Смоленская крепостная стена ведение Развитие смоленского монументального зодчества в XIV, XV и XVI векахнам, по существу, неизвестно icon

Смоленская крепостная стена ведение Развитие смоленского монументального зодчества в XIV, XV и XVI векахнам, по существу, неизвестно



НазваниеСмоленская крепостная стена ведение Развитие смоленского монументального зодчества в XIV, XV и XVI векахнам, по существу, неизвестно
Дата конвертации02.07.2012
Размер118,43 Kb.
ТипРеферат
Смоленская крепостная стена


ведение Развитие смоленского монументального зодчества в XIV, XV и XVI векахнам, по существу, неизвестно. Это вовсе не означает, что в то время здесьне строили из кирпича, а все здания сооружали только из дерева. Ведь даженаходясь в составе Литовского государства, Смоленск всегда оставалсябольшим культурным и экономическим центром. Несомненно, что в городе должнобыло вестись и монументальное строительство. Так, при раскопках церквиТроицкого монастыря на Кловке выяснилось, что она была сильно перестроена вXV или XVI веке, а рядом в то же время были возведены два кирпичныхгражданских здания (видимо, хозяйственного назначения). Известно, что следыперестроек XV— XVI веков обнаружены и в некоторых других памятникахсмоленского зодчества XII века. К сожалению, все эти постройки иперестройки пока еще не изучены. В 1514 году Смоленск был возвращен в состав Руси и стал важнейшейкрепостью на западных рубежах Московского государства. Оборона его имелаогромное значение для безопасности самой Москвы, поскольку город стоял наглавной дороге, ведущей в Москву с запада. В 1554 году смоленская крепостьпострадала при пожаре, и по указу Ивана Грозного сюда был послан князьВасилий Дмитриевич Данилов «город Смоленск делати». Путешественники, видевшие Смоленск во второй половине XVI века,единодушно отмечают, что новая крепость была сооружена из дуба и защищенаглубокими рвами. В 1593 году один из иностранцев, посетивших Смоленск,назвал его «самым знаменитым пограничным городом» и отметил, что крепостьего «очень высокая, только вся деревянная». В конце XVI века после укрепления смоленского посада встал вопрос и озамене старой городской крепости из дерева и земли на каменную. Почемувозникла такая необходимость? Дело в том, что к этому времени научилисьотливать такие пушки, которые могли легко разрушить стены из дерева иглины. Смоленск был; главной крепостью на пути к столице России. 3ная ожелании. Речи Посполитой вернуть его себе, московское правительство иприняло решение построить каменную крепость. Подготовительные работы Подготовительные работы к ее созданию были тщательно продуманы заранее,велись с большим размахом, прекрасным знанием техники строительства истроительного производства. Сохранившиеся источники дают возможность составить четкое представлениео всем ходе строительных работ. Официально к ним приступили 15 декабря 1595года. «Администратором» строительства являлся князь Василий АндреевичЗвенигородский, а его помощниками—Семен Безобразов и дьяки Посник Шипилов иНечай Перфирьев. Но главную роль в строительстве играл знаменитый зодчий,незадолго до этого закончивший грандиозное строительство оборонительныхстен в Москве,—«городовой мастер Федор Савельев Конь». Весной 1596 года состоялась официальная закладка С этого фактически иначалось укрепление Смоленска, оказавшегося под угрозой вражескогонападения. Отправиться в Смоленск назначенные руководители строительстваобязаны были незамедлительно. Точно было установлено также время ихприбытия на место назначения — 25 декабря того же года в три или четыречаса дня. Это особо оговаривалось царским указом. Но провести укреплениепограничного города скрытно было невозможно; вражеские лазутчики немедленносообщили бы о начале работ Сигизмунду III. Учитывая это, правительство царяФедора не стало делать из них государственной тайны. Все мероприятия решилиосуществлять не только в открытую, но и в самой торжественной обстановке.Поэтому въехать в Смоленск руководителям строительства предписывалось подблаговест городских колоколов через посад, мимо литовского гостиного двора,по Большому мосту через Днепр, чтобы все видели, и явиться в Богородицкийсобор к архиепископу Феодосию за получением благословения как на «городовоедело», так и на заготовку необходимых «городовых запасов». Такого раньше небыло. Это наглядно демонстрировало всю важность прибытия представителейгосударственной власти в Смоленск, поднимало их авторитет, показывало,какую ответственную задачу поставило перед ними правительство, какоезначение приобрел Смоленск в складывавшейся политической ситуации. Цельстоль торжественного въезда должна была быть ясна каждому — и иностраннымгостям, находившимся в городе, и его ..жителям, которые становилисьнепосредственными участниками его укрепления. Для осуществления намеченногостроительства командированные получили «государеву казну». Далее все пошлокак по расписанию, и к весне 1596 года подготовительные работы в Смоленскев основном были закончены. Руководители строительства наняли «охочихлюдей», которые приступили к заготовке строительных материалов,отремонтировали старые и выстроили новые сараи и печи для сушки и обжигакирпича, начали их производство и заготовку извести, занялись подвозкойкамня и заготовкой свай под фундаменты. Все это делалось «наспех», немешкая с великим «радением», как требовалось царским распоряжением.Одновременно была составлена смета на строительство, отправленная в Москвуна утверждение, и установлены места расположения стен и постановки башенбудущего «города». Для контроля за расходованием средств смоленский воевода князь Катырев-Ростовский выделил- 10 человек «смолнян посадских лутчих людей», которыедолжны были заверять своей подписью все расходы, «чтоб в денгах кражи небыло». Такой организации могли бы позавидовать и современные строители. Этопозволило быстро начать работы, развернуть их во всю ширь и вести беззадержки. Строительство крепости В связи с тем, что значение Смоленска в общей системе обороны западнойграницы Руси было огромно, на закладку, в нем новых укреплений царь Федоротправил шурина своего, боярина Бориса Федоровича Годунова, бывшего тогдафактическим правителем государства. Свою поездку в Смоленск Борис Годуновобставил с большой пышностью и торжественностью. Прибыв в город «с великимрадением», он отслужил молебен в Богоро-дицком соборе, а затем со свитой«объеха место, како быти граду», ранее намеченное Федором Конем и другимируководителями строительства, и «ловеле заложити град каменей». После этогоБорис Годунов возвратился в Москву, а в Смоленск были направлены окольничийИ. М. Бутурлин, князь В. А. Звенигородский, дьяк Н. Перьфирьев и многиедворяне и дети боярские, которым приказали «город» делать «наскоро». Об объеме строительства свидетельствуют документы, сохранившие сведенияо расходе строительных материалов. В стену и башни было уложено 100миллионов штук кирпича и несколько сот тысяч пудов полосового железа. Вместе с этим в стране была произведена широкая, почти поголовнаямобилизация всех мастеров каменщиков, кирпичников и даже горшечников,которые широким потоком хлынули «для каменнова и кирпишнова дела» вСмоленск. К работам были привлечены и некоторые монастыри; они не толькодавали в Смоленск людей и подводы, но и доставляли в него камень, бочки сизвестью и другие строительные материалы. Их везли отовсюду, где они толькоимелись. Старица, Руза, Белый и другие «дальние города всея земли» былитогда поставщиками смоленской стройки. Равной ей страна на исходе XVI векане знала. Она была самой крупной и по объему производившихся работ и поколичеству занятой рабочей силы. Город был превращен в гигантскую,невиданную до того строительную площадку, на которой работали огромныемассы «черного люда», собранные со всех городов государства. Простыерабочие трудились на рытье котлованов под фундаменты, на забивке свай вслабый грунт, на доставке к местам кладки кирпича и камня. Болееквалифицированные мастера, каменщики и кирпичники, умудренные накопленнымраньше опытом, возводили стены и башни с их бойницами, зубцами,внутристенными лестницами, сводами, междуэтажными бревенчатыми мостами иопорными столбами кровель, а находившиеся рядом плотники ставили леса,делали опалубки сводов и арок, покрывали тесом уже завершенные участкикрепости. Она росла не по дням, а по часам, участок за участком, сажень засаженью. Простоя в работах не было. Их бесперебойность по всей длиневозводившегося «города» обеспечивалась отдельными строительными бригадами,которые работали на заранее закрепленных за ними участках, и постояннымнаблюдением зодчего, переходившего с одного места на другое. Такпродолжалось более трех лет. Некоторые работы велись, очевидно, и ночью,при свете всюду разложенных костров. На заключительном этапе они непрекращались даже поздней осенью, чего раньше обыкновенно не делалось. План крепости Смоленская крепость имеет в плане неправильные и очертания, так как приее возведении наиболее полно были учтены естественные условия местности. Ссевера крепость опирается на природный оборонительный рубеж—Днепр. Свостока и запада стены проходят по гребню всхолмлений так, что передстенами всюду лежат низкие участки, над которыми крепость полностьюгосподствует. Труднее всего было создать оборонительные рубежи с южнойстороны, где нет естественных преград. Здесь стены кое-где стояли на ровныхместах, поэтому на некоторых участках были вырыты рвы. Валов Смоленскаякрепость вовсе не имела. У середины северной и южной стен находились'-главные воротные башникрепости. Днепровская (или Фроловская) башня открывала путь к Днепру, кмосту, который выводил на дорогу к Москве., Напротив нее, примерно в районесовременной площади Смирнова, стояла Молоховская башня — главные ворота сюга. Эти две башни были самыми высокими и, помимо своего функциональногоназначения,, служили местом торжественных, парадных въездов в город. Кромених крепость имела еще семь проездных башен, то есть таких, в которыхимелись ворота. Остальные башни были глухими, без проездов. Башни расположены довольно равномерно по периметру крепости, в среднемна расстоянии 150 метров, а участки стен между ними всюду прямолинейны. Этодавало возможность вести действенный фланкирующий обстрел со всех участковстен.С точки зрения военно-инженерного искусства той поры Смоленская крепостьбыла первоклассным фортификационным сооружением. И недаром один иностранецотметил в своих записках, составленных вскоре после завершениястроительства, что Смоленскую крепость «нельзя взять приступом».Развернувшиеся здесь через 10 лет боевые действия полностью этоподтвердили. В основании фундаментов крепостных стен, там, где нет плотногоматерикового грунта, имеется сложная система свай и забитых землеюдеревянных конструкций. На тех, же участках, где его можно было достигнуть,в основание сразу же клали каменный фундамент. Нижняя часть сложена изхорошо отесанных белокаменных блоков, а выше стена кирпичная. При этом изкирпича выложены лишь наружная и внутренняя поверхности стен, образующиекак бы две самостоятельные, довольно толстые кирпичные стенки, а внутренняячасть их заполнена битым камнем и валунами, залитыми известковым раствором. Имеется три яруса бойниц: нижний ярус—подошвенный бой, средний иверхний—с боевой площадкой наверху. Стрельба со стен, со всех трех ярусов,велась только из мелких орудий, а более крупная артиллерия быласосредоточена в башнях. Здесь для размещения пушек сделаны специальныебоевые камеры. Внутреннее пространство башен с помощью деревянных настиловделилось на ярусы, большей частью на четыре. Впрочем, в некоторых башняхбыли и сводчатые перекрытия. Поверхность нижней части стен снаружи имеет небольшой уклон, а выше —строго вертикальна. На переломе этих участков по стенам и башням всейкрепости проходит декоративный полукруглый валик. С тыльной стороны стенырасчленены большими арочными нишами. Снаружи крепость была побелена, анекоторые участки, кроме того, декоративно раскрашивались красно-коричневойкраской «под кирпич». Смоленская крепость расположена на сложном рельефе. Естественно, нужнобыло обеспечить во всех местах свободный сток дождевых вод, которые иначемогли бы застаиваться у стен и разрушать их. Поэтому в цоколе проложеномножество каменных труб для отвода воды. Чтобы через них не моглипроникнуть вражеские лазутчики, трубы были перегорожены железнымирешетками. Шесть лет понадобилось мастерам, чтобы построить крепостную стену,ставшую гордостью России, ее «ожерельем». В 1602 году возведение крепостибыло закончено. Архитектура стены почти никак не была связана с традициямистарого смоленского зодчества. Но, несмотря на это, крепость не толькозащищала, но и украшала город. Длина стен составляла 6,5 км, высота — от 10до 13 метров, ширина — от 4 до 6 метров. Ни одна из ее 38 башен неповторяла другую. Они делились на 3 группы: круглые (16-гранные),прямоугольные и прямоугольные с воротами. Особенно красивой была башняФроловских или Днепровских ворот. Она стояла на берегу перед БольшимДнепровским мостом. Проезд закрывался деревянными брусчатыми воротами ижелезной решеткой (герсой). Башня выделялась из всех остальных и своейвысотой. Пять ее ярусов поднимались на 30 метров над землей. Наверху быласмотровая вышка и висел колокол. Облик башни дополняли двуглавый орел,венчавший ее, и икона Одигитрии над проездными воротами. Днепровская башнясоздавалась Ф. Конем не только как сооружение, которое по праву считалосьжемчужиной «ожерелья всея РусИ». Ворота были и торжественным въездомоткрывавшим путь на Москву. В южной части стена стояла на каменном фундаменте, а в севернойприднепровской опиралась на дубовые сваи. В основном Смоленская крелость была закончена к 1600 году, но какие-тоработы продолжались и в дальнейшем. При этом в помощь строителям тогда былипод брошены и новые массы каменщиков, кирпичяиков, гончаров, горшечников,кувшдпшиков, печников и^ других мастеров. Они прибывали в Смоленск изразных областей страны в соответствии с наказом Бориса Годунова. С окончанием смоленского «городового дела» очень торопились, так как в1603 году истекал срок двенадцатилетаего перемирия с Польшей, агрессивнаяполитика которой активизировалась с каждым днем.. Стремясь завершить это«дело», Борис Годунов в 1600 году прислал в Смоленск крупную сумму денег, адля наблюдения за работами .направил в него князя С. И. Долгорукого. Крометого, под страхом смертной казни он запретил в стране всякое каменноестроительстсво, не связанное с правительственными заказами, чемпредвосхитил знаменитый указ Петра I, прикрывший в 1714 году каменноестроительство во всех городах российской империи в целях скорейшейзастройки Санкт-Петербурга. Это в конечном счете способствовало тому, что в1602 году смоленская стройка была полностью завершена. Последовавшаяторжественная церемония освящения крепости свидетельствовала, что прямойпуть на Москву с запада был надежно закрыт. При этом Смоленская крепостьсразу же была вооружена пушками разных типов и калибров, а к ее башням ипряслам стен приписаны дворяне, дети боярские, пушкари, стрельцы ипосадские люди, которые в 1609 году, когда к Смоленску подошли поляки,заняли закрепленные за ними места и выполнили свой отечественный долг. Вот,собственно говоря, и вся история создания смоленского «города», история,насыщенная интересными фактами и, пожалуй, даже поучительная. ЗаключениеВ короткий срок (1596-1602 гг.) вокруг Смоленска на месте древнихукреплений была возведена неприступная крепость. Это было первоклассноесооружение того времени обладавшее выдающимися оборонительными качествами ибольшой художественной выразительностью. Теперь же настала пора подойти к Смоленской крепости поближе,внимательно осмотреть ее участки, полюбоваться ее архитектурой. Несмотря наогромные выбоины, значительные утраты и колоссальные плоскости отслоившейсякирпичной кладки, она до сих пор производит неизгладимое впечатление.Увидев ее раз, трудно бывает забыть впоследствии. Я осматриваю ее каждыйраз, когда приезжаю в Смоленск. Старые и новые жилые дома, •кинотеатры,клубы, школы, детские сады, ясли, больницы, поликлиники, универмаги,магазины и многие другие современные здания — все это вмещается в ее ужедавно разорванное кольцо. Словно гигантской красной лентой опоясывает онаСмоленск, ее центральную и самую старую часть. Представить город без этойкрепостной стены также невозможно, как и без величественной громадыУспенского собора. Особенно большое впечатление производит огромный, непрерывающийсяучасток крепости, расположенный в восточной части Смоленска. Могучая стена,равномерно укрепленная баш.нямн, тянется здесь почти на два километра.Следуя прихотливым изгибам оврага, но сохраняя строгость и регулярность,она то спускается вниз, то поднимается вверх по склонам холмов, обходяширокие впадины. За ней — живописно расположенная городская застройка,утопающая в зелени садов; перед ней—глубокий, слегка оплывший ров,налолмяющийся водой в дождливую пору. Величественная картина открывается сэтой стены на прилегающую местность. Трудно 'бывает оторвать от нее взгляд.Здесь город кончается. Дальше простираются глубокие балки, ограничивающиеего территорию. Их склоны круты и изрезаны оврагами. Местами они порослимноголетними деревьями и плотными зарослями кустов. Подняться .по ним вверхили же спуститься вниз трудно даже сейчас. Великолепным прикрытием служилиони Смоленску раньше. Никто не мог подойти к нему с востока. Здесь природасделала все, чтобы он стал недосягаем. Над этим потрудились и люди, повысивзащитные свойства природы постройкой крепостной стены. Словно коронавенчает она овражьи кручи. Только узкая, почти прижавшаяся к ней тропинка,змейкой бегущая от башни к башне, позволяет двигаться в сторону.виднеющегося вдали Днепра и привольно раскинувшейся за ним левобережнойчасти города. Высота стены огромна. Она вырастает из земли неспешнымбелокаменным откосом цоколя и на высоте двух метров, словно набравскорость, взлетает в бескрайне распахнутое над днепровскими кручами небо.Узкий, аккуратно тесанный белокаменный валик как бы прошивает ее по всейдлине. Ему не видно конца. Подобно фигурам на шахматной доске,расположились на ровной глади стены узкие арочные прорези среднего иподошвенного боя. Смоленская крепость не только замечательный памятник русского военно-инженерного искусства. Это и великолепный памятник зодчества. Талант«городового мастера» Федора Коня сказался в том, что, возводя сооружение,имевшее прежде всего прикладное, оборонительное назначение, он создавал ипрекрасный архитектурный ансамбль. Пропорции башен, их силуэты выдают руку крупного мастера, не тольковоенного инженера, но и художника. С тонким мастерством прорисованы всеархитектурные детали. Правда, их очень немного: боевая крепость должна былавыглядеть суровой, а излишние декоративные элементы могли придать ейнарядный и тем самым менее неприступный вид. Зодчий умело использовал чисто декоративные элементы: наружныеобрамления бойниц, решенные как наличники окон, обрамления проемов ворот,угловые лопатки башен и т. д. Особенно изящно оформлены порталы въездовворотных башен. Вытесанные из белого камня профили, пилястры с филенками,ниша для иконы над проездом скомпонованы рукой опытного мастера. К настоящему времени сохранилась лишь половина крепости — 18 башен и около 3 км стен. Большинство башен были разрушены во времявойн и сражений. Северо-восточный участок стены вдоль Днепра разобрали ещев XIX веке, западный — в 30-е годы нашего века. Одновременно с 1880-х годовначалась реставрация (восстановление) крепости, которая ведется донастоящего времени. Крепостная стена не нарушила планировку города. Она, как дивноеожерелье, вписалась в местный пейзаж, и по сей день радуя нас своей строгойи величественной красотой.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Смоленская крепостная стена ведение Развитие смоленского монументального зодчества в XIV, XV и XVI векахнам, по существу, неизвестно iconСмоленская крепостная стена
Известно, что следы перестроек xv— XVI веков обнаружены и в некоторых других памятни­ках смоленского зодчества XII века. К сожалению,...
Смоленская крепостная стена ведение Развитие смоленского монументального зодчества в XIV, XV и XVI векахнам, по существу, неизвестно iconЛекция Московское царство (XV-XVI века) Вопросы: Формирование Московского государства в конце XIV-XV веках
Особенности формирования русской национальной ментальности и культура россиян в (XIV-XVI веках)
Смоленская крепостная стена ведение Развитие смоленского монументального зодчества в XIV, XV и XVI векахнам, по существу, неизвестно iconОбразование Русского централизованного государства ( XIV начало XVI вв. )
В кожевенном производстве помимо сапожников появляются такие профессии, как ременники, сумники, чеботари, уздечники. В XIV веке на...
Смоленская крепостная стена ведение Развитие смоленского монументального зодчества в XIV, XV и XVI векахнам, по существу, неизвестно iconГосударственный строй россии в XIV-XVI в в
Со второй половины XIV в. Вводится порядок, по которому старший наследник получал б6льшую долю наследства, чем остальные. Это давало...
Смоленская крепостная стена ведение Развитие смоленского монументального зодчества в XIV, XV и XVI векахнам, по существу, неизвестно iconГосударственный строй России в XIV-XVI
Со второй половины XIV в. Вводится порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства, чем остальные. Это давало...
Смоленская крепостная стена ведение Развитие смоленского монументального зодчества в XIV, XV и XVI векахнам, по существу, неизвестно iconСкладывание Московского государства в XIV-XVI

Смоленская крепостная стена ведение Развитие смоленского монументального зодчества в XIV, XV и XVI векахнам, по существу, неизвестно iconВопросы и задания к контрольной работе по дисциплине «история изобразительного искусства»
Итальянское влияние и традиции древнерусского зодчества в русской архитектуре XV-XVI веков
Смоленская крепостная стена ведение Развитие смоленского монументального зодчества в XIV, XV и XVI векахнам, по существу, неизвестно iconФормирование и развитие сонета в польской литературе XVI первой трети XIX вв
Такое уникальное явление европейской лирической поэзии как сонет, зародившийся и получивший свое развитие в средневековой Италии,...
Смоленская крепостная стена ведение Развитие смоленского монументального зодчества в XIV, XV и XVI векахнам, по существу, неизвестно iconРеферат на тему: культура відродження виконав: Студент фе еп-14 Кірдей Валентин Олексійович Перевірила: Стасюк Лариса
Відродження, в якому розрізняють раннє початок XIV — 90-ті роки XV ст.). Високе (90-ті роки XV — початок XVI ст.) І пізнє Відродження...
Смоленская крепостная стена ведение Развитие смоленского монументального зодчества в XIV, XV и XVI векахнам, по существу, неизвестно iconІсторичні передумови становлення культури Відродження
Відродження, в якому розрізняють раннє (початок XIV — 90-ті роки XV ст.). Високе (90-ті роки XV — початок XVI ст.) І пізнє Відродження...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы