Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России icon

Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России



НазваниеМинеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России
Дата конвертации06.07.2012
Размер222 Kb.
ТипРеферат
Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России


САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ РЕФЕРАТ ПО МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ Тема: «Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России» Выполнила: ХХХХХХХ Х.Х. УЭФ 2 группа 2 курс САМАРА 2001ПЛАН:ВведениеПричины медленного экономического роста в России.Обеспеченность России природными ресурсами.Значение минерального сырья в экономике России.Финансово-промышленные группы как основа формирования наиболее эффективныхи конкурентоспособных компаний.Природно-ресурсная политика России.Заключение.ВВЕДЕНИЕ Впервые за последние 10 лет в России наметился некоторый экономическийрост, а вместе с ним – надежды на экономическое возрождение России.Безусловно, экономическое возрождение России – вполне реальная вещь, болеетого – у России есть все шансы вырваться в число мировых лидеров уже ктретьему – четвертому десятилетию XXI века, но проблема заключается в том,что расчеты на будущий рост в большинстве случаев основываются на оченьспорных, чтобы не сказать – иллюзорных, посылках. В качестве безусловной и главной основы будущего роста российскойэкономики признаются, прежде всего, две вещи: 1. Богатство России природными ресурсами 2. Дешевая и квалифицированная российская рабочая сила.Именно это способно привлечь иностранных инвесторов, на которых зачастуюделается основной расчет, т.к. возможности иностранных инвесторовсущественно выше отечественных. В связи с этим считается первоочереднойнеобходимостью принятие комплекса мер, способных сделать российскуюэкономику более инвестиционно привлекательной. Таким образом, в наши планах экономического развития сразу жепроявляется противоречие – с одной стороны Россия и намерена конкурироватьна мировой арене с развитыми западными странами; много говорится о том, чтонашим главным богатством является интеллект и научно-техническиедостижения, где мы местами вырвались вперед и даже далеко вперед западныхстран. С другой – в практическом плане в последние 10 лет делалось все,чтобы поместить Россию в нишу, уже занятую странами Третьего Мира, т.е.превратить Россию в источник дешевого сырья и дешевых товаров для развитыхзападных стран. И сейчас именно на это делается ставка – на приходинвестора в традиционные (главным образом, сырьевые) сферы экономики.Причины медленного экономического роста в России. Среди фундаментальных причин, тормозящих экономический рост России иобусловливающих неконкурентоспособность большинства традиционныхиндустриальных отраслей и предприятий следует выделить две: крайне высокаястепень износа основных фондов и неблагоприятные природные условия России. Ни для кого не является секретом, что инвестиции в основные фондыпредприятий за 10 лет реформ практически не проводились, и эти давноназревшие мероприятия требуют колоссальных вложений. Например, по даннымМинэкономики, инвестиционные потребности России до 2025 года составляют 2,5трлн. долларов. В частности, 150 тыс. км сети газо- и нефтепроводовизношено и требует ремонта. Сравнительно низкая себестоимость продукцииряда российских предприятий связана с тем, что пока возможна эксплуатациямощностей, созданных в прежние годы. Россия является страной:расположенной в зоне неблагоприятных природных условий (так, вся территорияРоссии лежит в зоне от умеренно до резко континентального климата, сосреднеянварскими температурами ниже 0 на всей территории и ниже - 8 на 95%территории; глубина зимнего промерзания грунта в европейской части Россиисоставляет 1-1,5 м; кроме того, 60% территории России лежит в зоне вечноймерзлоты)с огромными расстояниями и удаленностью основных природных ресурсов отглавных очагов их потребления (расстояние от нефтегазовых месторожденийЗападной Сибири до регтинов основного потребления в центре европейскойчасти России составляет 2500-4000 км.)континентальной страной, с отсутствием незамерзающих водных путей(являющихся наиболее дешевым путем транспортировки). Именно этот своеобразный “налог на природные условия, расстояния ивнутриконтинентальное положение” на протяжении столетий являлся если неглавным, то одним из главных факторов, тормозящих экономическое развитиеРоссии.Обеспеченность России природными ресурсами. Что касается обеспеченности природными ресурсами, то у России есть четыревыигрышные позиции – это природный газ, лес, уголь (притом, что спрос вмире на него невелик) и пресная вода. На Россию приходится более 25%мировых запасов этих ресурсов. По остальным – не более несколькихпроцентов. Россия отнюдь не является монополистом на рынке минерального сырья.Россия на данный момент – основной поставщик нефти и газа в европейскиестраны, а в перспективе – в Японию. В то же время ряд факторов, например,таких, как: 4. снижение мировых цен на нефть, 5. конкуренция со стороны нефтедобывающих стран Ближнего Востока, в частности, кардинальное смягчение инвестиционного законодательства в Саудовской Аравии (например, иностранные инвесторы смогут приобретать до 100% акций саудийских предприятий) и других странах Ближнего Востока – а это, кстати, серьезный повод для нас задуматься о цене, которую приходится платить за процветание за счет сырьевой базы, 6. предстоящая конкуренция со стороны норвежского газа,оставляют российскому нефтегазовому сектору немного шансов на процветание.Оснований рассчитывать на радикальное увеличение сырьевого экспорта,составляющего в последние годы не более 50 млрд. долларов (что, безусловно,мало для благополучия 145-миллионной страны), не приходится. Кроме того,сырье (нефть, газ, уголь, металлы) является невозобновимым ресурсом, и еслинам небезразлично, как будут жить наши дети и внуки, следует подумать обэкспорте сырья и в этом аспекте. Менее рациональной структуры экспорта, чемсейчас, в российской истории, ни дооктябрьской, ни советской, кажется, небыло. До XX века Россия, бывшая аграрной страной, экспортировала главнымобразом продукцию лесного и сельского хозяйства.В советские времена начался масштабный экспорт невозобновляемых природныхресурсов. В то же время около половины экспорта составляла готоваяпродукция, а в настоящее время наш экспорт почти полностью стал сырьевым,если точнее – нефтегазовым Необходимо, как бы ни было горько, признать очевидную вещь – внастоящее время Россия уже заняла место в системе мировой экономическойинтеграции место иссякающего сырьевого придатка (и, что не менее, если неболее страшно – иссякающего интеллектуального придатка) Запада. ОпораРоссии на традиционные индустриальные отрасли (причем, прежде всего,сырьевые) как объект привлечения инвестиций в сочетании с полнойоткрытостью по отношению к мировому рынку ведет только к усугублениюситуации. Развал традиционных отраслей и “утечка мозгов” и техническихдостижений на Запад очень быстро ликвидируют наше последнее преимуществоперед странами Третьего Мира – интеллект и технологии, которые просто несмогут получать в России в условиях утечки капиталов должной материальнойподпитки. Безоглядно “выкачивать” невозобновляемое минеральное сырье – нефть,газ, металлы, означает попросту грабить собственных детей и внуков. В то жевремя у нас есть ресурсы, способные к восстановлению, при этом по ихколичеству мы занимаем практически монопольное положение на Евразийскомконтиненте – это лес, гидро- и гидроэнергетические ресурсы. При огромных лесных пространствах России нам, в принципе, несложносохранить и развить мощную лесную и лесоперерабатывающую промышленность, стоваром, пользующимся хорошим спросом на внешнем рынке. В то же время мыможем (и должны!) параллельно обеспечивать восстановление лесных массивов.В то же время можно существенно рационализировать лесное хозяйство,производя в промышленном масштабе не только древесину, но, параллельно, и“дары леса” – грибы, ягоды, мед, мясо лесных животных. Для этого необходимо(и вполне возможно) создание специальных ферм. Не следует забывать, чтопоследнее является уникальным товаром, который можно продавать дорого. Конечно, не следует забывать и о лесных массивах России в аспектесоздания заповедников, заказников, национальных парков как средствапривлечения и туристов, и научно-исследовательских организаций. То же можно сказать и о гидроресурсах. В настоящее время дефицитпресной, в т.ч. питьевой воды в мире становится все более острой проблемой.В частности, это относится к прилегающим с юга к России огромным регионамЗападного Китая, Центральной Азии, Ближнего Востока. Всем известеннесостоявшийся грандиозный проект переброски северных рек (исреднеазиатские лидеры сожалеют о том, что он не состоялся). Его реализацияв виде системы каналов была бы связана, во-первых, с очень большимизатратами, во-вторых, с тяжелыми экологическими последствиями (большиепотери воды на испарение и фильтрацию, засоление почв, разрушениеестественной среды северных районов России). В то же время его реализация вуменьшенном виде – в виде сети трубопроводов, представляется разумной. Темболее, если рационально подойти к этому вопросу и не только “качать” воду,как сейчас мы делаем с нефтью, но также обеспечивать очистку воды, длятого, чтобы сделать ее питьевой. Что касается гидроэнергетических ресурсов, то на данный момент они небудут пользоваться большим спросом на внешнем рынке из-за нефтяногобогатства регионов к югу от России, но при неизбежном истощении запасовнефти ситуация может кардинально поменяться, и следует быть к этомуготовыми. Кроме того, управление гидроресурсами также поддаетсярационализации, если, например, параллельно заниматься разведением рыбы исозданием сети рыбоперерабатывающих предприятий. При наших огромных водныхпространствах у этой отрасли поистине блестящие перспективы. Огромные земельные угодья России являются хорошей базой для развитиясельского хозяйства. Не следует забывать, что до 1917 года Россияэкспортировала сельскохозяйственную продукцию. Низкая естественнаяпродуктивность большей части сельскохозяйственных земель Россиикомпенсируется их размерами, и при должном уровне технической оснащенностиРоссия может вернуть себе утерянные позиции экспортера продовольствия.Кроме того, обширные земельные угодья России позволят ей производить вбольшом количестве “экологически чистые” сельскохозяйственные продукты,производство которых не связано с пестицидами, химическими удобрениями ит.д. На основании детального анализа потенциала минерально-сырьевыхресурсов определено их значение и место в стратегии развития российскойэкономики.Значение минерального сырья в экономике России. Анализ развития мировой экономики показывает, что экономический ростразвитых стран составляет 2-З % . Учитывая это, российская экономика должнаиметь темп экономического роста 4-5 %. При этом заметим, что такой ростобеспечит сокращение отставания России от развитых стран по уровню ВВП надушу населения. Экономический рост должен быть не ниже указанных выше темпов, и этоможет быть обеспечено за счет добычи, переработки и эксплуатации минерально-сырьевых ресурсов. Анализ экономического потенциала минерально-сырьевых ресурсов,состояния основных фондов и применяемых технологий в добывающем комплекседает основание сделать некоторый вывод о значении и месте минерально-сырьевого комплекса в строении развития экономики страны: 1. Минерально-сырьевые ресурсы - важный потенциал для экономическогоразвития страны. 2. Всестороннее содействие развитию отечественной перерабатывающейпромышленности на базе добывающего комплекса - главный резерв превращенияРоссии в относительно недалеком будущем в ведущую экономическую державу свысоким уровнем жизни для большинства населения. 3. Анализ экономических процессов, происходящих в мире, требуетвсесторонней государственной поддержки и создания на базе ресурсодобывающихпредприятий крупных финансово-промышленных корпорации межотраслевогопрофиля, которые могли бы на равных конкурировать с транснациональнымикорпорациями Запада. 4. Развитие добывающего комплекса должно регулироваться государствомчисто рыночными методами, при этом государство должно всяческиспособствовать развитию перерабатывающей промышленности на базе добывающегокомплекса. 5. Состояние основных фондов и применяемых технологий добывающегокомплекса страны с богатейшими запасами природных ресурсов таково, что онине могут в ближайшие годы обеспечить дополнительных значительных финансовыхпоступлений в бюджет страны для крупных государственных инвестиций всобственную перерабатывающую промышленность. 6. Из-за низкой доли труда в себестоимости добываемого сырья иотносительно высокой стоимости рабочего места в добывающих отрасляхсырьевые ресурсы не могут быть основой повышения жизненного уровнябольшинства населения страны. Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должнобазироваться на планомерном росте ее составляющих и, прежде всего, за счетминерально-ресурсного потенциала. Российская экономика в ХХI веке, по крайней мере, в первой егополовине, по-видимому, сохранит свою сырьевую направленность. Потенциальнаяценность балансовых запасов полезных ископаемых России позволяетрассматривать минерально-сырьевой комплекс как базис устойчивого развитиястраны на длительную перспективу. Наличие крупного природно-ресурсногопотенциала России обуславливает ее особое место среди индустриальных стран.Ресурсный потенциал при его эффективном использовании станет одной изважнейших предпосылок устойчивого вхождения России в мировую экономику. Обеспеченность страны природными ресурсами - важнейший экономический иполитический фактор развития общественного производства. Структураприродных ресурсов, размеры их запасов, качество, степень изученности инаправления хозяйственного освоения оказывают непосредственное влияние наэкономический потенциал. Наличие богатых и эффективных природных ресурсовдает широкий простор для экономического развития регионов Хозяйственное освоение природных ресурсов России создает реальныевозможности привлечения крупномасштабных инвестиций, в том числеиностранного капитала; за счет экспорта природных ресурсов обеспечиваетсязначительная часть валютных поступлений. Центральное место среди природных ресурсов России занимают минерально-сырьевые, что определяется следующими обстоятельствами:- географическим положением, при котором жизнеобеспечение невозможно беззначительного потребления минеральных ресурсов;- преимущественно сырьевым укладом экономики с ориентацией на добычу,переработку и передел минерального сырья;- наибольшей привлекательностью ресурсов недр для иностранных инвесторов;- огромными территориями и выполненными на них в предшествующие десятилетиягеологоразведочными работами, сделавшими ресурсы недр весьма существеннымэлементом национального богатства. Суммарная ценность минерально-сырьевой базы России по разведанным иоцененным запасам всех видов полезных ископаемых составляет не менее 28трлн. дол. США, однако оценка их рентабельной части составляет лишь1,5трлн. дол. США. Российская Федерация обладает значительными запасами минерально-сырьевых ресурсов. Количество видов минерального сырья, разведанного на еетерритории, является уникальным и не имеет аналогов в мире. По запасамникеля, природного газа (33 % мировых запасов) Россия занимает первое местов мире, по запасам нефти - второе после Саудовской Аравии, угля - третьепосле США и Китая, золота - третье после ЮАР и США и т.д. Помимонепосредственного наличия широкого спектра важнейших видов минеральногосырья, данный комплекс экономики обладает развитой добывающей,перерабатывающей инфраструктурой и мощным научно-техническим потенциалом.Российский минерально-сырьевой комплекс играет важную роль во всех сферахжизнедеятельности государства:Обеспечивает устойчивое снабжение отраслей экономики минерально-сырьевымиресурсами. Именно развитость сырьевой отрасли способствует формированиюпрочной промышленной базы, которая способна удовлетворить необходимыепотребности как промышленности, так и сельского хозяйства.Вносит весомый вклад в формирование доходной части бюджета страны; егопродукция продолжает оставаться основным источником валютных поступлений.Предприятия, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса, обеспечиваютболее 50 % валового внутреннего продукта страны. Объемы экспортныхпоступлений в бюджет государства, которые прямо или косвенно обеспечиваютсяза счет разработки минерально-сырьевых богатств страны, составляют 70 %.Составляет основу оборонного могущества страны. Развитая сырьевая базаявляется необходимым условием для совершенствования военно-промышленногокомплекса государства и создает необходимый стратегический запас ипотенциал.Обеспечивает социальную стабильность. В России практически все крупныекомпании, входящие в состав минерально-сырьевого комплекса, или жесвязанные с ним, являются градообразующими. Таким образом, развитие данногосектора экономики будет обеспечивать повышение уровня благосостояниянаселения и снижение социальной напряженности.Способствует развитию интеграционных процессов между странами. Взаимноедополнение государств, в рамках единого экономического пространства,обеспечит обладание практически всеми видами полезных ископаемых, что будетоказывать очень большое влияние на мировом сырьевом рынке. Стратегическим фактором экономического роста России в ближайшее времядолжна стать структурная перестройка национальной экономики на основеимеющихся минерально-сырьевых ресурсов страны с целью существенногоповышения ее эффективности. Особая сложность этой задачи состоит в том, чтонеобходимо перестраивать отраслевую и производственную структуры, которыескладывались в условиях планово-распределительной системы и полной изоляцииот мирового рынка. Указанное обстоятельство определило низкий уровеньэффективности работы обрабатывающей промышленности, неконкурентоспособность большей части ее продукции на Мировом рынке и, какследствие, снижение объемов производства и ликвидацию многих предприятийданного сектора экономики.Финансово-промышленные группы как основа формирования наиболее эффективныхи конкурентоспособных компаний. Большая часть добывающих предприятий не обладает достаточныминвестиционным потенциалом не только для расширенного, но и простоговоспроизводства основных фондов. Так, в наиболее благополучной из отраслейМСК газовой промышленности более 60 % газопроводов эксплуатируются более 20лет (при нормативе 33 года), а в угольной промышленности более двух третейосновных фондов находится за чертой физического износа.В этой связи процесс структурной перестройки национальной экономики должениметь целью формирование наиболее эффективных и конкурентоспособныхкомпаний, как на внутреннем, так и на мировом рынках. Учитывая огромныйминерально-сырьевой потенциал России, восстановление отечественнойобрабатывающей промышленности должно производиться на основе еевсесторонней интеграции с добывающими отраслями. Наиболее перспективной формой такой интеграции должно стать создание, привсесторонней поддержке государства, крупных финансово-промышленных групп -корпораций межотраслевого профиля, которые могли бы конкурировать странснациональными корпорациями Запада.Сегодняшнее финансовое состояние предприятий добывающей и обрабатывающейпромышленности, использование в процессе производства неконкурентоспособныхтехнологий, отсутствие ассигнований на геологоразведочные работы - все этозаставляет при поддержке государственных органов организовывать финансово-промышленные группы, способные аккумулировать значительные финансовыесредства на внутреннем и мировом рынках капитала.Основные приоритеты государства при создании межотраслевых финансово-промышленных групп должны предусматривать:устойчивое обеспечение страны минеральными ресурсами и продуктами ихпереработки;повышение эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов исоздание необходимых условий для перевода экономики на ресурсосберегающийпуть развития;дальнейшее развитие сырьевой базы;поддержание и наращивание экспортного потенциала страны, изменение егоструктуры в пользу торговли продуктами переработки и промышленнойпродукции;развитие обрабатывающей промышленности и ее экспортного потенциала и др.Обозначившийся в России процесс становления промышленно-финансовых групп набазе отдельных отраслей МСК (прежде всего газовой, энергетической,нефтяной, алюминиевой и др.) знаменует формирование нового этапа развития -объединение многоотраслевых комплексов с финансовым и коммерческимиструктурами.Эти комплексы должны определить темпы преобразования и подъема экономикиРоссии как стабильный источник бюджетных и валютных поступлений,существенный очаг стабильности, в том числе эффективной занятостинаселения, как фактор формирования прорывных критических технологий, какфактор реструктуризации и модернизации базовых отраслей МСК ипромышленности, и, наконец, как фактор интеграции в пространстве России,СНГ и мирового сообщества.Природно-ресурсная политика России. Независимо от того, в чьей собственности находятся природные, вчастности, минеральные ресурсы, государство вправе регулировать процесс ихосвоения и использования, действуя в интересах общества в делом и отдельныхсобственников, чьи интересы вступают в противоречие друг с другом, а длядостижения компромисса необходима помощь государственных органов власти.В централизованно управляемой экономике природопользование находилось внесферы рыночных отношений. В начале рыночных реформ в России на некотороевремя государство выпустило из рук стратегическое управление природно-ресурсным комплексом. Это обернулось застоем национального природно-ресурсного потенциала, развалом формировавшейся в течение многихдесятилетий геологической отрасли, рядом других негативных последствий. Носейчас рыночная эйфория первых лет экономических реформ постепенно уступаетместо более взвешенному подходу, допускающему возможность и признающемунеобходимость регулирующего воздействия государства на хозяйственныепроцессы в целом и на природопользование в частности. Практика стран сразвитой рыночной экономикой дает нам немало примеров эффективногогосударственного вмешательства в долговременные проекты освоения природныхресурсов. Современная стратегия рационального ресурсопотребления не можетбазироваться исключительно на возможностях рынка как такового. Это темболее относится к переходным состояниям экономического развития, а значит,и к народному хозяйству России. Практика это хорошо демонстрирует - даженаши инновационные предприятия зачастую не используют ресурсосберегающиетехнологии. Рыночный механизм даже в развитых странах не обеспечиваетрешение стратегических задач природопользования, охраны природы, устойчивойэкономической безопасности. В России, следовательно, необходимо реализовать такой принципрационального природопользования, как органическое сочетание рыночныхмеханизмов саморегулирования и поддержки рационального ресурсопотребления иресурсосбережения. Система государственного регулирования и поддержкипоследних должна включать в себя, как минимум, следующие подсистемы:а) правового обеспечения,б) финансово-кредитной поддержки,в) инфраструктурного и информационного обеспечения,г) страхования от чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий. Можно также выделить подсистемы научного обеспечения, экологического иэкономического образования и повышения квалификации и др. Рациональноересурсопотребление и ресурсосбережение – проблема комплексная имногоплановая. Наряду с социально-экономическими и экологическими аспектамиисследователями выделяются аспекты технико-технологические.Совершенствование и кардинальное обновление технологий должно бытьпоставлено во главу угла развертывания предпринимательской деятельности. Согласно ряду серьезных зарубежных и отечественных разработок вобласти технологической макродинамики, Россия остается (и при нынешнейнепродуманной стратегии рыночного реформирования надолго останется)многоукладной не только по формам собственности, но и по так называемымтехнологическим укладам. При этом у нас господствует "третий(ресурсозатратный) уклад", пройденный развитыми странами уже в конце70-хгодов, а "четвертый технологический уклад", связанный с переходом наресурсосберегающие инновационные технологии, представлен только в рядепроизводств ВПК. Потенциальные условия для перехода к новым укладам в России по рядунаправлений имеются, но для реализации этих возможностей необходимообеспечить распространение передовых технологий из ВНК в мирные отрасли исферы экономики, использовать еще сохранившийся задел соответствующихотечественных разработок и стимулировать активизацию наших ученых на новыеразработки. С помощью разработки и внедрения технологий новых укладовпредстоит прежде всего обеспечить эффективное ресурсопотреблениепредпринимательских структур в топливно-энергетическом комплексе, АПК, вотраслях и сферах производственной, социальной и рыночной инфраструктуры. Вцелях рационализации ресурсопотребления необходимо создание соответствующихорганизационно-экономических условий. Рыночный механизм, как ужеотмечалось, сам по себе не в состоянии решить весь комплекс рассматриваемыхпроблем, ряд противоречий устраняется посредством научно обоснованногогосударственного регулирования. Речь идет о противодействии монопольномуповедению крупных корпоративных структур, в ряде случаев тормозящихинновации и нарушающих нормы природопользования, об обеспечении чистотыбиосистем, блокировании тенденций к экологическому загрязнению и т.д. Вовсех развитых государствах в наибольшей мере (хотя и далеко не всегдарезультативно) регулируется именно природопользование вне зависимости отсуществующих форм собственности на землю и ее недра, от формхозяйствования. Важнейшей целью природно-ресурсной политики является обеспечениерационального и эффективного использования природно-ресурсного потенциалаРоссии с целью удовлетворения текущих и перспективных потребностейэкономики страны и экспорта. Она должна обеспечить осуществлениепринципиальных структурных преобразований, исключающих неэффективноересурсорасточительное природопользование, создание экономических механизмовкомплексного решения задач рационального использования, охраны ивоспроизводства природных ресурсов, включая государственную поддержку новыхметодов и способов изучения, прогнозирования, мониторинга состоянияприродной среды, совершенствование взаимоувязанных систем кадастров наоснове цифровых геоинформационных систем.В этой связи стратегической целью государственной политики в сферевосполнения (восстановления) использования и охраны природных ресурсов наближайшее десятилетие становится достижение оптимальных уровнейвоспроизводства, неистощительное рациональное и сбалансированноепотребление и охрана всего комплекса природных богатств, направленные наповышение социально-экономического потенциала страны, качества жизнинаселения, реализацию прав нынешнего и будущих поколений на пользованиеприродно-ресурсным потенциалом и благоприятную окружающую среду обитания,усиленная экономия сырья, материалов, энергии на всех стадиях производстваи потребления, создание основы для перехода к устойчивому развитию, высокаяответственность при принятии различных внутри- и внешнеполитическихрешений, направленных на реализацию геополитических интересов и соблюдениенациональной безопасности России.При этом основными стратегическими задачами для природно-ресурсного блокаявляются завершение перехода к рациональному сочетанию административных иэкономических методов государственного регулирования в областиприродопользования; формирование эффективной системы органов государственного управления всфере природопользования, четкая координация и разграничение сфер ихдеятельности; развитие правовой базы в целях стимулирования инновационного иинвестиционного процессов в сфере природопользования; оптимизация объемов и расширение диверсификации источников инвестициипри воспроизводстве, потреблении и охране природных ресурсов; развитие государственного регулирования экспортно-импортных операции всфере природных ресурсов; осуществление государственной поддержки научных исследований какважнейшей исходной части технологического цикла в области изучения,воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов; создание условий для сбалансированного природопользования какосновного фактора устойчивого развития страны; обеспечение разграничения функций и прав федеральных органов исубъектов Российской Федерации в сфере природопользования; учет региональных особенностей и потребностей природопользования присовершенствовании структуры экономики России в целом. Речь идет о противодействии монопольному поведению крупныхкорпоративных структур, в ряде случаев тормозящих инновации и нарушающихнормы природопользования... На первом этапе усилия государства должны быть направлены на решениеследующих проблем: совершенствование природно-ресурсного законодательства, в том числеусиление административной и уголовной ответственности за его нарушение; углубление и совершенствование экономического механизмаприродопользования; уточнение и корректировку системы лицензирования и регламентациирежимов природопользования; разработку механизма аудита в области природопользования; расширение перечня видов природных ресурсов, используемых на платнойоснове; создание действенного механизма финансового обеспечения программ имероприятий по воспроизводству и охране природных ресурсов; формирование критериев и требований к разграничению государственной ииных видов собственности на природные ресурсы;создание федерального фонда резервных месторождении полезных ископаемых ииных видов естественных богатств. В дальнейшем основные усилия следует сконцентрировать на завершении создания унифицированной системы нормативно-правовогообеспечения; реализации государственной политики в области природопользования; переходе к управлению и регулированию природопользования на основеразграничения государственной собственности на природные ресурсы междуцентром и субъектами; развитии (реформировании) системы налогообложения в сфереприродопользования с преимущественным замещением акцизов рентнымиплатежами; внедрении системы страхования и аудита в практику природопользования; введении территориальных комплексных кадастров природных ресурсов; создании единой унифицированной информационно-аналитической и учетно-статистической системы по природным ресурсам и ряду других направлений. В связи с этим необходимо разработать и начать реализацию концепции государственной природно-ресурсной политики, включающей в себя проблемы нормативно-правового,экономического, учетно-статистического обеспечения рациональногоприродопользования; завершить подготовку нормативно-правовой базы для введения платы запользование всеми видами природных ресурсов, вовлекаемых в хозяйственныйоборот; продолжить совершенствование системы платежей за право пользованиянедрами, включая возможность получения недропользователями льгот заистощение недр или за отработку низкокачественных руд, содержащихдефицитные полезные ископаемые. В дальнейшем следует предусмотреть уменьшение числа налогов и переходв основном к рентным платежам, повысить эффективность государственногоуправления природопользованием, укрепить экономические основы федерализма вобласти отношений собственности на природные ресурсы, усилитьадминистративную и уголовную ответственность за нарушения природно-ресурсного законодательства, обеспечить соблюдение национальных интересовпри привлечении иностранных инвестиций, совершенствование природо-ресурсного законодательства, углубление экономического механизмаприродопользования, корректировка системы лицензирования и регламентации,разработку механизмов аудита, расширение перечня платных природныхресурсов...Для реализации государственной политики в области использования, охраны ивоспроизводства минерально-сырьевых ресурсов в качестве первоочередныхследует предусмотреть следующие основные меры: ликвидация острого дефицита в стране отдельных видов минеральногосырья (марганца, хрома, урана и др.); приостановление отставания прироста запасов от объемов добычи полезныхископаемых;развитие минерально-сырьевой базы на региональном уровне за счет выявления,оценки и промышленного освоения небольших месторождений угля, торфа иагрохимического сырья, прежде всего в удаленных районах России, в которыхотсутствуют альтернативные источники твердого топлива и минеральныхудобрений; повышение комплексности использования минерального сырья; разработка мероприятий по модернизации геологоразведочных работ,внедрению новой техники для буровых и геофизических работ, адаптированной кгеологическим и природным условиям конкретных нефтегазоносных и рудоносныхрегионов России; расширение объемов изучения и использования ресурсов шельфа и Мировогоокеана.ЗАКЛЮЧЕНИЕ Устойчивое развитие экономики России в ближайшие годы должнобазироваться на планомерном росте ее составляющих и, прежде всего, за счетминерально-ресурсного потенциала. При этом под устойчивым развитиемприменительно к минерально-сырьевым ресурсам подразумеваетсягарантированное обеспечение экономической безопасности страны путемсоздания надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих иперспективных потребностей экономики России с учетом экологических,социальных, демографических, оборонных и других факторов. В качестве завершающего общего вывода следует отметить, чтосложившиеся социально-экономические предпосылки, а также стратегия выходаРоссии из глубокого кризиса и обретение былой мощи на качественно новойоснове свидетельствуют, что важнейшим фактором в развитии государства наближайшую перспективу остается состояние минерально-сырьевого комплексастраны. От уровня рациональности, продуманной ответственности имасштабности использования потенциала естественных богатств в подавляющейстепени зависит быстрота преодоления кризисных явлений в стране, созданиематериально-технической базы для производства высокотехнологичной инаукоемкой продукции, включая товары длительного пользования; решениепродовольственной проблемы, в том числе обеспечение государственнойбезопасности России в области продуктов питания; изменение структурывнешней торговли, соответствующей товарообороту развитых стран мира;решение многих социальных проблем и целого ряда факторов, определяющихбудущее Российской Федерации. Состояние минерально-сырьевого комплексастраны - важнейший фактор выхода России из глубокого кризиса и обретениябылой мощи на качественно новой основе.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: . Райзберг Б., Лозовский Л. Учебный экономический словарь. М. 1999 г. . Шишов А. Л. Макроэкономика. М. 1997 г. . Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник. М. 2000 г. . Иохин В. Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ. – М. 1997 г. . Ильин С. С., Васильева Т. И. Экономика. Справочник студента. М. 1999 г. . Агапова Т. А., Серегина С. Ф. Макроэкономика. Учебник. – М. 1997 г. . Борисов Е. Ф. Экономическая теория. Курс лекций. – М. 1997 г. . Друзик Я.С. Мировая экономика на финише века. Учебное пособие. Минск. 1997 г. . Нухович Э.С., Смитенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже ХХ-ХХI веков. М. 1995.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России iconМинеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России
Финансово-промышленные группы как основа формирования наиболее эффективных и конкурентоспособных компаний
Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России iconКурсовая работа инвестиции как фактор экономического роста

Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России iconМинеральные ресурсы России

Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России iconНаука и образование как фактор экономического роста содержание
Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2010 г. 22
Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России iconМосковский государственный институт международных отношений (Университет) мид россии Клинов В. Г. Прогнозирование долгосрочных тенденций в развитии мирового хозяйства Учебное пособие Москва 2008 Содержание Введение
Экономическая политика как фактор формирования долгосрочных тенденций экономического роста 24
Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России iconМенеджмента и маркетинга курсовая работа по экономической теории на тему: «Инвестиции как фактор экономического роста» Преподаватель (ученая степень, звание, фио)

Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России iconТ. М. Малева Средние классы в России: итоги экономического роста
Одновременно важно подчеркнуть, что развитие среднего класса – не только результат положительной экономической динамики, но и источник...
Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России iconВведение. Общая социально-экономическая характеристика муниципалитета как фактор, определяющий условия функционирования территориальной образовательной системы

Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России icon§ Реальные модели экономического роста
В настоящее время можно выделить три основных направ­ления моделирования экономического роста. Во-первых, это кейнсианские модели...
Минеральные ресурсы как определяющий фактор экономического роста в России iconТема № Экономический рост
Особенности современного экономического роста в России омического роста
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы