Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие icon

Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие



НазваниеВеликий Шелковый Путь: формировавние и развитие
Дата конвертации03.07.2012
Размер329,19 Kb.
ТипРеферат
Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие


План: 1. Введение 2. Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП): 1. Возникновение ВШП 2. Исторические направления Великого шелкового пути 3. ВШП и Кушанское царство 4. ВШП и Арабский халифат 5. ВШП и Чингизхан 6. ВШП и А. Темур 7. Программа «Шелковый путь» 8. Великий шелковый путь возрождается 3. Заключение Введение "Прокладывая дорогу в новое тысячелетие, мы протягиваем всем руку дружбы и взаимопонимания, символизируя это словами: безопасность, стабильность и устойчивость развития". И.Каримов. В истории человеческой цивилизации есть немало примеров длительноговзаимовыгодного культурного и экономического сотрудничества между странамии народами с различными политическими, религиозными и этническимитрадициями. Например, существовал легендарный путь "из варяг в греки",довольно длительное время действовавший между Русью и скандинавскимистранами (Швеция, Норвегия, Дания). Известен в истории и соляной торговыйпуть, который проходил по Африканскому континенту, пролегая в основномчерез пустыню Сахару. Но самым значительным, широко известным в мире являлся Великийшелковый путь, протянувшийся от берегов Атлантического океана до береговТихого, пересекавший весь Азиатский континент и соединявший страныСредиземноморья с Дальним Востоком в древности и раннем средневековье. Этобыла не просто дорога или даже система дорог от океана до океана, это былсложнейший культурно—экономический мост между Востоком и Западом,соединявший народы в их стремлении к миру и сотрудничеству. Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП) Возникновение ВШП Возникновение Великого шёлкового пути относится ко II в. до н. э. Асам термин "Великий шёлковый путь" был введён в историческую науку учёнымиXIX столетия, после того как в 1877 году немецкий путешественник и историкК.Рихтгофен написал свою работу "Китай", в которой он впервые и определилэтот торговый путь по восточным странам названием "шелковый путь". Следует заметить, что еще задолго до образования Великого шёлковогопути на территории Центральной Азии и Древнего Востока существовали пути,которые служили целям войны и мира. По ним продвигались большие армии ималые отряды, разгорались кровавые битвы, расположенные вдоль них городаподвергались нападениям; в мирное же время эти пути служили связующиминитями политической, торговой и культурной жизни. Именно эту их функциювсегда ценили народы. Один из древнейших путей — "лазуритовый" — сложился еще в 3—2тысячелетиях до н.э. Он начинался в горах Памира, проходил через Иран доПередней Азии и Египта. Полудрагоценный камень лазурит (ляпис-лазурь),добываемый в районе верхней Амударьи на Памире (в Бадахшане), высокоценился ювелирами древневосточных государств, таких как Шумер (Двуречье) иЕгипет. При раскопках гробниц в них были обнаружены изделия избадахшанского лазурита. Другой путь — знаменитая "царская дорога" Ахеменидов — связывал вVI—IV вв. до н.э. малоазииские города Эфес и Сарды на берегу Средиземногоморя с одной из столиц Ирана и городом Сузы. Ещё один путь вёл из Ираначерез Бактрию, Согдиану, Ташкентский оазис и территорию Казахстана доАлтая. В IV в. до н.э. Александр Македонский разгромил армию последнегоахеменидского царя Дария и весной 329 г. до н. э. появился на границеСредней Азии. Несмотря на сильное сопротивление, Александр Македонскийустанавливает здесь своё господство. Им было основано большое числоАлександрий, самая далёкая из которых находилась на берегах Сырдарьи, где ныне находится г.Ходжент. Огромное историческое значение походовАлександра Македонского и Селевкидов заключается главным образом вактивном проникновении в Среднюю Азию западной культуры. Если политическоеподчинение греческими завоевателями Маргианы, Бактрии, Согда оказалосьнедолговечным, то процесс эллинизации, то есть слияние греческой исреднеазиатской культур, способствовал интенсивному подъему духовной иматериальной культуры. В течение этого периода сохранялись связи между Средней Азией икультурами Индии и восточного Средиземноморья. Около III в. до н.э. сталиустанавливаться контакты и с Китаем. Известно, что Китайский император By Ди в 138 г. до н.э. отправилсвоего посла Чжан Цяня на поиски союзников в борьбе против воинственныхкочевых племён гуннов, которые опустошали северные окраины Китая.Путешествуя, посол попал в плен к гуннам на целых десять лет. Ему удалосьбежать и через высокие перевалы Центрального Тянь-Шаня выйти к Иссык-Кулю.Пройдя вдоль берега реки Нарын, он попадает в Ферганскую долину. Для негоявилось неожиданностью то, что в долине располагалось множество городов,объединенных в одно государство. Он попытался договориться с правителемферганской долины, но тот соглашался только на установление торговыхотношений, и Чжан Цянь отправился дальше на юг. Возвращаясь из путешествия,он вновь попал в плен к гуннам, но на этот раз бежал спустя два года. ЧжанЦянь представил императору подробный доклад о своём пребывании в СреднейАзии, указал удобные пути для торговли, которые впоследствии стали основойВеликого шелкового пути. Император дал ему титул "Великий путешественник". Сведения об обмене между Китаем и Средней Азией содержатся, восновном, в китайских хрониках начиная с 1 в. до н.э. по VII— VIII вв. н.э.Ранние свидетельства повествуют о дарственных подношениях, которыенаправлялись из стран среднеазиатского региона к императорскому дворцу.Отсюда также посылались дары, если Китай хотел привлечь на свою сторонукого-либо из тамошних владетелей. Из среднеазиатских даров особенноценились знаменитые кони Давани, быстроногие скакуны, которых китайцыназывали "небесными", "крылатыми". А ценились они потому, что в Китаесуществовала легенда: чтобы утвердить свою божественность и достичьбессмертия император должен был вознестись на небо при помощи упряжкинеземных лошадей. Именно Чжан Цянь завёз в Китай "небесных" коней. Этотпредприимчивый путешественник вывез из Средней Азии не только лошадей, но икорм для них — семена люцерны. Вскоре посевы люцерны распространились повсему Китаю Постепенно торговые отношения между Средней Азией и Китаемукрепляются. Каждый год императорский двор направлял по меньшей мере пятьмиссий на запад в сопровождении нескольких сот стражников. Они везли ссобой шелк и металлические изделия, которые обменивали на лошадей, нефрит,коралл и другие товары из Средней Азии. Китайские изделия предназначались не только для Средней Азии.Значительная потребность в уникальных шелковых" тканях била в Персии и вгосударствах к западу от неё. В Европе считали, что шёлк растет на деревьях и что только китайцызнают секрет этой культуры. В период Правления Августа Рим платил закитайский шёлк шерстяными товарами, специями и стеклянными изделиями. У китайцев же не было ни малейшего намерения опровергать легендыподобного рода, чем они обеспечили себе монополию и экспорт этойдорогостоящей ткани. Парфяне, через территорию которых осуществляласьторговля, точно так же не видели повода для того, чтобы распространять что-либо о технических аспектах изготовления шёлка, однако получали из торговлиим значительную прибыль, как и многие последующие династии, через земликоторых проходили шёлковые пути. Первая встреча римлян с этой тканью не увенчалась особой славой. МаркМициний Красе, член триумвирата, консул и римский наместник в Сирии, мечталпройти по стопам Александра Македонского и повторить его победы на Востоке.В 53 г. до н.э. он повёл семь легионов через Ефрат в бой против парфян.Однако не весть о победе или смятение по поводу поражения произвели фурор вРиме, а совершенно случайное событие, а именно — открытие шёлка. Оно былосвязано с поражением легионов. Парфяне во время сражения для видимости обратились в бегство для того,чтобы затем молниеносно развернуться в седле и осыпать преследующихлегионеров дождём из стрел — это был знаменитый парфянский выстрел. Крометого они неожиданно развернули огромные, светящиеся ипереливающиеся на солнце знамена, напугав солдат настолько, что онисдались. Это стало одним из самых тяжелых поражений Рима. А вышитые золотомзнамена стали первыми шелками, которые когда-либо видели римляне. Увиденная однажды, эта ткань в последующие столетия повергла Рим внастоящую "шелковую лихорадку": Эту прохладную ткань, "легкую как облако" и"прозрачную как лёд", римляне назвали — "китайская вуаль". Караваны, выходившие из Китая, направлялись к северным Тянь—Шаньскимгорам, пересекали территорию Средней Азии, а затем через Хорасан (западнееАмударьи) попадали в Месопотамию и к Средиземноморью. Протяжённость Великого шёлкового пути составляла 12 тыс. километров,поэтому мало кто из торговцев проходил всю шёлковую дорогу полностью. Восновном они старались путешествовать посменно и обменивать товары где-тона полпути. На протяжении Великого шёлкового пути в городах и селениях, черезкоторые проходили караваны, находились караван—сараи (постоялые дворы). Вних имелись худжры ("комнаты отдыха") для купцов и обслуживающего караванперсонала, помещения для верблюдов, лошадей, мулов и ослов, необходимыйфураж и провиант. Караван-сараи являлись местом, где можно было продать и купить оптоминтересный для купца товар, а главное.—узнать последние коммерческиеновости и, прежде всего, цены на товары. Хорезм, Согдиана и Фергана стали преуспевающими торговыми центрами.Шелковая дорога стимулировала потребность в среднеазиатских товарах, такихкак лошади и кормовые культуры, а также виноград и хлопок. В городахремесленники освоили новые виды ремесла: производство металлическихизделий, перенятого у Востока, и изделий из стекла — у Запада.[1] Исторические направления ВШП Являясь условным названием, ВШП представлял собой сеть дорог, покоторым в древности и средневековье осуществлялись торгово-экономическиесвязи стран Востока и Запада, находившихся между тогдашними мировымицивилизациями - Римской (Византийской) и Ханьской (Китайской) империями. Охватив практически весь Евразийский континент, включая нынешнюютерриторию России. Закавказья и Центральной Азии, широко разветвленная сетьВШП разносила по свету мировые религии, письменности к культуры. Этот путь,действовавший полторы тысячи лет, сыграл огромную роль в сближении двухконтинентов, во взаимном культурном обогащении многих европейских иазиатских народов. На грани древней и новой эры торговые караваны чз Китая начинали свойпуть от Чаньяни и шли к Дукьхуа -городу на границе у Великой стены. Отсюдамаршрут расходился на два пути: северный и южный. «Северная дорога» проходила вдоль южных склонов Тянь-Шаня и реки Таримчерез Турфан и вела в Кашгар, Алай, а оттуда - в Ферганскую долину(Давань), среднеазиатское Междуречье (Самарканд, Мера), затем поворачивалак низовьям Волги и Северному Причерноморью (по китайским источникам-Лисянь). Она оканчивалась в местных греческих колониях. Эта дорога,однако, не была устоявшимся торговым маршрутом. Таким маршрутом стала «Южная дорога», которая начала функционировать в115 г. до н.э. благодаря открытию государственного почтового тракта поюжной и северной окраинам пустыни Такла-Макан. Как повествуют «ОписанияЗападного края» ханьских династийных хроник, «Южная дорога» вела в Дацинь(восточные провинции Римской империи) через Памир, Хотан, Яркенд, Балх,Мерв, Гекатомпил и Экбатану (нынешний Хамадан). Затем она делилась на двеветви. Одна из ветвей, в то время главная магистраль, вела в Селевкию-Ктесифон на Тигре и далее по древней ахеменидской дороге (царской дорогеДария) в Междуречье (Месопотамию) и Сирию. Ее терминалом была тогдашняястолица Сирии - Антиохия. Другая ветвь отходила в Армению, ее тогдашнюю столицу Арташат. Онапролегала через Гандзак-Шахастан (Газака), тогдашний центр АтропатеныМидийской (Малая Мидия, нынешний Иранский Азербайджан). Далее дорогапроходила по восточному побережью озера Урмия и пересекала реку Араке уДжуги (Джульфа). Затем через Нахичеван по левобережью реки Араке онавыходила в Араратскую равнину. Протяженность этой первой мировой трансконтинентальной торговой трассыпревышала 7000 км. Основное направление ВШП никогда не менялось, нолокальные изменения на равнинах происходили довольно часто. Практическинеизменными были горные дороги, пролегавшие по ущельям, перевалам ивысокогорным тропам. С древних времен Тянь-Шань и территорию современного Кыргызстанапересекали три ветви ВШП: Памиро-Алтайский путь. От Средиземного моря, пересекая Иран, караваныприходили в большой город Мерв, Здесь путь раздваивался. Одни караваны шлив г. Термез, переправлялись через Амударью, затем по берегу ее правогопритока Кызыл-Су поднимались на Алтайское нагорье. Здесь путь их лежал кудобному проходу Иркештам и по течению реки Кук-Су направлялись В пределыВосточного Туркестана. Ферганский путь. Другие караваны из Мерва направлялись через Бухару иСамарканд к Ходженту и приходили в Ферганскую долину. Далее на Восток путьвел по предгорьям с обширными богатыми пастбищами. Караваны заходили вгорода Ош и Узгенд. Затем вверх по реке Яссы предстоял трудный путь вЦентральный Тянь-Шань к г. Атбаши. Отсюда одни двигались на юг в пределыВосточного Туркестана, а другие - на озеро Иссык-Куль к г. Барсхан. Чуйский путь. В раннем средневековье он был самым оживленным. Караваныиз Самарканда шли в Ташкент. Затем вдоль предгорий Кыргызского хребта ониприходили в Чуйскую долину. Здесь с запада на восток тянулась цепочкагородов, через которые проходили караваны. Самыми крупными из них былиНевакет и Суяб. Из Суяба через ущелье Боом торговцы попадали на озеро Иссык-Куль. Вдоль его южного побережья, минуя города Яр, Ход и Тон, караваныпроходили в г. Барсхан (р-он Кайсары). Из Барсхана было два пути. Один велна север через перевал Сан-Таш в степи Монголии и к кыргызам в ЮжнуюСибирь. Другой через перевал Джуук в Центральный Тянь-Шань и через перевалБедель в Восточный Туркестан. Из Восточного Туркестана все пути вели вКитай. В середине II в. н.э. Клавдий Птоломей дал описание античного вариантаВШП. По нему дорога вела через Месопотамию (Междуречье), Ассирию (Адиабена)и Мидию в Экбатану, оттуда поворачивала к Кастийским воротам (горныйперевал восточнее Рея), затем проходила через Парфию в Гекатомпил, Арию(Герат), Бактру (Балх) и Маргианскую Антиохию (Мерв). Путь, описанныйПтоломеем, делился на три отрезка: от переправы через реку Евфрат до Балха,от Балха до Каменной башни и от нее до Серы (Чаньянь). Установлениеконтактов и связей между странами, находившимися на всем пространстве отРима до Китая, привело к активизации тогдашней мировой торговли. В III - первой половине IV в.в. положение стран Передней Азии на путяхмировой торговли подверглось существенным изменениям. С возникновениемВизантийской империи эти маршруты стали ориентироваться на Константинополь,превращавшийся в крупнейший торговый и культурный центр на стыке Европы иАзии. Тогда, наряду с сирийским участком «Южной дороги», сформироваласьновая континентальная магистраль, направившаяся через Экбатану и Арташат вКонстантинополь. В скором времени необходимость дальнейшего сокращения, выпрямленияпути в Константинополь привела к тому, что стали использоваться дороги,проходящие через Рей (близ Тегерана), и дороги из Междуречья (Низибин) вМалую Азию (через Самосату). Дорога от Рея пошла по местам, гдевпоследствии возникли Казвин, Зенджан, Миане и Тебриз. В IV-VI вв. между Византией и Ираном заключались соглашения, покоторым обмен товарами и, главным образом, китайским шелком, междуперсидскими и византийскими купцами производился в специально отведенныхместах - Низибине (река Тигр), Калинникуме (река Евфрат) и Арташате (рекаАраке), впоследствии его функции перешли к Двину. Оживление мировой торговли. наметившееся в V -начале VII вв., привелок открытию новых путей. Китайские источники того времени описывают тридороги: «Северную», «Среднюю» и «Южную». Последняя вела в Северо-западнуюИндию. «Северная дорога», минуя ставку тюркского кагана (близ озера Иссык-Куль), огибала Каспийское море и выходила к Причерноморью. Что касается«Средней дороги», то она выходила через Цунлин (Памир), проходила черезстраны Цао, Хе, Большую и Малую Ань, Самарканд, Бухару, Мерв, доходила доБосы (Иран) и достигала Западного моря. «Средняя дорога», отходившая от Двина в Константинополь, вела черезКарин (Феодосиополь, Эрзерум), Колонию (Койли, Гисар), от нее в Никию(Езник), Амасию, Гангру и Ангрию (Анкюра, Анкара). Дорога в южномнаправлении проходила через Хлат, Хлимар, Урфу Одесса) и Дамаск вИерусалим, а оттуда в Александрию. Другая дорога вела в Басру черезНахичеван, Гандзак-Шахастан, Тизбон (Ктеси-фон), Аколию (Куфа). От Гандзака-Шахастана дорога отходила на Ниневию (Мосул), Мцбин (Низибин) и УрфуОдесса). На северо-восток дорога проходила через города ВосточногоЗакавказья с выходом к Каспийскому морю. Северо-западное ответвление отДвина вело к Фазису (Поти) и Диоскурии (Сухуми).[2] ВШП и Кушанскео царство В 1 в. н. э. на территории Средней Азии образуется Кушанскоегосударство, первым правителем которого был Кудзула Кадфиз. Столицейгосударства, вероятно, был город на месте Дальверзинтепа, в долинеСурхандарьи. Во время правления Кудзулы Кадфиза в состав Кушанскогогосударства наряду с южными районами Узбекистана и Таджикистана вошлиАфганистан и Кашмир. В период правления Канишки (78—123 гг. н.э.) Кушанскаядержава расширяет экспансию на Восток: укрепляет свои владения в Индии,столица государства была переведена из Бактрии в Пешавар (на севереИндии)[3], а Кушанское государство превратилось в огромную империю,занимавшую территорию от Индии и Хотана до юга Узбекистана и Афганистана.Строятся новые города, развиваются ремесла и устанавливаются торговые связис Индией, Китаем и Римской империей. В торговле особенно высоко ценилисьлошади из Ферганы. Именно в Кушанский период широкий размах принимает международнаяторговля, способствовавшая укреплению Великого шелкового пути.Направление торговых связей определялось следующим образом: на востоке — сКитаем, куда из Средней Азии везли шерстяные ткани, ковры, украшения,лазурит и породистых лошадей: а из Китая доставлялись шелковые ткани,железо, никель, меха, чай, бумага, порох; на юге — с Индией, откудавывозили пряности и благовония. Путь в Индию был назван "висячим перевалом"из-за узких, повисших на большой высоте, карнизов в горах; на западе —через Иран с Сирией и Римом, где китайский шёлк ценился на вес золота; насевере — через Хорезм с Восточной Европой.[4] Главная дорога проходила через Дуньхуан, Хами, Турфан, Кашгар, Узген,Ош, Куву, Андижан, Коканд, Самарканд, Бухару и Мерв (см.карту). В Мерве(современный город Мары в Туркменистане) великий шелковый путьразветвлялся. Одна ветвь вела через Хорезм на Волгу, в Восточную Европу. Такимобразом товары из Китая, Индии, Средней Азии достигали Руси: Киева,Новгорода, а позже и Москвы. В Москве на рынке был особый, как егоназывали, "индийский" ряд, где торговали в основном восточные, индийскиекупцы. Другая ветвь шла через Балх и земли современного Афганистана вИндию. Третья направлялась к Багдаду и далее к Средиземному морю. Здесьтовары перегружались на корабли и попадали в Египет, Византию, Италию. Примечательно, что кроме основных дорог Великого шёлкового путисуществовали и примыкавшие к ним караванные тропы. Известно, чтосуществовал "золотой" путь. По мнению А.Сагдуллаева, В.Костецкого,Н.Норкулова он был назван так из-за сказочных богатств Кураминских иАлтайских гор, а также реки Зарафшан и шёл в направлении к Папу и Заркенту,к поселениям рудокопов и стоянкам кочевников. А по мнению А.Аскарова — этобыл путь в Сибирь, проходивший через Давань (Фергану) по побережью озераИссык-Куль, по которому возили золото. Но вполне вероятно, чтофункционировали оба эти пути. Существовал и так называемый "серебряный" путь, по которому шликараваны с центрально-азиатским серебром в те государства, где его нехватало: через Хазарский каганат, Булгарское государство — в Киевскую Русьи страны Европы. Серебро, добываемое в рудниках Шаша и на горе Кухи—сим("Серебряная гора"), шло на чеканку монет. Судя по находкам серебряныхмонет – дирхемов — на территории России, Германии и стран Балтики, онивывозились и как деньги, и как товар. Торговля в основном была меновая,деньги служили лишь единицей счета. Купцы оценивали свой товар вопределенную сумму и меняли его на другой товар такой же стоимости. С караванами на Запад и Восток по Великому шелковому пути шли купцы,дипломаты, искатели лёгкой наживы и приключений, простые труженики —ремесленники и земледельцы, а также паломники— пилигримы. Особенно многобродило по караванным путям буддийских монахов и :служителей культа Будды.Их движение не было бесцельным, по сути они осуществляли распространениерелигии. Постепенно буддизм из Индии проникает и в страны, расположенныевдоль Великого шёлкового пути. Временем активного проникновения буддизма вСреднюю Азию датируется известное буддийское святилище Айртам (СевернаяБактрия, II в. н.э.). Особенно сильный центр буддизма был обнаружен археологами прираскопках в Термезе, в местечке Дальверзин-тепа. Здесь находится целыйкомплекс храмов, посвященных Будде. Судя по раскопкам, это был мощный ивесьма долговременный центр буддизма на юге Средней Азии, откуда началосьширокое распространение этой религии по всей территории Средней Азии,ставшей в период Кушанской империи государственной религией. Затем по караванному пути буддизм постепенно распространился вКитай, далее двинулся в Японию, Юга—Восточную Азию и страны Индокитая.Сейчас мы знаем, как глубоко внедрился буддизм во всех этих странах.Особенно прочно он укоренился в Китае и Японии. То есть самая активная исамая непосредственная роль в распространении буддизма принадлежит именноВеликому шелковому пути. Буддизм был не единственным учением, попавшим в Среднюю Азию и Китай оЗапада. Наряду с зороастризмом здесь имели место несторианское христианствои манихейство. Несторианцы бежали в Среднюю Азию и Китай от преследований, которыеначались, когда их толкования христианских сюжетов были объявленыправославной церковью в Сирии ересью, в частности, они считали, что Иисусбыл рожден человеком, а затем уж стал мессией (Христом). Китайцы называли христианство "учением света" и отличали его отзороастризма, который они обозначали как "учение огня". В Китае зороастризмне получил широкого распространения и оставался большей частью религиейчужеземцев. Манихейство, "учение о двух принципах", имело в противоположностьэтому большой успех. Оно сочетает в себе элементы зороастрийских ихристианских религиозных представлений. Характерным также является строгийдуализм, утверждаемый двумя непримиримыми принципами Добра и Зла.Запрещенное в Персии в III в., манихейство прочно обосновалось в Согдиане,а начиная с VIII в. нашло многочисленных сторонников в Средней Азии средиуйгуров. Период его расцвета длился вплоть до Х в. Отношение китайцев кманихейцам большей частью зависело от их отношений с уйгурами, а они, всвою очередь, были жизненно важными для функционирования торговли наВеликом шёлковом пути. В период после Х в. манихейство в западной части Центральной Азии былоокончательно вытеснено исламом, а в восточной части — буддизмом. Но этот путь, соединявший многие страны, способствовал толькомиграции религий, параллельно с этим шёл столь же активный культурныйвзаимообмен, в том числе письменности и музыки. Средняя Азия всегда отличалась своеобразием музыкального искусства. Аеё выгодное географическое положение в период функционирования Великого шёлкового пути способствовало оживлению и в сфере её музыкальной жизни.Средняя Азия выступала не только посредником, но и активным участникомпроцесса музыкального взаимообогащения народов. Политическая обстановка,сложившаяся в регионе, в результате которой Средняя Азия, ВосточныйТуркестан и Северная Индия вошли в государственное объединение Кушанскойимперии (I— IV вв.), государства эфталитов (V— сер. VI вв.), Тюркскогокаганата (сер. VI— VII вв.), способствовала установлению наиболее тесныхконтактов с восточными странами. В этот период усиливается их этническая икультурная общность, укрепляются связи с Китаем. В монографии Э.Шефера "Золотые персики Самарканда" приведены данные оразнообразных дарах императорскому дворцу, а также о широкой торговле. Этознаменитые среднеазиатские кони и собаки — очевидно охотничьи,пользовавшиеся широким спросом в придворной среде. С охотничьими забавамисвязан был привоз в Китай ловчих соколов, а также гепардов. Из Хорезмапоступали меха пушных зверей — соболей, белок, лисиц, куниц, бобров,зайцев, ' привозились также выделанные шкуры козлов, а из тюркских стран —войлочные изделия и доспехи из лошадиной кожи. В Китае ценили иноземноевино, и хотя к VIII в. изготовление его уже было здесь освоено, из Чача(Ташкентский оазис) в эту пору привозилось вино, приготовленное "поиранскому способу". Из Тохаристана доставляли лекарство "читрагандха" —средство от ран и кровотечений, представлявшее смесь целебных смол и трав.В качестве лекарственных препаратов упоминается "терновый мед" — всемизвестная верблюжья колючка, сладкий сок которой обладает целебнымисвойствами. Значение Великого шелкового пути не исчерпывалось торговым обменом иоседанием вдоль его магистралей тех или иных изделий в качестве посольскихдаров или предметов рынка. Шелковый путь в огромной мере способствовалретрансляции технологических достижений. Так, шелководство ишелкоткачество, которые долгое время были монополией Китая, в V—VI вв,продвинулись в Среднюю Азию, Иран и Византию. И, наоборот, техникаизготовления стекла, поступавшего из стран Средиземноморья, проникла вИран и Среднюю Азию, а в V в. её освоили в Китае. Существует версия приобретения западным миром знаний об изготовлениишёлка. Это произошло посредством того, что на современном языке можно былобы назвать промышленным шпионажем. Китайская принцесса в 420 или 440 гг.должна была выйти замуж за правителя Хотана и не хотела отказываться отшёлка вдали от своей родины. Поэтому спрятав личинки . шелкопряда в своейприческе, она пронесла их контрабандой в Хотан. Так началось изготовлениешёлка за пределами Китая, хотя поначалу и в малом объёме. Из Средней Азии вВизантию личинки шелкопряда, а вместе с ними основы изготовления шёлка,попали, спрятанные в дорожном посохе несторианского монаха. Таким образомбыла разрушена монополия Китая на производство шёлка. ВШП и Арабский халифат В VII в. н.э. на Аравийском полуострове образовалось новое государство— Арабский халифат, начавшее вести завоевания, благодаря которым уже в VIIIв. н.э. оно занимало территорию от берегов Атлантики до Средней Азии.Буддийские храмы в Средней Азии были превращены в мечети. Арабский языкстал государственным и литературным языком. Обязанность каждогомусульманина совершить в течение жизни хадж (паломничество) в священныйгород Мекку помогала развивать пешеходные и торговые дороги. Базируясьсначала в Дамаске, а затем в Багдаде новая империя добилась высоко развитойторговли между Индией и Китаем, с одной стороны, и славянскими странами,Византией и Европой, с другой. Политические волнения не нарушали торговойактивности и культурных контактов в пределах мусульманского мира.Мусульманские торговцы активно действовали на караванных путях иутвердились в торговых центрах далеко за пределами их собственной империи,Мусульманские коммерческие общины можно было найти от Испании до Китая, аторговля между Китаем и Монголией перешла целиком в их руки. Власть Арабского халифата в Средней Азии пала в конце девятогостолетия. Период IX—XII вв. в Средней Азии в политическом плане былпериодом существования нескольких централизованных государств — Саманидов,Караханидов, Газневидов, Сельджукидов и Хорезмшахов. А что касается уровнякультурного развития, то период IX—XII вв. получил в историческойлитературе определение "восточного ренессанса". Относительное спокойствие в этот период способствовало экономическомуи культурному развитию региона. К восточно-западной торговле была добавленаинтенсивная торговля с районами Волги через Хорезм. Самарканд стал значительным городом Средней Азии. Рынки былипереполнены товарами со всех концов света: Персии, Индии, Китая. Огромнымспросом пользовались шелковые и хлопчатобумажные ткани Зарафшанской долины.А медеплавильщики славились своими лампами и котлами. Из Самарканда такжевывозили стремена, удила, ремни, платки, орехи. Особенно большое значениеимело производство бумаги, секрет изготовления которой был ранее известентолько в Китае. По мнению английского историка Хильды Хукхэм, секретизготовления бумаги был раскрыт самими китайскими мастерами — бумагоделами,которые были захвачены в плен в битве при Таласе (751 г.) и затем привезеныв Самарканд. Самаркандские мастера— бумагоделы освоили искусствовыделки писчей бумаги и в дальнейшем передавали своё умение от поколения кпоколению. Подобная передача секретов производства бумаги была одной изпричин её высоко сортности на протяжении многих веков. К концу Х в.самаркандская бумага заменила папирус и пергамент в восточных странах, идаже когда её производство распространилось на запад, самаркандская бумагане имела себе равных. Бухара славилась изделиями золотых дел мастеров. Значительное место веё экспорте занимали также ковры, хлопчатобумажные и шерстяные ткани,дублёные кожи, конские сёдла масла, конопля, сера, грецкие орехи и,конечно, знаменитые бухарские арбузы и дыни. Область Шаша, или Чача, славилась в эту пору выделкой кож и кожаныхизделий, что обуславливалось прежде всего соседством с кочевой степью. ИзШаша вывозились; высокие сёдла из лошадиной кожи, колчаны для стрел,палатки; кроме того: плащи, молитвенные коврики, луки, иголки и ножницы. Торговая активность X—XII вв. была особенно благоприятна дляХорезма: Этот оазис в нижнем течении Амударьи, южнее Аральского моря,выступал посредником в степной торговле между Волгой и кочевниками. Отглавного города Хорезма Ургенча караваны могли следовать до Отрара и затемв Китай, или же главная дорога могла соединяться в Бухаре и вести к югу.Отсюда дорога шла на восток, в Китай или же южнее через Гиндукуш в Индию.Известно, что Хорезм "специализировался" на кондитерских изделиях изминдаля и великолепных дынях, которые экспортировались упакованными всвинцовые формы со снегом или льдом. Кроме того особенно ценились Хорезмские луки, натянуть которые моглитолько сильные люди; а также: лодки, рыбий клей, рыбьи зубы: не говоря ужео большом количестве рыбы, которая вылавливалась в низовьях Амударьи ивывозилась в солёном виде. Купцы, конечно, не могли вести караванную торговлю в индивидуальномпорядке, так как расходы на отправку даже самого небольшого каравана былизначительны. Как и в предшествующие времена, купцы были объединены вопределенные торговые компании, ставившие целью ведение торговых операцийкараванным путём. В торговых операциях в Х в. часто использовались чеки ("чек" —персидское слово, обозначавшее в данном случае — "документ"). Можно было невозить с собой большие суммы денег, а дать их в каком-либо городе одному издостойных коммерческого доверия саррафов (менял), взять у негосоответствующий документ — чек и, по предъявлении его в другом городе,получить полностью сданную сумму. ВШП и Чингизхан Следует сказать, что в периоды политических конфликтов трассы Великогошелкового пути имели еще одну функцию, весьма неблагоприятную. Именно Великий шелковый путь использовал в своих целях в XIII в.Чингизхан, покоряя народ за народом. Но завоевание — это один из способов,хотя и неблагоприятный, установления контактов между народами. Покоряястраны, подчиняя себе народы, завоеватели не могли покорить жизнь. Жизньвсё равно продолжалась. Продолжал существовать и Великий шелковый путь,хотя его торговые функции были ограничены, и он несколько изменил своёнаправление. Когда Чингизхан покорил Среднюю Азию, Хорезм разделился на две части;северную со столицей в Ургенче, . которая была включена в улус Джучи(владение старшего сына Чингизхана) и впоследствии ставшая частью ЗолотойОрды (территория от Сибири до Восточной Европы, правителем которой был внукЧингиз—хана — Берке): и южную — со столицей в Кяте, ставшей частьючагатайского улуса (владение второго сына Чингиз—хана — Чагатая, территорияСредней Азии). Монгольское господство стимулировало караванную торговлю междуКитаем и странами Средиземноморья. Но выгода от этой торговли доставаласьне Средней Азии, из-за её внутренних неурядиц, а Золотой Орде. Многие изкараванов обходили стороной Мавераннахр. проходя прямо к Волге севернееКаспия, а оттуда шли к Чёрному морю. Хорезм был южным отрезком на этомсеверном пути, он продолжал играть роль связующего звена в региональном имежконтинентальном торговом обмене. Крупным торговым центром был Ургенч,базары которого были переполнены. ВШП и А. Темур Особо покровительствовал международной торговле Амир Темур, ставшийправителем Мавераннахра в 1370 году. Он выступал за сохранение Великогошёлкового пути и восстановление его трасс через территорию Мавераннахра. С присоединением Хорезма торговля, которая потоком шла через базарыУргенча, теперь вновь была направлена через Самарканд — столицу империиАмира Темура. В конце 70-х годов Темур направляет свой взор на Хорасан. Через негошёл магистральный путь из Мавераннахра и Китая, с которым в Балхесоединялась дорога из Индии. Вдоль этих дорог были богатые рынки, особеннов Герате, где можно было найти товары Средиземноморья и Хорасана: шёлк ихлопчатобумажные ткани, парчу и платки, войлок и ковры; великолепную бирюзуиз Нищапура, ароматические вещества: гранаты, виноград, фисташки и миндаль;а также сталь, изготавливаемую в Герате, хорасанское золото и серебро.рубины и ляпис-лазурь из Мавераннахра. На этих рынках можно было купитьлошадей, мулов, овец и верблюдов. В 80-е годы XIV века Хорасан и Герат вошли в состав империи АмираТемура. А с 1389 по 1395 гг. Темур совершил три 'похода против хана ЗолотойОрды Тохтамыша, & результате которых была разрушена столица Золотой орды —Сарай Берке (город в низовье Волги), а караванные пути, проходившие черезеё территорию, перестали функционировать. После падения Сарая Беркесеверная межконтинентальная дорога была практически заброшена. Вместодороги через Сарай, Ургенч и Отрар. караваны вновь взяли путь через Герат,Балх и Самарканд. Все последующие походы Амира Темура в Иран, на Кавказ, в Индию иТурцию были направлены на восстановление торговых магистралей Великогошёлкового пути, которые действовали в до монгольское время (т.е. доЧингиз—хана). В годы правления Амира Темура происходит укрепление торговых отношенийс Китаем. Караванная торговля между Средней Азией и Китаем получила новыйстимул. По данным, содержащимся в китайском источник: "Мин шилу" ("Запискио событиях в годы правления минских императоров"), в период между 1368—1398гг. посольства от Амира Темура прибыли в Китай девять раз. В качестве даровв Китай были отправлены лошади, верблюды, бархат, мечи и доспехи. Со своейстороны китайский император отправил подарки из драгоценных камней. Такжеизвестно, что в 1394 г. Амир Темур отправляет императору Китая письмо сдобрыми пожеланиями в сопровождении "подарка" в качестве 200 лошадей. В 1404—1405 гг., когда Темур предпринял поход на Китай, обстановканесколько обострилась. Однако уже при его преемниках Шахрухе и Улугбекенаметилось восстановление и активное развитие дипломатических отношений.Правители в своих посланиях Друг Другу подчеркивали необходимостьукрепления дружеских отношений, развития взаимовыгодной торговли иобеспечения безопасности торговых путей. За период 1403—1449 гг. в Китайприбыли 33 посольства из Самарканда и 14 из Герата. Прибывавшие в Китай послы различных государств освобождались от уплатыпошлин, кроме того, им бесплатно предоставлялся ночлег, оказывалисьнеобходимые услуги и устраивались различные увеселения в течение всеговремени их пребывания в Китае. Даже тогда, когда в результате открытия морских путей основная частьтоваров из Китая и Индии стала поставляться по морю, участиесреднеазиатских купцов в торговле между Дальним Востоком и странамиПередней Азии продолжалось, хотя в значительно меньших объемах. В СреднююАзию и в период позднего феодализма продолжали поступать китайская шелковаяодежда, шелковая ткань и фарфоровые изделия. По данным Р.Г.Мукминовой, одним из предметов экспорта из Средней Азиипо Великому шёлковому пути в этот период являлась ткань занданачи —продукция мастерской, располагавшейся в селении Зандана недалеко отБухары. Получившая название по месту выработки, она поставлялась ЧерезБухару в ряд стран, в том числе на Кавказ и в Россию. С XVI в. торгово-дипломатические связи Средней Азии и Китая начализаметно ослабевать. Причинами тому явилось открытие морских путей, усилениемежфеодальных войн, обострение политических отношений между государствамиШейбанидов в Средней Азии и Сефевидов в Иране, междоусобицы в Семиречье.Изоляция среднеазиатских городов от торговых центров других стран имелапоследствием значительный упадок караванной торговли. В XIX в. когда внимание Европы было обращено на Туркестан, Великийшёлковый путь уже давно стал легендой. Его "повторное открытие" былослучайным результатом политических обстоятельств. В этот раз с тайноймиссией по заданию королевы Англии . через заснеженные перевалы Каракорумав Среднюю Азию был отправлен индиец Мухаммад—и Хамид. Он должен былразведать оазисы в Такла—Макане. Это был период столкновения интересовколониальных держав — России и Англии, которые соперничали в укреплениисвоих владений и расширении сферы влияния в Азии, И первой задачей быларазведка местности и составление карт. У англичан появилась интереснаяидея: использовать индийцев, которые под видом купцов могли без особоготруда пересекать границы по пути в Туркестан. Так Мухаммад—и Хамид получилсвоё задание и отправился в Яркенд. Он не смог довести своё задание доконца, так как заболел и скончался, Однако ему удалось сделать кое-какиезаписи, в которых содержались сведения о маршруте через Такла Макан,считавшемся легендой, и о заброшенных, засыпанных песчаными дюнами,городах в пустыне, недалеко от Хотана. Должно было пройти ещё три десятилетия, прежде чем этим сведениям былоуделено более серьезное внимание. С 1900 г. начинаются археологическиеисследования на Шёлковом пути (на "Южном шёлковом пути", в Хотане). В нихучаствовали английские, немецкие, французские, русские и японские ученые.Были найдены многочисленные шедевры искусства, рукописи на не менее чемсемнадцати языках и двадцати четырёх шрифтах, хранящиеся в настоящее времяв самых известных музеях мира. Начало первой мировой войны внезапнооборвало эти исследования. Конец XX века характеризуется уникальными по геополитическойзначимости и масштабам изменениями в мире, Весь мир становится целостной ивзаимозависимой системой. XXI век, очевидно, будет веком глобализации в международныхотношениях. В этих условиях процесс интеграции государств ЦентральнойАзии, расширения участия в международных программах необходиморассматривать не только как историческую неизбежность, но и как мощныйфактор устойчивости, стабильности как отдельных регионов, так и всейпланеты. Одним из непременных условий развития общества является активный обменинформацией между народами и цивилизациями. Достижения культурыраспространялись 'благодаря контактам между народами — через торговлю,завоевание, переселение. На благодатную почву пересаживались целыекультурные пласты, и здесь начинался новый цикл развития в условиях новойисторической действительности: изменение, приспособление, приобретениеместных черт, дополнение новым содержанием, развитие новых форм. Особую роль в этом процессе играли караванные дороги, в частностиВеликий : шёлковый путь, который связывал в древности и раннемсредневековье Китай, Индию, Среднюю Азию, Средний и Ближний Восток,Средиземноморье. В свете этой концепции возрождение традиций Великого шелкового путиимеет важное значение не только для Центральной Азии, но и для всего мира. Программа «Шелковый путь» Учитывая уникальную в истории цивилизации роль Великого шёлковогопути, международная организация ЮНЕСКО приняла в 1987 году программу"Шелковый путь". Основная идея программы — показать, как наряду с войнами на протяжениимногих столетий протекали процессы общения между странами и народами, аглавными факторами этого процесса служили торговые отношения и культурныйвзаимообмен, осуществлявшиеся по трассам Великого шелкового пути. За еёисполнение взялись международные группы, составленные из самых разныхспециалистов. Важнейшее место в реализации программы отводится республикамЦентральной Азии, в памятниках культуры которых сплелись воедино какместные, так и иноземные традиции. В узловых точках Великого шелкового пути проведено полтора десятканаучных семинаров. Откликом учёных Узбекистана на программу ЮНЕСКО сталсборник "На Среднеазиатских трассах Великого шёлкового пути. Очерки историии культуры", вышедший в свет в 1990 году. Итоговая конференция программы "Великий шелковый путь" прошла в Парижев 1997 году. Там же состоялась уникальная выставка, которая показалакультурные достижения азиатских народов разных столетий. А двумя годами ранее, в" 1995 году, в Штутгартском Linden—Museum,затем в Берлине и Роттердаме была организована выставка "НаследникиШёлкового пути -Узбекистан", способствовавшая более близкому знакомству систорией и традициями Узбекистана. В ноябре 1998 года в Ташкенте состоялось заключительноезаседание'155—и сессии исполнительного совета ЮНЕСКО. На нём выступилПрезидент нашей республики И. А. Каримов, который выразил искреннююпризнательность руководству ЮНЕСКО за содействие и поддержку ввосстановлении исторической памяти и, в частности, отметил, что"результатом программы ЮНЕСКО "Шелковый путь — путь диалога" явилосьсоздание в Самарканде Международного института центрально—азиатскихисследований, который призван внести свой вклад в изучение историицивилизации Центральной Азии..." (Народное слово — 7 ноября 1998 г.). Великий шелковый путь несомненно имел важное экономическое иполитическое значение в жизни народов Азии и Европы. Он служил своеобразныммостом между Востоком и Западом, благодаря которому происходиловзаимодействие и сотрудничество народов как на торговом, так и накультурном поприще. Он свидетельствует ещё и о том, что самым прекраснымспособом контактов и общения народов является путь торговли, культуры инауки. И именно поэтому в наше время, на пороге XXI века актуальным сталпроцесс восстановления традиций Великого шелкового пути. Следует особоподчеркнуть, что наша республика предпринимает практические шаги восуществлении этого процесса. Узбекистан принимает участие в реализациипрограммы ООН "Расширение торговли посредством развития сотрудничества втранзитных перевозках", в рамках которой вырабатываются совместные шагистран Центральной Азии в области создания транзитных транспортныхкоридоров, которые обеспечат им выход к морским портам и будутспособствовать возрождению Великого шёлкового пути. В мае 1993 г. в Брюсселе Европейской комиссией была организованавстреча представителей государств Центральной Азии и Кавказа, а такжеЕвропейского Союза. Целью встречи было рассмотрение возможности интеграциив мировую • экономику новых независимых государств — стран Центральной Азиии Кавказа. Этот вопрос прежде всего был связан с развитием транспортной икоммуникационной систем. На Брюссельской встрече был рассмотрен вопроссоздания ТРАСЕКА - транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия. Этавстреча была первым практическим шагом в возрождении Великого шёлковогопути. На ней был заключен межправительственный договор республикЦентральной Азии, других стран Организации экономического сотрудничества(ЭКО), согласно которому осуществляется строительство железнодорожнойлинии Теджен—Серахс—Мешхед, являющейся составной частью Трансазиатскоймагистрали, соединяющей Пекин со Стамбулом. Важным шагом на пути егореализации стала стыковка в 1996 г. в местечке Серахс железнодорожныхмагистралей Центральной Азии и Играна. Завершение строительства планируетсяк 2000 году. Открытие этого транспортного коридора будетспособствовать дополнительному увеличению внешнеторговых отношенийУзбекистана как на Восток - в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, таки на Запад ~ в Турцию и дальше — в Европу. 8 сентября 1998 г. Президент нашей Республики Ислам Каримов принялучастие в международной конференции, 'посвященной возрождению Великогошёлкового пути, которая состоялась в столице Азербайджана. В конференцииприняли участие представители 32 стран мира, а также представители ООН,Европейского банка реконструкции и развития, Всемирного банка. На Бакинскойконференции её участники одобрили предложение о создании Комиссии поосуществлению проекта ТРАСЕКА, учреждении постоянного секретариата сглавной резиденцией в Баку. Наряду со строительством железных дорог Узбекистан участвует встроительстве и реконструкции автомобильных дорог Андижан—Ош—Иркаштам—Кашгар, дающих выход в Китай и Пакистан, а также Бухара —Серахс — Мешхед — Тегеран и Термез — Герат — Кандагар — Карачи, позволяющихвыйти к Индийскому океану. Функционирование этих трансконтинентальных магистралей,которые практически совпадают с направлением Великого шелкового пути,обеспечит благоприятные возможности для осуществления внешнеэкономическихсвязей Узбекистана и стран Центральной Азии, расширения транзитныхперевозок из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Индии и Китая в страныБлижней Азии, Турцию, а также в Европу, и установление регулярныхкультурных и туристических отношений со многими странами мира. Великий шелковый путь возрождается. В столичной гостинице «Интерконтиненталь» 20 сентября 1999 годаначалась Международная конференция по реабилитации Великого шелкового пути.Она организована по инициативе концерна «Узавтойул» в сотрудничестве сМеждународной дорожной федерацией. Заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан Р. Юнусов, открывая конференцию, зачитал поздравление ПрезидентаИслама Каримова к участникам встречи: «Уважаемые участники конференции! Дорогие зарубежные гости! Я сердечно приветствую всех вас на древней, прекрасной и благодатнойземле Узбекистана. Еще в глубокой древности более двух тысяч лет назад, через наш крайпролегал Великий шелковый путь, соединявший страны Востока и Запада. Навсем обширном пространстве Великого шелкового пути, на протяжении всейистории его существования активно шла торговля, взаимное обогащениеразличных культур, что сыграло огромную роль в экономическом и культурномразвитии многих стран и целых народов, в развитии общечеловеческойцивилизации. И сегодня, в век глобализации, в век динамичного развития процессовинтеграции между странами и целыми регионами, реализация идеи возрожденияВеликого шелкового пути бесспорно служит делу укрепления мира истабильности, развитию общественного прогресса, экономического роста иповышения благополучия людей. Создание современного транспортного коридора Европа – Кавказ – Азияоткрывает новые перспективы для развития экономического, научно-технического, культурного и духовного сотрудничества между многими странамии народами Евразии. Открывает исключительную возможность альтернативного,более устойчивого доступа стран к трансевропейским и трансазиатскимтранспортным сетям. Открывает новые возможности в активизациивзаимовыгодной внешнеторговой деятельности стран-участниц проекта. И что особенно важно, осуществление этого грандиозного проекта будетспособствовать укреплению взаимопонимания и взаимного доверия между людьми,принадлежащим к разным национальностям и конфессиям, что служит гарантоммира и безопасности в нашем общем доме – на планете Земля. Узбекистан придает огромное значение участию в реализации проектов повозрождению Великого шелкового пути. Целенаправленно ведутся работы построительству и реконструкции всех участков транзитных автомобильных дорог,связывающих восточные и северо-западные регионы республики. В рекорднокороткие сроки уже в текущем году заканчивается строительство двухвысокоскоростных тоннелей на перевалах Камчик и Резак. Уверен, что предпринимаемые странами-участницами проекта совместныеусилия по развитию транспортного коридора Европа – Кавказ – Азия дадут своиплоды в самое ближайшее время. Уверен, что настоящая конференция, обсуждаемые на ней вопросы придадутновый импульс в реализации имеющего исключительно важное значение для судебнаших народов транснационального проекта по восстановлению и развитиюдревнего Великого шелкового пути. Желаю всем участникам конференции успешной и плодотворной работы».[5] Интерес и внимание к восстановлению Великого шелкового пути стал ещеболее возрастать после обретения Узбекистаном независимости. Ибо Узбекистанв прошлом считался и поныне остается сердцем этого древнего караванногопути. И поэтому наше государство является главным инициатором международныхмероприятий по восстановлению древнего пути. В нашей стране под руководством Президента ускоренно ведутсяэкономические реформы, процесс международной интеграции. А такую актуальнуюзадачу трудно осуществить, не развивая местные и международные путисообщения. Потому что процесс ускоренной интеграции нашего государства вмировую экономику непосредственно связан с эффективной работой дорожнойсистемы. На сегодняшний день в Узбекистане имеется 138 тысяч километровавтомобильных дорог с твердым покрытием, соединяющих друг с другом всенаселенные пункты, народнохозяйственные объекты нашей республики. В этомУзбекистан занимает ведущее место среди стран СНГ. Восстановление Великого шелкового пути было начато в 1993 году наБрюссельской встрече созданием ТРАСЕКА – Транспортного коридора Европа –Кавказ – Азия. Тогда была принята и декларация по данному вопросу.Восстановление Великого шелкового пути стало одной из самых актуальныхзадач нашего времени. И Узбекистан активно участвует в укреплении этогокрупного международного проекта. В первый день конференции был заслушан отчет стран-участниц об общемразвитии сети дорожного транспорта, а также дана оценка существующейинфрастуктуре. Информация показывает, что восстановление Великого шелковогопути одинаково важно для всех государств, и они намерены активносотрудничать. Одним словом, все более увеличивается уверенность в том, чтовозрождение Великого шелкового пути это не только идея, а международнаяпрограмма, которая в скором времени будет осуществлена. Дороги, по которымтысячу лет тому назад шли караваны, на пороге XXI века заново привлекаютвнимание человечества. Мировое сообщество вновь ощущает потребность в этихдревних дорогах. Потребность, в свою очередь, дает толчок развитию.Возрождение Великого шелкового пути, безусловно, даст возможность поднятьна новый уровень развитие экономики государств региона, увеличитьблагосостояние народов, использовать плоды прогресса. Нет сомнения, чтопрошедшая в Ташкенте конференция станет достойным вкладом в осуществлениеэтого масштабного дела. [6] Заключение На пороге третьего тысячелетия человечество столкнулось снеобходимостью искать новые пути сотрудничества, или восстанавливатьзабытые, занесенные песками времен. Всеобъемлющие, комплексноеизучение и восстановление Великого шёлкового пути как "пути диалога"вполне соответствует такой необходимости. Великий шёлковый путь на протяжении многих столетий служил сближениюразличных народов, обмену идеями и знаниями, взаимному обогащению языков икультур. Конечно, и в те далёкие времена случались политические конфликты,вспыхивали войны, но Шёлковый путь неизменно возрождался. Неистребимая тягак общению, к разумной выгоде и более высокому благосостоянию постояннобрала верх над политической и религиозной конфронтацией. Поэтому присоздании модели будущих взаимоотношений народов и сотрудничества необходимоиспользовать столь убедительный пример. История Великого шёлкового пути —это история широкого культурного взаимодействия и взаимообмена международами Востока и Запада. Она доказывает, что только тесное сотрудничествои взаимообогащение культур являются основой мира и прогресса для всегочеловечества. ЛИТЕРАТУРА:— Каримов И.А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. — Т.;Узбекистон, 1997.— Каримов И.А. Жамиятимиз мафкураси халкли-халк, миллатни-миллат килишга хизмат этсин. - Т.: Узбекистон, 1998.— Каримов И.А. Тарихий хотирасиз келажак йук. - Т.: "Шарк" нашриёт —матбаа концерни бош тахририяти, 1998.— Каримов И.А. Выступление на заключительном заседании 155-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО //Народное слово — 1998, 7 ноября.— Аскаров А.А. История Узбекистана (с древнейших времён до V в.н.э.) - Т.; Узбекистон, 1997.— Бабадясанова Т.И. По древним городам Узбекистана. — М,: Профиздат, 1988.— Березиков Е. Легенды и тайны Узбекистана. Т.: Изд. литераты и искусства им. Г. Гуляма, 1991.— На среднеазиатских трассах Великого шёлкового пути. Очерки истории и культуры. — Т.: Фан, 1990.— Наследники Шёлкового пути. Узбекистан — Штутгарт, Лондон: Изд. edition hansjorg mayer», 1997.— Радкевич B.A. Великий шёлковый путь, — М.: Агропромиздат, 1990.— Сагдуллаев А.С. Бактрийская легенда. — Т.: Узбекистон, 1990.— Сагдуллаев А.С. Огненные стрелы. — Т.: Университет, 1993.— Сагдуллаев А.С., Костецкий В.А., Норкулов Н.К. История Узбекистана (с древнейших времён до V в.н.э.): Учебник для учащихся 6 класса. — Т.: "Шарк", 1998.— Хукхэм X. Властитель семи созвездий. - Т.: Адолат, 1995.— Шефер Э. Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан. - М.: ГРВЛ, 1981. . Озерова Н.Г. Великий шелковый путь: формирование и развитие (научно- методическое пособие) – Т.: Изд. ТЭИС, 1999 . Газета “Деловой партнер Узбекистана” за 9 сентября 1999 г. . Газета “Народное слово” за 21,22,23 сентября 1999 г.-----------------------[1] Озерова Н.Г. «Великий шелковый путь: формирование и развитие» (научно-методическое пособие). Т.: издательство ТЭИС. Стр. 2-8[2] «Деловой партнер Узбекистана», 1999, 9 сентября[3] Аскаров А.А. История народов Узбекистана. Т.: «Узбекистон», 1997, стр.48[4] Аскаров А.А. История народов Узбекистана. Т.: «Узбекистон», 1997, стр.49[5] «Народное слово», 1999, 21 сентября[6] «Народное слово», 1999, 23 сентября




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие iconВеликий шелковый путь на территории Казахстана

Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие iconНа тему: "Великий шелковый путь: формирование и основные этапы развития"
Древнейшие торговые пути и их экономическое, политическое и историческое значение
Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие iconВеликий шелковый путь
Прокладывая дорогу в новое тысячелетие, мы протягиваем всем руку дружбы и взаимопонимания, символизируя это словами: безопасность,...
Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие iconВеликий шелковый путь на территории Казахстана
Начало контактов и обменных связей восходит к iii—ii тыс до н э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторожде
Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие iconВеликий шелковый путь Концепция «Миссия Компании «ххх»
«Миссия Компании «ххх» заключается в полном удовлетворении потребностей каждого человека в чае и кофе»
Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие iconВеликий шелковый путь на территории казахстана. Город и степь
Начало контактов и обменных связей восходит к iii—ii тыс до н э. Эти связи были налажены в связи с разработкой месторождений лазурита...
Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие iconКраткая история Хорезма
Средней Азии с центром в низовьях Амударьи — область развитого ирригационного земледелия, ремесла и торговли. Через Хорезм проходил...
Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие iconАвторская программа по воспитательной работе «Путь к успеху» Срок реализации 5 лет
Актуальность программы «Путь к успеху» состоит в том, что она разработана с учетом становления новой системы воспитания в школе,...
Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие iconПуть сыроедения Виктории Бутенко
Для Виктории Бутенко главной дорогой жизни стал путь сыроедения. Ее книга «12 ступеней к сыроедению» уже стала бестселлером. Путь,...
Великий Шелковый Путь: формировавние и развитие iconПарменид (ок. 540-470 до н э.) основатель элейской школы
Поэма "О природе"(сохранилось 160 стихов, пролог, почти вся первая часть и фрагменты второй): "путь истины", "путь мнения" и "путь...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы