Игровые формы уроков русского языка icon

Игровые формы уроков русского языка



НазваниеИгровые формы уроков русского языка
Дата конвертации06.07.2012
Размер119,49 Kb.
ТипУрок
Игровые формы уроков русского языка


Игровые формы уроков русского языка Курсовая работа учителя русского языка и литературы Гринько А.С.[pic] Таганрог. 1997 г. Ср. Школа №8 им. А.Г. Ломакина. ВВЕДЕНИЕ. Целью данной работы является попытка показать значимость, незаменимостьигры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного процесса.Тема, возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не случайно:она подсказана опытом преподавания в 5-х,6-х классах. Содержание работы. 1. Научное обоснование роли игры в жизни ребёнка. 2. Дидактические игры на уроках русского языка. 3. Методическая часть. Конспект модели урока-игры. 4. Список литературы. Что представляет собой игра в жизни человека? Стоит ли рассуждать наэту тему или, следуя известной пословице Делу время - потехе час,рассматривать игру как потеху, которая имеет право на минимум драгоценноговремени. Ответ на этот вопрос найдём в работах психологов и педагогов.Обратимся к труду выдающегося учёного-психолога Л.С. Выготского«Педагогическая психология». Одна из глав этой книги содержит исследованиепедагогического значения игры. «»...уже давно обнаружено, - пишет Л. С.Выготский ,- что игра не представляет из себя чего-либо случайного, онанеизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народови представляет неустранимую и естественную особенность человеческойприроды. ... Они [игры] организуют высшие формы поведения, бывают связаны сразрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющегонапряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированногодействия самых разных способностей и сил. ... В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируетсямножеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит какнепременное её условие умение координировать своё поведение с поведениемдругих, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться,вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общейсовокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный,коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себясовершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений. ... особенность игры - подчиняя всё поведение известным условнымправилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она являетсяпервой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ наизвестное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементовсреды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца инаше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всякихзадержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Нокак только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новыекомбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций,быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некотораяпредварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных формопыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте кизвестному отбору из множества представляющихся возможными, единственнонужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение. ... мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора однихиз них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт намвозможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничиваявозможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достиженияопределённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнкадо высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оноподчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобыоно сознательно решало известные задачи. Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная,социально - координированная, подчинённая известным правилам системаповедения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию струдовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецелосовпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Такимобразом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом,которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу,психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, чтоигра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формойдеятельности, приуготовлением к будущей жизни. Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра - характерная исвоеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится иприобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнкесамые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубокимобразом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития,направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности,воображения, понятий и навыков. В учебнике «Психология», автором которого является В.А.Крутецкий,читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умениемтак организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени,ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересноедело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечениемработает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активнаяпознавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка,вот что само по себе способствует организации его внимания». Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научныерассуждения о роли игры в жизни ребёнка(да и взрослого человека тоже).Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре каксредстве обучения. В 1989 году в издательстве «Русский язык» вышла книга П.М.Баева «Играемна уроках русского языка: Пособие для преподавателей зарубежных школ».Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такиевыводы: 1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; 2) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки; 3) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету; 4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников; 5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся. Игры, предложенные П.М.Баевым для учащихся зарубежных школ, можноиспользовать в готовом или изменённом виде на уроках русского языка врусской школе. Некоторые из них упомянуты в методической части даннойработы. Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великоемножество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, соблюдение следующихусловий: 1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока; 2) доступность для учащихся данного возраста; 3) умеренность в использовании игр на уроках. Кроме того, в рамках темы я бы выделила такие виды уроков: 1) ролевые игры на уроке(инсценирование); 2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий(урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН); 3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.); 4) использование игры на определённом этапе урока(начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного); 5) различные виды внеклассной работы по русскому языку(лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели. Эти виды работы описаны в книге Л.Т.Григорян «Язык мой - друг мой». Приведу фрагменты уроков в 5-ом классе. Почему именно этот годобучения? Пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы -в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задачаучителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала,не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса кучению, к открытию. Учителям русского языка и литературы приходится решатьтакую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 7 часов русскогоязыка в неделю(больше, чем отводится на другие дисциплины), обилие новыхтем и орфограмм. Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой,морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными иинтересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки -путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобногорода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и темсамым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. * * * Учебник «Русский язык. 5 класс». Авторы : Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Л.А.Тростенцова. Изучение нового материала.Тема. Синтаксис. Пунктуация. (Введение в раздел.) Фрагмент урока. Словосочетание. §17Цель. 1. Раскрыть значение терминов синтаксис, синтаксическая единица, грамматическая связь; 2. познакомить с грамматическими признаками словосочетаний.Ход урока. На видном месте висит плакат: Синтаксис. Заимствовано в 18 веке из греч. языка. Буквально значит - построение, сочетание, порядок. Раздел грамматики, который изучает строение и значение словосочетаний, предложений, текста. Учитель. Ребята, прочтите, пожалуйста, что означает слово синтаксис.Это название раздела, который мы начинаем изучать. Как вы поняли, нам свами придется что-то сочетать и выстраивать в определённом порядке. Берёт в руки мел и делает вид, что собирается писать. В это время вкласс вбегают ученики(работа с ними была проведена заранее). У каждого нагруди висит табличка(ватман) с определённым словом. То есть, каждый ученикпредставляет собой Слово. Например, Учитель.. Учитель(делает вид, что удивился). Вы кто? Слова. Мы - Слова. Учитель. Вы чем-то расстроены? Слово(один из учеников). Да. Но вначале пусть ребята ответят на вопрос:«Зачем нужны слова людям?» Ученики. Чтобы общаться. Слово. Но, наверное, недостаточно знать, что обозначает каждое слово вотдельности. Нужно уметь ещё кое-что. Что? Ученики(с помощью учителя). Соединять слова. Слово. Правильно. Но вот беда! Мы забыли не только, как предложениестроится, но даже словосочетание образовать не можем. Помогите нам! Кстати,вы знаете, что такое словосочетание? Ученики. Сочетание слов. Учитель. Верно. Обращает внимание учащихся на плакат с определением словосочетания.Затем обращается к Словам. Учитель. Ну-ка, идите сюда Яркий и Листва. Выбранные слова выступают вперёд. Учитель. Ребята, листва может быть яркой? Ученики. Да! Учитель. Значит, по смыслу эти слова связать можно. Но чего-то здесьвсё-таки не хватает. Чего же? Ученики(с помощью учителя). Наверное, того, что называетсяграмматической связью. Учитель. Как сказать правильно? Ученики. Яркая листва. Учитель. Правильно. Меняет окончание -ий на -ая (Заранее приготовленный лист бумаги снаписанным окончанием прикрепляет скрепками к плакатику). Учитель. А почему окончание -ая? Ученики. Потому что слово листва имеет женский род. Учитель. Значит, мы ориентировались по слову листва. Оно является... Ученики. ...главным. А слово яркая- зависимым. Учитель записывает на доске: какая? x Яркая листва (ж.р.; им.п.) Учитель ещё раз объясняет смысловую и грамматическую связь всловосочетании. Учитель. А что же делать с остальными Словами? Слова. Составьте из нас предложение. Учитель. А для этого мы должны... Ученики(с помощью учителя). ... построить слова в определённом порядкеи связать по смыслу и грамматически. Ученики составляют предложение. Слова выстраиваются в нужном порядке.Учитель меняет, где необходимо, окончания. Получилось: На яркой листве деревьев блестит роса. Далее учитель объясняет, что словосочетание и предложение - единицысинтаксиса. Приступают к работе над словосочетанием. * * *Тема. Диалог. §39 Фрагмент урока.Цель. 1. Познакомить учащихся с понятиями диалог, реплика; 2. Выработать навык постановки знаков препинания при диалоге.Развитие речи. Выразительное чтение по ролям.Ход урока. На видном месте висит плакат с определением слова диалог. На доске записана тема урока. Учитель. Ребята, тема нашего урока «Диалог». Что это такое, выпрочитали, а чтобы было понятнее, ваши товарищи сейчас покажут сценку. (Здесь можно, например, разыграть отрывок из рассказа Н.Носова«Бенгальские огни»). «На другой день я прихожу к Мишке после обеда, а он сидит и толчётбенгальские огни в ступе. - Что же ты, - говорю, - не мог раньше сделать? Ехать пора, а тывозишься! - Да я делал и раньше, только, наверное, мало серы клал. Они шипят,дымят, а гореть не хотят. - Ну и брось, всё равно ничего не выйдет. - Нет, теперь, наверное, выйдет. Надо только побольше серы класть. Дай-ка мне алюминиевую кастрюлю, вон на подоконнике. - Где же кастрюля ? Тут только сковородка, - говорю я. - Сковородка?.. Эх, ты! Да это и есть бывшая кастрюля. Давай её сюда. Я передал ему сковородку, и он принялся скоблить её по краямнапильником. - Это у тебя, значит, кастрюля в сковородку превратилась? - спрашиваюя. - Ну да, - говорит Мишка. - Я её пилил напильником, пилил, вот она исделалась сковородкой. Ну ничего, сковородка тоже нужна в хозяйстве. - Что же тебе мама сказала? - Ничего не сказала. Она ещё не видела. - А когда увидит? - Ну что ж ... Увидит так увидит. Я, когда вырасту, новую кастрюлю ейкуплю.» Учитель. Ребята, сколько человек принимали участие в разговоре? Ученики. Двое. Учитель. Как называется такая беседа? Ученики. Диалог. Учитель объясняет, что если к участникам беседы присоединится третий,четвёртый и т.д. говорящий, то эта беседа тоже будет называться диалогом. * * * Конец года. Контрольные работы написаны, а впереди ещё несколькоучебных дней. Как наиболее эффективно можно использовать оставшееся учебноевремя? Повторение и систематизация изученного. §§ 112, 113, 114, 115, 116.Цель. Закрепить знания, умения, навыки, полученные учащимися в течение года;Ход урока. На видном месте висит плакат со словами: «Отправляемся в путешествие».Доску украшает красочно выполненная карта страны Лингвинии. После звонка на урок на пороге класса появляется ученик с большимконвертом в руках. Ученик. Вам письмо. Учитель. Ребята, на наш адрес пришло письмо. Давайте посмотрим, от когооно. (Распечатывает конверт.) Это письмо от короля Русского Языка изсказочной страны Лингвиния! Слушайте: «Дорогие ребята! До меня дошли сведения о том, что весь год вы поучебнику знакомились с моим королевством, с обычаями, нравами, традициями изаконами городов Фонетики, Лексики, Морфологии, Синтаксиса,Словообразования. Мне интересно знать: каковы же ваши успехи? Чтобыполучить ответ на свой вопрос, предлагаю вам конкурс «Знаешь ли тыЛингвинию?» победители получат звание «Лучший знаток Лингвинии - 1997» иприз. С уважением, король Русский Язык». Ого! Здесь целый пакет с заданиями и условиями конкурса. Согласныпринять предложение короля? Ученики. Да! Учитель. Тогда отправляемся в заключительное турне по стране Лингвинии. Делит класс на команды(по 4,5 человек), выбирает капитанов. Можновыбрать жюри. На столе учителя разложены красочные конверты с заданиями по разнымразделам. Каждое задание помещено на небольшой карточке. С чего начать? На доске висит подобного вида плакат:|Морфология |Синтаксис |Словообразование ||Фонетика |Орфоэпия |Лексика ||Орфография | | |[pic][pic] Каждая клеточка закрыта листом ватмана с изображением забавной рожицыили цветка. Представители команд по ходу урока открывают любую клеточку на выбор.Характер задания будет соответствовать названию раздела. После открытияокошка команды должны расшифровать название города королевства Лингвинии(раздела). Очко присуждается за быстроту и правильность ответа. Каждоезадание - 1 очко. Команда, набравшая наибольшее количество баллов считаетсяпобедившей. Задания. Данные задания не объединены общей темой, не связаны между собой.Каждое из них может быть включено в систему упражнений, предлагаемых дляпроведения итогового урока по тому или иному разделу. Разноплановость этихзаданий предполагает быструю смену деятельности учащихся, что, на мойвзгляд, обеспечивает устойчивый интерес на протяжении всего урока. 1. Карточка - тест. Инструкция. Обведи кружком номера правильных ответов. Данные сочетания слов являются словосочетаниями: 1) осенний день; 2) урок начался; 3) купить книгу; 4) в лесу. Ответ: 1) ; 3). 2. Карточка - тест Инструкция. Обведи кружком номера правильного ответа. К предложениям с однородными сказуемыми относятся предложение: 1) Сильней и слаще с каждым днём несётся запах медовой. (Фет.) 2) Леса, луга поёмные, ручьи и речки русские весною хороши. (Некр.) 3) Коренаст, крепок, высок, могуч многолетний дуб. (Акс.) 4) Приятно пахнет снегом, соломой и дымком. Ответ: 3). (Варианты: найти предложение с однородными дополнениями,определениями и т.д.) 3. Карточка. Морфологический разбор. Выполняется при помощи трафаретов. Трафареты представляют собой копию тренажёров, предложенных Н.М.Лебедевым. (см. Список литературы). Имя существительное I. Часть речи ______________________________________ общее значение II. Морфологические признаки: 1. Начальная форма _____________________________ 2. Постоянные признаки: собств. нариц. одуш. неодуш. род склонение 3. Непостоянные признаки: падеж число III. Синтаксическая роль: Условные обозначения: - вырезать окошко. Ученик подкладывает под трафарет лист такого же формата и в нужныхокошках ставит крестики. 4. Пропущенная буква. На доске написаны с пропущенными буквами столбики слов, по одномустолбику для каждой команды. Представители из каждой команды выходят кдоске по очереди и вставляют пропущенную букву в слова по порядку.Выигрывает команда, которая быстрее и без ошибок справилась с заданием: сп...ртивный з...лёный ст...лбовая дес...ть цв...тной ш...рстяной бе...заботный ра...свет бе...цветный рису...шь пиш...шь чита...шь к...пуста т...атр ап...льсин 5. Карточка. В каком примере неправильно названа буква? 1) Книга - кэ, эн, и, гэ, а. 2) Палец - пэ, а, эль, е, цэ. 3) Марка - эм, а, эр, ка, а. Ответ : кэ 6. Карточка. Игра «Справочное бюро» Использовать словарь. Выбери слово, в соответствующее лексическому значению. Колорит, компонент, комфорт, компромисс.(«Составная часть чего- либо»). 7. «От каждой буквы - столбик - слово» Учитель пишет на доске одно и то же слово столько раз, сколько команд будет участвовать в игре. Представители команд по очереди подходят к доске и пишут по вертикали слова, начинающиеся с букв, составляющих написанное слово. Условия: 1) Это должны быть слова, например, только II-склонения; 2) Слова не должны повторяться; 2) Слова должны быть написаны правильно. К о р п у с к о р п у с к о р п у с р к о у к у р б а о с а о р е у р ю о н г с р г а р з л п п с е к л о р т о к о о н ы б ё е о т х о ь к п п б в о т х г ю р т р р м д и з Это лишь малая толика того количества игр и заданий (шарады,кроссворды, ребусы), которые могут быть предложены детям с цельюразнообразить учебный процесс. Список литературы П.М. Баев. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989г. Л.С. Выготский. «Педагогическая психология». Москва, «Педагогика», 1991 г. В.А. Крутецкий. «Психология», Москва, «Просвещение», 1986 г. Н.М. Лебедев. «Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку», Москва,«Просвещение», 1991 г. «Дошкольное воспитание», 1985 г., №8 «Русский язык в школе», 1989 г., №4 «Русский язык в школе», 1992 г., №5 «Русский язык в школе», 1993 г., №3




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Игровые формы уроков русского языка iconДокументы
1. /Игровые формы уроков русского языка.DOC
Игровые формы уроков русского языка iconСтатья на тему: Игровые формы уроков русского языка Цель
Тема, возможно, не очень актуальна, но, тем не менее, выбрана не случайно: она подсказана опытом преподавания в 5-х,6-х классах
Игровые формы уроков русского языка iconИгровые формы уроков русского языка
Целью данной работы является попытка показать значимость, незаменимость игры, игровых ситуаций, игровых заданий в организации учебного...
Игровые формы уроков русского языка iconИсследовательская работа на уроках русского языка и во внеурочное время. Тема снята. Технология поведения нестандратных уроков русского языка
Список учебных тем для ранжирования учителями русского языка и литературы при подаче заявки на курсы повышения квалификации с 25...
Игровые формы уроков русского языка iconТематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
В планировании уроков русского языка в 7 классе предусматривается изучение таких самостоятельных частей речи, как имя существительное,...
Игровые формы уроков русского языка iconТематическое планирование уроков русского языка в 6 б классе
Календарно тематическое планирование уроков русского языка в 6 б классе на 2010/2011 учебный год
Игровые формы уроков русского языка iconРазвитие языковых компетенций на уроках русского языка
Учить детей любить слово, понимать его, уметь пользоваться им, уметь отличать от другого, исконно русское от заимствованного, книжное...
Игровые формы уроков русского языка iconКнига Еськовой Н. А представляет собой итог большого многолетнего труда. В ней нашли отражение те явления из области ударения и формообразования русского языка,
Еськовои Наталии Александровне (Учреждение Российской академии наук Институт русского языка им. В. В. Виноградова ран) за труд «Нормы...
Игровые формы уроков русского языка iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка. 5 класс. (5 часов в неделю) Учитель Карпова Е. В. Программа по русскому языку
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. 5 класс. (5 часов в неделю)
Игровые формы уроков русского языка iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка. 9 класс. (2+1 час в неделю) Учитель Карпова Е. В. Программа по русскому языку
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка. 9 класс. (2+1 час в неделю)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы