействий должностных лиц. Судебная власть приобретает подлинноуниверсальный характер, ибо становится участником осуществления всехфункций государства, она в то же время обретает независимость по отношениюк другим ветвям власти. Правовое государство своим острием направлено всторону исполнительной власти, от которой исходит главная угроза правам исвободам. Эта угроза уравновешивается законодательной властью, принимающейдемократические законы, а также судами, которые, применяя право, посуществу контролируют исполнительную власть. Независимая судебная власть,таким образом, становится сердцевиной правового государства иконституционализма, главной гарантией свободы народа. Правосудие необходимо обществу еще в одном важном отношении. Онообеспечивает разрешение всех конфликтов между людьми и государством безнасилия, на основе известных всем правовых правил. Конечно, право тожеявляет собой определенную меру принуждения, но эта мера согласована собществом и воплощена в законах. Каждый человек должен жить с уверенностью,что применение к нему принуждения возможно только через суд, что при этомон будет иметь возможность защищаться от обвинений и претензий,пользоваться демократическими процессуальными правами. Судебная власть посвоей материально-технической базе самая слабая из трех властей, но именнона нее, владеющую оружием естественного права, ложится главное бремяпредотвращать превращение насилия в способ правления людьми, если бызаконодательная власть прибегла к принятию репрессивных неконституционныхзаконов, а исполнительная - стала осуществлять бессудные расправы. Еслисудебная власть этого бремени не выдерживает, она становится жалкимпридатком авторитаризма. [2] Защищая конституционные свободы, суд ставит себя в положениепосредника между государством и личностью, между различными физическими июридическими лицами. Нетрудно представить себе, с каким огромным объемомправовых конфликтов приходится при этом сталкиваться, особенно в такомдинамично развивающемся обществе, каким ныне является российское общество.Но посредническая роль может быть эффективной только в том случае, еслиопирается на уважение и доверие с двух сторон, если реальны независимость,профессионализм, неподкупность судебного аппарата. Судебная система должнаобеспечивать стабильность приговоров и решений, возможность исправлениясудебных ошибок, строгое соблюдение процессуальных правил на всех уровнях.И главное - приговоры и решения судов, вошедшие в законную силу, должныбезотказно исполняться, не допуская никаких отклонений по соображениямцелесообразности. Одна из важнейших конституционных свобод: равенство всехперед судом составляет фундамент правового государства. Большая и труднейшая проблема для любой демократической судебнойвласти состоит в том, чтобы не поддаваться политическим влияниям. Нельзя,разумеется, вообще отгородиться от политики, поскольку судебная властьявляется составной частью государства, а государство являет собой формуполитической организации общества. То же можно сказать о праве, применятькоторое призваны судебные органы, оно рождается из политической борьбы и вопределенном смысле служит орудием политики. Юстиция поэтому неизбежносталкивается с политическими проблемами, а судьи, как и другие люди, немогут не иметь собственных политических взглядов. Демократическое устройство судебной системы выработало определенныепринципы, способные исключить или по крайней мере ослабить политическоедавление на судебную власть. Этому служит непартийный характер судейскогокорпуса и подлинная независимость любого суда, способного отбить любыепопытки политически влиять на суд (эти попытки особенно опасны и чаще всегоделаются со стороны органов исполнительной власти). Суды вынужденыразрешать социальные и политические конфликты, но они это делают лишь встрого юридических формах, т. е. оказывая защиту только законным правамучастников этих конфликтов. Проблема соотношения судебной власти и политики широко дебатируется вмировой юридической науке, жизнь полна примеров вторжения политическойцелесообразности в судебную деятельность. Но как только суды становятсяпроводниками политических влияний, они теряют свой авторитет среди граждани подрывают фундамент правового государства. Во всех демократических государствах роль судов признается незаменимойи, зная подъемы и спады, в целом, безусловно, возрастает. Наряду с судамиобщей юрисдикции в большинстве стран создана специальная юстиция (трудовыесуды, административные суды и др.), конституционные суды. В ряде странюристы и политики стали даже говорить о превращении современного правовогогосударства в "государство судей", что одновременно подчеркивает высокуююридизацию общественных отношений и меж- личностных связей, порождающихсудебные споры. Судебная власть, конечно, не может рассматриваться каксамостоятельный генератор идей социального прогресса, ибо она по природесвоей достаточно консервативна и статична. Но те функции, которые онанесет, помогают внедрению в жизнь идеалов и институтов демократии исвободы. В Российской. Федерации судебная власть еще не заняла подобающего ейместа в общественной жизни. Граждане, воспитанные в своей массе втоталитарный период, не имеют доверия к судебной власти с точки зрения ееприверженности законности и справедливости, не рассматривают суд какнелицеприятного защитника всех обиженных. К сожалению, этому настроюпродолжает способствовать неукомплектованность судейского корпуса,недостаточные финансирование судов и юридическая подготовка многих судей.До сих пор в стране не завершена судебная реформа, не приняты многиенеобходимые законы в области судопроизводства. Однако в устройстве рядаважных своих частей судебная власть все же обрела демократическуюнаправленность и формы, в целом способствуя становлению правовогодемократического государства и созданию надежной защиты прав и свободграждан. [3] Место судебной власти в системе органов государственной властиРоссийской Федерации. Все конституции мира содержат разделы (главы) осудебной власти. Признание этой ветви власти самостоятельным предметомконституционного регулирования объясняется тем, что судебная властьявляется составной частью государственной власти. К тому же эта власть -власть, а не ординарная деятельность судебных органов - непосредственновоздействует на права и свободы человека, что требует конституционногоустановления ее пределов и принципов. Конституции обычно закрепляютгарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организациюсудебной системы и статус судей. Смысл возведения этих вопросов на уровеньконституционного регулирования состоит в необходимости исключитьвозможность судебного произвола по отношению к гражданам, закрепитьгарантии правосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечитьвозможность обжалования судебных решений и приговоров, а также -гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции.В Конституции РФ термин "судебная власть" раскрывается через ряд положений,охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельностисудов. Наряду с этим термином в Конституции РФ употребляется термин"правосудие", которым обозначается содержание судебной деятельности, еслиона соответствует всем требованиям закона. Но следует иметь в виду, что влитературе оба термина нередко употребляются как идентичные. Место судебной власти в системе органов государственной властиРоссийской Федерации в решающей степени определяется положением оразделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции РФ. Судебнаявласть признается как разновидность государственной власти наряду сзаконодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью.Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей,которые подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности поосуществлению правосудия они никому не подотчетны. Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям(Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят водном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ,осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. ИКонституции РФ). Принцип разделения властей не только распределяет функциигосударственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает ихсамостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе судысвязаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применятьзаконы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначениясудей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактическойотмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, еслиони будут ею признаны неконституционными. Судебная власть полностьюсамостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнениеотносится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебногообжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органовисполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконнымдействиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, такимобразом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвейвласти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть. Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимныйконтроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочийсудебной власти какой- либо другой властью. Судить не вправе ни органызаконодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебнаявласть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательныеорганы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с темсудебная практика, безусловно, влияет на направление законодательнойдеятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительнойвласти; более того, своим толкованием права в процессе его применения, судывыявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное отпервоначальных целей. Положение судебной власти в системе разделения властей начинаетвыглядеть внешне двусмысленным, когда встает вопрос об организации этойвласти в субъектах РФ. Казалось бы, что поскольку из смысла ст. 10 и 11Конституции РФ вытекает распространение принципа разделения властей такжена субъекты РФ, последние вправе самостоятельно образовывать собственныеорганы судебной власти, наряду с органами законодательной и исполнительнойвласти. С другой стороны, природа судебной власти в отличие от двух другихтакова, что она может функционировать только при существовании своеобразнойвертикали судебных органов снизу доверху. И Конституция РФ отдаетпредпочтение как раз такому подходу. Данная проблема присуща многимфедеративным государствам. В США, например, она решается с помощью дуализма(двойственности) судебной системы, когда на территории каждого субъектафедерации (штата) действуют одновременно федеральные суды, возглавляемыеВерховным судом США, и суды данного штата, возглавляемые Верховным судомштата. При относительно четком и устоявшемся разделении юрисдикции междусудами такая система в целом действует удовлетворительно. Но в Россиисудебный федерализм признается не соответствующим ее конкретным условиям, счем, однако, не совсем согласны многие субъекты РФ, оказавшие определенноепротиводействие судебной реформе. Законодательство о судах, принятое всубъектах РФ, настолько разноречиво, что Президент РФ издал Указ № 401 от20 марта 1996 г., в котором предложил органам государственной властисубъектов РФ привести законодательство в части, касающейся деятельностисудов, в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством осудах общей юрисдикции, включая военные суды, и об арбитражных судах. [4] В 90-е годы произошла значительная демократизация судебной системы. Вдекабре 1996 г. был принят Федеральный конституционный закон "О судебнойсистеме Российской Федерации", в 1997 - Федеральные законы обисполнительном производстве, о судебных приставах, о Судебном департаментепри Верховном Суде РФ. Необходимо существенное обновление Уголовно-процессуального и Гражданского процессуального кодексов. Судебная реформапри своем завершении должна обеспечить реализацию единых конституционныхпринципов правосудия и статуса судей, поднять престиж судебной власти,гарантировать ее независимость и высокий профессионализм. Конституционно-правовые принципы организации судебной власти.Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские(арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебныеорганы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постояннойоснове. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку онаосуществляется не от имени государства и вне установленных закономпроцессуальных правил. Конституция РФ закрепляет четкое правило: правосудиев Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118).Следовательно, только суды, учреждаемые законом на основе Конституции, ипривлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудияпредставители народа (народные, арбитражные, присяжные заседатели) вправерассматривать уголовные, гражданские и иные дела, выносить приговоры ирешения, обеспеченные государственным принуждением. Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в РоссийскойФедерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому изэтих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальныхправил, закрепленных в кодексах и законах (Уголовно-процессуальный кодекс.Гражданский процессуальный кодекс. Арбитражный процессуальный кодекс идр.). Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, аограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФустанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не можетбыть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федеральногоконституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебныесистемы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единствасудебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуютсудебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единыхпринципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФи Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями. Поэтому этисуды называются федеральными судами. Федеральный конституционный закон "О судебной системе РоссийскойФедерации" от 31 декабря 1996 г. закрепляет единство судебной системы,которая обеспечивается путем: . установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом; . соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; . применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; . признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; . законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так,Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ,созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены толькопутем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаютсяи упраздняются только федеральным законом. Например, Федеральным законом от29 июля 1998 г. были созданы 7 районных судов и упразднены 3 районных судав различных субъектах РФ. Должности мировых судей и конституционные(уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектовРФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведениювопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикциюдругого суда. [5] В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ,действующий на основании Федерального конституционного закона "ОКонституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г., а такжеконституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, несоставляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные судыреспублик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономныхокругов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а такжевоенные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуютна основе Закона "О судоустройстве РСФСР" от 8 июля 1981 г. с последующимиизменениями и дополнениями в части, не противоречащей Федеральномуконституционному закону "О судебной системе Российской Федерации". Ониосуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам,возникающим из административных правонарушений. Судьями общей. юрисдикциисубъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенциирассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качествесуда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьиустанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ,федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и другихсубъектов РФ. Арбитражные суды действуют на основе Федеральногоконституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" от 28апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономическихспоров и рассмотрения ряда иных дел. Федеральный конституционный закон допускает созданиеспециализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских иадминистративных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но толькопутем внесения изменений и дополнений в данный закон. В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайныхсудов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях(военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие- либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно-обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий,присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такимисудами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частьюфедеральной судебной системы и рассматривают дела о преступленияхвоеннослужащих и лиц, приравненных к ним по закону. Возможность полного и независимого осуществления правосудия всоответствии с федеральным законом самым непосредственным образом связана спорядком финансирования судов. Здесь есть определенная опасность, котораясостоит в том, что если бы обязанность финансового обеспечения судов(зарплата судей, приобретение оргтехники, строительство и ремонт зданий ит. д.) взяли на себя субъекты РФ, то суды неизбежно попали бы под местноевлияние и утратили свою самостоятельность.. Чтобы этого не произошло, асуды действительно являлись звеньями единой федеральной судебной системы.Конституция РФ установила, что финансирование судов производится только изфедерального бюджета (ст. 124). Это подтверждено и Федеральнымконституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", ст. 33(ч. 5) которого устанавливает, что размер бюджетных средств, выделенных нафинансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению наочередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласияВсероссийского съезда судей или Совета судей РФ. В 1998 г. Федеральным Собранием был принят Федеральный закон офедеральном бюджете, который (ст. 102) позволял Правительству РФсамостоятельно сокращать расходы на судебную систему, и эти расходы былидействительно сокращены на 26%. Рассматривая дело по запросу ВерховногоСуда РФ, Конституционный Суд РФ (Постановление от 17 июля 1998 г.) отметил,что, сокращая расходы федерального бюджета на финансирование судебнойсистемы. Правительство РФ и Министерство финансов РФ не обеспечивают полноеи независимое осуществление правосудия, нормальное функционированиесудебной власти, что снижает доверие граждан к государственной власти, вконечном счете ставит под угрозу гарантированное Конституцией правочеловека и гражданина на судебную защиту. Конституционный суд РФ призналуказанное положение Федерального закона не соответствующим Конституциипостольку, поскольку оно позволяет Правительству сокращать расходыфедерального бюджета на судебную систему без учета конституционных гарантийее финансирования. Правительству было предписано обеспечить финансированиесудов в соответствии с требованиями ст. 124 Конституции РФ и ст. 33Федерального конституционного закона "О судебной системе РоссийскойФедерации". Федеральному Собранию было предписано в законодательном порядкеутвердить нормативы финансирования судов, обеспечивающие требованияКонституции РФ и Федерального конституционного закона "О судебной системеРоссийской Федерации". Высокий статус судов подчеркивается установленнымизаконом символами судебной власти. На здании каждого суда устанавливаетсяГосударственный флаг РФ, а в зале заседаний помещаются изображениеГосударственного герба РФ и Государственный флаг РФ. При осуществленииправосудия судьи облачаются в мантии. [6] Конституционно-правовые основы судебного процесса. Судебная власть,как никакая другая, осуществляется в строгих процессуальных формах. Этиформы выражают собой важные гарантии свободы человека, а потому требуютконституционного закрепления своих основ. Основные из этих гарантийзакреплены в ст. 46-51 Конституции РФ (презумпция невиновности, запретповторного осуждения, право на пересмотр приговоров и др.). В то же времяряд основополагающих принципов судопроизводства, по существу такжеявляющихся демократическими гарантиями для граждан, закреплены в ст. 123Конституции РФ. Это универсальные, общепризнанные во всем мире принципы,зафиксированные в Международном пакте о гражданских и политических правах. 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела взакрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральнымзаконом. Принцип гласности (публичности) разбирательства закреплен во всехпроцессуальных кодексах (гражданском, уголовном, административном,арбитражном), он допускает исключения только в тех случаях, когда этоготребует государственная или коммерческая тайна. Закрытое судебноеразбирательство возможно- также при разбирательстве дел, связанных споловыми преступлениями, преступлениями лиц, не достигших 16- летнеговозраста, и для предотвращения разглашения сведений об интимных сторонахжизни участвующих в деле лиц. Есть ограничения гласности и для некоторыхгражданских дел (тайна усыновления, опека над детьми). Закрытоеразбирательство не означает какого-либо ослабления процессуальных гарантийили отступления от общих правил судопроизводства, оно только закрываетдоступ в зал суда Для публики и средств массовой информации. Но приговоры ирешения оглашаются в открытом заседании суда. 2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кромеслучаев, предусмотренных федеральным законом. На такие случаи указываетУголовно-процессуальный кодекс РСФСР: отсутствие подсудимого в пределахстраны и его уклонение от явки в суд, ходатайство подсудимого оразбирательстве дела в его отсутствие, когда не может быть назначенонаказание в виде лишения свободы. 3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности иравноправия сторон. Эта конституционная норма ставит в равное положение всестороны в процессе (в гражданском это истец и ответчик, в уголовном -подсудимый, прокурор и защитник, в конституционном - орган, оспаривающийконституционность нормативного акта, и орган, издавший этот акт). Своимострием она направлена против чрезмерной роли прокурора в уголовномпроцессе, что было свойственно процессу в тоталитарный период; этоподрывало независимость суда и право граждан на защиту, придавая правосудиюобвинительный уклон. Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющееодин из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию егопрофессиональной деятельности, направлено на обеспечение основконституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностьюи независимостью судебной власти. Судейская неприкосновенность является неличной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средствомзащиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия. Следуеттакже учитывать особый режим судейской работы, повышенный профессиональныйриск, наличие различных процессуальных и организационных средств контроляза законностью действий и решений судьи. Однако неприкосновенность судей неявляется абсолютной, что было подтверждено в решении Конституционного (ЗудаРФ по делу о проверке одного из положений Закона РФ "О статусе судей вРоссийской Федерации". В частности Суд отметил, что отказ квалификационнойколлегии судей дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношениисудьи не является непреодолимым препятствием, поскольку такое решение можетбыть обжаловано в Высшую квалификационную коллегию судей РоссийскойФедерации. Далее, в соответствии со ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции РФ,Законом "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права исвободы граждан" и иными законодательными актами Российской Федерациидействия и решения государственных органов, органов местногосамоуправления, общественных объединений и должностных лиц, в результатекоторых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствияосуществлению гражданином его прав и свобод, могут быть обжалованы в суд.Таким образом, в суд может быть обжаловано и решение квалификационнойколлегии судей об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела вотношении судьи постольку, поскольку этим решением затрагиваются права каксамого судьи, так и гражданина, пострадавшего от его действий. Наличиетакой возможности служит реальной гарантией осуществления конституционногоправа каждого на судебную защиту, а также прав, предусмотренных ст. 52 и 53Конституции РФ. [7] 4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводствоосуществляется с участием присяжных заседателей. Эта норма с1эактическидублирует ч. 2 ст. 47 Конституции РФ. В ст. 36 и 42]- Уголовно-процессуального кодекса РСФСР указаны наиболее тяжкие и опасныепреступления, по которым дела могут быть рассмотрены судом присяжных. Этоизмена Родине, террористический акт, призывы к насильственному изменениюконституционного строя, бандитизм и ряд других. По этим составампреступления предусмотрены суровые наказания (длительное лишение свободы идаже смертная казнь), что порождает необходимость усиления гарантий защитыобвиняемых. Суд присяжных образуется при краевом, областном и городскомсуде в количестве двенадцати заседателей и одного судьи, он комплектуетсяадминистрацией края, области и города из числа избирателей. Особенностирассмотрения дела этой формой правосудия подробно регламентируются законом. Конституционно- правовой статус судей Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначенияи смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ "О статусе судей" от26 июня 1992 г. (с изменениями и дополнениями). Закон определяет, чтосудьями являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиямиосуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональнойоснове. Требования и распоряжения судей при осуществлении своих полномочийобязательны для всех без исключения государственных органов, общественныхобъединений, должностных лиц, других юридических и (физических лиц.Проявление неуважения к суду или судьям, неисполнение требований ираспоряжений судей влечет установленную законом ответственность. Все судьи обладают единым статусом. Определенными особенностямиотмечено правовое положение судей военных судов и судей КонституционногоСуда РФ. В соответствии с высоким статусом судей к ним предъявляютсяопределенные требования. Самые общие из них сформулированы в ст. 119Конституции РФ. Судьями могут быть только лица, имеющие гражданство РФ,достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы поюридической профессии не менее пяти лет. При этом под "юридическойпрофессией" понимается работа в судебных 'органах, прокуратуре, адвокатуре,в юридических подразделениях государственных органов, общественныхобъединений и коммерческих структур, а также научная и преподавательскаядеятельность в области права. Наряду с этими конституционными требованиями законом установлен и ряддополнительных требований. Прежде всего, судьи обязаны неукоснительнособлюдать Конституцию РФ и другие законы. Судья при исполнении своихполномочий, а также во внеслужебных 'отношениях должен избегать всего, чтомогло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызватьсомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судьезапрещается быть депутатом, принадлежать к политическим партиям идвижениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещатьработу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной,преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Закон также требует, чтобы на должность судьи назначались лица, несовершившие порочащих поступков, сдавшие квалификационный экзамен иполучившие рекомендацию квалификационной коллегии судей. При этом судьейвышестоящего суда может быть гражданин РФ, достигший 30 лет, а судьейВерховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - достигший 35 лет иимеющий стаж работы по юридической профессии не менее десяти лет. Для судейКонституционного Суда РФ установлены более высокие требования: возраст неменее 40 лет и стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцатилет. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти имиобразуются органы судейского сообщества. К их числу относятся: а)Всероссийский съезд судей, который на период между съездами избирает советсудей Российской Федерации, б) Собрания судей Верховного Суда РФ и ВысшегоАрбитражного Суда, в) съезды (конференции) судей субъектов РФ, военныхокругов, групп войск и флота, которые на период между съездами избираютсоветы судей. Органы судейского сообщества обсуждают вопросы судебнойпрактики и совершенствования законодательства, рассматривают актуальныепроблемы работы судов и др. Эти органы никаким образом не вмешиваются всудебную деятельность. [8] Порядок назначения судей. Конституция РФ устанавливает (ст. 128), чтосудьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего АрбитражногоСуда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Чтоже касается других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражныхсудов), то судьи назначаются Президентом РФ в порядке, установленномфедеральным законом. Для назначения судей, в том числе судей военных судов, необходимопредставление соответственно Председателей Верховного Суда РФ и ВысшегоАрбитражного Суда РФ. Отсюда вытекает, что субъекты РФ и органы местногосамоуправления лишены права своей властью назначать судей федеральныхсудов, однако закон требует, чтобы назначение согласовывалось сзаконодательными (представительными) органами соответствующих субъектов РФ.Таким образом, весь огромный судейский корпус страны (всего насчитываетсяоколо 15 тысяч судей судов общей юрисдикции) назначается властью главыгосударства. Только мировые судьи, а также судьи, председатели изаместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФназначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законамисубъектов РФ. Отсюда единые требования для отбора на должность судьи. Отборосуществляется на конкурсной основе и любой гражданин, соответствующийтребованиям Конституции РФ, вправе быть допущенным к сдачеквалификационного экзамена. Экзамен принимается комиссией, состоящей приоргане юстиции. Президент РФ назначает кандидатов на должности судей толькопри наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу, текст которойустановлен законом. В решении вопросов назначения судей важную роль играютквалификационные коллегии, которые (отдельно для общих, военных иарбитражных судов) избираются съездами и собраниями судей. Квалификационныеколлегии рассматривают вопросы отбора кандидатов, приостановления илипрекращения полномочий судьи, прекращения отставки судьи, обеспечениянеприкосновенности судьи, проведения аттестации судьи и присвоения емуквалификационного класса. В этих целях созданы Высшая квалификационнаяколлегия судей и квалификационные коллегии судей Верховного Суда РФ иВысшего Арбитражного Суда РФ, а также судей других судов. Положение оборганизации и деятельности этих коллегий утверждается Государственной ДумойФедерального Собрания РФ. (В настоящее время действует Положение,утвержденное Верховным Советом РФ от 13 мая 1993 г.). Независимость. Важнейшим конституционным принципом организациисудебной власти является независимость судей. Ст. 120 Конституции РФгласит: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции РоссийскойФедерации и федеральному закону". Одновременно это главное условиесамостоятельности и эффективности судебной власти, ее способности защищатьправа и свободы людей. Подчинение судей Конституции РФ указывает на то, чтосудьи в первую очередь обязаны обеспечивать применение конституционныхнорм, поскольку Конституция РФ есть акт высшей юридической силы и к тому жеимеет прямое действие. Они должны также подчиняться федеральным законам,что однако не следует понимать как право на игнорирование законов субъектовРФ. Соединяя независимость судей с их подчинением Конституции РФ и законам.Конституция РФ не грешит каким-либо противоречием, ибо независимостьправосудия нужна как раз для того, чтобы неукоснительно обеспечиватьреализацию конституционных и законодательных норм. Пониманию того, в каких случаях суду надлежит непосредственноприменять Конституцию РФ, помогают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ,содержащиеся в Постановлении от 31 октября 1995 г. В этом Постановленииуказывается, что судам при рассмотрении дел следует оценивать содержаниезакона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемыесудом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять КонституциюРФ в качестве акта прямого действия. Власть судов конкретизируется и усиливается указанием Конституции РФ(ч. 2 ст. 120) на то, что, установив при рассмотрении дела несоответствиеакта государственного или иного органа закону, суд принимает решение всоответствии с законом. Эта норма подчеркивает господство закона над всемидругими правовыми актами: указами Президента РФ постановлениямиПравительства РФ, актами субъектов РФ, приказами министерств и ведомств,актами органов местного самоуправления, актами общественных объединений ит. д. Следовательно, нормативные указы Президента РФ как главы государстваподлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если онине противоречат Конституции РФ и федеральным законам. Суд выступает какглавный механизм господства закона, его право обеспечивать это господствоесть одновременно обязанность контролировать правоприменение и охранятьсвойственную правовому государству фундаментальную иерархию источниковправа. Закон закрепляет систему гарантий независимости судьи. Этанезависимость обеспечивается: . предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия: запретом под угрозой ответственности чьего бы - то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; Несменяемость. Статья 121 Конституции РФ устанавливает, что судьинесменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены неиначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Онне подлежит переводу на другую должность или в другой суд без егосогласия, даже если речь идет о переводе в выше- стоящий суд. Несменяемостьв отличие от выборности судей создает прочную судебную систему, в которойсудья не дол- жен беспокоиться за свое переизбрание, а следовательно, вгораздо большей степени чувствует себя независимым. Приостановление полномочий судьи не может осуществляться произвольно. Дляэтого требуется решение квалификационной коллегии судей при наличии одногоиз указанных в Законе оснований, которые носят характер конкретных фактов ине оставляют места субъективной оценке деятельности судьи. Этимиоснованиями являются:1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим взаконную силу;2) согласие квалификационной коллегии судей на привлечение судьи куголовной ответственности или заключение его под стражу;3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в составоргана законодательной (представительной) власти Российской Федерации илисубъекта РФ;4) избрание судьи в состав одного из вышеупомянутых органов власти.Полномочия судьи могут быть возобновлены решением той же квалификационнойколлегии судей, которая приостановила его полномочия. Прекращение полномочий судьи возможно только на установленных закономоснованиях, а именно-письменного заявления об отставке, по состояниюздоровья, в связи с переходом на другую работу, истечения срока полномочий,прекращения гражданства РФ, увольнения судьи военного суда с военнойслужбы. Его полномочия прекращаются также в случаях: . занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи; . вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; . совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; . вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; . отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда. Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии судей. Закон предусматривает также возможность отставки судьи, котораяпредставляет собой почетный уход или почетное удаление судьи с должности. Вэтом случае за ним сохраняется звание судьи, гарантии личнойнеприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу, а такжепредоставляется ежемесячное пожизненное содержание и ряд льгот. Неприкосновенность. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлеченк уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральнымзаконом (ст. 122 Конституции РФ). Неприкосновенность судьи распространяетсятакже на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт исредства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество идокументы. Нарушение этих прав судьи возможно только в связи спроизводством по уголовному делу в отношении судьи. [9] Неприкосновенность - существенная гарантия независимости судьи, дающаяему возможность спокойно выполнять свои обязанности, несмотря на угрозы,шантаж и даже попытки посягательства на жизнь со стороны преступного мира.Это одновременно и гарантия от бюрократического администрирования состороны государственных органов, вышестоящих судов. В этих целях запрещенопривлекать судей к административной и дисциплинарной ответственности. Егонельзя привлечь к какой-либо ответственности за выраженное им приосуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим взаконную силу приговором суда не будет установлена его виновность впреступном злоупотреблении. Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равнопринудительно доставлен в тот или иной государственный орган в порядкепроизводства по делам об административных правонарушениях. Судья,задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный илидоставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядкепроизводства по делам об административных правонарушениях, по установленииего личности должен быть немедленно освобожден. Конституция РФ особо выделяет гарантии неприкосновенности судей отнеобоснованного привлечения к уголовной ответственности. Привлечь судью куголовной ответственности можно не иначе как в порядке, определяемомФедеральным законом. Уголовное дело в отношении судьи может быть возбужденотолько Генеральным прокурором РФ при наличии на то согласия соответствующейквалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается неиначе как с согласия квалификационной коллегии и с санкции Генеральногопрокурора РФ либо по решению суда. Уголовное дело в отношении судьи по еготребованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно бытьрассмотрено только Верховным Судом РФ. Все это вовсе не превращает судей в некую секту "неприкасаемых". Как идругие граждане, они несут уголовную и гражданскую ответственность заправонарушения. Но специфика судейского труда, авторитет судебной властитребуют повышенных гарантий защиты прав, этой категории государственныхслужащих.Верховный Суд Российской Федерации Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд РФ является высшимсудебным органом, выглядит не очень определенно. Упомянуты общеизвестныекатегории гражданских, уголовных и административных дел, но не раскрытосодержание "иных дел", что должно быть истолковано как возможность вбудущем расширить подсудность судов общей юрисдикции. Сомнению часто подвергается право Верховного Суда РФ даватьразъяснения по вопросам судебной практики, в котором многие также видятопасность для независимости нижестоящих судов. Однако и здесь такаяопасность не выглядит основательной. Разъяснения теперь, в отличие отпрежних лет, не характеризуются как руководящие, но они полезно служатединообразию правоприменительной практики по конкретным вопросам, а потомуприветствуются самими судами. Нигде в законе такие разъяснения неназываются обязательными, но ясно, что они имеют смысл только в том случае,если все суды будут им следовать. Верховный Суд РФ может также выступать в качестве суда первойинстанции по определенной категории дел. Например, судья, против котороговозбуждено-уголовное дело, имеет право просить, чтобы оно было рассмотреноВерховным Судом в первой инстанции; этим Судом рассматриваются жалобы нарешения квалификационных коллегий об отрешении судьи от должности, наненормативные акты Президента РФ, Федерального собрания. Правительства идр. Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы, он наделенполномочием рассматривать жалобы граждан, связанные с нарушениямиизбирательных прав (по выборам Президента РФ и депутатов ГосударственнойДумы Федерального Собрания). [10] Количественный состав Верховного Суда РФ был установлен ПостановлениемПрезидиума Верховного Совета РСФСР от 16 марта 1992 г. (с поправкой). Вштатную численность членов Суда входят 100 судей, Председатель, первыйзаместитель и пять заместителей Председателя, Председатель, заместительПредседателя и 6 судей военной коллегии Верховного Суда РФ. Заместителипредседателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются СоветомФедерации Федерального Собрания по представлению Президента РФ, основанномуна представлении Председателя Верховного Суда РФ. Столь широкий количественный состав Верховного Суда РФ объясняетсябольшим объемом его работы, что отражает соответствующую широкуюдеятельность судов общей юрисдикции. В 1995 г. ими было рассмотрено более2,5 млн. гражданских дел, 2 млн. административных дел, осуждено более 1млн. человек. Особенно быстро растет объем работы судов по гражданскимделам. Штат судей судов общей юрисдикции составляет 15 тыс. судей(фактически работает только 13 тысяч). Верховный Суд РФ действует всоставе:1) Пленума Верховного Суда;2) Президиума Верховного Суда;3) Судебной коллегии по гражданским делам;4) Судебной коллегии по уголовным делам;5) Военной коллегии. Председатель и заместители Председателя Верховного Суда. Этидолжностные лица организуют работу Верховного Суда и обладаютсамостоятельными процессуальными правами. Председатель Верховного Суда приносит в пределах и порядке,установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения ипостановления по судебным делам, а в случаях и порядке, установленныхзаконом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений ипостановлений по судебным делам. Он организует работу по изучению иобобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вноситпредставления в государственные органы, общественные организации идолжностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий,способствовавших совершению правонарушений. Председатель Верховного Суда созывает Пленум и Президиум ВерховногоСуда и председательствует на их заседаниях, вносит на рассмотрениеПрезидиума вопросы, требующие его решения, может председательствовать всудебных заседаниях коллегий Верховного Суда РФ при рассмотрении любогодела. Заместители Председателя Верховного Суда РФ могут председательствоватьв судебных заседаниях коллегий Верховного Суда, приносят в пределах ипорядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определенияи постановления по судебным делам, а в случае и в порядке, установленныхзаконом, вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений ипостановлений по судебным делам. Они осуществляют в соответствии сраспределением обязанностей руководство работой судебных коллегий иструктурных подразделений аппарата Верховного Суда. Пленум. Пленум Верховного Суда действует в составе ПредседателяВерховного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Верховного Суда РФ. Взаседаниях Пленума участвуют Генеральный прокурор РФ (в обязательномпорядке) и Министр юстиции РФ. Пленум рассматривает материалы изучения иобобщения судебной практики и судебной статистики, а также представленияГенерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ и дает руководящиеразъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ. Приобсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений Пленум заслушиваетсообщения председателей Верховных Судов республик, краевых, областных,городских судов, судов автономной области и судов автономных округов,военных судов о судебной Практике по применению законодательства. НаПленуме утверждаются составы судебных коллегий, заслушиваются сообщение оработе Президиума Верховного Суда и отчеты о деятельности коллегий,вопросы, внесенные на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда,Генеральным прокурором. Министром юстиции или уполномоченными ими 'Лицами.Пленум Верховного Суда созывается не реже одного раза в четыре месяца. Президиум. Президиум Верховного Суда состоит из 13 судей иутверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлениюПрезидента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного СудаРФ, в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, входящих всостав Президиума по должности, и судей Верховного Суда. УтверждениеПрезидиума Верховного Суда производится при наличии положительногозаключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ. ЗаседанияПрезидиума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в месяц иправомочны при наличии большинства членов Президиума. Президиум ВерховногоСуда:1) в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядкенадзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализасудебной статистики;3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппаратаВерховного Суда;4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применениизаконодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. Судебные коллегии. Судебная коллегия по гражданским делам и Судебнаяколлегия по уголовным делам, а также Военная коллегия Верховного Судаутверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного Суда РФ.Председатель Верховного Суда в необходимых случаях вправе своимраспоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел всоставе другой коллегии. Судебные коллегии рассматривают в пределах своих полномочий дела вкачестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора ипо вновь открывшимся обстоятельствам. Они изучают и обобщают судебнуюпрактику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия,предоставленные им законодательством. Военные суды. Военные суды входят в судебную систему РоссийскойФедерации, являются федеральными судами и осуществляют правосудие вВооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, а также в органах.и формированиях, в которых действующим законодательством предусмотренавоенная служба. Они действуют на основе Закона РСФСР о судоустройстве 1981г., Федерального закона 1994 г. Судьи военных судов назначаются надолжность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ,основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов. В отношении этих судов применяется положение о военных трибуналах (вредакции Закона СССР "О внесении изменений и дополнений в Положение овоенных трибуналах" от 25 июня 1980 г.) в части, не противоречащейдействующему законодательству. [11] Военнослужащие военных судов. Военной коллегии Верховного Суда РФ иУправления военных судов Министерства юстиции РФ проходят военную службу вВооруженных Силах РФ, входят в их штатную численность, на нихраспространяются воинские уставы и положения, определяющие порядокпрохождения военной службы, с учетом особенностей, установленных ЗакономРоссийской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", другиминормативными актами. Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ, выполняяобязанности, присущие председателям других судебных коллегий, вносит вВоенную коллегию Верховного Суда протесты на вступившие в законную силурешения, приговоры, определения военных судов видов Вооруженных Сил,округов, групп войск, флотов и постановления судей этих судов, а такжевносит в военные суды видов Вооруженных Сил, округов, групп войск, флотовпротесты на вступившие в законную силу решения, приговоры, определениявоенных судов армий, флотилий, соединений, гарнизонов и постановления судейэтих судов. Он вправе истребовать в пределах полномочий Военной коллегииВерховного Суда РФ судебные дела для проверки в порядке надзора,приостанавливать исполнение решения, приговора, определения и постановлениявоенного суда, на которые в соответствии с Законом он может принестипротест. В случае необходимости Председатель Военной коллегии решает вопросо передаче дела из военного суда вида Вооруженных Сил, округа, группывойск, флота в военный суд вида Вооруженных Сил, другого округа, группывойск, флота. Судебный департамент. Федеральным конституционным законом "О судебнойсистеме Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. при Верховном Суде РФпредусмотрено создание Судебного департамента. Федеральным законом "ОСудебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 8 января1998 г. Судебный департамент характеризуется как федеральныйгосударственный орган, осуществляющий организационное обеспечениедеятельности судов, органов судейского сообщества, а также финансированиямировых судей. Департамент не вмешивается в осуществление правосудия.Кадровые, финансовые и материально-технические мероприятия, осуществляемыеэтим органом, направлены на создание условий для обеспечения полного инезависимого правосудия. Руководитель департамента назначается иосвобождается от должности Председателем Верховного Суда РФ с согласияСовета судей РФ.ЗаключениеТаким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органамигосударства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенциивопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочийпутем конституционного, гражданского, уголовного, административного иарбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающихгарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.Другое понимание термина «судебная власть», как суда или системы судов,также правомерно, но употребляется обычно для обозначения места судов средидругих государственных органов, при характеристике устройств судебнойсистемы и начал ее деятельности (см. главу 7 Конституции РФ).Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основныхпризнаков.1.Судебнаявласть-вид государственной власти. Она осуществляетсягосударственными органами, выражает государственную волю, ее составляютгосударственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти,реально влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя,«власть толпы», власть общественного мнения, власть средств массовойинформации- «четвертая власть»), судебная власть- одна из трех ветвейгосударственной власти, установленная 'Конституцией и другими законами.2. Судебная власть принадлежит только судам-государственным органам,образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способныхна основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлятьправосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав судапомимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входитьпредставители народа, временно исполняющие свои функции по участию вотправлении правосудия. Но суд немыслим без судей, осуществляющихправосудие на профессиональной основе. Закон о судебной системе установил,что судебная власть в России принадлежит только судам в лице судей ипривлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудияприсяжных, народных и арбитражных заседателей. В соответствии с Всеобщейдекларацией прав человека 1948 г. каждому человеку должно бытьгарантировано право (на основе полного равенства) на то, чтобы его делобыло рассмотрено гласно и с соблюдением требований справедливостинезависимым я беспристрастным судом (ст. 50. Эти требования находят своезакрепление в законодательстве России. Исключительность судебной власти- следующий ее признак, связанный спредыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118Конституции РФ, ст. 1 Закона о судебном системе). Ни законодательные- ниисполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица,государственные служащие, общественные к прочие организации не вправеобладать полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе этиполномочия. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия -по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду. Так, толькосуд может признать человека виновным в преступлении к подвергнуть егоуголовному наказанию. [12] Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристикисудебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются толькоКонституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции, ч. 1 и 2ст. 5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания отом шли ином разрешении конкретного дела. находящегося в их производстве.Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением противправосудия н влечет за собой уголовную ответственность. Независимостьсудебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судьеподчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дели принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такоговоздействия.Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд неделит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либосанкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуютсамостоятельную ветвь государственной власти.И.Я. Фойницкий, характеризуя судебную власть в России по Судебным уставам1864 г., различал внешнюю и внутреннюю самостоятельность судебной власти.Внешняя самостоятельность означала независимость судебной власти от всехвластей в государстве существующих, а внутренняя зависела от самих судей,их нравственных качеств, верности закону, иона есть плод твердого убежденияи высокой, безупречной нравственности»[13].Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью исамостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственныхорганов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру.систему, не подчиненную при выполнении своих функций ком)'-либо.действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что судыизолированы от законодательной я исполнительной власти. Но ихвзаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется впределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды всамостоятельную, обособленную систему.Список литературы:1. Конституция Российской Федерации 1993 года.2. Комментарий к Конституции РФ./Окуньков Л. –М., 19973. Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. –М., 1999.4. Баглай М., Габричидзе Б. Государственное право Российской Федерации. -М., 19965. Гуценко К., Ковалев К. Правоохранительные органы. –М., 1996.6. Закон о Конституционном Суде 1994 г.7. Козлова Е., Кутафин О. Конституционное право России. -М., 1995.8. Правоохранительные органы РФ./Божьев В. –М., 1996.9. Судоустройство и правоохранительные органы в РФ./Швецов В. –М., 1996.10. Фойницкий И. Курс уголовного судопроизводства. –Спб., 1996.-----------------------[1] Правоохранительные органы РФ./Божьев В. –М., 1996, с. 40[2] Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. –М., 1999, с. 122[3] Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. –М., 1999, с. 122[4] Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. –М., 1999, с. 128[5] Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. –М., 1999, с. 122[6] Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. –М., 1999, с. 128[7] Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. –М., 1999, с. 188[8] Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. –М., 1999, с. 190[9] Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. –М., 1999, с. 194[10] Комментарий к Конституции РФ./Окуньков Л. –М., 1997, с. 231[11] Баглай М., Габричидзе Б. Государственное право Российской Федерации.-М., 1996, с. 76[12] Правоохранительные органы РФ./Божьев В. –М., 1996, с. 45[13] Фойницкий Я. Курс советского судопроизводства. –Спб., 1996, с. 146




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Верховный суд РФ iconВерховный суд США

Верховный суд РФ iconВерховный Суд США

Верховный суд РФ iconРичард Поуэлек «Равное правосудие для всех в соответствии с законом»
Вашингтона, округ Колумбия. В этом четырехэтажном мраморном здании, выдержанном в стиле древнегреческого храма, работает Верховный...
Верховный суд РФ iconВерховный суд США
Кроме того, в границах каждого из звеньев существует более или менее определенные разграничения функциональной и предметной компетенции...
Верховный суд РФ iconВерховный суд российской федерации комментарий к уголовному кодексу российской федерации
Борзенков Г. Н., доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ ст ст. 19 23, 105 130, 136 149
Верховный суд РФ iconВерховный суд
Конституции. Статья 11 Конституции предоставляет право осуществления государственной власти Президенту Российской Федерации. Федеральному...
Верховный суд РФ iconАнтимонопольная политика США
Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь,...
Верховный суд РФ iconОпубликовано: Право 1/2008. С. 125-126
Наиболее представительны – федеральные суды общей юрисдикции: Верховный Суд рф, 86 областных и приравненных к ним судов, 2479 районных...
Верховный суд РФ iconОпубликовано: Право 1/2008. С. 125-126
Наиболее представительны – федеральные суды общей юрисдикции: Верховный Суд рф, 86 областных и приравненных к ним судов, 2479 районных...
Верховный суд РФ iconСудова система в Україні на початку XIX ст не була одноманітною. Суд перебував у руках чиновників-дворян. Судову систему пронизував бюрократизм, у судах існува­ли тяганина І хабарництво
Повітовий суд вважався становим судом для дворян і селян, магістрати і ратуші — становими су­дами у містах. Підкоморський суд — це...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы