Геноцид армян XIX xx века icon

Геноцид армян XIX xx века



НазваниеГеноцид армян XIX xx века
Дата конвертации04.07.2012
Размер372,76 Kb.
ТипРеферат
Геноцид армян XIX - XX века


[pic] Амбарцумян Виген ПЛАН. 1. Понятие «Арменоцид» 2. Пять веков под властью геноцидного государства (предгеноцид) 3. Разоружение 4. 24 апреля 1915 года 5. Геноцид армян 1915 – 1923 гг. 6. Кто признал геноцид армян 1915 года 7. Высказывания известных людей 8. Заключение Литература."ГЕНОЦИД АРМЯН - Преступление по международному праву" - Ю.Г. Барсегов,Москва, 2000г."Армянский Вопрос" - Энциклопедия, Ереван, 1991г."Восстановленная память" - Арно Гамелен, Жан-Мишель Брон, Ереван,1995"Геноцид армян в Османской империи" - Сборник документов и материалов - подредакцией М.Г. Нерсисяна, Ереван, 1982г."Русские источники о геноциде армян в Османской империи - 1915-1916 годы" -под редакцией Г.А. Абрамяна и Т.Г. Севан-Хачатряна, Ереван, 1995г."Германские источники о геноциде армян" - С.С. Степанян, Ереван, 1991 г."Геноцид 1915г. - Механизмы принятия и исполнения решений" - А. Авакян,Ереван, 1999г."Геноцид армян - По документам судебного процесса младотурок" - подредакцией А.А. Папазяна, Ереван, 1989г."Геноцид армян - Сквозь призму десятилетий" - К. Худовердян, Р. Саакян,Ереван, 1995г.АРМЕНОЦИДКроме понятия геноцид, есть и понятие арменоцид. Как проявление,свойственное геноциду, арменоцид в разные периоды истории осуществляли вособенности правители Турции как в отношении к восточным армянам, так изападным. Термин арменоцид в международных кругах впервые был употреблен насостоявшемся в июне 1967 года Втором международном конгрессе в Париже,посвященном предотвращению геноцида. Здесь был обсужден вопрос геноцидаармян в Первой мировой войне. Ливанский юрист Метр Муса Пренс массовуюрезню армян характеризовал как арменоцид. Он считал геноцид армянпреступлением, оставшимся безнаказанным в истории человечества.В Геноциде армян воплощены варварские черты, присущие геноцидам прошлых инынешнего веков.Факт Геноцида армян доказан неоспоримыми данными и изданными на разныхязыках мира достоверными документами. Политика геноцида и действия,примененные по отношению к армянскому народу, берут начало с тех времен,когда тюркские племена вторглись из Дальнего Востока и Средней Азии вАрмению и малую Азию. Во время образования Османской империи ее правителиразделили народы этого региона на две части: "правоверных" (магометане) и"гявуров" (неверных или иноверцев). "Гявурами" считались армяне, греки,славяне и др. народности. История полностью отрицает те утверждениятурецких горе-историков, правящих кругов и дипломатов, что, якобы, втечение веков неверные (немагометане) в пределах Османской империи нетолько жили мирно и спокойно, не подвергались национальным и религиознымгонениям, но и пользовались множеством привилегий.Кровавый режим Османской Турции был нетерпим не только для армян, но идругих народов. Избиения, грабеж, насилие осуществленные по отношению кармянам турецкими правителями и религиозная неприязнь продолжались напротяжении пяти веков. Что касается массовых убийств… Они учинялись,начиная с XIX века и продолжались до 20-ых годов XX века.Геноцид армян был поднят до уровня государственной политики в периодправления Абдул Гамида Второго - печально известного периода "зулума"(чудовищная смута). Пользуясь попустительством великих держав, правителисултанской Турции фанатично продолжали взятую на вооружение политикуарменоцида.История показала, что Берлинский конгресс сверхдержав (1878г.) не решилармянский вопрос, что послужило причиной трагедии западных армян.После этого конгресса не только не были претворены в жизнь предначертанныереформы и преобразования в Западной Армении, но началось массовоеистребление армянского населения.Как отмечает академик В. Хвостов, "так называемый берлинский "концерт"оказался погибельным для западных армян. Он приговорил армян кистреблению". Начался новый период еще более трагичной истории западныхармян.В период правления султана Абдул Гамида Второго была разработана иосуществлена страшная программа арменоцида. Об этом свидетельствуютследующие заявления одного из руководителей турецкого правительства -главного визиря Мехмета Кемаль паши:"Если в европейской части мы на своей груди вскормили змею, не нужноповторять ту же глупость в азиатской части Турции. Уничтожить грамотных,убрать всех тех, кто когда-либо может представить для нас угрозу и в рукахчужаков стать орудием против нас.Хотя бы сейчас, сегодня, в интересах Англии, чтобы не вмешивались в деланаших государств в Малой Азии (мы и Англия слово "Армения" не только нехотим признавать, но и должны раздробить челюсти, произносящие это имя), небыло бы поводов для вмешательства извне. Поэтому для осуществления этойцели необходимо и требуется государственное решение, чтобы любойсомнительный элемент был уничтожен бесследно для обеспечения нашегобудущего: значит, этот армянский народ надо уничтожить или сделатьнеспособным к возрождению. И для осуществления этого у нас наготове всенеобходимые инструменты - курды, черкесы, судьи, сборщики налогов,полицейские, и, наконец, можем объявить религиозную войну, и осуществитьлегкую войну против такого народа, который не имеет ни оружия, ни войска, аодна из великих и богатых держав (речь об Англии - А.А., С.С) наша союзницаи гарант мира в Азии. И если этот армянский народ будет стерт с лица землии христианская Европа будет искать единоверцев и не найдя в Турецкой Азиитаковых, оставит нас в покое, а мы после этого займемся внутренними деламии благоустройством".Таковой, фактически, была государственная программа Османской империи, ируководствуясь этим, правитель султанской Турции в 90-ые годы XIX векаорганизовал и варварски осуществил Геноцид западных армян. В этот периодгеноциду подверглись 300 тыс. армян. В иных, в частности, германскихисточниках число безвинно погибших доходит до полумиллиона. Кроме убитых,число лишенных крова и средств на существование составило околополумиллиона, из коих 400 тыс. - женщины и дети-сироты.Фактически, после Берлинского конгресса в течение 18 лет численностьзападных армян снизилось на 600 тысяч.Избиения армян всесторонне были освещены в большом 40-томном сборнике"Большая политика европейских правительств за 1871-1914гг." и другихмногочисленных изданиях.Действия и политика, направленные на Геноцид армян, были продолжены и вбудущем и достигли своего апогея в период правления младотурок. Да,дьявольская программа уничтожения армян Мехмета Кемаля паши и султанаАбдула Гамида конкретизировалась младотурецкими главарями. Руководствуясьшовинистической, античеловечной, человеконенавистнической политикойпантюркизма и панисламизма, они задались целью насильно ассимилироватьнетурецкие народы депортацией и геноцидом, при этом не только сохранитьОсманскую империю, но и создать всетурецкую всемирную державу. В достиженииэтой цели главным препятствием считалось армянство, против него и былнаправлен главный удар.В начале века младотурецкие правители предприняли по отношению к армянампервое преступление. В апреле 1909 года они организовали и осуществилистрашную резню армян в Адане и в прилежащих армяно-населенных селениях. Наэтой территории Киликии турецкими войсками варварски были уничтожены более35 тыс. армян, разрушены армянские кварталы Аданы и близлежащие армянскиесела. Материальный ущерб армян Аданы составил более чем 80 млн. долларов.За это преступление младотурок никто не понес наказания, а губернатор Аданыбыл удостоен правительственной награды.Резня армян в 90-ых годах XIX века и 1909 году в Адане подтвердилизапланированный геноцид, разработанный младотурецкими правителями нагосударственном уровне.После русско-турецкой войны 1877-78гг. от ига Османской империиосвободились христианские народы балканских стран. Самым многочисленнымхристианским народом, оставшимся под имперским игом, оказались армянеЗападной Армении. С целью сохранения своей власти в азиатской частитерритории, правительство Турции поставило задачу насильно отуречить илиуничтожить западных армян. Важной причиной являлось также то, что западныеармяне, Западная Армения считались препятствием и клином на пути созданиявсетурецкого государства. Также причиной организации резни послужилапрорусская ориентация армянского народа. Пантюркистские идеологи игосударственные деятели в этом усматривали большую опасность дляраспространения своего влияния. Разумеется, как восточные, так и западныеармяне, сформированную свою прорусскую ориентацию в течение веков,бесспорно, считали одним из главнейших условий своего существования инационально-освободительной борьбы.Турецкая сторона поводом для геноцида армян считала также армянскоедобровольческое движение. Эти аргументы также беспочвенны, поскольку цельюармянского добровольческого движения являлись самооборона и национальноесамоопределение.Все перечисленные аргументы не могли служить ни правовым, ни моральнымоснованием для геноцида армян, поскольку борьба армянского народа быланаправлена на право проживания на своей исторической родине и навосстановление государственности. Тем не менее, продолжая антиармянскуюполитику и политику истребления армян своих предшественников, и неудовлетворившись погромами армян в Адане, считая это генеральнойрепетицией, младотурецкие правители в октябре 1911 года в Салониках созвалиспециальный конгресс и решили окончательно осуществить свою программу.Истребление армян они считали "кардинальным решением" армянского вопроса.Политика уничтожения и насильственной ассимиляции применялась и к остальнымнетурецким народам империи. Именно для этой цели на конгрессе в Салоникахбыла поставлена конкретная задача со следующим изложением: "рано илипоздно, должно быть осуществлено отуречивание всех подданных, однако ясно,что это не может произойти мирным путем, это должно быть исполнено тольколишь с помощью оружия".Фактически дьявольская программа уничтожения армян была разработанамладотурецкими правителями еще до Первой мировой войны. Благоприятные жеусловия для осуществления этой программы возникли именно с началом войны.Известный польский публицист и писатель Богдан Гембарски в своихисследованиях отмечает, что программа геноцида армян конкретизировалась вначале Первой мировой войны, когда еще не был открыт русско-турецкий фронт.В одной из своих публикаций Богдан Гембарски приводит следующий отрывокстенограммы заседания младотурок, состоявшегося 15-го октября 1914 года:"Доктор Назим - Необходимо кардинально решить армянский вопрос - в корнеуничтожив всех армян. Считаю, что выражаю общее убеждение всех здесьприсутствующих - утверждая, что проблему сразу разрешим, как только будетпринято решение.Талаат бей, министр внутренних дел - Под моей ответственностью против армянпредприму все то, что сочту необходимым…"Большинством голосов было принято решение следующего содержания:"осуществить депортацию армян с дальнейшим их уничтожением в пустыне".Материалы этой арменоцидной программы изложены также в книге младотурецкогодеятеля Мевлана-Заде Рифата. Они переведены на французский и помещены втруде француза Этьена Радафа "Армянский вопрос остается открытым", изданномв 1970 году. В ней приведены следующие строчки документа, принятого назаседании младотурецких руководителей:"Надо действовать быстро и решительно…Если мы будем довольствоваться такими избиениями местного значения, какиеорганизовали в Адане и прилегающих к ней районах, нанесем ущерб делу, таккак вызовем подозрение тех, кого намерены уничтожить позже. Имеем в видуарабов и курдов. Значит, опасность утроится, применение программызатруднится. Надо сразу, полностью искоренить армянскую нацию, никого неоставив на нашей земле, само слово армянин предать забвению. Война -прекрасный повод: мы можем не только не бояться великих держав, но и необращать внимание на протесты мировой прессы.Пока они очнутся, все будет сделано, кончено. На этот раз избиения должныстать истреблением, в живых не должен остаться ни один армянин".Этим античеловечным решением и действиями и действиями и был осуществленГеноцид армян.После принятия вышеупомянутого решения младотурецкого правительства былиизданы приказы министра внутренних дел Мехмета Талаата о депортации иистреблении армян. Приведем один из них: "В Турции полностью ликвидированоправо армян на работу и существование в Турции. Правительство, взявшее насебя эту ответственность, приказывает не оставлять в колыбели ни одногоребенка… Правительство постановило полностью уничтожить всех армян,проживающих в Турции".Геноцид армян начался и был приведен в исполнение в несколько этапов.Первый - с 1 ноября 1914 года по 20 апреля 1915 года. Второй - с 20-24апреля 1915 года до декабря того же года. В этот период в основном былаосуществлена депортация и физическое уничтожение западных армян. Третий -декабрь 1915 года по октябрь 1918 года. В этот период продолжиласьнасильственное обращение в магометанство и уничтожение оставшейся частизападных армян. Одновременно во время походов, предпринятых турецкимивойсками на Восточную Армению, начались и истребления восточных армян.Геноцид армян продолжился и в последующие годы.Для осуществления арменоцида была создана 10-тысячная специальнаяорганизация "Тешкилата махсусе", которая должна была осуществлятьорганизацию и контроль над всеми действиями.Одним из первых шагов в геноциде армян была мобилизация армянских мужчин ввозрасте от 18 до 45 лет. Часть призывников на фронте, а остальная часть -в рабочих частях была расстреляна по особому специальному приказу Энверапаши. За короткое время было расстреляно более чем 60 тыс. армянскихвоинов."Геноцид армян в годы Первой мировой войны был осуществлен беспрецедентноварварски. В, так сказать, военных целях под предлогом депортации(переселения) всеми бесчеловечными методами армяне выгонялись из своейвековой родины в пустыни Междуречья, в частности, Дейр Зора. Множествоочевидцев депортации свидетельствуют, что этот чудовищный шагмладотурецкого правительства означал лишь одно - массовое истреблениеармян. Турецкая армия и ставшие орудием в ее руках курдские банды зверскимучили и убивали армянских детей, женщин и мужчин. Наиболее массовыйхарактер носило истребление в Муше, Эрзруме, Себастии, Битлисе, Харберде...В вилайете Трапезунда были депортированы более 30 тысяч армян, которыезатем были убиты на дорогах. Один из немецких очевидцев убийстврассказывал, что: "турки превзошли в применении всех жестокостей. Онизверски мучили, насиловали женщин и мужчин, детей и стариков, рубилитопорами или душили разными способами, беременных женщин избивали до смертиприкладами ружей, а молодых женщин дарили турецким и немецким офицерам".Дугой немец так описывал страшную картину: "В водах Ефрата можно быловидеть трупы тысяч замученных армян. Бесчисленное количество армян гнали вбезлюдные пустыни, разлучали молодоженов, женщин насиловали на глазахмужей, которых затем убивали в присутствии обесчещенных жен". Немецкийпастор-протестант Фишер рассказывал: "Группу армянок из сиротского приютаВана вешали на деревьях, а затем снимали скальпы... Новорожденного ребенкаразрубили топором на куски, которыми задушили мать ребенка, затолкав этикуски в ее рот. Остальных девушек приюта обесчестили и убили".К этим зверствам прибавились голод и болезни, жертвам чего стали сотнитысяч армян. Только в пустыне Шеттате образовались безымянные могилы около60 тысяч армян. В пустынях Дейр Зора, Рас ул-Айна, Чезоре и в др. оттурецкого ятагана пали сотни тысяч армян. Пески Дейр Зора и воды Ефрата,принявшие бездыханные тела армян, стали безмолвными свидетелями ужасающейкартины преступления, совершенного против армян.Первый летописец Большого геноцида Арам Антонян в своей документальнойкниге "Великое преступление" приводит такие факты: только в Дейр Зоре былозверски уничтожено около 200 тыс. армян.А. Антонян в той же книге приводит отрывки из воспоминаний главногосекретаря управления беженцев Алеппо во время избиений армян Наим Бея. Вотчто пишет турецкий чиновник о геноциде армян и их депортации: "Геноцид идепортация армян не сравнятся ни с одним из доселе известных в мировойистории страшных злодеяний и имя "турок" будет навечно проклято в глазахчеловечества".С болью писал о массовой резне армян архиепископ Григорий Палакян: "Если быбыла воздвигнута гора из черепов убитых армян, она бы дала тень набелоснежную поднебесную вершину святого Арарата...".Очевидцами большой резни армян стали величайшие писатели Ованнес Туманян иАлександр Ширванзаде. О чудовищных картинах в Ванском вилайете ОваннесТуманян писал: "Во лбы детей были воткнуты гвозди, разрубленные на частитела людей турки раскладывали и устраивали игрища, туловище до половиныпомещали в котел и варили, чтобы живая часть видела и чувствовала,раскаленным металлом разрубали на части тело и жарили на огне, жарилиживьем. Перед глазами родителей убивали детей, перед глазами детей -родителей".Мемориал 1500000 армянским мученикам- жертвамгеноцида. Армения, Ереван, Тзитзернакаберд.Анализ множества документальных фактов, историко-научных и политологическихисследований, опубликованных на разных языках мира показывает, что в рядугеноцидов, совершенных в XX веке, арменоцид - первая массовая резня, и егомеждународное признание и осуждение были бы уроком для всего человечества -во избежание новых геноцидов. Пять веков под властью геноцидного государства (предгеноцид)Изучение исторических фактов - положения армянского населения в периодпредгеноцида и характерных признаков самой Османской империи как"геноцидного общества" - подтверждает, что там издавна складывались условияи предпосылки геноцида армян. Более того, исторические факты подтверждают,что там всегда существовала геноцидная практика.Геноцидный характер турецкого общества, в котором жили армяне на протяжениипяти веков, определялся сочетанием, прежде всего политических, религиозныхи иных условий, порождавших агрессивность, стремление к захвату чужихземель, к порабощению народов, к созданию образа врага, дегуманизациюобщества.Исходным фактором и политической базой геноцидности турецкого общества игосударства был захватнический, насильнический характер чуженациональнойвласти турецкого государства в порабощенных странах. В целом о геноцидноститурецкого общества свидетельствуют факты массовой резни болгар, греков,сирийцев, несторианцев, маронитов, иезидов, и, наконец, курдов.Армянский народ в этом отношении не был исключением. От других странАрмению отличало лишь то, что она была порабощена турецкими завоевателямиодной из первых - в результате военных походов султанов Мехмеда IIЗавоевателя и Сулеймана Великолепного, и оставалась под их властью дольшевсех - вплоть до распада Османской империи, т.е. в периоды наибольшейгеноцидной активности турецкого государства, когда она проявлялась с особойсилой и жестокостью. В Армении в полной мере подтверждалось положение, чтоопорой "геноцидного общества" является государство, проводящее политикутерриториальной экспансии, направленную либо на присоединение, либо наудержание силой порабощенных народов. Основной функцией турецкого"разбойничьего государства", как организации господства относительномалочисленной пришлой иноплеменной знати, было удержание этих народов вполном повиновении и их ограбление.Территория армянского народа, как и территории всех других порабощенныхнародов Османской империи, стала рассматриваться как "собственность" Аллахаи "его тени на земле" - турецкого султана, ставшего халифом - главой всехмусульман.Армянам, низведенным в положение бесправной райи (скота), жизнь дароваласькак акт пощады (Аман), по усмотрению своих завоевателей и угнетателей приусловии и до тех пор, пока они пребывали в своем естественном с точкизрения турок состоянии верноподданной национально-религиозной группы (милет-и-садыка) и беспрекословно подчинялись их воле.Армяне как объект геноцида представляли одновременно этническую,религиозную и политическую группу. Такое сочетание характеристик объектагеноцида, четко выявившееся в период предгеноцида, соответственно умножалоантиармянскую геноцидную силу турецкого общества.Геноцидность турецкого общества в отношении армян усиливалась резкимиразличиями в религии, политической истории, уровнях культурного развития.На положении рабов оказался народ с большой историей независимогогосударственного существования и высокой культурой, первым в мире принявшийхристианство в качестве государственной религии. Его поработители - пришлыекочевые племена, которые в результате завоеваний превратились в мощнуювоенную державу.Хотя эксплуатация трудолюбивых армянских крестьян и искусных ремесленникови строителей была источником обогащения иноплеменной знати и военной силыгосударства, хотя армянское купечество обеспечивало международные торговыесвязи Османской империи, само физическое существование армянского народа наего исторической родине всегда рассматривалось турецким государством какполитическая опасность.Объясняется это тем, что в первые века турецкого господства оно не имело вАрмении этнических корней. В порабощенной стране проживало многочисленное икомпактное армянское население. Посетивший в середине XVII в. Армениюфранцузский путешественник Тавернье сообщал: "От Токата до Тавриза странанаселена почти одними христианами, и, поскольку эта обширная территория та,которую древние называли Арменией, не нужно удивляться, что в городах иселах пятьдесят армян приходится на одного магометанина".Другой западный путешественник, посетивший Армению в середине XVII в. сцелью изучения обстановки, отмечает, что "большинство населения пятипровинций составляют христиане-армяне и несторианцы", и что там "повсюду наодного турка приходится восемь христиан".Если бы развитие этнических отношений подчинялась естественным процессам,то со временем соотношение между армянами и турками еще больше изменилосьбы в пользу армян. Составляя в Армении, как и в других завоеванныхстранами, абсолютное меньшинство и в то же время резко отставая отпорабощенных ими народов в экономическом и культурном отношениях, турки какправившая нация были обречены: "если бы они не имели монополии награжданские и военные должности, они скоро совершенно исчезли бы".На протяжении веков в Армении турок выступал как чиновник, солдат,полицейский, земледелец-колонизатор (мохаджир) или как помещик на самойнизкой и варварской стадии феодализма, но во всех этих социальныхположениях он принадлежал господствующей религии и национальности, он одинимел право носить оружие, и самый высокопоставленный христианин должен былпри встрече уступить дорогу самому низкостоящему мусульманину.Составляя абсолютное меньшинство, турецкие завоеватели могли сохранять своегосподство в Армении и многочисленных других странах только посредствомпостоянного политического гнета, при помощи государственного насилия,периодических массовых избиений. Миллионы коренных жителей Армении былипоставлены вне закона. Армянский христианин, прежде всего, - неверный, аневерный - это "гяур", это враг.Мечом и заскорузлым религиозным фанатизмом, системой "медленной пытки",скрытого и открытого физического истребления народа турки сотни летподдерживали свое господство в Армении, действуя по принципу: "армянстановится слишком много, нужно сократить их число". Именно в этомзаключалась политическая основа курса турецкого государства сперва насокращение числа и ослабление армян с целью их удержания в "естественном"состоянии бесправной райи, а потом и полное уничтожение этой национальнойгруппы как таковой.С того времени, когда армяне стали подавать первые признаки стремления косвобождению, турецкое государство рассматривало их уже не какпотенциальную, а как реально существующую инонациональную, а потомувражескую политическую группу, не имеющую никаких прав на существование.Наличие в порабощенной Армении коренного армянского населениярассматривалось Османской империей как препятствие не только для сохранениясвоей власти в Армении, но и для осуществления своей завоевательнойполитики. В бесконечных, ведшихся веками войнах с Персией турецкиевооруженные силы, чтобы не допустить усиления противника, методичноуничтожали армянское население.Если политически отношение турецкого государства к армянам как народуассоциировалось прежде всего с препятствием к осуществлению политикизахватов чужих земель - основы существования империи, то сам турецкий народруководствовался более простыми мотивами. Для турок-мусульман убийствоармян-христиан было долгом правоверных перед богом и его тенью на земле -султаном-халифом. Убивая армянина, турок зарабатывал себе место в раю. Кэтим "духовным" мотивам массового участия в геноциде армян прибавлялсясильный меркантильный (сегодня сказали бы - социальный) мотив: это былавозможность легко завладеть их жилищем, имуществом, женами, детьми,сельскохозяйственными орудиями, скотом.Ограничимся лишь несколькими свидетельствами - турецкими и иностранными,иллюстрирующими положение армян в период предгеноцида. Турецкий писательЕвлия Челеби, путешествовавший по Армении в начале XVII в., сообщает, что вЭрзруме горизонт кругом был устлан дымом от горевших армянских деревень, аиз палаток турецких солдат раздавались звуки музыкальных инструментов ивопли армян.Затем, путешествуя в хвосте турецкой армии, он признается, что был пораженбессмысленными и ужасными жертвами.Француз Амедей Жобер, побывавший в Армении спустя полтора века - в 1805-1806 гг., констатирует, что ситуация здесь не изменилась: "в этойнесчастной области не существует ни родины, ни безопасности, ни отдыха";"...вид многих сожженных и опустошенных деревень вызывал во мне самыегрустные размышления",-писал он, проезжая по Армении, "стране, опустошеннойнабегами разбойников". Область Эрзрума "была настолько опустошенакавалерией, что села были полностью покинуты жителями. Полностью былиопустошены и местности от Вана до Аракса".Другой путешественник, посетивший Армению в 1807 г., также сообщает оборганизованных избиениях и грабежах армян, которые не могли сопротивляться,так как им было запрещено иметь оружие. Были разграблены и сожжены все селадолины Анджалу, были сожжены села Баязида, а их армянское население бежалов Персию. Всюду были "смерть и опустошение". То же самое в другом районе,который посетил этот свидетель: "Вся равнина от Диадина до Топрак-Калеопять представила картину опустошения". Здесь недавно было сожжено 118 сел,"населенных несчастными армянскими христианами..."Эти поощрявшиеся и организовывавшиеся правительством грабежи, опустошения иистребления армян продолжались из года в год, из десятилетия в десятилетия,из века в век, принимая все более организованный характер, все болееувеличиваясь в масштабах. Принадлежавший армянам хлеб выжигался, скотугонялся, земледельческие орудия увозились, жилища либо разрушались, либозаселялись турками, черкесами, курдами и др., армянские села планомерноуничтожались, армянское население методически истреблялось, изгонялось илиобращалось в ислам. В условиях, когда нужно было "выбирать" между мечом иКораном, целые деревни и районы бывали вынуждены переходить вмусульманство: армяне Тортума, Испира, Байбурта в вилайете Эрзрум в 1820г., Хой, Сливана в вилайете Битлис в 1800 г., Хамшэне, Карадере и др. ввилайете Трапезунд в 1830 г. и т.д. и т.п.Изучение объективно констатируемых фактов подтверждает, что уже в этотпериод геноцидная политика турецкого правительства проводилась в трехосновных формах: 1)ассимиляции; 2)изгнания; 3)уничтожения.Одним из основных методов политики ассимиляции в период предгеноцида былинасильственная исламизация и отуречивание. Хотя в разное время и вразличных районах страны армяне принимали ислам и со временемотуречивались, процесс этот решающего успеха не обеспечивал. Поэтому он вовсе большей мере подкреплялся политикой изгнания и все более массовыхубийств армян.В период предгеноцида четко обозначилась политическая линия турецкогогосударства на изменение демографического облика Армении путемстимулирования беженства и эмиграции армян и сопутствовавшего емупланомерного заселения курдами, черкесами и турками-колонизаторами(мохаджирами). Тем самым не только сокращалась численность армян вабсолютном выражении, но и менялось соотношение между армянским населениеми другими национальностями, противопоставленными армянам под общей рубрикой"мусульман".В эпоху реформ танзимата, с целью разрушить национальное единство армянскойтерритории, низвести армян в положение меньшинства в населенных имивилайетах и изолировать их были приняты тщательно продуманные меры,направленные на искусственное расчленение этнически компактной территории вбольшом числе административных провинций с присоединением к ним земель синонациональным большинством.В процессе предгеноцида была почти полностью разработана технология"обезлюживания" и были созданы предпосылки для перехода к стадииширокомасштабного геноцида. Сложился государственный механизм,ориентированный на геноцид армянского населения, которое было полностьюлишено возможности безопасного существования. Турецкое государстворевностно добивалось, чтобы армяне были полностью безоружны, лишены средствсамозащиты в стране, где все кроме них - турки и другие мусульмане(черкесы, курды и балканские мохаджиры) были вооружены с головы до ног.История армянского предгеноцида полностью подтверждает правоту наблюденийисследователей, отметивших, что предгеноцид содержит "некоторые элементыгеноцида". Отмеченное Лео Купером уничтожение частей той или инойнациональной группы, "например, путем сметения целых сел", полностьюотносится к предгеноциду армян.К концу периода предгеноцида турецкое государство стало использовать длямассовой резни армян вооруженные силы и формирования, которыефинансировались и вооружались правительством. В этой связи можно было быуказать на резню армян и ассирийцев в 1850 году. Акт резни армян с участиемвойск был совершен в 1862 году в Зейтуне.В любой другой стране такого рода акты квалифицировались бы как геноцид, нов условиях турецкого геноцидного общества, где преступления, немыслимые полюбым человеческим меркам, оказывались превзойденными на последующихэтапах; при разграничении предгеноцида армян поневоле приходитсяоперировать методом сравнительной оценки. В результате этого самыенастоящие акты геноцида рассматриваются как относительно меньшее зло иотносятся к периоду предгеноцида.Объективно констатируемые факты, относящиеся к периоду предгеноцида вЗападной Армении, показывают издавна определившуюся четкую тенденцию к егопереходу в стадию широкомасштабного геноцида армян, подтверждают, что онбыл естественным и закономерным результатом многовекового политическогоразвития.Единственный фактор, который все еще удерживал турецкое государство отперехода к политике физического уничтожения армянского народа, был связан сэкономическими интересами эксплуатации. По мере того, как разбойничьивнеэкономические методы хозяйствования приводили к пауперизации армянскогокрестьянства, значение этого сдерживающего фактора уменьшалось. Вместе стем, с конца девятнадцатого века начала появляться турецкая буржуазия,которая не терпела инонационального соперничества, и это придавалогеноцидности турецкого общества новые импульсы.Такова историческая правда о предгеноциде армян. Положение армян было стольбесправным, а действия турецкого государства столь однозначнонасильническими, ориентированными на ослабление и разрушение этойнациональной группы, что оно уже тогда тщательно скрывало происходящее отвзоров Европы.Нет ничего удивительного, что после того, как стадия предгеноцида армянлогически завершилась геноцидом - полным и повсеместным физическимуничтожением и изгнанием армян со своей исторической родины, стремлениескрыть или фальсифицировать правду об истоках и предпосылках этогопреступления стало предметом особой "заботы" турецкой официальнойпропаганды.РазоружениеХарактерное для ситуации, сложившейся в Турции, отсутствие гарантий личнойбезопасности граждан заставляло всех и каждого вооружаться, чтобы в случаенеобходимости суметь защитить свою жизнь. Право на вооруженную самозащитупринадлежало всем нациям, кроме армян, поэтому понятно, что ихсуществование, полностью зависело от прихоти разбойничьих курдских банд илидругих преступников. Революционеры-младотурки положили конец этойдискриминации и собственноручно раздали армянам оружие; однако, придя квласти, они немедленно потребовали оружие обратно. Официально речь шла овозвращении населению его цивильного статуса и обеспечении армии оружием вканун ожидаемой войны. В общем, армяне, конечно, подчинились этому приказу,хотя в отдельных случаях, опасаясь повторения погромов 1895 года, решилисьна сокрытие вооружений. Впрочем, скоро стало ясно, что отобранное у армяноружие будет обращено именно против них.Во-первых, приказ о разоружении относился только к армянам: во-вторых, саморазоружение сопровождалось многочисленными жестокостями, предвещавшимисамое неблагоприятное развитие событий.Доктор Лепсиус рассказывает:- Власти вообще не объявляли своего приказа о разоружении и не надеялись надобровольную сдачу оружия. Жандармы входили в деревни и требовали выдать имопределенное количество винтовок - две или три сотни, или столько, сколькоони сами считали нужным. Если приказ не выполнялся незамедлительно,старосту и старейшин деревни арестовывали за сокрытие оружия, избивали,применяли орудия пыток. Излюбленным средством было избиение палками,которое часто заканчивалось смертью жертв. У мужчин рвали волосы, ногти,прикладывали к телу раскаленные поленья, а женщин и детей истязали иунижали до такой степени, что армяне, дабы удовлетворить требованияжандармов и избавиться от них, поневоле продавали свою скотину, втридорогапокупали у соседей - турок, курдов и черкесов, - оружие, и сдавали его.Если у армянина находили оружие, его немедленно казнили. Нередко армянарестовывали, даже если не удавалось найти никакого оружия; такие арестымотивировались тем, что оружие, мол, спрятано в надежном месте. Пыткамивырывали у людей признания, которые в дальнейшем служили оправданием ихдепортации.- Все палачи,- рассказывает один из американских миссионеров изМарзванского колледжа, - сначала говорили своей жертве каких именносведений они ждут от нее, а потом били до тех пор, пока не получалижелаемого.Разоружение повсеместно служило предлогом для грабежей, изнасилований,избиений с целью вымогательства. Во многих населенных пунктах армяне итурки жили рядом в полном согласии, но младотурецкие агитаторы для обмананаивного народа распространяли самые невероятные слухи. Где-то онирассказывали об обнаруженном в арсеналах дашнаков оружии - тысячах винтовоки сотнях бомб; в другом месте - о спрятанных армянскими женщинами тысячахбритв, которые будто бы предназначены для того, чтобы резать туркам головы.Житель деревни Минч санджака Эрзинджан (Ерзнка) описал, как жандармыворвались в их деревню и начали, потехи ради, обстреливать крестьян. Потомони, якобы для того, чтобы выявить местонахождение спрятанного оружия,жестоко избили палкой священника, а заодно и изнасиловали его жену. А взавершение они ...вооружили до зубов священника и нескольких сельчан, иповели их в мусульманский квартал главного города вилайета - Кернаха, -дабы тем самым восстановить турок против армян. В конце концов, армянбросили в тюрьму...- Сельчане, - продолжал очевидец, - послали делегацию к заместителюначальника полиции с жалобой: "По какому праву жандармы под предлогомпоисков бомбы пять раз избивали священника, мучили женщин, детей, почемунаших сельчан насильственно вооружили и повели в мусульманский квартал,ведь ни у кого из нас не было никакого оружия?" - "Мы имеем правопользоваться любыми средствами по нашему усмотрению", - отвечал заместительначальника полиции. - Вы бы хоть запретили жандармам совершать беззаконныепоборы. - Это вас не касается. До сих пор вы распоряжались торговлей иденьгами, но сейчас это право у вас отобрано. (Из работы "Секретный докладо погромах в Армении" Доктора И. Лепсиуса-1918г.)Этот разговор свидетельствует о том, к каким средствам прибегали турецкиевласти, чтобы отобрать у армян оружие и все имущество, растравляя тем самымпростодушный доверчивый народ. Остальное было довершено благодаря слепомуфанатизму.Доходящие из различных регионов Империи слухи не оставляли никаких сомненийв том, что насильственные акции против армян - не случайные нарушениязаконности местными чиновниками или отупевшими от спиртного жандармами, нечастные случаи; за всем этим стоит стремление уничтожить целый народ,согласно тщательно подготовленной и неуклонно осуществляемой программе.Понятно, почему разоружение осуществлялось с такой жестокостью. Османскоеправительство, в отличие от гитлеровской Германии, не имело "промышленных"средств уничтожения, и создало "кустарные", которые успешно применялись навсей территории Империи. Жандармы имели право вершить суд над кемвздумается. Под предлогом поисков спрятанного оружия они арестовываливидных деятелей колонии, разоружали христиан, одновременно восстанавливаяих против мусульман.Армянам никак нельзя было надеяться ни на местные власти, ни на турок -соседей. Судьба армянских колоний была полностью в руках будущихпогромщиков. Но когда национальные лидеры поняли это, было слишком поздно.Армяне оказались полностью разоруженными.24 Апреля 1915 годаВ ночь на 24 апреля 1915 года представители полицейского управленияКонстантинополя ворвались в дома самых видных армян столицы и арестовалиих. За несколько последующих дней восемьсот человек - писатели, поэты,журналисты, политики, врачи, адвокаты, юристы, ученые, преподаватели,священники, педагоги, деятели искусства - были отправлены в центральнуютюрьму. Жертвами начавшегося геноцида стали писатели Даниел Варужан,Сиаманто, Рубен Зардарян, Рубен Севак, Арташес Арутюнян, Тлкатинци, Ерухан,Тигран Чекюрян, Смбат Бюрат, публицисты и редакторы Назарет Тагаварян,Тиран Келекян, Гагик Озанян и др. Учитывая давние связи с министромвнутренних дел Талиатом-пашой, в те дни не были арестованы только двадепутата(!), Вардгес и Григор Зохраб. Но и их очень скоро арестовали зазаявленный им руководству Иттиада протест против совершавшегося беззакония.Спустя два месяца, 15 июня 1915 г., на одной из площадей столицы быликазнены 20 интеллигентов-армян - членов партии Гнчак, которым былопредъявлено сфабрикованное обвинение в организации террора против властей истремлении создать автономную Армению.То же самое происходило во всех вилайетах: в течение нескольких дней былиарестованы тысячи людей, в том числе все известные деятели культуры,политики, люди умственного труда. Депортация в пустынные районы Империибыло заранее спланировано. И это было заведомым обманом: как только людиотдалялись от родных мест, их безжалостно убивали те, кто должен был ихсопровождать и обеспечивать их безопасность. Армян, работавших вправительственных органах, одного за другим уволили; всех военных врачейбросили в тюрьмы.Великие державы были всецело втянуты во всемирную конфронтацию, и онипоставили свои геополитические интересы выше судьбы двух миллионов армян...В ту ночь был арестован КОМИТАС (Согомон Согомонян 1869-1935) - Великийармянский композитор, музыкальный этнограф, теоретик музыки, хормейстер,педагог. Его бесценные произведения были сожжены. Позже он был выслан вместность Чангер. По пути в ссылку Комитас стал очевидцем трагедии своегонарода. На его глазах были зверски убиты Григор Зохраб, Даниель Варужан,сотни женщин и детей. Душа Божественного Комитаса не вынесла чудовищныекартины, и он лишился рассудка. По ходатайству ряда авторитетных деятелейТурции он был возвращен в Константинополь, помещен в больницу, а затем, в1919 г., переправлен в психиатрическую лечебницу в Париже. До конца егожизни лучшие врачи Парижа не смогли восстановить его память и душевноесостояние. В 1936 году его прах был перевезен в Ереван и захоронен впантеоне деятелей науки и искусства. В 2001 году в центре Парижа будетустановлен памятник Комитасу, как символу геноцида армян в Турции.24 апреля является днем памяти жертв геноцида, целью которого было полноеистребление армянского народа. Бои, Резня, Пожаров красная стена, В крови сердца людские, А была весна… Мешать? Зачем? Пусть так идет! Была весна. До летних дней На землю рухнул небосвод, Снег, обжигающий огнем - Весна! А выпал снег кругом! (П. Севак)Боль утерянной родины неподвластна времени, она в душе каждого армянина, ибудет жить, пока живет сам армянский народ.Геноцид армян 1915-1923Массовое уничтожение и депортация армянского населения Западной Армении,Киликии и других провинций Османской империи осуществлялись правящимикругами Турции и в 1915-1923 гг. Политика геноцида в отношении армян былаобусловлена рядом факторов. Ведущее значение среди них имела идеологияПанисламизма и Пантюркизма, которую исповедовали правящие круги Османскойимперии. Воинствующая идеология панисламизма отличалась нетерпимостью вотношении немусульман, проповедовала откровенный шовинизм, призывала котуречиванию всех нетурецких народов. Вступая в войну, младотурецкоеправительство Османской империи строило далеко идущие планы создания"Большого Турана". Имелось ввиду присоединить к империи Закавказье, Сев.Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели агрессорам надобыло покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшимзахватническим планам пантюркистов.Доктор Вехаэддин Шакир, отчеканивая слова, заявил: «Если забулдыга Моисей,босяк Христос, сирота Магомет сумели создать, каждый на своей земле,мировые религии, неужели интеллигенты, обладающие волей и силой, не всостоянии вновь раздуть пламя пантюркизма и распространить его! ОсновываяОсманскую империю на принципе национализма, мы создаем истинную властьИттихада. Для нас приемлем только турок. Оставшиеся нам в наследство отпрошлого нации – чуждые и вредные сорняки, и для очищения нашей земли мыобязаны вырвать их с корнем. Таково требование революции, такова ее цель,именно для этого мы назвали власть комитета «Союз и прогресс», «Новымтурецким правительством», навсегда выведя из употребления слово«османский». И действительно, какова цена этому слову? Элементы различныхнациональностей, прикрываясь этим словом, составили некое сборище народов,которое со строго научной точки зрения не может называться страной. Влучшем случае можно сказать, что это земля, оставленная Османом внаследство своим сыновьям. Она заселена различными народами, и поэтому неимеет национального облика. Она похожа на хлев, где под одной крышейсобраны все домашние животные: армяне, греки, болгары, босняки, помаки,сербы, албанцы, курды, черкесы, арабы, грузины, лазы. Всех их мы хотелиобъединить в единое целое под названием «османец». Но это не удалось. Гуси,утки, куры, бараны, коровы, быки, телята живут вместе, не меняя своегооблика; точно так же и разные народы, поселившиеся на нашей земле,сохраняют свои национальные особенности. При подходящей возможности онистанут притеснять турок и отнимать у нас наши земли, станут независимыми.Не так ли поступили румыны, сербы, болгары, македонцы, наконец?Планы уничтожения армянского населения младотурки начали разрабатывать ещедо начала мировой войны. В решениях съезда партии "Единение и прогресс"(Иттихад ве Теракки), состоявшегося в октябре 1911 в Салониках, содержалосьтребование относительно отуречивания нетурецких народов империи. Вслед заэтим политические и военные круги Турции пришли к решению осуществитьгеноцид армян во всей Османской империи. В начале 1914 местным властям былонаправлено специальное предписание относительно мер, которые должны былибыть предприняты в отношении армян. Тот факт, что предписание былоразослано до начала войны, неопровержимо свидетельствует, что уничтожениеармян было запланированной акцией, вовсе не обусловленной конкретнойвоенной ситуацией.Руководство партии "Единение и прогресс" неоднократно обсуждало вопрос омассовой депортации и резне армянского населения. В сентябре 1914 насовещании под председательством министра внутренних дел Талаата былобразован специальный орган - Исполнительный комитет трех, которому былопоручено организовать избиение армянского населения; в его состав вошлиглавари младотурок Назим, Бехаэтдин Шакир и Шюкри. Замышляя чудовищноепреступление, лидеры младотурок учитывали, что война предоставляет удобныйслучай для его осуществления. Назым прямо заявлял, что столь удобногослучая может больше не быть, "вмешательство великих держав и протест газетне будут иметь никаких последствий, т. к. они станут перед свершившимсяфактом, и тем самым вопрос будет решен... Наши действия должны бытьнаправлены на уничтожение армян так, чтобы ни один из них не остался вживых".Предпринимая уничтожение армянского населения, правящие круги Турциинамеревались достичь нескольких целей: ликвидация Армянского вопроса, чтоположило бы конец вмешательству европейских держав; турки избавлялись отэкономической конкуренции, в их руки перешло бы все достояние армян;устранение армянского народа поможет проложить путь к захвату Кавказа, кдостижению "великого идеала туранизма". Исполнительный комитет трех получилширокие полномочия, оружие, деньги. Власти организовали специальные отряды,как "Тешкилат и махсусе", состоявшие преимущественно из освобожденных изтюрем преступников и прочего уголовного элемента, которые должны былипринять участие в массовом уничтожении армян.С первых же дней войны в Турции развернулась оголтелая антиармянскаяпропаганда. Турецкому народу внушалось, что армяне не хотят служить втурецкой армии, что они готовы сотрудничать с врагом. Распространялисьизмышления о массовом дезертирстве армян из турецкой армии, о восстанияхармян, угрожавших тылу турецких войск, и т. д.Разнузданная шовинистическая пропаганда против армян особенно усилиласьпосле первых серьезных поражений турецких войск на Кавказском фронте. Вфеврале 1915 военный министр Энвер отдал приказ об уничтожении армян,служащих в турецкой армии. В начале войны в турецкую армию было призванооколо 60 тыс. армян в возрасте 18-45 лет, т. е. наиболее боеспособная частьмужского населения. Этот приказ был выполнен с беспримерной жестокостью.Вскоре был нанесен удар по армянской интеллигенции 24 апреля 1915.С мая - июня 1915 началась массовая депортация и резня армянского населенияЗападной Армении (вилайеты Ван, Эрзрум, Битлис, Харберд, Себастия,Диарбекир), Киликии, Западной Анатолии и других местностей.Осуществлявшаяся депортация армянского населения на деле преследовала цельего уничтожения. Подлинные цели депортации были известны и Германии,союзнице Турции. Германский консул в Трапезунде в июле 1915 г. сообщал одепортации армян в этом вилайете и отмечал, что младотурки намерены такимобразом положить конец Армянскому вопросу.Выводившиеся из мест своего постоянного проживания армяне сводились вкараваны, которые направлялись в глубь империи, в Месопотамию и Сирию, гдесоздавались специальные лагеря для них. Армяне уничтожались как в местахсвоего проживания, так и по пути в ссылку; их караваны подвергалисьнападениям турецкого сброда, курдских разбойничьих банд, охочих до добычи.Вследствие этого до мест назначения доходила небольшая частьдепортированных армян. Но и дошедшие до пустынь Месопотамии не были вбезопасности; известны случаи, когда депортированные армяне выводились излагерей и вырезались тысячами в пустыне.Отсутствие элементарных санитарных условий, голод, эпидемии являлисьпричиной гибели сотен тысяч людей. Действия турецких погромщиков отличалисьбеспримерной жестокостью. Этого требовали лидеры младотурок. Так, министрвнутренних дел Талаат в секретной телеграмме, отправленной губернаторуАлеппо, требовал положить конец существованию армян, не обращать никакоговнимания ни на возраст, ни на пол, ни на угрызения совести. Это требованиенеукоснительно выполнялось. Очевидцы событий, армяне, пережившие ужасыдепортации и геноцида, оставили многочисленные описания неимоверныхстраданий, выпавших на долю армянского населения. Варварскому истреблениюподверглась и большая часть армянского населения Киликии. Резня армянпродолжалась и в последующие годы. Были уничтожены тысячи армян, согнанныхв южные регионы Османской империи и содержащихся в лагерях Рас-ул-Айна,Дейр-эз-Зора и др. Младотурки стремились осуществить геноцид армян и вВосточной Армении, где, помимо местного населения, скопились большие массыбеженцев из Западной Армении. Совершив агрессию против Закавказья в 1918,турецкие войска учинили погромы и резню армян во многих местностяхВосточной Армении и Азербайджана. Заняв в сентябре 1918 Баку, турецкиеинтервенты вместе с кавказскими татарами организовали страшную резнюместного армянского населения, убив 30 тысяч человек. В результате геноцидаармян, осуществленного младотурками только в 1915-16, погибло 1,5 млн.человек. Около 600 тысяч армян стали беженцами; они рассеялись по многимстранам мира, пополнив собой уже имеющиеся и образовав новые армянскиеобщины. Образовалась армянская Диаспора (Спюрк). В результате геноцидаЗападная Армения лишилась своего исконного населения. Лидеры младотурок нескрывали своего удовлетворения по поводу успешного осуществлениязадуманного злодеяния: германские дипломаты в Турции сообщали своемуправительству, что уже в августе 1915 министр внутренних дел Талаат циничнозаявил, что "действия в отношении армян в основном осуществлены иАрмянского вопроса больше не существует".Сравнительная легкость, с которой турецким погромщикам удалось осуществитьгеноцид армян Османской империи, объясняется отчасти неподготовленностьюармянского населения, а также армянских политических партий к надвигавшейсяугрозе истребления. Во многом облегчила действия погромщиков мобилизация втурецкую армию наиболее боеспособной части армянского населения - мужчин, атакже ликвидация армянской интеллигенции Константинополя. Определенную рольсыграло и то обстоятельство, что в некоторых общественных и клерикальныхкругах западных армян считали, что неподчинение турецким властям,отдававшим приказы о депортации, может привести лишь к увеличению числажертв.Однако в некоторых местностях армянское население оказало турецким вандаламупорное сопротивление. Армяне Вана, прибегнув к самообороне, успешноотразили атаки врага, удерживали город в своих руках до прихода русскихвойск и армянских добровольцев. Вооруженное сопротивление во много разпревосходящим силам противника оказали армяне Шапин Гарахисара, Муша,Сасуна, Шатаха. Сорок дней продолжалась эпопея защитников горы Муса вСуетии. Самооборона армян в 1915 - героическая страница национально-освободительной борьбы народа.Во время агрессии против Армении в 1918 турки, заняв Караклис, учинилирезню армянского населении, убив несколько тысяч человек. В сентябре 1918турецкие войска заняли Баку и вместе с азербайджанскими националистамиорганизовали резню местного армянского населения.В ходе Турецко-армянской войны 1920 турецкие войска заняли Александрополь.Продолжая политику своих предшественников - младотурок, кемалистыстремились организовать геноцид в Восточной Армении, где, помимо местногонаселения, скопились массы беженцев из Западной Армении. В Александрополе иселах уезда турецкие оккупанты чинили зверства, уничтожали мирное армянскоенаселение, грабили имущество. В Ревком Советской Армении поступали сведенияо бесчинствах кемалистов. В одном из донесений говорилось: "ВАлександропольском уезде и Ахалкалакском районе вырезано около 30 селений,часть успевших спастись находится в самом бедственном положении". В другихсообщениях описывалось положение сел Александропольского уезда: "Все селаограблены, нет ни крова, ни зерна, ни одежды, ни топлива. Улицы селпереполнены трупами. Все это дополняют еще голод и холод, уносящие однижертвы за другими... Вдобавок аскеры и хулиганы насмехаются над своимипленными и стараются еще более зверскими средствами наказывать народ,радуясь и получая от этого удовольствие. Они подвергают разным мучениямродителей, заставляют их отдавать в руки палачей своих 8-9 - летнихдевочек..."В январе 1921 правительство Советской Армении выразило комиссаруиностранных дел Турции протест в связи с тем, что турецкие войска вАлександропольском уезде производят "непрерывные насилия, грабежи иубийства над мирным трудовым населением...". Жертвами бесчинств турецкихоккупантов стали десятки тысяч армян. Александропольскому уезду оккупантынанесли также громадный материальный ущерб.В 1918-20 ареной погромов и резни армянского населения стал город Шуши,центр Карабаха. В сентябре 1918 турецкие войска, поддерживаемыеазербайджанскими мусаватистами, двинулись на Шуши, разоряя по путиармянские села и уничтожая их население, 25 сентябре 1918 турецкие войсказаняли Шуши. Но вскоре, после поражения Турции в первой мировой войне, быливынуждены покинуть его. В дек. 1918 в Шуши вступили англичане Вскорегенерал- губернатором Карабаха был назначен мусаватист Хосров-бек Султанов.С помощью турецких военных инструкторов он сформировал ударные курдскиеотряды, которые вместе с частями мусаватистской армии были размещены вармянской части Шуши, Силы погромщиков постоянно пополнялись, в городе быломного турецких офицеров. В июне 1919 произошли первые погромы армян Шуши; вночь на 5 июня в городе и окрестных селах было убито не менее 500 армян. 23марта 1920 турецко-мусаватистские банды учинили страшный погром армянскогонаселения Шуши, убив свыше 30 тысяч человек и предав огню армянскую частьгорода.Армяне Киликии, уцелевшие после геноцида 1915-16 и нашедшие прибежище вдругих странах, после поражения Турции стали возвращаться на родину.Согласно обусловленному союзниками разделу зон влияния, Киликия былавключена в сферу влияния Франции. В 1919 в Киликии проживало 120-130 тысячармян; возвращение армян продолжалось, и к 1920 их численность достигла 160тысяч. Командование французских войск, расположенных в Киликии, непредприняло мер по обеспечению безопасности армянского населения; на местахсохранились турецкие власти, мусульмане не были разоружены. Этимвоспользовались кемалисты, начавшие расправу над армянским населением. Вянваре 1920 в ходе 20-дневных погромов погибло 11 тысяч армян-жителейМаваша, остальные армяне ушли в Сирию. Вскоре турки осадили Аджн, гдеармянское население к этому времени насчитывало едва 6 тысяч человек.Армяне Аджна оказали турецким войскам упорное сопротивление, длившееся 7месяцев, но в октябре туркам удалось взять город. Около 400 защитниковАджна сумели прорваться сквозь кольцо осады и уйти.В начале 1920 в Алеппо перебрались остатки армянского населения Урфы -около 6 тыс. человек. Последним эпизодом трагедии армянского народа сталарезня армян в западных регионах Турции, в ходе Греко-турецкой войны 1919-22. В августе-сентябре 1921 турецкие войска добились перелома в ходевоенных действий и повели общее наступление против греческих войск. 9сентября турки ворвались в Измир и учинили резню греческого и армянскогонаселения, Турки потопили стоявшие в гавани Измира корабли, на которыхнаходились армянские и греческие беженцы, преимущественно женщины, старики,дети…Геноцид армян был осуществлен правительствами Турции. Именно они являютсяглавными виновниками чудовищного преступления первого геноцида ХХ в.Осуществленный в Турции геноцид армян нанес громадный ущерб материальной идуховной культуре армянского народа.В 1915-23 и последующие годы были уничтожены тысячи армянских рукописей,хранившихся в армянских монастырях, разрушены сотни исторических иархитектурных памятников, осквернены святыни народа. Разрушение историко-архитектурных памятников на территории Турции, присвоение многих ценностейкультуры армянского народа продолжается по настоящее время. Пережитаяармянским народом трагедия отразилась на всех сторонах жизни иобщественного поведения армянского народа, прочно осела в его историческойпамяти. Воздействие геноцида испытало как поколение, ставшеенепосредственной его жертвой, так и последующие поколения.Прогрессивное общественное мнение мира осудило злодейское преступлениетурецких погромщиков, пытавшихся уничтожить один из древнейшихцивилизованных народов мира. Общественно-политические деятели, ученые,деятели культуры многих стран заклеймили геноцид, квалифицируя его кактягчайшее преступление против человечества, приняли участие в осуществлениигуманитарной помощи армянскому народу, в частности беженцам, нашедшимпристанище во многих странах мира. После поражения Турции в первой мировойвойне лидеры партии младотурок были обвинены в том, что втянули Турцию впагубную для нее войну, и преданы суду. Среди предъявленных военнымпреступникам обвинений было, и обвинение в организации и осуществлениирезни армян Османской империи. Однако смертный приговор в отношении рядалидеров младотурок был вынесен заочно, т. к. после поражения Турции имудалось бежать из страны. Смертный приговор в отношении некоторых из них(Талиат, Бехаэтдин Шакир, Джемал-паша, Саид Халим и др.) был впоследствииприведен в исполнение армянскими народными мстителями.После второй мировой войны геноцид был квалифицирован как тягчайшеепреступление против человечества. В основу правовых документов о геноциделегли основные принципы, разработанные международным военным трибуналом вНюрнберге, судившим главных военных преступников гитлеровской Германии. Вдальнейшем ООН приняла ряд решений относительно геноцида, основными изкоторых являются Конвенция о предупреждении преступления геноцида инаказании за него (1948) и Конвенция о неприменимости срока давности квоенным преступлениям и преступлениям против человечества, принятая в 1968. КТО ПРИЗНАЛ ГЕНОЦИД АРМЯН 1915 ГОДАПодкомиссия ООН по правам человека 18 июня 1987 год - Европарламент принялрешение о признании Геноцида армян в Османской империи 1915-1917 годов и обобращении в Совет Европы для оказания давления на Турцию с целью признанияГеноцида. Подтверждения 15 ноября 2000; 28 февраля 2002 и 26 февраля 200418 июня 1987 года - Совет Европы принял решение, согласно которому отказнынешней Турции признать геноцида армян 1915 года, осуществленногоправительством младотурок, становится непреодолимым препятствием на путивступления Турции в Совет Европы.ИТАЛИЯ - 33 итальянских города признали геноцид армянского народа вОсманской Турции в 1915 г. Первым 17 июля 1997 года это сделал городскойсовет Баньокапальо. На сегодняшний день в их число вошли Луго, Фузиньяно,С.Азута Сул, Сантерно, Котиньола, Молароло, Русси, Конселиче, Кампонозара,Падова и др.Вопрос признания геноцида армян стоит в повестке дня итальянскогопарламента. Он был обсужден на заседании 3 апреля 2000г. Предполагается,что слушания продолжатся 25 апреля.ФРАНЦИЯ - 29 мая 1998 года Национальное Собрание Франции принялозаконопроект о признании геноцида армян в Османской империи в 1915 года. 7 ноября 2000 года за резолюцию о геноциде армян проголосовал СенатФранции. Сенаторы, однако, несколько изменили текст резолюции, заменивпервоначальное "Франция официально признает факт проведения геноцида армянв Османской Турции" на "Франция официально признает, что армяне сталижертвой геноцида 1915 года".18 января 2001 года Национальное Собрание Франции единогласно принялорезолюцию, согласно которой Франция признает факт Геноцида армян вОсманской Турции в 1915-1923гг.Мемориал 1500000 армянским мученикам - жертвамгеноцида. Марсель, во дворе Армянской церквиБЕЛЬГИЯ - В марте 1998 Сенат Бельгии принимает резолюцию, согласно которойпризнается факт геноцида армян в 1915 году в Османской Турции и обратился кправительству современной Турции также признать его.ШВЕЙЦАРИЯ – 16 декабря 2003 годаНациональный Совет (парламент) Швейцарии принял сегодня резолюцию опризнании Геноцида армян 1915 года в Османской Турции.Как сообщил Общественному Телевидению Армении Чрезвычайный и Полномочныйпосол Армении в Швейцарии Зограб Мнацаканян, резолюция стала результатомдолгого и кропотливого труда всей армянской общины Швейцарии. В частности,огромен вклад Армяно-Швейцарской Ассоциации. "Парламент Швейцарии еще разподтвердил свою приверженность общечеловеческим ценностям исправедливости", - подчеркнул Зограб Мнацаканян. В свою очередь,сопредседатель Армяно-Швейцарской Ассоциации Саркис Шагинян отметил, чтосегодняшняя резолюция, принятая парламентом Швейцарии, является важнейшейдля армянского народа и всей армянской нации.РОССИЯ - 14 апреля 1995 года Государственная Дума приняла заявление,осуждающее организаторов геноцида армян 1915-1922 года и выражающеепризнательность армянскому народу, а также признающее 24 апреля Днем памятижертв геноцида армян.КАНАДА - 23 апреля 1996 года, в преддверии 81-й годовщины геноцида армян,по представлению группы парламентариев Квебека парламент Канады принимаетрезолюцию, осуждающую геноцид армян. "Палата общин, по случаю 81-йгодовщины трагедии,




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Геноцид армян XIX xx века iconГеноцид армян
Геноцид армян преступление по международному праву Ю. Г. Барсегов, Москва, 2000г
Геноцид армян XIX xx века iconПоложение Западных армян во второй половине XIX века положение западных армян во второй половине XIX века план: Усиление национального гнета Освободительное движение в 1860-1870-х годах 3

Геноцид армян XIX xx века icon1. Основные конкретные экономические причины возникновения городских и сельских кредитных и сбытоснабженческих кооперативов в Европе во второй половине XIX века
Европе во второй половине XIX века. Особые условия зарождения кредитной городской и сельской кооперации, мелких торговцев, ремесленников...
Геноцид армян XIX xx века iconЛичность Греча Н. И. в отечественной журналистике XIX века (на материалах электронных версий печатных изданий XIX века)

Геноцид армян XIX xx века iconНаука и культура первой половины XIX в
Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века (предреформенная Россия) и вторую половину века(...
Геноцид армян XIX xx века iconВступление 3 Часть I. История 5 до XIX века 5 земская и городская реформы XIX века 8
Местное самоуправление в современной россии. Материалы к библиографии (1990-97 гг.) 61
Геноцид армян XIX xx века iconМузыка в начале XX века
Конец XIX и начало XX века (до 1917 года) период не менее богатый, но гораздо более сложный. Он не отделён от предыдущего каким-либо...
Геноцид армян XIX xx века iconПрезентация кафедры зарубежной литературы
История зарубежной литературы 1/3 XIX века (романтизм) ) История зарубежной литературы 2/3 XIX века (критический реализм) ) История...
Геноцид армян XIX xx века iconОсновные достижения русской культуры XIX века: романтизм в России; корни русского романтизма; русская национальная музыкальная школа и живопись во второй половине XIX века

Геноцид армян XIX xx века iconВнеклассное мероприятие для 11 класса «Умники и умницы» На тему: «Пейзаж в русской живописи XIX века»
Формы: игра повторение пройденного материала по курсу мхк «Русское искусство XIX века»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы