Будда: Победить самого себя icon

Будда: Победить самого себя



НазваниеБудда: Победить самого себя
Дата конвертации07.07.2012
Размер250,08 Kb.
ТипРеферат
БУДДА: Победить самого себя


|[pic] | БУДДА: Победить самого себя Человек - существо незавершенное и потому вечно недовольное собой. Онвключен в жизненный процесс и в то же время возвышается над ним. Он неотождествляет себя со своей жизнедеятельностью, он судит, оценивает ее скакой-то иной, более высокой, чем сама жизнедеятельность, позиции.Сознательное стремление подняться над самим собой. завершить свое бытиеявляется видовым признаком человека. отличающим его от других существ. Чтобы прийти к согласию с самим собой, преодолеть саморазорванностьсобственного бытия, человек должен вырваться из мира, пробиться по тусторону добра и зла -- таков общий пафос этики Будды. Будда исключительносерьезно отнесся к человеческой жажде бессмертия. Во-первых, он ясноосознал предельность, абсолютность этого стремления. Жизнь и смерть связанымежду собой нерасторжимо. Тот. кто не желает умирать, не должен был быжелать родиться. Желание бессмертия -- больше, чем желание, оно являетсяжеланием исчерпания всех желаний. Во-вторых, согласно Будде, идеябессмертия имеет для человека не теоретический, а практический статус. Речьидет не о том, чтобы обосновать бессмертие, а о том, чтобы обрести его. Дляэтого человек, не те или иные объединения людей, не человечество в целом, акаждый отдельный человеческий индивид должен победить самого себя. Учение Будды дошло до нас в позднейших изложениях и интерпретациях.Реконструкция его первоначального содержания -- предмет исследований идискуссий. Основными источниками для анализа взглядов и жизненного путиБудды являются: буддийская каноническая книга "Типитака" ("Три корзины[закона]"), составлявшаяся последователями Будды в течение первых трех столетий после смертиучителя и записанная на языке пали в первые века и. э. на Цейлоне;мифологизированный рассказ о жизни Будды на санскрите "Лалитавистара";поэма "Буддхачарита" ("Жизнеописание Будды") великого классикабуддийской санскритской литературы Ашвагхоши, жившего предположительно в 1--11 веках и. э.; существующая в палийской и санскритской версиях книга"М4илиндапаньха" ("Вопросы М4илинды"). представ.ляющая собой беседу о сутибуддийского учения между греческим царем М4илиндой (М4енандром) ибуддийским монахом Нагасеной и составленная примерно во 11 в, и. э. Жизнь Будда является родоначальником одной из мировых религий, а культурноеосвоение его образа продолжается в течение двух с половиной тысяч лет.Свидетельства о нем представляют собой удивительное сочетание правды ивымысла. Отделить в них реальные факты от мифов и поэтическихпреувеличений, первоначальное исторической ядро легенды от последующихнаслоений -- задача, которую необходимо разрешить хотя бы в каком-топриближении. Религиозные и эстетические образы складываются по законам, нетребующим жесткой привязанности к исторической первооснове. И!иное дело --этический образ. рассматривающий личность в контексте морального учения.Здесь речь идет об индивидуально-психологических предпосылках иэмпирическом воплощении нравственного идеала, и поэтому человеческаядостоверность образа имеет первостепенное значение. Она. человеческаядостоверность, может быть в напнем случае одним из критериев, позволяющихлучше разглядеть за легендой о Будде реальную жизнь реального индивида --Сиддхартха Гаутамы. Критерий человеческой достоверности, конечно. не безусловен, посколькувозможности разных индивидов могут сильно колебаться. Тем не менее онпозволяет проводить различие между правдоподобными фактами и несомненнымивымыслами. Например, свидетельство о том, что Будда прожил 8O лет. вполнемощно считать достоверным. А утверждение, что он после одного из своихрождений в предшествующей жизни блаженствовал на небесах пятьсот семьдесятмиллионов шестьсот тысяч лет, следует считать мифом. Точно так же можнопринять, что Будда своей любовью укротил злого слона, но Жизньнельзяповерить в то, что все переломные моменты в жизни Будды от зачатия до уходав безостаточную нирвану сопровождались великими землетрясениями. Родился Сиддхартха Гаутама в семье царя маленькой страны племени шакьевна северо-востоке Индии в середине VI века до и. э. Его поэтому впоследующем называли Шакьямуни (мудрец из племени шакья). Повествуется. чтов момент зачатия Будды его матери Майе приснилось. будто в ее лоно вошелбольшой слон (слон в буддийской мифологии считается символом сдержанности.терпения, самообладания; в "Лалитавистаре" самого Будду называют великимслоном). Через семь дней после рождения сына мать умерла. Мальчикавырастила сестра матери, которая стала впоследствии его мачехой.Воспитывался Сиддхартха изысканно, по-княжески, в неге и довольстве. Отецнамеренно оберегал сто от неприятных впечатлений, искусственноизолировав от мира роскошью княжеских дворцов. Но юный принц все-такиувидел жизнь. Во время прогулок он последовательно встретил больного,старика, покойника и с ужасом узнал, что человеческая жизнь бренна. Онпостиг, что и его ждут впереди болезнь, старость и смерть. Привыкший кисключительности своего существования, он стал размышлять над тем, нельзяли избежать всеобщей участи и найти путь к спасению. После он встретиласкета, что дало его раздумьям совершенно определенное направление. Когда унего родился свой сын -- еще одна прочная привязанность к миру, принц решилпокинуть дворец, полагая, что найдет спасение через аскетическое отрешениеот удовольствий. Произошло это, согласно легенде, следующим образом.Однажды, когда будущего Будду красивые женщины по обыкновению развлекалипением, музыкой, танцами, он внезапно уснул. Уснули также танцовщицы смузыкантшами (дело происходило на женской половине дворца). Проснувшись,Будда увидел спящих женщин и был поражен их безобразным видом: у однойзадралась одежда. другая храпела, у третьей изо рта тянулась струйка слюныи т. д. И Сиддхартха Гаутама убежал из своего искусственного рая; он, каквыражаются буддийские источники, ушел из родины в безродность, из дома вбездомность. Ему в это время было 29 лет. Насколько позволяют судить факты. Будда совершил свой необычныйпоступок. перевернувший всю жизнь, не потому. что он устыдился празднойроскоши, и не пото -му, что пресытился удовольствиями. Во всяком случаездесь трудно усмотреть этические мотивы. Толчком к бегству послужилоосознание эфемерности, обманчивости. недолговечности красоты и сладостижизни (в этом отношении примечателен эпизод со спящими женщинами). Он хотелдля себя больше того, что он имел, -- спасения. Он хотел убежать отподстерегающих его впереди страданий. Более того, он поставил перед собойсамую дерзновенную, предельную задачу, которую только мощно помыслить, --обрести бессмертие. Сиддхартха Гаутама убегал не из дворца. он убегал отсмерти. Следующие шесть-семь лет Будды были годами суровой аскезы. Подруководством опытных наставников он познакомился с философскими традициями,прошел школу йоги, овладел техникой созерцания и управления собственнымтелом. Будда подвергал себя суровым испытаниям, чтобы добитьсяпросветления, познать высшую истину бессмертия. Однажды он решил всамоистязаниях пойти до конца -- для предельной концентрации мысли и волиотказался вообще от пищи, удерживал дыхание. Пять странствующих отшельниковнаблюдали за ним. поражаясь его выносливости и в готовности стать егоучениками, если он достигнет просветления. Будда, однако, потерял сознание.Очнувшись, он понял, что через самоистязание не дойти до высшей истины, иснова принял пищу. Отшельники покинули его. Будда остался один, и ночью,когда он сидел под смоковницей, ему открылась истина, которую он выразилсловами: "Я прошел через сансару многих рождений, ища строителя дома, но не находя его. Рожденье вновь и вновь -- горестно. О строитель дома, ты видишь! Ты уже не построишь снова дома. Все твои стропила разрушены, конек на крыше уничтожен. Разум на пути к развеществлению достиг уничтожения желаний"[1]. Он пришел к выводу, что спасение достигается через освобождение отжеланий. Так тридцатипятилетний принц Сиддхартха Гаутама, мудрец изплемени Шакья, стал Буддой (от слова Buddha, что означает "просветленный","пробужденный"). Он достиг того желанного состояния, когда кончаются всякиежелания, вырвался из круговорота жизни и смерти, обрел бессмертие. Вбуддийской традиции к нему прилагают характеристики, призванные подчеркнутьего единственность и употребляющиеся часто вместо его имени: "бхагават"(благословенный. блаженный); "татхагата" ("так ушедший"), "сугата" (в добреушедший) и др. После просветления Будда семь дней подряд сидел под смоковницей споджатыми под себя ногами, наслаждаясь обретенным блаженством; в целом ончетыре недели (по другим сведениям, три месяца) пребывал. в созерцательномсамоуглублении. Преодолев некоторые сомнения, о которых скажем чуть позже,он решил поведать людям об обретенном им всеведении, запустить колесоДхармы (учения). Первыми его слушателями и учениками стали пять наблюдавшихего последний аскетический опыт монахов, которых он нашел в парке близБенареса. Первая его проповедь, получившая название Бенаресской, сталаи самой знаменитой -- в ней излагаются первоосновы учения. Вокруг негосложилась община, которая быстро достигла численности 60 человек. Буддарешил охватить учением как можно более широкий круг людей и разослал с этойцелью своих учеников в разные стороны с наказом, чтобы они дважды не шли поодной и той же дороге. Сам он возвратился в Урувелу -- место, где он обрелистину, -- и обратил в свою веру тысячу человек; перед ними на гореГаяширша он произнес вторую проповедь, Среди последователей Будды было много представителей высших сословий.хотя в рамках буддийского учения и практики никаких различий между людьмиразных сословий не проводилось. Будда пользовался поддержкой правителей ибогатых людей в своей проповеднической деятельности и организации общиннойжизни. К нему примкнули многие из родственников -- сын, сводный брат,мачеха, которую он принял после долгих колебаний, ибо тем самым он открывалдля женщин дверь к монашеской жизни. Будда считал, что из-за включения вобщину женщин он вдвое уменьшил шансы на спасение. Его единомышленникамистали и два его двоюродных брата, из которых один - Ананда - стал ближайшимпомощником, тенью Будды на протяжении последних 25 лет его жизни, а другой- Девадатта -- его злым гением, трижды покушавшимся на жизнь Будды,расколовший буддийскую общину. Вся жизнь принца Гаутамы пес.не того. как он стал Буддой, былапосвящена проповеди учения и организации общинно-монашеской жизни. Он ходилпо стране. чтобы нести слово и обретать новых последователей, прерывая своестранничество лишь на четырехмесячный период дождей, когда дорогистановятся труднопроходимыми и, кроме того, невозможно путешествовать. ненаступая на всякую обильную в это время живность. День Будды складывалсяочень просто. как и у всякого монаха: утро посвящалось духовнымупражнениям, день -- сбору подаяний на обед (Будда принимал приглашения кобеду от любого человека -- и от князей. и от бедняков, если же такогоприглашения не было, то он ходил по домам со своей специально для этогопредназначенной чашей, молча и покорно ожидая, пока кто-нибудь ненаполнит ее едой) и полуденному отдыху, вечер до глубокой ночи поучениям. Будда учительствовал сорок четыре года. О первых двадцати годахсуществует предание, о последних двадцати четырех годах ничего не известно.за исключением нескольких предсмертных месяцев. Он смертельно заболел,отведав жирной свинины в доме кузнеца по имени Чунда. Случилось этопредположительно в 477 году до и.э. (Существует другая датировка смертиБудды. относящая ее к началу IV века.) Будде было тогда 80 лет. Егопоследними словами были: "Жизнь подвержена старению, прилежно трудитесь дляспасения"[2]. Относительно конца проповеднической деятельности Будды, как и ееначала, существуют легенды. призванные восполнить логические разрывы в ихобъяснении. Когда Будда обрел всеведение, он первоначально, в первые неделисозерцательных раздумий, "был склонен к бездеятельности, а не к проповедиучения"[3]. Такое решение следовало бы признать естественным. по крайнеймере, логически обоснованным. поскольку человеку, приобщившемуся квечности. нет никакой нужды заниматься мирскими делами. даже если это делосостоит в том, чтобы помочь спасению людей. Однако считается. что начатьпроповедь Будду попросил Брахма -- высшее божество индусов. Смысл этогомифа можно понять так, что Брахма признает превосходство учения Будды и отимени людей, для которых он, Брахма, является высшим авторитетом, проситего приступить к проповеди учения. Во всяком случае Будда это делает не посвоему желанию (ведь он --- Будда, он выше желаний), а уступая просьбе.Точно так же проповедь свою Будда, как считается, прекратил тогда, когдаубедился, что его ученики уже все усвоили. Незадолго перед смертью Буддабудто бы сказал Ананде, что при же.лании он мог бы прожить еще одну жизнь.Будда хотел выяснить, есть ли у его учеников потребность в том, чтобы онэто сделал. Ананда, однако, никак не отреагировал, приняв слова учителя какеще одно свидетельство его всемогущества. Раз ученики его всему от негонаучились, Будда счел свою миссию законченной. Через некоторое время Буддасказал, что через три месяца он уйдет на окончательный покой. Тогда Анандастал его отговаривать. Будда ответил, что уже поздно, ибо он отпустил своетело. Он в качестве Будды жил постольку, поскольку люди нуждались в егопроповеди. Когда такая нужда, как ему кажется, отпала, то он ушел, ибосамому по себе "Блаженному не нужно никакое существование" (ВМ, 161). Золотая середина Будды Согласно Будде, существует четыре рода вопросов, которые различаютсямежду собой характером ответов на них (ем. ВМ. 163). На одни вопросы даютсяоднозначные ответы, на другие -- с оговорками, на третьи отвечают встречнымвопросом, на четвертые -- отклонением вопроса. Однозначных ответов требуютвопросы типа: "Образное бренно?", "Ощущение бренно?", "Распознаваниебренно?", "Слагаемые бренны?", "Сознание бренно?" (здесь речь идет огносеологических формах пяти привязанностей к миру, которые в поведенческомаспекте оборачиваются пятью пороками -- скупостью, ненавистью, гордыней.глупостью, ложными взглядами). С оговоркой отвечают на вопросы типа:"Бренное -- это образное?", "Бренное -- это ощущение?" Встречным вопросомотвечают на вопрос типа: "Зрением [ли существо] все распознает?" Вопросы,на которые отвечают их отклонением. следующие: "Мир вечен или нет?", "Мирбесконечен Золотая середина Буддыили нет?", "Одно ли и то же душа и тело?""Существует ли татхагата после смерти"? Первую группу вопросов мощно обозначить как смысложизненную. В нихфактически расшифровывается лишь один более общий вопрос о том, какой смыслзаключен в мирском существовании. Вторая и третья группы вопросовохватывают знания о мире. Четвертую группу составляют метафизическиевопросы. Вопрос о смысле или цели человеческого существования требуетоднозначного ответа, ибо без этого невозможно существовать. Если человекживет. то он всегда живет зачем-то и для чего-то. Надо только выяснить,какая цель является правильной. Будда умеет это делать. Потому он исчитается просветленным (Буддой). Знания о мире всегда являются неполными инеточными, они требуют постоянного пополнения и конкретизации. Онисущественно зависят от практического отношения человека к миру, то есть отответа на первый вопрос. Метафизические вопросы всегда остаются вопросами,На них не может быть определенного ответа. "Нет ни причины, ни основы,чтобы отвечать на них, потому их и отклоняют" (ВМ, 164). Их мощно отклонитьтем более легко, что они прямо не связаны с первым вопросом о смысле жизни. Итак, смысложизненное знание абсолютно. Знание о мире относительно иусловно. Метафизические вопросы обозначают границы рационального познанияи, по сути дела, отсылают к первой группе вопросов. Вопросы вечности ибессмертия являются практическими вопросами. и ответы на них лежат в сфереморали. Практическая этика была преимущественным. если не единственнымпредметом интереса Будды, все учение которого есть поиск неуничтожаемогосмысла жизни, пути спасения, Исходным пунктом жизнеучения Будды является констатация того, что нинаслаждение жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. Выводэтот был выстрадан Буддой. Первые двадцать девять лет жизни оннеограниченно и изысканно наслаждался, что закончилось его бегством изспециально подготовленного для его удовольствий райского уголка.Последующие шесть-семь лет он прошел через суровый аскетический опыт,который также закончился отрицательным итогом; в аскезе опасность умеретьпредшествует возможности спастись. Будда не выявлял логические противоречияв этих полярных образах жизни, он испытывал их практически. И испытал втаких предельных формах, с такими перегрузками, которые придают его"эксперименту" несомненную доказательную силу. Про Будду нельзя сказать,что он недостаточно наслаждался или не так наслаждался, точно так жене.льзя сказать, что он недостаточно и.ни не так истязал себя. И если быгедонизм как культивирование плоти, искусство наслаждения, с одной стороны,и аскеза как умерщвление плоти, своего рода искусство страдания -- сдругой, вообще были способны привести к искомому состоянию блаженства, тоБудда непременно достиг бы его, ибо он прошел оба пути до конца. Под блаженством в самом общем смысле понимается трудноопределимоесостояние человеческой завершенности, когда индивид преодолевает своювнутреннюю смуту и достигает тождества с самим собой. Когда он полностьюдоволен и не хочет ничего другого, когда он, образно говоря, может простоостановить часы, ибо он -- вне времени и ничего лучше того, что он ужеимеет, не бывает. Для Будды, который вырос на индийской духовной почве,понятие блаженства соотнесено с представлением о мирском бытии как цепипереходов из одного существования в другое в широком диапазоне, от богов(боги находятся внутри мира) до обитателей ада. При этом каждоесуществование сопряжено со страданиями, хотя разница по этому критериюмежду различными сферами существования огромна. Такой образ мираобозначается термином сансара, что буквально означает "круговорот"."переход через различные состояния". Вот как это общеиндийскоепредставление о череде рождений и смертей описывает индийский философНового времени Вивекананда: "Каждая из форм жизни. от червяка до человека,похожа на кабинку на гигантском ярмарочном колесе, которое все времявращается, но пассажиры в кабинках меняются. Человек забирается в кабинку,движется вместе с колесом, потом выходит, а колесо продолжает вращаться.Душа входит в какую-то форму, через некоторое время оставляет ее, переходяв другую, затем в третью и так далее. Круговорот будет продолжаться до техпор, пока душа не оставит колесо и не освободится"[4]. Блаженство исостоит в том, чтобы вырваться из круго ворота рождений и смертей. На лодкеудовольствий и лодке самоистязаний невозможно переплыть океан сансары.Убедившись в этом, Будда стал искать и нашел третий путь, с прокламациикоторого начинается "Сутра запуска колеса проповеди"[5]: "Есть, о монахи, две крайности, которым пусть не следует подвижник. Какие две? Одна -- это склонность ко всяким похотям, как гумно пошлая, низкая, мужицкая, простонародная, неарийская, бессмысленная. Другая -- это склонность себя изнурять, тяжкая, неарийская, бессмысленная Но ни к той, ни к другой крайности не клонится верная срединная дорога, и до конца постигнута татхагатой; видение дарующая, знание дарующая, к умиротворению, к постижению, к пробуждению, К успокоению ведет (ВМ, 445). Третий путь не является комбинацией первых двух. Это -- неравнодействующая гедонизма и аскетизма. "Верную срединную дорогу" Буддынельзя уподоблять известному нам из греческой античности принципу меры.Будда говорит не об умерении страстей. Страстям угодить невозможно. И какбы ни относиться к ним, ублажать ли их льстиво, подавлять ли беспощадно,или сочетать лесть с суровостью в разных пропорциях, они не изменят своейтемной иррациональной природы. Будда, как он считает, переводитдеятельность на новую основу, когда лишается смысла то или иное отношение кстрастям, когда страсти вообще исчезают в качестве предмета, черезотношение к которым человек определяет свою нравственную идентичность. Онподнялся выше страстей, вырвался из тех пределов, где страсти что-торешают. А так как страсти в качестве наслаждений и страданий являютсясубъективным выражением жизни в ее позитивном и негативном проявлениях, топодняться над ними означает вырваться из цепи рождений и смертей. Вернаясрединная дорога Будды уводит из страны страстей. Если от сухопутногообраза перейти к морскому, то можно сказать, что это -- своего родаволшебный корабль, на котором мощно переплыть через океан сансары . Четыре благородные истины В основе жизнеучения Будды лежат четыре благородные истины, открывшиесяему в знаменитую ночь просветления под смоковницей. Вот они: естьстрадание; есть причина страдания; есть прекращение страдания -- нирвана,есть путь, ведущий к прекращению страдания, -- правильная срединная дорога.Это -- именно благородные истины. Они говорят о том, что надо знать и чтонадо делать. чтобы стать благородным, нравственно чистым. Они содержатзакон нравственной "жизни, ведут к тому состоянию блаженства. котороесоставляет желание всех желаний. Первая благородная мысль -- о страдании (тяготе)[6]. Рождение, болезнь,смерть, разлука с милым, не иметь, чего хочется, словом, сама жизнь в еемногообразных проявлениях и опосредованиях (пятикратная привязанность кземному) есть страдание. Будда снимает привычное различие междунаслаждением и страданием. Все есть страдание, в том числе и то, чтосчитается наслаждением. Он говорит: "Дерьма хоть мало, монахи, все единосмердит. Вот и существование я не стану хвалить, монахи, пусть даже малое,на миг, чтобы только щелкнуть пальцами" (ВМ, 161). Он отвергаетсуществование не в каких-то особых формах и на каких-то особых стадиях, аво всех формах и всегда. Все те вещи, которые считаются особо ценными средилюдей и мотивируют их активность, -- мать, отец, жена, дети, родственники,друзья, богатство, успех, власть, утехи пяти чувств -- все они являются насамом деле сковывающими нас цепями. Следовательно, страдание естьединственная всеобъемлющая реальность, с которой имеет дело духовнопритязательный, нравственно совершенствующийся индивид . Вторая благородная мысль - об источнике страданий. Источником являетсясамо желание жизни. "Это жажда, себя поддерживающая, прелесть, сопряженная со страстью, то тем, то этим готовая прельститься, а именно: жажда обладать, жажда быть, жажда избыть" (ВМ, 446). Источником страданий является не качество желаний, а само их наличие.Желание быть, существовать, как и вытекающие отсюда ложные взгляды, будтосуществование может быть благим, -- вот где кроется причина всех зол."Люди, гонимые желанием, бегают вокруг, как бегает перепуганный заяц,связанный путами, они снова и снова в течение долгого времени возвращаютсяк страданию (ВМ, 342). Третья благородная мысль -- о пресечении страданий. их отсутствии. "А вот, монахи, каково пресечение тяготы: без остатка всей этой жажды бесстрастное пресечение, уход, покидание, свобода, безуютность" (ВМ, 446) Состояние отсутствия, преодоленности страданий обозначается какнирвана (от санскритского !nirvana или палийского nibbana, что буквальноозначает "затухание", "остывание"). Будда избегал ответов на вопрос осущности нирваны. Это было очень мудро. Если не брать формальныхопределений нирваны, которые являются простой тавтологией, то ее содержаниемощно описать только негативно как отсутствие желаний, страстей, уход отмира, то есть как полную бессодержательность . Нирвану можно охарактеризовать еще как покой в непривязанности. Покой втом смысле, что нирвана абсолютно непроницаема для желаний, страстей,душевной боли, За этими пределами ничего о ней сказать нельзя, можно толькопредположить, что она не является пустым понятием. Последователи Буддыпытались наполнить это понятие содержанием и создать целую философскуютеорию нирваны. Вот как характеризует нирвану монах Нагасена: "Да, государь, несложеннанирвана, ничем не создана. О нирване, государь, нельзя сказать, что онаставшая, или неставшая, или породима, или прошлая, или будущая,илинынешняя, или воспринимаема зрением, или воспринимаема обонянием, иливоспринимаема вкусом, или воспринимаема осязанием... Умом воспринимаеманирвана. Чистым, возвышенным, прямым, не корыстным, свободным от помех умомистинно-делающий арийский слушатель видит нирвану" (ВМ, 255). Последнееутверждение в этой характеристике особенно примечательно: нирвану в еесобственном содержании постигает только тот, кто достиг нирваны.Следовательно, для всех остальных она остается делом веры и надежды. Вэтом смысле люди стремятся к нирване, не зная, что это такое. О блаженствезнает только блаженный. В нашем случае -- только Будда, ибо он один и естьистинно блаженный. Остальные могут принимать нирвану как осуществленноеблаженство на основе его свидетельств. Человек знает, что отсечение рук --очень тяжко, котя ему лично их и не отсекали, он знает это по рассказамтех, кому это делали. Точно так же "тот, кто не обретает покой, знает отом, что покой -- это счастье" (ВМ, 109) от Будды. Тем самым вера вБудду становится необходимым мотивом нравственного поведения. Логический парадокс -- чтобы достичь нирваны, надо знать, что онатакое, но чтобы знать, что такое нирвана, надо достичь ее -- создает внравственной мотивации трещину, которую приходится залатывать верой. Можнопредположить, что сама позитивная концепция нирваны, которая неизбежнодеградирует в парадокс, стала создаваться для обоснования культа Будды,поклонения ему. Во всяком случае, практической необходимости в такойконцепции не существует. Ведь когда человек стремится к нирване, он непросто стремится к чему-то определенно хорошему. Он прежде всего уходит оттого плохого, что он имеет. Он убегает от страданий, пронизывающих все егобытие. Страдания сами по себе содержат достаточные основания длячеловеческой активности, направленной на их преодоление. Поэтому позицияБудды, ограничивавшегося негативной характеристикой нирваны, была логическиболее последовательной и этически более продуктивной, чем позиция егопоследователей, пытавшихся создать позитивную концепцию нирваны. Четвертая благородная истина - о пути, который ведет к нирване. Оверной срединной дороге. "А вот, монахи, какова верная дорога, что приводит к пресечению тягот, Это - арийская[7] восьмизвенная стезя, А именно: истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь, истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие, истинное памятование, истинное сосредоточение. И это -- арийская истина" (ВМ, 446). Здесь изложена методически продуманная, психологически обоснованнаянормативная программа, охватывающая восемь ступеней духовного возвышения.Обозначим кратко содержание каждой ступени. Истинное воззрение (или, вдругом переводе, праведная вера): усвоение четырех кардинальных истинБудды. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненнойпрограммы и отрешение от привязанности к миру. Истинная речь: воздержаниеот лжи, блокирование слов, вербальных ориентиров, не относящихся кобозначенной выше нравственной цели, которая состоит в отрешении от мира.Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), пенанесение вреда живому, Истинныйобраз жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. Истинноеусилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеютсвойство возвращаться, Истинное памятование (праведная мысль): постояннопомнить о том, что все преходяще. Истинное сосредоточение: духовноесамопогружение отрешившегося от мира человека; оно, в свою очередь,проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии: экстаз (чистаярадость), вызванный уединением и ограничением отношения к миру чистосозерцательным, исследовательским отношением к нему; радость внутреннегоспокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса;освобождение от радости (экстаза), связанное с осознанием освобождения отвсех ощущений телесности и душевных волнений; совершенная невозмутимость,состоящая в безразличии и к освобождению, и к его осознанию. Восемь ступеней верной срединной дороги Будды могут быть осмыслены какуниверсальная схема действийнравственно совершенствующейся личности. Исходным пунктом являетсяопределенное понимание смысла жизни. Затем это понимание становитсявнутренне значимым мотивом, Далее мотив переходит в определенное решение.Это решение реализуется в поступках. Поступки образуют единую цепь,определяя сознательно заданную линию поведения. Далее, осуществляетсявторичная рефлексия осуществленных поступков под углом зрения того,насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурныхмыслей. Наконец, нравственное поведение включается в контекст исходногосмысла жизни. Последнее звено -- выход за границы самой морали каксвидетельство осуществленности смысла жизни, На первый взгляд кажется, что последнее сверхэтическое звено, понятноев рамках учения Будды, не может быть элементом универсальной схемы. Вдействительности это не так. Если понимать мораль как путь, который ведетчеловека от несовершенства к совершенству, то достижение совершенства неможет не быть выходом за границы морали, неким возвышением над моралью.Другой вопрос -- можно ли достичь такого состояния или нет. Но еслипомыслить себе такое состояние достижимым, а идеал осуществленным, тонеобходимо признать, что это как раз означает преодоленность морали. По ту сторону добра и зла В учении Будды есть два ряда утверждений, которые очевидным образомпротиворечат друг другу. С одной стороны, буддийский идеал предполагаетосвобождение от всех желаний. от удовольствий в такой же мере, в какой и отстраданий. "Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного" (2 1 1). Отсюда вытекает, что для достижения нирваны необходимо прорваться по тусторону добра и зла. Одно из высказываний Будды гласит: "Я называюбрахманом[8] того. кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому.кто беспечален, бесстрастен и чист" (412). Блаженный потому являетсяблаженным, что он "с благим и неблагим покончил" и ему "ни гнев, ни милостьне свойственны" (ВМ, 164, 194). С другой стороны, Будда связываетдостижение нирваны с нравственным образом действий, прежде всего срешительным, самым последовательным отказом от ненависти и насилия: "Ибоникогда в этом мире ненависть не прекращается ненавистью, но отсутствиемненависти прекращается она. Вот извечная дхамма" (5); "Ученики Гаутамы,наделенные великой бдительностью, всегда бодрствуют. И днем и ночью их умрадуется ненасилию" (300). Он прямо апеллирует к золотому правилу,являющемуся сердцевиной нравственности: "Все боятся смерти -- поставьтесебя на место другого. Нельзя ни убивать, ни понуждать к убийству" (129).Как же соотносятся между собой эти взаимоисключающие суждения о морали? Понятия добра и зла связаны с промежуточным статусом человека э мире.Человек -- существо несовершенное. Понятие зла выражает отрицательноеотношение человека к своему несовершенству, а понятие добра -- перспективуего преодоления. Если человека уподобить путнику, то добро и зло обозначаютпротивоположные векторы пути, по которому он идет. Они разграничивают всеявления человеческой жизни и окружающего мира на два класса в зависимостиот того, помогают ли они человеку двигаться вперед, к заветной цели, илипрепятствуют этому. Буддийское ненасилие предполагает существо, котороеесть само совершенство. Это состояние человека, который дошел до цели.Ненасилие, означающее абсолютный запрет на насилие и ненависть,.не проводитразличия между живыми существами с точки зрения их нравственного качества,оно равно распространяется на добрых и злых. Для путника. достигшего цели,не существует тягот пройденного пути. Точно так же для блаженного несуществует различий между добром и злом. Здесь речь идет о двух разныхоптиках: оптике человека, который еще находится в пути и, раздирая в кровьруки, карабкается вверх, и оптике человека, который уже преодолел этот путьи спокойно стоит на вершине. Для первого существенно знать, где добро и гдезло, за какой куст он может схватиться. а за какой нет, для второго этопотеряло актуальность . Хотя ненасилие выше борьбы между добром и злом, оно тем не менее имеетту же природу, что и добро. Более того, оно и есть добро, не ограниченноенеобходимостью противостоять злу. Это как бы чистое добро, которое неопускается до противостояния злу, а просто отторгает его, подобно тому какокеан выбрасывает на берег трупы. Можно сказать так: буддийское ненасилиевыше противоположности добра и зла, но не самого добра. Обратимся снова кпомощи аналогии. Для земного существования очень важное значение имеетсмена дня и ночи. Но рассмотренное с точки зрения солнечного центра, эторазличие теряет какой бы то ни было смысл. Солнце одинаково светит и днем иночью. Тем не менее вес-таки день ближе к солнечному свету, чем ночь, его иназывают светлым в отличие от темной ночи. Точно так же свет законаненасилия одинаково освещает добрых и злых, хотя и светит светом добра."Кто добрым делом искупает зло, тот освещает этот мир, как луна,освобожденная от облаков" (173). Учение Будды начинает с того, что ставит под сомнениепротивоположность между наслаждением и страданием, исходя из убеждения,согласно которому все есть страдание. В своем итоговом нормативном выводеоно подвергает сомнению противоположность между добром и злом, чтобыобосновать правомерность одного лишь добра. Начало, где все сводится кодному лишь страданию, предполагает именно такой конец, где все сводится кодному лишь добру. Тем самым все учение оказывается стянутым обручем техсамых противоположностей, от которых оно стремилось освободиться.Страдание, оставаясь страданием, оказывается в нем также полюсом зла.Субстанцию четырех благородных истин в такой же мере можно обозначитьпонятием страдания, как и понятием зла: "Зло. происхождение зла ипреодоление зла, и благородный восьмеричный путь, ведущий к прекращениюзла" (191). Добро, оставаясь добром. в то же время выступает в учении Буддыкак полюс наслаждений. Не о том ли говорит следующее высказывание Будды:"Дар дхаммы[9] превосходит всякий дар; сладость дхаммы превосходит всякуюсладость; радость дхаммы превосходит всякую радость; уничтожение желанийпобеждает любую печаль" (354). Тем самым страдание -- зло противостоитдобру -- наслаждениюИдеал Будды -- больше, чем регулятивный принцип или абстрактный ориентирповедения. Он представляет собой вполне конкретную жизненную программу.которая посильна человеку и которая полностью реализована в жизненном опытесамого Будды. Будда -- воплощенный нравственный идеал, Он выше людей и вышебогов, он положил конец тому, что не имеет начала. -- цепи рождений исмертей, Хотя, достигнув просветления, он физически еще оставался в мире втечение сорока четырех лет, чтобы вести проповедническую деятельность, темне менее внутренне он уже находился вне мира; не свободный от телеснойболи, он полностью освободился от боли душевной. Он достиг нирваны, котораянаходится за пределом и времени и пространства, ее единственное место иединственное время -- это нравственность, отсутствие чего-либо дурного. Сэтой позиции абсолютной нравственной чистоты, совпадающей с вечностью,отношение к миру может быть только отрицательным. Поэтому все требованияэтики Будды являются запретами, а в совокупности они представляютсобой некую систематику нравственного отрешения от мира. Моральныйкодекс сторонника Будды состоит из пяти запретов: буддист-мирянин не долженубивать; воровать; жить нецеломудренно; лгать; употреблять опьяняющиенапитки. Монах плюс к сказанному должен еще воздерживаться от пения,танцев, музыки, украшений, роскоши, золота и серебра, принятия пищи внеурочное время. Будду сложно идентифицировать. Будда и не человек, и не бог. Он выше. Он -- Будда, просветленный. Это его собственное и нарицательное имяодновременно. Любой человек, став Буддой, становится таким же, как он. Онсовпадает с вечностью, с бессмертием. Он стал Буддой постольку, посколькуискоренил в себе все человеческие и божественные привязанности, всеиндивидуально-особенное. Совершенствование по-буддийски мощноистолковать как движение от индивидуально-личностной определенности к абсолютно безличному началу. Моральные запреты Будды направлены наотказ от человеческой самости, от всего, что выделяет человека какиндивида, обособляет его от других людей и более широко -- от всехживых существ. Выражением этого является универсализм этики Будды,выражающийся в одинаковом отношении ко всему живому. В учении Будды естьпонятие metta, переводимое на русский язык как дружелюбие.сострадание. Это такое состояние, которого достигает человек, преодолевшийв себе вражду и чувственную привязанность к миру, и которое реализуется водинаково благосклонном отношении ко всем живым существам. Существует мнение, согласно которому этика Будды принципиальнобезличностна. Оно по меньшей мере односторонне. Действительно, восхождениек нирване означает погружение в абсолютно безличное, внутренненерасчлененное состояние. В этом заключается спасение человека. Однакоосуществляется оно исключительно в результате усилий самого человека, наоснове его свободного индивидуального выбора. Все определяется меройдобродетельности намерений и поступков индивида, обнаруживаемых, правда, вовсей совокупности предшествующих рождений. Поскольку нравственная судьбачеловека полностью подконтрольна ему самому и возможности его спасенияне ограничены ничем. кроме его собственных грехов и ошибок, то по этомупризнаку этику Будды вполне можно квалифицировать как этику личности.Как полагает Будда, человек. чтобы утвердиться в качестве нравственнойличности. должен победить самого себя как обособленного эмпирическогоиндивида. В этом смысле его можно упрекнуть в том, что он предельноэтизирует понятие личн ости . Учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров черезвнутреннее самосовершенствование личности. В его основе лежат нравственныецели, При этом нравственность интересует Будду прежде всего в еепрактически действенном выражении, как путь спасения. Вопросы ее философско-доктринального обоснования он оставляет в стороне. Точно так же в ученииБудды крайне слабо выращен религиозный элемент. Правда, ученики Будды былиорганизованы в монашеские общины. Община (сангха) наряду с учителем иучением -- одно из трех прибежищ буддиста. Однако сама общинацементировалась во времена Будды общностью духовно-нравственных стремленийи соответствующего образа жизни, составленный им устав общины основываетсяна прецедентах. Буддизм в его первоначальном содержании не был отгорожен отмира ни философским. ни религиозным панцирем. Это предопределило егоудивительную пластичность. способность к изменениям и ассимиляции. На почверазнообразных философских и исторических традиций буддизм стал быстровидоизменяться, он разделился на ряд течений, из которых наиболеезначительными стали северный буддизм (махаяна, что переводится как"бо.льшая колесница") и южный буддизм (хинаяна. "малая колесница"),Одновременно происходило обожествление образа Будды, превращение буддизма врелигиозное мировоззрение и практику. В таком виде он дошел до наших дней.Буддизм имеет сегодня сотни миллионов приверженцев и является оченьзаметным, значимым элементом в религиозно-культурном многообразиисовременного мира.-----------------------[1]Дхаммапада. Стихи 153--154. Перевод с пали В. Н. Топорова. М., 1960.("Дхаммапада", дающая цельное представление об этике Будды, входит в составбуддийского канона "Типитака".) В дальнейшем ссылки на это издание будутдаваться в тексте указанием цитируемого стиха.[2]Топоров В.Н. Комментарии // Дхаммапада. С 145.[3]Вопросы Милинды Перевод сна.ни А. В Парибка. М.. 1989. С. 227. Вдальнейшем ссылки на произведение будут даваться в тексте с указаниемзаглавных букв (ВМ) и страницы.[4]Вивекананда С. . Практическая веданта, М., 1993. С. 277.[5]Эта сутра (Бенаресская проповедь) дается в переводе А. 8. Париека (ем.приложение II к уже упоминавшейся книге "Вопросы Милинды")[6]Древнеиндийский термин dukkham (пали), подавляющим большинствомбуддологов переводимый на русский язык как "страдание", по мнению А. В.Парибка, более соответствует русскому "тягота".[7]Ариями называли себя жители Северной Индии. Будда наполняет это понятиедуховным содержанием, отличая ария как человека, ставшего на путьнравственного совершенствования, от человека из толпы. Понятие "арийская" вданном контексте означает "благородная"[8]Брахманом в Индии называли носителя самых высоких моральных качеств.Будда, заимствовав этот термин, связывает его со своим представлением онирване, с состоянием просветленности.[9]Дхамма -- слово, означающее добродетель, закон, учение, качество, вещь.Здесь имеется в виду учение Будды.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Будда: Победить самого себя iconРеферат по философии буддизм план
Когда и где зародился буддизм Будда реальный и Будда из легенд
Будда: Победить самого себя icon«Кому дано, с того и спросится». Шапошникова Ольга Владимировна
Надо быть поосторожнее со своими благими намерениями. Если берешь на себя что-то, то потом уже не сможешь сложить с себя эту обязанность,...
Будда: Победить самого себя iconАнализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя
Проблема: Нужно ли понимать себя и другого человека? Или же это знание бесполезно. Что же дает знание себя и другого человека?
Будда: Победить самого себя iconКурсовая работа Тема: Анализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя
Проблема: Нужно ли понимать себя и другого человека? Или же это знание бесполезно. Что же дает знание себя и другого человека?
Будда: Победить самого себя iconБуддизм. Распространение в мире. План вступление Когда и где зародился буддизм Будда реальный и Будда из легенд Учение Будды Первые шаги будущей мировой религии Махаяна От расцвета до упадка Ваджраяна Национальные формы буддизма 10. История распространения буддизма в Тибете 11

Будда: Победить самого себя iconСиддхартха гаутама (будда) (623-544 до н э.)
Основатель одной из трех мировых религий буддизма. Имя Будда(с санскритского – просветленный) дано его последователями. В центре...
Будда: Победить самого себя iconМежду драйвом и факапом, или где искать мотивацию для самого себя
Отдых помогает, но ненадолго. Возвращаясь из отпуска в работу, и чувствуя, как уже устали, не успев сесть за стол, мы не находим...
Будда: Победить самого себя iconМежду драйвом и факапом, или где искать мотивацию для самого себя
Отдых помогает, но ненадолго. Возвращаясь из отпуска в работу, и чувствуя, как уже устали, не успев сесть за стол, мы не находим...
Будда: Победить самого себя iconАнализ суждений детей о значении понимания другого человека и самого себя

Будда: Победить самого себя iconГенезис и сущность масс. Общества
Необходимость-то,что имеет ? внутри самого себя(Гегель). В мире необходимого нет ничего
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы