Советское государство и право 1941-45 icon

Советское государство и право 1941-45



НазваниеСоветское государство и право 1941-45
Дата конвертации03.07.2012
Размер151,49 Kb.
ТипРеферат
Советское государство и право 1941-45


СодержаниеВведение 21. Перестройка органов власти и управления 22. Развитие права 7Заключение 14Задача № 9 15Список литературы 16 Введение Период Великой Отечественной войны 1941 – 45 гг. – важнейшая страницав истории отечественного государства и права. В это время общественныйстрой и государственное устройство подверглись серьезной проверке. Странавынуждена была срочно перестраиваться на военный лад. Уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Овоенном положении», а 29 июня ЦК ВКП(б) и СНК СССР обратились к партийным исоветским органам с директивой, в которой была изложена в общей формепрограмма мероприятий Коммунистической партии и государства по борьбе сфашистским агрессором. В новой обстановке была проведена серьезнаяперестройка государственного аппарата. В условиях военного времени ещеболее усилилась роль центральных органов власти и управления, хотя вместе стем была проведена и определенная децентрализация, вызванная необходимостьюоперативно решать конкретные вопросы управления. Значительно измениласьструктура управленческого аппарата, лишние звенья были отсечены, многиеподразделения параллельного действия слиты, штаты значительно сокращены. Перестройка органов власти и управления В период войны сохранили свои полномочия высшие органы государственнойвласти и управления СССР: Верховный Совет и его Президиум, Совет НародныхКомиссаров, отраслевые, а также республиканские органы власти и управления,местные советские органы. Созданные временные чрезвычайные органы властии управления, включая Государственный Комитет Обороны (ГКО), в своейдеятельности опирались на аппарат Советов и других конституционных органов. Но война внесла свои коррективы в организацию и порядок работыгосударственного аппарата. Она, в частности, помешала проведению впредусмотренные законом сроки очередных выборов в Советы всех ступеней.Президиум Верховного Совета СССР и президиумы Верховных Советов союзныхреспублик были вынуждены в течение 1941—1945 гг. неоднократно откладыватьпроведение очередных выборов и продлевать полномочия соответствующихСоветов. Продолжали выполнять свои обязанности избранные в предвоенноевремя депутаты Верховного Совета СССР, Верховных Советов республик иместных Советов. Естественно, усилилось значение исполнительных органов Советов, рядисключительных полномочий Советов осуществлялся их исполкомами. Так,исполкомы вышестоящих Советов могли без проведения дополнительных выборов,путем кооптации пополнять состав исполкомов нижестоящих Советовпредставителями партийно-советского актива. Такая практика имела наиболееширокое применение на освобожденной от врага территории при восстановленииздесь органов Советской власти. Большую роль в восстановлении Советов наосвобожденной от врага территории сыграли специально создаваемые для этойцели партийно-советские оперативные группы. По существу практика выборовСоветов была заменена системой назначений. Централизация государственногоуправления, повышение роли исполнительно-распорядительных узкоколлегиальныхсоветских органов были в условиях Великой Отечественной войны в известнойстепени объективно оправданными, так как вытекали из необходимостиконцентрации руководства всеми силами и ресурсами страны для разгромаврага. Во время войны значительно усилилась интеграция, слияние партийного игосударственного руководства различных уровней. Труднейшие задачи военноговремени, которые не всегда можно было решить традиционными методами,выполнялись зачастую мерами государственного принуждения. В центре Президиум Верховного Совета СССР продолжал приниматьважнейшие правовые акты. К ним относятся указы о мобилизации в СоветскуюАрмию и о введении военного положения, акты о создании новых, в том числе ичрезвычайных, государственных органов, о структуре Вооруженных Сил, оратификации международных договоров, связанных с войной и ее завершением,об организации наградного дела и т. п. Суровые условия Великой Отечественной войны вызвали к жизни создание испециальных чрезвычайных органов, наделенных особыми полномочиями. Такимвысшим чрезвычайным органом в стране был Государственный Комитет ОбороныСССР, образованный 30 июня 1941 г. Постановлением Президиума ВерховногоСовета СССР, Совнаркома и ЦК ВКП(б). В руках ГКО была сосредоточена вся полнота власти в государстве;Никогда еще — ни до, ни после войны — в стране не имелось органа с такиминеограниченными полномочиями, просуществовавшего свыше 4 лет и непредусмотренного Конституцией СССР. Постановления ГКО имели силу законоввоенного времени. Партийные, советские; хозяйственные, военные иобщественные организации, все граждане СССР обязаны были неукоснительновыполнять постановления и распоряжения ГКО. Своего большого аппарата самГКО не имел, а действовал через партийные, государственные органы иобщественные организации. Для оперативного решения вопросов на фронтах, ввоенно-промышленных наркоматах и ведомствах, во многих республиках, краях иобластях, на важнейших предприятиях и стройках учреждались должностиуполномоченных ГКО. Они контролировали выполнение постановлений ГКО. ПриГКО по необходимости образовывались специальные комитеты и комиссии(например, Транспортный комитет ГКО). В 1941—1942 гг. ГКО создал местные прифронтовые чрезвычайные органы —·городские комитеты обороны. Они были образованы в Севастополе, Одессе,Туле, Ростове, Сталинграде, Воронеже — всего более чем в 60 городах.Городские комитеты обороны объединяли партийное руководство, гражданскую ивоенную власть на местах. Председателями комитетов обороны были первыесекретари обкомов или горкомов партии, их членами — руководители местныхсоветских и военных органов. На организации государственного управления в годы войны сказывалось ивведение в тех или иных районах страны специальных режимов, и прежде всегов соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941г. «О военном положении». Нормы этого Указа действовали только натерриториях, объявленных на военном положении. Дополнительными указамиПрезидиума Верховного Совета СССР военное положение вводилось в большинствесоюзных республик, АССР и областей европейской части СССР, в Грузинской ССРи ряде городов Закавказья, на побережьях Черного и Каспийского морей.Фактически в полном объеме режим военного положения устанавливался главнымобразом в прифронтовых и близких к ним районах. Военное положение быловведено также на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушномтранспорте. В местностях, объявленных на военном положении, все функции органовгосударственной власти в области обороны, охраны общественного порядка игосударственной безопасности передавались военным советам фронтов(округов), армий, а где не было военных советов — высшему командованиюсоединений. В исключительных случаях вводилось и осадное положение. Его объявлялив важных в военном отношении городах и районах, например, в Москве,Ленинграде, Сталинграде, Туле и некоторых других городах и районахприфронтовой полосы, в условиях непосредственной угрозы захвата их врагом.Осадное положение характеризовалось по сравнению с военным положением ещеболее жесткой регламентацией режима. В соответствии с ним вводилсякомендантский час, строго упорядочивалось и контролировалось передвижениетранспорта и населения во время воздушной тревоги, усиливалась охранаобщественного порядка. Нарушителей порядка в условиях осадного положениямогли привлечь к уголовной ответственности с передачей дела военномутрибуналу. Провокаторы, шпионы, прочие агенты врага, призывавшие кнарушению порядка, подлежали расстрелу на месте. Особо следует сказать о Советской власти на оккупированной фашистамитерритории. Захватчикам не удалось полностью ликвидировать наоккупированной территории советские государственные органы. В районах,областях и республиках, занятых врагом, сохранялись или создавалисьпартийные и советские органы, опиравшиеся на партизанское и подпольноедвижение. Летом 1943 г. свыше 200 тыс. кв. км советской земли в тылу враганаходилось под полным контролем партизан. Важной особенностьюфункционирования Советской власти в тылу врага было то, что наряду с еенекоторыми традиционными довоенными органами их роль исполняло такжекомандование партизанских формирований. Судебная система в годы войны не претерпела принципиальных изменений.Однако усилилась роль военных трибуналов. Они, как и прежде, рассматривалидела о воинских преступлениях и о всех других преступлениях, совершенныхвоеннослужащими. Однако в местностях, объявленных на военном положении, ссамого начала войны трибуналам были переданы и многие дела, входившие вкомпетенцию общих судов: хищения социалистической собственности, грабежи,paзбои, бандитизм, умышленные убийства и некоторые другие. Военныетрибуналы создавались при военных округах, фронтах, флотах и армиях, прикорпусах и других соединениях, а также на железных дорогах, в морских иречных бассейнах. Вся система военных трибуналов возглавлялась Верховнымсудом СССР, в составе которого действовали Военная, Военно-железнодорожнаяи Военная воднотранспортная коллегии. Судопроизводство в военных трибуналах осуществлялось на основаниистатей УПК, а также с учетом тех новых норм, которые были продиктованыусловиями военного времени и необходимостью в связи с этим осуществленияоперативного и эффективного судебного разбирательства. Общие суды рассматривали дела о некоторых преступлениях, составляющихподсудность и военных трибуналов (хищении, грабеже, разбое, убийстве), носовершенных в местностях, не объявленных на военном положении, а также вседругие дела, не отнесенные к подсудности военных трибуналов. Центральноеместо в их работе занимало рассмотрение дел, связанных с нарушением ввоенное время трудовой и государственной дисциплины. Не прекращалось в годывойны рассмотрение народными судами и гражданских дел. В Москве даже тогда,когда было объявлено осадное положение и городской суд был преобразован ввоенный трибунал, в каждом районе города для рассмотрения гражданских делбыл сохранен народный суд. Но в целом количество гражданских дел в судах вэтот период резко сократилось. Их число выросло после освобождения нашейтерритории от захватчиков. 2. Развитие права Общая система советского права не претерпела во время войны коренныхпреобразований. Тем не менее, военная обстановка заставила внести в правоопределенные конкретные изменения. В соответствии с нормами международного права на оккупированнойгерманскими войскам территории должно было действовать советское право.Однако немцы не считались с международными нормами во всем, поэтомупрактически ни один советский гражданин не мог считать себя защищеннымсоветскими законами на территории, захваченной врагом. Примечательно, что даже в это сверхтяжелое для страны время незабывались гражданско-правовые методы защиты прав и законных интересовсоветских граждан. Такие чрезвычайные методы регулирования в гражданско-правовой сфере, как реквизиция, применялись сравнительно, ограниченно(реквизиция лодок в месте переправ, тягловой силы в прифронтовой зоне,временная сдача радиоприемников и т. п.). Самые значительные изменения произошли в годы войны в областитрудового права. Война поставила перед правовым регулированием труда ряд сложныхпроблем. В связи с призывом многих миллионов людей в ряды армии и флотаособенно острой стала проблема рабочих рук в промышленности, на транспорте,в строительстве и на селе. Это обстоятельство не могло не вызвать к жизниправовых норм, по-новому регулирующих возникновение и прекращение трудовыхправоотношений. Хотя, как общее правило, и сохранился порядок добровольноговступления в трудовые отношения, Советское государство было вынужденообратиться к таким правовым формам обеспечения народного хозяйства кадрами,как трудовая мобилизация и трудовая повинность. Мобилизация для работы на производстве распространялась натрудоспособное население, не занятое в учреждениях и на предприятиях. ПоУказу Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. уклонение отмобилизации влекло за собой уголовное наказание. На основе ПостановленияСНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. было также разрешено внапряженные периоды сельскохозяйственных работ производить мобилизациютрудоспособного населения городов и сельских местностей для труда вколхозах, совхозах и МТС. Такая практика в основном сохранилась на долгиегоды и после войны. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. и наоснове Постановления СНК СССР от 10 августа 1942 г. допускалось применениев особо установленном порядке и на срок до 2-х месяцев трудовой повинностидля выполнения различных оборонных работ, заготовки топлива, охраныважнейших объектов и др. Привлекать к трудовой мобилизации или трудовойповинности можно было мужчин в возрасте от 16 до 55 лет, а женщин — с 16 до50. Наряду с этим широко известно массовое добровольное участие подросткови молодежи в труде на благо Отчизны. В конце 1941 г. были объявлены мобилизованными на период войны рабочиеи служащие предприятий военной промышленности. Самовольный уход их с работы приравнивался к дезертирству инаказывался лишением свободы на срок от 5 до 8 лет. Причем такие дела былиотнесены к компетенции трибуналов. В сентябре 1942 г. были переведены на положение мобилизованных рабочиеи служащие предприятий и учреждений, расположенных вблизи фронта. Администрации предприятий и учреждений было разрешено применятьобязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день.Отпуска во время войны предоставлялись лишь подросткам до 16 лет. Дляостальных работающих они были заменены денежной компенсацией, которая сапреля 1942 г. переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженныхна время войны вкладов рабочих и служащих. Были выпущены постановления,материально стимулировавшие достижение высоких показателей в работе в особоважных областях народного хозяйства. К ним следует отнести постановления озаработной плате поездных и маневровых бригад железнодорожного транспорта,работников угольных шахт, МТС и др. Определенной суровостью обладали нормативные акты, направленные наорганизацию своевременного проведения в колхозах и совхозахсельскохозяйственных работ и сдачи продуктов земледелия и животноводствагосударству. Задача эта была не из легких. В деревне нехватка рабочей силычувствовалась еще сильнее, чем в городе. На войну ушли практически всемужчины, почти полностью мобилизовали технику — тракторы, автомашины, атакже тягловый скот. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942г. в целях своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ вколхозах был установлен на период войны новый повышенный минимум трудодней— в зависимости от региона 100, 120, 150, причем точно определялоськоличество трудодней, которые колхозники должны были выработать в каждомсельскохозяйственном периоде. Трудоспособных колхозников, не выработавшихбез уважительных причин этот минимум по периодам сельскохозяйственныхработ, предавали суду и наказывали исправительными работами в колхозе насрок до 6 месяцев с удержанием 25% трудодней в пользу колхоза. Допускалосьисключение таких лиц из колхоза с лишением их приусадебных участков. Было также установлено обязательное участие колхозников и членов ихсемей (в возрасте 14 лет и старше) в уборке урожая независимо отвыработанного ими минимума трудодней. Колхозников, виновных в уклонении отуборки урожая, подвергали штрафу путем списания с них определенногоколичества трудодней в пользу колхоза. Война резко повысила общественную опасность всех преступлений и,естественно, потребовала усиления ответственности за их совершение. Темсамым определенные изменения были внесены в область уголовного права.Появились и новые составы преступлений, специфичные для военного времени. Конечно, в военные годы особую опасность представляли преступлениягосударственные: измена, шпионаж, диверсия и др. При их расследовании ирассмотрении органы следствия и суда руководствовались Положением опреступлениях государственных, принятым еще в мирное время. Судебнаяпрактика военных лет дала лишь расширительное толкование содержащемуся вПоложении и в УК республик понятию «военная обстановка», повышающееответственность за государственные преступления. Судебная практика считала«военной» обстановку в стране, создавшуюся во время войны всюду, независимоот близости или отдаленности от фронта места совершения преступления. В связи с необходимостью усилить борьбу с распространением ложныхслухов Президиум Верховного Совета СССР 6 июля 1941 г. издал указ «Обответственности за распространение в военное время ложных слухов,возбуждающих тревогу среди населения», согласно которому это преступлениекаралось тюремным заключением на срок от 2 до 5 лет, а при определенныхобстоятельствах и суровее. В условиях войны большую опасность представляло разглашение сведений,составляющих государственную тайну, ответственность за которое была усиленав соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943г. При отягчающих обстоятельствах за его совершение виновный лишалсясвободы на срок до 10 лет. Была ужесточена борьба с хищениями государственной и общественнойсобственности. В связи с этим получил более широкое применение Закон от 7августа 1932 г. В военное время он применялся даже и при сравнительнонебольших хищениях социалистической собственности. Особо сурово каралисьлица, участвовавшие в хищениях, если по долгу службы они сами должны былиохранять государственную и общественную собственность. Пресекались нарушения правил учета и передвижения военнослужащих ипризывников. Виновные наказывались лишением свободы на срок не менее 1года, причем лица начальствующего состава — не менее 2 лет. Привлекались кответственности и уклоняющиеся от обязательного обучения военному делу.Граждане, проживавшие в освобождаемых Советской Армией населенных пунктах,обязаны были в течение 24 часов сдать трофейное имущество. Виновные всокрытии или порче его подлежали штрафу до 3 тыс. руб. или лишению свободына срок до 6 месяцев, а при отягчающих обстоятельствах — расстрелу. Была усилена охрана личной собственности граждан. Пленум Верховногосуда СССР 8 января 1942 г. разъяснил, что кража личного имущества граждан,совершенная во время воздушного налета или при оставлении населенногопункта в связи с наступлением врага, а также кража имущества эвакуированныхкак в пути, так и оставленного в предыдущем месте проживания, являетсяквалифицированной кражей и по своему характеру и повышенной общественнойопасности подпадает под признаки кражи, совершенной во время пожара,наводнения или другого стихийного бедствия. Лишением свободы на срок до 2лет наказывались виновные в краже с индивидуальных огородов, а также впорче посевов. Очень важным и актуальным был вопрос об уголовной ответственностифашистских захватчиков за совершенные ими преступления по отношению квоеннопленным и мирному населению. В Заявлении Советского правительства от14 октября 1942 г. указывалось, что оно считает необходимымнезамедлительное предание суду специального международного трибунала инаказание по всей строгости уголовного закона каждого из фашистскихглаварей, оказавшегося в годы войны в руках государств, борющихся противгитлеровской Германии. При этом Президиум Верховного Совета СССР указом от19 апреля 1943 г. установил, что дела о злодеяниях немецких захватчиков,совершенных на оккупированной территории СССР, рассматриваются советскимисудами. В качестве наказания преступников могла применяться смертная казньчерез повешение или ссылка на каторжные работы сроком от 15 до 20 лет. Таким образом, в военное время произошли важные изменения взаконодательстве и судебной практике по уголовным делам. Были определеныновые составы преступлений, в том числе такие, как преступления противчеловечества, военные преступления. В ряде случаев — при совершениигосударственных и воинских преступлений, расхищении государственнойсобственности, при совершении особо опасных преступлений против порядкауправлениями некоторых других — судебная репрессия усиливалась. При этомусиливался общепредупредительный характер наказания. Осужденнымвоеннослужащим и военнообязанным гражданам часто предоставляласьвозможность искупить свою вину на фронте в борьбе с врагом. Суды широкопрактиковали отсрочку исполнения приговоров в отношении таких осужденных снаправлением их в действующую армию. Осужденных, проявивших себя на фронте,освобождали от наказания со снятием судимости. Война потребовала внесения изменений и в уголовно-процессуальноезаконодательство. Положение о военных трибуналах в местностях, объявленныхна военном положении, и в районах военных действий, утвержденное УказомПрезидиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., установило новыйпорядок рассмотрения дел этими трибуналами. Они могли рассматривать дела поистечении 24 часов после вручения копии обвинительного заключенияобвиняемому. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию неподлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора. Приэтом повышенное внимание уделялось проверке дел в отношении приговоренных квысшей мере наказания. О каждом приговоре к такой мере наказания военныйтрибунал должен был немедленно сообщать по телеграфу председателю Военнойколлегии Верховного суда СССР, Главному военному прокурору или Главномупрокурору Военно-Морского Флота. Существовали и некоторые другие особенности судопроизводства поуголовным делам в годы войны. Так, по отдельным категориям дел, связанным снарушением законодательства о трудовой мобилизации, о самовольном уходе спредприятий, о невыработке колхозниками обязательного минимума трудодней иряду других категорий, предварительное следствие не производилось. Былисокращены сроки расследования по фактам уклонения от призыва в армию,спекуляции, обмериванию и обвешиванию покупателей, злопотребленияпродовольственными и промтоварными карточками. Следует признать что беззакония и необоснованные репрессии противсоветских людей, имевшие место в 30-х гг., продолжались и в нелегкую поруборьбы с фашизмом, хотя и не в таких масштабах. При этом часть осужденныхза общеуголовные преступления отправляли на фронт, а так называемым «врагамнарода» такой чести не оказывалось. Заключение Великая Отечественная война стала событием, подвергшим жестокойпроверке весь общественный и государственный строй нашей страны. Этоиспытание Советский Союз выдержал с честью. Внешние функции Советского государства были направлены нанепосредственное отражение агрессии, создание антигитлеровской коалиции,организацию помощи народам, борющимся за свое освобождение от фашистскойкабалы. Внутренние функции были сосредоточены на экономическом и моральномобеспечении успешного ведения освободительной войны до победного конца. Советский государственный аппарат проявил способность слаженноработать и в трудных условиях страшной войны. Вместе с тем не удалось уйтиот создания и чрезвычайных органов власти и управления. Советское право непретерпело коренных изменений. Большая часть правовых новелл была вызванавоенной обстановкой, и после войны они отмерли. Задача № 9 Назовите виды наследований и права наследников по Псковской СуднойГрамоте. Псковская Судная Грамота знает два вида наследования имущества:наследование по завещанию и наследование по закону. Завещание признавалось действительным, если оно было написано и сданов городской архив (статья 14 ПСГ). В Псковской Судной Грамоте обозначен круг лиц-наследников по закону. Кним относятся: отец, мать, сын, брат, сестра (статья 15). Но дети лишалисьправа наследства по закону, если отделялись от родителей: "53. Аже сын отцаили матерь не скормит до смерти, а пойдет из дому, части ему не взять." [4,c. 97]. Муж или жена, после кончины супруга, имели право пользоваться егоимуществом до вступления во второй брак или до своей смерти. Список литературы 1. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юрист, 1993. История отечественного государства и права. Ч. II / Под ред. О. И.Чистякова. – М.: БЕК, 1997. Титов Ю.П. История отечественного государства и права. М.: Юрист,1996. Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период/ под редакцией Ю.П. Титова, О.И. Чистякова. - М.: Юридическая литература,1990.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Советское государство и право 1941-45 iconСоветское общество в период ВОВ 1941-1945 г г

Советское государство и право 1941-45 iconСоветское государство в эпоху нэпа

Советское государство и право 1941-45 iconСоветское государство в период нэпа (1921-1929 гг.)

Советское государство и право 1941-45 iconСоветское государство и право в период нэпа (1921-1929 гг.)
Исход гражданской войны и интервенции после Первой мировой войны убедительно показал, что вооруженной силой Советскую Россию и союзные...
Советское государство и право 1941-45 iconТесты по теме «Советское государство»
Двумя основными мероприятиями оздоровления финансовой системы СССР в послевоенный период были
Советское государство и право 1941-45 iconТесты по теме «Советское государство»
Двумя основными мероприятиями оздоровления финансовой системы СССР в послевоенный период были
Советское государство и право 1941-45 iconСоветское брачное право

Советское государство и право 1941-45 iconСоветское Конституционное право

Советское государство и право 1941-45 iconОбщеобязательных, формально
Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует...
Советское государство и право 1941-45 iconVizitkaZacharovaSvetlana
Раньше человечество его не знало, хотя, конечно же, существовавшие государства использовали право как средство управления. Правовое...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы