Крестовые походы icon

Крестовые походы



НазваниеКрестовые походы
Дата конвертации07.07.2012
Размер171,71 Kb.
ТипРеферат
Крестовые походы


КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫПричины крестовых походов: . Завоевания турок-сельджуков; . Религиозные мотивы; . Экономические стимулы.НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ: . Первые крестоносцы; . 1-й крестовый поход (1096–1099); . Иерусалимское королевство; . Население; . Прибрежные города; . Духовно-рыцарские ордена.ПОСЛЕДУЮЩИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ: . 2-й крестовый поход (1147–1149); . 3-й крестовый поход (1187–1192); . 4-й крестовый поход (1202–1204); . Крестовый поход детей (1212); . 5-й крестовый поход (1217–1221); . 6-й крестовый поход (1228–1229); . 7-й крестовый поход (1248–1250); . 8-й крестовый поход (1270).ИТОГИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ: . Византийская империя; . Торговля; . Феодализм и церковь; . Культура.ЛИТЕРАТУРА.КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ (1095–1291)-- ряд военных походов на Ближний Восток,предпринятых западноевропейскими христианами для того, чтобы освободитьСвятую Землю от мусульман. Крестовые походы явились важнейшим этапом вистории Средневековья. В них были вовлечены все социальные слоизападноевропейского общества: короли и простолюдины, высшая феодальнаязнать и духовенство, рыцари и слуги. Люди, принимавшие обет крестоносца,имели разные мотивы: одни стремились обогатиться, других влекла жаждаприключений, третьи были движимы исключительно религиозными чувствами. Крестоносцы нашивали на одежду красные нагрудные кресты; привозвращении из похода знаки креста нашивались на спину.Благодаря легендамкрестовые походы были окружены ореолом романтики и величия, рыцарского духаи отваги. Однако рассказы о галантных рыцарях-крестоносцах изобилуютпреувеличениями сверх всякой меры. Кроме того, в них упускается из виду тот«малозначительный» исторический факт, что, несмотря на проявленныекрестоносцами доблесть и геройство, а также воззвания и посулы римских папи уверенность в правоте своего дела, христианам так и не удалось освободитьСвятую Землю. Крестовые походы привели лишь к тому, что мусульмане сталибесспорными властителями Палестины.Причины крестовых походов. Начало крестовым походам было положено папами, которые номинальносчитались предводителями всех предприятий такого рода. Папы и другиевдохновители движения пообещали небесные и земные награды всем тем, ктоподвергнет свою жизнь опасности ради святого дела. Кампания по привлечениюдобровольцев оказалась особенно успешной благодаря религиозному рвению,которое царило тогда в Европе. Какими бы ни были личные мотивы для участия(а во многих случаях они играли существеннейшую роль), воины Христовы былиуверены в том, что сражаются за правое дело. Непосредственной причиной крестовых походов явился рост могуществадержавы турок-сельджуков и завоевание ими в 1070-е годы Ближнего Востока иМалой Азии. Выходцы из Средней Азии, в начале века сельджуки проникли вподвластные арабам области, где их вначале использовали как наемников.Постепенно, однако, они делались все более самостоятельными, завоевав в1040-е годы Иран, а в 1055 Багдад.Затем сельджуки стали расширять границы своих владений на запад, ведянаступление главным образом на Византийскую империю. Решающее поражениевизантийцев при Манцикерте в 1071 позволило сельджукам выйти к берегамЭгейского моря, покорить Сирию и Палестину и в 1078 (указывают и другиедаты) взять Иерусалим. Угроза со стороны мусульман заставила византийского императораобратиться за помощью к западным христианам. Падение Иерусалима чрезвычайнообеспокоило христианский мир. Завоевания турков-сельджуков совпали по времени с общим религиознымвозрождением в Западной Европе в X-XI вв., которые было во многоминициировано деятельностью бенедиктинского монастыря Клюни в Бургундии,основанного в 910 герцогом Аквитании Гильомом Благочестивым. Благодаряусилиям ряда настоятелей, настойчиво призывавших к очищению церкви идуховному преображению христианского мира, аббатство стало весьмавлиятельной силой в духовной жизни Европы. Одновременно в XIв. возросло число паломничеств в Святую Землю.«Неверного турку» изображали как осквернителя святынь, варвара-язычника,чье присутствие на Святой Земле нетерпимо для Бога и человека. Кроме того,сельджуки создали непосредственную угрозу христианской Византийскойимперии. Многим королям и баронам Ближний Восток представлялся миром широчайшихвозможностей. Земли, доходы, могущество и престиж – все это, полагали они,будет наградой за освобождение Святой Земли. В связи с расширением практикинаследования на основании первородства многие младшие сыновья феодалов,особенно на севере Франции, не могли рассчитывать на участие в дележеотцовских земель. Приняв участие в крестовом походе, они уже моглинадеяться на приобретение земли и положения в обществе, которым обладали ихстаршие, более удачливые братья. Крестьянам крестовые походы давали возможность освободиться отпожизненной крепостной зависимости. В качестве слуг и поваров крестьянеобразовывали обоз войска крестоносцев. По чисто экономическим мотивам в крестовых походах былизаинтересованы европейские города. На протяжении нескольких вековитальянские города Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманамиза господство над западным и центральным Средиземноморьем. К 1087 итальянцывытеснили мусульман из южной Италии и с Сицилии, основали поселения вСеверной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземногоморя. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманскиетерритории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговыхпривилегий. Для этих итальянских городов крестовые походы означали лишьперенос военных действий из Западного Средиземноморья в Восточное. НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ Начало крестовых походов провозгласил на Клермонском соборе в 1095г.папа Урбан II. Он был одним из деятелей клюнийской реформы и многиезаседания собора посвящал обсуждению бед и пороков, мешающих церкви иклиру. 26 ноября, когда собор уже завершил работу, Урбан обратился когромной аудитории, насчитывавшей, вероятно, несколько тысячпредставителеей высшей знати и клириков, и призвал начать войну противневерных мусульман, с тем, чтобы освободить Святую Землю. В своей речи папаподчеркивал святость Иерусалима и христианских реликвий Палестины, говорило разграблении и поругании, которым они подвергаются со стороны турок, иобрисовал картину многочисленных нападений на паломников, а также упомянулоб опасности, грозящей братьям-христианам в Византии. Затем Урбан IIпризвал слушателей взяться за святое дело, пообещав всем, кто отправится впоход, отпущение грехов, а всякому, сложившему в нем голову – место в раю.Папа призвал баронов прекратить губительные междоусобицы и обратить свойпыл на богоугодное дело. Он дал понять, что крестовый поход предоставитрыцарям широкие возможности для обретения земель, богатств, могущества иславы – все за счет арабов и турок, с которыми христианское воинство легкоразделается. Ответом на речь явились крики слушателей: «Deus vult!» («Бог тогохочет!»). Слова эти стали боевым кличем крестоносцев. Тысячи людей тут жедали обет, что отправятся на войну. Папа Урбан II повелел клиру разнести его призыв по всей ЗападнойЕвропе. Архиепископы и епископы (наиболее активным среди них был Адемар деПюи, взявший на себя духовное и практическое руководство подготовкойпохода) призвали откликнуться на него своих прихожан, а проповедники, вродеПетра Пустынника и Вальтера Голяка, донесли слова папы и до крестьян.Нередко проповедники возбуждали в крестьянах такой религиозный пыл, что ихне могли удержать ни хозяева, ни местные священники, они тысячами срывалисьс места и отправлялись в путь без припасов и снаряжения, не имея нималейшего представления о дальности и тяготах пути, в наивной уверенности,что Бог и предводители позаботятся как о том, чтобы они не заблудились, таки о хлебе насущном. Эти орды пошли через Балканы к Константинополю, ожидая,что братья-христиане будут оказывать им гостеприимство как поборникамсвятого дела. Однако местные жители встречали их прохладно или вовсе презрительно, итогда западные крестьяне принялись за грабежи. Во многих местах междувизантийцами и ордами с запада разыгрывались настоящие сражения. Те же,кому удалось добраться до Константинополя, вовсе не были желанными гостямивизантийского императора Алексея и его подданных. Город временно селил ихвне городской черты, кормил и спешно перевозил через Босфор в Малую Азию,где с ними в скором времени расправлялись турки.1-й крестовый поход (1096–1099). Сам 1-й крестовый поход начался в 1096. Внем участвовало несколько феодальных армий, каждая со своимглавнокомандующим. Тремя основными маршрутами, по суше и по морю, ониприбывали в Константинополь в течение 1096 и 1097. Поход возглавили бароны-феодалы, в том числе герцог Готфрид Бульонский, граф Раймунд Тулузский икнязь Боэмунд Тарентский. Формально они со своими армиями подчинялисьпапскому легату, но фактически игнорировали его указания и действовалисамостоятельно. Крестоносцы, двигавшиеся по суше, отбирали у местного населения еду ифураж, осадили и разграбили несколько византийских городов, неоднократнозавязывали стычки с византийскими войсками. Присутствие в столице и вокругнее 30-тысячного войска, требовавшего крова и пищи, создавало сложности дляимператора и жителей Константинополя. Между горожанами и крестоносцами то идело вспыхивали ожесточенные конфликты; одновременно обострялисьразногласия между императором и военачальниками крестоносцев. Отношения между императором и рыцарями продолжали ухудшаться по мерепродвижения христиан на восток. Крестоносцы подозревали, что византийскиепроводники намеренно заманивают их в засады. Армия оказалась совершенно неготовой к внезапным набегам вражеской конницы, которая успевала скрыться,прежде чем рыцарская тяжелая кавалерия бросалась в погоню. Нехватка пищи иводы усугубляла тяготы похода. Колодцы, встречавшиеся по пути, часто былиотравлены мусульманами. Те, кто перенес эти тяжелейшие испытания, быливознаграждены первой победой, когда в июне 1098 была осаждена и взятаАнтиохия. Здесь, согласно некоторым свидетельствам, один из крестоносцевобнаружил святыню – копье, которым римский воин пронзил бок распятогоХриста. Сообщается, что это открытие чрезвычайно вдохновило христиан и внемалой степени способствовало их дальнейшим победам. Ожесточенная войнадлилась еще год, и 15 июля 1099, после продолжавшейся немногим большемесяца осады, крестоносцы взяли Иерусалим и предали все его население,мусульман и иудеев, мечу. Королем Иерусалима был после долгих споров избран Готфрид Бульонский,который, правда, в отличие от своих не столь скромных и менее религиозныхпреемников, избрал непритязательный титул «защитника Гроба Господня».Готфриду и его преемникам досталась в управление держава, объединенная лишьноминально. Она состояла из четырех государств: графства Эдесского,княжества Антиохийского, графства Триполи и собственно Иерусалимскогокоролевства. Король Иерусалима располагал в отношении прочих трех довольноусловными правами, поскольку их правители утвердились там еще до него, такчто свою вассальную присягу королю они исполняли (если исполняли) лишь вслучае возникновения военной угрозы. Многие государи водили дружбу сарабами и византийцами, невзирая на то, что такая их политика ослаблялапозиции королевства в целом. Кроме того, власть короля была значительноограничена церковью: поскольку крестовые походы проводились под эгидойцеркви и номинально возглавлялись папским легатом, высшее духовное лицо наСвятой Земле, патриарх Иерусалимский, был здесь чрезвычайно влиятельнойфигурой. Население королевства отличалось большим разнообразием. Помимо евреев,здесь присутствовало множество других наций: арабы, турки, сирийцы, армяне,греки и др. Большинство крестоносцев составляли выходцы из Англии,Германии, Франции и Италии. Поскольку французов было больше, крестоносцевсобирательно называли франками. В этом время получили развитие по крайней мере десять важных центровкоммерции и торговли. Среди них можно назвать Бейрут, Акру, Сидон и Яффу. Всоответствии с привилегиями или пожалованиями полномочий итальянские купцыучредили в прибрежных городах собственную администрацию. Обыкновенно ониимели здесь собственных консулов (глав администрации) и судей, обзаводилисьсвоей монетой и системой мер и весов. Их законодательные уложенияраспространялись и на местное население. Как правило, итальянцы вносили от имени горожан подати иерусалимскомукоролю или его наместникам, но в повседневной деятельности пользовалисьполной независимостью. Под резиденции и склады итальянцев отводилисьспециальные кварталы, а поблизости от города они заводили сады и огороды,чтобы иметь свежие фрукты и овощи. Как и многие рыцари, итальянские купцыводили дружбу с мусульманами, разумеется, в целях получения барыша.Некоторые зашли так далеко, что даже помещали на монетах изречения изКорана. Костяк армии крестоносцев образовывали два рыцарских ордена – рыцари-храмовники (тамплиеры) и рыцари cв. Иоанна (иоанниты или госпитальеры). Вних входили преимущественно низшие слои феодальной знати и младшие отпрыскиаристократических семейств. Первоначально эти ордены были созданы длязащиты храмов, святынь, ведущих к ним дорог и паломников; предусматривалосьтакже создание больниц и забота о больных и раненых. Поскольку орденыгоспитальеров и тамплиеров ставили наряду с военными религиозные иблаготворительные цели, их члены вместе с воинской присягой давалимонашеские обеты. Ордены смогли пополнять свои ряды в Западной Европе иполучать финансовую помощь от тех христиан, кто не смог принять участие вкрестовом походе, но жаждал помочь святому делу. За счет таких взносов тамплиеры в 12–13 вв. по существу превратилисьв мощный банкирский дом, осуществлявший финансовое посредничество междуИерусалимом и Западной Европой. Они субсидировали религиозные и торговыепредприятия на Святой Земле и давали здесь ссуды феодальной знати и купцам,с тем чтобы получить их уже в Европе.ПОСЛЕДУЮЩИЕ КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ2-й крестовый поход (1147–1149). Когда в 1144 Эдесса была захваченамусульманским правителем Мосула Зенги и известие об этом достигло ЗападнойЕвропы, глава монашеского ордена цистерцианцев Бернар Клервоский убедилгерманского императора Конрада III (правил в 1138–1152) и короля ФранцииЛюдовика VII (правил в 1137–1180) предпринять новый крестовый поход. Наэтот раз папа Евгений III выпустил в 1145 специальную буллу о крестовыхпоходах, в которой имелись точно сформулированные положения,гарантировавшие семьям крестоносцев и их имуществу защиту церкви. Силы, которые удалось привлечь к участию в походе, были огромны,однако из-за отсутствия взаимодействия и продуманного плана кампании походзавершился полным провалом. Более того, он дал повод сицилийскому королюРожеру II совершить набеги на византийские владения в Греции и на островахЭгейского моря.3-й крестовый поход (1187–1192). Если христианские военачальники постояннопребывали в раздорах, то мусульмане под началом султана Салах-ад-динаобъединились в государство, простиравшееся от Багдада до Египта. Салах-ад-дин легко разбил разобщенных христиан, в 1187 взял Иерусалим и установилконтроль над всей Святой Землей, за исключением нескольких прибрежныхгородов. 3-й крестовый поход возглавили император Священной Римской империиФридрих I Барбаросса (правил в 1152–1190), французский король Филипп IIАвгуст (правил в 1180–1223) и английский король Ричард I Львиное Сердце(правил в 1189–1199). Германский император утонул в Малой Азии припереправе через реку, и лишь немногие из его воинов достигли Святой Земли.Два других монарха, соперничавших в Европе, перенесли свои раздоры наСвятую Землю. Филипп II Август под предлогом болезни возвратился в Европу,чтобы постараться в отсутствие Ричарда I отобрать у него герцогствоНормандское. Ричард Львиное Сердце остался единственным вождем крестового похода.Совершенные им здесь подвиги породили легенды, окружившие его имя ореоломславы. Ричард отвоевал у мусульман Акру и Яффу и заключил с Салах-ад-диномдоговор о беспрепятственном допуске паломников в Иерусалим и к некоторымдругим святыням, но большего ему добиться не удалось. Иерусалим и бывшееИерусалимское королевство остались под властью мусульман. Самым весомым идоговременным достижением Ричарда в этом походе явилось завоевание им в1191 Кипра, где в результате возникло самостоятельное Кипрское королевство,просуществовавшее до 1489г.4-й крестовый поход (1202–1204). В объявленный папой Иннокентием III 4-йкрестовый поход отправились преимущественно французы и венецианцы.Перипетии этого похода изложены в книге французского военачальника иисторика Жоффруа Виллардуэна «Завоевание Константинополя» – первойпространной хронике во французской литературе. По первоначальной договоренности венецианцы обязались доставитьфранцузских крестоносцев по морю к берегам Святой Земли и обеспечить ихоружием и провиантом. Из ожидавшихся 30 тыс. французских воинов в Венециюприбыло только 12 тыс., которые в силу своей малочисленности не моглиоплатить зафрахтованные корабли и снаряжение. Тогда венецианцы предложилифранцузам, чтобы в качестве платы те оказали им помощь в нападении наподвластный венгерскому королю портовый город Задар в Далмации, который былглавным соперником Венеции на Адриатике. Первоначальный план – использоватьЕгипет в качестве плацдарма для нападения на Палестину – был на времяотложен. Узнав о планах венецианцев, папа запретил поход, однако экспедициясостоялась и стоила ее участникам отлучения от церкви. В ноябре 1202объединенная армия венецианцев и французов обрушилась на Задар иосновательно его разграбила. После этого венецианцы предложили французамеще раз отклониться от маршрута и повернуть против Константинополя, с темчтобы восстановить на троне свергнутого византийского императора Исаака IIАнгела. Отыскался и благовидный предлог: крестоносцы могли рассчитывать,что в благодарность император даст им денег, людей и снаряжение дляэкспедиции в Египет. Не обращая внимания на запрет папы, крестоносцы прибыли к стенамКонстантинополя и вернули Исааку трон. Однако вопрос о выплате обещанноговознаграждения повис в воздухе, а после того, как в Константинополепроизошло восстание и императора с сыном сместили, надежды на компенсациюрастаяли. Тогда крестоносцы захватили Константинополь и грабили его втечение трех дней начиная с 13 апреля 1204. Уничтожались величайшиекультурные ценности, было расхищено множество христианских реликвий. Наместе Византийской была создана Латинская империя, на трон которой былпосажен граф Балдуин IX Фландрский. Просуществовавшая до 1261 империя из всех византийских земель включалалишь Фракию и Грецию, где французские рыцари получили в награду феодальныеуделы. Венецианцы же владели константинопольской гаванью с правом взиматьпошлины и добились торговой монополии в пределах Латинской империи и наостровах Эгейского моря. Тем самым они выиграли от крестового похода большевсех, но до Святой Земли его участники так и не добрались. Папа пытался извлечь из сложившейся ситуации собственные выгоды – онснял с крестоносцев отлучение от церкви и принял империю под своепокровительство, надеясь укрепить союз греческой и католической церквей,но союз этот оказался непрочным, а существование Латинской империиспособствовало углублению раскола.Крестовый поход детей (1212). Пожалуй, самая трагическая из попытоквозвратить Святую Землю. В религиозное движение, зародившееся во Франции ив Германии, были вовлечены тысячи крестьянских детей, которые былиубеждены, что их невинность и вера свершат то, чего не смогли добитьсявзрослые силой оружия. Религиозный пыл подростков подогревали родители и приходскиесвященники. Папа и высшее духовенство противодействовали предприятию, нопресечь его не смогли. Несколько тысяч французских детей (возможно, до 30000) под предводительством пастушка Этьена из Клуа близ Вандома (ему явилсяХристос и вручил письмо для передачи королю) прибыли в Марсель, где ихпогрузили на корабли. Два корабля затонули во время шторма на Средиземном море, а остальныепять дошли до Египта, где судовладельцы продали детей в рабство. Тысячинемецких детей (по оценкам, до 20 тыс.), возглавляемые десятилетнимНиколасом из Кёльна, пешком направились в Италию. При переходе через Альпыдве трети отряда погибло от голода и холода, остальные дошли до Рима иГенуи. Власти отправили детей назад, и на обратном пути почти все онипогибли. Имеется и другая версия этих событий. Согласно ей, французские дети ивзрослые, во главе которых стоял Этьен, первым делом прибыли в Париж ипросили короля Филиппа II Августа снарядить крестовый поход, однако королюудалось уговорить их разойтись по домам. Немецкие же дети под началомНиколаса дошли до Майнца, здесь некоторых уговорили вернуться, но наиболееупорные продолжили путь в Италию. Часть прибыла в Венецию, другие в Геную,а небольшая группа дошла до Рима, где папа Иннокентий освободил их отобета. Некоторые же дети объявились в Марселе. Как бы то ни было, большаячасть детей исчезла без следа. Возможно, в связи с этими событиями вГермании возникла знаменитая легенда о крысолове из Гаммельна. Новейшие исторические исследования ставят под сомнение как масштабыэтого похода, так и сам его факт в той версии, как он обычно преподносится.Высказывается предположение, что под «Крестовым походом детей» на самомделе имеется в виду движение собравшихся в крестовый поход бедняков(крепостных, батраков, поденщиков), потерпевших неудачу уже в Италии.5-й крестовый поход (1217–1221). На 4-м Латеранском соборе в 1215 папаИннокентий III объявил новый крестовый поход (иногда его рассматривают вкачестве продолжения 4-го похода, и тогда последующая нумерация смещается).Выступление было намечено на 1217, его возглавили номинальный корольИерусалима Иоанн Бриеннский, король Венгрии Андрей (Эндре) II и др. ВПалестине военные действия шли вяло, однако в 1218, когда прибыли новыеподкрепления из Европы, крестоносцы перенесли направление удара на Египет изахватили город Дамиетту, находившийся на берегу моря. Египетский султан предложил христианам уступить Иерусалим в обмен наДамиетту, но папский легат Пелагий, ожидавший подхода с востокалегендарного христианского «царя Давида», не дал на это согласия. В 1221крестоносцы предприняли неудачный штурм Каира, попали в тяжелое положение ибыли вынуждены сдать Дамиетту в обмен на беспрепятственное отступление.6-й крестовый поход (1228–1229). Этот крестовый поход, иногда его называют«дипломатическим», возглавил Фридрих II Гогенштауфен, внук ФридрихаБарбароссы. Королю удалось избежать военных действий, путем переговоров он(в обмен на обещание оказать поддержку одной из сторон в межмусульманскойборьбе) получил Иерусалим и полосу земель от Иерусалима до Акры. В 1229Фридрих короновался в Иерусалиме как король, но в 1244 город был вновьзавоеван мусульманами.7-й крестовый поход (1248–1250). Его возглавил французский король ЛюдовикIX Святой. Военная экспедиция, предпринятая против Египта, обернуласьсокрушительным поражением. Крестоносцы взяли Дамиетту, но на пути к Каирубыли наголову разбиты, а сам Людовик попал в плен и вынужден был заплатитьза свое освобождение огромный выкуп.8-й крестовый поход (1270). Не вняв предостережениям советников, Людовик IXвновь пошел войной на арабов. На сей раз он направил удар на Тунис вСеверной Африке. Крестоносцы оказались в Африке в самое жаркое время года ипережили эпидемию чумы, погубившей самого короля (1270). С его смертьюзавершился этот поход, ставший последней попыткой христиан освободитьСвятую Землю. Военные экспедиции христиан на Ближний Восток прекратились послетого, как мусульмане взяли Акру в 1291. Однако в Средние века понятие«крестовый поход» применялось к различного рода религиозным войнамкатоликов против тех, кого они считали врагами истинной веры или церкви,эту веру воплощавшей, в том числе к Реконкисте – продолжавшемуся семьстолетий отвоеванию Пиренейского полуострова у мусульман.ИТОГИ КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые привсеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, онисоставили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние намногие стороны европейской жизни.Византийская империя.Возможно, крестовые походы действительно отсрочили турецкое завоеваниеВизантии, однако они не смогли предотвратить падение Константинополя в1453. Византийская империя длительное время находилась в состоянии упадка.Ее окончательная гибель означала появление турок на европейскойполитической сцене. Разорение Константинополя крестоносцами в 1204 ивенецианская торговая монополия нанесли империи смертельный удар, откоторого она не смогла оправиться даже после своего возрождения в 1261.Торговля.Самую большую выгоду из крестовых походов извлекли купцы и ремесленникиитальянских городов, которые обеспечивали армии крестоносцев снаряжением,провиантом и транспортом. Кроме того, итальянские города, прежде всегоГенуя, Пиза и Венеция, обогащались за счет торговой монополии в странахСредиземноморья. Итальянские купцы установили торговые связи с Ближним Востоком,откуда вывозили в Западную Европу различные предметы роскоши – шелка,пряности, жемчуг и т.п. Спрос на эти товары приносил сверхприбыли истимулировал поиски новых, более коротких и безопасных путей на Восток. Вконечном счете эти поиски привели коткрытию Америки. Крестовые походы сыграли также чрезвычайно важную роль взарождении финансовой аристократии и способствовали развитиюкапиталистических отношений в итальянских городах.Феодализм и церковь.В крестовых походах погибли тысячи крупных феодалов, кроме того, множествознатных родов разорилось под бременем долгов. Все эти потери в конечномсчете способствовали централизации власти в западноевропейских странах иослаблению системы феодальных отношений.Влияние крестовых походов на авторитет церквиоказалось противоречивым. Если первые походы способствовали укреплениюавторитета римского папы, взявшего на себя роль духовного лидера всвященной войне против мусульман, то 4-й крестовый поход дискредитировалвласть папы даже в лице такого ее выдающегося представителя, как ИннокентийIII. Деловые интересы нередко оказывались выше религиозных соображений,заставляя крестоносцев пренебрегать папскими запретами и вступать в деловыеи даже дружеские контакты с мусульманами.Культура.Когда-то было принято считать, что именно крестовые походы подвели Европу кВозрождению, однако сейчас такая оценка представляется большинствуисториков завышенной. Что они несомненно дали человеку Средневековья, такэто более широкий взгляд на мир и лучшее понимание его многообразия. Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигахкрестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтическихпроизведений, большей частью на старофранцузском языке. Среди нихвстречаются подлинно великие произведения, как, например, История священнойвойны (Estoire dela guerre sainte), описывающая подвиги Ричарда Львиное Сердце, илипредположительно сложенная в Сирии Песнь об Антиохии (Le chansond'Antioche), посвященная 1-му крестовому походу. Новый художественныйматериал, рожденный крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так,получили продолжение раннесредневековые циклы о Карле Великом и королеАртуре. Крестовые походы стимулировали также развитие историографии.Завоевание Константинополя Виллардуэна остается самым авторитетнымисточником для изучения 4-го крестового похода. Лучшим средневековымпроизведением в жанре биографии многие считают жизнеописание короляЛюдовика IX, созданное Жаном де Жуанвилем. Одной из самых значительных средневековых хроник стала написанная по-латыни книга архиепископа Вильгельма Тирского История деяний в заморскихземлях (Historia rerum in partibus transmarinis gestarum), живо идостоверно воссоздающая историю Иерусалимского королевства с 1144 по 1184(год смерти автора).ЛИТЕРАТУРА:1. Эпоха крестовых походов. М., 19142. Заборов М. Крестовые походы. М., 19563. Заборов М. Введение в историографию крестовых походов (латинская хронография XI–XIII вв.). М., 19664. Заборов М. Историография крестовых походов (XV–XIX вв.). М., 19715. Заборов М. История крестовых походов в документах и материалах. М., 19776. Заборов М. Крестом и мечом. М., 19797. Заборов М. Крестоносцы на Востоке. М., 1980




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Крестовые походы iconРыцари. Рыцарские ордена. Крестовые походы

Крестовые походы iconКрестовые походы в еврейских и византийских источниках

Крестовые походы iconКрестовые походы Цель урока
В середине XI века большая часть арабских владений была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии
Крестовые походы iconКрестовые походы в еврейских и византийских источниках
Однако это не так. В силу определенных причин, особенностей времени и географии протекания данного процесса, невозможно охватить...
Крестовые походы iconБитва при Грюнвальде, ее общественно-исторический характер
Литвы не ступала нога вооруженного немца. Почему важно в первую очередь отметить этот аспект Грюнвальда? Потому что до 15 июля 1410...
Крестовые походы icon2. Военные походы Походы в Среднюю и Центральную Азию Из «Насировых Разрядов»
Когда Туши, старший сын Чингиз-хана, увидел воздух и воду Кипчакской земли, то он нашел, что во всем мире не может быть земли приятнее...
Крестовые походы iconЗавоевательные походы Сулеймана Кануни в Западной Европе. Курсовая работа по курсу "История международных отношений" министерство образования и науки украины одесский национальный университет им. И. И
Завоевательные походы Сулеймана Кануни в Западной Европе. Курсовая работа по курсу "История международных отношений"
Крестовые походы iconПроект «Здоровый образ жизни – залог гармонического развития личности. Туристические походы активный отдых, увлекательное занятие». Автор проекта: Тимченко О. А
«Здоровый образ жизни – залог гармонического развития личности. Туристические походы активный отдых, увлекательное занятие»
Крестовые походы iconПрошел еще один поисковый год, а значит позади еще две экспедиции в Долину Смерти. Не буду говорить, насколько тяжелы были эти походы, удачны или неудачны. Нет
Долину Смерти. Не буду говорить, насколько тяжелы были эти походы, удачны или неудачны. Нет. Мы подняли и перезахоронили еще несколько...
Крестовые походы iconСам работа «Походы А. Македонского» Документ. Фрагмент фильма. Аристотель ученый, философ

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы