Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира icon

Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира



НазваниеАрхитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира
Дата конвертации03.07.2012
Размер229,61 Kb.
ТипРеферат
Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира


Министерство общего и профессионального образования Удмуртский Государственный Университет Факультет романо-германской филологии Кафедра истории культуры Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира. Выполнил: студент группы 414 Безносов Владимир Проверил: Курочкин Михаил Валентинович Ижевск 1997 Содержание:1.Введение.2. Краткий экскурс в историю.3.Архитектура Киева.4.Архитектура Древнего Новгорода.5.Архитектура Владимира.6. Заключение.7. Иллюстрации.8. Список использованной литературы. I.Введение. Архитектура – это застывшая музыка. Из сокровищницы мировой мудрости. Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, ненужно доказывать. Достаточно заметить – и, скорее всего, это будет верно(хотя и не ново) – что без прошлого нет будущего, нет развития, какотдельного человека, так и всего общества. Несколько слов о самом понятии «культура». В переводе с латыни “cultura” – то, что выращивается или собирается, накапливается кем-либо. Внашем случае это означает совокупность духовных ценностей, накопленныхчеловечеством в процессе своего развития. Никто не станет отрицать, что культура – это прекрасно. А откуда вчеловеке берется чувство прекрасного? Что побуждает человека творить именнотак, а не иначе? Что… Стоп. Слишком много вопросов, на которые никто несможет дать ответ. На момент принятия христианства Русь уже знала литье, деревяннуюскульптуру, чеканку; русские «златокузнецы» уже тогда были известны всемумиру. Архитектура также существовала, но на какой стадии развития онанаходилась, теперь говорить сложно, ибо до нас не дошло ни одного памятникадохристианской эпохи: что-то было уничтожено временем, а основная часть –людьми. Христианами ревностно разрушалось все, что напоминало омногобожии. Архитектурные сооружения раннехристианской Руси были по преимуществудеревянными. Объяснялось это, во-первых, дохристианскими строительнымитрадициями, а во-вторых, тем, что этот материал был наиболее дешев и помногочисленным водным артериям удобно доставлялся в нужное место. Из камнястроились в основном большие городские соборы, такие, как два храма святойСофии Премудрости – киевский и новгородский. Но о них речь впереди, а показаметим, что с начала XII века камень начинает применяться все чаще,появляются свои традиции кладки, отличающие каждый город. Стоит такжеотметить, что светская архитектура в XI- XVI веках отодвигается куда-то навторой план, на первый же план выходит архитектура храмовая, о которой мысейчас и поговорим. Но прежде – краткий экскурс в историю… II.Краткий экскурс в историю. X век – век становления Русского государства, век объединениявосточнославянских племен вокруг Киева, век принятия христианства. Векуничтожения культуры языческой Руси и первых шагов культуры христианской.Век многочисленных войн с кочевниками, равно как и предыдущие, равно как идва последующих. Этим обусловлено, что любой архитектурный памятник данногопериода имеет все признаки фортификационного сооружения. Даже храмыстроились с расчетом на использование в качестве крепости. Кстати, этохарактерно не только для Руси, но и для Европы, и для Азии эпохисредневековья. Для Руси также было естественно использование в качествеосновного строительного материала дерева (только в десятом веке, посколькууже с начала одиннадцатого века все чаще начинает применяться камень икирпич), в то время как в Европе изначально основным материалом был именнокамень. Причем, коль скоро христианство пришло на Русь из Византии,неудивительно, что базой для развития русской храмовой архитектурыстановится византийский тип храма – четырехстолпный крестовокупольный. Xвек – век единства, поэтому региональные различия, причем весьманесущественные, проявляются пока лишь в технике кладки. Следующий век, век XI, был богат на события. Строительство обеих Софий– киевской и новгородской, отказ в 1014 году новгородского князя платитьКиеву дань, выделение Новгорода в «государство в государстве», упадокКиева, Любечский съезд князей в 1097 году, результатом которого сталознаменитое « Кождо да держит отчину свою!», т.е. фактическое началофеодальной раздробленности. Следствием стал серьезный кризис, как вовнутренней, так и во внешней торговле, и, соответственно, в сфере духовнойтакже, поскольку все прежние связи были разрушены. Как всегда,политический кризис повлек за собой изменения не в лучшую сторону и вобласти культуры. Наблюдается некоторый упадок княжеского строительства. И,как я уже упоминал, храмовая архитектура в этот период занимаетглавенствующие позиции. Двенадцатый век – век перемен. Перенос столицы и митрополичьего столаиз Киева во Владимир. Век полного перехода на строительство из камня. Векпостройки многих архитектурных памятников. Век главенства владимиро-суздальского стиля. Век междоусобиц, как, впрочем, и последующий. Векпоявления типа так называемого « малого храма». Тринадцатый век ознаменован началом владычества монголов и,следственно, полным упадком русской архитектуры. В это время не строилосьпочти ничего, ибо грызня князей между собой отнимала все силы и средства. Век четырнадцатый – век возвышения Москвы и начала объединения Русивокруг нее. Век подъема национального духа. Характеризуется некоторымитиповыми изменениями в храмовой архитектуре. Век начала становления великойРоссии. III. Архитектура Киева X – XII веков. КИЕВ… ГОРОД ВЕЧНОЙ ЮНОСТИ… Город, славная история которогонасчитывает полторы тысячи лет. «…вся честь и слава и величество и глававсем землям русскиим – Киев» - так с гордостью начертал неизвестныйлетописец. Знаменитая София Киевская…Где-то за порогом шумит двадцатый век, аздесь…Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построенаона, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первойполовине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводитвеличественный ансамбль каменных зданий. В «Повести временных лет» под 1037годом об этом сказано так: « Заложи Ярослав город великий Киев, у него жеграда суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, ипосемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье;посемь святого Георгия манастырь и святыя Орины». Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все временавосхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведениеискусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: « Церкви дивнаи славна всем округниим странам…» Вокруг Софийского собора возвышалисьпатрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские ибоярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связанымногие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси.Здесь проходили торжественные церемонии «посажения » на великокняжескийпрестол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире междукнязьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная княземЯрославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов ипереписчиков книг. Последние перестройки XVII- XVIII веков в корне изменили здание ипридали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед намисейчас. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкцииодиннадцатого века. Основные размеры внутри здания (37* 55 метров и высота29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурныеформы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (чтоотражало внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга соборокружали два ряда открытых галерей – двухэтажные внутренние и одноэтажныенаружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытыесвинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленныелестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность севернойгалереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, гденаходилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофагиЯрослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великихкиевских князей). Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен– ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича(плинфы) на розовом цемяночном растворе. Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатоговека. Это – стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов,делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, атакже тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол,поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещаетцентральное подкупольное пространство. В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторыеэтажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна встенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранилисьзападная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части(аналогичная южной и северной ) и древние хоры над нею. Поэтому центральноеподкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста,в западной части изменило первоначальный вид. Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевскойодиннадцатого века – 260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиковразноцветной смальты, и около 3000 квадратных метров фресок, выполненныхводяными красками по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески – этотретья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик ифресок в едином декоративном ансамбле – характерная черта Софии Киевской. Золотые ворота в Киеве – один из немногих дошедших до нас памятниковдревнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-топредставлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратнойцерковью Благовещенья. Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороныпроезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров.Ширина проезда – 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, накоторые в древности опирались арки свода высотой 8,43, 11,12 и 13,36 метра.На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности«смешанной», или «полосатой» кладки (ряды камня и плинфы на цемяночномрастворе). Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основнаячасть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров; с внешнегофасада башня имеет дополнительный выступ – «малую башню»; проезд воротперекрывается с одной стороны герсой – подъемной деревянной решеткой,окованной металлом, с другой – створками ворот, выполненными по образцудревних врат, сохранившимся в Новгороде и Суздале. Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпногохрама одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и невыступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаментыиз кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода –меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины– голосникидля улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которойвыполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и вСофийском соборе, имеются надписи-граффити. Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века надалекой окраине древнего Киева – Дорогожичах. Отсюда основатель церквичерниговский князь Всеволод Ольгович взял штурмом Киев в 1139 году. Дляпредставителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией ифамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусскойпоэмы « Слово о полку Игореве» киевский князь Святослав. Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатоговека. Перестройки XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке частисводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона надвходом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурныеформы четко читаются под этими достройками. Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание,вытянутое по оси запад – восток. Его размеры 31* 18,4 метра, высота 28метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял изаркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок набарабане и апсидах. Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосыокон и порталов украшали фресковые росписи. Сложено здание в техникепорядовой, т.е. «полосатой» кладки на известняково-цемяночном растворе. Центральное подкупольное пространство храма – высокое, свободное,хорошо освещенное, с хорами в западной части – контрастировало с остальнымипомещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц,крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшоймолельней на хорах. Особенностью храма были маленькие придельные хоры передюжной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. От древних фресокдвенадцатого века, украшавших все помещения храма, осталось около 800квадратных метров росписей, представляющих собою ценные художественныепроизведения периода Древней Руси. Для фресок Кирилловской церквихарактерна выраженная графичность лиц. Также интересно сочетание крупныхбелых, розовых, голубых и оливковых цветовых пятен в цветовой гаммеросписей. IV.Архитектура Древнего Новгорода X - XIVвеков. ДРЕВНЕЙШИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НОВГОРОДА с трудом читаются сквозь туман легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям казалось, что этим предшественником Новгорода была Старая Русса, расположенная на южном берегу озера Ильмень, другим – Старая Ладога, отстоящая от Новгорода на 190 километров к северу. В двух километрах к югу от Новгорода, у истоков Волхова из озераИльмень, расположен так называемое Рюриково городище. С начала двенадцатоговека оно хорошо известно в древнейших новгородских летописях под названиемГородище как резиденция новгородских князей, вытесненных из города впроцессе сложения в Новгороде вечевой республики. Но археологическиераскопки вскрыли слои, относящиеся к более древнему периоду – к концудевятого – началу десятого веков. Есть основания предполагать, что именнопо отношению к этому поселению передвинувшийся к северу город получилназвание «Новый город». Подобные «передвижения» на более удобную территориюбыли характерны для ряда древнерусских городов и вызывались бурным ростомих в процессе феодализации. При раскопках на территории Новгорода до сих пор не удалосьобнаружить слов старше десятого века. Первая крупная постройка – дубоваяцерковь Софии «о тринадцати верхах», ставшая своего рода прототипом СофииКиевской и впоследствии сгоревшая - была выстроена в 989(!!!) годуприсланным из Киева первым новгородским епископом Иоакимом. Как и другие города древней Руси, Новгород даже в эпоху расцвета былпо преимуществу деревянным: огромные лесные массивы этого края, делавшиедешевым материал, удобная доставка его по многочисленным водным артериямспособствовали этому. О многочисленных деревянных постройках – крепостныхстенах, мостах, церквах и хоромах знати – уже в древнейший периоднеоднократно повествуют летописи. Таким образом, архитектурный ансамбль древнего Новгорода складывалсяв основном из деревянных построек. С 1044 года по приказанию князя Ярослава(Мудрого) началось строительство стен кремля, который в древнем Новгородеобычно называли детинцем. Год спустя, в 1045 году, в новом детинце былзаложен грандиозный каменный храм Софии. Следует упомянуть, что князьЯрослав в 1014 году отказался платить дань Киеву, чем фактическипровозгласил начало независимости Новгорода, а значит, свой, независимыйпуть в развитии архитектуры. Храм строился пять лет – с 1045-го по 1050-ый гг. Новгородская София– один из наиболее выдающихся памятников древнерусского зодчества, имеющиймировое значение. Постройка свидетельствует о намерении повторить вНовгороде блеск и великолепие великокняжеского строительства в Киеве.Новгородская София повторяла киевскую не только по названию. Подобнокиевскому собору, новгородская София представляет собой огромныйрасчлененный вереницами столбов на пять продольных нефов храм, к которому стрех сторон примыкали открытые галереи. Внешний облик храма характеризуется исключительной монолитностью иконструктивностью. Мощные выступы лопаток делят фасады здания в полномсоответствии с внутренними членениями. Лопатки как бы укрепляют здание поосновным осям. Подобно киевским памятникам одиннадцатого века, стеныновгородской Софии первоначально не были оштукатурены. Кладка стен, вотличие от киевских построек тех времен, в основном состояла из огромных,грубо отесанных, не имеющих квадровой формы камней. Розоватый от примесимелкотолченого кирпича известковый раствор подрезан по контурам камней иподчеркивает их неправильную форму. Кирпич применен в незначительномколичестве, поэтому не создается впечатления «полосатой» кладки изрегулярно чередующихся рядов плоского кирпича (плинфы) и камня, что былохарактерно для киевского зодчества XI века. Кладка эта, не скрытая подштукатуркой, придавала фасадам здания подчеркнутую мощность и своеобразнуюсуровую красоту. Новгородская София, подобно киевскому прототипу, была параднымсооружением, резко выделявшимся среди окружавших ее деревянных жилищгорожан. Подчеркнутая монументальность княжеских парадных построекхарактерна для искусства феодального общества. В этом отношении чрезвычайновыразительна также организация внутреннего пространства храма, резкорасчлененного на две части – нижнюю полутемную, как бы подавленную низкимисводами хор, доступную для всех горожан, и верхнюю – залитые светомроскошные полати (хоры), предназначенные только для князя, его семьи иближайшего круга придворных, входивших на полати через лестничную башню. Несмотря на близость к киевскому собору, новгородская Софиясущественно отличается от него не только в конструктивных особенностях, нои в своеобразии художественного замысла: она проще, лаконичнее и строже.Проще решена вся композиция масс здания. Сложное завершение киевскогособора тринадцатью главами заменено более строгим пятиглавием.Архитектурные формы новгородской Софии монолитнее и несколько статичнее,чем расчлененные динамичные массы Софии киевской, с пирамидальнымнарастанием устремленной ввысь архитектурной композиции. Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софиинамечается некоторый отход от сложного «живописного пространства» Софиикиевской. В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности,разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор.Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок делает интерьерновгородской Софии более суровым. В начале XII века Новгород становится вечевой республикой. Боярствозавладевает государственным аппаратом, оттесняя князя на роль наемноговоеначальника города. Князья переселяются в Городище, возле котороговозникает княжеский Юрьев монастырь, а чуть позже – Спасо-Нередицкий. В течение двенадцатого века князья делают ряд попыток противопоставитьпотерянной для них Софии новые сооружения. Еще в 1103 году князь Мстиславзаложил на Городище церковь Благовещения; часть стен была обнаружена в 1966-1969 гг. раскопками. Судя по остаткам, этот древнейший после Софии хрампредставлял собой большую парадную постройку. В 1113 г. выстроен пятиглавыйхрам Николы на Ярославовом дворище, который был княжеским дворцовым храмом.По типу и художественным особенностям Николо-Дворищенский собор являетсябольшим городским соборным храмом, что, по-видимому, вызвано нарочитымпротивопоставлением нового княжеского храма храму Софии. Георгиевский собор Юрьева монастыря, выстроенный в 1119 году княземВсеволодом, по размерам и строительному мастерству занимает в новгородскомзодчестве первое место после Софии. Новгородский князь стремился построитьздание, которое могло бы если не затмить собор Софии, то хотя быконкурировать с ним. Поздняя новгородская летопись сохранила имя русскогозодчего, выстроившего собор – «мастер Петр». Георгиевский собор, как исобор Николы на Дворище сохраняет образ большого парадного здания. К егосеверо-западному углу мастер приставил высокую прямоугольную башню срасположенной внутри лестницей, ведущей на полати собора. Выдающийсярусский зодчий достиг в этой постройке исключительной выразительности,доведя до предела лаконичность форм, строгость пропорций и ясностьконструктивного замысла. Все это придавало собору характер монолитногоцелого. В чрезвычайно напряженной политической обстановке строятся двапоследних княжеских храма – церковь Ивана на Опоках в 1127 году и церковьУспения на Торгу в 1135 году (заложены князем Всеволодом незадолго доизгнания его из Новгорода). В основе обоих построек – упрощенный планНиколо-Дворищенского собора: нет башен, вход на хоры устроен в виде узкойщели в толще западной стены. После 1135 года крайне неуютно чувствовавшие себя в городе князья невыстроили ни одного здания. Нередко сбегавшие с «новгородского стола», аеще чаще изгоняемые вечевым решением, они не решались на крупноестроительство, требовавшее времени и средств. Только в обстановке вот таких новых политических условий может бытьпонят последний памятник княжеского строительства в Новгороде - церковьСпаса Нередицы, заложенная в 1198 году князем Ярославом Владимировичемподле новой княжеской резиденции на Городище. Это кубического типа постройка, почти квадратная в плане, с четырьмястолбами внутри, несущими единственный купол. Узкий щелевидный вход на хорв западной стене. Отнюдь не блещет красотой пропорций – стены ее непомернотолсты, кладка грубовата, хотя еще повторяет старую систему «полосатой»кладки. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придаютэтой постройке особую пластичность, отличающую новгородское и псковскоезодчество от памятников владимиро-суздальской архитектуры и зодчестваранней Москвы, унаследовавшей владимиро-суздальские традиции. Во второй половине двенадцатого века в Новгороде складывается новыйтип храма. Вместо грандиозных, но немногочисленных сооружений появляютсяздания небольшие и простые, но строящиеся в большом количестве. Решительно меняется характер интерьера. Пышные открытые полати - хоры– заменяются закрытыми со всех сторон угловыми камерами на сводах,соединенными между собой небольшим деревянным помостом. Снаружи масса храма также становится монолитнее и проще. Башни длявхода на хоры заменяются узким щелевидным ходом в толще западной стены.Парадная многокупольность, столь характерная для более раннего зодчества сконца двенадцатого века исчезает совершенно. Фасады становятся лаконичнее. Первая дошедшая до нас постройка нового типа – церковь Благовещения удеревни Арканжи под Новгородом, построенная в 1179 году. Это квадратныйчетырехстолпный однокупольный храм с тремя полуциркульными апсидами навосточной стороне. Церковь Петра и Павла на Синичьей горе, выстроенная в 1185-1192 гг.,полностью совпадая с вышеохарактеризованным типом, имеет однупримечательную особенность: она выстроена из одного кирпича, без рядовкамня, причем, лежащие в плоскости фасадов ряды кирпича чередуются срядами, утопленными в растворе, поверхность которого гладко затерта. Этаособенность характерна для полоцкого зодчества двенадцатого века иобъясняется, по-видимому, прямым влиянием полоцкой традиции. Не стоит забывать и церковь Кирилла в Кирилловском монастыре,полностью разрушенную в годы Второй мировой войны, выстроенную братьямиКонстантином и Дмитром в 1196 году. Летопись сохранила имя зодчего –мастера Корова Яковлевича с Лубяной улицы. Само здание представляет собойближайшую аналогию церкви Спаса Нередицы. В церкви Параскевы Пятницы на Торгу, построенной в 1207 годупоявляются некоторые типовые изменения. К средней полукруглой апсидепримыкали с двух сторон апсиды, имевшие полукруглую форму лишь внутри.Снаружи они были прямоугольные. С трех сторон к основному кубу зданияпримыкали пониженные притворы, углы которых, как и углы основного куба,были декорированы уступчатыми (пучковыми) лопатками, также необычными дляНовгорода. Фасады основного куба имели трехлопастные завершения,соответственно которым делались и покрытия храма. Эту особенностьинтересно сравнить с аналогичными чертами отлично сохранившегося памятникасмоленского зодчества этого периода – церкви Михаила Архангела (1194г.).Здесь чувствуется прямое влияние традиций зодчества Смоленска. В XIII веке появляется новая техника кладки: из грубоотесаннойволховской плиты на растворе из извести с песком. В кладке столбов исводов применялся кирпич в форме продолговатых брусков крупного размера.Эта кладка типична для Новгорода XIII- XV веков. Подобная техника придаетповерхности чрезвычайно неровный вид и скульптурную пластичность. Такова церковь Спаса на Ковалеве (1345г.) Она имеет еще позакомарноепокрытие (чуть позднее оно будет пощипцовое), однако, при отсутствии трехлопаток на фасадах, с одной апсидой и тремя притворами. Церковь Успения на Волотовом поле (1352г.). Одноглавый кубическийчетырехстолпный храм. Но подкупольные столбы придвинуты к стенам. Нижниечасти столбов округлы. Последний прием, впервые примененный в русскомзодчестве в Волотовской церкви, впоследствии стал характерной чертойновгородского и псковского зодчества XIV- XV веков. V.Архитектура Владимира. Древний Владимир расположен в исключительно живописной местности. Онзанимает изрезанное глубокими оврагами высокое плато на левом берегуКлязьмы. Ограниченное с юга рекой, а с севера долиной речки Лыбеди, оноимеет форму вытянутого вдоль берега Клязьмы треугольника, обращенногоострой вершиной на восток. К югу за рекой простирается клязьменская пойма,окаймленная синей полосой идущих до горизонта лесов. На север и восток, задолиной Лыбеди и Ирпени, рельеф снова поднимается; на его высотах живописнорасположены ныне почти сросшиеся с городом древние села Красное и Доброе сих эффектно поставленными и видными издалека храмами и колокольнями. Сзапада к городу в древности примыкали боровые леса. С перенесением во Владимир Андреем Боголюбским столицы начинаетсявеликокняжеское строительство в городе. Золотые ворота Владимира являются редчайшим памятником русской военно-оборонительной архитектуры двенадцатого века. Они были построены в 1164году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Новогогорода. Ворота дошли до нас в сильно искаженном виде. Первые повреждения,по-видимому, они получили еще в 1238 году, во время штурма города татарами.Последние же переделки здание претерпело в 1785 году: были срытыпримыкавшие с юга и севера к их стенам земляные валы, а к углам воротподведены контрфорсы, скрытые круглыми башнями, между которыми с северабыли встроены жилые помещения, а с юга – новая лестница. Обветшавшийсвод здания был переложен и на нем поставлена новая кирпичная церковь. Таким образом, от древнего здания 1164 года сохранилась лишь егооснова – две мощных белокаменных стены. Они сложены в классическойвладимирской технике из прекрасно тесанного белого камня, составляющегомощную «коробку» стены, внутренность которой заполнена бутом на оченьпрочном известковом растворе (так называемая полубутовая кладка). Сводывыкладывались из более легкого материала – пористого туфа. Стены вороттеперь вросли в землю на глубину около полутора метров; следовательно,первоначально здание было еще более высоким. Пролет Золотых ворот, как итеперь, был перекрыт огромным полуциркульным сводом на подпружных арках,опиравшихся на плоские лопатки, увенчанные строгими импостами. Высотапроездной арки делала чрезвычайно затруднительной их оборону. Поэтомупримерно на середине их высоты была устроена арочная перемычка, к которой ипримыкали огромные створы дубовых ворот, обшитые снаружи листами золоченоймеди. По сторонам арки сохранились петли для навески тяжелых воротныхполотнищ и глубокий паз для толстого бруса засова. За эти пышные створы всесооружение и получило название Золотых ворот. Успенский собор Владимира был заложен в 1158 году одновременно сначалом сооружения гигантского оборонительного пояса столицы, и закончен в1160 году. Существующее здание представляет собой сложный комплекс,созданный в итоге двух строительных периодов. Первоначальный собор сильнопострадал от пожара 1185 года: выгорели его деревянные связи, обгорел белыйизвестняк, так что восстановить собор в прежнем виде было трудно. Поэтомузодчие князя Всеволода в 1185-1189 годах окружили его новыми стенами(«галереями»), укрепили пилонами и связали арками с новыми стенами стеныстарого собора, который оказался, как в футляре, внутри нового здания. Длясвязи галерей с помещением старого собора стены последнего прорезалибольшими и алыми арочными проемами, превратив их в своеобразные «столбы»нового, более обширного храма, который получил и новую алтарную часть.Техника кладки старого собора, как и у Золотых ворот, весьма совершенная:точность тески камня, его кладки и возведение сводов храма и куполов главиз более легкого материала – пористого туфа и др. Крайне обветшавший квосемнадцатому веку вследствие множественных пожаров и переделок, соборимел многочисленные трещины стен и арок «от пошвы до своду». Его починили,сделали четырехскатную кровлю и внесли много искажений в его древний облик.В 1862 году между северной стеной и колокольней был выстроен теплыйкирпичный храм Георгия. Только реставрация 1888- 1891 годов вернуладревнему храму первоначальный вид; правда, фасады в значительной мереоказались облицованными новым камнем, была заменена и часть обветшавшихрезных камней, а с запада был пристроен новый притвор. Войдем внутрь собора и остановимся в его западной галерее. Перед нами– прорезанный большими арками фасад старого собора. В уровне хор он опоясанаркатурно-колончатым фризом с широким шагом арок, стройными колонками,клиновидными консолями, кубоватыми капителями романского характера ипояском поребрика над аркатурой. Это характерная деталь убранства, котораяпройдет отсюда через всю историю владимиро-суздальской архитектуры, а затемвойдет в архитектуру Московского государства. Место пояса связано сконструктивным членением стены: ее нижняя часть толще, над поясом онаутоньшается, образуя над поребриком так называемый отлив. В боковых верхнихчленениях фасада сохранились стройные щелевидные окна с профилированнымикосяками. Пройдя в северную часть галереи, мы увидим ту же картину. Здесьмеж колонок пояса помещены небольшие окна нижнего светового яруса –следовательно, собор был хорошо освещен. На месте больших проемов по осям главных нефов собора следуетпредставить перспективные порталы, вводившие внутрь храма. В порталахвисели драгоценные «златые врата», покрытые «писанными золотом» листамимеди. Самые порталы были также окованы тонкими золочеными листами меди.Местами из-под пилонов галереи, приложенных к стенам старого собора,выступают края членивших его фасады пилястр. Над сводами галерейсохранились верхние части этих фасадов, завершенные дугами закомар, ипышные лиственные капители, венчавшие полуколонны пилястр. В закомарах иоколо окон были помещены немногочисленные рельефы, частично перенесенные нафасады Всеволодовых галерей. Над сводами на квадратном постаментевозвышался украшенный аркатурой с полуколонками и оковкой золоченой медьюбарабан главы со шлемовидным золоченым покрытием. Пройдем внутрь первоначального собора и остановимся под его куполом.Свободное и светлое пространство храма поражает прежде всего своей высотой.Он действительно равнялся по высоте самой крупной постройке Древней Руси –Софии Киевской, но был меньше по площади, и его высота оказалась особенноостро ощутимой. Кроме того, зодчие усилили этот эффект сравнительнойлегкостью шести стройных крестчатых столбов храма, как будто без усилия инапряжения несущих своды и единственную главу собора. Из ее двенадцати оконлился поток света, так что изображенный в куполе Христос казался как быпарящим в воздухе. В конструкции основания этой большой главы мастераприменили своеобразный прием, введя меж больших угловых парусов восемьмалых дополнительных парусов, образовавших плавный переход от квадратаподпружных арок к кругу барабана. Внешний вид собора 1185-1189 годов коренным образом отличался отначального. Галереи и новая обширная алтарная часть с ее стройнымирасчлененными полуколонками апсидами была несколько ниже старого собора.Его закомары с огромной золотой главой на квадратном постаменте поднималисьнад сводами обстроек с их меньшими угловыми главами, увенчанными ажурнымикрестами из прорезной золоченой меди. Композиция храма приобреластупенчатую ярусность, характерную для храмов X- XII веков, в частности длякрупнейших из них - Десятинной церкви и Софийского собора в Киеве. Фасадыгалерей приобрели более широкие членения пилястрами; их также опоясываларкатурно-колончатый пояс. Владимирский летописец не отметил точной своевременной записью началопостройки Дмитриевского собора. Только в некрологе его строителю ВсеволодаIII упомянуто, что создал он на своем дворе «церковь прекрасную» святогомученика Димитрия и дивно украсил иконами и росписью. Относительная датапостройки памятника все-таки определяется с достаточной точностью – между1194 и 1197 годами. В XVI-XVIII собор не раз горел. Наконец в результатепечально знаменитой «реставрации» 1837-1839годов он лишился своихинтереснейших частей – лестничных башен и галерей. Собор принадлежит к распространенному в двенадцатом веке типусравнительно небольших четырехстолпных одноглавых храмов. Он был дворцовымхрамом князя Всеволода, сильнейшего феодального владыки двенадцатого века. По высоте храм делится на три яруса. Нижний – самый высокий – почтилишен убранства, его гладь оживляет лишь глубокое теневое пятноперспективного портала. Средний – над колончатым поясом, несколько ниже, ина нем сосредоточено все декоративное убранство. Строгие пилястры,рассекающие фасады на три широких доли, полны сдержанной силы, их движениене вырывается из рамок фасада, как бы разлагаясь в симметричном боковомдвижении дуг закомар. Узкие и высокие окна с богато профилированнымиамбразурами прорезают верхние части стен, как бы для того, чтобы они могливместить больше резных камней – они и занимают верхнюю половину фасадов надаркатурно-колончатым поясом и украшают барабан главы. Рельефы располагаютсяровными горизонтальными «строками», за которыми глаз ясно ощущаетколичество рядов каменной кладки. Колонки пояса не столько поднимаютсявверх, поддерживая аркатуру, сколько свисают вниз, подобно тяжелым плетенымшнурам с массивными подвесками фигурных консолей. Благодаря насыщенностипояса резьбой он уже на небольшом расстоянии представляется широкойгоризонтальной лентой, стянувшей тело храма. Первоначально собор былокружен с трех сторон закрытыми галереями, достигавшим колончатого пояса,а западные трети его боковых фасадов прикрывали на всю высоту вводившие нахоры пристройки. Симметрично поставленные лестничные башни выступали посторонам западного фасада. В полутора километрах от Боголюбова находится церковь Покрова наНерли. Когда идем к нему луговой тропой, он словно вырастает, и глазулавливает его постепенно появляющиеся стройные членения, темные пятна окони порталов. Кругом пейзаж чудесной красоты и поэтичности. Здание построено в 1165 году в честь победы над волжскими булгарами ипринадлежит к тому же типу небольших одноглавых четырехстолпных храмов, чтои Дмитриевский собор. Весь храм словно тянется ввысь, он невесом. Алтарныеапсиды потеряли характер мощных полуцилиндров, они не столь сильновыступают вперед и частично прикрыты очень развитыми угловыми пилястрами.Благодаря этому достигается спокойное равновесие и симметрия, содействующиевыражению вертикального движения здания. Стены колончатого пояса чутьнаклонены внутрь, и этот еле заметный наклон ощущается глазом как сильныйракурс, возможный лишь при большой высоте здания, которую подчеркивают имногообломные пилястры с полуколоннами, пронизывающие фасады пучкамистремительных вертикалей. В верхнем ярусе к ним присоединяются новыевертикали профилировки закомар и узких высоких окон, поставленных прямо наотлив. Над закомарами поднимается на своем пьедестале (он скрыт подкровлей) стройный барабан главы, вторящий фасадным вертикалям своими узкимиокнами в обрамлении полуколонок и тающими в небе линиями древнего покрытияглавы – островерхого шлема. Средняя апсида слегка повышена и разрываетгоризонталь венчающего колончатого пояса. Ее окно также чуть приподнято ивырывается из строя окон боковых апсид, подчеркивая ось равновесия фасада иего легкое устремление ввысь. VI. Заключение. Древнерусская архитектура – это сказка. Только сказка о том, что было.Было на самом деле. Если дать возможность говорить камням СофииНовгородской, думается, они бы многое могли порассказать. А если серьезно,то зодчество древней Руси – это большой и очень интересный том вэнциклопедии истории русского искусства. Эта страница нашего прошлого далатолчок многому, что было написано на последующих страницах, и, надеюсь,окажет влияние на то, что будет написано. Это наше прошлое, наше с вамиобщее прошлое, и каким бы оно ни было, мы не должны его забывать. Даже еслии не упоминать о том, что все памятники, перечисленные и не перечисленныевыше, сами по себе представляют большую художественную ценность. Иначе мырискуем не дожить до будущего. VIII.Список использованной литературы. 1. Каргер М. Новгород. – Ленинград, «Аврора», 1975. 2.София Киевская (фотоальбом) – Киев, 1984. 3.Бродский Б. Связь времен. – Москва,1984. 4.Воронин Н. Владимир. Боголюбово. Суздаль. Юрьев-Польско й. – Москва, 1984.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира iconАрхитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира
Несколько слов о самом понятии «культура». В переводе с латыни “ cultura” – то, что выращивается или собирается, накапливается кем-либо....
Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира iconАрхитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира
Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить – и, скорее всего, это...
Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира iconАрхитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира
Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить — и, скорее всего, это...
Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира iconАрхитектура Древнего Рима
Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с развитием науки и техники, архитектура...
Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира iconРеферат «архитектура древнего рима» Ученицы 5 курса Преподаватель
Связанная в своем развитии с постоянно меняющимися материальными потребностями человека, с развитием науки и техники, архитектура...
Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира iconАрхитектура Древнего Египта

Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира iconАрхитектура Древнего Рима

Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира icon«мягкая игрушка»
«отгоняли» злых духов. Самые древние игрушки России были найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы,...
Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира iconНижегородского района г. Нижнего Новгорода
Большая Покровская — улица в Нижегородском районе Нижнего Новгорода; соединяет площадь Минина и Пожарского с площадью Лядова. Одна...
Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира iconГосударство Киевская Русь
Киева. Неудивительно поэтому, что историки приходили к самым противоречивым выводам, приписывая (вопреки совершенно четкому указанию...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы