Тема: Начало Великой Отечественной войны icon

Тема: Начало Великой Отечественной войны



НазваниеТема: Начало Великой Отечественной войны
Дата конвертации05.07.2012
Размер133,03 Kb.
ТипДокументы
скачать >>>

Номинация «История и обществознание»


Тема: Начало Великой Отечественной войны.





Нечеухина Ольга Михайловна

Учитель истории и обществознания

МОУ «Раскатихигская СОШ» Притобольного района


Ход урока


Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Все вы сегодня проснулись, пришли в школу и сейчас вы сидите в этом классе – это наше настоящее. Все мы верим в доброе светлое будущее. Но есть еще и прошлое, которое неразрывным образом связано с настоящим. Каждый раз на уроках истории мы возвращаемся в прошлое.

Давно отгремели залпы орудий, выцвели траурные платки матерей…. Уходит прошлое, но не забывается. Поколение за поколением, как эстафету мужества передает память о подвигах наших солдат, и время бессильно умалить их. Мы, сегодняшние, обязаны своей жизнью, счастьем своим, им, ветеранам Великой Отечественной…. Чтобы жить в настоящем, надо помнить и знать прошлое.

И сегодня я вам предлагаю вернуться в трагический 1941 год. Тема нашего занятия - начало Великой Отечественной войны. (слайд №1) Эпиграфом нашего урока я взяла слова Р. Рождественского.(слайд №2)


Мечту пронесите

Через века.
И жизнью наполните,
Но о тех,
Кто уже не придет.
Никогда,
Заклинаю:
Помните!



Перед вами план нашего занятия.(слайд №3) Мы рассмотрим первые месяцы войны, первые неудачи, первые битвы, первые подвиги.


План урока.

  1. Трагическое начало.

    • канун войны

    • начало войны

    • силы и планы сторон

    • неудачи Красной армии летом 1941 г.




  1. Битва за Москву.

  2. Героическая оборона Ленинграда.




  1. Трагическое начало.

У вас на парте лежат рабочие листы, в ходе моего рассказа я предлагаю вам ответить на вопросы, после каждого вопроса впишите свой ответ.


Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы в конце объяснения учителя.

Вопросы лежат на парте, после каждого вопроса ученики вписывают правильный ответ.


Учитель.

Канун войны.

Весной 1941 г. приближение войны ощущалось всеми. (слайд №4) Советская разведка почти ежедневно докладывала Сталину о планах Гитлера. Советский разведчик Р.Зорге сообщал не только о перебросках немецких войск, но и сроках нападения Германии. Однако поступали и другие сообщения. Сталин был уверен в том, что Гитлер не нападет на СССР, пока сопротивляется Англия. Он считал, что война с Германией может начаться не раньше лета 1942 г.

Оставшееся до войны время Сталин стремился использовать с максимальной выгодой для подготовки к войне. Стремясь оттянуть военное столкновение, Сталин, ставший 5 мая 1941 года председателем СНК СССР, опасался давать немцам повод для обвинения Советского Союза в подготовке к войне, в нарушении договора о ненападении. Поэтому Сталин медлил с приведением советских войск в боевую готовность. Только за несколько часов до начала войны разрешил отдать приказ о приведении войск приграничных военных округов в боевое положение. Но во многие дивизии и полки этот приказ поступил уже после начала военных действий.

Обратите внимание на рабочие листы: вы должны дать ответ на первые два вопроса:


-Как вы думаете, являлись ли планы Германии по захвату СССР тайной для советского руководства?

- Почему Сталин не прислушался к советским разведчикам?

Таким образом, мы видим, что планы Германии не были тайной для советского руководства. Сталин был уверен в том, что война начнется не раньше лета 1942 года.

Начало войны. (слайд№5-7)

22 июня 1941 года на рассвете без объявления войны, нарушив Пакт о ненападении, германская армия обрушилась всей мощью на советскую землю. Тысячи артиллерийских орудий открыли огонь по советской территории. Немецкая авиация нанесла удары по аэродромам, военным городкам, населенным пунктам Прибалтики, Белоруссии, Украины. Так началась ВОВ советского народа. Она продолжалась1418 дней и ночей – почти четыре героических года. В полдень первого дня войны с обращением к народу выступил первый заместитель Председателя СНК, нарком иностранных дел СССР Вячеслав Михайлович Молотов.

Прочитаем отрывок из выступления В.М. Молотова по радио 22 июня 1941г. (слайд №8)


Учащийся зачитывают документ.


Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких- либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолетов наши города… Не первый раз нашему народу приходится иметь дело с нападающим врагом. В своё время на поход Наполеона в Россию наш народ ответил Отечественной войной, и Наполеон потерпел поражение…. То же самое будет и с зазнавшимся Гитлером…. Красная армия и весь наш народ вновь поведут победоносную Отечественную войну за Родину, за честь, за свободу…. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!


В тот же день была объявлена мобилизация, введено военное положение в западных районах страны. Были образованы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго- Западный, Южный фронты. Верховным главнокомандующим был назначен Сталин. 30 июня вся полнота власти была сосредоточена в руках Государственного Комитета Обороны, председателем которого стал Сталин. (слайд №9-11)

Внимание на рабочие листы: ответьте на следующие два вопроса:


- Когда и какими действиями началась Великая Отечественная война?

- Как вы думаете, какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена, как Отечественная?

Итак, ВОВ началась внезапно и неожиданно для советского народа, который поднялся на защиту своей Родины.


Силы и планы сторон. (слайд №12)

22 июня в смертельной схватке столкнулись две крупнейшие к тому времени военные силы. Германия и выступившая на её стороне Италия, Финляндия, Венгрия, Румыния, Словакия имели:

190 дивизий против 170 советских. Численность противостоящих войск с обеих сторон была примерно равна и составляла в общей сложности около 6 миллионов человек. Примерно равным с обеих сторон было и количество орудий и минометов:

48 тысяч у Германии и союзников, 47 тысяч у СССР. По численности Танков (9,2 тыс.) и самолетов (8,5 тыс.) СССР превосходил германию и её союзников (4.3тыс. танков и 5 тыс. самолетов).

С учетом опыта войны в Европе план «Барбаросса» предусматривал ведение «молниеносной войны» против СССР на трёх основных направлениях – на Ленинград (группа армий «Север»), Москву (группа армий «Центр») и Киев (группа армий «Юг»). Найдите, ребята, эти направления на карте. (слайд №13)

В короткий срок при помощи, главным образом, фланговых танковых ударов предполагалась разгромить основные силы Красной Армии и выйти на линию Архангельск- Волга- Астрахань.

Обратитесь к листам опроса и ответьте на вопрос:


- На каких основных направлениях вели наступление германские войска?


У обучающихся на парте карты.

Вывод учителя: Таким образом, на начало войны силы противоборствующих сторон были равны, Германия надеялась на быстрый исход войны.


Неудачи Красной Армии летом - осенью 1941 г. (слайд №14-17)

Внезапность и мощь удара противника, его численное превосходство были настолько велики, что уже через три недели оказалась оккупирована Литва, Латвия, Белоруссия, значительная часть Украины, Молдавии и Эстонии. Враг продвинулся вглубь советской земли на 350-600 км. За короткий срок Красная Армия потеряла более 100 дивизий (3/5 всех своих западных приграничных округов). Были уничтожены или захвачены противником более 20 тыс. орудий и минометов, 3,5 тыс. самолетов (из них 2 тыс. были уничтожены прямо на аэродромах в первый день войны), 6 тыс. танков, более половины складов материально-технического обеспечения. Основные силы войск Западного фронта оказались в окружении. Фактически в первые недели войны оказались разгромлены все силы первого эшелона Красной Армии. Военная катастрофа казалась неминуемой. Однако легкой прогулки у немцев (на что рассчитывали гитлеровские генералы, опьяненные победами в Западной Европе) не получилось. Только убитыми враг потерял в первые недели войны до 100 тыс. человек (это превосходило все потери гитлеровской армии в предыдущих войнах), 40 процентов танков, почти 1 тыс. самолетов. Тем не менее, немецкая армия продолжала сохранять решающий перевес сил.


Ответьте на следующий вопрос:

- В чем вы видите причины неудач Красной Армии в первые месяцы войны?


Вывод учителя: Причинами неудач Красной Армии являются: внезапность и мощь ударов противника.

Одним из самых грандиозных сражений того времени была битва за Москву.


2.Битва за Москву. (слайд№18)

Захват Москвы немцы считали важнейшей задачей всей военной кампании на Востоке. Для её осуществления германское командование разработало план под кодовым названием «Тайфун». Почти половина всех сил, которыми располагали гитлеровцы на Восточном фронте – 75 дивизий – были брошены на Москву. Немцы превосходили оборонявшиеся силы Красной Армии: в живой силе - в 1,4 раза, в танках- в 2,2, в самолетах – в 2,6 раза. Операцию «Тайфун» гитлеровское командование планировало завершить к середине ноября 1941 г. (слайд №19 -20)

Сейчас, ребята, я предлагаю вам поработать в трех группах.

Каждой группе нужно рассмотреть сражения, которые велись под Москвой. Первоначально с предложенным текстом работает каждый самостоятельно, потом его воспроизводят. Прием называется «Цепочка», после ознакомления со сражением по тексту, предоставленному обучающимся, они по цепочке ведут рассказ. Учитель в любое время может остановить отвечающего и предложить продолжить рассказ другому. В свою очередь следующий может исправить или дополнить рассказ предыдущего.

Обучающиеся работают в трех группах (1+3).


Текст 1 группе. Сражение под Вязьмой. (слайд №21-22)


30 сентября – 2 октября началось генеральное наступление немецких войск на Москву. В результате мощных танковых ударов им удалось прорвать оборону вновь созданного Западного фронта. Вскоре стало ясно, что противник пытается охватить с флангов советские войска.

4 октября командующий фронтом генерал-лейтенант И. С. Конев связался по телефону с Верховным Главнокомандующим И. В. Сталиным и доложил обстановку, но указаний получить не успел: связь прервалась. Когда же связь, наконец, восстановили, и Ставка дала разрешение на отвод войск, было уже поздно.

6 октября немцы взяли Вязьму, окружив таким образом две армии Западного и две армии Резервного фронтов. Всего, по немецким источникам, в «мешке» оказалась более 600 тысяч советских солдат и офицеров, в том числе бойцов московского ополчения, которых не успели даже как следует вооружить и обучить.

Советские войска продолжали сражаться в окружении под командованием генерал-лейтенанта М.Ф. Лукина. В течение целой недели они вели бои, безуспешно пытаясь вырваться из кольца. 12 октября Лукин созвал последнее совещание командиров. Решено было силами двух дивизий сделать еще одну попытку прорыва. Собрали все имевшиеся снаряды, и на следующий день у села Богородицкого ударная группа пошла на прорыв. Силы были неравные. 19 тысяч советских бойцов осталось лежать на поле боя, прозванного в последствии «Долиной смерти». Прорваться удалось немногим.

Оставшиеся в «мешке» получили приказ разделиться на группы и самостоятельно искать пути выхода из окружения. Орудия и машины, чтобы не достались врагу, были уничтожены. Сам генерал Лукин был тяжело ранен и попал в плен, где ему пришлось ампутировать ногу.

Вывод учителя:

Поражение Красной армии под Вязьмой открыло немцам дорогу на Москву.


Текст 2 группе. Подвиг подольских курсантов. (слайд №23 -25)


5 октября командующий Резервным фронтом сообщил в ставку: «Положение на левом фланге Резервного фронта создалось чрезвычайно серьёзное. Образовавшийся прорыв вдоль Московского шоссе закрыть нечем…. Фронт своими силами задержать наступление противника не может». В тот же день советский самолет-разведчик обнаружил многокилометровую колонну немецких танков, беспрепятственно двигавшуюся на город Юхнов, стоявший всего в 130 километрах от столицы.

Поначалу в Ставке этой информации не поверили. Ведь на протяжении всего пути от Юхнова до Москвы не было никаких войск, способных задержать наступление немцев. А чтобы подвести резервы, требовалось несколько дней. Что делать?

И тут командование вспомнило, что в подмосковном городе Подольске находятся два военных училища, пехотное и артиллерийское, около 3.5 тысяч курсантов. Решено было ими закрыть образовавшуюся брешь. От курсантов требовалось задержать противника на пять-семь дней, пока не подойдут резервы Ставки.

5 октября было воскресенье. В этот день многих курсантов приехали навестить родители, друзья. Неожиданно в 15 часов объявили боевую тревогу. Командование решило срочно послать под Юхнов передовой отряд курсантов, который задержал бы на время немцев и позволил основным силам занять рубежи обороны. Выбор пал на 6 роту пехотного училища, к которой присоединился дивизион курсантов-артиллеристов: всего около 370 человек. Совершив 60-километровый марш-бросок, они поздно вечером прибыли на место назначения, а утром следующего дня вступили в бой.

Передовой отряд подольских курсантов сдерживал натиск немцев целых 5 суток. Они отбили множество атак немецких танков и пехоты, уничтожив около 1000 солдат и 20 бронемашин.

Курсантам, численностью около двух полков, противостояли 57-й мотострелковый корпус и 19-я танковая дивизия вермахта. Немцы рвались к Москве, не считаясь с потерями. Позиции курсантов непрерывно подвергались обстрелу и танковым атакам. Над их головами немецкая авиация устраивала так называемую карусель. 12-8 самолетов постоянно кружили в воздухе: одни, отбомбившись, уходили в сторону, другие, пикируя, сбрасывали бомбы, третьи готовились к бомбардировке. О накале боев тех дней дают представления дневниковые записи одного из участников событий:


«15 октября. За день- 14 налетов фашистских бомбардировщиков. В каждом налете участвуют 23-27 самолетов. В перерывах непрерывный обстрел из минометов и орудий…. Бомбы и снаряды рвались так густо, что вокруг нас вся земля превратилась в глубоко вспаханное поле».

В тот же день с немецкого самолета на головы курсантов вместо бомб неожиданно посыпались листовки. Германское командование призывало в них: « Доблестные красные юнкера! Вы мужественно сражались, но теперь ваше сопротивление потеряло смысл. Варшавское шоссе наше почти до самой Москвы. Через день–два мы войдём в неё. Вы - настоящие солдаты. Мы уважаем ваш героизм. Переходите на нашу сторону»

Никто из курсантов не струсил, не сдался в плен.

В другой раз немцы пошли на хитрость. В тылу обороны подольских курсантов показалась танковая колонна. Над передней машиной развивался красный флаг. «Наши! Наши идут на выручку!» - обрадовались курсанты, вылезли из окопов и только потом разглядели черные кресты на броне. Вероломную атаку фашистов удалось отбить.

20 октября состоялся последний бой. Накануне немцы взяли город Малоярославец, находившийся у курсантов в тылу. Дальнейшая оборона Ильинского рубежа стала бессмысленной. Командование отдало приказ отступить. К тому времени Ставка подтянула к Москве резервы – 5 свежих стрелковых дивизий. Положение было спасено. От отряда осталось 30 человек, но свою задачу он выполнил.

Вывод учителя:

Маршал Жуков писал о подвиге подольских курсантов: «Своим героическим самопожертвованием они сорвали план быстрого захвата Малоярославца и помогли нашим войскам выиграть необходимое время для организации обороны на подступах к Москве».

Им было всего по 18- 19 лет, и навеки им останется столько. Я предлагаю вам прочитать повесть Григория Бакланова. «Навеки - девятнадцатилетние», в этой повести рассказывается о курсантах военных училищ, которые молодыми уходили на фронт защищать нашу Родину.


Текст 3 группе. Подвиг Панфиловцев. (слайд №26-30)


Враг вплотную подошел к столице. По решению ГКО началась эвакуация из Москвы правительственных учреждений, крупных промышленных предприятий, населения. Были подготовлены к взрыву все важнейшие объекты города на случай прорыва немцев. 20 октября в Москве было введено осадное положение.

16 ноября немцы начали новое генеральное наступление на Москву. Главный удар они направляли вдоль Волоколамского шоссе, где один из наиболее опасных участков обороны занимала 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Васильевича Панфилова.

Утром 16 ноября у железнодорожного разъезда Дубосеково, в 7 километрах от Волоколамска, рота панфиловцев приняла смертельный бой с многократно превосходящими силами фашистов.

Легендарным стал подвиг группы бойцов во главе с политруком Василием Клочковым, надолго задержавшим более 30 танков противника. Говорят, он обратился к солдатам со словами, ставшими впоследствии крылатыми: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!»

К концу ноября войска Западного фронта получили значительное подкрепление из восточных районов страны. Это позволило 5-6 декабря перейти в контрнаступление советских войск под Москвой. Были освобождены город Калинин, Солнечногорск, Клин, Истра. В ходе зимнего наступления советские войска разгромили 38 немецких дивизий. Враг был отброшен на 100- 250 километров от Москвы.


Вывод учителя:

Победа под Москвой имело огромное политическое значение. Она означала крах немецких планов «Молниеносной войны». В боях под Москвой сражались и наш земляк Николай Осипович Мальков. Всё войну он прошагал с автоматом «Максим»

Немаловажное значение имела и героическая оборона Ленинграда.

3.Героическая оборона Ленинграда. (Слайд №31-34)

8 сентября немецким войскам удалось полностью блокировать город. Немецкая авиация уничтожила склады с продовольствием.


Чтение учителем поэтических текстов наизусть. (слайд № 35)

Ответьте на поставленные вопросы:

- Что для вас показалось неожиданным в стихотворении?

- Какие факты о блокадном Ленинграде вы узнали из стихотворения?


Был день как день.

Ко мне пришла подруга,

не плача, рассказала, что вчера

единственного схоронила друга,

и мы молчали с нею до утра.

Какие ж я могла найти слова?

Я тоже - ленинградская вдова.

Мы съели хлеб, что был

отложен на день,

в один платок закутались вдвоём,

и тихо-тихо стало в Ленинграде.

Один, стуча, работал метроном….

И стыли ноги, и томилась свечка.

Вокруг её слепого огонька

Образовалось лунное колечко,

похожее на радугу слегка.

Когда немного посветлело небо,

мы вместе вышли за водой и хлебом

и услыхали дальней канонады

рыдающий, тяжелый, мерный гул:

то Армия рвала кольцо блокады.

вела огонь по нашему врагу.


Послушайте второй отрывок и найдите ключевую фразу, отражающую, на ваш взгляд, основную мысль текста.

И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на 5 минут – пустяк.
Поломка эта – не угроза.
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора –
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне – до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря “священным даром” назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех -
Хотя бы крошку бросить наземь.

Давайте просмотрим видео фрагмент «Блокадный Ленинград».

Какие факты о блокадном городе вы ещё узнали из фрагмента?

Вывод учителя:

Поставки продовольствия осуществлялись по «Дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера, обратным рейсом вывозили население.

В Курганской области было создано 150 детских домов и интернатов для эвакуированных детей из Ленинградской области.

Всего от голода, болезней и бомбёжек погибло около 1 миллиона ленинградцев. Лишь в январе 1943 года блокада города была прорвана.

В боях под Ленинградом совершил подлинный подвиг и наш земляк Николай Васильевич Банников.


Итог урока.

Закончился наш разговор о незабываемых страницах истории. Подвиг советского народа живет в наших сердцах и сегодня.

Возвращаясь к цели урока, ответим на вопрос: «Кому же мы обязаны сегодняшним настоящим?»

Закончить урок я бы хотела тоже словами Р. Рождественского. (слайд№36)


Люди!

Покуда сердца стучат, -

помните!

Какой ценой завоёвано

счастье,

Пожалуйста, помните!


Ребята, спасибо за сегодняшнюю встречу, за работу на уроке. Мне бы хотелось спросить вас, что вы узнали на уроке, что поняли, что запомнили. Дайте устную оценку своей деятельности на уроке, пользуясь данной схемой самооценки. (слайд №37)




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Тема: Начало Великой Отечественной войны iconТема: Начало Великой Отечественной войны
Является первым уроком при изучении Великой Отечественной войны. Предлагается работа с художественными текстами, историческими документами,...
Тема: Начало Великой Отечественной войны iconВикторина по теме «Кубань в огне Великой Отечественной войны». Экскурсия в музей
Тема сегодняшнего урока посвящена Кубани в годы Великой Отечественной войны. Эта тема вам уже знакома и сегодня мы с вами попробуем...
Тема: Начало Великой Отечественной войны iconА. Твардовский Начало Великой Отечественной войны. Неудачи Красной Армии в 1941 – 1942 гг
Ввс достигал 32,3%. Резко ухудшился качественный состав военных кадров. Лишь 7,1% имели высшее военное образование. Более того, к...
Тема: Начало Великой Отечественной войны iconАктуальные проблемы предыстории великой отечественной войны
Великой Отечественной войны. Это вызвано прежде всего тем, что в советской историографии относительно периода 1939-1941 гг существовало...
Тема: Начало Великой Отечественной войны iconРатного подвига неисчерпаема. Никогда не сотрутся в памяти народа суровые годы Великой Отечественной войны. Курганская область рождена в период Великой Отечественной войны,
Отечественной войны. Курганская область рождена в период Великой Отечественной войны, в дни, когда прославленная 64-я армия под командованием...
Тема: Начало Великой Отечественной войны iconНачало Великой Отечественной войны и битва под Москвой
Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г. Краткий справочник. Изд. Республика. М. 1995 г
Тема: Начало Великой Отечественной войны iconВеликой Отечественной войны в прозе XX века
Билеты по литературе, 11 класс. Билет №17: Как понимают счастье герои и автор поэмы Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"? Чтение...
Тема: Начало Великой Отечественной войны iconРеферат на тему: «Здравоохранение в годы Великой Отечественной войны на Тамбовщине»
Организация госпитальной базы в Тамбовской области в первые месяцы Великой Отечественной войны
Тема: Начало Великой Отечественной войны iconАсы великой отечественной войны
Приложение №1 Характеристики некоторых истребителей Великой Отечественной Войны стр. 1-21
Тема: Начало Великой Отечественной войны iconАвторы проекта Фамилия, имя
Проект представляет собой изучение темы истории Великой Отечественной войны. Акцент работы сделан на освещение войны потомками тех,кто...
Тема: Начало Великой Отечественной войны iconНачало Великой Отечественной войны и битва под Москвой

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы