Типология техники. Современные тенденции развития техники Технический Университет Реферат типология техники. Современные тенденции развития техники выполнил студент Петров А. Д. Проверил доцент Иванов И. И icon

Типология техники. Современные тенденции развития техники Технический Университет Реферат типология техники. Современные тенденции развития техники выполнил студент Петров А. Д. Проверил доцент Иванов И. И



НазваниеТипология техники. Современные тенденции развития техники Технический Университет Реферат типология техники. Современные тенденции развития техники выполнил студент Петров А. Д. Проверил доцент Иванов И. И
А. Д. Проверил
Дата конвертации02.07.2012
Размер363,1 Kb.
ТипРеферат
Типология техники. Современные тенденции развития техники


Технический Университет Реферат ТИПОЛОГИЯ ТЕХНИКИ. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ Выполнил студент Петров А. Д. Проверил доцент Иванов И. И. Нижний Новгород 1998 годОглавление Оглавление 1 Введение 2 Типология техники 4 Особенности классификации технических объектов 4 Техника в «горизонтальном» и «вертикальном» разрезе 4 Активная и пассивная техника 5 Сложные технические системы 7 Социальные функции техники 10 Современные тенденции развития техники 12 Современная техника и современное общество 12 Техника и сфера управления 12 Техника, естественные науки и производство 13 Техника и социальное развитие общества 14 Информационные технологии 16 Концепция информационного общества 16 Информатизация общества и Интернет 18 Ответственность информационных систем 20 Развитие биотехнологии 23 Субъект и объект биотехнических исследований 24 Биотехнологии, естественнонаучное познание и технические науки 24 Биотехнические системы в комплексе социальных отношений 26 Заключение 27 Литература 28Введение Современная наука и инженерная деятельность втягивает в орбитучеловеческой жизнедеятельности принципиально новые типы объектов, требующиеразвития новых стратегий обращения с ними. В повседневной практике мы всечаще имеем дело уже не просто с техническим устройством или машиной,усиливающими возможности продуктивной деятельности человека, и даже непросто с человеко-машинными системами, а со сложными системнымикомплексами, в которых увязываются в качестве компонентов единого целоготехнический процесс, связанный с функционированием человеко-машиннойсистемы, локальная природная экосистема (биоценоз), в которую данныйпроцесс должен быть внедрен, и социокультурная среда, принимающая новуютехнологию. Весь этот комплекс в его динамике предстает как особыйразвивающийся объект, открытый по отношению к внешней среде и обладающийсвойствами саморегуляции. Вместе с тем он внедряется в среду, которая всвою очередь не просто выступает нейтральным полем для функционированияновых системных технологических комплексов, а является некоторым целостнымживым организмом. Такие процессы видоизменения технического объекта происходятпрактически во всех сферах жизни, начиная от рождения и до смерти человека.Да и сама жизнь становится в некоторой степени зависимой от развитиятехники и технологии в обществе: там, где техническому прогрессу открытывсе пути для движения вперед, жизнь имеет больше шансов на продолжение. И ядумаю, это утверждение нельзя просто опровергнуть (разработка технологиисинтеза инсулина и миллионы спасенных человеческих жизней — один факт измиллиарда, но его одного вполне достаточно). С другой стороны, взрывноесовершенствование и расширение области применения технических средствзачастую все чаще и чаще ставят под сомнение саму возможность существованияжизни на планете. Что это — фатальный кризис цивилизации или начало новойэры человечества? В моей работе дан обзор основных видов классификации современнойтехники, и особое внимание уделено рассмотрению общих тенденций в развитиитехники и технологий на рубеже тысячелетий. О том, какое место техническиеобъекты и технологии занимают в обществе, рассказано на примереинформационных и биотехнических систем. Несколько глав реферата посвящено проблемам взаимоотношений человека исовременных технических систем, а также в них затронут вопрос обответственности ученого, инженера за последствия деятельности их разработокна окружающий мир.Типология техники Особенности классификации технических объектов Типологии реальных технических объектов или искусственных материальныхобразований весьма многообразны и многочисленны в виду того, что общаязадача типологии искусственных объектов много сложнее, чем скажем, задачасистематизации природных явлений. Дело здесь в том, что на фонемногообразных природных форм развиваются многочисленные системыискусственного происхождения, детерминированные как природными, так исоциальными закономерностями. Соответственно общие типологии (они, восновном, являются результатом научно-популярных обобщений) в большейстепени отличаются неполнотой или случайностью в выборе основанийтипологии. Большинство классификаций одномерны, следовательно, онисоставлены либо по одному какому-то основанию, либо эмпиричны [2].Например, Шеменев Г. И. приводит следующую классификацию: «...классы(совокупности) технических объектов: технологические, энергетические,транспортные, коммуникационные, информационные». Однако, по мнению ЩуроваВ. А., в ней сразу несколько оснований типологии, и это скорее перечислениесамих оснований, чем типология технических объектов, а наиболее развернутуютипологию техники мы можем найти в работе Волокова Г. Н. [1]. Обратимся кней. Техника в «горизонтальном» и «вертикальном» разрезе В книге «Истоки и горизонты прогресса» Волков говорит о трех возможныхоснованиях классификации или типологии техники. Во-первых, техническиеобъекты дифференцируются по деятельности, в системе которых они являютсясредствами деятельности. Во-вторых, техника разделяется на активную ипассивную, где активная техника является средством в системе деятельности,а пассивная средой или условием деятельности. В-третьих, вводитсянеопределенное основание типологии техники — «вертикальный разрез»(дифференциация по деятельности — «горизонтальный разрез»), котороеотражает иерархическую структуру современной техносферы. Четким являетсятолько подразделение техники по ее месту в системе деятельности. Два другиеоснования («горизонтальное» и «вертикальное» членение техники) являютсяинтегративными и нестрогими. Рассмотрим эти классы (критерии) болееподробно. Для такой сложной системы, какой является современная техника, следуетпрежде всего, по мнению автора, произвести «горизонтальный разрез», т. е.выяснить сначала, на какие отрасли она распадается по функциональномупризнаку. Горизонтальный разрез дает нам:производственную технику;технику транспорта и связи;технику науки (например, синхрофазатрон);военную (оборонную) технику;технику образования (например, кибернетические экзаменаторы);технику культуры и быта, (например, музыкальные инструменты);медицинскую технику (например, кардиограф);технику управленческого и государственного аппарата (например, ЭВМ, АСУ). Следует отметить, однако, что в данной классификации информационнаятехника не выделяется в отдельную группу, что на мой взгляд сегодня неотражает сложившейся действительности. Информационную технику можно идолжно выделить как самостоятельный и один из важнейших классов, посколькуобработка информации, как мы увидим позже, стала, пожалуй, первейшейзадачей современного общества. Активная и пассивная техника Некоторые из развитых областей техники (производственная, транспорта исвязи) могут быть подразделены на технику активную и пассивную. Пассивнаятехника включает:сосудистую систему производства и транспорта, играющую особенно большуюроль в химической промышленности;производственные помещения: заводы, железные дороги, мосты, каналы;гидромелиоративные сооружения;технические средства распространения информации (телефон, радио,телевидение). Пассивную технику не всегда удается четко вычленить из предметовматериальной культуры вообще — гораздо более широкого понятия, чем техника.Здания, например, не относятся к технике, если они служат для жилья, аявляются просто предметом потребления и не включаются в системутехнического воздействия на природу. Для анализа активной техники требуется произвести «вертикальныйразрез», т. е. рассмотреть логическую последовательность структурныхзвеньев, которые техника образует в ходе активного воздействия человека наприроду. С этой точки зрения она состоит из: 1. орудий общественной деятельности, которые делятся на орудия производства (инструменты ручного труда, орудия машин), орудия умственного труда (например, электронный переводчик) и орудия жизнедеятельности человека (например очки, слуховые аппараты, некоторые протезы, столовые приборы и пр.); 2. производственных машин, управляющих орудиями производства; 3. аппаратуры управления производственными машинами; 4. аппаратуры управления технологическим процессом в целом; 5. аппаратуры управления производственным процессом в целом; 6. аппаратуры управления социально-экономическими процессами. Последовательность перечисленных звеньев технической системысоответствует в принципе исторической последовательности их возникновения.Сначала между человеком и природой существовало лишь одно техническоезвено — орудия ручного труда (инструменты). С возникновением машин человекуже не управляет непосредственно инструментами, которые из орудия трудапревращаются в орудие машины. Между человеком и предметом труда, такимобразом, имеются уже два технических звена. Третье звено возникает свведением автоматики (примером может служить машина с программнымуправлением). Техническая структура, использующая четвертое из перечисленныхзвеньев, применяется в некоторых отраслях промышленности, имеющих дело сзакрытым технологическим циклом. Таковы, например, атомные электростанции,подавляющее большинство гидроэлектростанций, многие химические предприятия,производства по выпуску изделий микроэлектроники. Интересно отметить, чтокак раз в этих отраслях техническая система лишена первого звена; иначеговоря, мы имеем дело здесь с безорудийной техникой. Так, в химическихпроцессах в качестве «орудий» выступают химические свойства вещества,обусловливающие взаимодействие элементов, их реакцию. Вполне мыслима такжеи безмашинная техника. Что касается пятого и шестого звена, то единственный возможный насегодня путь решения таких проблем — это применение средств вычислительнойтехники и реализуемых с помощью нее систем принятия решений иискусственного интеллекта. В конце своей работы автор делает вывод, что ведущая роль в жизниобщества принадлежит активной производственной технике, она представляетсущественную часть всей технической системы, ее ядро. Очевидно, что кмоменту выхода книги (1976 год) такой вывод был действительно оправдан,однако, как мы увидим в следующих главах, приоритеты техносферы сместились.Теперь можно сказать, что производственная техника лишь опосредовано влияетна жизнь общества: ее роль все больше и больше сводится к удовлетворениюинформационных потребностей человека. Такова типология техники Г. Н.Волокова. Сложные технические системы Далее следует отметить, что современные технические системы становятсянастолько сложны, что как таковые уже не являются техническими объектами[2]. Такие образования, как энергетические системы или заводы-автоматы(иногда их называют большими техническими системами), представляют собойсовокупности относительно самостоятельных искусственных образований,связанных естественными процессами. Определенная иерархия техническихобразований в таких системах позволяет эти образования соответственноклассифицировать, но возникает несколько осложнений. Во-первых,экстраполяция из области «чистой техники» в область так называемых большихсистем научно некорректна, так как описываемое явление неоднородно инеоднородность обусловлена включением человека. Причем, с одной стороны,кроме естественных (механических, химических и физических) связей,появляются связи, детерминированные биологическими и социальными свойствамичеловека, с другой — человек, функционирующий в подобной системе, можетзанимать подчиненное по отношению к машине положение, то есть егодеятельность обусловлена внутренними процессами технического объекта.Человек, таким образом, превращается во «вторичную систему» или «придатокмашины». Во-вторых, «системообразующим фактором в системе техническогообъекта и критерием его общественной ценности выступает социальная функция.Она определяет сущность технического объекта, выраженную в его способностипринимать на себя ту или иную функцию человека или существенно еепреобразовывать с целью облегчения и повышения эффективности деятельностичеловека. Поэтому понятие технического объекта (технического средства)нельзя распространять на составляющие его части (детали). К примеру,поршень, цилиндр или парораспределительный механизм паровой машины еще неявляются техническими объектами, так как их назначение в виде социальнойфункции реализуется только в системе компонентов, составляющих паровуюмашину» [7]. Подобные составляющие части или детали, выступающие какподсистемы технических объектов, иногда называют «вторичными системами». Таким образом, критерий иерархичности, эффективный в конкретныхтехнических областях, когда выстроенный ряд оказывается однородным (детали,механизмы, блоки, агрегаты, комплексы и так далее), сам по себе уже ничегоне дает в типологии технических объектов. Рассмотренные типологии, как правило, не обладают эвристичностью, тоесть не в состоянии предсказывать появление новых систем или включать их всебя, не разрушая внутренней структуры; ограничены рамками специфическихдеятельностей, отдельными компонентами искусственной материальной среды. Техника во всех значениях (кроме нематериальных средств деятельности)является результатом технической деятельности или труда как универсальнойматериальной деятельности (искусственный обмен веществ). А. В. Дахин и В.А. Щуров [2] считают, что основаниями типологии технических объектовследует выделить следующие компоненты: субъект деятельности, объект,средства, процесс и результат. Существенным элементом, по их мнению,является также среда, в которой деятельность протекает. Последовательное рассмотрение отдельных компонентов, их различныхсторон позволит сформулировать основания типологии технических объектов. Субъект деятельности. Биологическая организация человека выражается вбиомеханической и психофизиологической формах. Работа мышц, связанная сэнергетическими затратами, направлена на преобразование вещества иэнергии. В психофизиологии человека органы чувств выполняют коммуникативнуюфункцию (зрение, слух, а деятельность мозга связана с анализом поступающихощущений и выработкой соответствующих реакций. На этом биологическомсубстрате основана деятельность человека как социального существа. Объект. Объектом, на который направлена деятельность общества,является естественная и искусственная среда в ее натуральном и знаковомвоплощении. Следует отметить, что если объект деятельности — энергетическоесостояние данного тела, то материальный носитель его играет вторичную роль. Из совокупности ощущений человек формирует представления, которыесоставляют основу образного мышления. Сформированные представления —понятия — основа логического (абстрактного) мышления. Если представления иабстрактные понятия воплощаются в те или иные материальные носители(знаки), тогда они становятся достоянием общества и выходят за пределысознания одного человека. Средства. Это все искусственные материальные системы, используемые впрактической деятельности человека над материальными объектами во всехобластях духовного и материального производства. Технические объекты, которые непосредственно не являютсякомпенсаторами ограниченности человека, а выступают как подсистемыкомпенсатора, образуют вторичные комплексы Процесс. Процесс — это совокупность операций воздействия субъекта наобъект. Основу их составляют универсальные элементарные функции, наиболееобщие из которых — «сохранение» и «изменение». Сохранение имеет двесоставляющие — «трансляция» и «консервация». Для общей типологии такогоуровня рассмотрения достаточно, так как эти функции универсальны для всехпроявлений человеческой деятельности. Результат. Результат деятельности субъекта над материальным объектомвыступает в виде суммы продукта и отхода. Продукт — это реализованная цель,отход — нереализованная, то есть результат со знаком минус. Среда. Ее роль в структуре деятельности двояка: в среде деятельностьпротекает, и среда, ее преобразование, является результатом деятельности.Изменение среды не самоцель, оно выступает в дальнейшем как новое средство,используемое человеком для своего всестороннего развития. Параметры субъекта, объекта и процессов взаимодействия между нимиявляются наиболее общими основаниями для типологии технических объектов.Рассматривая иерархию общих оснований типологии технических объектов можновыделить два первых уровня типологии: по параметрам субъекта и объекта; похарактеру выполняемых процессов. Сопоставляя параметры субъекта и объекта(первый уровень), можно выделить четыре группы технических объектов (ТО). 1. ТО, компенсирующие ограниченность биомеханических органов человека, действие которых направлено на вещественные объекты (станки, здания). 2. ТО, компенсирующие ограниченность биомеханических органов, но действие их независимо от материального носителя направлено на операции с энергией (мотор, аккумулятор). 3. ТО, компенсирующие ограниченность органов чувств человека (органы зрения, слуха). Эти ТО оперируют предметными, целостными (в соответствии со своим диапазоном) представлениями по одному или нескольким человеческим каналам (прибор ночного видения, очки, усилители). 4. ТО, компенсирующие ограниченность способностей мозга. Независимо от материального воплощения такие системы оперируют абстрактными понятиями с формализованным содержанием (счеты, книги, ЭВМ). По характеру выполняемых процессов (второй уровень) выделяютдвенадцать основных типов технических объектов. По процессу «консервация»: 1. Консервация вещества. Пример ТО: склад, холодильник. 2. Консервация энергии — аккумуляторы. 3. Консервация образов (представлений) — фотоаппарат, ПЗС 4. Консервация понятий (информация) — книга. По процессу «трансляция»: 5. Трансляция вещества — транспортные системы. 6. Трансляция энергии — ЛЭП, рефлектор. 7. Трансляция представления — ТВ, радио. 8. Трансляция информации — телеграф. По процессу «изменение»: 9. Изменение вещества — станки. 10. Изменение энергии — гидроэлектростанции, ДВС. 11. Изменение представлений — очки, мегафон. 12. Изменение информации — ЭВМ, арифмометр. Каждый из двенадцати типов ТО используется как средство во всех родахдеятельности человека, причем универсальные системы используются во всехили нескольких родах. Это третий иерархический уровень типологии. К приведенной классификации можно добавить, что вычислительная техника(аппаратно-программные средства вычислительных систем) можно отнести сразук нескольким предложенным группам (например, консервация представлений иизменение информации). Основания типологии технических объектов не регламентируют жесткореальное проектирование, а могут служить методологической базой дляпроектировщиков при выявлении сфер использования проектируемых комплексов сучетом функционирования всей среды как целостности. Социальные функции техники Содержательная сторона технического объекта (ТО) раскрывается. каксовокупность предметных и человеческих факторов, каждый из которыххарактеризуется логически развернутым рядом параметров. Систематехнического объекта представлена как функция, которая находит отражение вопределенной структуре (внутренняя форма) в соответствии с совокупностьювсех содержательных факторов и воплощается формально. Каждый техническийобъект является элементом искусственной материальной среды (ИМС), которая иреализует систему социальных функций техники. С этой точки зрения можно рассматривать определенные морфологическиетипы элементов ИМС: А. Автономные ТО — социальная функция реализуется автономно. ТОобладают замкнутой системой. По характеру функции элементы этого типа можноподразделить на: монофункциональные и полифункцнональные, которые в своюочередь делятся па гетерогенные и гомогенные. К гетерогенным относятсяхудожественно-утилитарные объекты. Гомогенная полифункциональностьпредполагает совмещение однородных (утилитарных) функций. Б. Большинство современных ТО в полном смысле не являются автономными.В той или иной степени их функционирование связано с различными большимисистемами (транспортные, энергетические, информационные и так далее). Таким образом, выполняя человеческую функцию, подобные ТО обладают ещенабором материальных связей, являются элементами различных материальныхсистем, поэтому их структурообразование и формообразование предопределяютсяи этими связями. В. Элементы ИМС, не обладающие непосредственной человеческой функцией,в совокупности образуют так называемую «чистую технику» или «вторичныесистемы». Функция подобных элементов целиком определяется внутреннимфункционированием технических объектов. Подобные элементы целесообразно называть техническими системами (ТС),так как в отличие от технических объектов они не обладают непосредственнойсоциальной функцией.Современные тенденции развития техникиСовременная техника и современное общество Непосредственно обращаясь к отдельным техническим достижениям, труднои практически невозможно показать качественные изменения техники вообще[2]. Техническая модернизация происходит постоянно, поэтому практическиневозможно в течение относительно длительного времени производитьнеизменяющиеся технические объекты. Это обусловлено не только изменениями,направленными на улучшение их потребительских характеристик, но ипостоянным изменением комплектующих изделий и материалов,—изменениемтехнологических процессов, то сеть всех технических условий. Более того, ипереход на новую модель как правило, не приводит к качественным изменениям,так как отдельное предприятие только элемент в общей системе производства. Техника и сфера управления Качественные изменения техники в целом связаны с такими этапами еепрогрессивного развития, когда техника становится способна выполнять такиефункции, которые до этих изменений выполнялись человеком. Современнаятехника вслед за функциями непосредственного воздействия на объектдеятельности и энергетической функции становится способной выполнятьуправленческие функции. Реализация функций управления связана с обработкой информации. Длятого, чтобы выполнять управленческие функции (даже самые простые), всовременном производстве необходимо быстро обрабатывать огромные массивыинформации, а это стало возможно только при создании информационных системна базе аппаратно-программных средств ЭВМ и систем телекоммуникаций. Последовательная реализация функций управления от управления машинамии технологическими процессами до управления производством в целом приводитк тому, что, во-первых, материальное преобразование происходит безнепосредственного участия человека. Во-вторых, это означает, что все людимогут обладать технологической свободой и не выступать в качестве средствав системе материального производства. Развитие функций техники — это развитие функций человека, их усиление,усложнение, развертывание. Техника, естественные науки и производство Посмотрим на современное состояние техники с другой стороны. Внастоящее время во всем мире естественные науки воспринимаются в их теснойсвязи с техникой [5]. Финансирование естественнонаучных исследованийосуществляется в первую очередь ради получения теоретических знаний, врасчете на возможность их практического приложения, ведь чтобы иметьвозможность управлять процессами технических изменений в каком бы то нибыло смысле, необходимо знать механизмы, посредством которых вообщеосуществляются изменения. Успешное вмешательство в них предполагаетзнание соответствующих взаимодействий. Речь идет о техническом развитии каккомплексном, многомерном явлении. С точки зрения дальнейшей перспективы технику можно рассматривать какэлемент хозяйственных процессов. Ведь любая хозяйственная деятельностьимеет целью оптимальное использование наличных или добываемых ресурсов,техника же в этом процессе предназначена для мобилизации и умноженияимеющихся ресурсов и открытия новых. Эта взаимосвязь принципиальна и потомудейственна независимо от идеологических, политических и хозяйственныхструктур, господствующих в обществе. В целом для процесса технизации свойственно следующее. Общество,характеризуемое определенными культурными воззрениями, правовымиинститутами, социальными структурами и политическими силами, в рамкахэкономических процессов, на основе данных технологических знаний и умений,с учетом определенных ценностных и целевых представлений при использованииматериальных ресурсов создает и применяет технические системы: этот процессзатем, в свою очередь, влияет на вышеназванные области и тем самым надальнейший ход технизации. Возвращаясь к анализу современного состояния в развитии техники, можновыделить два главных взаимообусловленных аспекта ее развития [2]. Первый —это автоматизация существующего производства. С понятием автоматизациипроизводства связывают самые различные явления от автоматического станка доавтоматизированного производства. Здесь автоматизация производствапонимается как возможность резкого ускорения производства, тогопроизводства, которое существует сейчас, то есть такое изменениесовременного производства, которое приводит только к количественнымизменениям. Но масштабы этих количественных изменений такие, что приводят кпротиворечиям качественной стороны современной машинной индустриальнойтехники. Второй — это реализация систем автоматического проектирования изделийи технологий их изготовления. Комплексное решение всех трех задач:автоматизация производства, проектирование изделий и проектированиетехнологий — позволяет обеспечить «технологическую свободу» человека.Современное производство (в широком смысле как противоположностьпотреблению) — это многоэтапный процесс, в котором десятки, а иногда тысячиразличных ступеней, а значит и профессий: конструкторы (от художника-конструктора и главного конструктора до разработчиков отдельных техническихузлов и деталей), технологи и разработчики технологического оборудования,непосредственные производители (от литья и производства заготовок до сборкии наладки), и все эти ступени автоматизируются. Пока в реально существующих разработках уровней немного (три — четыре)и базовый модуль может быть в единственном числе, а соединение модулейпостоянное, то есть в результате получаются как бы традиционные автономныетехнические объекты. Но, во-первых, это уже не отдельный техническийобъект, а семейство, проектирование и производство которого едино и, во-вторых, подобные многоуровневые технические объекты являются переходными,то есть новые принципы производства сочетаются с традиционным вещнымпотреблением (особенно в области средств потребления: легковые автомобили,мебель, бытовые приборы и другие). Функционирование многоуровневыхтехнических объектов приближается к естественным процессам природныхобразований. Техника и социальное развитие общества Основные закономерности развития техники детерминируются основнымиотношениями техники в системе социальной материи и выражаютсяобусловленностью техники мерой человека и мерой природы, с одной стороны, ивлиянием техники на человека и природу, с другой. Таким образом,функционально-морфологические изменения системы технических объектов можносвести к следующим основным взаимообусловленным закономерностям: Во-первых, тенденция к усилению степени опосредования в отношениичеловек — природа. Во-вторых, усложнение и развитие системы вариативных социальныхфункций техники. В-третьих, качественное усложнение морфологической структуры системытехники, которое выражается в формировании многоуровневых техническихобъектов. В пределах социального этапа развития материи развитие человека, каксобственно социального образования, воплощается в развивающейся технике,являющейся искусственным компонентом единого «тела» человека. Функциикомпенсаторная, организационная, моделирующая и социализирующая являютсявыражением сущности техники в ее качественной определенности и сохраняютсяна всем протяжении ее существования, то есть являются инвариантными.Развивающимися, изменяющимися являются функции, общие для человека итехники. Их развитие, усложнение выражается в процессе опредмечиваниятрудовых функций человека в технике. Исторически этот процесс начинается сопредмечивания орудиями ручного труда функций непосредственной обработкипредмета труда. Машины опредмечивают двигательные, энергетические функциичеловека, а современные автоматы функции управления. В дальнейшем процессопредмечивания техникой функций человека распространяется практически навсе функции человека, то есть все проявления и взаимодействия человекабудут опосредованы техникой. Благодаря этому человеческие функции получаютвозможность развития, то есть происходит усложнение материи. Усиление опосредования и изменение функций техники воплощается вкачественном изменении самой техники. Общая закономерность ее развитиявыражается в трансформации единичных автономных индивидуальных техническихобъектов в единую техническую систему, то есть в единый технический объект. Социальный философ Арнольд Гелен был первым, кто рассмотрелвозникновение симбиоза техники, промышленности и политики. Он говорил о«явных судьбоносных процессах», возникающих и протекающих на базесоциальных, экономических и политических суперструктур. «Огромныесуперструктуры, — говорил он, — порожденные новой цивилизацией, становятсясамостоятельными и «отчуждаются» [3]. По словам Гелена, этот комплекс свозрастанием исследований в промышленности и их развитием при- обрелсамостоятельность и способность самодвижения, и он незаметно врывается впространство культуры и общества, вместе взятых. Наряду с политическойсуперструктурой и ее связью с институтами этот научно-технический комплексприобрел способность оказывать всеобщее и многостороннее воздействие. Высококвалифицированный, перспективный инженер все больше отходит оттехнического производства или от своей основной технической работы, радикоторой он, собственно, и получил образование и подготовку; ему приходитсяпосвятить себя задачам управления, ответственности и производительности,что приносит ему более высокий престиж. Итак, мы рассмотрели общие тенденции развития современной техники.Видно, что практически во всех процессах совершенствования техники,изменения ее социальных функций заметно одно явление — внедрение средствинформационных технологий. Эта тенденция совершенно очевидна, особенносегодня — в эпоху лавинообразного развития средств телекоммуникаций,повсеместного использования экспертных систем, автоматизированных банковзнаний и данных. Для этих процессов справедливы те же особенности, какие мырассмотрели выше, а именно все долее глубокое проникновение техники в«нетехнические» области деятельности человека. Поэтому в следующих главахреферата я рассмотрю две очень интересные, на мой взгляд темы:информатизация жизни общества и развитие биотехнологий.Информационные технологии Концепция информационного общества Одна из основных особенностей состоит в том, что информация, иособенно знание как ее высшая форма, занимает в нем совершенно особоеместо. Информация в ее обыденном смысле всегда играла решающую роль в жизничеловека. В отличие от высших животных, у которых жизненно важнаяинформация вырабатывается, хранится передается в основном с помощьюбиофизических структур, человек в своей деятельности регулируется знаниями,т. е. особой небиологической формой информации. По мере усложнениячеловеческой деятельности объем знаний, требуемых для ее реализации, резковозрастает. С переходом к современной стадии развития, характеризующейсянарастающим темпом технических и технологических инноваций, объем знаний,необходимых для их обоснования, разработки, реализации и распространения,должен расти экспоненциально. Подсчитано, что, для увеличения объемаматериального производства в два паза необходимо четырехкратное возрастаниеобъема обеспечивающей его информации [4]. В современных условиях отсутствиенеобходимых знаний может оказаться непреодолимым препятствием социального инаучно-технического прогресса. Для преодоления когнитивного дефицитатрадиционные методы освоения знаний человеком совершенно непригодны. В этих условиях информация, обеспечивающая жизненно и историческиважные направления деятельности человека, превращается в наиболее ценныйпродукт и основной товар, суммарная стоимость которого зачастую превосходитсуммарную стоимость продуктов материального производства. Все предшествующие изменения в производстве информации касались лишьспособов ее фиксации, тиражирования и распространения. Это достигалосьсозданием письменности, книгопечатания и телефона, телеграфа, радио ителевидения и т.д. Однако все эти технологии не касались самого процессасоздания, переработки и смысловой трансформации знания. Информационно-компьютерная революция радикально технологизируетинтеллектуальную деятельность с помощью компьютеров и современных средствсвязи. Суммируя ранее сказанное можно сформулировать концепцию современногоинформационного общества [4]. Общество является информационным, если: 1) любой индивид, группа лиц, предприятие или организация в любой точке страны и в любое время могут получить за соответствующую плату или бесплатно на основе автоматизированного доступа и систем связи любые информацию и знания, необходимые для их жизнедеятельности и решения личных и социально значимых задач; 2) в обществе производится, функционирует и доступно любому индивиду, группе или организации современная информационная технология, обеспечивающая выполнимость предыдущего пункта; 3) имеются развитые инфраструктуры, обеспечивающие создание национальных информационных ресурсов в объеме, необходимом для поддержания постоянно убыстряющегося научно-технологического и социально-исторического прогресса. Общество в состоянии производить всю необходимую для жизнедеятельности информацию, и прежде всего, научную. 4) в обществе происходит процесс ускоренной автоматизации и роботизации всех сфер и отраслей производства и управления; 5) происходят радикальные изменения социальных структур, следствием которых оказывается расширение сферы информационной деятельности и услуг. Принятая здесь концепция позволяет теперь ранжировать и установитьсоотношение между понятиями информатизации, медиатизации, компьютеризации иэлектронизации всего общества. Электронизация представляет собой в общем и целом инженерно-технический процесс, состоящий в производстве, конструировании и широкомвнедрении полупроводников, приборов и других электронных технологий исоздании на их основе различных электронных устройств, включая интегральныесхемы, микропроцессоры и т. д., применяемые в промышленности, научныхисследованиях, бытовых приборах, транспорте и т. д. Компьютеризация как бы надстраивается над электронизацией, создающейразличные элементы и компоненты современных компьютеров, качество которыхзависит в первую очередь от электронных приборов и устройств, включаяустройства для запоминания, интегральные микропроцессорные схемы и т. д. Информатизация общества — это процесс, в котором социальные,технологические, экономические, политические и культурные механизмы непросто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино. Она представляетсобой процесс прогрессивно нарастающего использования информационныхтехнологий для производства, переработки, хранения и распространенияинформации и особенно знаний. Результатом этого как раз и являетсявозникновение информационного общества, знаменующего радикальныепреобразования не только в сфере производственных структур и технологий, ноглавным образом в сфере социальных и экономических отношений, в культуредуховной жизни и быту. Эффективность общества, основанного на знаниях, предполагает высокийуровень рациональной организации, взаимопонимания и согласованногогармонического взаимодействия. А это в глобальном масштабе возможно лишьпри условии технологизации самой системы человеческого общения, если,конечно, понимать ее не в узком, техницистском, а в широком философскомсмысле. Поэтому важнейшей составной частью информатизации являетсямедиатизация общества. Медиатизация представляет собой подпроцесс информатизации, назначениекоторого состоит в создании и распространении новейших систем коллективнойи личной связи, как раз и обеспечивающей в конечном счете доступ любогоиндивида ко всем источникам информации, ко всем уровням личностного,межличностного и группового общения. Информатизация общества и Интернет Рассмотрим приведенную концепцию информационного общества А. И.Ракитова с точки зрения развития технической инфраструктуры процессаинформатизации. Очевидно, что все составляющие информатизации общества такили иначе связаны с развитием средств микроэлектроники и вычислительнойтехники. И если с компьютеризацией и электронизацией все понятно, то связьмедиатизации и средств вычислительной техники не совсем очевидна. Дело втом, что со времени написания книги [4] в обществе произошли значительныеизменения. За последние несколько лет в деятельности человека прочнозакрепились средства электронного общения — глобальные компьютерные сети,прежде всего сеть Интернет (в дальнейшем Сеть). Тема Сети сегодня усиленномуссируется в средствах массовой информации, литературе. Попробуемразобраться, какова роль Сети в процессе информатизации общества.Рассмотрим все шесть пунктов концепции. Итак, 1) Сеть позволяет из любой точки планеты посредством телефонных, радио, спутниковых каналов получать доступ к информационным ресурсам, содержащим информацию по самому широкому спектру вопросов, начиная от анекдотов и кулинарных рецептов и заканчивая научной, политической, экономической информацией). Большая часть ресурсов Сети распространяется бесплатно, однако часть информации (в основном коммерческой) предназначена для продажи; 2) доступ к ресурсам Сети организуется по единым протоколам (стандартам), которые не зависят от местонахождения и средств доступа пользователя (клиента). Эти стандарты весьма динамичны и развиваются с целью обеспечить все более и более широкие возможности Сети, однако это делается не в ущерб универсальности и общедоступности; 3) в мире существует развитая сеть поставщиков информационных услуг такого рода. Их роль двояка. Первая задача — представить информацию в виде доступном для чтения средствами Сети и разместить ее в информационных хранилищах с возможностью оперативного поиска и обновления. Путем совершенствования технологии удалось получить средства, позволяющие решать эту задачу относительно просто, что открыло путь к единому информационному пространству широкому кругу пользователей: мелким и крупным коммерческим фирмам, научным организациям и простым людям. Вторая задача — обеспечить доступ к Сети как можно большего числа пользователей. Для этого в регионах создаются организации, целью которых является обеспечение доступа абонентов к Сети доступными средствами, например, с использованием телефонных линий. Число таких организаций растет (только в нашем городе их четыре), соответственно растет и число абонентов, потребляющих подобного рода услуги; 4) Средства Сети на сегодняшний день позволяют не только обеспечить доступ к информационным архивам, но и предоставляют ряд интерактивных услуг, таких как дистанционный заказ товаров и услуг, управление удаленными объектами и т. д. Причем расширение спектра таких услуг является приоритетным в развитии Сети; 5) использование ресурсов Сети стало источником сдвига в социальных структурах. Благодаря возможностям Сети в жизнь общества активно включились социальные слои, которые ранее были лишены такой возможности. Прежде всего это люди с физическими отклонениями. Интернет стал для них пожалуй единственным средством, посредством которого эти члены общества могут иметь доступ к интересующей их информации, могут, объединившись, влиять на решение важных для них социальных и политических вопросов. Таким образом, сеть Интернет — это, с одной стороны, продукт развитиятехники и информационных технологий, с другой стороны, мощный катализаторпроцесса всеобщей информатизации общества. Ответственность информационных систем В грядущем супериндустриальном или, точнее, информационном исистемотехнологическом веке информационные системы станут принимать решенияво все более растущем объеме. В сложных областях управления, в области контроля над данными и вуправлении системами принятие решений предоставляется компьютерам, имеющимчрезвычайно гибкое математическое обеспечение, обладающим логическойприспособляемостью. По логике вещей, компьютерам будет предоставленафункция принятия решений также по жизненно важным социальным и дажеиндивидуальным проблемам [5]. Это особенно касается военной области, вкоторой задействованы сложнейшие технические системы, и в случаечрезвычайных ситуаций человек просто не будет в состоянии достаточнооперативно и быстро принять необходимые решения, притом достаточноответственные. С другой стороны, сама передача функции принятия решенийкомпьютерным системам означает, что решения принимаются без «ответственноголица», т.е. человека или группы людей. Возникает вопрос: идет ли здесь речьо своего рода групповой и даже институциональной «неответственности» заподготовку, реализацию и контролирование реализации решений? Или другойвопрос в этой же связи: имеем ли мы право «привлекать к ответственности»принимающие решения компьютерные системы? Здесь, по-видимому, речь идет овозникшей и не существовавшей доселе новой опасности — снятия самогочувства ответственности с человека. который по своей природе и роли спроизводстве и обществе должен нести ее, и передачи этой ответственностикомпьютерным системам. Для иллюстрации этого феномена передачи функции«системам» можно привести пример: программирование заранее обусловленныхрешений о запуске ракет на основе данных систем предварительногооповещения, если иметь в виду слишком часто появляющиеся в печати сообщенияо ложных тревогах. Можно ли, позволительно ли доверять ответственностьтакого рода компьютерной системе, если она даже весьма гибка, способнаучиться, крайне чувствительна в сфере восприятия дифференцированных данных?Кто же должен нести ответственность фактически и этически? За ложное решение, принятое компьютерной системой, не могут нестиответственность в отдельности ни проектировщик, ни создатель программы илиматематического обеспечения системы, ни руководитель соответствующеговычислительного центра. Может ли такую ответственность нести политическийдеятель, стоящий далеко от компьютерных систем и понимания их механизмоввоздействия, однако занимающий пост, облеченный ответственностью? И вообщесуществует ли здесь общая, глобальная ответственность за нормальноефункционирование, а также за сбой или выход из строя решающих устройств? Итак, человек вынужден довериться по возможности безошибочным ибезупречным информационным и решающим системам. Означает ли это, чтоответственность теперь заложена в системах? Можно ли сказать, что человекпостепенно освобождается от ответственности, в то время как системыстановятся все более «ответственными»? И вообще, в каком смысле системаможет быть ответственна? Относится ли эта передача ответственности системамтолько к сфере поисков причин тех или иных ошибок или сбоев в системах сцелью восстановления безупречного функционирования устройства? Или, бытьможет, такая «взявшая на себя ответственность» система несет еще июридическую, и даже моральную ответственность? Вообще-то кажется ясно, чтокомпьютеры не являются моральными, социальными существами и чтоинформационные системы не могут брать на себя — в узком смысле слова —моральную ответственность. С другой стороны, если мы хотимвоспрепятствовать дальнейшему распространению какого-либо возникшего внутрисистемы состояния, которое не содержит явного «состава преступления»,достаточного для того, чтобы обвинять его в отсутствии ответственности,фактически определенного рода ответственность системы все же налицо. У.Бехтель и Д.Снэппер в своих работах полностью специфицируютреализуемые условия для гибко, программно регулируемых разрешающих систем,которые, по их мнению, позволяют нам вменять этим системам правовую иморальную ответственность [5]. Снэппер, например, полагает, что с правовойточки зрения законы могут и должны быть изменены так, чтобы компьютерымогли считаться «ответственными» в том смысле, чтобы их эксплуатирующие (ав определенных случаях и их изготовляющие и поставляющие) учреждения ипредприятия гарантировали от возможного их выхода из строя, сбоя или отущерба, нанесенного ими по ходу их функционирования. Сам компьютер «неможет принимать некую (ментальную) установку по отношению к сделанному имвыбору». В этом смысле компьютеры не осуществляют каких-либо рефлективных,тем более направленных на самих себя сознательных процессов илисознательных репрезентаций, которые бы учитывали субъективность и положениедействующего субъекта, как и его включение в контекст других действующихсубъектов. В этом, более специфическом, характерном для социальности иморальности смысле компьютеру нельзя, разумеется, вменять никакойответственности. Компьютер, считает Снэппер, может нести ответственность вплане своей способности обдумывать, однако в плане вполне сознательных ипроизвольных (свободных от внешнего условия) действий он никакойответственности нести не может. В той мере, в какой компьютерные и решающие системы именно как системыс внутренней адаптационной способностью могут свои внутренние состояния исвою продуктивную способность приспосабливать к сигналам и данным внешнейсреды, они будут в состоянии изменять свои реакции на данные в соответствиис вводимой программой и со стратегическими метапрограммами. Такие системы всостоянии изменять свое поведение и даже саму программу своего поведенияпри реакции на окружающую среду. Для этого, по мнению Бехтеля, понадобятся«метаправила, назначение которых сводится к тому, чтобы изменять правилавнутри самой системы. Например, обучение внутри какой-либо производственнойсистемы требует внутренние правила производства, которые, если ихактивизировать, могут дополнительно создавать новые выработки, снимать илиизменять другие». Конечно, традиционный последовательный компьютер,напоминающий неймановскую архитектуру, не может реализовать что-топодобное, однако существуют формы реализации и модели «параллельнообрабатывающих процессорных автоматов, которые смоделированы в соответствиис нейронной сетью человеческого мозга». Параллельно работающая адаптивнаясистема, сориентированная на внешнюю среду, также не «регулируетсяисключительно эксплицитными правилами, накопленными внутри системы», носоздает курс и стратегию в зависимости «от начального активирования, отстепени переплетения между единицами» и последующими сигналами изокружающей среды. Из приспособительной системы вырастает обучающаясясистема, которая «может принимать решения как ответ на различные введенныеданные». Из всего сказанного Бехтель делает вывод, что такого рода параллельнообрабатывающие, обучающиеся средние системы не показывают, конечно,внутренние желания или состояния, базирующиеся на каких-либо убеждениях вреалистическом смысле этих понятий, однако они все же будут реагироватьфункционально соответственно. Высокая степень гибкости, способностьадаптироваться и обучаться в отношении сигналов и побуждений(«раздражителей»), исходящих из окружающей среды, внутренняя способность кформированию обучающих стратегий и соответствующие метаправила надповеденческими правилами позволяют нам, по его мнению, рассматриватьсистему так, как если бы она имела собственные мнения и желания, имеющиесилу причины, лежащей в основе внутренне возникших. Решения должны исходитьиз причины и находиться под ее контролем с тем, чтобы у нас было основаниеговорить об их «ответственности».Развитие биотехнологии Биотехнология — это настоящее, но еще в большей мере будущее науки,технологии производства. Следовательно, в определенном смысле это, наравнес глобальной информатизацией, и будущее человечества. Значительныевозможности биотехнологии в решении коренных социально-экономическихпроблем современного общества, многоаспектность ее влияния на общество(производство, сельское хозяйство, медицину, решение глобальных проблем,общественное сознание) позволяют не только рассматривать научныеисследования в этой области как приоритетные, но и порождают спектрфилософско-методологических проблем, требующих своего осмысления. Биотехнология представляет собой область биотехнических исследований,развитие которых связано с процессом технизации биологии. Названный процессобусловлен усиливающимся взаимодействием биологии с техническими науками,прежде всего микроэлектроникой и материаловедением, и производством врамках формирующейся системы «наука — техника — производство». В результатепоявляются особенности биологического познания, а также новые формыовеществления биологических знаний в практике общественного производства(создание биотехнических систем, биотехнологии, биоиндустрии). Субъект и объект биотехнических исследований В теоретико-познавательном отношении особенности биотехническихисследований связаны с изменением субъекта и объекта биологическогопознания — происходит формирование субъекта и объекта биотехническихисследований [6]. Объект биотехнических исследований задается исследователем путемпроектирования и конструирования — процедур, традиционно используемых втехнических науках и инженерной деятельности. В настоящее время в биологиисуществует реальная возможность конструировать новые живые системы,направленно изменяя наследственный аппарат вирусов, микроорганизмов Какрезультат конструирования и проектирования объект биотехническогоисследования становится искусственным (станет ли искусственной самажизнь?). Причем процесс конструирования биотехнического объекта подчиненцели последующего производственного использования его, что также неявляется традиционным для биологии, а составляет особенность техническихнаук. Меняется характер и направленность познавательной деятельностисубъекта биологического познания. Проектная и конструкторская деятельностьформирует в научно-биологическом исследовании фигуру биоконструктора,биоинженера. Характеристики объекта биотехнического исследования, закономерностиего функционирования должны описываться адекватной системой понятий.Поэтому закономерной является эволюция понятийного аппарата биологии вусловиях ее технизации. В последние годы в научно-биологической литературепоявились понятия, ранее не свойственные биологии,— биотехнические системы,биотехника, биоинженерия, конструирование, проектирование, искусственныеорганизмы, биоиндустрия. Биотехнологии, естественнонаучное познание и технические науки Структурная организация биотехнологии (включающая связи со многимиобластями биологии, с химией, физикой, математикой, с техническими науками,инженерно-технологической деятельностью, с производством) позволяетинтегрировать в ее рамках естественнонаучные, научно-технические знания ипроизводственно-технологический опыт. При этом формы интеграции науки ипроизводства, осуществляемые в рамках биотехнологии, качественно отличаютсяот форм интеграции, реализуемых во взаимодействии других наук спроизводством. Во-первых, технические приемы используются в таких областяхбиологии, которые уже явились результатом интеграции с физикой, химией,математикой, кибернетикой,— генная инженерия, молекулярная биология,биофизика, бионика и др. В результате формирование понятий биотехнологии,носящих синтетический характер, отражает определенный момент в движении ксистеме общетехнических понятий, охватывающей кроме традиционных новые видытехнических объектов, технической деятельности. Во-вторых, в формебиотехнологии задается ориентация развития нового технологического способапроизводства, в котором существовала бы фаза, направленная навосстановление нарушенного природного равновесия. Биотехнология и в этом,экологическом, отношении проявляет свои преимущества: она способнафункционировать таким образом, что возможно использование полученных наотдельных стадиях синтеза продуктов в сложных циклах производства, т. е.появляется возможность разработки безотходных производственныхтехнологических процессов. Наиболее перспективной областью биотехнологии является геннаяинженерия. Технологичность генной инженерии связана с возможностьюиспользовать ее объекты и знания не только в производственных целях, аименно для разработки новых технологических процессов. Она технологична посодержанию своей исследовательской деятельности, так как ее основусоставляют проектирование и конструирование «искусственных» молекул ДНК. Вметодологическом смысле в генной инженерии налицо все признакиконструирования: проект-схема, отражающая замысел исследователя иопределяющая целевую направленность будущего объекта, искусственностьисследуемого объекта: целенаправленная конструкторская деятельность,результатом которой является новый искусственный объект — молекула ДНК. Как видно, генная инженерия технологична как во внешнем(производственно-технологическом), так и во внутреннем (собственноесодержание науки, ее методы) отношении. Особенности генной инженерии как технологии связаны с качественнойспецификой конструирования в ней в сравнении с конструированием в инженерно-технических областях. Эта специфика состоит в том, что результатомконструирования выступают саморегулирующиеся системы, которые, являясьбиологическими, в то же время могут квалифицироваться как искусственные(технические). Следует также подчеркнуть, что если в инженерно-техническойдеятельности конструирование и техническое воплощение новых систем связанос системной проектировочной деятельностью, то в биологии конструированиесвязано со всей системой физико-химических, молекулярно-биологическихметодов и знаний, которые интегрированы в теоретической модели,предшествующей искусственной системе. Биотехнические системы в комплексе социальных отношений Очевидно, что генная инженерия и другие биотехнологии имеют огромноеположительное социальное значение. Однако, как и в случае с информационнойтехникой, возникает множество вопросов об этической приемлемости такогонаправления развития научно-технического прогресса. Прежде всего этокасается генной инженерии и синтеза интеллектуальных биотехнических систем.До сих пор не утихают дискуссии на тему внедрения технологии клонирования(генного копирования) живых организмов, а полемика вокруг проблемысосуществования человека и биоробота была начата на страницах научно-фантастических романов еще в прошло веке. Фактически здесь возникают те жевопросы, что и в случае глубокой интеграции информационных систем в жизньобщества. Но решение этих вопросов куда более сложная задача, нежели вовтором случае. Дело в том, что, как отмечалось в предыдущей главе, чистотехнические системы, как бы они не были сложны, остаются лишь техническимисистемами, которым не может быть вменена моральная ответственность за ихдействия. В случае же биотехнических систем такая ответственность можетвозникать в силу происхождения системы. Кроме того, в этом случае нельзясбрасывать со счетов ответственность перед такой системой, посколькуморальные устои современного общества подразумевают ответственностьчеловека перед биологическим существом. Таким образом, возникает реальнаяопасность создания членов общества, неподвластных самому этому обществу, аэто уже прямой путь к нарушению социальной стабильности.Заключение Итак, результаты проведенного исследования демонстрируют, чтосовременное общество находится на переломном этапе своего развития. Можносказать, что мы стоим на пороге новой цивилизации, которая будетпринципиально отличаться от всех общественных формаций, которыесуществовали в истории человечества. Это общество мы назвали информационнымили информационно-экологическим. Принципиальное отличие такого образованиязаключается в том, что на первый план в нем выходит не материальноепроизводство, что было характерно для прошлого человечества, а производствои перераспределение информации в широком смысле. Очевидно, обработкаинформации (в том числе биологической), станет определяющим факторомразвития современной техники и технологий. Безусловно, такой поворот в истории развития человечества произошелнеслучайно и направлен не просто на повышение уровня жизни членов общества,а является единственным средством на пути к выживанию в условияхнарастающего экологического кризиса. Однако путь этот оказывается не такимпростым, как можно было бы предположить. Дело в том, что при переходеобщества на новый уровень производства возникают уже не технологические,как это было ранее, а социально-психологические проблемы. Впервые творениечеловеческих рук оказывается не средством удовлетворения потребностей, афактором, от которого зависит существование самого творца. Можно сказать,что к такому повороту событий не оказались готовы ни один из социальныхинститутов, в том числе и философия. Таким образом, вопрос ососуществовании современных технических систем и самого человека, по-видимому, станет основным для ученых и философов конца XX — начала XXIвеков.Литература 1. Волков Г. Н. Истоки и горизонты прогресса. – М., 1976. 2. Дахин А. В., Щуров В. А. Апокалипсис технического объекта. – Н. Новгород, 1992. 3. Ленк Х. Размышления о современной технике. М.: Аспект пресс, 1996 4. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. –М.: Политиздат, 1991 5. Рапп Ф. Многоаспектность современной техники // Вопросы философии. №2. 1989. 6. Сидоренко Л. И. Развитие биотехнологии: философские аспекты // Философские науки. №3. 1989. 7. Шеменев Г. И. Философия и технические науки. – М., 1979.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Типология техники. Современные тенденции развития техники Технический Университет Реферат типология техники. Современные тенденции развития техники выполнил студент Петров А. Д. Проверил доцент Иванов И. И iconПроектирование как самостоятельная сфера культуры
Однако сегодня ясно, что без теоретических исследований невозможным было бы столь бурное развитие техники, а без философского и социального...
Типология техники. Современные тенденции развития техники Технический Университет Реферат типология техники. Современные тенденции развития техники выполнил студент Петров А. Д. Проверил доцент Иванов И. И iconМетоды и средства управления режимами на базе силовой полупроводникой техники
...
Типология техники. Современные тенденции развития техники Технический Университет Реферат типология техники. Современные тенденции развития техники выполнил студент Петров А. Д. Проверил доцент Иванов И. И iconФилософско-методологические проблемы техники и технических наук
Предмет философии техники, ее основные сферы и задачи, основные направления современной философии техники
Типология техники. Современные тенденции развития техники Технический Университет Реферат типология техники. Современные тенденции развития техники выполнил студент Петров А. Д. Проверил доцент Иванов И. И iconТема: История развития вычислительной техники
Цель: проследить развитие вычислительной техники с момента возникновения первых вычислительных инструментов до сегодняшних дней,...
Типология техники. Современные тенденции развития техники Технический Университет Реферат типология техники. Современные тенденции развития техники выполнил студент Петров А. Д. Проверил доцент Иванов И. И iconСтудентам 6 курса мбф. «Современные проблемы медико-биологической науки»
Назовите приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации
Типология техники. Современные тенденции развития техники Технический Университет Реферат типология техники. Современные тенденции развития техники выполнил студент Петров А. Д. Проверил доцент Иванов И. И iconРеферат по дисциплине " Испытания изделий электронной техники" Выполнил Студент гр. 4031 Избачков Ю. С
В данной работе рассматриваются основные методы контроля динамических параметров цап
Типология техники. Современные тенденции развития техники Технический Университет Реферат типология техники. Современные тенденции развития техники выполнил студент Петров А. Д. Проверил доцент Иванов И. И iconРеферат по курсу "Техники медитации" " Техники медитации в учении Гурджиева"
Карлос Кастанеда и возрождение шаманских психотехник магического действия и медитации
Типология техники. Современные тенденции развития техники Технический Университет Реферат типология техники. Современные тенденции развития техники выполнил студент Петров А. Д. Проверил доцент Иванов И. И iconИнтеллектуалы XXI века» Микропроцессор как универсальный элемент автоматики Секция «Проблемы техники и техносферы»
За последние десятилетия процесс развития техники и электроники настолько молниеносен, что отучились удивляться каждому очередному...
Типология техники. Современные тенденции развития техники Технический Университет Реферат типология техники. Современные тенденции развития техники выполнил студент Петров А. Д. Проверил доцент Иванов И. И iconВ. И. Крахоткин, Г. П. Стародубцева, А. А. Хащенко, Г. Е. Ковалёва лабораторный практикум по оптике
Наземные транспортно-технологические комплексы (бакалавр техники и технологии), 190600. 62 – Эксплуатация транспортно-технологических...
Типология техники. Современные тенденции развития техники Технический Университет Реферат типология техники. Современные тенденции развития техники выполнил студент Петров А. Д. Проверил доцент Иванов И. И iconМинистерство сельского хозяйства российской федерации департамент кадровой политики и образования федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ставропольский государственный аграрный университет в.
Наземные транспортно-технологические комплексы (бакалавр техники и технологии), 190600. 62 – Эксплуатация транспортно-технологических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы