Когнитивно-рациональное консультирование icon

Когнитивно-рациональное консультирование



НазваниеКогнитивно-рациональное консультирование
Дата конвертации02.07.2012
Размер174,35 Kb.
ТипРеферат
Когнитивно-рациональное консультирование


Реферат по курсу “Когнитивно-рациональное консультирование” Содержание Введение Рационально-эмоциональная психотерапия Когнитивная психотерапия Пример: депрессии и неврозы Когнитивно-рациональное консультирование Заключение Список использованной литературыВведение Когнитивной или рационально-эмоциональной психотерапией называютсовокупность психотерапевтических методов, в основе которых лежитпредставление о первичности сознательной, рациональной стороны психики вразрешении психологических проблем, в том числе личностных и эмоциональных.Ясный рассудок и здравый смысл считали основой психологической устойчивостии душевного здоровья на протяжении столетий, но бурное развитие концепцийглубинной психологии в ХХ веке оттеснил этот принцип на второй план.Основные идеи когнитивной парадигмы были сформулированы в начале 60-ыхгодов психотерапевтами-американцами А. Беком и А. Эллисом в противовеспсихоаналитической и бихевиоральной теориям личности. И хотя в дальнейшемпроизошла весьма заметная интеграция когнитивной психотерапии с этимиподходами (выразившейся в создании когнитивно-аналитической психотерапии),работы Эллиса и Бека следует считать оригинальным направлением теории ипрактики психологической помощи. Данное направление обычно принято разделять на рационально-эмоциональнуюпсихотерапию (А. Эллис) и когнитивную психотерапию (А. Бек). Как пишетН.Ф. Калина, “...оба автора склонны рассматривать любого обычного человека,решающего свою проблему, как своего рода учёного-исследователя, но такого,который недостаточно хорошо осознаёт свои методы и возможности”[1]. Призначительном сходстве их подходы имеют и различия. Взгляды А. Бека ближе к общим представлениям когнитивной психологии опсихике как о присущей живым организмам системе получения, обработки ихранения информации.С этой точки зрения, психические и личностные расстройства (тревога,депрессия, фобические реакции, скука, ощущение неполноценности и т.п.)возникают вследствие нарушений и сбоев в информационных процессах,негативно влияющих на тесно связанные с ними эмоциональные и мотивационныеаспекты деятельности и поведения. Психотерапевт в некотором смыслефункционирует как “системный программист”, который способен устранить сбоив “операционной системе” клиента и даже научить этому “конечногопользователя”, то есть своего клиента. В отличие от взглядов Бека, терапевтическая модель Эллиса во многомопределяется состоящим в её названии словом “рациональная” – Эллиспрослеживает в составе внутреннего опыта личности рационально выделяемыеочевидные образования, в которых усматриваются фундаментальныехарактеристики мира, и показывает, как можно усомниться в этих “непреложныхданностях”. Можно сказать, что в когнитивной терапии максимальнопредставлен и работает принцип, взятый из изречения Р. Декарта – “мыслю,следовательно существую”. Качество мышления определяет психологическуюкомфортность существования – психологические проблемы могут возникать, есличеловек неправильно представляет себе нечто, вплоть до самого себя (Я-концепции). Рационально-эмоциональная психотерапия В рационально-эмоциональной терапии, разработанной А. Эллисом в 50-ыегоды ХХ века, выделяется 3 ведущих психологических аспекта функционированиячеловека: мысли (когниции), чувства и поведение. Эллис подчёркивает, чтонадо отличать описательные (дескриптивные) когниции, содержащие информациюо реальности, от оценочных, содержащих отношение к этой реальности. С точкизрения рационально-эмоциональной терапии, не объективные события вызываютпозитивные или негативные эмоции, а их внутреннее восприятие и оценка.Поэтому генерализации, ложные выводы и жёсткие установки считаютсянарушениями в когнитивной сфере и называются иррациональными установками.Возникновение психологических проблем Эллис связывает с функционированиемиррациональных установок. Работа консультанта сводится к опознаванию иррациональных установок, кконфронтации с ними, их пересмотру и, наконец, к закреплениюфункционирования рациональных, уже гибких (а не первоначальноабсолютистских) установок. Рационально-эмоциональная терапия в первуюочередь показана тем клиентам, кто способен к интроспекции и самоанализу.Она предполагает активное участие клиента на всех этапах консультирования,установление с ним отношений партнёрского типа. Этому способствуетсовместное обсуждение возможных целей консультирования, проблем, которые быхотел разрешить клиент. Цель рационально-эмоциональной терапии – перевод клиента в проблемнойситуации с иррациональных установок на рациональные. На первом этапе проводится кларификация, то есть прояснение параметровсобытия, тех, которые клиента наиболее затронули или вызвали неадекватнуюреакцию. На этом этапе целью консультирования является не поощрение клиентак уходу от столкновения с событием, не изменение его, а осознание системыоценочных когниций, затрудняющих разрешение этого конфликта, перестройка еёи только после этого этапа – принятие решения об изменении ситуации. Впротивном случае клиент сохраняет потенциальную уязвимость в сходныхситуациях. По-моему, логика этого процесса чем-то напоминает этап“экологической проверки” из процесса рефрейминга, с которым работают в НЛП(нейролингвистическом программировании). Следующий этап консультирования – это идентификация следствий, выявлениевсех эмоциональных реакций на событие. Этот этап производится, чтобыраспознать эмоции, не осознаваемые клиентом из-за включения той или инойпсихологической защиты. У некоторых клиентов осознание и вербализацияиспытываемых эмоций затруднены из-за словарного или поведенческогодефицита, а также “вторичного выигрыша”. Консультант наблюдает заэкспрессией и невербальным поведением клиента при рассказе его о событии,предоставляет обратную связь говоря о своём восприятии характераэмоциональной реакции клиента, высказывает предположения о чувствах имыслях обычного человека в похожей ситуации (что помогает клиенту осознатьсвои эмоции, прежде неосознаваемые). Эллис выделил 4 наиболее распространённые группы иррациональныхустановок, создающих проблемы: 1. Катастрофические установки; 2. Установки обязательного долженствования; 3. Установки обязательной реализации своих потребностей; 4. Глобальные оценочные установки. Среди наиболее типичных иррациональные убеждения, с которыми сталкиваетсяконсультант в своей психологической практике, следующие: 1. Есть жёсткая необходимость быть любимым или одобряемым каждым значимым другим; 2. Каждый должен быть компетентен во всём; 3. Большинство людей подлые или испорченные; 4. Случится катастрофа, если события пойдут по незапланированному пути; 5. Несчастья человека обусловлены внешними силами (“форс-мажор”), и у людей мало шансов их контролировать; 6. Если существует опасность, то не следует её преодолевать…; 7. …Легче избежать определённых жизненных трудностей, чем испытывать их и нести ответственность; 8. “Слабый” зависим от “сильного”; 9. Прошлая история человека влияет на его настоящее поведение;10. Не надо беспокоиться о чужих проблемах;11. Надо чётко, правильно и отлично решать все проблемы, а то произойдёт катастрофа;12. Если кто-то не контролирует свои эмоции, то ему нельзя помочь. Цель этапа реализована, когда в области проблемы выявлены иррациональныеустановки. Следующий этап консультирования – реконструкция иррациональных установок,которая может протекать на когнитивном уровне, на уровне воображения, науровне поведения. Реконструкция на когнитивном уровне включаетдоказательство клиентом истинности установки и необходимости её сохраненияв данной ситуации. Обычно в процессе такого рода доказательства клиент ещёболее отчётливо видит негативные последствия сохранения своей установки. Науровне воображения клиент мысленно погружается в психотравмирующуюситуацию. При негативном воображении, например, он должен максимально полноиспытать прежнюю эмоцию, а затем попытаться уменьшить её уровень, осознав,за счёт каких новых установок ему этого удалось достичь. (Мне этоупражнение своей логикой чем-то напоминает технику визуально-кинестетической диссоциации из арсенала НЛП). На уровне действия работаеттехника моделирования, демонстрация различных вариантов поведения впроблемной ситуации с целью модификации установок. Важным этапом рационально-эмоционального консультирования являютсясамостоятельные задания, способствующие закреплению адаптивного поведения. Когнитивная психотерапия Основные положения когнитивной психотерапии были сформулированы А. Бекомнезависимо от рационально-эмоциональной терапии А. Эллиса. В отличие отрационально-эмоционального подхода Эллиса, положившего в основу своеймодели представления о ведущей роли абсолютистских требованийдолженствования в образовании неврозов, автор когнитивной модели А. Беквидит их причины в нарушениях переработки информации. Он выделяет триосновных группы механизмов, в которых возможны нарушения: когнитивныеэлементы, когнитивные процессы и когнитивное содержание. Когнитивные элементы делятся на базисные посылки (в которых содержатсяглубинные представления личности об окружающем мире, других людях и самойсебе) и автоматические мысли (которые сопровождают переработку информации вданный момент времени). Примеры базисных посылок: “Доверять людям опасно”,“Я никому не нужен и поэтому никто меня не любит”. Автоматические мыслиполучили своё название в силу своей непроизвольности, быстротечности ибессознательности. Человек не выбирает информацию для размышлений, асосредотачивается на ней непроизвольно. Эти мысли резко отличаются отосознанных, при которых сохраняется та или иная степень контроля запредметом, но субъективно они переживаются как правдоподобные. Когнитивные процессы – связующее звено между базисными посылками иавтоматическими мыслями, обеспечивающие соответствие вновь поступающей всознание информации с прежними представлениями. Например: “Меня никто нелюбит, потому что я толстая. А если кто и полюбит, я не буду иметь с нимдела – у него вкус дурной”. Когнитивное содержание объединяет элементы иоперации вокруг какой-либо специфической темы (“Я сексуальнонеполноценная”, “Никогда не выйду замуж” и тому подобное). Среди основных логических нарушений, сопровождающих автоматические мысли,можно выделить произвольное умозаключение, избирательность и чрезмерноеобобщение, “чёрно-белое” мышление (склонность мыслить в категориях типа“прекрасный – ужасный”, персонификацию (стремление относить к себеличностно нейтральные события), преуменьшение или преувеличение важностиотдельных событий или поступков. Когнитивная психотерапия тоже исходит из того, что восприятиеопосредовано мышлением, и если это среднее звено осознать, то можно понятьэмоциональные и поведенческие аспекты реакции человека. На когнитивнойстадии Бек выделил следующие нарушения переработки информации, которыеискажают видение объекта или ситуации и являются причиной ложныхпредставлений: обозначение, селекция, интеграция и интерпретация. Поэтому целью когнитивного консультирования является исправлениенеадекватных когниций, а вместе с тем осознание правил неадекватнойобработки информации и замена их правильными. Считается весьма желательнымиспользовать тот опыт в позитивном решении жизненных задач и переносаправил их решения на проблемные сферы, который имеется у клиента. Клиент иконсультант должны в самом начале достичь согласия в отношении целиконсультирования – центральной проблемы, подлежащей коррекции, средств еёдостижения, возможной продолжительности консультирования. Установлениеконтакта может начаться с принятия консультантом некоторых представленийклиента о проблеме с постепенным рациональным переводом его на позициикогнитивного консультирования. На начальном этапе важным является сведение проблем – идентификацияпроблем, имеющих в основе одни и те же причины, и их группировка. (Другимвариантом является нахождение первого звена в “цепи” симптомов, который изапускает всю цепь). Задача следующего этапа – осознание и вербализация неадаптивных когниций,искажающих восприятие реальности. Термин “неадекватная когниция”применяется к любой мысли, вызывающей неадекватные или болезненные эмоции изатрудняющей решение какой-либо проблемы. Консультант может предложитьклиенту сосредоточиться на мыслях или образах, вызывающих дискомфорт впроблемной ситуации или сходных с ней. Неадаптивные когниции носят характер“автоматических мыслей”, возникающих без предварительного рассуждения и дляклиента самого имеющих характер правдоподобных, не подвергаемых сомнению.Они направляют его поступки, хотя являются непроизвольными и не привлекаютего внимания. фокусировавшись, клиент может распознать их и зафиксировать.Неоднократное приближение или погружение в ситуацию позволяет сначалаосознать, собрать их, а впоследствии уже представить в развёрнутом виде. После этапа обучения клиента умению идентифицировать свои неадаптивныекогниции нужно научить его рассматривать их объективно. Этот процессназывается в когнитивном консультировании отдалением. Клиент рассматриваетсвои неадаптивные когниции и автоматические мысли как обособленные отреальности отдельные психологические явления. Отдаление важно, т.к. во-первых, помогает клиенту повысить способность разграничить те мнения,которые надо обосновать и неопровержимые факты, а во-вторых, позволяетосуществить дифференциацию (различение) внешнего мира и своё отношение кнему. Следующий этап условно получил названия этапа изменения правил регуляцииповедения. Согласно когнитивной психотерапии, люди для регуляции своейжизни и поведения других используют правила (предписания, формулы). Этасистема правил в значительной степени предопределяет обозначение,истолкование и оценку событий. Правила регуляции поведения, носящиеабсолютный характер, влекут за собой регуляцию поведения, не учитывающуюреальной ситуации, вызывая проблемы у человека; поэтому клиенту необходимомодифицировать эти правила, сделать их более гибкими, менеегенерализованными и больше учитывающими реальность. Содержание правилрегуляции поведения вращается вокруг двух осей: опасность – безопасность иболь – удовольствие. Хорошо адаптированный человек обладает достаточногибким набором правил, позволяющим соотносить их с реальностью. В ситуацияхпсихологической или психосоциальной угрозы оценить имеющуюся степень рисказатруднительно. Например, человек, руководствующийся правилом “Если я не окажусь навысоте, будет ужасно”, испытывает затруднения в общении из-за неясногоопределения понятия "быть на высоте", и с этой же неопределённостью связанаего оценка эффективности его взаимоотношений с партнёром. Своипредположения о неудаче клиент проецирует на восприятие его другими. Задачаконсультанта – изменить правила, относящиеся к оси опасности/безопасности,восстановив нарушенный контакт с избегаемой ситуацией. Пример, относящийся к оси боли/удовольствия: человек, следующий правилу“Мне не стать счастливым, если я не буду знаменит”. Здесьгипертрофированное преследование одних целей наносит ущерб другим. Клиентобрекает себя на игнорирование других сфер своих отношений в угоду правилу.Выявив такую позицию, консультант поможет ему осознать ущербность такогоправила, и объяснит, что клиент был бы куда счастливее, еслируководствовался более реалистичными правилами (которые клиент должен найтисам с помощью консультанта). Перемена отношения к правилам саморегуляции, обучение клиента видеть вмыслях гипотезы вместо фактов, проверять их истинность и заменять на болеегибкие – это следующая задача консультирования. Консультант использует ужеимеющиеся “ресурсы” клиента (то есть навыки продуктивного решения задач вдругих сферах), а затем уже помогает обобщить и перенести их на проблемнуюсферу. Пример: депрессии и неврозы Когнитивная психотерапия исходит из предположения, что депрессия илиневроз являются следствием иррационального и нереалистичного мышления.Чувства и поведение человека в высокой степени зависят от его мнений,убеждений, мыслей и представлений. А. Эллис иА Бек называют это когнициями. Мысли и мнения можно разделить на несколькогрупп: описательные (дескриптивные), оценочные, причинно-следственные(каузативные) и предписывающие (прескриптивные). Всё они жёстко связанымежду собой, образуя своего рода систему жизненных правил, жить по которомуозначает неминуемо быть несчастным. Согласно А. Беку, перечень этихневротических правил (своеобразный “моральный кодекс невротика”) может бытьследующим: 1. Чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во всех своих начинаниях. 2. Чтобы чувствовать себя счастливым, меня должны любить (принимать, восхищаться) все и всегда. 3. Если я допускаю ошибку, значит, я глупый. 4. Если я не достиг вершины, значит, я потерпел поражение. 5. Как замечательно это – быть известным, богатым, популярным, и как ужасно быть обычным, посредственным человеком. 6. Моя ценность как личности определяется тем, что думают обо мне другие. 7. Я не могу жить без любви. Если мой начальник (жена, ребёнок, любовница) меня не любит, то значит, что я ни на что не годен. 8. Если кто-то со мной не соглашается, значит, он/она меня не любит. Отсюда выходит, что события сами по себе мало значат, подлинные чувствавызывают лишь мнения и оценки человека. Он чувствует то, что он думает поповоду воспринятого им. При этом они также могут противоречить друг другу –а человек всё равно чувствует себя несчастным. Абсолютистское, догматичное мышление лежит в основе депрессивноговосприятия мира. Невротик как бы закрывает глаза на позитивные стороныокружающего мира и собственной жизни и видит лишь негативные. Эллиспроводит чёткую границу между теми эмоциями, которые он называет“адекватными негативными эмоциями” (грусть, обида, страх, печаль, досада,сожаление и гнев) и невротическими, депрессивными переживаниями. С еготочки зрения, люди естественно огорчаются в тех случаях, когда их планы илинамерения не сбываются, когда окружающие оценивают их ниже, чем следует,когда они болеют или теряют близких людей. “Однако когда они обращают(сознательно или бессознательно) свои желания или цели в безусловныетребования и приказы, начиная убеждать самих себя в том, что они должны,просто обязаны в любых условиях и при любых обстоятельствах добиватьсяуспеха и удовлетворять все свои желания, то именно тогда они погружаются вдепрессию” – как пишет сам А. Эллис в одной из статей. Ещё одна причина депрессии – это специфическое самоотношение, при которомчеловек склонен сильнее наказывать себя за просчёты, чем хвалить за успехи,или когда полученные им похвалы выглядят меньше, чем заслуженные. Само посебе самонаказующее поведение может восприниматься как волевое,мужественное или как воспитывающее характер, но для того, чтобы стремлениек самонаказанию стало переходом в невротическую депрессию, необходимбессознательный (и иррациональный) переход от наблюдения, пожелания кпредписанию и оценке. Например: “Я вижу, как ужасно быть (низкорослым,толстым, бедняком с высшим образованием, провинциалом)” и т.п. Также люди впадают в депрессию, гнев или ярость в тех случаях, когда в ихжизни мало неожиданных радостей, удач и случайных успехов – и особенноесли, с их точки зрения, соседу или сопернику “везёт больше”. Дефицитположительного подкрепления, если говорить в терминах бихевиоризма) создаётто напряжение, которое может разрядиться в любом отрицательномэмоциональном состоянии. С точки зрения М. Селигмана и Л.Абрамсона, воснове невроза может лежать предвидение грядущих неприятностей. При этомимеется склонность приписывать негативным внешним событиям внутренние,стабильные и глобальные причины, а всё же если происходит что-то хорошее,то только случайно, и к тому же быстро проходит. Нереалистичные ожиданиягрядущих катастроф особенно характерны для нашего нестабильного времени. Подытоживая, можно отметить, что в рационально-эмоциональной терапиидепрессия и невроз рассматриваются как продукт следующих жизненныхустановок: 1. У личности сложилась отрицательная самооценка наряду с убеждением, что нельзя иметь серьёзных недостатков, иначе ты будешь ни на что не годным, неуместным и неадекватным; 2. Человек пессимистически смотрит на своё окружение. Он абсолютно убеждён в том, что оно должно быть значительно лучшим, а если не выходит – это совершенно ужасно; 3. Будущее воспринимается в мрачном свете, неприятности неизбежны, а невозможность стать более счастливым делает жизнь бессмысленной; 4. Низкий уровень самоодобрения и высокая склонность к самоосуждению сочетаются с представлением о том, что личность обязана быть совершенной и должна получать одобрение от других, а иначе она не заслуживает хорошего отношения к себе и должна быть наказана; 5. Ожидание неприятностей предполагает их неизбежность и то, что человек как-то обязан справляться с ними, а если этого не происходит, значит он хуже всех. Когнитивно-рациональное консультирование Когнитивно-рациональный метод в психологическом консультировании имеетсвоих поклонников. Хороший когнитивный консультант не только обучаетклиента навыкам рационального анализа собственных действий и лежащих в ихоснове мнений и представлений о реальности, но и объясняет, что этотпроцесс – не “рационализация” или “психологическая защита”. Данный подход в психологическом консультировании опирается прежде всегона силу сознательного разума, здравого смысла. Поэтому его эффективностьнаходится в зависимости от того, насколько эта сила у клиента значительна.Необходимы навыки самонаблюдения (интроспекции), хорошо развитое логическоемышление, склонность к абстрактному рассмотрению жизненных ситуаций. Этимисвойствами скорее обладает сам консультант, чем его клиент, у которого какраз здесь возможны проблемы. Даже очень эффективный когнитивный консультантмало поможет клиенту, который не любит думать и размышлять. Между прочим,аутопсихотерапевтический потенциал когнитивно-рациональногоконсультирования весьма велик, особенно для тех людей, кто любитанализировать свои мысли, чувства и поведение. В когнитивно-рациональном консультировании работа с клиентом начинается спопытки осознать автоматические мысли. Направив на них внимание, клиентлучше представляет их содержание и последствия. Одна из техник, которыешироко применяются для этого в консультировании – “заполнение пробела”, прикотором человек учится улавливать последовательность внешних событий исвоих реакций на них. Осознание промежуточного, пропущенного звенапозволяет найти причину депрессивного состояния, робости или скованногоповедения (например), которые успели стать привычным фоном бытия. По меретого, как клиент учится распознавать автоматические мысли и выявлять ихнеадаптивную сущность, он относится к себе всё более объективно, понимая,как в них происходит искажение реальности. Способность к объективномурассмотрению автоматизмов Бек называет дистанцированием. Здоровые людиобладают этой способностью отличать свои мысли и мнения, гипотезы ипредположения от реальных фактов и событий жизни, у невротиков онанарушена. Кроме того, невротики часто имеют склонность относить к себе инаделять личностным смыслом события, которые не имеют к ним причинногоотношения. Техника, предназначенная для того, чтобы переубедить клиента в том, чтоон является центром всех событий, называется децентрацией. Этот процессособенно успешно происходит в группах, где участники с удивлениемубеждаются в том, что, с одной стороны, их проблемы, казавшиеся имуникальными, в достаточной степени типичны, а с другой что центром мировыхявлений считает себя почти каждый. Обретя способность проверять правдивостьсвоих мнений, достоверность и точность умозаключений (валидность), клиентстановится не только более реалистичным, но и более эффективным. Умение непутать мнения с реальностью – важнейшая составляющая психического здоровьяи личностного благополучия. Когнитивно-рациональное консультирование ставитсвоей основной задачей формирование прочного фундамента опыта и знания,опираясь на который, человек может руководствоваться разумом и здравымсмыслом в решении проблем любой сложности, не отягощая своё сознаниенавязчивыми невротическими мыслями и чувствами. Личность, скованная иррациональными установками, постоянно находится вплену отрицательных эмоций. Не в силах с ними совладать, она в своёмповедении может проявлять лишь беспомощную некомпетентность. Консультант,работающего в соответствии с принципами когнитивно-рациональногоконсультирования, строит помощь таким людям в несколько этапов. Сначалапроисходит работа над прояснением абсолютистской системы аксиом,блокирующих деятельность, затем идёт обсуждение их как гипотетических,вероятностных. Кроме того, подавленные глубокими страхами, депрессивные итревожные клиенты нуждаются в смене общей точки зрения на мир – им нужнопомочь овладеть принципом принятия вместо принципа долженствования. Консультант может задать клиенту такие вопросы: 1. Почему Вы должны всё делать хорошо? Разве бизнес-партнёр (жена,начальник, любовница…) сразу разочаруется в Вас, если Вы совершите ошибку?Все люди время от времени ошибаются. Конечно, ошибки нужно исправлять, норазве за них всегда и всех следует наказывать? Разве Ваши друзья и близкиене умеют прощать? 2. Кто и когда сказал, что Вы должны получать одобрение каждого, в комзаинтересованы? Разве Вы должны нравиться всем? А если Вы кому-то и ненравитесь – разве это делает Вас плохим? Вспомните, ведь Вам нравятсядалеко не все люди, с которыми Вы встречаетесь. И они живут при этомспокойно. 3. Предположим, Вы действительно посредственный, заурядный человек. Норазве следует из этого, что Вы ещё и обязательно должны быть несчастным?Быть может, Вы действительно не сделаете ничего выдающегося. А кто сказал,что Вы обязаны быть незаурядным? Почему быть обычным человеком ужасно? Вмире миллионы таких людей, и большинство из них счастливы и довольныжизнью? Для того, чтобы распознавать свои иррациональные установки, в когнитивномконсультировании применяется процедура кларификации, или прояснения. Задачакларификации состоит в разделении описаний и оценок, пожеланий ипредписаний, к прояснению тех логических связей, которые формируют причинно-следственные отношения. Одним из самых простых способов считается –продемонстрировать клиенту все "Если..., то...", которые содержатся в егорассуждениях, а также поведенческие последствия таких оппозиций. Однакобывает и так, что самый блестящий инсайт клиента в отношении своихиррациональных мнений не приводит к отказу от них и тем более изменениюсвоего поведения. Подытоживая, важно отметить, что когнитивно-рациональное консультированиеотносится к инсайт-ориентированным видам. Инсайт в его рамкахрассматривается как процесс установления связей между событиями жизни ипсихологическими реакциями. Инсайт направлен на раскрытие значения, котороечеловек придаёт внешнему окружению и внутренним ощущениям. Заключение Позиции и технические приёмы А. Эллиса, автора рационально-эмоциональнойпсихотерапии, и А. Бека, автора когнитивной психотерапии, достаточноблизки. Рационально-эмоциональное консультирование отличается большейструктурированностью теоретических понятий и этапов последовательной работыс клиентом. Происходит эффект использования сознательного жизненного опыта. Акцент наинтерпретацию скрытого символического значения не делается. Когнитивно-рациональное консультирование стремится достичь изменений вструктуре личности, в её регулятивной системе, так чтобы клиент чувствовалсоответствие с требованиями окружения и был в большей гармонии со своимипотребностями. Список использованной литературы: 1. Н.Ф. Калина. “Когнитивная терапия: рассудок, разум, рациональность”// Основы психотерапии. М, 1997. 2. Психотерапевтическая энциклопедия. П/р. Б.Д. Карвасарского. СПб, 1998. 3. Л. Хьелл, Д. Зиглер. Теории личности. СПб, 1999. 4. Ричард Нельсон-Джоунс. “Рационально-эмотивное бихевиористское (поведенческое) консультирование” и “Когнитивное консультирование” // Теория и практика консультирования. СПб, “Питер Пресс”, 2000. 5. А.П. Федоров. Когнитивная психотерапия. СПб, 1991.----------------------- [1] Н.Ф. Калина. Основы психотерапии. М, 1997.




Нажми чтобы узнать.

Похожие:

Когнитивно-рациональное консультирование icon«Управленческое консультирование»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500....
Когнитивно-рациональное консультирование iconКогнитивно-прагматические основания окказионализмов в современном английском языке (на материале произведений дж. Фаулза)
Когнитивно-прагматические основания окказионализмов в современном английском языке
Когнитивно-рациональное консультирование iconПринципы рационального питания Рациональное питание
Рациональное питание – это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее улучшению...
Когнитивно-рациональное консультирование iconПравильный справочник Автор: Anonymous Содержание
И иррациональное говно преподносится под маркой науки, чего-то рационального, чего неразумные понять не могут (это прямое нарушение...
Когнитивно-рациональное консультирование iconМинистерство образования и науки российской федерации
Значимость ясного представления о предмете "Охрана природы и рациональное природопользование" в системе общеэкологических знаний....
Когнитивно-рациональное консультирование iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации государственный университет – высшая школа экономики факультет философии Программа дисциплины «Политическое консультирование»
Курс «Политическое консультирование» представляет собой авторскую программу, разработанную практикующим политическим консультантом...
Когнитивно-рациональное консультирование iconСреднезалоговые отношения в современном английском языке: когнитивно-функциональный аспект

Когнитивно-рациональное консультирование iconПрограмма государственного экзамена по направлению 022000. 68 – Экология и природопользование Магистерская программа
Значимость ясного представления о предмете "Охрана природы и рациональное природопользование" в системе общеэкологических знаний....
Когнитивно-рациональное консультирование iconПрограмма подготовки магистров «Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов» по направлению 280700 «Техносферная безопасность»
«Промышленная экология и рациональное использование природных ресурсов» по направлению
Когнитивно-рациональное консультирование iconРабочая программа дисциплины Процессы переработки сырья направление подготовки 241000 «Энерго- и ресурсосберегающие процессы в химической технологии, нефтехимии и биотехнологии»
Дисциплина «Процессы переработки сырья и рациональное использование природных ресурсов» относится к профессиональному циклу и является...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©rushkolnik.ru 2000-2015
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы