Театр Древней Греции и Древнего Рима icon

Театр Древней Греции и Древнего Рима



НазваниеТеатр Древней Греции и Древнего Рима
студентка гр
Дата конвертации05.07.2012
Размер215,09 Kb.
ТипРеферат
Театр Древней Греции и Древнего Рима


Юридический факультет Реферат по культурологии на тему: Театр Древней Греции и Древнего Рима Выполнила: студентка гр. НО-108 Луковцева Елена Дмитриевна Проверил: Комаров Валерий Павлович Москва, 2003 г.СОДЕРЖАНИЕ:1. Введение 32. Древнегреческий театр 4 1. Происхождение драмы и театра Древней Греции 4 2. Театр Афин в V веке до нашей эры 6 2.2.1.Эсхил 6 2.2.2.Софокл 9 2.2.3.Еврепид 11 3. Архитектура театра Древней Греции 123. Древнеримский театр 13 1. Истоки римского театра 13 2. Театр эпохи республики 16 3. Римский театр императорской эпохи 19 4. Организация театральных представлений 214. Заключение 225. Список использованной литературы 23 1. ВВЕДЕНИЕ Слово «театр» происходит от греческого ??????? – основное значение –место для зрелищ. Для более полного раскрытия данной темы следует сказать,что же такое – театр. Это род искусства, в котором отражение жизнидостигается посредством драматического действия, осуществляемого актеромперед зрителями. Театр – это искусство синтетическое – в нем объединяютсявыразительные средства литературы, музыки, живописи, архитектуры и другихвидов искусств. Действенная природа театра находит отражение в драме, составляющейсодержание театрального представления. В театре «…толпа, ни в чем не сходная между собою, … может вдругпотрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться однимвсеобщим смехом» (Н. В. Гоголь). В театре зритель присутствует как бы присамом совершении событий и становится из нравственным соучастником,вовлекаясь в переживания действующих лиц. Зарождение элементов театра происходит в древнейших обрядах и играх,отражавших трудовые процессы. В основе представлений лежали мифы – сказанияо богах и героях. Смена времен года, посев и всход зерна нашли поэтическоеотражение в мотивах смерти и воскресения героя, составляющих главноемистериальных представлений, связанных с культом Осириса в Египте, Митры вИране, Бела-Мардука в Вавилоне, Деметры и Диониса в Древней Греции. 2. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР 1. Происхождение драмы и театра в Древней Греции Появлению драмы в Греции предшествовал длительный период, напротяжении которого главенствующее место занимали сначала эпос, а затемлирика. Рождение греческой драмы и театра связано с обрядовыми играми, которыепосвящались богам-покровителям земледелия: Деметре, ее дочери Коре,Дионису. Такие обряды иногда превращались в культовую драму. Например, вгороде Элевсине во время мистерий (таинств, на которых присутствовали лишьпосвященные) устраивались игры, во время которых изображалосьбракосочетание Зевса и Деметры, похищение Коры Плутоном, скитания Деметры впоисках дочери и возвращение Коры на землю. Дионис считался богом творческих сил природы; позднее он стал богомвиноделия, а потом богом поэзии и театра. Символами Диониса служилирастения, особенно виноградная лоза. На праздниках, посвященных Дионису, распевали не только торжественные,но и веселые карнавальные песни. Шумное веселье устраивали ряженые,составлявшие свиту Диониса. Участники праздничного шествия мазали лицовинной гущей, надевали маски и козлиные шкуры, т.к. Дионис изображался ввиде козла. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанрадревнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия, названнаятак по хору, состоявшему из сатиров. Трагедия отражала серьезную сторонудионисийского культа, комедия - карнавальную. Сатировская драмапредставлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конецопределили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драмуставили как заключение к представлению трагедий. Трагедия, по словам Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба,комедия - от запевал фаллических песен, т. е. песен, в которыхпрославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели этизапевалы с хором, примешивались элементы игры актеров. Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами словатрагедия и комедия. Слово трагедия происходит от двух греческих слов:трагос - "козел" и одэ - "песнь", т. е. "песнь козлов". Это название вновьприводит нас к сатирам - спутникам Диониса, козлоногим существам,прославлявшим подвиги и страдания бога. Слово комедия происходит от словкомос и одэ. "Комос" - это шествие подвыпившей толпы ряженых, осыпавшихдруг друга шутками и насмешками, на сельских праздниках в честь Диониса.Следовательно, слово комедия обозначает "песнь комоса". Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, котораяхорошо была известна каждому жителю Греции. Интерес зрителейсосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на тойобщественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокругвсем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматурготражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь,высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому рольтрагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитанииграждан была огромна. Уже во второй половине VI в. до н. э. трагедия достигла значительногоразвития. Античная история утверждает, что первым афинским трагическимпоэтом был Феспид (VI в. до н. э.). Первая постановка его трагедии(название ее осталось неизвестным) состоялась весной 534 г. до н. э. напразднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождениямирового театра. Феспиду также приписывают усовершенствование театральных костюмов имасок. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одногоисполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли, гипокрит("ответчик"), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора,изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическуюплощадку и возвращаться на нее. Таким образом, можно сказать, что ранняя греческая трагедия быласвоеобразным диалогом между актеров и хором и по форме напоминала скореекантату. При этом, хотя главную роль играл хор, актер с самого своегопоявления стал носителем действенного, энергичного начала. В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивампримешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или дажеединственными, хотя в целом комедия, по-прежнему, считалась посвященнойДионису. Так, во время комедии стали разыгрываться небольшие сценкибытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценкипредставляли собой элементарную форму народного балаганного театра иназывались мимами (в переводе значит "подражание", "воспроизведение";исполнители этих сценок также назывались мимами). Героями мимов былитрадиционные маски народного театра: базарный воришка, ученый-шарлатан,простак, дурачащий всех, и т. д. Песни комоса и мимы - это главныеистоки древней аттической комедии. 2.2. Театр Афин в V веке до нашей эры Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусстводостигло в творчестве трех великих трагиков V в. до н. э. - Эсхила,Софокла, Еврипида. Одновременно с ними писали и другие драматурги. Однакодо нас дошли только небольшие отрывки их произведений, а в некоторыхслучаях - лишь имена и скудные сведения. 2.2.1.Творчество Эсхила связано с эпохой становления Афинскогодемократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которые велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г. дон. э. и носили для греческих государств-полисов освободительный характер. Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм. До нас дошлиполностью только семь трагедий; из других произведений сохранилисьнебольшие отрывки. Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени, те огромныесдвиги в социально-экономической и культурной жизни, которые были вызваныкрушением родового строя и становлением афинской рабовладельческойдемократии. Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-мифологическим. Онверил, что существует извечный миропорядок, который подчиняется действиюзакона мировой справедливости. Человек, нарушивший справедливый порядок,будет наказан богами, и равновесие восстановится. Идея неотвратимостивозмездия и торжества справедливости проходит через все трагедии Эсхила. Эсхил верит в судьбу - Мойру, верит, что ей повинуются даже боги.Однако к этому традиционному мировосприятию примешиваются и новые взгляды,порожденные развивающейся афинской демократией. Так, герои Эсхила - небезвольные существа, безоговорочно выполняющих волю божества: человек унего наделен свободным разумом, мыслит и действует вполне самостоятельно.Почти перед каждым героем Эсхила стоит проблема выбора линии поведения.Моральная ответственность человека за свои поступки – вот одна из основныхтем трагедий драматурга. Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможностьболее глубокой разработки трагического конфликта, усилил действеннуюсторону театрального представления. Это был настоящий переворот в театре:вместо старой трагедии, где партии единственного актера и хора заполняливсю пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажи сталкиваются насцене друг с другом и сами непосредственно мотивировали свои действия. Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняет следы близости кдифирамбу, где партии запевалы перемежались с партиями хора. Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога, в которомсодержится завязка действия. Затем следует парод - песня, которую исполняетхор, вступая на орхестру. Далее идет чередование писодиев (диалогическихчастей, исполняемых актерами, иногда при участии хора) и стасимов (песенхора). Заключительная часть трагедии называется эксодом -это песней,исполняя которую хор покидает сцену. В трагедиях встречаются такжегипорхема (радостная песня хора, звучащая, как правило, в кульминационныймомент, перед катастрофой), коммосы (совместные песни-плачи героев и хора),монологи героев. Обычно трагедия состояла из 3-4 эписодиев и такого же количествастасимов. Стасимы разделяются на отдельные части-строфы и антистрофы,строго соответсвующие по структуре одна другой. При исполнении строф иантистроф хор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону. Строфа исоответствующая ей антистрофа написаны всегда в одном и том же размере, ановые строфа и антистрофа - в другом. Таких пар в стасиме бывает несколько;их замыкает общий эпод (заключение). Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флейты. Крометого, они нередко сопровождались танцами. Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга особовыделяются следующие: "Персы"(472 г. до н. э. ), где прославляется победагреков над персами в морском сражении при острове Саламине (480 г. до н. э.); "Прометей Прикованный" - самая известная трагедия Эсхила, повествующая оподвиге титана Прометея, подарившего огонь людям и жестоко за этонаказанного; трилогия "Орестея" (458 г. до н. э. ), в которой мастерствоЭсхила достигло своего расцвета. Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений своеговремени. В своих трагедиях он показывает победу прогрессивных начал вразвитии общества, в государственном устройстве, в морали. ТворчествоЭсхила оказало заметное влияние на развитие мировой поэзии и драматургии. 2.2.2. Софокл происходил из зажиточной семьи владельца оружейноймастерской и получил хорошее образование. Его одаренность проявилась уже враннем возрасте: с шестнадцати лет он руководил хором юношей, прославлявшемсаламинскую победу, а позже сам выступал как актер в собственных трагедиях,пользуясь большим успехом. В 486 г. Софокл одержал на конкурсе драматурговсвою первую победу над самим Эсхилом. Вообще вся драматургическаядеятельность Софокла сопровождалась неизменными успехами: он ни разу неполучал третьей награды - занимал чаще всего первые и редко вторые места. До нас дошло только семь трагедий Софокла, написал же он их свыше 120.Трагедии Софокла несут в себе новые черты. Если у Эсхила главными героямибыли боги, то у Софокла действуют люди, хотя и несколько оторванные отдействительности. Поэтому о Софокле говорят, что он заставил трагедиюспуститься с неба на землю. Основное внимание Софокл уделяет человеку, егодушевным переживаниям. Конечно, в судьбах его героев ощущается влияниебогов, даже если они и не появляются по ходу действия, и эти боги такжемогущественны, как и у Эсхила, - они могут сокрушить человека. Но Софоклрисует прежде всего борьбу человека за осуществление своих целей, егочувства и мысли, показывает страдания, выпавшие на его долю. У героев Софокла обычно такие же цельные характеры, как и у героевЭсхила. Сражаясь за свой идеал, они не знают душевных колебаний. Борьбаввергает героев в величайшие страдания, и иногда они гибнут. Но отказатьсяот борьбы герои не могут, потому что их ведет нравственный долг. Однако творчество Софокла сложно и противоречиво. Его трагедииотразили не только расцвет, но и назревающий кризис полисной системы,закончившейся гибелью афинской демократии. Греческая трагедия в творчестве Софокла достигает своего совершенства.Софокл ввел третьего актера, увеличил диалогические части комедии(эписодии) и уменьшил партии хора. Действие стало более живым идостоверным, так как на сцене могли одновременно выступать и даватьмотивировку своим поступкам три персонажа. Однако хор у Софокла продолжаетиграть важную роль в трагедии и число хоревтов было даже увеличено до 15человек. Интерес к переживаниям отдельной личности побудил Софокла отказатьсяот трилогий, где прослеживалась обычно судьба целого рода. По традиции онпредставлял на состязания три трагедии, но каждая из них быласамостоятельным произведением. Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла мифов. Это"Антигона" (около 442 до н. э. ), "Царь Эдип" (около 429 до н. э. ) и "Эдипв Колоне" (поставлен в 441 г. до н. э. , уже после смерти автора). В основе этих трагедий, написанных и поставленных в разное время,лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род.Сам того не зная, Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Черезмного лет, узнав ужасную правду, он выкалывает себе глаза и добровольноотправляется в изгнание. Эта часть мифа легла в основу трагедии "ЦарьЭдип". После долгих странствий, очищенный страданиями и прощенный богами,Эдип божественным образом умирает: его поглощает земля. Это происходит впригороде Афин, Колоне, и могила страдальца становится святыней афинскойземли. Об этом рассказывается в трагедии "Эдип в Колоне". Трагедии Софокла явились художественным воплощением гражданских инравственных идеалов античной рабовладельческой демократии периода ее.Этими идеалами были политическое равенство и свобода всех полноправныхграждан, беззаветное служение родине, уважение к богам, благородствостремлений и чувств сильных духом людей. 2.2.3. Социальный кризис афинской рабовладельческой демократии иобусловленная им ломка традиционных понятий и взглядов наиболее полноотразились в творчестве младшего современника Софокла - Еврипида. От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от 75 до92) и большое количество отрывков. Драматург приблизил своих героев к действительности; он, по словамАристотеля, изображал людей такими, "каковы они есть". Персонажи еготрагедий, оставаясь, как и у Эсхила и Софокла, героями мифов, наделялисьмыслями, стремлениями, страстями современных поэту людей. В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований и богиоказываются более коварными, жестокими и мстительными, чем люди. По своим общественно-политическим взглядам был сторонником умереннойдемократии, опорой которой он считал мелких землевладельцев. В некоторыхего пьесах встречаются резкие выпады против политиков-демагогов: льстянароду, они добиваются власти, чтобы использовать ее в своих корыстныхцелях. В ряде трагедий Еврипид страстно изобличает тиранию: господствоодного человека над другими людьми вопреки их воле ему представляетсянарушением естественного гражданского порядка. Благородство, по Еврипиду,заключается в личных достоинствах и добродетели, а не в знатномпроисхождении и богатстве. Положительные персонажи Еврипида неоднократновысказывают мысль, что безудержное стремление к богатству может толкнутьчеловека на преступление. Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопоннесскойвойны. Хотя он гордится военными успехами соотечественников, но в целомотносится к войне отрицательно. Он показывает, какие страдания несет войналюдям, прежде всего женщинам и детям. Война может быть оправдана только втом случае, если люди защищают независимость своей родины. Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных мыслителейчеловечества. Еврипид стал первым известным нам драматургом, в чьих произведенияххарактеры героев не только раскрывались, но и получали свое развитие. Приэтом он не боялся изображать низкие человеческие страсти, борьбупротиворечивых стремлений у одного и того же человека. Аристотель назвалего самым трагичнымиз всех греческих драматургов. 2.3. Архитектура театра Древней ГрецииПервоначально место для представлений устраивалось очень просто: хор сосвоими песнопениями и плясками выступал на круглой утрамбованной площадке-орхестре (от глагола орхеомай - "танцую"), вокруг которой и собиралисьзрители. Но по мере того, как возрастало значение театрального искусства вобщественной и культурной жизни Греции и по мере усложнения драмы возникланеобходимость в усовершенствованиях. Холмистый ландшафт Греции подсказалнаиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест:орхестра стала располагаться у подножия холма, а зрители размещались посклону.Все древнегреческие театры были открытыми и вмещали огромное количествозрителей. Афинский театр Диониса, например, вмещал до 17 тысяч человек,театр в Эпидавре - до 10 тысяч.В V в. до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения,характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части:орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай - "смотрю") искену (скенэ - "палатка", позже деревянное или каменное строение).Размер театра определялся диаметром орхестры (от 11 до 30 м). Скенарасполагалась по касательной к окружности орхестры. Передняя стена скены -проскений, имевший обычно вид колоннады, изображал фасад храма или дворца.К скене примыкали два боковых строения, которые назывались параскениями,которые служили местом для хранения декораций и другого театральногоимущества.Между скеной и местами для зрителей, занимавшими несколько более половиныкруга, находились проходы, через которые в театр до начала спектаклявходили зрители, а затем вступали на орхестру хор и актеры. Планировка греческого театра обеспечивала хорошую слышимость. Крометого, в некоторых театрах для усиления звука среди зрительских местразмещались резонирующие сосуды. Занавеса в древнегреческом театре не было,хотя возможно, что в некоторых пьесах какие-то части проскения временнозакрывались от зрителей. 3. ДРЕВНЕРИМСКИЙ ТЕАТР 1. Истоки римского театра С конца VI в. до н. э. Рим стал аристократической республикой во главес сенатом, состоящим из знатных римских граждан (нобилей). Рост рабства,разорение мелких землевладельцев и ремесленников, обострение классовыхпротиворечий – все это привело в I в. до н. э. к установлению в Римевоенной диктатуры, а затем империи. По своему культурному развитию римляне стояли значительно нижеэтрусков и греков. Через этрусков они познакомились с греческим алфавитом игреческой мифологией. В III в до н .э. римляне хорошо знали уже всех греческих богов,которым они дали римские имена. Греческое ремесло, искусство и архитектура,религия и мифология оказали громадное влияние на культуру латинян. В области литературы и театрального искусства римляне частозаимствовали готовые формы у греков. Тем не менее, нельзя видеть в римскойкультуре лишь одни заимствования. Ей присущи и многие оригинальные черты,восходящие к глубокой древности. Кроме того, многое, заимствованное угреков, подвергалось радикальной переработке в соответствии с потребностямии вкусами римского общества. Истоки римского театра и драма восходят, как и в Греции, к сельскимпраздникам сбора урожая. Еще в отдаленные времена, тогда Рим представлялсобой небольшую общину Лациума, по деревням справлялись праздники в связи сокончанием жатвы. На этих праздниках распевали веселые грубоватые песни,так называемые фесценнины. Как и в Греции, обычно выступали при этом дваполухория, которые обменивались друг с другом шутками и насмешками подчасязвительного содержания. Зародившись еще при родовом строе, фесценнинысуществовали и в последующие века, и в них, по свидетельству писателявремен Августа Горация, находила отражение и социальная борьба междупатрициями и плебеями. Гораций говорит, что фесценнинские насмешки нещадили и знати, которая и постаралась их обуздать – было установленострогое наказание всякому, кто будет порицать другого в злобных стихах. Существовала и другая форма примитивных зрелищ – сатура. Эти зародышидрамы в Риме испытали на себе влияние этрусков. Об зародыши драмы в Римеиспытали на себе влияние этрусков. Об этом интересно рассказывает римскийисторик Тит Ливий (I в. до н. э.). В 364г. до н. э. Рим постигло моровоеповетрие. Чтобы умилостивить богов, решили наряду с другими мерамиприбегать к учреждению сценических игр, “делу новому для воинственногонарода, так как до этого зрелища ограничивались только конскими бегами”. ИзЭтрурии были приглашены актеры. Это были плясуны, которые исполняли своитанцы под аккомпанемент флейты. Этрусским актерам стала потом подражатьримская молодежь, которая прибавила к пляске шуточный диалог, написанныйнескладными стихами, и жестикуляцию. Так возникли постепенно сатуры (подословному, переводу это слово обозначает “смесь”). Сатуры былидраматическими сценками бытового и комического характера, включавшими всебя диалог, пение, музыку и танцы, причем музыкальный элемент играл в нихсущественную роль. О влиянии этрусских актеров на формирование римского театра указываетэтрусское происхождение слова «гистрион», которым в Риме стали называтьнародных развлекателей. Другим видом ранних драматических представлений также комическогохарактера были в Риме ателланы. Римляне заимствовали их от племен осков вКампании (вероятно, около 300 г. до н. э.), когда Рим вел многолетние войныв Южной Италии. В Кампании был городок по имени Ателла. Быть может, поимени этого городка римляне и стали называть ателланой пришедшие к ним отплемени осков комические сценки, скоро вполне акклиматизировавшиеся в Риме.Сыновья римских граждан увлеклись этими играми и стали разыгрывать их в днипраздников. Участие в представлении ателлан не налагало на граждан никакогобесчестия, тогда как позже, когда у римлян появилась уже литературнаядрама, актерская профессия считалась постыдной. В ателлане действовали четыре постоянных комических персонажа. Этобыли Макк, Буккон, Папп и Доссен. Макк представлял собой дурака, котороговсе обманывали и били. Он был обжорой и в то же время крайне влюбчивым. Егоизображали лысым, с крючковатым носом, ослиными ушами и в короткой одежде.Буккон был парнем с раздутыми щеками и отвислыми губами. Он тоже любилхорошо поесть, но губы отвисли у него не столько об обжорства, сколько отболтовни. Папп – богатый, скупой и глупый старик. Доссен – хитрый горбун,невежда и шарлатан, который своей ученой болтовней умел внушать темнымлюдям к себе уважение. Эти четыре персонажа-маски были главными героями ателланы. Твердоготекста не имелось вовсе, поэтому при исполнении ателлан открывался широкийпростор для импровизации. Более подробную характеристику эти типы обретаютв ателлане, получившей литературную обработку (I в. до н. э.). К народной драме восходит и мим. Как и в Греции, мим воспроизводилсценки из народного быта, а иногда и выводил в шутовском виде богов игероев. Таким образом, можно сказать, что в Риме существовали примерно те жеобрядовые игры, что и в Греции. Но дальше слабых зачатков драмы дело непошло. Как мы видели, жанры ранних драматических представлений (ателлана,мимические пляски) были заимствованы римлянами у соседних племен. Этообъясняется общим консервативным укладом римской жизни и сильнымсопротивлением жрецов. Поэтому в Риме не сложилось такой богатойпоэтическими образами мифологии, которая в Греции послужила “почтой иарсеналом” греческого искусства, в том числе и драма. 3.2. Римский театр эпохи республики. В обстановке общественного подъема, вызванного победоносным окончанием1-й Пунической войны, на праздничных играх 240 г. до н. э. было решенопоставить драматическое представление. Постановку поручили греку ЛивиюАндронику, попавшему в Рим в качестве военнопленного после взятия Тарента в272 г. до н. э. Постановка Ливия Андроника дала толчок дальнейшему развитиюримского театра. С 235 г. до н. э. начинает ставить на сцене свои пьесы драматург ГнейНевий (около 280-201 гг. до н. э.), который принадлежал к римскомуплебейскому роду. В отличие от греческих драматургов, написавших обычно водном определенном жанре, он сочинял и трагедии и комедии. Трагедии егобыли также переделками греческих пьес. Но Невий занимался не толькопеределками трагедий с мифологическим сюжетом. Он был создателем трагедийиз римской истории. Такая трагедия называлась у римлян претекста. Иногдапретексты писались и на современные драматургам события. Однако наибольшейславы Невий достиг в области комедии. Литературная комедия, которая шла в Риме в III и почти на всемпротяжении II в. до н. э., представляла собой переработку новоаттической,т.е. бытовой комедии.. Римскую литературную комедию, являвшуюсяпереработкой греческих оригиналов, называли паллиатой, так как ее персонажиносили греческих плащ – паллий. Действующие лица паллиаты имели греческиеимена, и действие всегда происходило в Греции. Создателем паллиаты был Невий. Хотя он и придержался греческихоригиналов, но обрабатывал их гораздо свободнее, чем Ливий Андроник. Невийпервый применил в комедии так называемую контаминацию, т.е. соединение вримской пьесе сцен из двух греческих пьес. В свои комедии Невий внес некоторые черты современной ему римскойжизни, причем проявил демократизм и большую политическую независимость.Драматург заявлял о своем желании говорить свободным языком и рассматривалтеатр как арену бичевания пороков и раболепства. Невий допустил насмешкинад влиятельным родов Метеллов и по их требованию попал в тюрьму, изкоторой ему удалось выбраться лишь благодаря заступничеству народныхтрибунов. Но все же Невий не смог жить в Риме, – он был изгнан из отечестваи умер в Северной Африке. Одновременно с Невием и после него писали трагедии и другие поэты.Знаменитыми римскими трагиками III – II вв. до н. э. были Энний, Пакувий иАкций. Они брали для переработки произведения всех трех великих греческихтрагиков, но наиболее любимым оригиналом был для них Еврипид. Егостремление к реализму, элементы семейно-бытовой драмы в некоторых егопроизведениях делали их доступнее для римских зрителей, чем пьеса Эсхила иСофокла. В римской трагедии не могли ставиться во всей своей сложностиполитические, религиозно-философские и моральные проблемы, которыезатрагивала греческая трагедия. Слишком велико было различие и в социально-политическом строе, и в культурном уровне Греции V в. и Рима III – II вв.до н. э. Поэтому греческие оригиналы приходилось перерабатывать; этапереработка шла по линии насыщения трагедии событиями, запутанностидействия, усиления внешней патетики и чисто зрелищной стороны. Драматургистремились также придать римскую окраску некоторым эпизодам греческихтрагедий и чисто римские черты – характерам героев. Например, в трагедии“Ифигения” (автор – римский драматург Энний) Агамемнон похож скорее наримского патриция. Это прежде всего царь, он не может предаваться скорбикак простой человек. Народ, по его словам, в этом отношении имеетпреимущество перед царем: ему позволено плакать. Роль хора в римскойтрагедии значительно уменьшилась сравнительно с греческой трагедией.Хоровые партии перелагались в монодии и дуэты актеров. Несмотря на попытки драматургов приспособить греческую трагедию кримским вкусам, она оказывалась для значительной части римской публикисложной по своему содержанию. Простой народ в Риме с большим удовольствием смотрел комедию, котораябыла ему понятнее, так как ближе стояла к жизни. Ни трагедии, ни комедииэтой поры до нас не дошли. 2. Римский театр императорской эпохи В I в. до н. э. республика в Риме пала. После убийства Цезаря и победынад Антонием в 31 г. до н. э. императором в Риме стал Октавиан, получившийвпоследствии почетное прозвище Август ("Священный"). Август хорошо понималобщественное значение театра и всячески содействовал его развитию. Преждевсего, Август хотел возродить на римской сцене трагедию греческого типа,видя именно в ней средство улучшения и воспитания нравов своих граждан. Этистремления Августа были поддержаны одним из выдающихся римских поэтов,Горацием, и нашли отражение в его "Науке поэзии". Проводя политику Августа, Гораций выступает за идейное, содержательноеискусство, основой которого являются мудрость. Поэт, с одной стороны,должен быть человеком высокообразованным, так как он выступает каквоспитатель и наставник граждан. С другой - его искусство должно бытьэмоционально, изящно, поэтому ему нужно шлифовать свои произведения, преждечем выставлять их на суд публики. Однако все усилия Августа возродить на римской сцене серьезный жанр неувенчались успехом. Хотя представления устраивались часто, они носилиглавным образом развлекательный характер. Общественная роль театра заметноснизилась. Такая тенденция особенно усилилась при преемниках Августа. Снижение идейной роли театра сказалось прежде всего на его репертуаре.После установления диктатуры Октавиана трагедия пришла в упадок. Еслитрагедии и ставились во времена империи, то только в виде отдельныхэффектных сцен, дававшим возможность актерам показать свое мастерство. Этиактеры (их называли трагедами) надевали костюмы и маски, как длявыступления в трагедии, однако их роль сводилась в основном к пению, таккак актерские арии составляли главную часть представления. Исполнение арийиз трагедий как самостоятельное представление сохранилось в Римской империивплоть до последних дней ее существования. От трагедии императорской эпохи до нас не дошло ничего, кроме трагедийфилософа Сенеки. Трагедии Сенека начал писать в последние годы жизни, когда отношение кнему Нерона изменилось и он вынужден был более осторожно высказывать своивзгляды на существующие порядки. Всего он написал 9 трагедий, заимствуя ихсюжеты из греческой мифологии. По своему строению трагедии Сенеки тоже малоотличаются от греческих: партии хора чередуются у него с партиями героев,на сцене находятся не более трех актеров одновременно. Но под влияниемсоциальных и политических условий трагедии Сенеки получили новуюнаправленность. Мрачная эпоха Нерона, с ее жестокостями и угрозами кровавойрасправы, как дамоклов меч висевшей над каждым, определила разработку тем. Герои Сенеки - люди, наделенные сильными, испепеляющими страстями.Изображение этих страстей, невольно приводящих героя к гибели, изображениесильных аффектов, чудовищных пороков, состояний, близких к патологии, - всеэто становится главным для поэта. Среди героев Сенеки - жестокосердные тираны, попирающие все законычеловечности, способные на любые преступления ради удовлетворения своейстрасти. Героини, женщины с мужской душой, тоже не останавливаются ни передчем ради удовлетворения своих желаний. Персонажи трагедий Сенеки однолинейны: драматург выделяет какую-либоодну черту в характере и доводит ее до предела. В драмах Сенеки постоянновстречаются сцены страшной мести, кровавых преступлений. Очевидно, это былоотражением тогдашней жизни с ее атмосферой жестоких репрессий. До сих пор остается спорным вопрос о сценической жизни трагедийСенеки. Скорее всего они предназначены для чтения, но не для постановки:трагедии лишены динамики, некоторые сцены технически невозможно исполнить. 3. Организация театральных представлений Представления устраивались в Риме во время различных государственныхпраздников. Пьесы шли на празднике патрициев-Римских играх, проводившихся всентябре в честь Юпитера, Юноны и Минервы; на празднике плебеев -Плебейских играх, происходивших в ноябре; на Аполлоновых играх - в июле. Постоянного театрального здания в Риме не было вплоть до середины Iв. до н. э.; сооружению его противился консервативный сенат. Дляпредставления обычно на форуме воздвигался деревянный помост высотой вполовину человеческого роста. На сценическую площадку вела узкая лесенка в4-5 ступенек, по которой актеры поднимались на сцену. В трагедии действиепроисходило перед дворцом. В комедиях декорации почти всегда изображалигородскую улицу с выходящими на нее фасадами двух-трех домов, и действиеразвертывалось перед домом. Зрители сидели на скамейках перед сценой. Ноиногда сенат запрещал устраивать места в этих временных театрах: сидеть напредставлениях, по мнению сената, было признаком изнеженности. Всепостроенное для театральных игр сооружение ломалось сразу же после ихокончания. Играли в постановках уже не любители, а артисты-профессионалы. Ихназывали актерами или гистрионами. Римские актеры происходили из средывольноотпущенников или рабов и по сравнению с греческими занимали гораздоболее низкое общественное положение. Актеры объединялись в труппы во главес хозяином-антрепренером, который по договоренности с властямиорганизовывал театральное представление, где сам обычно играл главные роли.Все женские роли исполнялись мужчинами, женщин в труппы не брали. Актеры-профессионалы, выступавшие в трагедиях и комедиях в III-II в.до н. э., играли без масок. Маска появилась в этих жанрах довольно поздно -в 130 г. до н. э. Поэтому, в отличие от греков, римляне могли следить замимикой актеров. Маски использовались и раньше, но лишь в особых случаях -когда надо было, например, обыграть мотив двойника в комедии. В маскахтакже играли актеры-любители, принадлежавшие к высшим слоям общества. Важным событием в театральной жизни Рима было появление первогопостоянного театра, построенного из камня. Этот театр был сооружен в 55 гдо н. э. Гнеем Помпеем Великим и вмещал до 40 тысяч человек. В конце I в.до н. э. в Риме было построено еще два каменных театра: театр Бальба итеатр Марцелла. От последнего до сих сохранились остатки наружной стены,разделенной на три этажа, что соответствует трем внутренним ярусам. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Достигнув больших идейных и художественных высот, античный театрзаложил основы всего последующего развития европейского театра. Можно смелоутверждать, что театры Древней Греции и Древнего Рима стали основой дляпоследующего развития театрального искусства, которое продолжается и в нашидни. 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Культурология: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф. А. Н. Марковой. – 3-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 319 с. 2. Малая советская энциклопедия 3. История мировой культуры: Учеб пособие/ науч. Ред. Г. В. Драч. – Ростов н/Д.: Феникс, 2000. – 512 с. 4. Ильинская Л. С. Античность: Краткий энциклопедический справочник/ под ред. А. И. Немировского. – М.: Лабиринт, 1999. – 368 с.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Театр Древней Греции и Древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Театр Древней Греции и Древнего Рима iconКонтрольная работа по дисциплине «История экономических учений» на тему «Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
«Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима»
Театр Древней Греции и Древнего Рима iconРоль рабства в экономическом развитии Древней Греции и Древнего Рима

Театр Древней Греции и Древнего Рима iconХозяйственный механизм античного рабства (на примере Древней Греции и Древнего Рима)

Театр Древней Греции и Древнего Рима iconРеферат по культурологии на тему: «Древнегреческая и древнеримская культура: сравнительный анализ»
Приложение. Основные черты сходства и различия культуры Древней Греции и Древнего Рима 23
Театр Древней Греции и Древнего Рима iconКонтрольная работа по истории экономических учений на тему: Различия в подходе
Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима
Театр Древней Греции и Древнего Рима iconАнтичный стиль в интерьере
Чтобы вызвать ассоциации с дворцом или храмом Древней Греции и Древнего Рима, частично воссоздав образ колыбели европейской культуры...
Театр Древней Греции и Древнего Рима iconХозяйственный механизм античного рабства (на примере Древней Греции и Древнего Рима)
Классическое рабство — одна из центральных проблем историографии античности независимо от того, считают ли те или иные исследователи...
Театр Древней Греции и Древнего Рима iconТеатр в Древней Греции

Театр Древней Греции и Древнего Рима iconИстория театра древней Греции, Рима и средневековья

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы