Феодальное государство и право Франции icon

Феодальное государство и право Франции



НазваниеФеодальное государство и право Франции
Дата конвертации03.07.2012
Размер105,43 Kb.
ТипРеферат
Феодальное государство и право Франции


Феодальное государство и право Франции в XVI-XVII вв. I. Возникновение абсолютизма, как новой формы монархии во Франциивызвано глубинными изменениями, которые произошли в сословно-правовойструктуре страны. Эти изменения были вызваны прежде всего зарождениемкапиталистических отношений. Вместе с развитием мануфактурного производства происходило дальнейшееразделение труда, расширялся и укреплялся общенациональный внутреннийрынок. На этой базе из феодального сословия горожан стал выделяться классбуржуазии, носитель капиталистического способа производства, объединенныйобщностью экономических интересов в национальном масштабе. Но в XVI веке вэтом направлении были сделаны только первые шаги. Рабочие мануфактур и подмастерья находились в тяжелом положении,которое не переставало ухудшаться в течении всего XVI века в связи собесцениванием денег, ростом дороговизны и падением реальной заработнойплаты. Заработная плата устанавливалась на основании регламентов,издававшихся цехами, муниципалитетами или правительством, всегда стоявшимна страже интересов предпринимателей. Сам труд подмастерьев и мануфактурныхрабочих носил тогда в известной степени принудительный характер. Еще в предшествующий период возникли самостоятельные союзыподмастерьев - компаньонажи, или братства. В XVI веке их образовывали имануфактурные рабочие. Это были организации, проникнутые боевым духом. Онинеизменно возглавляли выступления рабочих и подмастерьев, борьбу труда скапиталом. Борьба нередко принимала форму массовых стачек. Развитие товарно-денежных отношений привело уже в XIV-XV вв. к тому,что дворянские земли (фьефы) отчуждались и продавались; т.о., условный ииерархический характер феодальной собственности почти исчез, а вассальныеобязанности и военная служба короне фактически прекратили своесуществование. Ценз (или чинш), который являлся основной формой феодальнойренты и взимался в денежной форме, был фиксированным, т.е. номинальнонеизменным. Однако реально неуклонно понижался, особенно в XVI веке в связис «революцией цен». Подавляющая часть французской земли находилась вовладении феодально зависимых крестьян, и даже церковные земли не составлялиисключения. Подавляющую массу населения Франции в XVI-XVII веках составляло третьесословие, которое все более становилось неоднородным. В нем усилиласьсоциальная и имущественная дифференциация. В самом низу третьего сословиянаходились крестьяне, ремесленники, чернорабочие, безработные. На верхнихего ступенях стояли лица, их которых формировался класс буржуазии:финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты. Большинство крестьян к этому времени стали самостоятельными личносвободными товаропроизводителями, находившимися в поземельной зависимостина положении цензитариев, т.е. чиншевиков, держателей земли (такое держаниеназывалось цензивой, ибо основным платежом, который лежал на крестьянине,являлся ценз). Они имели право пользования землей и передачи ее понаследству при условии уплаты ценза и выполнения других повинностей впользу сеньора. Подобно домениальной земле, и крестьянская цензива успелапревратиться в товар. Крестьяне продавали, сдавали в аренду, закладывализемлю, тем самым несколько приближаясь к положению земельных собственников.Однако крестьянская цензива была держанием за феодальные повинности, хотя ис весьма широкими правами распоряжения им. В XVI веке подавляющеебольшинство крестьян было не только свободно от личной крепостнойзависимости, пользовалось правом свободного передвижения и наследования, нои выступало в качестве правомочных лиц при заключении всякого родагражданских актов (торговых сделок, контрактов и т.п.), могло судиться вкоролевских судах. Крестьяне самостоятельно, без посредства сеньоров,уплачивали государственные налоги. Пережитки «серважа» (крепостногосостояния) в виде так называемого права мертвой руки сохранялись лишь внескольких отсталых провинциях в центре (Берри, Овернь, Бурбонне, Ниверне),а также на востоке страны (Бургундия). Вместе с тем, несмотря на развитиекоролевской юстиции и администрации, за сеньорами еще оставались некоторыесудебные и полицейские права и над лично свободными крестьянами.Исключительно тяжелой и разорительной была система многочисленных прямых икосвенных налогов. Королевские сборщики взимали их, нередко прибегая кпрямому насилию. Часто королевская власть отдавала сбор налогов на откупбанкирам и ростовщикам. Результатом развития товарно-денежных отношений было все усиливавшеесярасслоение в деревне. Меньшинство богатело, присоединяя к занятиюземледелием ростовщичество, торговлю, откуп сеньориальных повинностей ипрофессию мельника или кабатчика. Господствующее место в общественной и государственной жизнифранцузского общества занимало сословие дворян, насчитывающее примерно 400тыс. человек. Только дворяне могли владеть феодальными поместьями, апоэтому в их руках находилась большая часть (3/5) земли в государстве. Вцелом светские феодалы вместе с королем и членами его семьи держали 4/5земель во Франции. Дворянство окончательно превратилось в чисто личныйстатус, приобретаемый главным образом по рождению. Требовалось доказыватьсове дворянское происхождение до 3-4 колена. Из всех феодальных прослоек наиболее богатой и политически наиболеевлиятельной в центре и на местах была в высшая титулованная знать,состоявшая из отпрысков владетельных домов и из родственников царствовавшейдинастии. Принцы и герцоги преобладали в королевском совете, занималигубернаторские посты в провинциях и командовали армией и флотом. Они ужене думали о том, чтобы расчленить Францию на части и стать независимымивладыками, подобно германским князьям. Их идеалом было всевластие знати вгосударстве с умеренной степенью централизации. Поэтому они поддерживалиполитическое единство Франции в той мере, в какой это единство отвечало ихинтересам, т.е. позволяло использовать централизованный фискальный аппаратдля получения огромных жалований, пенсий и денежных подарков со стороныкороля. Однако знать XVI века не была похожа на своих потомков, придворныхвельмож времен Людовика XIV, утративших уже всякую возможностьпротивопоставлять королевской власти свое влияние на местах. Бурбоны, Гизы,Монморанси, Шатильоны и прочие знатные особы, окружавшие трон французскихкоролей в XVI веке, еще обладали в значительной мере такой возможностью.Объяснялось это их связями с разорившимся провинциальным мелким и среднимдворянством («дворянством шпаги»), которое в поисках денег ипокровительства группировалось вокруг того или иного представителя местнойзнати и в случае войны составляло его вооруженный отряд. Опираясь назависимое от них среднее и мелкое дворянство, вельможи приобретализначительное влияние и независимость на местах; пользуясь этим, они моглиоказывать давление и на королевскую власть. К середине XVI века значительно возросло влияние «людей мантии» такжеи во королевском совете (канцлер, хранитель печати, государственныесекретари), где до сих пор почти безраздельно господствовали светские идуховные аристократы. Источник политического влияния «людей мантии» крылсяне только в том, что они располагали крупными денежными средствами иобширными земельными владениями, и не только в том, что они являлисьсобственниками должностей и кредиторами королевской казны, но и в том, чтов XVI веке они еще могли при случае опереться на поддержкунепривилегированных слоев третьего сословия и прежде всего буржуазии, изсреды которой они недавно вышли. Продолжая традиции своих предшественников- легистов XIV-XV вв., они вели борьбу с партикуляристскими тенденциямифеодальной знати, с ее склонностью к насилию и беззаконию. Ониподдерживали, так же как и дворянство в целом, более сторгую централизациюи более твердый полицейский порядок внутри страны. Таким образом, все дворянство в целом, за исключением знати, являлосьопорой абсолютной монархии. Как и прежде первым сословием в государстве было духовенство,насчитывавшее около 130 тыс. человек (при 15 млн. населения страны) идержавшее в руках 1/5 всех земель. Духовенство, полностью сохраняя своютрадиционную иерархию, отличалось большой неоднородностью. Между верхушкойцеркви и приходскими священниками усилились противоречия. Духовенствопроявляло единство только в своем ревностном стремлении удержать сословные,чисто феодальные привилегии. II. Неизбежным результатом формирования капиталистического уклада иначавшегося разложения феодализма было становления абсолютизма. В переходек абсолютизму, хотя он сопровождался дальнейшим усилением самовластиякороля, были заинтересованы самые широкие слои французского общества XVI-XVII веков. Абсолютизм был необходим дворянству и духовенству, посколькудля них в связи с ростом экономических трудностей и политического давлениясо стороны третьего сословия укрепление и централизация государственнойвласти стали единственной возможностью сохранить на какое-то время своиобширные сословные привилегии. Из всех западноевропейских стран лишь во Франции абсолютизм принялнаиболее законченную, классическую форму и сословно-представительныеучреждения (Генеральные штаты) не созывались в течение долгого времени. Отвечая коренным интересам всего дворянства, абсолютизм защищалфеодальную собственность на землю. Под его опекой продолжали оставатьсянезыблемыми главные налоговые и сословные привилегии класса феодалов вцелом. Значительная часть государственных средств уходила на содержаниеармии и бюрократического аппарата, на материальную поддержку дворян.Дворянство являлось основной опорой абсолютизма, т.к. главная функциягосударства - держать в подчинении эксплуатируемые классы - стала особенноважной в период обострения классовой борьбы. В первый период своего существования французская абсолютная монархияосуществила многие экономические и отчасти политические пожелания буржуазиии тем самым способствовала зарождению и росту капиталистического уклада внедрах феодального общества. В первой половине XVI века проводившийся абсолютной монархиейпромышленный и торговый протекционизм немало помог французской буржуазиивстать на ноги, хотя в это время абсолютизм не вел еще последовательноймеркантилистской политики и не давал крупных субсидий мануфактурам.Покровительственные таможенные тарифы стесняли ввоз в страну иностранныхпромышленных изделий из Италии, Испании и Фландрии. Правительство добилосьпредоставления Турцией французским купцам монопольных привилегий в Леванте.Развитию общенационального рынка способствовали также частичная ликвидациявнутренних таможен и установление известного единства мер и весов. Дляунификации права были пересмотрены провинциальные судебные обычаи и изданряд общефранцузских ордонансов. Крепнувшая система королевской юстиции иместной администрации ограничивала произвол губернаторов и другихпровинциальных должностных лиц из знати и дворянства. Укреплялисьцентральные органы власти. Все это обеспечивало буржуазии более или менееединый правопорядок, необходимый для ее развития в национальном масштабе. В первой половине XVI века королевская власть сделала большой шагвперед к ликвидации сословно-представительных учреждений, которые сталитеперь препятствием для усиления центрального аппарата абсолютизма. Этобыло время царствования трех преемников Карла VIII - Людовика XII (1498-1515), Франциска I (1515-1547) и Генриха II (1547-1559). Генеральные штатыперестали созываться. Были упразднены также многие из провинциальных штатови значительно ограничена компетенция оставшихся. Король имел в своемраспоряжении большую армию. Все управление сосредоточивалось в королевскомсовете, но самые важные дела решались в узком кругу лиц, близких к королю.Существенным препятствием для всевластия короля были парламенты, особеннопарижский. Он имел право при регистрации новых указов доводить до сведениякороля о несоответствии этих указов обычаям страны или смыслупредшествующего законодательства. Это право парламентов называлось правомремонстрации. Парламенты чрезвычайно высоко ценили это право, видя в немизвестную форму участия в законодательной власти. Однако заседание с личнымучастием короля делало регистрацию новых королевских указов обязательной. В этот период во много раз возросла армия, состоявшая главным образомиз наемников - французов и иностранцев. Французские короли сумели подчинить себе также церковь. Франциск Iзаключил с папой особый договор (Болонский конкордат 1516г.), согласнокоторому король получал право назначать кандидатов на высшие церковныедолжности с последующим утверждением кандидатов папой, но зато признал засобой обязанность уплачивать папе аннаты. Кроль мог подолгу не замещатьосвободившиеся вакансии, а доходы с них обращать в свою пользу, соединятьнесколько должностей в одну и награждать ими своих приближенных. Такимобразом, частично король стал распоряжаться имуществом церкви, а назначениена высшие духовные должности превратилось в особый вид королевскогопожалования, что также способствовало усилению власти короля. Политические последствия событий 1610-1620 гг были окончательноликвидированыс приходом к власти первого министра Людовика XIII кардиналаРишелье, время правления которого (1624-1642) представляет важную страницув развитии французского абсолютизма. Ришелье происходил из небогатого провинциального дворянства, а поматери был внуком парижского адвоката. Сперва его предназначали к военнойкарьере, но обстоятельства сложились так, что он стал епископом одного изсамых мелких и небогатых епископств Пуату. Военные знания, сослужившие емубольшую службу, сочеталуись у него с незаурядным образованием. Обладаячрезвычайным честолюбием, Ришелье начал карьеру в качестве представителядуховенства в Генеральных шататах 1614г. Поста первого министра он достиг снемалым трудом и свой опыт крупного полилитческого деятеля и идеологаабсолютизма вынес непосредственно из бурных событий междоусобицы периодамалолетства Людовика XIII. Ришелье соединял в себе твердость в преследовании поставленных целей сполитической гибкостью, переходившей в беспринципность. Он обладалспособностью к тонким наблюдениям и широким обобщениям в областиполитической мысли и практическими качествами опытного государственногодеятеля. Ришелье был защитником феодальных устоев французской монархии, ноему не было чуждо чутье нового и понимание необходимости приспособлятьстарые учреждения к требованиям времени во имя сохранения этих самыхучреждений. Ришелье подчинил своему влиянию слабовольного короля и вплотьдо смерти сохранял в своих руках бразды правления. После некоторого перерыва, вызванного смутой, правительство вновьстало уделять большое внимание все более развивавшейся буржуазии. С 20-хгодов усилилось стремление французских купцов и мануфактуристов к торговлес колониями и колониальной экспансии. Ришелье пошел им навстречу, стремясьоттеснить Голландию, которая к этому времени уже завоевала первое место вморской и колониальной торговле. Ему удалось достичь этой цели, так какФранция продолжала отставать от Голландии в экономическом и политическомотношении. Все же меркантилистская политика Ришелье помогла французскойбуржуазии добиться известных успехов в этой области, а также образоватьторговые компании, построенные но образцу голландских и английских. Хотябольшинство их просуществовало недолго, они способствовали расширениюфранцузских колоний в Канаде и обоснованию французов на Антильских островахи в Гвинее. В соответствии с экономическими интересами Франции Ришельестремился дипломатическим путем обеспечить за французскими купцами рынкисырья и сбыта в Турции и Иране, а также в России. При Ришелье окрепший французский абсолютизм перешел в решительноенаступление на своих внутренних и внешних противников. Из верхов «людеймантии» Ришелье подбирал доверенных лиц для выполнения самых важныхгосударственных задач. Они заседали в чрезвычайных судах, учреждавшихся длярасправы над участниками аристократических заговоров; их посылали счрезвычайными полномочиями в провинции для подавления феодальных мятежей идля усмирения народных волнений; им поручались ответственныедипломатические переговоры. Ришелье, как представитель подлинных интересов дворянства, стал чащеприглашать дворян на дипломатическую службу, а также вовлекать их вторговлю и колониальные компании. Хотя эти меры в пользу дворянства былискромными по сравнению с его претензиями, тем не менее они оказалисьдостаточными, чтобы крепче привязать «дворянство шпаги» к абсолютноймонархии, что очень помогло Ришелье в его борьбе с католической знатью игугенотской партией. Стремясь к централизации Франции, Ришелье осадил ивзял в 1628 году главный оплот гугенотов - Ла-Рошель и отменил всеполитические привилегии, предоставленные гугенотам по Нантскому эдикту. Этоозначало полное воссоединение Юга и Севера.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Феодальное государство и право Франции iconФеодальное государство (экономическая основа, сущность, механизм, функции и формы)

Феодальное государство и право Франции iconДревнерусское феодальное право

Феодальное государство и право Франции iconДревнерусское феодальное право

Феодальное государство и право Франции iconПравовая модель доверительной собственности (траста) и использование ее в наследственном праве Франции и Швейцарии 12. 00. 03 гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Феодальное государство и право Франции iconСалическая правда
Меровингам пришли Каролинги. Он стал началом нового этапа глубокой социально-экономической и политической перестройки франкского...
Феодальное государство и право Франции iconКурсовая работа по истории государства и права зарубежных стран тема: "феодальное государство в германии"
Главными признаками феодализма они считают политическую раздробленность, “рассеяние суверенитета”, вассалитет, иерархи­ческую структуру...
Феодальное государство и право Франции iconФеодальное государство
Более тщательное изучение фактов истории стран Востока, а также истории России и славянских стран постепенно заставило наиболее передовых...
Феодальное государство и право Франции icon3. Историческая справка
Форарльберга, Вены и Зальцбурга. Город Вена столица Австрии приравнен в административном отношении к землям. Деление страны на земли...
Феодальное государство и право Франции iconВопросы к экзамену ( по Франции ) Система источников конституционного права Франции
Конституционно-правовое развитие Франции в годы Великой французской буржуазной революции
Феодальное государство и право Франции iconВопросы к экзамену ( по Франции ) Система источников конституционного права Франции
Конституционно-правовое развитие Франции в годы Великой французской буржуазной революции
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы