Н. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат icon

Н. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат



НазваниеН. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат
Н. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Рефер
Дата конвертации03.07.2012
Размер364,57 Kb.
ТипРеферат
Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя


Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат по литературе Исполнитель: Брат2 Руководитель: Сергей Бодров-младший Элемент диссертации План реферата.Размышляя о творчестве Гоголя.Многоликая Русь и ее художественное воплощение в жанровомразнообразии.1. Прославление Русской земли, товарищества, русской души в жанре героической повести «Тарас Бульба».2. Картины родной природы в цикле украинских повестей («Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Тарас Бульба»).a) Украинская ночь.b) Чуден Днепр при тихой погоде...3. Поэтизация простого уклада жизни в бытовой повести «Старосветские помещики» (Двери поют).3. Любование озорством, удалью, мастеровитостью украинских казаков в повести «Ночь перед Рождеством».4. Сочетание фантазии и реальности ( «Пропавшая грамота»)5. Утверждающий пафос, горячее лирическое чувство в поэме «Мертвые души».a) Поэма Гоголя, как жанр лироэпического произведения («Мертвые души» - наша «Илиада»).b) Образ Руси - тройки.c) Образ дороги.d) Судьба писателя в России.e) Любовь к бойкому, меткому русскому слову.Особенности художественного гения Гоголя.Библиография. М ой реферат - мнение о Гоголе. Чем велик Гоголь? На этот вопроспытались ответить многие. Критики, например, Е. Ермолов в своейкниге «Гений Гоголя», Ю. Манн «Смелость изобретения» сравнивалиГоголя с Пушкиным и Лермонтовым. Может, Гоголь продолжил традицииПушкина и Лермонтова в изображении дворян и помещиков? Да, но у нихвыведены представители передового дворянства, а у Гоголя рядовыедворяне, даже мелкие. Почему Гоголь выбрал их? Конечно, одекабристах всем хотелось писать. Еще бы! А вот о Плюшкиных совсемзабыли. Никто не хотел о них и слова сказать! С. Машинский писал: «Да, Гоголь благоговел перед Пушкиным. Но этоне мешало ему переиначивать образы Пушкина и показывать своих героевс обыденной стороны. В этом весь гений Гоголя.»1 В реферате я постараюсь высказать свое мнение о критическихстатьях Е. Ермолова, Ю. Манна, В. Н. Турбина, Е. С. Романичевой, М.Б Храпченко, А. С. Пушкина, А. И. Герцена, И. Ф. Анненского и другихпо творчеству Гоголя, о многообразии гоголевских идей, образов,обогативших литературоведение. Цель реферата раскрыть исторически конкретную линию, своеобразиегоголевского слова и философии, их связь с народным фольклором, атакже богатство образов как бы оживших сказочных героев иисторическую современность Гоголя, основанную на всепоглощающейлюбви к родине и творчестве многих русских писателей и поэтов. Раскрыть и проанализировать основные цели реферата будет легче,если понять, что творчество Гоголя обусловлено социально. Это оченьхорошо отражено в книгах: «Н. В. Гоголь в русской критике ивоспоминаниях современников» и «Классики современной литературы».Пребывая, если можно так выразиться, «внизу верхов», он жил «вверхунизов». Гоголь- писатель ближайшим другом его был Пушкин. Характерно, чтоГоголь, Пушкин и Одоевский полушутя собирались даже издать альманахпод названием «Тройчатка», а Пушкин, например, назвал «Медноговсадника»: «петербургская повесть», Белинский со свойственной емупроницательностью еще до «Ревизора» и «Мертвых душ» охарактеризовалГоголя, как главу русской литературы, преемника Пушкина. Для Некрасова не было более дорогих имен, чем имена Белинского иГоголя: То имена великие, Носили их, прославили Заступники народные ... Когда Россию потрясло известие о кончине Гоголя, то чувствообщественной скорби выразил Тургенев: «Гоголь умер! Да, он умер,этот человек ... , который своим именем означил эпоху в историинашей литературы ... ! Маркс, читавший произведения русских писателей в подлиннике,высоко ценил творчество Гоголя. Проникновенно сказал Т. Г. Шевченко:«Перед Гоголем должноблагоговеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом исамою нежною любовью к людям». «... Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важендля своего народа, как Гоголь для России», - писал о Гоголе Н. Г.Чернышевский. Первого апреля тысяча девятьсот девяносто девятого годаисполняется 190 лет со дня рождения Н. В. Гоголя. Его произведенияпо- прежнему остаются интересными, актуальными для современников. Рассуждая о Гоголе, я задаю себе несколько вопросов, ответы накоторые так необходимы нашему времени. В чем заключаются особенностихудожественного гения Гоголя? Откуда он так хорошо знал жизнь семьи?Быт гоголевских героев- быт достаточно бесприютный, противоречивый. Как возникла у Гоголя особое чувство структуры современной емусоциальной жизни? Почему так часто Гоголь беспощаден к своим героям,хотя описывает их пафосными, роскошными красками с великой любовью? В чем заключается историческая роль писателя, который огнем своейсатиры поражает все отрицательное и прогнившее в русском обществеэпохи крепостного права? Почему, читая Гоголя, мы невольно осознаем Родину, как странунеобъятную, а самих себя-вечными странниками не перекрестках еедорог? ... И злюбленным жанром Н. В. Гоголя была повесть. Впервые Гогольсоздал из сказок и легенд живой образ простого украинского человекас его фантазиями, хитростями, мечтами и чистой свободолюбивой душой.В своих произведениях писатель широко использовал весь колорит илексику украинского языка, без которого открыть особенностичеловеческой души было бы невозможно. На заре девятнадцатого века рос интерес к Украине, ее быту,культуре, истории. Приехав в Петербург, Гоголь с радостнымизумлением сообщал матери: «Здесь так занимает всех всемалороссийское ...». Образ Украины раскрыт писателем в чудесных, поэтически насыщенныхпейзажах и прежде всего в изображениях персонажей, в передаче самогохарактера народа, его храбрости, лиричности, беззаветного веселья,свободолюбия. В представителях народа видит Гоголь лучшиечеловеческие черты и качества- любовь к Родине, чувство собственногодостоинства, живой и ясный ум, подлинную человечность иблагородство. Гоголь хотел показать народ не подневольным ипокорным, а гордым, свободным в его внутренней красоте и силе. Ермилов своей книге «Гений Гоголя» пишет:»Во всей литературе«нового времени» до Гоголя, не было столь могучих, героическихнародных характеров, какие предстали в «Тарасе Бульбе». Ясностьпредмета и великодушие, цельность, глубина и полнота всех чувств;львиная храбрость, беспощадность к врагам Родины и народа, кпредателям и изменникам; страстная любовь к Родине; высокое чувствонациональной чести и гордости, способность вытерпеть все муки во имяотчизны; свободолюбие, богатырский размах всех чувств- таковычеловеческие качества, присущие народу, опоэтизированные в «ТарасеБульбе». Характер борющегося народа- главное, что влечет автора.Таков и сам Бульба, таков и Остап, чьи характеры вполнесоответствуют характеру той эпохи. Тарас и Остап, погибшие в лютыхмуках, счастливо прожили свою жизнь».2 Не таков Андрий. С первой же минуты введения Андрия в повесть,автор подготавливает нас к возможности его измены. Нет глубины иосновательности народного характера у Андрия и гибель его бесславна,но и ничтожна той легкостью, с какой он попал в расставленную длянего ловушку; этим подчеркивается «легковерность» и всей его жизни.Образ Андрия дисгармонирует с образом Сечи. Тарас Бульба принадлежит, как и Данило Бурульбаш, к той частимелкопоместного дворянства, которое в национально- освободительнойвойне шло вместе с народом. Тарас демократичен во всем, и именнопоэтому, он с наибольшей полнотой выражает самую душу Сечи. Образ Тараса проникнут суровой, высокой и нежной поэзиейотцовства. Тарас является отцом не только для своих сыновей, но идля всех казаков, доверивших ему командование над ними. И самая казнь Андрия для Тараса- исполнение долга отца. ТарасБульба- один из наиболее цельных и трагических образов в мировойлитературе. Его героическая гибель утверждает героическую жизнь,величие борьбы за свободу народа. В то же время, Гоголь не питает враждебных чувств к польскомународу. В облике противника он раскрывает черты шляхты:хвастливость, самоуверенность, любовь к деньгам, однако глубокоуважает польский народ, который предпочитает голодную смертькапитуляции. Когда Бульба с сыновьями приехал в Сечь, то первый, кто попалсяим на встречу, был запорожец, спавший на середине дороги. Тараслюбуется своим земляком: «Эх, как важно развернулся! Фу, ты, какаяпышная фигура!»- говорил он, остановивши коня. В самом деле, то былакартина довольно смешная: запорожец, как лев, растянулся на дороге.Закинутый гордо чуб его, захватывал на пол-аршина земли. Шароварыалого дорогого сукна были запачканы дегтем для показания полного кним презрения»3. «Многое в Сечи, в поведении казаков, что может показаться простойудалью, озорством молодецким, полно гораздо более глубокогозначения. Плох тот казак, который мог увлечься дорогими вещами,заразиться жадностью у шляхты. Его уже нельзя было бы назвать«вольный казак». А важнее всего на свете воля, любовь к отчизне,презрение к барству! Потому- то и надо всеми способами былопоказывать пренебрежение к дорогим вещам- не за них сражался народ,а за свободу!»4. Казачество явилось для Гоголя носителем как украинского, так ирусского начала, объединенных общностью исторических судеб. Вказачестве и в образе Тараса, Гоголь видел типичное проявлениерусского характера. «Это было точное необыкновенное явление русскойсилы: его вышибло из народной груди огниво бед». Говоря о том, что вказачестве «русский характер получил ... , могучий, широкий размах»он добавляет: «Тарас был один из числа коренных, старых полковников:весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотойсвоего нрава». Это «грубая прямота нрава», демократизм Тараса, резкопротивопоставленный изнеженности польской шляхты. Образ народногогероя противопоставлен тем, которые «перенимали уже польские обычаи,заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды,дворы». Гоголь при этом отмечает: «Тарасу это было не по сердцу. Онлюбил простую жизнь казаков ...»5. Тарас глубоко демократичен. Онненавидит чужеземных угнетателей, равно как и своих,соотечественных. В своей работе над «Тарасом Бульбой» Гоголь изучил знаменитую«Историю руссов», «Историю о казаках запорожских» Мышецкого,«Описание Украйны» Боплана, читал рукописные списки украинскихлетописей- Самовидца, Величко, Гробянки. Среди источников, которыепомогали писателю в работе над повестью, следует отметить еще один-важнейший: украинские народные песни и думы. Гоголь черпал изукраинской народной песни сюжетные мотивы, целые эпизоды.«Народность и эпичность замысла «Тараса Бульбы» находит яркое иполное выражение в самой форме этой героической повести- поэмы, в еестиле, восходящем прежде всего украинским историческим песням»6.Песенные отступления придают особо торжественный, величественныйхарактер повествования. Таково, например, лирико- эпическоеотступление, предворяющее описание битвы запорожцев с поляками: «Какорлы, озирали они вокруг себя очами все поле и чернеющую в далисудьбу свою: ... далече раскинутся чубатые головы с перекрученными изапекшимися в крови чубами, и запущенными к низу усами; будут,налетев, орлы выдирать и выдергивать казацкие очи. Но добро великоев таком широко и вольно разметавшемся смертном ночлеге! Не погибнетни одно великодушное тело и не пропадет, как малая порошинка сружейного дула, казацкая слава. Будет, будет бандурист, с седою погрудь бородою, а может, еще полный зрелого мужества, но белоголовыйстарец, вещий духом, и скажет он про них свое густое могучееслово»7. Родными и близкими нам становятся те могучие люди, о которыхрассказал поэт. С любовью склоняем мы головы перед памятью славныхбойцов за отчизну, павших в бою со словами: «Пусть же пропадут всевраги, и ликуют вечные веки Русская земля!»8... Один из героев, Кукубенко, сказал перед кончиною: «Благодарюбога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть жепосле нас живут еще лучшие, чем мы ...»9. Вся жизнь Тараса безраздельно, целиком связана с Сечью. Обращаяськ казакам, он говорит: «Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя,дитя любит отца и мать; но это не то братцы: любит и зверь своедитя! Но породнится родством по душе, а не по крови, может одинтолько человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких как врусской земле, не было таких товарищей ... Нет, братцы, так любить,как может любить русская душа,- любить не то, что бы умом или чемдругим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе- а!» ...сказалТарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, исказал: «Нет, так любить никто не может!»10. Даже ночь измены Андрия дана в «Тарасе Бульбе» в красках,придающих призрачный колорит событий всему происходящему; мы где- тона границе сновидения и яви, что- то не настоящее совершается, чемунельзя поверить, какие- то приведения, а не Андрий и татаркадвигаются в странном тумане ночи, озаренной заревом пожара, в дымкеэтого тревожного бессонного сна. Но как бы ни было сильно чувстволюбви Андрия к Панне, как бы ни было оно лирически красиво, онодолжно померкнуть перед великим делом освободительной борьбы. Андрийговорит польской Панне: «А что мне отец, товарищи и отчизна? Отчизнаесть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя-ты!»11. И чем неудержимее порывы Андрия, чем стремительнее его отказот родины, тем острее выступает справедливость постигшего еговозмездия. В конце повести, погибая на костре, Тарас произносит своюпроникнутую любовью к русской земле, гневом и презрением к врагамречь, которую Гоголь заключает поразительными словами: «Да развенайдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая быпересилила русскую силу!»12. «Тарас Бульба»- эпопея. Общепризнанно, что эпопея возникает там,где возгорается идея гармонии, идея единства отцов и детей, природыи человека, духа и плоти. «Тарас Бульба», - писал Белинский, - есть отрывок, эпизод извеликой эпопеи жизни целого народа. Если в наше время, возможно,гомерическая эпопея, то вот вам ее высочайший образец, идеал ипрототип! ...»13. Повесть Гоголя вошла в нашу жизнь, и мы часто говорим ее словами,как словами пословицы: «Отыскался след Тарасов!» - это звучит так:никогда не искоренить бойцов за отчизну силу русскую, народ русский! «В ечера на хуторе близ Диканьки»- книга об Украине, где в 1809 годуродился Н. В. Гоголь, и где прошли его детские и юношеские годы. Вповестях этой книги получила выражение восторженная любовь Гоголя кего родному краю, к его природе и людям, к его истории и народнымпреданиям. Тема чудесной, богатой и щедрой украинской природы, средикоторой живут герои, играет в книге совершенно особую роль. Авторшироко использует здесь художественные средства языка: эпитеты,сравнения, олицетворения, метафоры. Не случайно такие знаменитыеописания природы в «Вечерах», как открывающее повесть «Сорочинскаяярмарка» описание летнего дня в Малороссии, картина украинской ночив «Майской ночи» и описание Днепра в повести «Страшная месть»,выдержаны в восторженно- патетическом тоне и представляют собой какбы небольшие стихотворения в прозе. Упоительный и сверкающий летнийдень на Полтавщине, насыщенный бесчисленными звуками ипереливающийся всей радугой красок; тихая, напоенная ароматамиукраинская ночь, с бесконечно раскинувшимся пологом неба, на которомсияет месяц; вольный и широкий Днепр, свободно и плавно несущий своиводы к далекому морю через леса и горы, - это не только обстановкадействия гоголевских повестей, но и символ той неувядаемой свежести,молодости и красоты, для которой по мысли писателя рожден человек, ккоторой он должен стремиться, если хочет быть достоин этого звания. Поэтическая тема «Сорочинской ярмарки»- торжество любви, первой,юной любви. Здесь все полно счастливой влюбленности, здесь небовлюблено в землю, а земля в небо, и все нежно, все говорит обеспредельном, неизмеримом просторе жизни и счастья. «Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Кактомительно- жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное, иголубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся надземлею, кажется, заснул, весь потонувший в неге, обнимая и сжимаяпрекрасную в воздушных объятиях своих! На нем ни облака! В поле ниречи. Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине дрожитжаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням навлюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепелаотдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоятподоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигаютцелые живописные массы листьев, накидывая на другие темные, какночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото.Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрымиогородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена изолотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по егонеизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен,слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало- река в зеленых, гордоподнятых рамах ... как полно сладострастия и неги малороссийскоелето!»14. Та возвышенно- романтическая манера повествования, котораявыражена в «Сорочинской ярмарке», свойственна и «Майской ночи».Картины чудесной украинской природы и здесь являются неотъемлемойчастью повествования. «Знаете ли вы Украинскую ночь? О, вы не знаетеукраинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц.Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горити дышит он. Земля вся в серебряном свете: и чудный воздух ипрохладно- душен, и полон неги, и движет океан благоуханий.Божественная ночь! Очаровательная ночь! ...»15 Читатель, разве скажешь лучше! Какой загадочной сказкой веет отэтих слов! Так бы «раскинул руки и полетел», как Катерина из «Грозы»Островского. Только в такой ночи, возможно, все: и правда, ивымысел. И всему поверишь с открытым, счастливо бьющимся сердцем .... «Майская ночь» созвучна по своей лирической тональности«Сорочинской ярмарки». Характерными приметами языка, ритмическимстроением фразы лирическим ладом письма- всеми элементами своегостиля «Майская ночь» очень близка украинской народно- песеннойтрадиции. А вот уже зимой: «Последний день перед рождеством прошел. Зимняя,ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся нанебо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было веселоколядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра; но затотак было тихо, что скрып мороза под сапогом слышался за полверсты.Еще ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат; месяцодин только заглядывал в них украдкой, как бы вызываяпринаряжавшихся девушек выбежать скорее на скрыпучий снег. Тут черезтрубу одной хаты повалился дым и пошел тучею по небу, и вместе сдымом поднялась ведьма верхом на метле»16. Как все просто и красиво! Проста жизнь, дышащая ожиданиемволшебного короткого праздника, просты и старорусские слова,чарующие и завораживающие слух. Где - то там далеко скоро зазвенитколокольчик Руси - тройки, а над ней в ясном звездном небе загуляетна своем шабаше нечистая сила. Все смешалось на земле - и сказка, ибыль. В каких же образах автор представляет ночь на Украине? В образахнеба, лесов, прудов, окруженных садами, и села на горе, белые хатыкоторого, светятся под месяцем. Кроме того, в описании авториспользует яркие краски, звуки и запахи. Например: краски-серебристый свет (месяца); леса полные мрака (черный); стены садов-темно- зеленые; черемухи и черешни, белея, блестят при месяце(белые). Звуки: шелест листьев, шум ветерка, величественный гром,тишина, голос перепела. Гоголь так же великолепно использует эпитеты: ночь- божественная,очаровательная; небесный свод- необъятный; холод- ключевой; снопыхлеба- золотые, а так же- олицетворения: месяц- глядит; ландшафт-спит; снопы- кочуют, и сравнения: село- дремлет; как очарованные. Как многообразна и естественна природа в гоголевскихпроизведениях! Вся величавая красота, ширь, могучее спокойствиеродины, чистота и глубина души ее выражены в эпическом образеДнепра, ясного, как душа народа, грозного в гневе, как грозен вгневе сам народ. «Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозьлеса и горы воды свои. Не зашелохнет, не прогремит ... . Редкаяптица долетит до середины Днепра. Пышный! Ему нет равной реки вмире. Чуден Днепр и при теплой летней ночи, когда все засыпает, ичеловек, и зверь, и птица; а бог один величаво озирает небо и землю,и величаво сотрясает ризу. От ризы сыплются звезды. Звезды горят исветят над миром, и все разом отдаются в Днепре ... . Когда жепойдут горами по небу синие тучи, черный лес, шатаясь до корня, дубытрещат, молния, изламываясь между туч, разом осветит целый мир-страшен тогда Днепр!»17. В описании Днепра, кроме перечисленных средств выразительности,Гоголь использует гиперболы: без меры в ширину; без конца в длину,восклицания: пышный!; зеленокудрые!; нет реки ему равной в мире!.Свое отношение к образу Днепра он передает и в глаголах- сказуемых:«не зашелохнет», «сыплются», «озирает». Днепр показан в ясный солнечный день, в темную ночь, и во времябури. Писатель, кроме образов величавой реки, рисует живописныеберега: леса и горы, немалое место занимает описание неба. Днепр описывается в необычайно красивых ярких красках: голубаязеркальная дорога, серебряная струя, синие тучи. Река Днепр рисуется также с помощью эпитетов: чуден, страшен(Днепр), он же пышный, синий; сравнений: будто весь вылит из стеклаи будто голубая зеркальная дорога, будто полоса дамасской сабли;олицетворении: Днепр ходит, нежась и прижимаясь ближе к берегу;гиперболы: «редкая птица долетит до середины Днепра», «пойдут горамипо небу синие тучи» и т. д. Днепр у Гоголя- былинный образ могущества и красоты отчизны,образ безграничной шири, неизмеримой глубины, несравненного величия.Днепр эпически расширен до беспредельности любовью к Родине. Вэпическом образе Днепра с особенной силой сказывается песенностьгоголевской поэтической речи. Волнами идут плавные лирические фразы,в самой музыке которых, слышен и виден вольный разлив могучей реки;лирический разлив гоголевской поэтической речи передает ритмдвижения Днепра. «Синий, синий ходит он плавным разливом»,-прекрасен этот музыкальный повтор, вызывающий образ плавногодвижения. Богат и многосторонен образ Днепра. Сперва он встает переднами в сиянии солнечного дня и вот уже превращается в отдыхающийДнепр- богатырь. Но есть и страшный Днепр. Как он грозен, шатающийлеса, низвергающий молнии, гремящий водяными холмами! Вот какнеисчерпаемо богат Днепр! Все в нем есть- и тоска, и счастье, иобраз матери, провожающий сына в войско. В о втором томе «Мертвых душ» Гоголь писал, что изображение«несовершенства нашей жизни» является главной темой его творчества.Характерна в этом отношении его повесть «Старосветские помещики».Писатель отразил в ней распад старого, патриархально- помещичьегобыта. С иронией- то мягкой и лукавой, то с оттенком сарказма- рисуетон жизнь своих «старичков прошедшего века», бессмысленность ихсуществования. Погодин писал: «Вы прочтете повесть «Старосветские помещики».Старик со старухой жили да были, кушали да пили и умерлиобыкновенной смертью, вот все ее содержание, но сердцем вашимовладеет такое уныние, когда вы откроете книгу; вы так полюбитеэтого почтенного Афанасия Ивановича и Пульхерию Ивановну, таксвыкнитесь с ними, что они займут в вашей памяти место самых близкихродственников и друзей ваших, и вы всегда будете обращаться к ним слюбовью. Прекрасная идиллия и элегия»18. Откуда такое очарование? Откуда такая поэзия? Что самоезамечательное в доме наших героев? Поющие двери, двери- поют. Нескрипят. Кажется, опоэтизировано все, что принято считать низким,все прозаические детали быта: двери, кушанья, отношения старичковдруг к другу. Гоголь достигает этой гармонии, используя приемолицетворения. «Вот это то кушанье»,- сказал Афанасий Иванович, когда подали наммнишки со сметаною «это то кушанье», продолжал он, и я заметил, чтоголос его начал дрожать и слеза готовилась выглянуть из егосвинцовых глаз, но он собирал все усилия, желая удержать ее. «Это токушанье, которое по ... по ... покойни ...» и вдруг брызнул слезами.Рука его упала на тарелку, тарелка опрокинулась, полетела иразбилась, соус залил его всего; он сидел бесчувственно, держалложку, и слезы, как ручей, как немолчно точущий фонтан, лились,лились, ливмя на застилавшую его подстилку»19. Да, как будто все очень серьезно, глубоко и трогательно, чтостарик ни как не может выговорить самое слово «покойница», что он впродолжение пяти лет не может привыкнуть к тому, что ПульхерииИвановны нет на свете. Но «кушанье» является лишь поводом,вызывающим память о дорогом человеке. У Афанасия Ивановича это-центр жизни. Он не может и вспоминать о жене в не «кушанья», потомучто именно в этом были их совместные радости, с кушаньем былисвязаны все их чувства и мысли. Он не может без умершей старушкиосуществлять то, для чего он живет. Еда у героев неразрывно сплеласьс их привязанностью друг к другу и потому стала поэзией их жизни. Пушкин оценил эту повесть как «шутливую трогательную идиллию,которая заставляет вас смеяться сквозь слезы грусти и умиления». Гоголю вместе с читателем хорошо, уютно и спокойно в простомукладе жизни Сологубов. Уходит век, исчезает что- то истинно русскоеиз человеческих отношений, а что пришло? Каков он- век грядущий? Сосмертью старичков рушится гармония внутреннего мира с миром внешним. «Старосветские помещики» Гоголя схожи по своей сути с главнымгероем Гончарова- Обломовым. Все тот же русский сонный быт, все таже безобразная обыденность в жизни русской семьи. М . Б. Храпченко пишет: «По своему светлому настроению рядом с«Майской ночью» и «Сорочинской ярмаркой» стоит «Ночь передРождеством». Основной фон, на котором развертывается действиеповести, - народный праздник с его красочными обрядами, его задорнымвесельем. «Трудно рассказать, как хорошо потолкаться, в такую ночь,между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовымина все шутки и выдумки, какие может только внушить весело смеющаясяночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки; ана шалости сам лукавый подталкивает сзади»20. И хотя комические происшествия и приключения героев в «Ночи»занимают немалое место, Гоголь здесь более тесно сливает юмор сизображением человеческих характеров. Ярко очерченной индивидуальностью обладает Вакула. Робкий изастенчивый с невестой, Вакула становится расторопным и смелым,когда решает преодолеть препятствия, стоящие на его пути. Передсилачом отступает сам черт, которого Вакула ловко надувает. Хитрую«дипломатичность» проявляет Вакула в Петербурге при встрече сзапорожцами, а потом и на приеме у царицы. Вакула щедро одаренприродой; мастер на все руки, он обладает и талантом художника. Мывидим Вакулу глазами господ, глазами дворца: нелепого, хотя икрасивого парня с дикими словами, забавного медведя, а с другойстороны- глазами народа: простого, смекалистого, умного человека,который «в своем запорожском платье мог почесться красавцем, несмотря на смуглое лицо». Вакула выходец из той среды, которую трудносебе подчинить полностью, которую нельзя лишить самобытности инародности. Вспомним беседу запорожцев во дворце с Екатериной.Екатерина спрашивает, хорошо ли содержат ее гостей, на что ониотвечают: «Та спасиби, мамо! Провиянт дают хороший (хотя бараныздешние совсем не то, что у нас на Запорожье) почему же не жить как-нибудь? ...» Потемкин поморщился, видя что запорожцы говорятсовершенно не то, чему он их учил ...». Ах, как лукавы речи казаков, как вольны они, и подспудный смыслслов их, заставляет читателей восхищаться умом простого народа,склонившегося, но спрятавшего в усах усмешку, перед власть имущими. Не преминули казаки похвалить свое Запорожье, с вольностьюкоторого решило покончить царское правительство! И как лукава ихфраза, к которой не придерешься, хотя она и носит насмешливо-дерзкий характер: «почему же не жить как- нибудь? ...» Лукавство сказывается и в том, что - как замечает про себя кузнецВакула- беседовавшие с ним на отличном русском языке запорожцыизъясняются с царицей, «как будто нарочно, самым грубым, обыкновенноназываемым мужицким наречием. «Хитрый народ!» - подумал он сам себе:«верно не даром он это делает»21. Конечно, запорожцы делают это недаром. С одной стороны, они показывали этим царице и Потемкину своюрешимость не подчиняться утеснениям. А с другой стороны, онисохранили за собою «маневренную» возможность сделать вид, что непонимают тех или других панских вопросов. Поющая и пляшущая молодежь противопоставлена Гоголем мируповседневной, будничной неправды, воплощением которой, являютсяглупые и невежественные голова и лицемерная Солоха. Стихия праздникаобразует в повестях как бы «мир наизнанку», контрастирующий в егосознании с той деловой суетой, прозой и казенщиной, которыеболезненно поразили Гоголя при его первом знакомстве с ПетербургомНиколая 1»21. В толковом словаре В. И. Даля читаем: «Фантастический -несбыточный, мечтательный; или затейливый, причудливый, особенный иотличный по своей выдумке». Иначе говоря, подразумевается двазначения: 1. нечто не реальное, невозможное и невообразимое; 2.нечто редкое, преувеличенное, необычное. Фантастическое в литературемы определяем по его противоположности к реальному и существующему.Звери или птицы, наделенные по воле пера автора человеческойпсихикой и владеющие человеческой речью; силы природы,олицетворенные в антропоморфных (т.е. имеющих человеческий вид)образах; живые существа в противоестественной гибридной или сказочно- религиозной форме, все это широко используется в искусстве. Впьесе Б. Шоу «Назад к Мафусаилу» один из персонажей говорит: «Чудо -это то, что невозможно и тем не менее, возможно»25. Фантастическое часто используется в литературе, когда необходимопреодолеть цензурные препятствия или при помощи иронии, гиперболы исмеха изобразить действительность, используя жанр ироническойсказки. Гоголь щедро воспользовался для «Вечеров» материалами богатого исказочного украинского фольклора, но он как бы продолжил в нихработу многочисленных безвестных народных сказочников иповествователей. Особое изображение фантастики в юмористическом плане дано Гоголемв «Пропавшей грамоте». В этой повести автор ярко воссоздает живыечерты быта и реальности в фантастическом отображении. Переход отизображения быта к фантастике заключает в себе обыденную,прозаическую мотивировку, да и само изображение «необыкновенного»так же насыщенно бытовыми деталями. «Герой повести- человек смелый, казацкого размаха- попадая в ад впоисках пропавшей грамоты, видит сборище чудовищных, уродливыхсуществ. «Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождествовыпадает снегу; разряженный, размазанный, словно панночки наярмарке. И все, сколько бы ни было их там, как хмельные, отплясываликакого- то чертовского гопака. Пыль подняли боже упаси какую! ... Надеда, не смотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти ссобачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивалисьоколо ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузилисебя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как ввалторны». И здесь юмор тесно связан с «обытовлением» фантастики»23. В «Вечерах» прибегая к фантастике, Гоголь вводит в свои повести,в мир обитания человека чертей и ведьм. Но его фантастика немистифицирована, - это смешная и трагическая фантастика народныхсказок и легенд. «Для Гоголя народная фантастика предстает своей бытовой стороной,привлекает его своей наивной непосредственностью. Черт у него самыйобыденный: трусливый, способный на мелкие пакости, он ухаживает заСолохой и ревнует ее. Ведьмы из пропавшей грамоты играют в карты ижульничают. Фантастическое у Гоголя становится прежде всего,средством сатирической насмешки»26. Е. Ермилов пишет: «Характерно для патетики гоголевского стилясвоеобразное выражение силы прекрасного посредством приравнения егок грандиозному, фантастическому и страшному. «Боже мой, что то будетдалее?» - как бы в ужасе спрашивает он, передавая этим, что у негодух захватывает от восторга перед необъятным, «грозящим» стать ещеболее прекрасным. Он находит торжественные, широкие образы, эпитеты,сравнения, обороты речи для того, чтобы передать захватывающие егочувства значительности событий. Гоголь в изображении фантастическихсуществ широко использует метафоры - «ведьм такая гибель»; сравнения- ведьмы «разряжены как панночки»; эпитеты, передающие впечатления ичувства автора: «красных девушек», «неведомая сила», «наводящее ужасдвижение». Чем глубже и фантастичнее описывает Гогольдействительность, какою она должна быть, - тем глубже и полнеесказывается сознание безобразия окружавшей его реальности»24. ... «Мертвые души» Гоголя - удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный. А. И. Герцен. П оэма (греч. - делаю, творю)- крупное стихотворное произведение сповествовательным или лирическим сюжетом. Поэмой так же называютпроизведения на всемирно - историческую тему или с романтическимсюжетом. Поэма требует знания исторического контекста, заставляетзадуматься о смысле человеческой жизни, о смысле истории27. В «Мертвых душах» впервые Гоголь развернул перед читателями образРоссии во всем его пространстве и объеме. Это был уже не рассказ ободном уездном городишке, как в «Ревизоре», а образ всегогосударства, всей Руси. «С этим связано и жанровое обозначение произведения - «роман»,да еще «предлинный», «плутовской роман». Именно так представлялсяГоголю жанр его произведения первоначально (о романе - но еще не о«поэме» - говорится в письме к Пушкину от 7 октября 1835 года).Считается, что идею «Мертвых душ» подсказал Гоголю Пушкин. П. И.Бартенев писал: «В Москве Пушкин был с одним приятелем на балу. Тамже был некто П. Указывая на него Пушкину, приятель рассказал пронего, как он скупил себе мертвых душ, заложил их и получил большойбарыш. Пушкину это очень понравилось. «Из этого можно было сделатьроман,» - сказал он между прочим». По воспоминаниям Л. Н. Павлищева(племянника Пушкина) Пушкин, рассказав Гоголю о некоем господине,скупавшем в Псковской губернии мертвые души, прибавил, что оннамерен заняться этим сюжетом. Пушкин, по словам Гоголя, хотелнаписать «что - то вроде поэмы». Свои повести «Домик в Коломне» и«Граф Нулин» Пушкин называет «шуточными поэмами». «Это попреимуществу поэмы нашего времени, потому что их больше других любятв наше время», - писал Белинский в 1846 году. Впоследствии Пушкин показывал своей сестре наброски романа,основанного на сюжете «Мертвых душ». Но Гоголь предупредил его, чтоон так же продвинулся в написании подобного произведения, чем Пушкинбыл крайне не доволен. Но чтение самим Гоголем первых глав его«Мертвых душ» Пушкину, заставило его признать величие этоголитературного труда. К. С. Аксаков в брошюре «Несколько слов о поэме Гоголя:Похождения Чичикова, или Мертвые души» (подпись под текстом Москва,16 июня 1842 год) выдвинул важный тезис о воскрешении в поэмедревнего «эпического созерцания». «... Только у Гомера и Шекспираможем мы встретить такую полноту созиданий, как у Гоголя; толькоГомер, Шекспир и Гоголь обладают великою, одною и тою же тайноюискусства». Но Шекспир - драматург, остаются Гомер и Гоголь, какэпические писатели, творцы поэм. «... Эпическое созерцание Гоголя -древнее, истинное, то же, как и у Гомера ...» «В поэме Гоголяявления идут одни за другими, спокойно сменяя друг друга, объемлемыевеликим эпическим созерцанием, открывающим целый мир, стройнопредстающий со своим внутренним содержанием и единством, своеютайною жизнью». Все это определило и различные отношения к жанру«Мертвых душ». «Да, это, поэма, и это название вам доказывает, чтоавтор понимал, что производил; понимал всю великость и важностьсвоего дела,» - писал Аксаков. Поэмы Гомера выразили все значениедревнегреческой жизни - «Мертвые души» откроют тайну русскойжизни»28. Гоголь очень любил Россию и верил в нее. За «мертвыми душами»писатель видел души живые. Но путь развития России не был ясенГоголю. Русь не дает ему ответа на постоянно повторяемый вопрос:«Куда же несешься ты?» Гоголь был убежден в том, что Россиипредстоят великие исторические свершения. Воплощением могучеговзлета жизненной энергии, устремленности в будущее является образРуси, подобно птице - тройке, мчащейся в необъятную даль. «Не так лии ты, Русь, что бойкая и необгонимая тройка, несешься? Дымом дымитсяпод тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади.Остановится пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это,сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? и что этоза неведомая сила заключена в сих... конях? Эх, кони, кони, что закони? Вихри ли сидят в ваших гривах? ... Чудным звоном заливаетсяколокольчик; гремит и становится ветром разорванный на куски воздух;летит мимо все, что ни есть на земле, и касаясь постораниваются идают ей дорогу другие народы и государства». Вдумаемся в композицию отрывка. Здесь можно выделить две крупныхчасти: описание тройки, а потом Руси - тройки. Лирическое отступление построено на контрастах и сопоставлениях:стремительно летящие дороги, версты, кибитки, лес - и вихрем летящаятройка; простой ярославский мужик - и великий мастер; «борода дарукавицы» - и необыкновенное искусство ямщика. И композиция всеголирического отступления построена на сравнении: крылатая тройка - иРусь, летящая вперед, в будущее. Размышляя над образом автора, отметим, что интонации егостремительной, горячей речи все время меняются. В первой части -светлое раздумье, затем восторг полета на тройке, любовное, немногоироническое описание ямщика, снова радость и подъем стремительногодвижения. В вначале второй части - глубокая, серьезная задумчивость («Нетак ли и ты, Русь...»), затем впечатления потрясающей мощи ибыстроты движения, восторженное описание изумительных коней,тревожный вопрос, обращенный к Руси, и, наконец, проникнутыйоптимизмом взгляд в будущее, вера автора в талантливость народа ивеликую, тогда еще скованную силу России. Завершая этим образом первый том «Мертвых душ», Гогольпротивопоставлял Россию подлинную, живую, народную мертвенномуоблику тех, кто считал себя солью земли Русской. Образ Россииконтрастирует с картинами жизни привилегированных слоев общества.Беспредельная ширь России, ее могучий простор противостоитнеподвижному и духовно убогому миру «коробочек, плюшкиных исобакевичей». Образ Руси так же резко противостоит образу Чичикова,который, несмотря на свою кипучую деятельность, совершенно чуждшироким общественным идеям, народным началам жизни. Итак: «Русь куда ж несешься ты, дай ответ! Не дает ответа!»Писатель не знал, не видел реальных способов преодоленияпротиворечия между состоянием подавленности страны и взлетомнационального гения, расцветом России. И все - таки впереди у России - дорога. Только сколько их,дорог? Куда они приведут? Кто по ним пойдет? Какие люди? С какойдушой и целью? ... «Дорогу осилит идущий...» Помните, как в русскихсказках: «На лево пойдешь - коня потеряешь, направо - ...?» Нет,дорога Гоголя ведет только прямо. Правит тройкой русский простойчеловек, не вельможа, не чиновник, а «расторопный ярославскиймужик». С лирическими высказываниями Гоголя, характеризующимидействия ямщика (глаголы): «сидит, привстал, замахнулся, затянулпесню...; дорога дрогнула, дымом дымится...», живо перекликаютсяпушкинские слова из «Зимней дороги»: «Что - то слышится родное В долгих песнях ямщика, То разгулье удалое, То сердечная тоска». Ах, красота, какая! Как бьется и щемит сердце в сладкой тоске инеизведанности! Что зимой, что летом, но «какой русский не любитбыстрой езды?» Какое русское сердце не встрепенется птицей, летящейвпереди величаво - гневной и страшно - красивой тройки? И «летятверсты», и вихри «сидят в гривах коней и струится дорога»... Ах,Россия, матушка Стеньки - разбойника, притормози, задумайся,зачерпни рукавицей холодного снежка, разгони пар морозный, вглядисьв даль великую, необъятную! Тихо там как, тревожно... Вот она судьба писателя и человека, такая же неизведанная, какповорот дорожной версты! Помните, у Блока: и «вечный бой» впереди,и «покой нам только снится...» Как много несправедливых обвинений было выдвинуто рецензентамипротив Гоголя в его время! Да, это был «хлеб насущный», который онидолжны были заработать во времена той системы, в которойсуществовали. Главное, о чем все критики дружно твердили, - это то,что произведения Гоголя предвзятые, они искажают жизнь. Не правдали, как знакома и современна такая позиция. Да, любят в Россиипокритиковать дело нужное и верное. Тяжела судьба любого талантливого человека в России. Душа егомягкая, незащищенная, ее можно сравнить с легким пламенем свечи наморозном ветру. Вечный Шекспировский вопрос терзает ее: «Быть или небыть?» Неприятие движения, стремление к «обломовщине», интуитивноежелание к сохранению своего спокойного, сытого мирка, есть вхарактере любого народа. Писатель в России своим пером разгоняет«стоячие воды» русской обыденности, обнажая на дне подводные камнинедостатков, пороков и злоупотреблений. Боится Россия нового слова!«Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босыедуши!» - пел Высоцкий. Судьба писателя в России - неизбежно судьба историка. Он не можеттворить, не основываясь на великой исторической судьбе своей родины.Именно поэтому история «Мертвых душ» так актуальна в современномразвитии России. Посмотрите, разве в наше время нет вокруг таких жеЧичиковых, Маниловых, Коробочек, Тарасов и Андриев? Неведомы путиРоссии... Мертвые поменялись местами с живыми. Трагична судьба таланта в России. Трагична судьба Гоголя. Нобессмертные великие книги, «рукописи не горят», и много великихсынов еще породит и оплачет русская земля. «Суждены нам благие порывы, Но свершить ничего не дано». Некрасов. Вырвешься ли, на простор русских дорог, Россия? ... И все же далеко не каждому удается в России стать яркойличностью. Русская душа всегда требовала красоты. Именно красотойрусского слова, своими народными и лирически - сказочными образамипривлек Гоголь к себе читателя. Трудно было находить форму для лирических раздумий в «Мертвыхдушах», где нет героя, чувствам и мыслям которого, был быестественен лирический подъем. Лирические волны отбрасывают наспрочь от Чичикова; сам поэт открыто вступает в просторы русскогоискусства своими лирическими отступлениями, сатирическими образами иостротой русского национального слова. «- Ну, так чего же вы оробели? - сказал секретарь, - один умер,другой родится, а все в дело». Чичиков сразу понял рифмованныйответ: «Героя нашего осенила вдохновеннейшая мысль, какая когда -либо приходила в человеческую голову. «Эх, я Аким - простота! ...»Вот Чичиков, каков подлец! Гоголь добавляет язвительно: «Что ниговори, не приди в голову Чичикову эта мысль, не явилась бы на светсия поэма». Как метко Гоголь выразил при помощи русского словаосновную изюминку романа! Не даром Гоголь назвал свое произведение «поэмой». Наибольшегоэмоционального напряжения достигает лирический пафос писателя на техстраницах, которые посвящены родине, России. «Русь! Русь! Вижу тебяиз моего чудного, прекрасного далека, тебя вижу. Бедно, разбросано инеприютно в тебе... Но какая же непостижимая, тайная сила влечет ктебе?»29. Исполненный поэтического восторга пишет Гоголь о безбрежныхпросторах России, о ее песнях, о «живом и бойком русском уме», о«замашистом» русском слове: «Легким щеголем блеснет и разлетитсянедолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякомудоступные, умнохудощавое слово немец; но нет слова, которое было бытак замашисто, бойко, так вырывалось бы из под сердца, так бы кипелои животрепетало как метко сказанное русское слово!»30. П роизведения Гоголя внесли в русскую литературу яркую и свежуюструю своим пафосом, особенностью языка, своеобразиями сюжетов.Гоголь впервые познакомил русского читателя с пленительной поэзиейукраинского народа, уже в первых повестях его, чувствовалисьдемократические тенденции, они открывали перед читателем новый мир -мир народной жизни. Все люди на земле так похожи друг на друга, - иневажно, на каких языках они говорят, ведь искусствоинтернационально - вот, что понимаем мы, читая великие книги Гоголя. Гоголь великолепно использовал в своем языке многиехудожественные средства языка: эпитеты, сравнения, олицетворения,метафоры, а так же поэтический синтаксис: вопросительные ивосклицательные предложения, риторические вопросы, прием умолчания(многоточия). За счет этого Гоголь достигает пафоса - эмоциональноготона произведения. «Гоголь часто использовал слова - пароли, означающие как бытайное общение повествователя с читателем. Эти слова означают«незаметный» отход от принятой манеры почтительно - серьезногоповествования, легчайший намек на истинное отношение повествователяк изображаемому. Тонкость употребления этих слов и заключается втом, что они совсем не разрывают словесную ткань, не являются в нейчужеродными - и вместе с тем означают в этой ткани, просвечивающиеместа. Например, слово даже: «даже дородная женщина» - царица, «лицау них были полные и круглые, а у иных даже были бородавки...» (очиновниках в «Мертвых душах»). Или: «Прочие тоже были более илименее, люди посвященные: кто читал Карамзина, кто «МосковскиеВедомости», кто даже и совсем ничего не читал...» (Там же)»31. «Часто мы встречаемся с важнейшей особенностью стиля Гоголя - сналичием двух рядов в его повествовании: внешнего, совпадающего с«общепринятыми», официозными представлениями, и внутреннего,совпадающего с народными взглядами». Вспомним описание кузнецаВакулы: наш кузнец «в своем запорожском платье мог почестьсякрасавцем, не смотря на смуглое лицо». Простолюдин, а все же внародном представлении - красавец! Или: «Дама с голубыми глазами» -этими словами образ царицы из «Ночи перед Рождеством» низводится кполнейшей прозе: разве можно было бы настоящую царицу назватьдамой?»32. В Гоголевском языке переплетения фантастического с реальным,реальная историческая подоснова фантастического дают возможностьхудожнику наполнить традиционные образы новым художественнымсодержанием. Мы читаем книги Гоголя, смеемся над его героями и с удивлениемчасто узнаем в них самих себя и окружающих. Многие герои Гоголя по -прежнему как бы живут среди нас, они стали нарицательными в нашейобыденной речи. «Хитра как Солоха; жадна, как Коробочка; силен, какВакула», - говорим мы. А знаменитые сравнения, которые так частослышим мы в обыденном разговоре: «сама себя высекла», «Русь -тройка», «поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Азнаменитое - «К нам едет ревизор!». С детства стали для наспривычными простые украинские слова: «мамо, черевики, мисяц,парубки, свитка, шаровары, дивчина» и другие. Гоголевский стиль сродни характеру самого писателя, то ровный испокойный в лирических отступлениях, то вспыльчивый инеуравновешенный, то и дело пестрящий вопросительными ивосклицательными знаками, перечеркнутый запятыми, двоеточиями, ивдруг заканчивающийся долгим протяжным многоточием, И никаких тебеиностранных, незнакомых слуху вставок и сносок! Все родное,впитанное с молоком матери, певучее - Российское! Своей близостью к народу, к его истории, своей доступностью ипростотой дороги нам произведения Гоголя. Никакая жесткая,компьютеризированная фантастика не заменит нам чудных сказокписателя. «Гоголь принадлежал к народу по своим вкусам, по складам своегоума», - говорил Герцен. Итак, в своем реферате я постарался раскрыть особенностихудожественного гения Гоголя, проанализировать свойства егосатирического и фольклорного мышления, показать всю современностьгоголевских идей в истории России. Вдохновляемый идеями высокого призвания человека, Гоголь выступилнепримиримым противником низменного и пошлого, эгоизма имеркантильности в их различных появлениях. Он смело возвысил свойголос, голос протеста против рабской жизни, беспощадно развенчалсоциальную косность мышления. Каждая новая эпоха по - своему судит о писателе, воспринимая вего творчестве близкие ей художественные начала. Гоголь не стремилсяобогнать свое время, он как бы отобразил его в «кривом зеркале»,заставляя современников узнавать в нем себя, вызывая у кого - гнев излобу, а у кого - смех и восхищение. Огромное влияние Гоголя испытывали и испытывают многие поэты иписатели. Русские революционеры - демократы: Белинский и Герцен,Добролюбов и Чернышевский; Некрасов и Салтыков - Щедрин, а так жемногие современные писатели от М. А. Булгакова до В. Войновича«учились» у Гоголя. Гоголь, писал Чернышевский, «сказал нам, кто мы таковы, чегонедостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и чтолюбить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством игрубостью в себе, как и в других, вся была одушевлена одною горячею,неизменною целью, - мыслью о служении благу своей родины»33. Библиография1. Н. В. Гоголь «Мертвые души», Москва изд. «Физкультура и спорт», 1980 год.2. Н. В. Гоголь «Повести», Москва изд. «Детская литература», 1972 год.3. В. В. Ермилов «Гений Гоголя», Москва изд. «Советская Россия», 1959 год.4. С. Машинский «Гоголь», Москва, гос. изд. Культурно - просветительной литературы 1951 год.5. В. Н. Турбин «Герои Гоголя», Москва, «Посвящение» 1983 год.6. Ю. Манн «В поисках живой души», Москва, изд. «Книга» 1984 год.7. М. Б. Храпченко «Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя», Москва изд. «Современник» 1984 год.8. «Краткий справочник школьника 5 - 11 классы. Литература», изд. Дом «Дрофа» Москва 1997 год.9. «Энциклопедический словарь юного литературоведа», Москва изд. «Педагогика»,1988 год.10. «Классики русской литературы», Москва изд. «Детская литература», 1953 год.11. В. Г. Белинский «Избранные статьи», Москва изд. «Детская литература», 1975 год.12. Журнал «Литература в школе» №4, 1989 год, статья «Порыв к высокому» Е. С. Романичева, стр. 91 - 94. Примечания 1 С. Машинский «Гоголь» Москва 1951 год, стр. 19. 2В. Ермилов «Гений Гоголя» Москва «Советская Россия» 1959 годстр. 112. 3Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1975год, стр. 88. 4 В. Ермилов «Гений Гоголя» Москва «Советская Россия» 1959 год.стр. 107. 5Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1959год, стр. 90. 6В. Н. Турбин «Герои Гоголя» Москва «Просвещение» 1983 год, стр.31. 7Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1975год, стр. 121. 8 Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1975год, стр. 154. 9 Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1975год, стр. 198. 10 Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1975год, стр. 230 11 Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1975год, стр. 201. 12 Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1975год, стр. 256. 13В. Н. Белинский «Избранные статьи» Москва изд. «Детскаялитература» 1975 год, стр. 28. 14 Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1975год, «Сорочинская ярмарка», стр. 315. 15 Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1975год, «Майская ночь, или Утопленница», стр. 401. 16 Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1975год, «Ночь перед Рождеством», стр. 413. 17 Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1975год, «Тарас Бульба», стр. 78. 18Е. С. Романичева «Порыв к высокому», журнал «Литература вшколе» №4, 1989 год, стр. 93. 19 Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1975год, «Старосветские помещики», стр. 456. 20 Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1975год, «Ночь перед Рождеством», стр. 401. 21 Н. В. Гоголь «Повести» Москва изд. «Детская литература» 1975год, «Ночь перед Рождеством», стр. 431. 22М. Б. Храпченко «Николай Гоголь. Литературный путь» Москва«Современник» 1984 год, стр. 104. 23 М. Б. Храпченко «Николай Гоголь. Литературный путь» Москва«Современник» 1984 год, стр. 165. 24В. Ермилов «Гений Гоголя» Москва изд. «Советская Россия» 1959год, стр. 79. 25 «Энциклопедический словарь юного литературоведа» Москва«Педагогика» 1988 год, стр.370. 26 «Классики русской литературы» М.«Детская литература» 1953 год.стр. 193. 27«Энциклопедический словарь юного литературоведа» Москва«Педагогика» 1988 год, стр. 223. 28Ю. Манн «В поисках живой души» М. «Книга» 1984 год, стр. 158. 29Н. В. Гоголь «Мертвые души» М. «Физкультура и спорт» 1980 год,стр. 213. 30 Н. В. Гоголь «Мертвые души» М. «Физкультура и спорт» 1980 год,стр. 127. 31 В. Ермилов «Гений Гоголя» Москва «Советская Россия» 1959 год.стр. 82. 32 В. Ермилов «Гений Гоголя» Москва «Советская Россия» 1959 год.стр. 85. 33Н. Г. Чернышевский Полное собрание сочинений, т4, стр. 633. Автореферат Первого апреля тысяча девятьсот девяносто девятого годаисполняется 190 лет со дня рождения Н. В. Гоголя. Его произведенияпо- прежнему остаются интересными, актуальными для современников. Цель реферата раскрыть исторически конкретную линию, своеобразиегоголевского слова и философии, их связь с народным фольклором, атакже богатство образов как бы оживших сказочных героев иисторическую современность Гоголя, основанную на всепоглощающейлюбви к родине и творчестве многих русских писателей и поэтов. Раскрыть и проанализировать основные цели реферата будет легче,если понять, что творчество Гоголя обусловлено социально. Это оченьхорошо отражено в книгах: «Н. В. Гоголь в русской критике ивоспоминаниях современников» и «Классики современной литературы».Пребывая, если можно так выразиться, «внизу верхов», он жил «вверхунизов». Основной задачей реферата является раскрытие лирического образаРуси в прозе Гоголя, используя критические статьи Е. Ермолова, Ю.Манна, Турбина, Романичевой, Храпченко, Пушкина, Герцена и других; атак же показать особенности гоголевского стиля в использованиихудожественных средств языка: эпитетов, сравнений, олицетворений,метафор и поэтического синтаксиса И злюбленным жанром Н. В. Гоголя была повесть. Впервые Гогольсоздал из сказок и легенд живой образ простого украинского человекас его фантазиями, хитростями, мечтами и чистой свободолюбивой душой.В своих произведениях писатель широко использовал весь колорит илексику украинского языка, без которого открыть особенностичеловеческой души было бы невозможно. Образ Украины раскрыт писателем в чудесных, поэтически насыщенныхпейзажах и прежде всего в изображениях персонажей, в передаче самогохарактера народа, его храбрости, лиричности, беззаветного веселья,свободолюбия. В представителях народа видит Гоголь лучшиечеловеческие черты и качества- любовь к Родине, чувство собственногодостоинства, живой и ясный ум, подлинную человечность иблагородство. Гоголь хотел показать народ не подневольным ипокорным, а гордым, свободным в его внутренней красоте и силе. Ермилов своей книге «Гений Гоголя» пишет:»Во всей литературе«нового времени» до Гоголя, не было столь могучих, героическихнародных характеров, какие предстали в «Тарасе Бульбе». Ясностьпредмета и великодушие, цельность, глубина и полнота всех чувств;львиная храбрость, беспощадность к врагам Родины и народа, кпредателям и изменникам; страстная любовь к Родине; высокое чувствонациональной чести и гордости, способность вытерпеть все муки во имяотчизны; свободолюбие, богатырский размах всех чувств- таковычеловеческие качества, присущие народу, опоэтизированные в «ТарасеБульбе». Характер борющегося народа- главное, что влечет автора.Таков и сам Бульба, таков и Остап, чьи характеры вполнесоответствуют характеру той эпохи. Тарас и Остап, погибшие в лютыхмуках, счастливо прожили свою жизнь».2 Вся жизнь Тараса безраздельно, целиком связана с Сечью. Обращаяськ казакам, он говорит: «Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя,дитя любит отца и мать; но это не то братцы: любит и зверь своедитя! Но породнится родством по душе, а не по крови, может одинтолько человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких как врусской земле, не было таких товарищей ... Нет, братцы, так любить,как может любить русская душа,- любить не то, что бы умом или чемдругим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе- а!» ...сказалТарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, исказал: «Нет, так любить никто не может!»10. В конце повести, погибая на костре, Тарас произносит своюпроникнутую любовью к русской земле, гневом и презрением к врагамречь, которую Гоголь заключает поразительными словами: «Да развенайдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая быпересилила русскую силу!»12. Поэтическая тема «Сорочинской ярмарки»- торжество любви, первой,юной любви. Здесь все полно счастливой влюбленности, здесь небовлюблено в землю, а земля в небо, и все нежно, все говорит обеспредельном, неизмеримом просторе жизни и счастья. Та возвышенно- романтическая манера повествования, котораявыражена в «Сорочинской ярмарке», свойственна и «Майской ночи».Картины чудесной украинской природы и здесь являются неотъемлемойчастью повествования. «Знаете ли вы Украинскую ночь? О, вы не знаетеукраинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц.Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горити дышит он. Земля вся в серебряном свете: и чудный воздух ипрохладно- душен, и полон неги, и движет океан благоуханий.Божественная ночь! Очаровательная ночь! ...»15 Читатель, разве скажешь лучше! Какой загадочной сказкой веет отэтих слов! Так бы «раскинул руки и полетел», как Катерина из «Грозы»Островского. Только в такой ночи, возможно, все: и правда, ивымысел. И всему поверишь с открытым, счастливо бьющимся сердцем .... А вот уже зимой: «Последний день перед рождеством прошел. Зимняя,ясная ночь наступила. Глянули звезды. В каких же образах автор представляет ночь на Украине? В образахнеба, лесов, прудов, окруженных садами, и села на горе, белые хатыкоторого, светятся под месяцем. Кроме того, в описании авториспользует яркие краски, звуки и запахи. Например: краски-серебристый свет (месяца); леса полные мрака (черный); стены садов-темно- зеленые; черемухи и черешни, белея, блестят при месяце(белые). Звуки: шелест листьев, шум ветерка, величественный гром,тишина, голос перепела. Гоголь так же великолепно использует эпитеты: ночь- божественная,очаровательная; небесный свод- необъятный; холод- ключевой; снопыхлеба- золотые, а так же- олицетворения: месяц- глядит; ландшафт-спит; снопы- кочуют, и сравнения: село- дремлет; как очарованные. Как многообразна и естественна природа в гоголевскихпроизведениях! Вся величавая красота, ширь, могучее спокойствиеродины, чистота и глубина души ее выражены в эпическом образеДнепра, ясного, как душа народа, грозного в гневе, как грозен вгневе сам народ. В описании Днепра, кроме перечисленных средств выразительности,Гоголь использует гиперболы: без меры в ширину; без конца в длину,восклицания: пышный!; зеленокудрые!; нет реки ему равной в мире!.Свое отношение к образу Днепра он передает и в глаголах- сказуемых:«не зашелохнет», «сыплются», «озирает». Днепр показан в ясный солнечный день, в темную ночь, и во времябури. Писатель, кроме образов величавой реки, рисует живописныеберега: леса и горы, немалое место занимает описание неба. Днепр описывается в необычайно красивых ярких красках: голубаязеркальная дорога, серебряная струя, синие тучи. Река Днепр рисуется также с помощью эпитетов: чуден, страшен(Днепр), он же пышный, синий; сравнений: будто весь вылит из стеклаи будто голубая зеркальная дорога, будто полоса дамасской сабли;олицетворении: Днепр ходит, нежась и прижимаясь ближе к берегу;гиперболы: «редкая птица долетит до середины Днепра», «пойдут горамипо небу синие тучи» и т. д. В о втором томе «Мертвых душ» Гоголь писал, что изображение«несовершенства нашей жизни» является главной темой его творчества.Характерна в этом отношении его повесть «Старосветские помещики».Писатель отразил в ней распад старого, патриархально- помещичьегобыта. С иронией- то мягкой и лукавой, то с оттенком сарказма- рисуетон жизнь своих «старичков прошедшего века», бессмысленность ихсуществования. Пушкин оценил эту повесть как «шутливую трогательную идиллию,которая заставляет вас смеяться сквозь слезы грусти и умиления». «Старосветские помещики» Гоголя схожи по своей сути с главнымгероем Гончарова- Обломовым. Все тот же русский сонный быт, все таже безобразная обыденность в жизни русской семьи. М . Б. Храпченко пишет: «По своему светлому настроению рядом с«Майской ночью» и «Сорочинской ярмаркой» стоит «Ночь передРождеством». Основной фон, на котором развертывается действиеповести, - народный праздник с его красочными обрядами, его задорнымвесельем. Ярко очерченной индивидуальностью обладает Вакула. Робкий изастенчивый с невестой, Вакула становится расторопным и смелым,когда решает преодолеть препятствия, стоящие на его пути. Передсилачом отступает сам черт, которого Вакула ловко надувает. Хитрую«дипломатичность» проявляет Вакула в Петербурге при встрече сзапорожцами, а потом и на приеме




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Н. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат iconСценарий литературного вечера по творчеству Н. В. Гоголя «Горьким смехом моим посмеюся»
Н. В. Гоголя. Материал, используемый учителем, позволяет вспомнить этапы жизни и творчества писателя, помогает осознать значение...
Н. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат iconУрок по повести Н. В. Гоголя «Шинель», которая является завершением всех повестей Гоголя
Внеклассное чтение по повести Н. В. Гоголя «Шинель». Трагическая судьба маленького человека в повести «Шинель» (8 класс)
Н. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат iconФедяшина Екатерина «крылатые выражения в произведениях н. В. Гоголя»
Наша основная цель – определить степень значения произведений Н. В. Гоголя для обогащения русского языка крылатыми выражениями, а...
Н. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат iconСценарий литературного вечера по творчеству Н. В. Гоголя «Горьким смехом моим посмеюся»
Гоголя актуально и современно для сегодняшней молодежи. Над могилой Гоголя поставлен надгробный памятник со словами из библейской...
Н. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат iconКонспект урока по методике преподавания литературы: «По страницам Н. В. Гоголя» Урок-игра
Гоголя «Мёртвые души», и на сегодняшнем уроке, который пройдёт у нас в форме игры, мы вспомним с вами всё, о чём говорили на уроках,...
Н. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат iconРеферат по теме: Размышления о феномене панночки (по повести Гоголя Н. В. «Вий»)
Цель моего реферата показать на примере произведения Гоголя «Вий», что анализ любого произведения может превратиться в увлекательнейшее...
Н. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат icon«Берем пилу и делим Гоголя» //Комсомольская правда в Украине. – 2009. – 1 апреля. №71. – С. 11
Николая Гоголя. Как в России, так и на Украине полным ходом идет подготовка к юбилею
Н. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат iconРеферат по литературе на тему: " Мертвые и живые души" в повести Н. В. Гоголя "Мертвые души"
Я выбрал поэму Н. В. Гоголя "Мертвые души" потому, что это грандиозное произведение, в котором автор стремился показать не только...
Н. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат iconН. В. Гоголя как историческая повесть: особенности поэтики ргпу им. А. И. Герцена «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя как историческая повесть: особенности поэтики. Реферат

Н. В. Гоголя Лирический образ Руси в прозе Н. В. Гоголя. Реферат iconЛитература для учащихся 9 «В» и9 «А» классов
Уважаемые дети, рекомендую течение этой недели доучить блок стихотворений М. Ю. Лермонтова и выучить лирический отрывок из поэмы...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы