Культура России во второй половине 18 века icon

Культура России во второй половине 18 века



НазваниеКультура России во второй половине 18 века
Дата конвертации05.07.2012
Размер282,12 Kb.
ТипРеферат
Культура России во второй половине 18 века


ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ СФЕРЫ БЫТА И УСЛУГ УФИМСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА Кафедра истории и культуры Контрольная работа по культурологии Культура России во II пол. XVIII в. Студента заочного факультета группа ГУЗ 01-40 Буренин А.А. шифр 2399 – 303 Проверила: доцент кафедры и культуры, канд. ист. наук Шафикова А.В. г.Салават, 1999 г. Содержание стр.1. Введение ……..…………………………………………….. 22. Развитие науки и техники во II пол. XVIII в .………………. 43. Формирование антикрепостнической идеологии и отражение ее в литературе II пол. XVIII в. ……………….. 84. Творчество русских художников II пол. XVIII в.: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский и др.V ………….. 105. Архитектура, музыка, театр в России II пол. XVIII в …... 156. Список используемой литературы …………………….. 20 1. Введение Во второй половине XVIII в. в России продолжает развиватьсянациональная культура. Однако в отличии от предыдущего периода времени накультуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засильеиностранцев. В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотякрепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все жецарскому правительству приходилось принимать некоторые меры пораспространению образования – этого требовала эпоха. В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливопрослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенномрасширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влиянияпринципа сословности на постановку просвещения. Согласно уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г., В каждомгубернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а вуездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двухклассах обучали чтению и письму, изучали священную историю. В двух старшихклассах изучали историю географию, геометрию, механику, физику и т. д. Вобоих типах училищ было введено предметное преподавание. Претворение Устава народных училищ обеспечило резкое увеличение числанародных школ. Если в 1782 г. в стране насчитывалось всего 8 школ с 518учащимися, а в 1786 г. их было 165 с 11088 учащимися, то в конце столетия –288 школ с 22290 учениками. Наряду с расширением сети народных школ, предназначавшихся для низшихслоев общества, из которых впрочем, крепостные крестьяне исключались,увеличилось число сословных школ, предназначавшихся исключительно длядворян в конце XVIII в. существовало 5 кадетских корпусов вместо одного впервой половине столетия. Новым типом учебного заведения для дворянявлялись благородные пансионы. В 1764 г. в ближайшей к Петербургу деревне Смольной создается Институтблагородных девиц. При Смольном имелось мещанское отделение для девочек недворянского происхождения. В институте помимо общеобразовательныхдисциплин, воспитанниц обучали правилам поведения в семье и в обществе, атакже домоводству: кулинарии, шитью, уходу за детьми и т. д. С распространением образования тесно связано развитие науки.Необходимость познания законов природы и повышенный интерес к изучениюресурсов страны вызывались экономическими потребностями. Одним из серьезнейших препятствий на пути распространения научныхистин была церковь. Препятствовали развитию науки стародавние обычаи исуеверия, за которые еще держалась немалая часть населения страны. Научные знания носили во времена средневековья, как правило,узкопрактический характер. Так, изучение свойств различных растений былосвязано с применением их в народной медицине, географические иастрономические знания были необходимы для купцов, проникавших со своимитоварами во все более отдаленные области страны и в зарубежные страны, и т.п. Такой узкий практицизм, отсутствие теоретической постановки естественнонаучных проблем ограничивали кругозор и тоже тормозили развитие научныхзнаний. Словом, препятствий на пути развития науки было множество. Но всемсколько-нибудь наблюдательным и дальновидным людям становилась все болееочевидной опасность отсталости России в научном и техническом отношении. 2. Развитие науки и техники во II пол. XVIII в. Развитие науки — процесс сложный, требующий и соответствующейматериально-технической базы, и людей, которые могут и хотят заниматьсянаукой, и общественной Среды, способной проявить понимание и оказатьподдержку научным изысканиям. В условиях феодально-крепостнического строябыстрых изменений произойти не могло, даже когда созревала настоятельнаяпотребность в научных знаниях и эта потребность была осознана вправительственных кругах. Как и во второй четверти XVIII века, основным центром научнойдеятельности оставалась Академия наук. К ней прибавился новый учебный инаучный центр – Московский университет, а также Горное училище в Петербурге(1773) и Российская Академия (1783), занимавшаяся изучением русского языкаи грамматики. В развитии отечественной науки выдающееся место занимал М.В.Ломоносов, а среди иностранных ученых – крупнейший математик XVIII векаЛеонард Эйлер (1707-1783 гг.), вырастивший ученых из русских учеников.Среди них С.К. Котельников, разработавший вопросы теоретической механики иматематической физики, С.Я. Разумовский – основоположник отечественнойастрономии Именно в Академии наук развернулась деятельность Михаила ВасильевичаЛомоносова. Ломоносовский период — ярчайшая страница в историиПетербургской Академии наук. Это был период борьбы за научное мировоззрение. Кризис средневековогомировоззрения, начавшийся в России в XVII века, а в передовых европейскихстранах в эпоху Возрождения, не привел немедленно к полной победе нового,рационалистического объяснения природных явлений. Средневековье отрицалоисследование природы, поиск причин и закономерностей — все объяснялосьбожественным провидением. Чтобы освободить человеческий разум от средневековых религиозных оков,нужно было все объяснить с позиций разума, проникнуть в глубь явлений, т.е., как писал Ломоносов, “сыскать причины видимых свойств, в телах наповерхности происходящих, от внутреннего их сложения”. Для этоготребовалось время и колоссальное напряжение сил. Жгучая потребность истремление все исследовать и объяснить рационалистически и делало ученыхмасштаба Ломоносова энциклопедистами. Действительно, нет, кажется, такойобласти тогдашней науки, которой бы не занимался Ломоносов. “Ломоносовобнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сейдуши, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог,художник и стихотворец, он все испытал и все проик…” Борьбу с пережиткамисредневекового мировоззрения, с его защитниками в лице церковных властей,Ломоносов вел вполне сознательно и открыто. Сломить антинаучную реакцию втех условиях было нелегко, и Ломоносов добивался, по крайней мере, чтобыневежды не могли “ругать наук в проповедях”. Нужно оговориться, что Ломоносов, подобно большинствуестествоиспытателей того времени, не был атеистом. Наука XVIII века все ещеглубоко увязает в теологии, так как в качестве последней причины повсюдуищет и находит “толчок извне, необъяснимый из самой природы”. Этопротиворечило стремлению все объяснить рационалистически, но таким было этовремя — оно полно противоречий. Везде искали рационалистических причин, ноостанавливались — перед первым толчком. Известно, сколько энергии отдавал Ломоносов распространению науки,основанию Московского университета, проблемам “сохранения и размноженияроссийского народа” — просветительству в самом высоком смысле этого слова. О методах научных исследований Ломоносова дают понятие отзывы о егоработах Л. Эйлера. Эйлер отмечает, что Ломоносов выбирает для исследованияактуальные проблемы, не останавливаясь при этом перед трудностями: ”…Онпишет о материях физических и химических весьма нужных, которые поныне незнали и истолковать не могли самые остроумные люди…” Эйлер говорит обостроумии научных гипотез Ломоносова, о смелости его теоретической мысли,не замыкающейся в эмпиризме. Гипотезы Ломоносова не беспочвенны, они“правдоподобны”, т. е. Основаны на понимании законов природы. Количество выполненных Ломоносовым исследований, широта охвата имразличных наук и научных проблем поразительны. Ломоносов был в силахсделать еще больше, а сделанное им могло бы оказать несравненно большеевлияние на развитие науки. Но слишком много было препятствий, обусловленныхв конечном счете, феодально-крепостническим строем, засильембюрократических методов руководства наукой. Ряд важнейших трудов Ломоносовабыл впервые издан только в XX веке. Ломоносов разрабатывал в той или иной степени почти все отраслитогдашней науки. Другие ученые, работавшие тогда в России, не были такэнциклопедичны, но и они трудились над разработкой важных теоретических ипрактических проблем. Главные усилия в то время направлялись на развитие военного дела,фортификации, овладение астрономическими знаниями, необходимыми длямореходства, на поиски полезных ископаемых, новых речных и морских путей,картографирование страны и т. д. Пристальным вниманием пользовалось изучение природных ресурсов страны.Систематическое научное исследование природных условий страны,организованное государством, началось уже при Петре I. С этой целью было возобновлена практика организации комплексныхэкспедиций, обследовавших различные районы России. Шла разведка богатств иевропейского центра страны, бассейна Печоры, Якутии и других районов. Всегобыло отправлено 5 экспедиций, объединенных общей целью и планом. Среди нихэкспедиция руководимая солдатским сыном академиком И.И. Лепехиным. Еёмаршрут пролегал от Москвы до Астрахани, а оттуда через Гурьев и Оренбург кгорным заводам Урала и берегам Белого моря. Богатый материал собралпрофессор Н.Я. Озерецковский, путешествовавший по северу страны и районуЛадожского озера. Опубликованные отчеты руководителей экспедиций содержатбогатейший материал о флоре и фауне, реках и озерах, рельефе, описаниегородов и населенных пунктов с их достопримечательностями, экономическойхарактеристикой районов и промышленных предприятий. Огромную научнуюценность представляет этнографический материал, в том числе относящийся кнародам Севера, Сибири, Кавказа и других районов: сведения об одежде,жилищах обрядах, орудиях труда и т.д. К академическим экспедициям примыкают экспедиции промышленных людей,отправлявшихся осваивать острова Тихого океана, а также берега Америки.Наряду с хозяйственным освоением новых земель и привидением в российскоеподданство местного населения экспедиции составляли более совершенные картыостровов и обстоятельное описание их флоры и фауны. Среди исследователейвыдающееся место занимает Г.И.Шелихов, составивший в 80-х гг. XVIII векаописание Алеутских островов и организовавший освоение Русской Америки(Аляски). Благодаря трудам российских ученых, таких как Крашенинников, Гмелин,Паллас, Озерецковский, Зуев, получили значительное развитие география,ботаника, зоология, минералогия. Это способствовало развитиюпромышленности, сельского хозяйства, сельского хозяйства, промыслов, путейсообщения и т. д. Заметные успехи прослеживаются в развитии медицины. Если во временаПетра 1 в России существовало единственное медицинское училище, то к концустолетия их стало три. Кроме того, в столице была открыта Медико-хирургическая академия, а при Московском университете – медицинскийфакультет. Особо остро в России стояла борьба с эпидемиями чумы и оспы. В 1768 г.Екатерина пригласила в Россию английского медика и сама первой сделалпрививку от оспы. Оспопрививание того времени (вариоляция) хотя и неизбавляло от заболевания, но значительно сокращало число смертельныхисходов. Мировое признание получили труды о чуме Д.С. Самойловича,являвшиеся итогом изучения свирепствовавшей в России эпидемии в 1770-1772гг. Его вывод о том, что чума передается не по воздуху а отсоприкосновения, имел большое практическое значение, поскольку и позволялнаметить эффективные средства борьбы с эпидемией. Вторая половина XVIII века примечательна небывалым взлетом техническоймысли. Развитие промышленности и других отраслей народного хозяйствастимулировало научную и техническую мысль. Это находило выражение вмногочисленных изобретениях и усовершенствованиях машин, станков,инструментов, в создании технической литературы. Широко известны именавыдающихся изобретателей XVIII века: А. Нартова, И. Ползунова, И. Кулибина,Фроловых и многих других. В 60-е гг. развернулась деятельность великого русского изобретателяИ,И. Ползунова, прославившегося изобретением в 1764-1765 гг. универсальнойпаровой машины, которой можно было приводить в действие любые заводскиемеханизмы. Ползунову, таким образом, принадлежит честь первому открыть векпара – он это сделал на 20 лет раньше, чем Дж.Уайт. Машина Ползунова былапущена через несколько дней после его смерти в 1766 г. Другим крупнейшим изобретателем того периода был И.П. Кулибин, внесшийогромный вклад в развитие технической мысли. Если изобретение Ползунова пораспоряжению заводской администрации было уничтожено, то знаменитые часы«яичной фигуры» сохранились до наших дней. Кулибин в 1776 г. разработалпроект одноарочного деревянного моста через Ниву длиной в 298 м. Проектостался неосуществленным. Творческая мысль Кулибина охватила разнообразныеотрасли техники. Он разработал проекты «самобеглой коляски», протезов дляинвалидов, прожектора, лифта и т. д. Судьба изобретений как и изобретателей была одинаковой: оба закончилижизнь в нищете, а большинство их изобретений не получили применения и былизабыты. Значительны шаг вперед сделали гуманитарные науки: история,экономическая и правовая науки, языкознание и др. Вторая половина XVIIIвека выдвинула ряд крупных историков – М.В. Ломоносова, М.М. Щербатова,И.Н. Болотина и др. Научная и техническая мысль русских людей напряженно работала. Однаконаука в те времена оказывала на производственную и хозяйственную жизньгораздо меньшее влияние, чем могла бы. Причина этого — в крепостническомстрое, все более тормозившем развитие как производства, так и науки. Русская наука сделала к концу XVIII века большой шаг вперед.Развиваются не только естественные науки, но и гуманитарные. И все же, какни велики были успехи, как ни значительны достижения, Россия продолжалаотставать от передовых стран. Особенно это касается внедрения достиженийнаучной мысли в производство. Много было препятствий на путираспространения передовых научных взглядов. 3. Формирование антикрепостнической идеологии и отражение ее в литературе II пол. XVIII в. Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществудворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде былираспространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразныеповести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьянотразил «Плач холопов», появившийся среди крепостных крестьян в 1767-1768гг. т.е. накануне крестьянской войны. В сочинение описано бесправиекрепостного крестьянина, глумление над ним барина; жалобы на неправый судзавершаются угрозой «злых господ под корень переводить». Появляетсямножество сатирических повестей, пародирующих царский суд, солдатскуюслужбу, волокиту в правительственных инстанциях. Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремянаправлениями. Первое из них – классицизм воплотился в творчестве А.П.Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических исатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателемрепертуара русского театра. Сумароков по своим идейно-политическим взглядам примыкал кконсервативному лагерю. Он считал дворянство первенствующим сословием вгосударстве, а крепостное право незыблемым институтов в русской жизни.Вместе с тем он выступал против церковного суеверия и домостроевскогоуклада семейной жизни, был сторонником женского образования. Свой долгписателя он видел в просвещении дворянства. Герои его комедий либо добродетельны, и он им симпатизирует, либоотталкивающе безобразны. Таким выведен герой трагедии «Дмитрий самозванец».Как положительные, так и отрицательные герои трагедий Сумарокова выглядятне живыми людьми, а резонерами, изъясняющимися выспренным языком. Комедии Сумарокова, как и трагедии выполняли воспитательные функции,они были нацелены на исправление нравов и устранение человеческих пороков(«Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению» и др.). Другим направлением в русской литературе было начинавшееся оформлятьсяхудожественно-реалистическое. Здесь самый крупный след оставил Д.И.Фонвизин – автор комедий «Бригадир» и бессмертного «Недоросля». Комедии Фонвизина внешне схожи с сочинениями классицизма: в них 5актов, соблюдено единство времени и места. Соответствуют требованиямклассицизма имена действующих лиц: в фамилиях заложена их характеристика.Присущим стилю классицизма положительным персонажам присвоены фамилииПравдина и Стародума, а отрицательным героям – Простаков, Вральман,Кутейкин, Скотинин. Однако содержание комедий отходит от каноновклассицизма: в них выведены не отвлеченные действующие лица, наделенныелибо пороками, либо добродетелями, а живые люди, художественно обобщенныехарактеры, порожденные крепостнической действительностью. В «Недоросле»представлена галерея действующих лиц, воспитанных в условиях крепостногорабства: дикая крепостница Простакова, находящийся под её пятой супруг,наконец, лица, причастные к воспитанию Митрофанушки: гувернер Вральман,недоучившийся семинарист Кутейкин, солдат Цифиркин и др. Проблемавоспитания являвшаяся ведущей в системе воззрения просветителей, волновалаи Фонвизина, считавшего, что корень зла в воспитании. Объективное значение комедий Фонвизина выходит за рамки бичеваниянедостатков воспитания, они обличают пороки крепостничества, допускавшегобесчеловечное обращение с крестьянами. В уста идеального дворянинаСтародума Фонвизин вкладывает слова: «угнетать рабством себе подобныхбеззаконно». Язык героев комедии индивидуализирован, а художественная обобщенностьеё столь велика, что Митрофанушка стал нарицательным именем, а некоторыевыражения комедии приобрели значения поговорок («не хочу учиться, хочужениться», «убояся бездны премудрости» и др.). Треть направление известно под именем сентиментализма. Приверженцысентиментализма показывают чувства рядового человека, иногда ничем невыделяющегося. В психологических романах и повестях сентименталистыизображают интимную жизнь, семейный быт. В их произведениях герои уходят отобщественной действительности, уединяются на лоне природы. Для сентиментализма характерна идиллическая картина сельской жизни:барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают емууважением и послушанием. Тем самым затушевывались социальные противоречияэпохи и рабское положение крепостного крестьянина. Вместе с тем усентименталистов крестьяне обладают теми же душевными качествами, что идворяне. Самым крупным представителем этого направления был Н.М. Карамзин,а самым значительным его произведением «Бедная Лиза». В основу повести положен сентиментальный вымысел об отношениях междубедной крепостной девушкой Лизой и молодым офицером Эрастом. Идиллическиеотношения завершаются трагедией: соблазненная Лиза кончает жизньсамоубийством. 4. Творчество русских художников II пол. XVIII в.: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский и др. XVIII век был знаменателен для России заметными переменами изначительными достижениями в области искусства. Изменились его жанроваяструктура, содержание, характер, средства художественного выражения. И вархитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусствовыходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, впетровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. Встановлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможнобыло полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачиоказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастеране только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русскихлюдей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовкибыла посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многиерусские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии,Англии, Германии. Я думаю, что именно на этом этапе русское искусствовступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями,выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которыепредстояло пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройкихудожественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями,в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законысредневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей ииконописи. Идея основания в России своей школы разных художеств появилась ещепри Петре I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотяпрошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею.Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Это былаи Петербургская типография, и Оружейная палата в Москве, однаконеобходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенноочевидной в середине XVIII века. И в 1757 г., в Петербурге состоялосьоткрытие Академии трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М.В.Ломоносова и И.И. Шувалова (президент Академии 1757 г. –1763 г.) сюдаприбыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам.Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н. Жилле,живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др., которым многим обязана русскаякультура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована вРоссийскую императорскую Академию художеств. В это время Академиястановится и законодателем художественных идей, и учебным заведением. В еесреде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россиюна весь мир, это были и архитекторы И. Старов, В. Баженов, скульпторы Ф.Шубин, Ф. Гордеев, художники А. Лосенко, Д. Левицкий и др. С основаниемАкадемии художеств эпизодические поездки русских учеников за границупревращаются в постоянную практику учебы и работы за границей, которойудостаивались лучшие выпускники. Во второй половине XVII столетия вместе с другими видами искусства вРоссии, живопись переживает серьезные изменения. В определенной мере ониподготавливают те коренные реформы, которые происходят в ней в начале XVIIIвека. Вступая на позиции искусства нового времени со значительнымзапозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношенииевропейскими странами, русская живопись по-своему отражает общиезакономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светскоеискусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге иМоскве, но уже со второй половины XVIII века получает значительноераспространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвлениеживописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества. Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесномконтакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщемудостоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а такжешироко используя опыт соседних государств. Вместе с тем. Как уже давноустановили исследователи, искусство в целом и живопись в частности, напротяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярковыраженный национальный характер. В этот период в России творили величайшиемастера своего дела – представители отечественной художественной школы ииностранные живописцы. Наиболее интересным явлением в искусстве петровскойэпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И.Н. Никитин (ок. 1680 – 1742 Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительнымразнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основаниемАкадемии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи,которые прежде были представлены лишь работами старых и современныхзападноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописипоследних десятилетий XVIII века связаны с искусством портрета. ТворчествоФ. С. Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых обаятельных итруднообъяснимых страниц нашей культуры. Уже в довольно зрелом возрасте онбыл принят в Академию художеств. Его ранние произведения – портреты Г. Г.Орлова (1762-1763 гг.), Е. Б. Юсуповой (1756-1761 гг.) свидетельствуют оего причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля есть и вкоронационном портрете Екатерины II (1763 г.), ставшей образцом дляизображения весьма взыскательной императрицы. Еще много портретов вышло из-под кисти художника – поэт В. И. Майков (1769-1770 гг.), почти всесемейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М. А. Воронцова идети (1770-е). В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретахФ. С. Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственнойзначимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши В. Е.Новосильцевой (1780 г.), знатной дамы Е. Н. Орловой. Современником Рокотовабыл Д. Г. Левицкий (1735-1822 гг.). Сын священника Левицкий родился наУкраине. Его отличает умение передавать внешнее сходство модели в сочетаниис её психологическим образом. Около 20 лет Левицкий возглавлял портретныйкласс Академии художеств и не только участвовал в воспитании целой школырусских портретистов, но задавал тон и уровень высокой репутациипортретного искусства в России. Сфера его живописи шире, чем рокотовская.Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты и парадное изображение врост. Неудивительно, что круг его заказчиков весьма обширен. Это и богачДемидов, чью картину он нарисовал в 1773 г., и светская красавица УрсулаМнишек (1782 г.), и итальянская актриса Анна Давиа-Бернуци (1782 г.).Важное место в творчестве Левицкого занимает работа над портретом ЕкатериныII, получившим отражение в «Видении Мурзы» Г. Р. Державина. Возвышенная,мифологизированная интерпретация не могла не нравиться императрице, котораяболее чем внимательно относилась к своим изображениям. В. Л. Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейшихрусских портретистов XVIII века. Боровиковский, как и Левицкий, родом сУкраины. Родился в семье казака. Начинал он церковным иконописцем. Уже впервые петербургские годы он сблизился с кружком, возглавляемый Н. А.Львовым, и неоднократно портретировал близких к этому обществу лиц.Довольно быстро при поддержке друзей, знакомых и пользовавшегося успехомпри дворе австрийского живописца И. Б. Лампи, Боровиковский становитсяпопулярным среди широкого круга петербургского дворянства. Художникпортретирует целые семейные «кланы» - Лопухиных, Толстых, Арсеньевых,Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственнымканалам. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины II, еемногочисленных внуков, министра финансов А. И. Васильева и его жены. Нанего обратила внимание Екатерина: он в 1783 г. украшал в Кременчуге дворец,предназначавшийся для коронованной путешественницы. Преобладающее место втворчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Полотна художникаочень нарядны благодаря грациозной постановке моделей, изящным жестам иумелому обращению к костюму. Герои Боровиковского обычно бездеятельны,большинство моделей пребывает в упоении собственной чувствительностью. Этовыражают и портрет М. И. Лопухиной (1797 г.), и портрет Скобеевой (середина1790-х г.), и изображение дочери Екатерины II и А. Г. Потемкина – Е. Г.Темкиной (1798 г.). Большое внимание художник уделяет малоформатным ипрекрасно удавшимся ему миниатюрным портретам. Так же Боровиковский – авторряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после1800-х гг. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что напротяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путьстановления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражениев преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа,исторического и бытового жанров. В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваянияпоявления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не зналаРоссия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принеслановая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоенииклассической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службуфранцузский скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурныйкласс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния вРоссии, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII-века,окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф. Гордеев, М. Козловский, И.Прокофьев, Ф. Щедрин, Ф. Шубин, И. Марос и другие. Рассмотрим наиболееизвестные работы и стилевые тенденции этих и некоторых других выдающихсяскульпторов того времени. Наиболее полно овладевает принципами зрелогоклассицизма Иван Мартос (1752-1835 гг.). Он создает вполне классическиепроизведения, заметно отличающиеся чистотой и ясностью своей формы от работдругих мастеров. После окончания Академии художеств Мартос длясовершенствования мастерства едет в Рим. Где непосредственно соприкасаетсяс античной скульптурой. Мартос – мастер широкого диапазона, обращавшийся кразнообразной тематике. Особенно заметный след он оставил в разработке темыклассического надгробия и городского монумента. Он был известен и каквеликолепный мастер декоративно-лепных работ, пробовал заниматьсяпортретом. Его дарование как монументалиста в полной мере раскрылось впамятнике Минину и Пожарскому в Москве, ставшем эталонным произведением –он нашел новые пути соединения монументальной пластики не только склассическими зданиями, но и с пространственным городским ансамблем,превзойдя всех своих предшественников. Последователен в своей эволюции кклассицизму был и Иван Прокофьев (1758-1828 гг.). По сравнению с другимимастерами у Прокофьева сильнее чувствуется сентименталистская струя,придавшая особую мягкость и лиризм его образам. Самое лучшее в его наследии– это рельефы, созданные для петербургской Академии художеств, в которых ондостигает исключительного совершенства формы в выражении величавой тишины,гармонирующих с классическим строем интерьера. В этом же контекстеразвивалось и искусство скульптора Федота Шубина (1740-1805 гг.). Благодарясвоему упорству и способностям он оказывается в Петербургской Академиихудожеств, где начинается блестящий расцвет его таланта. Ф. Шубинстановится непревзойденным мастером скульптурного портрета. Он выполнилмножество заказных портретов, бюстов. Это были бюсты А. М. Голицына, З. П.Чернышева и других известных деятелей екатерининской эпохи. К концу XVIII-века намечались и новые формы образного выражения в видесентименталистских, а затем и романтических настроений. Характерны в этомотношении бюсты П. В. Завадовского и А. А. Безбородко (1798 г.), такжевыполненные Шубиным. Вместе с тем в поздних работах художника заметна идругая тенденция- усиливается конкретизация портретного образа, а в стиленарастают черты строгости и простоты. Этими признаками обладают зрелыеработы Шубина: бюсты Г. А. Потемкина (1791 г.), Е. М. Чулкова (1792 г.), М.В. Ломоносова (1793 г.), и др. Ф. Шубин показал своих современников внеповторимости индивидуальных особенностей их характера и склада души.Шубинский талант обусловил объективность и глубину его произведений,отразивших все многообразие и противоречивость эпохи. Художником одноготворения (созданного для России) можно назвать французского скульптора Э. МФальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа «Медныйвсадник» принесла ему славу великого мастера. Стремление к максимальномуобобщению толкало на путь отвлеченного от конкретности истолкованияпамятника: гранитная скала постамента в виде морской волны, вздыбленныйконь и растоптанная змея становятся олицетворением тех препятствий ивраждебных сил, которые приходилось преодолевать Петру I. В результатеродился символ, ставший олицетворением не только великих деяний Петра, но ипреобразованной им России. 5. Архитектура, музыка, театр в России II пол. XVIII в. Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития русскойархитектуры XVIII века. В стране, с запозданием выходившей наобщеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежнопротекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, впетровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которыепредстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Сущностьпереходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русскоеискусство образно говоря «примеряло» себя к разным европейским стилям, ещене сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизмаи рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынкарост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладуеще стане растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации,усиливается значение городов в жизни страны в целом. Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве сталароссийская столица Санкт-Петербург – ровесница века, задуманная как образецновой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многомоблегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалыхранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов, былимобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годысуществования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковоестроительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянныеконструкции так называемого «прусского образца» т. е. облегченный характерстен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях.Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающиеважнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпильПетропавловского собора, высота которого достигала 45 м. С размахом жекаменного строительства усовершенствовались и его инженерные основы, сталовозможно уменьшить толщину стен строившихся зданий без существенногоснижения прочности зданий. Например, во дворце А. Меньшикова наВасильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора илидаже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производствокак обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландскойрецептуре. Все это не замедлило дать результаты. Город был создан врекордные сроки - временный деревянный Петербург быстро сменился каменным.К концу царствования Петра I он уже удивлял приезжих иностранцев величием икрасотой. В созданном в 1751 г. труде о Петербурге автор имел основаниезаписать: «сей град столько распространен, приукрашен и возвеличен, чтоперед многими великими и древностью превозносящимися городами в Европеимеет знатное преимущество». В Петербурге впервые был разработан регулярныйплан застройки города и ставший градообразующий его основой. План П. М.Еропкина (1737) и последующие за ним проекты закрепили эту закономерностьразвития города. Качественно новое лицо приобрели и петербургские площади.Они получили географические очертания с обстройкой их протяженными фасадамигостиных домов, коллегий и других общественных зданий. Так выгляделаТроицкая площадь на Петроградской стороне. В середине века усилившаясястилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэтеПетербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен ицерквей. Причем в их виде вместо шпилей появились, подчеркнуто национальныемотивы пятиглавия, ярусности, башнеобразности, отчего силуэт города получилновые объемно-пластические акценты и несвойственные ему ранее живописныйхарактер. «Регулярная» российская столица Петербург становитсясимволическим воплощением образа самой абсолютистской империи с ее идеейвсеобщего порядка. Сферой, где также обретался опыт регулярногорегламентированного строительства, были основанные в первой половине века«города-крепости» и «города-заводы». Особое значение имел опытстроительства Таганрога, Воронежа, Азова, перепланировки таких городов какОренбург, Тверь и многих других. Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранныеархитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурнойшколы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771г.), сын итальянского скульптора К. Ф. Растрелли, служившего при дворефранцузского короля Людовика XIV, однако архитектурно-строительный опытприобрел в России; будучи одаренным художником, он сумел проявить себя какискусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России положение«обер-архитектора». Его творчество достигло апогея в 1740-1750 г. Наиболееизвестные его творения - это и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге(1748-1764 г.), созданный в традициях русских монастырских ансамблейпредыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М. И. Воронцова и С.Г. Строганова в Петербурге, но в наивысшей степени его талант проявился всоздании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 г.) в столице, Большойдворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце), и многом другом. Все ониярко характеризуют стиль барокко середины XVIII века и эволюцию творчествазамечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным представителемработавшим в России был Антонио Ринальди (1710-1794 г.). В своих раннихпостройках он еще находился под влиянием «стареющего и уходящего» барокко,однако в полной мере можно сказать, что Ринальди представитель раннегоклассицизма. К его творениям относятся: Китайский дворец (1762-1768 г.)построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме,Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 г.), относимый к уникальномуявлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине (1766-1781 г.) ставшийзагородной резиденцией графа Г. Г. Орлова. А. Ринальди выстроил такженесколько православных храмов, сочетавших в себе элементы барокко -пятиглавие куполов и высокой многоярусной колокольни. Известным русскимпредставителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученикархитектора Коробова – Кокоринов А. Ф. (1726-1822 г.). К известным егопроизведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизмапринято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного наНевской набережной Васильевского острова (1764-1788 г.). Необычайнокрасивый фасад и многофункциональные кабинеты и залы этого зданиясоответствовали все возрастающему престижу русского искусства. Известныммосковским архитектором, украсившим облик Москвы по праву считается БаженовВ. И. (1737-1799 г.). Начальные познания в зодчестве он получил вархитектурной школе Д. В. Ухтомского и в гимназии Московского университета.Дипломат Французской академии художеств, присвоение звания профессораРимской национальной академии искусств, членство во Флорентийской иБолонской академиях художеств - поистине мировое признание его таланта. Повозвращении в Петербург (1765 г.) В. И. Баженова избрали академикомПетербургской Академии художеств, а в 1799г. он стал ее вице-президентом. Кпервым работам В. И. Баженова относятся строительство здания петербургскогоАрсенала (ныне не существует) и до сих пор не разгаданный проект Смольногоинститута (не осуществлен). С 1767 г. все внимание широко образованногозодчего поглотило ответственное поручение – проектирование и строительствоколоссального сооружения – Большого Кремлевского дворца и здания коллегийна территории Московского Кремля. В связи с этим в 1768 г. была созданаспециальная Экспедиция кремлевского строения, главным архитектором которойбыл назначен В. И. Баженов. В его архитектурную команду вошли известнейшиепроектировщики того времени, одним из которых был величайший впоследствииархитектор – М. Ф. Казаков. Новый дворец был задуман таким грандиозным(соответственно престижу великого государства), что мог скрыть за собойдревние строения Соборной площади, а это бы нарушило традиционный обликКремля, именно по этому своей "Инструкцией к строительству..." сам Баженовпровозгласил необходимость сбережения древних построек Кремля. В 1772 г.были завершены все проектные работы, а 1 июня 1773 г. произведенаофициальная закладка дворца. В. И. Баженов писал: «народы европейские,узрев восставший из недр земных новый Кремль, объяты будут удивлениемвеличавости и огромности оного и не увидят уже красот своих собственныхвеликолепий». Однако дальше торжественной закладки строительство дворцадело не пошло, и в 1775 г. была даже распущена архитектурная команда В. И.Баженова. Широко разрекламированный проект и строительство дворца былисредством укрепления государственного престижа Екатерины II, котораястремилась показать, что Россия под ее властью способна вести изнурительнуювойну и одновременно затевать грандиозное строительство. И тем не менее,несмотря на то, что выдающийся замысел В. И. Баженова осуществлен не был.его значение для русской культуры было весьма велико, и прежде всего дляокончательного утверждения классицизма как основного стилистическогонаправления в развитии отечественного зодчества. Кроме того, на проектеперестройки Кремля, прошли профессиональную подготовку многие известныемастера. Отказ от строительства, В. И. Баженов перенес стоически, неудачине сломили зодчего. Он занялся разработкой проектов частных строений позаказам московского дворянства. К наиболее значимым строениям этого периодастоит отнести ансамбль усадьбы и господского дома Пашкова в Москве (1784-1786 г.), неподалеку от Кремля. Это определило компактную и в высшейстепени оригинальную планировочную композицию. При проектировании домаПашкова Баженов выступил блестящим последователем идей французскогоклассицизма. Из усадебных городских домов в Москве, созданных в последнийпериод жизни Баженовым, следует отметить дом Юшкова на Мясницкой.Завершением творчества В. И. Баженова предстает проект строительстваМихайловского замка в Петербурге, однако, закончить его Баженову неудалось, и со значительными изменениями дворец был достроен архитектором В.Ф. Бренном. Еще один выдающийся русский архитектор – Казаков М. Ф. Своеобразование он получил в архитектурной школе Д. В. Ухтомского в Москве,большую роль в развитии природного дарования М. Ф. Казакова сыграла работав Твери, а затем семилетнее пребывание а архитектурной команде В. И.Баженова в период работы над проектом Большого Кремлевского дворца.Творческим кредо сформировавшегося Казакова был классицизм в его строгомпроявлении. Ярким примером этому служит огромное здание Сената в МосковскомКремле, искусно сооруженное им в 1776–1787 г. Можно предположить, чтохарактер архитектурного решения этого здания был навеян архитектуройнеосуществленного Кремлевского дворца В. И. Баженова. Следующим крупнымобщественным зданием, возведенным Казаковым в Москве, было четырехэтажноездание Университета на Моховой улице (1786 – 1793 г.). Это здание являетсяпрекрасным образцом классицизма, соответствующее престижу русской науки,имеющее строгий и репрезентативный вид. Важное место в архитектуремосковского классицизма и в творчестве М. Ф. Казакова занимает известноеобщественное здание – дом Благородного Собрания, мастерски перестроенныйархитектором. Также Казаковым была выстроена церковь Филиппа Митрополита наВторой Мещанской улице (1777-1788 г.). В строительстве мастер так жеиспользовал классическую круглую композицию применительно к православномухраму. Еще очень и очень многие выдающиеся русские и иностранные зодчиетрудились на благо России, именно их стараниями по красоте городов ивеличию зданий, Россия в XVIII встала в один ряд с западноевропейскимистранами. Еще множество прекрасных мастеров творило в этот период, и как быподводя итог этой эпохи, хотелось бы отметить, что XVIII век стал временем,благоприятствующим развитию русской культуры, определив две основные еелинии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, иместную, продолжающую развивать традиции народного творчества. Богатые помещики создавали в своих имениях театры, в которых играликрепостные актеры. Прекрасный театр был у графа Шереметева в подмосковномдворце Останкино. И строителями дворца и актёрами театра были крепостные.Их высокое искусство поражало современников. В середине XVIII в. был основан первый русский постоянный публичныйтеатр. Его создание связано с именем выдающегося русского актера ФедораГригорьевича Волкова (1729— 1763). которого называют «отцом русскоготеатра». Родился Волков в небогатой купеческой семье в городе Костроме.Потом он поселился в Ярославле, где и развернул свою замечательнуюдеятельность. В 1750 г. Волков основал в Ярославле публичный театр. Слава об этомтеатре достигла столицы, артистов вызвали в Петербург. Много мытарствиспытали артисты, пока наконец правительство издало указ об учреждении в1756 г. в Петербурге «Русского для представления трагедий и комедийтеатра». Руководителем театра сначала был писатель Сумароков, а потомВолков. Красивый, с живым, открытым лицом и прекрасным голосом, Волковзавоевал широкую славу исполнением трагических ролей. Нередко это были ролиборцов против тирании. Он сыграл множество героических ролей. Современникиотмечали, что и в комедиях Волков выступал с большим успехом. Талант егокак актера был поистине многогранен. Волков был человеком выдающегося ума и демократических убеждений. ПоэтФонвизин считал, что Волков мог бы быть «человеком государственным».Кипучая и плодотворная жизнь актера рано оборвалась: он умер в возрасте 34лет, простудившись во время маскарадного представления. Влияние Волкова на последующее развитие театра в России было огромно.Волков занимает почетное место в истории русской культуры. Список используемой литературы1. В. И. Пилявский, А. А. Тиц, Ю. С. Ушаков. «История Русской архитектуры.» Стройиздат. 1984 г.2. В. Н. Ткачев. «История архитектуры.» Высшая школа 1987 г.3. А. Н. Петров. «Русская архитектура первой половины XVIII века.» 1954 г.4. «История русской архитектуры.» Сов. Художник. 1956 г.5. «Энциклопедический словарь русского художника.» Педагогика. 1983 г.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Культура России во второй половине 18 века iconВнешняя политика России во второй половине 19 века
Развитие отношений России и Америки во второй половине XIX в а) Роль России в период Гражданской войны в сша(1861-1865 гг.) б) Историография...
Культура России во второй половине 18 века icon1. Основные конкретные экономические причины возникновения городских и сельских кредитных и сбытоснабженческих кооперативов в Европе во второй половине XIX века
Европе во второй половине XIX века. Особые условия зарождения кредитной городской и сельской кооперации, мелких торговцев, ремесленников...
Культура России во второй половине 18 века iconВнешняя политика России во второй половине 19 века

Культура России во второй половине 18 века iconПоложение Западных армян во второй половине XIX века положение западных армян во второй половине XIX века план: Усиление национального гнета Освободительное движение в 1860-1870-х годах 3

Культура России во второй половине 18 века iconФилософия права в России во второй половине XIX начала XX века

Культура России во второй половине 18 века iconОсновные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века

Культура России во второй половине 18 века iconИз истории развития педагогической мысли в России и западных странах во второй половине XIX века

Культура России во второй половине 18 века iconЭкономика России во второй половине XVIII века: расцвет или начало разложения феодально-крепостнической системы?

Культура России во второй половине 18 века iconКультура России начала XIX века
В первой половине XIX века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский,...
Культура России во второй половине 18 века iconРоссия во второй половине XIX века
Вторая половина XIX века занимает особое место в истории России. По значимости период можно сравнить разве только с эпохой Петровских...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы