Концепции современного естествознания icon

Концепции современного естествознания



НазваниеКонцепции современного естествознания
Дата конвертации04.07.2012
Размер268,89 Kb.
ТипРеферат
Концепции современного естествознания


План.. Введение.. Биосфера.. Человек и биосфера.. Географическая среда.. Географический детерминизм.. Окружающая среда, ее компоненты.. Влияние человека на природу. Техносфера.. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере.. Взаимосвязь космоса и живой природы.. Противоречия в системе: природа-биосфера-человек. Введение. Жизнь как особое, очень сложное явление природы оказывает наокружающий мир самое разнообразное воздействие. Существуя в виде различныхпроявлений, жизнь (“живая природа”) не только производит продукты своейжизнедеятельности, но и коренным образом преображает природу. Вестествознании изучение жизни как целостного феномена в его тесной связи сокружающей природой получило название учения о биосфере. Биосфера. Термин “биосфера” впервые был использован в 1875 г. Австрийскимгеологом Э. Зюссом. Под биосферой понимается вся совокупность всех живыхорганизмов вместе со средой их обитания, в которую входят: вода, нижняячасть атмосферы и верхняя часть земной коры, населенная микроорганизмами. Два главных компонента биосферы - живые организмы и среда их обитания- непрерывно взаимодействуют между собой и находятся в тесном, органическомединстве, образуя целостную динамическую систему. Биосфера как глобальнаясуперсистема в свою очередь состоит из ряда подсистем. Многообразие живых систем поражает воображение. За все время эволюциижизни на Земле существовало колоссальное количество различных видов живыхорганизмов (всего около 500 млн). В настоящее время насчитывается около 1,2млн Видов животных и 0,5 млн видов растений. Минеральных же видов неживойматерии (так называемое “косное вещество”) насчитывается лишь около 10 тыс.Видов. Отдельные живые организмы не существуют изолированно. В процессе своейжизнедеятельности они соединяются в различные системы (сообщества),например, в популяции. В ходе эволюции образуется другой, качественно новыйуровень живых систем, так называемые биоценозы - совокупность растений,животных и микроорганизмов в локальной среде обитания. Эволюция жизни постепенно приводит к росту и углублению дифференциациивнутри биосферы. В совокупности с окружающей средой обитания, обмениваясь сней веществом и энергией, биоценозы образуют новые системы - биогеоценозыили, как их еще называют, экосистемы. Они могут быть разного масштаба:море, озеро, лес, роща и т.д. Биогеоценоз представляет собой естественнуюмодель биосферы в миниатюре, включающую в себя все звенья биотическогокруговорота: от зеленых растений, создающих органическое вещество, до ихпотребителей, в итоге превращающих его вновь в минеральные элементы. Иначеговоря, биогеоценоз является элементарной ячейкой биосферы. Таким образом,в совокупности все живые организмы и экосистемы образуют суперсистему -биосферу. Говоря о принципах существования биосферы, В.И. Вернадский преждевсего уточнял понятие и способы функционирования живого вещества. Живойорганизм является неотъемлемой частью земной коры и изменяющим ее агентом,а живое вещество - это совокупность организмов, участвующих в геохимическихпроцессах. Организмы берут из окружающей среды химические элементы,строящие их тела, и возвращают их после смерти и в процессе жизни в тужесамую среду. Тем самым и жизнь, и косное вещество находится в непрерывномтесном взаимодействии, в круговороте химических элементов. При этом живоевещество служит основным с и с т е м о о б р а з у ю щ и м фактором исвязывает биосферу в единое целое. Обладая значительно большей активностью, чем неорганическая природа,живые организмы стремятся к постоянному совершенствованию и размножениюсоответствующих систем, включая биоценозы. Последние в свою очередьнеизбежно входят во взаимодействия между собой, что в конечном счетеуравновешивает живые системы различного уровня. В результате достигаетсядинамическая гармония всей суперсистемы жизни - биосферы. Современное естествознание в ходе изучения биоценозов вводит новоепонятие - “коэволюция”, означающее в з а и м н о е п р и с п о с о- б л ен и е видов. Именно коэволюция обеспечивает условия сосуществования иповышения устойчивости биоценоза как системы. Коэволюция является новойперспективной идеей естественных и социальных наук. Ведь в приспособлении(как в природе, так и в обществе) решающую роль играет не борьба засуществование, а взаимопомощь, согласованность и “с о т р у д н и ч е с т во” различных видов, в том числе и не связанных между собой генетическимиузами. Развитие биосферы происходит путем углубления взаимодействия живыхорганизмов и среды. В ходе эволюции постепенно происходит процесспланетарной и н т е г р а ц и и , т.е. усиления и развитиявзаимозависимости и взаимодействия живого и неживого. Процесс интеграцииВ.И. Вернадский считал сущностной характеристикой биосферы. Несмотря на всюсвою противоречивость, развитие биосферы является фактором п л а н е т а рн о г о масштаба и означает прогрессирующее овладение жизнью всей планеты.Существование жизни на Земле коренным образом изменило облик нашей планетыи его составляющие - ландшафт, климат, температуру Земли и т.д. Человек и биосфера. Появление человека как “homo sapiens” (человека разумного) в своюочередь качественным образом изменило не только биосферу, но и результатыее планетарного влияния. Постепенно стал происходить переход от простогобиологического приспособления живых организмов к разумному поведению ицеленаправленного изменения окружающей природной среды разумнымисуществами. Геосфера сама по себе В целом пассивно реагирует на вмешательствочеловека, а живое вещество активно приспосабливается к новым условиямсуществования и присутствию в природе человека. Так, многократно возрослаустойчивость и невосприимчивость многих насекомых и грызунов к ядам,применяемым людьми. Появляются мутационные или измененные виды и популяции,приспособленные к техногенной и загрязненной среде обитания. Многие видыживотных меняют формы своего существования, адаптируются к жизни пососедству с человеком. Человек как особая форма жизни и существо, обладающее разумом, вноситпринципиально новые элементы во взаимоотношения с природой. Он выступаеткак автономная целостность внутри биосферы. Живое вещество, преобразуякосное и взаимодействуя с ним, создает биосферу. Аналогично человек,преобразуя биосферу, создает техносферу. Но если при формировании биосферывсе биоценозы лишь поддерживают системную целостность путем обменавеществом и энергией, то человек, помимо этих функций, в первую очередьпроизводит овеществление природы, создавая новые искусственные предметы. Однако далеко не все творения человека находятся в гармонии сокружающей действительностью. И если живые организмы, созданные человеком,в большинстве своем вписываются в общую систему природы, то этого никакнельзя сказать о других предметах, созданных им: здания, сооружения...Кроме того, сделанное человеком, как правило, не способствует созданиюновых запасов энергии. Бесконечное же истребление полезных ископаемых иживого вещества ставит на грань катастрофы само существование не толькоразумной жизни, но и жизни как таковой. Географическая среда. Человечество, несмотря на всю свою сегодняшнюю мощь и независимость,является составной частью и продолжением единой природы. Человек, обществонеразрывно с ней связаны и не в состоянии существовать и развиваться внеприроды, и в первую очередь без непосредственно окружающей его природнойсреды. Связь человека с окружающей средой особенно ярко выражена в сферематериального производства. Природные богатства (прежде всего полезныеископаемые) служат естественной основой материального производства и жизниобщества в целом. Поэтому, даже “выйдя из природы”, человечество не всостоянии существовать без продуктов труда, полученных в результатематериального производства, “очеловечивания природы”. Природа являетсяестественной о с н о в о й ж и з н е д е я - т е л ь н о с т ичеловека и общества в целом. Вне природы и использования созданных на ееоснове предметов человек не существует. Наиболее тесно человек связан с такими составляющими природы ибиосферы, как географическая и окружающая среда. Географическая среда естьта часть природы (растительный и животный мир, вода, почва, атмосфераЗемли), которая вовлечена в сферу жизни человека, в первую очередь впроизводственный процесс. Она оказывает существенное влияние на самыеразные стороны жизни человека, и прежде всего на развитие материальногопроизводства. Многообразие свойств природы явилось естественной основой дляразделения труда (охота, земледелие, скотоводство, добыча полезныхископаемых и т.д.). От особенностей географической среды зависят конкретныенаправления человеческой деятельности, в частности, развитие тех или иныхотраслей производства в различных странах и на континентах. Влияние природы в виде конкретной географической среды на историческоеразвитие того или иного народа весьма различно, оно проявлялось, например,как наличие или отсутствие благоприятных природных условий для производствасельскохозяйственных продуктов, а также в других отношениях. Данноеразличие было особо чувствительным для человека на ранних ступенях развитияобщества, когда преобразование предметов природы составляло лишьнезначительный процент по сравнению с их использованием в готовом виде. Неблагоприятные природные условия существенно тормозили общественноеразвитие. Не случайно поэтому древние цивилизации возникали первоначальноименно у народов южных стран. Благоприятный климат требовал меньших затраттруда на изготовление жилищ и одежды, на производство продуктов. На Югеоткрывалась лучшая возможность для развития разделения труда, возникновенияприбавочного продукта, появления культуры. Однако лучшие природные условия южных стран обеспечивали этипреимущества главным образом на ранних ступенях развития человечества. Вдальнейшем же положительная роль благоприятного климата парадоксальнымобразом превратилась в отрицательную, ибо во многом отсутствовал стимулпроизводства. Именно поэтому активная история народов южных регионов как бызамораживается в средневековье. Если бы человек находил все необходимые ему средства к существованию вприроде в готовом виде, то не было бы стимулов для совершенствованияпроизводства, а следовательно, и для собственного развития. Таким образом,не только наличие тех или иных природных условий для производства, но и,наоборот, их недостаток также оказывал ускоряющее влияние на развитиеобщества. В этом проявляется взаимодействие составляющих системы природа-биосфера-человек. Практика показала, что именно наличие разнообразныхприродных условий является наиболее благоприятным фактором развитиячеловека и общества. Географический детерминизм. Степень воздействия природы и зависимость человека от нее стольвелики, что осознание этого послужило основой для появления целогонаправления в науке - Географического детерминизма. Его сторонникиполагали, что развитие человеческого общества решающим образом определяетсявлиянием на него различных географических (природных) факторов. Дань этомуучению отдавали многие мыслители: Платон, Аристотель, Г.Т. Бокль, Л.Н.Мечников, К. Ритер и др. Они считали, что развитие народов определяется в первую очередьландшафтом, почвой, климатом, пищей. Разумеется, в подобной прямолинейности немало преувеличенного, однакоесть в этих характеристиках и немало метких наблюдений о влиянии природы наповедение, психику отдельных людей и целых этнических групп. Внимательноанализируя историю развития различных стран и этнические особенности ихнародов, нельзя не отметить их существенной зависимости от тех или иныхприродных, климатических условий. Разумный учет влияния географическогофактора на этнические особенности и развитие народов вряд ли будет лишним.Он позволяет обществу более эффективно строить свою деятельность. Другоедело - возведение географического влияния в абсолют. Крайности в науке, каки в любом другом деле, только вредят. В отличии от слишком категоричных выводов Г. Бокля иШ. Монтескье интересной и оригинальной по сути является “океаническаяконцепция” Л.Н. Мечникова, родного брата известного русского ученого,лауреата Нобелевской премии И.Н. Мечникова. В своей работе “Цивилизация ивеликие исторические реки” он приходит к выводу о том, что развитиечеловеческого общества определяется в первую очередь освоением водныхресурсов и путей сообщения. Согласно его концепции, последовательно сменяядруг друга, существовало несколько цивилизаций. Первая из них - речная. Вэто время общество развивалось благодаря освоению и использованию великихрек Китая, Египта, Мессапотамии и других стран. Затем возниклаСредиземноморская цивилизация, позволившая людям овладеть морскимипространствами и перемещаться с континента на континент. И, наконец, соткрытием Америки и освоением океанов человечество вступило в период новой,океанической цивилизации в масштабах всей Земли. При всей возможнойспорности данной теории в ней в отличии от некоторых других социально-политических доктрин развития общества не находится места для насилия,диктатуры какого-либо класса или социального слоя общества. Она носитгуманистический, общечеловеческий характер. Оригинальный русский мыслитель Л.Н. Гумилев активно занималсяпроблемой этногенеза (происхождение народов) и влияющих на это природныхфакторов. Он усматривал прямую зависимость этногенеза от географическойсреды. В свою очередь данная среда является фрагментом биосферы Земли,которая входит в состав Солнечной системы - участка Галактики. Такимобразом, человек и общество являются составной частью Вселенной исуществуют в общей цепи иерархической совместимости микромира (человека) смакромиром (космосом). Л.Н. Гумилев много сделал для утверждения концепции пассионарности. Помнению ученого, само возникновение и дальнейшее развитие этносов зависит отмногих природных, в том числе и космических факторов (солнечной активности,магнитных полей и др.). Но также развитие этносов в значительной степениопределяется наличием в них особых людей - п а с с и о н а р и е в ,обладающих сверхэнергией, непреодолимым стремлением к намеченной цели,пусть даже иллюзорной. Именно активностью и деятельностью пассионариевобъясняются, по мнению Гумилева, главные исторические события в жизнинародов. Пассионарии оказывают влияние на массы путем пассионарскойиндукции. Деятельность же самих пассионариев, их активность в свою очередьтесно связана ландшафтом, историческим временем и космическими факторами. По-разному можно оценивать теории, которые относятся к географическомудетерминизму. Но очевидно, что исследования в данной области помоглипривлечь внимание ученых к осмыслению роли окружающей природной среды вразвитии человека. В то же время неумолимая и неподкупная практика, традиционноиспользуемая в качестве основного критерия истинности любых теорий,свидетельствует и о значительной степени независимости общества от природы,о возможности самого человека творить свою судьбу, несмотря на превратностиклимата, погоды и другие природные сюрпризы. Географический детерминизм в целом мирно пропагандировал свои идеи.Однако постулаты геополитики - теории, опирающейся на выводыгеографического детерминизма о значении природных факторов, могут носитьвесьма агрессивный характер. Основы геополитики разрабатывали в начале XXв. ученые Западной Европы, в том числе Ф. Ратцель, Р. Челлен и другие.Согласно этой теории, политика государств во многом определяется различнымигеографическими факторами. История человеческого общества сторонникамигеополитики толкуется как постоянная борьба государств между собой. Подобнобиологическим организмам страны воюют “за жизненное пространство”. Этоположение геополитики послужило теоретическим оправданием и обоснованиемагрессии Германии, Японии, Италии, Израиля и других государств, якобыборовшихся за жизненное пространство из-за мнимого перенаселения. Этим жегеофактором пытаются объяснить надуманный “антогонизм” между морскимидержавами Запада и континентальными странами Востока, между передовыминдустриальным Севером и остальным аграрным Югом. Сегодня очевидныпечальные последствия геополитических установок, применяемых на практике. Окружающая среда, ее компоненты. “Окружающая среда” - более широкое понятие, чем географическая. Оновключает в себя, помимо поверхности Земли и ее недр, часть Солнечнойсистемы, которая попадает или может попасть в сферу деятельности человека,а также созданный им материальный мир. В структуре окружающей средывыделяют две важнейшие составляющие: естественную и искусственную средыобитания. Естественная среда обитания включает в себя неживую и живую частиприроды - геосферу и биосферу. Она существует и развивается безвмешательства человека, естественным образом. Однако в ходе эволюциичеловек постепенно все больше осваивает естественную среду обитания.Первоначально это было лишь простое потребление естественных богатств(диких плодов, растений и животных). Затем человек начал использовать иестественные источники средств жизни (полезные ископаемые, энергетическиеисточники), преобразуя их в ходе своей практической деятельности. Для человека положительные моменты освоения и преобразования природныхисточников как составных частей естественной среды обитания неоспоримы. Врезультате этой деятельности человек смог не только выжить какбиологический вид, но и приобрести то, что принципиально отличает его отдругих живых существ - способность производить орудия труда, создавать инакапливать материальную и духовную культуру, целенаправленнопреобразовывать окружающую среду. Однако человек в ходе эволюции не остановился лишь на взятии у природыматериала в непосредственном или преобразованном виде. Он перестал бы бытьразумным существом, если бы не смог создать нечто свое, искусственное, чегоне было до сих пор в природе. В результате им была создана искусственнаясреда обитания - все то, что специально сделано человеком: разнообразиепредметов материальной и духовной культуры, преобразованные ландшафты, атакже выведенные в результате селекции и одомашнивания растения и животные. С развитием общества роль и значение для человека искусственной средыобитания непрерывно возрастают. Влияние человека на природу. Техносфера. Масштабы созданной человечеством материальной культуры поистинеогромны. И темпы ее развития постоянно увеличиваются. В наши дни такназываемая техномасса (все созданное человеком за год) уже на порядокпревышает биомассу (вес диких живых организмов). Это тревожный сигнал, онтребует вдумчивого отношения к балансу составляющих системы природа-биосфера-человек. Уровень воздействия человека на окружающую среду зависит в первуюочередь от технической вооруженности общества. Она была крайне мала наначальных этапах развития человечества. Однако с развитием общества, ростомего производительных сил ситуация изменилась кардинальным образом. XXстолетие - век научно-технического прогресса. Связанный с качественно новымвзаимоотношением науки, техники и технологии, он колоссально увеличилмасштабы воздействия общества на природу и поставил перед человеком целыйряд новых, чрезвычайно острых проблем. Изучение влияния техники на биосферу и природу в целом нуждается нетолько в прикладном, но и в глубоком теоретическом осмыслении. Техника всеменее остается только вспомогательной силой для человека. Все большепроявляется ее автономность. Понятие “совокупность техники и технические системы” лишь начинаетобретать право на существование в науке. По аналогии с живым веществом,лежащим в основе биосферы, мы можем говорить о техновеществе каксовокупность всех существующих технических устройств и систем (своеобразныхтехноценозов). В его состав, в частности, включают технические устройства,добывающие полезные ископаемые и вырабатывающие энергию подобно зеленымрастениям в биосфере. Выделяется также технический блок по переработкеполученного сырья и производству средств производства. Далее идет техника,производящая средства потребления. Затем - технические системы по передаче,использованию и хранению средств информации. В особый блок выделяютавтономные многофункциональные системы (роботы, автоматические межпланетныестанции и др.). В последнее время появляются также техносистемы попереработке и утилизации отходов, включенные в непрерывный цикл безотходнойтехнологии. Это своего рода “технические санитары”, действующие подобнобиологическим, природным подсистемам. Таким образом, структуратехновещества все больше воспроизводит аналогичную организацию естественныхприродных живых систем. Другой подход к пониманию структуры и роли техновещества предлагаетшвейцарский экономист и географ Г. Беш. Он выделяет в мировом хозяйстве трикрупнейшие отрасли: первичная (добыча природных ресурсов), вторичная(обработка добытой продукции) и третичная (обслуживание производства:наука, управление). По силе своего воздействия на планету техновещество в виде системытехноценозов в состоянии, как минимум на равных, спорить с живым веществом.Дальнейшее развитие техники со всей очевидностью требует просчетаоптимальных вариантов взаимодействия составных подсистем техновещества ипоследствия их влияния на природу, и в первую очередь на биосферу. В результате преобразования человеком естественной среды обитанияможно говорить уже о реальном существовании нового ее состояния - отехносфере. Понятие “техносфера” выражает совокупность техническихустройств и систем вместе с областью технической деятельности человека. Ееструктура достаточно сложна, так как включает в себя техногенное вещество,технические системы, живое вещество, верхнюю часть земной коры, атмосферу,гидросферу. Более того, с началом эры космических полетов техносфера вышладалеко за пределы биосферы и охватывает уже околоземный космос. Нет смысла современному человеку подробно говорить о роли и значениитехносферы в жизни общества и природы. Техносфера все больше преобразуетприроду, изменяя прежние и создавая новые ландшафты, активно влияя надругие сферы и оболочки Земли, и прежде всего опять-таки набиосферу. Говоря о важнейшем значении техники в жизни человека, нельзя неотметить обостряющуюся сегодня проблему г у м а н и з а ц и и техносферы.Пока что наука и техника нацелены главным образом на максимальнуюэксплуатацию природных ресурсов, удоволетворение нужд человека и обществалюбой ценой. Последствия непродуманного, некомплексного и, как следствие,антигуманного воздействия на природу удручают. Технические ландшафты изотходов производства, уничтожение признаков жизни в целых регионах,загнанная в резервации природа - вот реальные плоды отрицательного влияниячеловека, вооруженного техникой, на окружающую среду. Все это такжеявляется следствием недостаточного взаимодействия естественных иобщественных наук в осмыслении данной проблемы. Ноосфера. Учение В.И. Вернадского о ноосфере. Огромное влияние человека на природу и масштабные последствия егодеятельности послужили основой для создания учения о ноосфере. Термин“ноосфера” переводится буквально как сфера разума. Впервые его ввел внаучный оборот в 1927 г. французский ученый Э. Леруа. Вместе с Тейяром деШарденом он рассматривал ноосферу как некое идеальное образование,внебиосферную оболочку мысли, окружающую Землю. Ряд ученых предлагают употреблять вместо понятия “ноосфера” другиепонятия: “техносфера”, “антропосфера”, “психосфера”, “социосфера” илииспользовать их в качестве синонимов. Подобный подход представляется весьмаспорным, так как между перечисленными понятиями и понятием “ноосфера” естьопределенная разница. Следует также отметить, что учение о ноосфере не носит показаконченного канонического характера, которое можно было бы принимать какнекое безусловное руководство к действию. Учение о ноосфере былосформулировано и в трудах одного из его основателей В.И. Вернадского. В егоработах можно встретить разные определения и представления о ноосфере,которые к тому же менялись на протяжении жизни ученого. Вернадский началразвивать данную концепцию с начала 30-х гг. После детальной разработкиучения о биосфере. Осознавая огромную роль и значение человека в жизнипреобразовании планеты, В.И. Вернадский употребляет понятие “ноосфера” вразных смыслах: 1) как состояние планеты, когда человек становитсякрупнейшей преобразующей геологической силой; 2) как область активногопроявления научной мысли; 3) как главный фактор перестройки и изменениябиосферы. Очень важным в учении В.И. Вернадского о ноосфере было то, что онвпервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественныхнаук при изучении проблемы глобальной деятельности человека, активноперестраивающего окружающую среду. По его мнению, ноосфера уже естькачественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с кореннымпреобразованием не только природы, но и человека. Это непросто сфераприложения знаний человека при высоком уровне техники. Для этого достаточнопонятия “техносфера”. Речь идет о таком этапе в жизни человечества, когдапреобразующая деятельность человека будет основываться на строго научном идействительно разумном понимании всех происходящих процессов и обязательносочетается с “интересами природы”. В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействиячеловека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельностьстановится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферыможно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы,совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве сбиосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основаустойчивого существования и развития ноосферы. Говоря об эволюционном развитии мира, его переходе в ноосферу,основатели этого учения расходились в понимании сущности данного процесса.Тейярд де Шарден говорил о постепенном переходе биосферы в ноосферу, т.е.“в сферу разума, эволюция которой подчиняется разуму и воле человека”,путем постепенного сглаживания трудностей между человеком и природой. У В.И. Вернадского мы встречаем иной подход. В его учении о биосфереживое вещество преобразует верхнюю оболочку Земли. Постепенно вмешательствочеловека все увеличивается, человечество становится основной планетарнойгеологообразующей силой. Понимание им данного тезиса необходимо и для егособственного выживания. Стихийность же развития сделает биосферунепригодной для обитания людей. В связи с этим человеку следует соизмерятьсвои потребности с возможностями биосферы. Воздействие на нее должно бытьдозированно разумом в ходе эволюции биосферы и общества. Постепеннобиосфера преобразуется в ноосферу, где ее развитие приобретает направляемыйхарактер. В этом и заключается непростой характер эволюции природы, биосферы, атакже сложности появления ноосферы, определения роли и места в нейчеловека. В.И. Вернадский неоднократно подчеркивал, что человечество лишьвступает в данное состояние. И сегодня, спустя несколько десятилетий послесмерти ученого, говорить об устойчивой разумной деятельности человека (т.е.о том, что мы уже достигли состояния ноосферы) нет достаточных оснований. Итак будет по крайней мере до тех пор, пока человечество не решит глобальныхпроблем планеты, в том числе экологическую. О ноосфере правильнее говорить,как о том идеале, к которому следует стремиться человеку. Взаимосвязь космоса и живой природы. Благодаря взаимосвязи всего существующего космос оказывает активноевлияние на самые различные процессы жизни на Земле. В.И. Вернадский, говоря о факторах, влияющих на развитие биосферы,указывал среди прочих и космическое влияние. Так, он подчеркивал, что безкосмических светил, в частности без Солнца, жизнь на Земле не могла бысуществовать. Живые организмы трансформируют космическое излучение в земнуюэнергию (тепловую, электрическую, химическую, механическую) в масштабах,определяющих существование биосферы. На существенную роль космоса в появлении жизни на Земле указывалшведский ученый, Нобелевский лауреат С. Аррениус. По его мнению, заносжизни из космоса на Землю был возможен в виде бактерий благодарякосмической пыли и энергии. Не исключал возможности появления жизни наЗемле из космоса и В.И.Вернадский. Влияние космоса на происходящие на Земле процессы люди подметили еще вдревности. Однако многие века связь космоса с Землей осмысливалась чаще науровне научных гипотез и догадок или вообще вне рамок науки. Во многом этобыло обусловлено ограниченными возможностями человека, научной базы иимеющегося инструментария. В XX столетии знания о влиянии космоса на Землюсущественно пополнились. И в этом есть заслуга российских ученых, в первуюочередь представителей русского космизма - А.Л. Чижевского, К.Э.Циолковского, Л.Н. Гумилева, В.И. Вернадского и др. Понять, оценить и выявить масштабы влияния космоса, и прежде всегоСолнца, на земную жизнь и ее проявления во многом удалось А.Л. Чижевскому.Об этом красноречиво свидетельствуют названия его работ: “Физическиефакторы исторического процесса”, “Земное эхо солнечных бурь” и т.п. Ученые давно обратили внимание на проявления активности Солнца (пятна,факелы на его поверхности, протуберанцы). Эта активность в свою очередьоказалась связанной с электромагнитными и другими колебаниями мировогопространства. А.Л. Чижевский, проведя многочисленные научные исследованияпо астрономии, биологии и истории, пришел к выводу об очень значительномвлиянии Солнца и его активности на биологические и социальные процессы наЗемле (“Физические факторы исторического процесса”). В 1915 г. 18-летний А.Л. Чижевский, самозабвенно изучавший астрономию,химию и физику, обратил внимание на синхронность образования солнечныхпятен и одновременную активизацию боевых действий на фронтах первой мировойвойны. Накопленный и обобщенный статистический материал позволил емусделать данное исследование научным и убедительным. Смысл его концепции, основанной на богатом фактическом материале,состоял в доказательстве существования космических ритмов и зависимостибиологической и общественной жизни на Земле от пульса космоса. К.Э.Циолковский так оценил труд своего коллеги: “Молодой ученый пытаетсяобнаружить функциональную зависимость между поведением человечества иколебаниями в деятельности Солнца, и путем вычислений определить ритм,циклы и периоды этих изменений и колебаний, создавая таким образом новуюсферу человеческого знания. Все эти широкие обобщения и мысли высказываютсяЧижевским впервые, что придает им большую ценность и возбуждает интерес.Этот труд является примером слияния различных наук воедино на монистическойпочве физико-математического анализа”. Лишь через много лет высказанные А.Л. Чижевским мысли и выводы овлиянии Солнца на земные процессы были подтверждены на практике.Многочисленные наблюдения показали неоспоримую зависимость массовыхвсплесков нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний у людей припериодических циклах активности Солнца. Прогнозы так называемых“неблагоприятных дней” для здоровья - обычное дело в наши дни. Интересна мысль Чижевского о том, что магнитные возмущения на Солнце всилу единства Космоса могут серьезно сказываться на проблеме здоровьяруководителей государств. Ведь во главе большинства правительств многихстран стоят немолодые люди. Происходящие на Земле и в Космосе ритмы,конечно же, влияют и на их здоровье и самочувствие. Особенно это опасно вусловиях тоталитарных, диктаторских режимов. А если во главе государствастоят аморальные или психически ущербные личности, то их патологическиереакции на космические возмущения могут привести к непредсказуемым итрагическим последствиям как для народов свих стран, так и всегочеловечества в условиях, когда многие страны обладают мощным оружиеммассового уничтожение. Особое место занимает утверждение Чижевского о том, что Солнцесущественно влияет не только на биологические, но и социальные процессы наЗемле. Социальные конфликты(войны, бунты, революции), по убеждению А.Л.Чижевского, во многом предопределяются поведением и активностью нашегосветила. По его подсчетам, во время минимальной солнечной активностипроисходит минимум массовых активных социальных проявлений в обществе(примерно 5%). Во время же пика активности Солнца их число достигает 60%. Многие идеи А.Л. Чижевского нашли свое применение в областикосмических и биологических наук. Они подтверждают неразрывное единствочеловека и космоса, указывают на их тесное взаимовлияния. Весьма оригинальными были космические идеи первого представителярусского космизма Н.Ф. Федорова. Он возлагал большие надежды на будущееразвитие науки. Именно она, по мнению Н.Ф. Федорова, поможет человекупродлить его жизнь, а в перспективе сделать его бессмертным. Расселениелюдей на другие планеты из-за большого скопления станет необходимойреальностью. Космос для Федорова - активное поприще человеческойдеятельности. Сегодня уже возникают и практические проблемы влияния человека накосмос. Так, в связи с регулярными космическими полетами есть вероятностьнепреднамеренного заноса в космос, в частности на другие планеты, живыхорганизмов. Ряд земных бактерий способны подолгу выдерживать самыеэкстремальные температурные, радиационные и иные условия существования.Температурная амплитуда существования у некоторых видов достигает 600 град.Как они себя поведут в иной неземной среде - предсказать невозможно. В настоящее время человек начинает активно использовать космос длярешения конкретных технологических задач, будь то выращивание редкихкристаллов, сварка и другие работы. И уже давно получили признаниекосмические спутники как средство сбора и передачи разнообразнойинформации. Противоречия в системе: природа-биосфера-человек. Взаимоотношения природы и общества нельзя рассматривать внепротиворечий, неизбежно возникающих и существующих между ними. Историясовместного существования человека и природы представляет собой единстводвух тенденций. Во-первых, с развитием общества и его производительных силпостоянно и стремительно расширяется господство человека над природой.Сегодня это проявляется уже в планетарном масштабе. Во-вторых, постоянноуглубляются противоречия, дисгармония между человеком и природой. Природа, несмотря на все бесчисленное многообразие своих составныхчастей, есть единое целое. Именно поэтому воздействие человека на отдельныечасти внешне покорной и мирной природы одновременно оказывают влияние,причем независимо от воли людей, и на другие его составляющие. Результатыответной реакции бывают порой непредсказуемы, они плохо поддаютсяпрогнозированию. Человек распахивает землю, помогая росту полезных емурастений, но из-за ошибок в земледелии смывается плодородный слой. Вырубкалесов под сельхозугодья лишает почву достаточного количества влаги, и врезультате поля вскоре становятся бесплодными. Уничтожение хищников снижаетсопротивляемость травоядных и ухудшает их генофонд. Подобный “черныйсписок” локальных воздействий человека и ответной реакции природы можнопродолжать бесконечно. Игнорирование человеком целостного диалектического характера природыприводит к отрицательным последствиям как для нее, так и для общества. Обэтом в свое время прозорливо писал Ф. Энгельс: “Не будем, однако, слишкомобольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она наммстит. Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия,на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие,непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают последствияпервых”. Пробелы в общем уровне культуры, игнорирование поколениями людейзакономерностей и особенностей живого мира, к сожалению, печальнаяреальность и сегодняшнего дня. Горьким свидетельством тому, как упорночеловек не желает учиться на собственных ошибках, могут служить обмелевшиепосле вырубки лесов реки, засоленные в результате неграмотного орошения иставшие непригодными для земледелия поля, высохшие моря и т.д. Отрицательным как для природы, так и для общества становитсябесцеремонное вмешательство человека в окружающую среду в наши дни, ибопоследствия его из-за высокого уровня развития производительных силзачастую носят уже глобальный характер и порождают глобальные экологическиепроблемы. Термин “экология”, впервые употребленный немецким биологом Э. Геккелемв 1866 г., обозначает науку о взаимоотношениях живых организмов сокружающей. Ученый полагал, что новая наука будет заниматься тольковзаимоотношениями животных и растений с их средой обитания Однако, говоря сегодня о проблемах экологии (этот термин прочно вошел внашу жизнь в 70-х гг. XX столетия), мы фактически имеем в виду социальнуюэкологию — науку, изучающую проблемы взаимодействия общества и окружающейсреды.Сегодня экологическую ситуацию в мире можно охарактеризовать как близкую ккритической. Первая Конференция ООН по окружающей среде в 1972 г.официально констатировала наличие на Земле глобального экологическогокризиса всей биосферы. Сегодня налицо уже не локальные (региональные), аглобальные (всемирные) экологические проблемы : уничтожены и продолжаютуничтожаться тысячи видов растений и животных; в значительной мереистреблен лесной покров; стремительно сокращается имеющийся запас полезныхископаемых; мировой океан не только истощается в результате уничтоженияживых организмов, но и перестает быть регулятором природных процессов;атмосфера во многих местах загрязнена до предельно допустимых норм. чистыйвоздух становится дефицитом; на Земле практически нет ни одного квадратногометра поверхности, где бы не находилось искусственно созданных человекомэлементов.С началом космических полетов проблемы экологии переместились и в открытоекосмическое пространство. Неутилизированные отходы от космическойдеятельности человека накапливаются в космосе, что также становится всеболее острой проблемой. Даже на Луне американские астронавты обнаружилимногочисленные обломки и остатки от искусственных спутников Земли,посланных туда в свое время человечеством. Можно уже сегодня говорить опроблеме космической экологии. Не решен вопрос о влиянии космическихполетов на появление озоновых дыр в атмосфере Земли.Возникла еще одна неведомая ранее проблема — экология и здоровье человека.Загрязнение атмосферы, гидросферы и почвы привели к росту и изменениюструктуры человеческих заболеваний. Появляются новые болезни, принесенныецивилизацией: аллергические, лучевые, токсические. Происходят генетическиеизменения в организме. В связи с крайне неблагоприятной экологическойситуацией в крупных промышленных городах во много раз увеличилось числозаболеваний верхних дыхательных путей. Сверхвысокий ритм жизни иинформационные перегрузки привели к тому, что кривая сердечно-сосудистых,нервно-психических, онкологических заболеваний сделала резкий скачок вверх.Становится совершенно очевидной пагубность потребительского отношениячеловека к природе лишь как к объекту получения определенных богатств иблаг. Для человечества сегодня жизненно необходимо изменение отношения кприроде и в конечном счете к самому себе.Каковы же пути решения экологических проблем. Прежде всего следует перейтиот потребительского, технократического подхода к природе к поиску гармониис нею. Для этого, в частности, необходим ряд целенаправленных мер поэкологизации производства: применение природосберегающих технологий ипроизводств, обязательная экологическая экспертиза новых проектов, а видеале — создание безотходных технологий замкнутого цикла, безвредных какдля природы, так и для здоровья человека. Необходим неумолимый жесткийконтроль за производством продуктов питания, что уже осуществляется вомногих цивилизованных странах.Кроме того, нужна постоянная забота о поддержании динамического равновесиямежду природой и человеком. Человек должен не только брать у природы, но иотдавать ей (посадки лесов, рыборазведение, организация национальныхпарков, заповедников и т.п.).Однако ощутимый эффект перечисленные и другие меры могут принести лишь приусловии объединения усилий всех стран для спасения природы. Первая попыткатакого международного объединения была сделана в начале нашего века. Вноябре 1913 г. в Швейцарии собралось первое международное совещание повопросам охраны природы с участием представителей 18 крупнейших государствмира. Ныне межгосударственные формы сотрудничества выходят на качественноновый уровень. Заключаются международные концепции по охране окружающейсреды, осуществляются различные совместные разработки и программы. Активнадеятельность "зеленых" (общественных организаций по защите окружающей среды— "Гринпис"). Экологический интернационал Зеленого Креста и ЗеленогоПолумесяца в настоящее время разрабатывает программу по решению проблемы"озоновых дыр" в атмосфере Земли. Следует, однако, признать, что при весьмаразличном уровне социально-политического развития государств мирамеждународное сотрудничество в экологической сфере еще весьма далеко отжелаемого и необходимого уровня.Другой мерой, направленной на улучшение взаимоотношений человека и природы,является разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов,особенно энергетических источников, имеющих для жизни человечестваважнейшее значение. Подсчеты международных экспертов показывают, что еслиисходить из современного уровня потребления, то запасов угля хватит на 430лет, нефти —на 35 лет, природного газа — на 50. Срок, особенно по запасамнефти, не такой уж и большой. В связи с этим необходимы разумныеструктурные изменения в мировом энергобалансе в сторону расширенияприменения атомной энергии, а также поиск новых, эффективных, безопасных имаксимально безвредных для природы источников энергии.Еще одним важным направлением решения экологической проблемы являетсяформирование в обществе экологического сознания, понимания природы какдругого существа, над которым нельзя властвовать без ущерба для себя.Экологическое обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены нагосударственный уровень и проводиться с раннего детства.С большим трудом, совершая мучительные ошибки, человечество постепенно всебольше начинает осознавать необходимость перехода от потребительскогоотношения к природе к гармонии с ней.обучение и воспитание в обществе должны быть поставлены на государственныйуровень и проводиться с раннего детства.Список используемой литературы.Вернадский В,И. Философские мысли натуралиста. — М.:Наука, 1988.Гиренок Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. — М.:Наука, 1987.Глобальная экологическая проблема. — М.: Прогресс, 1988.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М.: Прогресс, 1990.Гумилев Л,Н. Этногенез и биосфера Земли. — М.: ТанаисДИ-ДИК, 1994.Казначеев В.П. Учение В.И. Вернадского о биосфере иноосфере. — Новосибирск: Наука, 1989.Моисеев Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Эколого-политологический анализ//Вопр. философии. 1995. № 1.Моисеев Н.Н. Человек и биосфера. — М.: Молодая гвардия,1985.Моисеев Я.Я. Человек и ноосфера. — М.: Молодая гвардия,1990.Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм. //Вопр. философии. 1991. №3.Небел Б, Наука об окружающей среде: Как устроен мир. В 2-х т.-М.: Мир,1993.Русский космизм: Антология философской мысли./Сост.С.Г. Семенова, А.Г, Гачева. — М.: Педагогика-Пресс, 1993.Федоров Н.Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982.Филатов В.П, Живой космос: человек между силами землии неба// Вопр. философии. 1994. №2.Циолковский К.Э. Грезы о Земле и небе. — Тула: Приок.кн. изд-во, 1986.Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. — М.: Паимс, 1992.Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. 2-е изд. — М.:Мысль, 1976.Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. — М.: Мысль,1995.Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. — Калуга, 1924.(Репринт. изд., 1994).Экологические уроки прошлого и современность. — Л.: Наука, 1991.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Концепции современного естествознания iconКонцепции современного естествознания
...
Концепции современного естествознания iconПрограмма курса «Концепции современного естествознания»
Курс «Концепции современного естествознания» является одной из дисциплин, преподаваемых на первом курсе факультета Политологии мгимо...
Концепции современного естествознания iconКафедра товароведения и экспертизы товаров
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Концепции современного естествознания iconПрограмма курса «Концепции современного естествознания» для студентов первого курса факультета Политологии
Курс «Концепции современного естествознания» является одной из дисциплин, преподаваемых на первом курсе факультета Политологии мгимо...
Концепции современного естествознания iconГончарова Оксана Владимировна Кандидат биологических наук, доцент Концепции современного естествознания: учебно-методический комплекс
Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс / Авт и сост.: О. В. Гончарова. – Омск: Омск: Издатель Омский...
Концепции современного естествознания iconМетодические указания и контрольные задания по дисциплине концепции современного естествознания для студентов заочной формы обучения всех специальностей
Программа, методические указания и контрольные задания по дисциплине «Концепции современного естествознания»/Сост.: С. Х. Карпенков:...
Концепции современного естествознания iconРеферат на тему "История и логика развития естествознания" по дисциплине Концепции современного естествознания

Концепции современного естествознания iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Концепции современного естествознания» Специальность: 050708. 65 «Педагогика и методика начального образования»
«Концепции современного естествознания» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Концепции современного естествознания iconРеферат на тему "Вселенная, жизнь, разум" по дисциплине Концепции современного естествознания Выполнила студентка 2 курса Дандорф А. Проверил Пастушный С. А. Прага 2003 год план
Реферат на тему "Вселенная, жизнь, разум" по дисциплине Концепции современного естествознания
Концепции современного естествознания iconРеферат на тему "Большой взрыв" по дисциплине Концепции современного естествознания Студентка II курса Специальность «Связи с общественностью» Кожевникова А
Реферат на тему "Большой взрыв" по дисциплине Концепции современного естествознания
Концепции современного естествознания iconДисциплина: Концепции современного естествознания
Развитие научных исследовательских программ и картин мира (история естествознания, тенденции развития)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы