Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее icon

Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее



НазваниеПечать русской православной церкви: прошлое и настоящее
Дата конвертации03.07.2012
Размер165,79 Kb.
ТипРеферат
Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее


ПЕЧАТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ: ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ Конец 80-х – начало 90-х годов нашего столетия стало началом возрождениясистемы печати Русской православной церкви. Причем ее становлениепроисходит с использованием богатого опыта издательской деятельностиРусской православной церкви прошлого века. Чтобы понять, в какомнаправлении идет и, очевидно, будет происходить развитие церковнойпериодики, необходимо обратиться к издательскому опыту прошлого. Формирование системы печати РПЦ относится к началу XIX века, и уже ксередине его Русская православная церковь располагала широкой сетьюпериодических изданий, рассчитанных на самые широкие группы населения.Здесь были и сугубо научные издания, богословские, ориентированные наученых богословов и на высшую церковную иерархию, веропроповеднические;издания, выполняющие задачи религиозно-нравственного просвещения,катехизисные, религиозно-назидательные, официально-хроникальные и пр. Причем развитие системы происходило и на пространственном уровне. К концувека церковные журналы начали выходить не только в Петербурге, Москве,Казани, признанных религиозных центрах, но и во многих других городах:Рязани, Ярославле, Одессе, Харькове. В 46 городах издавались «Епархиальныеведомости». Возникновение широкой сети изданий Русской православной церквиобусловлено целым рядом причин, главные из которых были обнародованы впервых номерах многих изданий, вышедших в это время. Так, в книге 1-йвышедшего в 1899 году нового богословского журнала «Вера и церковь» былозаявлено, что он будет отвечать «на запросы религиозной мысли и духовнойжизни современного общества и противодействовать рационализму и неверию».«Православный собеседник» появление церковных периодических изданийобъяснял необходимостью сближения православия и мирской жизни. По своемухарактеру и по типу все издания отчетливо дифференцировались по задачам ипо тем группам аудитории, к которым они адресовались. Характер церковного официоза имел еженедельник «Церковные ведомости»,орган Святейшего и Правительствующего Синода. Практически каждый ,его номерсостоит из трех рубрик: «Высочайшие повеления», «Высочайшие награды»,«Высочайшая благодарность». К нему примыкал «Право-славный благовестник», который был, правда, органом Православногомиссионерского общества, но пользовался высочайшим покровительствомимператрицы. Богословскую науку представляли журналы, которые в основном выходили приДуховных академиях. Одним из старейших академических богословских изданийбыл журнал «Христианское чтение», который выходил при Духовной академииСанкт-Петербурга и появился еще в 1-й четверти XIX века. В нем, как и вомногих других журналах подобного типа, было 5 отделов: творения Святыхотцов, изыскания и рассуждения касательно христианской религии,христианское учение, духовная история, назидательные размышления. «Богословский вестник» – орган Московской духовной академии. Выходил 1раз в месяц. В журнале также было 5 отделов: творения Святых отцов врусском переводе, исследования и статьи по богословским, философским иисторическим наукам, «Из современной жизни»– обозрение событий имероприятий в церковной и гражданской жизни, сведения о духовныхпотребностях настоящего времени, сведения о внутренней жизни Академии,критика, рецензии, библиография по богословским наукам; приложения –диссертации, протоколы заседаний Совета Академии. Харьковская Духовная академия издавала журнал «Вера и разум» – 1884–1917гг. В журнале было 3 отдела: церковный, философский и «Листок дляХарьковской епархии», заменяющий епархиальные ведомости. Периодичностьжурнала – 2 книжки в месяц. Академические богословские журналы были посвящены в основном изысканиям вобласти богословской мысли. Но такой академизм не вполне соответствуетхарактеру периодических изданий и, конечно, эти издания .могли бытьрассчитаны только на очень узкий круг читателей. Поэтому постепенно и ужесуществующие издания начинают уходить от своей узкой направленности (этовидно хотя бы по рубрикам «Богословского вестника» «Веры и разума») ипоявляются новые, тоже богословского характера, но ориентированные более насвязь с мирской жизнью. Таков журнал «Вера и церковь» (Москва) – духовный,богословско-апологетический журнал. Здесь можно было прочитать такиестатьи, как «Честь – современное понятие о ней и их оценка с христианскойточки зрения», «Библейская гигиена и макробиотика», «Пособие студентам кповторению догматико-апологетического курса лекций по богословию» и др. .Но сам характер богословского академического издания не мог, конечно,удовлетворить потребности популяризации сложных богословских проблем. Атакая потребность существовала. Поэтому в 1902 году в Петербурге начализдаваться церковно-общественный журнал «Православное русское слово»,который заявлял, что, в отличие от ряда других духовных органов, которыеслужат «академической богословской науке» и предлагают чтение «не всегдаприноровленное к насущным вопросам и живым интересам «общества», онпредпримет ряд мер для «большей связи с обществом». В то же время возникает новый тип так называемого народного церковногожурнала, ориентированного на все возрастные категории и предназначенного восновном для семейного чтения, для чтения в храмах (храм как дом и всеприхожане – единая семья), для чтения в школах. Это такие журналы, как«Домашняя беседа для народного чтения», «Доброе слово» – еженедельныйдуховно-нравственный и патриотический журнал, «Духовная беседа» –веропроповеднический, религиозно-нравственный сборник, духовно-народныйжурнал «Кормчий», который адресовался каждой –православно-русской семье» ибыл, кроме того, «одобрен как полезное чтение для солдат» и рекомендован «квыписке для российской артиллерии». К народным журналам относилась также целая группа журналов,предназначенных для воскресного чтения (воскресенье в христианской религииособый день – служения Бегу). Поэтому для этих целей и под таким названиемиздавались многие народные журналы: «Воскресенье», «Воскресный день»,«Воскресный благовестник» и др. По характеру публикаций и по целевымустановкам они были религиозно-назидательные и предназначались больше длясемейного чтения. Развивается сеть изданий, ориентированных на детскую аудиторию, восновном на учеников церковно-приходских школ, число таких школ по Россиипостоянно увеличивается и появляется необходимость в охвате и этойаудитории. Креме того, у изданий этого типа существуют и другие целевыеустановки, многие из них играли роль учебных пособий для детей, обучающихсяв церковно-приходских школах: «Церковно-приходская школа»; «Приходскаяжизнь», «Православный собеседник». Здесь даются, кроме прочих материалов,обзоры церковных постановлений о крещении и миропомазании, различныеполезные знания из истории православия, поучения Святых отцов и др. Борьбе с сектантством и расколом посвящалась группа изданиймиссионерского, разъяснительного характера: «Миссионерское обозрение»,«Миссионерский сборник», «Православный путеводитель». Православноемиссионерское общество в Москве издавало журнал «Миссионер». Большую группу изданий составляли журналы, рассчитанные на людей,интересующихся философскими проблемами религии, ее историческими корнями, –в основном на интеллигенцию и думающих людей из других сословий. К такимизданиям можно отнести: «Веру и разум», «Чтения в Обществе любителейдуховного просвещения», «Чтения в Обществе любителей древней письменности»,«Чтения Московского Общества Истории и Древностей Российских», «Стран-пик»,«Душеполезное чтение»; «Православное обозрение», например, котороеиздавалось под редакцией священника Н. А. Сергиевского, кроме материаловдогматического, нравственного, церковно-исторического и назидательногосодержания, публиковало лучшие произведения иностранной богословскойлитературы. Остались незабытыми и средние слои духовенства. Причем здесь быломножество изданий, которые были рассчитаны как на действующихсвященнослужителей, ведущих службы в многочисленных храмах по всей России,так и на людей, посвятивших себя монашеству. Иллюстрированный ежемесячныйжурнал «Монастырь», который издавался в Нижнем Новгороде, был адресованправославному русскому монашеству, духовенству и паломникам. Паломникампредназначались и другие журналы, в числе которых еженедельныйиллюстрированный журнал «Русский паломник» (издатель А. Поповицкий) сприложением (журнал «Светочь») – 1885–1917 гг. В помощь священнослужителям, работающим в войсках, также издавалисьспециальные журналы, например, «Вестник военного духовенства», выходивший вСанкт-Петербурге с 1889 г., с 1911 г. расширил круг аудитории и сталназываться «Вестником военного и морского духовенства». Издавался, как ивсе остальные церковные издания, до 1917 года. Надо отметить,, что в системе церковной печати прошлого века идореволюционного периода преобладали издания журнального типа, хотя многиеиз них все равно именовались газетами. Непосредственно же газетных изданий(в 2–4 полосы) было очень немного. К такому типу изданий в основномотносились «Епархиальные ведомости». Помимо «толстых» журналов, которые, как правило, состояли из 2–3-х, а тои более книг, существовали и «тонкие», издания более массового характера:народные, для семейного чтения, церковно-педагогические, методические и др.Некоторые из этих изданий выходили с иллюстрациями, материалы в нихизлагались живым популярным языком. Как видно из дат, обозначающих годы издания многих журналов и газет, всеони закончили свое существование в 1917 году, и этот год, а такжепоследующий 1918-й можно считать временем полного распада когда-то мощнойсистемы церковной печати. Все церковные «контрреволюционные» издания былизакрыты еще до завершения работы Поместного Собора (в 1918 году) на которомПатриархом был избран Тихон. Каким-то чудом удалось сохраниться только«Православному церковному календарю», который продолжал издаваться ииздается до сих пор без перерыва. Очевидно, это связано с тем, что он имеетсугубо информационный характер и сообщает только хронологию церковныхпраздников, дат поминовения и пр. На смену им приходят новые советские антирелигиозные издания: газеты –«Церковь и революция», «Наука и религия», «Безбожник». Начинают издаватьсяобщественно-политические журналы: «Красная новь», «Пролетарская революция».В 1925 году появляется ежемесячный научно-методический журнал«Антирелигиозник», который являлся органом Центрального Совета Союзавоинствующих безбожников. Его задача состояла в «руководстве всей научно-методической работой Союза воинствующих безбожников как в областипропаганды атеизма, так и в области организации безбожного движения». В1930 году начинается издание журнала «Воинствующий атеизм», который ставитсебе целью «освобождение трудящихся от религиозного воззрения на природу иобщество». Обновленческий период в Русской православной церкви, который былнаправлен на «сокрушение казенной церкви», соответствовал «требованиямдня». Хотя это, очевидно, был вынужденный шаг, чтобы сохранить церковь всуществующих условиях. Власти тоже не могли полностью уничтожить церковь,но и сохранять ее в прежнем виде не хотели. Поэтому обновленческое движениебыло поддержано свыше и обновленцы получили возможность издавать печатныйорган. В 1922 г., впервые со времени запрещения всех церковных изданий,священник Сергей Калиновский получил разрешение издавать первыйнеправительственный журнал под названием «Живая цер1ковь». Всего вышло 11номеров журнала, последний – в феврале 1923 года. Если вначале тираж журналсоставлял 10 тыс. экземпляров, то последний его номер уже был напечатанпятитысячным тиражом. В журнале было шесть отделов – рубрик. В основном материалы шли под тремяосновными рубриками: «Вопросы религии и церкви при свете жизни» (это былпервый отдел); второй – «Обновление церкви на европейских началах» и шестой– «Хроника». Кроме того, время от времени появлялись остальные рубрики: – «Научное разъяснение религиозных вопросов, вызывающих интерес всовременном обществе»; – «Религиозные движения в России и за границей»; –«Почтовый ящик: беседы с читателями». Издатель первых двух номеров журнала– Высшее церковное Управление, затем издатель меняется. Им становитсяЦентральный Комитет группы «ЖЦ». Это было следствием борьбы внутри самогообновленческого движения. Ровно через 70 лет начинается постепенное возрождение печати Русскойправославной церкви. Конечно, понадобится длительное время для того, чтобывосстановить такую мощную систему периодических изданий, которой когда-тообладала Русская православная церковь. Очевидно также и то, что времявнесло свои коррективы и изменило общественные приоритеты, сейчас большийинтерес вызывает пресса другой направленности: деловая, общественно-политическая, даже бульварная. Сказывается и тяжелое финансовое положениецеркви, она сейчас не может должным образом финансировать свою печать,поэтому многие из существующих церковных изданий не могут составитьсерьезной конкуренции газетам и журналам светского характера ни по своемусодержанию, ни по качеству. Хотя пусть и трудно, но процесс становленияпечати Русской православной церкви все-таки происходит. Изменился, опять-таки в связи с экономическими трудностями, преимущественный тип изданий.Преобладают газеты (и это относится как к центральным изданиям, основнойучредитель которых – Московский патриархат, так и к местным, епархиальнымизданиям) небольшого формата в 2–4 полосы. Есть и издания многоцветные,выполненные на высоком полиграфическом уровне, но таких немного. Многиеиздания не имеют подписки. Одним из учредителей церковных изданий выступает Издательский дом«Хроника», им выпускается официальный орган РПЦ «Журнал Московскойпатриархии», который с перерывами издается с 1931 года (1931–1935; 1943 ипо настоящее время). О 1962 года по 1994 г. его редактором, 'как иПредседателем издательского отдела Московской патриархии, являлсямитрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). С 1975 года журнализдается также и на английском языке, количество страниц увеличилось с 48до 80. С самого начала «Журнал Московской патриархии» распространялся поподписке. Журнал практически всегда состоял из пяти разделов: «Официальнаячасть» – послания и заявления; «Церковная жизнь», «Речи, проповеди»,«Статьи», «Из жизни наших епархий». Разделы могут менять названия. Так,«Официальная часть» в 80-е годы делится на две части: «Церковно-общественный отдел», где в основном помещаются обращения Патриарха, отчетыс пресс-конференций и т.п., и «Официальная часть», где публикуютсяофициальные материалы о приемах, поездках,) .визитах .и т.п. высшихцерковных иерархов, в основном Патриарха. Раздел «Статьи» также переименован. Теперь она называется: «Из жизниправославия». Появляется новый «Богословский отдел», а также рубрики «Издуховной поэзии», «Из. богослужебной практики» с методическими советами ирекомендациями. «Журнал Московский патриархии» – официальный орган Русской православнойцеркви больше теоретического характера. Он публикует фундаментальныематериалы по вопросам богословия, церковной истории и религиознойфилософии, Выходит ежемесячно. Также по подписке начинает распространяться новый журнал: «Официальнаяхроника. Журнал Московской Патриархии», пробный (нулевой) номер котороговышел перед Рождеством 1992 года, а первый появился в середине 1993 года.Это также официальный орган Русской православной церкви, информационныйежемесячник. Он публикует официальные документы Церкви, выступленияСвятейшего Патриарха, материалы о церковных и церковно-общественныхмероприятиях Московской патриархии, «подавая читателю точку зрения РусскойПравославной Церкви». В подзаголовке 1-го номера сообщается, что журнал«издается по благословлению Святейшого Патриарха Московского и Всея РусиАлексия II». Издательский дом «Хроника» издает также единственную общецерковную газету«Московский церковный вестник». В ней преимущественно даются материалыцерковно-общественного и катехизисного характера. Выходит 2 номера в месяц,распространяется по подписке. Под тем же учредительством издается цветной иллюстрированный ежемесячник«Православное чтение». В нем в основном 1публ.икуются материалы духовно-назидательного характера и фрагменты из святоотеческих творений. Такжеимеется подписка. «Православное чтение» выходит с 1990 года. Так сталназываться издававшийся с 1986 года в связи с подготовкой к 1000-летиюпринятия христианства на Руси информационный бюллетень «Московскийцерковный вестник». Надо сказать, что поменялся не только тип издания, но иего характер. Учредителями изданий являются многие отделы Московского Патриархата, атакже епархии. С 1990 года издается «Воронежский епархиальный вестник» –ежемесячная газета, а с 1991 года – журнал. «Жизнь во Христе» издается сянваря 1991 года сначала Норильской церковью, а с 3-го номера в составиздателей вошла и Московская патриархия. Четырехполосная газета с тиражом5000 экз. богато иллюстрирована, печатается много фотографий, гравюр,газета религиозно-просветительского характера. Во 2-м выпуске «Информационного бюллетеня» за 1992 год. Синодальнойбиблиотеки Московского Патриархата в разделе «Периодические издания РусскойПравославной Церкви (на русском языке) обозначено 77 наименований газет,журналов, бюллетеней, листков, которые на этот момент издавались в России,а также Православными Церквами стран СНГ. Но и тогда в этот перечень вошлине все издания, а сейчас их стало еще больше. Полного перечня изданийРусской православной церкви пока нет. Большинство из этих изданий составляют ежемесячные газеты епархий:«Архангельский епархиальный вестник», «Астраханский православныйсобеседник», «Благовест» – орган Самарской епархии, «Благовест» – изданиеПетрозаводской епархии и Карельского общества охраны памятников,«Православный вестник Ставрополья» (Ставропольско-Бакинская епархия),«Рязанский церковный вестник» и многие другие. В большинстве этих и другихизданий Русской Православной церкви обозначен 1990 год. Именно с этоговремени и началось восстановление системы печати РПЦ. Многие епархиальные газеты похожи одна на другую. Небольшого формата,одноцветные, малоиллюстрированные. В каждой из них существуют постоянныерубрики или материалы «Из жизни епархии»; большое внимание епархиальнаяпечать уделяет церковным традициям, истории религии, истерии памятных мест,расположенных на территориях епархий; печатаются поучения, фрагменты из«Жития Святых», молитвы, церковный календарь и т. п. Епархиальные газеты имеют в основном общий характер, но есть издания сопределенной целевой направленностью, что, как правило, обозначается вподзаголовках. Так, например, ежемесячная газета «Могилевские епархиальныеведомости» выходит с подзаголовком, который определяет направление газеты:«Духовное просветительское и информационное издание». Кроме газет, епархии и епархиальные управления издают также журналы,бюллетени, информационные вестники как общего характера, так и определеннойнаправленности. Православная Вильнюсско-Литовская епархия с 1990 годаиздает «Вестник Православия в Литве: квартальный религиозно-нравственныйжурнал», в Уфе с 1992 года издается «Купель: церковный литературно-художественный журнал Уфимского епархиального управления для детей». В качестве учредителей и издателей выступают также монастыри, лавры,отдельные церкви, общины, приходские собрания, союзы, православныеобъединения и др. Здесь встречаются издания разного типа: журналы, газеты,листки. Московский Свято-Данилов монастырь с 1991 года издает журнал«Даниловский благовестник», а в 1989 году фактически первым средимонастырей начал издание своего листка, од так и называется «Даниловскийлисток». Тираж его 3 тыс. экземпляров. Несмотря на малый формат (А-5) и нато, что» это «листок», в нем бывает от 12 до 26 страниц. Листок рассчитанна просвещенного верующего читателя, который из него узнает, например, «Очтении богослужебных книг без священника», «О послании апостола Иоанна»;утвердится в «Значении молитвы», чему, в свою очередь, поможет «Проповедь онеобходимости молитвы». Здесь можно прочитать серию историко-познавательныхстатей, посвященных монашеству – «О монашестве на Руси» и т.д. В городе Дзержинском Московской области выходит «Николо-Угрешскийвестник: церковно-общественная газета», которая издается ежемесячно,начиная с 1991 года. Ее учредители – Николо-Угрешский ставропигиальныймонастырь и Общественный Комитет возрождения Николо-Угрешского монастыря. Несколько изданий выпускает Свято-Троице-Сергиева Лавра: «Троицкийблаговестник», «Троицкое слово», оба издаются с 1990 года. В 1991 годуЛавра начала издавать газету «Утоли моя печали» для заключенныхследственного изолятора г. Сергиева Посада. «Жизнь во Христе» – не единственное издание отдельной церкви. В настоящеевремя существует уже немало газет, которые издаются на средства прихожан.Например, «Жизнь Богородского края: церковно-просветительская газета»выходит ежемесячно в Ногинске Московской области с 1992 года. Ее учредители– Православное Богородское Братство, Приходской Совет БогоявленокогоСобора. «Кизлярский православный вестник» (Дагестан) учредило приходскоесобрание Свято-Николаевской церкви. Учредителями газет религиозного содержания нередко выступают и частныелица. Так, учредителем газеты «Слово», которая заявляет свой статус вкачестве Республиканской независимой православной газеты Крымскойреспублики (выходит она в Керчи), стал Сергей Никулин. Он же является иглавным редактором газеты. Выходит она на 4-х полосах форматом А-4 сомножеством иллюстраций, первый номер вышел в июне 1993 года. В обращении кчитателям газеты сказано: «Протяните руку ко Христу, и Он примет вас, какутопающего Петра, и поставит вас на корабль веры, который приведет вас ввечную жизнь. И долг газеты «Слово» дорогие братья и сестры, помочь вам вэтом». Помимо дифференциации церковных изданий по статусу учредителя, а такжевыделения центральных и региональных изданий, что в отношении церковнойпечати не является таким уж существенным принципом, типологическоеразнообразие изданий РПЦ проявляется в настоящее время в наличии изданийразличного целевого назначения, разной направленности ориентированных наудовлетворение запросов как верующей, так и неверующей части аудитории,которые через церковные издания получают сведения по интересующим ихвопросам чисто познавательного характера, групп населения разных возрастныхкатегорий. Теоретическую направленность имеет сборник Московской Патриархии«Богословские труды», выпуск которых возобновлен в 1959 году. С этоговремени он издается без перерыва с периодичностью один выпуск в год.Издание преследует цель «раскрывать для религиозного сознания духовныесокровища Православия, знакомить богословские круги братских православныхцерквей и других христианских исповеданий с достижениями нашейотечественной богословской мысли, способствовать расширению богословскогокругозора питомцев наших духовных школ и духовенства Русской православнойцеркви, развивать обмен опытом и знаниями между нашими богословами и вообщесодействовать богословскому творчеству в РПЦ». С апреля 1990 года издается богословский журнал «Вестник ЛенинградскойДуховной Академии» тиражом 10 тыс. экземпляров. В первом номере журналазаявлена его преемственность по отношению к журналу «Христианское чтение»,который издавался с 1821 по 1917 гг. также этой Академией: «Божиеблагословение на издание ежеквартального журнала «Вестник ЛенинградскойДуховной Академии», который должен статься преемником издававшегося Санкт-Петербургской Академией «Христианского чтения», публиковавшего серьезныебогословские исследования, осуществлявшиеся профессорами академии»(митрополит Алексий). В настоящее время журнал сменил название и вернулсебе прежнее– «Христианское чтение». Появился ряд изданий, предназначенных для семейного чтения. Из нихнаиболее интересен журнал «Православная беседа. Журнал для семейногочтения» под попечительством Отдела Московского Патриархата по религиозномуобразованию и катехизации, а также Союза православных братств». Гриф «Для семейного чтения» имеет и ежемесячная газета «Благовест»,которая издается в Нижнем Новгороде при участии Нижегородской епархии. Имеет свое издание и молодежная студенческая аудитория: «Подворье» –студенческая православная газета на 16 полосах, выходит с 1992 года. На военную аудиторию рассчитана газета «Благовест». Первый ее номер былподготовлен редакцией в содружестве с Союзом «За духовность армии и флота».Выходит она с декабря 1992 года. Возрождается и миссионерская церковная печать, которая имела в прошломочень большое влияние и значительную аудиторию. Сейчас это поканемногочисленная группа изданий, среди которых «Жизнь и вера» с девизом «Сестою у двери и стучу...». Первое ее название «Периодическое областноеиздание для всех», затем «Крымская христианская газета для всех». Выходитона с 1990 года на 4-х полосах. «Жизнь н веру» издает Христианскоеобластное издание просвитерского совета и Крымская христианская миссия«Самарянин». Газета в основном носит информационный характер. Следующий представитель этой группы – «Русский паломник» –иллюстрированный журнал валаамского общества Америки возобновлен в 1991году после перерыва с 1917 года. Валаамское общество Америки является миссионерским движением, целькоторого – сохранение и распространение древнехристианской монашескоймудрости вне всяких церковных разделений, для всех 50-ти юрисдикций,исповедующих православную веру во всех странах мира. Священнослужителям адресуется журнал «Русский пастырь – журналвоспитанников Свято-Троицкой духовной семинарии – «русский православныйпастырский журнал». Выходит он 3 раза в год с 1988 года и имеет еще одинподзаголовок: «Журнал для пастырей, диаконов и псаломщиков». В «Обращении кчитателям» в № 1 за 1989 год определена аудитория издания: «Наш журналставит себе целью установить связь между пастырями, воодушевить их,укрепить их в их трудном служении, послужить местом обсуждениях наших общихвопросов. Это начинание является как бы малой жертвой, нашим маленькимдаром русскому пастырю, облик которого создавался в течение тысячелетнейистории нашей многострадальной России. Хотя журнал, главным образом, будетадресован читателю в духовном сане, однако, думается, что он будетинтересен и всякому верующему, принимающему церковную жизнь близко ксердцу». Упомянутые в данном обзоре издания, выделенные направления деятельности ицелевое назначение изданий рдз-ных типов составляют только небольшую частьвозрождаемой системы печати Русской Православной Церкви. Конечно, время невозвращается вспять, новые условия диктуют новые подходы, хотя очевидно,что система печати РПЦ имеет давние традиции и создается заново не напустом месте.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее iconПечать русской православной церкви: традиции и перспективы
Причем ее становление происходит с использованием богатого опыта издательской деятельности Русской православной церкви прошлого века....
Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее iconОбщие сведения о
Христианская антропология, История Русской Православной Церкви, Культурно-религиозное наследие России, Социальные концепции православной...
Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее icon«Литература и периодическая печать Сахалинской области в социокультурном аспекте: прошлое, настоящее, будущее»
Кафедры «Русской и зарубежной литературы» и «Журналистики» Института филологии Сахалинского государственного университета приглашают...
Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее iconРеферат по истории на тему: «Реформы Никона и раскол Русской Православной Церкви» студентка гр. 9131
России действовали и продолжают действовать иные православные организации, исторически связанные с Русской православной церковью....
Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее iconИстория русской православной церкви

Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее iconРаскол русской православной церкви раскол русской православной церкви

Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее iconРаскол русской православной церкви в 17 в

Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее iconРаскол русской православной церкви в 17 в

Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее iconИстория Русской Православной церкви

Печать русской православной церкви: прошлое и настоящее iconИстория русской православной церкви

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы