Управление качеством строительства icon

Управление качеством строительства



НазваниеУправление качеством строительства
Дата конвертации07.07.2012
Размер343,66 Kb.
ТипРеферат
Управление качеством строительства


Московский государственный агроинженерный университет им. Инженерно-экономический институт Кафедра: “Управления и права в АПК” К у р с о в а я р а б о т а. По дисциплине: “Организация строительного производства в АПК” На тему: “Управление качеством строительства” Вариант № 21 Выполнил: студент Проверил: проф. Москва- 2002 Аннотация В данной курсовой работе рассмотрены теоретические и концептуальныеположения в управлении качеством строительства. Проведен анализ современного состояния управления качествомстроительства на примере ДСК-3 г. Москвы. Курсовая работа изложена на 35 страниц машинописного текста включаяприложение, содержится 1 таблицу и 3 схемы,библиография в количестве 6наименований литературных источников. Введение. Целью курсовой работы является подготовка квалифицированныхспециалистов-организаторов строительно-монтажных работ, знающихтеоретические основы , умение пользоваться документацией, СНиПами, нормамии правилами и практические навыки по организации и планированиюстроительного производства и умение их использовать в практическойдеятельности строительных организаций, фирм, трестов и т.д. Содержание. стрАннотация..............................................................................................2Введение..................................................................................................4Глава 1 Теоретические и концептуальные положения в управление качествомстроительства........................................................................51.1 Общееположение..............................................................................51.2 Этапы формирования качества строительной продукции.........71.3 Комплексная система управления качеством строительнойпродукции(КСУКСП)............................................................................111.4 Основные принципы создания комплексной системыуправления качеством строительнойпродукции...............................131.5 Организация контроля качества строительной продукции........141.6 Оценка качества строительнойпродукции...................................17Глава 2 Анализ современного состояния управления качествомстроительства............................................................................................202.1 Функции комплексной системы управления качествомстроительной продукции(КСУКСП).....................................................20Глава 3 Экономическая эффективность внедренияпроектныхпредложений.........................................................................32Основные выводы ипредложения..........................................................37Список использованных литературных источников...........................38Приложение:Перечень международных стандартов ИСОпо управлению качествомПеречень государственных стандартов по Российской Федерациипо управлению качеством Глава 1 Теоретические и концептуальные положения в управление качеством строительства. 1.1 Общее положение. В условиях экономической реформы существенно повышение качествастроительной продукции является важнейшим условием интенсивного развитиястроительной отрасли в целом. Низкий уровень качества снижает экономическую эффективностькапитальных вложений, отрицательно влияет на всю экономику страны,затрудняет решение социально ( экономических задач. Значительную роль в решении проблемы повышения качества строительнойпродукции призвана сыграть Международная организация по стандартизации(ИСО), являющаяся всемирной федерацией национальных организаций постандартизации (комитетов ( членов ИСО). Каждый комитет ( член,заинтересованный в деятельности, для которого создается технический комитетимеет право быть представленным в этом комитете. Международныепредставительства и неправительственные организации, имеющие связи с ИСО,также принимают участие в работах. Международные стандарты содержат требования к системам качества,которые можно использовать для обеспечения качества. Стандартыустанавливают требования, которые определяют, какие элементы необходимы длявключение в системы качества. Однако целью этих международных стандартов неявляется навязывание единообразия системам качества. Эти стандарты являются общими и не зависят от какой ( либо конкретнойотрасли промышленности. На разработку и внедрение системы управлениякачеством оказывают влияние специфика потребностей организации, ееконкретные задачи, поставляемая продукция и услуги, а также применяемыепроцессы производства и практический опыт. В этой связи Международные стандарты принимаются в их настоящим виде,однако иногда они нуждаются в специальной адаптации путем добавления илиизъятия определенных требований к системе управления качеством взависимости от конкретных условий. Международные стандарты устанавливают требования к системе управлениякачеством, направленные на удовлетворение потребителя посредствомпредупреждения несоответствия продукции нормативным требованиям на всехстадиях от проектирования до эксплуатации. В настоящее время Международной организацией по стандартизацииразработано 17 международных стандартов ИСО по управлению качеством(Приложение 1). В последнее время в Российской Федерации проводится определеннаяработа в решении проблемы повышения качества. Только в 1995 ( 1996 гг.разработан ряд государственных стандартов Российской Федерации поуправлению качеством (Приложение 2). Большая работа по управлению качества строительной продукцииосуществляется в г. Москве. Так, в результате комплексной проверкиинспекцией Архитектурно-стоительного надзора. Мосстройинспекцией,Объединением администротивно-технических инспекций и Мосстройсертификациейстроящихся объектов было выявлено: . использование несертифицированной продукции; . отсутствие на объектах сертификатов на сертифицированную продукцию; . отсутствие в сопроводительной технической и товара ( сопроводительной документации записей о проведении сертификации; . отсутствие маркирования законов соответствия сертифицированной продукции. В целях устранения выявленных в процессе проверки недостатковправительство Москвы приняло распоряжение о сертификации систем качества встроительстве. В результате разработан и утвержден перечень системкачества, подлежащих сертификации. Сертификации подлежат системы качестваорганизаций при производстве продукции, работ (услуг), используемых приреализации московских городских и муниципальных строительных программ наобъектах нового строительства, реконструкции, технического перевооружения иремонта. Кроме того, Московской лицензионной палатой, Мосстройлицензией иАО “ЦНИИОМТП” разработаны сборники нормативных требований к качествувыполнения строительных работ в соответствии с классификатором СНиП часть 3“Организация, производство и приемка работ”.Систематическая повседневная работа по реализации разработок Международнойорганизации по стандартизации (ИСО), организаций Российской Федерации постандартизации, других организаций будет способствовать успешному решениюпроблемы повышения качества строительной продукции, разработке и внедрениисистем управления качеством. 1.2 Этапы формирования качества строительной продукции Под управлением качества строительства понимается разработка ивыполнение комплекса технических, экономических и организационныхмероприятий на всех этапах создания, функционирования конечной продукциистроительства и уровнях управления, направленных на установление,обеспечение и поддержание необходимого уровня качества, осуществляемыхпутем систематического контроля, строгое выполнение других функцийуправления и целенаправленного воздействия на условия и факторы, влияющиена качество этой продукции. Под качеством законченных строительством объектов следует пониматьсовокупность свойств пусковых комплексов, очередей строительства и объектовразличного назначения, обуславливающий их пригодность удовлетворятьопределенные потребности в соответствии с назначением продукции вконкретных условиях эксплуатации. Данное определение характеризует потребительский уровень качествазаконченных строительством объектов, который устанавливается напредпроектной стадии при разработке нормативной документации (стандартов,норм и правил), обеспечивается при проектировании, изготовлении материалов,конструкций, деталей и изделий, производстве строительно ( монтажных работи поддерживается в процессе эксплуатации. Рассмотрение этапов формирования качества позволяет выделить такиепонятия уровня качества конечной продукции строительства, как“нормативный”, “фактический” и “эксплуатационный” (Рис. 1.1). Нормативный уровень качества определяется требованиями СНиП, ГОСТов,СН, ТУ и других нормативных документов и этот уровень должен бытьобщественно необходимым, так как не высокое повышение уровня качествапродукции является благом для общества. Нормативный уровень качестваконечной продукции строительства устанавливается на стадиях научных иэкспериментальных исследований, исходя из требований решения социально-экономических задач, перспектив развития научно-технического процесса,технических и экономических возможностей государства. Фактический уровень ( это достигнутый уровень качества конечнойпродукции строительства на стадиях проектирования и осуществления проекта.Он характеризует уровень качества проекта, качество работы строителей.Фактический уровень качества на стадии проектирования зависит от степенисоблюдения его нормативного уровня. На стадии исполнения проекта, т.е.производства, фактический уровень качества обуславливается степеньювыполнения требований проекта. Однако уровень качества конечной продукциистроительства окончательно выявляется в процессе эксплуатации. На этойстадии он характеризует степень фактического удовлетворения потребителей,формируя тем самым эксплуатационный уровень качества. Фактический уровень качества конечной продукции строительства зависитот качества научно-исследовательских и экспериментальных работ, нормативнойи проектной документации, строительных материалов, конструкций иоборудования, применяемых строительных машин и механизмов, а также качестватруда непосредственных исполнителей и технико-экономических особенностейстроительства. Эксплуатационный уровень качества проявляется и поддерживается впроцессе эксплуатации законченных строительством объектов. Приведенные выше составляющие определение уровней качества указываютна тесную взаимосвязь единого процесса воспроизводства качества конечнойпродукции строительства, который следует рассматривать в динамике. Это обстоятельство свидетельствует о межотраслевом характере проблемыкачества конечной продукции строительства и о сложности ее решения. Другимисловами, чтобы проблемы качества конечной продукции строительства, надорешить проблему качества промежуточной продукции, включающую нормативную ипроектную документацию, строительные материалы, конструкции и оборудование,строительно-монтажные работы, а также проблему качества эксплуатации зданийи сооружений. Установление необходимого уровня качества конечной строительнойпродукции предполагает обоснование минимального количества показателей дляобъективной оценки качества продукции, методов расчета и количественногоизмерения этих показателей, отражение их в нормативных документах. Настадии установления уровня качества продукции решается порядок разработки,накопления, изучения, хранения, пользования и пересмотра нормативныхдокументов, а также предусматривается систематическое повышение технико-экономического и архитектурно-технического уровней качества строительнойпродукции. Процесс установления связан с формированием нормативных уровнейкачества промежуточной и конечной продукции строительства. Низкий уровеньнормативного качества не может быть компенсирован даже самым тщательнымвыполнением работ на последующих стадиях цикла определения качествапродукции. Обеспечение качества конечной продукции строительства достигаетсяразработкой о осуществлением комплекса с взаимосвязанных мероприятий,разрабатываемых на основе изучения условий и факторов для достижениястабильного выполнения требований нормативной документации на этапеформирования фактически достигнутого уровня качества этой продукции.Обеспечение охватывает проектирование и производственную стадию, включающуюизготовление строительных конструкций, материалов, изделий, оборудования,строительно-монтажные и специальные работы. Для достижения необходимогоуровня качества должен быть обеспечен соответствующий уровень качестватруда на каждом рабочем месте и качество промежуточной продукции на всехэтапах создания конечной продукции. Поддержание достигнутого уровня качества конечной продукциистроительства (послепроизводственная стадия) заключается в разработке иреализации мероприятий, позволяющих сохранить фактический достигнутыйуровень качества при эксплуатации объектов в течение заданного периода вопределенных условиях эксплуатации. 1.3 Комплексная система управления качеством строительной продукции (КСУКСП) Комплексная система управления качеством строительно-монтажных работ (совокупность мероприятий, методов и средств, направленных на обеспечениесоответствия качества строительно-монтажных работ и законченныхстроительством объектов требованиям нормативных документов и проектнойдокументации. Состав и содержание этой системы в строительно-монтажныхтрестах, производственных строительно-монтажных объединениях,домостроительных комбинатах и других организациях, строительныхминистерствах и ведомствах определен “ Основными положениями по разработкекомплексной системы управления качеством строительно-монтажных работ”. Основные задачи системы: . обеспечение установленного качества СМР на стадиях подготовки строительного производства и производства строительно-монтажных работ; . планомерное повышение уровня качества СМР; . постоянное совершенствование организации строительного производства и технологии строительно-монтажных работ; . совершенствование методов оценки качества СМР; . улучшение экономических показателей деятельности строительных организаций. Общее руководство разработкой и внедрение КСУКСП осуществляетсяруководителем строительной организации (фирмы). Разработка КСУКСП осуществляется под руководством и при участииведомственных базовых организаций по управлению качеством, назначенных изчисла головных институтов и трестов Оргтехстрой, министерств и ведомств.Ответственным за организацию разработки и внедрения КСУКСП и осуществлениевсех технических мероприятий является главный инженер строительнойорганизации. Организационно-методической основой КСУКСП, определяющей механизмуправления качеством в строительной организации, являются стандартыпредприятия (СТП), разрабатываемые, как правило, соответствующими службамии подразделениями этой организации с привлечением в необходимых случаяхинститутов и трестов Оргтехстрой под методическим руководством и приучастии ведомственных базовых организаций. СТП по управлению качествомстроительной продукции подразделяются на основные, общие и специальные. Основные стандарты характеризуют КСУКСП в целом. Они разрабатываютсяна начальном этапе создания системы. Общие СТП регламентируют порядок разработки, оформления, утверждения ивнедрения СТП, проведение дней (месячников) качества и их регламент, работукомиссий (по качеству, по культуре производства и др.). Специальные СТП устанавливают методы определения и оценки качествастроительной продукции по видам работ, регламентируют выполнение функцийуправления качеством СМР и организацию трудовой деятельности. Разработку и внедрение КСУКСП, стандартов предприятия (строительнойорганизации), регистрацию и учет состояния ее разработки и внедренияследует осуществлять в соответствии с “ Основными положениями по разработкекомплексной системы управления качеством строительно-монтажных работ”. 1.4 Основные принципы создания комплексной системы управления качеством строительной продукции. Комплексная системы управления качеством строительной продукции должностроиться на следующих основных принципах: системного подхода,стандартизации, комплексного решения задач рационального ограничения,прямой и обратной связи, динамичности, оптимальности, интеграции имодульного построения., автоматизации и новых задач. Принцип системного подхода предусматривает: необходимость управлениякачеством на всех уровнях; распределение процессов управления качеством навсе стадии жизненного цикла; охват всех функций управления по отношению куправляемому объекту. Принцип стандартизации указывает на то, что все основные требования ккачеству продукции и функции комплексной системы управления качествомдолжны регламентироваться или обеспечиваться стандартами и нормативно-технической документацией. Принцип комплексного решения предусматривает комплексный подход кпроблеме качества конечной продукции строительства, в частности, выделениезадач по управлению качеством промежуточной и конечной продукциистроительства по уровням управления (по вертикали и по горизонтали). А этов свою очередь предполагает разработку и осуществление комплексавзаимосвязанных мероприятий (технических, экономических, юридических,воспитательных организационных и др.) на всех этапах цикла качествастроительной продукции. Принцип рационального ограничения предполагает постоянную реализациюэффекта фильтрации информации для рассмотрения из всей совокупности лишьтех явлений, условий и факторов, которые в наибольшей степени влияют накачество конечной продукции строительства. Принцип прямой и обратной связи предполагает постоянное взаимодействиесубъекта и объекта в системе управления на стадиях: “контроль ( получениеинформации ( критическая оценка ( принятие и реализация решений”, наличиесвязи между всеми элементами комплексной системы управления качеством. Принцип динамичности предусматривает непрерывный процесссовершенствования комплексной системы управления качеством в процессе еефункционирования с учетом научно-технического прогресса, измененийтребований нормативно-технической документации и накопительского опыта.Принцип предполагает несколько этапов развития системы ( от самойнесовершенной до автоматизированной вначале на отраслевом, а за тем наобщегосударственном уровнях, рассматривая ее как открытую систему,подлежащую расширению по мере развития производства и управления. Принцип оптимальности предусматривает обеспечение решения поставленныхзадач на основе выбора наилучшего варианта и при минимальных затратах наразработку системы и ее функционирования. Принцип интеграции и модульного построения указывает на то, чтокомплексная система управления качеством должна состоять из отдельныхмодулей, которые могут рассматриваться как самостоятельные системы,действующие на различных уровнях управления и жизненного цикла. Принцип автоматизации и новых задач ориентирует на автоматизированнорешение задач на основе применения вычислительной техники. Для этогонеобходимо сформулировать новые задачи и методы их решения с учетомпоследних достижений науки и техники. 1.5 Организация контроля качества строительной продукции. Качество строительной продукции определяется по результатампроизводственного контроля и оценивается в соответствии со специальнойинструкцией по оценке качества строительно-монтажных работ. Производственный контроль качества в строительно -монтажныхорганизациях должен включать входной, операционный и приемочный (с оценкойкачества). Данные результатов всех видов контроля должны фиксироваться вжурналах работ. Строительные конструкции, изделия, материалы и инженерноеоборудование, поступающие на стройку, должны проходить входной контроль.При входном контроле надлежит проверять соответствие их стандартов,техническим условиям, паспортам и другим документам, подтверждающимкачество, и требованиям рабочих чертежей, а также соблюдение требованийразгрузки и хранения. Входной контроль должен возлагаться, как правило, наслужбу производственно-технической комплектации и выполняться накомплектованных базах или непосредственно на предприятиях-изготовителях. В необходимых случаях в процессе входного контроля надлежит выполнятьиспытания материалов и изделий в строительной лаборатории. Производители работ (мастера) обязаны проверять путем внешнего осмотрасоответствие качества конструкций, изделий и материалов, поступающих настроительную площадку, требованиям рабочих чертежей, технических условий истандартов. Операционный контроль должен осуществляться после завершенияпроизводственных операций или строительных процессов и обеспечиватьсвоевременное выявление дефектов и причин их возникновения, а такжесвоевременное принятие мер по их устранению и предупреждению. При операционным контроле должен проверяться: . соблюдение заданной в проектах производства работ технологии выполнения строительных процессов; . соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, строительным нормам и правилам производства работ и стандартам. Операционный контроль должен выполняться производителями работ имастерами, а самоконтроль ( исполнителями работ. К операционному контролюнадлежит также привлекать строительные лаборатории и геодезические службы.Основными рабочими документами при операционном контроле качества должныслужить схемы операционного контроля, разрабатываемые в составе проектовпроизводства работ. Схема операционного контроля должна содержать: . эскизы конструкций с указанием допускаемых отклонений в размерах и требуемой точности измерений, а также сведения по требуемым характеристикам качества материалов; . перечень операций или процессов, качество выполнения которых должен проверять производитель работ (мастер); . перечень операций или процессов, контролируемых с участием строительной лаборатории и геодезической службы; . перечень скрытых работ, подлежащих освидетельствованную с составление акта. Приемочный контроль должен производиться для проверки и оценкикачества законченных строительством предприятий, зданий и сооружений или ихчастей, а также скрытых работ и отдельных ответственных конструкций. Все скрытые работы подлежат приемке с составлением актов изосвидетельствованная. Акт освидетельствования скрытых работ долженсоставляться на завершенный процесс, выполненный самостоятельнымподразделением исполнителей. Составление актов освидетельствования скрытыхработ в случаях, когда последующие работы должны начинаться последлительного перерыва, следует осуществлять непосредственно передпроизводством последующих работ. Отдельные ответственные конструкции по мере их готовности подлежатприемки в процессе строительства с составлением акта промежуточной приемкиэтих конструкций. Перечень ответственных конструкций, подлежащих промежуточной приемке,устанавливается проектом. Кроме производственного контроля в строительно-монтажных организациях(входного, операционного, приемочного) за качеством строительстваосуществляется контроль со стороны государственных и ведомственных органовконтроля и надзора, действующих на основании специальных положений о них(пожарный, санитарно-технический, горно-технический и др.). В строительных организациях должны разрабатываться организационные,технические и экономические мероприятия, направленные на обеспечениеконтроля качества строительства. В этих мероприятиях должны быть, вчетности, предусмотрены вопросы создания строительных лабораторий,геодезических служб, повышения квалификации и мастерства исполнителей. На всех стадиях строительства с целью проверки эффективности ранеевыполненного производственного контроля выборочно осуществлятьсяинспекционный контроль. Он осуществляется специальными службами, если ониимеются в составе строительной организации, либо специально создаваемымидля этой цели комиссиями. По результатам производственного и инспекционногоконтроля качества СМР разрабатываются мероприятия по устранению выявленныхдефектов, при этом учитываются требования авторского надзора проектныхорганизаций и органов государственного надзора. 1.6 Оценка качества строительной продукции. Современный период характеризуется значительным количествомпредложений по оценке уровня качества продукции. Заслуживают вниманияпредложения о внедрении альтернативной оценки (“годен-негоден”). Посуществу постановки вопроса эта идея реализуется при внедрении Саратовскойсистемы управления качеством, ориентирующей на сдачу продукции с первогопредъявления ( “ноль-дефектов”. Принципы оценки Саратовской системыполучили широкое распространение не только в промышленности, но и встроительстве, особенно при производстве материалов и конструкций,выполнении строительно-монтажных работ. Однако нельзя сказать, что применение системы оценки качества поальтернативному признаку обусловливает “ноль-дефектов”, посколькубездефектное изготовление продукции можно представить лишь теоретически. Неслучайным является тот факт, что основная идея Саратовской системы с самогоначала не была реализована полностью, наблюдались возвраты продукции. Таким образом, внедрять альтернативную систему оценки можно лишь в томслучае, когда достигнут высокий уровень качества продукции, а для этогодолжны быть созданы необходимые и достаточные предпосылки: высокийтехнический уровень производства, сложенная работа всех участниковстроительного процесса, четкая инженерная производственно-технологическаякомплектация, высокая квалификация работников и совершенный хозяйственныймеханизм управления. Экономические интересы строителей и государства требуют учета нетолько высокого качества строительной продукции, но и дополнительных затратпри достижении этого же уровня качества. Такой подход к оценке уровнякачества строительной продукции особенно актуален в условиях рыночныхотношений. Основной недостаток методов оценки уровня качества, применяемых внастоящее время в строительстве, состоит в том, что все они базируются начисто инженерном подходе и понятию качества продукции как совокупностисвойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенныепотребности в соответствии с ее назначением. Все это создает трудности приподсчете экономического эффекта от внедрения мероприятий, направленных наповышение качества продукции. Не создается и реальная база дляэкономического стимулирования труда работников. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, чтообъективность оценки качества продукции повышается, если в ней сочетаютсяодновременно инженерный и экономический подходы. Введенная после отмены балльной альтернативная система оценки неспособствовала повышению качествах сдаваемых в эксплуатацию объектов.Анализ показывает, что в эксплуатацию сдаются объекты различного качества.При этом подрядные организации, сдающие объекты с уровнем качества,превышающим соответствующий и даже ниже нормативного, стимулируютсяодинаково. В соответствии с условиями альтернативной оценки приемкаобъектов не должна производиться, если уровень качества строительнойпродукции не соответствует требованиям норм. Однако в силу ряда объективныхи субъективных причин, это требование не выполняется. Оценка должна быть объективной и получена расчетным путем на основеинформации, поступающей от независимой контролирующей службы. Критериемоценки должна быть степень соответствия показателей качества выполненныхработ и продукции требованиям норм. Любые отклонения от требований нормприводят к дополнительным затратам, перерасходу материально-техническихресурсов. Поэтому оценка качества должна иметь экономическое содержание иотражать потери из-за недополнительного качества. Эта важнейшаяхарактеристика оценки должна быть учтена при определении значимостипоказателей качества. Критерием значимости показателей качества являютсятрудозатраты на устранение дефектов в процессе производства работ, а такжеразмер возможного ущерба на стадии эксплуатации строительной продукции. Для объективной оценки качества строительной продукции необходимосоздавать службу контроля качества, к функциям которой относятсяосуществление всех видов контроля и сбор информации для оценки качества,поступающей в процессе операционного контроля. В результате можно управлятьпроцессом формирования показателей качества, то есть определять причинувозникновения отклонений от технологических режимов, место и время ихвозникновения и выявлять конкретных виновников появления дефектов. Глава 2 Анализ современного состояния управления качеством строительства. 2.1 Функции комплексной системы управления качеством строительной продукции (КСУКСП). Содержание управления качеством конечной продукции строительствараскрывается через его функции. В функциональном аспекте систему управлениякачеством можно представить как совокупность функций управления качеством,выполняемых в проектных, строительных, эксплуатирующих организациях, атакже на предприятиях стройиндустрии на разных организационных уровнях сцелью установления, обеспечения и поддержания уровня качества строительнойпродукции. КСУКСП предусматривает выполнение на разных этапах цикла качестваследующих основных функций: планирования, организации, координации,контроля, стимулирования, учета, анализа, оценки и аттестации. Каждую изперечисленных функций управления следует рассматривать как процесс и какрезультат. Как процесс каждая функция комплексной системы управления качествомстроительной продукции есть определенный специализированный видуправленческой деятельности, с помощью которого осуществляетсяцеленаправленное воздействие на условия и факторы, влияющие на качествапродукции. В этом смысле каждая функция системы управления качеством должнавыполняться по технологии, которая сводится к определению комплексасоставляющих ее операций, соблюдению строгой последовательности методов иприемов их выполнения и требований к обработке информации как кспецифическому предмету управленческого труда. Каждая из функций системыуправления качеством должна соответствовать объекту, от которого исходитзадача, подлежащая решению. Основой для выявления функций, связанных с управлением качеством, ихгруппировки по определенным признакам, а также принятия правильных решенийслужит обоснованная формулировка задач управления качеством. Это связано сналичием причинно-следственных связей между задачами управления ( функциямиуправления ( решениями. Естественно, выполнению каждой функции долженсоответствовать свой результат. Функция планирования охватывает широкий круг вопросов, и, в частности,планирование научно-исследовательских и экспериментальных работ, повышениеуровня качества проектных решений, строительно-монтажных работ, материалом,изделий и конструкций, технологических процессов, труда исполнителей,организационно-технических мероприятий, конечной строительной продукции иработ, связанных с поддержанием уровня ее качества на стадии эксплуатации.Состав показателей планов повышения качества должен быть различным дляразличных стадий цикла качества и уровней управления. Основная задачафункции планирования ( формирование целей комплексной системы управлениякачеством продукции строительства и ее подсистем, методов и путем ихдостижения в условиях заданных ограничений по времени и ресурсам. Функция организации предполагает создание единой службы управлениякачеством как по вертикали, так и по горизонтали. Это значит, что такаяслужба должна быть создана во всех звеньях управления отрасли. Например,функция организации строительства предполагает формирование службы качестваминистерства, объединений, стройтрестов (ДСК), промышленных предприятий,общественных комиссий качества на разных уровнях управления, а такжеуточнение основных функций подразделений и отдельных должностных лиц всистеме управления качеством продукции. В этой связи комплексная система управления качеством должна восновном базироваться на организационной структуре управления строительнымпроизводством, которая должна быть наделена дополнительными функциями,отвечающими цели планомерного повышения качества строительства. Задача обеспечения уровня качества продукции строительства исистематического его повышения не может быть делом только узкого кругаспециалистов. Организационная основа комплексной системы управлениякачеством должна включать все подразделения и службы предприятий иорганизаций, участвующих в создании конечной продукции строительства настадиях проектирования, возведения и эксплуатации. При этом важна правильнораспределить функции управления качеством между всеми службами и отдельнымиработниками. Такое распределение является конкретным для каждой строительнойорганизации и во всех случаях производится ее руководителем. Однако заоснову должен быть принят принцип личной ответственности каждого запорученную работу. Работники службы управлением качеством несутответственность за координацию работ, связанных с действием комплекснойсистемы управления качеством, за обработку и накопление сведений о качествеи т. п. Управление качеством осуществляется руководителями строительныхорганизаций, их заместителями, начальниками отделов, служб и подразделений.Однако практика ведущих домостроительных комбинатов (ДСК), в частности ДСК-3 г. Москвы, показывает, что эффективность работы по повышению качествастроительства значительно усиливается, если создается специальная службауправления качеством. Ни рис. 1.2. показана организационная структура системы управлениякачеством ДСК-3. В этом ДСК между организационными структурами системыуправления качеством и системой управления производством имеется теснаясвязь. Особенно она усиливается при подготовке и проведении аттестациивыпускаемой продукции. Функциональные службы комбината, а также связанные сними организации-смежники привлекаются для этой работы через инженерныйштаб. Функция координации предполагает согласование, упорядочение действийнаучных и практических работников, различных коллективов всех уровнейуправления для выборотки решений, направленных на установление, обеспечениеи поддержание необходимого уровня качества продукции. Невыполнение этойфункции в области управления качеством продукции приводит к дублированию,разному подходу при решении этой проблемы и снижению эффективности всейработы по повышению качества строительства. Функции контроля качества охватывает контроль технических испециальных знаний работающих; технической и проектной документации;качества труда исполнителей, технологических процессов, материалов иконструкций собственного производства; материалов, конструкций,инструментов, оборудования, поступающих со стороны; строительно-монтажныхработ; выполнения мероприятий по повышению уровней качества промежуточной иконечной продукции. Функции стимулирования предусматривает экономические (материальные) иморальные формы стимулирования. Экономическое стимулирование повышениекачества продукции охватывает стимулирование организаций ( участниковстроительства: инженерно-технических работников, служащих и рабочих.Моральное стимулирование охватывает совокупность мер по воспитаниюработников на лучших традициях коллективов, передовых организаций страны.Оно включает моральные в сочетании с материальными формами поощрения задостигнутые результаты. Функции учета выполняется по результатам контроля сведений ипредполагает их сбор и систематизацию: о дефектах, претензиях, рекламацияхпотребителей и эксплуатирующих организаций; об отступлениях поступающихматериалов, конструкций, инструментов, оборудования, от норм; об отказах надолговременных и специальных испытаниях, о дефектах, выявляемых в процессепроектирования, производства строительно-монтажных работ, изделий иконструкций; о показателях качества продукции и работы всего коллектива. Функция анализа охватывает анализ причин низкого качество проектныхрешений, строительной продукции, технологических-процессов, применяемыхматериалов и конструкций, строительно-монтажных работ, труда исполнителей ивсего коллектива, выработку оперативных воздействий, направленных насовершенствование производственно-технической базы с целью повышения уровнякачества продукции и всех элементов системы КСУКСП. Функция оценки и сертификации качества не являются равнозначными.Оценка качества в узком смысле есть частный случай измерения качества,предусматривающий определение уровня качества. Оценка качества в широкомсмысле есть частный случай измерения качества, предусматривающийопределение уровня качества. Оценка качества в широком смысле связана сразвитием логики оценки в виде системы взаимосвязанных операций (обобщенного алгоритма оценки. Оценка предполагает выбор методов дляизмерения уровней качества проектных работ, продукции предприятийстроительной индустрии, строительно-монтажных работ, труда исполнителей ивсего коллектива, технологических процессов и конечной продукциистроительства. Функцию сертификации качества следует также рассматривать в узком ишироком смысле. В узком смысле сертификация рассматривается как результатсистемы оценки с целью установления уровня качества промежуточной иликонечной продукции строительства. Однако даже в этом смысле она не можетполностью совпадать с функцией оценки. Традиционная оценка качества будет производится всегда для всехобъектов строительства, тогда как сертификация ( для определенного ихперечня, утверждаемого министерствами и ведомствами. Кроме того,сертификация отличается от традиционной оценки новым содержаниемпоказателей и критериев оценки уровня качества продукции. Сертификациярассматривается как специфический метод оценки с целью стимулированияпланомерного повышения уровня качества продукции и своевременного внедрениянаучно-технических достижений. Очевидно, что сама по себе оценка на может повысить или понизитьуровень качества продукции. Поэтому в широком смысле сертификации ( этопрежде всего процесс, направленный на обеспечение или повышениесоответствия базовым показателям уровня качества проектных решений,применяемых материалов, узлов, деталей, конструкций, технологическихпроцессов, строительно-монтажных работ и конечной продукции строительства.В этом смысле сертификация является комплексной функцией, заключающийся вобязательном выполнении основных функций управления с целью планомерногоповышения качества конечной продукции строительства и ускорения научно-технического прогресса в экономику отрасли. Принимая во внимание также тот факт, что сертификация качествапродукции производится на заводском (производственном) и государственномуровнях, эту функцию, если рассматривать ее отдельно, можно назватьсистемой сертификации качества продукции. Структура системы сертификациикачества продукции строительства дана на рис. 1.3. Детальное рассмотрение функции сертификации позволяет определить ееглавенствующее место в функциональной структуре КСУКСП. Она определяетцель, основное содержание и результат этой системы(рис. 1.4.). Это дает возможность методически более правильно подойти крассмотрению сертификации продукции строительства. В теоретическом планефункция сертификации качества продукции разработанна еще недостаточно, чтовызывает необходимость специального рассмотрения технико-экономическихособенностей строительства, состояния и методов сертификации качествапромышленной и строительной продукции.[pic]В табл. 1.1. приведены основные функции служб и подразделений треста всистеме управления качеством строительной продукции. Таблица 1.1 Распределение функций КСУКСП между службами и подразделениями строительно- монтажного треста|Службы и подразделения |Характер и содержание функций ||Служба качества СМР |Осуществляет координацию деятельности всех || |подразделений и служб по выполнению функций || |управления качеством. Организует и совместно с|| |другими подразделениями осуществляет || |разработку и внедрение мероприятий, || |обеспечивающих эффективное функционирование || |комплексной системы управления качеством, || |направленных на достижение планируемого уровня|| |качества. || |Осуществляет инспекционный контроль качества || |СМР и надзор за его необходимой полнотой на || |объектах и обеспечивает его в целом по || |строительной организации в соответствии с || |планом. Обеспечивает постоянной информацией о || |качестве СМР в процессе производства работ и || |на стадии эксплуатации зданий в гарантийный || |период и ведет учет их качества с проверкой || |достоверности сведений и объективности оценки;|| |участвует совместно с органами || |государственного надзора, представителями || |технического надзора заказчика и авторского || |надзора в проведении приемочного контроля и || |оценке качества законченных строительством || |объектов; разрабатывает и внедряет стандарты || |предприятий (СТП) по функциям КСУКСП; || |осуществляет контроль за метрологическим || |обеспечением СМР, участвует совместно со || |строительной лабораторией, главным технологом || |и главным механиком в разработке методов и || |средств измерений, организует их внедрение, || |осуществляет надзор за состоянием средств || |измерений; разрабатывает предложения по || |совершенствованию программ обучения кадров. ||Плановый |Осуществляет планирование качества СМР и ||(планово-экономический и |мероприятий, направленных на его обеспечение и||планово-производственный) |повышение, определяет фактическую ||отдел вместе с техническим |экономическую эффективность КСУКСП. ||(производственно-техническим| ||) и главным технологом | ||Главный технолог |Руководит подготовкой строительного || |производства, работами по обеспечению и || |повышению качества СМР за счет || |совершенствования организации технологических || |процессов производства работ, участвует в || |проведении операционного контроля и разработке|| |мероприятий, направленных на обеспечение и || |повышение качества СМР. Решает задач, которые || |в КСУКСП определяются “Типовым положением о || |строительных лабораториях”, в том числе || |осуществляет метрологическое обеспечение СМР. ||Строительная лаборатория |Решает задачи, которые в КСУКСП определяются || |“Типовым положением о строительных || |лабораториях”, в том числе осуществляет || |метрологическое обеспечение СМР ||Главный геодезист |Решает задачи, которые в КСУКСП определяются || |СНиП 3.01.03-84 “Геодезические работы в || |строительстве”. ||Производственный |Осуществляет контроль за обеспечением высокого||(производственно-технический|технического уровня строительного ||, планово - производственный|производства, увязки технологической ||отдел) |последовательности выполнения работ между || |исполнителями и участвует в проведении || |подготовки строительного производства. ||Отдел снабжения или |Осуществляет в сроки, предусмотренные ||управления |графиком, материально-техническое обеспечение ||производственно-технической |строительных объектов и выходной контроль ||комплектации (УПТК) |комплектующих материалов, деталей, || |конструкций, инженерного оборудования и других|| |ресурсов. ||Главный механик и главный |Участвует в осуществлении подготовки ||энергетик |строительного производства и контролирует || |техническое состояние средств механизации и || |технологического оснащения с целью обеспечения|| |качества СМР ||Отдел организации труда и |Осуществляет, совместно со службой управления ||заработной платы |качеством СМР, организацию бездефектного || |труда, разрабатывает мероприятия по научной || |организации труда и решает задачи по || |материальному стимулированию рабочих и ИТР за || |качество СМР. ||Юридический отдел |Выполняет совместно со сметно-договорным || |отделом функции правового обеспечения качества|| |СМР; совместно с бухгалтерией проводит || |претензионную работу; совместно с техническим || |отделом участвует во входном контроле качества|| |проектной документации. ||Отдел кадров |Осуществляет совместно с учебным пунктом || |подбора, расстановку, воспитание и обучение || |кадров. ||Технический отдел |Выполняет совместно со сметно-договорным ||(производственно-технический|отделом входной контроль качества и ||) |комплектности проектной документации и || |своевременную ее передачу на строительство. || |Разрабатывает техническое мероприятия в || |КСУКСП, обеспечивает все подразделения и || |службы необходимой нормативно-техноческой || |литературой, а также информацией о лучших || |образцах качества СМР на аналогичных || |отечественных и зарубежных объектах. ||Литературные ИТР (старшие |Организуют выполнение запланированных ||производители работ, |показателей качества СМР и осуществляют ||производители работ мастера)|входной, операционный и приемочный контроль и || |оценку качества СМР. ||Руководители бригады |Обеспечивают выполнение запланированных || |показателей качества СМР и участвуют в || |проведении входного, операционного и || |приемочного контроля и оценке качества СМР. | Глава 3 Экономическая эффективность внедрения проектных предложений. Для выполнения расчета имеем следующие данные:1. Объем реализованной продукции за прошлый год составляет 5096,0 тыс. руб.(т.е. ОР= 5096,0 тыс. руб.)2. Трудоемкость реализованной продукции за прошлый год составляет 723539чел.-ч. (т.е. Тс= 723539 чел.-ч.)3. Себестоимость всего объема реализованной продукции за прошлый годсоставляет 4361,0 тыс. руб. (т.е. С= 4361,0 тыс. руб.)4. Трудоемкость условной единицы продукции приняты равной 390 чел.-ч. (т.е. Ту=390 чел.-ч.)5. Единовременные капитальные вложения на внедрение мероприятий посовершенствованию равна 181,6 тыс. руб. (т.е. Кt = 181,6 тыс. руб.).6. Средний срок амортизации основных фондов, приобретенных заединовременные капитальные вложения (Та= 9 лет).7. Экономия ФОТ за счет внедрения мероприятий по совершенствованию равна98,6 тыс. руб.По отчетным данным объем реализованной продукции за прошлый год составилона сумму 5096,0 тыс. руб.Трудоемкость реализованной продукции составила 723539 чел.-ч.Себестоимость всего объема реализованной продукции за прошлый годсоставляет 4361,0 тыс. руб.Тогда программу выпуска продукции Nу можно определить: [pic]где Тс - 723539 - трудоемкость реализованной продукции за прошлый год вчел.ч.;Ту =300 чел.ч. - трудоемкость одной продукции. Соответственно цена одной условной продукции Цу определяется извыражения: [pic]где ОР= 5096,0 объем реализованной продукции за прошлый год, руб. Если принять, по результатам анализа за прошлые года, что программабудет расти примерно на 3 % в год, а принятый расчетный период равен 5годам, можно определить экономический эффект от внедрения мероприятий посовершенствованию: [pic]где Рт - стоимость оценки результатов, полученным в результате внедрения за расчетный период; Зт - стоимостная оценка затрат на осуществление внедрения мероприятий за расчетный период.В свою очередь: [pic]где tн - начальный год расчетного периода; tк - конечный год расчетного периода; t- год, затраты и результаты которого приводится к расчетному году; Цу - цена реализации услуг; аt - коэффициент приведения одновременных затрат и результатов к расчетному году; ки - коэффициент, учитывающий инфляцию по годам расчетного периода; Nу - программа выпуска услуг в год, предыдущему расчету (Nу = 2411,8 услв.)Величину коэффициента приведения разновременных результатов и затрат аt определим так: [pic]где Ен - норматив привлечения разновременных затрат и результатов, числено равны нормативу эффективности капитальных вложений (Ен=0,1); tр - расчетный год.Тогда будим иметь: (t2000=0,9091 (t2001=0,8264 (t2002=0,7513 (t2003=0,6830. Величину коэффициента, учитывающего инфляцию kи, рассчитывают поспециальным методикам или берут по данным ЦБ РФ. Объективность этогокоэффициента зависит от уровня регулирования цен на конвертируемую валютусо стороны государства. Наиболее простым методом определения kн может бытьвыражение: [pic]где Кdtp-1 - среднегодовой курс доллара по отношению к национальной валюте (т.е. рублю) в год, предшествующему расчету году; tр - расчетный год; Kdtp - среднегодовой курс доллара по отношению к национальной валюте в расчетном году. В РФ в условиях так называемого “валютного коридора” можно ожидать,что kи будет равен (это примерно соответствует величине данногокоэффициента в странах с рыночной экономикой): kи2000=0,90 kи2001=0,92 kи2002=0,94 kи2003=0,95 kи2004=0,96 Взяв такие высокие величины этого коэффициента, мы скорее всего выдаемжелаемое за действительное. По специальным расчетам она лежит в пределах0,65......0,8. Используя вышеприведенные данные, определяем Рт за расчетный период: [pic] Далее определим величину Зт по выражению: [pic]где Су - себестоимость одной услуги с учетом внедрения мероприятий., руб., kt - единовременные капитальные затраты на осуществление мероприятий, руб.(эта величина будет определена ниже); Лt - ликвидационное сальдо (остаточная стоимость) основных фондов, выбывающий в году t, после внедрения мероприятий. Ликвидационное сальдо: [pic] где Та - амортизационный срок, (Та = 9 лет). В свою очередь в величину kt включается затраты на приобретение ПЭВМ,программ, на наладку компьютеров и обучение персонала, т.е. Зн [pic] kt= 181,6 руб.,Тогда : [pic] Себестоимость одной условной услуги Су до внедрения мероприятий будетравна: [pic] где ОС - общая себестоимость всех реализованных услуг за прошлый год,руб. Экономия ФОТ за счет внедрения мероприятий по совершенствованию равна98,6 тыс.руб. [pic] Кроме того, будем иметь экономию от не начисления налогов и сборов сфонда оплаты труда Нфот, который сэкономлен, т. е. общая экономия будетравна (42 % отчислений налогов в среднем из ФОТ): [pic] После внедрения мероприятий себестоимость равна. [pic] Тогда : [pic]Где Эт - реальный экономический эффект от внедрения проектных мероприятий за расчетный период, руб.; Эт1 - экономический эффект, полученный за расчетный период без внедрения проектных мероприятий, руб.; Эт2 - экономический эффект, полученный за расчетный период после внедрения проектных мероприятий, руб.Соответственно: [pic]Тогда : [pic]В свою очередь : [pic] Тогда величины экономического эффекта будут равны : [pic] Далее определяем срок окупаемости tок дополнительных капитальныхвложений затраченных на осуществление мероприятий. [pic] Таким образом, внедрение мероприятий по совершенствованию за расчетныйпериод 5 лет дает около 297,4 тыс. руб. экономического эффекта при срокеокупаемости дополнительных капитальных вложений около 0,1 года. Основные выводы и предложения В условиях рынка необходима стройная система организационно-технического образования инженерных кадров, которая помогла бы им овладетьметодами организационно-технической оценки технических решений, выработатьорганизаторов (руководителей) производства высокий профессионализм,предприимчивость, умение видеть перспективу, быть воспитателями иорганизаторами в строительстве. Сейчас очень важно научить анализировать любую организационно-экономическую проблему с позиций системного анализа и использования ЭВМ,рационального использования материально-технических, трудовых и финансовыхресурсов. Всему этому следует учитывать будущим руководителям ( организаторамстроительного производства. Список использованных литературных источников.1. Цай Т.Н., Грабовый П.Г, Марашда Б.С. Конкуренция и правление рисками на предприятиях в условиях рынка.-М.:”Аланс”, 1997.-400 с.2. Российская архитектурно-строительная энциклопедия. В 5-ти томах.-М.: изд. “Триада”, “Альфа”.- 1995, 1996, 1998.3. Монахов Н.И. Справочное пособие заказчика. Справочник строителя. В 2-х томах., 6-е изд., перераб. и доп.-М.: Стройиздат.-1990.-256 с.4. Васильев В.М., Панибратов Ю.П, Резник С.Д., Хитров В.А., Управление в строительстве. Уч. для вузов.-М.: изд. АСВ, 1994.-456 с.5. СНиП 3.01.03.-84 “Геодезические работы в строительстве”6. Организация строительного производства. Учебник для вузов. под ред. Т.Н. Цай, П.Г. Грабовый, Бальшаков В.А.и др.-М.:Изд. АСВ.1999-432 с. Приложение 1 Перечень международных стандартов ИСО по управлению качеством Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества ( Часть 1: Руководящие указания по выбору и применению. Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества ( Часть 2: Общие руководящие указания по выбору и применению стандартов ИСО 9001,ИСО 9002 Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества ( Часть 3: Руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001 к разработке, по ставке и техническому обслуживанию программного обеспечения. Стандарты по управлению качеством и обеспечению качества ( Часть 4: Руководство по управлению программой обеспечения надежности. Системы качества ( Модель для обеспечения качества при проектировании, разработке производстве, монтаже о обслуживании. Системы качества ( Модель для обеспечения качества при разработке, производстве, монтаже и обслуживании. Системы качества ( Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции. Управление качеством и элементы системы качества ( Часть 2: Руководящие указания по услугам. Управление качеством и элементы системы качества ( Часть 3: Руководящие указания по перерабатываемым материалам. Управление качеством и элементы системы качества ( Часть 4: Руководящие указания по улучшению качества. Руководящие указания по проверке систем качества. ( Часть 1: Проверка. Руководящие указания по проверке систем качества. ( Часть 2: Квалификационные критерии для экспертов-аудитов по проверке систем качества. Руководящие указания по проверке систем качества. ( Часть 3: Руководство программой проверок. Требования характеризующие качество измерительного оборудования ( Часть 1: Системы подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования. Руководящие указания по разработке руководств о качеству Руководящие указания по выбору статистических методов при стандартизации и разработке технических требований. Статистические методы Приложение 2 Перечень государственных стандартов по Российской Федерации по управлению качеством Системы качества ( Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании. Системы качества ( Модель обеспечения качества на производстве, монтаже и обслуживании. Системы качества ( Модель обеспечении качества при окончательном контроле и испытаниях. Правила по проведению сертификации систем качества в Российской Федерации. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Основные положения. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок проведения сертификации систем качества. Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Инспекционный контроль за сертифицированными системами качества и производствами.----------------------- Разработка нормативной документации (ГОСТ, СНиП, ТУ и т. д.) Проведение научно исследовательских работ Установление уровня качества строительной продукции (предпроектная стадия) Производство СМР Изготовление материалов, деталей, конструкций, изделий, оборудования Проектирование Обеспечение уровня качества строительной продукции (производственная стадия) Эксплуатация объекта Законченный строительством объект Поддержание уровня качества строительной продукции (послепроизводственная стадия) Рис. 1.1 Этапы формирования качества строительной продукции Отдел технического контроля, учета и оценки качества Группа стандартизации и сертификации продукции Лаборатория завода Группа метрологии Группа анализа и




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Управление качеством строительства icon221400 управление качеством профиль подготовки (специализация, программа) управление качеством в производственно-технологических системах
Кореквизиты «Всеобщее управление качеством», «Основы обеспечения качества»
Управление качеством строительства iconДокументи
1. /221400.62 Управление качеством Управление качеством в производственно-технологических...
Управление качеством строительства iconДокументи
1. /221400.62 Управление качеством Управление качеством в производственно-технологических...
Управление качеством строительства iconУправление качеством на предприятиях в условиях перехода к экономике знаний
Специальность 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (стандартизация и управление качеством продукции)
Управление качеством строительства iconПрограмма вступительных испытаний в магистратуру на направление 221700. 68 «Стандартизация и метрология» Дисциплина «Управление качеством»
Методология управления качеством. Качество как объект управления. Категории управления качеством продукции. Механизм управления качеством....
Управление качеством строительства iconСтратегическое управление качеством: теория и методология
Экономика и управление народным хозяйство (стандартизация и управление качеством продукции)
Управление качеством строительства iconУправление качеством в повышении конкурентоспособности предприятий россии и китая
Специальность 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством (экономика и управление качеством)
Управление качеством строительства icon221400 «Управление качеством», бакалавриат профиль: «Управление качеством в производственно-технологических системах»
Начертательная геометрия и инженерная графика/ Descriptive Geometry. Engineering Graphics
Управление качеством строительства iconПрограмма рассмотрена и утверждена на заседании обеспечивающей кафедры управления качеством от 01. 09. 2011 г протокол №5
Банк вопросов междисциплинарного государственного экзамена по специальности 220501 «Управление качеством» составлен в соответствии...
Управление качеством строительства iconДокументи
1. /управление качеством/Описание управления качеством.doc
2. /управление...

Управление качеством строительства iconДокументи
1. /управление качеством/Описание управления качеством.doc
2. /управление...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы