Государство и право зарубежных стран icon

Государство и право зарубежных стран



НазваниеГосударство и право зарубежных стран
Дата конвертации03.07.2012
Размер326,38 Kb.
ТипРеферат
Государство и право зарубежных стран


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ: ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Студента третьего курса заочной формы обучения Жишкевича Василия Викторовича специальность “Правоведение” группа №---322(з)---- З.К. №---96/54-ЗП---- Преподаватель:МахГ. Минск ул. Асаналиева д.2 кв.28220024, тел:2754980 ТЕМА: Формы государства План работы: 1.Монархическая форма правления, её понятие, характерные черты и разновидности….стр 3-5 2.Республиканская форма правления, её понятие, характерные черты и разновидности….стр 5-7 3.Конституционное закрепление форм государственного устройства. Виды форм государственного устройства….стр7- 4.Конституционное закрепление политического режима. Виды политических режимов….стр1.Монархическая форма правления, её понятие, характерные черты иразновидности. Формы правления характеризуют структуру и взаимоотношения основныхвысших органов государства – главы государства, парламента, правительства. Различают две основные формы правления: монархия и республика. Ихразличия связаны, прежде всего с положением главы государства. В монархииглава государства – король, султан, царь и т.д. – пожизненный инаследственный, в республике – выбранный на срок (единоличный президентили, что бывает редко, коллегиальный глава государства). Эта власть нередкообожествляется (монарх – помазанник божий). Например, в Японии Император до1945 года считался сыном богини Солнца – Аматерасу. В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако всовременном понимании монархия – не просто власть одного, но и властьнаследуемая. Отсюда выводится определение: монархия – это формагосударственного правления, при которой верховная государственная властьпринадлежит единоличному главе государства – монарху (королю, царю,императору, султану и т.д.) и передаётся по наследству. Монархия бываетдвух видов: - Неограниченная (абсолютная) – характеризуется всевластием главы государства. Он олицетворяет собой закон, осуществляя законодательную функцию. В современных условиях к числу абсолютных монархий в “чистом” виде относится лишь султанат Оман, где нет ни конституции, ни представительных органов. - Ограниченная – (парламентская) – характеризуется тем, что государственная власть рассредоточена между главой государства и другими органами. Власть монарха ограниченна Конституцией, парламентом, судом. Существуют три основные формы монархии: абсолютная, дуалистическая, ипарламентская (две последние называют ограниченной монархией). Одной из форм монархии является абсолютная монархия. Эта форма правлениятипична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызреваютзачатки индустриального. Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредотачивается всяполнота государственной власти. Он сам издаёт законы, может непосредственноруководить административной деятельностью или назначать для этогоправительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, покрайней мере, юридических, хотя политические, морально – эстетические,религиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мереприсутствуют. Подданные изначально юридически бесправны, поскольку монархне наделил их какими – то правами и не отобрал эти права. Для абсолютноймонархии характерен авторитарный политический режим, а государственныйрежим именуется абсолютизмом. Другой формой монархии является дуалистическая монархия. Дуалистическаямонархия (дуа – в переводе с латинского означает - два) - первая вистории форма ограниченной монархии. Она появилась сначала в Европе, нотеперь сохранилась лишь в немногих развивающихся странах. Этопервоначальная форма ограниченной, или конституционной, монархии. Вусловиях дуалистической монархии есть конституция, законы принимает толькопарламент, а управлением ведает монарх: он назначает министров, и они несутответственность только перед ним. Здесь наблюдается уже возникшее илидовольно развитое разделение властей, во всяком случае отделениезаконодательной власти от исполнительной. Законодательная властьпринадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными илиопределённой частью их, если избирательное право – цензовое. Исполнительнаявласть принадлежит монарху, который может осуществлять её непосредственноили через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежитмонарху, но может быть и более или менее независимой. Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное.Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютноговето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит. Кроме того,монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и дажеболее высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактическидуалистическую монархию абсолютной. На практике обычно существует“послушный” парламент, если он заявляет какие-то притензии, корольраспускает его. Правительство, если оно есть, за свою деятельность несёт ответственностьлишь перед монархом, но не перед парламентом. Последний можетвоздействовать на правительство, только используя своё право устанавливатьбюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако,использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты вступая в конфликт справительством и через него с монархом, не не ощущать постоянной угрозыроспус-ка парламента. Так было в Иордании, Марокко, некоторых другихстранах. Так, например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 годуочередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989 году. Как и для абсолютной монархии, так и для дуалистической типиченавторитарный полити-ческий режим. Государственный же режим можетхарактеризоваться как ограниченный дуализм власти.Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующейфеодальной верхушкой общества и остальной его частью, в которомпреобладание всё же остаётся за монархом и его окружением.Следующая форма монархии – парламентская монархия. Эта форма правлениясуществует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрногостроя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкойпрежних институтов власти, а постепенным их преобразованием иприспособлением к новым условиям. В парламентской монархии корольцарствует, но не правит. Формально правительство назначает он, этооформляется указом главы государства (монархом). Однако король не выбираетсебе министров, это делает парламент. Партия (блок партий), победившая навыборах в парламент, определяет состав правительства, её лидер становитсяобычно премьер – министром, посты министров получают видные деятели партии.Партия (партии), потерпевшая поражение, уходит в оппозицию (вВеликобритании она называется оппозицией его (её) Величества). Иной порядокформирования правительства при данной форме правления невозможен, посколькуоно должно получить вотум доверия путём голосования депутатов парламента(его нижней палаты), а это возможно только в том случае, если партия имееттам большинство или её обещают при голосовании другие партии. При парламентской форме монархии наблюдается развитое разделение властейпри признании принципа верховенства парламента над исполнительной властью,демократический или, по крайней мере, либеральный политический режим. Верховенство парламента выражается в том, что правительство, котороеобычно назначается монархом, должно пользоваться доверием парламента (илиего нижней палатой), а монарх, следовательно, вынужден назначать главойправительство лидера партии, имеющей в парламенте большинство мест, либолидера коалиции партий, таким большинством располагающей. В условиях парламентской монархии король не имеет реальной власти и невмешивается в политику, но не смотря на это, монарх наделен некоторымиправами. У него есть королевская прерогатива, полномочия которыетрадиционно принадлежат главе государства, в частности право войны и мира(в том числе он хранитель и внутреннего мира, порядка, стабильности).Монарх является главнокомандующим вооруженными силами страны. Главный отличительный признак парламентской монархии-политическаяответственность правительства перед парламентом за свою деятельность. Еслипарламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет вдоверии правительство должно уйти в отставку либо должно быть уволено вотставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешиваетсяправом правительством предложить монархом распустить парламент (нижнююпалату) и назначить новые выборы для того, чтобы конфликт междузаконодательной и исполнительной власти разрешил народ: если он поддержитправительство, то в результате выборов в парламенте образуется большинствоиз его сторонников, если же избиратели с правительством не согласны, то исостав парламента окажется соответствующем, а правительство сменено. Данная система отношений между монархом, правительством и парламентомхарактеризует парламентский режим как парламентаризм. Однако этотгосударственный режим действует только при условии, что в парламенте неодна политическая партия не имеет абсолютного большинства и не можетсформировать однопартийное правительство. Однако в странах, где существуетдвухпартийная система или многопартийная система с одной доминирующейпартией и правительство в принципе однопартийное, парламентарная модельотношений между парламентом и правительством практически превращается всвою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль заправительством, однако на деле правительство, состоящая из лидеров партии,обладающей в парламенте большинством через эту партийную функцию полностьюконтролирует работу парламентов. Такой государственный режим получилназвание системы кабинета, или министериализма. Следовательно при одной и той же форме правления возможны двагосударственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит отсуществующей в стране политической системы. Существуют и нетипичные формы монархии, например, выборная монархия вМалайзии. Король избирается на пять лет из числа наследственных султановдевяти штатов (всего в стране 13 штатов, но главы четырёх из них неявляются наследственными султанами и в выборах не участвуют). На делевыборов нет. По списку совета правителей они занимают пост монарха поочереди. Выборность главы государства и на определённый срок сближаютданную форму с республикой, но всё же это монархия: выбранными могут бытьтолько наследственные султаны. В ОАЭ существует «коллективная монархия»; полномочия монарха принадлежатСовету эмиров семи объединившихся эмиратов федерации, полномочия главыгосударства, кроме церемониальных, осуществляются ими совместно, назаседании Совета эмиров. Совет избирает своего председателя, он – не монархфедерации и не президент а лишь председательствует в Совете и выполняетнекоторые полномочия единолично (например, приём послов иностранныхгосударств, но это может делать и другой член Совета эмиров). ПредседателемСовета эмиров постоянно выбирают одно и тоже лицо – султана крупнейшегоэмирата Абу-Даби, который занимает 86% территории федерации. В единичных странах Африки существует патриархальная монархия. ВСвазиленде король – это по существу вождь племени. При нём создан племеннойсовет ликоко в составе 17 других вождей, возглавляемый королевой – матерью(в этом сказываются пережитки матриархата). После смерти монарха ликоковыбирает другого короля из числа сыновей покойного (последний раз такойвыбор осуществлялся из 120 сыновей короля от 80 жен).2.Республиканская форма правления, её понятие, характерные черты иразновидности.Республика (от латинского res publica – общественное дело)– это формагосударственного правления, в которой высшая государственная властьпринадлежит выборным органам. Современные республики подразделяются на: - президентские (дуалистические); - парламентарная; - смешанные (полупрезидентские); Различаются они, главным образом, тем, какой из органов власти(президент или парламент) формирует правительство, и перед кем этоправительство несёт ответственность. Президентская республика – это форма правления, при которой президентявляется главой государства, он же формирует правительство, которое несётответственность за свою деятельность пред ним. В президентских республиках,как правило, отсутствует должность премьер – министра, так как функцииглавы правительства выполняет президент. Немного подробнее о структуревластных полномочий в президентской республике. В президентской республике министров назначает президент по своемуусмотрению. В некоторых странах, например в США, требуется согласие верхнейпалаты парламента, в других президентских республиках, например Мексике,этого не нужно. Президент увольняет их в отставку (без согласия верхнейпалаты). Состав правительства (кабинета) не нуждается в одобрениипарламента (нижней палаты), голосования по поводу вотума доверия, одобренияпрограммы правительства не требуется. Правительств по существу не являетсяколлегиальным органом, это – кабинет президента, совещательный орган, аминистры – советники президента, но при этом они осуществляютгосударственное управление в своей области. При решении вопросов назаседаниях правительства не происходит или по крайней мере они решаются непутём голосования: мнение президента имеет решающее значение. В истории СШАбыли случаи, когда все министры возражали против предложения президента, нооно тем не менее принималось. Во многих президентских республиках должностипремьер – министра нет, президент сам является премьер – министром.Правительство не несёт ответственности перед парламентом. Парламент неможет уволить правительство или министров в отставку. Президентская республика (как форма правления) несколько напоминаетдуалистическую монархию, тем более что впервые создавалась в США по еёпримеру, однако имеет весьма существенные отличия от неё. Прежде всего, здесь наиболее последовательно проведён принципразделения властей, а взаимоотношения между ветвями власти строятся на базепринципа так называемых сдержек и противовесов. В президентских республикахнередко наблюдается ситуация, характеризующаяся тем, что президентпринадлежит к одной партии, а большинство в парламенте имеет другая. Тем неменее они вынуждены сотрудничать, ибо ни одна из властей не можетконституционным путём устранить другую. Сдержки и противовесы проявляются,в частности, в том, что президент может тормозить законодательнуюдеятельность парламента, налагая на принятые им законы отлагательное(суспенсивное) вето, для преодоления которого требуется квалифицированноебольшинство голосов в обеих палатах парламента. В свою очередь, верхняяпалата парламента может воспрепятствовать назначению президентомдолжностных лиц, а кроме того ратифицирует (и может отказать в этом)заключённые президентом международные договоры. Судебная властьконтролирует конституционность актов и парламента, и президента,обеспечивая тем самым соблюдение правопорядка как законодательной, так иисполнительной властью. Парламентская республика – это форма правления, при которой парламентнаделён не только законодательными полномочиями, но и фактическивозможностью формировать правительство. Парламент имеет право требоватьотставки правительство, выразив ему недоверие. Руководит правительствомпремьер – министр. К этой форме правления относится всё сказанное выше о парламентскоймонархии, за исключением вопроса о главе государства. Парламентских республик в мире не так много (Венгрия, Германия, Италия,Молдова, Словакия, Эстония и др.). В парламентской республике правительствоформально назначается президентом, во всяком случае он подписывает акт оназначении совета, кабинета министров. Однако выбор президента не свободен:он обязан назначить министрами лиц, предложенных партией (партиями),одержавшей победу на парламентских выборах (в нижнюю палату) и имеющей вней большинство или поддерживаемую другими партиями при голосовании повопросу о доверии правительству. Правительство будет создано только когда,когда оно получит вотум доверия. С формальной точки зрения президент можетназначить (пользуясь своими конституционными полномочиями) правительство пособственному усмотрению из партии меньшинства (согласно конституцииправительство назначает президент), но это означает, что оно вдействительности не будет создано. Поэтому президент может пойти насамостоятельное назначения правительства только в условиях своеобразногопарламентского кризиса, когда правящая партия утрачивает большинство впарламенте (например - переход значительной части депутатов в другие партии– так было в Индии, но теперь такое в этой стране невозможно, т. к согласнопоправке к конституции переход в другую партию влечёт утрату депутатскогомандата). Выражение недоверия правительству или отдельному министру в условияхпарламентарной республики влечёт за собой его отставку. Но у президентаесть другая возможность: не увольнять правительство, а досрочно распуститьпарламент с назначением новых выборов, чтобы избиратели решили, кто прав вспоре правительства и парламента. Смешанная (полупрезидентская) республика – это форма правления, прикоторой парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль исвою ответственность по отношению к правительству. Полупрезидентская республика сочетает элементы президентской ипарламентарной республики. От президентской республики в ней сохраняетсяведущая роль президента в системе государственной власти, включая его право брать в исключительных ситуациях всю полноту власти в свои руки (Франция),назначать министров и увольнять их в отставку, руководить непосредственнодеятельностью некоторых министров, действовать в ряде случаев независимо отпремьер – министра и министров, издавать свои акты по некоторым важнымвопросам (назначение референдумов, применение исключительных полномочий идр.) без контрассигнатуры премьер – министра и министров, руководитьзаседаниями правительства. В полупрезидентской республике у президента естьи такие полномочия, которые не существуют в условиях ни президентской нипарламентарной республики. Таково, например, его право распустить или нераспустить парламент при определённых обстоятельствах, при выражении вотуманедоверия правительству. От парламентарной республики восприняты разделение постов президента ипремьер – министра и главное – возможность ответственности правительстваперед парламентом. В полупрезидентской республике возможен вотум недоверия(резолюция порицания). Правда, вынесение и принятие такой резолюциипорицания затруднено, поскольку требуется большое количество подписейдепутатов под проектом резолюции; если она не пройдёт, депутаты,подписавшиеся под проектом, будут на некоторое лишены права вносить другиерезолюции недоверия. На практике такие акты крайне редки и ещё реже –результативны (во Франции имели место единичные случаи успеха).Во многих странах Латинской Америки существуют суперпрезидентскиереспублики (такой термин утвердился в зарубежной литературе). Полномочияпрезидента в этих странах шире, чем в США. В частности, назначениеминистров и других высших должностных лиц не требует утверждения сената (вСША сенат утверждает около 6 тысяч назначений). Большую роль в политикестран Латинской Америки традиционно играют вооружённые силы, на которыеопирается президент (их роль возросла в связи с частыми военнымипереворотами, когда армия ставила и смещала президентов). Напротив, рольполитических партий традиционно слаба, ровно как и роль парламентов,которые, как правило, послушно следуют за президентом. В странах Африки и некоторых странах Азии в 60 – 80-х годах существоваласвоеобразная форма президентской монократической (советской) республики,хотя данная форма правления применяется только в «социалистических»странах, где политический режим, как правило, тоталитарный, то естьмаксимально удалённый от демократического. Независимо от того, какконкретно именуются «представительные» органы в «социалистических» странах– народные советы и Национальное собрание (парламент) во Вьетнаме, собраниенародных представителей в Китае, народные собрания в КНДР, ассамблеинародной власти на Кубе, в доктрине этих стран более или менееобщепризнанно, что всё это – органы советского типа. Такую форму республикииспользовали как лидеры стран, провозглашавшие социалистическую ориентацию(например Гвинеи), так и в ёще большей степени государств, развивающихся покапиталистическому пути (Тунис, Уганда, Центрально – АфриканскаяРеспублика, затем империи – Малави, Гвинея и др.). Советская типажность проявляется в первоначальных признаках таких, какпроизводственно-территориальный признак формирования представительныхорганов, обеспечивающих «чистоту классового состава», избрание вышестоящихступенями нижестоящих. В большинстве «социалистических» стран эти признакилибо в последствии исчезли, как в СССР, либо вообще не появлялись, как вРумынии. «Выборы» в эти органы, как правило, считались и сегодня считаютсявсеобщими, равными, прямыми при тайном голосовании. Для советской республики характерно:1. Верховенство и полновластие советов либо «представительных» органов под иными наименованиями – все остальные государственные органы (кроме жестко централизованной прокуратуры) формируются советами соответствующего уровня, ответственны перед ними и (или) подотчётны им (включая даже суды).2. Советы всех ступеней образуют единую систему, внутри которой существуют отношения руководства и подчинения.3. Поскольку депутаты советов выполняют свои функции, не оставляя основной работы, сессии советов редкие и краткие, а их текущие полномочия осуществляются их исполнительными органами на местах и особыми сравнительно узкими коллегиальными органами в центре, решения которых обычно подлежат последующему утверждению советами. В условиях установленной законом однопартийности руководитель партиипровозглашался пожизненным президентом (название ключевой должностигосударства может быть и другим). Парламент, состоявший из членов партии,подчинённых президенту, реальных полномочий не имел. Президент сам былминистром многих министерств, имевших решающее значение. Последней формойэтого рода была КНДР до 1995 г., ныне форма президентской монократическойреспублики не существует, хотя сын покойного президента и генеральногосекретаря правящей партии теперь является фактическим руководителемстраны, не занимая решающих государственных должностей. Данная форма правления напоминает парламентарную республику, посколькуправительство формируется «парламентом» и юридически ответственно передним, но она и резко отличается от парламентарной формы тем, что никакогобаланса властей здесь нет – разделение властей даже теоретически непризнаётся; ему противопоставлен принцип единства власти трудового народа,воплощённого в советах.Форма монократической президентской (советской) республики отличается отправления военных хунт и других подобных «республиканских» форм тем, чтоона зачастую одета в пышные «демократические» одежды, скрывающие еёдиктаторскую сущность. ВЫВОД: Из сказанного выше видно, что тенденция мирового развития формправления заключается в создании смешанных и гибридных форм. Соединяются нетолько черты президентской и парламентарной республики, но иногда инекоторые черты республики и монархии. 3.Конституционное закрепление форм государственного устройства. Виды форм государственного устройства Конституционное закрепление форм государственного устройства. Конституция государства определяет название государства, его сущность,содержание, форму правления, форму государственного устройства иполитический (государственный) режим. Для примера привожу несколько статей из конституций некоторыхгосударств.Основной закон Федеративной Республики Германии. Статья 20.1. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством.Конституция Австрийской Республики.Статья 2.1. Австрия является федеративным государством.2.Федеративное государство образуется из самостоятельных земель:Бургенланда, Каринтии, Нижней Австралии, Зальцбурга, Штирии, Тироля,Форарльберга, Вены.Конституция Бельгии. Статья 1.Бельгия является федеративным государством, состоящем из сообществ ирегионов.Конституция Португальской Республики. Статья 6.Государство является унитарным и уважает в своей организации принципыавтономии местных органов власти и демократической децентрализациигосударственного управления. При анализе приведённых выше статьей конституций, и конституций другихгосударств видно, что форма государственного устройства может закреплятьсяв конституции прямо, то есть в конкретной статье или пункте статьи ( как вконституциях Португалии, Бельгии, Германии, Австрии и др.), и косвенно, тоесть когда в конституции нет прямого указания на форму государственногоустройства конкретного государства, но она вытекает из общего текстаконституции (Греция, Франция и Испания Италия и др.). Форма государственного устройства – это территориальная организациягосударственной власти, территориальное устройство, взаимоотношение междугосударством и составляющими его частями, между отдельными частямигосударства, между центральными и местными органами власти. Приняторазличать три основные формы государственного устройства: унитарноегосударство, федерацию и третья форма – так называемое регионалистическое(конфедерация) государство (Италия, Испания и др.), но это в основномпереходная форма, соединяющая некоторые черты унитаризма, автономии ифедерализма. Унитарное государство (от латинского unus – один)– это целостноецентрализованное государство, административно-территориальные образованиякоторого не имеют статуса государственных образований. Оно состоит изадминистраивно-территориальных единиц – областей, провинций, губерний,которые затем делятся на районы, уезды, а последние – на общины, коммуны идр. в отдельные административно-территориальные единицы обычно выделяютсягорода, особенно крупные, города и крупные сёла тоже часто имеют статусобщин, иногда органы местного самоуправления существуют и в мелких,входящих в общину (выборные старосты, солтысы – в Польше, кметы вБолгарии). Число звеньев в административно-территориальном делении можетбыть различным. В единичных очень мелких государствах, например Науру иТувалу в Океании, каждое из которых насчитывает менее 10 тыс. жителей,вообще нет административно-территориального деления, в некоторых странахоно двухзвенное (округа или области и общины), в иных – четырёхзвённое(Франция). Наиболее распространено трёхзвённое административно-территориальное деление типа: область–район–община. Некоторые из такихединиц рассматриваются в качестве территориальных коллективов, и тогда вних создаются местные органы самоуправления, другие такого статуса неимеют, и в этом случае создаются только органы местного управления. Наряду с административно-территориальными единицами в унитарномгосударстве могут быть одно или несколько автономных образований. Взависимости от этого различаются простые и сложные унитарные государства. Впростом унитарном государстве существуют только административно-территориальные единицы, в сложном есть автономия. В отдельных унитарныхгосударствах Африки являющихся республиками (Уганда, Гана, Намибия и др.),есть своеобразные единицы – традиционные королевства, восстановленные в 90-х годах. По степени централизации принято различать централизованные иотносительно децентрализованные унитарные государства (всякое унитарноегосударство в определённой степени централизованно). В централизованномунитарном государстве на места (в региональные, а иногда, в частности, внекоторых развивающихся странах и в общинные звенья) назначаются из центрачиновники, которые либо управляют этими территориями (нередко это бывает врайонном звене, в Болгарии и Польше – в областном), либо руководятопределёнными сферами (полицией, охраной общественного порядка) иосуществляет контроль за законностью деятельности органов местногосамоуправления (например, в режьонах и департаментах Франции), либозаниматься и тем и другим. Полностью централизованных унитарных государствнет, в общинном (низовом) звене существуют те или иные выборные органыместного самоуправления, которые нередко сохраняются даже в условияхвоенных режимов (в современной Нигерии). В децентрализованном унитарном государстве нет назначаемых на местачиновников, во всех звеньях административно-территориального деления(областного, районного, общинного характера) существуют только выборныеорганы (советы) или выборные должностные лица. Это органы (советы) общейили отраслевой компетенции (например, шерифы графств - начальники полиции вштатах США). Советы нанимают или утверждают государственных служащих дляуправления отдельными отраслями местной жизни (Великобритания и др.). Увыборных советовСуществует своя, определённая советом, компетенция, в которую центральныеорганы не вправе вмешиваться (кроме чрезвычайных событий или нарушениязаконов, и то в последнем случае такое вмешательство осуществляется черезсуд). В России в соответствии с законом об обших принципах местногосамоуправления 1995 г. назначенных на места чиновников обшей компетенциибыть не должно, органы самоуправления и главы местных администрацийизбираются. Сказанное выше о централизованном и децентрализованном унитарномгосударстве относится к субъектам федерации – государственным образованиям(штатам, провинциям, землям и т.д.). Они подразделяются на административно-территориальные единицы. Их устройство может быть централизованным(субъекты федераций в Венесуэле, Индии и др.) и децентрализованными (штатыв США, кантоны в Швейцарии, различные субъекты Федерации в России). Федеративное государство – это государственное устройство, при которомнесколько суверенных государств или государственных образований образуютодно союзное (федеративное) государство. Термин “федерация” происходит отлатинского глагола “federate”- объединять, укреплять союзом. Федерация –сложное государство. В отличие от унитарного, которое состоит только или восновном из административно-территориальных единиц, составными частямифедерации являются государства-члены или государственные образования. Онизанимают всю или подавляющую часть территории (в некоторых государствах,например в США, наряду с субъектами существуют и другие единицы –федеральные территории, федеральные владения, федеральный округ, которыеуправляются особым образом). Большинство федераций – это крупные или средние государства. Всовокупности в федерациях проживает около трети населения земли. Одни изних созданы на основе союза, объединения независимых государств (например,Танзания в 1964 г. на основе объединения Танганьики и Занзибара), другиеобразованны «сверху», при принятии конституции на основе автономиисоставных частей (Пакистан в существующих границах на основе конституции1973 г.). Отдельные федерации строятся с учётом национального, этнического,национально-лингвистического фактора (Индия, Бельгия с 1993 г., Эфиопия с1994 г.), в иных этот признак не учитывался (США) и не мог быть учтён(ОАЭ). Ещё одна группа федераций сочетает учёт этнических и территориальныхмоментов. В России, где существуют национальные республики, большинствосубъектов федерации образованно по территориальному признаку. В Канаде лишьодна из 10 провинций имеет большинство франко-канадского населения,остальные девять созданы по территориальному признаку (население – англо-канадцы). Наконец, Нигерия специально реорганизована таким образом, чтобыни в одном штате не доминировала какая-либо этническая общность (племя).Большинство федераций характеризуются одинаковым статусом её субъектов, но,например, в Индии штаты неравноправны, существует их градация, в РоссииКонституция1993 г. провозглашает равноправие субъектов, но на делереспублики имеют свои конституции и гражданство, тогда как области и краяпринимают лишь уставы и собственного гражданства не имеют. Большую часть территории федеративного государства занимают субъектыфедерации. Наряду с субъектами в состав многих федераций входят и другиетерритории: федеральный округ – столица с прилегающими окрестностями,федеральные территории, федеральные владения. Федеральные территории могутнаходиться под управлением федеральных властей, а могут иметь и ту или инуюстепень самоуправления. Федеральные владения обычно самоуправления не имеют(за исключением племенных советов в некоторых странах). Субъекты федераций часто имеют свои конституции, которые они, в отличиеот автономий, принимают сами. Субъекты федерации могут иметь своёгражданство, создают своё правительство, возглавляемое избраннымгубернатором или формируемое партией, победившей на выборах в местныйпарламент, во главе с главным министром штата (Индия). В штатах США, как ив федерации, коллегии правительства по существу нет, поскольку многиедолжностные лица штата, как и губернатор, избираются населением игубернатору не подчинены (атторней штата, государственный секретарь штата идр.). В кантонах Швейцарии весь состав правительства избираетсянепосредственно гражданами. Своя судебная система у субъектов федерации имеется в редких случаях,обычно существует единая федеральная система судов (Россия, Индия и др.).Субъекты федераций в монархиях, как правило, имеют республиканскую формуправления (Австралия, Бельгия, Канада), в Малайзии – часть субъектовуправляется по республиканской системе, но большинство субъектов - монархииво главе с султанами. В ОАЭ все семь субъектов имеют монархическую формуправления (их главы - эмиры). Штаты (субъекты) иногда имеют свои символы –герб, флаг, столицу, могут заключать соглашения между собой, но неполитического характера (Австралия, Германия, Швейцария). Они могутзаключать неполитические соглашения так же и с субъектами федераций другихгосударств, с самими государствами. Есть у них и координирующие органы –совещания премьер-министров, ассоциация легислатур и др. Составные части государства, не являющиеся субъектами федерации, своихконституций не имеют. Иногда они создают местные парламенты, которые обычноносят совещательный характер и действуют при назначаемом из центрагубернаторе. Владения управляются федеральными органами, «ассоциированныегосударства» - это единицы, ответственность за оборону которых и их внешниесношения несёт правительство США. Несубъекты федерации, за редкимиисключениями, не представлены в верхней палате и иногда посылают одногопредставителя в нижнюю палату с правом совещательного голоса. Некоторые изних бывают представлены в сенате (Бразилия, Нигерия), но с меньшим числомпо сравнению со штатами. В последнее время появилась особая формаассоциированного государственного объединения. Примером тому являетсяЕвропейское Сообщество. Различают симметричные и асимметричные федерации. В состав симметричнойфедерации входят только субъекты (Германия, Россия), кроме того,симметричная федерация предлагает полное равенство субъектов. Полностьюсимметричных федерация фактически не существует – во всех из них есть какие-то элементы асимметрии. Различают также и федерации на основе союза и на основе автономии.Федерациями первогорода были СССР и прежняя Югославия. Их субъекты считались суверенными, и вконституциях признавалось их право на выход из союза. Правда, в конституцииЮгославии это положение было сформулировано очень нечётко. В настоящеевремя ни одна конституция федеративных государств не признаётгосударственный суверенитет за штатами.Регионалистское государство. После второй мировой войны сначала в Италии спринятием конституции 1947 г., затем в Испании, и после измененияконституции Шри-Ланки (1987 г.) возникла новая форма территориально-политического устройства государства, которая отличается от сложногоунитарного государства (с автономией) и от федерации: региональстскоегосударство. Территория такого государства состоит из автономных образований. Онимогут быть созданы на принципах областной автономии с учётом национальныхмоментов (в Испании), а могут совмещать те и другие черты. В Шри-Ланке,например, это автономия для тамилов, но и другие провинции, населённыесингалами, обладают такими же правами. Автономные образования имеют статутыоб автономии, которые утверждаются парламентом (некоторые статуты крупныхобластей утверждаются парламентом в форме конституционного закона), создаютместные представительные органы с правом издания местных законов, но сфераместного законодательства устанавливается конституцией государства илифедеральным законом. Имеется свой местный исполнительный орган – комитет,правление и т.д. (его члены не называются министрами), но в каждуюавтономию назначается представитель центра (комиссар, губернатор). Онконтролирует законность действий органов автономии, а иногда наделяется иболее широкими правами, включая право вето и роспуска органов автономии(Шри-Ланка). Особыми территориальными единицами публичного характера являютсяупоминавшиеся резервации, которые в своих внутренних делах управляютсяплеменными советами на основе обычаев и традиций (США, Канада, Австралия,Колумбия и др.), зависимые территории, являются остатками колониализмазаморские департаменты и заморские территории Франции, небольшие,преимущественно островные, владения Великобритании. Формой зависимостиявляются упомянутые выше ассоциированные государства США. Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достиженияопределённых целей (экономических, военных и т.д.). Конфедерация необладает суверенитетом, так как создаваемые союзные органы лишькоординируют деятельность входящих в конфедерацию государств и только потем вопросам, для решения которых они объединились. 4.Конституционное закрепление политического режима. Виды политических режимов. 4.Конституционное закрепление политического режима.Конституция государства определяет название государства, его сущность,содержание, форму правления, форму государственного устройства иполитический (государственный) режим. Для примера привожу несколько статей из конституций некоторыхгосударств.Конституция Французской Республики. Статья 1.Франция является неделимой, светской, социальной, демократическойРеспубликой…Конституция Португальской Республики. Статья 2.Португальская Республика – демократическое правовое государство,основывающееся на народном суверенитете, на многообразии демократическихмнений и демократическом политическом плюрализме…Конституция Итальянской Республики. Статья 1.Италия – демократическая республика, основывающаяся на труде.Конституция Испании. Статья 1.1. Испания конституируется как правовое демократическое государство,…Конституция Ирландии. Статья 5.Ирландия является суверенным, независимым и демократическим государством.Основной закон Федеративной Республики Германии. Статья 20.2. Федеративная Республика Германия является демократическим и социальным федеративным государством.Конституция Великого Герцогства Люксембург. Статья 11.3. Люксембуржци равны перед законом… Статья 51.В Великом Герцогстве действует режим парламентской демократии.Конституция Австрийской Республики. Статья 1.Австрия является демократической республикой. Её право исходит от народа. Из приведённых выше статей конституций видно, что политический режимгосударства закрепляется в конституции прямо в определённой статье или еёчасти, т.е имеет нормативный характер. Но есть государства, конституциикоторых не закрепляют политический режим прямо в конкретной норме, асодержат в своём тексте принципы тех или иных политических режимов(разделение властей, верховенство закона, равенство всех граждан передзаконом и т.д.). Например:Конституция Бельгии. Статья 10.В государстве не существует никаких сословных различий.Бельгийцы равны перед законом… Статья 36.Федеральная законодательная власть осуществляется совместно Королём,Палатой представителей и Сенатом. Статья 37.Королю принадлежит исполнительная власть в пределах, определённыхКонституцией.Конституция Греции. Статья 1.3. Вся власть исходит от народа, существует для народа и нации иосуществляется путём, определяемым Конституцией. Статья 4.1. Греки равны перед законом. Статья 26.1. Законодательные функции осуществляются Парламентом и Президентом Республики.2. Исполнительные функции осуществляются Президентом Республики и Правительством.3. Судебные функции осуществляются судами, решение которых исполняются от имени греческого народа.Политический режим – это совокупность методов, способов и средствосуществления политической и государственной власти. Различают следующиеполитические режимы:- демократический;- либеральный;- авторитарный;- тоталитарный. Демократический режим –это способ организации и осуществлениягосударственной и политической власти, когда обеспечивается верховенствонарода и в устройстве, и в осуществлении государственной власти, когданарод является единственным источником власти и реализует еёнепосредственно, а так же через формируемые им государственные органы.Слово «демократия» имеет несколько значений:- Демократия (от греческого слова demos – народ и kratos - власть) дословнопереводиться как «власть народа»;- Американский президент Линкольн расшифровал слово демократия как:«Правление народа, избранное народом для народа».- Демократия – способ организации власти. При демократическом политическом режиме народ признаётся источникомверховной демократической власти. Суверенитет народа проявляется в том, чтоименно ему принадлежит учредительная власть, конституционная власть вгосударстве, что он выбирает своих представителей и может периодически ихменять, а во многих странах имеет так же право непосредственно участвоватьв разработке и принятии законов с помощью народных инициатив иреферендумов.Суверенитет народа – важнейший конституционный признак демократии. При этомследует подчеркнуть,что народ, будучи сложной общностью людей, имеетопределённую структуру, состоит из определённых личностей. Признаки демократического политического режима:1. периодическая выборность основных органов государственной власти. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причём избираются на определённый ограниченный срок2. свободные выборы предполагают соблюдение следующих условий: свободу выдвижения кандидатур, свободу избирательного права, свободу голосования.3. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству, при их осуществлении, существование легальной оппозиции. В условиях демократического режима главная и естественная обязанность большинства – уважение меньшинства и его права на создание оппозиции. Посредством оппозиции меньшинство, признавая волю большинства, сохраняет возможность открыто отстаивать свою точку зрения, что обеспечивает реальный плюрализм мнений и поиск оптимальных решений общественных проблем. Это делает само большинство неустойчивым и не даёт его победе перерасти в диктат или тиранию.4. Наличие реально функционирующей многопартийной системы. Демократический режим предполагает беспрепятственную деятельность партий, а так же других общественно – политических объединений, действующих в рамках соответствующего законодательства. Политические партии обеспечивают свободу политического самовыражения различных слоёв и групп, контролируют друг друга, не допуская монополий какой-либо одной политической силы.5. Соблюдение принципа разделения властей в системе государственной власти. Все три ветви – законодательная, исполнительная и судебная – обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу, и в то же время они постоянно взаимодействуют между собой в процессе формирования и осуществления государственной власти. При разделении властей создаётся механизм сдержек и противовесов, каждая из властей как бы уравновешивает друг друга и не даёт одной из них занять господствующие позиции.6. Гласность в работе властей всех уровней, возможность для каждого гражданина получить полное представление о существе рассматриваемого вопроса: право беспрепятственного контроля за деятельностью властей со стороны любого гражданина, группы граждан или общественного объединения.7. Верховенство закона во всех сферах жизни общества, формирование правового государства, т. е. право является силой неподвластной колебаниям политической коньюктуры и изменениям в соотношении политических сил. Либеральный политический режим – это переходный режим отнедемократического к демократическому. Либерализм как самостоятельное идеологическое течение сформировался набазе политической философии английских просветителей Дж. Локка, Т. Гоббса,А. Смита в конце 17 начале 18 века. Связав свободу личности с уважением основополагающих прав человека(права на жизнь, свободу, частную собственность), а также с системойчастного владения, либерализм положил в основу своей концепции идеалысвободной конкуренции, рынка, предпринимательства. Либерализм исходит из «естественного неравенства» людей, которые дажепри одинаковых условиях непременно покажут разные результаты. Неравенстволибералы рассматривали как естественный биологический, социальный иисторический факт, обусловленный неравенством способностей, талантов,трудолюбия людей. В работах многих представителей либерализма равенствопротивопоставлялось свободе, а последняя отождествлялась с владениемчастной собственности. Основные идеи либерализма:1. центральное место в идеологии либерализма занимает идея индивидуальной свободы. При феодализме личность была полностью подавлена и подчинена существующему социальному порядку. Выдающиеся мыслители того времени критиковали такое положение вещей. Они утверждали, что общество – это механизм, состоящий из автономных и самореализующихся индивидов, выдвинули и обосновали доктрину естественных прав человека на жизнь, свободу, собственность. Согласно ей, человек – независимый субъект, который сам знает, что для него хорошо и что плохо. Понятие свободы либералы противопоставляют понятию «демократия». «Демократическая доктрина – суверенитет народа-утверждают они, абсурдна в силу неопределённости самого термина «народ», прилагаемого к кому и чему угодно, и её реальный смысл тот, который схвачен Токвилем - «тирания большинства». Либерализм отрицает, что демократия способна обеспечить свободу. Демократия, - утверждают они, - ущербна, так как свобода не должна зависеть ни от кого, в том числе и от большинства, поскольку это даёт шанс любому демагогу стать деспотом.2. В политической области высшей ценностью либералы считают право. Главный тезис – там, где нет законов, нет свободы. Дж. Локк считал, что в основе свободы лежит право на частную собственность и её неприкосновенность.3. Равенство граждан перед законом. Демократия в одинаковой степени должна служить всем классам и способствовать установлению гармонии интересов различных частей общества.4. В экономической области либерализм защищал идеалы свободного рыночного обмена, личной предпринимательской инициативы, «честной конкуренции», осуждал всякий протекционизм, выступал против политического вмешательства в экономическую жизнь. Государству отводилась роль «ночного сторожа», охраняющего частную собственность, следящим за порядком и законопослушанием граждан. Авторитарный политический режим – самовластие или небольшое числоносителей власти. Ими могут быть один человек (монарх, тиран) ли группа лиц(военная хунта, олигархическая группа и т.д.). Авторитаризму присущи следующие черты:1. неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по собственному усмотрению.2. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв населения. Однако он обладает достаточной силой, что бы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.3. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и некоторых других организаций, но их деятельность носит формальный характер, они подконтрольны властям.4. Ограничение выборности государственных органов, ослабление прерогатив парламента и одновременно наделение широкими полномочиями исполнительно- распорядительных органов. Фактический отказ от концепции разделения властей.5. Отказ от тотального контроля за обществом. Власть занимается в первую очередь вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны и внешней политики. Воздействие авторитаризма на общественное развитие имеет свои сильные ислабые стороны. К числу слабых прежде всего относится полная зависимостьполитики от главы государства или группы высших руководителей, отсутствие уграждан возможности предотвращения политических авантюр или произвола,ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественныхинтересов. К сильным сторонам авторитаризма обычно относят сравнительно высокуюспособность авторитарной власти обеспечить политическую стабильность ипорядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач,преодолевать сопротивление политических противников. Всё это делает еёдостаточно эффективным средством проведения радикальных общественныхреформ. На примере некоторых авторитарных государств (Южная Корея, Чили,Китай, Вьетнам и др.) видно, как авторитаризм продемонстрировал своюэкономическую и социальную эффективность, доказал способность сочетатьэкономическое процветание с политической стабильностью, сильную власть сосвободной экономикой, личной безопостностью со сравнительно развитымсоциальным плюрализмом. Авторитаризм иногда определяют как способ правленияс ограниченным плюрализмом. Тоталитарный политический режим – полный (тотальный) контроль и жесткуюрегламентацию со стороны государства всех сфер жизни и деятельностиобщества и каждого человека средствами прямого вооруженного насилия. Термин «тоталитаризм» происходит от латинского «totalis», что означает«весь, полный, целый». В политический лексикон его впервые ввёл дляхарактеристики своего движения Б. Муссолини в 1925году. Наиболее характерны тоталитаризму следующие черты:В политической сфере для него характерны:1. Культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования.2. Неограниченная никакими законами монополия одной партии на власть. Недопущение любого идеологического (неговоря о политическом) инакомыслии.3. Сращивание партийного и государственного аппарата, когда во главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть.4. Культ вождя, наделённого практически неограниченными полномочиями и воплощающего не только абсолютно верховную власть, но и «дух нации», её «историческую судьбу» (как в фашизме или нацизме) или «борьбу народа за социалистические или коммунистические идеалы» (как при сталинизме). Миф о всесилии харизматического вождя, его непогрешимости выполнял интегрирующую функцию, сплачивал нацию и народ на основе господствующих отношений и ценностей.5. Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение их прав и свобод.6. Наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы. В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контролепартийно-государственного аппарата над производством и экономикой в целом,на сверхцентрализованном плановом руководстве и управлении хозяйственнойжизнью. В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного политическогорежима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной напостроение нового политического и социального порядка и создание новоготипа личности. Кроме того, характерной особенностью тоталитарного режимаявляется высокая степень милитаризации всех сфер общественной жизни. Очевидно, что тоталитарная модель общества является тупиковой, хотя онаи обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и усилийдля достижения узко ограниченных целей, например, военного строительстваили вы период войны. Но, как показывает исторический опыт, тоталитарныйрежим не в состоянии длительное время обеспечивать эффективнуюжизнедеятельность общества.1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран.Учебник. В 4-х томах. Т.2. Отв. ред. Б.А. Страшун. – М.: Издательство Бек,1995. 448 с.2. Конституции государств Европейского Союза. Под общей редакцией и совступительной статьёй директора Института законодательства и сравнительногоправоведения при Правительстве Российской Федерации Л.А. Окунькова. – М.:Издательская группа Инфра М – Норма, 1997. – 816 с.3. Политология: Учеб. метод. Пособие/ Сост. И.А. Черкасов.-П 50 Мн.:ЗАО«Веды», 1997.-104 с.Конституция Республики Беларусь: Научно – правовой комментарий. /Под общ.ред. В. Г. Тихини и др.- Мн.: Беларусь, 1996. – 223 с.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Государство и право зарубежных стран iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Конституционное право зарубежных стран Цели и задачи дисциплины Проведение занятий по учебному курсу «Конституционное право зарубежных стран»
В результате освоения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» студент должен знать
Государство и право зарубежных стран iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция
Новейшего времени (сша, Великобритания, Франция, Германия и др.); государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы,...
Государство и право зарубежных стран iconУчебно-методический комплекс по дисциплине история государства и права зарубежных стран для специальности 030501 юриспруденция
Новейшего времени (сша, Великобритания, Франция, Германия и др.); государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы,...
Государство и право зарубежных стран iconБиблиографический указатель книг, поступивших в библиотеку в феврале 2011 г. Административное право зарубежных стран 67. 81 Б 26
Барциц, И. Н. Административное право зарубежных стран : учеб метод комплекс : направление подгот. "Юриспруденция". Магист программа...
Государство и право зарубежных стран iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»
Система конституционного права зарубежных стран: конституционно-правовые нормы и институты
Государство и право зарубежных стран iconГрафик лекций и семинаров по курсу «Гражданское и торговое право зарубежных стран» на 3 курсе международно-правового факультета
...
Государство и право зарубежных стран icon«утверждаю» Проректор по умр к ф. н., профессор Утешева Е. А. (подпись) 20 г. Учебная программа (Syllabus)
Учебная программа (Syllabus) дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» составлена на основе госо по специальности Юриспруденция,...
Государство и право зарубежных стран iconКонцессионное соглашение в гражданском праве России и зарубежных стран
Специальность 12. 00. 03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Государство и право зарубежных стран iconЛичныЕ неимущественные права по гражданскому и семейному законодательству РФ и зарубежных стран (на примере США и германии)
Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
Государство и право зарубежных стран iconВопросы к экзамену по конституционному праву зарубежных стран для студентов дневного и заочного отделений Понятие, предмет и сущность конституционного права зарубежных стран
Место и роль науки конституционного права зарубежных стран в системе юридических наук
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы