Утесов и Райкин жизнь и творчество icon

Утесов и Райкин жизнь и творчество



НазваниеУтесов и Райкин жизнь и творчество
Дата конвертации07.07.2012
Размер365,38 Kb.
ТипРеферат
Утесов и Райкин - жизнь и творчество


Введение Искусство актера приносит людям такие минуты, с которыми ничто не можетсравниться. Профессионализм, мастерство, вкус, присущие настоящемуэстрадному артисту, с которым мы общаемся во время концерта, способствуютнашему общему развитию, расширению художественного кругозора, воспитаниювкуса. Отечественное эстрадное искусство всегда пользовалось большойпопулярностью на родине и за рубежом. Многие песни, впервые исполненные наэстраде, становились подлинно народными. Монологи, репризы, отдельныесловечки ( например знаменитая райкинская "авоська") нередко используются вповседневной речи. И в наши сложные времена для эстрады характерныдемократичность, злободневность, многожанровость, что неизменно привлекаетзрителя . Эстрада продолжает усиленно функционировать в жизни общества иоставаться одним из самых любимых зрителем видов искусства. Легкость, общедоступность, развлекательность эстрады не исключает еесодержательности. Как и другим видам искусства ей дано своими средствамизапечатлеть время и участвовать в формировании культуры. Из огромного количества талантливых, незаурядных и ярких артистовсоветской эстрады поднялись до небывалых высот в своем творчестве и сталиистинно народными и горячо любимыми мэтры сцены Леонид Осипович Утесов иАркадий Исаакович Райкин. Эти актерские индивидуальности приковали к себе на целые десятилетиявнимание публики и специалистов, стали классиками советской и, можно уже суверенностью сказать, мировой эстрады. В чем секрет этой притягательности?Разумеется, в блестящем таланте, щедро отпущенном природой. Но талант безтруда ничего не стоит в искусстве. Значимой долей явился профессионализм,достигнутый огромным трудом. Но, пожалуй, главной составляющей этогосекрета стало их личностное обаяние, завораживающее и берущее в плен. Попытаюсь более пристально взглянуть на некоторые аспекты творчестваАркадия Исааковича Райкина и Леонида Осиповича Утесова.Некоторые аспекты творчества А. И. Райкина А. И. Райкин - один из самых популярных мастеров нашей эстрады. Еготворчество является классикой. Знакомясь с репертуаром этого актера,встречаясь с его персонажами, каждый раз поражаешься силе его таланта,удивляешься очень живому, активному, современному искусству, синтезу двухволшебств - волшебства жизни и волшебства искусства. По мнению Гершуни, “эстрада личностна, она требует от актераличностного начала. Долгую жизнь на ней обретает лишь тот, кто этим началомобладает, актер - автор, актер - творец своих номеров и программ.Многообразие средств, которыми владеет Райкин, щедрость его актерскойпалитры и очень точный, умелый и безошибочный выбор красок характеризуютталант и индивидуальность актера.“ (Гершуни, “Рассказывая об эстраде”. -Искусство, 1968). "Сценическая индивидуальность - это духовная индивидуальность преждевсего, - утверждает К. С. Станиславский, - это тот угол зрения художника натворчество, это та художественная призма, через которую он смотрит на мир,людей и творчество". ( Станиславский К. С. Собр. соч., т. 5). "Уголзрения", составляющий по мысли Станиславского, художественнуюиндивидуальность, был у Райкина уже с первых его шагов на эстраде. Несмотряна свое театральное образование (Райкин закончил Ленинградский институтсценических искусств. Его учителем был известный режиссер и педагогпрофессор В. Н. Соловьев ), он был насквозь "эстраден". Молодым, веселым,обаятельным, таким предстал Райкин в жанре конферанса и сразу же расположилк себе зрителей, покоряя их своей органичностью. Это был "умный собеседник,деликатный и чуткий, очень веселый и в то же время лиричный, с которымприятно провести вечер и не хочется расставаться". ( О. Леонидов, Прошувнимания. - "Огонек", 1942, N 46). В умении свободного общения со зрителем, быть приятным и ненавязчивымсобеседником таится одна из особенностей дарования артиста. Осенью 1939 года в Москве на Первом Всесоюзном конкурсе артистовэстрады Райкин выступал с пародией на эстрадные штампы, используя известноестихотворение А. С. Пушкина "Узник". Показывал, как исполнили бы этопроизведение артисты разных жанров. Высмеивал "мастеров" художественногослова. Особенно понравилось зрителям, когда Райкин изображал танцовщицу,исполняющую композицию на тему этого стихотворения. Он появлялся в балетнойпачке, надетой поверх обычного костюма, серьезный, сосредоточенный. Ногиразвернуты в "первой позиции". - Сижу... - начинал артист и менял первую позицию на третью, низко приэтом приседая, ... за решеткой... - средний и указательный пальцы обеих рукскладывались крест накрест. ... в темнице... - широкий жест, и руками он закрывал глаза. ... сырой... - выразительный плевок. ( Милин Н. Добрый дар. - Вкн.:Мастера эстрады. _ Л., "Искусство". - 1963). В финальной сцене "Чарли Чаплин" Райкин создал трогательный образ"маленького человека" в котелке и больших не по ноге ботинках, смешной игрустный, который не стал обычной клоунской пародией на Чаплина. В этомобразе была совершенно отчетливо видна попытка передать мироощущение игуманистическую природу творчества этого большого художника. Председатель жюри конкурса И. Дунаевский вручил А. Райкину грамоту оприсвоении ему звания лауреата. Растет слава эстрадного артиста, егохудожественный, а потом и общественный авторитет. Любимец московскойпублики занял ведущее место в Ленинградском театре эстрады и миниатюр,созданном осенью 1939 года по образцу московского. Феномен Райкина вомногом предрешил счастливую судьбу этого театра. Он конферировал, шутил и даже дирижировал. Райкин в гриме героя фильма"Большой вальс" И. Штрауса появлялся за дирижерским пультом, взмахивалпалочкой и оркестр исполнял торжественное музыкальное вступление, как быоповещая об открытии сезона. Кроме конферанса в программе появился "МХЭТ": "Малый художественныйэстрадный театр" - так расшифровывалось сочетание букв, шутливонапоминающее "МХАТ". Впоследствии Райкин острил, на разные лады обыгрываясчастливую выдумку ( "молодо, хорошо, энтересно, талантливо" ). За две - три минутки сценического времени два актера А. Райкин и Г.Карповский разыгрывали микроминиатюры с неожиданным сюжетным поворотом вфинале, напоминающие инсценированный анекдот. Почтенный лектор с пафосомпризывал беречь социалистическую собственность. Упоенный своимкрасноречием, он ломал указку, а потом и кафедру. Гражданин переходил улицу в неположенном месте. Услышав свистокмилиционера, прикидывался слепым так, что блюститель порядка сам осторожнопереводил его через улицу. В ярких достоверных сценических зарисовках МХЭТа виделось "большесмысла и юмора, чем в иных длинных и утомительных скетчах". ( Е. Мин."Искусство и жизнь". - 1940, N 12). И пошли программа за программой, новые замыслы и новые роли. Райкин былдушой этих программ, вносил в них дыхание современности и требовательноеотношение к искусству эстрады. Каждая премьера становилась событием прежде всего потому, что вспектаклях поднимались острые современные проблемы. Персонажи Аркадия Исааковича Райкина внешне очень различны. Бейлин всвоей книге "Аркадий Райкин" ( 1969 ) пишет: "Глядя на эти как будто бызастывшие физиономии, мы однако улавливаем их внутреннюю жизнь. Это ввысшей степени характерно для Райкина: его герои всегда в движении, икаждый миг есть продолжение цепи внешних преображений и одновременнопереход в новые психологические состояния, которые углубляютхарактеристику. Поэтому любой момент наполнен у актера действием. Наклонголовы, поднятая или нахмуренная бровь, улыбка, появившаяся на лице, иливытянувшиеся в удивлении губы, пальцы, интеллигентно поддерживающие очки,или робко прижатая к карману недвусмысленно раскрытая ладонь, глаза,выражающие негодование или любовь даже в остановившемся взгляде актера, -все это противостоит покою, находится в движении. Это и есть искусствоминиатюры". Райкин едва ли имеет себе равных в искусстве остроймолниеносной характеристики. Действие в миниатюре всегда имеет небольшуюпротяженность и требует краткой характеристики образа и несравненно большейее емкости. Действие у Райкина как бы продолжает жить и в застывшем образе,а запечатленная частность отражает целое. В творчестве Аркадия Исааковича Райкина традиционная миниатюраприобретает психологическую глубину, масштабность, не утрачивая эстраднойброскости, увлекательной эксцентричности. У Аркадия Исааковича, как отмечали критики, было высоко развито чувствосатирического образа. Это проявлялось во всем: в сценическом такте, которымон был наделен, в ощущении условности действия, в большом внимании кдеталям и умении выразить в них наиболее примечательные комедийные чертыперсонажа. Как следствие гражданских раздумий артиста, естественно и закономерноиз сатирического образа вырастает публицистическое обобщение. Райкин небоится прямых слов, когда они возникают из самой образной ткани миниатюры,когда они подводят к выводу, в котором выражены страсть и пафос, живоебиение сердца, чувство и мысль современника. Такой ход был найден в миниатюре "Лестница славы". Только что мы виделичеловека, который совершил восхождение по этой "лестнице" и на самойвершине ее потерял реальное представление о своем месте в обществе. И вотперед нами уже стоит актер, рассказавший историю этого человека. Онобращается к зрителю со словами: "Поднимаясь по общественной лестнице,следует думать о скромности и простоте, сердечности и внимании" И слова этиорганично вплетены в ткань миниатюры. Такое прямое обращение к зрителю содержит каждый раз идейный иэмоциональный смысл. Для Райкина это, в конечном счете, задача его любогосценического создания. Эстрадное искусство требует контакта между актером и зрителем. Ввыступлениях Аркадия Исааковича этот феномен контакта всегда присутствовал.Актер сатирического театра предполагает в зрителе обязательное чувствоюмора, понимание комедийного образа. Райкин, выходя на сцену, был убежден,что перед ним именно такой зритель. Актеру необходимо вести прямойразговор, чтобы осмеяние порока побуждало к действию. Смех над пороком -свидетельство нравственного здоровья человека. Используя гротеск, Райкинобладал тонким, удивительным чувством меры, следуя словам Чарли Чаплина:"Больше всего я опасаюсь, как бы мне не впасть в преувеличение или неслишком нажать на какую-нибудь частность, легче всего убить смехпреувеличением". ( Ж. Садуль. Чарли Чаплин. - М.: Искусство. - 1981 ). С доброй улыбкой, с внимательным и очень точно оценивающим взглядом, снеобыкновенно выразительными и способными много рассказать руками - такимзапомнился Аркадий Исаакович. Его помнят как сатирического актера,наделенного ярким мастерством перевоплощения, "человеком с тысячью лиц". Ивсе же нас неотразимо влечет к себе, словно гипнотизируя, его творческаяиндивидуальность. Видимо, она-то и есть очень важный элемент магииискусства. В репертуаре Райкина сцены смешные и грустные, беспощадно злые илирические, монологи и маленькие пьесы, где слову принадлежит главноеместо, и мимические миниатюры, в которых нет ни одного слова." И всюдуперед нами актер, который как будто всегда остается самим собой и всегдаразный, потому, что он ищет в своем искусстве не на поверхности, а в самыхсокровенных глубинах. Ищет в искусстве и ищет в жизни, являющейся для негоисточником творчества, как и для всякого подлинного художника". ( Бейлин.“А. Райкин” -Искусство, 1969 ). Райкин ярко высвечивал недостатки, укрупнял их с помощью гиперболы,прибегая к "увеличительному стеклу", с которым в свое время сравнивалсатиру Маяковский. Своеобразие творчества Райкина заключается в соединении драматическогои комического, трагического и эксцентрического, что дало повод неоднократносравнивать его с великим артистом ХХ века Чарли Чаплиным. Часто Театр миниатюр называют "театром одного актера". Правомеренвопрос, который ставит Бейлин: "Почему? Ведь на сцене выступают весьмаодаренные актеры, которые находят себе достойное место в спектаклях, ноРайкин делает только то, что кроме него никто сделать не может. Так актерполучает право один разыгрывать на сцене маленький сюжет со многимигероями. Во-первых, потому, что он это отлично умеет делать, а во-вторых,это есть эстрадный жанр, рассчитанный на одного актера, жанр, которыйназывается трансформация". В трансформации актеру не очень важныподробности обстановки. Они не имеют особого значения и существуют толькодля того, чтобы подчеркнуть реальность происходящих с актером перемен, датьвесьма условные приметы действия. И нужны еще помощники. Переодевание втрансформации происходит многократно, поэтому здесь важна расторопность ибыстрота, сосредоточенность и собранность, мгновенная ориентация имолниеносное вхождение в образ. Трансформация у Райкина - это не толькохорошо подготовленный технический трюк, это маленький спектакль со многимидействующими лицами, который только приходится играть в необычных условиях. Показательно в этом отношении обозрение-трансформация "Международныйотель". Его "герои": швейцар отеля, администратор, Агнесса Павловна,зарубежные гости - американец, японец, индус... Каждый образ имеет своиточные приметы. Это достигается благодаря внешним подробностям, иногда даженесколько неожиданным. Как характерны детали туалета Агнессы Павловны, еежесты. А такие персонажи, как американец, японец, индус представляют собойсоциально-этнографические портреты, сделанные с тщательностью, удивительнойдля молниеносных превращений, с безукоризненной разработкой деталей, сживым ощущением подлинности персонажа. Все герои Райкина, даже если они появляются на сцене всего на несколькомгновений, имеют если не характер, то хотя бы характерность. Как актерРайкин всегда стремится к гротесковости, парадоксальности приемов. Маляр,который подрядился побелить потолок и оклеить комнату обоями. У этогомаляра типично все - от бумажного колпака на голове и до того, как онорудует кистью и подтягивает брюки тыльной стороной ладони. Или на человекепомятая фетровая шляпа, в руках зонтик, манжеты далеко высовываются изрукавов. И вот уже перед нами внешний образ немолодого холостяка, закоторым некому следить. Как по-разному на его персонажах сидят костюмы:иногда мешковато, иногда подчеркнуто элегантно. Это тоже характеризуетчеловека. Удивление и восторг вызывает то, как пополняет Райкин обликсодержанием, как находит подробности характеристики, детали, которых неможет дать никакой костюм, никакая маска и грим. Создавая на сцене маски, он при этом не всегда переодевается, не всегдаприбегает к гриму и парикам. Главное чудо - в даре перевоплощения артиста.Райкин разил невежд, подхалимов, бездельников, взяточников, бюрократов,карьеристов, хамов, формалистов, перевоплощаясь в них. Дело не в том,насколько действенной и эффективной была борьба, в какой степени сраженнымиоказались сами пороки. Важно другое - то чувство торжества, котороеиспытывает зритель, переживая унижение своих недругов. В жизни оннатерпелся от хама, бюрократа, хулигана, а здесь, в зале, со всеми вместеможно себе позволить благодаря Райкину посмеяться над ними - удовольствиени с чем не сравнимое. Показательна обратная связь: зрители и слушатели посылали факты ислучаи, достойные осмеяния, указывали на лица и типы людей, заслуживающихтого, чтобы быть убитыми смехом. Показательно и отношение к Райкину, как ковсеобщему заступнику, Робин Гуду от морали. Подтверждением этих слов можетслужить небольшой скетч, воспроизведенный в фильме "Волшебная силаискусства". Кстати, он был рекомендован Аркадию Исааковичу одним из егопочитателей. В нем Райкин изображает артиста, который играет роль пещерногохулигана, чтобы образумить столь же пещерных хамов - соседей своей школьнойучительницы. Мысли, образы, остроты, почерпнутые из жизни, снова возвращаются в нее,но обогащенные искусством Райкина. В полной мере владеет Райкин и искусством мима. Играет, не произнося ниодного слова. И как все понятно. Как точно передает он в пантомиме каждоедействие человека, как многообразно открывает смысл поступков. Артист смелопроникает в суть социальных явлений, создает человеческие характеры - типы,обобщенные и одновременно живые, словно выхваченные из действительности. Ввозможностях актера - рассказать без слов в трехминутном передвижении посцене обо всей жизни человека - от рождения до самой смерти. Но он некопирует жизнь, а рассказывает о ней. А. М. Бейлин делится своими впечатлениями от пантомимы "Рыболов",которую ему довелось видеть сначала на сцене, а затем на военном корабле,куда Райкина пригласили моряки. Артист показывал своего "Рыболова" напалубе корабля, под открытым небом. Необыкновенно смешно артист усаживалсяна воображаемом берегу воображаемой речки, забрасывал удочку, сворачивалцигарку, напряженно приглядываясь к поплавку, тянул удочку из воды, нобезуспешно, раздевался, оставаясь, конечно, в своем костюме, входил вхолодную воду, осторожно ступая по дну, и, наконец, погружался в нее,передавая зрителям физическое ощущение и холода, и воды, и острых камней надне реки. За бортом корабля была настоящая вода, рядом берег, на берегусидели рыболовы. Можно было, что называется сравнить. Но актера неинтересовало это сравнение, потому что искусство должно не копироватьжизнь, а воссоздавать ее своими средствами. В данном случае средствамикомическими." И Райкину удалось на маленьком палубном пространствепредставить сценку так, что зрители поверили, что вода не за бортом, аименно здесь, что все неудачливые рыболовы ведут себя так, как райкинскийгерой, и все это было истинно смешно, потому что истинно реально". ( А.Бейлин. - Аркадий Райкин. - Л., Искусство 1969). Наивысшим достижением актера принято считать мономиниатюру. Вмономиниатюре может быть несколько действующих лиц, но играет он толькоодного. Другие - воображаемые. Так же, как воображаемыми оказываются ипредметы обстановки. ... В квартиру приходит телемастер отремонтировать телевизор. Находясьна сцене один, Райкин создает полное ощущение ансамбля в этой миниатюре.Тут и хозяйка, с которой мастер ведет разговор, и ребенок, требующийудовлетворения своей любознательности. У зрителя остается впечатление, чтов миниатюре занято несколько актеров. В мономиниатюре наряду с пантомимойприсутствует слово. Это позволяет актеру создать вокруг своего героя зримыймир, наполнить его голосами, предметами обстановки, подчинить его особомуритму. Этот мир возникает из столкновения героя, действующего на сцене, сгероями воображаемыми. И строится он на контрастах настроения,психологических состояний, эмоций. Несколько особняком в ряду мономиниатюр стоит моноспектакль об историиодной любви. Это, собственно, целая пьеса в четырех картинах с несколькимидействующими лицами и с одним актером. Райкин играет только одного героя,при этом без грима, хотя перед нами проходят разные годы и разные времена,почти вся жизнь человека, который думал лишь о себе, в юности потерялсчастье и так его не нашел до последних своих дней. В очень короткоммоноспектакле нам показали всю жизнь человека. Мы увидели его самого -юного, молодого, зрелого, старого. Мы ощутили не только внешние, но ивнутренние перемены. И в характере, и в психологическом строе, и в душевномсостоянии. Актер играл человека. Не посмеивался над ним, не грустил о нем,а просто сделал несколько быстрых и удивительно верно схваченных набросковжизни и характера. Мы привыкли, что Райкин - это всегда смешно и весело. Атут мы видим жизненную, довольно грустную историю. По словам самого А. И. Райкина, он с удовольствием играет в театретакие миниатюры, как "Жизнь человеческая", "Жанна на шее". Лирикаприсутствует как необходимая краска в общей программе, где есть икомедийные, и сатирические, и лирические эпизоды. Еще один жанр "малых форм" - фельетон Аркадия Райкина. Стерженьфельетона составляет монолог, который населяется многими персонажами, иактер, читающий фельетон, как бы отходит в сторону, давая простор условномудействию. Райкин всегда в центре монолога, в самой гуще событий,составляющих суть фельетона. Когда-то в репертуаре Райкина был фельетон"Гостиница Москва". Райкин, работающий преимущественно над образамисатирическими, построил этот свой рассказ исключительно из персонажейположительных. Это был добрый, веселый, теплый рассказ. Его герои приехалив Москву из разных концов страны, из разных городов, из разных республик. Укаждого из них свои дела, свои интересы. У каждого свои заботы, свой мир,свое отношение к тому, что он видит. Но с какой влюбленностью они говорят освоей родной земле, о своих соотечественниках, о Москве. Райкин оченькомично рисовал своих героев, не заботясь о притушевывании или смягчениикомедийных средств. Но положительное в героях фельетона не становилосьменее значительным. Говоря об очень важных явлениях жизни, о подлинных ее героях, Райкин нежалел и красок юмористических, подмечая смешное в серьезном, так же каксерьезное всегда звучит в его сатирическом осмеянии. К сатире Райкин пришел от юмора. Это в известной степени наложилоотпечаток на все его творчество. Оно оптимистично по своей природе. Оноосновано на любви к человеку, на вере в него. И не удивительно поэтому, чтов палитре Райкина-сатирика большое разнообразие красок. Когда говорят, что оружие Райкина - смех, это справедливо, но, можетбыть, не совсем точно. Оружие Райкина - мысль, и боль, и действие,выраженное средствами актерского искусства, средствами комедии и сатиры,публицистики и лирики. Смех владеет зрительным залом. Райкин вызывает смех, дает емунаправление, цель, исподволь определяет его силу, оттенки. Партитура смехарождается вместе с новым спектаклем, с новыми образами. Вместе с эстраднымиавторами и драматургами актер погружается в раздумья о жизни и сцене, олюдях, с которыми сталкивает жизнь, и воплощаемых в итоге в театральныхобразах. Во имя жизни мы смеемся над злом - вот центральная мысль многихмонологов Райкина. Эта мысль, в сущности, пронизывает все сценическоесуществование Райкина, все спектакли его театра. Недаром слово "смех" вынесено в названия некоторых программ Театраминиатюр - "Смеяться, право, не грешно", "Время смеется". К. С.Станиславский говорил о знаменитом комике Живокини, что он "смешилсерьезом". В полной мере это меткое выражение подходит к юмору Райкина. Остановимся на программе "Светофор". Райкин выходит на сцену.Произносит первые слова вступительного монолога. И мысль актера начинаетдвижение по своей орбите. Предельной силы достигает выразительный,отточенный жест. Точное и взвешенное, острое и веселое, смелое и разящеерайкинское слово. Чередой проходят перед зрителем герои "Светофора". Длякаждого из них Райкин находит свой рисунок, свою характеристику, "свойсмех". Один из героев "Светофора" сошел со сцены и долгое время "жил" срединас. Это ему принадлежат нередко повторяемые нами слова: "Ты меня уважаешь,я тебя уважаю, мы уважаемые люди...", "дефсит". Он убежден, что нормальныеотношения между людьми могут быть только тогда, когда существует дефицит,"дефсит". Спектакль Театра миниатюр "Избранное" знакомит нас с историей театра. Водин вечер мы видим героев спектаклей разных лет. И все они такие разные.Приверженец того, что было раньше ( "раньше и кефир был лучше" ). Человек,облеченный властью, но вовсе не склонный принимать решения ( "Где горит?Что горит? Ах, сгорело?" ). Деятель Петр Сидорович, обнаруживший подобногерою гоголевского "Носа", что у него исчезла голова, но этого даже никтоне заметил. Отец десяти, нет одиннадцати детей ( "целая футбольнаякоманда", разве всех упомнишь? ). Каждому из них Райкин адресует "свойсмех". Смех злой и добродушный, непримиримый и взволнованный, взывающий ксовести. Спектакли Театра миниатюр всегда были очень популярны. Райкин умелсоздать в нем атмосферу творчества, в которой всесторонне проявлялисьисполнительские возможности и других актеров. Зритель хорошо знал артистовВ. Горшенину, О. Малоземову, Р. Рому, Т. Кушелевскую, Г. Новикову, М.Максимова и других. Товарищи по сцене, по искусству отмечают исключительнуютребовательность Райкина к себе, его настойчивость, работоспособность,неугомонность, умение не жалеть себя. "Сколько раз мы восхищались тем, как репетирует Райкин, - вспоминает Е.П. Гершуни. - Безжалостно, без конца, не зная времени для сна, отдыха, еды,он может сотни раз повторять одну и ту же сцену, пока не найдет нужный емуединственный результат. А потом все равно не остановится, будет добиватьсяеще лучшего, еще более лаконичного, более яркого и выразительного образа" (Гершуни Е. П. - Рассказываю об эстраде . - Л . , "Искусство" 1968.). Уместно вспомнить и об обширной географии военных гастролей театра .Осенью 1941 г. Ленинградский театр эстрады и миниатюр выступал вСреднеазиатских республиках , в начале 1942 г. - в Сибири и на ДальнемВостоке , на самых отдаленных пограничных заставах , в частях , на корабляхТихоокеанской и Амурской флотилий , в конце 1942 г. и в 1943 г. - наЦентральном и Северокавказском фронтах . На Кавказе же Аркадию Райкину былвручен Орден Отечественной войны. В начале 1943 г. он успел сняться вкинофильме " Концерт фронту " , где сыграл роль веселого киномеханика . В1944 г. - Белорусский фронт , в 1945 г. - Прибалтийский . " За четыре годамы, - вспоминал позднее Райкин ,- проехали много тысяч километров по всемфронтам от Балтики до Кушки , от Новороссийска до Тихого океана . ...выступал перед солдатами , матросами , командирами . И нацеливал свои , какпринято выражаться , сатирические стрелы туда же , куда целились бойцы ,- вфашистов ". Разнообразен репертуар тех выступлений . Уже на третий день войныпоявился новый большой фельетон - " Монолог черта " , в главном персонажекоторого легко угадывался " бесноватый фюрер ". Поправками оброс довоенный фельетон В.Полякова " Невский проспект ".Артист сам дополнил его текст и усилил его патриотическое звучание . "Невский проспект " призывает к защите города Пушкина , Гоголя , Блока . Вфельетоне звучит тема родного города . " Крепнет , наливается гневом голосартиста , и трепет проходит по рядам зрителей , когда Райкин , изображаябюрократа-снабженца , предлагает кому-то поделиться бензином ,предназначенным для фронта " ( О.Леонидов , Прошу внимания ,- " Огонек ",1942 , N 46 ). И совсем другой взволнованный голос рассказывал о том , чтозначит честное " поделимся " - жители Ленинграда часть своего голодногопайка отдавали фронту . В фельетоне сочетаются гражданский пафос и боевой задор , гордость илюбовь с ненавистью и сарказмом . Появились и новые сатирические персонажи , подсказанные временем .Зрители увидели фигуру , знакомую по карикатурам и плакатам : фашистскоговояку в накинутом на плечи дамском меховом пальто , чернобурке , фетровыхботинках . Политический шарж , острая реприза отражали злобу дня . "Вовремя войны, - вспоминает Райкин, по дипломатическим соображениям избегалиговорить, а тем более писать о том, что союзники медлят с открытием второгофронта. В спектакле " Кроме шуток " , который мы поставили тогда ,говорилось о том , что было бы очень хорошо , если бы весь мир жил по однимчасам . А то по нашим , получается в самый раз , а в Нью-Йорке считают ,что еще рано ." (" Смена " , 1978 г. , N 15) Такую " шутку " можно считать классическим примером точной , умнойполитической репризы , понятной самым широким зрительским массам. Театр выступал с антифашистскими миниатюрами " Передача окончена ", "Буква В " , " Ать-два " . В галерее райкинских фигур появился рыночныйфотограф , завлекавший клиентов декорацией - ярко-синим грубо намалеваннымморем и белой лодкой . Фотограф залихватски зазывал всех желающих снятьсяна фоне " роскошного " пейзажа . Заполучив жертву , он не унимался : " А ну, сделайте вид бодро-весело . Гребите по морям , по волнам ! ". Художник Карусель-Базарский устраивал " военную "выставку картин . Однуиз них с изображением снеговых гор , испещренных чьими-то следами , онподписывал " Наши автоматчики , ушедшие в энском направлении ". Картина ,которая раньше называлась " Морская гладь " , теперь переименована в "Финский транспорт в 15 тысяч тонн , ушедший на дно " , а " Зеленый лес "превратился в " Замаскировавшиеся танки " . Меткая сатира Райкина быланацелена на беззастенчивое приспособленчество и бездарность фотографа ихудожника . В годы войны " легкокрылая " муза эстрады не только доказала своеравноправие с другими видами искусства , но и вырвалась вперед , благодаряоперативности , доходчивости , мобильности . Нельзя обойти молчанием опыт Райкина, хоть и небольшой, вкинематографе. В молодости он сыграл небольшую роль в фильме "Мятежныегоды". Запомнилась кинозрителю его роль студента-медика, а затем врача, вленте "Доктор Калюжный". Воспроизведен в фильме небольшой райкинский скетч "Волшебная силаискусства". Одной из популярных комедий стал фильм "Мы с вами где-то встречались".На экране мы встретились вновь с некоторыми сатирическими образами,сыгранными Райкиным на сцене Театра миниатюр. Лента эта неимовернорасширила зрительскую аудиторию и без того популярного актера. Чешские кинематографисты сделали фильм "Человек со многими лицами",посвященный гастролям театра и А. Райкину. Имя его знакомо и англичанам. Оно внесено в энциклопедическийсправочник "КТО - КТО", где приведены подробные сведения о нем и еготворческих достижениях. Английские режиссеры сняли фильм и показали всейАнглии. Критик лондонской газеты "Таймс" писал: "Когда смотришь и слушаешьсегодняшних комиков, все чаще приходят на память такие старые мастерамьюзик-холла, как Роб Уилтон, Литл Тич, Джордж Формби, Грок и Мэри Ллойд...Среди наших современных комических актеров есть вполне сносные, и они дажевызывают смех, но почти все они не индивидуальны. ... На днях на наших телевизионных экранах засверкало изображениеименно такого индивидуального комического гения, Би-би-си впервые показалонам прославленного русского комика А. Райкина. Это было настоящее зрелище,подлинное открытие, такое выступление, которого мы не видели давно. Одна изсамых больших заслуг Райкина состоит в том, что он представляет собойполную противоположность отвратительным , "смешным до тошноты" комикам,которых мы в таком изобилии импортируем из Соединенных Штатов. У Райкинаесть что-то от Чарли Чаплина: удивительная способность живо и наглядноизображать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются впояснении. Он обладает даром проникать в самую глубь человеческих чувств...Мне никогда не приходилось видеть такой игры!" О гастролях Театра миниатюр и о Райкине писали в газетах Венгрии,Польши, Болгарии, Германии. Райкина знают в Италии, Японии. Приятно отметить, что Райкин выступал и в Севастополе. Зрительные залыДома офицеров флота и Дворца культуры рыбаков всегда были переполнены. И куда бы ни приехал Театр миниатюр, там всегда толпились люди, наустах у которых один и тот же вопрос: "Есть лишний билет на Райкина?"Именно на Райкина. Не в Театр эстрады, не в Театр миниатюр, а на Райкина.Это говорит о популярности актера, об интересе ко всему, что произносит онсо сцены, понимании жанра искусства, созданного Райкиным. Райкин сказал , Райкин изобразил, Райкин выставил напоказ. Зрительпривык прислушиваться к актеру. Он верит ему, верит в честность исправедливость актерской мысли , в любовь к человеку, которой окрашенокаждое слово , возвеличивающее и осуждающее , гордое и смешное . В самомзвучании этих слов , в их окраске ,про ступает актерское отношение . Бытьможет , поэтому все , что играет Райкин , неотрывно связано с обликомактера . Все , что произносит он со сцены , принадлежит ему как личности ,как художнику - и пафос , и лирика , и сатира , и актерское , ичеловеческое . - Мы не рабы . Рабы не мы ! Трудно переоценить талант Аркадия Райкина ,его мастерство , сценическое и человеческое обаяние . Внимательныесовременники видели в нем человека проницательного , живо интересующегосявсем происходящим . В нем видели художника , который глубоко осмысливаетмногие сложные проблемы искусства , кровно заинтересован в его плодотворномразвитии и хотя понимает закономерность эволюции и перемен , но убежденноотстаивает свои эстетические идеалы . В нем ценили неисчерпаемое остроумиеи разительную меткость оценок . При жизни Аркадий Исаакович Райкин был удостоен всех самых высшихнаград страны . В 1968 г. стал Народным артистом СССР . В 1980 г. -Лауреатом Ленинской премии . В 1981 г. - Героем Социалистического труда . Любовь к его искусству была и , пожалуй , осталась всенародной. И впамяти нашей он остается одним из самых любимых и популярных среди артистов, вписавших свое имя в историю отечественной эстрады . Кроме того , Райкиностался выдающимся человеком , общением с которым дорожили , а высказывания- ценили .НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА Л.УТЕСОВА " Если режиссер , ставя сегодня спектакль или фильм о довоенной жизнинашей страны , хочет передать атмосферу , эмоциональный колорит 30-х годов, он включает в свое произведение пластинки Леонида Утесова и с помощьюэтого простого средства безошибочно добивается желаемого эффекта - тембрголоса , жизнерадостный ритм , оптимистическая призывность и мужественностьлирики певца мгновенно переносят нас в те далекие годы . Человек актер , певец , влившийся в шеренги энтузиастов , самэнтузиаст , - Утесов задавал тон веселого настроения , можно сказать , тонжизни . То , как он спел " Марш веселых ребят " , надолго запомнилось . Этобыл марш жизнеутверждения . Каким же талантом надо было обладать , чтобы подняться на этот почетныйпьедестал запевалы и оставаться на нем в течение десятилетий ?! Ведь вокругбыло немало других певцов , - талантливых , популярных . Но именно Л.Утесовстал единственным . Вероятно , кроме таланта певца надо обладать еще чем-то , какой-токолдовской властью над людьми - ее часто называют обаянием - , чтобыдесятилетиями приковывать к себе внимание . И такая власть есть у Утесова. Надо обладать мастерством , и Леонид Утесов профессионально знает , какладить песню и свой выход к зрителям , как заставить сотни людей жить вунисон . А вдохновение делает его творчество крылатым . Но мастерство исполнителя , чтобы стать общественно значимым , должнобыть наполнено духовным миром человека , его точным пониманием времени , ичувством масштабности событий . Только тогда можно говорить об артисте како личности . " ( Дмитриев Ю. " Л.Утесов " - Искусство 1982г. ) Часто популярность , мода - начало " смерти " артиста . Моды на себяартисту , пожалуй , следует скорее бояться , чем радоваться ей . Но Утесоводолел и моду и популярность , взял над ними верх . Он стал больше , чемпросто эстрадный певец ,- он стал частью жизни нескольких поколений . Егопение хотели слышать в празничных концертах по радио папанинцы , " Песнястарого извозчика " служила радиомаяком для одного из авиационных полков ,и голос Утесова приводил летчиков на базу после выполнения боевых задач .Ю.Гагарин ждал своего взлета под пение Утесова . Ценили и любили Утесова не только слушатели , но и коллеги . В одном изтелевизионных интервью Георга Отца спросили , кто из певцов больше всегопроизвел на него впечатление . Он назвал три имени : Карузо , Шаляпин ,Утесов . Полюбившие Утесова однажды любят его до сих пор верно и преданно . Унего всегда было что сказать людям . Его искусство является школойчеловечности . Артистизм проявился в нем рано . Подростком Утесов пел друзьям подгитару , но он вовсе не собирался стать именно певцом . Музыка была егонеотъемлемой частью . И начинал Утесов не как певец , а как артист театров миниатюр ,драматического , оперетты . Его актерские способности сразу же покоряли иколлег и зрителей . Может быть , даже не столько еще способности , сколькосветлая энергия его темперамента . С ранних лет в нем бурлила веселая ижадная неуемность , радость жизни . И эти качества стали самымихарактерными особенностями его искусства . " Вообще кажется , что Утесов живет в каком-то необычайно выразительном, сочном мире . А он живет в том же мире , что и все мы , только видит егоярче и эту яркость умеет передать в своих песнях . " ( Дмитриев Ю. "Л.Утесов " Искусство 1982 г. ) От природы Утесов наделен заразительным умением перевоплощаться в самыхразных людей . Когда совсем юному Утесову впервые предложили принятьучастие в концерте профессиональных артистов , ему ничего не оставалось тутже освоить и исполнить популярную в то время сценку-пантомиму с разбитымзеркалом . Утесов вошел в театр легко , но постепенно к ниму пришло пониманиеответственности , стремление в каждом выступлении быть лучше себяпредыдущего . Он не пропускал ни одной репетиции , знал все роли во всехспектаклях труппы и был готов заменить любого актера . Выразительныхсредств всегда хватало : восприимчивой душой впитывал Утесов бесконечныевпечатления жизни , и они оседали в нем . Отдавал их Утесов так жеестественно и легко , как и вбирал . Отдавал всем - и собеседнику ,изрителю . Рассказывая о какой-либо встрече , он непременно воспроизводил иголос и акцент своего собеседника , будь то поляк , казах , китаец илигрузин . И собеседник не только видел этого человека , но и чувствовал егохарактер , круг его интересов , понимал , как сам Утесов относится кпредмету пародии ! Поэтому любая беседа с Леонидом Утесовым - словнопосещение театра одного актера . Такое умение мгновенно перевоплощаться на эстраде - важное и редкоекачество . Часто без всяких париков и гримов Утесов показывал зрителямдесятки непохожих характеров . Однажды был в его жизни вечер , на первый взгляд , совершеннофантастический . Тем , кто же присутствовал на нем , трудно поверить в егореальность . Даже хорошо знавшие Утесова отнеслись с недоверием к афишеленинградского " Палас - театра " сообщавшей , что артист предстанет вовсех мыслимых театральных жанрах : как певец - эстрадный , опереточный ,камерный ; как танцор - балетный и эксцентрический ; как дирижер -оркестровый и хоровой ; как скрипач и как гитарист ; как рассказчик икуплетист ; как клоун , жонглер и акробат , " на трапеции и в трагедии " .Утесов убедил всех сомневающихся . Он показал и бесчисленные свои таланты ,и чувство стиля , и чувство жанра . Произведения столь различных видовтеатрального искусства невозможно было бы исполнить одному артисту , необладай он подвижностью , гибкостью творческого аппарата , быстротойреакции , способностью мгновенно концентрировать мысль , чувство , ощущениев точном взгляде , интонации , позе . Все номера были исполнены не толькопрофессионально , но и с искренним переживанием . На этом уникальномвечере Утесов продемонстрировал качества необходимые каждому артисту , аэстрадному - в десятикратном . И здесь важно отметить , что этот вечер 1923 г. , не был единственным .Он был типичным для Утесова . Во время гражданской войны Утесов выступал вбригаде артистов , дававшей на фронте в день по нескольку концертов . Иоднажды , на так сказать сверхурочном ночном концерте , он один заменилвсех , буквально рухнувших от усталости . Утесов повторил все номера ихбригады , вспомнил все что знал сам . А знал он тогда уже много . Однажды Н.Богословский сказал об Утесове : " Как правило , педагоги ,умудренные жизненным опытом , влюблены в одну дидактическую истину : длятого чтобы достигнуть вершины в области искусства , надо беспрестанноработать и совершенствовать свое мастерство . Я убежден , что эта истинанепреложна . Но откуда же тогда взялся Утесов , которому , судя по тому ,что он умеет делать в совершенстве , понадбилось бы лет двести для упорнойработы над собой . " Энтузиазм , напор , ощущение неиссякаемых сил ( спектакль 1923 г. шелшесть часов ) , уверенность в себе , жажда самовыражения , творческаяжадность - все это , соединенное в одном человеке , сделало возможным и тотудивительный вечер в " Палас - театре " , после которого , как былонаписано в одной рецензии : " публика неистовствовала " , и ночной концерт, данный красноармейцам уходящим на фронт ! И хотя потом именно такие вечера не повторялись , Утесов находилвозможность использовать свою творческую многогранность . В серединедвадцатых годов он одновременно выступал в двух ленинградских театрах ,оперетте и " Свободном " , да еще по понедельникам , когда " Свободный " неработал , играл в сборных труппах , в серьезных драматических спектаклях . В спектаклях же " Свободного " театра Утесов исполнял обычно понескольку ролей в вечер . В пьесе - юмореске " Ну и дельце " С.Томского онс элементами трансформации играл роли всех свидетелей : Ли - х - н Чапа ,Пшебздубского , Менделевича , Фемистокла , Папандопуло , Старбекова .Надевая маски или только меняя с помощью деталей форму носа , ушей ,головы , Утесов подчас же начинал соответствовать этому новому облику ,соответствовать манерой , акцентом речи , глазами , голосом , осанкой ,движениями рук и ног . Он делал это так интнресно , что В.Дымов смотрелвыступления Утесова на каждом спектакле , который шел два раза в вечер . Откуда только раздобывал он такое разнообразие деталей , столькоинтонаций , характерных черточек , что ни один персонаж Утесова не былпохож на другого ?! И ведь каждый раз актер отталкивается от внутреннейсути образа . Утесов однажды сказал , что если ему надо сыграть хромогостарика , то он не станет копировать знакомых хромых стариков . " Япридумаю его сам " - сказал Утесов и тут же показал , как хромают старики, но показал не только их хромоту , " заодно " и характер , и настроение .По его походке можно было даже понять отчего они хромают - от увечья ,болезни или возраста . В исполнении Леонида Утесова даже самые маленькие и незаметныеперсонажи оперетт или рассказов становилмсь заметными и интересными, потмучто он умел найти и ярко показать особенности их человеческого существаипрожитой ими жизни . Преображение Утесова происходило в миг.Чудо роисходило рядом и было отэтого еще загадочнее . А секрет - в прирожденном умении остро схватить сутьчеловека . Утесов ярко видит и ощущает то , что каждую секунду происходит сего персонажем . Герой комедийного спектакля " Свободного театра " " Менднель Маранц "(американского драматурга Д.Фридмана ) в воплощении Утесова был настолькоживым , что зрители и критика могли решительно расходиться в оценках , ноне в реакции . Утесовский Мендель Маранц изобретательромантик ,сосредоточенный на своих идеях и не приспособленный к жизни , непереставал размышлять над странными , с его точки зрения , поступками жены, дочери и вообще людей . Время от времени Мендель Маранц изрекал выводы -афоризмы : " Что такое деньги ? " - горестно спрашивал он , потому что ихему всегда не хватало , и отвечал : " Болезнь , которую каждый хочетсхватить , но не распространить ". " Ум для мысли , а деньги могутзарабатывать и идиоты ". Этот задерганный житейскими невзгодами чудак висполнении Утесова умел филосовски отстраниться от суеты и выглядетрвопреки всему оптимистом . На спектакле хохотали до слез и грустили все . Но критик , садясьписать рецензию и осознавая примитивность текста , только разводил рукамии не мог понять , что же у него вызывало такой смех . А смех рождалоутесовское умение показать противоречиво-комическую сложность человеческойприроды . Утесов раздвигал границы произведения , извлекал скрытую в немпарадоксальность . Утесов умеет легко переходить от юмора к драме и оттрагедии к юмору . В драматических вещах он так же достоверен и искренен , как и вкомедийных . Но драматизм Утесова какой-то особый , земной , бытовой даже -не декламационный . Умение чувствовать персонаж , видеть его насквозь ,понимать любое движение его руки и принес Утесов на эстраду , в свои песни. А разве песни - это не маленькие пьесы ? И каждая со своими героями ,своим кругом чувств , своей атмосферой действия . Певец в течение одноговечера должен столько раз преобразиться , сколько песен он исполняет . Засвою жизнь Утесов переиграл сотни персонажей , сыграл - не только спел -более семисот песен . Петь он начал едва ли не с первых выходов на сцену . Пел в спектаклях ,опереттах , выступал с очень популярными тогда куплетами . Но , как ужеговорилось , песня не была для Утесова основным жанром , надо было петь походу действия , и он пел . По-настоящему певцом Утесов стал со временисоздания им " Теа-джаза " , где соединил то , что ему дорого - музыку итеатр . Послушав зарубежные джаз-банды , Утесов решил создать свой , отличныйот западных , оркестр . Позднее он вспоминал : "... неужели нельзя , думаля , повернуть этот жанр в нужном нам направлении ? В каком ? Мне было покаясно одно : мой оркестр не должен быть похожим ни на один из существующих ,хотя бы потому , что он будет синтетическим ". Он мечтал о джазе , которыйбыл бы хорошим , остроумным театром ; о музыкантах которые были бы хорошими, веселыми актерами ; о концерте , который стал бы спектаклем ; о песнях ,которые знал бы весь народ . Музыканты нашлись . Правда , поначалу они ни за что не соглашались"дурачиться" в соответствии с режиссерскими замыслами Утесова . " Чтобы я, - возмущался тромбонист , - становился на колено и голосом тромбона кому-то объяснялся в любви ? Ни за что ! Разве я для этого кончал консерваторию? " Но - такова сила настоящего коллектива - тромбонист стал на колено .Более того , потом он превратился в одного из самых одаренных , увлеченныхартистов " Теа-джаза" , где песня , танец , пантомима , декламация ,эксцентрика и лирика сплавились воедино . 8 марта 1929 г. в Малом оперном театре на концерте , посвященномМеждународному женскому дню , впервые прозвучал " Теа- джаз" Утесова .Успех был ошеломляющий . Сам Утесов считал , что именно в тот день он "схватил бога за бороду ". Критики уже в 30-е годы поняли , что Теа-джаз Утесова - это свеобразныймузыкальный театр миниатюр , что он ближе к театральным явлениям века ,нежели к " эстрадно - симфоническим оркестрам ". Не только дирижер и музыкант , а актер и режиссер встал во главепервого советского теа-джаза . Его программы меньше всего походили на исполнение отдельных номеров ,отдельных песен , где один солирует , а остальные "сопровождают". Его песни всегда были небольшими новеллами . Сюжеты его песен всегдастановились средством раскрытия психологии героя или персонажей . Онникогда не поучает . Словам патетически - возвышенным , артистпредпочитает слова простые . У Утесова всегда была своя " драматургия " : именно поэтому спетые импесни люди помнят не по именам их авторов , а как " песни Утесова " . Программы " Теаджаза " ставились как эстрадные спектакли , гдеразличные жанры и номера были объединены сюжетным хором или общими героями. Но не сразу Утесов был понят и признан . Имелось существенноеобстоятельство весьма мешавшее деятельности самого Утесова и руководимогоим джаза , это было время активной деятельности Российской ассоциациипролетарских музыкантов ( РАПМ ) , созданной в 1925 году , с цельюобъединения музыкантов вокруг задач социалистического строительства .Наверное , РАПМ и приносил что-то полезное на то время , но вместе с тем ,рапмовцы нанесли музыке весьма серьезный ущерб . Прежде всего это былазамкнутая организация , взявшая на себя смелость говорить от имени народа ,и она решительно отвергала творчество всех композиторов , в эту организациюне входивших . Мало того , выделив из композиторовклассиков нескольких , впервую очередь Мусоргского и Бетховена , признавая , что их творчествогероично народно , рапмовцы отвергли искусство многих других композиторов- классиков . Особенно от них доставалось П.И. Чайковскому , которогорапмовцы рассматривали как представителя загнивающего дворянства иупрекали за синтементальность . Лирику рапмовцы вовсе не признавали . Утесов же был певцом - лириком . К произведениям композиторов -рапмовцев он не обращался , чем и вызывал осуждение . А тут еще и джаз ,как говорили рапмовцы , типичное порождение буржуазного мира , одно изпрямых доказательств его загнивания . Один из авторитетных тогдамузыковедов В.Городинский , писал : " Что мы называем легкожанровой музыкой? Это музыка бара , кафешантана , варьете , " цыганщина " , джазоваяфокстротчина и т.д. , все это , что составляет некий музыкальный самогон ,что является художественной формой использования музыкального звучания недля поднятия масс , а для того , чтобы душить их инициативу , затемнять ихсознание ". ( Городинский В. Музыкальный фронт СССР . Музгиз . 1933 г. ) Конечно в таких условиях работать Утесову было трудно . Какие толькооскарбительные слова в свой адрес он не слышал , какие только реплики онем и об оркестре не раздавались ! Например , под рубрикой " Огонь похалтурщикам " была напечатана рецензия в связи с пребыванием Утесова и егооркестра в Харькове : " Что же представляло собой само выступление Утесова? Кривлянье , шутовство , рассчитанное на то , чтобы благодушно повеселить" господина " публику . Все это сопровождалось ужасным шумом ,раздражающим и подавляющим слух . Уходя и театра , слушатель уносил с собойчувство омерзения и брезгливости от всех этих похабных подергиваний ипошлых кабацких песен . На это безобразие должна обратить внимание вся советская общественность. Необходимо прекратить эту халтуру . Нужно изгнать с советской эстрадытаких гнусных рвачей от музыки , как Л.Утесов и К` " . ( Хоменко Ю.Утесовщина . - " За пролетарскую музыку " , 1930 г. , N 8 . ) В свою очередь Утесов , пытаясь доказать значение джаза , возможностьего развития в советских условиях , перед концертами выступал с "рефератами " , утверждая , что его джаз по своей природе бодр ,жизнерадостен , что он порожден эпохой индустриализации . Ну как-то надобыло защищать джаз !? А главное Утесов не прекращал работы , создавал новыепрограммы , и успех его ансамбля увеличивался . А между тем защищать джаз было действительно трудно . В статье "Социальные истоки музыкального искусства " А.В. Луначарский утверждал , что" ... современная музыка ( прежде всего джазовая ) рубит вашу волю вкотлету , что же касается подъемности джазовой музыки , то это подъемностьтипа наркотика , заставляющая дергаться как паяца на ниточке ". ( "Пролетарский музыкант " . 1929 г. N 4) Однако были люди , защищавшие джаз ! Г. Ландсберг , которого неслучайно знатоки называют первым по времени теоретиком джаза в нашей стране, писал : " Как не существует единого западного искусства , так нет иединого западного джаза . За годы кризиса в джазе укрепилось левое крыло ,смыкающееся с радикальной интеллигенцией Европы и особенно Америки ,группирующееся вокруг пианиста и дирижера Дюка Эллингтона " . ( ЛандсбергГ. На путях джазовой культуры . - " Рабочий и театр " , 1929 г. N 22 ) В то же время джаз , как экзотическая новинка , начал все чаще звучатьв фешенебельных ресторанах , посещаемых буржуазной публикой , и ,естественно , приспосабливался к ее вкусам . Утесов естественновоспользовался этим фактом , решив доказать , что его джаз решительноотвергает принципы буржуазной культуры , что его джаз избирает собственнуюдорогу и служит советскому зрителю . В программе " Джаз на повороте " ( 1930 г. ) , был придуман такой ход :первое отделение называлось " Джаз на западе ", и в нем оркестр честноиграл боевики " У камина " Рэя Нобла , " Штормовая погода " Гарольда Арлена, " Несколько тех дней " Шелтона Брукса . Зато второе отделение гордоименовалось " Джаз в СССР " , и тут уж оркестр , в белых брюках и темноголубых джемперах с эмблемой " ТД " , сполнял рапсодию на темы песеннародов СССР Дунаевского , Джазовую сюиту Животова . Эта программа стала действительно поворотом в судьбе Утесова . Газетыписали : " Теа-джаз - машина бодрости ... Буквально вентилируешь усталыемозги , получив порцию утесовского Теа-джаза . Учащенный ритм и темпсооответствует бурным стремительным темпом нашей жизни". Следующей программой был " Музыкальный магазин " ( 1932 г. ). Утесовговорил так : " Лучшее , что сделал я и мой оркестр почти за полвека своегосуществования , - это синтетическое представление " Музыкальный магазин ". Сам Утесов исполнял в нем несколько ролей . По поводу " Музыкального магазина " критик писал : " Еще недавно джазУтесова это была шеренга юношей с одинаковыми галстуками и одинаковымиулыбками ... И вот музыканты на виду у всех превращаются в актеров " . (Юзовский Ю." Утесов и Хенкин" . - " Вечерняя Москва " 1933 г. 12 янв. ) На одном из представлений " Музыкального магазина " побывалзаместитель председателя Комитета по делам искусств при Совете НародныхКомиссаров Б.З. Шумяцкий . Представление ему очень понравилось , и онпредложил перенести " Музыкальный магазин " на экран . Так появились " Веселые ребята ". Успех фильма создал Утесову подлинновсенародную популярность . В те годы не было эстрадного коллектива имеющеготакую известность , как утесовский . Постепенно оркестр Утесова все больше склонялся к концертнойдеятельности . Некоторые программы , например " Песни моей Родины " ( 1937 ) , " Двакорабля " ( 1938 ) , были составлены из народных песен и произведенийсоветских композиторов . Переход Утесова к концертным программам неостался незамеченным , когда он выступал в парке ЦДКА , критик писал : "Музыкальный коллектив Утесова прошел трудный путь эволюции от " Теа-джаза "к " Музыкальному магазину " и затем к джаз-оркестру , с жизнерадостной ,полнокровной массовой песней ." ( Лабковский Н." Утесов и его джаз" . - "Вечерняя Москва " 1937 г. , 19июля ) Именно Утесову принадлежит честь представления на профессиональнойэстраде массовой песни . Особое место в репертуаре Утесова занимают песни о любви . О любви наэстраде всегда пели и поют много и охотно . У Утесова своя " аранжировка "темы . У него всегда серьезное отношение к чувству любви , почтиобожествление его . Чаще всего Утесов поет не о безоблачном счастье , а о драматизме этогочувства . И в драматических любовных ситуациях его герои ведут всегдадостойно и мужественно . Они никогда не демонстрируют своей страсти , непохваляются любовью . У всех песен Утесова о любви есть одна общая особенность : едва ли не вкаждой , даже там , где поется о любви счастливой , чувствуется тоска поидеалу , по той совершенной любви , которой никому не дано достичь , но ккоторой постоянно стремится душа . Может быть , это и делает их такимипроникновенными . Как-то на репетиции дирижер С.Самосуд говорил опернымпевцам : " все должно быть выражено голосом так , чтобы , даже когда поешьпо радио , было понятно , что ты в это время делаешь ". Эти слова можновпрямую отнести к творчеству Леонида Утесова : слушаешь пластинку и видишь, о чем он поет . Его творчество всегда отличали обаяние , юмор , он умел сразурасположить к себе аудиторию . Утесов всегда умел подбодрить . Во время войны это особенно было нужно. Его песни помогали выживать . Ежедневно , интенсивно шли репетиции , разучивались новые песни : " Вземлянке " , " Одессит Мишка " , " Темная ночь " и другие . Утесов рассказывал , что когда он пел : " Ты одессит , Мишка , А это значит, что не страшны тебе Ни горе , ни беда . Ведь ты моряк , Мишка , А моряки не плачут И не теряют бодрость духа никогда , " - он чувствовал , что говорил собственные слова , забывая , что онартист , и подбадривал не только Мишку , но и самого себя . Однажды концерт проходил на перроне Ярославского вокзала для полкаморской пехоты . Утесов пропел про партизана Морозко . И вдруг из теплушкивыскочил " плечистый матрос , перепоясанный пулеметными лентами , савтоматом на груди и протянул Утесову руку : - С такой песней и в бой идти не страшно " . ( ТУР П ." Леонид Утесов". " Театр " , 1965 г. N 7 ) Утесов со своим ансамблем побывал на многихфронтах , однако выступить на всех боевых участках , обслужить всехтыловиков было невозможно , и Утесову предложили сняться в фильме " Концертфронту " . Вместе с ним снимались : М.Царев , О.Лепешинская , Л.Русланова ,К.Шульженко , И.Козловский , и другие артисты . Кстати , конферировалА.Райкин . Пожалуй , никогда ранее Утесов не слышал такого общего одобрения своеготворчества , как в годы войны . С репертуаром у Утесова всегда было трудно , хорошая песня вещьдефицитная . Нокак раз в военные годы хороших песен появилось больше , чемв предыдущие , да и в последующие годы . О чем бы ни пел Утесов , все исходило из его сердца , а потому инаходило путь к сердцам слушателей . Вероятно , это и есть талант . Рядом с лирикой у Утесова всегда соседствует юмор , но все равнолирически окрашенный . В беседе с корреспондентом Утесов утверждал : " Чем больше у человекаразвито чувство юмора , тем для меня он человечнее ... Человек с развитымчувством юмора , это мое глубокое убеждение , не может быть деспотичным ,подлым " . (" И тот , кто с шуткой" . - " Труд " , 1968 г. 4 авг. ) Сам Утесов говорит : " Когда я умру , этак лет через сто , - ксожалению , случится , - позовите к моей могиле оркестр . Если я не вскочуиз гроба , значит , я действительно умер " . ( И тот , кто с шуткой .- "Труд ".1968 г. 4 авг. ) Совсем незадолго до окончания войны , режиссер Р.Симонов в статье ,посвященной Утесову писал : " У Утесова редкое сочетание талантовмузыканта и драматического актера , что позволяет обогащать содержаниепесни , делать его более глубоким . В каждой своей песне он не толькоисполнитель , но и автор , такой же , как композитор и поэт . Можно подчасудивляться большой эмоциональной подвижности артиста , способности его вкаждой новой песне перевоплощаться , создавать образы : лирические ,комические , сатирические , драматические , трагические . Вспомним хотя быего последнюю джаз-сюиту " Салют " ( 1944 г. ) : от песен горя и гнева - допесен сатирических и победных . И хотя больше всего говорят об утесовскомюморе , но иногда , слушая драматическую по теме песню в исполнении этогоартиста , действительно затрудняешься сказать , какая тема ему ближе -комическая или драматическая ? Он не только как талантливый музыкант ведет оркестр , но интерпретируетмелодию , проникается ее содержанием , умеет жестом , мимической игройзаразить своим настроением зрительный зал , помогает ему проникнуть всамую глубину содержания мелодии . Мы не видим его лица , когда ондирижирует оркестром , иполняющим " Марш Гастелло " , но как проясняетгероическое звучание этого марша патетический , драматический жест Утесова- дирижера ! " ( Симонов Р." Утесов" . - " Советское искусство " , 1945 г., 29 марта ) Успех Утесов и его оркестр имели большой , авторитет коллектива и егоруководителя , установившийся во время войны , не снижался . В 1947 годуУтесову было присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств . Казалось , что в первые послевоенные годы положение Утесова и егооркестра было стабильным . Везде их хвалили , не хватало билетов наконцерты . Утесов находился в поре творческой зрелости . Что же касаетсяоркестра , то о нем сам руководитель через несколько лет писал так :музыканты " любили свое дело и не жалели на него сил . Я это знал и все отних требовал , требовал , и мне все казалось мало , я всегда был не доволен. Я чувствовал , что они могут лучше - и именно в силу этой любви . И послекаждого концерта я придирался к малейшему их промаху и сердился на них . А теперь , когда я слушаю пластинки тех лет , я понимаю , какие онибыли молодцы , какие тонкие и сложные вещи им удавались , и кляну себя ,что был безжалостным " . ( Утесов Л." Спасибо , сердце !" ) Значит , иоркестр , по мнению его руководителя , отличался высокими достоинствами . Но история повторяется . На смену РАПМа пришел ЦК ВКП(б) .Постановление ЦК ВКП(б) (1946) " О репертуаре драматических театров и мерахпо его улучшению " призывало "...отражать в произведениях искусства преждевсего жизнь советского общества в ее непристанном движении вперед по пути ккоммунизму ". И критики сразу набросились на Утесова . Их недовольство вызывало то , что Утесов выступал с джазом . Некоторемузыковеды продолжали рассматривать джаз как одно из проявлений буржуазнойкультуры и в силу этого не могущее быть представленным на советской эстраде. В одной из статей М.Сокольский писал : " что может быть менее созвучнымнашей музыке , нашим советским песням , богатейшему фольклору советскихнародов , чем ноющий , как больной зуб , или воющий саксофон , оглушительноревущий изо всех сил тромбон , верещащие трубы или однообразно унылый стуквсего семейства ударных инструментов , насильственно вколачивющих всознание слушателя механически повторяющиеся ритмы фокстрота или румбы . Нет! Мы решительно против искусственного соединения нашей музыки с джаз- оркестрами , а те , кто пытается втискивать ее насильственно в джаз ,калечит ее , коверкает ". ( Сокольский М . " О джазе ". - " Советскоеискусство " 1952 г. 16 февраля ) Подобное выступление было далеко не единичным . И в результате джазвообще похоронили . И опять Утесов должен был доказывать очевидное , оправдываться , будучиневиновным . С известной долей раздражения он писал тогда : " Надоелипоучения - какая музыка нужна советскому человеку . Нужна всякая хорошая .Советский человек жаден до искусства . Ему подай все : оперу , симфонию ,песню , романс и легкую музыку . И нечего скучным людям превращатьчеловеческие радости в " мероприятия " , навязывать народу вкусовщинумрачных чиновников , никогда не поющих , не танцующих , носящих маскуглубокомыслия " . ( " Советская музыка " , 1953 г. ,N 11 ) Не прекращались споры , касающиеся театрали




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Утесов и Райкин жизнь и творчество iconЖизнь и творчество И. Бунина Реферат По литературе Ученика 9б класса Кухаренко Олега 2000 год Жизнь и творчество И. А

Утесов и Райкин жизнь и творчество iconЛ. Н. Андреев. Жизнь и творчество|Студент V курса ||вечернего отделения ||2 англ группы ||Рудомёткин Андрей || || || ||Преподаватель – || ||Авраменко А. П. | Москва 2001 Л. Н. Андреев. Жизнь и творчество. Андреев Леонид Николаевич (9 (21). 1871, Орел – 12 1919, д. Нейвала, Финляндия) – прозаик, драм

Утесов и Райкин жизнь и творчество iconОсип Мандельштам. Жизнь и творчество министерство образования РФ тверской лицей «Осип Мандельштам. Жизнь и творчество»

Утесов и Райкин жизнь и творчество iconТеоретическое обоснование дружбы Пушкина и Жуковского на основе реферирования двух книг. Анализ книг Е. А. Маймина «Пушкин. Жизнь и творчество» и И. М. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского»
Анализ книг Е. А. Маймина «Пушкин. Жизнь и творчество» и И. М. Семенко «Жизнь и поэзия Жуковского»
Утесов и Райкин жизнь и творчество iconРеферат по м Х к тема: Жизнь и Творчество Ван Гога Ученица 11
Рембрандта, особенно вторая половина его творчества, начиная с "Ночного дозора", когда выросла пропасть между ним и его заказчиками-бюргерами....
Утесов и Райкин жизнь и творчество iconЖизнь и творчество Н. С. Лескова Жизнь и творчество Н. С. Лескова Умом Россию не понять
«освещение подлежащее и толк по разуму и совести». Каждое его произведение – это художественно развернутый факт жизни, это художественная...
Утесов и Райкин жизнь и творчество iconФеренц Лист. Жизнь и творчество Ференц Лист. Жизнь и творчество
Доборьян (Венгрия), в семье школьного учителя Адама Листа и служанки Марии-Анны Лагер. Семья эта жила небогато: дом, в котором они...
Утесов и Райкин жизнь и творчество iconУчебника по теме: «Жизнь и творчество Л. Н. Толстого»
Проект разработан для изучения темы «Творчество Л. Н. Толстого» в 10 классе на уроках литературы
Утесов и Райкин жизнь и творчество iconИван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество
Иван Сергеевич Тургенев происходил из дворянской среды. Такая биографическая констатация для нас привыч­на: из этой среды вышло большинство...
Утесов и Райкин жизнь и творчество iconЖизнь и творчество

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы