Японо-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной icon

Японо-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной



НазваниеЯпоно-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной
Дата конвертации06.07.2012
Размер369,11 Kb.
ТипРеферат
Японо-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной


План.Введение. Глава 1. Особенности политической обстановки в Японии в 1920-30-е годы. 1. Итоги первой мировой войны для Японии. Вашингтонская конференция. 2. Политическая борьба в армии и обществе. Глава 2. Японо-германские отношения в 1933-1939 гг. 2.1. Расширение агрессии Японии на Дальнем Востоке. 2.2. Японо-германские отношения в 1933-1936 гг. Глава 3. Японо-германские отношения в 1939-1940 гг. 3.1. Внешняя политика Японии. 3.2. Японо-германские отношения в 1939-1940 гг. 3.3. Заключение тройственного пакта и его последствия.Заключение.Список литературы. Введение. 8 мая 2000 года исполняется 55 лет со дня победы со дня победы вовторой мировой войне. Вторая мировая война явилась переломным периодом в мировой истории ХХвека. Эта война унесла более 50 млн. человеческих жизней, искалечиладесятки миллионов людских судеб в большинстве стран мира. Вторая мироваявойна – это величайшая трагедия ХХ века. И до сих пор эта война вызывает живой интерес со стороныисследователей многих стран мира, но прежде всего со стороны держав –главных участниц войны. Цели данной дипломной работы состоят в следующем: 1. Проследить становление японо-германского политического союза, изучить факторы, определившие этот союз. 2. Проанализировать причины японо-германского сближения; 3. Показать, какую роль сыграла агрессивная политика Японии на Дальнем Востоке в появлении новой расстановки сил, что и определило окончательный союз Японии с Германией; 4. Раскрыть противоречия, существовавшие в рамках этого союза. В задачу работы входит также рассмотрение вопроса о влияниирасширения японской агрессии на Дальнем Востоке, на изменении здесьрасстановки сил великих держав. История японо-германских отношений в 1930-е годы была предметомисследования в работах общего характера. Это фундаментальный труд советских историков «История второй мировойвойны 1939-1945 гг.», второй и третий тома[1], где дан материал по внешнейполитике гитлеровской Германии относительно других стран, в том числе иЯпонии. В коллективной монографии «Японский милитаризм»[2] исследуетсястановление милитаристской Японии с военной точки зрения. Третий том «Истории дипломатии»[3] содержит разрозненные инедостаточные сведения по проблеме германо-японских отношений в 1930-егоды. В этом труде лишь попутно с изучением политики Японии относительноСоветского Союза сообщаются некоторые сведения об отношениях Японии иГермании в этот промежуток времени. В труде Ефимова и Дубинского «Международные отношения на ДальнемВостоке»[4] исследуются противоречия ведущих держав мира на Дальнем Востокенакануне второй мировой войны, прослеживаются этапы японской агрессии наДальнем Востоке, завершившейся разгромом японского милитаризма. Большоевнимание в книге уделяется показу роли СССР в международных отношениях наДальнем Востоке. Проблемы внешней политики Японии в 1930-е годы были исследованы вработах Кутакова А. Н., Севастьянова Г. Н. и других авторов. Севастьянов Г. Н. в работе «Политика великих держав на ДальнемВостоке накануне второй мировой войны»[5] наиболее полно освещает вопрос ояпоно-китайской войне. Здесь исследуется политика Японии, США, Англии,Франции, Германии, Италии на Дальнем Востоке накануне второй мировой войны.Приводится материал, показывающий обострение противоречий между Японией,Советским Союзом и Китаем, а также изменение расстановки сил, нарастание иуглубление кризиса в международных отношениях в 1937-1939 гг. Однако этаработа, подача материала и оценка событий устарела. Гольдберг Д. И. В работах специального характера, посвященных японо-германским отношениям[6]. В его работах показаны общность и единствовнешнеполитических целей Японии и Германии как членов тройственного военно-политического блока. Японо-германские отношения рассмотрены в работе Кудашева Л. «Японо-германский военный сговор (1936-1940 гг.)»[7], где значительное вниманиеуделяется Антикомитерновскому пакту и Тройственному соглашению. Авторсчитает, что действительные цели Японии и Германии в войне былипродиктованы прежде всего стремлением к территориальным захватам. В исследовании Кошкина А. А. [8] в контексте политики Японии вотношении СССР рассматриваются японо-германские отношения; оцениваетсяТройственный пакт как союз против СССР. В книге имеется не только большойфактический материал, но так же использованы и многочисленные документы,ставшие известными в последние годы. Японские ученые – авторы работы «История войны на Тихом океане»[9] -считают, что японские монополисты несут ответственность за развертываниевойны на Тихом океане. В работе приведен по этому поводу интересныйфактический и документальный материал. Кроме того, японские исследователидали развернутую картину международных отношений на Дальнем Востокенакануне второй мировой войны, проанализировали политику Японии, Германии,а так же других великих держав в этом районе. Задачи исследования, его хронологические рамки определили кругисточников. Работа написана на основе использования опубликованныхдокументов. Это: 1) «Документы внешней политики СССР»[10], а так жедокументы «Мир между двумя войнами»[11];2) Донесения Р. Зорге[12], его статьи , корреспонденции, рецензии[13], атак же «Из протоколов допросов Р. Зорге и его группы»[14];3) документальные данные в приложении работы японских авторов «Историявойны на Тихом океане»[15]: «Меморандум премьер-министра Японии ТанакаГиити», «Основные принципы национальной политики», «Антикоминтерновскийпакт», «Тройственный пакт между Японией, Германией и Италией» и др. В дипломной работе использована пресса[16], которая является ценнымисточником для изучения данной проблемы, мемуарная литература, в частности,мемуары И. фон Риббентропа[17]; а так же японского посла в СССР ТогоСигэнори[18]. Эти мемуары интересны как свидетельства очевидцев,участников, организаторов дипломатических акций Японии и Германии, онисодержат большой и интересный фактический материал, раскрывающиймалоизвестные стороны политики Японии и Германии. Большая ценность этихисточников состоит в достоверности сведений по планам, оценкам событий, вкоторых участвовали как милитаристская Япония, так и гитлеровская Германия. Подробное описание событий 1930-1940-х гг., а также их оценки ианализ в воспоминаниях крупных политиков того времени – У. Черчилля, Ш. ДеГолля и К. Хэлла[19] помогают полнее восстановить картину событий тоговремени. Таков круг источников, статей и монографий, которые были привлеченыдля освещения необычайно сложной и противоречивой картины развитияисторических событий на Дальнем Востоке в 1930-е годы.ГЛАВА 1: Особенности политической обстановки в Японии в 20-30-е годы. 1. Итоги первой мировой войны для Японии. Вашингтонская конференция. Союз Японии и Германии во второй мировой войне был обусловлен многимиобстоятельствами, в том числе результатами Вашингтонской конференции,которая подвела итоги первой мировой войны и определила послевоеннуюсистему мира. По мнению многих исследователей в Версальско-Вашингтонской системебыли заложены будущие конфликты и союзы. Япония в годы первой мировой войны выступала на стороне странАнтанты: США пошли на компромисс с Японией, признав «особые интересы»Японии в Китае в соответствии с соглашением Лансинг-Исиги от 1917 г.Парижская мирная конференция признала права Японии на германскуюсобственность в Китае. Однако движение за пересмотр парижских соглашений покитайскому вопросу привело к созыву специальной конференции по ДальнемуВостоку. В ноябре 1921 г. была созвана Вашингтонская конференция. Рихард Зоргеследующим образом писал об этой конференции: «С точки зрения мировойполитики Вашингтонская конференция находится … в центре внимания не толькокапиталистических стран, но и Советской России» (1, с. 23). Одним из важнейших вопросов, рассмотренных на конференции, был вопросо политике в отношении Китая. В результате был подписан договор девятидержав, по которому в Китае вводился принцип «открытых дверей и равныхвозможностей». Вот что по этому поводу пишет в своих мемуарах японскийдипломат Т. Сигэнори: «На этой конференции они (США – Т. Е.) намеревалисьне только установить принцип «открытых дверей» в Китае…, но и в связи спроблемой России помешать распространению японского влияния на Сибирь,которое могло бы создать угрозу американским интересам. В отсутствиесоветских представителей сибирский вопрос на Вашингтонской конференцииоткрыто не обсуждался, но Соединенным Штатам удалось добиться от насобязательства о выводе войск и таким образом поставить заслон на путиЯпонии» (2, с. 118-119). Этот принцип подрывал систему «сфер влияния», чтоозначало ослабление позиций Японии, так как ее политика в Китаеосновывалась именно на принципе «особых интересов». Договор девяти державограничивал проникновение Японии в Маньчжурию и Монголию. Это вызвалонедовольство Японии и создавало основу для японо-американских противоречий. Также на этой конференции Япония должна была отказаться от англо-японского союза 1902 г. США добились замены англо-японского союзасоглашением четырех держав – США, Японии, Англии, Франции – о взаимнойгарантии неприкосновенности островных владений в Тихом океане. НаВашингтонской конференции был заключен договор пяти держав об ограничениитоннажа военно-морских флотов, по которому строительство крупных морскихсудов было прекращено в течение 10 лет. Япония была вынуждена согласитьсяна американское предложение о соотношении линейных флотов. На Вашингтонской конференции было принято решение о возвращении Китаюпровинции Шаньдун, на которую претендовала Япония. Однако Япония сохранилазначительные привилегии и политическое влияние в этой провинции. Врезультате давления со стороны США, Япония оказалась фактическиизолированной на Вашингтонской конференции. Англия не оказала Японииникакой поддержки. Все это поменяло расстановку сил на Дальнем Востоке.Ослабление позиций Японии в Китае в 20-е гг. сказалось на политическойситуации в самой стране. 1.2. Политическая борьба в армии и обществе. Период 1920-30-х г.г. характеризуется тем, что в Японии в это времяшла ожесточенная политическая борьба, как в японском обществе, так и вармейской среде. Главным содержанием этой борьбы было стремление наиболеерадикальных слоев японского общества выйти на первый план и сформировать встране определенное общественное мнение. В 1927 году в Японии произошла смена кабинета. Премьер-министром былназначен генерал Танака – лидер агрессивных кругов правящей верхушки. Этикруги критиковали политику кабинета партии Кенсэйкай, которую возглавлялКато, а затем Вакацуки. Они обвиняли партию Кенсэйкай в слабости и покорномследовании решениям Вашингтонской конференции, хотя в то время когдаработала конференция, у власти в Японии стояла партия Сэйюкай. Прежде всего правительство генерала Танака в 1927 году отправилояпонские войска в Шаньдун для противодействия продвижению Гоминьдановскойармии на север, к Пекину. В своем меморандуме от 25 июля 1927 г. Танака говорил: «В интересахсамозащиты и ради защиты других Япония не сможет устранить затруднения вВосточной Азии, если не будет проводить политику «крови и железа». Но,проводя эту политику, мы окажемся лицом к лицу с Америкой, котораянатравляет на нас Китай… Если мы в будущем захотим захватить в свои рукиконтроль над Китаем, мы должны будем сокрушить Соединенные Штаты, но длятого, чтобы завоевать Китай, мы должны сначала завоевать Маньчжурию иМонголию. Для того, чтобы завоевать мир, мы должны завоевать Китай, всеостальные малоазиатские страны; Индия, а так же страны Южных морей будутнас бояться и капитулируют перед нами». (3, стр. 338). Интересно по этому поводу так же мнение японского дипломата Т.Сигенори: «Я так же пришел к выводу, что в то время как Китай можетсуществовать без Японии, Япония без Китая существовать не может». (2, стр.85). В тесной связи с этим высказыванием находятся два вывода: первый –«идея жизненного пространства для Японии, второй – идея сосуществования исопроцветания». (2, стр. 85). 27 июня 1927 года состоялась восточная конференция, в работе которойучаствовали руководители японского министерства иностранных дел, армии ифлота, а так же японские дипломаты, аккредитованные в Китае. Главной проблемой в работе конференции была выработка политики вотношении Китая. Обсуждение вопроса о Китае было вызвано не только целямиэкономической экспансии, но и стремлением подавить освободительную борьбукитайского народа, которая вылилась в революцию 1925-1927 г.г. 7 июля 1927 года был принят и опубликован документ «Политическаяпрограмма в отношении Китая», суть которого заключалась в том, чтоМаньчжурия и Монголия были объявлены «предметом особой заботы Японии».(4,с. 15). Таким образом, эта конференция подтвердила неизбежность маньчжурскогоинцидента. Стратегические цели японского империализма были сформулированы вмеморандуме генерала Танака Гиити, который он вручил 25 июля 1927 г.императору. В преамбуле меморандума сообщалось: «Для того, чтобы покоритьКитай, мы должны прежде покорить Маньчжурию и Монголию. Для того, чтобыпокорить мир, мы должны прежде всего покорить Китай». (4, с. 15). В самом же документе говорилось следующее: «Для того, чтобы завоеватьподлинные права в Маньчжурии и Монголии, мы должны использовать эту областькак базу и проникнуть в остальной Китай под предлогом развития нашейторговли. Вооруженные уже обеспеченными правами, мы захватим в свои рукиресурсы всей страны. Имея в своем распоряжении все ресурсы Китая, мыперейдем к завоеванию Индии, Архипелага Малой Азии, Центральной Азии и дажеЕвропы. Но захват в свои руки контроля над Маньчжурией и Монголией являетсяпервым шагом, если Раса Ямато желает отличиться в континентальной Азии» (3,с. 301). Важным этапом осуществления этой экспансионистской программырассматривалась война Японии против СССР. Это нашло отражение и вмеморандуме Танака: «…в скором будущем неизбежно наступит момент, когданаша страна столкнется с Красной Россией в районе Северной Маньчжурии…» (4,с. 16). Таким образом, меморандум выдвигал как первоочередную задачуяпонского империализма захват Китая и подготовку войны против СССР. Танакане ограничился представлением меморандума, но попытался приступить к егоосуществлению. Однако, в конце 1920-х годов Япония еще не была готова кбольшой войне на Дальнем Востоке. Более реальной была локальная война вМаньчжурии. Также шла критика правительств, сформировавшихся из представителейдвух крупных парламентских партий – Минсейто и Сэйюкай, связанных состарыми концернами Мицуи, Мицубиси, Ясуда. «Новые концерны» имели слабуюфинансовую базу и находились в зависимости от старой финансовой олигархии(Мицуи, Мицубиси, Сумитому, Ясуда). Между ними велась конкурентная борьба,особенно обостряющаяся в годы мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.В составе офицерского корпуса в армии к 1930 году произошли значительныеизменения. Большинство офицеров, пришедших в армию и флот в период между1925-1930 гг. были выходцами из мелкой буржуазии из города и деревни. Этиофицеры были настроены крайне шовинистически, но, вместе с тем, выступалипротив «сильных мира сего». Именно к началу 30-х годов в армии и на флотевозник термин «молодое офицерство», означавший появление офицерскогокорпуса нового направления. По мнению этого офицерства, политикагосударства была недостаточно решительной. Е. М. Жуков в своей работе «Японский милитаризм» подробно рассмотрелпроцесс становления новой политической силы в Японии в начале 30-х годов.«Молодое офицерство», связанное с «новыми концернами», открыто выражалонедовольство и внутренней политикой, и внешней политикой партийныхкабинетов. «Молодое офицерство» подчеркивало свою преданность императору,требовало ограничение активности основной четверки «старых» концернов,выступило против парламента, устраивало заговоры, организовывалотеррористические акты. С 1929 по 1931 годы у власти в Японии находилось правительство,сформированное из представителей из буржуазно-помещичьей партии Минсэйто. Вяпонской военной печати группа Судзики-Минами называлась «электрической»:она пыталась примирить старое и новой в военном искусстве. Признаваянеобходимость обновления и перевооружения армии, эти люди в то же времяотдавали предпочтение моральному духу японского воина-самурая. Это сочетание старого и нового в военном деле отталкивалозначительную часть офицеров и генералов японской армии, особенно тех,которые сыграли большую роль в реорганизации армии после интервенции наСоветском Дальнем Востоке. Противники Минами-Судзаки создали свою группупод руководством члена Высшего военного совета генерала Муто. Примечательно и то, что в «группу Сага» вошла значительная частьгенералов, занимавшихся разработкой плана оккупации Маньчжурии. «Молодое офицерство» поддерживало «группу Сага», поднимала егоавторитет в армии. Эта группа «заигрывала» с массой офицеров в армии. Ввыступлениях пред ними, а также в военной печати об офицерском корпусеруководители группы говорили и писали только в высоких тонах. Генерал-лейтенант Тамон опубликовал 3 марта 1930 г. в газете «Мияко»статью «Мозг нации в армии», в которой заявил, что «никакаяадминистративная или политическая организация страны не может заменитьсобой офицерский корпус, несущий в себе высокий дух японизма, беспредельнуюпреданность божественному императору и готовность умереть за него» (5, с.114). Японская военщина открыто выражало недовольство внешней политикойправительства: резко критиковала «излишнюю осторожность», уступчивость вовзаимоотношениях Японии с другими государствами, которые «игнорируют» ееправа и интересы в Азии, и в особенности, в Китае. Военные круги осуждаливнешнюю политику прошлых правительств в Японии за невыгодные для неерезультаты Вашингтонской конференции 1922 г., Дайренской 1921 г.,Чаньчунской 1922 г., за «нерешительность» в отношении Дальневосточнойреспублики, за признание СССР и установление с ним дипломатическихотношений. С 1930 по 1932 гг. «молодые офицеры» совершили несколько путчей иполитических убийств, что в большой степени приблизило их к цели. 15 мая1932 г. офицеры армии и флота организовали фашистский путч, совершенынападения на МВД и ряд банков, был смертельно ранен премьер-министр. После этого путча возрастают в обществе военные настроения. Под ихдавлением был создан надпартийных кабинет. Таким образом, с этого времени и до капитуляции Японии в 1945 г. небыло кабинетов министров, формировавшихся на партийной основе. Это был шагна пути к отказу от парламентской многопартийной системы и к новойполитической структуре. В основном программа военных кругов к началу 30-х годов сводилась кдвум основным требованиям: 1. Активизация захватнической политики Японии наконтиненте и война против СССР; 2. Мобилизация всех экономических ресурсовстраны для более интенсивной подготовки войны, для создания великой империив Азии. Таким образом, в Японии велась интенсивная политическая,экономическая и идеологическая подготовка к оккупации Маньчжурии, которая ибыла осуществлена в сентябре 1931 года. Захват Манчжурии. «Маньчжурия – это первая линия государственной обороны Японии» этобыл основной мотив в пропаганде войны с Китаем (6, с. 425). Японская экспансия в Маньчжурии принимает большие размеры уже послерусско-японской войны 1904-1905 гг. При помощи системы таможенного барьера,финансового контроля и железнодорожных концессий Япония постепеннососредоточила в своих руках основные экономические ресурсы ЮжнойМаньчжурии. До 1924-1925 гг. Япония беспрепятственно расширяла своиконцессионный права в Маньджурии. Но с 1925 г. китайское правительство приподдержке США попыталось противодействовать Японии, которая противоречиласама себе: во время подготовки к войне с Россией в 90-х годах XIX векаяпонцы доказывали, что Маньчжурия – неотъемлемая часть Китая; теперь же:Маньчжуроия – ни исторически, ни этнографически не имеет ничего общего сКитаем, она может сама решать свою судьбу. Уже в меморандуме Танакауказывалось, что «Монголия и Маньчжурия никогда не были китайскойтерриторией» (6, с. 425). Это, якобы, было тщательно исследовано японскимиучеными. Также в отношении Манчжурии в меморандуме провозглашался путь«мирного проникновения» при помощи японских отставных офицеров, которыевозьмут в свои руки контроль над монгольскими князьями (6, с. 427). Японские притязания на господство в Китае обосновывались такназываемой паназиатской доктриной «Азия для азиатов». Эта доктрина сталапропагандироваться всей прессой и другими органами средств массовойинформации. К тому же эта идея пропагандировалась и методов введения вшколе такого предмета как геополитика. В японских школах былараспространена карта «Соседи Японии» (4, с. 427) из пяти концентр: в центре– Токио, первый круг – сама Япония; второй – острова в Тихом океане, Корея,Маньчжурия и часть Монголии; третий – Северный Китай и часть Сибири;четвертый – остальной Китай, Индо-Китай, Гавайские острова, Борнео; пятые –Австралия, западные берега Канады, США. Японская дипломатия рассчитывала, что мировой экономический кризиспомешает Западу вмешаться в дальневосточные дела. Японию «стимулировало» также то, что в Европе царила атмосферапацифистских деклараций и конференций, что создавало уверенность вкомпромиссах и уступках агрессору. Однако, положение в Китае все более обострялось: росло национально-освободительное движение, которое распространялось уже в Маньчжурии. Принимая все это во внимание японские военные склонялись к«молниеносной» оккупации Манчьджурии, чтобы поставить Америку и Англию ужеперед фактом. Для этого Япония усилила работу своей дипломатии по созданиюагентурной сети в Маньчжурии, Бейпине, Нанкине, Шанхае, Кантоне и другихцентрах Китая. Дипломатическим прикрытием истинных целей Японии былакомпания «против красной опасности», то есть против СССР, который, якобы,угрожал подчинить Китай своему влиянию. В январе 1931 г. эта кампания была уже в разгаре, однако своинамерения Япония тщательно замаскировывала: в январе же 1931 г. японскийминистр иностранных дел Сидехара заявил, что между СССР и Япониейотмечается значительный рост торговли после восстановления дипломатическихотношений (6, с. 430). В сентябре 1931 г. участились случаи передвижения и маневров войскКвантунской армии. 18 сентября в 10 часов вечера в Лютяогоу, севернееМукдена, произошел небольшой взрыв. Лишь очень немногие обратили на неговнимание, но даже они решили, что происходят очередные маневры японскихвойск, продолжавшиеся в течение нескольких дней. Однако, этот взрыв,инсценированный самими же японцами как акт диверсии, стал поводом длявторжения японских войск. Взрыв произошел на японской линии ЮМЖД, однако пословам Литтона (в начале 1932 г. Лига наций направляет группу наблюдателейво главе с Литтоном для выяснения обстоятельств маньчжурского конфликта ивынесения окончательного решения) этот взрыв не причинил никакого ущербаЮМЖД. «Этот случай не должен был привести к таким серьезным последствиям,каким явился так называемый маньчжурский инцидент» (7, С. 187). Затем,после взрыва, японцами было выдумано «кровопролитное сражение», (очевидцыже утверждали, что китайцы не сопротивлялись вообще). В течение 12 часовоккупация Маньчжурии было завершена. 24 сентября 1931 г. японское правительство сделало официальноезаявление о своей позиции в вопросе о событиях 18 сентября. В заявленииговорилось, что правительство стремится не допустить дальнейшего расширенияинцидента и желает уладить его на месте. Однако, это заявление не оказалоникакого влияния на правительственные круги и войска, расположенные всеверной части города. Во втором заявлении императорского правительства от 26 октября 1931г. по поводу маньчжурских событий говорилось: «Нынешний маньчжурскийинцидент возник из-за провокационных действий китайской армии, а отправкамалочисленных отрядов императорской за пределы Южно-Маньчжурской железнойдороги является вынужденной акцией, направленной на защиту жизни иимущества подданных империи» (7, с. 360). По словам американского профессора Дж. Кроули результатомманьчжурского инцидента были коренные изменения во внешней и внутреннейяпонской политике: «Квантунская армия осуществила вторжение в Маньчжурию иее захват вопреки решению кабинета министров от 19 сентября локализоватьконфликт. Были нарушены и соответствующие инструкции начальника японскогогенерального штаба. Действия квантунской армии получили широкую поддержкусо стороны различных политических партий и организаций, осуждавшихправительство за отказ от «национальных идеалом» и потребовавших жесткой исильной политики, которая могла бы поставить ресурсы Маньджурии и Монголиина службу японским интересам» (8, с. 202). Это вызвало отставку правительства Вакацуки. Новое правительствоодобрило захват Маньчжурии и приступило к организации марионеточногогосударства Маньчжоу-Го. Таким образом, в кратчайший срок, в течение трех месяцев военныхдействий, вся территория Маньчжурии была оккупирована японской армией. 1марта 1932 г. было создано государство Маньчжоу-Го, независимость которогобыла чисто формальной. 15 сентября 1932 г. Япония «признала» Маньчжоу-Го изаключила с ним военный союз, который предусматривал право Японии содержатьв пределах Маньчжоу-Го свои войска «для поддержания государственнойбезопасности» (6, с.440). Все это в итоге привело к резкому ухудшениюотношений с США и Великобританией. Осенью 1932 г. комиссия Литтона представила Лиге наций доклад о«точно составленном плане поведения японцами на случай возможных военныхдействий между ними и китайцами; о том, что китайские войска не хотелипопадать на японцев и не угрожали жизни и имуществу японских подданных; чтоМманьчжурия является китайской страной» (25, с. 176). Интересно, что вдокладе комиссии Литтона было отмечено, что «Договор 9» неблагоприятен дляЯпонии» (25, с. 178), что при разрешении маньчжурских проблем надоучитывать интересы СССР, однако и признать интересы Японии (25, с. 184). Комиссия Литтона рекомендовала Лине наций воздержаться от признанияМаньчжоу-Го и созвать конференцию для обсуждения вопроса обинтернационализации Маньчжурии. Также было рекомендовано превратитьМаньчжурию в «автономную» область со специальным режимом управления,основанном на сочетании территориальной и административной целостностиКитая с предоставлением Маньчжурии широкой автономии и с признанием наличияв Маньчжурии особых прав и интересов Японии. Лига наций в своих решениях ни одним словом не обмолвилась оприменении санкций против Японии. Из воспоминаний участника тех событий, японского дипломата, ТогоСигэнори, видно, что уже «20 февраля 1933 г. было принято окончательноерешение, по которому в случае отказа Лиги принять наши (японские – Т. Е.)требования (относительно Маньчжурии) наша (японская) делегация должна былапокинуть заседание Ассамблеи» (2, с. 155). После вынесения резолюции в Лиге наций представитель Японии Мацуоказаявил, что «его правительство сильно расходится с Лигой в способахдостижения мира на Дальнем Востоке и что достигнут предел в его попыткесотрудничать с Лигой в японо-китайском конфликте» (9, с. 102). После этогояпонская делегация покинула заседание Лиги наций и вообще Женеву. А 27марта 1933 г. Япония демонстративно заявила о своем выходе из Лиги наций. После того, как глава японской делегации в Лиге наций Мацуока 24февраля 1933 г. покинул зал заседаний, символизируя выход Японии из этоймеждународной организации, он неофициально посетил ряд еврропейских столиц,в том числе и Германию. Мацуока показали гигантские заводы «ИГФарбениндустри», Круппа, Сименса и др. 4 марта в немецкой прессе Мацуоканазвал Германию «единственной страной» в истории, которая имеет столькопараллелей с историческим путем Японии и которая также борется запризнание своего места в глазах всего мира» (10, с. 107). Мацуока былпринят руководителями Рейха. В конце марта 1933 г. немецкие консулы вМаньчжурии получили из Берлина приказ тесно сотрудничать с японцами. В тот же день, когда Лига Наций приняла резолюцию по докладу Литтона,японцы вторглись в провинцию Жэхэ. Существовавший ранее лозунг защиты «японских прав и привилегий» наконтиненте был заменен новым – «поддержание мира в Восточной Азии» и«сотрудничество между Маньчжоу-Го и Японией». Причем, как отмечал 6 мая1933 г. генштаб военно-морских сил Японии, после выхода из Лиги наций исоздания Маньчжоу-Го «безопасность Восточной Азии отныне целиком зависит отреальной мощи империи» (8, с. 203). Это, в свою очередь, вызвалосущественный рост военных ассигнований. В высших военных и политических кругах Японии существовалирасхождения относительно приоритетов внешней политики страны. В 1932 г.образовался «кабинет национального единства» во главе с адмиралом М. Сайто.Была создана конференция пяти министров (премьер-министр, министрыиностранных дел, армии, флота и финансов) как высший орган по выработкеполитической линии. В это время вновь возникли разногласия в области стратегическогопланирования. Представители армии рассматривали в качестве основногопротивника СССР, а командование военно-морского флота – США. В первомварианте основное внимание предполагалось уделять Северо-Восточной Азии иМаньчжоу-Го, а во втором – главным считалось южное направление итихоокеанский бассейн. При этом оба командования сходились на необходимостиобеспечения политического и экономического господства Японии в Китае.«Точка зрения, что Япония имеет моральное право, а также политический,экономический и военный потенциал для того, чтобы доминировать в китайскихделах была свойственна большинству японцев» – так считает Дж. Кроули, иэтому чувству суждено было сыграть решающую роль в разработке китайскойполитики Японии, а также в стратегическом планировании армии и флота навсем протяжении 30-х годов. Министр иностранных дел поддерживал командование флота в том, южноенаправление является основным, но предполагал иную программу действий. Врезультате, хотя уровень военно-промышленного потенциала Японии делалрискованным совмещение обеих стратегических задач, такие попытки былипредприняты в конце 1933 г., когда Конференция пяти министров приступила квыработке единой национальной политики. Итак, в политической системе Японии в 1930-е гг. произошли изменения:появились новые политические силы, укрепились позиции армии в стране,которая «для обеспечения безопасности страны» рассматривала милитаризациюэкономики и общества как главное условие; рост реваншистских настроений.Кроме того, начались первые контакты с нацистской Германией. Глава 2. Японо-германские отношения в 1933-1939 гг. 1. Расширение агрессии Японии на Дальнем Востоке. К середине 1930-х гг. в Японии сложились две противоборствующиегруппировки: «Группа императорского пути» («Кодоха») во главе с генераламиАраки и Модзаки, и вторая – «Группа контроля» («Тосэйха») во главе сгенералами Нагато, Муто и Тодзио. Обе группировки стремились к подавлениюреволюционного движения в стране, к агрессивным действиям на материке, кликвидации существующих в тот период буржуазно-демократических институтов ик установлению военной диктатуры. Представители «Тосэйха», занимающиевысокие посты в армии и тесно связанные с верхушкой финансовых кругов,явились группировкой, обладающей реальной властью, они не былизаинтересованы в организации заговоров и путчей. Они ограничивалидеятельность «молодого офицерства», строго контролировали их организации(отсюда и название «Группа контроля»). Основной линией «Тосеэйха» являласьскорейшая подготовка госаппарата к осуществлению агрессии на материке. «Кодоха» опиралась на помещичьи круги и представителей «новыхконцернов» – Аюкава, Кисукэ, Кухара, Фусаносухэ и др. Программнымположением этой группы было установление диктатуры под эгидой«государственного социализма с императором в центре». В армии эту группуподдерживал «молодое офицерство». Методами осуществления данных планов быливыбраны заговоры и путчи. Представители военно-фашистских кругов и новый концернов организовали26-29 февраля 1936 г. путч: отдельные части столичного гарнизона (ок. 1500чел.) захватили 26 февраля некоторые правительственные здания, военныеминистерство, парламент. Были убиты министр финансов Такахаси, премьерСайо. Правительство тем временем бездействовало, но 29 февраля путчистампришлось сложить оружие. Зорге следующим образом оценивал данное событие: «Для событий «26февраля» характерно следующее: а) Воинские части, принявшие участие вмятеже, находились под сильным влиянием кризиса в сельском хозяйстве;б) Молодые офицеры, связанные с солдатами – выходцами из деревень, былинастроены против помещиков и финансового каптала;в) эти события… приведут к усилению правых сил;г) в результате этих событий внешняя политика, в частности политика вотношении Советского Союза, приобретет антисоветский характер» (11, с.135). Существовала ли угроза нападения Японии на СССР? Поэтому вопосусуществуют различные точки зрения. В 1936 г. премьер-министр Японии заявилв парламенте, что самой большой проблемой на Дальнем Востоке является«угроза коммунизма». В стране была развернута шумная антисоветскаяпропаганда. Однако данные настроения исходили только от определенной частивоенных кругов. Забегая вперед, нужно сказать, что высшие круги военно-морских сил были настроены на войну в южном направлении (США), а высшиевоенные круги сухопутных сил были настроены на войну в северном направлении(СССР). Таким образом, сказать точно, что Япония планировала вести войну сСССР, сказать нельзя. В это время вновь ухудшаются отношения Японии с США. В началесентября 1933 г. президент США ф. Д. Рузвельт добился от конгресса решенияоб ассигновании 238 млн. долл. из фонда общественных работ на строительство32 новых кораблей. Японские правящие круги весьма бурно реагировали намероприятия США. В газете «Асахи» была опубликована речь генерала Араки.«Америка – это опасность настоящего времени, она перевела свою эскадру изАтлантического в Тихий океан и занята увеличением своего флота. В 1936 г.,когда соотношение морских сил Америки по сравнению с Японией достигнетвыигрышного положения, никто не может сказать, какие капризные и неразумныетребования предъявят нам Соединенные Штаты… Если Япония будет обладатьсоответствующим вооружением, ни одна из наций не будет стольнеосмотрительной, чтобы бросить нам вызов…» (9, с. 103). Так, еще весной 1934 г., следуя своей линии, командование флота ируководство МИД стремились предпринять дипломатические шаги, предложитьВеликобритании и США японский вариант доктрины Монро. Японский посолбезуспешно пытался убедить госсекретаря Хэлла сделать совместное заявлениео разделе сфер влияния, по которому США провозглашались бы стабилизирующимфактором в восточной части Тихоокеанского бассейна, а Япония – доминирующейнацией на Западе Тихого океана. Когда эти усилия, также как им попыткипредложить гоминдановскому правительству в Нанкине всеобъемлющий китайско-японский договор оказались безуспешными, дипломатическая активность быласвернута, и 7 августа 1936 г. Конференция пяти министров утвердила «Основынациональной политики», приемлемые для обоих военных ведомств и для МИД.Этот документ оставил практически без изменений основные положенияпрограммы 1933 г., за исключением нового подхода к ситуации в СеверномКитае. Теперь Япония выступала за сохранение там сложившегося положения, тоесть за сохранение и поддержку местных властей и устранение Гоминдана изэтого региона с тем, чтобы иметь возможности для осуществления своих плановсоздания мощного военно-промышленного комплекса. Для этого была разработанапятилетняя экономическая программа, направленная на интеграцию ресурсовМаньчжурии и Северного Китая в японский промышленный комплекс. Со своейстороны командование военно-морских сил настояло на включении в «Основынациональной политики» мер, направленных на подготовку экспансии в южномнаправлении. Призывы к войне против СССР стали чередоваться с заявлениями онеизбежности японо-американской войны на Тихом океане с целью вытеснить СШАи другие западные державы из Китая и стран Юго-Восточной Азии и бассейнаТихого океана. Итак, с 1936 г. правящие круги Японии принимают решение онеобходимости активизировать подготовку к войне на двух направлениях:южном – против США, Великобритании, Франции и Голландии и северном – противСССР. Этот курс был закреплен в принятом 7 августа 1936 г.правительственном документе «Основные принципы национальной политики, вкотором говорилось о «превращении империи номинально и фактически встабилизирующую силу в Восточной Азии». Для исполнения решений, записанных в этом документе, японскоеправительство развернуло в более широких чем прежде, масштабахэкономическую, военную, дипломатическую и идеологическую подготовку квойне. Прежде всего Япония ускорила перевод экономики на военные рельсы. «Вразвитии экономики основной упор был сделан на рост военного производства,которое за период с 1935 г. по 1939 г. увеличилось более чем в 3 раза.Особенно быстро увеличивалось производство вооружения для сухопутной армии.Так с 1937 г. по 1939 г. производство винтовок выросло с 43 тыс. до 250тыс., пулеметов с 2295 до 16530, пехотных орудий со 171 до 613, танков с325 до 562, самолетов сухопутных войск с 600 до 16000». (12, с.316).«Огромные суммы шли на усиление и модернизацию армии и флота. В 1935-1936гг. они составили 1022, 7 млн. иен, в то время как в 1933-1934 гг. навоенные нужды израсходовано 851, 9 млн. иен» (9, с.105). Японское правительство, пренебрегая ограничениями, установленнымиВашингтонской конференцией в 1922 г., в октябре 1932 г. приняло общуюпрограмму кораблестроения и выдало судостроителям около 11 млн. иенсубсидий. В 1935 г. была одобрена вторая, а в 1936 г. – третья программыувеличения флота. «За 5 лет было построено 48 кораблей общим водоизмещениемв 300 тыс. тонн. В апреле 1937 г. вступило в действие четвертая программастроительства военных кораблей. Было спущено на воду 22 корабля, в томчисле 3 тяжелых крейсера и 1 авианосец, и началось строительство 3 новыхтяжелых крейсеров и одного крупного линкора. Предназначенный длянаступательных операций, военно-морской флот пополнился крупными кораблями,миноносцами, подводными лодками. Всесторонняя милитаризация экономики сопровождалась поспешнымувеличением численности вооруженных сил. К 1937 г. численность Квантунскойармии увеличилась более чем в 5 раз. Флот пополнился новыми кораблями,личный состав флота увеличился на 25 %. С каждым годом росли расходы нафлот и армию. В 1937 г. бюджет военного и военно-морского министерстваувеличился в 5 раз по сравнению с 1936 г. Также наряду с экономической и военной программами японские правящиекруги разработали план идеологической подготовки к войне. В мае 1936 г.военное министерство приняло секретный документ «Общие положения программы,касающиеся разведывательной и пропагандистской деятельности» (9, с. 107). Вэтом документе подчеркивалось важность усиления пропаганды войныпосредством радио, кино, печати, театра, а также в школах и высших учебныхзаведениях. Правительство создало огромный пропагандистский аппарат,установило строжайшую цензуру над печатью. Для руководства военнойпропагандой был учрежден специальный информационный отдел. Усилилось преподавание военных дисциплин в школах, в средних и высшихучебных заведениях. Молодежи внушалась мысль, что Япония призванагосподствовать над другими народами и странами. Многочисленные фашистскиеорганизации вели широкую пропаганду войны. В феврале 1937 г. монополистысоздали общество «Кокусаку – кэнкьюкай» во главе с одним из главныхидеологов агрессивной войны – бароном Окура. Так же были созданыорганизации фашистского толка такие, как «Черный дракон», «Кокухоне» и др. Вместе с этим японские правящие круги уделяли большое вниманиедипломатической подготовке войны. Усилия японской дипломатии былинаправлены на обеспечение союзников по агрессии. При решении этой задачи вТокио учитывали, что Советский Союз, являясь крупной тихоокеанскойдержавой, представлял собой серьезной препятствие на пути развертываниявойны на Дальнем Востоке. Японские правящие круги развернули широкую подготовку дляосуществления агрессивных планов, направленных на завоевание Восточной иЮго-Восточной Азии и установление там своего господства. В 30-е г.г.сформировались две группировки – «Партия войны» и «Партия мира» (Котэ). Между сухопутной армией и флотом существовало соперничество и рядпротиворечий, и это сказывалось на расстановке политических сил в стране.Правительственные круги Японии были крайне заинтересованы в приобретениисоюзников в Европе. В качестве партнера по агрессии они избралигитлеровскую Германию, которая активно вооружалась и готовилась к войне вЕвропе, что и Япония в Азии. Все это в целом влияло на выработку внешнеполитического курса Японии. В июне 1937 г. был сформирован новый кабинет князя Коноэ. В начале 30-х годов Коноэ пытался сблизиться с группой «молодое офицерство» во главе стогдашним военным министром Садао Араки, наиболее воинственной частьюофицерства сухопутных войск. Коноэ стремился сделать Японию мировойполитической державой, стремился объединить японское общество, преодолетьбарьеры партий, сословий и классов. Он, отказавшись от идеи созданиясобственной политической организации, призвал к самороспуску политическихпартий, предложил ликвидировать профсоюзы, создать вместо них комитетыуправления, в которые входили бы представители рабочих, управляющих ипредпринимателей. Группа Зорге дала следующий анализ этих событий:«Создание комитета Коноэ было последним козырем высших кругов Японии.Создание кабинета было поддержано финансовыми и политическими кругами.Кроме того свою поддержку кабинету высказала и армия. Гражданские властинадеются, что Коноэ сможет подчинить армию и создать военно-гражданскуювласть. Армия же стремилась использовать хорошую репутацию и реформистскиевзгляды Коноэ для достижения своих целей» (11, с. 136). Агрессивные действия Японии против Китая в крупных масштабах началисьв июле 1937 г. Сообщение группы Зорге свидетельствует о начале японо-китайской войны: «Инцидент у моста Лутоуцзяо» является продолжениемполитики, начатой с «маньчжурского инцидента». Считают, что эти событиядолжны перерасти в большую войну между Японией и Китаем… В японскомправительстве по этому поводу существует две точки зрения, одна из которыхотражает мнение в пользу расширения инцидента, а другая против расширения»(11, с. 137). Какова была заинтересованность Японии в Китае? – на севере Китаяяпонцы развили активную деятельность. Под покровительством японских войскздесь образовались торговые компании, занимавшиеся контрабандой. Японцы приступили к строительству на севре Китая железной дороги,которая должна была соединиться с Тяньцзинем и выйти к портам провинцииШаньси. Они развернули работы по продолжению Суйюаньской железной дороги доУчуаня. Железнодорожное строительство на север Китая должно было обеспечитьне только закрепление японского влияния, но и расширения японской экспансиив Китае. Кроме железнодорожного строительства Япония намечала построитьнекоторые порты в Китае, организовать авиационные линии, автобусные итранспортные компании. В мае 1937 г. начались переговоры с Англией, имевшие самые крупныекапиталовложения в Китае. Речь шла о разделе сфер влияния и совместнойборьбе против национально-освободительного движения китайского народа.Япония хотела создать впечатление о смягчении ее политики в отношенииКитая. Дипломатические представители Токио заверили руководителейВеликобритании в том, что Япония якобы не имеет намерений вывести СеверныйКитай из под юрисдикции Нанкинского правительства и установить тамавтономный режим. Кабинет Коноэ соглашался уважать интересы Англии в Южнойи Центральном Китае и сотрудничать с другими державами в этих районах.Вместе с тем он добивался, чтобы Англия представила Китаю займы толькопосле консультации с Японией, так как рассчитывал привлечь английскийкапитал для экономической эксплуатации Северного Китая. Как сообщаласоветская газета «Правда», военные мероприятия японского правительстваприносили капиталистам огромные прибыли: «За первую половину 1937 г.прибыли 1437 банков и других акционерных обществ составили 666 млн. иен»(14). Таким образом, активизация войны в Китае была выгодна разнымполитическим группировкам в Японии, поэтому за короткое время войнаприобрела огромный размах. Значительные военные успехи японской армии в начальный период войны исоздание марионеточных правительств в Северном и Центральном Китае вызвалисущественные изменения общих целей японской военно-политической верхушки.Кабинет Коноэ постоянно увеличивал масштабы своих внешнеполитических целей,так что на смену прежнему лозунгу «сохранения мира в Восточной Азии» пришлаконцепция «новый порядок для Восточной Азии», а затем и для Азии в целом. Вэтих условиях безуспешными оказались китайско-японские переговоры припосредничестве германского посла в Китае. Изменения произошли и в структуре высших органов власти Был созданИмперский главный штаб, а для координации действий между этим штабом, гдебыли представлены только военные, и кабинетом министров возниклаКонференция по связи. На ее заседаниях постоянно происходили столкновениядвух подходов к общей стратегии: считать СССР или США и Великобританиюглавным врагом. Конфликты в Имперском главном штабе, с одной стороны, сделали кабинетминистров главным органом по выработке стратегической линии, но с другой,привел к нестабильности правительства и частой смене кабинета. Так, принцКоноэ за короткий промежуток времени трижды возглавлял правительство. Егоотставка, как и отставка промежуточных кабинетов, были вызванынеспособностью поддерживать единый политический курс. По прежнему продолжал развиваться вопрос об экспансии в азиатскойполитике Японии, нашедший свое выражение в концепции «Сфера совместногопроцветания», что неизбежно приводило к конфликту с США. Но, в будущем,нападение Германии на СССР выдвинуло на первый план и идею захватасоветского Дальнего Востока. Вооруженная агрессия японцев против Китаясущественно изменила международную обстановку во всем мире. Прежде всегообострилась борьба между империалистическим державами на Дальнем Востоке иопределило направление их политики в этом районе. В Китае пересекалисьинтересы таких могущественных государств, как США, Германии, Англии,Франции, Италии, Японии. Китая рассматривался ими как выгодный рынок сбытатоваров и богатейший источник сырья с огромными возможностями дляпроникновения капитала. США, Англия, Франция, Германия соперничали между собой на ДальнемВостоке и в то же время с тревогой наблюдали за быстро усиливавшимсяэкономическим, торговым и военным наступлением Японии на азиатскомконтиненте. К 1937 г. в руках Японии оказались важнейшие экономические,торговые и военно-стратегические позиции в Китае. Защита Китая от вооруженной агрессии не входило в расчет западныхмонополистов. Их тревожило реальная угроза потери Китая как объектаэксплуатации. Это обстоятельство и определило политику великих держав.Каждая из них стремилась сохранить свои собственные позиции в Азии и, болеетого, использовать военный конфликт для дальнейшего проникновения в Китай.Борьба между великими державами вследствие этого обострилась. Еехарактерной чертой являлось то, что Япония в широких масштабах приступила кустановлению своего господства в Азии вооруженным путем. 12 сентября 1937 г. Китай обратился в Лигу наций с жалобой надействие Японии. 6 октября Лига наций, уклоняясь от быстрых и конкретныхмер в отношении японских агрессоров, приняла «в соответствии со ст. 7Вашингтонского договора резолюцию о созыве конференции участников договорадевяти держав» (15, с. 110). Делая анализ политики западных держав в дни прохождения сессии Лигинаций, можно сделать такой вывод: западные державы стремились не обострятьотношения с Японией, а, напротив, сглаживают отношения, хотят сговориться сней за счет интересов Китая. Брюссельская конференция открылась в ноябре 1937 г., в нейучаствовали 19 государств. Как Япония, так и Германия выработалисогласованную точку зрения из которой вытекало их нежелание прислать своихпредставителей в Брюссель. Китайская делегация настаивала на обузданииагрессора, выступала с требованием о применении экономических санкцийпротив Японии и об оказании помощи Китаю, так как «Япония почти полностьюзависела от ввоза из Великобритании, США и Голландии… важных видов военно-стратегического сырья – железной руды, свинца, олова, марганца» (9, с.129). Однако это предложение не было поддержано Францией, Англией и США.Итальянский делегат открыто одобрил японскую агрессию. Английская,французская и американская дипломатия не склонна была вести политикуактивного отпора агрессии Японии, надеясь ее столкнуть с СССР. НаБрюссельской конференции СССР отстаивал принципы коллективной безопасности,требуя коллективных санкций против агрессора в соответствии с Уставом Лигинаций. Таким образом, можно сделать вывод, что Брюссельская конференциятакже не имела результатов в отношении приостановления агрессии Японии.Политика фактического потворства агрессорам, проводившаяся Англией, США иФранцией по отношению к Гитлеру в Европе и к японцам на Дальнем Востокедала возможность Японии продолжат наступление в Китае. Японский генеральныйштаб, разработавший план молниеносной войны, оказался в просчете, эти планыбыли не реальными. Они рассчитывали вести войну малыми силами – это тожеоказалось нереально. Война принимала затяжной характер, а это было оченьнеудобно для Германии, так как она видела в Японии своего основногопомощника в войне. 2.2 Японо-германские отношения в 193-1936 гг. Захват Японией Маньчжурии, вторжение в Северный Китай и созданиемарионеточных «автономных» режимов в отдельных частях Китая вызвалиобострение империалистических противоречий на Дальнем Востоке, в превуюочередь, японо-американских и японо-английских. Это обстоятельство, а такжеухудшение японо-советских отношений и отношений с Китаем усиливаливнешнеполитическую изоляцию Японии, что являлось серьезным препятствием длядальнейшего расширения агрессии и создания новых очагов и узлов войны, темболее, что без поддержки другой страны Япония не могла решиться на большуюи затяжную войну. Стремясь избежать изоляции и обеспечить дальнейшееразвертывание агрессии против Китая и СССР, японские правящие кругиобратили свои взоры к гитлеровской Германии и стали добиваться образованиявоенно-политического блока фашистских агрессоров на основе общности иединства внешнеполитических целей. В общественной жизни Японии и Германии в 1920-1930-х годах было многообщего; в этих странах шла борьба революционных демократических сил сультранационалистическими, подготовлявшими приход фашистов к власти.Правящие круги этих двух стран нашли между собой много общего. ПередЯпонией, как и перед Германией, встал вопрос о двух путях развития страны:мирного, на основе демократии; или военного, на основе реакции. Японскаябуржуазия в союзе с военщиной стремились завоевать влияние в массах и приобщем реакционном направлении государственной политики все же сначалапридерживались осторожного курса. После заключения в 1919 г. мирного договора с Германией, происходитзначительное усиление немецкого влияния на Японию. Большую активность вделе возобновления культурных и технических связей проявил немецкийдипломат Вильгельм Зольф, который был первым немецким послом в Токио послепервой мировой войны и находился в Японии с 1920 по 1928 гг. При егосодействии в 1926 г. в Берлине был организован Японский институт взаимногообучения Японии и Германии, а в 1927 г. в Токио открылся японо-немецкийинститут культуры, во главе которого стояли проф. Гунгерт и японский ученыйТомоэда. Обстановка, создавшаяся в центре Европы после того, как Гитлер сталканцлером Германии, в январе 1933 г., благоприятствовала агрессивному курсуяпонского империализма. Уже в 1933 г. Гитлер в беседе с министроминостранных дел Риббентропом поставил вопрос о важности установления в тойили иной форме тесного контакта Германии с Японией. Риббентроп заявил, чтоон сам имеет некоторые связи с японцами и мог бы установить контакты.Германские политики учитывали, что «Япония занимала такие жеантикомминтерновские позиции, как и Германия» (9, с. 106). В октябре 1933 г. Герберт фон Дирксен был направлен в качестве послав Токио. В Берлине он был принят Гинденбургом и Гитлером, посетилминистерство иностранных дел, имел встречу с военным министром – генераломфон Бломбергом. Последний дал понять послу в Токио, что желания Гитлераустановить более тесные отношения с Японией, должно служить компенсациейбыстрому росту отчужденности в отношениях с Россией. То обстоятельство, чтоДирксен до назначения послом в Японию был послом Германии в СоветскомСоюзе, не является случайным, скорее всего это было запланированоГерманией. «Германское руководство, назначив послом в ЯпониюДирксена,хорошо знающего положение в СССР, стремилось добиться сближения сЯпонией на антисоветской основе» (11, с. 104). В марте 1933 г. Япония вышлаиз Лиги наций, в этом же году, в октябре, ее примеру последовала Германия. В Японии в это время так же стал проявляться все больший интерес кразвитию отношений с Германией. Новый японский посол в Берлине Нагаи всентябре 1933 г. объявил, что Япония высоко оценила движение, котороеувлекло Германию, что ее «быстрый рост, отвага, блестящая деятельностьхорошо известна в Японии» (9, с. 106). В октябре 1933 г. принц Токугава,председатель японской палаты пэров, побывал в Берлине для встречи сГитлером. Подготовительная работа по созданию союза агрессивных держав началасьпосле выступления Гитлера в 1933 г. на съезде нацистской партии, в которомон высказывался о Японии в дружественных тонах. Эту работу проводилгерманский военный атташе в Токио полковник Отт. По заданию правительстваон представил в 1934 г. доклад о состоянии вооруженных сил Японии, вкотором он выдвинул предложение о заключении японо-германского военногосоюза. Так как в реализации этого предложения была заинтересована и Япония,японское правительство назначило в мае 1934 г. военным атташе в Берлинеподполковника Осима, которому и было поручено приступить к переговорам.Одним из результатов этих переговоров было прибытие в Берлин в мае того жегода официальной миссии Японии во главе с адмиралом Мацусита. Во время егопребывания в Германии были продолжены переговоры о заключении военногосоюза, что подтверждалось донесением военного атташе США в Берлине Вуста:«…имеются данные, показывающие наличие необыкновенно тесных и дружественныхотношений между Германией и Японией вплоть даже до возможного военногосоюза» (16, с. 151). Обсуждались так же экономические – внешнеторговые вопросы длядостижения наиболее тесных связей. Переговоры Японии и Германии о заключении военно-политического союзабыли продолжены в 1935 г. «Весной 1935 г. Риббентроп заявил Осима оготовности германского правительства заключить союз с Японией. Полеобсуждения этого предложения Осима передал согласие Японии на подписаниедоговора между двумя странами» (16, с.152). Для обсуждения деталей будущего соглашения в течение 1935 г. вГерманию приезжали различные миссии, которые вели переговоры по военным иэкономическим вопросам. В конце ноября – начале декабря 1935 г. в Берлине состоялосьсовещание японских военных атташе, аккредитованных в столицах европейскихстран, обсуждавшие вопрос о японо-германском союзе. В начале 1936 г. вБерлин прибыла новая японская военная миссия во главе с генералом Ито,уполномоченная вести переговоры относительно военных обязательств партнеровбудущего блока. Р. Зорге вспоминает: «В Германии в марте-апреле 1936 г.между Риббентропом и послом Осима через адмирала Канариса проходилипереговоры с целью заключения военно-политического союза. Идея того, чтобыэти переговоры не стали достоянием политических деятелей, делалось все,чтобы они держались в секрете, поэтому ни японский МИД не знал о них, ниМИД Германии. Как раз в это время из Германии в Японию прибыл Гак. Он имелспециальные полномочия от Риббентропа и Канариса и действовал как связной вделе создания японо-германского союза» (11. С. 123-124). Цель поездки Гака в Японию состояла в выяснении вопроса о том, какдалеко пойдет японское правительство в сотрудничестве в военной области,если будет достигнута договоренность об указанном союзе, а так же о том,насколько сильным союзником Германии в военной области может быть Япония.Лишь после образования кабинета Хирота, с апреля 1936 г. переговоры сталиразвиваться по обычным дипломатическим каналам. Переговоры продолжиляпонский посол в Берлине Мусякодзи. Германия продолжала подчеркивать свою большую заинтересованность вскорейшем завершении переговоров с Японией и выражала готовность пойти науступки. Германский посол в Китае Траутман, информированный о ходепереговоров указывал, что Германия была даже согласна отказаться отпретензий на ее бывшие тихоокеанские владения (Маршалловы, Марианские иКаролинские острова), полученные Японией в качестве мандата на Версальскоймирной конференции. В конце концов сближение Японии и Германии закончилось тем, что 25ноября 1936 г. был подписан между этими государствами Антикоминтерновскийпакт. Инициатором и прямым исполнителем в подготовке и подписании пакта былРиббентроп. Пакт был подготовлен к лету 1936г., однако по просьбе японскойстороны его подписание было отложено, чтобы не помешать заключениюготовившихся соглашений с СССР по рыбной ловле. Окончательный текст военно-политического договора был подготовленРиббентропом вместе с Осима и Мусякодзи к 23 октября 1936 г. В таком видеон подвергался обсуждению на заседании исследовательского комитета ТайногоСовета 20 ноября. Обе стороны приложили не мало усилий для того, чтобыстатьи договора скрыли его подлинный характер и направленность.«Договаривающиеся стороны, говорилось в тексте договора, согласилисьинформировать друг друга об активности Коммунистического интернационала,консультироваться о необходимых мерах защиты и применять эти меры в тесномсотрудничестве. В интересах расширения союза между Германией и Японией обестороны приглашали присоединиться к соглашению другие державы, которые, поих мнению, являются объектом «разрушительной деятельности»Коммунистического Интернационала. Срок действия «антикоминтерновскогопакта» был определен в пять лет» (25, с. 171). Цель соглашения – якобызащита «национальной целостности Японии и сохранение мира и безопасности вВосточной Азии». В заключении содержалась декларация о том, что Япония не имеетнамерения создать какой-либо международный блок держав, и, что «настоящеесоглашение не направлено против Советского Союза или специально противкакой-либо дугой страны» (16, с. 154). Содержавшийся в договоре раздел об ограниченном германо-японскомсоюзе против СССР был секретным: стороны обязывались без взаимного согласияна заключать с СССР никаких политических договоров, противоречащих духуданного договора (25, с. 173). Антикоминтерновским пактом Германия и Япониямаскировали так же планы войны со своими конкурентами на мировых рынках –Англией, США, Францией. Некоторые дальневосточные наблюдателианглосаксонских стран указывали, что «антикоммунистический пакт» направленне только против Коммунистического Интернационала, но и против всех,сотрудничающих с коммунистами, предупреждая, что данный пакт, послеприсоединения к нему 6 ноября 1937 г. фашистской Италии бросает вызовБританской империи. Однако политика «умиротворения» агрессоров продолжалаоставаться руководящим принципом не только английских, но и американскихправящих кругов (9, с. 114). По оценке Риббентропа «первоначально Антикоминтерновский пакт являлсяпактом идеологическим. Мы, немцы, не желали терпеть распространениякоммунизма. Разумеется, при этом имелся еще и политический момент,направленный против России. Он в большей или меньшей мере служил закулиснойпричиной пакта. То, что этот пакт был направлен против демократическихстран мира, неверно. Наоборот, после заключения его я очень старалсяпобудить Англию вступить в него, но успеха не имел. У меня никогда не былотакого впечатления, что Япония сможет использовать этот пакт для действияпротив Китая или южной части Тихого океана» (17, с. 322). Таким образом, оба государства стремились на базе единства целейобъединиться и создать военно-политический союз. Япония, готовившая большуювойну, крайне нуждалась в союзнике. Каждый из участников этого договора намеревался испол




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Японо-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной iconСоветско-германские отношения перед Второй мировой войной
Цели и задачи данного исследования, хронологические рамки рассматриваемого периода
Японо-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной iconЖивопись перед первой мировой войной

Японо-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной iconСоветско-финляндская война
Я понял, что советско-финляндская война сыграла очень большую и важную роль во II мировой войне. Советский Союз приобрел некоторый...
Японо-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной iconСоветско-японские отношения в 90-е годы

Японо-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной iconСоветско-итальянские отношения доперестроечного периода

Японо-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной iconАнгло-германские отношения в межвоенный период

Японо-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной iconПравительство Российской Федерации Государственный университет Высшая школа экономики Факультет Мировой экономики и мировой политики направление «Международные отношения»
Особый акцент в программе сделан на вопросах усиления взаимосвязей между экономикой и политикой в современных международных отношениях....
Японо-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной iconСоветско-китайские отношения в период с 1945-1949 годов

Японо-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной iconБалтийский флот Английский флот
Английский, но по опыту Русско-Японской войны, перед Первой Мировой войной было построено множество кораблей, при строительстве которых...
Японо-Советско-Германские отношения перед 2 мировой войной iconСоветско-японские отношения в 90-е годы
В области торгово-экономических отношений, например, несмотря на небольшие объемы торговли, Япония всегда входила в пятерку развитых...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы