Происхождения и сущность государства icon

Происхождения и сущность государства



НазваниеПроисхождения и сущность государства
Дата конвертации06.07.2012
Размер376,98 Kb.
ТипРеферат
Происхождения и сущность государства


ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ КАЗАНСКИЙ ФИЛИАЛ Кафедра государственно-правовых дисциплин. Курсовая работа по теории государства и права. Тема: Происхождения и сущность государства. Выполнил: слушатель _____гр. рядовой милиции ___________ Проверил: капитан милиции Тюменев В. З. Казань. 1998 г. План. 1. Введение……………………………………………………..3 2. Генезис государства: основные концепции……………….5 3. Понятие и признаки государства…………………………..18 4. Суверенитет государства и суверенитет нации…………...22 5. Проблема суверенитета во взаимоотношений России и Республики Татарстан………………………………………25 6. Заключение…………………………………………………..31 7. Список литературы………………………………………….33 Введение. В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своихпотребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных ирастительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной напреобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именнопереход к производящей экономике послужил толчком к трем крупнымразделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия,отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена –торговли. Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупныемногочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужскоготруда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. Всвязи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родствоуже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важнымбыло, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться напатриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают синтересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины.Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации,повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие ростапроизводительности труда обусловил появлению экономической возможности длятоварообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частнойсобственности, социального расслоения первобытного общества, образованияклассов, зарождения государства. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе сдавних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вгосударствоведении. Это «объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересыразличных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством вмногообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление»[1] . Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежностановится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальнаяроль. Как форма организации общества, призванная обеспечивать егоцелостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленныепотребностями общества, а следовательно, служит его интересам. По мнению К.Маркса, государство интегрирует классовое общество, становится формойгражданского общества, выражает и официально представляет данное общество вцелом. Кроме того, это организация по управлению делами всего общества,выполняющая общие дела, вытекающие из природы всякого общества[2]. Оноявляется политической организацией всего населения страны, его общемдостоянием и делом. Без государства невозможны общественный прогресс,существование и развитие цивилизованного общества. Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняя общесоциальные функции,все больше подчиняет свою деятельность интересам самого экономическимогущественного класса, превращается в орудие его классовой диктатуры,приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этом наиболеевыпукло проявляются противоречивая природа и социальная роль государства. При анализе всякого предмета нужно прежде всего выяснить егоисторическое происхождение, а также предпосылки, что имеет прямое отношениеи к государству. Без этого нельзя понять сущность государственно-правовыхявлений, их роль в жизни общества и логику функционирования. В наиболее полном виде исторический анализ такого института, какгосударство, сделан Ф.Энгельсом в работе «Происхождения семьи, частнойсобственности и государства»[3], написанной с учетом громадногоисторического материала, где показано, как государство появилось, какиеосновные этапы прошло в своем развитии и чем стало теперь. Большое значение для характеристики первобытного строя и уяснениявопроса общественного самоуправления имела книга американского этнографаЛ.Моргана «Древнее общество», вышедшая в свет в 1877 году, в которойсделана попытка научно проанализировать развитие родовой организации напримере североамериканских индейцев. В своих взглядах на первобытноеобщество он приближался к материалистическому пониманию истории, но в целомне смог понять роль и значение экономики, производственных отношений,сущность и значение классового деления общества. История государства неотделима истории общества. Оно вместе собществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому,приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитогогосударства характерно то, что в нем не развертывается, не получаетдолжного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, всущности, к политической власти, основанной главным образом на аппаратепринуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достиженияопределенного уровня цивилизации и демократии. Оно «обеспечиваеторганизованность в стране на основе экономических и духовных факторов иреализует главное, что дает людям цивилизация,- народовластие,экономическую свободу, свободу автономной личности»[4]. В таком государстверазвиваются все его институты и структуры, раскрывается их социальныйпотенциал. Причем государство изменяется и совершенствуется не само посебе. Его преобразуют, приспосабливают к изменяющим условиям люди разныхэпох и стран. Поэтому есть все основания рассматривать государство как одноиз самых значительных достижений мировой истории и цивилизации. Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойстваи черты государства – задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь приизучении государства конкретно-исторически, в различных его связях сэкономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимальноиспользуя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Генезис государства: основные концепции. Познание государства и права следует начинать с вопроса опроисхождении государства – всегда ли в истории человеческого обществасуществовал этот социальный институт или же он появился на определенномэтапе развития общества. Только такой методологический подход, реализующийпринцип историзма, позволяет уяснить причины и формы появления государства,его характерные, сущностные черты, отличие от предыдущих организационныхформ жизни общество. Вот почему начинатьприходится с характеристики сторон первобытного общества, использоватьданные археологии и этнографии, непосредственно изучающих это общество. В настоящее время благодаря успехам археологии и этнографии знание опервобытном обществе, этапах и тенденциях его развития существеннообогатилось. Если в 19-начале 20 века историческое знание об общественномразвитии охватывало период примерно в 3 тысячи лет, а все, что было доэтого определялось как предыстория, то теперь, к концу 20 века, историямногих регионов насчитывает 10-12 тысяч лет, существует вполне достоверноезнание об этом историческом диапазоне в жизни человечества. Кроме того, если для 19- начала 20 века был характерен в основномевроцентристский взгляд на историю, т.е. использовались знания историиЕвропы и некоторых прилегающих к ней регионов, а затем эти знанияискусственно распространялись на весь остальной мир, то в 20 веке в орбитунаучного осмысления оказалась вовлеченной история всех регионов земногошара. Теория государства и права становится, таким образом, действительнологическим обобщением истории всепланетного государственно-правовогоразвития общества. В этом новом понимании первобытного общества прежде всего следуетвыделить знания, характеризующие развитие этого общества, периодизациюпервобытной истории. Иными словами, речь идет о том, что само это обществоникогда не было статичным, оно развивалось, проходило различные этапы.Выделяют несколько видов такой периодизации – общеисторическую,археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность«представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся нановых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежейразвития первобытного общества «неолитическую революцию»»[5]. Это понятие в историческую науку ввел английский археолог Г. Чайлд всередине 20 века, характеризуя тот принципиальный качественный переворот,который произошел во всех сферах жизни человечества при переходе в неолитеот присваивающего к производящему хозяйству. Поскольку этот переход изменил всю материальную основу жизнипервобытного общества, ее социальную и духовную организацию, постольку онсправедливо обозначается как революция, хотя и растянувшаяся на несколькотысячелетий. Эта периодизация позволяет четко обозначить, о каком первобытномобществе идет речь, в каких временных рамках оно существовало, какова быласоциальная и духовная организация общества, какие формы воспроизводства исуществования использовало человечество. Для теории государства и правапоявляется наконец возможность также четко определять, какие формыорганизации власти и социально-регулятивные системы функционировали вобществах присваивающей экономики, а какие в обществах производящейэкономики. Социально-экономическая и экологическая сущность «неолитическойреволюции» заключалась в том, что с целью удовлетворения своих потребностейчеловек от орудийной деятельности, связанной с присвоением готовых животныхи растительных форм, перешел к подлинно трудовой деятельности, направленнойна преобразование природы и производство пищи: созданию новых растительныхи животных форм и замещению ими природных, естественных форм. Этот переходсопровождался не только селекционной деятельностью, которая легла в основуземледелия и скотоводства, но и иной производственной деятельностью –прежде всего изготовлением керамических изделий, а также металлургией иметаллообработкой. Производящая экономика к 4-3 тыс. до н.э. стала вторым и основнымспособом существования и воспроизводства человечества. В основе переходак производящей экономике лежат кризисные явления, которые поставили подугрозу само существование человечества. Ответив перестройкой всей своейсоциальной и хозяйственной организации, человечество смогло из глобальногоэкологического кризиса. В эту перестройку входит и новая организациявластных отношений – появление государственных образований, раннеклассовыхгородов-государств. Итогом “неолитической революции” “явилосьвозникновение в некоторых регионах земного шара ранних земледельческихобществ. На следующем этапе социального-экономического развития происходитрасцвет раннеземледельческих обществ. На их основе возникают первыецивилизации – происходит становление раннеклассовых обществ”[6]. Таким образом, “неолитическая революция” – переход человечества кпроизводящий экономике – приводит первобытное общество объективно в силусвоего внутренного развития к финальномк рубежу – социальному расслоениюобщества, появлению классов, зарождению государства. Как правило, древнейшие государственные образования закономерновозникают на социально-экономической основе раннеземледельческого обществаи характеризуется как раннеклассовые государства. Первоначально они возникают как города-государства. Поселок, в которомживут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую, асоседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений вхозяйственный и религиозный центр, перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Город-государство знает уже четкуюсоциальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесьзакрепляется территориально – появляются кварталы горшечников, медников,других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппаратуправления: лица, занимающиеся организацией производства, учета,организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т.п. В городе-государстве организуются три центра управления,административного и идеологического лидерства: городская община, дворец ихрам. Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениямфункции государственного управления. Эти функции весьма многообразны:управление общинным земледелием и землевладением; выполнение общественныхритуальных обрядов. Таким образом, государства как новая организация форма жизни обществавозникает объективно, в итоги неолитической революции, переход человечествок производящей экономике, т.е. в процессе изменения материальных условийжизни общества, становления новых организационно-трудовых форм этой жизни.Оно не навязывается обществу извне, а возникает в силу внутренних факторов:материальных, организационных, идеологических. Первоначальная форма – город-государство – также обусловлена финальным, в основном земледельческимразвитием «неолитической революции». Таким образом, первичное государство возникает, чтобы организационнообеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовойдеятельности, которая становится отныне условием выживания ивоспроизводства человечества в новых условиях. Словом, возникающее первичное государство, как социальный институт,обслуживает и организационно обеспечивает именно производящую экономикураннеземледельческих, раннеклассовых обществ. Сделаем один общий важный вывод. Изложенная выше концепцияпроисхождения государства существенно отличается то доминировавших ранее вотечественной теории государства и права взглядов на эту проблему. Вместе стем она сохраняет материалистический, классовый подход. В этой концепциииспользуются новые знания, основной упор делается на организационныефункции первичных городов-государств, на взаимосвязь происхождениягосударства и становления производящей экономики. Ранее в вульгаризированной и догматизированной отечественной теориигосударства и права происхождения государства объяснялось по иной схеме. Наэтапе перехода к цивилизации в первобытном обществе появляются прибавочныйпродукт, частная собственность, оно раскалывается на классы, возникаетгосподствующий класс, который создает государство с тем, чтобы с егопомощью, путем насилия, принуждения держать в подчинении эксплуатируемыйкласс. Происходят войны. И поскольку пленников, которых раньше убивали илидаже съедали, стало выгодно использовать на работах. Поэтому первымигосударствами были рабовладельческие государства, а само государствоявлялось машиной для поддержания господства одного класса над другим. В свое время Ф. Энгельс «указал на две пути образования политическигосподствующих классов: во-первых, через присвоение должностей с помощьюнаследственного механизма и обогащения на этой основе и, во-вторых, спомощью присвоения прибавочного продукта. Первый путь оказываетсяисторически наиболее распространенным, типичным»[7]. Таким образом, в конкретно-исторической действительностираннеклассовое государство не возникало как результат деятельности толькогосподствующего класса. Оно результат определенного развития общества наэтапе становления производящей экономики, финального развитияземледельческих культур. Но, разумеется, тот или иной класс, захвативгосударство, мог стать при помощи государства и господствующим классом. Новые знания изменяют ответ и на другой вопрос: можно ли классовуюприроду первичного государства определять как рабовладельческое по своейсоциально-экономической сущности? Во-первых, исторические данные свидетельствует, что общинников-земледельцев – основную социальную и производительную силу раннеклассовыхобществ – нельзя приравнивать к рабам. Их зависимость не была ни рабством,ни крепостничеством. Многие ученые определяют эту форму зависимости кактакую, когда земледелец имеет дело непосредственно с государством,применяющим свою неограниченную власть для организации и использованияэкономики страны в интересах правящего класса. Во-вторых, примером возникновения рабовладельческого государства входе разложения первобытнообщинного строя всегда были Афины и Рим. Имиоперировали Энгельс и Ленин, когда обосновывали свои взгляды напроисхождения государства. Однако установлено, что греческим государствампредшествовали более древние, ахейские, классовые структуры, которыепоходили на структуры переднеазиатских государств. Таким образом, рабовладельческое государство, характерное дляопределенного этапа античной истории человечество, а уникальным, темособенным государством, которое характерно для конкретно-историческойситуации Греции и Рима. Более того, античные рабовладельческие государства– это лишь этап в истории государственности Греции и Рима, которомупредшествовал иной этап – первичных форм государственности, имеющих все теже характерные черты раннеклассовых государств. Итак, не рабовладельческое государство было тем типичным государством,которое пришло на смену социальной организации первобытно-общинного строя,а раннеклассовое город-государство, со сложной социальной структурой,многочисленными общественными функциями, обеспечивающими дальнейшееразвитие производящей экономики. Это раннеклассовое государство в своем дальнейшем развитии переросло вгосударство так называемого азиатского способа производства. Государства жерабовладельческие возникли в силу весьма конкретных историческихобстоятельств в Греции и Риме и являются уникальными государствами. Многиенароды, в том числе российский народ, создавали свою государственность, незная рабовладельческого этапа. А вот государства азиатского способапроизводства оказались типичными, распространенными во многих регионахЗемли и существовали сотни лет. Итак, государство не имеет вечной природы, оно не существовало впервобытном обществе, появилось лишь на финальном этапе развития общества всилу вполне ясных причин, связанных с новыми организационно-трудовымиформами существования и воспроизводства человечества. И не рабовладельческое, а раннеклассовое государство с последующимразвитием в государство азиатского способа производства, врабовладельческое государство, в феодальное государство было той первойформой государственности, в которую эволюционно, в силу внутреннегоразвития переросла социальная организация первобытного общества. И, следовательно, раннеклассовое общество занимает самостоятельноеместо в общем процессе развития человечества, а раннеклассовые государства– это самостоятельный этап в развитии государственности, первичная формановой социальной организации человечества. В отличие от социальной организации первобытно-общинного строяраннеклассовое общество получило в форме государства новое политическое,структурное и территориальное образование. В современной теории государства выдвигается и концепция первичных,вторичных, третичных государств. Ее суть в том, что первичное государствоскладывается там, где существовали условия для сравнительно быстрого ростаобщественного производства, прежде всего земледельческого хозяйства. В таких зонах складывались центры классообразования и государственногообразования, в дальнейшем распространявшие свое влияния, а с ним иотношения эксплуатации и формы ее обеспечения на окружающие их общества. Процесс появления государственности в жизни тех или иных народовнельзя считать прямолинейным, знает он и возвратные движения, подверженразличным субъективным, в том числе и случайностным, воздействиям. А там,где условий для организованной земледельческой деятельности было мало, тами процесс возникновения государства был существенно затруднен. Таким, образом, географический фактор играл определяющую роль неэтапе неолитической революции в том смысле, что для перехода к производящейэкономике необходимо было прежде всего наличие подходящих растений иживотных, а также климатических и других природных условий. Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовойдействительности: они являются гражданами определенного государства,подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовымпредписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности онистали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновениягосударства. Создавались самые разнообразное теории, по-разному отвечающиена такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различиямиисторических и социальных условий, в которых жили их авторы, разнообразиемидеологических и философских позиций, которые они занимали. Теории о происхождении государства стали возникать вместе последним,отражая уровень развития экономического строя и общества сознания.Остановимся на некоторых из них: Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создателисчитали, что государство вечно существует в силу божественной воли, апотому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем.Так, в законах царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождениивласти царя: ««боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»»; «Человекявляется тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу»»[8]. Вдревнем Китае император именовался сыном неба. В более близкие нам временаидею богоустановленности государственной власти продолжало развиватьхристианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, - говорится впослание апостола Павла к римлянам, - ибо нет власти не от Бога,существующие власти от Бога установлены». Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в томчисле государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла,постичь природу и сущность государства невозможно. Не затрагивая научностиданной, основанной на агностицизм посылки, отметим, что теологическаятеория не отвергала необходимости создания и функционирования земногогосударства, обеспечения надлежащего правопорядка. Придавая государству игосударственной власти божественный ореол, она присущими ей средствамиподнимала их престиж, сурово осуждало преступность, способствовалаутверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка. В наше время у богословия также имеются немалые возможности дляоздоровления духовной жизни в стране и укрепления российскойгосударственности. Патриархальное теория была широко распространена в Древней Греции ирабовладельческом Риме, получил второе дыхание в период средневековогоабсолютизма и каким-то отголосками дошла до наших дней. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государствопредставляет собой естественную форму человеческой жизни, что внегосударства общение человека с себе подобными невозможно. Как существаобщественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальнойсемьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят кобразованию государства. Аристотель утверждал, что государственная властьесть продолжение и развитие отцовской власти.В средние века, обосновывая существование в Англии абсолютизма, Р. Фильмерв работе «Патриархия, или защита естественного права королей» со ссылкамина патриархальную теорию доказывал, что первоначально Бог даровалкоролевскую власть Адаму, который поэтому является не только отцомчеловеческого рода, но и его властелином.Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активнопропагандировал социолог Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н.Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развилсянепосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теориипустила корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа»,хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемыза всех. По сути своей такая традиция антидемократична, обрекает людей напассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает ународных масс социальную активность, ответственность за судьбу своейстраны. Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических«оруженосцев», готовых на все лады восхвалять вождей, оправдывать в глазахлюдей самые негативные из действия и решения. Наиболее уродлива этатенденция проявилась во времена сталинского тоталитаризма. Культоваяидеология не только оправдывал, но и всячески восхваляла концентрациюнеограниченной власти в руках Сталина, сразу же превращая каждый его шаг в«исторический», «судьбоносный», «решающий». Вся страна оказаласьвовлеченной в это грандиозное восхваление, почти эпическую лесть,пронизанную идеей непогрешимости, всеведения, всесилия и всезнания одногочеловека. Но под аккомпанемент оглушающей культовой идеологии шел небывалыйразгул беззакония и произвола. Человеческая личность ни социально, ниюридически не была защищена. Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственногодеятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагаютна него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества иготовы наделить его чрезмерно широкими полномочиями. Не ушли в прошлое иидеологические «оруженосцы». Патриархальную теорию критиковали многие и в разное время. Вчастности, еще Дж. Локк писал, что вместо научного подхода мы находим в ееположениях «детские побасенки». Ее называли «доктриной прописей»,антинаучной биологизацией такого сложного явления, как государство. Теория договорного происхождения государства также возникла в глубиневеков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возниклов результате договорного объединения людей с целью обеспечениясправедливости. У Эпикура «впервые встречается представление о том, чтогосударство покоится на взаимном договоре людей…»[9]. Но если в воззренияхфилософов Древней Греции мы находим лишь зачатки данной теории, то в трудахблестящей плеяды мыслителей 17-18 вв. Г.Гроция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т.Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. она получила полное свое развитие. Сторонники названной теории исходили из того, что государствупредшествует естественное состояние, которое оно характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладаютприрожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всехпротив всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественныйдоговор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этомудоговору люди передают часть своих прав государственной власти и берутобязательство подчинятся ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемыеправа человека, т.е. право собственности, свободу, безопасность. Соглашениелюдей, по мысли Руссо, - основа законной власти. В результате каждыйдоговаривающийся подчиняется общей воле, но в то же время становится однимиз участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, аправители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним исменяемые по его воле. Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы,где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был егоучастником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств,которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдаетантиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности. Она впервые показала,что государство возникает как результат сознательной и целенаправленнойдеятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие нажизнь индивидов, групп, классов, всего общества. Его можно планомерносовершенствовать, преобразовывать, приспосабливать к изменяющим условиям.Если к сказанному добавить, что договорная теория положила начало учению онародном суверенитете, подконтрольности, подотчетности перед народом всехгосударственно-властных структур, их сменяемости, то станет ясно, что она исегодня актуальна. Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождениягосударства и права создал крупнейший представитель немецкой классическойфилософии Г. В. Гегель. Он утверждал, в основе всех явлений природы иобщества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное иразумное начало – «абсолютная идея». В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективногоидеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Онпризнает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общейволе, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли изволи отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечтообъективное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании отпризнания воли отдельных лиц. Будучи объективным идеалистом, Гегель выводил государство и право изабсолютной идеи, из требований разума. Он оспаривал тезис сторонниковдоговорной теории о том, что государство создано людьми для обеспечения иохраны свободы личности и собственности. По мысли Гегеля, «государство нестраховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть ихтворением. Государство есть высшая форма реализации нравственности»[10].Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Иначеговоря, государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель,цель в себе, высшая из всех целей. Государство имеет высшее право вотношении личности, а высшая обязанность последней – быть достойным членомгосударства. Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства ивытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению Гегеля, неможет выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чегохочет «разумная воля», но не знает даже того, чего хочет он сам. Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено противтеории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемыхправ человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции. По сути дела, гегелевская формула «Вседействительное разумно» оправдывала феодально-абсолютистский стройПрусского государства. Если идеологи революционной буржуазии развивалисвободные от религии взгляды на государство, то Гегель в утонченно-мистической форме возрождал религиозно-теологическое учение о нем. В егоУчении государство изображается как воплощение высших нравственныхценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человекаполностью. Теория насилия возникла и получила распространение в конце 19 –начале 20 вв. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др.опирались на известные исторические факты. Мать государства, утверждаютсторонники теории насилия, - война и завоевание. Так, австрийскийгосударствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одногопримера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени наддругим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужимплеменем более слабого, уже оседлого населения»[11]. Гумплович переноситзакон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальныеявления. По его словам, над действиями диких орд, обществ государств царитсложный закон природы. К. Каутский, развивая основные положения теория насилия, утверждал,что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания.«Государство и классы, - писал он, - начинают свое существованияодновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных,присваивает всю их землю и затем принуждает побежденное племясистематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первыеклассы и государство образуются из племен, спаянных друг с другом актомзавоевания»[12] Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теории,которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, который позволил бысодержать государственный аппарат и производить соответствующее военноеоружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само посебе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорнои то, что насилия, завоевание играло немаловажную роль вгосударствообразующем процессе. Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложенав работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности игосударства», само название которой отражает связь явлений, обусловившихвозникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостьюи ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно,представляет собой большое достижение теоретической мысли. Для марксистской теории характерна последовательныйматериалистический подход. Оно связывает возникновение государства счастной собственностью, расколом общества на классы и классовымантагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство естьпродукт и проявление непримиримых классовых противоречий». Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований.Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной егопоявления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось иформировалось до возникновения классов, кроме того, на процессегосударствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы. Именно Марксистская теория имеет под собой строго научные основы.«Поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качествепричин появления государства могут приобретать как классовый антагонизмы,так и необходимость решения общих дел, совершенствования управленияобществом, специализации этого управления как формы разделения труда»[13] Органическая теория. Эта теория возникла в19 в. в связи с успехамиестествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительнораньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платонсравнили государство с организмом, а законы государства – с процессамичеловеческой психики. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологистали распространять биологические закономерности на социальные процессы. В соответствии с органической теорией само человечество возникает какрезультат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитиеприводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единыйорганизм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга,управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемыемозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции, агосподствующие классы – внешние. Некорректность органической теории происхождения государства иопределяется следующим. «Все сущее имеет различные уровни проявления, бытияи жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственнымиэтому уровню законами. И так же, как нельзя объяснить эволюцию животногомира исходя лишь из законов физики и химии, так невозможно распространятьбиологические законы на развитие человеческого общества»[14]. Психологическая теория. Представителями этой теории, Возникшей такжев 19 в. были Г. Тард, Л. И. Петражицкий и др. Они объяснили появлениегосударства проявлением свойств человеческой психики: потребностьюподчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытногообщества, сознанием справедливости определенных вариантов действия иотношений и проч. Естественно, что социальные закономерности реализуются черезчеловеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психикиоказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, содной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – самачеловеческая психика формируется под влиянием соответствующихэкономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно этиусловия и должны учитываться в первую очередь. Понятия и признаки государства. С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такоегосударство. Еще древнеримский оратор философ и политический деятель МаркТуллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такоегосударство, как не общий правопорядок?» У Цицерона было немалопоследователей в разное время и в разных странах – основательнормативистской теории права Г. Кельзен, русский экономист и философ П.Струве и т.д. Несколько иной позиции придерживался крупный правовед Н. М.Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союз свободныхлюдей с принудительно установленным мирным порядком посредствомпредоставления исключительного права принуждения только органамгосударства»[15]. Словом, многие ученые характеризовали государство какорганизацию правопорядка, усматривали в том его суть и главное назначение.Но это только один из признаков данного феномена. В буржуазную эпоху широкое распространение получила определениегосударства как совокупность людей, территории, занимаемой этими людьми, ивласти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элементагосударства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определеннуютерриторию; 3) суверенную власть; 4) правительство[16]. «Под именемгосударства, - писал Г. Ф. Шершеневич, - понимается союз людей, осевших визвестных границах и подчиненных одной власти»[17]. Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые чертыгосударства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него,одни авторы отождествляли государство со страной, другие – с обществом,третьи – с кругом лиц, осуществляющих власть. В. И. Ленин критиковал этоопределение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаковгосударства называли принудительную власть: «Принудительная власть есть вовсяком человеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, ногосударства тут не было»[18]. Не согласны с приведенным понятием и историки психологической теорииправа. «Государство не совокупность людей определенного рода, - утверждалФ. Ф. Кокошкин, - а отношения между ними, форма общежития, известнаяпсихическая связь между ними»[19]. Однако «форма общежития», формаорганизации общества – тоже лишь один из признаков, но не вся государство. Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегосяявления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вообще.М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологическиопределить, исходя из содержания его деятельности. Почти нет таких задач,выполнение которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, тотам; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать,что она во всякое время полностью, то есть исключительно, присуща темсоюзам, которые называют «политическими», то есть в наши дни – государствами союзам, которые исторически предшествовали современному государству»[20]. Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф.Энгельс. Они считали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащиек господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой всегражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»[21]. Многолет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самоеконфронтационное определение, согласно которому ««государство есть не чтоиное, как машина для подавления одного класса другим»[22]. В. И. Ленин внесв приведенное определение некоторые изменения. Он писал: «Государство – этоесть машина для поддержания господства одного класса над другим»[23]. Обе формулировки были широко распространены и в науке, и вофициальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, вкоторых возникает высокая классовая напряженность и политическоепротивоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определенияподходят к тираническим и диктаторским государствам. Выводя на первый планих насильственную сторону, указанные определения мешают увидеть вгосударстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка. В современной учебной литературе государство обычно определяется какполитико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющийспециальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всейстраны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признакигосударства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государстваи общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующаяформулировка: государство – это политическая организация общества,обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредствомгосударственного механизма управления делами общества, суверенную публичнуювласть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права,свободы граждан, законность и правопорядок. Приведенное определение отражает общее понятия государства, но большеподходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государствоесть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оновыполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает егоединство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то жевремя государство призвано всесторонне гарантировать права и свободыграждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе. Понятие государства, его характеристика конкретизируется прираскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и отнегосударственных организаций общества. Иными словами, «анализ признаковгосударства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность вкачестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшегообщественно-политического института»[24]. Каковы же эти признаки? Территориальная организация населения и осуществление публичнойвласти в территориальных пределах. В догосударственном обществепринадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным илипредполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определеннотерритории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организовнном обществе кровно-родственный принцип организаций населенияпотерял свое значение. На смену пришел принцип его территориальнойорганизации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которуюраспространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее,превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом,пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовойинститут – подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не тольковозникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. Апотому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. От негосударственных организаций государство отличается тем, чтоолицетворяет все население страны, распространяет на него свою власть.Профсоюзы и политические партии объединяют в свих рядах часть населения,создаются добровольно по тем или иным интересам. Публичная власть. Публичной она называется потому, что, не совпадаетс обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это былонепосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода ииспользовалось им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, нив каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной власти состоитв том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональномсословии управителей, из которых комплектуются органы управления ипринуждения. Без этого физического воплощения государственная властьпредставляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичнаявласть становится государственной властью, т.е. той реальной силой, котороеобеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль вреализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальнымучреждениям. Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет»появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделитьгосударственную власть от церковной и придать ей исключительное,монопольное значение. Ныне суверенитет – обязательный признак государства.Страна, его не имеющая, - это колония или доминион. Суверенитет как свойство государственной власти заключается в ееверховенстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: 1)универсальность ее властной силы, которая распространяется на всенаселения, все партии и общественные организации данной страны; 2) еепрерогативы; 3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакаядругая общественная власть не располагается. Самостоятельность и независимость государственной власти от всякойдругой власти внутри страны и вне ее выражается в ее исключительном,монопольном праве свободно решать все свои дела. В Советском Союзе и бывших социалистических государствахгосударственная власть не была верховной, ни самостоятельной, нинезависимой, ибо выше нее была власть партийная. Государство проводило вжизнь партийные директивы, было исполнительным инструментом правящейпартии. Все это ослабляло государственную власть, стало одной из причинглубокого кризиса общества и государства. Неразрывная связь государства и права. Без прав государствосуществовать не может. Право юридически оформляет государство игосударственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными.Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводитфункционирование государства и государственной власти в рамки законности,подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненностигосударства праву и формируется демократическое правовое государство. Суверенитет государства и суверенитет нации. Понятие «государственный суверенитет» сложилось в конце средние веков.Оно потребовалось для того, чтобы в государстве – именно в государстве, всфере государственной жизни! – отделить государственную власть от властицеркви и придать ей в этой сфере исключительное, монопольное значение.Суверенитет – один из показателей совершенства государства, того, что оностановится развитым. На современной стадии цивилизации суверенитет естьнеотъемлемое свойство государства. Государственный суверенитет – «независимость государственной властиот всякой иной власти внутри страны и вне ее, выраженная в ееисключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все своидела»[25]. Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует всебе все наиболее существенные черты государственной организации общества».Независимость и верховенство государственной власти выражается в следующем: в универсальности – только решения государственной властираспространяются на все население и общественные организации данной страны; в прерогативе – возможности отмены и признания ничтожным любогонезаконного проявления другой общественной власти; в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагаетникакая другая общественная организация. Верховенство государственной власти вовсе не исключает еевзаимодействия с негосударственными политическими организациями при решенияразнообразных вопросов государственной и общественной жизни. Государственная власть расположена на высшей ступени иерархииуправляющих в данном обществе подсистем, независима от них. Онанесовместима с существованием другой такой же власти в стране. Двесуверенные власти не могут одновременно, бок о бок, функционировать в одноми там же государстве. Существования «двоевластия» в некоторые периодыистории, связанного с своеобразной ситуацией в борьбе за сосредоточения всвоих руках государственной власти, является исключением отсюда и не меняетэтого принципиального тезиса. Такой переплет властей долго продолжатся неможет, и одна из них непременно сходит со сцены. Государственный суверенитет – это основа силы государства, егоспособности эффективно осуществлять свои функции. В то же время суверенитетне может быть основой для антиправовых действий, для произвола. Например,для того чтобы присвоит себе «право войны», для одностороннегопроизвольного прекращения существующих правовых отношений, в которыхучаствует государство. Государственный суверенитет имеет две стороны: внутреннюю сторону – исключительное, монопольное право назаконодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всейгосударственной территории; внешнюю сторону – самостоятельность и независимость во внешних делахстраны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извнекроме ограниченного число случаев, предусмотренных международным правом,когда соответствующие действия совершаются в строго правовом порядке.Государство в соответствии с международным правом и своим национальнымзаконодательством может уступать свои суверенные права межгосударственныморганизациям. В современном мире «суверенитет ни одного государства не означает,что оно не связана ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от другихгосударств, от мирового сообщества в целом. Любое демократическоегосударство внутри страны должно постоянно к мнению граждан, социальныхгрупп и их негосударственных образований»[26]. В международных отношенияхгосударство берет на себя обязательства, считается с общепризнанныминормами международного права, с заключенными им договорами. Однако это неущемляет добровольный характер, устанавливаются по взаимному или повсеобщему согласию. В федеративных государствах суверенитет признается за союзнымигосударством, а по законодательству некоторых стран – также за субъектамифедерации. В России по федеративному договору суверенным считаются иреспублики, входящие в ее состав. Это подтверждено также конституцияминекоторых республик в составе России. Например, Конституция РТ «РеспубликаТатарстан – суверенное демократическое государство, выражающее волю иинтересы всего многонационального народа республики»[27]. В Конституции же РФ 1993 года подчеркивается, что « Суверенитет РФраспространяется на всю территорию»[28]. В ней есть также положение о том, что «РФ обладает суверенном правоми осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной зонеРФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международногоправа»[29]. В суверенитете государство находит свое политическое и юридическоевыражение полновластие народа, в интересах которого государствоосуществляла руководство обществом. Государственный суверенитет как особенность государственной властиследует отличать от народного суверенитета и национального суверенитета.Народный суверенитет – «само содержание демократии, основа народовластия,право народу самому, своей волей определять свою судьбу»[30]. Аналогичноеже значение имеет понятие национального суверенитета; это права наций инародностей на то, чтобы самостоятельно решать вопросы своей жизни, правона свое национальное самоопределение. Государственный суверенитет может совмещаться с народнымсуверенитетом и национальным суверенитетом. Демократическое государство, вкотором нации и народности реализовали свое право на национальноесамоопределение, представляет собой суверенное государство во всехуказанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальныйсуверенитет. Национальный суверенитет означает «права на само определение вплотьдо отделения и образования самостоятельного государства»[31]. Вмногонациональных государствах, образованных путем добровольногообъединения нации, суверенитет осуществляемые этим сложным государством,естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации. В зависимости оттого, каким способом объединившиеся нации осуществили свое права насамоопределение – путем объединения в союзные государства и путем федерациина базе автономии или конфедерации, - государственный суверенитет,осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантироватьсуверенитет каждой из объединившихся наций. В первом случаи это достигаетсяпутем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своихправ многонациональному государству. Во втором случае суверенитет нацийобеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоихслучаях многонациональное государство в лице своих высших органов являетсяносителем суверенитета не какой либо отдельной наций, а суверенитета,принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающемукак общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересыкаждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство влюбых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций,входящих в его состав. Проблема суверенитета во взаимоотношений России и Республики Татарстан. Шесть лет, прошедших со дня принятия Декларации о государственномсуверенитете Республики Татарстан, с точки зрения истории небольшой срок,но он достаточный, чтобы подвести определенные итоги и попытатьсяпроанализировать перспективы развития. За короткий отрезок времени мысумели продвинуться по пути демократизации общества и развития рыночныхотношений и по сути дела живем в совершенно другом обществе. Еще совсемнедавно в условиях СССР никто не считался с мнением даже союзных республик,не говоря уже об автономиях. Сегодня голос Татарстана звучит все весомее, сего мнением считаются. В условиях такого унитарного государства как СССР, где все былоцентрализовано, мы фактически не имели реальных прав. Все делалось толькопо указанию центра и через строго централизованное планирование. Этонаходилось в противоречии с правами народов и человека. Поэтому, когданачались процессы демократизации, все республики, в том числе и Татарстан,заговорил о своих правах. Это был закономерный процесс. Конечно, голос Татарстана звучал сильнее остальных автономныхреспублик. Для этого были свои исторические предпосылки. Вопрос о статусеТатарстана поднимался в 1917 – 1918 гг., затем в 30-е годы, когдапринималась первая Конституция СССР, и в последующем, когда принималисьдругие Конституции. Первый съезд народов Татарстана, состоявшийся в мае 1992 года, прошелв очень непростое время. Распад СССР, образование новых государств,появление тенденций к изменение общественно-политического строя, переход крыночной экономики – никогда на огромном пространстве бывшего Союза не былостоль крутых поворотов. На фоне этих глобальных перемен происходит спадпромышленного производства, усиливаются экономический и финансовый кризисы,ухудшается материальное положение людей. Не обошли все эти процессы и нашрегион. Главная задача в этот период - позаботиться о будущем народовТатарстана, преодолеть накопившиеся в прошлом проблемы. Как известно, 30 августа 1990 года Верховный Совет Татарстанаединогласно провозгласил Декларацию «О государственном суверенитетеРеспублики Татарстан». Необходимость ее принятия была обусловлена тем, чтостатус автономной республики давно перестал соответствовать интересамдальнейшего политического, экономического, социального и духовного развитияее многонационального народа. Кроме того, в рамках автономии невозможнобыло реализовать неотъемлемое право татарской нации, всех народовреспублики на самоопределение, создать демократическое правовоегосударство. Декларация выдержала испытание временем. В отличие от многихрегионов, где суверенизация привела к межнациональным трениям,территориальному делению и даже к гражданским войнам, в республики этотдокумент стал цементирующим началом в проведении демократическихпреобразований, сохранении межнационального согласия, соблюдении правчеловека. В течение столетий татарин и русский, чуваш и мордвин, мариец, удмурти башкир вместе жили под одним небом, трудились на благодатной земле нашегокрая. Воспитывали в потомках лучшие традиции братства, доброго согласия ивзаимной поддержке. Именно эти гуманистические начала стали основойДекларации. Она провозглашалось от имени всего народа Республики Татарстан.Закрепила в качестве основополагающего принципа развития государственностисоблюдение интересов всех граждан республики, их прав и свобод независимоот национальной, религиозной или социальной принадлежности. В этомисторическая справедливость и своеобразие своевременного этапареформирования национально-государственного устройства Татарстана. После принятия Декларации о государственном суверенитете республикастолкнулась с непониманием ее позиции со стороны российских органов власти,хотя мы говорили только о своем стремлении к равноправным и добровольнымотношениям. Мы ставили вопрос не об отделении от России, а о построенииподлинной федерации на договорной основе. Такая политика была поддержананаселением во время референдума 1992 года и закреплена в КонституцииТатарстана. Одной из центральных проблем развития государственности республикивыступает урегулирование ее взаимоотношений с Россией. Татарстан добиваетсябольшей политической экономической самостоятельности в решении собственныхвопросов. Это правомерное и исторически оправданное стремление региона вусловиях экономического спада самому искать и находить ответственныерешения назревших социальных проблем не всегда встречает должное пониманиев некоторых политических кругах. Наши представления о путях обновленияРоссийской Федерации состоят в том, что составляющим ее субъектамнеобходимо предоставить тот объем прав и полномочий, который они для себядолжны определить. Отсюда объективно встал вопрос о повышениегосударственного статуса Республики Татарстан. Именно этим руководствовалсяВерховный Совет Татарстана, принимая решения о провидении референдума. «21 марта 1992 года состоялся беспрецедентный в истории нашегомногонационального народа плебисцит. В день голосования на избирательныеучастки пришли 82 процента граждан. На поставленный в бюллетене вопрос –«Согласны ли вы, что Республика Татарстан – суверенное государство, субъектмеждународного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией идругими республиками, государствами на основе равноправных договоров», -положительный ответ дали 61,4%. Это составило 50,3 процента от общего числаизбирателей республики»[32]. По итогом голосования большинство населения высказалось в пользуглавной идеи референдума о необходимости повышения государственного статусареспублики. Народ оказал доверие Президенту, Верховному Совету иПравительству Татарстана, поддержал последовательную и неуклонно проводимуюлинию руководства республики на достижение самостоятельности, равноправияво взаимоотношениях с Российской Федерацией, государствами Содружества,зарубежными странами. Состоявший референдум явился свидетелем мудрости и спокойствияпредставителей всех наций и народностей, проживающих на древней землеТатарстана. Люди не поддались на имевший место пропагандистский прессинг.Народ проголосовал за суверенитет и тем самым подтвердил свое искреннеестремление к поиску новых форм национально-государственного строительства иреформирования федерации. Положительный результат референдума сохранил в республикеполитическую стабильность, укрепил дружбу и доверие между людьми различныхнациональностей. Сегодня уже ни один человек не вправе ревизировать илиотрицать Высший Закон государственной жизни – волю народа. Кто-то может несоглашаться с результатами голосования, иметь собственное мнение, ноигнорировать итоги референдума никому не дано. Такова реальность развитияполитического процесса у нас в республики. Около двух лет идет переговорный процесс между полномочнымиделегациями Татарстана и России. Каждая из сторон отстаивает определенныецели, собственную концепцию национально-государственного устройства. Хотяделегации и договорились о необходимости установить особые отношенияРеспублики Татарстан с Российской Федерацией при сохранении территориальнойцелостности последней, однако по некоторым ключевым позициям предложенноймодели договора взаимопонимание пока не достигнуто. Республика выступает за подписание дв




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Происхождения и сущность государства icon1. Введение > Процесс становления института президентства в РФ
Основные теории происхождения государства. Сущность, функции и структура государства
Происхождения и сущность государства iconМетодические указания Цель семинара дать характеристику государства как особой формы общности людей. Для этого необходимо рассмотреть различные определения государства, существовавшие в разные исторические периоды и показывавшие сущность государственной организации.
Понятие государства. Основные подходы к определению государства. Сущность государства. Признаки государства
Происхождения и сущность государства iconМосковский государственный институт
Понятие государства. Основные подходы к определению государства. Сущность государства. Признаки государства
Происхождения и сущность государства iconПроисхождения и сущность государства
Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства...
Происхождения и сущность государства iconКурсовая работа по политологии а тему: "Функции государства"
Для того чтобы рассмотреть функции государства, на мой взгляд, надо четко уяснить что такое государство и пути его ( государства...
Происхождения и сущность государства iconПроисхождение государства 2 Заключение 14
Изучение процесса происхождения государства в науке и общественной практике имеет существенное значение
Происхождения и сущность государства iconТема 22. Возникновение и сущность сознания
Гипотезы происхождения сознания, его природная и социокультурная сущность
Происхождения и сущность государства iconТеория государства и права
В теории государства и права исследуется возникновение государства, его сущность, социальная роль, форма, понятие и право, как юридическое...
Происхождения и сущность государства iconРеферат на тему: «Проблема происхождения государства» у И. Канта, Т. Гоббса
Формирование кантовских представлений о становлении государства в сравнении с теориями Т. Гоббса
Происхождения и сущность государства iconСеминар Основы социального государства и гражданского общества I курс (2011 2012 уч г.) П л а н семинарского занятия по теме «Сущность, принципы и модели социального государства»
«Социальная политика социального государства: основные цели, направления и механизм»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы