Многообразие понятия культура icon

Многообразие понятия культура



НазваниеМногообразие понятия культура
Дата конвертации07.07.2012
Размер376,5 Kb.
ТипРеферат
Многообразие понятия культура


Реферат Предмет: Культурология Тема: «Многообразие понятия «культура» Выполнил: Morozov Mihail Mmv@dax.ru 188230, Luga, Rossia Принял: user.Введение 31. Исторические аспекты теории культуры 32. Понятие культуры 33 Структура культуры 5 3.1 Материальная составляющая культуры 6 3.2 Духовная составляющая культуры 7 3.3.1 Миф 7 3.3.2 Религия 8 3.3.3 Искусство 9 3.3.4 Философия 10 3.3.5 Наука 10 3.3.6 Идеология 11 3.3.7 Нравственность 12 3.4 Социальные составляющие культуры 134 Массовая и элитарная культура 15 4.1.1 Экономические предпосылки и социальные функции "массовой" культуры 16 4.1.2 Философские основы массовой культуры 16 4.2 Элитарная культура как антипод массовой культуры 185. Предназначение культуры 196. Взаимоотношение культуры, личности и общества 217. Заключение 22Введение Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит,возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности, охватитьпредмет культуры, как основы изучения культурологии.1. Исторические аспекты теории культуры Культура (от латинского cultura - возделывание, воспитание,образование, развитие, почитание), исторически определенный уровеньразвития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизнии деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовныхценностях. Первоначально понятие культуры подразумевало целенаправленноевоздействие человека на природу (обработка земли и прочее), а такжевоспитание и обучение самого человека. Понятие культуры также употребляетсядля характеристики материального и духовного уровня развития определенныхисторических эпох, общественно-экономических формаций, конкретных обществ,народностей и наций (например, античная культура, культура майя), а такжеспецифических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественнаякультура, культура быта). В более узком смысле термин "культура" относяттолько к сфере духовной жизни людей. Хотя само слово "культура" вошло вобиход европейской социальной мысли лишь со второй половины XVIII века,более или менее сходные представления могут быть обнаружены на раннихэтапах европейской истории и за ее пределами (например, жень в китайскойтрадиции, драхма в индийской традиции). Эллины видели в "пайдейе", то есть"воспитанности", главное свое отличие от "некультурных" варваров. Впозднеримскую эпоху, наряду с представлениями, передаваемыми основнымсмыслом слова "культура", зародился, а в средние века получилраспространение иной комплекс значений, позитивно оценивающий городскойуклад социальной жизни и более близкий к возникшему позднее понятиюцивилизация. Слово "культура" стало ассоциироваться скорее с признакамиличного совершенства, в первую очередь религиозного. В эпоху Возрожденияпод совершенством культуры начали понимать соответствие гуманистическомуидеалу человека, а в дальнейшем идеалу просветителей2. Понятие культуры В обыденном сознании "культура" выступает как собирательный образ,объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Культурология же используетпонятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия какреализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всехостальных существ Конечно, здесь надо различать, во-первых, свободу как неотъемлемыйдуховный потенциал человека и, во-вторых, осознанную социальную реализациюсвободы. Без первого культура просто не может появиться, но второедостигается лишь на сравнительно поздних стадиях ее развития. Далее, когдамы говорим о культуре, то имеем в виду не какой-то отдельный творческий актчеловека, но творчество как универсальное отношение человека к миру Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру,через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура - этонеповторимая вселенная, созданная определенным отношением человека к миру ик самому себе. Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем непросто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себяиные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы.Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтомупостижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новымтворческим опытом Однако, возможно, это только первый шаг к правильному пониманию иопределению культуры. Как реализуется универсальное отношение человека кмиру? Как оно закрепляется в человеческом опыте и передается от поколения кпоколению? Ответить на эти вопросы и означает охарактеризовать культуру какпредмет культурологии Отношение человека к миру определяется смыслом. Смысл соотносит любоеявление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестаетсуществовать для человека. Что же такое смысл для культурологии? Смысл -это содержание человеческого бытия (в том числе внутреннего бытия), взятоев особой роли: быть посредником в отношениях человека с миром и с самимсобой. Именно смысл определяет, что мы ищем и что открываем в мире и всамих себе. Смысл надо отличать от значения, то есть предметно выраженногообраза или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам посебе он вовсе необязательно является предметным Например, один из самых важных смыслов - жажда любви - вовсе непредполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из насзаранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не толькоразуму, но и неконтролируем глубинами души непосредственно (помимо нашегосознания) затрагивает наши чувства и волю. Смысл не всегда осознаетсячеловеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально:большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Нои те другие смыслы могут стать общезначимыми, объединяя многих людей ивыступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него всвоей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку простоне нужен и неинтересен. Н.А. Мещерякова справедливо выделяет два исходных(базисных) типа ценностного отношения мир может выступать для человека как"свое" и как "чужое" (Мещерякова Н.А. Наука в ценностном измерении//Свободная мысль. 1992, N 12 с.34-44). Культура есть универсальный способ,каким человек делает мир "своим", превращая его в Дом человеческого(смыслового) бытия (Бубер М. Я и Ты. М., 1993.,с. 61,82,94). Таким образом,весь мир превращается в носителя человеческих смыслов, в мир культуры.Пожалуй, даже звездное небо или глубины океана принадлежат культуре,поскольку им отдана частица человеческой души, поскольку они несутчеловеческий смысл. Если бы не было этого смысла, то человек незасматривался бы на ночное небо, поэты не писали бы стихов, а ученые неотдавали бы изучению природы все силы своей души и, следовательно, несовершали бы величайших открытий. Теоретическая мысль рождается не сразу, ичтобы она появилась, нужен интерес человека к загадкам мира, нужноудивление перед тайнами бытия (не зря Платон говорил, что познаниеначинается с удивления). Но интереса и удивления нет там, где неткультурных смыслов, направляющих умы и чувства многих людей на освоениемира и собственной души Отсюда можно дать такое определение культуры. Культура - этоуниверсальный способ творческой самореализации человека через полаганиесмысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни всоотнесенности его со смыслом сущего. Культура предстает перед человекомкак смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некотороесообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.) Этотсмысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытияи мироощущения людей В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл,смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта культуры - это тотглавный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяетхарактер всех остальных смыслов и отношений При этом культура и ее смысловая доминанта могут реализовываться по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, чтоделают и что переживают люди. Объединяя и вдохновляя людей, культура даетим не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного пониманияи сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Наличиесмысловой доминанты культуры создает саму возможность культурологии какнауки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можновыделить, понять и проанализировать доминирующий смысл. А дальше надо ужеизучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и конкретнымформам его воплощения. Система смыслов передается от одного человека кдругому посредством символов.3 Структура культуры Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двумосновным видам производства - материального и духовного. Материальнаякультура охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты(орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средстватранспорта и связи и другие). Духовная культура охватывает сферу сознания,духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение,включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу,мифологию, религию). Гармоничное развитие культуры естественно предполагаеторганическое единство материальной и духовной культур Культура включает в себя не только предметные результаты деятельностилюдей (машины, технические сооружения, результаты познания, произведенияискусства, нормы права и морали и т.д.), но и субъективные человеческиесилы и способности, реализуемые в деятельности (знания и умения,производственные и профессиональные навыки, уровень интеллектуального,эстетического и нравственного развития, мировоззрение, способы и формывзаимного общения людей в рамках коллектива и общества) Культура, если еерассматривать в широком плане, включает в себя как материальные, так идуховные средства жизнедеятельности человека, которые созданы самимчеловеком. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудомчеловека, называются артефактами, то есть искусственно созданными. Такимобразом, артефакты будучи материальными или духовными ценностями, имеют неестественное, природное, происхождение, а задуманы и созданы человеком кактворцом, хотя, конечно, он использует для этого в качестве исходногоматериала объекты, энергию или сырье природы и действует в согласии сзаконами природы В силу того, что человек, по своей природе существо духовно-материальное, он потребляет как материальные, так и духовные артефакты. Дляудовлетворения материальных потребностей он создает и потребляет пищу,одежду, жилища, создает технику, материалы, здания, сооружения, дороги ит.п. Для удовлетворения духовных потребностей он создает художественныеценности, нравственные и эстетические идеалы, политические, идеологическиеи религиозные идеалы, науку и искусство. Поэтому деятельность человекараспространяется по всем каналам как материальной, так и духовной культуры.Вот почему можно рассматривать человека как исходный системообразующийфактор в развитии культуры. Человек создает и использует мир вещей и миридей, который вращается вокруг него; и его роль - это роль демиурга, рольтворца, а место его в культуре - это место центра мироздания артефактов, тоесть центра культуры. Человек творит культуру, воспроизводит и используетее как средство для собственного развития. Он архитектор, строитель ижитель того природного мира, который называется культурой мира, "второйприродой", "искусственно созданным" обиталищем человечества. Это тот мирреальностей, который на планете Земля до человека не существовал,реальность, которая возникает, живет и развивается вместе с человеком икоторая будет существовать до тех пор, пока будет существоватьчеловечество.3.1 Материальная составляющая культуры Материальная культура более непосредственно и более прямо обусловленакачествами и свойствами природных объектов, той разновидностью формвещества, энергии и информации, которые используются человеком в качествеисходных материалов или сырья при создании материальных предметов,материальных продуктов и материальных средств существования человека Материальная культура включает в себя разнообразные по типам и формамартефакты, где природный объект и его материал трансформированы так, чтообъект превращен в вещь, то есть в предмет, свойства и характеристикикоторого заданы и продуцированы творческими способностями человека так,чтобы они более точно или более полно удовлетворяли потребности человекакак "homo sapiens", а следовательно, имели культурно целесообразноепредназначение и цивилизационную роль Материальная культура, в другом смысле слова - это человеческое "Я",переодетое в вещь; это духовность человека, воплощенная в форму вещи; эточеловеческая душа, осуществленная в вещах; это материализовавшийся иопредметившийся дух человечества В материальную культуру входят прежде всего разнообразные средстваматериального производства. Это энергетические и сырьевые ресурсынеорганического или органического происхождения, геологические,гидрологические или атмосферные составляющие технологии материальногопроизводства. Это орудия труда - от простейших орудийных форм до сложныхмашинных комплексов. Это разнообразные средства потребления и продуктыматериального производства. Это различные виды материально-предметной,практической деятельности человека. Это материально-предметные отношениячеловека в сфере технологии производства или в сфере обмена, то естьпроизводственные отношения. Однако, следует подчеркнуть, что материальнаякультура человечества всегда шире существующего материального производства.В нее входят все виды материальных ценностей: архитектурные ценности,здания и сооружения, средства коммуникации и транспорта, парки иоборудованные ландшафты и т.п. Кроме того материальная культура хранит в себе материальные ценностипрошлого - памятники, археологические объекты, оборудованные памятникиприроды и т.п. Следовательно, объем материальных ценностей культуры ширеобъема материального производства, и уже поэтому нет тождества междуматериальной культурой в целом и материальным производством в частности.Кроме того, само по себе материальное производство можно характеризовать втерминах культурологии, то есть говорить о культуре материальногопроизводства, о степени его совершенства, о степени его рациональности ицивилизованности, об эстетичности и экологичности тех форм и способов, вкоторых оно осуществляется, о нравственности и справедливости техраспределительных отношений, которые в нем складываются. В этом смыслеговорят о культуре технологии производства, о культуре управления иорганизации его, о культуре условий труда, о культуре обмена ираспределения и т.п. Следовательно, в культурологическом подходе материальное производствоизучается прежде всего с точки зрения его гуманитарного илигуманистического совершенства, в то время как с экономической точки зрения,материальное производство изучается с технократической точки зрения, тоесть его эффективности, величины КПД, себестоимости, прибыльности и т.п. Материальная культура в целом, как и материальное производство вчастности, оценивается культурологией с точки зрения создаваемых имисредств и условий для совершенствования жизнедеятельности человека, дляразвития его "Я", его творческих потенций, сущности человека как разумногосущества, с точки зрения роста и расширения возможностей реализацииспособностей человека как субъекта культуры. В этом смысле понятно, что какна различных этапах эволюции материальной культуры, так и в конкретно-исторических общественных способах материального производства, складывалисьразличные условия и создавались различные по уровню совершенства средствадля воплощения творческих идей и замыслов человека в стремлении улучшитьмир и самого себя Гармоничные отношения между материально-техническими возможностями ипреобразующими замыслами человека в истории существуют не всегда, но когдаэто объективно становится возможным, культура развивается в оптимальных исбалансированных формах. Если гармонии нет - культура становитсянеустойчивой, несбалансированной, и страдает либо инерционностью иконсервативностью, либо утопичностью и революционизмом.3.2 Духовная составляющая культуры Человек по-разному может реализовать свое творческое начало, и полнотаего творческого самовыражения достигается через создание и использованиеразличных культурных форм. Каждая из этих форм обладает своей"специализированной" смысловой и символической системой. Попытаюсь далеекратко охарактеризовать лишь подлинно всеобщие формы духовной культуры, вкаждой из которых по-своему выражается суть человеческого бытия Развитие культуры сопровождается возникновением и становлениемотносительно самостоятельных систем ценностей. Вначале они включены вконтекст культуры, но затем развитие приводит ко все более глубокойспециализации и, наконец, к относительной их самостоятельности. Такслучилось с мифологией, религией, искусством, наукой В современной культуре можно уже говорить об относительной ихсамостоятельности и о взаимодействии культуры с этими институтами.3.3.1 Миф Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменениядушевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает своеабсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что онпредставляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силаминепосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если мифвыступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит ктому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую(ассоциативную связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природавыступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ -демонов и богов Миф - наиболее древняя система ценностей. Считается, что в целомкультура движется от мифа к логосу, то есть от вымысла и условности кзнанию, к закону. В этом плане в современной культуре миф играет архаичнуюроль, а его ценности и идеалы имеют рудиментарное значение. Развитие наукии цивилизации часто обесценивает миф, показывает неадекватностьрегулятивных функций и ценностей мифа, сущности современной социокультурнойдействительности. Однако, это не значит, что миф исчерпал себя. Миф всовременной культуре создает средства и способы символического мышления, онспособен ценности современной культуры интерпретировать через идею"героического", что, скажем недоступно науке. В ценностях мифа чувственноеи рациональное даны синкретно, слитно, что мало доступно другим средствамкультуры XX века. Фантазия и вымысел позволяют легко преодолеватьнесовместимость смыслов и содержания, ибо в мифе все условно и символично В этих условиях выбор и ориентация личности раскрепощается и,следовательно, используя условность, она может достигать высокой гибкости,что, например, почти недоступно религии. Миф, очеловечивая и персонифицируяявления окружающего мира, сводит их к человеческим представлениям. На этойпочве становится возможной конкретно-чувственная ориентация человека, а этоодин из самых простых способов упорядочивания его деятельности. В ранних ипримитивных культурах такому способу принадлежала ведущая роль, например, вязычестве. Но в развитых культурах подобные явления имеют скорее характеррецидива или являются механизмом реализации того или иного архетипа,особенно в массовой культуре или массовом поведении. Мифология частоиспользуется в XX веке как усилитель ценностей, обычно за счет ихгипертрофирования и фетишизации. Миф позволяет заострять тот или инойаспект ценности, гиперболизировать ее, а, следовательно, подчеркивать идаже выпячивать.3.3.2 Религия Религия, как и миф, выражает потребность человека в ощущении своейпричастности к основаниям бытия. Однако теперь свои основания человек ищетуже не в непосредственной жизни природы. Боги развитых религий находятся всфере потустороннего (трансцендентного). В отличие от мифа, здесьобожествляется не природа, а сверхъестественные силы человека, и преждевсего, дух с его свободой и творчеством. Помещая божественное по ту сторонуприроды и понимая его как сверхъестественный абсолют, развитая религияосвобождала человека от мифологической слитности с природой и внутреннейзависимости от стихийных сил и страстей Религия стала доминировать в культуре вслед за мифом. Ценности светскойкультуры и ценности религии часто не гармоничны и противоречат друг другу.Например, в понимании смысла жизни, в миропонимании и т. д. Главное почтиво всякой религии - это вера в Бога или вера в сверхъестественное, в чудо,что непостижимо разумом, рациональным путем. В этом ключе и формируются всеценности религии. Культура, как правило, модифицирует становление религии,но утвердившись, религия начинает изменять культуру, так что дальнейшееразвитие культуры идет под значительным влиянием религии. Э. Дюркгеймподчеркивал, что религия оперирует в основном коллективными представлениямии поэтому - сплочение и связь главные ее регуляторы. Ценности религиипринимаются сообществом единоверцев, поэтому религия действует прежде всегочерез мотивы консолидации, за счет единообразной оценки окружающейдействительности, жизненных целей, сущности человека. Религия устанавливаетградацию ценностей, придает им святость и безусловность, что затем ведет ктому, что религия упорядочивает ценности по "вертикали" - от земных иобыденных до божественных и небесных. Требование постоянного моральногосовершенства человека в русле предлагаемых религией ценностей создаетнапряжения смыслов и значений, попадая в которое человек регламентируетсвой выбор в границах греха и справедливости. Это порождает тенденцию кконсервации ценностей и культурных традиций, что может вести к социальнойстабилизации, но за счет сдерживания светских ценностей Светские ценности более условны, они легче подвергаются преобразованиями интерпретации в духе времени. Общая тенденция проявляется здесь в том,что в развитии культуры постепенно усиливаются процессы секуляризации, тоесть освобождения культуры из-под влияния религии.3.3.3 Искусство Параллельно с мифом и религией в истории культуры существовало идействовало искусство. Искусство есть выражение потребности человека вобразно-символическом выражении и переживании значимых моментов своейжизни. Искусство создает для человека "вторую реальность" - мир жизненныхпереживаний, выраженных специальными образно-символическими средствами.Приобщение к этому миру, самовыражение и самопознание в нем составляют однуиз важнейших потребностей человеческой души Искусство продуцирует свои ценности за счет художественнойдеятельности, художественного освоения действительности. Задача искусствасводится к познанию эстетического, к художественной интерпретации авторомявлений окружающего мира. В художественном мышлении познавательная иоценочная деятельность не разделены и используются в единстве. Работаеттакое мышление с помощью системы образных средств и создает производную(вторичную) реальность - эстетические оценки. Искусство обогащает культурудуховными ценностями через художественное производство, через созданиесубъективных представлений о мире, через систему образов, символизирующихсмыслы и идеалы определенного времени, определенной эпохи Искусство рефлексирует мир, воспроизводит его. Сама рефлексия можетиметь три измерения: прошлое, настоящее и будущее. В соответствии с этимвозможны различия в типах тех ценностей, которые создает искусство. Эторетроценности, которые ориентированы в прошлое, это реалистические ценности, которые "точно" ориентированы к настоящему, и, наконец, авангардныеценности, ориентированные на будущее. Отсюда - особенности их регулятивнойроли. Однако, общим для всех этих ценностей является то, что всегда ониобращены к человеческому "Я". В этом содержатся как положительные, так иотрицательные моменты, то есть художественные ценности, преломляясь всознании и подсознании человеческого "Я", могут порождать как рациональныетак и иррациональные мотивы и стимулы к выбору в поведении человека Роль искусства в развитии культуры противоречива. Оно конструктивно идеструктивно, оно может воспитывать в духе возвышенных идеалов и наоборот.В целом же искусство, благодаря субъективации, способно поддерживатьоткрытость системы ценностей, открытость поиска и выбора ориентации вкультуре, что в конечном счете воспитывает духовную независимость человека,свободу духа. Для культуры это важный потенциал и фактор ее развития.3.3.4 Философия Рассуждая о духовных составляющих культуры, нельзя не упомянутьфилософию. Философия стремиться выразить мудрость в формах мысли (отсюда иее название, которое буквально переводится как "любовь к мудрости").Философия возникла как духовное преодоление мифа, где мудрость былавыражена в формах, не допускающих ее критическое осмысление и рациональноедоказательство. В качестве мышления философия стремится к рациональномуобъяснению всего бытия. Но будучи одновременно выражением мудрости,философия обращается к предельным смысловым основам, видит вещи и весь мирв их человеческом (ценностно-смысловом) измерении. Таким образом, философиявыступает как теоретическое мировоззрение и выражает человеческие ценности,человеческое отношение к миру. Поскольку мир, взятый в смысловом измеренииесть мир культуры, то философия выступает как осмысление, или, говорясловами Гегеля, теоретическая душа культуры. Многообразие культур ивозможность разных смысловых позиций внутри каждой культуры приводят кмногообразию спорящих между собой философских учений.3.3.5 Наука Наука имеет своей целью рациональную реконструкцию мира на основепостижения его существенных закономерностей. Она неразрывно связана сфилософией, которая выступает в качестве всеобщей методологии научногопознания, а также позволяет осмыслить место и роль науки в культуре ичеловеческой жизни Наука - один из новых институтов в структуре культуры. Однако значениеее быстро растет, а современная культура воспитывает глубокие изменения подвлиянием науки. Духовная эволюция через миф, религию и философию привелачеловечество к науке, где достоверность и истинность получаемых знанийпроверяется специально разработанными средствами и способами. Наука, такимобразом, существует как особый способ производства объективных знаний Объективность не включает в себя оценочного отношения к объектупознания, то есть наука лишает объект какого-либо ценностного значения длянаблюдателя. Наука, давая знания человеку, вооружает его, дает ему силы."Знание - сила!" - утверждал Ф. Бекон Но для каких целей и с каким умыслом употребляется эта сила? На этотвопрос должна отвечать культура Гуманистическая ценность, культурогенная роль науки неоднозначны. Еслиценность науки измерять практическими последствиями, то она, с однойстороны, дала компьютер, а с другой - ядерное оружие. Высшая ценность длянауки - истина, в то время как высшая ценность для культуры - человек.Наука, будучи мощным средством рационализации человеческого труда, может суспехом "роботизировать" человека. Подавляя другие формы истин, наукаограничивает возможности духовного развития. Стремясь контролироватьсодержание образования, наука косвенно контролирует систему человеческихориентиров, что ведет в дальнейшем к созданию условий для формированияодномерного человека, то есть узкого и глубокого специалиста Познание, будучи жизненно важной потребностью человека, приобрело видотчужденной силы человеческого прогресса, когда оно стало развиваться вформе науки. Н. Бердяев подчеркивал, что жажда познания, оторванная отценностей, идеалов Добра и Красоты, оборачивается роком в судьбечеловечества. Поскольку главная социальная функция науки -усовершенствовать средства жизнедеятельности человека, то есть задачаповышения эффективности, постольку она порождает прагматизм как стильжизни. Постоянное стремление рационализировать, улучшать и обновлятьтехнику, материалы, технологию закрепило в общественном сознании идеалыпрогресса, которые все более ощутимо довлеют над другими смыслами иустановками жизни человека. Тот же Н. Бердяев замечал по этому поводу: этоидея прогресса превращает каждое поколение, каждого человека, каждую эпохув истории человечества в средство и орудие достижения некой "окончательнойцели" Самый важный результат научного прогресса - возникновение цивилизации,как системы рационализированных и технициализированных форм бытия человека.В определенном смысле, цивилизация и культура несовместимы.Технифицированные формы бытия человека противостоят внутренним началамдуховной сущности человека. Эти начала культура воплощает в ценностях иидеалах. Культура - это скорее творческая лаборатория человеческого духа, вто время как науку скорее можно понимать как творческую лабораторию толькоразума. Первое следствие разрыва культуры и науки проявляется в нарастающейподмене духовных смыслов и ценностей жизни материальны ми результатамипрогресса Современная история человечества без науки не представима Наука принадлежит современной культуре, порождает цивилизацию и, такимобразом, связывает их в целостное образование. Наука превратилась вфундаментальный фактор выживания человечества, она экспериментирует с еговозможностями, создает новые возможности, реконструирует средстважизнедеятельности человека, а через это она изменяет и самого человека.Творческие возможности науки огромны, и они все более глубокопреобразовывают культуру. Можно утверждать, что наука обладает некоторойкультурогенной ролью, она придает культуре рационалистические формы иатрибуты. Идеалы объективности и рациональности в такой культуреприобретают все более важную роль. Но это ведет к тому, что вытесняютсяценности субъективности: личностные, эмоциональные и чувственные компонентыкультуры, без них нет реального человека. Культура всегда нравственнонагружена, она в этом смысле более органична сущности человека, а наукаболее отчуждена, она более условна. Ценность научного знанияпропорциональна его полезности, но это по существу, технократическаяхарактеристика. Наука расширяет пространство для технократическихатрибутов, обогащает сознание человека технократическими смыслами изначениями, но это все элементы цивилизации. Можно утверждать, что вистории человечества наука действует как цивилизирующая сила, а культура -как одухотворяющая сила. Наука создает, по определению В. Вернадского,ноосферу - сферу разума, рационального обитания. Рациональность не всегдаукладывается в требования нравственности. В культуре XX века борьба здесьидет с нарастанием, и неясно как разрешится эта ситуация. По этой причинесовременная культура не является гармоничной и сбалансированной. Скореевсего противоречие между рациональностью и нравственностью не разрешится дотех пор в истории человечества, пока оно не выполнит древний завет: "Познайсамого себя!" Наукоемкость культуры возрастает и это показатель прогрессачеловеческой истории. Но "гуманность" тоже должна расти, ибо это показательчеловечности исторического прогресса. Только синтез того и другого даетнадежду, что будет построена гуманистическая цивилизация.3.3.6 Идеология До недавнего времени особое внимание уделялось еще одному компонентудуховной культуры - идеологии. Впервые наиболее развернуто проблемуидеологии поставили и разрешили немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс. В"Немецкой идеологии" и других произведениях они используют категорию"идеология" в соответствии с той традицией, которая сложилась в конце XVIII-XIX веках, когда этот термин употреблялся в негативном значении,характеризуя "чуждые действительности мечтания" и "ложное сознание". Но К Маркс и Ф. Энгельс привносят в анализ идеологии социальныехарактеристики. Они рассматривают идеологию как сложное социальноеобразование, которое формируется и функционирует в рамках надстроечныхсистем. Идеология определяется как функциональная характеристикаобщественного сознания, отражающая общественное бытие с позиций интересовтех или иных социальных групп, классов, общностей и обслуживающая этиинтересы Следовательно, идеология представляет собой самосознание социальногосубъекта: социальных групп, национальных и иных общностей, класса. Только видеологии специфические интересы социальных групп, классов и общностейнаходят свое осознание, обоснование и систематизированное выражение.Следует также иметь в виду, что те или иные формы общественного сознанияпринимают идеологический характер только в рамках определенных социальныхинститутов и представляющих их социальных организаций: государства,политических партий, церкви, корпоративных объединений и т.д. Следуетотметить, что противоположную тенденцию выражает гуманизм. В качествепримера идеологического направления - можно привести методсоциалистического реализма - это определенный художественный канон. Но этотканон носит ярко выраженный идеологический характер. В характеристике этогометода содержатся сформулированные идеологические установки на процессхудожественного творчества, а также предъявляемые к этому творчествуопределенные социальные оценки и критерии. Метод социалистического реализмавыступал как догматический и потому, что трактовался как единственноверный, закрывающий возможности проявления всех остальных творческихметодов Таким образом, нельзя рассматривать идеологию только как отдельнуюсоставляющую культуры - это скорее всего больше своеобразная надстройка надсамой духовной культурой, так как она пронизывает все области духовнойкультуры.3.3.7 Нравственность Нравственность возникает после того, как уходит в прошлое миф, гдечеловек внутренне сливается с жизнью коллектива и контролировалсяразличными магическими табу, программировавшими его поведение на уровнебессознательного. Теперь человеку требуется самоконтроль в условияхотносительной внутренней автономности от коллектива. Так возникают первыенравственные регулятивы - долг, стыд, честь. С повышением внутреннейавтономности человека и формированием зрелой личности возникает такойнравственный регулятив как совесть. Таким образом, нравственностьпоявляется как внутренняя саморегуляция в сфере свободы, и нравственныетребования к человеку растут по мере расширения этой сферы. Развитаянравственность есть реализация духовной свободы человека, она основана наутверждении самоценности человека независимо от внешней целесообразностиприроды и общества. Возможно мною было уделено черезмерное внимание духовной составляющейкультуры, в ущерб материальной, как известно, согласно марксистско-ленинской философии именно бытие определяет сознание, и этот факт, какправило, актуален, но не стоит забывать и многовековую мудрость: "Вначалебыло слово...". Поэтому по-моему именно духовная составляющая являетсяосновополагающим приводным механизмом развития культуры и общества.3.4 Социальные составляющие культуры О культуре невозможно говорить и рассуждать как о чем-то абстрактном,оторванном от человека, общества. Культура - прежде всего явлениесоциальное, равно как и включающее в себя социальные компоненты.Традиционно принято разделять культуру на материальную и духовную, однаконекоторые ее элементы, несмотря на то, что в значительной степени тяготеютк той или другой составляющей культуры, все-таки, пожалуй, можно выделитьотдельно Пожалуй, наиболее значимым компонентом, где сталкиваются материальная идуховная сферы человека является сфера производства, как место, где человекреализовывает свои внутренний потенциал, где он вступает в определенныеотношения с коллективом, производством. В этом контексте хотелось бырассмотреть понятие культуры предприятий и предпринимательства, аспекторганизационной культуры Предприятия, как известно, существуют для того, чтобы производитьматериальные блага и услуги. Это производство связано в определеннуютехнологическую цепочку. Для приведения в действие всех звеньев этойцепочки на предприятии действует административная система или системауправления, в которой весь персонал выполняет функции руководителей иподчиненных. Однако деятельность предприятий не может осуществляться толькона основе технологии или управленческой иерархии. На предприятиях, ворганизациях действуют люди. А это значит, что в своей деятельности онируководствуются какими-то конкретными ценностями, совершают определенныеобряды и т.д. В этом смысле каждое предприятие или организация представляетсобой культурное пространство. С позиции реализации предприятием илипредпринимателем конкретной цели культуру предприятия можноохарактеризовать как специфическую, характерную для данной организациисистему связей, действий, взаимодействий и отношений, осуществляющихся врамках конкретной предпринимательской деятельности, способа постановки иведения Дела. В русле такого подхода находится определение организационнойкультуры или культуры предприятия, данное американским социологом Е.Н.Шейном: "Организационная культура есть набор приемов и правил решенияпроблемы внешней адаптации и внутренней интеграции работников, правил,оправдавших себя в прошлом и подтвердивших свою актуальность в настоящем.Эти правила и приемы представляют собой отправной момент в выборесотрудниками приемлемого способа действия, анализа и принятия решений.Члены организации не задумываются об их смысле, они рассматривают их как"изначально верные" Содержание организационной культуры не является чем-то надуманным илислучайным, а вырабатывается в ходе практической предпринимательскойдеятельности, связей, взаимодействий и отношений, как ответ на проблемы,которые ставит перед организацией внешняя и внутренняя среда. Этосодержание действует достаточно долго, оно прошло испытание временем. Нодля каждого конкретного члена организации они существуют как нечто данное.Таким образом, культура предприятия выражает определенные коллективныепредставления о целях и способе предпринимательской деятельностипредприятия. Французский социолог Н. Деметр подчеркивает, что культурапредприятия - это система представлений, символов, ценностей и образцовповедения, разделяемая всеми его членами Каково же содержание организационной культуры? Ведущую роль в культурепредприятий играют организационные ценности. Организационные ценности - этопредметы, явления и процессы, направленные на удовлетворение потребностейчленов организации и признающиеся в качестве таковых большинством членоворганизации. Главные из них: производство продукции, оказание услуг;стабильные долговременные устойчивые отношения с заказчиком; максимальнаяэкономическая эффективность, получение прибыли является важнойорганизационной ценностью в условиях товарного производства; проведениеопределенной социальной политики, направленной на удовлетворениеразнообразных потребностей работников предприятий Помимо общих ценностей, определяющих функционирование производственныхорганизаций, существует еще целый набор внутриорганизационных ценностей.Организация хорошо выполняет предписанные ей цели лишь при соблюдении в нейопределенного функционального и структурного порядка, который являетсяфактором ее стабильности Порядок в организации поддерживается трудовым поведением работников,соблюдением ими трудовой и технологической дисциплины. Дисциплина ипредставляет собой одну из важных внутриорганизационных ценностей. Сюда жеотносится такая черта трудового поведения, как исполнительность, высокоечувство ответственности за выполнение своих профессиональных и статусныхобязанностей, стабильность поведения как отдельного работника, так и целыхколлективов Способность предприятия создать ключевые ценности, которые объединятусилия всех структур того или иного предприятия, по мысли американскихспециалистов по организационной культуре П Питерса и Р. Уотермана являются одним из самых глубоких источниковуспешной деятельности предприятия Формирование ключевых ценностей или принципов деятельности предприятияимеет своей главной целью создать в окружающей среде и в глазах сотрудниковпредприятия, его предельный образ, или как принято сейчас выражаться,"имидж предприятия". Эти принципы громогласно провозглашаются в речахоснователей или президентов компаний, различного рода информационныхдокументах, включая и рекламные ролики, вывески, табло и т. д. Этипринципы, объединенные в систему, определяются как "кредо" предприятия, его"символ веры". Совокупность таких принципов зачастую называют "философией"данного предприятия. Так знаменитая американская компания по производствуэлектронной техники IBM в качестве важнейших принципов своей деятельностиособо выдвигают три: 1) Каждый человек заслуживает уважения. 2) Каждыйпокупатель имеет право на самое лучшее обслуживание, какое только возможно.3) Добиваться совершенства во всем. По свидетельству заместителя главногоменеджера Дж. Роджерса, эти принципы были провозглашены основателемкомпании Томасом Дж. Уотсоном-старшим и неуклонно претворялись в жизнь напротяжении всей истории существования этой компании Большое внимание , по мнению, крупнейшего американского специалиста попроблемам менеджмента и социологии организаций И. Оучи должно уделятьсябюрократической культуре на предприятии. Бюрократическая культураосновывается на системе власти, осуществляющей регламентацию всейдеятельности предприятия в форме правил, инструкций и процедур. Источникомвласти в данной организации является компетентность. Данная культураэффективна в стабильных, хорошо прогнозируемых ситуациях. В ситуациивозрастания неопределенности, в моменты кризиса ее эффективность падает.4 Массовая и элитарная культура Особенности производства и потребления культурных ценностей позволиликультурологам выделить две социальные формы существования культуры:массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называется такойвид культурной продукции, который каждодневно производится в большихобъемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди,независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни,представленная самой широкой аудиторией по различным каналам, включая исредства массовой информации и коммуникации Когда же появилась массовая культура? По поводу истоков массовойкультуры в культурологии существует ряд точек зрения. Приведу в качествепримера, наиболее часто встречающиеся в научной литературе: 1. Предпосылкимассовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, вовсяком случае , на заре христианской цивилизации. В качестве примера обычноприводятся упрощенные варианты Священных книг (например, "Библия дляначинающих"), рассчитанные на массовую аудиторию 2. Истоки массовой культуры связаны с появлением в Европейскойлитературе XVII-XVIII веков приключенческого, детективного, авантюрногоромана, значительно расширившего аудиторию читателей за счет огромныхтиражей. Здесь, как правило, приводят в качестве примера творчество двухписателей: англичанина Даниэля Дэфо (1660-1731) - автора широко известногоромана "Робинзон Крузо" и еще 481 жизнеописания людей так называемыхрискованных профессий: следователей, военных, воров, проституток и т.д. инашего соотечественника Матвея Комарова (1730 - 1812) - создателянашумевшего бестселлера XVIII-XIX веков "Повести о приключениях английскогомилорда Георга" и других не менее популярных книг. Книги обоих авторовнаписаны блестящим, простым и ясным языком 3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности,позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века- роман И все-таки все выше изложенное - это предыстория массовой культуры. А всобственном смысле массовая культура проявила себя в США на рубеже XIX-XXвеков. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский любил повторятьфразу, которая стала со временем расхожей: "Если Рим дал миру право, Англия- парламентскую деятельность, Франция - культуру и республиканскийнационализм, то современные США дали миру научно-техническую революцию имассовую культуру" Феномен появления массовой культуры представляется следующим образом.Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни.Она затронула все ее сферы экономику и политику, управление и общениелюдей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах былапроанализирована в ряде философских сочинений XX века Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы сталиобразованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культурысегодня являются не просто масса, но и индивиды, объединенные различнымисвязями. Поскольку люди выступают одновременно и как индивиды, и как членылокальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постолькусубъект "массовой культуры" может рассматриваться как двуединый, то естьодновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие "массоваякультура" характеризует особенности производства культурных ценностей всовременном индустриальном обществе, рассчитанное на массовое потреблениеэтой культуры. При этом массовое производство культуры понимается поаналогии с поточно-конвейерной индустрией.4.1.1 Экономические предпосылки и социальные функции "массовой" культуры Каковы же экономические предпосылки становления и социальные функциимассовой культуры? Истоки широкого распространения массовой культуры всовременном мире кроются в коммерциализации всех общественных отношений, накоторую указывал еще К. Маркс в "Капитале". В этом сочинении К. Марксрассмотрел через призму понятия "товар" все многообразие социальныхотношений в буржуазном обществе Стремление видеть товар в сфере духовной деятельности в сочетании смощным развитием средств массовой коммуникации и привело к созданию новогофеномена - массовой культуры. Заранее заданная коммерческая установка,конвейерное производство - все это во многом означает перенесение в сферухудожественной культуры того же финансово-индустриального подхода, которыйцарит и в других отраслях индустриального производства. К тому же многиетворческие организации тесно связаны с банковским и промышленным капиталом,что изначально предопределяет их (будь-то кино, дизайн, ТВ) на выпусккоммерческих, кассовых, развлекательных произведений. В свою очередьпотребление этой продукции - это массовое потребление, ибо аудитория,которая воспринимает данную культуру - это массовая аудитория большихзалов, стадионов, миллионы зрителей телевизионных и киноэкранов В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой,получивший название "средний класс". Процессы его формирования ифункционирования в области культуры наиболее конкретизировано изложены вкниге французского философа и социолога Э. Моренга "Дух времени" (1962г.).Понятие "средний класс" стало основополагающим в западной культуре ифилософии. Этот "средний класс" стал и стержнем жизни индустриальногообщества Он же и сделал столь популярной массовую культуру Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицируетреальные процессы, происходящие в природе и в человеческом обществе.Происходит отказ от рационального начала в сознании. Целью массовойкультуры является не столько заполнение досуга и снятие напряжения истресса у человека индустриального и постиндустриального общества, сколькостимулирование потребительского сознания у реципиента (то есть у зрителя,слушателя, читателя), что в свою очередь формирует особый тип - пассивного,некритического восприятия этой культуры у человека. Все это и создаетличность, которая достаточно легко поддается манипулированию. Другимисловами, происходит манипулирование человеческой психикой и эксплуатацияэмоций и инстинктов подсознательной сферы чувств человека, и прежде всегочувств одиночества, вины, враждебности, страха, самосохранения.4.1.2 Философские основы массовой культуры Одной из старейших философских школ прошлых веков была греческая школа- киренаиков, основанная в V веке до н.э. другом Сократа - Аристипом. Эташкола создала этическое течение - гедонизм. Гедонисты утверждают, чточувство наслаждения является целью всего поведения человека В качестве идейной основы современной массовой культуры выступаетфилософия позитивизма. Позитивизм в эстетике проявляется как натурализм.Для него характерно сведение социального к биологическому Примером художественного (практического) решения эстетическихпринципов, законов биологизма в позитивизме является серия западныхдетективных романов. В сюжетах этих произведений за совершеннымипреступлениями стоит один социальный мотив - деньги. Но в финалах романоввыясняется, что преступления организовали психи-маньяки, уголовники-шизофреники, не способные отвечать за свои поступки. Серьезный социальныймотив оказывается подмененным мотивом биологическим. Зависимость социологииот биологии стала мировоззренческой платформой для многих произведениймассового искусства. Принцип эскейпизма, то есть стремление любыми путямиувести реципиента от противоречий реального мира, объявить ихнесуществующими или заставить о них забыть, прочно занял ведущее место вподобных произведениях В рамках позитивистской концепции социального дарвинизма реанимируетсяи так называемый "культ казенного оптимизма", перерастающий, порой, внастоящий национал-шовинизм. Яркий пример - позитивистская концепция такназываемой "американской мечты". Американская мечта - это совокупноепредставление об "исключительности" развития Америки и то, что каждыйамериканец имеет равные возможности в достижении счастья и успеха Одно из основополагающих утверждений прагматизма требует признанияистинности того, что имеет практическую пользу. любая идея - научная,религиозная, художественная, прогрессивная, реакционная - может бытьоправдана, если она обеспечивает успех деятельности людей. Не случайнопрагматизм называют "философским выражением бизнеса". Отпечаток духаделячества (а "прагма", по-гречески, это дело, действие) лежит на многихвысказываниях представителей эстетики прагматизма об искусстве.Практической реализацией прагматизма в массовой культуре является такаяважная ее структура - как реклама. Она реализует основное кредопрагматизма, которое заключается в том, что истинным является то, чтополезно, что дает удовлетворение и приводит к успеху Философия З. Фрейда - фундамент современной массовой культуры. В началеXX века австрийский врач-психопатолог и философ З Фрейд разработал учение о врожденных бессознательных структурахинстинктах, которые довлеют над сознанием людей и определяют многие ихпоступки. В своей теории бессознательного З. Фрейд исходил из того, чтосущность человека выражается в свободе от инстинктов. Отсюда и жизнь вобществе возможна только тогда, когда эти инстинкты подавляются. Возникаетто, что Фрейд называл "фрустрацией" - то есть неосознанной ненавистьюиндивида к обществу, которая выражается в агрессивности. Но посколькуобщество обладает достаточно сильными для подавления этой агрессивностииндивидов возможностями, человек находит свой выход неудовлетвореннымстрастям в искусстве. Главное влияние фрейдизма на массовую культурукроется в использовании его инстинктов страха, секса и агрессивности XX век войдет в историю человечества как век страха. В реализацииинстинкта страха особенно преуспел современный кинематограф, производящий вогромном количестве так называемые фильмы ужасов. Их основными сюжетамиявляются природные катастрофы (землетрясения, цунами, бермудскийтреугольник с неразгаданными тай нами); просто катастрофы (кораблекрушения,авиакатастрофы, пожары); монстры (к ним относятся гигантские гориллы,агрессивные акулы, жуткие пауки, крокодилы-людоеды и т.д.);сверхъестественные силы (речь идет о дьяволах, антихристах, духах, явленияхпереселения души, телекинеза. Особо выделяется в этом ряду жанр"трупомании", зомбирования); инопланетяне.4.2 Элитарная культура как антипод массовой культуры В качестве антипода массовой культуры многие культурологи рассматриваютэлитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, сточки зрения представителей этого направления в культурологии, являетсявысший привилегированный слой общества элита ( от французского elite -лучшее, отборное, избранное). определение элиты в различных социологическихи культурологических теориях неоднозначно. Итальянские социологи Р. Михельси Г. Моска, считали, что элиту по сравнению с массами характеризует высокаястепень деятельности, продуктивности, активности. Однако в философии икультурологии получило большое распространение понимание элиты как особогослоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. С точкизрения этого подхода - понятием элита обозначается не просто высший слойобщества, правящая верхушка. Элита есть в каждом общественном классе. Элита- это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одареннаявысокими нравственными и эстетическими задатками. Именно она обеспечиваетобщественный прогресс, поэтому искусство должно быть ориентировано наудовлетворение ее запросов и потребностей. Основные элементы элитарнойконцепции культуры содержатся уже в философских сочинениях А. Шопенгауэра иФ. Ницше В своем основополагающем труде " Мир как воля и представление",завершенном в 1844 году, А. Шопенгауэр в социологическом плане разделяетчеловечество на две части: "люди гения" (то есть способные к эстетическомусозерцанию и художественно-творческой деятельности) и "люди пользы" (тоесть ориентированных только на чисто практическую, утилитарнуюдеятельность) В культурологических концепциях Ф. Ницше, сформулированных им визвестных трудах: "Рождение трагедии из духа музыки" (1872г.),"Человеческое, слишком человеческое" (1878г.), "Веселая наука" (1872г.),"Так говорил Заратустра" (1884г.), элитарная концепция проявляет себя видее "сверхчеловека". Этот "сверхчеловек", имеющий привилегированноеположение в обществе, наделен, по мысли Ф.Ницше и уникальной эстетическойвосприимчивостью В XX веке идеи А. Шопенгауэра и Ф. Ницше были резюмированы в элитарнойкультурологической концепции Х. Ортега-и-Гассета. В 1925 году выходит всвет самое известное сочинение испанского философа, получившее название"Дегуманизация искусства", посвященное проблемам различного старого инового искусства. Основное отличие нового искусства от старого - по Ортеге- заключается в том, что оно обращено к элите общества, а не к массе.Поэтому совершенно не обязательно искусство должно быть популярным, то естьоно не должно быть общепонятным, общечеловеческим. Более того"...радоваться или сострадать человеческим судьбам, - пишет Ортега, - естьнечто очень отличное от подлинно художественного наслаждения". Новоеискусство, наоборот, должно отчуждать людей от реальной жизни."Дегуманизация" - и есть основа нового искусства XX века. "Вот почему новоеискусство разделяет публику на два класса - тех, кто понимает, и тех, ктоне понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками неявляются. Новое искусство - это чисто художественное искусство" Элита - по Ортеге - это не родовая аристократия и не привилегированныеслои общества, а та часть общества, которая обладает особым "органомвосприятия". Именно эта часть общества способствует общественномупрогрессу. И именно к ней должен обращаться своими произведениями художник.Новое искусство и должно содействовать тому, "...чтобы "лучшие" познавалисамих себя, "... учились понимать свое предназначение: быть в меньшинстве исражаться с большинством" Культурологические теории, противопоставляющие друг другу массовую иэлитарную культуры, являются реакцией на сложившиеся в искусстве процессы.Типичным проявлением элитарной культуры является теория и практика "чистогоискусства" или "искусства для искусства", которая нашла свое воплощение вряде течений отечественной и западноевропейской художественной культуры.Так, например, в России на рубеже XIX-XX веков идеи элитарной культурыактивно развивало и внедряло художественное объединение "Мир искусства".Лидерами "мир искусников" были редактор одноименного журнала С.П. Дягилев италантливый художник А.Н. Бенуа. Дягилев прямо и открыто заявлял о"самоцельности" и "самополезности" искусства, считая одновременно "правду вискусстве", декларируемую Л. Толстым, проявлением односторонности.Акцентируя внимание на человеческой личности, лидеры "мир искусничества" вдухе элитарных культурологических концепций К. Леонтьева и Ф. Ницшеприходили к абсолютизации личности творца. Считалось строго обязательнымналичие в любом живописном и музыкальном произведении особого авторскоговидения действительности. Причем это воззрение понималось как совестливоепонимание художественного в человеке. Под совестью искусства, однако,подразумевалось лишь субъективная искренность индивидуального творца ввыражении им красоты. Именно отсюда берет свое начало "мирискусническая"декадентская претензия на внеклассовость и надклассовость своейидеологической позиции.5. Предназначение культуры Культура исторически сформировалась в конечном счете как способдуховного освоения действительности, как духовное производство. Культурахарактеризуется прежде всего способностью продуцировать, сохранять итранслировать духовные ценности различных форм и типов. Главная функциякультуры - сохранять и воспроизводить совокупный духовный опытчеловечества, передавать его из поколения в поколение и обогащать его, Длявыполнения этих задач возникли различные формы и способы духовнойдеятельности, которые постепенно приобрели самостоятельный статус и всовременной культуре существуют уже как институты культуры Культура превратилась в сложное по деятельности, многообразное поформам духовное образование. Сюда входят, как отмечалось выше,нравственность, религия, искусство, наука, философия и идеология, политика,миф, мировоззрение и т.д. Сложное взаимодействие этих систем артефактовобразует целостную ткань культуры Развитие процессов общественного разделения труда привело к тому, чтоэти формы духовной деятельности все глубже дифференцировались испециализировались. В развитой культуре они превращаются в относительносамостоятельные сферы деятельности и, наконец, обретают статуссамостоятельных институтов культуры Каждый из таких институтов обладает специфической системой методов,особым типом ценностей и особыми культурогенными функциями. Понятно, чтохудожественные ценности и художественная деятельность существенноотличается, например, от научной деятельности, хотя они лишь различающиеспособы духовного освоения мира, способы производства различных духовныхценностей В обобщающем смысле, однако, можно говорить о некоторых целостныхфункциях культур. Прежде всего, это продуцирование и накопление духовныхценностей. Культура постепенно гармонизирует многообразные ценности исоздает целостное пространство духовного богатства человечества. Далее,духовные ценности апробируются в массовой деятельности людей и здесьустанавливается нормативная сущность культуры. Она осуществляетнормативизацию действий, средств и целей человеческой жизнедеятельности.Практическое использование норм культуры позволяет вскрыть их значение иэффективность. Культура оказывается способной реализовать оценочнуюфункцию. Она подразделяет действия человека на положительные иотрицательные, изящные и нет, гуманные и бесчеловечные, прогрессивные иликонсервативные и т.д. Культура создает методы и критерии оценки действийчеловека и таким образом формирует режим регламентированного иранжированного поведения человека. Кроме этого, культура, формируяэталонные ценности вырабатывает идеалы, которые выполняют роль стимулов ицелеполагания для формирования и отбора целей в жизнедеятельности человека.Культура выполняет функцию целеполагания, она типизирует цели,разрабатывает их содержание и делает достоянием общества Практическая работа по достижению целей, по их реализации и воплощениюв жизнь требует от человека знаний и умений, причем, знаний не толькоспециально научных, то есть в основном технократических, но и знанийгуманитарных, то есть нравственно-духовных Поэтому следующая функция культуры - познавательная в широком смыслеслова. Культура осуществляет различные формы познания, в культуреосуществляется художественное познание, религиозное, нравственное и т. д.Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре являетсяустановление смысла и значения содержания артефактов или явлений природы,которые стали объектом культуры. Смыслообразующая функция культурыосуществляется с помощью различных творческих приемов, особых для каждоговида духовной деятель




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Многообразие понятия культура iconВопросы к экзамену по дисциплине: Теория и организация афк понятия «культура»
Понятия «культура», «физическая культура», «адаптивная физическая культура». Предмет, цель, задачи афк
Многообразие понятия культура iconМногообразие понятия "культура"
Феномен культуры. Данная тема является наиболее общей, что позволит, возможно, схематично но глобально, не вдаваясь в подробности,...
Многообразие понятия культура iconМетодические указания для студента по курсу «Туристские ресурсы» I. Тематика и вопросы семинаров Семинар «Туризм и рекреация» Определение понятия «туризм» с учетом различных подходов
Чем объясняется многообразие точек зрения на сущность понятия «туристский потенциал»?
Многообразие понятия культура icon57. Культура и цивилизация. Многообразие культур, цивилизаций, форм социального опыта. Запад-Россия-Восток в диалоге культур
Культура ? способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в виде материальных и духовных ценностей....
Многообразие понятия культура iconУрока Дата
Расширение представлений о понятии «культура», рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте, дискуссия на тему: «Культура...
Многообразие понятия культура iconЦенности и функции культуры. Человек как творец и продукт культуры
«Культура Древней Руси», «современная культура», и т п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура...
Многообразие понятия культура iconПреподаватель: Тябаев А. Е. Календарный план и рейтинг-лист по дисциплине «Концепции современного естествознания» имояк, 1 семестр
Тема Понятия пространства, времени и материи. Фундаментальные взаимодействия, многообразие и единство мира
Многообразие понятия культура iconУрока Дата Раздел, тема урока Кол во часов
Расширение представлений о понятии «культура», рассмотрение эволюции этого понятия в историческом аспекте, дискуссия на тему: «Культура...
Многообразие понятия культура iconКонспект по вопросам. Вопросы: Что такое культура как фундаментальное понятие современной философии культуры?
Задание: Охарактеризовать феноменологический подход к исследованию понятия культура. Составить тезисный конспект по вопросам
Многообразие понятия культура iconСписок участников круглого стола «Многообразие деловых культур», проведенного модулем экономической дипломатии клуба Oeconomiucs мгимо (У) мид россии 19 апреля 2012 г. Деловая культура Бразилии

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы