Переходная экономика icon

Переходная экономика



НазваниеПереходная экономика
Дата конвертации04.07.2012
Размер377,16 Kb.
ТипРеферат
Переходная экономика


СодержаниеВведение ……………………………………………………………………… 21. Основные черты переходной экономики и особенности еефункционирования ………………………………………………………… 4 1.1. Основные черты переходной экономики ………………………. 4 1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденцииразвития переходной экономики …………………………………………… 42. Главные задачи переходной экономики и пути их решения …………. 93. Структура переходной экономики …………………………………….. 114. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике….. 155. Модели и разновидности переходной экономики ………………………. 16 5.1. Градуализм ………………………………………………………… 16 5.2. «Шоковая терапия» ………………………………………….. 176. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны спереходной экономикой ………………………………………………… 21Заключение ……………………………………………………………… 25Список литературы ……………………………………………………….. 26 Введение Необходимость реформирования экономики бывших социалистических странназревала давно. Она была обусловлена нарастающей из года в годнеспособностью административно-командной экономики обеспечивать устойчивыетемпы экономического развития. Положение осложнялось по мере исчерпанияэкстенсивных и предпринимаемых попыток использования интенсивных факторовроста. Неэффективность функционирования административно-командной системыобусловлена по крайней мере двумя существенными предпосылками. Во-первых,негибкостью, неспособностью этой системы быстро адаптироваться кэкономическим переменам. Формальное существование товарно-денежныхотношений подрывало здоровую конкуренцию производителей, ацентрализованное, директивное планирование подавляло хозяйственнуюинициативу. Во-вторых, для командной экономики характерна низкаяпроизводительность труда. Плановый характер управления экономикой,показавший свои позитивные черты в первые годы советской власти, вдальнейшем, по мере усложнения экономики, начал давать сбои и в итогеоказался неспособным эффективно реализовать достижения НТР. В результатестраны с плановой экономикой резко отстали от стран с развитой рыночнойэкономикой в техническом и технологическом отношениях. Все это и обусловилонеобходимость реформирования административно-командной экономики, еепреобразования в рыночную. Становление современной рыночной экономики - дело довольно сложное,поскольку предстоит коренным образом трансформировать сложившуюся напротяжении десятилетий административно-командную систему. Рыночная системафункционирует на принципиально иных механизмах экономического развития, чемадминистративно-командная, поэтому сформировать ее в сжатые срокиневозможно. Нельзя быстро изменить сложившуюся социально-экономическуюструктуру общества и преобразовать отношения собственности, создатьрыночную структуру и соответствующую нормативно-правовую базу,сформировать, наконец, новое мировоззрение у субъектов хозяйствования. Следовательно, переход от одной социально-экономической системы кдругой — весьма сложный процесс реформирования, трансформации и развития. Содной стороны, это процесс постепенного "подрыва" коренных социально-экономических отношений прежней системы и зарождения и развития в ее недрахновых, противоречиво соединяющихся с первыми. С другой стороны, постепеннов экономике будет происходить развитие и усиление отношений и элементовсовременного рыночного хозяйства и ослабление отношений и элементовадминистративно-командной системы. Таким образом, процесс становления современной рыночной экономикитребует довольно продолжительного периода времени, в течение которого будетсуществовать так называемая переходная экономическая система или переходнаяэкономика, представляющая собой некую смесь отношений и элементовадминистративно-командной и современной рыночной систем. Переходнаяэкономика характеризует как бы "промежуточное" состояние общества, когдапрежняя система социально-экономических отношений и институтов разрушаетсяи реформируется, а новая только формируется. Изменения, происходящие впереходной экономике, являются преимущественно изменениями развития, а нефункционирования, как это характерно для сложившейся системы. 1. Основные черты переходной экономики и особенности еефункционирования 1.1. Основные черты переходной экономики. Во-первых, для переходной экономики характерны изменчивость,нестабильность, носящие "безвозвратный" характер. Они не просто временнонарушают устойчивость системы, чтобы затем она вернулась в равновесноесостояние, а ослабляют ее, она постепенно уступает место другойэкономической системе. Эта неустойчивость, нестабильность состоянияпереходной экономики обусловливает, с одной стороны, особый динамизм ееразвития и соответствующий характер изменений —необратимость,неповторяемость, а с другой — рост неопределенности итогов развитияпереходной экономики, вариантов формирования новой системы. Во-вторых, для переходной экономики, представляющей собой некую смесьстарого и нового, характерно существование особых переходных экономическихформ. В-третьих, переходной экономике присущ особый характер противоречий.Это противоречия нового и старого, противоречия различных, стоящих за темиили другими субъектами отношений, слоев общества. Изменения, происходящие впереходной экономике, ведут в конечном итоге к смене экономической системы,а в социально-политическом плане переходные эпохи часто сопровождаютсярезким обострением противоречий, приводящих к социально-политическимпотрясениям. В-четвертых, характерной чертой переходной экономики является ееисторичность, что обусловлено особенностями экономического развитияотдельных стран. Проблемы, с которыми столкнулись восточноевропейскиестраны и новые независимые государства, входившие ранее в СССР, сложнеечем, например, проблемы латиноамериканских стран, где уже ранеесуществовали некоторые рыночные институты, и число государственныхпредприятий, подлежащих приватизации, исчислялось сотнями, а не тысячами. Ктому же конкретные уровни развития каждой страны обусловливают спецификупротекания переходных процессов. Общие для переходной экономикизакономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Всеэто необходимо учитывать при разработке программ реформированияэкономической системы в переходный период. 1.2. Особенности функционирования, закономерности и тенденции развитияпереходной экономики. Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью)воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой заменысуществующих экономических форм другими, желательными. Подобные действиянеизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционностьвоспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходнойэкономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старыхэкономических форм и отношений. Другой особенностью функционирования переходной экономики являетсяинтенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимостиэволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускоритьего путем осуществления той или иной программы реформ. Резко возрастаетроль субъективного фактора, от которого зависит правильность выбор0анаправлений и путей развития, и его практическая реализация. Успехускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены непроизвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построениясистемы действий в соответствующих направлениях. Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период,некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могутрассматриваться как закономерности. Их три: — утрата государством функций единоличного распоряжения экономическимиресурсами; — бюджетный кризис; — трансформационный спад. Как видим, эти закономерности носят в основном отрицательный характери находят выражение в кризисах. Это связано с тем, что в переходный периодэкономика переживает чрезвычайно болезненные перемены. Но только осознаниенеизбежности этих кризисов и их быстрое преодоление дает возможностьсоздать рыночную экономику. Главная закономерность переходного периода - утрата государствомфункций единоличного распоряжения ресурсами. Как известно, в периодкомандно-административной системы государство было единственнымсобственником и всесильным распорядителем всех материальных богатствобщества. Теперь значительная часть имущества переходит в частнуюсобственность, и государство теряет монопольную власть на принятиеэкономических решений. Это ведет к принципиальным изменениям положения государства вэкономике. Оно имеет три основных аспекта. Первый аспект состоит в следующем. Трансформация должна привести ктакому положению, при котором государство, будучи источником экономическогозаконодательства, действует согласно установленным им же законам. Этозначит, что после принятия закона все государственные органы должныруководствоваться законом и в случае нарушения подвергаться санкциям -подобно частным компаниям и гражданам. Если иное не оговорено в законе, тогосударственные органы и государственные предприятия должны действовать потем же правилам, что и остальные субъекты рынка. Например, при нарушенииусловий поставки товара потребителю государственные предприятия должнынести такие же санкции, как и частные компании. Включенность государства наряду с гражданами и организациями вправовую систему, регулирующую жизнь всего общества - одно из величайшихдостижений западной цивилизации, обеспечившее независимость субъектоврынка, а тем самым - полноценное функционирование рыночного механизма. Вторым аспектом изменения положения государства является формированиенового инструментария для воздействия государства на экономику. Конечно, влюбой, даже самой либеральной экономике, государство не должно оставатьсяпассивным наблюдателем. Но если в плановой системе экономическое управлениеосуществлялось за счет принудительных и адресных распоряжений, то врыночной системе государство располагает гораздо более мощным и гибкиминструментарием финансового регулирования. Речь идет о том, чтобывоздействовать на поведение всей массы субъектов рынка с помощью денежных,налоговых, валютных и иных финансовых регуляторов. Сила этого типарегулирования состоит в том, что оно в принципе допускает гораздо меньшельгот и исключений, чем план. Третьим аспектом является необходимость компенсации фиаско, илипровалов, рынка. Раз есть общие для всех переходных экономик формы и проявлениякризиса, то логично допустить и существование общих направлений впреобразовании экономических систем, которые можно было бы назватьзакономерностями постсоциалистического реформирования. Действительно, такиезакономерности есть. Их три: макроэкономическая (финансовая) стабилизация,приватизация и интеграция в мировое хозяйство. В обстановке стремительной инфляции, без твердой денежной единицыэкономика обречена на глубокий кризис. Например, производители избегаютинвестировать средства в производство, потому что не могут рассчитывать наполучение прибыли в условиях быстрого роста цен, хаоса и неопределенности вденежно-финансовой сфере. Второй неотъемлемый элемент трансформации - приватизация. Возможен лирынок без частной собственности? Некоторые ученые дают утвердительныйответ. Они ссылаются на размывание границ между формами собственности всовременной рыночной экономике. Не приходится спорить, например, с тем, чтоведущей организационно-правовой формой в развитых странах выступаютакционерные общества, в которых объединены десятки, сотни, а то и тысячивладельцев. В их число могут входить и государственные компании, ипартнерства, и кооперативы, и другие экономические организации. Не вдаваясь в тонкости этой научной дискуссии, отметим, что безчастной собственности рынок всё же невозможен. Конечно, в последниедесятилетия получили большое распространение компании со смешаннымкапиталом. Но в основе рыночных отношений лежит именно частнаясобственность. Ведь по своей природе рынок требует децентрализованногопринятия решений. Для этого нужны независимые собственники, действующие вконкурентной среде и стремящиеся к максимизации прибыли. Наконец, третья закономерность постсоциалистической трансформации -это интеграция в мировое хозяйство. Искусственная изоляция советскойэкономики от мирового рынка явилась одной из главных причин отставаниянашей промышленности по качеству и технологическому уровню продукции.Отечественные предприятия не могли воспользоваться преимуществамимеждународного разделения труда. Закрытость экономики сопровождаласьавтаркией, т. е. формированием самодостаточной экономической системы, вкоторой производилась вся номенклатура промышленной продукции, хотя многиевиды продукции было дешевле купить за рубежом. Советские предприятия несталкивались с конкуренцией зарубежных товаров, теряя стимулы к повышениюкачества и расширению ассортимента своей продукции. Закрытость экономикивсегда ведет к упадку промышленности и экономической отсталости. Всовременном мире нет ни одной развитой страны, которая была бы изолированаот мировой экономики. Мировой опыт развития XX века, включая опыт бывших социалистическихстран, позволяет выявить ряд устойчивых закономерных тенденций, которыепроявились в экономике различных и, прежде всего, развитых государств внастоящее время. 1. Рыночная экономика, рыночное распределение ресурсов и оценка ихэффективности еще раз доказали свою ключевую роль в развитии общества. Тотфакт, что все попытки отказаться от товарно-денежных отношений, принизитьих роль, предпринятые в бывших социалистических странах и в некоторыхдругих государствах, не увенчались успехом — яркое свидетельство уникальнойроли рынка и рыночной системы хозяйства. Несмотря на то, что в XX векепроизошли значительные изменения в рыночной системе, ее основные элементы исвойства сохранились и в современных условиях. Это, во-первых, независимое,обособленное положение субъектов рынка, которые осуществляют инициативнуюпредпринимательскую деятельность и развитие на этой основекапиталистической тенденции. Во-вторых, рыночная система предполагаетналичие целой системы рынков, которые взаимно дополняют друг друга. В-третьих, рыночная система не может функционировать без целостной системыинститутов рынка, включая правовое обеспечение рыночной деятельности.Рыночная экономика, как единство микро- и макроуровней экономическойсистемы, включает в себя все данные элементы в единстве. Недооценка любогоиз них может привести к тому, что потенциал рыночного хозяйства страныбудет недоиспользован. Отсюда перед переходной экономикой стоит особаязадача — создание рыночной системы как основы экономики. 2. Объективная потребность в сознательном регулировании всегонародного хозяйства стала фактом экономической жизни всех развитых стран срыночным хозяйством. Опыт государственного регулирования экономики, функциигосударства в обеспечении социальной и экономической стабильности вобществе, научно-технического прогресса и т.д. свидетельствует о том, чторечь идет не просто о воздействии на ход воспроизводства, что имело место иранее, а о новом явлении, когда сознательно и постоянно регулируется всеобщественное хозяйство. Из сказанного можно сделать вывод, что объективная необходимостьпостоянного и сознательного регулирования всего общественного хозяйствафактически подтверждается экономической практикой и уже превратилась вповседневный факт экономической жизни. Эта тенденция должна бытьреализована и в переходной экономике. 3. Экономика современных государств — это открытая экономика. Этатенденция настойчиво проявляла себя на протяжении всей истории развитияразличных государств, однако лишь в XX веке она стала господствующей вовнешнеэкономической деятельности. Причины открытости экономики вытекают изее рыночной основы, когда в конкурентные отношения на мировых рынкахвступают не только отдельные государства, но и все основные субъектыэкономики. Открытость экономики все более и более обогащаетсяинтеграционными процессами, что создает новые возможности для переплетениявнутренних рынков различных государств, свободного движения ресурсов междуними. Следовательно, перед переходными экономиками возникает сложнаяпроблема формирования открытой экономики и одновременно поиска моделинационального воспроизводства. 2. Главные задачи переходной экономики и пути их решения Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостаткипрежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективностихозяйствования, — довольно сложный процесс. Сложность обусловлена не толькограндиозностью задач по реформированию существующей экономической системы,но и необходимостью одновременного преодоления кризисных явлений,обострившихся вследствие вступления общества в переходную экономику. Эти кризисные явления (резкое сокращение промышленного производства,рост безработицы, усиление инфляции и др.) в определенной мере обусловленыдеформацией функционирующего в условиях плановой системы хозяйственногомеханизма. В их основе лежат глубочайшие противоречия, накапливаемые вплановой экономике в течение десятилетий. Отказ от централизованногопланирования, от твердых цен на продукцию и "выплеснул" наружу противоречияи несоответствия. Поскольку кризисные явления образуют элемент содержанияпереходной экономики, это существенно усложняет ее задачи, ибо требуетпринятия чрезвычайных мер по преодолению кризисной ситуации и стабилизацииэкономики. Одновременно предстоит решать проблему преобразования экономическойсистемы в направлении развития экономической свободы и инициативы во всехих проявлениях. Весь предшествующий опыт показал, что одной из основныхпреград к росту эффективности было отсутствие инициативы ипредприимчивости, вследствие чего система не могла быстро адаптироваться кменяющимся экономическим условиям и достижениям НТП. Экономическая свободане может быть обеспечена лишь законодательными мерами. Одним из решающихусловий введения экономической свободы и формирования конкурентной средыявляются глубокие институциональные изменения и прежде всего изменения вотношениях собственности. Важнейшей основой преобразования существующей экономической системыявляется создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий.Современной экономике нужна эффективная система социальной защиты, котораяпозволяла бы использовать трудовой и инновационный потенциал каждогочеловека, независимо от его социально-экономического статуса. Сложность состояния экономики к началу переходных процессов играндиозность проблем по реформированию экономической системыпредопределили необходимость одновременного решения многообразных иразноплановых задач: во-первых, задач чрезвычайного характера, связанных скризисным состоянием экономики и других сфер общественной жизни: во-вторых,задач перехода от плановой системы хозяйствования к рыночной; в-третьих,задач перспективного стратегического развития в направлении созданиясоциально ориентированной экономики. Сочетание этих задач определяет своеобразие содержания переходнойэкономики и следующие пути их решения. 1. Осуществление финансово-кредитной стабилизации экономикипосредством проведения жесткой денежно-кредитной политики. 2. Разгосударствление и приватизация экономики и развитие на этойоснове предпринимательства и конкуренции. От темпов преобразованияотношений собственности зависит процесс развития конкуренции в переходнойэкономике. 3. Демонополизация экономики, являющаяся важнейшей предпосылкой дляразвития рыночной конкуренции. Ее эффективное проведение в рамкахпереходной экономики предполагает: во-первых, разработку системыограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие ксущественному росту уровня монополизации и ослаблению конкуренции; во-вторых, проведение разукрупнения сложившихся предпринимательских монополий;в-третьих, создание конкуренции в монополизированных отраслях, поощрениедействующих предприятий в других отраслях к производству монополизированныхвидов продукции, поощрение импорта такой продукции и др. 4. Либерализация цен, переход к их формированию в соответствии срыночным механизмом. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос ипредложение, ликвидируют состояние дефицита, создавая условия для усиленияконкурентной борьбы. Существуют два основных способа перехода к рыночномуценообразованию: а) радикальный, т.е. быстрая и широкомасштабная, полная либерализацияцен, выступающая основным элементом реализации так называемых шоковыхэкономических реформ; б) постепенный, т.е. поэтапная и рассчитанная на длительный периодвремени либерализация цен. 5. Формирование рыночной инфраструктуры — системы экономическихинститутов (предприятий и организаций), призванных постоянно обслуживатьразвивающийся механизм рыночных связей производства и потребления. 6. Создание сильной системы социальной защиты населения. 7. Достижение социальной переориентации экономики на основе активнойструктурно-инвестиционной политики в направлении опережающего развитияпроизводства потребительских товаров и услуг. Трансформация административно-командной системы в рыночную экономикуможет быть осуществлена двумя путями: эволюционным или путем шоковойтерапии. Различие между ними заключается в сроках проведения системныхпреобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмаминародного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др. Выбор эволюционного или шокового пути перехода к рыночной экономикезависит не столько от воли политиков, сколько от комплекса политических,экономических, социальных, исторических и других факторов. 3. Структура переходной экономики Переходная экономика базируется на разных типах и видах собственности,разнообразных формах хозяйствования. Еще в 20-е гг. в народном хозяйствефункционировало пять общественно-экономических укладов: социалистический,частно-капиталистический, государственно-капиталистический, мелкотоварный ипатриархальный. Социалистический уклад базировался на общественнойсобственности; частно-капиталистический представлял собой чистый капитализмили свободное рыночное хозяйство; госкапитализм как и социалистическийуклад олицетворял командную экономику, только один из них — частную, адругой — общественную; мелкотоварный уклад в основном относился к свободнойрыночной экономике, но нес на себе груз традиционной экономики;патриархальное хозяйство было целиком связано с традиционной экономикой.Объединял эту сложную и весьма противоречивую систему хозяйства рыночныймеханизм. Общество в настоящее время крайне нуждается в предпринимателях-производителях, способных сформировать капиталы, создать новые рабочиеместа на производстве. Пока такой функции предприниматели не выполняют. Онизаняты накоплением собственного богатства, материализацией его в видестроительства коттеджей, гаражей, приобретения квартир, машин, приватизацииземельных участков и т.д. Фактор права собственности выступает определяющим в развитиипредпринимательства. Только собственник может самостоятельно приниматьрешения и воздействовать на их результативность. Предприниматель стремитсяприумножить свою собственность, ибо она обеспечивает свободу выбора сферыбизнеса, установления цен, распределения дохода, принятия управленческихрешений, гарантий риска и т.д. Таким образом, под предпринимателем следует понимать собственника,обладающего специальными навыками организации и ведения производства, сферыуслуг или научного изыскания, видящего перспективу развития общественногодела и умеющего оценивать его результативность, общественную и личнуюцелесообразность. Для рыночной экономики характерна следующая структура отношенийсобственности: ведущая роль принадлежит крупным акционерным компаниям с достаточновысокой концентрацией капитала; за ними следует большое количество средних и мелких хозяйств сакционерной или частной собственностью; существенная роль в большинстве индустриальных стран принадлежитгосударственной и муниципальной собственности, особенно в тех секторахэкономики, которые не могут руководствоваться чисто коммерческойдеятельностью. Перед странами СНГ стоит задача — перейти примерно к такой жеструктуре отношений собственности как в промышленности, так и в сфересельскохозяйственного производства, с учетом местных условий и традиций.Эта задача может быть решена только при условии формирования системырыночных отношений. Становление же рынка предполагает экономическую свободувсех субъектов собственности и звеньев хозяйствования. Экономическаясвобода — это выбор хозяйствующими субъектами форм собственности;рациональный отбор методов хозяйствования, поставщиков сырья иоборудования, а также потребителей продукции; определение вида продукции иобъемов ее производства; взвешенная оценка перспектив развития;установление или регулирование цен на реализуемую продукцию. В рыночной экономике именно конкуренция способствует достижениювысокой производительности труда и мировых стандартов качества продукции.Конкуренция на рынке труда - это один из основополагающих принциповрыночной экономики. Она является мощным ускорителем снижения затрат напроизводство продукции, порождает стремление производителей вырватьсявперед в вечной гонке снижения затрат. 3.1. Элементы переходной экономики Из содержания переходной экономики вытекает, что в процессетрансформации необходимо выделять ключевые и производные элементы,определяющие формирование новой экономики. Так как регулирование в смешанной экономике опирается на системуинститутов рынка и осуществляется через них создание новых формрегулирования, как следующий элемент переходной экономики, может быть вполной мере реализован только по мере создания основ рыночной системы. Это,разумеется, не означает отказа от использования прямых методов воздействияна экономику. На первый взгляд представляется, что формирование открытойэкономики является столь же ключевым элементом перехода, как и формированиерыночной системы. Однако следует учесть, что либерализациявнешнеэкономической деятельности, усиление влияния белорусской экономики намировых рынках не могут происходить без регулирующей роли государства. Вэтой связи данный элемент не может не быть производным от первых двух. К числу производных следует отнести и формированиепредпринимательства. Последнее, несмотря на ключевую роль в развитииэкономики, может базироваться в смешанной экономике только на рыночнойсистеме отношений. Лишь на этой основе получает развитие икапиталистическая тенденция. Вместе с тем переход к активномупредпринимательству предполагает, что имеется еще одно его основание —структурные преобразования собственности. Поскольку последний элемент тесносвязан с основами формирования рынка, он может быть включен в становлениепоследнего. Социальные преобразования, формирование социальной ориентацииэкономики в известном смысле являются также производным элементомпереходной экономики, так как осуществляются на основе формирования новойсоциальной структуры и новых условий, которые задаются рынком. Однаковместе с тем, данный элемент обладает большей самостоятельностью, так каксоциальное развитие детерминировано группой фактов, которые действуютнезависимо от рынка (необходимость обеспечить минимальные гарантии,пенсионное обеспечение и т. д.). Совершенно особое место занимает преобразование структуры народногохозяйства. Данный элемент преобразований не может не быть осуществлентолько рыночными методами. Требуется целенаправленная деятельностьгосударства по созданию новой структуры экономики, ликвидации отжившихотраслей и производств, а также преобразованию основных звеньев экономики. При переходе от огосударствленного социализма в связи с этим, какправило, выделяются три основных направления становления рынка: • Либерализация экономики; • Структурные преобразования; • Институциональные преобразования. Либерализация экономики — это система мер по освобождению отограничений огосударствленной экономики, направленная на создание условийдля свободного движения цен, рыночного обращения товаров и услуг,предпринимательства, а также открытости экономики. Структурные преобразования — это изменения структуры экономики с цельюпреодоления прежней огосударствленной структуры путем, прежде всего,преобразования отношений собственности. Институциональные преобразования — это создание условий для действиярыночной системы путем преобразования правовых институтов, формированиясистемы новых организаций и учреждений рыночного типа, создания новойсистемы управления народным хозяйством и т.д. Среди данных направлений формирования рынка на первоначальном этапеособое значение имеет либерализация. В переходной экономике задачиэкономической либерализации глубоки и обширны. Они связаны не только сформированием рынка, но и с изменением самих принципов хозяйственногоповедения всех субъектов экономики. Охватывая все сферы хозяйственнойжизни, либерализация предполагает либерализацию цен, ликвидациюгосударственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности;предоставление возможностей для осуществления предпринимательскойдеятельности; снижение государственного контроля над обменными операциями;отмену централизованного распределения ресурсов. Размах и сложностьреализации данных мероприятий обусловливают поэтапное проведениепреобразований, темпы и масштабы которых зависят от исходных условий иособенностей хозяйственной системы страны. Таким образом, формирование социально-ориентированной смешаннойэкономики требует реализации следующих основных направлений и элементов: 1. Формирование системы рыночных отношений: 1.1 Либерализация: цен; хозяйственных операций; внешнеэкономических отношений 1.2 Структурные преобразования: разгосударствление; приватизация; демонополизация и создание конкурентной среды 1.3 Институциональные преобразования: • создание рыночной инфраструктуры (банков, бирж, фондов ит.д.); • формирование нового законодательства, а также правил и норм,регулирующих поведение субъектов экономики в различных сферах (бюджета,налогов, предпринимательства и т.д.); • подготовка кадров для рынка. 2. Формирование социальной ориентации: • первоочередные меры помощи бедным слоям населения; • создание новой системы социальной защиты 3. Преобразование структуры народного хозяйства: конверсия; стимулирование прогрессивных отраслей; программы структурного преобразования отраслей и регионов. Данные направления и элементы характеризуют лишь основные путипреобразований. Приведенный выше их перечень не может охватить всюсложность и многообразие конкретных направлений при формировании смешаннойэкономики. Последующий анализ реальных экономических отношений переходнойэкономики позволяет рассмотреть все многообразие форм и методовформирования новой экономической системы РБ. 4. Соотношение функций государства и рынка в переходной экономике Одним из главных условий перехода к рыночной экономике являетсяизменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. Вплановой экономике государственное управление играло решающую роль вопределении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономикеосновным регулятором хозяйственных пропорций является рынок. Поэтому впереходный период, с одной стороны, происходит уменьшение степенигосударственного вмешательства в экономику и государственное регулированиеэкономических процессов теряет всеобъемлющий характер. С другой стороны,меняются формы и методы государственного регулирования, ибо прежние,сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики впереходный период. Однако в переходной экономике роль государственного регулированияболее значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. В сформированнойрыночной системе государство только поддерживает ауру для развитияэкономики. В странах же, только ставших на путь формирования рыночныхсистем, рынок находится в стадии становления, его регулирующие возможностиеще недостаточно высоки. Можно выделить две группы регулирующих функций государства. Во-первых,группа функций по созданию условий эффективной работы рынка. Во-вторых, этофункции по дополнению и корректировке действия собственно рыночныхрегуляторов. К первой группе относится функция обеспечения правовой базы и созданияобщих правовых условий экономической деятельности субъектов хозяйствования,а также функция стимулирования и защиты конкуренции как главной движущейсилы в рыночной среде. Ко второй группе относятся функции регулирования распределительныхпроцессов и перераспределения доходов, корректировки результатов рыночныхпроцессов, обеспечения экономической стабильности и стимулированияэкономического роста. Эти функции присущи как переходной, так и развитойрыночной экономике. Государству принадлежит важная роль в стимулировании и защитеконкуренции. В связи с неразвитостью конкуренции и чрезвычайно высокимуровнем монополизации рынка, характерным для экономики переходного периодареализация данной функции приобретает особое значение. Переход к рыночной экономике сопровождается резким увеличениемдифференциации доходов различных слоев населения. В тех сферах, где рынок оказывается неспособным в полной мереобеспечить удовлетворение общественных потребностей, в частности в"общественных товарах", государство берет на себя эту функцию.Вмешательство государства носит здесь вспомогательный характер и призваногарантировать необходимое предложение товаров, которые по тем или инымпричинам не производятся рынком или производятся недостаточно, напримеруслуги образования. 5. Модели переходной экономики. 5.1. Градуализм. В теории и практике проведения рыночных реформ сложились двепротивостоящие друг другу концепции. Одна из них называется «градуализм»(от английского слова «gradual» - постепенный), а вторая - «шоковаятерапия». Выражение «шоковая терапия» заимствовано из медицины и неявляется строгим научным термином для обозначения экономических процессов.Однако оно удачно описывает характерные особенности радикальных рыночныхпреобразований и поэтому широко употребляется в экономической литературе. Градуализм - это экономическая концепция, которая предполагаетпроведение медленных, последовательных реформ и отводит государству главнуюроль в формировании рынка. Сторонники этой концепции считают, что длясоздания рынка государство должно постепенно заменять элементы командно-административной экономики рыночными отношениями. По мнению градуалистов,это позволит смягчить процессы преобразований и избежать резкого сниженияпроизводства и жизненного уровня населения. Яркий образец градуализма - реформы в Китае. Хотя эта страна относитсяк посттоталитарному типу, китайский опыт настолько удачен, что можетслужить образцом для подражания и в постсоциалистических государствах. С начала 80-х гг. Китаю удается поддерживать высокие темпы развития,примерно 10% прироста ВВП в год. Китай уже вошел в десятку ведущихгосударств мира и в ближайшие годы может догнать передовые страны Запада. Китайское руководство придерживается крайне прагматичного подхода. Онопоощряет рыночные отношения там, где это возможно, и сохраняетгосударственный контроль там, где считает это необходимым. Политическаястабильность, способность создать благоприятные условия дляпредпринимательства в сочетании с дешевой рабочей силой привлекают в Китайиностранный капитал, вложивший сюда за годы реформ более 300 млрд.долларов. Это в пятнадцать — десять раз превышает накопленный объеминостранных инвестиций в РБ. Очень удачным решением оказалось созданиесвободных экономических зон в приморских провинциях Китая, где иностранцына льготных условиях открывают новые производства с использованиемкитайского сырья, материалов и рабочей силы. В то же время тяжелая промышленность, которую гораздо труднееперевести на рыночные рельсы, остается государственной. Проводя постепеннуюреформу госпредприятий, например, разрешая им выпускать акции,правительство в то же время не допускает их развала и сохраняет бюджетноефинансирование. Китайские специалисты признают, что убыточные инеповоротливые предприятия тяжелой промышленности не станутконкурентоспособными, и в обозримом будущем их придется закрывать. Однакоони считают, что государство по мере возможности должно субсидировать их стем, чтобы кризис тяжелой промышленности не повлек за собой опасныхэкономических и социальных последствий. Китайский опыт безусловно заслуживает внимания. Его ценность состоитпрежде всего в том, что китайскому руководству удается совмещать реформы сбыстрыми темпами роста экономики. Добиться такого сочетания всегда трудно,потому что в период реформ «переналадка» экономических механизмов обычноведет к сбоям в работе предприятий. Успех преобразований в Китае в решающей степени связан с наличиемогромного слоя мелких предпринимателей в городе и в деревне. Снятиеограничений на индивидуальную трудовую деятельность в начале 80-х гг.позволило в очень короткие сроки оживить торговлю, сельское хозяйство имелкое производство. В свою очередь это дало толчок для более крупныхпредпринимательских структур, обладающих капиталом для дальнейшегорасширения дела. Большую роль сыграло привлечение иностранного капитала икоммерциализация государственных предприятий. Нетрудно увидеть, что китайские реформы проводятся в благоприятныхусловиях политической стабильности, когда государство имеет возможностьдобиться исполнения своих решений. В чем причины этой стабильности,отличающие преобразования в Китае от реформ в РБ? Во-первых, в Китае поканет движения к политической демократии и связанного с ней столкновенияинтересов и мнений, а сохраняется власть Коммунистической партии. Во-вторых, благодаря национальной и культурной гомогенности (однородности)общества Китай почти не сталкивается с проблемами национального сепаратизмаи противоречий между Центром и регионами. Очевидно, что такое положение делсильно отличается от ситуации в РБ. Поэтому в нашей стране китайский опыт вцелом невоспроизводим, хотя отдельные его элементы могли бы найти здесьиспользование. Обратимся к концепции «шоковой терапии». 5.2. «Шоковая терапия» Переход к рыночной экономике поставил вопрос о путях проведениярыночных преобразований. От его решения зависят последовательностьпроводимых мероприятий, состав реформаторских мер и др. В настоящее время впрактике проведения курса реформ существуют два альтернативных пути:быстрых радикальных реформ — «шоковая терапия» и постепенного,эволюционного перехода. Рассмотрим проблему «шоковой терапии». «Шоковая терапия» - это экономическая концепция, которая считаетинструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментнуюлиберализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижениебездефицитного бюджета. Она основана на идеях монетаризма, современноговарианта либеральной рыночной теории, который был разработан американскимученым, лауреатом Нобелевской премии Милтоном Фридманом и егопоследователями. Монетаризм исходит из того, что рынок - это самая эффективная формаэкономической деятельности. Рынок способен к самоорганизации. Поэтомумонетаристы утверждают, что преобразования переходного периода должныпроисходить с минимальным участием государства. Действительно, какпоказывает теория общественного выбора, государство не есть некийабстрактный институт. Оно возглавляется конкретными людьми, которыезаинтересованы в сохранении своего социального статуса и потому нерасположены к тому, чтобы допустить автономное функционирование экономики. Исходя из этих соображений, монетаристы делают очень большой упор налиберализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка.В самом деле, опыт переходных экономик подтверждает тезис неоклассическойтеории о том, что хозяйствующие субъекты (фирмы, предприниматели) в ходерыночного обмена создают рыночные нормы и организации (институты) безвсякого вмешательства государства. Например, товарные биржи ипосреднические компании, многие частные компании и банки, а такженеформальные кодексы ведения бизнеса возникли исключительно по инициативесамих предпринимателей. Вместе с тем современная теория говорит овозможности возникновения и устойчивого существования институтов, пагубныхдля экономики, например, преступных сообществ или неэффективных формпроизводства и торговли. Кроме того, саморазвитие рынка на основелиберализации требует очень длительного времени. Поэтому либерализациинедостаточно; она должна дополняться мерами поддержки и развития рыночныхинститутов со стороны государства. Согласно монетаристской доктрине, главная задача государства впереходный период - поддержание устойчивости финансовой системы, посколькубез стабильной денежной единицы рынок существовать не может. Поэтому борьбас инфляцией - стержень монетаризма. Финансовая политика правительства в период «шоковой терапии»направлена на обеспечение так называемых жестких бюджетных ограничений,которые должны сменить мягкие бюджетные ограничения, характерные длясоциализма. Жесткие бюджетные ограничения означают, что предприятия могуттратить только то, что заработают сами, не рассчитывая на получение денегот государства. Что касается огромных тягот для населения от резкогоудорожания жизни, то монетаристы считают, что период высоких цен лучшепройти быстро, чем растягивать финансовую стабилизацию на долгие годы. В наиболее последовательном виде эта доктрина была реализована вПольше в 1990-1991 гг. первым некоммунистическим правительством подруководством Лешека Бальцеровича. Польскому руководству удалось за два -три года подавить инфляцию. Укрепление денежной системы в сочетании сбурным развитием частного сектора и притоком иностранных инвестицийпозволило Польше всего через три - четыре года после начала «шоковойтерапии» войти в стадию экономического роста. Недолгая история переходной экономики показывает, что почти всепостсоциалистические страны в той или иной степени руководствовалисьдоктриной «шоковой терапии». В некоторых странах - например, в Польше,Чехии и Эстонии - этот опыт был вполне успешен. Выбор, который большинство стран с переходной экономикой делают впользу «шоковой терапии», обусловлен объективными факторами. На начальномэтапе переходного периода обычно нет условий для постепенныхпреобразований, направляемых государством. Денежный навес, стремительнаяинфляция и развал экономики в этот период сопровождаются распадом старыхорганов государственного управления, что делает едва ли возможнымосуществление последовательного экономического курса. Только немногиестраны, обеспечившие плавный переход от государственности советского типа кновому демократическому государственному устройству или, напротив, подобноКитаю сохранившие нетронутыми государственные институты, сумели обеспечитьпоследовательность и постепенность рыночных преобразований. Обобщая опыт первых лет реформ, ученые пришли к выводу, что выборконцепции трансформации во многом зависит от исходного состояния дел встране. Но при любом варианте проведения реформ огромное значение имеетсила государственных институтов, т. е. способность государства, посленачального этапа распада старых органов управления и создания новыхорганов, добиваться осуществления выбранной экономической политики. Это справедливо не только для градуалистской, но и для либеральнойконцепции, реализация которой требует болезненных реформ в системегосударственных расходов, энергичных усилий по сбору налогов, защиты правсобственности, противодействия обороту незаконных платежных средств (в томчисле иностранной валюты) и утечке капитала, борьбы с коррупцией и другихдействий государства. (Отметим, что вопреки распространенному мнению,либеральное государство чрезвычайно жестко и последовательно в защитезакона и прав граждан; его либеральная природа проявляется не в безвластии,а в невмешательстве в те сферы общественной и экономической жизни, гдепредпочтительна частная инициатива). Программа «шоковой терапии» предлагает следующий пакет мер: 1. Реформа цен и рынка (либерализация экономики): реформа внутренних цен; либерализация системы распределения;либерализация внешней торговли; либерализация рынка рабочей силы и системызаработной платы; реформа банковской системы и создание финансовых рынков. 2. Развитие частного сектора — приватизация: малая приватизация и развитие частного сектора; крупномасштабнаяприватизация; структурная перестройка, ликвидация монополий. 3. Пересмотр роли государства: ограничение права государственной собственности; ограничение прямойхозяйственной деятельности; усиление регулирующей функции в социальнойсфере. 4. Макроэкономическая стабилизация: новая фискальная политика, изменение денежно-кредитной системы,законодательная реформа; институциональная реформа; социальные гарантии. Содержание пакетов предлагаемых реформ и преследуемые при этом цели,по мнению разработчиков, коротко сводятся к следующему: Первый пакет мер — меры по либерализации экономики связаны с переходомк конкурентным рыночным отношениям и соответствующей реформой цен. Напервых порах введение свободных цен приводит к бесконтрольному расширениюрынков товаров и услуг, что, в свою очередь, требует демонополизацииторговли и транспорта. Очень важный момент в комплексе системныхпреобразований относится к созданию рынков факторов производства: рабочейсилы и финансовых ресурсов. Второй пакет мер предполагает реформу и структурную перестройкупроизводства и предприятий. Первый шаг в этом направлении заключается вчеткой формулировке прав государственной собственности и разделении функцийгосударства как органа в целом. Важное место занимает осуществлениепрограмм приватизации. Оформление гарантированных прав частнойсобственности и облегчение процессов создания новых частных предприятийимеют критически важное значение. Реформу производства невозможно провестибез ликвидации крупных монополий, перемещения или увольнения излишковрабочей силы, прекращения убыточного производства, перепрофилирования иликвидации предприятий. Третий пакет мер требует переосмысления роли государства в экономике:оно должно отказаться от прямой собственности и контроля за производством изаменить их косвенным регулированием, которое бы поощряло экономическуюадаптацию и частную экономическую деятельность. Другая важная задачагосударства — реформировать систему социального обеспечения и создатьгибкую систему социальной поддержки, позволяющую смягчить последствиябезработицы, которая будет расти по мере углубления финансово-экономического кризиса. Государство должно установить соответствующиеюридические рамки для коллективных сделок и деятельности частного сектора исформировать законодательные институты, обеспечивающие их соблюдение.Необходимо реформировать основные правительственные институты, включаяцентральный банк и налоговые ведомства, провести корректировку статейбюджета, наладить систему контроля. Четвертый пакет мер — макроэкономическая стабилизация пред- ' полагаетужесточение налоговой и кредитной политики по отношению к предприятиям,исправление различных диспропорций, порожденных «избытком» денежной массы(т. е. накопленной суммы денег, которую просто не на что потратить вусловиях дефицита). В результате на рынке (прежде всего, потребительском)должно наступить равновесие, а государственный бюджет достигнетсбалансированности. Тем самым будет ликвидирован инфляционный потенциал ввиде излишнего количества денег у населения и предприятий. Разработанная до деталей программа вряд ли может быть с одинаковымуспехом применена в разных странах. Специфические особенности каждогоотдельного хозяйства, безусловно, повлияют и на ход преобразований, и надостигаемые эффекты. В то же время, по мнению разработчиков этой программы,все меры должны быть взаимосвязаны, и очень важно с самого началасформулировать долгосрочную стратегию, одновременно приступая к действиямна многих направлениях. Некоторые реформы возможно предпринимать лишь напоздних этапах, когда уже достаточно развиты рыночные механизмы. 6. Анализ экономического состояния Республики Беларусь как страны спереходной экономикой. Сказать, что мы строим социально ориентированную рыночную экономику, -значит ничего не сказать. Потому что экономика всегда социальна. Но сдревнейших времен и до наших дней между различными слоями общества идетборьба за то, чтобы подчинить механизм общественного производства себе напользу. Взглянем под этим углом на события в Беларуси. Различные экономисты выделяют три возможные модели развития общества. 1. Охлократическая, когда общественная жизнь подчинена интересам"простых" людей. Такое в истории не раз происходило. Например, когданародные восстания имели успех. К счастью, как отмечал Н. Бердяев, такиеужасные периоды в истории редки и быстро заканчиваются, С точки зрения распределения общественного богатства, "простые" людизаинтересованы в распределении по труду, при этом имеются в виду затратытруда физического, то есть того "простого" труда, которым они и занимаются.При этом талант или труд духовный, результаты которого могут иметьколоссальную пользу (или вред) для общества, не ценятся. Потому чтораспределение "по результатам труда" не в интересах "простых" людей.Поэтому в обществе, где правит масса, доходы талантливого ученого илидиректора предприятия от доходов пролетариев отличаются незначительно. Всеподогнано под посредственность ("охлократия" в переводе с греческого -власть худших). Политические ценности массы в большой степени соответствуют"естественному" устройству власти: иерархия с вождем во главе. Ценностидемократии, восприятие которых требует умственных усилий, в эту модельполитического устройства не укладываются. Зачем власть закона, если слововождя и есть закон? Еще одно отличие от демократии - игнорирование правменьшинств. В последние 4 года мы наблюдали результаты действительногонародовластия: как во имя интересов "простых" людей экономические иполитические отношения в белорусском обществе приобретают формуохлократической модели. 2. Олигархическая модель. Распределение доходов и богатстваосуществляется в пользу относительно небольшой группы лиц, получающих своидоходы не в конкурентной борьбе за предоставление товаров и услуг обществу,а за счет использования отношений власти. Данная модель соответствуетинтересам властных структур (бюрократии) и крупного бизнеса. 3. Либерально-демократическая модель. Именно эта модель преобладаетсегодня в экономически развитой части мира, обеспечив там свободу и высокийуровень жизни граждан, отсутствие войн. Эта модель отражает интересысреднего класса, Кто же он, этот третий класс? Воспользуемся белорусскими данными, отметим, что к среднему классуотносят тех, кто обеспечивает свое благосостояние своим умом, талантом,энергией, У сегодняшнего белорусского среднего класса, например, социологиотмечают готовность к рынку, уверенность в том, что из сложной ситуацииможно найти выход. Их главной ценностью является личная свобода,возможность самостоятельно определять свою судьбу. А сильнее всегопротестуют "средние русские" против необходимости соответствоватьпредставлениям консервативной части социальных групп. В общем, "средний гражданин" - это тот, чей талант, предприимчивость иэнергия могут дать обществу много. Но он, соответственно, хочет иметь ихороший доход, а не зарплату "по количеству и качеству затраченного труда". Представитель среднего класса не может существовать в условияхохлократической модели. И, наоборот, появившись там, он взрывает эту модельизнутри. Для того, чтобы хорошо зарабатывать и сохранять личноедостоинство, представителю среднего класса не нужно "прикрытие"госструктур, то есть ему не нужна "олигархическая' модель. Он чувствуетсебя уютно и в конкурентной рыночной экономике. Среднему классу объективно нужна демократия. Потому что любойавторитарный режим или проводит популистскую политику, что продолжаетсянедолго, или/и перерождается в олигархию с ее коррупцией, всесилиембюрократии ("вертикали")и перераспределения доходов в свою пользу или впользу тех немногих, кто пользуется ее покровительством. То есть длясреднего класса в авторитарной модели места нет. Охлократическая модель устройства общества генетически передается сглубокой древности. Дикари вели коллективный образ жизни. Их соединяли внебольшие группы инстинкты солидарности и альтруизма, действовавшие тольков пределах малых групп.Новые политические (демократия) и экономические (вместо координациидеятельности из центра - свобода договоров)отношения, новая мораль(конкуренция вместо солидарности, частная жизнь и прибыль, честность нетолько внутри малой группы) и новая идеология (отсутствие общей цели) -все, что провозглашает либеральная модель, зародилось еще в полисах ДревнейГреции. Новая модель стала следствием колонизации и развития торговли вДревней Греции. Торговля подорвала устои естественного родового общества исоздала цивилизацию Запада, преодолев сопротивление инстинктов, берущихначало от стада павианов. Родовое общество сопротивлялось развитию обмена, денежного хозяйства,В отдельных полисах Греции законы препятствовали развитию купеческогокласса. Например, в Локрах в VI веке до н. э. законодатель запрещал всякуюпосредническую торговлю, предписывал крестьянам самим продавать своипродукты, Затем было "изгнание торговцев из храма", сжигание ростовщиков накострах инквизиции в средние века, уничтожение "иудейского духа наживы"вместе с носителями этого духа в нацистской Германии и т. п,И сейчас по отношению к торговцу-посреднику, как по лакмусовой бумажке,можно определить, кто есть кто. Если, например, в программе ЛДПБ записано:"Всячески поощрять тех предпринимателей, которые заняты производствомнеобходимых стране товаров и услуг", то, очевидно, эта партия в либерально-демократическую модель не вписывается. После укрепления власти А. Лукашенко политическая и хозяйственная жизньстраны все больше трансформируется в охлократическую модель, исчезаютзачатки среднего класса. Об этом можно судить не только по состояниюпредпринимательства, но и по количеству населения, принадлежащего к болееобеспеченным слоям. Если в 1996 г, в среднем по Беларуси 6,9% населения (в Минске -16,2%)было отнесено к верхней группе доходов (из 14, принятых в статистикебюджетных обследований), то к концу 2000 г. - всего лишь 0,7% (в Минске-2,3%). Отметим, что количество бедных, то есть тех, чьи доходы нижепрожиточного минимума, возросло с 32% в 1996 г. до 44,4% в 2000 г. Всельской местности за чертой бедности сегодня живет половина населения -50,6%, Сдвиг населения в сторону бедности расширяет опору сторонниковохлократической модели. [5] Но превратить Беларусь в цельную охлократическую модель, подобную той,которая сложилась в Северной Корее, все-таки не удастся - "мафия"действительно сопротивляется. Но эта "мафия" -наиболее просвещенная иквалифицированная часть белорусского общества. Например, когда Указ № 285(май 1999 г.) установил ограничения цен на все товары, "производимые натерритории Беларуси", то Совет министров постепенно расширил круг товаров,на которые предельные индексы цен не устанавливаются. Сначала из сферыдействия указа были выведены бриллианты, затем предметы роскоши, моднойодежды и т.д. [5] Беларусь относится к странам с переходной экономикой, поэтому ей такжеприсущи типичные проблемы в области налоговой политики и фискальногорегулирования экономики, возникающие в период постсоциалистическойтрансформации. Серьезным ограничением эффективности системы общественных финансов впостсоциалистических государствах стал фискальный кризис, вызванный резкимсокращением традиционной доходной базы бюджета и всевозрастающими расходамина стабилизацию экономики. Глубина и продолжительность фискального кризисазависят от темпа институциональных реформ, а также от характера фискальнойполитики государства. Если отсутствуют жесткие бюджетные ограничения поотношению к государственным предприятиям, то фискальный кризис приобретаетхронический характер, становится тормозом на пути дальнейшегоэкономического развития. Многим странам Центральной Европы уже к 1991-1992гг. удалось преодолеть затяжной фискальный кризис. Это достигнутопосредством сокращения бюджетных дотаций (в Чехословакии с 25% от ВВП за1989 г. до 5% за 1992 г.; в Польше с 12,9% от ВВП за 1989 г. до 2,2% в 1992г. [6]); ограничения инвестиционных расходов и их передачи в руки частногосектора; сокращения налоговых льгот; ликвидации квазибюджетногофинансирования со стороны Центральных банков (отказ от отрицательнойпроцентной ставки, от множественности валютных курсов, от кредитовубыточным отраслям). В результате уже в 1991 г. многие государства смоглиполучить при умеренной инфляции практически сбалансированный бюджет (-2,2%от ВВП в Венгрии; +2,7% в Литве; -2,0% в Словакии; +2,6% в Словении; -2,0%в Чехии). [5] Правда, после этого страны Центральной Европы настиг так называемыйвторичный фискальный кризис, продолжавшийся 2-3 года. Он был связан скризисом оборотных средств на государственных предприятиях, потерявшихбюджетные субсидии, с трудностями сбыта выпускавшейся по устаревшимтехнологиям продукции в условиях появившейся конкуренции, а также соснижением инфляции (исчезла «бумажная прибыль» как источник налога). В этотпериод наблюдалось серьезное сокращение поступлений от налога на прибыль (вБолгарии - с 23,2% от ВВП в 1989 г. до 5,6% в 1993 г.; в Польше - с 9,7% отВВП в 1989 г. до 5,3% в 1993 г.). Однако этот вторичный кризис не поразилЧехию, Словению, Хорватию и Эстонию, и прежде всего по той причине, что имудалось существенно упорядочить и ограничить социальные расходы бюджета.[5] Заключение. В настоящее время практически все страны Центральной Европы достиглиотносительной фискальной стабильности (в Польше, например, начиная с 1993г. бюджетный дефицит постепенно снижался), получив на фоне жесткой экономиибюджетных средств отдачу от налоговых реформ по введению европейскоговарианта исчисления и взимания НДС и консолидированного налога на личныедоходы, от снижения ставок налога на прибыль и вследствие этого - притоканациональных и зарубежных капиталов. Большинство стран СНГ, в числе которых и Беларусь, пошли по путипостепенных экономических преобразований. Поэтому в начале реформ непредставлялось возможным резко снизить уровень государственногосубсидирования народного хозяйства и социальной сферы. Проблемы фискальногокризиса здесь и раньше и даже сейчас во многом снимались и снимаются засчет инфляционного дотирования экономики. Собранные налоги имеют большуюинфляционную компоненту (скажем, в Беларуси уровень инфляции составил в1992 г. 793,5%, в 1997 г. - 140,1, в 1998 г. - 148,6, в 1999 г. -351,2%).[2] В Республике Беларусь главный упор был сделан на совершенствованиеадминистративной стороны налоговой системы. Проведена большая работа поупорядочению налоговых расчетов, осуществлен переход на европейскую системувзимания НДС. Произошли позитивные налоговые изменения в 1998-2000 гг.:значительно сократились налоговые льготы, внебюджетные фонды включены вгосударственный бюджет, упрощены расчеты по многим видам налогов. Вместе стем налоговая политика не рассматривается как активный рычаг стимулированиянакоплений и инвестиций. Бюджетная политика государства направлена нарегулирование совокупного спроса, хотя целью, скорее, должно стать созданиеусловий для инвестирования и долговременного устойчивого экономическогороста. Кроме того, налоговые изменения в Беларуси в 1992-1999 гг.подчинялись задачам государственных расходов. К тому же они были прочносвязаны с характером монетарной политики и не имели самостоятельногозначения. Если сравнить Беларусь со странами с подобным уровнем дохода на душунаселения, то уровень налогов в ВВП в ней сильно завышен. По даннымМирового банка, например, в Индии он составляет, включая все источники, 16%от ВВП, в Уругвае - 26%, а в РБ – 34,6%. Необходимость радикальногоснижения и упрощения налогов обусловлена тем, что государства с одинаковымдоходом на душу населения в условиях глобализации должны иметь схожиеналоговые характеристики, иначе проигрыш в мировой конкуренции заинвестиции неизбежен. [5] Социально-экономическое развитие Беларуси, как и других стр




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Переходная экономика iconСмешанная и переходная экономика: общие черты и различия

Переходная экономика iconЧурилина И. Экономика России – «переходная»? Вы за?
«переходной». У сторонников и противников этого утверждения находится множество доводов и аргументов в защиту своей точки зрения....
Переходная экономика iconСтруктурные преимущества и особенности структурного кризиса в России содержание
Экономика России не может быть охарактеризована ни как плановая, ни как рыночная это своеобразная переходная экономика, сопровождающаяся...
Переходная экономика iconПриложение 2 Переходная характеристика схемы

Переходная экономика iconПрограмма дисциплины экономика персонала для направления 080100. 62 «Экономика»
«Прикладная экономика». Студенты, приступающие к изучению курса, должны иметь базовые знания в области экономической теории в объеме:...
Переходная экономика iconДокументы
1. /экономика/Doc1.doc
2. /экономика/Doc111.doc
Переходная экономика iconДокументи
1. /080100.68 Экономика Экономика фирмы/Анн Предпринимательская деятельнось Ибрагимова.doc
Переходная экономика iconДокументи
1. /080100.68 Экономика Экономика фирмы/Анн Предпринимательская деятельнось Ибрагимова.doc
Переходная экономика iconДокументи
1. /080100.68 Экономика Экономика труда/Анн Маркетинг раб силы.doc
2. /080100.68...

Переходная экономика iconДокументи
1. /080100.68 Экономика Экономика труда/Анн Маркетинг раб силы.doc
2. /080100.68...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы