Государство и право icon

Государство и право



НазваниеГосударство и право
Дата конвертации03.07.2012
Размер273,09 Kb.
ТипРеферат
Государство и право


Введение Государство и право – важнейшие факторы общественной эволюции,непременные спутники современного общества. Теория государства и права –составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции.Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение правграждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениямиполитико-правовой теории. Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболееважных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества,еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается однимкаким-либо признаком или значением. Право, писал один из них (Павел),употребляется в нескольких смыслах. Во-первых, право означает то, что«всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право. Вдругом смысле право – это то, что «полезно всем или многим в каком-либогосударстве, каково цивильное право». По мере развития общества и государства у людей, естественно, менялосьи представление о праве. Появилось множество различных правовых идей,теорий и суждений, однако изначальные основы, заложенные римскими юристами,особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в«модернизированном» виде, но сохранилось. Споры о понятии права, ровно, как и о соотношении государства и права,права и закона имели место не только в далеком историческом прошлом. Онипродолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем.Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют восновном два подхода и два разных определения права. Один из этих подходов, именуемый позитивистским[1], ориентируется нетолько на неразрывную связь государства и права, но и на то, чтогосударство является единственным, исключительным источником права. Правопри этом определяется не иначе, как «система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную взакон государственную волю господствующего класса и выступающего в качествеклассового регулятора общественных отношений»[2]. При таком подходе право полностью или почти полностью отождествляетсяс законом, а точнее – с нормативно-правовыми актами, исходящими отгосударства и обеспечиваемыми государством. Другой подход к праву – непозитивистский, не связывает столь жестко,как первый, понятие права с понятием государства. Право при этомрассматривается как «претендующий на всеобщность и общеобязательностьсоциальный институт нормативного регулирования общественных отношений вцелях разумного устройства человеческого общежития путем определения мерысвободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях,традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических ,корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала,основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохраненияокружающей природной среды»1. При таком подходе к праву последнее не отождествляется с законом иподзаконными актами. Закон считается правовым лишь в том случае, если оннесет в себе идеи добра, справедливости, гуманизма, если в его содержание«заложен» правовой идеал. В этом заключается одна из главных причин того, что данный подход,несмотря на свою явную привлекательность, в реальной жизни, на практикеявляется менее распространенным и применяемым, чем первый, позитивистскийподход. Используя последний и неразрывно связывая государство с правом, и,наоборот, теоретически и практически исходят из того, что право в реальнойжизни не иначе, как в виде общеобязательных правил поведения (норм),которые непосредственно издаются либо санкционируются (утверждаются)государством. За нарушение их к нарушителю применяются различные мерыгосударственного воздействия. Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в тоже время ониотносительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовыеакты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в нихтребований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активновоздействует на государство путем установления общеобязательных для всехего органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью нормправа закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности,устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений. Понятие и основные признаки государства Государство есть продукт развития общества, продукт непримиримостиклассовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку,где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут бытьпримирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых.Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает иразвивается особый институт-государство, которое никоим образом непредставляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство естьпродукт общества на известной стадии развития; государство есть признание,что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось нанепримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужнабыла сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в границах«порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ними, всеболее и более отчуждающаяся от него, есть государство. Возникновение государства- это приспособление общества к новымусловиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. вэкономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношениячастной собственности сохранились, поддерживались, развивались.Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих внадстройке, к которой относится и государство. Государство есть особая организация политических сил, находящихся увласти. Государство отличается от родоплеменной организации следующимипризнаками. Во-первых, публичной властью, не совпадающей со всемнаселением, обособленной от него. Особенность публичной власти вгосударстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономическигосударствующему классу, является политической, классовой властью. Этапубличная власть опирается на особые отряды вооруженных людей –первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем – армию, полицию, тюрьмы идругие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специальнозанятых управлением людьми, подчинением последних воле экономическигосподствующего класса. На содержание публичной власти и ее аппарата (чиновников, армии,полиции, тюрем и т.д.) с населения собираются налоги, которые былиизвестны родовому строю. Во-вторых, разделением подданных не по кровнородственному, а потерриториальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов (королей,князей и т.д.) под защитой их стен селилось торгово-ремесленное население,росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная знать. Именно вгородах, прежде всего люди связаны были не кровнородственными, а соседскимиотношениями. С течением времени кровнородственные связи заменяютсясоседскими и в сельской местности. Причины и основные закономерности образования государства были единымидля всех городов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разныхнародов процесс образования государства имел свои особенности, подчасвесьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретнымиисторическими условиями, в которых создавались те или иные государства.Классической формой является возникновение государства в силу действиятолько внутренних факторов развития данного общества, расслоение наантагонистические классы. Данную форму можно рассмотреть на примереАфинского государства. Впоследствии по этому пути шло формированиегосударства и у других народов, например у славян. Возникновениегосударства у афинян является в высшей степени типичным примеромобразования государства вообще, потому что оно , с одной стороны,происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства,внешнего или внутреннего, с другой стороны, потому, что в данном случаевесьма высоко развитая форма государства – демократическая республика –возникает непосредственно из родового строя, и, наконец, потому, что надостаточно хорошо известны все существенные подробности образования этогогосударства. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию,окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, нонесущим обязанности плебея; победа плебея взрывает старый родовой строй ина его развалинах воздвигает государство, в котором скоро совершеннорастворяются и родовая аристократия и плебс. У германских победителейРимской империи государство возникает как непосредственный результатзавоевания обширных чужих территорий, для господства, над которыми родовойстрой не дает ни каких средств. Следовательно, нередко процессформирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для данногообщества факторами, например война с соседними племенами или ужесуществующими государствами. В результате завоевания германскими племенамиобширных территорий рабовладельческой Римской империи родоплеменнаяорганизация победителей, находившаяся на стадии военной демократии, быстропереродилась в федеральное государство. Государство в политической системе общества Статья 3 Конституции РФ гласит, что государственная власть вРоссийской Федерации принадлежит народу. Народ осуществляет ее путемпредставительной (через выборные государственные законодательные органы)так и путем непосредственной демократии. К формам последней относятся правона участие в референдуме, на петиции, на манифесты, а также право наобъединение. Эти права граждане могут реализовывать, объединяясь в самыеразнообразные общественные организации. К ним относятся политическиепартии, профессиональные союзы, молодежные организации, трудовые коллективыи самые разнообразные иные творческие союзы. Исходя из смысла главы IКонституции РФ, можно определить, что политическая система – этосовокупность организационных форм политической деятельности народаРоссийской Федерации. При этом и само государство рассматривается как формаорганизации политической деятельности народа, причем форма основная, всеостальные формы по отношению к государству имеют вспомогательный характер.Они как бы помогают негосударственными средствами в решении задач, стоящихперед государством, и создают возможность участия для всех граждан вуправлении делами общества и государства, способствуют дальнейшемурасширению демократических начал в государственной жизни. Основное место ироль государства в политической системе общества определяется рядомособенностей, позволяющих говорить о том, что государство – основнойэлемент системы. Во-первых, именно государство является организацией всегомногонационального народа РФ, т.е. организацией всех без исключения членовобщества, вне зависимости от их социального , имущественного положения,расовой и национальной принадлежности, рода и характера занятий и т.п.Таким образом, государство, будучи организацией всего народа, обладаетгораздо более широкими социальными возможностями, чем каждый их другихструктурных элементов системы, взятых в отдельности. Во-вторых, государство как официальный выразитель воли народа создаетпредпосылки для развития всех форм собственности. В-третьих, государство располагает особым государственным аппаратом,органы которого, в отличие от остальных структурных элементов, наделяютсягосударственно-властными полномочиями. Такими полномочиями обладает системаправоохранительных органов, в которую входят органы внутренних дел,прокуратуры, безопасности, которые выполняют функции принуждения. В-четвертых, в отличие от других элементов политической системы,государство располагает системой издания органами государства, в пределахсвоих компетенций, нормативно-правовых актов, а также системой контроля заих исполнением. Хотя общественные организации также наделены правом изданиянормативных актов, однако последние не носят общеобязательного характера ираспространяются только на членов данной общественной организации. В-пятых, государство является единственной организацией, обладающейсуверенитетом, т.е. верховенством государственной власти по отношению ковсем гражданам, по всем негосударственным организациям. Обладаясуверенитетом, государство организует само себя и издает общеобязательныеправила поведения (законы). Таким образом, государство занимает особое место в политическойсистеме общества и играет в ней основную роль. Государство и гражданское общество Государство – важнейший орган политической власти в любом обществе,если в отношении господствующих классов государство выступает как особыйорган, управляющий общими делами этих классов, то в отношении к ихпротивникам ( в эксплуататорском обществе – в отношении к большинствунаселения) – как орудие управления и подавления. Характер и целигосударства определяются в конечном счете экономическим строем общества;как политическая настройка над базисом государство играет важную роль вжизни общества, оказывая, в частности, обратное воздействие и на ходэкономического развития. Государство – важнейшее, но не единственное звено в системеполитических организации классового общества: в нее входят также партии идругие организации. Однако именно государству принадлежит высшая власть вобществе (суверенность государственной власти). Верховенствогосударственной власти конкретно выражается в универсальности (ее властнаясила распространяется на все население и общественные организации даннойстраны), прерогативах (государственная власть может отменить любоепроявление всякой другой общественной власти), а также в наличии такихсредств воздействия, которыми никакая другая общественная власть нерасполагает (например монополия законодательства, правосудия). Как ни различные исторические формы государства, его сущность, природаего отношений с обществом это государство политических сил, находящихся увласти. В ходе истории государства приобретает по отношению к базисузначительную, хотя и относительную самостоятельность. Его самостоятельноевоздействие на основанные сферы жизни общества (в том числе на экономику),исторические и социальные процессы весьма существенно осуществляется вразных направлениях, т.е. государство может способствовать развитиюобщественным отношением или, наоборот, тормозить его. По мере усложнениягосударственно-организованного общества роль этого воздействия возрастает. Последовательное становление демократического гражданского обществатребует цивилизованности взаимоотношений личности и государства,гармонизации отношений в обществе. В сфере политических отношенийгосударства по праву занимает ведущее место, при этом оно обусловленогражданским обществом, т.к. его деятельность определяется выполнением общих дел, вытекающих из природы всякого общества. В последнее время можно услышать множество суждений о том, что такоегражданское общество. Надо полагать, что есть способ организацииэкономических, производственных отношений и соответствующихпроизводственных сил, совокупность отношений возникающих в процессепользования, владения и распоряжения собственностью, функционированияобщественных объединений, средств массовой информации, воспитательных,образовательных, научных, культурных предприятий и учреждений. Гражданское общество в лице самодеятельных ассоциаций людей(религиозных, общественных, политических партий, профессиональных союзов,кооперативов и т.п.), призванных выражать и защищать их групповые ииндивидуальные интересы и права, становиться в особые политическиеотношения с государством. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований дляфункционирования демократических форм государства. И, наоборот, чем меньшеразвито гражданское общество, тем больше оснований для наличия авторитарныхи тоталитарных режимов власти. Развитость гражданского обществаопределяется не столько степенью охвата слоев населения, а, сколько уровнемразвития свободы личности, признаваемой в этом обществе. В гражданском обществе государство обеспечивает равную правовую защитувсем собственникам, объявляет ее неприкосновенной, при возможном отчуждениисобственности в случае общественной необходимости гарантируется еевозмещение, национализация собственности не допускается. Труд свободен и поощряется как государством, так и обществом,принудительный труд запрещается, гарантируется свобода индивидуального иколлективного труда. Государство создает условия для полной трудовойзанятости населения, осуществляет программу профессионального обучения ипереквалификации, выплачивает пособия по трудовой подготовке и побезработице. Социальное государство По мере развития буржуазного общества и в теории, и в практикепреобладает подход, ориентированный на усиление социальной функциигосударства, направленной на согласование несправедливости, порождаемойрыночными отношениями. Однако российскому обществу навязываются теории консервативного толка,где социальная роль государства сведена к минимуму. В современном мире этоуже пройденный этап. Тем более неприемлемы также теории в нашем обществе,которое долгое время было ориентировано на социалистические принципыравенства и справедливости. И хотя эти принципы носили в основномпопулистский, демагогический характер, общественное сознание формировалосьименно на их основе. Освобождая общество от тотальной опеки государства, нельзя все женизводить его до роли «ночного сторожа». В условиях коренной ломки всехобщественных структур именно государство должно стать консолидирующиеначалом, призванные создавать новые политические, экономические, социальныеотношения. Без воздействия государства невозможно реальное преобразованиеобщества. Особенно важна его деятельность в сфере защиты прав человеканаправленная на смягчение негативных последствий рыночных реформ. Задачасоциального государства состоит в перераспределении доходов междуразличными слоями общества через систему налогов, государственный бюджет,специальные социальные программы. В качестве долговременной, перспективной цели государство должностремиться к выравниванию положения людей, хотя достижение фактического, а,не только юридического равенства – задача в исторически обозримые срокиневыполнимые. Это не означает отрицание идеи равенства, содержащей в себеогромный нравственный потенциал. Интересный способ решения проблемы равенства в посттоталитарномобществе предложен В.С.Нерсесянцем. Согласно его концепции социализм естьне случайная тупиковая ветвь развития общества, а естественный закономерныйпроцесс, ведущий к созданию так называемого цивилизма –постсоциалистического строя, где всеобщее формально правовое равенствобудет дополняться принципиально новым моментом – экономическим равенствомвсех граждан. Приватизация и десоциализация собственности, проводимые вРоссии, неизбежно будут осуществлены таким образом, что экономическоенеравенство сохранится. И никакая социальная помощь не может компенсироватьразницу между собственником и несобственником. Только преобразованиесоциалистической собственности в равную гражданскую собственность создаетусловие для «более высокой ступени человеческой свободы, равенства,справедливости и права»1. Определение путей развития нашего общества, обоснование пределоввмешательства государства в экономическую и социальные сферы, егорегулирующей роли в распределении собственности, усиления социальнойфункции государства и возрастания его ответственности за создание своимгражданам достойных условий жизни – актуальные задачи правовой науки. Компетенция социального правового государства, обеспечивающегопостепенный переход к равенству, справедливости и нравственности, - важныйаспект модели нового общества, которое должно быть сформировано в России. Государство и право в их соотношении и взаимодействии Традиционно в науке по вопросу о соотношении государства и праваразличались два подхода. Первый – этотистский, исходивший из приоритетагосударства над правом. Согласно этому подходу право рассматривалось какпродукт государственной деятельности, как его (государства) следствие.Такой подход имел широкое распространение в отечественной юридическойлитературе. Считалось, к примеру, что право находится в подчиненномотношении к государству. Фактическим условием для данного подхода служилаполитическая практика, склонная видеть в праве некий придаток государства.Теоретической предпосылкой являлось формально-догматическое отношение кпонятию права как совокупности норм, издаваемых государством. Другой взгляд на соотношение государства и права утвердился в руслеестественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школыестественного права, выводившие понятие государства из общественногодоговора, исходили из ограничения государством права, что, по их мнению,вытекало из нерушимости естественного закона и не отчуждаемости основанныхна нем субъективных публичных прав индивида. С позиции данного подходаправу принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Правовозникает до образования государства. Оно старше государства, никакоегосударство и никакая власть не есть первоначальный источник права. Есть и третья точка зрения на рассматриваемую проблему, позволяющая вопределенной мере интегрировать взгляды сторонников отмеченных позиций и вто же время избежать крайностей в оценке связи государства и права. Согласно этому подходу связь между государством и правом не имеетстоль однозначного причинно-следственного характера, государство порождаетправо или из права рождается государство. Она (связь) видится более сложнойи носит характер двусторонней зависимости: государство друг без друга немогут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. Рассматриваемый подход позволяет тем самым выявить глубинные связимежду государством и правом, избежать односторонности, понять, что даетправо государству, и в то же время выяснить истинную роль государства вобеспечении права. Анализ такого рода зависимостей имеет принципиальноважное значение для всей общественной практики. Признание двустороннего характера связи между государством и правомпозволяет исключить интерпретацию данного вопроса в духе узконормативногоподхода к пониманию права («право исходит от государства» и т.п.). В то жевремя при данном подходе роль государства по отношению к праву ненивелируется, как это вытекает их некоторых концепций так называемогоширокого право-понимания. Государственный нигилизм в такой же мере опасен,как нигилизм правовой. Связь государства и права представляется иной:государство не порождает право, не производит его, а является, с однойстороны, зависимой, подчиненной ему силой, а с другой – мощным средством,поддерживающим и усиливающим мощь права, его потенциал в общественнойсистеме. Государство использует право в качестве средства управленияобщественными процессами, но лишь в той мере, в какой само право ему этопозволяет. Воздействие государства на право Государство является непосредственным фактором создания правовыхустановлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеетконструктивное значение для самого бытия права как особоинституционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникаетв самую суть права. Государство опекает право, использует его потенциал для достиженияцелей государственной политики. В тоже время влияние государства на правоне следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений,признающих право исключительно инструментом (средством) государства, егопризнаком или атрибутом. Не только государство, но и право обладаетотносительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими емузакономерностями формирования и функционирования, из чего следует, чтоправо имеет по отношению к государству самостоятельное значение. Если идопустимо рассматривать право в качестве инструмента государства, то лишь сотговоркой, что и государство в той же мере является инструментом поотношению к праву. Наиболее ощутимое воздействие государства на право проявляется в сфереправотворчества и право реализации. Право формируется при непосредственномучастии государства. Однако государство не столько формирует право, сколькозавершает право-образовательный процесс, придавая праву определенныеюридические формы (нормативный юридический акт, судебный илиадминистративный прецедент и др.). В этом смысле государство не являетсяего (права) начальной, глубинной причиной. Государство создает право наинституциональном уровне. Причины же возникновения права коренятся вматериальном способе производства, характере экономического развитияобщества, его культуре, исторических традициях народа и пр. Недооценкаэтого принципиально важного положения ведет к тому, что единственным иопределяющим источником права признается государственная деятельность.Именно в этом и заключался основной порок юридического позитивизма.Государство признавалось учредителем права, в буквальном смысле считалось,что оно творит право. Вряд ли можно согласиться с имеющими распространение в юридическойтеории взглядами, согласно которым образование права рассматривается вполном отрыве (изолированно) от государства. Вне и помимо конструктивнойдеятельности государства существовании права как институционногообразования немыслимо. Вместе с тем роль государства в правообразовательномпроцессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается вправообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюдатворческая роль государства в отношении образования права заключается вследующем. 1) В осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), определяет потребность наиболее рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, предавая им авторитетом государственной власти формально- юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права. 2) В санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является преобладающим. Так, образование мусульманского права характеризовалось как раз тем, что государство санкционировало главным образом те нормы, которые выработаны были мусульманской доктриной. Из истории права известны случаи, когда положением, выработанным правовой доктриной или появляющимися вследствие толкования применяемой нормы, государство придавало общеобязательное значение. 3) В признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров. Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системыисточников права. Сообразуется с социально-экономическими потребностями,политической ситуацией в обществе, государство в значительной мереоказывает на выбор типов, государственно-юридических средств обеспеченияправомерного поведения. В этом смысле можно сказать, что государствоуправляет правовой средой общества, обеспечивает ее обновлениесоответственно духу времени. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспеченииреализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, чтовне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовыхустановлений было бы вообще невозможно. Назначение государства как раз ипроявляется в том, что оно своей деятельностью призвано создаватьфактические, организованные юридические предпосылки для использованиягражданами, их организациями предоставленных законом возможностей в целяхудовлетворения самых разнообразных интересов и потребностей. Активностьгосударства – необходимое условие утверждения правовых начал в общественнойжизни. Государство обязано проявлять эту активность, иначе оно несоответствует своему предназначению, вследствие чего государственная властьутрачивает легитимный характер. Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующихправовых отношений. Государственное принуждение является постоянносуществующей гарантией, которой подкрепляется право. За ним всегда стоятсила, авторитет государства. Уже сама угроза государственного принужденияохраняет право. Тем самым упрочивается правопорядок, создается режимнаибольшего благоприятствования для конструктивных действий социальныхсубъектов. Государство, следовательно, способствует распространению права всоциальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношенийдействовать по праву, исключать противоправные подходы в достиженииобщественно значимых результатов. Несомненно, объективно существует пределы воздействия государства направо. И прежде всего это обусловлено регулятивным потенциалом самогоправа, возможностями государства, его структур обеспечить действие права вданных социально-экономических и политических условиях. Государство неможет также использовать право в противоречии с его истинным назначением.Важна по этой причине научно обоснованная, эффективная юридическая политикагосударства, позволяющая наиболее рационально и в интересах обществаиспользовать правовой инструментарий. Воздействие права на государство В специальной литературе проблеме влияния права на государство удаленомало внимание. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем правов государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) вовнутренней организации государства и 2) в его деятельности. 1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государства, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Таким образом, отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения. С помощь права определяются место, роль, функции частейгосударственного механизма, их взаимодействие с другими органами инаселением. Упорядочивая внутри организованные связи государства, правопозволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства.Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируютгосударство как систему с развитым органическим построением. Тем самымправо создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньевгосударственной машины. 2. Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и цивилизованное управление социальными процессами с помощью правового инструментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демократическим режимом. Следовательно, современное демократическое государство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Право составляет необходимую сторону, аспект, свойство государственной деятельности. Такое качество присуще праву, поскольку оно незаменимо как обще- социальный регулятор и его использование обусловлено объективными факторами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него. Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующуюроль права в отношении к государству: a) Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу. b) Право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму. c) Посредством права определяются границы деятельности государства, обозначаются пределы вмешательства в частную жизнь граждан. d) Право закрепляет специфические интересы наций и народностей и тем самым воздействует на государственную власть в ее взаимоотношениях с нациями и народностями. e) Правовая форма обеспечивает возможность осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата и тем самым создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением. f) Право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом. g) Право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения. Итак, государство как суверенная власть не может существовать ифункционировать вне права. Концепция господства права (правовогогосударства) как раз исходит из того, что право в интересах личности,общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощнымограничителем государственного произвола. В указанном смысле правовыступает как сила, способная подчинить государство. Образно говоря, правовыступает над государством для того, чтобы господство не встало надобществом. В современных условиях связывающая роль права в отношении государстваусиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точнееправо отражает объективные потребности общественного развития, тем вбольшой мере оно связывает государство. Активность государства в этомслучае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно иисключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучисвязанным с правом, государство может действовать свободно, а значит,соответствует своему историческому предназначению. Правовое государство: основные признаки Идея правового государства основывается на необходимости достижениягармонии, справедливости в обществе. Вековой опыт государственногоправового развития вырабатывал основные признаки, позволяющие при ихреализации в жизни общества оградить личность от произвола государства,достичь оптимального соотношения интересов государства и личности. Теорияправового государства изначально закладывалась такими мыслителями какПлатон, Аристотель, Э.Кант, Д.Локк, Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье и др. Этаидея, как противовес абсолютизму разрабатывалась известными в России:Н.М.Корпуновым, Б.А.Кристяковским, П.И.Новгородцевым и др. Реализацияосновных признаков правового государства является одним из условий егоформирования, и они отражают направление движения к цивилизованномуобществу. Можно выделить различные признаки правового государства, которыебудут ему свойственны, и отражать его различные стороны. Основнымиотличительными признаками правового государства, как представляется, егосущностными характеристиками можно выделить следующее: - верховенство закона; - организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебных функций; - обеспечение взаимной ответственности государства и граждан. Иные черты, которые встречаются в литературе, являются как частныеслучаи выражения этих трех основных признаков правового государства.Верховенство закона связано с анализом его содержательной стороны, т.е. чтозакрепляется в законах, поскольку законы могут быть справедливыми инесправедливыми. В фашистской Германии, в сталинский период тоже былизаконы. Суть вопроса здесь стоит в том, чтобы закон соответствовал идеесправедливости, приоритету общечеловеческих ценностей и таким образомсоответствовал своей правовой природе. Закон может быть правовым исоответствовать воле большинства народа. Для реального выявления волибольшинства народа есть механизм – это наиболее полное отражениеобщественного мнения, гласность, свобода слова. В государственной практикеиспользуются такие формы, как выборы, референдумы. Таким образом,государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, итолько такой закон является правовым. Верховенство закона отражает не только содержание законов, но и не вменьшей степени связанность государства и его органов и должностных лиц, атакже требования ко всем гражданам соблюдения и исполнения законов.Верховенство закона означает и определенную иерархию нормативных актов,исключающую противоречие между ними. В государстве законы должнысоответствовать нормам международного права. Основной закон (Конституция)является главенствующей в этой иерархической лестнице и все остальныенормативные акты должны ей соответствовать и не противоречить.Цивилизованное существование государственной власти может быть только непринципе четкого разграничения законодательной, исполнительной и судебныхфункций и отлаженного механизма сдержек и противовесов между ними. Ни однавласть не должна присвоить несвойственные ей функции и четкоруководствоваться законом. Конституции устанавливают систему разделениявластей и осуществления полномочий парламентом, правительствами,президентом и разграничивает полномочия федеральных органов и органовсубъектов федерации. Действенное разделение функций властей может быть привзаимных сдержках и противовесах. Таким механизмом можно считать выборностьорганов, депутатский контроль за деятельностью органов и должностных лицисполнительной власти формирование, избрание, утверждение должностных лиц вотдельных случаях, принятие решения об отрешение от должности президентаРоссийской Федерации, объявления референдума, право созыва сессиипарламента и др. Важнейшим механизмом в системе сдержек и противовесовявляется деятельность Конституционного Суда по разрешению дел оконституционности законов и иных нормативных актов, разрешению споров окомпетенции между государственными организациями. Вопрос о взаимной ответственности государства и гражданина связан спризнанием их равными субъектами. Следует отметить, что именнопреувеличение роли государства является причиной того, что личностьвытесняется из политической системы и гарантии обеспечения государствомправ и свобод в таких случаях носит формальный характер. В правовомгосударстве как государство должно нести ответственность перед личностью,так и личность должная нести ответственность перед государством. Совершениепреступлений, за которые виновные несут ответственность и тем самым нереализуется должная защита прав граждан, прав потерпевших. Государстводолжно гарантировать гражданам нормальные условия существования и должнонести ответственность за выполнение обязанностей. Государство считаетсяправовым, если выполняются и взаимные обязанности как государством , так иличностью. Рассматривая основные признаки правового государства, следуетотметить, что мерой каждому признаку должен быть человек. Реализацияуказанных признаков в жизни отражает движение к правовому государству. Правовое государство не следует понимать как законченную, совершеннуюформулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государствоодновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующимдействительность. Заключение Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функциигосударства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы праваи государства. Общее мнение одно – право и государство развиваются. Признание закономерностей социального развития и обращение в связи сэтим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическоеопределение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходуи служить практике государственного правового строительства. Еще два – три десятилетия назад политическая система Россииразвивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания права игосударства. Ее основной вывод состоит в том, что государство и правосуществуют не извечно, они опять исчезнут с построением бесклассовогокоммунистического общества. Не было бы неверно оценивать весь опыт советского государственногостроительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельныхтеоретических положений (догм) , забегание вперед, прожектерство,огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующихструктур. В любом случае в постперестроечный период теория отмираниягосударства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией,которая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России являетсятеория цивилизма (В.С. Нерсесянц), согласно которой на базе реальногосоциализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждогона равную цивильную собственность и в целом движения к более высокойступени прогрессе свободы. Негативное отношение к государству и неправовым законам, от негоисходящим, может иметь место только там, где законодательство и государствохарактеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространятьна государство и право вообще. Уместно в это связи вспомнить, в силу какихпричин появилось государство, почему его воле стали придаватьобщеобязательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некиеобщесоциальные (общечеловеческие) потребности, но именно с ними и следуетсвязывать судьбу права и государства. Хорошо сравнение изобретения права сизобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться дляказней людей (колесование), но куда в большей степени оно используется дляобеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права игосударства должна моделировать прогрессивную роль государственно-правовогомеханизма. Литература 1. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева – М. Юрист, 1996 – 472 с. 2. Основы государства и права: Учебное пособие /Под общей ред. С.А. Камарова – М. Манускрипт, Русь-90, 1996-312с. 3. Теория государства и права: Курс лекций в 2-х томах / Под ред. Профессора М.Н. Марченко – М. Юридический колледж МГУ, 1995г.- 228с. 4. Лившиц Р.З. Современная теория права: Краткий очерк – М., 1992г. 5. Теория права и государства: Учебник для вузов /Под ред. Профессора Г.Н.Манова – М. БЕК, 1996- 336с. 6. Конституция Российской Федерации – М. «Издательсво Новая Волна». 1997 – 63с.. 1997 – 63с. 7. Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму – М.1992г.- 320с.-----------------------[1] См. об этом: Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М.1978г.[2] Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность. М. 1976. С.13.1 Емельянов С.А. Право: определение понятия. М. 1992. С.3-4.1 Нерсесянц В.С. Наш путь к праву. От социализма к цивилизму. М., 1992.С.320.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Государство и право iconОбщеобязательных, формально
Последнее формулирует и издает законы, в которых отражаются общественные представления о дозволенном и запрещенном. Государство гарантирует...
Государство и право iconVizitkaZacharovaSvetlana
Раньше человечество его не знало, хотя, конечно же, существовавшие государства использовали право как средство управления. Правовое...
Государство и право icon«право»
Ключевые слова и фразы: право, правовая система, правовые нормы, государство, функции права в обществе, социология права, неформальные...
Государство и право iconГосударство, право, мораль

Государство и право iconГосударство и право в период нэпа

Государство и право iconГосударство и право зарубежных стран

Государство и право iconГосударство, право, религия (Контрольная)

Государство и право iconГосударство и право Древнего Рима

Государство и право iconСоветское государство и право 1941-45

Государство и право iconФеодальное государство и право Франции

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы