|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет бизнес-информатики отделение прикладной математики и информатики Программа дисциплины Компьютерное моделирование для направления 010400.68 Прикладная математика и информатика подготовки магистра для магистерской программы "Математическое моделирование" Специализация «Анализ и принятие решений» Автор программы: В.А.Гордин доктор физико-математических наук, vagordin@mail.ru Одобрена на заседании кафедры высшей математики на факультете экономики «___»____________ 20 г Зав. кафедрой Ф.Т.Алескеров Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2011 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов обучающихся по магистерской программе «Математическое моделирование», специализация «Анализ и принятие решений». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины компьютерное моделирование являются 1) углубление теоретических знаний по применяемым в различных областях моделям, основанным на дифференциальных уравнениях (обыкновенных и в частных производных); 2) методам аналитического и асимптотического исследования решений краевых задач, задач с начальными условиями, смешанных задач; 3) отработка навыков численного решения задач, связанных с дифференциальными уравнениями, но не допускающих аналитического решения. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Выпускник по направлению подготовки 010400.68 «Прикладная математика и информатика» с квалификацией (степенью) магистр в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности, указанными в пп. 3.2 и 3.6.1 настоящего ОС ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ, должен обладать следующими компетенциями.
3Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина является обязательной и относится к циклу дисциплин направления ДП вариативной части ДП.В, включающему еще 7 дисциплин по выбору «Экономическая теория», «Институциональная экономика», «Прикладная алгебра», «Неклассические логики и представление знаний», «Автоматическая обработка текста», «Современные модели теории игр» и «Дополнительные главы методов оптимизации». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
4Тематический план учебной дисциплины1 курс магистратуры, 3-4 модули
5Содержание дисциплиныТема I. Оценка стоимости европейских опционов и уравнение Блэка-Шоулса-Мертона. Сведение к постоянным коэффициентам и преобразование Фурье. Стохастические уравнения и дифференциальные уравнения. Опционы. Уравнение БШМ. Начальное условие для уравнения БШМ. Сведение уравнения БШМ к уравнению с постоянными коэффициентами. Преобразование Фурье и функция Грина для задачи Коши для уравнения БШМ. Основная литература. 1. В.А.Гордин: Математика, компьютер, прогноз погоды и другие сценарии математической физики. М. ФИЗМАТЛИТ, 2010.
Дополнительная литература http://en.wikipedia.org/wiki/Black-Scholes Тема II. Метод стационарной фазы и интегралы Лапласа. Интегралы, зависящие от большого или малого параметра. Интегралы от быстро осциллирующих функций. Оценка асимптотики. Высокочастотная и коротковолновая асимптотика в физике. Метод стационарной фазы для одномерных и многомерных интегралов. Классификация стационарных точек. Фейнмановский интеграл и принцип наименьшего действия. Лемма Эрдейи. Лемма Ватсона. Асимптотические оценки при обратном преобразовании Лапласа. Основная литература. 1. В.А.Гордин: Математика, компьютер, прогноз погоды и другие сценарии математической физики. М. ФИЗМАТЛИТ, 2010. 2. Федорюк М.В. Асимптотика: интегралы и ряды. М., ``Наука'', 1987. 3. Г.Дёч. Руководство к практическому применению преобразования Лапласа и Z-преобразования. М., ``Наука'', 1971. Дополнительная литература Федорюк М.В. Асимптотические методы для линейных обыкновенных дифференциальных уравнений. М., ``Наука'', 1983. Тема III. Асимптотики решения уравнения Блэка-Шоулса-Мертона. Применение преобразования Лапласа. Применение леммы Ватсона. Основная литература. 1. В.А.Гордин: Математика, компьютер, прогноз погоды и другие сценарии математической физики. М. ФИЗМАТЛИТ, 2010. 2. Федорюк М.В. Асимптотика: интегралы и ряды. М., ``Наука'', 1987. 3. Г.Дёч. Руководство к практическому применению преобразования Лапласа и Z-преобразования. М., ``Наука'', 1971. Тема IV. Корректность задачи Коши для уравнений в частных производных. Последствия некорректности задачи. Существование, единственность и непрерывная зависимость от входной информации. Пример Адамара. Параболические и гиперболические уравнения и системы. Обратная задача для уравнения теплопроводности. Теорема Тихонова. Уравнения, корректные по Петровскому. Основная литература. 1. В.А.Гордин: Математика, компьютер, прогноз погоды и другие сценарии математической физики. М. ФИЗМАТЛИТ, 2010. Тема V. Эллиптические, параболические и гиперболические типы уравнений в частных производных. Краевая задача для эллиптических уравнений. Классификация уравнений в частных производных второго порядка. Условия Шапиро-Лопатинского Основная литература. 1. В.А.Гордин: Математика, компьютер, прогноз погоды и другие сценарии математической физики. М. ФИЗМАТЛИТ, 2010. Дополнительная литература 1. Шилов Г.Е. Математический анализ. Второй спецкурс. М., Наука, 1966. Тема VI. Корректность смешанных краевых задач. Сведение к задаче в полупространстве. Замораживание коэффициентов. Применение интегральных преобразований. Условия Шапиро – Лопатинского корректности смешанной краевой задачи с заданными граничными условиями. Основная литература. 1. В.А.Гордин: Математика, компьютер, прогноз погоды и другие сценарии математической физики. М. ФИЗМАТЛИТ, 2010. Дополнительная литература 1. Шилов Г.Е. Математический анализ. Второй спецкурс. М., Наука, 1966. Тема VII. Разностные схемы для уравнений в частных производных. Примеры разностных схем для решения задачи Коши. Порядок аппроксимации. Устойчивость разностной схемы. Порядок сходимости. Применение преобразования Фурье для исследования аппроксимации и устойчивости. Теорема Рябенького-Лакса. Схемы высокого порядка аппроксимации. Схемы «по потоку». Схема Годунова. Разностные аппроксимации эллиптических уравнений – примеры. Итерационные способы решения разностных аппроксимаций для эллиптических уравнений. Основная литература. 1. С.К.Годунов, В.С.Рябенький. Разностные схемы. М., «Наука», 1970. 2. В.А.Гордин: Математика, компьютер, прогноз погоды и другие сценарии математической физики. М. ФИЗМАТЛИТ, 2010. 3. Рихтмайер Р., Мортон К. Разностные методы решения краевых задач. Дополнительная литература V.A.Gordin. Mathematical Problems and Methods in Hydrodynamical Weather Forecasting. Gordon & Breach Publ. House, 2000, 842p. Гордин В.А. Математические задачи гидродинамического прогноза погоды. Вычислительные аспекты. Л., Гидрометеоиздат, 1987. Тема VIII. Уравнения газовой динамики. Уравнения гидродинамики. Первые интегралы. Уравнения Навье-Стокса. Вывод систем уравнений из физических законов. Существование решения задачи Коши. Роль граничных условий. Первые интегралы «исходные» и дополнительные. Применение первых интегралов для получения устойчивых по Ляпунову частных решений. Основная литература. 1. В.А.Гордин: Математика, компьютер, прогноз погоды и другие сценарии математической физики. М. ФИЗМАТЛИТ, 2010. 2. V.A.Gordin. Mathematical Problems and Methods in Hydrodynamical Weather Forecasting. Gordon & Breach Publ. House, 2000, 842p. 3. Гордин В.А. Математические задачи гидродинамического прогноза погоды. Аналитические аспекты. Л., Гидрометеоиздат, 1987. Тема IХ. Методы Галеркина. Примеры применения галеркинских аппроксимаций. Основная литература. 1. В.А.Гордин: Математика, компьютер, прогноз погоды и другие сценарии математической физики. М. ФИЗМАТЛИТ, 2010. Тема Х. Методы обработки информации, входной для дифференциального уравнения. Интерполяционный многочлен и его модификации. Сплайн-интерполяция. Константа Лебега и ее оценка. Вариационное согласование информации о функции и производной. Основная литература. 1. В.А.Гордин. Как это посчитать? М., МЦНМО, 2005. 2. В.А.Гордин: Математика, компьютер, прогноз погоды и другие сценарии математической физики. М. ФИЗМАТЛИТ, 2010. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины Для оценки качества освоения дисциплины можно использовать задачи (несколько тысяч), приведенные в книге В.А.Гордин. Математика, компьютер, прогноз погоды и другие сценарии математической физики. М. ФИЗМАТЛИТ, 2010. 6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковПри текущем контроле студент должен продемонстрировать понимание пройденного материала, владение методами определения решения или качественного исследования соответствующего дифференциального уравнения. В домашнем задании студент также должен продемонстрировать владение численными методами решения задач, связанных с дифференциальными уравнениями (задача Коши, краевая задача и т. п.). Это же должен продемонстрировать студент и на итоговом экзамене Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Основное содержание лекции излагается на слайдах, выполненных в Power Point, и дополняется записями на доске. Слайды рассылаются студентам перед очередной лекцией. Студенты могут задавать вопросы, как во время занятий, так и по электронной почте. 7Образовательные технологииСтандартные лекционно-семинарские занятия. Ответы на вопросы студентов. 8Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента8.1Тематика заданий текущего контроляНесколько тысяч задач имеется в тексте книг: В.А.Гордин: Как это посчитать?. М., МЦНМО, 2005. В.А.Гордин: Математика, компьютер, прогноз погоды и другие сценарии математической физики. М. ФИЗМАТЛИТ, 2010. 8.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины1. Является ли корректной задача Коши для уравнения Гельмгольца ![]() 2. При каких значениях s для этого уравнения корректна краевая задача с граничным условием ![]() 3. Как изменится ответ, если в уравнении поменять знак перед ![]() 4. Оценить константу Лебега для интерполяции многочленом по трем точкам. 8.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроляСм. пункт 8.1. 9Порядок формирования оценок по дисциплинеНа оценки и промежуточного и окончательного контроля влияет владение студентом аппаратом дифференциальных уравнений и предшествующих математических дисциплин (математическим анализом в линейной алгеброй), а также умение решать задачи по материалу курса. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Промежуточный контроль: 1 контрольная работа, учитываемая с весом 0,2. Домашняя работа учитывается с весом 0,2. Ответ на экзамене учитывается с весом 0,6. Оитоговая = 0,2·Одом.зад +0,2·Оконтр + 0,6·Оэкзамен . Итоговый контроль: зачет (теоретический вопрос и задача, решение которой подразумевает использование компьютера, время зачета неопределенное). Перевод в 5-балльную шкалу осуществляется по правилу: • 1 ? О ? 3 - неудовлетворительно, • 4 ? О ? 5 - удовлетворительно, • 6 ? О ? 7 - хорошо, • 8 ? O ?10 -отлично. Способ округления всех оценок – арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. В диплом выставляет итоговая оценка по учебной дисциплине. 10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Базовый учебникУказано по разделам выше. 10.2Основная литератураУказана по разделам выше 10.3Дополнительная литератураУказана по разделам выше 10.4Справочники, словари, энциклопедии не используются10.5Программные средства
10.6Дистанционная поддержка дисциплиныПредусмотрена электронная переписка со студентами. |