И. Е. Репин в истории русской живописи icon

И. Е. Репин в истории русской живописи



НазваниеИ. Е. Репин в истории русской живописи
Дата конвертации07.07.2012
Размер275,27 Kb.
ТипРеферат
И.Е. Репин в истории русской живописи


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Сибирский государственный технологический университет Кафедра истории и культурологии Р Е Ф Е Р А Т ТЕМА: «И. Е. РЕПИН В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЖИВОПИСИ»| |Руководитель || |Симонженкова Т.К. || | || |дата оценка || |подпись || |Выполнил студент 1 курса спец. 1704с|| | || |Левченко П.Л. || | || |дата сдачи || |роспись | Красноярск, 2004 Кто из нас не помнит, как в дни нашей юности мы преклонялись перед именем Репина? Мы нетерпеливо ждали его новых произведений…, изучали каждый мазок на его картине, самый холст, называвшийся репинским, и казалось, что иначе, сильнее, чем Репин, нельзя и трактовать натуру, не говоря уже об образах в его картинах. Они казались жизненнее самой жизни, столько в них было правды и силы. Яков Минченков 1. РАННИЕ ГОДЫ Родился будущий художник Илья Ефимович Репин (приложение № 1) 5августа 1844 года в маленьком городке Чугуеве на Украине, в семье военногопоселенца. Рано обнаружив склонность к рисованию, и получив с помощьюместных живописцев первые, но довольно уверенные навыки владения кистью икарандашом, девятнадцатилетний юноша едет в Петербург с надеждой поступитьв Академию художеств. Вся репинская жизнь, и в особенности юность и молодость,представляется в его интерпретации какой-то нескончаемой цепью редких удачи просто неслыханных везений. Удачей стал его приезд - провинциальногоиконописца - в Петербург, счастьем - сознание того, что он находится водном городе с Академией и учится в Рисовальной школе на Бирже. Всеостальное - бедность, убогое питание: ломти черного хлеба со стаканомчерного чая, - оставались где-то на периферии сознания, не мешая и незаслоняя главной светлой картины. Рисовальной школе при Бирже его покорило уверенное совершенстворисунка, которым владели тамошние учителя. Он пытался им подражать, нобезуспешно: его собственные рисунки выглядели как будто грязнее и хуже.Когда вывесили оценочный лист, он искал себя в самом конце и, не найдя там,страшно расстроился. Вдруг какой-то соученик одернул его и сказал:«Смотрите, а ведь ваша фамилия написана первой!» Неверие в собственную исключительность и гениальность, в свое законноепервенство осталось в нем навсегда. Он любил называть себя «посредственнымтружеником» и ежедневным каторжным трудом отрабатывал свое громкое имя.Удачи не сделали его небожителем, а неудачи не озлобляли, и то и другое онпринимал в рабочем порядке, как необходимые поправки к собственному труду. Поступив в желанную Академию, Репин пребывал в «величайшем восторге инеобыкновенном подъеме». По его признанию - это был «медовый год егосчастья». Кажется, ни один поэт не описывал так восторженно свои любовныеприключения, как молодой Репин свой первый учебный год в Академии - важнуюлекцию по начертательной геометрии, занятия скульптурой, всемирной историейи живописью. Благоговение перед наукой, священный трепет перед всякойученостью осели в нем крепкой привычкой уже навсегда. В Академии он делает стремительные успехи: уже через месяц послепоступления ему ставят за рисунки первые номера. И не удивительно: онприехал в Петербург уже крепким мастером, профессионалом, услугами которогоохотно пользовалась вся чугуевская округа. Тринадцатилетним мальчиком онпопал на выучку к иконописцу, а через три года его приглашали ездить сартелями в соседние губернии расписывать церкви и писать образа. ЮногоРепина ценили за его мастерство и культурность и выделяли из толпыартельщиков. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И.Н. Крамским,который стал его наставником. В Академии их знакомство продолжилось,молодой и очень серьезный Крамской учил его понимать и видеть искусство.«Художник есть критик общественных явлений, - говорил он ему, - он долженбыть выразителем важных сторон общественной жизни». И Репин ловил на летукаждое слово этого «передвижнического» катехизиса. Так в молодого Репина «вселился» дух передвижника. 2. НАЧИНАЮЩИЙ ХУДОЖНИК Живописные и графические произведения, созданные Репиным в годыпребывания в Академии художеств, могут показаться свидетельством раздвоенияего творческих усилий. Отчасти так оно и было. Как ученик он выполняетобязательные академические «программы», сюжетно далекие от повседневныхтревог и волнений, от «эмпирической» реальности. Очень восприимчивый кжизни, начинающий художник никак не собирается этой реальности сторониться.Не без успеха пробует он свои силы в незамысловатых «домашних» жанрах(«Приготовление к экзамену», 1864) (приложение № 2), пишет лиричныедовольно удачные портреты близких ему людей: матери Т.С. Репиной, и брата,В.Е. Репина; своей будущей жены, В.А. Шевцовой, и другие. Однако во всех этих ранних произведениях, будь то классные задания илиже сделанные «для себя» интимные портреты, обозначились и общие черты,общая сфера жизненных интересов и пластических исканий. Весьма показательнав этом смысле репинская картина «Воскрешение дочери Иаира» (1871)(приложение № 2) - конкурсная программа на евангельский сюжет, за которуюхудожник получил золотую медаль и право пенсионерской поездки за границу.Создавая это монументальное полотно, Репин все время сверялся сакадемическими требованиями, но шел дальше их. Культивируемый в стенахАкадемии «высокий стиль» был воспринят им не как нормативная система, а каксодержательная традиция, связанная со способностью искусства постигатьвозвышенную, чудодейственную силу человеческого духа. Можно указать и болееконкретно один из образцов, который явно был перед глазами автора«Воскрешения дочери Иаира». Это знаменитая картина «Явление Христа народу»Александра Иванова, художника, которого Репин искренне и глубоко чтил и окотором он в ранние годы, безусловно, многое узнал от своего первогопетербургского учителя И.Н. Крамского. Строгость композиции, благородствоцветовых отношений, сдержанность движений и жестов - все подчеркивает вконкурсной работе молодого живописца торжественный и глубокий смыслизображенного события. 3. ПЕРВЫЕ ВЕЛИКИЕ РАБОТЫ Но прежде чем в 1873 году художник уедет из России, он испытает свойпервый настоящий успех, связанный с появлением на выставке в марте 1873года картины «Бурлаки на Волге» (приложение № 4). Над ней Репин вплотнуюработал три года, настойчиво отыскивая наиболее выразительную композицию ивпечатляющий типаж. Однажды, еще в бытность Репина в Академии, приятель утащил его кататьсяна пароходе. День был погожий, погода солнечная - пароход весело шел поНеве. Неожиданно по радостному и светлому полю этой чудной картины поползлокакое-то неприятное и зловещее пятно. Пятно приближалось, росло и оказалосьватагой грязных бурлаков, уныло бредущих по песчаному берегу. Резкийконтраст между праздничным сиянием дня и внезапным появлением грязных фигурпроизвел на Репина сильное впечатление. Невозможно было вообразить «болееживописной и более тенденциозной картины!» - как писал он впоследствии… Но за настоящими бурлаками Репин ездил уже вместе с молодым художником,талантливым пейзажистом Фёдором Васильевым на Волгу, где выполнил множествопортретных зарисовок. В конце лета 1870 года он привез свои волжские этюдыв Петербург. «…Одиннадцать человек шагают в одну ногу… - писал В.В. Стасов. - Это темогучие, бодрые, несокрушимые люди, которые создали богатырскую песню«Дубинушка». Все это глубоко почувствовала вся Россия, и картина Репинасделалась знаменитой повсюду». «Чуть только я прочел в газетах о бурлаках г. Репина, то тотчас женапугался, - писал Достоевский. - Даже самый сюжет ужасен: у нас как-топринято, что бурлаки более всего способны изображать известную социальнуюмысль о неоплатном долге высших классов народу. …К радости моей, весь страхмой оказался напрасным: бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни одиниз них не кричит с картины зрителю: “Посмотри, как я несчастен и до какойстепени ты задолжал народу!” И уж это одно можно поставить в величайшуюзаслугу художнику». Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, ноодновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры незаслоняют друг друга. Это сделано мастерски. Перед нами - вереницаперсонажей, каждый из которых - самостоятельная портретнаяиндивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной формы судивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу бурлаковна отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты,человеческие типы. Возглавляет ватагу тройка «коренников»: в центре бурлак Канин, лицомнапоминавший Репину античного философа, справа - бородач с несколькообезьяньей пластикой, олицетворение первобытной дремучей силы, справа -«Илька-матрос», озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо назрителя. Спокойный, мудрый, с несколько лукавым прищуром, Канин являетсобой как бы серединный характер между этими двумя противоположностями. Столь же характерны и другие персонажи: высокий флегматичный старик,набивающий трубку, юноша Ларька, непривычный к такому труду и словнопытающийся освободиться от лямки, черноволосый суровый «Грек»,обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть товарища - последнего,одинокого бурлака, готового рухнуть на песок. Начало и конец пути, продуманное повествование о жизни людей, годамисуществующих рядом, вместе - таков «сверхсюжет» репинских «Бурлаков». 4. И.РЕПИН В ЕВРОПЕВ мае 1873 года художник отправился в Европу в качестве пенсионера Академиихудожеств. Он посетил Всемирную выставку в Вене, где экспонировались его«Бурлаки», имевшие громадный успех. Путешествовал по Италии и наконец обосновался в Париже, на Монмартре,где начал работу над картинами «Садко» (приложение № 4) и «Парижское кафе».Сюжеты этих произведений - фантастическая сказка и жанровая сцена «вофранцузском вкусе» - кажутся совершенно не «репинскими». Репин писал Стасову, что он «ужасно заинтересован Парижем, его вкусом,грацией, легкостью, быстротой и этим глубоким изяществом в простоте». И этикартины, и адресованные в Россию частные письма отчетливо выявляют кругтворческих интересов молодого живописца. Он не стал рьяным приверженцемисканий новой парижской школы, но был далек и от ригоризма некоторых своихрусских коллег, склонных усматривать в импрессионизме опасность ухода отжизненной правды. Крамской, «душа передвижничества», был всем этим поражен и озадачен. «Яодного не понимаю, как могло случиться, что Вы это писали? …Я думал, что увас сидит совершенно окрепшее убеждение относительно главных положенийискусства, его средств и специальная народная струна. …Человек, у котороготечет в жилах хохлацкая кровь, наиболее способен… изображать тяжелый,крепкий и почти дикий организм, а уж никак не кокоток». «Никогда, сколько мне помнится, я не давал клятву писать только дикиеорганизмы, - отвечал Репин, - нет, я хочу писать всех, которые произведутна меня впечатление» - и такой ответ есть не что иное, как утверждениеправа творческой свободы. Эта широта интересов, отзывчивость таланта - основные свойстватворческой натуры Репина. В одно и то же время он способен был работать надсовершенно различными вещами и в различной манере. Репина упрекали в художественной неразборчивости: «Сегодня он пишет изЕвангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическуюкартину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец,тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд, потоммелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену и т.д.Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности; всеслучайно и, конечно, поверхностно… » - так сам Репин пересказывал суть этихпретензий, нередких в отношении его искусства, и с великолепным равнодушиемотвечал: «Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя не уйдешь. Ялюблю разнообразие». 5. ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ Летом 1876 года Репин снова на родине. Ненадолго поселившись вокрестности Петербурга, он пишет там красивую и лиричную картину «Надерновой скамье» (1876). На ней изображены жена художника Вера АлексеевнаРепина, ее родители и брат с супругой. В картине соединены все техудожественные уроки, которые Репин мог получить во Франции. Это неоткровенно импрессионистическая манера, но в то же время это работахудожника, который знает и учитывает открытия современнойимпрессионистической живописи. Осенью того же года художник возвращается в свой родной Чугуев, а черезгод перебирается оттуда в Москву. Он часто и подолгу гостит в подмосковномАбрамцеве и оказывается одним из самых деятельных участников мамонтовскогокружка - дружеского сообщества, которое как раз в это время становитсяочень важным очагом русской художественной жизни. 5.1. И. РЕПИН И ПЕРЕДВИЖНИКИ.Начинается самый значительный, самый плодотворный период его творчества,продолжающийся и после того, как в 1882 году художник переезжает вПетербург. За какие-нибудь десять - двенадцать лет Репин создаетбольшинство своих наиболее известных произведений. Он становится членомТоварищества передвижных художественных выставок - творческого союза,объединившего на реалистической платформе все крупнейшие силы русскогоизобразительного искусства второй половины XIX века. Появление репинскихкартин на ежегодных выставках этого объединения превращается каждый раз всобытие общественной и художественной жизни. «Крестный ход в Курской губернии» (1880-1883) (приложение № 5). Темакрестного хода - одна из популярнейших в русской живописи. Однако Репин неимеет соперников в изображении толпы, шествия. В «Крестном ходе» толпапоказана как единый массив. Но когда взгляд начинает выхватывать отдельныефигуры, создается впечатление, что Репин буквально каждое лицо увидел вжизни. В характеристиках привилегированной части толпы - мещан, купцов,кулаков и помещиков - отчетливы обличительные интонации, имеющие своимисточником критическую тенденцию 1860 годов. На лицах - выражениепритворного благочестия, сознание собственной значительности, важность,граничащая с чванством. «Чистая публика» отъединена шеренгой пеших и конных урядников от толпынищих странников, возглавляемой горбуном. В картине горбун - единственныйперсонаж, чье порывистое движение, в себе самом имеет глубокийсодержательный смысл. На полотне медленно движется и вся толпа, но этобеспорядочное нестройное шествие, не имеющее ни конца, ни начала, не знаети своей общей цели, огромная масса людей распадается на отдельные, занятыесвоими делами и заботами группы. И только устремленной вперед фигурегорбуна мотив движения обретает вполне самостоятельное значение, внутреннийимпульс. Полусонному состоянию, в котором пребывает бесконечный людскойпоток, резко противостоит энергия встревоженной души, молчаливая твердостьчеловеческой воли. В крестьянских полотнах Репина сказывается широта художественныхинтересов автора. Вынашивая замысел эпического, многофигурного «Крестногохода», он мог одновременно увлекаться и решением более частных задач. Таквозникают, например, его известные портретные работы «Мужик с дурнымглазом» и «Мужичок из робких» (обе 1877) подчеркнуто «объективные»,социально определенные образы-типы, много дающие для понимания сложностинародного характера. Наряду с желанием постичь «вечные», коренные проблемырусской деревенской жизни Репин был способен откликаться и на самыезлободневные вопросы крестьянского бытия. Однако эта злободневностьпопадала в поле зрения художника именно той стороной, которая выражаласобою типичные черты русской мужицкой доли. Свидетельство тому - несколькорепинских произведений, навеянных событиями русско-турецкой войны. В отличие от своего знаменитого современника В.В. Верещагина,непосредственного участника русско-турецкой войны, посвятившего ей большойцикл батальных полотен, Репин не писал боевых сцен. Военная эпопеяоборачивается в его глазах все теми же эпизодами трудного крестьянскогосуществования. Таково, например, большое жанровое полотно «Проводыновобранца» (1879). И хотя оно заметно отличается от зрелых репинскихпроизведений несколько условной картинностью композиционного замысла, в неместь правда человеческих чувств, достоверность изображаемого крестьянскогобыта. 5.2. РЕВОЛЮЦИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И. РЕПИНА.Особое место в творческой биографии художника занимает серия работпосвященных революционной теме. Именно эти замыслы имел в виду мастер,когда, собираясь переезжать из Москвы в Петербург, заявлял о своем желанииписать картины «из самой животрепещущей жизни». Интерес Репина к русскому освободительному движению той поры и егоучастникам, интерес, который он разделял и с писателями, и с некоторымисвоими коллегами-передвижниками, говорил, прежде всего, о жизненнойактивности его творческой позиции, о его социальной чуткости. Начав сбеглых этюдных набросков, художник последовательно углублял эту тему,поворачивая ее разными жизненными гранями, выявлял в ней различныепсихологические аспекты. Даже один и тот же сюжет, «Арест пропагандиста», внескольких графических эскизах и живописных вариантах обретал каждый разособый человеческий смысл, свою интонацию. Картину не хотели разрешать кпоказу. Дело дошло до царя. Репин вспоминает, что устроители выставки пригласили царя осмотретьэкспозицию накануне вернисажа: «Александр III все рассмотрел». Далее онпишет: «Даже «Арест пропагандиста» вытащили ему, и тот рассматривал ихвалил исполнение, хотя ему показалось странным, почему это я писал тактонко и старательно». Репин недвусмысленно говорил: «Невозможно, чтобы европейскиобразованный человек искренне стоял за нелепое, потерявшее всякий смыслсамодержавие, этот допотопный способ правления годится только еще для дикихплемен, неспособных к культуре». Наконец выставка открыта. Автор картины с удовольствием резюмирует:«Моя выставка здесь делает большое оживление. Народу ходит много. Залысветлые, высокие, погода чудная, солнечная. Много студенчества, курсисток идаже ремесленников толпится в двух залах и рассыпается по широкой лестнице.«Арест пропагандиста» стоит, и от этой картинки, по выражению моегонадсмотрщика Василия, «отбою нет». Сюжетное продолжение этого цикла - «Отказ от исповеди». Картина быланаписана под впечатлением поэмы Николая Минского «Последняя исповедь»,опубликованной в нелегальном журнале «Народная воля»:Прости, господь, что бедных и голодныхЯ горячо, как братьев, полюбил…Прости, господь, что вечное доброЯ не считал несбыточною сказкой. Чрезвычайно скупыми живописными средствами создана атмосферазамкнутого, глухого подземелья: фигуры обступает густой могильный сумрак,где едва мерцает тусклый лунный свет, выхватывающий из этой тьмы лицоарестанта. Горделивое достоинство узника противопоставлено обескураживающейосторожности, с которой священник, приготовив крест, подходит кзаключенному. Не показав ни лица, ни жеста, самим балансом этого крестаотносительно фигуры Репин передал интонацию священника, который обращаетсяк арестанту без настойчивости, нерешительно и даже как будто деликатно, какчеловек, уже знающий, что от героя-народника не следует ожидать покаяния, вто время, как в фигуре и в лице заключенного присутствует моментэгоистической надменности. Он словно готов разразиться пламеннойобличительной речью. Самым значительным произведением на революционную тематику сталополотно «Не ждали» (приложение № 6). Художник изобразил революционера,возвратившегося в родной дом из ссылки. Его неловкая поза, ожидание,застывшее в глазах, свидетельствующих о неуверенности, даже страхе: узнаетли его семья, примут ли отца, отсутствующего много лет, его дети? Репинуудалось мастерски передать всю сложную гамму чувств, отраженных на лицахреволюционера и членов его семьи. Испуганно смотрит на незнакомого мужчинудевочка (когда его забрали, она была слишком мала и потому забыла своегоотца), изумлением полны глаза жены, сидящей у рояля. А на лице мальчика -радостная улыбка, говорящая о том, что ребенок догадался, кто стоит передним. Репин написал свою картину очень быстро, на одном дыхании. Но затемдело остановилось: в течение нескольких лет он переделывал головуреволюционера, стремясь добиться нужного выражения. По первоначальномузамыслу его герой должен был иметь мужественный облик, но, в конце концов,художник остановился на мысли, что гораздо важнее показать муки и душевныепереживания человека, на много лет оторванного от родного дома и семьи. Картину, показанную на XII Передвижной выставке, зрители встретиливосторженно. К полотну невозможно было подойти, так как возле него всегдатолпились люди. Стасов ликовал: «Репин не почил на лаврах после «Бурлаков»,он пошел дальше вперед. Я думаю, что нынешняя картина Репина - самоекрупное, самое важное, самое совершенное его создание». Равнодушных небыло. Мнения были всякие. «Репина, наверное, произведут в гении, - писали «Московские ведомости».- Жалкая гениальность, покупаемая ценой художественных ошибок, путемподыгрывания к любопытству публики, посредством «рабьего языка». Это хуже,чем преступление, это - ошибка… Не ждали! Какая фальшь…» В те далекие дни эта картина была откровением. Новаторской была иживопись картины - светлая, валерная. Вся современная Репину критика, включая Стасова, признавала, что амплуа«историка», картины на исторические темы - не его призвание. Между темРепин чрезвычайно заботился об исторической достоверности своих картин.Работая над «Царевной Софьей», «Иваном Грозным» (приложение №3),«Запорожцами» (приложение № 5), он выяснял мельчайшие детали. Это костюмы,оружие, мебель, убранство интерьера, даже цвет глаз царевны Софьи. Но приэтом в исторических картинах Репина совершенно отсутствует временнаядистанция: несмотря на тщательно воссозданный антураж, происходящеепоказывается как совершающееся в настоящем, а не прошедшем времени. Как-то в Академии художеств Репину была задана программа «Ангелистребляет первенцев египетских». «Я задумал, - вспоминает Репин, -передать этот сюжет с сугубой реальностью. Была, разумеется, изученаобстановка роскошных спален царевичей Египта… И вот я вообразил, как ночьюангел смерти прилетел к юноше-первенцу, спящему, как всегда, нагим, схватилего за горло, уперся коленом в живот жертвы и душит его совершенно реальносвоими руками». И вновь - «реальность»; даже в историческом сюжете -стремление представить все так, как это могло быть «на самом деле». Этостремление заставляло Репина разомкнуть пространство своих историческихкартин, сделав зрителя «очевидцем» изображенного. Мы свободно можем «войти»в интерьер кельи царевны Софьи: пустое пространство перед окном как будтоспециально оставлено для зрителя, подобно распахнутой двери. Покатившийсяпосох в «Иване Грозном» в следующую минуту готов упасть за раму картины.Голая голова казака в «Запорожцах» словно прорывает плоскость холста,оказываясь в пространстве зрителя. 5.3. АМПЛУА «ИСТОРИКА».На «Запорожцев» (1878-1891) (приложение № 5) художник затратил огромноеколичество энергии, любви и забот. «Я уже несколько лет пишу свою картинуи, быть может, еще несколько лет посвящу ей, - говорил Репин, - а можетслучиться, что я закончу ее и через месяц. Одно только страшит меня:возможность смерти до окончания «Запорожцев». Сотни подготовительных этюдов, эскизов, рисунков, специальные поездкидля изучения материала - все это говорит об одном основном чувстве,владевшем живописцем. Это чувство - любовь. И это состояние восторга,преклонения и любви художника к своим героям мгновенно передается зрителям. Запорожцы… Вот они перед нами во всей своей красе и удали. Галереятипов, совершенно оригинальных, неподражаемых, легендарных. Можно часамиразглядывать их лица - загорелые, обветренные степными ветрами, опаленныесолнцем, дубленные невзгодами, изрубленные в жестоких схватках, но все жекрасивые, источающие силу, энергию, бьющую через край. «В душе русского человека есть черта особого скрытого героизма, - писалРепин, - Это - внутри лежащая, глубокая страсть души, съедающая человека,его житейскую личность до самозабвения. Такого подвига никто не оценит: онлежит под спудом личности, он невидим. Но это - величайшая сила жизни, онадвигает горами; она руководила Бородинским сражением; она пошла за Мининым;она сожгла Смоленск и Москву. И она же наполняла сердце престарелогоКутузова». Но ведь история - это вовсе не сиюминутное событие, не непосредственносозерцаемая реальность. Как писал Василий Ключевский: «Предмет истории - тов прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, неоконченный процесс,как вечный закон». И в этом отношении история у Репина - это как раз то,что проходит: частный случай, эпизод, смысл которого полностьюисчерпывается тем, что в данный момент происходит перед глазами, не«длящийся процесс», а необратимый финал. Именно эта «действенность» -главная особенность репинских исторических композиций, когда историческийсюжет сведен к одной личности, одному мгновению, одному аффекту. Софьязаточена, стрельцы повешены, царевич убит, взрыв хохота запорожцев вследующий момент угаснет - временная перспектива сокращена до точки.Царевич Иван, сын Грозного, умер лишь спустя неделю после удара посохом, атакого количества крови, которое показано в картине, при подобной ране бытьне могло. Но Репину необходимо было заострить сам момент убийства,«произошедшего в одно мгновенье». Многие произведения Репина имеют двойную дату - интервал между началоми завершением работы иногда превышает десять лет. Так сложилось потому, чтохудожник по несколько раз переписывал картины. Очевидцы же, наблюдавшие заизменениями в полотнах, отмечают, что эти изменения отнюдь не всегда были клучшему. Но Репин стремился не столько усовершенствовать их, скольконаделить тем свойством «изменчивости», которое было присуще ему самому,заставить «жить» эти картины, меняться, как, например, сменяютсякинематографические кадры. В сущности, Репин всегда оставался «режиссером»,который - запечатлевая историческую сцену или жанровый мотив - всегда видитэту сцену перед собой, разыгранную актерами, в костюмах и декорациях,подчиненную определенному сценарию. Стихией Репина была текущая, изменчивая современность. Оставаясьпогруженным в эту стихию, он создавал свои лучшие работы. 5.4. РЕПИН – ПОРТРЕТИСТ.Быстро, в несколько сеансов, Репин писал лишь портреты, и никогда их непеределывал. Модели художника всегда представлены в конкретной, легкопрочитываемой жизненной ситуации: как правило, это ситуация «диалога» - созрителем или с невидимым собеседником. В манерах и поведении каждого человека можно найти черты, нарушающиеобщее представление о личности. Однако эти же черты и составляютнеповторимость, особенность любой индивидуальности. Найти момент равновесиямежду случайным, сиюминутным, и характерным, типическим - одна из главныхзадач портретиста. Репин прекрасно осознавал тот факт, что, становясь перед лицомхудожника в качестве модели, человек неосознанно начинает «представлятьсебя» - позируя, он играет определенную роль. Это ролевое поведениераздваивает образ и облик человека между тем, что он есть и чем хочетказаться, между лицом и личиной, маской. В том, как человек теряет инаходит себя среди взятых им или навязанных ему социальных,профессиональных и иных масок, - актуальная, общеинтересная проблема на всевремена. А поскольку живопись имеет дело только с образами видимости, топути и способы, которыми существенное, внутреннее проявляется,просвечивает, проскальзывает во внешнем, - эти пути составляют собственнуюспециальную проблему искусства живописи. В творчестве Репина эта проблемарешена с большим мастерством. Глубоко задумался среди шедевров своей галереи Третьяков, скрестив рукина груди, - в полной достоинства позе, однако в движении пальцев его рукиприсутствует какая-то нервная трепетность, нарушающая общее спокойствие.Откинулся в кресле, в то же время слегка приподнявшись, прищурясь, точноприготовившись произнести решающий аргумент в споре, сенатор Дельвиг.Вопросительным взглядом, вздернув бровь и желчно сомкнув губы, смотритАлексей Писемский. «Портрет Н.Н. Ге» выполнен в сумрачных «рембрандтовских» тонах,мелкими, рельефными мазками, близкий по времени портрет Пелагеи Стрепетовой- размашисто, этюдно. Эта «горячая» эскизная живопись прекрасносоответствует сильному, порывистому, даже экзальтированному характерузнаменитой актрисы. Репин всякий раз словно заражается личностьюпортретируемого, подчиняя свою живописную манеру свойствам характера истилю поведения модели. Во время путешествия по Испании Стасов часто напоминал Репину, чтоздесь-то он должен обязательно написать красавицу. Наконец нашлась дама,показавшаяся им «чуть ли не идеалом красоты», и Стасов устроил портретныесеансы. И тут - «куда, куда девалась ее красота?! Это была самая простая,самая обыкновенная и очень молчаливая дама… Этюд вышел очень заурядный,неинтересный», - вспоминал Репин. Чем же объясняет художник свою неудачу?Просто-напросто тем, что дама позировала очень старательно и добросовестно,и ему от этого стало скучно. «…Часто, то есть почти всегда, когда позируюточень безукоризненно, терпеливо, портрет выходит скучный, безжизненный, и,наоборот, при нетерпеливом сидении получаются удачные сюрпризы. Так,например, у меня с П.М. Третьякова, который сидел с необычным старанием,портрет вышел плохой, а Писемский, вскакивавший каждые пять минут дляотдыха, помог мне. Его портрет имел большой успех». Идеальной портретной моделью оказался для Репина Лев Толстой. Затридцатилетний период личного знакомства с Толстым художник сделал десяткиживописных и графических изображений писателя, а однажды, обратившись кскульптуре, вылепил и его бюст. Выбирая сюжеты для своих портретных этюдов,Репин явно старался откликнуться на те стороны жизни и быта яснополянскогографа-мужика, которые были предметом особого внимания всероссийской молвы.Толстой-пахарь, Толстой на косьбе, Толстой в лесу, на молитве - такие сценыочень занимали портретиста, к ним он возвращался не раз. Собирательныйобраз писателя, каким он складывался из многочисленных репинскихизображений - от беглых набросков до законченных живописных композиций, -вполне отвечал представлениям о Льве Толстом как о человеке-легенде. Репинутверждал жизненную значимость этой легенды, но вместе с тем лишал ееромантического ореола, снимал с нее все условные покровы, стремясь кпредельно живому и непосредственному художническому прикосновению к духу иплоти своего героя, к его повседневному бытию. В живописном толстовском цикле, особенно в таких работах, как,например, «Л.Н. Толстой босой» или же «Л.Н. Толстой на отдыхе в лесу» (обе1891) художник всячески подчеркивает чувственный характер цвета.Воспроизводимые сцены кажутся наполненными жизненной силой природы, еетоками. Жаркий летний воздух, свежая зелень листвы, густая прохладная теньот дерева, под которым отдыхает с книгой в руках уже немолодой писатель.Или же лесная тропа и на ней - Толстой босиком, в просторной белой блузе сосвоим очень характерным жестом заложенных за пояс рук - все это увидено изапечатлено художником, программно ищущим значительности пластическогообраза в естественности, простоте и жизненной полнокровности. В одном из писем тех лет, когда создавались многие произведениятолстовской серии, Репин так формулировал свое понимание величия образаТолстого, не скрывая, что это - взгляд «язычника»: «Маститый человек снависшими бровями, все сосредоточивает в себе и своими добрыми глазами, каксолнцем, освещает все. Как бы ни унижал себя этот гигант, какими быбренными лохмотьями он ни прикрывал свое могучее тело, всегда в нем виденЗевс, от мановения бровей которого дрожит весь Олимп». При всем том, чтоэта характеристика содержала в себе совершенно определенный полемическийсмысл («бренные лохмотья» - это религиозно-проповеднические идеи Толстого,которые Репин никогда не принимал), в ней четко выявилось творческое кредохудожника. Оно вновь заставляет вспомнить уже знакомое нам репинскоежелание испытать русскую пореформенную действительность, ее людей масштабомантичного мифа, цельностью языческого мотива. Духовная мощь Толстого,особая сила его нравственного авторитета - все это глазу портретиставиделось заключенным в крепкую физическую плоть - «могучее тело» античногоЗевса. Таким Репин и изобразил писателя в центральном произведениитолстовского цикла, где Л.Н. Толстой представлен сидящим в кресле с книгойв руках (1887). Портреты Толстого можно найти в творческом наследии многих другихрусских художников той поры. Наиболее известными из них стали работы И.Н.Крамского и Н.Н. Ге. Первый портретировал писателя в 1873 году, то естьпочти за пятнадцать лет до упомянутой репинской картины, второй - в 1884-м- всего за три года до ее появления. Портрет, созданный Репиным, сильноотличался от обеих работ и живописными свойствами, и самим пониманиемтолстовского образа. При беглом взгляде на полотно кажется, что Репингораздо меньше, чем его коллеги, озабочен выявлением своей авторскойпозиции. В нем нет того напряженного вглядывания друг в друга модели ихудожника, того сложного диалога взглядов, которые определяют обостренныйпсихологизм портретного образа в работе Крамского. Нет в нем и желаниявоплотить творческую одержимость писателя - главная задача, поставленная впортрете Ге. Репинский Толстой, устроившийся в кресле за чтением, проще - икак художественный образ, и как человеческий тип, но это простота особогорода, непосредственно ассоциировавшаяся в сознании мастера с представлениемо большом запасе нерастраченных жизненных сил. Именно таким путем вэстетической платформе Репина устанавливалась глубокая смысловая связьмежду образом Льва Толстого и образом самой России. Именно здесь, на почвесамых фундаментальных принципов репинского реализма, созидалась целостностьпоэтического мира художника, выявлялось его отношение к историческимсудьбам страны и ее народа. В 1890-е гг. Репин, переживая известный творческий кризис, временнопорвал с передвижниками. В его статьях и письмах проскальзывают мысли,позволявшие современникам считать Репина отступником от идейдемократической эстетики, но к концу 90-х гг. Репин вернулся на прежниепозиции. В поздний период при отдельных удачах, Репин уже не создал картинравных произведениям 1870-80-х гг. Лучшие произведения 1890-1900-х гг. -это графические портреты, обычно изображения людей с ярко выраженнымтворческим, артистическим началом (портрет Э. Дузе, уголь, 1891,Третьяковская галерея), а также впечатляющие остротой социальныххарактеристик и живописным лаконизмом портреты-этюды к монументальномугрупповому портрету "Торжественное заседание Государственного Совета"(выполнен совместно с художником Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым, 1901-03, Русский музей). Грандиозное многофигурное полотно (35 кв. м)"Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года" (1901-1903, ГРМ было написано в течение двух лет. На парадном портрете изображеноболее восьмидесяти человек - сановников Государственного Совета, во главе сцарем и членами царствующего дома. К картине Репин написал пятьдесят этюдов-портретов и эскизы.Широкое, свободное письмо, сила типизации делают этюды-портреты вершинойживописного мастерства Репина. Глубоко народное, тесно связанное с передовыми идеями своей эпохи,творчество Репина - одна из вершин русского демократического искусства. В1894-1907 Репин преподавал в АХ (в 1898-99 - ректор), став учителем И. И.Бродского, И. Э. Грабаря, Д. Н. Кардовского, Б. М. Кустодиева и многих др. 6. РЕПИН НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ. До сих пор речь шла о репинских работах, созданных, главным образом, напротяжении последней трети XIX века. Это время можно назвать классическимпериодом творчества художника в том смысле, что именно с ним связаны всеили почти все лучшие произведения мастера. Именно в эти десятилетия егоживопись определяет собою ведущие стилевые и содержательные особенностиреализма в русском изобразительном искусстве, а сама личность Репинапользуется непререкаемым авторитетом в широких литературных ихудожественных кругах. Однако, как известно, творческая деятельность Репина захватывает и XXвек - художник умер в преклонном возрасте, в 1930 году, и вплоть допоследних лет своих не выпускал из рук кисть. Рубеж двух столетий отмечен вего существовании серьезным изменением самого образа жизни - в эти годыхудожник поселяется в небольшой усадьбе Пенаты, находящейся на берегуФинского залива в поселке Куоккала (ныне Репине). В Пенатах он проводит всесвои оставшиеся годы. Это отнюдь не было его изоляцией от окружающего мира.Репинскому характеру всегда оставалось чуждым всякое затворничество. Репин в Пенатах - это завершающая глава творческой биографии мастера,связанная многими нитями с предшествующими разделами его творчества. Ивместе с тем это - совершенно особая историко-культурная тема, обращеннаяне только в прошлое, но и в будущее. Верный демократическим убеждениям,своему общественному темпераменту, Репин внимательно следит за социальнойжизнью России. Остро реагировал он на события первой русской революции 1905года, участвуя во многих коллективных протестах прогрессивной русскойинтеллигенции против царского террора, а также пытаясь передать своивпечатления о происходившем в живописных работах. Знаменательным былосближение его в эти годы с М. Горьким. Хорошо известный репинский рисунок«М. Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца» (1905), на которомвместе с писателем изображены В.В. Стасов, А.И. Куприн, Н.Г. Гарин-Михайловский, - значительное явление русского графического искусства началаXX века и вместе с тем важный историко-культурный документ эпохи. Совершенно справедливо осознавая себя продолжателем реалистическихтрадиций XIX века, Репин, однако, в ряде работ не остается чуждым тех форми способов художественной типизации действительности, которые несло с собоюновое время, новое творческое мышление. Глядя на его картину «Какойпростор!» (1903) (приложение № 6), зрители не без основания увидели в нейне столько изображение прогулки двух молодых людей по берегу Финскогозалива - таково было буквальное содержание представленной сцены, - сколькожелание автора передать свое ощущение грядущего. Сложная, полная глубоких противоречий художественная ситуация в Россиипредреволюционных лет необычайно остро поставила перед художником проблемусамосознания творческой личности, проблему ее жизненной судьбы. Некоторыекартины Репина той поры кажутся прямым откликом на эту душевно выстраданнуютему - от трагического «Самосожжения Гоголя» (1909) до нескольких холстов,посвященных Пушкину и утверждающих человеческое и общественное величиегения. 7. ЭТО ИНТЕРЕСНО (СЕМЬ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ РЕПИНА)1. Своего знаменитого Ивана Грозного художник "срисовал" с обыкновенногочернорабочего, встреченного им на рынке в Чугуеве.2. Второй вариант "Запорожцев" хранится в Харьковском художественном музее.В отличие от полотна из собрания Русского музея, на "украинском" под рукойу лысого казачка нет колоды карт.3. Будучи зажиточным человеком, Илья Репин всегда приезжал в столицу назаре, чтобы подешевле прокатиться на конке. По утрам билеты в петербургскихтрамваях стоили пятачок, а не гривенник, как днем.4. Даже в жестокую стужу вся семья Репиных, включая детей, спала на полупри раскрытых окнах в тоненьких мешках. Репины закалялись.5. Последняя жена художника была убежденной вегетарианкой и гостейпотчевала супом из соломы.6. Приехавший в гости к Репину Иван Бунин узнал, что его собираютсянедельку продержать "на травках и чайке", схватился за чемодан и убежал настанцию.7. В 1926 году советское правительство настойчиво просило Репина вернутьсяна родину. Художник приглашение не принял. 8. МОЁ МНЕНИЕ О ТВОРЧЕСТВЕ И.Е.РЕПИНА Никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовалсятакой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались его доиллюзии «живыми» портретами и многофигурными жанровыми композициями,артистичной манерой письма, а в социальном плане - умением обозначить самыезлободневные проблемы русской жизни. Среди мемуаров и статей Репина, вошедших в книгу «Далекое близкое»,можно встретить следующие рассуждения: «Два типа гениев различаем мы вискусствах всякой эпохи. Первый гений - новатор… Второй гений - завершительвсесторонне использованного направления; натура многообъемлющая, способнаявыразить, в возможной полноте своего искусства, свое время; к оценке егонакопляется большая подготовка - он ясен. Он заканчивает эпоху до полнойневозможности продолжать работать в том же роде после него». Репин прожил долгую жизнь, жизнь человека, полностью преданного своемуделу. Его огромный живописный талант признавали все, но не все могли вполную меру оценить исторический, общественный смысл его искусства. Раньшедругих этот смысл почувствовал выдающийся репинский современник В.В.Стасов, и «стасовский» облик Репина с незначительными изменениямивпоследствии многократно оживал в статьях и книгах о нем. Стасов оказалсясовершенно прав в главном и основном: творчество Репина было социально втом прямом смысле, в каком употребляла это понятие демократическая эстетикаXIX века. Оно стремилось не только выразить глубокие умонастроения эпохиподобное желание было свойственно всякому большому искусству и до Репина ипосле, но и показать причины, рождающие такие умонастроения, иными словами,- показать социальную действительность своего времени, показать самыеразные стороны жизни пореформенной России. Не раз заявляя о своей верностизаветам революционных демократов, в первую очередь - эстетическим взглядамН.Г. Чернышевского, художник постоянно жил тревогами и надеждами передовойрусской интеллигенции, ее желанием связать свое дело с борьбой противсоциального гнета и неравенства. Все это и определило важное месторепинских произведений в мировом наследии реалистической живописи XIX века. После Великой Октябрьской революции "Пенаты" оказались отрезанными отродины: неподалеку проходила граница СССР и Финляндии. Делегация советскиххудожников, среди которых был и ученик Репина И. И. Бродский, навестилаего. Репин мечтал вернуться на родину. Однако сил оставалось все меньше.Здоровье шло на убыль.В августе 1930 года в возрасте восьмидесяти шести лет Илья Ефимович Репинскончался. «Пенаты», где он умер и был похоронен — Мемориальный музей Репина. ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Илья Ефимович Репин (1844-1930) [pic] И.Е.Репин. Автопортрет, 1887 ПРИЛОЖЕНИЕ № 2Приготовление к экзамену, 1864[pic]|Воскрешение дочери Иаира, 1871 ||[pic] | ПРИЛОЖЕНИЕ № 3Иван Грозный и сын его Иван. 1885[pic]|Случайный исторический эпизод - ссора Грозного с сыном и смерть царевича ||вследствие удара посохом - представлен как “вечная” коллизия: картина ||Репина - своего рода предостережение, изложенная в живописной форме ||притча на тему “не убий”. “Кажется, что человек, видевший хоть раз ||внимательно эту картину, навсегда застрахован от разнузданности зверя, ||который, говорят, в нем сидит”, - так формулировал это Крамской. Не ||исторический, а психологический аспект события занимает Репина. Историчен||лишь мастерски написанный антураж. Красноречивые подробности - ||опрокинутое кресло, покатившийся посох, лужа крови на ковре - ||“комментируют” происшедшее. Ужасающая мука раскаяния на лице Грозного и ||кротость умирающего царевича, со слезами на глазах прощающего ||обезумевшего от горя отца - на этом контрасте построен весь сюжет ||картины. Картина, экспонированная на XIII передвижной выставке, была ||запрещена к дальнейшим показам высочайшей цензурой. Третьякову, купившему||картину, предписывалось “не допускать для выставок и вообще не дозволять ||распространения ее в публике какими-либо другими способами”. || || || || || || || || ||ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 || || || || ||Бурлаки на Волге, 1873 || |[pic]Садко в царстве подводного царя, 1876[pic] ПРИЛОЖЕНИЕ № 5Крестный ход в Курской губернии, 1880-1883 гг.[pic]Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1880-1991 гг. ПРИЛОЖЕНИЕ № 6Не ждали. 1884-1888 гг.[pic]Какой простор!, 1903[pic] С О Д Е Р Ж А Н И Е : Эпиграф 1. Ранние годы. 2. Начинающий художник. 3. Первые великие работы. 4. И. Репин в Европе. 5. Возвращение на Родину: 1. И. Репин и передвижники; 2. революция в творчестве И. Репина; 3. амплуа «историка»; 4. Репин – портретист; 6. Репин на рубеже веков. 7. Это интересно (семь фактов из жизни Репина). 8. Мое мнение о творчестве И.Е. Репина (заключение). Литература. Приложение № 1 Приложение № 2 Приложение № 3 Приложение № 4 Приложение № 5 Приложение № 6 Л И Т Е Р А Т У Р А : 1. Дмитриенко А.Ф., Кузнецов Э.В., Петрова О.Ф. 50 кратких биографий мастеров русского искусства. - Ленинград, 1971; 2. Петрова О.Ф. 50 биографий мастеров русского искусства. - Ленинград, Аврора, 1971 // Название сайта: http://dilet.narod.ru/days/bio/000098/html; 3. Репин И.Е. Далёкое близкое. – М., Академия художеств, 1960; 4. Репродукции картин И. Репина // Название сайта: http://www.salonkartin.ru/?mod 5. Стернин Г.Ю., Репин И.Е. Возвращение не состоялось… (из переписки с И.Е.Репиным) // Сов. Архивы, 1991, № 3// Название сайта: http://hrono.ru/biograf/repin.html; 6. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. - М., 1997; 7. Шумова М.Н. Русская живопись середины ХIХ века. - М., Искусство, 1984;




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

И. Е. Репин в истории русской живописи iconПортрет в русской живописи 19 века ( Репин, Серов, Крамской)

И. Е. Репин в истории русской живописи iconРеферат по истории искусств по теме: андрей рублўВ и его школа Студентки ф-та
Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. С его именем связано возникновение художественного...
И. Е. Репин в истории русской живописи iconАндрей рублёв
Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. С его именем связано возникновение художественного...
И. Е. Репин в истории русской живописи iconАндрей рублев
Творчество прославленного иконописца знаменует важную веху в истории русского искусства. С его именем связано возникновение художественного...
И. Е. Репин в истории русской живописи iconИлья Репин
Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина. В детские и юношеские...
И. Е. Репин в истории русской живописи icon«история изобразительного искусства»
Подготовка сообщений: Реалистические искания русской живописи. Критический реализм в творчестве В. Перова. Тема «бедных людей» в...
И. Е. Репин в истории русской живописи iconБогоматерь Донская" (гтг). Интерпретация темы "
К добрым гениям России, ее великим возродителям и возбудителям должен быть отнесен и знаменитый художник Феофан Грек, прибывший в...
И. Е. Репин в истории русской живописи iconДоклад: "Богоматерь Донская" (гтг). Интерпретация темы "Богоматери Елеусы"
Феофан Грек, прибывший в Россию в третьей четверти ХIV века и составивший в истории русской живописи целую эпоху. Пpимечание: Грабарь...
И. Е. Репин в истории русской живописи iconРеферат студентки 3-го курса
Вершиной русской жанровой живописи второй полови­ны XIX в является творчество И. Е. Репина (1844—1930). Вместе с тем великий художник...
И. Е. Репин в истории русской живописи iconКафедры: русской истории
Преподаватель: Алиева Людмила Владимировна, доцент кафедры русской истории, кандидат исторических наук
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы