Создание Службы занятости в России icon

Создание Службы занятости в России



НазваниеСоздание Службы занятости в России
О.В. Новосибирск
Дата конвертации06.07.2012
Размер205,61 Kb.
ТипРеферат
Создание Службы занятости в России


Сибирская Академия Государственной Службы (СибАГС) кафедра социальной политики контрольная работа по социологии «Создание Службы занятости в России» Выполнила: ст-ка 1 курса гр. 005 Галина О.С. Проверила: канд. фил. наук, доцент Кузьмен О.В. Новосибирск 2001 Содержание Введение 4 Предпосылки создания службы занятости населения 4 Государственная служба занятости населения и ее функции 6 Комплексная программа мер Б.Н.Ельцина на 1996-2000 г.г. 8 Структура расходов средств фонда занятости по регионам с различнымуровнем безработицы 10 Оценки деятельности ФСЗ и её территориальных органов 13 Заключение 14 Список используемой литературы: 15 Введение Россия преобразуется в демократическое федеративное правовоегосударство. Вот уже десять лет она живёт по новым законам. Удельный весгосударственного управления экономикой существенно сокращается. Происходитперераспределение государственно-управленческих функций. В обозримойисторической перспективе будет уже не прежняя командно- административная,но ещё и не рыночная, а соответствующая переходному периоду системагосударственного управления. С безработицей Россия вплотную соприкоснулась, начиная с 1992 г.,когда после принятия в 1991 г. Закона РФ о занятости населения службызанятости стали официально присваивать статус безработным людям, ищущимработу. «Безработица нарушает одно из основополагающих прав человека- правона труд»- отмечает Декларация прав человека. В Законе РФ «О занятостинаселения» (ст.5 гл.1) записано: «Государство обеспечивает проведениеполитики содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную исвободную избранную занятость». Предпосылки создания службы занятости населения Основная задача проводимой высшими органами власти России социальнойполитики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мерпо социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполненияразработана Государственная программа занятости населения, в которойпредусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовымиресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намеченысовместные действия структур государственного управления разноготерриториального подчинения в решении конкретных задач. В рамках этой программы в 1991 году и была создана Государственнаяслужба занятости населения, функции и сферы деятельности которой будутсейчас рассмотрены. В экономической и хозяйственной практике нашей страны вопросыуправления трудовыми ресурсами в различных формах решались всегда.Возникновение современной службы занятости произошло на базе четкой системыраспределения трудовых ресурсов. Основными ее видами являлись: . распределение выпускников средних специальных и высших учебных заведений; . организованный набор рабочих; . сельскохозяйственное переселение семей; . общественные призывы; . самостоятельный прием предприятием работника; . деятельность органов трудоустройства населения. Некоторые из этих форм распределения и перераспределения рабочей силысебя изжили, другие - трансформировались и передали свои функции службезанятости населения.[2] Система органов трудоустройства населения начала формироваться вовторой половине 1960-х годов. Экономическая потребность в создании этойслужбы возникла по целому ряду причин. Во-первых, такие традиционные формыкомплектования важнейших хозяйственных объектов кадрами, как оргнабор,переселение и общественные призывы, были ориентированы на территориальныеперемещения трудовых ресурсов, а проблема комплектования кадрамипредприятия отдельного города жителями того города осталась без внимания.Во-вторых, возросли потери рабочего времени, связанные с поиском работы, атакже нерациональные перемещения рабочей силы, связанные с текучестьюкадров. Население города не имело информации о предложении рабочих мест вгороде. Всеми этими проблемами и должна была заняться службатрудоустройства. Сначала подразделения службы назывались "Бюро по трудоустройствунаселения" и имелись всего в нескольких городах страны. Они занимались тем,что выявляли потребность предприятий в кадрах, публиковали объявления вместной печати и давали направления на предприятия для трудоустройстваобратившихся к ним гражданам. Такая служба носила, в основном,информационный характер. Направления граждан на предприятия не всегдазаканчивались трудоустройством - предприятие не обязано было это делать.Сами предприятия предоставляли в службу далеко не полные сведения освободных местах - в основном это были места для работников низшейквалификации, с тяжелыми и вредными условиями труда. Поэтому возниклапотребность преобразовать службу организованного трудоустройства изинформационной в орган распределения трудовых ресурсов. При этомзначительно расширились и права, и обязанности службы трудоустройства, а ееподразделения получили название "Государственное бюро по трудоустройству иинформации населения" (ГБТИН). Однако служба не смогла так организоватьсвою работу, чтобы и предприятия, и трудящиеся были заинтересованы в ееуслугах, чтобы обращение в службу было не фиктивным и не принудительным. Следующим шагом на пути преобразования службы трудоустройства былосоздание на базе существующих ГБТИН центров (бюро) по трудоустройству,переобучению и профориентации граждан. Оно было осуществлено в 1988 году.Центры создавались как хозрасчетные региональные организации, работающиепод руководством местных Советом народных депутатов по договорам и всотрудничестве с предприятиями и учреждениями. Они занимались учетомдвижения трудоспособного населения, созданием банков данных о потребностяхи источников рабочей силы, информированием населения о вакансиях,проведением работы по трудоустройству незанятого населения, комплектованиемнеобходимыми кадрами предприятий, профориентационной работой иконсультацией всех групп населения по подбору и перемене профессии,организации переобучения и повышения квалификации работников. При созданиисистемы центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населениязначительно расширились функции и задачи существующей ранее службытрудоустройства. Принципиальным отличием явилось также и то, что на сменуотносительно разрозненным ГБТИН должна была быть созданаобщегосударственная система трудоустройства, охватывающая уровни, начинаяот союзного, республиканского, краевого, областного и заканчивая городским.Именно эта общегосударственная система трудоустройства явилась реальнымпредшественником современной государственной службы занятости населения. Однако на современном этапе для преодоления упрощенного подхода крешению проблем занятости, осуществления глубокого анализа тенденций нарынке труда, прогноза на будущее, оценке реальных масштабов безработицы иее социально-политических последствий необходимы новые структуры управлениязанятостью, отвечающие потребностям общества.[6] Государственная служба занятости населения и ее функции Для реализации государственной политики в области занятости населенияи обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации набазе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентациинаселения создана Государственная служба занятости. В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. Содной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она неможет, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием дляпривлечения человека к административной или уголовной ответственности. Сдругой стороны - незанятость человека, который ищет работу. Именно этакатегория населения должна находиться в поле зрения государства,призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право натруд. Соответственно нужно решать проблему организации учета незанятогонаселения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался втакой ситуации вынуждено. Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятогогражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющихправила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государствовыявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью кгосударству, а именно в Государственную службу занятости. Человекарегистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государстванаступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить емуподходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящейработе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получатьгосударственное пособие. Государственная служба занятости является структурой специальныхгосударственных органов, призванных обеспечить координацию, решениевопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочуюсилу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организацииих профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.[5] Функции службы занятости многообразны: Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу,информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда; Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросамтрудоустройства; Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексноевнедрение автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяетосвободить персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляетвремя для разбора различных вариантов принимаемых решений. Основнымсредством автоматизации является вычислительная техника.Наиболееперспективным также представляется создание распределительныхинформационных систем, сети локальных баз данных с обменом информациеймежду ними по всем уровням службы занятости. На городском и областномуровнях системы целесообразно создание персонифицированных банков данных погражданам, обратившимся в службу занятости за помощью в трудоустройстве. Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся иработодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой,о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам; Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям- в подборе необходимых работников; Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящейсчитается работа, соответствующая их профессиональной подготовке,учитывающая возраст, трудовой стаж и опыт работы по прежней специальности,транспортную доступность нового рабочего места. В соответствии с закономграждане имеют право на свободный выбор работы путем прямого обращения напредприятия, а не обязательно через службу занятости. Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышенияквалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебныхзаведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсовобучения и переобучения; Основным принципом обучения, в том числе и через систему службзанятости, должно стать "непрерывное образование". На базе действующихучебных заведений необходимо создать межреспубликанское учебное заведениедля переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников инезанятого населения. Служба занятости и соответствующие органы поподготовке кадров, исходя из потребностей административно-территориальныхделений, анализа и прогноза занятости, будут определять тематическуюнаправленность обучения, перечень учебных заведений, а также набор учебныхпрограмм, а региональные службы занятости - рассчитывать потребность вучебных местах, заключать договоры и обеспечивать соответствующеефинансирование. Центры занятости городов, ориентируясь на свободные учебныеместа, могут заключать с высвобожденными работниками соглашения инаправлять на профессиональную подготовку по избранной ими профессии. Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройствевысвобождаемым работникам и другим категориям населения; В связи с этим необходима разработка новой концепции развитиясистемы профориентации, охватывающей все категории населения, определениястатуса различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центровпрофориентации и психологической поддержки. Профориентационные услугидолжны предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам,желающим сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационныхподразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциямисистемы профориентации изменяются и требования к работникам службызанятости. Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сферезанятости, прогноза занятости, разработки программ и организацииобщественных работ; по профессиональной ориентации взрослого населения иорганизации профобучения безработных, финансовому обучению занятости;инспекционной работе. Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенциипомощи; В законе определен статус безработного, которым являетсявынуждено незанятый человек, по отношению к которому государство не смогловыполнить своих обязательств, то есть не предоставило работы. Однако невсякий незанятый человек, желающий работать, получает статус безработного иможет рассчитывать на социальную помощь или поддержку государства. Дляэтого требуется соблюдать два условия. Во-первых, гражданин должен бытьтрудоспособного возраста и обладать способностью к систематической работепо какой-либо профессии. Если профессии нет, то он обязан пронятьпредложение службы занятости о предварительной профессиональной подготовке.Во-вторых, необходима его готовность трудиться, то есть желание иобязанность принять предложение о подходящей работе. Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан,трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление имна весь период обучения стипендии; Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия побезработице и приостановление выплаты этих пособий; Подготовка предложений и заключений об использовании трудаиностранных рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственныхсоглашений и лицензий; Разработка республиканских и региональных программ занятости, включаяфинансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различныхгрупп населения. Таким образом, функции Государственной службы занятостизначительно расширились по сравнению с функциями ранее действовавшейсистемы трудоустройства населения. Однако Федеральная программа занятости населения по такимпоказателям, как организация и проведение общественных работ, а такжевременная занятость подростков не была выполнена. В 1996 г. на общественныхработах было занято 291,5 тыс. человек вместо 350 тыс. человек по плану.Причина - дефицит средств в ряде центров занятости, что существенноскажется на реализации программы и в этом году. Что касаетсятрудоустройства подростков в возрасте от 14 до 18 лет, то вместопредполагаемого миллиона обеспечить работой удалось 850 тыс. человек.Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствиемналоговых льгот для работодателей. Несколько лучше ситуация в области содействия самозанятостии предпринимательской деятельности граждан. Результаты здесь таковы: с 1994г. по июнь 1996 г. более 7 тыс. безработных стали владельцами малыхпредприятий или фермерских хозяйств, в которых было создано более 20,4рабочих мест для безработных. Индивидуальной предпринимательскойдеятельностью занялись 59 тыс. человек, ранее лишившихся работы.[9] Комплексная программа мер Б.Н.Ельцина на 1996-2000 г.г. В целях достижения эффективной занятости населения, способствующейросту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий длясоздания и сохранения рабочих мест Президент Российской ФедерацииБ.Н.Ельцин 23 мая 1996 г. утвердил Комплексную программу мер по созданию исохранению рабочих мест на 1996 - 2000 гг., обязал Правительство РоссийскойФедерации в двухмесячный срок обеспечить разработку и принятие планамероприятий по реализации Программы, возложить на Министерство трудаРоссийской Федерации общее организационно-методическое руководство иконтроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ попроведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых иинвестиционных программ и рекомендовал органам исполнительной властисубъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий пообеспечению реализации Программы. Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на1996-2000 гг. включает систему мер, осуществляемых Президентом РоссийскойФедерации и Правительством Российской Федерации совместно с органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации. Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных исреднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ,связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений,принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональномуровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых иматериальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест. Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации впредшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка трудак саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость виспользовании элементов государственного регулирования, котороепредусматривается организовать в ходе реализации Программы. Целями Программы являются повышение уровня и изменение структурызанятости населения Российской Федерации на основе создания экономическиэффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики. Основными задачами Программы являются: обеспечение правовых, экономических и организационных условий длясоздания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала вразличных отраслях экономики и регионах Российской Федерации; регулирование складывающегося национального рынка труда и повышениеконкурентоспособности отечественной рабочей силы; формирование эффективной структуры занятости населения; повышениекачества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной итерриториальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условийдля повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активностинаселения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовыхотношений в сфере занятости населения; предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы;развитие системы общественных работ. Реализацию Программы предусматривалось осуществлять в два этапа втечение 1996-2000 гг. В рамках первого этапа реализации Программы, рассчитанного на 1996-1997 гг., федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществитьследующий комплекс мер. 1. Определение потребности в создании рабочих мест. 2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии исохранении перспективных рабочих мест. 3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральныхцелевых и инвестиционных программ. 4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной наформирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест. 5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной итерриториальной мобильности рабочей силы. 6. Повышение эффективности использования имеющихся производственныхмощностей. 7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базеобщественных работ. 8. Разработка механизма развития социального партнерства в областисоздания и сохранения рабочих мест. 9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест длянеконкурентоспособных граждан. На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 гг.федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решенияследующих задач: 1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных насоздание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации. 2. Создание условий для повышения качества рабочих мест. 3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятостинаселения. Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когдасредства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются вполной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат насохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидийдля организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональноеобучение, переподготовку и профориентацию и др.[4] Структура расходов средств фонда занятости по регионам с различным уровнем безработицы В 1996 г. при содействии региональных служб занятости создано исохранено 132 тыс. рабочих мест. Приоритет был отдан оборонному комплексу,текстильной и легкой промышленности. Затраты на эти цели из средств ГФЗН РФсоставили почти 481 млрд. руб. Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя вфондах занятости большую часть страховых платежей, должны с учетомсложившихся и прогнозируемых показателей занятости и безработицыопределять кризисные территории - республики, края, области и автономии, ав каждом из них - города и районы. Федеральная служба занятости России использует арифметический подходи группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующимикритериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратногопревышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетамФСЗ РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1994 г.) относились 27регионов, а к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановскойобласти) - 16. Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональнойполитики, все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп всоответствии с уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них былрассчитана доля средств, расходуемых по различным направлениям.[7]| |Расходы фона занятости на мероприятия, связанные с ||Регионы |( в % к общей сумме расходов ) ||с уровнем |пассивной |активной |активной |содержанием ||безработицы, |политикой |политикой, |политикой, |службы ||% | |гарантиро-ва|не |занятости || | |нной |вытекаю-щей | || | |За-коном о |из За-кона о| || | |занятости |заня-тости | ||менее 1 |12,6 |8,6 |51,6 |19,1 ||1,0-1,8 |23,0 |13,3 |18,9 |25,4 ||1,9-2,8 |34,2 |8,8 |19,3 |23,0 ||2,9-3,8 |44,0 |9,5 |9,2 |24,3 ||3,9-4,8 |51,0 |7,4 |13,4 |20,0 ||4,9-5,8 |58,8 |7,8 |4,7 |25,5 ||5,9-6,8 |61,7 |4,2 |12,9 |17,0 ||6,9-7,8 |64,5 |2,7 |7,6 |19,1 ||более 7,9 |68,3 |5,0 |16,5 |10,3 ||В среднем по | | | | ||России: |49,3 |9,4 |10,7 |22,3 | Расчеты показывают, что с уровнем безработицы в регионах сопряженаединственная статья расходов фонда занятости - денежные выплатыбезработным. Остальные расходы с ним прямо не связаны, они, скорее,отражают региональные приоритеты политики в области занятости. Такимобразом, практика показывает, что региональные власти рассматривают фондызанятости как дополнительный источник финансирования мероприятий попроведению региональной политики, не всегда связанных с безработными и ихсоциальной защитой. И чем ниже уровень безработицы в регионе, тем большевероятность использования средств фонда не по назначению. В регионах с высоким уровнем безработицы приоритетом в деятельностислужб занятости является выплата пособий (пассивная политика), хотя, помнению их руководителей, это не означает, что следует сокращать илисворачивать программы переподготовки и обучения безработных. Лица,прошедшие такие курсы, как правило, находят работу или повышают своюконкурентоспособность на рынке труда в будущем. Вместе с тем, согласноданным ФСЗ, большая часть прошедших переобучение, по всей видимости, только"повышает свою конкурентоспособность", поскольку в среднем по России лишь7% безработных, завершивших профессиональное обучение, трудоустраиваются.Самый высокий показатель трудоустройства после завершения профобучения ипереподготовки отмечен в Эвенкийском АО (49,2%), Республике Дагестан(22,7%) и Республике Тува (24,8%). В них расходы на переподготовкусоставляли соответственно 11,2%, 1,6%, 7,6%. В регионах с низким уровнем безработицы приоритет отдается формамактивной политики, не связанным с Законом о занятости и государственнымиобязательствами по отношению к гражданам, потерявшим работу. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать рядвыводов: Значительная часть средств региональных фондов занятости расходуетсянеэффективно и на цели, не являющиеся, по сути, прерогативой службзанятости. Отсутствует четко выраженная государственная политика при выборенаправлений расходования собранных в фондах занятости средств, арегиональные особенности можно, скорее, назвать региональным произволомпри поддержке местных властей. Через фонд занятости в виде исключения может оказываться финансоваяподдержка тем видам предпринимательской деятельности, которые способствуютразвитию инфрастуктуры и сферы услуг в городах и поселках городского типа,закрытие которых ставит под удар практически все население района. В этомслучае, однако, должны быть разработаны четкие критерии выделения и условиявозврата средств при жесткой финансовой ответственности и крупных штрафныхсанкциях за нецелевое их использование. Контроль за расходованием средств должен осуществляться финансовымиорганами совместно с представителями региональных служб занятости, введении которых находится фонд занятости, и общественными организациями(например, профсоюзами). Приоритетом в период экономического спада должна быть невысокозатратная при малой отдаче активная политика (в тех формах, в которыхона осуществляется сейчас), а эффективная пассивная политика на рынкетруда, проводимая во всех рыночно-ориентированных странах. Это означаетнеобходимость разработки принципиально иной системы страхования отбезработицы, то есть страхование риска остаться без работы. Гарантии государства гражданам, потерявшим работу, могут бытьпредоставлены в двух основных формах. Первая - гарантия стабильногоисточника дохода на определенное законом и социально-экономическойнеобходимостью время. Вторая - гарантия свободы выбора способа своегосуществования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной:работать или не работать, искать работу или получать пособие в течениегода, заниматься поиском работы самостоятельно или через службу занятости,отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемогодля гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д. Государствоне должно навязывать безработному форму не только его занятости, но инезанятости. Если следовать указанным критериям, то вне сферы социальногострахования оказываются выпускники школ, ПТУ, техникумов и вузов без стажаработы, домохозяйки, беженцы и вынужденные переселенцы из стран СНГ ит.п., то есть лица, не участвовавшие в формировании страховых фондов.Названные категории населения должны быть объектами материальной поддержкисоответствующих служб - миграционной, социального обеспечения, поддержкималоимущих и т.п.[1] Оценки деятельности ФСЗ и её территориальных органов Сегодня становятся актуальными вопросы эффективности всей системыгосударственной службы занятости и необходимости оценки деятельности ФСЗ иее территориальных органов. Правомерность постановки этих вопросов вызванаеще и тем, что доля трудоустроенных службой занятости в общей численностинезанятых граждан, обратившихся по вопросу трудоустройства, в переходныйпериод оказалась ниже, чем до начала реформ: в 1994 г. - 29,5%, в 1995 г.- 39,0%, в 1996 г. - 30,2% по сравнению с 48,9% в 1990 г. Критериями эффективности работы органов службы занятости следуетсчитать повышение их роли в организации рынков труда - общероссийского,регионального, местного и степень удовлетворения спроса со стороны как незанятых трудовой деятельностью граждан, так и работодателей. В Институте экономики РАН разработана такая методика,предусматривающая не только анализ и оценку деятельности органов службызанятости населения, но и механизм состязательности между ними на основепринципов материального стимулирования. Система показателей оценки деятельности службы занятости,предложенная в упомянутой методике, включает следующие относительныепоказатели: . удельный вес численности незанятых граждан, трудоустроенных по направлению центра занятости: в общей численности принятых на работу в городе или районе; . удельный вес безработных, трудоустроенных по направлению центра занятости и оформленных на досрочную пенсию, в общей численности снятых с учета безработных; . удельный вес безработных, не работающих в течение более чем 8-ми месяцев; . уровень предотвращенной безработицы, рассчитываемый как отношение количества сохраненных и созданных рабочих мест к экономически активному населению. Кроме основных показателей, предлагаются и дополнительные: полнотасборов страховых взносов, своевременность представления в вышестоящий органотчетов и других материалов информационного характера, отсутствиеобоснованных жалоб. Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно статьуправление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмовсаморегуляции и государственного регулирования. Целесообразно, чтобы вразработке и внедрении системы регулирования занятости, кроме Федеральнойслужбы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ,Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службывзаимодействовали на всех уровнях управления и другие «причастные» органыисполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитетпо поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральноеуправление по делам о несостоятельности (банкротстве) при ГоскомимуществеРФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образованияМежведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки иреализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственныекомиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органахисполнительной власти. Формирование и эффективное функционирование системы регулированиязанятости и безработицы объективно требует наличия адекватнойинформационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих местнеобходимо проведение статистических группировок предприятий с различнойформой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступитьФедеральная служба занятости.[3] Заключение Безработица и инфляция - естественные спутники рынка труда,вызывающие социальную напряжённость в стране, развитие забастовочногодвижения. Безработные- часть экономически активного населения страны, котораяне может применить свою рабочую силу, становится «излишним населением»,лишённым возможности на различный по продолжительности срок трудиться иполучать трудовой доход. Статус безработного в России присваивается трудоспособным гражданам,которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости вцелях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней. Негативными социально- экономическими последствиями безработицыявляются: рост численности населения, относящегося к маргинальным группам;рост числа криминальных элементов в обществе; рост психологическойподавленности безработных; рост числа самоубийств, численности алкоголикови наркоманов; снижение естественного прироста населения и продолжительностижизни. Под социальной защитой населения от безработицы понимается комплексмер по обеспечению гарантий в области занятости. Государство гарантируетбезработному: выплату пособий по безработице, выплату стипендии в периодпрофессиональной подготовки, возможность участия в оплачиваемыхобщественных работах, компенсацию затрат в связи с добровольным переездом вдругую местность по предложению службы занятости, оплату за счет службызанятости периода временной нетрудоспособности потерявшим работу изаработок. Основные формы материальной поддержки безработных - пособие побезработице и доплаты на иждивенцев, компенсации работникам, высвобождаемымиз организации. Помощь безработным включает также посредничество втрудоустройстве.[8] Список используемой литературы: 1. Ананьев А. «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 – 1995. 2. Балацкий Е. «Россия: проблема безработицы в переходный период», «Проблемы теории и практики управления», № 1 –1993. 3. Батяева Т., Гарсия-Исер М., Касаткина А., Кутепова Н. «Безработица среди специалистов - российкий феномен», «Человек и труд», № 11 – 1993. 4. Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия безработице», «Человек и труд» № 9 – 1996. 5. Дикаpева А.А., Миpская М.И. «Социология труда» M.: Высшая школа, 1989. 6. Колосов В.«Правовое регулирование занятости», «Советские профсоюзы» №2 – 1992. 7. Котляр С. «Методология оценки безработицы», «Человек и труд», № 8 – 1993. 8. Матыцина Н. «Обеспечение занятости населения», «Экономист», №4 – 1992. 9. Мацкуляк И.Д. «Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический аспект)» М.: Экономика, 1990.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Создание Службы занятости в России icon«Создание Службы занятости в России»
Структура расходов средств фонда занятости по регионам с различным уровнем безработицы 10
Создание Службы занятости в России iconРеферат на тему "государственная служба занятости и ее фуhкции" содержание введение Проблемы занятости населения на современном этапе Предпосылки создания службы занятости населения
Одна из них проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной
Создание Службы занятости в России iconСлужбы занятости
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических...
Создание Службы занятости в России iconСлужбы занятости
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических...
Создание Службы занятости в России iconБезработица в России и задачи Государственной службы занятости

Создание Службы занятости в России iconГосударственная политика в области занятости Содержание
Цель, задачи, функции, структура и финансирование государственной службы занятости 5
Создание Службы занятости в России iconЭтапы развития и особенности системы формирования Фонда занятости
В настоящее время в России Фонд занятости (ФЗ) пережива­ет глубокий кризис. К числу общих причин ухудшения его финансо­вого положения...
Создание Службы занятости в России iconОтчет Центра развития профессиональной карьеры о результатах мониторинга трудоустройства выпускников 2008-2009 уч г
Показатель выпускников, состоящих на учете в службе занятости, составил 5,1 и остался на уровне 2008 года. При взаимодействии црпк...
Создание Службы занятости в России iconПостановление Правительства российской федерации о финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения от 2 июля 2007 г.
Утвердить прилагаемые Правила финансирования материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение...
Создание Службы занятости в России iconПостановление Правительства российской федерации о финансировании материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение в другую местность по предложению органов государственной службы занятости населения от 2 июля 2007 г.
Утвердить прилагаемые Правила финансирования материальных затрат безработных граждан в связи с направлением их на работу или обучение...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы