Русская философия XIX века icon

Русская философия XIX века



НазваниеРусская философия XIX века
Дата конвертации06.07.2012
Размер67,67 Kb.
ТипРеферат
Русская философия XIX века


Н.C. Скотникова Концепции человека в русской философии XIX века. Самарский государственный аэрокосмическийуниверситет Философско-антропологическая мысль в России XIX века демонстрируетпредельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжениистолетия менялись духовные установки и господствующие мировоззренческиетечения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служилафундаментом для самых разных теоретических исканий. “Излюбленная - темарусских размышлений - человек” /Франк/. Панорама концепций человека, созданных в XIX веке, обширна. В неевходят “авторские” антропологии представителей различных философскихнаправлений. Так, русская философия первой половины XIX века предстает перед намикак история борьбы двух противоположных направлений: стремленияорганизовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формынациональной жизни от иностранного влияния. Это был “болезненный процесснационально- исторического самонахождения и раздумья” /Флоренский/, врезультате которого возникли две идейные программы: западничество иславянофильство. Западничество и славянофильство составляет главный фокус, вокругкоторого и по отношению к которому оформился идеологический горизонт эпохи1840-1850 гг., сыгравший решающую роль в формировании русскогонационального самосознания и определяющий дальнейшие судьбы русскойфилософии. Среди широкого круга тем, обсуждаемых западниками и славянофилами,особо выделяется антропологическая проблематика. Основатели славянофильстваА.С.Хомяков и И.В.Киреевский обосновали концепцию человека, в центрекоторой - истолкование духовно - нравственных ценностей с позицийправославия. В своих богословских трудах А.С.Хомяков обратился к теме соборнойЦеркви, через которую только и может совершиться преображение человека. Вотношении Церкви Хомяков определял соборность как “единство во множестве”.Если взять это понятие в контексте социальной философии, то можноопределить соборность как общность людей, свободную от антагонизма,объединенных верой в православные ценности, гарантирующие цельностьличности и соборность познания. Соборность - это примирения в христианскойлюбви и свободы каждого и единства всех. Из учения о Церкви Хомяков выводит собственное учение о личности.“Отдельная личность есть совершенное бессилие и внутренний непримиримыйразлад “ /Хомяков/. Лишь в Церкви , то есть свободном, проникнутом братскойлюбовью к другим людям единении во имя Христа, - только здесь личностьобретает все свои дары, всю полноту ее личного богатства. В антропологии Хомякова с особой силой выдвигается учение оцелостности в человеке, под которой он понимает “иерархическую структурудуши”: существуют “центральные силы нашего богообразного разума, вокругкоторого должны располагаться все силы нашего духа” . Очевидно, что антропологические построения Хомякова перекликаются сучением И.В.Киреевского о целостности духа. Цельность духа - это вопрос о внутреннем устроении жизни, опостоянном поиске “того внутреннего корня разумения, где все отдельные силысливаются в одно живое и цельное зрение ума” /Киреевский/. В основу всего построения философ положил различие “внешнего” и“внутреннего” человека. Внутренний человек - это совокупность способностейчеловека: способности любви к богу, и помощи к ближнему; способностьощущать вину, стыд, сострадать, чувствовать красоту. Внешний человек - это,выражаясь языком современной социальной психологии, совокупность социальныхролей, которые весьма часто противоречат друг другу, вызывая самоотчуждениечеловека, расколотость и противоречивость внутренней и внешней жизни. Обретение цельности, то есть путь к господству в человеке“внутреннего средоточия”, - в “собирании сил души”. И задача этадостижима “для ищущего”, но нужен труд, нужна духовная работа над собой.Человеку необходимо проникнуться стремлением “собирать все отдельные частидуши в одну силу, отыскать то внутреннее средоточие бытия, где разум, воля,и чувство, и совесть, прекрасное и истинное, удивительное и желаемое,справедливое и милосердное, и весь объем ума сливаются в одно живоеединство, и таким образом восстанавливается существенная личность в еепервозданной неделимости”/Киреевский”/. Антропологические построения Хомякова и Киреевского восходят кхристианскому видению цельного человека. В противоположность этому исходным пунктом философских взглядовзападников было рационально - аксиологическое понимание человеческойличности. В.Г.Белинский не создал собственной антропологии как стройнойфилософской системы. Однако все его размышления так или иначе носятантропоцентрический характер. Эволюция взглядов в конечном итоге привела его к утверждениюабсолютной ценности человеческой личности. “Для меня теперь человеческаяличность выше истории, выше общества, выше человечества” /Белинский/. Воимя личности, во имя ее полноценного развития и обеспечения “каждому”возможности этого развития, стоит Белинский за социалистические идеалы.“Человек метафизически не прочен...Мертвая и бессознательно разумнаяприрода поступает с индивидуумом хуже, чем злая мачеха”. Но если природабезжалостна, то тем более оснований для людей бережно заботиться о каждомчеловек. Мотивы персонализма, поиска “социальной правды” во имя освобожденияличности от гнета современного строя вместе с Белинским разделяли и другиепредставители западничества. Оригинальное философское творчество А.И. Герцена, его особыйподлинный “философский опыт” были сосредоточены на проблеме человека:“личность - вершина исторического мира, к ней все примыкает, ею все живет”/Герцен/. В некотором смысле Герцен был основателем русского материализма ипозитивизма с их ориентацией на естественные науки. Так , он хотелобъяснить человека из мира природы. Но увы, природа слепа. В ней царитбессмысленная случайность - таков печальный итог его размышлений.Противоположный природе полюс бытия - моральная личность во всеоружиисвоего знания и нравственной ответственности. При всем желании ееневозможно дедуцировать ни из мира природы, ни из мира истории. Нужнопринимать ее как неоспоримую данность. “Вне нас все изменяется, все зыблется; мы стоим на краю пропасти ивидим, как он осыпается.., и мы не сыщем гавани иначе, как в нас самих, всознании нашей беспредельной свободы, нашей самодержавной независимости..”/Герцен/. Так рождается позиция трагического противостояния миру, которыйне внушает доверия. Единственное, что остается непоколебимым - это вера вличность, в ее нравственные силы, в защиту “естественных движений души”. Сходные умонастроения суммируются в некое психологическое единство ипереживаются как отличия “новых людей” второй половины XIX века отпредыдущего поколения. Идейным вождем и ярким представителем материализма и радикализмаэтого периода был Н.Г.Чернышевский. В его основной философской статье “Антропологический принцип” вфилософии” учение о человеке преподнесено с позиций “новой” антропологии,базирующейся на материалистическом биологизме. “На человека надо смотреть,как на существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезатьчеловеческую жизнь на разные половины, и рассматривать каждую сторонудеятельности, как деятельность всего организма” /Чернышевский/. Защищаяединство человека с “научной точки зрения”, Чернышевский подчиняет познаниепринципам, господствующим в сфере физико - химических процессов. Что вполнесоответствовало позитивистским тенденциям эпохи. Известно, что Чернышевский представлял себе “положительно”нравственного человека как “человека вполне”, цельного и гармоничного вкотором корень всех движений - и корыстных, и бескорыстных - один и тотже, а именно “любовь к самому себе”. Однако теория разумного эгоизма ”немешала Чернышевскому верить в “почти чудотворную силу личности и горячосочувствовать всем тем, кто угнетен условиями жизни. Позиции позитивизма, веры в науку разделяли и представителинародничества, радикализма и социализма. Однако во второй половине XIX векана примере многих философских построений можно было наблюдать как“независимость и самобытность морального вдохновения полагают границыпозитивистской установке ума” /Зеньковский/. И у Герцена, и уЧернышевского, и с особенной ясностью у П.Л.Лаврова на первое местовыступает примат этики. Антропологизм Лаврова основывается на понятии “цельного человека”.“Человека есть единство бытия и идеала” /Лавров/, прочным основаниемкоторого является “наличность морального сознания”. Моральное сознание,начиная с простого “желания”, создает идеал и движет творчеством человека,вырывает человека из потока бессознательного бытия, создает историческуюдействительность. Лавров суммирует свой антропологизм так: “человек естьисточник природы /ибо из данных опыта человек воссоздает “природу”,источник истории /борется за свои идеалы, бросает семя в почву окружающегомира/, источник собственного сознания /перестраивает свой внутренний мир/”. Проблемы полноты и целостности, нераздельности человеческой личности,высокий этический пафос размышлений о человеке оказываются общими для всейрусской философской антропологии XIX века. Но в разнородных идейныхтечениях эти проблемы получают различную аранжировку. Панорама антропологических концепций XIX века могла бы бытьпредставлена более значительным числом персоналий, но, без включения в неетворческого наследия Ф.М.Достоевского, она вряд ли могла быть полной. Вместе со всей русской мыслью Достоевский - антропроцентричен. Нетдля Достоевского ничего дороже и значительнее человека, хотя, быть может,нет и ничего страшнее человека. Человек - загадочен, соткан изпротиворечий, но он является в то же время - в лице самого даже ничтожногочеловека - абсолютной ценностью. Поистине - не столько Бог мучилДостоевского, сколько мучил его человек, - в его реальности и в егоглубине, в его роковых, преступных и в его светлых, добрых движениях. Сила и значительность подобного антиномизма у Достоевского в том, чтооба члена антиномии даны у него в высшей своей форме. Основная тайначеловека, по Достоевскому, состоит в том, что он есть существо этическое,что он неизменно и непобедимо стоит всегда перед дилеммой добра и зла, откоторой он не может никуда уйти: кто не идет путем добра, тот необходимостановится на путь зла. Эта этическая сущность человека, основная его этическаянаправленность не предвзятая идея у Достоевского, а вывод из егонаблюдений над людьми. “Идея человека” пронизывает, центрирует русскую философию XIX века.Во всех различных течениях русской мысли главным является утверждение того,что “человек в своей индивидуальности является нравственной ценностьювысшей иерархической ступени” /Бердяев/.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Русская философия XIX века iconОсновные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века

Русская философия XIX века iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Русская философия XIX века icon25. Русская философия XIX в
Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М. Лунина, И. Киреевского, В. Кюхельбеккера...
Русская философия XIX века iconРусская живопись XIX века

Русская философия XIX века iconТема: Западная философия XIX xx века
Основные направления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм, религиозная философия
Русская философия XIX века iconUpdate 18. 06. 03 Все шедевры мировой литературы в кратком изложении сюжеты и характеры русская Литература XIX века олимп act москва 1996
В 84 Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русская литература XIX века: Энциклопедическое изда­ние....
Русская философия XIX века iconЗападная философия XIX-XX века

Русская философия XIX века iconРусская культура в начале XX века символизм. Религиозные течения в философии
Конец XIX начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования...
Русская философия XIX века iconРусская культура в начале XX века символизм. Религиозные течения в философии
Конец XIX начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования...
Русская философия XIX века icon1. Основные конкретные экономические причины возникновения городских и сельских кредитных и сбытоснабженческих кооперативов в Европе во второй половине XIX века
Европе во второй половине XIX века. Особые условия зарождения кредитной городской и сельской кооперации, мелких торговцев, ремесленников...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы