Искусство России XVIII века icon

Искусство России XVIII века



НазваниеИскусство России XVIII века
Т.А. Харьков
Дата конвертации03.07.2012
Размер132,27 Kb.
ТипРеферат
Искусство России XVIII века


Харьковский Гуманитарный Институт Народная Украинская Академия Р Е Ф Е Р А Т Искусство России ХVIII века Выполнила: студентка группы РПА-23 Тюрина А.С. Проверила: ст. преподаватель Добровольская Т.А. Харьков, 1998РУССКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО XVIII ВЕКА РУССКОЕ ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА Восемнадцатый век стал одной из переломных эпох в истории России.Культура, обслуживавшая духовные запросы этого периода, начала быстроприобретать светский характер, чему в значительной мере содействовалосближение искусства с наукой. Так, сегодня весьма трудно найтихудожественную разницу между географической «ландкартой» тех дней изародившейся видовой гравюрой (за исключением разве произведений А. Ф.Зубова). Большинство гравюр первой половины столетия похоже на техническиечертежи. Сближение между искусством и наукой пробуждало у художниковинтерес к знаниям и поэтому помогало освобождаться от пут церковнойидеологии. В живописи намечались и определялись жанры нового, реалистическогоискусства. Преобладающее значение среди них приобретал портретный жанр. Врелигиозном искусстве принижалась идея человека и возвеличивалась идеябога, поэтому светское искусство должно было начинать с образа человека. Творчество И. М. Никитина. Основоположником национального портретногожанра в России явился Иван Максимович Никитин (род. около 1690 - ум. 1741).Мы плохо знаем биографию этого художника, но даже скудные сведенияпоказывают, что она была необычной. Сын священника, он первоначально пел впатриаршем хоре, однако позднее оказался преподавателем математики в«Антиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). О рано пробудившемсяв нем увлечении изобразительным искусством стало известно Петру I, иНикитина направили стипендиатом в Италию, где ему довелось обучаться вакадемиях Венеции и Флоренции. Вернувшись из-за рубежа и возглавив русскуюреалистическую школу, живописец всю жизнь оставался верен идеалампетровского времени. В правление Анны Иоановны он примкнул к оппозиционнымкругам и поплатился сибирской ссылкой, возвращаясь из которой (привоцарении Елизаветы Петровны) умер в дороге. Талант Никитина виден уже в самых ранних работах, например в портретелюбимой сестры Петра I - Натальи Алексеевны (1714), выступавшей в качествепокровительницы зародившегося на Руси придворного театра. Полотно,обнаруживая техническую неумелость автора (особенно бросается в глазадеревянная жесткость складок бархатной мантии), вместе с тем правдивопередает облик царевны, какой ее знали близкие люди, - дебелой,стареющей. Ее явно болезненная полнота усугубляется землистым цветом кожи(вскоре, в 1716 году, она умерла от водянки). Период зрелого творчества мастера способны достойно представлять нетолько натурные портреты самого Петра I, но и такое выдающеесяпроизведение, как «Портрет Напольного гетмана» (1720-е годы). По своему техническому исполнению творение Никитина вполне стоит науровне европейской живописи XVIII века. Оно строго по композиции, формалепится мягко, цвет полнозвучен, а теплый фон создает ощущение реальнойглубины. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала столетия.Хотя на гетмане парадная одежда, богато расшитая позументами, чувствуется,что ему привычнее обстановка походов, нежели аудиенций. Его мужественноелицо задублено ветром и солнцем; лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутыйзагаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Глаза, привыкшиевглядываться в равнинные дали, испытующе смотрят из-под чуть воспаленных,покрасневших век. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образмужественного человека - современника художника, который также выдвинулсяне в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Отметив достоинства Никитина, следует, однако, оговорить, чтовнутренняя характеристика изображаемого человека достигалась живописцемлишь в том случае, если характер портретируемого был, как говорится,«написан на лице» резко и определенно. Творчество Никитина решало впринципе начальную проблему портретного жанра - показ неповторимостииндивидуального внешнего облика людей. Из других русских портретистов первой половины XVIII века можноназвать также А. М. Матвеева (1701 - 1739), прошедшего обучение живописи вГолландии Его лучшими работами принято считать портреты четы Голицыных(1727 - 1728) и автопортрет, в котором он изобразил себя вместе с молодойженой(1729). И Никитин и Матвеев с наибольшей ясностью обнаруживают реалистическуютенденцию развития русского портрета петровской поры. Русское искусство середины XVIII века. Творчество А. П. АнтроповаТрадиции, заложенные Никитиным, не получили непосредственного раз вития вискусстве периода правления ближайших преемников Петра, включая такназываемую бироновщину. Творения портретистов середины XVIII века свидетельствуют о том чтоэпоха больше не давала им благодатного материала, каким располагал ихпредшественник Никитин. Однако зоркая и добросовестная фиксация всехособенностей облика изображаемых приводила к тому, что отдельна портретыприобретали подлинно обличительную силу. Это особенно относится ктворчеству Алексея Петровича Антропова (1716 - 1795). Выходец из мастерового люда, ученик А. М. Матвеева, он окончательносформировался в «живописной команде» Канцелярии от строений, ведавшейтехническими и художественными работами на многочисленных придворныхпостройках. Его произведения остались для середины XVIII века документомвремени, подобно творениям Никитина для первой четверти столетия. Онисполнил портреты А. М. Измайловой (1754), Петра III (1762) и другиеполотна, в которых самобытность творческой манеры автора и традиции народно-прикладного искусства, проявляющиеся в декоративности; сочетания яркихпятен чистого (локального) цвета, сплавлены воедино. В «Портрете Петра III» эта декоративность цвета заставляет сразу жеуловить несоответствие между пышностью дворцовой обстановки и запечатленнымна ее фоне человеком. Маленькая головка, узенькие плечики и несоразмернодлинные ноги усиливают это впечатление. Глядя на портрет, невольно веришьрассказам жены Петра III, будущей императрицы Екатерины II. В «записках»она сообщает, что супруг обожал детскую игру в солдатики (кстати, Петр IIIизображен в военном мундире, с фельдмаршальским жезлом, а в глубине картиныпредставлена батальная сцена). Деятельность Антропова охватывает, кроме середины, и всю вторуюполовину XVIII века. Тем не менее целесообразно разбором его творчествазавершать рассмотрение истории искусства первой половины XVIII века ибо вдальнейшем развитии перед русской художественной культурой обозначилисьиные задачи, при решении, которых изображение человека в неповторимости егоиндивидуального облика служило не более чем отправной точкой. РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА Ко второй половине XVIII века Россия, полностью отойдя от изжившихсебя форм средневековой художественной культуры, вступила не общий севропейскими странами путь духовного развития. Его генеральное направлениедля Европы определила надвигавшаяся Великая французская революция 1789года. Правда, только складывавшаяся русская буржуазия была еще слаба.Историческая миссия натиска на феодальные устои оказалась для Россиисвязанной с деятельностью передовой дворянской интеллигенции,представителям которой предстояло через просветительств! XVIII столетияпостепенно прийти к декабризму начала следующего века. Просветительство, будучи крупнейшим общекультурным явлением эпохи,формировалось в условиях доминирующего положения правовой идеологии.Теоретики восходящего класса - буржуазии - стремились обосновать сточки зрения правосознания ее господство и необходимость устраненияфеодальных учреждений. Можно привести в качестве примере развитие теории«естественного права» и выход в 1748 году знаменитого сочиненияпросветителя Шарля Монтескье «Дух законов». В свою очередь и дворянство,предпринимая ответные действия, обращалось к законодательным установлениям,ибо другие формы сопротивления надвигающейся угрозе уходили из его рук. В Западной Европе среди видов искусства выдвинулся театр, сценакоторого стала трибуной идей, готовивших общество к революционномупреобразованию. Для данного периода характерны постановка и решение проблемобщественно-воспитательной роли театра. Здесь достаточно вспомнитьоставшиеся навсегда в золотом фонде эстетики «Парадокс об актере» ДениДидро и «Гамбургскую драматургию» Готхольда Лессинга. Что касается России второй половины века, то правительство ЕкатериныII также принимало широкие предохранительные законодательные меры, начинаяс «наказа» императрицы для Комиссии по уложениям 1767 года и до «Жалованнойграмоты дворянству» (1787). Русское просветительство целиком отправлялось от положений теории«естественного права», утверждавших якобы заложенное в самой природечеловека право на уважение достоинства индивидуума, независимо от егосоциального положения, прерогативу полновластного распоряжения плодамисобственного труда и т. д. Таким образом, взгляды российскогопросветительства тяготели прежде всего к проблеме личности. (При этом можновспомнить, что и программный документ Великой французской революции носилнаименование «Декларации прав человека и гражданина».) В пятидесятых годах в России появился первый публичный театр,основанный Ф. Г. Волковым. Правда, количество театров не было большим, носледует учитывать развитие любительской сцены (при Московском университете,при Смольном институте благородных девиц, Шляхетском корпусе и т. д.).Домашний театр архитектора и переводчика Н. А. Львова играл заметную роль вжизни столицы. О месте, занимаемом драматургией в русской литературе XVIIIстолетия, говорит хотя бы тот факт, что даже Екатерина II в поисках средствправительственной опеки над умами использовала форму драматическогосочинения (ее перу принадлежат комедии «О, время!», «Именины госпожиВорчалкиной», «Обманщик» и другие). В Петербурге и Москве, помимо театров, имевших в виду дворянскиекруги, существовали одно время и театры, созданные по почину типографскихрабочих и фабричных учеников, рассчитанные на средние и низшие городскиеслои. В их репертуар входили драмы, комедии и пьесы Жана Батиста Мольера.Современники отмечали, что «чернь, купцы, подьячие и прочие, им подобные»проявляли «столь великую жадность» к спектаклям, что, «оставив свои иныезабавы, из которых иные действием не весьма забавны, ежедневно на оныезрелища собирались». Наконец, надо вспомнить крепостные театры, числокоторых к концу столетия доходило до ста семидесяти. Лучшая из крепостныхтрупп - шереметевская - насчитывала 150 актеров и 40 оркестрантов. Театральное искусство обладает способностью наглядно развернуть передмассой зрителей событие во всей его жизненной конкретности. Материал, изкоторого актер конструирует сценические типы, - это он сам как гражданини человек, т. е. как личность. Поиски путей утверждению человеческогодостоинства, гражданских идеалов, отметившие историю русской живописи искульптуры второй половины XVIII века, проходил в том же русле, что иискания в области театрального искусства. Развитие портретного жанра. Переходя к непосредственной историирусского изобразительного искусства второй половины XVIII века, надопервоначально остановиться на рождении так называемого интимного портрета.Для понимания особенностей последнего важно отметить, что все, в том числеи большие мастера первой половины столетия, работали и парадным портретом.Художники стремились показать прежде всего достойного представителяпреимущественно дворянского сословия. Поэтому изображаемого писали впарадной одежде, при знаках отличия за заслуги перед государством, азачастую в театрализованной позе, выявляющей высокое общественное положениепортретируемого. Парадный портрет диктовался в начале столетия общей атмосферой эпохи,а впоследствии - установившимися вкусами заказчиков. Однако он оченьбыстро превратился, собственно говоря, в официозный. Теоретик искусства тойпоры А. М. Иванов заявлял: «Должно, чтоб... портреты казались как быговорящими о себе сами и как бы извещающими: «смотри на меня, я есмь оныйнепобедимый царь, окруженный величеством». В противоположность парадному интимный портрет стремился запечатлетьчеловека таким, каким он представляется взгляду близкого друга. Причемзадача художника заключалась в том, чтобы наряду с точным обликомизображаемого человека раскрыть черты его характера, дать оценку личности. Наступление нового периода в истории русского портрета знаменовалиполотна Федора Степановича Рокотова (род. 1736 - ум. 1808 или 1809). Творчество Ф. С. Рокотова. Скудность биографических сведений непозволяет достоверно установить, у кого он учился. Долгие споры велись дажепо поводу происхождения живописца. Раннее же признание художника обеспечилаего подлинная одаренность, проявившаяся в портретах В. И. Майкова (1765),неизвестной в розовом (1770-е годы), молодого человека в треуголке (1770-егоды), В. Е. Новосильцевой (1780), П. Н. Ланской (1780-е годы). В портрете неизвестной в розовом запечатлена миловидная девушка, снежными, почти детскими чертами лица. Пастельная гамма розовых исеребристо-серых тонов сообщает образу целомудренную чистоту. Незабываемовыражение лица неизвестной - полуулыбка, скользящая на губах, взглядзатененных миндалевидных глаз. Здесь и доверчивость, и какая-тонедоговоренность, быть может, своя сердечная тайна. Портрет Рокотова будитв человеке потребность духовного общения, говорит об увлекательностипознания окружающих людей. Однако при всех художественных достоинствахрокотовской живописи нельзя не заметить того, что таинственная полуулыбка,загадочный взгляд удлиненных глаз переходят у него из портрета в портрет,не раскрывая, а лишь как бы предлагая смотрящему разгадать скрытую за ниминатуру. Рождается впечатление, что автор создает подобие театральной маскизагадочного человеческого характера и накладывает ее на всех тех, кто емупозирует. Дальнейшее развитие интимного портрета было связано с именем ДмитрияГригорьевича Левицкого (1735 - 1822). Творчество Д. Г. Левицкого. Первоначальное художественное образованиеон получил занимаясь под руководством отца, гравера Киево-Печерской лавры.Участие в работах по росписи киевского Андреевского собора,осуществлявшихся А. П. Антроповым, привело к последующему четырехлетнемуученичеству у этого мастера и увлечению портретным жанром. В раннихполотнах Левицкого отчетливо выступает связь с традиционным параднымпортретом. Перелом в его творчестве знаменовала заказная портретная сериявоспитанниц Смольного института благородных девиц, состоящая из семикрупноформатных произведений, исполненных в 1773 - 1776 годах. Заказ имел ввиду, конечно, парадные портреты. Предусматривалось изобразить девушек вовесь рост в театральных костюмах на фоне декораций любительских спектаклей,ставившихся в пансионе. к зимнему сезону 1773 - 1773 года воспитанницы настолько преуспели всценическом искусстве, что на представлениях присутствовал императорскийдвор и дипломатический корпус.) Заказчицей выступила сама императрица в связи с предстоящим первымвыпуском учебного заведения. Она стремилась оставить потомству нагляднуюпамять об исполнении своей заветной мечты - воспитании в России поколениядворян, которые бы не только по праву рождения, но и образования,просвещенности возвышались над низшими сословиями. Однако то, как живописец подошел к выполнению задания, раскрывает,например, «Портрет Е. И. Нелидовой» (1773). Девушка запечатлена, какполагают, в своей лучшей роли - служанки Сербины из инсценировки по опереДжованни Перголези «Служанка-госпожа», рассказывавшей о ловкой горничной,сумевшей добиться сердечного расположения господина, а затем и брака с ним.Грациозно приподняв пальчиками легкий кружевной передник и лукаво склонивголову, Нелидова стоит в так называемой третьей позиции в ожидании взмахадирижерской палочки. (Кстати, пятнадцатилетняя «актриса» пользовалась такойлюбовью публики, что ее игра отмечалась в газетах и ей посвящали стихи.)Чувствуется, что для нее театральное представление - не поводпродемонстрировать «изящные манеры», привитые в пансионе, а возможностьвыявить молодой задор, стесненный повседневными жесткими правиламиСмольного института. Художник передает полное душевное растворениеНелидовой в сценическом действии. Близкие по тону серо-зеленые оттенки, вкоторых решен пейзажный театральный задник, жемчужные цвета платья девушки- все подчинено этой задаче. Левицкий показывает и непосредственностьнатуры самой Нелидовой. Живописец нарочито подал тона в фоновом плане болеетусклыми и одновременно заставил их искриться на первом плане - в одеждегероини. Гамма строится на богатом по своим декоративным качествамотношении серо-зеленых и жемчужных тонов с розовыми в окраске лица, шеи,рук и лент, украшающих костюм. Причем во втором случае художникпридерживается локального цвета, заставляя вспомнить манеру его учителяАнтропова. Художественные достижения, придавшие своеобразие этой маленькойпортретной галерее, Левицкий закрепил в последующем творчестве, создав, вчастности, два превосходных портрета М. А. Львовой, урожденной Дьяковой,дочери сенатского обер-прокурора (1778 и 1781). Первый из них показывает восемнадцатилетнюю девушку, почти ровесницусмолянок. Она изображена в повороте, непринужденность которого выразительноподчеркивается золотистым боковым светом, упавшим на фигуру. Лучистые глазаюной героини мечтательно-радостно смотрят куда-то мимо зрителя, а влажныегубы тронуты поэтически неопределенной улыбкой. В ее облике - лукаво-задорная смелость и целомудренная робость, всепроникающее счастье ипросветленная грусть. Это характер еще до конца не сложившийся, полныйожидания встречи со взрослой жизнью. Девушка была влюблена в архитектора, близкого друга Левицкого, но ееродители не соглашались, чтобы их дочь вышла замуж за «ремесленника». Тогдаони тайно обвенчались. Именно в тот период ее запечатлел мастер в первомпортрете. В течение трех лет она жила под родительским кровом, надеясь, чтоотец и мать сменят гнев на милость. В конце концов, ее настойчивостьпобедила. Второй портрет написан, когда молодой женщине исполнился двадцатьодин год, но она выглядит старше своих лет. В ее взгляде ощущаетсяусталость, в улыбке проскальзывает горечь. Чувствуется, что ей пришлось столкнуться с чем-то трудным, тяжелым. Однако спокойный,величавый разворот плеч, горделиво откинутая голова показывают, что именноборьба воспитала в ней чувство собственного достоинства, сформировалаличность. Изменилась цветовая гамма. В первом произведении живопись приведена ктональному единству и напоминает колористические поиски Рокотова. Впортрете же 1781 года цвет взят в интенсивности его звучания. Теплыезвучные тона делают колорит напряженным, чуть жестковатым. Портреты М. А. Львовой, Н. И. Новикова, А. В. Храповицкого, мужа ижены Митрофановых, Бакуниной и другие, относящиеся к восьмидесятым годам,свидетельствуют о том, что Левицкий, соединив в себе суровую точностьАнтропова и лиризм Рокотова, стал наиболее выдающимся представителемрусской портретной живописи XVIII столетия. Плеяду крупнейших живописцев-портретистов XVIII века завершаетВладимир Лукич Боровиковский (1757 - 1825). Творчество В. Л. Боровиковского. Старший сын мелкопоместногоукраинского дворянина, добывавший вместе с отцом средства к существованиюиконописью, он впервые обратил на себя внимание аллегорическими росписями вКременчуге, выполненными в 1787 году к приезду Екатерины II. Это даломолодому мастеру возможность отправиться для совершенствования в живописи вПетербург. Ему удалось, как предполагают, брать уроки у Д. Г. Левицкого и,в конце концов, утвердить себя в столичных артистических кругах. В наследии, оставленном художником, особенно выделяется портрет М. И.Лопухиной (1797). Мастер запечатлел молодую женщину из известной в русскойистории фамилии. Она написана не в гостином зале, а на фоне пейзажа - подкроной развесистых деревьев старинного парка, рядом с полем зреющей ржи.Лопухина стоит, изящно облокотись на мраморный парапет. Здесь, в тиши,ничто не может помешать проявлению ее чувств. Правда, из них живописецвыделяет только одно - томную негу; в полотне все подчинено выражениюэтого чувства, и, прежде всего вариации светлых блеклых тонов колорита.Легчайшие переходы голубого, сиреневого и оливково-зеленого пробегают пополотну точно под дуновением ласкающего ветерка. Едва приподнятые тяжелыевеки затеняют ее глаза и сообщают их взгляду чувствительную мечтательность.Спускаясь с плеч, тонкая шаль • подчеркивает грациозно-изнеженноедвижение гибкого стана. Оно повторяется в опущенных руках и находит себеотклики в круглящихся овалах всех линий, строящих композицию (даже вочертании склоненной розы в стакане, стоящем на парапете). Портреты Боровиковского, включая только что рассмотренный,свидетельствуют о том, что живописец поднялся на следующую, новую (последостижений Левицкого) ступень в углублении образа человека. Левицкийоткрыл для русского портретного жанра мир многообразия человеческиххарактеров. Боровиковский же попытался проникнуть в душевное состояниезадумался над тем, как формировался характер модели. Список литературы 1. Юному художнику. Книга для чтения по истории искусства. М., 1956. 2. Энциклопедический словарь юного художника. М., 1987. 3. Пикулев И.И. Русское изобразительное искусство. М., 1977. 4. Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1995.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Искусство России XVIII века iconКонтрольная работа по культурологии на тему: Искусство России XVIII века Преподаватель: Зайнетдинов Шамиль Рашитович
В данной работе раскрыты крупнейшие произведения искусства XVIII в и попытка проанализировать их
Искусство России XVIII века iconВоенное искусство в России 2-й половины XVIII века

Искусство России XVIII века iconКнига для учащихся / А. Д. Алехин. 2-е изд. М.: Просвещение; Владос; 1994. 160 с.: ил
Охватывает период с Х до ХХ вв в четырех хронологических разделах: "Древнерусское искусство", "Искусство xviii", "Искусство xix",...
Искусство России XVIII века iconВоенное искусство в России 2-й половины XVIII века
Особенности морской тактики в Западной Европе и в России. Новаторство Ушакова в этой области
Искусство России XVIII века iconИстория России конец XVIII века начало XIX века

Искусство России XVIII века iconСтановление и формирование научных знаний в России в XVIII столетии
В представлении современников‑иностранцев Россия в научном отношении еще и в начале XVIII века “как бы новина, которую хотят распахать”....
Искусство России XVIII века iconКонтрольная работа по культурологии на тему «Культура России XVIII века»
Литература 18 века. Оформление жанров и стилей. Классицизм и сентиментализм
Искусство России XVIII века iconТема: «Четыре времени века: век xviii»
...
Искусство России XVIII века iconСпецифика критики как особой области литературно-художественной деятельности
Русская критика XVIII века. Взгляды В. К. Тредиаковского на поэзию и драматическое искусство
Искусство России XVIII века iconИзменения в культуре и быте в первой четверти XVIII века
Познакомить учащихся с достижениями русской культуры первой чет­верти XVIII века, выделить новые черты
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы