Происхождение государства icon

Происхождение государства



НазваниеПроисхождение государства
Дата конвертации07.07.2012
Размер253,16 Kb.
ТипРеферат
Происхождение государства


Содержание.| |стр. ||Введение: общество и власть. ………………………... |3 ||1. Плюрализм теории происхождения государства. |4 ||2. Первобытное (догосударственное) общество: …… |6 ||а). ирокезский род, | ||б). греческий род, | ||в). род в Риме, | ||г). род в кельтов и германцев. | ||Заключение. …………………………………………… |21 ||Литература и источники. ……………………………... |23 | Введение Общество и власть Общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организацияих жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключаетсяв многообразных (экономических, нравственных и других) связях и отклоненияхмежду людьми, их объединениями и общностями. Это сложная саморазвивающаясясистема связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми,этническими, семейными, сословными, классовыми отношениями и интересами. Вобществе прежде всего действуют не биологически, а социальные законы. Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений,основу которых составляют экономические (материальные) отношения,позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно – исторически, выделятьразличные общественно – экономические формации (рабовладельческое,феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых,выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической,политической, духовной); в-третьих, четко определить субъектов социальногообщения (личность, семья, нация и другие). Общество появилось когда люди выделились из мира животных. Человек –его главная предпосылка и первичная клетка, ибо, как говорил ещеАристотель, человек есть существо общественное. Поэтому важнейшая чертаобщества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязейразличных существ. взаимодействуя с обществом, человек развивается сам иразвивает свои социальные свойства и силы, и тем самым становится личностьюи стимулирует прогресс общества. В различные периоды исторического развития общество принималоразличные формы, изменялись степень его зрелости, внутренне строение, тоесть экономическая, социально-классовая, политическая структура.Первобытное общество, например, было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенноструктура общества изменялась: с изменением экономических отношенийпоявились социальные общности, группы, классы, имеющие свои интересы иособенности. Вместе с человеческим обществом возникает социальная властькак его неотъемлемый и необходимый элемент. Она предает обществуцелостность, управляемость, служит важным фактором организованности ипорядка. Это стимулирующий элемент, обеспечивающий обществужизнеспособность. Под воздействие власти общественные отношения становятсяцеленаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемыхсвязей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом,социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность тойили иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующегосубъекта)1 – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различныеметоды, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов –неполитическая и политическая (государственная). Власть – явление надстроечное, ее природа, свойства, функцииопределяются экономическими отношениями, базисом общества. Однако она неможет функционировать помимо воли и сознания людей. Власть означает, содной стороны, передачу (навязывание) властвующих своей воли подвластным, ас другой стороны подчинения подвластных этой воле. Воля прочно соединяетвласть с ее субъектами. Власть принадлежит той социальной общности, волякоторой в ней воплощена. Бессубъектной, то есть ни кому не принадлежащей,власти нет и не может быть. Вот почему в учении о власти важное местозанимает «властвующий субъект» - первоисточник власти. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующий иподвластный отчетливо различаются и занимают различное положение вобществе. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает бытьреальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь.Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных, то есть опирается насилу авторитета. Определяющая черта власти – способность властвующихнавязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. 1. Плюрализм теории происхождения государства Плюрализм народных взглядов на теорию происхождения государства иправа обусловлен историческими особенностями развития общества,своеобразием тех или иных регионов мира. К наиболее известным относятся следующие теории: 1. Теологическая (Ф. Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Согласно данным воззрениям государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. Народ должен беспрекословно подчиняться всем велениям государственной воли, как продолжению воли божественной. 2. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи. 3. Патримониальная (Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримонизм). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. 4. Договорная. (Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, А. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.-Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству, как органу, представляющему их общие интерес, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию. 5. Теория насилия. (Дюринг, Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпиловича, «мы можем признать главные, основные части, действительно краеугольные камни государства, - в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству.» [Л. Гумпилович. Общее учение о государстве. Сиб-1910.С-47, 120- 121.] Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими. 6. Психологическая. (Л. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета. 7. Марксистская. (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов). Согласно этой теории, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. С уничтожением классов отмирает и государство. Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Каждая из них является лишь определенной ступенькой к познанию истины. 2. Первобытное (догосударственное) общество Наша литература длительное время освещала до государственное общество,опираясь главным образом на книгу Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частнойсобственности и государства». Она была написана на основе вышедшего в 1877г. фундаментального исследования Л. Моргана «Древнее общество», в которомпрослеживается жизнь североамериканских индейских племен. К концу XX векаблагодаря успехам археологов и этнографов представления о первобытномобществе существенно обогатились, был преодолен односторонний евро-центристский взгляд на древнюю историю, в орбиту научного осмысления былавключена история всех регионов Земного шара. Сегодня научная периодизация до-государственного обществаобосновывается по-новому. Для теории государства и права определеннуюметодическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитиипервобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования ивоспроизводства: присваивающей экономики (охота, рыболовство,собирательство), производящей экономики (земледелие, скотоводство,металлообработка, керамическое производство). Первобытному периоду восновном соответствует материнский род (матриархат), второму –патриархальный (патриархат). Любое человеческое общество должно быть каким-либо образоморганизовано, т.е. организационно оформлено. В противном случае онообречено на превращение в стадо, толпу. Морган был первый, кто со знанием дела попытался внести в предысториючеловечества определенную систему. Их трех главных эпох – дикости, варварства, цивилизации – его занимаюттолько две первые и переход к третьей. Каждую из этих двух эпох он подразделяет на низшую, среднюю и высшуюступень сообразно с успехами в производстве средств и жизни, потому что,говорит он, «искусность в этом производстве имеет решающее значение длястепени человеческого превосходства и господства над природой; из всехживых существ только человеку удалось добиться почти неограниченногогосподства над производством предметов питания. Все великие эпохичеловеческого прогресса более или менее прямо совпадают с эпохамирасширения источников существования. I. Дикость 1. Низшая ступень. Детство человеческого рода. Люди жили, частью по крайней мере, на деревьях. Пищей служили им плоды, коренья, орехи; главное достижение этого периода – возникновение членораздельной речи. 2. Средняя ступень. Начинается с введения в употребление в пищу рыбы, и с применения огня. Люди стали независимыми от климата и местности. Вследствие постоянной необходимости в источниках питания на этой ступени, по-видимому, появилось людоедство. 3. Высшая ступень. Начинается с изобретения лука и стрелы. Для эпохи дикости лук и стрела были тем же, чем стал железный меч для варварства и огнестрельное оружие для цивилизации, - решающим оружием. II. Варварство 1. Низшая ступень начинается с введения гончарного искусства, приручением и разведением животных, возделыванием земли. 2. Средняя ступень. На востоке начинается с приручения домашних животных, на западе – с возделывания съедобных растений (маис). 3. Высшая ступень. Начинается с плавки руды и переходит в цивилизацию через изобретение буквенного письма. Мы встретим здесь плуг с железным лемехом, с домашним скотом в качестве тяги, благодаря которому стало возможно земледелие. Итак, моргановскую периодизацию можно обобщить так: дикость – периодпрямого присвоения готовых продуктов питания. Варварство – период введенияскотоводства и земледелия. Цивилизация – период освоения дальнейшихпродуктов природы. Исторически первой формой организации доисторического общества явиласьродовая община. Личная, родственная связь сплачивала всех членов родов. Этоединство упрочняли также коллективный труд, общее производство иуравнительное распределение. Морган разъяснил пункты древней греческой и римской истории иодновременно с этим неожиданно вскрыл перед ними основные чертыобщественного устройства первобытной эпохи до возникновения государства. В качестве классического рода первоначальной эпохи Морган берет родирокезов, особенно род племени сенека. В этом племени имеются восемь родов,носящих названия животных: 1) волк, 2) медведь, 3) черепаха, 4) бобр, 5)олень, 6) кулик, 7) цапля, 8) сокол. В каждом роде существуют следующиеобычаи: 1. Род выбирает своего «сахема» (старейшину для мирного времени) и вождя (военного вождя). Сахем должен был избираться из состава самого рода, и его должность была наследственной, поскольку после освобождения она должна была немедленно снова заниматься; военачальника можно было выбирать и не из членов рода, а временно должность его могла оставаться ни кем не занятой. Сахемом ни когда не выбирали сына предыдущего сахема, так как у ирокезов господствовало материнское право и сын, следовательно. принадлежал к другому роду, но часто выбирали его брата или сына сестры. В выборах участвовали все мужчины и женщины. Но выбор подлежал утверждению со стороны остальных семи родов, и только после этого избранный торжественно вводился в должность и притом общим советом всех ирокезов. Власть сахема внутри рода была отеческая, часто морального порядка, средствами принуждения он не располагал. Вместе с тем он по должности состоял членом совета племени сенека, равно как и общего совета союза ирокезов. Военный вождь мог приказать что- либо лишь во время походов. 2. Род по своему усмотрению смещает сахема и военного вождя. Это решается совместно мужчинами и женщинами. Совет племени может сместить и сахема даже против воли рода. 3. Никто из членов рода не может брать жену внутри членов рода. Открытием этого простого факта Морган впервые вскрыл сущность рода. 4. Имущество умерших переходило к другим сородичам, оно должно было оставаться в роде. 5. Сородичи обязаны были оказывать друг другу помощь, защиту, и, в особенности, помогать мстить за обиду, нанесенную чужими. Отсюда из кровных уз рода возникала обязанность кровной мести. 6. Род имеет определенные имена или серии имен. Имя отдельного члена рода указывало к какому роду он принадлежит. С родовым именем неразрывно связаны и родовые права. 7. Род может усыновлять посторонних и таким образом принимать их в члены племени. У ирокезов торжественное принятие в род происходило во время публичного заседания совета племени, часто превращало это торжество в религиозную церемонию. 8. Религиозные церемонии индейцев более или менее связаны с родом. 9. Род имеет общее место погребения. 10. Род имеет совет – демократическое собрание всех взрослых членов, мужчин и женщин, располагающими равным правом голоса. Этот совет выбирал и смещал сахемов и военных вождей, а также остальных «блюстителей веры», он выносил постановления о выкупе или кровной месте за убитых сородичей, он принимал чужих в состав рода. Одним словом, он был верховной властью в роде. Таковы права типичного индейского рода. Все его члены – свободныелюди, обязанные охранять свободу друг друга. Обладая равными личнымиправами, ни сахем, ни военный вождь не претендуют ни на какие личныепреимущества. Род представляет собой братство. связанное кровными узами.Свобода, равенство, братство – хотя это ни когда не было сформировано –были основными принципами рода, а род, в свою очередь, был единицей целойобщественной системы, основой организованного индейского общества. Этимобъяснялось непреклонное чувство независимости и собственного достоинства,которые каждый должен признать за индейцами. У очень многих индейских племен насчитывалось более пяти или шестиродов, мы встречаем организацию особых групп, по три, четыре и более родовв каждой. Морган называет такую группу фратрией (братством). Как несколько родов образуют фратрию, так несколько фратрий вклассической форме родового строя образуют племя. 1. Для отдельного племени характерно собственная история и собственное имя. 2. Племени свойственен диалект. 3. Право торжественно вводить в должность избранных родами сахемов и военных вождей. 4. Право смещать их даже против желания их рода. Так как эти сахемы и военные вожди состоят членами совета племени, то эти права племени по отношению к ним объясняются сами собой. 5. Совет племени занимался обсуждением общих дел. Он состоял из всех сахемов и военных вождей отдельных родов, их подлинных представителей, потому что они в любой момент могли быть смещены. Совет племени заседал публично, окруженный членами племени, которые имели право быть выслушанными. Он принимал и отправлял послов, объявлял войну и заключал мир. Защита подвергшейся нападению области, принадлежащей племениосуществлялась дружинами добровольно. Когда несколько дружин соединялисьдля какого-либо предприятия, каждая из них подчинялась собственному вождю. У некоторых племен мы встречаем верховного главу, полномочия которогобыли весьма невелики. Это был один из сахемов, который должен был вслучаях, требующих немедленного действия, принимать временные меры до того,как сможет собраться совет и принять окончательное решение. Тут мы видимслабый, но в дальнейшем развитии оставшийся бесплодным, зачаток органа,обладающего исполнительной властью. Последняя, в большинстве случаев, еслине везде развилась из функции верховного военачальника. Союзы между родственными племенами заключались местами в случаевременной нужды и с ее устранением распадались. В отдельных местностяхизначально родственные но разобщенные племена вновь объединялись вдлительные союзы, делая, таким образом, первый шаг к образованию наций.Самое позднее в начале XV века развился «вечный союз» – федерация, котораяв сознании приобретенной ею силы немедленно приняла наступательныйхарактер, завоевала окружающие его значительные пространства. Союз ирокезовпредставляет самую развитую общественную организацию. Основные черты этогосоюза: 1. Полное равенство и самостоятельность во всех внутренних делах племени. Кровное родство составляло подлинную основу союза. Они имели общий язык. 2. Органом союза был союзный совет, состоящий из 50 сахемов, равных по положению и почету. Этот совет выносил окончательные решения по всем делам союза. 3. Эти 50 сахемов были при учреждении союза распределены по племенам и родам в качестве носителей новых должностей, специально учрежденных для целей союза. Их переизбрание производили сами члены рода, но утвердить их должен был союзный совет. 4. Союзные сахемы были также сахемеми своих племен. 5. Все постановления союзного совета должны были приниматься единогласно. 6. Каждый из пяти советов племени мог созвать союзный совет, тогда как последний не мог собраться по собственному почину. 7. Заседание происходило перед собравшимся народом, каждый ирокез мог взять слово. 8. В союзе не было персонального верховного главы, лица, которое стояло бы во главе исполнительной власти. 9. Союз имел двух военных вождей с равными полномочиями. Таков был общественный строй, при котором ирокезы прожили свыше 400лет и еще живут до сих пор. Мы имели возможность изучить организациюобщества, еще не знающего государства. Государство предполагает особуюпубличную власть, отделенную от всей совокупности постоянно составляющихего членов. На примере североамериканских индейцев мы видим, как первоначальноединое племя постепенно распространяется по огромному материку; как племя,расчленяясь, превращается в народы, в целые группы племен, как изменяютсяязыки; как наряду с этим внутри племен отдельные роды расчленяются нанесколько родов. И всем им соответствует в общем и в целом вышеописанноеобщественное устройство, за исключением только того, что многие из них недошли до союза родственных племен. В качестве основной общественной ячейки дан род, из этой ячейкиразвивается вся структура родов, фратрий, племен. Все три группыпредставляют различные степени кровного родства, причем каждая из нихзамкнута в себе и сама управляет своими делами, но служит также дополнениемдля других дел, подлежащих их ведению, охватывает всю совокупностьобщественных дел человека, стоящего на низшей ступени варварства. Поэтому,встречая у какого–нибудь народа род как основную общественную ячейку, мыдолжны будем искать у него и организацию племени, подобную той, которую мыописали. Все равны и свободны, в том числе и женщины. Рабов еще нет:порабощения чужих племен, как правило, также еще нет. А каких мужчин иженщин порождает такое общество, показывает восхищение всех белых,соприкасавшихся с неиспорченными индейцами, чувством собственногодостоинства, прямодушием, силой характера и храбростью этих варваров. Так выглядели люди и человеческое общество до того, как произошлоразделение его на различные классы. Но не забудем, что эта организация была обречена на гибель. Дальшеплемени она не пошла; союз племен означает уже начало ее подрыва.Находившийся в полном расцвете родовой строй, каким мы наблюдали его вАмерике, предполагал крайне неразвитое производство, следовательно, почтиполное подчинение человека природе, что и находит свое отражение в наивныхпо-детски религиозных представлениях. Власть первобытной общины должна былабыть сломлена, - и она была сломлена. Между греками и американскими племенами, о которых шла речь выше,лежит почти целых два больших периода развития, на которые грекигероической эпохи опередили ирокезов. Род греков поэтому уже отнюдь неархаический род ирокезов, печать группового брака начинает заметностираться. Афинский род покоился на следующих основаниях: 1. Общие религиозные празднества, исключительное право жречества совершать священные обряды в честь определенного бога. 2. Общее место погребения. 3. Право взаимного наследования. 4. Взаимная обязанность оказывать друг другу в случае насилия помощь, защиту. 5. Владение общим имуществом, собственным архонтом (старейшиной) и казначеем. 6. Происхождение считается по отцовскому праву. 7. Запрещение браков внутри рода. 8. Право избирать и смещать старейшин. Каждый род имел своего архонта. Фратрия, как и у американцев, была первоначальным родом,расчленившимся на несколько дочерних родов. Фратрии встречаются еще у Гомера в качестве военной единицы. Фратрияимела старейшину (фратриарха). Общие собрания принимали обязательныерешения, обладали судебной и административной властью. Даже позднейшеегосударство, игнорировавшее род, оставило за фратрией некоторыеобщественные функции административного характера. Несколько родственных фратрий составляют племя. В Аттике было четыреплемени: в каждом племени – по три фратрии и в каждой фратрии по тридцатиродов. В поэмах Гомера мы находим греческие племена в большинстве случаев ужеобъединенными в небольшие народности, внутри которых роды, фратрии иплемена все же еще вполне сохраняют свою самостоятельность. Организация управления этих племен и народностей была следующей: 1. Постоянным органом власти был совет, состоявший из старейшин родов, позднее же, когда число их слишком возросло, - из особых избранников, что стало условием для образования и укрепления аристократического элемента. В важных вопросах совет принимает окончательные решения. В последствии, когда было создано государство, этот совет превратился в сенат. 2. Народное собрание (адога). У ирокезов мы видели, что народ, мужчины и женщины, окружают собрание совета, влияют на его решения. У гомеровских греков это «окружение» развилось уже в настоящее народное собрание, как это имело место также у древних германцев. Оно называлось советом для решения важных вопросов; каждый мужчина мог брать слово. Решение принималось поднятием рук или криком. Собранию принадлежала в последней инстанции верховная власть. Ведь в то время, когда каждый взрослый мужчина в племени был воином, не существовало еще отдельной от народа публичной власти, которая могла бы быть ему противопоставлена. Первобытная демократия находилась еще в полном расцвете, и из этого мыдолжны исходить при суждении о власти и положении как совета, так ибасилевса. Если у греков при господстве отцовского права должность басилевсаобычно к сыну или к одному из сыновей, то это лишь доказывает, что сыновьямогли рассчитывать на наследование в силу народного избрания, но отнюдь неслужит доказательством законного наследования помимо такого избрания. В данном случае мы находим у ирокезов и греков первый зародыш особыхзнатных семей внутри рода, а у греков к тому же еще и первый зародышбудущего наследственного предводительства или монархии. Следуетпредположить, что у греков басилевс или избирался народом или же должен былутверждаться его признанными органами – советом или агорой, как этопрактиковалось по отношению к римскому «царю». Слово басилевс, которое греческие писатели употребляют для обозначениягомеровской так называемой царской власти, при наличии на ряду с ней советавождей и народного собрания, означает только военную демократию (потому чтоглавный отличительный признак этой власти – военное предводительство). У басилевса, помимо военных, были еще жреческие и судейские права;последние не были точно определены, первые были присвоены ему какверховному представителю племени или союза племен. Этимологически правильно переводить слово «басилевс» как «старейшинарода». Современному значению слова «король» древнегреческое «басилевс»совершенно не соответствует. Аристотель говорит, что «basileca» героической эпохи былапредводительством над свободными, а басилевс был военачальником, судьей иверховным жрецом; правительственной властью в позднейшем смысле он,следовательно, не обладал. В греческом строе мы видим еще в полной силе древнюю родовуюорганизацию, но вместе с тем, уже и начало подрыва ее: мы видим здесьотцовское право с наследованием имущества детьми, что благоприятствовалонакоплению богатства в семье и усиливало семью в противовес роду; обратноевлияние имущественных различий на общественный строй посредствомобразования первых зародышей наследственной знати и царской власти;восхваление и почитание богатства как высшего блага и злоупотреблениядревними родовыми учреждениями для оправдания насильственного грабежабогатств. Не хватало учреждения, которое увековечило бы не тольконачинающееся разделение общества на классы, но и права имущего класса наэксплуатацию неимущих и господство первого над последним. И такое учреждение появилось. Было изобретено государство. Первымипоселенцами в Риме был ряд объединенных в одно племя латинских родов. Общепризнанно, что римский род был таким же институтом, как и родгреческий; если греческий род представляет дальнейшее развитие тойобщественной ячейки, первобытную форму которой мы находим у американскихкраснокожих, то это целиком относится и к римскому роду. Римский род имел следующее устройство: 1. Взаимное право наследования членов рода; имущество оставалось внутри рода. В римском праве господствовало уже отцовское право, потомство по женской линии исключалось из наследования. По закону Двенадцати таблиц, древнейшему известному нам писаному памятнику римского права, наследовали в первую очередь дети как прямые наследники, за их отсутствием – сородичи. Во всех случаях имущество оставалось внутри рода. Мы видим здесь постепенное проникновение в родовой обычай новых, порожденных ростом богатства и моногамией правовых норм: первоначально равное право на наследование всех сородичей сперва – и, очень рано – ограничивается на практике детьми и потомством по мужской линии. 2. Обладание общим местом погребения. 3. Общие религиозные празднества. 4. Обязательства не вступать в брак внутри рода. Это, по-видимому, никогда не превращалось в Риме в писаный закон, но оставалось обычаем. 5. Общее владение землей. 6. Обязанность сородичей оказывать друг другу защиту и помощь. Римское государство с самого начала выступило на сцену такой преобладающей силой, что право защиты от несправедливости перешло к нему. А о праве избирать и смещать старейшину нигде не упоминается. Но таккак в первый период существования Рима все должности замещались по выборуили по назначению, начиная с выборного царя, и так как жрецы курийвыбирались куриями, то мы можем предположить относительно старейшин родовто же самое, хотя избрание из одной и той же семьи в роде могло уже статьправилом. Таковы были права римского рода. За исключением уже завершившегосяперехода к отцовскому праву, они точно воспроизводят права и обязанностиирокезского рода. Десять родов составляли фратрию, которая здесь называлась курией иимела более важные общественные функции, чем греческая фратрия. Десятькурий составляли племя, которое первоначально, подобно остальным латинскимплеменам, имело своего выборного старейшину – военачальника и верховногожреца. Все три племени, взятые вместе, составляли римский народ. К римскому народу, таким образом, мог принадлежать только тот, кто былчленом рода, а через свой род – членом курии и племени. Первоначальныйобщественный строй этого народа был следующий. Общественными делами ведалсначала сенат, который составлялся из старейшин трехсот родов; именнопоэтому, в качестве родовых старейшин, они назывались отцами (patres), а ихсовокупность – сенатом (совет старейшин, от слова senex–старый). Вошедшее в обычай избрание старейшин всегда из одной и той же семьикаждого рода создало и здесь первую родовую знать. Эти семьи называлисьпатрициями и претендовали на исключительное право вступления в сенат и направо защищать все другие должности. Тот факт, что народ со временемпримирился с этими притязаниями, и они превратились в действующее право,нашел свое выражение в сказании о том, что Ромул пожаловал первым сенаторами их потомству патрициат с его привилегиями. Сенат имел решающий голос во многих делах и предварительно обсуждалнаиболее важные из них, в особенности новые законы. Последние окончательнопринимались народным собранием (собрание курий). Народ собирался,группируясь по куриям, а в каждой курии, вероятно, по родам; при решениивопросов каждая из тридцати курий имела по одному голосу. Собрание курийпринимало или отвергало все законы, избирало всех высших должностных лиц, втом числе так называемого царя, объявляло войну (но мир заключал сенат), ив качестве высшей судебной инстанции выносило окончательное решение поапелляции сторон во всех случаях, когда дело шло о смертном приговореримскому гражданину. Рядом с сенатом и народным собранием стоял царь (rex),который точно соответствовал греческому басилевсу, и был почтисамодержавным царем. Он тоже был военачальником, верховным жрецом ипредседателем в некоторых судах. Должность rex’а не была наследственной;напротив, он сперва избирался по предложению предшественника, собраниемкурий, а затем во втором собрании торжественно вводился в должность. Так же как и у греков в героическую эпоху, у римлян во время такназываемых царей была военная демократия, основанная на родах, фратриях иплеменах, и из них развившаяся. Курии и племена были отчасти искусственнымиобразованиями, но они были созданы по настоящим, естественно выросшимобразцам общества, из которого они возникли и которое еще окружало их совсех сторон. Развившаяся патрицианская знать уже приобретала твердую почвупод ногами, цари старались расширить свои полномочия, но все это не меняетпервоначального основного характера конституции. Благодаря завоеванию, население города Рима и римской областивозрастало, отчасти за счет населения покоренных, по преимуществулатинских, округов. Все эти новые подданные стояли вне старых родов, курийи племен и, следовательно, не составляли части собственно римского народа.Они были лично свободные люди, могли владеть земельной собственностью,должны были платить налоги и отбывать военную службу. Но они не моглизанимать никаких должностей и не могли участвовать ни в собрании курий, нив дележе завоеванных государственных земель. Они составляли лишенный всехпубличных прав плебс. Благодаря своей все возрастающей численности, своейвоенной выучке и вооружению они сделались грозной силой, противостоящейстарому populus. Невозможно сказать что-нибудь определенное ни о времени, ни о ходе, нио причинах революции, которая положила конец древнему родовому строю.Несомненно только одно, что причина ее коренилась в борьбе между плебс иpopulus. Новая конституция создала новое народное собрание, в которомучаствовали или из которого исключались, в зависимости от несения военнойслужбы. Все военно-обязанное мужское население было разделено по своемуимуществу на шесть классов. Шестой класс, пролетарий, состоял измалоимущих, свободных от службы и налогов. В новом народном собраниицентурий граждане выстраивались по-военному, отрядами в своих центуриях по100 человек, причем каждая центурия имела один голос. Но первый классвыставлял 80 центурий, второй – 22, третий – 20, четвертый – 22, пятый –30,шестой, приличия ради, - одну центурию. Кроме того, всадники, набиравшиесяиз наиболее богатых граждан, выставляли 18 центурий; всего 193 центурии;большинство голосов – 97. Но всадники и первый класс вместе имели 98голосов, т.е. большинство; при их единодушии остальных даже не спрашивали,решение считалось принятым. К этому новому собранию центурий перешли теперьвсе политические права прежнего собрания курий; курии и составлявшие ихроды были тем самым низведены, как и в Афинах, к роли простых частных ирелигиозных объединений. Собрание курий вскоре совсем прекратило своесуществование. Для того, чтобы и три старых родовых племени устранить изгосударства, были созданы четыре территориальных племени, каждое из которыхжило в отдельном квартале города и имело ряд политических прав. Так былразрушен и в Риме , еще до отмены так называемой царской власти, древнийобщественный строй, покоившийся на личных кровных узах, а вместо негосоздано было новое , действительно государственное устройство, в основукоторого было положено территориальное деление и имущественные различия. Срастворением в конце концов патрицианской знати в новом классе крупныхземлевладельцев и денежных магнатов, которые постепенно поглотили всеземледелие разоренных военной службой крестьян, обрабатывали возникшиетаким образом громадные имения при помощи рабов, обезлюдили Италию и темсамым проложили дорогу не только императорской власти, но и ее приемникам –германским варварам. Существование ирландского рода (племя называлось клан) удостоверено, ион описан не только в древних сборниках и законах, но и английскимиюристами XVII века, которые были присланы в Ирландию для превращения земелькланов в коронные владения английского короля. Земля была собственностью клана или рода. Ирландские крестьяне частоделятся на партии, которые основываются на различных для англичансовершенно непонятных и как будто не преследуемых никакой другой цели,кроме излюбленных торжественных потасовок, устраиваемых ими друг другу. Это– искусственное возрождение, позднейшая замена уничтожения родов,своеобразно свидетельствует о живучести унаследованного родового инстинкта. В Шотландии гибель родового строя совпадает с подавлением восстания1745 года. Этот клан – «превосходит образец рода по своей организации и поновому духу, разительный пример власти родовой жизни над членами рода… В ихраспрях и в их кровной мести, в разделе территории по кланам, в их общинномземлепользовании, в верности членов кланов вождю и друг другу мы встречаемвсюду вновь проявляющиеся черты родового общества… Происхождение считалосьпо отцовскому праву, так что дети мужчин оставались в клане, тогда как детиженщин переходили в кланы своих отцов». [Л. Морган «Древнее общество», 1877]. Германцы вплоть до переселения народов были организованы в роды. Дажев завоеванных римских провинциях они еще селились, по-видимому, родами. Из родового строя вытекало обязательство наследовать не толькодружеские связи, но и враждебные отношения отца или родственников; равнымобразом наследовалась вира, то есть выкупной штраф, вместо кровной мести заубийство или изувечение. Поселение германцев на землях, занятых во времена римлян, как и наподнятых ими в последствии у римлян, состояли не из сел, а из большихсемейных общин, включавших в свой состав несколько поколений, занимавшихпод обработку соответствующую полосу земли и пользовавшихся окружающимипустошами в месте с соседями, как общей маркой. Высшей ступени варварства соответствует и организация правления.Повсеместно существовал совет старейшин, который решал более мелкие дела, аболее важные подготовлял для решения в народном собрании. Старешини ещерезко отличаются от военных вождей, совсем как у ирокезов. Переход котцовскому (роду) праву благоприятствует, как в Греции и Риме, превращениювыборного начала в наследственное право и тем самым возникновению знатнойсемьи в каждом роде. Это древняя, так называемая родовая знать вбольшинстве своем погибла при переселении народов или же вскоре после него.Военачальники избирались независимо от происхождения, исключительно попригодности. Они обладали небольшой властью и должны были влиять своимпримером; собственно дисциплинарную власть в войске определенно приписывалижрецам. Действительная власть сосредоточивалась в руках народного собрания.Король или старейшина племени председательствует; народ выносит своерешение; отрицательное – ропотом, утвердительное – возгласами одобрения,бряцанием оружия. Народное собрание служит вместе с тем и судом; сюдаприносят и здесь же разрешают жалобы, выносят смертные приговоры. В родах идругих подразделениях так же все собрания правит суд под председательствомстарейшины, который, как и во всех германских первоначальных судах, могбыть только руководителем процесса и ставить вопросы; приговор у германцеввсегда и повсюду выносился всем коллективом. Со времени Цезаря образовались союзы племен; у некоторых из них былиуже короли, верховный военачальник, как у греков и римлян, уже домогалсятиранской власти и иногда достигал ее. Такие счастливые узурпаторы, однако,не были неограниченными властителями; но они уже начинали разбивать оковыродового строя. Одно учреждение содействовало возникновению королевской власти-дружины. Уже у американских краснокожих мы видели, как наряду с родовымстроем создаются частные объединения для ведения войны за свой страх ириск. Эти частные объединения стали у германцев уже постоянными союзами.Военный вождь, приобретший славу, собирал вокруг себя отряд жаждавшихдобычи молодых людей, обязанных ему личной верностью, как и он сам. Вождьсодержал их и награждал. Грабеж стал целью системы военного наемничества –позор и проклятие германцев – была уже здесь налицо в своей первой форме.После завоевания Римской империи эти дружинники королей образовалидворянство. Таким образом, у объединившихся в народы германских имен существовалатакая же организация управления, как и у греков героической эпохи такназываемых царей: народное собрание, совет родовых старейшин, военачальник,стремившихся уже к подлинно королевской власти. Это была наиболее развитаяорганизация управления, какая вообще могла развиться при родовомустройстве; это была образцовая организация правления высшей ступениварварства. Стоило обществу выйти из рамок, внутри которых эта организацияудовлетворяла своему назначению, наступал конец родовому сиротству; оновзрывалось, на его место заступало государство. Заключение. Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союзовродов; источником и носителем власти (властвующем субъектом) был род, онабыла направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектомвласти) являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностьюсовпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной,те есть неотделимой от общества и не политической. Единственным способом еереализации было общественное самоуправление. Ни профессиональныхуправленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало. Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями –исторически сложившимися в привычку в результате воспитания и многократногоповторения одних и тех же действий и поступков. Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «моно-норм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, инормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Мононормы изначально были продиктованы «естественно природной» основойприсваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В нихправа и обязанности сливались воедино. Особое место занимало такое средствообеспечения обычаев, как табу (запрет). Табу сыграло особую роль вупорядочении половых отношений. Благодаря табу, первобытное обществоподдерживало необходимую дисциплину. В догосударственном обществе обычаи соблюдались в силу авторитета ипривычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямогопринуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы –обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя(преступника). «И что за чудесная организация этот родовой строй во всей егонаивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян,королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебныхпроцессов – все идет своим установленным порядком». [К. Маркс, Ф. Энгельс соч. т. 21 с. 97 ] Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом исамой первой формой организации догосударственного общества. Литература и источники




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Происхождение государства iconПроисхождение государства 2 Заключение 14
Изучение процесса происхождения государства в науке и общественной практике имеет существенное значение
Происхождение государства iconСписок основных дисциплин аттестационных испытаний Факультет Социологии, экономики и права Бакалавриат по направлению «Юриспруденция» (очное и заочное отделения)
Теория государства и права как наука. Происхождение государства и права. Теория права. Теория государства
Происхождение государства iconПроисхождение государства

Происхождение государства iconПроисхождение государства

Происхождение государства iconПроисхождение древнерусского государства

Происхождение государства iconПроисхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства План: Происхождение древних славян
Это были предки современных славянских народов. По их имени Балтийское море называлось тогда Венедским заливом Северного океана....
Происхождение государства iconГосударство
Тема моей курсовой работы – «Типы государства». Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства...
Происхождение государства iconМетодические указания Цель семинара дать характеристику государства как особой формы общности людей. Для этого необходимо рассмотреть различные определения государства, существовавшие в разные исторические периоды и показывавшие сущность государственной организации.
Понятие государства. Основные подходы к определению государства. Сущность государства. Признаки государства
Происхождение государства iconМосковский государственный институт
Понятие государства. Основные подходы к определению государства. Сущность государства. Признаки государства
Происхождение государства iconКонтрольная работа по курсу "философия" выполнил студент Голоков И. К. шифр 2374 проверил
Антропогенез (происхождение человека) и социогенез (происхождение общества) как единый процесс. 11
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы